Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Все о русских богатырях. Кто такие богатыри

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Обширны и богаты русские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит слабый, и поэтому довольно часто земледельцам и пахарям приходилось откладывать свои серпы и плуги и выступать с оружием в руках на защиту своей земли от многочисленных врагов — кочевых племен, воинственных соседей. Все это нашло отражение в народных эпических песнях-былинах, в которых воспевалось не только мастерство и трудолюбие простого народа, но и его воинская доблесть. Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах, такие как Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микула Селянинович и другие. Я задался вопросом, а какие они богатыри современности, есть ли они сейчас?

В своей работе хотелось бы разобраться, кто такие богатыри, кого мы можем назвать богатырем и есть ли богатыри сейчас.

В связи с этим, мы выбрали тему своей исследовательской работы - «Богатыри земли русской».

Цель работы : узнать, кто такие былинные богатыри и есть ли сейчас богатыри в современной жизни

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    узнать, кто такой богатырь;

    выяснить, какими качествами должен обладать богатырь;

3) познакомиться с литературой и произведениями искусства о русских богатырях;

4) познакомиться с «великими» людьми нашего времени;

5) сравнить качества былинных и современных героев;

    провести анкетирование учащихся 2 - 4 класса, с целью выяснить какими качествами должен обладать настоящий богатырь, кого можно назвать богатырем современности;

    проанализировать результаты исследований;

    провести классный и час изготовить с учащимися проект на тему: «Русские богатыри», создать фильм о современных богатырях.

В основу исследования положена гипотеза : допустим, что богатыри - это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой. Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет. А что, если богатырь - это пример великого духа русского человека.

Объект исследования - русские богатыри

Предмет исследования - качества богатырей.

Во время выполнения работы использовались методы:

Метод поиска информации (анализ и обобщение литературы по теме исследования)

Наблюдение;

Анкетирование.

Теоретическая значимость: систематизация и обобщение материала по теме исследования.

Практическая значимость: практическое использование полученного материала на уроках, классных часах, во внеклассных мероприятиях, в повседневной жизни родителями в деле воспитания детей

    Богатыри земли русской

I.1. Откуда к нам пришло слово «богатырь»

В настоящее время слово «богатырь» можно услышать очень часто: «богатырская сила», «богатырское здоровье», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны.

Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого-то с былинными заступниками родной земли.

Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Сначала мнения ученых были трех видов:

1. Одни считали, что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, где является в различных формах: багадур, батур, батыр, батор. Предполагается, что слово имеет значение исторического характера, что его первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, как теперешнего «господин».

2. Ученый Ф.И. Буслаев, выводил "богатырь" из слова "Бог" через "богатый".

3. Историк русской литературы и фольклорист О.Ф. Миллер и другие считали, что слово «богатырь» - русское и восходит к древнеславянской истории (праарийскому началу и санскритскому языку). Мнение исходило из того положения, что и «багадур» слово не татарское, а заимствовано с санскритского baghadhara (обладающий счастьем, удатный).

Против заимствования из татарского языка в пользу славянского происхождения выступают филолог В. Кожинов и историк Л. Прозоров. Они утверждают, что слово «богатырь» гораздо более близкой к былинной форме, появилось в надписях болгар — «боготур» (некоторые из этих боготуров носят вполне славянские имена — Славна).

Наше мнение о слове «богатырь» тоже в поддержку славянского происхождения. Оно не откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое и гораздо древнее, чем описывалось раньше.

I.2. Былинные богатыри

Тема богатырей все больше уносит нас в древнюю культуру и историю нашего народа.

Былины - это т древняя мудрость нашего народа. Былина произошла от слова «быль», а оно от древнеславянского глагола - «быти», то есть то, что было и происходило. Слагались былины сказителями - хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

В нашем исследовании мы попытались включить древнее образное мышление и познакомиться с былинными богатырями поближе.

Мы узнали, что по преданиям и древнейшим былинам сначала существовали богатыри-великаны. Познакомимся с некоторыми из них.

Горыня (Сверни-гора, Вертигор) - горный великан, обладающий нечеловеческой силой, выворачивал камни, ломал горы, нарушал (изменял) природу вещей: «

Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб) - Лесной великан, обладающий нечеловеческой силой. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин:

Усыня(Усыныч, Усынка, Крутиус) - Речной великан, правит водной стихией

Дунай Иванович - Сильномогучий богатырь, »

Святогор - Богатырь-великан невероятной силы. «(Приложение 1)

Былины о богатырях-стихиях, по нашему мнению, воспевают величественность и одухотворенность природы и несут нам через века мудрость единения и взаимосвязи всего в мире. Былинные богатыри-стихии - не люди, но полностью соответствуют изначальному образу богатыря. Сила природных стихий превосходящая человеческую, могущественная и божественного происхождения (творящая и разрушающая). Она щедрая на природные дары и покровительствует всем: животным, растительности, человеку. Мы предполагаем, что поэтому стихии представляли в богатырском образе.

На смену богатырю-стихии пришел богатырь-человек . По мнению историков, былины про одного и того же богатыря писались столетиями (в разные века) и отражают подвиги реальных воинов. То есть образы большинства былинных богатырей собирательные (собирался с разных народных героев и событий). Познакомимся с некоторыми богатырями из былин « Вольга и Микула Селянинович», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин - царь», «Илья Муромец и Идолище». (Приложение 2)

Былинный богатырь-человек также соответствуют первоначальному значению слова «богатырь». Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь,— богатыри».

По былинам богатыри наделены превосходящей силой с рождения или по достижению духовной зрелости. По преданиям такая сила давалась только духовно созревшим людям, потому что менее духовным человеком такая сила может применяться во вред окружающему. Кажется сказкой, но даже мои прадедушка и прабабушка рассказывали о таких необычных людях в их времена. А также богатыри духовно сильные. Сила в том, что они не за награды, а для торжества правды, справедливости, свободы совершают подвиги на благо всему народу; защищают Русь-матушку не щадя своей жизни при любых обстоятельствах (неравный бой и другое). Богатыри проявляют лучшие качества - любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость, независимость духа, борьбу за справедливость, правду, честь и др.

Мы думаем, что объединение Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича - это призыв и стремление народа к единству. Сила народа - в единении. Объединение качеств трех богатырей говорит о том, что для защиты родины, победы важна не только сила натиска, но и находчивость и умение решения вопроса мирным путем. «Три богатыря» - это образ богатырского духа и мощи русского народа. В старину говорили: «У Славянина руки - в труде, а ум - со Всевышнем».

