Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Страсти Артюра Рембо и Поля Верлена: от гениальных стихов до выстрелов из пистолета. Смотреть что такое "Рембо, Артюр" в других словарях

(1854-1891) французский поэт

Артюр Рембо является одной из самых загадочных фигур во французской литературе XIX в. Он прожил всего 37 лет, причем последние 18 лет жизни не занимался творчеством, но мало найдется поэтов, творчество которых оказало такое же сильное влияние на мировую культуру. Крупнейшие французские поэты Г. Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар называли Рембо своим учителем. Его стихи переводили И. Анненский, В. Брюсов, Н. Гумилев, Ф. Сологуб. Даже Горький, более чем критически относившийся к символистам, считал стихи Рембо литературным явлением.

Рембо родился в маленьком городке Шарлевиль, расположенном на северо-востоке Франции. Его детство было омрачено разрывом родителей. Отец Артюра, офицер, покинул семью, оставив жену с четырьмя малолетними детьми. Мать так и не вышла замуж, посвятив свою жизнь детям. Феноменальную одаренность мальчика заметили еще в школе. Уже в восьмилетнем возрасте он писал стихи, которые читали на уроках. Когда Рембо исполнилось шестнадцать лет, преподаватель риторики Ж. Изамбар посоветовал ему поступать в университет.

Но страсть юноши к литературному творчеству натолкнулась на жесткое сопротивление со стороны матери. Она была суровой и властной, происходила из патриархальной семьи и не понимала людей свободной профессии. Желая доказать свое право на самостоятельную жизнь, в августе 1870 г. Рембо убегает из дома и отправляется в Париж. Там он пытается заработать журналистикой, но ему так и не удается пристроить в печать ни одного своего стихотворения. Несовершеннолетнего Артюра задерживает полиция, но через полтора месяца он направляется уже в Бельгию, откуда его снова возвращают домой к матери.

В свободное время Рембо продолжает писать. Пока еще он подражает приемам В. Гюго и Ш. Бодлера. Для стихотворений «Сидящие», «На музыке», «Приседания» характерны мотивы тоски и разочарования, чувство яркого неприятия мещанского мира, который окружает поэта.

Хотя и с опозданием, но все же до Шарлевиля доходят новости о нарастающем революционном напряжении в Париже. В мае 1871 г. Рембо не выдерживает диктата матери и вновь отправляется в столицу. Он везет с собой несколько стихотворений, в которых прославляет подвиг коммунаров. Добравшись до Парижа, юный поэт участвует в революционной борьбе, но вскоре становится свидетелем разгрома восстания. Он видит, как правительственные войска очищают город и расстреливают защитников свободы. Поражение Коммуны вызывает у него приступ пессимизма, он возвращается домой, где пишет одно из лучших своих стихотворений «Пьяный корабль», в котором отождествляет себя с судном, потерявшим управление.

Рембо послал несколько своих стихотворений известному французскому поэту П. Верлену. Прочитав их, Верлен прислал автору приветственное письмо, в котором пригласил приехать в Париж. Рембо сразу же отправился в столицу, где познакомился с жизнью богемы и стал вести дерзкий и вызывающий образ жизни. В литературных кругах его не приняли и не поняли, только Верлен смог распознать в презрительном юноше будущего великого поэта. Слишком пылкая привязанность к Рембо рассорила Верлена с женой.

Весной 1871 г. вокруг Верлена и Рембо складывается кружок молодых поэтов, называющих себя зютистами. Они собираются в кафе, читают друг другу свои стихотворения. Поэтам удается скопить немного денег, и летом 1872 г. Верлен и Рембо отправляются в путешествие. Сначала они едут в Бельгию, а оттуда на пароходе в Лондон.

В декабре 1872 г. Рембо на несколько дней приезжает на родину, чтобы получить свою долю наследства, переданную ему матерью, а затем вновь уезжает в Англию. В это время он пишет свою книгу стихотворений в прозе «Озарения», где разрушает основы традиционной системы стихосложения. В течение некоторого времени поэт живет в Лондоне, а весной 1873 г. вместе с Верленом возвращается во Францию. Ему наконец удается напечатать сборник стихотворений «Одно лето в аду». Это книга-исповедь, полная горьких сожалений, упреков и самокритики. Поэт как бы прощается с бунтарством, с «озарениями», с поэтическим «ясновидением». Сборник отличает тщательность отделки каждой фразы, точность ритма, тонкий лиризм.

Постепенно отношения между Рембо и Верленом ухудшаются. В июле 1873 г. во время пребывания в Брюсселе Верлен стреляет в Рембо, ранит его и попадает в тюрьму. Потрясенный поступком Верлена, Рембо возвращается в Шарлевиль. Поэт чувствует свою отьединенность от мира, ищет пристанища и не находит его. В последующие десять лет он переезжает из города в город, живет в Германии, Австрии, Голландии, Италии, нигде подолгу не задерживаясь. Он перебивается случайными заработками, поступает в голландскую армию, но, прибыв на остров Ява, дезертирует и, преодолев бесчисленные трудности, добирается до Европы. В последующие годы он меняет множество профессий: служит надсмотрщиком на кипрских каменоломнях, ездит с бродячим цирком, но к литературному творчеству более не возвращается.

