Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

В каком году байкал не замерзал. Жизнь как приключение

С разных концов света приезжают туристы, чтобы полюбоваться невероятной красотой самого в мире. Как правило, они выбирают летнее время для посещения, поэтому мало кто знает, насколько потрясающе выглядит замерзший Байкал. Если бы не суровый климат этих мест, зимние туры пользовались бы таким же успехом, как и летние.

Великое озеро

Если верить ученым, то Байкал является старейшим озером на планете, образованным 20-30 миллионов лет назад благодаря земной коры. Эта зона до сих пор сейсмически нестабильна, поэтому здесь не только встречаются многочисленные термические источники, но и сам замерзший Байкал способен шокировать появлением огня из-подо льда, чему есть свидетельства очевидцев.

Расположенное в Восточной Сибири на высоте 455 м над уровнем моря, озеро имеет береговую линию протяженностью более 1800 км при длине 636 км и по своей форме напоминает месяц.

Наибольшая глубина водоема приблизительно составляет 1640 метров, что позволяет ему занимать почетное первое место в Книге рекордов Гиннеса, но уникальность Байкала не столько в его глубине, сколько в расположении.

Являясь естественным резервуаром пресной воды (20 % мировых запасов), озеро находится в местности, где сама природа заботится о поддержании его чистоты. Сегодня почти вся береговая линия является заповедником, а с 1996 года Байкал вошел в Список наследия ЮНЕСКО, и первое, что чувствуют люди, подъезжая к нему, это запах хвои, так как все его побережье покрыто лесами.

О целебных антибактериальных свойствах хвойных деревьев человечеству известно с древности. То, что они окружают озеро, не случайность. Именно хвойные деревья смягчают суровую зиму, делая ее на 10 °С теплее, чем в том же Иркутске, расположенном всего в 70 км от водоема, что не мешает, однако, льду сковывать его воды с октября до конца апреля. Те, кто видел фото замерзающего Байкала, отмечают невероятную прозрачность льда, чего не увидишь в других местах планеты.

Климат

Восточная Сибирь знаменита своим холодным резко континентальным климатом, но то, что Байкал окружают горы, а побережье покрыто хвойными лесами, создало в этом районе собственный микроклимат. Его особенность в том, что зима здесь мягче, а лето, наоборот, прохладнее, чем в других частях региона. Сама огромная масса воды формирует местный климат, температурный режим которого колеблется в открытой части озера от -21 °С зимой до +15 °С летом, и от -25 °С до + 17 °С в прибрежной части.

Как это ни парадоксально, но Байкал также отличается количеством солнечных дней в году. Например, здесь ясно в течение 2350 часов, тогда как на Рижском взморье - всего 1839 часов. Если рассматривать погоду территориально, то самым солнечным является (64 дня против 49 по Байкалу в целом). Кстати, на нем и осадков выпадает меньше всего.

В среднем на озере пасмурных дней за год набирается 125, тогда как на том же Ольхоне их всего 75 за тот же период. В этих местах редко бывают затяжные дожди, что радует туристов, так как многие из них стремятся попасть сюда, чтобы увидеть знаменитые миражи.

Если бы они знали, как Байкал (фото ниже), то поменяли бы погоню за призраками на величайшую картину, созданную самой природой: постепенное сковывание его вод льдом.

Уникальный водоем

На планете осталось не так уж и много районов с по-настоящему чистой и прозрачной водой. Если первое место в этой категории занимает Саргассово море, прозрачность которого составляет 65 метров, то на втором находится Байкал с показателем 40 м, хотя его фотическая зона, освещенная солнцем, равна 112 м, о чем свидетельствуют обитающие там светолюбивые организмы.

Насыщенность озерной воды кислородом особенно отчетливо просматривается, когда замерзший Байкал скован льдом с неимоверно красивым рисунком, созданным воздушными пузырьками. Прозрачность озерной воде обеспечивают живущие в ней микроорганизмы, а по своему составу она ближе к дистиллированной, так как минимально минерализована.

Озеро питают 336 основных рек и от 544 до 1123 нерегулярных источников, образующихся от таяния льдов в горах или при сильных осадках. Ангара - единственная река, вытекающая из озера, а главным поставщиком воды в Байкал является Селенга.

Дельта Селенги

Именно ее воды составляют почти 50 % объема наполнения озера, а дельта реки, образуемая многочисленными притоками и островами, занимает более 1000 км 2 . В этом месте замерзшее озеро Байкал выглядит иначе, чем в основной своей части:

  • во-первых, место впадения Селенги является самым узким на озере и расстояние между ее берегами составляет всего 26 км (самая широкая часть равна 81 км);
  • во-вторых, теплые воды реки образуют подталины в нижней части льда, поэтому здесь он менее надежен даже при значительной толщине;
  • в-третьих, здесь чаще образуются трещины, представляющие серьезную опасность для тех, кто решил перейти пешком или переехать Байкал на машине, так как некоторые из них достигают от полуметра до 4 метров в ширину.

