Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Стили проведения изменений в организации. Стили проведения изменений

Стратегии изменений.

Стратегия изменения должна :

· обеспечивать способ достижения этих изменений.

Выделяют следующие типы стратегий :

· стратегия силы (принуждения);

· эмпирическая (рациональная) стратегия;

· нормативная (перевоспитательная) стратегия;

· фасилитативная стратегия.

Стратегия силы предусматривает использование руководителями своего служебного положения с целью принудить служащих принимать изменения. Эта стратегия основана на использовании зависимости служащих и резком ограничении прав лиц, оказывающих сопротивление, на самоопределœение.

Эмпирическая (рациональная) стратегия предполагает использование разумных аргументов для убеждения работников в целœесообразности и полезности изменений. Эта стратегия направлена на формирование новых позитивных мнений относительно изменений.

Нормативная стратегия апеллирует к понятиям о нормах и ценностях, существующих в организации. При использовании этой стратегии стараются изменить существующие нормы и ценности, поведенческие тенденции. Она обращена к личности служащего, его самоуважению.

Фасилитативная стратегия предполагает создание условий для осуществления изменений посредством материальных и других возможностей. Поддержав изменения, работник будет извлекать выгоду.

Выделяют пять стилей изменений:

· конкурентный;

· стиль самоустранения;

· стиль компромисса;

· стиль приспособления;

· стиль сотрудничества.

Конкурентный стиль – упор на силу, максимальную настойчивость, утверждение своих прав. Основная предпосылка – конфликт, предполагающий победителœей и побежденных.

Стиль самоустранения – руководство не проявляет настойчивости и не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными работниками.

Стиль компромисса – умеренная настойчивость руководства в реализации его подходов проведения изменений и умеренное стремление к кооперации с теми, кто сопротивляется.

Стиль приспособления – стремление руководства к установлению сотрудничества с работниками при слабой настойчивости в выполнении его варианта изменений.

Стиль сотрудничества – руководство стремится реализовать свои подходы к управлению изменениями, стараясь сотрудничать со всœеми членами организации.


  • -

    Стратегии изменений Существует два уровня проведения изменений: регулирующий и операционный. Регулирующий уровеньявляется стратегическим и подразумевает создание условий в организации для достижения целей. Операционный уровень– это уровень специфических... [читать подробенее]


  • - Стили проведения изменений в организации.

    Стратегии изменений. Стратегия изменения должна: · содержать цели изменения в структуре и культуре; · обеспечивать способ достижения этих изменений. Выделяют следующие типы стратегий: · стратегия силы (принуждения); · эмпирическая (рациональная)... [читать подробенее]


  • - Стили проведения изменений в организации

    Одной из наиболее распространенных и удачно проявивших себя в практике является модель управления организационными изменениями Л. Гейнера. Она состоит из шести этапов. Этап 1. Давление и побуждение. Руководство должно осознать необходимость изменений. Этап 2....

  • Стиль Сущность стиля
    Конкурентный стиль Упор на силу, максимальную настойчивость, утверждение своих прав. Основная предпосылка - проведение изменений предполагает наличие победителя и побежденного
    Самоустранения Руководство не проявляет настойчивость и не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации
    Компромисса Умеренная настойчивость руководства в отношении выполнения его подходов к проведению изменений и умеренное стремление руководства к кооперации с теми, кто сопротивляется
    Приспособления Стремление руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при слабой настойчивости на принятии выработанных им решений
    Сотрудничества Руководство стремится применить свои подходы к управлению изменениями, старается сотрудничать с несогласными членами организации

    В эпоху глобальных перемен изменения и нововведения должны внедряться на постоянной основе. В результате преобразований организация переходит в новое качественное состояние и приобретает дополнительные конкурентные преимущества.

    Деятельность менеджера по управлению изменениями и нововведениями

    Ключевую роль в проведении организационных преобразований призван играть непосредственно руководитель. Как отмечают специалисты, 70% времени, отведенного для выполнения проектов организационных изменений, уходит на педагогическую и просветительную работу с участниками трансформируемых процессов. При этом лишь 15% персонала в организации по своему психотипу являются новаторами, 70% - инертной массой, а 15% - убежденными консерваторами.

    Деятельность менеджера по управлению изменениями и нововведениями в организации проходит четыре этапа:

    1)поиск инициаторов нововведений;

    2)формирование рабочих групп для введения изменений;

    3)проверка эффективности деятельности рабочих групп;

    4)контроль проведения организационных изменений.

    На первом этапе менеджер привлекает инноваторов - лиц, выступающих инициаторами изменений. Данную категорию работников выявляют по данным наблюдений, бесед, опросов, тестов. Различают инноваторов трех типов:

    а) новаторы - лица, генерирующие новые идеи;

    б) энтузиасты - лица, априорно приветствующие нововведения;

    в) рационалисты - лица, приветствующие инновации после их оценки и анализа.

    Менеджеру следует выявить маргинальных лиц или аутсайдеров в организации. Аутсайдеры - те, кто не входит в традиционные неформальные группы, маргинальные лица - неформальная периферийная группа, образованная аутсайдерами.

    В среде маргинальных лиц также можно выделить три типа: нейтралы - лица, равнодушные к нововведениям, но не противодействующие им;

    б) скептики - лица, противодействующие инновациям при наличии соответствующих аргументов;

    в) ретрограды - лица, автоматически выступающие против любых изменений.

    Менеджеру необходимо структурно разграничить ретроградов (энтузиастов для эффективного проведения организационных изменений и исключения конфликтов.

    На втором этапе менеджер должен формировать рабочие группы (команды) посредством распределения ролей, определяющих особенности поведения и взаимодействия работников при реализации изменений и нововведений. Для этого целесообразно использовать методику «анатомия коллектива», разработанную в Лаборатории изучения проблем подготовки персонала Кембриджского университета М. Белбиным (1981). Эта методика позволяет выявить склонность работника к выполнению одной из девяти ролей, характеристика которых представлена в табл.

    Таблица 5.5.