В 1880 г. Рембо уезжает в Африку, где начинает работать торговым агентом. Он ездит по туземным деревням и скупает слоновую кость и черное дерево. Постепенно ему удается скопить немного денег. Рембо поселяется в Адене, небольшом городке на Аравийском полуострове, где приобретает дом. Он мечтает об обеспеченной жизни среднего буржуа, поэтому сознательно не возвращается в Европу. Рембо практически порывает со своим бунтарским прошлым и оставляет без ответа приглашение друзей (они хотели, чтобы он посетил Париж). Он не отвечает даже Верлену, написавшему о нем яркую статью. Рембо как бы не принимает того факта, что на родине его считают известным поэтом. «Артюр Рембо променял литературу на Африку, а богатство рифм - на слоновую кость и золото», - с горечью писал о нем М. Волошин.

Во время поездки в Эфиопию Рембо упал с лошади и получил травму ноги. Начавшаяся гангрена вынудила его в 1891 г. отправиться на лечение во Францию. Он еще не знал, что был смертельно болен. В Марселе Артюр встретился со своей матерью. Но примирение их было недолгим. Через несколько недель после приезда врачи ампутируют Рембо ногу. Несколько месяцев он находился у матери, но из-за быстро развившейся болезни - саркомы - его снова перевезли в Марсель, где поэт умер в одной из больниц.

Творчество поэта отличается неровностью (наряду с великолепными стихотворениями встречаются и откровенно подражательные произведения), в нем четко прослеживаются две линии - гражданские стихотворения и изысканные лирические стихи. Рембо блестяще передает широчайшую гамму чувств лирического героя - от острой сатиры до горького разочарования. Поэт изобретает особую систему толкования слов, основанную на так называемом мистическом алфавите. В стихотворении «Гласные» он приводит поток ассоциаций, связанный с каждой из букв.

Поэт считал себя ясновидящим и стремился найти собственную истину в современном мире. Подхватив и развив бодлеровскую мысль о всеобщем соответствии, он видит природу как нагромождение картин, подчиненных лишь сознанию поэта. Подлинное творчество, по его мнению, возможно только, когда на поэта нисходит озарение. Поэтому тщательно описанные пейзажи соседствуют у него с картинами катастроф, а лирические пассажи - с пессимистическими выводами.

Развитие французской поэзии XX в. прошло, по меткому замечанию Луи Арагона, «под знаком определяющего влияния Рембо». С одной стороны, он смог объединить две противоположные тенденции европейской поэзии - романтическую устремленность вовне и бодлеровскую обостренность чувств. С другой стороны, Рембо утвердил взгляд на поэзию как на высшую реальность. Многие считали его «символистом до символизма». Но на самом деле он просто опередил свое время, его творчество приобрело актуальность, когда поэта не стало.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Творчество Артюра Рембо (1854, Шарлевиль - 1891, Марсель)

Артюр Рембо - гениальный поэт-подросток, «язычник» и «варвар», не скованный традициями культуры и морали, владеющий тайнами мировой культуры даже на подсознательном уровне. Все свои стихи и прозу он создал в возрасте между пятнадцатью и девятнадцатью годами, с 1869 по 1873 годы. В 17 лет он пишет свои самые знаменитые стихотворения «Пьяный корабль» и «Гласные», а уже в 19 лет оставляет поэзию и обращается к жизни, странствует по миру, живет в Эфиопии (Абиссинии), в результате - 18 лет молчания. Несмотря на столь короткий период творчества Рембо, его поэзия развивается столь стремительно, что за 3-4 года он успевает пройти путь от ученика до ультрановатора и оказать влияние на всю последующую французскую и мировую поэзию. Формы поэтического искусства настолько изменились, что толкование лирической поэзии стало таким же трудным, как изложение словами музыки. Луи Арагон писал, что развитие французской поэзии ХХ века «прошло под определяющим влиянием Артюра Рембо».

Условно исследователи выделяют в творчестве Рембо три периода:

Конец 1869 - весна 1871: возраст от 15 до 16,5 лет. Три побега из дому, Парижская Коммуна.

Лето 1871 - весна 1873: возраст от 16,5 до 18,5 лет. Условно период «символизма»; время создания «теории ясновидения». Тексты: «Пьяный корабль», «Гласные», сборник «Озарения».

Весна - осень 1873: возраст 19 лет. Время преодоления «теории ясновидения». Сборник «Одно лето в аду».

Рембо разрушает традиционные стихотворные формы и правила. Все в его поэзии становится другим: звук, язык, связь слов, метр, ритм, метафоры и символы приобретают новое звучание. Рембо попытался создать «универсальный язык», который синтезировал бы все чувства и был бы понятен всем. Один из приемов разрушения старого стиля - введение в текст стилистически чуждого, иногда просто непонятного слова, напр., научного термина, вульгаризма. Причинно-следственная связь между словами в текстах Рембо часто нарушается и на первый план выступает особенность звучания поэтического слова. Вместо смысловой логической связи в стихотворениях Рембо присутствует связь ассоциативная, т.е. метафорическая логика (причем ход мыслей поэта зачастую неуловим). В результате подобной организации стихотворение уподобляется музыкальному произведению и изначально предполагает множество интерпретаций. Благодаря музыкальной инструментовке, сила воздействия поэзии усилилась, но вместе с тем значительно затруднилось ее понимание.

Детство Рембо прошло в провинциальном городке Шарлевиле, в Арденнах, недалеко от границы с Бельгией. Рембо родился в мелкобуржуазной семье, где все было подчинено престижу и выгоде. У его матери был деспотичный характер. В детстве Рембо был замкнутым и раздражительным. За любую провинность мать сурово наказывала его домашним арестом с сиденьем на хлебе и воде. Рембо делал поразительные успехи в колледже: он был первым учеником по всем предметам, в том числе в классических языках и латинском стихосложении, за что получал многочисленные награды Рембо начинает сочинять примерно в 7-8 лет и первые стихи пишет на латинском языке. Это были импровизации, написанные по классным заданиям в колледже в Шарлевиле. Уже в колледже Рембо хорошо знает современную французскую поэзию: Малларме, Верлена. Его кумир - Шарь Бодлер, именно от него - эстетика безобразного. Первые стихи на французском языке Рембо пишет под влиянием романтиков и французских парнасцев, но уже в своих ранних стихах проявляет независимость и самостоятельность. Отношение Рембо к традициям всегда было особое: он хотел стать не просто свободным, а «абсолютно свободным» во всех сферах и литературы, и жизни.