Остальные реки, питающие озеро, менее полноводны, но при этом вносят свой вклад в общий показатель чистоты и прозрачности его вод.

Озерные волны

Не только прозрачностью знаменит Байкал, но и ветрами, каждый из которых имеет свое название и дует в определенное время. Благодаря им зеркало озера редко бывает спокойным. Например, в проливе Ольхонские ворота ветра образуют волны высотой до 4 м, а на мелководье в месте впадения Селенги в водоем они достигают 6 метров.

Как правило, сильные ветра начинаются здесь в конце лета и длятся всю осень. Местное население присвоило им следующие названия:

  • Верховик. Прилетает со стороны долины верхней Ангары и может дуть без остановки до 10 дней, не вызывая волнения воды возле берега, но в середине озера поднимая белые буруны. Их высота незначительна в августе, но достигает 4 м в ноябре.
  • Баргузин. Спокойному без порывов ветру рады все, так как он приносит устойчивую солнечную погоду.
  • А вот про култук такого не скажешь, так как его появление сопровождается дождем, туманами и штормами.
  • Самый страшный, достигающий скорости до 40 м/с, - ветер сарма. Он вызывает сильнейшие штормы и может дуть сутки, не снижая своей скорости.

Когда подобные ветра дуют в ноябре, то можно наблюдать уникальное явление: замерзающие волны Байкала, которые так и не разбились о берег. Фотографы с разных стран приезжают, несмотря на столь неприятную погоду, чтобы снять этот момент. Фотографии замерзшего Байкала можно увидеть в самых престижных журналах, освещающих уникальные места и явления планеты.

Этапы замерзания

Это процесс длится достаточно продолжительное время и начинается с образования первой тонкой ледяной пленки, которую легко разбивают волны. Затем вдоль берега постепенно образуются ледяные наросты, вызванные замерзанием воды и называемые в народе заберегами.

Там, где волны ударяются в скалы, появляются ледяные сталактиты, свисающие с них. Замерзший Байкал сдается морозам одним из последних. Как правило, уже большинство рек, питающих его, скованны льдом. И только при температуре -20 °С на нем начинает нарастать корка со скорость 4-5 см в сутки.

В своей северной части озеро покрыто льдом до 6 месяцев, а остатки плавающих льдин здесь можно встретить еще в июне, тогда как на юге водоема лед держится всего 4-4,5 месяца.

Жизнь подо льдом

То, на сколько метров замерзает Байкал, беспокоит прежде всего его обитателей. Как правило, толщина льда на озере редко превышает 2 метра, что позволяет ездить по нему транспорту весом до 15 тонн.

Лучше всех зиму переносят диатомовые эндемические озерные водоросли, которые не снижают свою активность подо льдом, а наоборот, наращивают свою биомассу до 100 г/м 2 .

Так уж предусмотрено мудрой природой, что при формировании торосов, вызванных разницей дневных и ночных температур, льды сталкиваются. При этом звуки, которые они порождают в момент столкновения, по мощности не уступают артиллерийскому залпу. В образованные во льду трещины попадает кислород, позволяющий рыбам пережить нахождение подо льдом до весны.

Зимний пейзаж

Замерзший Байкал - это по-настоящему неповторимое зрелище, ради которого можно покинуть теплый и уютный дом и проехать полмира. Он, величественный и суровый, оставит неизгладимые впечатления от толщи прозрачного льда, под которым видны растения, рыбы и многочисленные замерзшие воздушные пузырьки.

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.


В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected]


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



February 21st, 2017 , 05:35 pm

Давно мечтал побывать на Байкале. Причем обязательно - не летом, когда это просто озеро, а окунуться в настоящую зимнюю сказку. Ощутить под ногами черную ледяную бездну. Увидеть созданные природой причудливые ледяные скульптуры. Вдохнуть кристально чистый и прозрачный морозный воздух.


Некоторые факты:
- Это самое глубокое озеро на Земле. Глубина - 1642 метра.
- Байкал - озеро тектонического происхождения. Проще говоря, это огромный разлом в земной коре.
- Вода здесь – кристально чистая, ее можно спокойно пить прямо из озера.
- В озеро впадают 336 рек, а вытекает всего лишь одна - Ангара, на берегу которой стоит Иркутск.
- Байкал содержит 19 процентов мировых запасов пресной воды. Всего ее здесь более 23 тысяч кубических километров.
- Это одно из самых солнечных озер на планете. Солнце здесь светит более 300 дней в году.
Светило оно и во время нашей поездки, каждый день отражаясь в кристаллах льда и даря потрясающие по красоте рассветы и закаты.

Итак, зеленый самолет S7 через Новосибирск в Иркутск. Встреча группы в аэропорту. Четыре часа дороги. Под вечер мы на Байкале. Первый восторг, первые кадры.