    Командные роли по Белбину

    Виды командных ролей Необходимые качества и вклад в деятельность команды Допустимые недостатки
    Председатель (координатор) Зрелый и уверенный в себе человек, хороший руководитель. Определяет общие цели, руководит процессом принятия решений, умело делегирует полномочия Может подпадать под влияние других людей. Склонен к делегированию своих полномочий
    Формирователь (администратор) Динамичный человек, стимулирующий других и не теряющий самообладания в напряженной обстановке. Обладает напором и мужеством при преодолении препятствий Может раздражать других людей. Задевает их чувства
    Мыслитель (генератор идей) Креативный, одаренный богатым воображением, неортодоксальный -человек. Решает сложные проблемы Игнорирует детали. Чрез мерно озабочен налаживанием эффективного общения
    Оценщик (критик) Старательный, добросовестный, беспокойный. Ищет ошибки и упущения. Своевременно выполняет, порученную ему работу Склонен к чрезмерному беспокойству. Неохотно делегирует полномочия Может быть придирчивым
    Специалист (эксперт) Искренний, самостоятельный, преданный. Обладает редкими знаниями и навыками Узкая специализация, Увлекается техническими деталями. Смотрит сквозь пальцы на общую картину
    Исполнитель (организатор работы) Дисциплинированный, надежный, предусмотрительный и квалифицированный. Претворяет идеи в практические дела Негибкий. Медленно реагирует на новые возможности
    Коллективист (организатор группы) Отзывчивый, спокойный, восприимчивый и дипломатичный человек. Умеет выслушать других, созидает, предотвращает трения и успокаивает людей Нерешительный в кризисных ситуациях. Легко поддается влиянию
    Исследователь ресурсов (искатель) Экстраверт, полон энтузиазма, коммуникабелен. Анализирует возможности. Развивает контакты Излишне оптимистичен, Теряет интерес к работе как только проходит первоначальный энтузиазм
    Доводчик (завершитель) Благоразумный, стратегически мыслящий и проницательный. Рассматривает все варианты. Делает безошибочные выводы Не хватает внутреннего импульса и способностей побуждать других людей к действиям

    Следует четко разграничивать командные и функциональные роли, поскольку первые определяются личностными качествами, вторые - положением сотрудника в организационной структуре, е важно учитывать деление ролей на предпочитаемые первичные, которые должны быть обязательно представлены в группе, и вторичные, которые являются желательными. Способность к исполнению ролей и командной деятельности определяется с помощью приемов диагностики профессиональной пригодности персонала, в частности, на основе «Опросника персональных предпочтений» РРQ и других тестовых методик.

    На третьем этапе менеджер должен проверить эффективность созданной им рабочей группы, выясняя, все ли роли замещены. Чтобы управленческая команда была эффективна, все роли должны выполняться членами группы и взаимодополняться. При этом число членов группы и количество ролей не обязательно будут совпадать. Особенно важно замещение таких ключевых первичных ролей, как координатор, генератор идей, критик.

    На четвертом этапе менеджеру необходимо контролировать деятельность рабочей группы, руководствуясь принципами эффективного контроля.

    Существует несколько принципов управления процессом изменений, о которых необходимо непременно знать и помнить.

    Во-первых, необходимо согласовать методы и процессы изменений с обычной деятельностью и управленческими процессами в организации. Возможна борьба за ограниченные ресурсы: некоторых людей могут хотеть использовать как для планирования или разработки перемен, так и для выполнения текущих дел. Эта проблема становится особенно острой и деликатной в организациях, где происходят крупные изменения, например, при массовом производстве, когда переход к новому продукту или технологии требует значительной реорганизации процессов производства и цехов, и вопрос прежде всего заключается в том, как добиться этого без существенных потерь в производстве и производительности.

    Во-вторых, руководству следует определить, в каких конкретных мероприятиях, в какой степени, и в какой форме оно должно прямо принимать участие. Основной критерий - сложность выполняемых действий и их важность для организации. В крупных организациях старшие руководители не могут сами участвовать во всех изменениях, однако некоторыми из них должны руководить лично или найти подходящий способ, явный или символический, оказания и проявления управленческой поддержки. Поощрительные послания со стороны руководства служат важным стимулом в осуществлении перемен.

    В-третьих, необходимо согласовать друг с другом различные процессы перестройки организации. Может, это и легко в небольшой или простой организации, но в крупной и сложной могут возникнуть значительные трудности. Часто разные отделы работают над схожими вопросами (например, внедрение новой технологии обработки информации). Они могут выйти с предложениями, которые не вписываются в общую политику руководства и стандартные методики или же предъявить чрезмерные требования к ресурсам. Может также случиться так, что один из отделов разработал важные предложения и следует убедить другие принять их, а для этого отказаться от существующей системы или своих предложений. В таких ситуациях высшее руководство должно вмешиваться, соблюдая такт.

    В-четвертых, управление изменениями включает различные аспекты - технологические, структурные, методические, человеческие, психологические, политические, финансовые и иные. Это, пожалуй, больше всего затрудняет обязанности руководства, так как в процессе участвуют специалисты, которые часто пытаются навязать свой ограниченный взгляд на сложную и многостороннюю проблему.

    В-пятых, управление изменениями включает решения о применении различных подходов и способов вмешательства, которые помогают правильно начать, систематически вести работу, справляться с сопротивлением, добиваться поддержки и осуществлять необходимые перемены.

    Стили проведения изменений в организации.

    Наименование стиля Сущность стиля
    1. Конкурентный стиль Делается упор на силу, максимальная настойчивость, утверждение своих прав. Основная предпосылка – разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного.
    2. Стиль самоустранения Проявляется в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации.
    3. Стиль компромисса Предполагает умеренное настаивание руководства на выполнение его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с теми, кто сопротивляется.

    Билет 23.

    Невербальные коммуникации.

    Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

    Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.

    Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:

    · Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.

    · Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.

    · Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.

    Причины и виды сопротивления изменениям.

    Причины сопротивления могут быть экономическими, организационными, личностными, социальными, политическими и др.

    Причины сопротивления изменениям:

    § чувство неопределенности будущего положения вследствие недостатка информации, пессимистичной оценки перспектив;

    § ощущение угрозы социальным отношениям;

    § нежелание изменять сложившиеся трудовые навыки.

    Формы сопротивления изменениям могут быть различны, например, неприкрытая оппозиция и возмущение, жалобы, равнодушие, снижение интенсивности труда, уход с работы и др.

    Виды сопротивления Факторы сопротивления
    Логические, рациональные возражения § Время, необходимое для адаптации § Возможность создания нежелательных условий, например понижения квалификации § Экономические издержки в результате изменений § Сомнения в технической целесообразности изменений
    Психологические, эмоциональные установки § Страх неизвестности § Неумение адаптироваться к переменам § Антипатия к менеджменту и другим агентам перемен § Неверие в других людей § Потребность в безопасности, желание сохранить статус-кво
    Социологические факторы, групповые интересы § Политические коалиции § Поддержка групповых ценностей § Локальные ограниченные интересы § Желание сохранить дружеские отношения

    БИЛЕТ№24

    Коммуникативные барьеры.