I.3. Современные богатыри

А есть ли сейчас в современном мире богатыри? Чтобы узнать, мы решили познакомиться с некоторыми «великими» людьми прошлых столетий и нашего времени.

Спортсмены: легендарные чемпионы - борцы И.М. Поддубный и И. С. Ярыгин; чемпионы - тяжелоатлеты В.И. Алексеев и Л.И. Жаботинский и другие.

Военначальники: великий русский полководец А.В. Суворов; русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов; маршалы полководцы Великой Отечественной Войны A.M. Василевский и Г.К. Жуков; маршалы авиации И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин и другие.

Офицеры и рядовые Великой Отечественной Войны. Они все настоящие герой нашей Родины. Они проявили стойкость, мужество, горячую любовь к Родине, сражались не жалея своей жизни за наше будущее и будущее России. Будем всегда помнить их подвиг! (Приложение 3)

Мы попробовали сравнить «великих» людей нашей Родины с характеристиками богатыря.

Характеристики богатыря:

Мы не смогли среди «великих» людей современного времени найти богатыря в родном значении этого слова. Военачальники больше похожи на витязей. Спортсмены состязаются на соревнованиях без угрозы жизни стране, а если вдруг война, они могут и не пойти на нее. Добровольцы сильны духом, но могут не превосходить силой и участвовать не во всех войнах. Но мы не хотим сказать, что богатырей нет. Может, нам о них не известно, не слагают о них современных былин. Да и значение слова «богатырь» сейчас размытое. (Приложение 4)

Выводы по главе I

В этой главе мы подобрали и изучили литературу по данной теме. Узнали, кто такой богатырь. Изучили предания и былины, а также былинными богатырями. Выяснили, какими качествами обладали настоящие богатыри.

Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Это доблестные богатыри, храбрецы, ищущие себе трудных ратных подвигов. Боевые походы - основа их повседневной жизни. Они образуют своего рода богатырское сообщество. Как и былинные богатыри, они были огромного роста и необъятной силы; закаленный в перенесении трудностей и лишений.

Мы задались вопросом, знают ли мои сверстники о былинных богатырях, какими качествами по их мнению должны обладать настоящие богатыри и существуют ли современные богатыри. С этой целью мы провели исследовательскую работу.

Глава II. Исследовательская работа

Изучив литературу, мы решили провести практическую работу с целью исследовать, какими качествами должны обладать настоящие богатыри и выяснить, существуют ли современные богатыри мы поставили перед собой следующие задачи:

    Провести анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов и их родителей с целью выяснить, каких былинных богатырей они знают, какими качествами должны обладать богатыри, откуда узнали о богатырях, можно ли стать богатырем сейчас, почетно ли быть богатырем и проанализировать результаты.

2 . Взять интервью у библиотекаря школьной библиотеки с целью выяснить, какие книги читают современные дети.

3 . Проанализировать, людей каких профессий можно отнести к современным богатырям

5 . Создать фильм о современных богатырях, выпустить панно на тему: «Русские богатыри»

II.1. Анкетирование учащихся 2-4 классов и их родителей

Мы провели анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов и их родителей. В этом опросе участвовали 42 человека (21 ребенок и 21 взрослый). Результаты опроса:

    На вопрос «кто такие богатыри?» дети и взрослые написали похожие ответы. Общее описание: Богатыри - это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа.

    Самые известные богатыри:

Среди детей и взрослых самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

75% детей и 58% взрослых хотели бы быть похожими на Илью Муромца. Потому что он самый сильный, всегда защищал родную землю и был нашим земляком.

8% детей - на Добрыню Никитича, потому что он был мудрым, а из взрослых 20% - на Алешу Поповича, потому что силен, самый молодой и смекалистый.

2% взрослых - на Пересвета и Ослябю - которые после военной жизни задумались о высоком смысле жизни, ушли в монашество. 17% - 20% детей и взрослых захотели быть похожими сами на себя.

    Основные качества богатыря

Дети: Взрослые:

Физическая сила (67%) - физическая сила (75%)

Сила духа (33%) - сила духа (16%)

Силой духа отмечено - любовь к Отчизне, храбрость, мужественность, находчивость, сила воли, доброта, чувство справедливости и другие.

Военное искусство (9%)

Дети видят богатыря не обязательно воином, но человеком всегда очень могучим и сильным духом. Взрослые видят богатыря не только могучим и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила.

    Привлекает в богатырях

Но привлекают и детей и взрослых в богатырях их духовные качества (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).

    Откуда узнали о богатырях?

Дети: Взрослые:

Книги (былины, сказы)(67%) - книги (былины, сказы) (50%)

Кино и мультфильмы (25%) - кино и мультфильмы (33%)

Рассказы, экскурсии (8%) - рассказы, экскурсии (17%)

О богатырях дети и взрослые узнали в основном из книг.

67% детей и 25% взрослых считают, что не может, потому что у женщины меньше силы и это не женское дело, женщина-хранительница домашнего очага и семьи. А 33% детей и 67% взрослых считают, что может, потому что побеждать женщине помогают женская мудрость, хитрость и смекалка.

    А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать?

83% детей и 25% взрослых считают, что настоящих богатырей уже нет, потому что со временем люди изменились или не знают о них, а богатыри остались героями древности. Но7% детей и 67% взрослых считают, что и сейчас есть богатыри - это спортсмены, солдаты войны, полководцы.

    Можно ли стать богатырем?

Большинство детей и взрослых считают, что можно. Для этого нужно верить в себя, заниматься спортом, быть справедливым, добрым, мудрым, честным, тренировать силу воли, духа, помогать людям, быть патриотом. Но часть детей и взрослых считают, что не получится. Потому что физические и духовные данные закладываются от природы (Бога). Можно стать хорошим человеком, сильным спортсменом, героем, но не богатырем.

Половина взрослых и часть детей считают, что сейчас богатырем быть не почетно. Потому что со временем перестали цениться черты характера, за которые богатырей уважали и стремления людей изменились в сторону достижения материальных ценностей. Но большинство детей и 42% взрослых считают, что почетно. Потому что нам не хватает таких людей как богатыри, верят в вечные человеческие ценности, смотрят с надеждой и оптимизмом в будущее. (Приложение 5)

II.2. Интервью с библиотекарем школьной библиотеки

Мы взяли интервью у библиотекаря школьной библиотеки с целью выяснить, что читают современные дети.