Температура около 20 градусов мороза. С непривычки очень холодно. Но этого не замечаешь - от открывающихся пейзажей охватывает некая эйфория.

Первый закат.

Что касается логистики по озеру - то выглядит это вот так. Основное средство передвижения в этих местах - УАЗ, известный как "Буханка".

За рулем сидит не просто водитель, а ледовый капитан. Так называют здесь людей, знающих многочисленные тонкости и правила езды по льду. Поездки с неподготовленным водителем обычно заканчиваются весьма печально - на дне. По крайней мере, для машины. Люди обычно успевают выбраться.

Предрассветные сумерки следующего дня. Ждем восхода Солнца на льду у острова Огой.

Маркетологам автобрендов на заметку: вряд ли где-то еще можно снять автомобиль красивее, чем на льду Байкала.

Небо осветилось яркими красками. Совсем скоро солнце появится из-за холмов острова Ольхон и лед заиграет мириадами искр.

И вот этот момент настал! На часах - около 9 утра. Про себя отмечаю, что фототур зимой намного предпочтительнее такого же мероприятия летом. Ведь он подразумевает в обязательном порядке закатную и рассветную съемку. А тут - красота! Рассвет поздно, закат - рано, в отличие от лета, когда поспать не удалось бы вовсе;)

Конец января - самое лучшее время для посещения Байкала. Лед только встал (это происходит в середине января), еще чистый, прозрачный и не вытоптанный тысячами туристов. И не начал подтаивать, как в марте.

Чтобы ходить по льду, здесь обязательны кошки. В них - как по асфальту, без них - крайне велик риск травмы. Лед неимоверно скользкий, один раз я попробовал.

Береговая линия мелких островов Малого моря, той части Байкала, которая находится западнее Ольхона, состоит из множества гротов и пещер. Зимой это выглядит особенно необычно, благодаря бесчисленным сосулькам, наплескам и прочим причудливым формам льда.

В начале зимы, когда температуры уже отрицательные, а озеро еще не замерзло, во время штормов вода выплескивается на скалы и тут же замерзает. Байкал начинает замерзать в декабре, а полностью лед встает в середине января.

И остается до весны в самых необычных состояниях и формах.

Выполняю роль пещерного фотографа, пока коллега ищет не занятую никем локацию.

Чистота воды в Байкале позволяет увидеть дно на глубине до 40 метров. Под прозрачным льдом у берегов часто видны камни.

Это - мыс Кобылья Голова, названный так по причудливой форме, которую видно на карте.

Несмотря на то, что Байкал - не море, а озеро, здесь бывают сильные штормы. Высота волн может достигать пяти метров. И именно здесь, у Кобыльей Головы, произошла самая крупная катастрофа на Байкале - в ночь с 14 на 15 октября 1901 года судно «Потапов» попало в шторм и разбилось о скалы. Погибло 176 человек.

Волны после себя оставляют удивительной формы наплески.

И огромные массивы льда, зависшие в полуметре над поверхностью.

Весь лед покрыт трещинами, длина которых иногда достигает 30 километров.

Трещины появляются постоянно, сопровождаясь громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушки. Когда это происходит прямо под твоими ногами - становится страшно. Хотя и не опасно, потому что открытую воду за всю поездку мы не видели ни разу. Наверное, благодаря морозам.

Маленький безымянный островок. Внизу множество пещер, в которых вся группа ждала закат, ловя преломленные во льдах лучи света. А я поднялся наверх.

Для меня эта вершина стала самым ярким и запоминающимся впечатлением от поездки. Было довольно тепло. Очень красивый вечерний свет. Я один. Тишина. Наверное, это что-то личное, словами не передать...

А потом был футбол, в качестве мяча - кусок льда, в качестве ворот - колеса машин. Удивительный вечер на самом гладком и прозрачном за всю поездку льду. А странные люди, лежащие в правой части кадра - просто фотографируют привезенную с собой льдину на фоне закатного неба)))

У них получились примерно такие фото, только лучше. Я просто один раз щелкнул, даже не в фокусе. Фотографировать особо не хотелось. Хотелось просто наслаждаться моментом.

Еще порция наплесков.

Коровы на льду. Это не образное выражение, им на самом деле делают прорубь, чтобы они могли пить из озера!

"Пункт обогрева". Наверное, для рыбаков - пингвинов.

Местный флот в ожидании лета.

Когда дует ветер, с помощью машины, ездящей по прибрежному снегу, можно устроить настоящую метель.

И сфотографировать ее.

А это - мыс Бурхан и скала Шаманка. По местным верованиям - место силы, потому что тут в пещере обитает Бурхан, главное божество Байкала по версии буддистов.

И так сложилось, что Шаманка - главное место притяжения китайских любителей селфи на льду. К счастью, в других местах они нам практически не попадались.