    Коммуникативные барьеры. Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообще- ния подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих результативность коммуникации. Учесть всю совокупность искажающих сообщение факторов практически невозможно - они слишком разнообразны. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.

    Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:

    ♦ дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

    ♦ инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

    ♦ антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

    ♦ языковый барьер - существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

    ♦ профессиональное неприятие - некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

    ♦ неприятие имиджа коммуникатора (см.: Шепелъ В. Настольная книга бизнесмена и менеджера.- М., 1992. С. 118-119). В литературе по психологии принято выделять четыре типа барьеров:

    ♦ семантический - различие в системах значений слов;

    ♦ стилистический - несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

    ♦ логический - сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений. В теории коммуникации в качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

    Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

    акустические помехи - шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье двери, звонки телефона и т.д.;

    отвлекающая окружающая обстановка - яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном и т.д.;

    температурные условия - слишком холодно или слишком жарко в помещении;

    погодные условия - дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д. Данный перечень внешних условий коммуникации можно продолжить. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

    Технические барьеры. В технической литературе для их обозначения чаще всего используется понятие «шумы», введенное в научный оборот автором математической теории коммуника- ции К. Шенноном. В современной коммуникативистике это понятие имеет более широкое значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все, что искажает (прерывает) передаваемый сигнал и в результате влияет на сообщение в целом. Также можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно обусловлены и человеческим фактором: неправильным использованием техники связи (отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т.п.); неправильным выбором технического средства для передачи сообщения и др.

    «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

    Психофизиологические барьеры. Такие барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушения артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения и т.д. Также на способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Отечественный психолог Б.Д.Парыгин выделяет барьеры, связанные как с безличными механизмами социально- психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влиянием личностных индивидуальных особенностей коммуникантов. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером вторых являются индивидуальные особенности личности, например, ее интровертированность. (См. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999).

    Кроме перечисленных, к распространенным формам психологических барьеров относятся нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, некоторые психические состояния (индифферентность, апатия, депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, повышенная впечатлительность и др.).

    Психологические барьеры выполняют две функции: 1) функция психологического препятствия; 2) функция психологической защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

    Социокультурные барьеры. Люди - не изолированные индивиды, а общественные существа и как таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.

    В первую очередь порождают коммуникативные барьеры социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Одна из главных причин этого состоит в феномене «группового (общественного) сознания», которое отчетливо проявляется в сплоченных группах (общностях), особенно в таких, где есть сильный авторитарный лидер. Групповое (общественное) сознание как интегральная характеристика любой более или менее организованной или очерченной общности существует объективно независимо от сознаний отдельных индивидов, обладает по отношению к ним принудительной силой и заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения своей группы.

    Таким образом, формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в определенной культурной среде. Нациям, классам, социальным, профессиональным, религиозным и иным группам свойственно создавать свою собственную, отличную от других культуру, собственные знаковые системы (языки), стереотипы мышления и стандарты поведения, которые становятся особенно очевидны при столкновении с другими культурами. Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них - лингвистические и семан- тические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов - богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов - лингвистического смыслового наполнения произносимых слов. Различаются языки не только народов, но и разных социальных групп.

    Очевидно, что коммуникация возможна только в том случае, если коммуниканты владеют общим кодом (системой знаков, к которой относится и язык). Однако общности знаков, в частности языка, недостаточно для адекватной коммуникации: даже носители одного языка зачастую не понимают друг друга. Необходимо также овладеть социокультурным кодом сообщества, на языке которого осуществляется коммуникация, теми знаниями и представлениями, которые хранятся в его «когнитивной базе» - совокупности знаний и представлений, общих для всех членов данного лингвокультурного сообщества.

    Проблема культурных барьеров коммуникации это и проблема интерпретации одного и того же текста (сообщения, информации), понимаемой как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытие более глубоких значений, заклю- ченных в буквальном значении. Интерпретация - это осознанная или неосознанная попытка преодолеть дистанцию между культурами коммуникантов.

    Попытки такого рода не всегда бывают удачными, ибо наталкиваются на культурные стереотипы, задающие жесткие параметры «правильного» или «неправильного» истолкования текста (сообщения).

    Практические выводы можно сформулировать следующим образом:

    ♦ никогда не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились в данной культуре; необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения;

    ♦ важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недо- оценке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач;

    ♦ необходимо рассматривать сообщения с точки зрения получателей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его ин- тересах, чувствах, приоритетах;

    ♦ нужно использовать различные средства доставки сообщения;

    ♦ следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.

    2. Методы преодоления сопротивления изменениям в организации.

    Не существует универсальных правил преодоления сопротивления. Многие менеджеры недооценивают разнообразие, с которым люди могут реагировать на изменения в организации, какое положительное влияние эти изменения могут оказывать на отдельных людей и коллективы. Однако все-таки существует ряд достаточно универсальных методов преодоления сопротивления стратегическим изменениям.

    Каковы основные факторы преодоления сопротивления изменениям?

    Выделяют восемь факторов преодоления сопротивления изменениям (по Э.Хьюзу):

    Фактор 1: учет причин поведения личности в организации:

    · принятие во внимание потребностей, склонностей и надежд тех, кого затрагивают изменения;

    · демонстрация получения индивидуальной выгоды.

    · формальный или неформальный

    · достаточность власти и влияния

    Фактор 3: предоставление информации группе:

    · важная информация, относящаяся к делу.

    Фактор 4: достижение общего понимания:

    · общее понимание необходимости изменений

    · участие в поиске и трактовке информации.

    Фактор 5: чувство принадлежности к группе:

    · общее ощущение причастности к изменениям

    · достаточная степень участия.

    · согласованная групповая работа для снижения противодействия.

    Фактор 7: поддержка изменений лидером группы:

    · привлечение к процессу изменений лидера из числа сотрудников (без отрыва от основной работы).

    Фактор 8: информированность членов группы:

    · открытие каналов связи

    · обмен объективной информацией

    · знание достигнутых результатов изменения.

    Выделяют несколько универсальных методов преодоления сопротивления:

    · информирование и общение

    · участие и вовлеченность

    · помощь и поддержка

    · переговоры и соглашения

    · манипуляции и кооптации

    · явное и неявное принуждение

    На первом этапе руководство организации должно осознать необходимость изменений и быть готовым к их проведению.