Несколько своих первых стихотворений, еще ученических и традиционных по образности («Предчувствие», «Офелия», «Солнце и плоть», «Credo in umam» - «Верую в единую»), Рембо в 1870-м году посылает Теодору де Банвилю.

…Я верю лишь в тебя, морская Афродита,

Божественная мать! О, наша жизнь разбита

С тех пор, как бог другой нас к своему кресту

Смог привязать. Но я… я лишь Венеру чту…

«Солнце и плоть».

Рембо писал Банвилю, что считает парнасцем каждого настоящего поэта: «Поэт - это парнасец, влюбленный в идеальную красоту /…/. Через два года, через год, может быть, я буду в Париже /…/. Я буду парнасцем. Я клянусь, Дорогой Учитель, всегда обожать двух богинь = Музу и Свободу». Однако увлечение идеями парнасцев было недолгим, и уже в том же, 1870-м году, Рембо иронизирует над парнасцами и пишет стихи так называемого «обличительного цикла», далекие от идей «искусства для искусства».

Стихотворение-триптих «Офелия» (1870) - одно из посланных Банвилю, уже говорит о зрелости и гениальности Рембо. В основу текста положены традиционные шекспировские описания и изображения Офелии в живописи 19 века. Стихотворение имеет форму эллипса - в нем два истинных центра, или полюса, и два главных героя. В 1 и 2 частях - это Офелия, в 3 - поэт как персонаж. Рембо, подобно ребенку, называет самого себя «он», в 3-ем лице. Версии: безумие Офелии - раздвоение; раздвоение Рембо - поэт и его «alter ego». В стихотворении «Офелия» есть два пересекающихся уровня - живописный и символический, причем каждый из них может восприниматься самостоятельно.

Впоследствии Рембо создаст свою поэтику - принципиально иную, хаотическую, где на смену образам приходит безо¢бразный, аморфный поэтический текст. В таком тексте прямой смысл замещается фрагментарной метафоричностью, которую истолковать буквально невозможно. Если в первых ранних стихотворениях непосредственным был поэт (детскость, наивность, простота), то потом непосредственным становится текст - он не связан ни с какой традицией, и смыслы в нем сочетаются по своим законам (напр., в «Озарениях», где читатель может предложить свою интерпретацию текста, которая будет одновременно верной и далекой от истинного замысла). Рембо говорил, что его стихи имеют одновременно «буквальный и все возможные смыслы».

Основная тема - поэт-странник, бродяга, желание «свободной свободы». В целом, творчество Рембо (особенно раннее) разнообразно по тематике. Это лирика, зарисовки быта, социальные и даже политические стихи. Рембо буквально ненавидит Вторую империю Наполеона III и возлагает надежды на Французскую революцию. Он трижды пытается бежать в Париж, но о победе Коммуны узнает дома. Через 72 дня Коммуна потерпела поражение. Стихотворения весны 1871 г. отражают настроения, пережитые Рембо до и после поражения Коммуны. Франко-прусская война, мещанский быт и религиозное ханжество - постоянный предмет для насмешек Рембо. В своих «обличительных стихах» Рембо использует «эстетику безобразного» Бодлера и доводит ее до совершенства. В стихах 1871 г. («Сидящие», «На корточках», «Бедняки в церкви», «Мои возлюбленные малютки» и др.) Рембо создает гипертрофированно-уродливые образы провинциалов, ханжей, чиновников-бюрократов, служителей церкви. Это скандальные, хулиганские, антирелигиозные стихотворения с резкой экспрессивной, сниженной лексикой. Образы этих стихотворений намеренно грубые, осмеянию подвергается сам Иисус Христос, однако цинизм этих текстов скорее литературный, игровой, а не настоящий (это т.н. «поэзия другого»).

Лучшее создание на тему войны - вольный сонет «Уснувший в ложбине» («Спящий в ложбине»). Лучшее стихотворение весны 1871 г. на тему революции - «Парижская оргия, или Париж заселяется вновь» (май 1871 г.). Текст этого стихотворения восстановлен по памяти Полем Верленом. Стихотворение «Руки Жанны-Марии» - гимн героям Коммуны. Это стихотворение было найдено случайно и опубликовано только в 1919 г.

1871 г. - переломный год в творчестве Рембо. Май 1871 г. - граница: до и после Парижской Коммуны. После поражения Французской революции все надежды Рембо возлагает на «теорию ясновидения».