Библиотекарь школьной библиотеки Кривенко Наталья Рафаэловна сказала, что любовь и уважение к печатному слову нам прививают с детства. Книга — лучший подарок, книга — верный друг и мудрый советчик. Ребятишки во все времена любили стишки, потешки, сказки. А такие авторы, как Барто, Заходер, Маршак, — они, конечно, вне времени. Зато ребята постарше все чаще просят фантастику и детективы. По словам библиотекаря, когда-то дети хорошо брали Крапивина, Кира Булычева. Дюма зачитывали до дыр. Сегодня эти авторы хоть и не столь востребованны, но все же читаемы. Вместе с тем ребята по-прежнему любят и Астрид Линдгрен, и Марка Твена, и Даниеля Дефо, читают Драгунского и Носова. А вот былины дети читают неохотно, только в качестве программного материла. (Приложение 6)

II.3. Современные богатыри

Проанализировать людей каких профессий можно отнести к современным богатырям.

Отметим основные качества богатырей:

    Сила физическая -очень силен и могуч, наделен превосходящей силой с рождения или потом, когда духовно готов.

    Сила духа - храбрый, благородный, решительный, с чувством справедливости, собственного достоинства, обладает независимостью духа, силой воли, смекалкой, находчивостью, любит родную землю и окружающий мир, готов сражаться до конца даже без надежды на победу, отдать жизнь за родину и народ.

    Воинское дело - может быть обучен воинскому искусству, а может и нет. Свободен в решениях и от долга службы.

    Дело всей жизни - защита народа и родной земли от смертельной угрозы не по долгу или личной выгоде (награде), а по велению души.

К таким характеристикам, на наш взгляд, можно отнести людей следующих профессий - полицейский, спасатель, пожарный, военный.

После того, как мы выяснили кто такой богатырь, выявили основные его характеристики, побеседовали с библиотекарем школьной библиотеки, мы решили познакомить моих одноклассников с тем, что нового и интересного я узнал о богатырях. Мы провели классный час (Приложение 7, 8), изготовили с учащимися проект на тему: «Русские богатыри» создали фильм о современных богатырях.

Выводы по главе II

Таким образом, мы провели исследовательскую работу с целью исследовать, какими качествами должны обладать настоящие богатыри и выяснить, существуют ли современные богатыри мы поставили перед собой следующие задачи:

Таким образом,совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав составляют главнейшие черты русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.

Заключение

Исходя из основной цели нашей работы - исследовать, какими качествами должны обладать настоящие богатыри и выяснить, существуют ли современные богатыри мы:

    Подобрали и изучили литературу по данной теме.

Узнали из дополнительной литературы, кто такие богатыри, изучили предания и былины с былинными богатырями. Выяснили, какими качествами обладали настоящие богатыри.

    Провели анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов и их родителей с целью выяснить, каких былинных богатырей они знают, какими качествами должны обладать богатыри, откуда узнали о богатырях, можно ли стать богатырем сейчас, почетно ли быть богатырем и проанализировать результаты.

3 . Взяли интервью у библиотекаря школьной библиотеки с целью выяснить, какие книги читают современные дети.

4 . Проанализировали, людей каких профессий можно отнести к современным богатырям.

6 . Создали фильм о современных богатырях, выпустить панно на тему: «Русские богатыри»

В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы уверены, что тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они - пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Пусть современные герои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мира и жизни, показывают мощь и силу нашей Родины. И пока у нас есть такие герои, пока мы о них помним, жив и богатырский дух русского человека.

Мы думаем, если соединить качества спортсменов, военачальников и народных добровольцев вместе, то, как раз, и получится образ настоящего богатыря.

В наше время богатыри нужны России.

Список литературы

1. Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1998.

2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 2002.

3. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 2009.

4. Рыбаков Б.А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во Академии наук, 1998.

5. Селиванов В.И. Богатырский эпос русского народа /Былины. М.: Детская литература, 2010, т.1. - с.5-25.

6. Интернет-сайт Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8

Картинки с сайта в Интернете

http://go.mail.ru/search?mailru=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Тезаурус

    1. Богатырь - персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.

      Былина - о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

      Былинные богатыри - главные персонажи былин. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил.

Приложение 1.

Богатырь-стихия

Богатырь

Описание и умения

Горыня (Сверни-гора, Вертигор)

Горный великан, обладающий нечеловеческой силой, выворачивал камни, ломал горы, нарушал (изменял) природу вещей: «Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает»

Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб)

Лесной великан, обладающий нечеловеческой силой. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин: «Дубье верстает(ровняет): который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет»

Усыня(Усыныч, Усынка, Крутиус)

Речной великан, правит водной стихией: «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».

Дунай Иванович

Сильномогучий богатырь, «не похож Дунай на других богатырей; очевидно пришлец из других стран, буйный духом, он отличается какою-то особенною горделивою осанкою». Состоял на службе литовского короля, был женат на младшей дочери короля Настасьи, «воительнице-поленице». В былине Дунай, в состязании попадает в Настасью, и та умирает. В отчаянии бросился он на свое копье и умер рядом с женой, разливается рекою Дунаем, а жена - рекой Настасьей:«И падал он на нож да ретивым сердцем; С того ли времени, от крови горячия, Протекала матушка Дунай-река »

Святогор

Богатырь-великан невероятной силы. «Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой помериться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают».

Приложение 2

Богатырь-человек

Богатырь

Описание и умения

Микула Селянинович

Сильномогучий богатырь-пахарь (оратай). Он сильнее не только Вольги, но и всей его дружины «…дружинушка хоробрая сошку за обжи вокруг вертят, а не могут мошки из земли повыдернуть…Тут оратай-оратаюшко приехал ко сошке кленовенькой. Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул…». Микула помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?». Сила Микулы - в связи с землей и простым народом.

Алеша Попович

Русский молодой богатырь из Ростова, который отличался силой, мужеством, удалью, натиском, дерзостью, находчивостью, сметливостью и хитроумием. Где в бою силы не доставало - там смекалкой побеждал. Он хвастлив, излишне лукав и увертлив. Он отличается, решительностью, остроумием и жизнерадостностью. Умеет призывать на помощь природные явления (дождь, град..) «…У Алеши была мольба доходная…»

Добрыня Никитич

Русский богатырь из Рязани, богатырь-воин и дипломат (договаривался без кровопролития). В нем сочетались великая сила, бескрайняя храбрость и мужество, воинское умение, благородство помыслов и поступков, образованность, дальновидность и предусмотрительность Он умел петь, играть на гуслях, был искусен в шахматах, обладал незаурядными дипломатическими способностями. Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг.