    На втором – руководство должно сделать четкий анализ проблем организации. На этом этапе, как правило, привлекаются внешние консультанты. Здесь очень важно тесное сотрудничество руководства и консультантов.

    На третьем этапе происходит детализация и углубление понимания стоящих перед организацией проблем. Здесь особенно важно эффективно использовать сотрудников организации, обеспечивать высокую степень их участия в диагностике и последующем принятии решений. То есть необходим процесс делегирования.

    Рис. 9.2.1. Модель Л.Гейнера: управление организационными изменениями

    На четвертом – необходимо стараться отыскать новые, неустаревшие решения, их поддержку у сотрудников. Это очень важно, поскольку всегда существует искушение применить старое решение к новым проблемам.

    На пятом этапе необходимо с помощью различных экспериментов выявить возможные отрицательные последствия изменений и провести соответствующую корректировку. Кроме того, эксперимент может дать определенным подразделениям и лицам дополнительные полномочия или подготовку для более эффективного проведения процесса изменений.

    На шестом – необходимо должным образом мотивировать людей, чтобы они приняли проводимые изменения. Возможные способы подкрепить согласие на внедрение новшеств:

    поощрение;

    вовлечение в процесс проведения изменений.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Организационное поведение. Учебник для ВУЗов

    Организационное поведение Учебник для ВУЗов.. Г Р Латфуллин О Н Громова..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Понятие и направления развития организационного поведения
    Современные изменения в окружающей среде, интернационализация экономики, внедрение второго поколения информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, пр


    Всенародное радио «Шансон», как оно себя называет, проводит опрос слушателей в определении лучших песен и исполнителей по различным жанровым разделам. При завершении голосования полученные результа

    История становления организационного поведения
    ОП представляет собой комбинацию по крайней мере двух традиционных наук в школах бизнеса: «управления» («менеджмента») и «человеческих отношений».

    Понятие и виды организации
    Понятие организации имеет несколько значений . Мы сами и все, что нас окружает, так или иначе организованы. Все планируемые и осуществляемые действия индивида, их резуль


    Новый стиль поведения демонстрирует магазин‑супермаркет «Мосмарт», который открылся в мае 2003 г. в Москве. Для встраивания в столичный рынок, который в настоящее время состоит из


    «Миликом» является международной телекоммуникационной компанией. Компания занимается сотовой связью, Интернетом, телефонией. В настоящее время «Миликом» имеет 15 предприятий, которые принадлежат ем

    Эффективность деятельности организации
    Поведение организации должно быть эффективным. При рассмотрении эффективности будем исходить из того факта, что основная задача менеджмента организации – дать возможность этой орган


    Летом 2003 г. производители мороженого в России столкнулись с необычной ситуацией: возможности производства позволяют им увеличить выпуск продукции в 1,5 раза, а реальное увеличение объема продаж п

    Рекомендации менеджеру
    Для поддержания конкурентоспособности организации целесообразно периодически проводить изучение положения дел в ней для выявления соответствия поведения индивидов, групп, организации поставленным

    Сущность и значимость восприятия
    Величайшее адаптивное преимущество человека– его способность модифицировать собственное поведение как функцию способа,каким он воспринимает и

    Обратная связь в нелинейных системах в условиях турбулентной среды
    Человек в организации и как индивид, и как член «паутины» рабочих отношений имеет возможность выбора реакции на происходящие события или на попытку оказания влияния на его поведение, которая, в сво

    Свойства и процесс восприятия
    Восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную)деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является образкак целостное психологическое пр


    Развитие социального «Я» «Я» стало главной темой в психологии на основании того, что оно помогает организовать наше социальное мышление и дает энергию

    Законы и эффекты восприятия
    Эффекты, «ошибки» и закономерности социального восприятия.Наиболее изученной и богатой фактическим материалом является та область социальной перцепции(социал

    Атрибуция
    Когда причины поведения другого человека неизвестны, средством объяснения поведения (и вообще социального явления) выступает приписывание, т. е. осуществляется своеобразное достраив

    Возможные причинные атрибуции успеха и неудачи
    Например, ваши атрибуции по поводу провала на экзамене вероятно окажут воздействие на мотивацию и чувства. Неудача на экзамене по

    Формирование впечатлений и управление впечатлениями
    Формирование впечатления.Многие люди глубоко убеждены в том, что первое впечатление играет особую роль. Большинство из нас предполагают, что первоначальное впечатле


    Управление впечатлениями: насколько оно успешно? Убедительные доказательства успешности управления впечатлениями были представлены синтезом исследован

    Личность и организация
    Люди – ключ к успеху. С. Уолтон Цели главы: ознакомитьс основными теориями и подходами к

    Теории поведения личности
    Личность – понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и мог

    Процесс формирования и развития личности
    Каким образом различные аспекты и уровни функционирования, взаимодействуя между собой, образуют неповторимую целостную индивидуальность, как формируется человеческая личность? Пр

    Личность и работа
    Индивидуальные различия, относящиеся к изучению ОП, можно разделить на три группы: демографические характеристики(например, возраст и пол), компетентность(например, ск

    Ценности
    Изначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого закрепляются в общественн

    Система ценностей человека (по Альфреду Адлеру)
    В 1990 г. исследователи выделили еще несколько специфических ценностей, непосредственно касающихся работающих людей:

    Понятие, компоненты и функции установок
    Для описания и объяснения поведения личности часто используют термин «установки», совокупность которых рассматривают как неотъемлемую составляющую внутренней сути личности. Установк

    Функции установок
    Каковы последствия того, что люди имеют установки? На этот вопрос отвечают функциональные теории установки, сформулированные такими исследователями, как В. Кац (1967 г.), В. МакR

    Изменение установок
    Установки сотрудников иногда можно пытаться изменить, если менеджер очень заинтересован в таких изменениях. Необходимо учитывать препятствия на этом пути. Барьеры на пути изменен

    Когнитивный диссонанс
    Все компоненты установки должны находиться в определенном соответствии, иначе личность будет испытывать состояние психологического дискомфорта (напряжения), которое Л. Фестингер наз

    Удовлетворенность трудом
    Важнейшими установками на работе являются: удовлетворенность трудом, приверженность организации, вовлеченность в работу, установка на совместную деятельность (на себя, на других, на

    Большинство сотрудников российских компаний готовы сменить место работы
    Недовольные своей работой сотрудники не всегда уходят из компании, а довольные – не всегда остаются. Для того чтобы выяснить, какие еще факторы помимо зарплаты влияют на решение работника «изменить

    Вовлеченность в работу и приверженность организации
    Вовлеченность в работу,т. е. то, в какой мере человек идентифицирует себя со своей работой, тесно связана и с мотивацией, и с удовлетворенностью. Как правило, чем б


    Как обычно, статистика по России серьезно отличается от данных по другим странам мира. Так, если по всему миру доля «энтузиастов», т. е. людей, преданных и компании, и работе, преобладает (43% рабо

    Препятствия на пути формирования приверженности
    1. Плохая информированность работников по широкому кругу значимых вопросов. 2. Неразрешенность социальных проблем, социальная незащищенность работников, неуверенность в завтрашнем дне.