Летом 1871 г., в 16 лет, Рембо разрабатывает «теорию ясновидения», с помощью которой надеется кардинально изменить поэзию, стать поэтом-мучеником, пророком, ясновидцем и в такой роли повести за собой мир, т.е. изменить его с помощью поэзии. От реальности Рембо уходит в иллюзию и через иллюзию и страдания, измененный, он возвращается к реальности. В одном из первых писем, адресованных Рембо, Поль Верлен, возможно наиболее тонко понявший природу гения Рембо, называет его «ликантропом», т.е. человеком-волком, оборотнем, способным менять обличье по собственному желанию. В письме к поэту Полю Демени от 15 мая 1871 г. Рембо излагает суть своей теории:

Первое, что должен достичь тот, кто хочет стать поэтом, - это полное самопознание ; он отыскивает свою душу, ее обследует, ее искушает, ее постигает. А когда он ее постиг, он должен ее обрабатывать! /…/ Я говорю, надо стать ясновидцем, сделать себя ясновидцем. Поэт превращается в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств . <...> Это нестерпимая мука, поэту требуется вся его вера, вся сверхъестественная сила духа, зато он станет великим больным, великим преступником, великим проклятым - и великим Ученым! <...> Он достигнет пределов неведомого, и хотя жаждущий, он даже перестанет понимать смысл своих видений, он все-таки их видел!

О «теории ясновидения» Рембо сообщает в письме своему школьному учителю Жоржу Изамбару:

Речь идет о том, чтобы добраться до неизведанного через разнузданность во всем… Мое «Я» - это «Я» кого-то другого. Несчастное дерево, которое вдруг обнаружило, что оно - скрипка!.. Умоляю Вас, ни карандашом, ни в мыслях не пытайтесь все разложить по полочкам...

Первым результатом «теории ясновидения» был «Пьяный корабль» - одно из немногих стихотворений, которым сам Рембо был доволен. Рембо пишет это стихотворение в Шарлевиле, он никогда не видел моря и полагается на свои детские впечатления от картинок в журналах и прочитанных книг (напр., «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна). Вместе с тем силой воображения и интуиции ему удалось воссоздать образ реального моря (точные оттенки морской воды), следуя своему правилу придавать образу «реальный и все возможные» смыслы. Это корабль, оставшийся без управления в неспокойном море и плывущий по воле ветра в Мировой Океан. И вместе с тем «пьяный корабль» - это аллегория поэта, метафора («я» = «пьяный корабль»). Образы в этом стихотворении имеют символическую и, значит, бесконечную глубину. Образы сменяют друг друга в ускоренном темпе. Слова связываются по свободной ассоциации. Синтаксические связи, причинно-следственная логика, пространственно-временные координаты мира нарушаются. Знакомые традиционные образы получают иное наполнение: индивидуальное, авторское субъективное значение. Согласно «теории ясновидения» поэт должен стать медиумом, уподобиться музыкальному инструменту, на котором играют высшие силы. В результате поэт как бы не сам мыслит, а «им мыслит» кто-то другой.

Летом 1871 г. Рембо пишет сонет «Гласные», еще один результат реализации «теории ясновидения». Идея: синтез всех чувств в постижении мира. Этот сонет называют «цветным алфавитом». В нем звуки связываются с цветом на основе произвольных ассоциаций. Возможно, сонет отсылает к мистическим алхимическим текстам, с которыми был знаком Рембо. Но есть и более простое объяснение - воспоминание о цветных картинках в букваре. Рембо предвосхищает идею синтеза искусств, ставшую центральной для символизма. Впоследствии Рембо заочно причислили к символистской школе, его «Гласные» стали манифестом символизма, а в Париже даже возник кружок поэтов, которые хотели создать на основе сонета «Гласные» литературную систему.

В сентябре 1871 г. Рембо пишет письмо Полю Верлену и в том числе посылает ему «Пьяный корабль». Верлен восхищен и потрясен, он отвечает: «Приезжайте, дорогой друг, великая душа, - Вас приглашают, Вас ждут». Рембо приезжает в Париж, некоторое время живет в доме у Верлена, затем они вместе странствуют по Бельгии и Англии, пытаясь на практике применить «теорию ясновидения». Результат:

Верлен - «Песни без слов».

Рембо - «Озарения», написанные в 1872-1873 гг. в Лондоне. Это сборник коротких стихотворений в прозе, которые Рембо назвал «словами на воле». Это проект «новой гармонии», синтез слова, музыки и живописи, в основе образов - галлюцинации.

В 1873 г., после ссоры с Верленом Рембо пишет книгу размышлений в прозе и стихах «Одно лето в аду» («Сквозь ад», «Сезон в аду»), в котором выражает свое разочарование в «теории ясновидения». Эта книга была издана в 1873 г. в Брюсселе тиражом 500 экземпляров по воле Рембо на его средства. Ни один экземпляр книги не был продан. Рембо посылает несколько книжек своим знакомым, в том числе и Верлену, находившемуся в это время в заключении в тюрьме Монсе. По одной из версий, Рембо сжигает все оставшиеся у него экземпляры. Судьба издания оставалась загадочной до 1901 г., когда почти весь тираж «Сезона в аду» случайно обнаружили в заброшенном помещении, принадлежавшем ранее издательству «Poot et Cie».

Слава никогда не интересовала Рембо. Он почти не заботился о судьбе своих стихотворений, особенно после 1873 г. Рембо не готовил свои стихи к публикации и не хотел их видеть напечатанными. «Одно лето в аду» - это единственная книга, изданная самим поэтом, кроме еще нескольких ранних стихотворений, напечатанных в журналах, и стихотворения 1871 г. «Во¢роны». Все остальные прижизненные издания стихотворений были сделаны без ведома Рембо его друзьями, в частности Полем Верленом в книге «Про¢клятые поэты» (1884). Многие автографы Рембо были утеряны, хронология в сборниках часто не соблюдается, некоторые стихи воспроизведены по памяти Верленом. Согласно существующей издательской традиции условно стихотворения Рембо разделяются на две книги:

Стихотворения 1869-1871 гг. под условным названием «Стихотворения». Стихотворения в эту книгу были собраны уже после смерти Рембо. Всего сохранилось 44 стихотворения периода 1869-1871 г.