Последнюю ночь на Байкале мы провели на метеостанции Узур, которая находится вдали от цивилизации на севере Ольхона.
Поиграли в пещерных гномов, зажгли во мраке подземелья лампочку Ильича.

И, заодно, поснимали звездное небо.

Утром я полез на гору, чтобы встретить рассвет. Встретил, было очень красиво. Но фотоаппарат в нужный момент замерз и фоток восхода нет.

Недалеко отсюда, в нескольких километрах от берега, находится самая глубокая точка Байкала -впадина 1642 метра!.

Наверное, у вас сложилось впечатление, что весь Байкал - это бесконечная ледяная гладь. Нет, это не так. Во многих местах попадаются торосы - разного размера и толщины льдины, выдавленные на поверхность.

Вот такая выдалась поездка. Огромное спасибо всей группе за эти необычные пять дней, которые я буду помнить всегда.
А всем, кто еще не был на зимнем Байкале, рекомендую запасаться теплой одеждой и планировать поездку на январь 2018 года. Не пожалеете, это точно! ;)

Воды Байкала ежегодно сковывает сплошной ледовый покров. В этом отношении Байкал составляет исключение среди больших озер земного шара. Даже лежащее значи­тельно севернее Ладожское озеро полностью покрывается льдом лишь в суровые зимы.

На многие десятки километров простираются засне­женные равнины поверхности замерзшего Байкала. Вдоль северо-западного побережья они чередуются с обширными пространствами сверкающего гладкого прозрачного льда (рис. 30), с которого сильные ветры начисто сдувают снег.

Ледовые просторы Байкала с давних пор и до наших дней - удобные пути сообщения, причем не только мест­ного значения. В течение 100-130 дней в году по поверх­ности ставшего Байкала поддерживается автомобильная и конная переправа. Однако байкальские ледовые дороги, наряду с удобствами, доставляют немало трудностей и даже опасностей. Отсюда большой интерес к байкальским льдам, который с давних пор проявляли люди, на практи­ке разрешавшие задачу зимнего транспорта по озеру и тщательно собиравшие необходимые для этого сведения. О большем внимании к байкальским льдам, появившемся уже в отдаленные времена караванных путей, свидетель­ствуют старые сочинения и разнообразные архивные ма­териалы.

Уже в XVII в. через зимний Байкал двигались кара­ваны, везя в Китай «мягкую рухлядь» (пушнину), отту­да - китайские шелка, чай и другие товары. Значительно оживила ледовые пути через Байкал начавшаяся добыча золота, серебра и свинца на Нерчинских приисках. В 1733 г. между Москвой и Нерчинском было установле­но постоянное почтовое сообщение с переправой через озеро.

В середине XIX в. наладилось регулярное зимнее со­общение между Центральной Россией и Дальним Восто­ком. Тогда оно также осуществлялось через Байкал. В те годы по ледяному Байкалу прошло несколько тысяч под­вод, перевезя десятки тысяч пудов разных товаров. В 1904 г. по льду Байкала проложили участок железной дороги. С помощью конной тяги по ней было переправлено 65 паровозов и более двух тысяч вагонов. С вступлением в строй кругобайкальской железной дороги переправы по льду резко сократились.

Самые первые дошедшие до нас сведения о льдах Бай­кала приведены в книге Николая Спафария - русского посла в Китае. Спафарий имел поручение от царя Алексея Михайловича подробно описать путь в Китай. В 1675 г. по дороге в Пекин он проехал Байкал, оставив потомкам лю­бопытное описание льдов озера и опасностей, связанных с зимним передвижением по Байкалу: «…а зимнею порою мерзнеть Байкал начинающе около Крещеньева дни, и стоит до мая месяцы около Николина дни, а лед живет в толщину по сажени и больше, и для того на нем ходят зимнею пороюсаньми и нартами, однако де зело страшно, для того что море отдыхает и разделяется надвое и учи­няются щели сажени в ширину по три и больше, а вода в них не проливается по льду, и вскоре опять сойдется вместе с великим шумом и громом, и в том месте учинится будто вал ледяной; и зимнею порою везде по Байкалу жи­вет под ледом шум и гром великой, будто из пушек бьет (не ведущим страх великий), наипаче меж острова Ольхона и меж Святого Носа, где пучина большая».

В течение XVIII и первой половины XIX в. многие путешественники и исследователи Сибири приводят от­дельные замечания, а иногда и большие описания бай­кальских льдов. Однако начало систематическому исследо­ванию ледового режима Байкала было положено лишь в 1869-1876 гг.Дыбовским и Годлевским.