    Компания и люди Осенью 2002 г. агентством по подбору персонала Kelly Services совместно с австралийской компанией Statistics Workshop было проведено и

    Самоорганизация индивида
    Исходным условием, объективной основой и конструктивным инструментом мотивации является процесс возникновения, становления и развития сознания индивида как формирование потенциала е

    Мотивация и стимулирование
    Формирование и практическое применение мотивов и стимулов тесно взаимосвязаны, что иногда допускает смешение этих понятий. Между тем, содержание и последовательность их возникновени

    Сравнительный анализ мотивов и стимулов поведения индивида
    Вместе с тем стимулы, минуя мотивы, могут непосредственно принуждать индивида к определенному поведению, вопреки его потребностям

    Механизм мотивации
    Осмысление результатов собственных действий и происходящих перемен, стимулирующее воздействие непосредственного окружения и конкретных субъектов управления побуждают каждого индивид

    Результативность мотивации
    ОП как результат мотивации представляет собой перманентно развивающуюся сложную, многофакторную характеристику, во многом определяющую общую эффективность организации. Ее анализ и о

    Рекомендации менеджеру
    1.Мотивация как внутреннее опосредованное побуждение работника к действию является наиболее органичным, надежным и устойчивым рычагом механизма обеспечения его осознанной, добровольной, целенаправл

    Причины создания групп
    Люди объединяются в группы в силу ряда причин. Классические теории группообразования объясняют это следующим образом. Так, согласно теории близости люди объединяются в

    Стадии развития групп
    Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий (рис. 5.1.2). Формирование– стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или технич

    Основные характеристики группы
    Структура группы– это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и зна

    Ситуационные характеристики группы
    Размер группы.Исследования показывают, что наиболее эффективны группы, состоящие из 5‑7 человек. С увеличением размера группы усложняется общение между ее членами, труд

    Формальные группы
    Если формальная организация представляет собой скелет компании, то неформальная – ее центральную нервную систему, обеспечивающую процесс коллективного мышления, деятельность и реакц

    Различия между формальной и неформальной группой
    Неформальная группа может проявляться в двух разновидностях. В первой из них неформализованные служебные отношения несут функциона

    Рекомендации по взаимодействию с неформальными группами
    Признайте их существование и нацельтесь на работу с ними. Определите принятые в них установки и нормы поведения. Прежде чем предпринять какие‑либо действия, оцените возможны

    Преимущества работы в группе
    Современная бизнес‑среда характеризуется высоким динамизмом и сложностью. Решение возникающих в организации проблем требует сегодня участия сотрудников, обладающих знаниями в

    Основные потенциальные недостатки работы в группе
    Стремление к частным целям.Группа живет собственной жизнью. Цели группы становятся главенствующими для нее, в то время как цели организации уходят на второй план, игнорируютс

    Команды в современных организациях
    5.5.1. Рабочая группа и команда: сходство и различие Развитие информационных технологий, процессов организационного научения, усиление вним

    Различия между рабочей группой и командой
    2. Псевдокоманда.Члены ее могут повысить эффективность совместной деятельности, но не прилагают к этому ни малейших усилий.

    Самоуправляемая команда
    В современных условиях появляется новый тип команд – самоуправляемые команды. Самоуправляемая команда– это группа, которой предоставляется существенная автоно


    Мнение российских менеджеров Опрос 273 руководителей высшего звена крупных и средних российских компаний – участников рейтингов профессионализма росси


    Мнение российских менеджеров На вопрос «В чем главная опасность ухода команды из компании?» 138 руководителей и менеджеров по персоналу в России ответ

    Критерии эффективности групповой работы
    Эффективность групповой деятельности является важной составляющей общеорганизационной эффективности. Важнейшими критериями ее могут служить: достижение целей, стоящ

    Условия деятельности организации
    Эффективность групповой деятельности зависит от ряда факторов (рис. 5.6.1). На эффективность влияют условия деятельности групп, определяемые организацией. Например, стратег

    Поддерживающее окружение
    Большое влияние на эффективность групповой деятельности оказывают руководители, менеджмент, в частности стиль руководства, отношение его к групповой работе, к групповым процессам пр

    Личностные характеристики сотрудников, входящих в группу
    Личностные факторы оказывают самое непосредственное влияние на эффективность работы группы. Так, командной работе будет препятствовать предшествующий неудачный опыт работы в команде

    Особенности и причины межгрупповых конфликтов
    Межгрупповой конфликт является разновидностью множества конфликтов, которые возникают в современных организациях и которые были достаточно подробно раскрыты в учебном пособии «Конфл


    Пример управляемого межгруппового конфликта 000 «НТС Градиент» – современная дистрибьюторская компания по продажам декоративной косметики, парфюмерии,


    Весной 1999 г. компания «Вимм‑Билль‑Данн» (ВБД) стала разрабатывать перспективные планы своего развития за пределами России, как в СНГ, так и в странах дальнего зарубежья. После изучени

    Причины межгрупповых конфликтов
    Причины межгрупповых конфликтовдостаточно разнообразны и вытекают из особенностей межгрупповых взаимодействий, т. е. из взаимозависимости групп, используемой системы вознагра

    Управление межгрупповыми конфликтами
    Отношение практиков к межгрупповым конфликтам достаточно сложное, иногда противоречивое: часть из них всеми силами старается так организовать систему управления в своей организации,

    Теория личностных черт
    Теория личностных черт или качеств (иногда именуемая теорией «великих людей») доминировала в 40‑х гг. XX в. Она исходит из представления, что все успешные руководители обладаю

    Поведенческий подход
    Поведенческий (бихевиористский) подход связан с разработками представителей школы человеческих отношений. Согласно исходному тезису этой концепции эффективность лидерства обусловлен

    Ситуационные теории
    Ситуационный подход связан с использованием ситуационной методологии. Он основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в кон

    Организационное лидерство или лидер организации
    Лидер организации – индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества. Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную в