Стихотворения 1872 г. под условным названием «Последние стихотворения». В эту книгу входят стихи, подготовленные и изданные без ведома автора в 1886 г. Верленом вместе с «Озарениями».

К этим двум книгам добавляется «Одно лето в аду» (1873) как единственная книга, изданная самим Рембо.

После «Одного лета в аду» Рембо больше не написал ни одного стихотворения - он оставляет поэзию. В его жизни наступает эпоха бесконечных странствий. За семь лет - до 1880 года - он успел в разной степени выучить испанский, русский, итальянский и немецкий, а также в качестве солдата голландской колониальной армии побывать на Суматре, поработать в бродячем цирке в Скандинавии, потаскать камни на кипрской каменоломне и пройти пешком большую часть Европы. Рембо видели в Александрии и Вене, Штутгарте и Стокгольме. Долгое время Рембо живет в Африке, в Хараре, где, по одной из версий, торгует кожами, хлопком и оружием. Артюр Рембо умер 10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет во Франции в госпитале Непорочного Зачатия. У него обнаружили саркому колена, ногу пришлось ампутировать, но опухоль продолжала развиваться. Запись в больничной книге: «10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Рембо».

Предчувствие

Глухими тропами, среди густой травы,

Уйду бродить я голубыми вечерами;

Коснется ветер непокрытой головы,

И свежесть чувствовать я буду под ногами.

Мне бесконечная любовь наполнит грудь.

Но буду я молчать и все слова забуду.

И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.

По глади черных вод, где звезды задремали,

Плывет Офелия, как лилия бела,

Плывет медлительно в прозрачном покрывале...

В охотничьи рога трубит лесная мгла.

Уже столетия, как белым привиденьем

Скользит Офелия над черной глубиной,

Уже столетия, как приглушенным пеньем

Ее безумия наполнен мрак ночной.

Целует ветер в грудь ее неторопливо,

Вода баюкает, раскрыв, как лепестки,

Одежды белые, и тихо плачут ивы,

Грустя, склоняются над нею тростники.

Кувшинки смятые вокруг нее вздыхают;

Порою на ольхе гнездо проснется вдруг,

И крылья трепетом своим ее встречают...

От звезд таинственный на землю льется звук.

Как снег прекрасная Офелия! О фея!

Ты умерла, дитя! Поток тебя умчал!

Затем что ветра вздох, с норвежских гор повеяв,

Тебе про терпкую свободу нашептал;

Затем что занесло то ветра дуновенье

Какой-то странный гул в твой разум и мечты,

И сердце слушало ночной Природы пенье

Средь шорохов листвы и вздохов темноты;

Грудь детскую твою, чей стон был слишком тих;

Затем что кавалер, безумный и прекрасный,

Пришел апрельским днем и сел у ног твоих.

Свобода! Взлет! Любовь! Мечты безумны были!

И ты от их огня растаяла, как снег:

Виденья странные рассудок твой сгубили,

Вид Бесконечности взор погасил навек.

И говорит Поэт о звездах, что мерцали,

Когда она цветы на берегу рвала,

И как по глади вод в прозрачном покрывале

Плыла Офелия, как лилия бела.

А - черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый,

О - синий... Гласные, рождений ваших даты

Еще открою я... А - черный и мохнатый

Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

Е - белизна шатров и в хлопьях снежной ваты

Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;

И - пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный

Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.

У - цикл, морской прибой с его зеленым соком,

Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком

Алхимией запечатлен в тиши ночей.

О - первозданный Горн, пронзительный и странный.

Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,

Омега, синий луч и свет Ее Очей.

Феноменальность этого французского поэта заключается в том, что он, поэт по

призванию, свой творческий путь закончил в девятнадцать лет - и еще потом целых

восемнадцать лет жил, исключив поэзию из своей жизни полностью. Он стал

торговцем. Он хотел разбогатеть. Такого в мировой поэзии еще не было. Известны

примеры, когда поэт как бы обрекался на молчание, не было вдохновения, но чтобы

гениальный поэт бросил писать стихи и не страдал от этого, не призывал музу

вернуться - такого не бывало. Рембо оставил поэзию - как отрезал. Без сожаления.

Рембо был, безусловно, уникальным человеком. Стихи и прозу он начал писать в

семь лет. Рембо-подросток поражал всех своей необычайной зрелостью. В творчестве

он двигался семимильными шагами. В русской поэзии такой ранней зрелостью

отличался Лермонтов. Родился поэт в городке Шарлевиле. Отец его был офицером, он

бросил мать Артюра, его самого и еще троих малолетних детей.

В школе сразу проявились выдающиеся способности Рембо. Но стать блистательным

учеником для него было мало. В пятнадцать лет он впервые убежал из Шарлевиля -

добрался до Парижа, где его задержала полиция, вернула домой. Потом он убежал в

Бельгию, пытался заняться журналистикой - мать опять с помощью полиции

возвратила сына домой. Но через несколько месяцев он уже снова был вдали от дома

В Париже.

Всю жизнь Рембо будет куда-то стремиться, что-то искать. А начиналось все это с

обычных побегов из дома.

МОЕ БРОДЯЖЕСТВО

В карманах продранных я руки грел свои; Наряд мой был убог, пальто - одно

названье; Твоим попутчиком я, Муза, был в скитанье И - о-ля-ля! - мечтал о

сказочной любви.

Зияли дырами протертые штаны.

Я - мальчик с пальчик - брел, за рифмой поспешая.