Илья Муромец

Великий русский богатырь из под Мурома, богатырь-крестьянин. Он отличается большой духовной силой. И наделен могучей физической силой. Он отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. Это зрелый и опытный защитник русской земли.

Приложение 3

Выдающиеся люди России

    Спортсмены : легендарные чемпионы - борцы И.М. Поддубный и И. С. Ярыгин; чемпионы - тяжелоатлеты В.И. Алексеев и Л.И. Жаботинский и др.

Иван Максимович Поддубный

(1871-1949гг)

профессиональный борец и атлет

Родом из бедной крестьянской семьи с Полтавщины бедной крестьянской семье. С ранних лет помогал отцу пахать землю, молотить рожь. Простота крестьянского уклада жизни, нелегкий физический труд заложили в характере мальчугана необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу, которымив будущем и прославился русский самородок. На заработках в Севастопольском порту грузчиком он взваливал на плечи громадный ящик, что не под силу было и троим, поднимался во весь свой огромный рост и шагал верх по дрожащим сходням. Заслуженный артист России (1939), заслуженный мастер спорта (1945). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939) «в деле развития советского спорта». В 1905-08 гг. чемпион мира по классической борьбе среди профессионалов. Боролся на цирковой арене до 70 лет. За 40 лет выступлений не проиграл ни одного соревнования. Одерживал блистательные победы почти над всеми сильнейшими профессиональными борцами мира, за что и был признан "чемпионом чемпионов". Это звание ему присудила народная молва.В народе его называли "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", «Иван Железный». Кода началась оккупация немцев в ВОВ, у Поддубного в то время уже болело сердце, ему было 70 лет, но он отказался от эвакуации и остался. Немцы предлагали ему тренировать немецких борцов, но он остался верен Родине:«Я — русский борец. Им и останусь ».После освобождения Ейска Иван Максимович ездил по близлежащим воинским частям и госпиталям, выступал с воспоминаниями и поднимал боевой дух народа.В Ейске установлен памятник, находится музей и спортивная школа его имени. На могильном камне И.М. Поддубного высечено: «Здесь русский богатырь лежит».

    Военначальники : великий русский полководец А.В. Суворов; русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов; маршалы полководцы Великой Отечественной Войны A.M. Василевский и Г.К. Жуков; маршалы авиации И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин и другие.

Александр Васильевич Суворов

(1730-1800гг)

великий русский полководец

Родился в семье военного, знатного происхождения. Детство провёл в отцовском имении в деревне. Суворов рос слабым, часто болел, но тяга с ранних лет к военному делу и решение стать военным вдохновляет Суворова на укрепление своего тела. Он закаляется и занимается физическими упражнениями, в любую погоду пешком совершает дальние переходы, вырабатывает выносливость. За свою жизнь легендарный полководец провел 63 сражения, и все они были победными; прошел все ступени армейской службы - от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи Суворов был окончательно признан «первым мечом России». Награжден многочисленными наградами.

Обладая чрезвычайной личной храбростью, он бросался в самый пыл боя, платясь за это неоднократными ранами. Бескорыстие, щедрость, добродушие, простота в обращении привлекали к нему все сердца. Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным, сурово преследовал мародёрство.

Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина («в свете храбрее россиянина нигде нет»). В историю России Суворов вошел как полководец-новатор, который внес огромный вклад в развитие военного искусства, разработал и осуществил оригинальную систему взглядов на способы и формы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Суворовская стратегия и тактика были им изложены в труде «Наука побеждать». Сущность его тактики - три воинских искусства: глазомер, быстрота, натиск.Его имя стало синонимом победы, военного мастерства, героизма и патриотизма. Суворовское наследие и ныне используется в обучении и воспитании российских войск.

«Потомство мое, прошу брать мой пример!..»

    Офицеры и рядовые Великой Отечественной Войны. Они все настоящие герой нашей Родины. Они проявили стойкость, мужество, горячую любовь к Родине, сражались не жалея своей жизни за наше будущее и будущее России. Будем всегда помнить их подвиг!

Приложение 4

В библиотеке…

Приложение 5

На кого ты хотел бы похож? (в %)

Основные качества богатыря? (в %)

Откуда узнали о богатырях? (в %)

Может ли быть богатыркой женщина?

Есть ли сейчас богатыри?

Почетно ли в наше время быть богатырем?

Приложение 6

Интервью с библиотекарем

Приложение 7

Классный час

«Богатыри - защитники земли русской»

Не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества». Родина, Отечество - святые, дорогие для каждого человека слова. Защищать свою землю - долг народа. Во имя отечества воины-защитники несут службу.

Сильна и могуча Россия. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, солдат лучше русского нет нигде в мире.Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. А мнению легендарного генералиссимуса можно верить. Русский солдат правдою богат.

Исторически сложилось, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Грозно звучали для половцев, хазар, печенегов имена киевских князей Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.

Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы и поговорим сегодня.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Вам рассказывать начну

Чтобы все вы знать могли

О делах родной земли.

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела -

Далеко ушла Россия

От страны, какой была!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

Слава русской старине,

Слава нашей стороне!

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Велика наша матушка Русь!

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина океан-моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Крупны камни Смоленские,

Быстры - светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси.

Славна богатырями земля русская!

Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (сильный, смелый, бесстрашный, защитник …)

А как трактует значение этого слова толковый словарь?

Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова.

Богатырь - 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины. 2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Выполните задание: выбрать карточки с теми словами, которые подходят к описанию образа богатыря.

Сильный, лентяй, воин, защитник, глупец, смелый, добрый, трусливый, злой, слабый.

Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель нараспев сказывал:

Вы послушайте-ка, люди добрые,

Да былину мою, правду - истину!

А что же такое «былина»?

Обратимся к словарю.

Былина - русская народная эпическая песня о богатырях.

(русское народное песенное сказание)

Слово «былина» - происходит от слова «быль», то есть то, что ты было на самом деле. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Давайте послушаем игру на гуслях.

Вспомните, ребята имена богатырей русских.

Имена этих славных богатырей каждый из нас знает с самого детства.

Русский художник - Виктор Михайлович Васнецов,изобразил на своей знаменитой картине портреты самых известных богатырей.

Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

(демонстрируется репродукция картины В.М. Васнецова "Богатыри")

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 20 лет.

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки.

Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна. И никакой враг ей не страшен. На высоких холмах стоит Киев-град.В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.

За лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка.Налетали из них на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в плен.

И чтобы сберечь от врагов землю русскую, начали ставить в степи маленькие крепости - заставы богатырские.Они оберегали путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степи стали разъезжать богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались в даль - не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?(Уздечка, стремена, седло)

Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.

Как одеты богатыри?(На тело надета кольчуга - железная рубашка)

Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча). Кольчуга весила 7 килограммов.

Что надето на головы богатырей? (Шлем)

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором.А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина - богатыря от ударов.

Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч - булава)

Меч был главным оружием воинов - богатырей и воинов - ратников в ту пору на Руси.Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Илья Муромец - самый известный и, в то же время, самый загадочный герой русского эпоса.Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома.

А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Сидел он сиднем тридцать лет и три года, а что было дальше давайте посмотрим.

(Просмотр фрагмента)

Илья Муромец воплощает в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, любовь к родине.Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем Разбойником.(Слайд 29)

Образы богатырей - народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван - «Илья Муромец».

Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью.Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января. Мощи преподобного до сих пор находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры в Киеве.

Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине - в селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении.И где был ему поставлен памятник.

Добры́ня Ники́тич— второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси.

Он часто изображается служивым богатырём при князе Владимире. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

В нем воплощены образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). В былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием.

Добрыня Никитичпрославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил много людей и среди них племянницу князя Владимира - Забаву Путятичну.

Алеша Попович - младший из трех богатырей, основных героев русского эпоса

Алёша Попович — сын ростовского попа Левонтия. Он часто бывал на ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Алёшу Поповича отличает мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.

Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский - от тягот-податей неимоверных.

Вольга Святославич богатырь русских былин.В детстве Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем,обладающим не только искусством бороться с врагами, но и умение понимать язык птиц и животных и оборачиваться разными животными.

(Просмотр фрагмента)

Есть и другие былины - о героях мирного труда.Самая прославленная из них былина о пахаре - богатыре Микуле Селяниновиче. Он пашет землю, кормит Русь. В былинах Микулу Селяниновича, труд его русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу.

« Вольга, поклонился пахарю:

— Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища...

Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился.

Проскакали молодцы полпути.Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:

— Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трёх дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять».

Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Знают былины замечательного музыканта - это Садко, купец новгородский.Никто не может сравниться с ним в искусстве игры на гуслях.И однажды сам Царь морской заслушался и в гости к себе его пригласил.

Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают.

Святогор - русский богатырь, огромного роста, невероятной силы.Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться.Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают, вот там-то он и проживал. Тяжко Святогору от своей силы.

Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.

Задание: соберите пословицы

Не родом богатырь славен, …………. а подвигом.

Лучше того дела нет, …………. чем родную землю от врагов защищать.

Смелость ………. силе воевода.

Смелому горох хлебать, ……… а несмелому и щей не видать.

Наша беседа о русских богатырях подошла к концу. Герои былин, их ратные подвиги надолго остаются в памяти.

Помните: всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья.

Приложение 8

Людям нужны герои, точнее, не столько они сами, сколько легенды о них. Ведь когда жизнь реального человека обрастает мифами, его так легко любить и восхищаться им. А еще лучше - ставить в пример. Такие люди не по-человечески идеальные - они честны и бескорыстны, а умирают не по глупости в пьяной драке, а только совершая великий подвиг, во имя всеобщего блага. И хотя все это сказки, они помогают верящим в них становиться лучше и работать над собой в надежде достичь уровня своего героя. Давайте узнаем об одной из разновидностей подобных идеалов - о богатырях и витязях русской земли. Ведь хотя за минувшие века вряд ли можно установить правду об их жизни, но это были великие люди, раз память о них сохранилась и по сей день.

Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?

Данным существительным испокон веков именовали воинов, обладающих сверхчеловеческими способностями, как правило, физической силой и выносливостью. Чаще всего эти доблестные витязи были героями народных средневековых славянских былин и сказаний. Основное занятие богатырей земли русской было защищать ее от недругов, а также меряться силой и демонстрировать удаль, совершая подвиги.

Большинство лингвистов сходятся на тюркском происхождении термина "богатырь" ("смелый", "герой-храбрец"). Вероятно, особо отличившихся воинов стали так именовать с началом набегов на земли Руси степных кочевых. А у них слово Bahādor означало наследственный титул, который доставался особо отличившимся бойцам, аналог европейского рыцарского титула. В таком значении впервые это существительное было упомянуто в китайской летописи VIII в.

О монгольских рыцарях-богатырях есть упоминания и в итальянских хрониках XIII в., а также в знаменитом славянском документе XIII-XIV вв. - Ипатьевской летописи.

Неизвестно, когда именно и почему чужеземным словом стали называть славянских витязей, которые как раз и специализировались на защите от степных "богатырей". Но уже в летописях XV- XVI вв. данный термин используется именно в значении славянский герой-защитник.

Есть мнение, что, сталкиваясь с доблестными русичами, монголы называли их рыцарями, то есть "богатырями". Это название понравилось славянам из-за схожести со словом "Бог", и они сами стали именовать так собственных героев, как бы намекая на богоподобность. Тем более, что некоторых богатырей земли русской отождествляли с древними божествами, например Святогора. И хотя на период возникновения этого понятия Русь уже была крещена, сам процесс полноценной христианизации занял несколько веков, и православие прижилось только потому, что впитало в себя добрую половину языческих ритуалов и верований.

Вопрос о культурной принадлежности былинных витязей

Практически все легенды, сказания и былины о богатырях земли русской касаются периода Киевской Руси, а именно времен Владимира Великого. Из-за этого не утихают споры о национальной принадлежности витязей. Ведь на них претендуют одновременно белорусы, россияне и украинцы.

Чтобы понять, почему так вышло, стоит вспомнить, где же располагалось Древнерусское государство. При князе Владимире к нему относились земли современной Украины (кроме ее степной части), Белоруссии и по небольшому кусочку Польши и РФ. Обратите внимание, согласно летописям, во времена Киевской Руси земли Новгорода, Смоленска, Владимира, Рязани, Ростова и Галича не считались русскими.