    Властный аспект организационного лидерства
    Эффективная жизнедеятельность организации невозможна без эффективного функционирования в ней системы власти. Лидер организации, используя властные полномочия, способен поддерживать

    Управленческий аспект лидерства
    Управленческий аспект лидерства просматривается в ряде специфических лидерских ролей, которые связаны с функциями лидерства или с отдельными ситуациями в жизни группы. С то

    Делегирование полномочий и ответственности
    Делегирование полномочий и ответственности является одним из наиболее важных видов деятельности, необходимых для организационного лидерства в менеджерской организации. Мене

    Проблемы делегирования полномочий
    Широкое и активное участие персонала в конечной результативности деятельности организации связано с приобретением ведущими сотрудниками навыков командной работы, развитием позитивно


    Аркадий Новиков – лидер ресторанного бизнеса Про него говорят, что он произвел в своем деле революцию, а он отрицает, что добился успеха. Его клиентам

    Рекомендации менеджеру
    Практика показывает, что легче стать хорошим менеджером, чем лидером организации. Когда вы как менеджер принимаете функции лидера организации, вы возлагаете на себя и ряд моральных обязательств:

    Понятие и значение коммуникаций
    Коммуникации – это одна из наиболее сложных и неоднозначных проблем организационного поведения. Оценки специалистов показывают, что в активной жизни большинства людей проце

    Этапы и элементы процесса коммуникации
    Процесс коммуникации включает ряд этапов: отправление сообщения, его передача и получение. Важнейшими элементами коммуникационного процесса выступают отправитель (коммуникатор), соо


    Каналы обратной связи в российских компаниях самые разнообразные: негласные информаторы среди сотрудников; горячие информационные линии (пейджер, телефон); периодические


    Как показывают исследования, эффективность горизонтальных коммуникаций достигает 90 %. Это объясняется тем, что люди работали на одном и том же уровне управления, хорошо понимают характер труда сво


    Господам в Присутствии речь держать не по писаному, а токмо устно, дабы дурь каждого при сем видна была. Высоким голосом обычно передаются радость, энтузиазм, недоверие

    Барьеры на пути эффективных коммуникаций
    Эффективные коммуникации предполагают, что получатель понимает и принимает все, что собирался передать ему отправитель. Потери при вербальном сообщении показаны на схеме, р

    Коммуникационные сети
    Линия, связывающая две организационные единицы, называется каналом.Совокупность каналов передачи или обмене информацией связывающих несколько организационных единиц, образует

    Полезные советы для эффективного слушания
    Создайте говорящему обстановку, облегчающую процесс высказывания. Покажите говорящему, что вы хотите слушать. Выслушайте собеседника. Дайте ему возможность и время высказаться, ведь он лучше осведо

    Управление поведением организации
    Есть два способа установить репутацию – похвала честных людей и поношение плутов. Ч. Колтон Цели главы:

    Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла
    Существование любой организации, подобно жизни человека, проходит все стадии: с рождения до прекращения жизнедеятельности. Длительная и эффективная жизнь – удел далеко не в

    Понятие жизненного цикла организации. Особенности отдельных стадий
    Жизненный цикл организации – это период, в течение которого организация проходит четыре стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок (спад). Это предсказуемые изменения

    Анализ ситуации на стадии создания организации
    Стадия зрелости организации.Структура организации становится иерархически все более сложной, форм

    Составляющие корпоративной культуры
    Рассмотрим два основных подхода к определению понятия «корпоративная культура». 1. Корпоративная культура – совокупность различных элементов, включающих ценности, нормы и п

    Типы корпоративной культуры
    Американские специалисты в области корпоративной культуры И. Дил и А. Кеннеди вводят типологию культур. Для этого они выбрали два фактора: а) степень риска, связанного с основны

    Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
    На формирование корпоративной культуры оказывают влияние: миссия и цели организации; стратегия развития; характер и содержание труда; ква

    Формирование и поддержание корпоративной культуры
    Корпоративная культура относится к факторам внутренней среды. На ее формирование большое влияние оказывает внешняя среда, в том числе макроокружение – общество и рынок. Процесс форм

    Изменение корпоративной культуры
    Сущность корпоративной культуры такова, что она скорее подвергается эволюционным изменениям, чем революционным. Управление изменением культуры затрагивает отношения, сформировавшиес

    Современная ситуация и перспективы развития корпоративной культуры в России
    Что происходит с корпоративной культурой в российских организациях, есть ли некие эталоны, образцовые культуры? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, следует уяснить, а был

    Формирование репутации организации
    Становление рыночной экономики России характеризуется модернизацией систем управления организациями. Создаются, функционируют и развиваются объекты различных форм собственности и на

    Составляющие репутации организации
    К настоящему времени общепринятого единого определения понятия «репутация» в специальной литературе нет. В определенном смысле репутация воспринимается как синоним социально‑э

    Понятие бренда товара
    Немаловажная роль в приобретении и удержании известности организации на рынке отводится торговым маркам изделий, выпускаемых этими организациями, ее брендам. Исторически бренд возни

    Ловушки репутации
    При формировании репутации могут возникнуть определенные искажения репутации, или так называемые «ловушки репутации». Рассмотрим некоторые из них. Односторонний (однобок

    Управление репутацией организации
    Создание деловой репутации предполагает стратегическое планирование на 15‑20 лет с учетом срока защиты интеллектуальной собственности. Работа проводится по всей цепочке движен


    Например, некоторые российские крупные бизнесмены осуществляют проекты по поддержке молодых специалистов и студентов. В частности, создана «Федеральная стипендиальная программа», финансируемая


    Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) является открытым акционерным обществом, выпускающим и легковые, и грузовые автомобили. В настоящее время ГАЗ серийно выпускает модельный ряд автомобилей «ГАЗе

    Организационное развитие
    Единого взгляда на процесс развития социально‑экономических систем среди ученых‑экономистов и управленцев‑практиков нет. До недавнего времени отечественная наука о

    Изменения в организации
    Необходимость изменений.Эффективное управление обязано гарантировать, что ресурсы (людские, финансовые, материальные и т. п.), приведенные в движение, будут использованы лучш

    Преодоление сопротивления нововведениям
    Причины сопротивления изменениям.Много лет назад Н. Макиавелли в своей знаменитой книге «Государь» сказал: «Нет ничего более трудного, чем браться за новое, ничего более риск

    Формы проявления сопротивления работников изменениям
    Однако кроме вышеприведенной классификации форм сопротивления по их характеру, существуют и другие виды классификаций. Например, и

    Сущность индивидуального стресса
    Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека. Поняти

    Динамика стресса
    Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напря

    Факторы, вызывающие стрессы
    Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис. 9.4.3). К ним относятся организационные, внеоргани‑зационные, личностные факторы.