Сулила мне ночлег Медведица Большая,

Чьи звезды ласково шептали с вышины;

Сентябрьским вечером, присев у придорожья, Я слушал лепет звезд; чела касалась

дрожью Роса, пьянящая, как старых вин букет;

Витал я в облаках, рифмуя в исступленье,

Как лиру, обнимал озябшие колени,

Как струны, дергая резинки от штиблет.

(Перевод А. Ревича)

Поэтический взлет Рембо пришелся на историческую эпоху Парижской Коммуны. Он с

энтузиазмом принял восстание. В письме своему любимому учителю и другу Изамбару

поэт пишет: "Я погибаю, я гнию в мире пошлом, злом и сером. Что вы от меня

хотите, я упорствую в своем обожании свободной свободы... Я хотел бы бежать

вновь и вновь..."

Сначала он бежал из своего маленького Шарлевиля, про который говорил - "мой

родной город выделяется крайним идиотизмом среди маленьких провинциальных

городков". Потом он будет бежать вообще от окружающего мира и от самого себя.

При этом будет стремиться к Новым идеям и формам, будет искать что-то еще не

уловленное никем. Так появляется стихотворение "Гласные", которое уводит

творчество Поэта в область импрессионизма и символизма.

"А" черный, белый "Е", "И" красный, "У" зеленый, "0" голубой - цвета причудливой

загадки: "А" - черный полог мух, которым в полдень сладки Миазмы трупные и

воздух воспаленный.

Заливы млечной мглы, "Е" - белые палатки, Льды, белые цари, сад, небом

окропленный; "И" - пламень пурпура, вкус яростно соленый - Вкус крови на губах,

как после жаркой схватки.

"У" - трепетная гладь, божественное море, Покой бескрайних нив, покой в усталом

взоре Алхимика, чей лоб морщины бороздят;

"О" - резкий горний горн, сигнал миров нетленных, Молчанье ангелов, безмолвие

вселенных; "0" - лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!

(Перевод В. Микушевича)

Исследователь творчества Рембо Л.Г. Андреев пишет: "Рембо шел от самоотрицания к

самоотрицанию. Его развитие сопровождалось нескрываемым, нетерпеливым желанием

уничтожить, выбросить из жизни только что пройденный, только что пережитый этап.

Рембо словно уничтожал за собой лестницу, по которой поднимался все выше и выше

К своему последнему поэтическому акту, к отрицанию поэзии".

Исследователи отмечают, что этапы пути Рембо-поэта измеряются несколькими

стихотворениями. Иной поэт тратит годы, чтобы перейти от одного этапа в своем

творчестве к другому, а у Рембо порой одно стихотворение уже этап, а другое

стихотворение - следующий.

Артюр Рембо мог сказать, как и его соотечественник Флобер, "ненависть к буржуа -

начало добродетели". В его стихах много критицизма, порой безжалостности,

откровенности и циничности, не свойственной пятнадцати-шестнадцатилетним юношам.

Например, прочтите стихотворение "Венера", Рембо написал его в пятнадцать лет, а

впечатление такое, будто это написал зрелый автор "Цветов Зла" Бодлер.

Редко, но все же пишет поэт чистые и возвышенные стихи об этом мире. Такое,

например, стихотворение, как "Руки Жанны-Мари".

РУКИ ЖАННЫ-МАРИ

Они, большие эти руки, В чью кожу въелась чернота, И нынче, бледные от муки,

Твоим, Хуана, не чета.

Не кремы и не притиранья Покрыли темной негой их, Не сладострастные купанья В

прудах агатовых ночных.

Они ли жаркий луч ловили В истоме в безмятежный час? Сигары скручивали или

Сбывали жемчуг и алмаз?

К пылающим стопам мадонны Они ли клали свой букет? От черной крови белладонны

Мерцает в их ладонях свет.

Охотницы ли на двукрылых Среди рассветно-синих трав, Когда нектарник приманил

их? Смесительницы ли отрав?

Какой, пленяя страстью адской, Их обволакивал угар, Когда мечтою азиатской

Влекли Сион и Кенгавар?

Нет, не на варварских базарах, Не за молитвою святой И не за стиркою загар их

Покрыл такою смуглотой.

Нет, это руки не служанки И не работницы, чей пот В гнилом лесу завода, жаркий,

Хмельное солнце дегтя пьет.

Нет, эти руки-исполины, Добросердечие храня,

Бывают гибельней машины, Неукротимее коня!

* И, раскаляясь, как железо,

И сотрясая мир, их плоть Споет стократно Марсельезу, Но не "Помилуй нас,

господь!"

Без милосердья, без потачки, Не пожалев ни шей, ни спин, Они смели бы с вас,

богачки, Всю пудру вашу, весь кармин!

Их ясный свет"сильней религий, Он покоряет всех кругом, Их каждый палец

солнцеликий Горит рубиновым огнем!

Остался в их крови нестертый Вчерашний след рабов и слуг, Но целовал Повстанец

гордый Ладони смуглых этих Рук,

Когда любви мятежной сила В толпе, куда ни поглядишь, Их, побледневших,

проносила На митральезах сквозь Париж!

О Руки! Нынче на запястьях У вас блестит, звеня, металл. Мы раньше целовали

всласть их - Теперь черед цепей настал.

И не сдержать нам тяжкой дрожи, Не отвести такой удар, Когда сдирают вместе с

кожей, О Руки, ваш святой загар!