В наши дни изучение льдов Байкала ничуть не утра­тило своего значения, наоборот, значительно расширился масштаб работ в этой области. Исследования ледового ре­жима Байкала приняли более углубленный характер. Уче­ные всесторонне изучают формирование ледового покрова, его разрушение и таяние, его строение, прочность, способ­ность проводить тепло и пропускать солнечные лучи и многое, многое другое. Больших успехов в этом деле уда­лось достичь исследователям Байкальской лимнологиче­ской станции Академии наук СССР под руководством Г. Ю. Верещагина. В последние годы большие работы в области изучения льда Байкала провел Лимнологический институт Сибирского отделения Академии наук СССР. При этом значительно расширили наши знания о движе­ниях и видоизменении ледового покрова Байкала наблю­дения с самолета и аэрофотосъемка.

Байкальские льды принимают весьма разнообразные формы. Одни из них образуются во время замерзания озе­ра, другие - на протяжении всей зимы. Различные виды льдов с давних пор хорошо известны и обозначаются свое­образными местными названиями.

В октябре, когда наступают морозы, по берегам Байка­ла, на скалах, появляются «наплески», нередко причудли­вой формы, образованные прибоем. Одновременно на се­вере Байкала вдоль беретов уже появляются полосы льда - забереги. В Южном Байкале забереги появляются только в ноябре. Здесь их образованию препятствует глу­бинная теплая вода, поднимающаяся на поверхность на смену холодным слоям, отогнанным северо-западными вет­рами. Под юго-восточным берегом, где осенью особенно силен прибой, края заберегов сильно утолщаются, доходя нередко до 5-6 м. Они принимают форму валов, по мест­ному «соку ев». Образуются сокуи в основном из рыхлого крупичатого внутриводного (донного) льда, выбрасывае­мого на поверхность волнами. Донный лед кристаллизует­ся на Байкале в незначительном количестве: не всегда на­ступает необходимое для его образования переохлаждение воды. Этот лед местами участвует в образовании непро­зрачного льда.

Сильные ветры и волна разламывают широкие забере­ги. Образованные крупные и мелкие обломки льда - по местному «осенеца» - переносятся ветром и течениями на большие расстояния. Количество обломочного льда посте­пенно увеличивается. С усилением морозов обломки смер­заются, образуя ледяные поля. На открытых простран­ствах озера в морозные безветренные и безоблачные ночи быстро образуется молодой прозрачный лед.

Однако на этом осенний ледоход на Байкале не закан­чивается. Ледяные поля и молодой лед в ноябре, декабре и начале января многократно взламываются и образуются вновь. Волна и ветер создают в отдельных частях озера на­громождения льдин - торосы. Местами происходит подсо­вывание льдин, что приводит к образованию многослой­ного льда. Таким образом, когда наступает полное замер­зание, ледовый покров Байкала оказывается уже неодно­родным: гладкий лед толщиной в 5-20 см чередуется со льдом, утолщенным подсовами до 40-65 см, а также со льдом торосистым.

Байкал никогда не покрывается сплошным ледовым покровом одновременно на всем своем протяжении. Ледо­став наступает в различных районах озера в очень разные сроки, которые к тому же не остаются постоянными в от­дельные годы. Уже в октябре целиком замерзают мелко­водныесоры я небольшие заливы. У разных берегов за­мерзание происходит с середины декабря до начала янва­ря. В первой половине января замерзают открытые части озера и позднее всего - наиболее глубокий район - про­тив острова Ольхон (рис. 31). В отдельные годы свобод­ные от льда пространства сохраняются в течение всего ян­варя, а в 1899 г. окончательный ледостав в районе Голо­устного наступил лишь 10 февраля. В течение зимы неза­мерзающим остается очень небольшое пространство перед истоком Ангары. Образованию льда здесь препятствует подъем к поверхности более теплых глубинных вод.

В течение зимы толщина ледового покрова озера непре­рывно растет. Особенно большой толщины - до 150- 250 см - достигает лед в небольших, рано замерзших зали­вах. Вдоль северо-западного побережья, в Малом Море и других местах, очень быстро образуется свободный от сне­га кристально-прозрачный лед. Однако в конце февраля - начале марта его намерзание прекращается. В открытом Байкале скорость намерзания и толщина льда во многом зависят от распределения на ледовом покрове снега.

Снеговой покров сильно замедляет нарастание льда, которое продолжается до начала апреля. Дело в том, что снег затрудняет теплообмен через ледовый покров. При отсутствии снега, в первой половине зимы, поверхност­ные слои воды быстро охлаждаются, отдавая свои запасы тепла через лед, который быстро нарастает. Во второй по­ловине зимы увеличивается приток солнечного тепла, про­никающего через прозрачный лед, вода нагревается и на­мерзание прекращается. Снеговой покров, с одной сторо­ны, задерживает теплоотдачу подледной воды, с другой, отражая до 50-70% солнечной энергии, препятствует нагреванию воды, что особенно заметно во второй полови­не зимы.