Распространение христианства плотно переплелось с понятием "Русь". К XIV в. в летописях русскими стали именовать именно земли, где было распространено православие. И все вышеперечисленные города также стали именоваться таковыми. Об этом свидетельствует летописный документ "Список русских городов дальних и ближних", в котором перечислены и эти великие славянские торговые города, помимо них, там есть болгарские и литовские. Именно это, по мнению историков, указывает на то, что понятие "русский" являлось синонимом "православный" в представлении людей того времени.

Таким способом это название распространилось на обитателей других славянских территорий, которые изначально не считались таковыми. А после окончательного распада Киевской Руси именно Новгород, Смоленск, Владимир, Рязань и Ростов смогли усилить влияние в данном регионе и взяли на себя ответственность за его охрану от степняков. Они стали тем ядром, на основе которого в будущем возникло и окрепло Московское княжество, превратившееся спустя годы в Россию. А коренные ее жители, по традиции, и стали именовать себя русскими. Это название закрепилось за ними по сей день.

В пользу этой версии свидетельствует то, что основным занятием классических богатырей земли русской, согласно былин и легенд, была не просто оборона границ от монголов и прочих степняков, но и защита веры христианской. Эта их особенность не раз подчеркивается в сказаниях.

Поэтому, когда говорится о богатырях земли русской периода существования Киевского государства, то украинцы и белорусы имеют полное право причислять их к собственной культуре. Ведь в те века именно эти народы оставляли Русь.

С другой стороны, популяризация большинства былинных героев произошла в более позднюю эпоху именно стараниями обитателей будущей России, которые не только воспели подвиги легендарных витязей Руси, но и прибавили к их пантеону многих собственных. Так что и ее народ обладает правами на славянских защитников от степняков. Более того, именно эта литература подарила миру многочисленные прекрасные стихи о богатырях земли русской.

Споры о культурной принадлежности легендарных витязей между тремя народами вряд ли когда-либо прекратятся. Но некоторую пользу они приносят. Дело в том, у белорусов, россиян и украинцев собственный взгляд на трактовку биографии и самого образа богатыря. Защитники земли русской в эпосе каждой этой нации наделяются особыми чертами, характерными именно для ее менталитета. Это дает много интересного материала для исследований историкам и лингвистам. И кто сказал, что в спорах не рождается истина?

На какие категории делятся былинные богатыри и витязи земли русской

Также спорят ученые и о том, как классифицировать героев сказаний и легенд. Наиболее известны 3 теории:

  • Витязей делят на старшее и младшее поколение.
  • Существует 3 богатырских эпохи: дотатарская, татарская и послетатарская.
  • Богатыри земли русской делятся на живших в дохристианский и христианский период. Стоит отметить, что дохристианские витязи малочисленны. Их образы чаще близки к древним языческим божествам.

В то время как раз герои эпохи после крещения Руси зачастую более человечны. Большинство из них совершали свои подвиги в период правления Владимира Великого. Вероятно, это потому, что данный период считался самым успешным в истории Киевского государства. И хотя высшей точкой развития были годы царствования Ярослава, практически все события из жизни классических христианских богатырей связывают с эпохой Красна Солнышка. Возможно, чтобы более успешно распространять новую религию среди славян, подвиги всех уважаемых ими героев начали связывать с эпохой ее внедрителя. Кстати, его самого объявили святым, а меж тем он был насильником и убийцей, о чем упоминается в летописях.

Некоторые историки полагают, что на самом деле самих витязей было меньше. Просто существовали бродячие сюжеты о безымянных героях. В каждой местности этим безымянным богатырям земли русской имена и биографии придумывались особые, чтобы привязать их к собственной истории. Именно поэтому их подвиги часто похожи: высватать невесту, убить змея, сразиться с ордой, пострадать от хвастовства.

Языческие богатыри

Наиболее известный герой этого периода - Святогор. Его описывают как витязя исполинских размеров, который, кстати, обитал за пределами Руси - в Святых горах.

Этот персонаж вряд ли имел одного прототипа и является сборным, а кроме того, заимствованным. Сказания о нем описывают, как правило, 3 фрагмента из жизни:

  • Гибель из-за хвастовства собственной силой.
  • Нахождение предсказанной супруги.
  • Измена жены и знакомство с Ильей Муромцем, которому Святогор перед смертью и передал свой меч и часть силы.

Святогор, которого отождествляют с неким языческих божеством, существует вне киевского или новгородского былинных циклов. В то время как Микула Селянинович и Илья Муромец - одни из ярчайших их представителей. Поэтому, вероятно, легенды об их встречах с Святогором - более поздние (особенно если судить по именам) и были придуманы для того, что показать преемственность данных персонажей.

Богатырь-пахарь Микула Селянинович также относится к языческих героям из новгородского цикла. Судя по структуре имени, к которому прибавлялось прозвище, свидетельствующее о происхождении, это образ более поздний, чем Святогор.

Все сказания о Микуле подчеркивают связь его с землей и трудом на ней. Она была источником силы его. Впоследствии этот сюжетный элемент был заимствован былинами о других героях.

Примечательно, что о супруге Микулы нет информации, зато известно о двух славных дочерях.

Кстати, при появлении христианства характер Николая Чудотворца, как и праздники, связанные с ним, были "позаимствованы" у Микулы.

Третьим культовым супергероем, то есть легендарным богатырем языческой эпохи, является Вольга Святославич (Волх Всеславьевич).

Он был не только был силен, но и умел понимать язык зверей, птиц и рыб, а также превращаться в некоторых из них.

Считается, что он был сыном княжны Марфы Всеславьевны и змея. Отсюда и оборотнические способности. Если Святогор считается божеством, то Вольга - полубог. В былинах о нем говорится как о герое благородного происхождения, возглавляющем дружину по праву рождения. В то же время простолюдина Микулу Селяниновича он берет к себе в помощники за его доблесть и смелость.

Что касается благородства души, то тут Вольгу вряд ли стоит ставить в пример. История о знакомстве с Микулой описывает богатыря как посредственного правителя, душащего налогами народ.

Былины о походе Святославича на индийское царство описывают героя не как доблестного воина, а как хитрого и дальновидного полководца, который, обращаясь в разных зверей, благополучно провел своих воинов через все трудности и привел к победе. На завоеванной земле он изнасиловал супругу поверженного правителя и, взяв ее в жены, воцарился там. Своим же воинам отдал на растерзание местных девушек. Так что Вольга - скорее антигерой, особенно в сравнение с благородным пахарем Микулой.