(Перевод М. Яснова)

Особо хочется сказать о знаменитом стихотворении Рембо "Пьяный корабль". Оно

довольно длинное и не представляется возможным здесь полностью его привести. Но

читатель, заинтересовавшийся по-

эзией Рембо, сам найдет и прочтет его. Так вот, "Пьяный корабль" - это как бы

символическое выражение состояния души поэта. Корабль очеловечивается, он

плывет, теряя экипаж, руль, и вот-вот пойдет на дно. Необузданный метафоризм

передает состояние "корабля-человека", разбитого сердца поэта. "Рембо не только

нарисовал в виде картины, в виде судьбы "пьяного корабля" свое путешествие за

"неизвестным", - пишет Андреев. - Он предсказал даже скорую гибель корабля,

пустившегося в опасное предприятие. Способность воссоздать в стихотворении, в

"видении" свою поэтическую судьбу, свою собственную поэтическую суть поражает в

"Пьяном корабле" и представляется поистине феноменальной". Рембо написал это

стихотворение в 17 лет.

Летом 1873 года книгой "Пора в аду" Рембо попрощался с поэзией, как бы отрекся

от самого себя. Он предельно жестко осудил весь свой творческий путь. И это в

девятнадцать лет, когда у большинства поэтов только начинается истинно

творческий путь.

Как нынче говорят, Рембо ушел в коммерцию. Он поставил задачу себе -

разбогатеть. Ездил по Европе, потом добрался до Египта, до Адена, до Абиссинии -

в городе Хараре он жил последние десять лет своей жизни. В 1891 году у него

начались сильные боли в правой ноге, его перевезли в Марсель, там ампутировали

ногу. Но болезнь прогрессировала. В ноябре того же года Рембо умер в марсельской

больнице от саркомы.

Видимо, все-таки отказ от поэзии был для поэта актом самоубийственным. Первым

шагом к гибели. Некоторые исследователи считают, что вторым таким шагом был

разрыв с Европой. С почвой своей поэзии. Все-таки навсегда переселиться в Африку

Это тоже был какой-то отказ от самого себя.

Карикатура на Артюра Рембо. Обложка журнала «Современные люди» № 318, январь 1888 года. Фото:Commons.wikimedia.org / Siren-Com

За 37 лет жизни Артюр Рембо повидал и пережил то, чего обычный человек достигает порой годам к 50, если не больше. Сам он говорил, что некоторые старики — дети по сравнению с ним. И действительно имел основания так считать.

Артюр родился в 1854 году в деревне на северо-востоке Франции в семье военного и строгой, но заботливой зажиточной крестьянки. Франция XIX века — котел социальных катаклизмов, эпоха бесконечных перемен. Одна революция следует за другой, империя сменяется республикой, потом снова империей и снова республикой. Эта бурная эпоха не могла не повлиять на становление молодого таланта.

Отец ушел из семьи через 6 лет после рождения будущего поэта. Мать одна воспитывает четверых детей. Со вторым по старшинству, Артюром, приходится особенно тяжело. Имея выдающиеся сообразительность и талант, он считает школу психушкой, мечтает стать журналистом и несколько раз пытается сбежать из дома. Так однажды, добравшись до Парижа, он попадает в тюрьму, потому что его принимают за шпиона.

В попытке найти славу самонадеянный подросток Рембо посылает свои произведения разным известным людям — даже принцу. На удивление, этот прием срабатывает — в 15 лет за стихи, написанные на латыни и понравившиеся престолонаследнику, Артюр награждается премией. Среди его адресатов оказываются и другие литераторы. Стихи молодого человека очень понравились уже известному на тот момент поэту Полю Верлену , жизнь которого Рембо изменит навсегда.

Получив одобрение Верлена, Рембо приезжает в Париж. Он хочет стать сверхпоэтом или революционером, для него это примерно одно и то же. Поэзия, которая не инициирует перемен, его совершенно не интересует. При этом он не просто начинает дружить с Верленом, он едва ли не подчиняет его себе. Рембо младше на 10 лет, но именно он в этой паре — лидер. Он делился мировоззрением с Полем и наставлял его на свой путь, считая, что Верлен сделан из глины, и принимает ту форму, какую захочет сделать из него «мастер».

Верлен и Рембо (слева внизу) на картине Анри Фантена-Латура. Фото: Commons.wikimedia.org

В это время впервые публикуется стихотворение Артюра «Пьяный корабль», ставшее затем его визитной карточкой.

Верлен со своей беременной супругой приютили начинающего поэта, но Рембо не поладил с женой Поля. Он считает ее глупой, а она его — грубым и нечистоплотным. Жена Верлена выгоняет Рембо из дома. Но к ее ужасу Поль уходит вслед за ним. Друзья отправляются путешествовать по Европе, где они будут зарабатывать написанием стихов и преподаванием французского языка.

Талант к стихосложению и возрастающая известность делают Рембо уверенным в своем гении. Его творчество становится одной из основных вех символизма: свободная поэзия, в которой любые чувства воплощаются любыми образами. Артюр даже объявляет себя ясновидящим, желая быть посредником между человеком и вселенной.

Артюр Рембо в середине декабря 1875 года. Рисунок Эрнеста Делаэ. Фото: Commons.wikimedia.org / Ernest Delahaye

До сих пор он и так вел не самый примерный образ жизни: курил трубку еще будучи подростком. Теперь же он фанатично истязает себя голодовками, бессонницами, алкоголем и наркотиками. Во всем этом ему сопутствует верный друг Верлен. В Брюсселе Поль в пьяном бреду выстрелом ранит Рембо в руку. Верлена сажают в тюрьму — друг не навещает его и встречает только через два года.

Буйный нрав Артюра толкает его на очередной непредсказуемый шаг. Не достигнув 20 лет, он решает, что не хочет больше быть поэтом. Несмотря на то, что количество опубликованных произведений можно пересчитать по пальцам, они достаточно успешны. Рембо даже пишет об этом свою первую небольшую книгу в прозе «Одно лето в аду», которую издает в 1873 году.