Толщина однослойного гладкого льда к концу зимы колеблется в пределах от 70 до 113 см, но в отдельных слу­чаях достигает 130 см и более. Многослойный лед, обра­зующийся в результате подсовов, может иметь значитель­но большую толщину.

На протяжении зимы сплошной ледяной покров не остается неподвижным и неизменным. Он претерпевает хотя и небольшие, но весьма ощутимые горизонтальные и вертикальные смещения. В результате образуются дефор­мации и разломы льда, появляются узкие «сухие» трещи­ны, сквозные широкие щели с высокими нагромождения­ми льдин по краям.

Основная причина горизонтальных смещений ледово­го покрова - сжатия и расширения льда при изменении его температуры. О масштабе этих движений можно су­дить по следующим цифрам. Оказывается, понижение тем­пературы ледового покрова Байкала на 3° привело бы к сжатию и уменьшению его по длине озера на 120 м. Но конфигурация и изрезанность его берегов, с которыми спаян ледовый покров, приводят к появлению целой сети сквозных щелей, разделяющих сплошной ледовый покров на отдельные ледяные поля, достигающие 30 км в попереч­нике. Ширина же самих щелей колеблется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Местопо­ложение этих щелей из года в год не меняется.

Такие сквозные щели на Байкале издавна называются «становыми щелями».

Во время потепления лед расширяется, вдоль щелей возникают нажимы и нагромождение ледяных глыб. Об­разуются «становые торосы», тянущиеся на многие кило­метры. Образование щелей и становых торосов сопровож­дается сильным шумом, напоминающим пушечную пальбу или раскаты грома.

Становые торосы и десятки квадратных километров то­росистого льда создают трудные условия для работы зим­него транспорта на Байкале. Особенно опасны щели, затя­нутые тонким молодым льдом.

Большие сибирские морозы придают ледовому покро­ву Байкала монолитность, значительную толщину и проч­ность.

Вертикальные движения ледового покрова - результат изменений положения уровня озера, которые вызываются действием ветра, резкими колебаниями атмосферного дав­ления или иными причинами. Непосредственное воздей­ствие ветра на движение льда становится заметным лишь весной, перед самым вскрытием озера.

В течение зимы в ледовом покрове Байкала образуют­ся полыньи. Сперва они небольшие - величиной в не­сколько метров, но постепенно их размеры увеличивают­ся. Эти полыньи или, как их называют,- «пропарины», «ключи» - следствие подтаивания льда снизу. Происхо­дит это там, где выделяющиеся со дна озера газы увлекают к нижней поверхности льда теплые глубинные воды.

Пропарины также могут возникать и в местах выхода горячих ключей, распространенных по берегам Байкала, но их величина незначительна. Районы возникновения пропарин, образованных в результате подъема к поверх­ности глубинных теплых вод, остаются неизменными из года в год. Это подтверждает существование в Байкале постоянных подледных течений. Наиболее крупные про­парины встречаются у мыса Кадильного, по северному бе­регу Южного Байкала и в некоторых других частях озера.

Внутреннее разрушение байкальского льда начинается задолго до ледохода. Солнечные лучи через прозрачный лед нагревают подледный слой воды. Лед начинает таять снизу, рушиться и, как говорят, разыгливаться - делиться на столбики и иглы. Количество пропарин увеличивается, они расширяются, превращаясь постепенно в обширные полыньи. Расширяются щели, большие ледяные поля ос­вобождаются и приходят в движение под действием ветра. Начинаются нажимы и надвиги льда, представляющие серьезную опасность для береговых сооружений: приста­ней, молов, пирсов и др. Местами массы льда вытесняют­ся на берега (рис. 32, 33).

Такая картина из года в год наблюдается уже в середи­не апреля по всему северному берегу Южного Байкала в районе: пос. Лиственичное - бухта Песчаная. В тече­ние всей зимы здесь отсутствует снежный покров. На про­тивоположном берегу, в районе Посольск - Танхой, где в зимний период снег держится, разрушение льда начинает­ся двумя неделями позже, а в Северном Байкале - только во второй половине мая.

Ветер взламывает подтаявший утративший свою проч­ность лед. На образовавшихся обширных пространствах свободной воды он разводит волну, ускоряя разрушение ледового покрова. Взламывание льда обычно начинается в районе поселка Лиственичное - бухты Песчаной в по­следних числах апреля. В этом же районе - против мысов Большого и Малого Кадильного - наблюдается особен­но ранний ледоход. Эту особенность отметил еще в 1788 г. знаменитый исследователь Сибири - академик Паллас. Взламывание ледового покрова на севере Байкала насту­пает только в конце мая.

Весенний ледоход на Байкале продолжается в среднем 12-19 дней, вдоль юго-восточного побережья - 25- 30 дней, а западнее истока р. Ангары заканчивается в 4- 10 дней. Освобождение отдельных районов Байкала ото льдов растягивается на продолжительное время. Если на юге озеро очищается в первой половине мая, то у северной его оконечности отдельные льдины еще можно встретить в начале, а в районе Сосновой губы и в середине июля (рис. 34).