    Управление стрессом
    Потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах. В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетент

    Рекомендации менеджеру
    Для успешного проведения организационных изменений следует выполнить следующие действия. 1.Выявить и обосновать причины, вызывающие необходимость проведения организационных изменений.


    Для российских средних и крупных предприятий традиционным является организационная структура управления линейно‑функционального типа с 3‑4 уровнями линейного руководства и 2‑3 уро

    Сущность процесса социализации
    Социализация личности представляет собой адаптацию личности к окружающей среде, усвоение ею тех принципов и норм поведения, которые существуют, изменение индивидуальных установок в

    Обучение при вхождении в организацию
    Необходимым условием успешного вхождения в организацию является изучение системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. Нет необход

    Методологическое представление социализации личности в организации
    Российский ученый Г. П. Щедровицкий сформулировал оригинальный подход для обучения специалистов вхождению в должность в новой организации. Процесс вступления в должность сложен,

    Проблематика организационной социализации
    Организационная социализация – это процесс, в рамках которого индивид постигает ценности, раскрывает способности, формирует требуемое поведение и социально‑культурный кругозор

    Факторы, способствующие девиации
    Как бы ни классифицировались работы, девиантам необходимо использовать различные формы власти, чтобы влиять на те отношения, которые они решили эксплуатировать. Факторами влияния, с

    Взаимодействие человека и организационного окружения
    Если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, то это взаимодействие может быть описано следующим образом. 1. Человек,

    Рекомендации менеджеру
    Поскольку девиации имеют скрытый характер и их сложно определить, то при их оценке менеджмент сталкивается с трудностями. В частности, одна из трудностей – это сохранение собственной морали для про

    Сущность карьеры
    Целенаправленно и инициативно развиваясь в социальных организациях, работник, путем постоянного самосовершенствования, достигает высокой квалификации и профессионального мастерства,

    Жизненный цикл работника как объект управления
    Формой организации деятельности индивида как объекта управления является его жизненный цикл, в котором принято выделять предтрудовой, трудовой и посттрудовой периоды.Выделени

    Управление карьерой работника
    Обоснованность постановки задачи комплексного и эффективного управления человеческими ресурсами уже ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем карьера работникакак один из

    Эффективность карьеры
    Классический подход к оценке эффективности экономических процессов и систем предполагает отношение их результатов к связанным с их получением затратам. Повышения эффективности можно

    Рекомендации менеджеру
    1.Карьера работника является одним из важнейших объектов систематического исследования, проектирования и воздействия менеджмента организации. 2. Конструктивной основой эффективного проекти

    Поведенческий маркетинг
    Существование организации на рынке предполагает постоянный поиск форм и методов укрепления своего положения, расширение спектра продуктов и услуг, которые она предоставляет покупате

    Компетенция персонала
    Поведение сотрудников является определяющим в деятельности организации и входит составной частью в такой обобщающий показатель деятельности, как компетенция персонала.


    ЗАО «Завод „Демидовский“ является крупнейшим производителем алюминиевой штампованной матовой и антипригарной посуды в России. С 1947 по 2000 г. завод функционировал как цех товаров народного потреб

    Управление поведением индивидов внутри организации
    Реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия на сотрудников, т. е. управление их поведением. Управление поведением

    Факторы международной среды, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний
    Глобализация мировой экономики, участие организаций в различных формах международной кооперации, стремление компаний к расширению границ своей деятельности и превращению в крупные м

    Модель ценностной ориентации А. Клукхона и Ф. Стродтбека
    В модели, предложенной известными антропологами А. Клук‑хоном и Ф. Стродтбеком для выявления межкультурных различий, предлагается использовать пять параметров.

    Выделение групп стран по признаку сходства культурных ценностей
    Группирование стран по принципу общности культуры базируется на предположении о том, что основные культурные ценности стран, входящих в одну группу, похожи между собой и поведение л

    Модель изучения культурных ценностей Г. Хофстеде
    В исследовании различий национальных культур в деятельности дочерних компаний корпорации «Ай‑Би‑Эм» в 64 странах мира, проведенном Гертом Хофстеде в 1990 г., сравнивалис

    Особенности формирования организационной культуры российских компаний
    Национальные особенности и культурные ценности могут быть выражены настолько сильно, что это позволяет говорить о соответствии той или иной модели организации определенной стране ми

    Значения параметров многофакторной модели Г. Хофстеде
    Уровень индивидуализмапоказывает, как предпочитают действовать люди – как самостоятельные индивиды или как члены группы. Ин

    Сравнительный анализ особенностей организационной культуры
    факторы, как значительная доля (до 40‑50 %) теневого бизнеса, сильное влияние государства и властных структу

    Адаптация организаций в межкультурной среде
    Развитие международного бизнеса способствует процессу сближения, появлению все большего культурного сходства в организационном поведении многонациональных компаний. В результате воз

    Рекомендации менеджеру
    1.Принимая решение о выходе компании на международный рынок, предпочтительнее выбирать страну с родственной культурой. Дальнейшее расширение международной деятельности в странах с другой культурой

    Глоссарий
    Авторитет– общепризнанное уважение, влияние в системе межличностного общения. Агент изменений– рассматривается в организационном развитии

    Эффективное управление обязано гарантировать, что ресурсы (людские, финансовые, материальные и т.п.), приведенные в движение, будут использованы лучше, чем об этом можно было думать. Другими словами, то, что сегодня выполняется хорошо, завтра будет сделано еще лучше. Такая уверенность порождается явным стремлением к различного рода изменениям.

    Современные организации различных отраслей функционируют в условиях неопределенности, динамичности и сложности внешней среды. На место обезличенного массового потребителя приходит индивидуальный потребитель. Это стимулирует изменения в сфере как продуктов и услуг (инновации первого типа), так и самих процессов производства или обслуживания (инновации второго типа). При этом требования к качеств}" товаров постоянно растут, их жизненный цикл становится короче, номенклатура шире, объем выпуска по отдельным позициям номенклатуры меньше.

    Становление "электронно-прозрачного" рынка (с мгновенным доступом к информации о любых товарах) вызывает резкий рост конкуренции между производителями. Многие организации вынуждены перестраивать структуру и технологию работ, изменять стратегию (инновации третьего типа), а также проводить сложнейшие работы, затрагивающие психологию и поведение работников (инновации четвертого типа). Изменения - это всегда риск. Но не изменяться - значит рисковать еще больше.