Артюр Рембо в Харэре. 1883 год. Фото:Commons.wikimedia.org / Inconnu

Наконец, находят отклик детские мечты стать журналистом. Желая писать статьи о географических исследованиях, Рембо отправляется в путешествие — на этот раз на другой континент. Позже его доклад опубликует Географическое общество в Париже.

«Я погружался в мечты о крестовых походах, о пропавших без вести открывателях новых земель, о республиках, не имевших истории, о задушенных религиозных войнах, о революциях нравов, о движении народов и континентов: в любое волшебство я верил», — написал Рембо.

Сначала бывший поэт идет добровольцем в голландскую колониальную армию, позже устраивается переводчиком в цирк и путешествует с труппой по Скандинавии, а затем уезжает жить в Африку. Там Рембо начинает торговать оружием и людьми и даже управляет факторией в Эфиопии, пока у него не обнаруживают рак. Будучи больным, Артюр возвращается во Францию, где ему ампутируют ногу, но саркома приковывает его к постели. Болезнь убила писателя в возрасте 37 лет.

Поэт так и не постиг любви, обвиняя во всем под конец жизни свою трусость не только в поступках, но и в мыслях. Рембо, как и хотел когда-то, стал великим французским поэтом. Но наибольший успех пришел к его произведениям после смерти автора. В XX веке Рембо становится необычайно популярным. Настолько, что спустя 100 лет после его смерти лично президент Франции курирует установку памятника, посвященного Артюру Рембо.

Еженедельник АиФ/ Культура/ 21.10.2015

Биография Артюра Рембо

Жан-Никола-Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в провинциальном городке Шарлевиль, в Арденнах, на северо-востоке Франции в буржуазной семье. Мать прививала детям благотворительность, любовь к Богу, а отец учил их рациональности и экономии. С детства Артюр был богобоязненным, послушным, блестяще учился. Его способности всех поражали. Учитель Жорж Изомбар поддерживал первые попытки юного поэта. С шести-семи лет он начал писать прозу, а после стихотворения. В 15 лет написал стихотворение «Сенсация», опубликованное без ведома автора в одном из парижских журналов в начале 1869 года.

Первый период творчества писателя (до 1871 г.) отмечен влиянием авторитетов, но это не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной этики, так и против буржуазный порядков провинциального Шарлевиля.

В 1871 г., узнав про оглашение Коммуны, бросает лицей и, добравшись до Парижа, попадает в вихрь революционных событий. Но после разгрома Коммуны, потеряв веру в социальную борьбу, Рембо в письме к другу от 10 июня 1871 г. просит уничтожить свои произведения посвященные коммунарам.

В августе 1871 г., вернувшись в Шарлевиль, Артюр отсылает свои стихи Полю Верлену , после едет к нему в Париж. Друзья путешествовали по Европе целый год.

Во второй период кратковременного творчества (с начала 1871 до начала 1872 г.) поэзия Рембо приобретает трагическое звучание.

В третий период творчества (1872 - 1873) Рембо пишет цикл «Озарение», которым засвидетельствовал рождение необычной формы стиха, которую можно назвать стихом в прозе или ритмизированной прозой.

У Рембо была непостоянная и капризная судьба. Как в творчестве так и в жизни он искал разные пути, иногда полностью противоположные. После того как П. Верлен, который стрелял в Рембо, попадает в тюрьму, переживающий Рембо впадает в неврозы. Криком души, мольбой человека, который уже не расчитывает на чью-либо помощь, но все же зовет из Вселенной кого-то неизвестного стала книга «Одно лето в аду» (1873), единственный сборник изданный при жизни поэта. Но небольшой тираж (500 экземпляров) писатель не смог оплатить и книги так и остались на складе. Их нашли случайно через несколько десятилейти, а до этого существовала легенда будто Рембо сам уничтожил весь тираж.

Разрыв с Верленом, отсутствие денег, духовный дискомфорт привели к острому творческому кризису. В последних прозведениях поэта чувствовались боль и отчаянье одинокой души.

«Пьяный корабль» судьбы Рембо, окончательно сбился с курса. Поэт ищет забвения в алкоголе, наркотиках, бурных страстях. Но это не угомонило «боль жгучих противоречий», и он решил изменить свою жизнь. После того как ему исполнилось 20 лет, он не написал ни одной рифмованной строчки. Отказавшись от искусства, путешествовал по Англии, Германии, Бельгии, торговал всякими безделушками на европейских базарах, пытался косить траву в голландских селах, даже был солдатом голландских колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Кипре, в Занзибаре. Рембо изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну на Италию. В последние годы работал в торговой фирме «Вианне, Барде и Ко», которая продавала кофе, слоновью кость и кожу.

По разному трактуют исследователи розрыв Рембо с поэзией. Французский пиатель А. Камю видел в этом «самоубийство духа», а австрийский прозаик Стефан Цвейг - «неуважение к исскуству, пренебрежение им». Существует версия, что поэт сбежал из Парижа, что бы найти себя в чем-то другом, что бы утвердится, а после вернуться независимым и свободным, избавившись от пьяного сна. Некоторые современные исследователи считают что поэт дошел в своих экспериментах со словом до крайней черты и, заглянув за нее, увидел лишь пустоту, он еще пытался писать, но уже не мог найти смысл в поэтичном творчестве. Однако загадка поэзии Рембо до сих пор не разгадана. Таинственным является не только его уход из искусства, а прежде всего то, что он успел написать за короткий период, который стал целой эпохой в мировой литературе.