Позднее замерзание и позднее вскрытие, в отличие от других озер умеренных шпрот,- проявление одной и той же особенности Байкала: его огромной температурной инерции. Сезонные изменения температуры вод Байкала в результате их громадного объема и большой теплоемкости протекают очень медленно. Весной и летом байкальские воды накопляют огромные запасы тепла, на его отдачу, охлаждение верхних слоев и последующее замерзание даже в случае сильных морозов затрачивается немало вре­мени. Точно так же весной требуется очень много солнеч­ного тепла для того, чтобы температура в значительной толще верхних слоев воды повысилась и началось усилен­ное таяние льда с его нижней поверхности.

Обратное наблюдается в байкальских сорах. При об­ширной поверхности и глубине всего 3-5 м воды соров очень быстро отдают свои небольшие запасы тепла и за­мерзают уже в октябре. Весной же вода в сорах быстро прогревается, и они освобождаются от ледового плена на­много раньше открытого Байкала.

Горячие источники - еще один байкальский феномен. Купание в термальной ванне с целебной минеральной водой во время снегопада - это эстетика сродни японским горячим источникам-онсэнам. Хотя бы раз в жизни получить удовольствие от принятия горячей природной ванны на морозе стоит каждому. Все термальные источники Байкала находятся в Бурятии. На севере байкала известны такие водолечебницы как Дзелинда и Гоуджекит. Добраться до них можно из Северобайкальска на электричке. туристам могут предложить проживание в отапливаемых домиках с питанием, прокатом коньков и лыж. Возможно, многих смутит, что, в отличие от японских, наши термальные источники - это выложенные плиткой общие ванны, куда по трубам подается минеральная вода из подземного источника.

Также можно выбрать термальный курорт Хакусы. Это дальше и добираться сложнее. Зимой придется ехать по льду из Северобайкальска. Из-за этого здесь редко бывает многолюдно, хотя администрация курорта предоставляет туристам бесплатный трансфер.

В 80 км от Северобайкальска, на мысе Котельниковский, находятся самые горячие и самые элитные термальные источники Байкала.

В горячих источниках можно искупаться совершенно бесплатно, если доехать до бухты Змеиная в Чивыркуйском заливе Забайкальского нацпарка. Деревянные раздевалки и купели, вокруг ни души. А в метре от купели ярко-голубые льдины, намытые Байкалом.

Отдых на Байкале зимой

В несезон гостям на Байкале рады особо и создают все условия для отдыха. Приятно, что цены несколько снижаются, а вот выбор развлечений возрастает: становится доступным катание по Байкалу на снегоходах и ватрушках, возможна организация индивидуальных экскурсий - ведь количество отдыхающих снижается весьма существенно - холодно же! Именно зимой на Байкале проходят чемпионаты по всевозможным видам спорта от гольфа на льду до керлинга. Есть возможность посетить выставки ледяных скульптур и насыщенную событийую программу в музеях под открытым небом Тальцах, Ангарской деревне, Этнографическом музее в Улан-Удэ.

Зимой на Байкал приезжают люди часто ради того, чтобы просто постоять на берегу замерзшего Байкала. Видимо, в это время сильнее ощущается особая атмосфера озера-моря

Лёд на Байкале

Озеро Байкал зимой замерзает. Обычно в конце октября покрываются льдом мелководные заливы, пролив Малое море замерзает в декабре, в начале января ледовый покров устанавливается на всём Байкале, за исключением истока Ангары. В тёплые зимы ледостав может отодвинуться на целый месяц. Так, в Лиственничном заливе озеро замерзало только в начале февраля в 1899. 1932. 1952. 1959 и 2004 году. В южной части Байкал покрыт льдом 4—4,5 месяца, в северной 6—6,5 месяца. Толщина льда в разных местах изменяется от 70 до 113см, при этом чем больше снега, тем тоньше лёд. Встречаются торосы высотой до трёх метров, иногда до пяти метров.

Замерзание начинается с появления тонкого слоя льда на поверхности воды. Волны легко разбивают свежий лёд и образуют так называемое сало - маленькие льдины. Вдоль берега намерзают полосы льда - забереги. В самой воде образуются кристаллы льда величиной до нескольких миллиметров.

Зимой по льду озера можно ездить на автомобилях. Лёд толщиной 10-15см выдерживает вес человека, толщиной 50см— вес грузовой машины до 15 тонн, толщиной 70см— вес трактора. Существуют официальные ледовые переправы, например, с материка на остров Ольхон. Они отмечены вмороженными вешками и проверяются на безопасность дорожной службой. На байкальском льду регулярно возникают трещины, щели и пропарины. Сквозные щели достигают длины 40км и ширины 4м, обычная ширина трещин от полуметра до двух метров. При их появлении часто бывает громкий треск, подобный выстрелу из пушки, который пугает новичков на льду. Некоторые трещины не замерзают всю зиму. Так называемые становые щели ежегодно появляются в одних и тех же местах на озере, больше всего их между островом Ольхон, полуостровом Святой Нос и Ушканьими островами. Пропарины возникают в местах подводного выхода тёплых вод и газов. Если пропарина прикрыта снегом, обнаружить её практически невозможно.