Некоторые отождествляют этого персонажа с Вещим Олегом. Есть и сравнивающие его с князем Владимиром. Согласитесь, между их судьбами много общего. Помимо одинакового отчества, в жизни Владимира был эпизод с изнасилованием дочери полоцкого князя, ставшей матерью Ярослава Мудрого. Правда, мать будущего крестителя Руси была рабыней, а не княжной, как у Вольги.

Золотая троица

Большинство остальных былинных витязей относятся к христианскому периоду.

Прежде всего стоит обратить внимание на трио с картины Васнецова. Каждый без труда сможет сказать, как звали богатырей земли русской. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

О биографии первого повествуют немало былин, часто противоречащих друг другу. Сходятся они лишь в нескольких аспектах. Так, Илья не мог ходить вплоть до 33 лет (возможно, эта дата приведена как аналогия с Христом), но потом бродячие волхвы исцеляют его и наказывают идти в дружину Владимира, где Муромец и совершает большинство подвигов. При этом к самому правителю отношения у богатыря было не лучшее.

Также известно, что герой был женат, что не мешало ему нередко развлекаться на стороне.

По преданию, на старости лет, Илья Муромец принял постриг в Киево-Печерской лавре, где и провел последние годы жизни. После смерти он был канонизирован. Объявление Ильи святым способствовало сохранению его останков до наших времен. Благодаря этому в 80-х они были исследованы. Ученые подтвердили, что их обладатель в юности страдал от паралича ног, а умер в 40-55 лет из-за раны в районе сердца.

Добрыня Никитич - второй по популярность персонаж. Принято считать, что существовал он в тот же исторический промежуток, что и Илья. В отличие от него, был близок к Владимиру. Богатыря отождествляют с его дядей по материнской линии.

В отличие от Муромца, Никитич известен не только силой, но и умом. Он отлично образован и даже играет на нескольких музыкальных инструментах.

Стоит сказать, что богатырям эпохи Владимира в будущие века были приписаны некоторые черты языческих и христианских божеств. Илью Муромца отождествляют с библейский пророком Ильей и языческим богом грома. Добрыню молва приравнивает к Георгию Победоносцу, сразившему Змея. Это отражено в легендах о победе над змеем, похитившим красавицу Забаву.

В отличие от Ильи Муромца, этот богатырь был верным мужем. В более поздние века, чтобы увязать образ Добрыни и Алеши Поповича, была распространена история о попытке последнего обманом жениться на супруге витязя.

О последних годах жизни его мало что известно. По преданию, он погиб в сражении под Калкой. На месте его могилы был насыпан курган, до сих пор носящий имя "Добрынин".

Позиционирование Алеши Поповича как младшего возникло не из-за возраста или физических данных, а из-за более позднего периода его появления. Благодаря шедевру Васнецова, а также современным мультфильмам у нас складывается впечатление, что эти богатыри земли русской действовали вместе. Но они жили в разное время, и разница между Добрыней с Ильей и Алешей Поповичем составляет 200 лет. Несмотря на это, образ последнего плотно проник в большинство былин о богатырях. В них он часто играет совсем негативную роль и отличается хвастовством и хитростью, а не удалью. Этим он близок к Вольге и, возможно, "позаимствовал" у него несколько сюжетов.

Что мы знаем о его жизни из былин? Он был сыном священника и с детства отличался умом и силой, хотя иногда упоминается об его хромоте. Как и Добрыня, он был хорошим музыкантом.

Самостоятельных подвигов ему приписывают крайне мало. Самым ярким считается бой с Тугариным по дороге в Киев.

Что касается его сердечных предпочтений, то, помимо попытки обманом жениться на супруге Никитича, известно немало историй о его отношениях с сестрой Збродовичей Аленой. По одной из версий, из-за того, что Попович опозорил девушку, ее братья отсекли ему голову. В других вариантах этой истории богатырю удается избежать смерти.

Реальным прототипом Алеши считается ростовский боярин Олеша Попович.

Семь популярных витязей с необычными историями

Не только героями картины Васнецова живы народные былины. В них нередко фигурируют и другие персонажи. Давайте рассмотрим самых известных из них и узнаем, как звали богатырей земли русской, прославившихся в более поздние периоды.

Дунай Иванович. Этот витязь известен не подвигами, а печальной историей любви. Вместе с Добрыней он ездил к литовскому князю высватать его дочь за Владимира Великого. На чужбине он встречает ее сестру Настасью, и между ними возникает любовь. Девушка помогает Дунаю спастись от смерти, выкупив его у палачей и отпустив в Киев.

Во время следующего визита в Литву богатырь уже не обращает внимания на свою спасительницу. Обидевшись, девушка переоделась в мужское платье и, догнав Дуная в поле, затеяла с ним битву. Богатырь не узнал ее и, победив, едва не убил. Однако былые чувства взяли верх, и витязь взял ее в жены.

На свадьбе Дунай хвалился удалью, а его супруга - меткостью. Новоиспеченный муж решил пристыдить жену и требовал показать свое умение. Настасья являет меткость, от которой даже Вильгельм Телль и Робин Гуд бы плакали в углу от зависти - она трижды попадает в тонкое серебряное кольцо на голове Дунай-богатыря. Посрамленный муж решает повторить ее подвиг, но оказывается не так хорош и случайно убивает стрелой супругу. Перед смертью ее он понимает, что она была беременной, так что он погубил еще и свое дитя. В отчаянии витязь кончает с собою.

Сухман Одихмантьевич. Столь непривычное для жителей Руси имя принадлежит богатырю, прославившемуся борьбой с татарами. Возможно, он сам был родом из степняков, но потом перешел на службу к князю Владимиру, который в этой истории опять сыграл нехорошую роль. Он приказал витязю доставить ему белую лебедь то ли для зоопарка, то ли это иносказательное название для невесты.

Сухман не смог выполнить поручение, потому что был сильно ранен в бою с татарами. Превозмогая боль, он вернулся в Киев с пустыми руками, но рассказал о своих победах. Князь не поверил ему и отправил в тюрьму.

Добрыня отправляется в чужие земли, дабы выяснить правду, и находит подтверждение словам богатыря. Владимир собирается наградить того, но гордый герой выбирает смерть.

Кстати, недоверие князя и обида витязя свидетельствуют в пользу версии, что Сухман был чужаком.

Еще один богатырь периода Владимира Великого - Никита (Кирилла) Кожемяка, упоминаемый в "Повести временных лет". Согласно ей, этот витязь победил в поединке печенежского богатыря, а после народная молва приписала ему победу над змеем.