    Любая организация всегда стремится к равновесию. Когда есть равновесие, индивидам легче приспособиться. Изменения требуют новой регулировки для перехода на более высокий уровень и нового равновесия. В общем виде целями управления по отношению к изменениям являются следующие:

    • 1) добиться принятия этого изменения;
    • 2) восстановить групповое равновесие и личностное приспособление, нарушенное равновесием.

    Хотя изменения необходимы и обязательны, менеджеры должны убедиться, что в конкретных изменениях есть смысл. Расходы на сам процесс реализации изменения и преимущества, которые оно дает, должны быть взвешены. В некоторых случаях финансовый выигрыш не окупит раскол и разногласия в коллективе.

    Типы изменений варьируются в зависимости от их глубины: от неизменяемого функционирования до перестройки организации, когда происходит ее фундаментальное изменение. Каждый тип обусловлен изменениями, происходящими во внешней среде организации, а также сильными и слабыми сторонами самой организации.

    Характер и глубина проводимых в организации изменений должны учитывать стадию жизненного цикла организации, поскольку каждой стадии присущи свои специфические процессы.

    Стадии изменения

    Эдгар Шейн разработал модель изменения, которая имеет вид единого процесса . Согласно этой модели, успешное изменение состоит из трех стадий.

    • 1. Разблокирование (unfreezing - "размораживание").
    • 2. Изменение установок.
    • 3. Заблокировать (refreezing - "замораживание").

    Разблокирование. Все виды обучения, будь то приобретение навыков, знаний или смена установок, зависят от желания обучаемого учиться. Он должен быть подготовлен и мотивирован для приобретения нового опыта. Когда меняют установки, необходимо устранить или разблокировать существующие установки таким образом, чтобы создать пространство для новых. Для содействия разблокированию может использоваться принуждение.

    Если суметь сделать так, чтобы работники увидели, что изменение имеет отношение к их собственным нуждам, они, очевидно, стали бы более восприимчивы. Другими словами, их первоначальная позиция может меняться (табл. 27.2).

    Таблица 27.2. Типы изменений в организации

    Наименование типа изменения

    Состояние основных факторов, задающих необходимость и степень изменения

    Перестройка организации

    Предполагает фундаментальное изменение организации, затрагивающее ее миссию и организационную культуру. Данный тип изменения может возникнуть, например, когда организация меняет отрасль и соответственно меняется ее продукт и место на рынке

    Радикальное преобразование

    Организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, ее слиянием с другой организацией. В этом случае слияние различных культур, появление новых продуктов и новых рынков требуют сильных внутриорганизационных изменений, особенно касающихся организационной культуры

    Умеренное преобразование

    Осуществляется в том случае, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему покупателей. В этом случае изменения касаются прежде всего производственного процесса, а также маркетинга

    Обычные изменения

    Связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации. Эти изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает деятельность организации в целом

    Неизменяемое функционирование

    Происходит, когда организация неизменно реализует одну и ту же стратегию. При таком выполнении стратегии не требуется проводить никаких изменений, потому что при определенных обстоятельствах организация может получить хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт. Однако при таком подходе важно четко следить за возможными нежелательными изменениями во внешней среде

    Изменение установок. Согласно модели Э. Г. Шейна происходит только при наличии идентификации или интернализации. Если человек может идентифицироваться с другим, у кого есть желаемые установки, это может содействовать желанию измениться. Поэтому для управляющих важно разыскивать лидеров мнений как лиц, производящих изменения. Интернализация -это процесс опробования, адаптации и использования новых установок или методов. Если взгляды или вера человека начинают изменяться, этот человек может захотеть наконец обдумать новый подход. Если этот подход докажет свою продуктивность и желательность, то изменение начинает интернализовываться и принимается. Важно, чтобы пробы во время периода интернализации были достаточно хорошими и точными.

    Заблокирование. В данном случае это слово использовано для обозначения окончательного принятия и интеграции желаемых установок таким образом, что нововведение становится постоянной частью личности человека или процедур деятельности. На этом этапе необходимы время и поддержка. Немедленно и постоянно вознаграждаемое поведение, по-видимому, должно становиться частью обычного поведения человека.

    Стили проведения изменений

    Организационные изменения охватывают как процессы функционирования, не нарушающие динамического равновесия (т.е. процессы, развертывающиеся в рамках данной структуры), так и процессы развития, нарушающие это равновесие.

    Организационные изменения могут охватывать все подсистемы и параметры организации: продукты, технологию, оборудование, разделение труда, организационную структуру, методы управления, процесс управления, а также все поведенческие аспекты организации. Следует заметить, что все они тесно связаны между собой и изменения в одной из подсистем влекут хотя бы частичные изменения в других сферах и окажут влияние на организацию в целом.

    Решающую роль в инициировании и осуществлении изменений играют руководители, так как они несут ответственность за разработку стратегии изменений и планирование мероприятий по их осуществлению. Поэтому очень важное значение имеет выбранный стиль проведения изменений в организации (табл. 27.3).

    Управление проведением изменений

    Управление проведением изменений должно опираться на определенные принципы. Их общая направленность состоит в том, чтобы оказать работникам помощь в осознании организационных изменений и обеспечить позитивное участие работников в проведении этих изменений.

    Таблица 27.3. Стили проведения изменений в организации

    Наименование стиля

    Сущность стиля

    Конкурентный стиль

    Делается упор на силу, максимальная настойчивость, утверждение своих прав. Основная предпосылка - разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного

    Стиль самоустранения

    Проявляется в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации

    Стиль компромисса

    Предполагает умеренное настаивание руководства па выполнении его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с теми, кто сопротивляется

    Стиль приспособления

    Выражается в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии выработанных им решений

    Стиль сотрудничества

    Характеризуется тем, что руководство стремится как к тому, чтобы реализовать свои подходы к управлению изменениями, так и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации

    Эффективная адаптивность предполагает проведение постоянных изменений, обеспечивающих устойчивое развитие организации в условиях нестабильной среды. Изменения в организации могут происходить на индивидуальном, групповом (коллективном) уровнях и на уровне организации. Причины, вызывающие изменения, могут быть самые разные; в общем виде их можно классифицировать как внутренние и внешние. Внешние причины обусловлены изменениями в законодательстве, рыночной ситуацией и т.д., внутренние - недостаточной квалификацией персонала, низкой производительностью труда, несовершенными технологиями и т.д.