У северно-западного побережья и в Малом море ветер сдувает снег и образуется чистый прозрачный лёд, сквозь который на мелководье можно видеть дно. Таяние льда начинается обычно в конце апреля от Кадильного мыса, где есть подводные тёплые источники. Последней в начале июня освобождается ото льда северная часть озера.

Байкал скован льдом около четырех месяцев в году. Обычно замерзание происходит в конце декабря начале января, но бывали случаи, когда ледостав происходил и в начале февраля. Разрушение ледового покрова происходит в южной части озера в апреле-начале мая, а на севере в мае-начале июня. Байкал замерзает полностью, кроме небольшого участка в истоке реки Ангары. Это место облюбовали тысячи птиц для зимовки, и он является памятником природы.

Толщина льда на Байкале зависит от погодных условий, количества выпавшего снега и сроков замерзания. Максимально толстый лед образуестя на севере озера и может достигать двух метров. В среднем же толщина около 60-90 см, что позволяет передвигаться по всей акватории не только пешком, но и на автомобилях. В 1904 году между станциями Байкал и Танхой была организована железнодорожная переправа. Рельсы были уложены на бревна, вместо шпал вмороженные в лед. Вагоны тянули лошади, так как вес паравоза был слишком велик для этой переправы.

Во время замерзания лед в озере существует в различных формах: сокуи ледяные наплески на прибрежных скалах, причалах, камнях могут достигать десятка метров, шорох внутриводный крупинчатый лед, шуга мелкие плавающие иголки, сало круглые непрозрачные пластины, колобовник обкатанные куски льда.

Лед на Байкале постоянно нагревается на солнце и охлаждается ночью, из-за чего происходит его сжимание-расширение и вследствие этого, образование становых щелей. Ширина таких щелей может достигать 4 метра, но обычно не превышает 0,5 1 м. Трещины создают помеху движению транспорта и могут представлять опасность для путешественников, но знающие водители всегда имеют при себе несколько досок для преодоления водного препятствия.

Еще одна особенность зимнего Байкала это торосы нагромождение обломков льда. Обычно они формируются вдоль становых щелей или вдоль берега и могут достигать в высоту 10-12 метров. Образуются торосы во время замерзания. когда неокрепший лед разбивается ветром и выбрасывается на берег. Торосы создают удивительные по красоте пейзжи, сходные с арктическими, и особенно восхитетельны во время заката, когда оранжевое солнце миллионами бликов играет на ледяных глыбах.

Байкал зимой - это необозримая площадь, покрытая уникальным льдом. Байкальский лед имеет разнообразные формы, поэтому ему дано множество названий. Но каждый вид ледяного образования по-своему прекрасен и необычен. Особо удивляет туристов прозрачность льда.

Можно провести много времени, лежа на животе на ледяной поверхности Байкала, разглядывая глубины этого величественного озера. Прозрачный, а в глубине - ярко-голубой, почти синий лед, настолько завораживает, что любоваться им можно часами.

Источники: www.nexplorer.ru, traditio-ru.org, www.baikalov.ru, www.baikalnature.ru, travellling.ru

Святая гора Афон

Истребители пятого поколения: технология “Аякс”

Зороастризм и царство Лжи

Каменные следы – тайна поселка Коржовый кут

Загадочный Китай

Новый год в Саудовской Аравии

Саудовская Комиссия по поощрению добродетели и предотвращению греха 30 декабря выступила со специальным предупреждением к подданным королевства, запретив им...

Пожалуй, одним из самых значительных событий истории археоло­гии является открытие гробницы Тутанхамона - фара­она Древнего Египта XVIII династии (1347- ...

Российские летающие тарелки

Российские специалисты разрабатывают уникальный летательный аппарат Локомсканер. Это гигант в форме летающей тарелки грузоподъемностью полторы тысячи тонн. Российские специалисты работают над...

Кельнский собор


Кельнский собор – третий по величине готический храм в мире. Его строительство затянулось на шесть с лишним веков! Начиная с...

Тайна розенкрейцеров. Протоколы Сионских мудрецов

Французский адвокат Морис Жоли, являвшийся членом орде-на розенкрейцеров, написал «Протоколы Старших Просвещенных Сиона», ставшей в дальнейшем известной, как "Протоколы Сионских...

Яды вокруг нас


В детстве мы часто совали в рот всякие неизвестные плоды, соцветия и листья. Правда, потом, у нас болел живот и...