Возможно, легенды о нем частично заимствованы из Библии. Так, поединок с врагом - явная отсылка к истории Давида и Голиафа. А победа над змеем делает его подобным Георгию Победоносцу. Хотя, может, змей - это и есть метафорическое описание печенега.

Дюк Степанович. Это еще один герой времен князя Владимира. Однако богатырем земли русской его можно назвать лишь скрепя сердцем. Так как родом он был из Галича, который, как мы помним, к Руси Владимира не относился. Сложно понять, почему этого персонажа именуют богатырем, ведь кроме богатства и хвастовства, других особых "подвигов" за ним не числится. По легендам, он приезжает в Киев и начинает активно критиковать его и всех его обитателей. Чтобы доказать свою правоту, ему приходится поучаствовать в марафоне хвастовства, в котором он побеждает, и гордый своим "достижением", покидает княжий город.

Хотен Блудович - богатырь, чье имя носит неприкрытый сексуальный контекст, прославился своим желанием жениться. Былины повествуют, что, несмотря на его силу и славу, он был весьма беден. Из-за этого мать его возлюбленной Чайны Часовой (еще одно "славянское" имя в этой истории) отказала благородному витязю. Это не остановило бравого героя, который планомерно разделался со всеми родственниками любимой, а заодно и положил войско местного князя. В финале он сочетался узами брака со своей прелестницей, а заодно и забрал богатство, оставшееся после убитых.

Однако не все богатыри связывались молвой с периодом царствования Владимира. После распада Киевской Руси стали появляться другие герои народных былин. К примеру, защитник Рязани - Евпатий Коловрат. В отличие от классических богатырей, он не был сборным образом, а являлся реальной исторической личностью, рискнувшей дать неравным бой монголо-татарскому войску в отместку за разрушение города. К сожалению, он погиб, но его мужество вызвало уважение даже у врагов.

Также к богатырям относится монах-воин Александр Пересвет, который участвовал в Куликовской битве. Хотя его больше позиционируют как монаха, а потом воина. Однако боевые умения не возникают из воздуха, и, значит, до принятия пострига Пересвет имел свою богатырскую историю. Он тоже был причислен к лику святых.

Белорусские асилки

Особняком от прочих богатырей стоят такие былинные герои, как велеты или асилки. Наиболее распространены истории о них в белорусском фольклоре.

Асилками именуют дохристианских богатырей-исполинов. Они не просто воевали со змеями и прочими врагами, но создавали реки и горы. Считается, что за гордыню были прокляты Богом и обратились в камень или живыми ушли в землю. На месте их могил возникли курганы.

Отдельные исследователи относят Святогора к этой категории. Другие ученые соотносят велетов с древнегреческими титанами или библейскими исполинами (дети восставших против Бога ангелов).

Женщины-витязи

Во все времена была славна богатырями земля русская. Но не всегда это были мужчины. Народная память сохранила упоминание и о нескольких богатырках, которых принято было называть "поленицами".

Эти женщины были способны противостоять не только врагам, но и составить серьезную конкуренцию былинным богатырям, а иногда и превосходить их.

Наиболее известные поленицы - это две дочери Микулы Селяниновича, Василиса и Настасья.

Первая стала женой черниговского боярина Ставра Годиновича, которого спасла от тюрьмы, переодевшись в мужской наряд и победив в соревновании.

Вторая вышла за Добрыню, предварительно победив витязя в поединке.

К поленицам относится и вышеупомянутая супруга Дунай-богатыря Настасья.

Немало историй о богатырках связано с Ильей Муромцем. Видимо, до того, как принять постриг, он любил немало сильных женщин. Поленицей считается его супруга Савишна (спасла Киев от Тугарина), а также временная возлюбленная Златыгорка, родившая от него могучего сына Сокольника. Также богатыркой была безымянная дочь Муромца - еще один случайный плод любви, стремящийся отомстить за мать.

Особняком от прочих стоит Марья Моревна. Она считается одним из самых популярных женских персонажей и является прототипом Василисы Премудрой и Марьи-царевны. По легенде, эта степная воительница победила Кощея Бессмертного. Так что современным феминисткам есть на кого равняться из отечественных героинь.

Дети-богатыри

Воспевание героев и их подвигов делалось не только для того, чтобы сохранить память о них, а еще для того, чтобы ставить их в пример для других. Именно поэтому былинные витязи и их подвиги приукрашивались и преумножались. Особенно активно это делалось, когда нужно было рассказать детям о богатырях земли русской. Тогда этих персонажей превращали в нравственные идеалы, на которые нужно равняться.

Часто взрослые герои с их проблемами были слишком сложны для понимания. Поэтому специально для них рассказывались истории о подвигах детей. Таких персонажей именовали богатыри-семилетки.

Былины и сказания о них чаще были характеры именно для украинской литературы, но встречались и у других народов.

Герои могли быть как мальчиками, так и девочками, а также близнецами.

Одна из первых историй об отроке-витязе касается периода отца Владимира - князя Святослава. В те времена безымянный мальчик выбрался из обложенного печенегами Киева и сумел привести подмогу в родной город.

Так что традиция ставить в пример богатырей земли русской для дошкольников и школьников имеет весьма глубокие корни.

Занимательные факты

Стоит обратить внимание:

  • В стихотворении Михаила Лермонтова "Бородино" его герой-рассказчик сравнивает поколение классика с былинными витязями, не в пользу первых ("Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!"). Но если говорить о физических данных, то средний рост легендарных богатырей-защитников земли русской составлял 160-165 см (кроме Ильи Муромца, который был настоящим великаном на тот период и был ростом 180 см), в то время как при Михаиле Юрьевиче такой рост уже был явно не богатырским.
  • Согласно легендам, отцом Святогора считается некое сверхъестественное существо, убивающее взглядом. Многие отождествляют его с гоголевским Вием.
  • Шапка-буденовка, которая долгое время была частью обязательной формы бойца Красной армии, внешне немного напоминала шлем-ерихонку, в котором часто художники изображали витязей. Поэтому среди солдат она часто именовалась "богатыркой".

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Герои былин

Илья Муромец (русский богатырь)

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Алёша Попович (русский богатырь)

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Вольга Святославич (русский богатырь)

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Антигерои былин

Соловей разбойник (антигерой)

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Змей Горыныч (змей-дракон)

Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».

Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.

Идолище Поганое (злодей)

Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.

Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.

Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности (& диванный боецц). Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.