Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Преподобный макарий александрийский.

(~295–~395)

Преподобный Макарий Александрийский родился в 295 г. в Александрии. До сорока лет занимался торговлей, затем принял святое крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого «Келлии», в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом, в котором подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в своей келлии. Он был самым искренним другом преподобного Макария Египетского († ок. 390-394 г.), вместе с которым в царствование Валента был изгнан из отечества. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника — преподобного Антония Великого († 356 г.), от которого они неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни. Однажды преподобным Макарию Александрийскому и Макарию Египетскому нужно было переправиться через реку Нил на большом пароме, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) со своею пышной свитой из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь, и один из тысячников сказал старцам: «Блаженны вы — пренебрегающие миром». Преподобный Макарий Александрийский на это ответил: «Мы, действительно, пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Произнесенное тобой — не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся Макариями, то есть блаженными». Умилившись этими речами преподобного Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с себя свои одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь. Преподобный Макарий, увеличивая свои подвиги, положил себе за правило не есть ни хлеба, ни варева, кроме жесткого проса или каких-нибудь семян, размоченных в воде. В таком воздержании преподобный прожил семь лет. Затем в течение трех лет в день съедал по небольшому куску хлеба (меньше фунта), равно и воды выпивал такой же мерой, что послужило сильным умерщвлением плоти. Употребляя все усилия, боролся преподобный и со сном, но после такого подвига говорил для назидания других: «Насколько имел силы, одолел сон, но человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей». Когда преподобного Макария стал весьма сильно искушать бес любодеяния, то он, чтобы преодолеть сего врага, в течение шести месяцев нагим сидел в скитском болоте, подвергая себя укусам множества больших комаров. И когда он вернулся в свою келлию, то только по голосу узнали ученики, что это их авва Макарий. Услыхав об очень строгом уставе жизни тавеннисиотского монастыря, где настоятелем был преподобный Пахомий Великий († 348 г.), преподобный Макарий, скрыв себя под мирской одеждой, в течение всей святой Четыредесятницы не вкушал ни хлеба, ни воды, за исключением небольшого количества сухих листьев капусты в воскресные дни. И это он делал лишь для того, чтобы и другие иноки видели, что он ест и чтобы не впасть ему в грех высокомерия. Преподобный Макарий ночью непрестанно работал и не отдыхал от трудов, ни разу во все время не сел и не лег. Стоял он, не отверзая своих уст, ни с кем не разговаривая, но в молчании всем сердцем своим, вознося молитву к Богу. Увидав такой подвиг преподобного, подвижники того монастыря были посрамлены, ибо возносились умом, гордясь своими подвигами и постом. Преподобный Макарий, показав смирение и преподав всем наставление, возвратился в свое место. Исконный враг рода человеческого сильно озлобился на преподобного Макария за его строго подвижнический образ жизни, потому стал искушать его ум тщеславием, понуждая отправиться в Рим. Борясь с искушением, святой насыпал мешок песка, взвалил его на себя и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил свое тело, и гордая мысль не оставила его. Подвижнической жизнью, постом, отрешением от всего земного преподобный Макарий стяжал дар чудотворения и прозрения сокровенных мыслей людей, удостоился многих чудесных видений. Авва Макарий, будучи исполнен Божественной благодати, видел, что бесы, посещая церковное пение и монашеское собрание, над одними насмехались, наводя дремоту или помыслы; над иными же, слабейшими братьями, невнимательными к молитве, они злобно глумились, сидя на их шеях и плечах; от некоторых же иноков, если бесы начинали пред ними делать что-либо непотребное, то внезапно были отгоняемы некоей силой и более ни осмеливались ни останавливаться пред таковыми, ни проходить мимо них. Преподобный Макарий рассказывал еще другое, более дивное и ужасное, а именно, как один из подвижников святой обители, преподобный Марк, причащался Святых Таин из рук Ангелов, а нерадивые из братии получали, вместо Тела Христова, горящие угли, а преподаваемое иерейской рукой Тело Христово возвращалось обратно в алтарь. От тех же, кто были достойны святого причащения, бесы отбегали далеко. Между тем, около алтаря с иереем стоял Ангел Господень и вместе с иерейской простирал свою руку для раздаяния Божественных Тайн. Св. Макарий прославился множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами. После многих трудов и подвигов преподобный Макарий с миром отошел ко Господу около 394-395 гг., имея сто лет от рождения. Преподобный Макарий был и церковным писателем, его перу принадлежат «Слово о исходе души», входящее в состав Следованной Псалтири, правило монашеское в 30 главах, письмо к инокам.

Преподобный Макарий Александрийский был современником и другом преподобного Макария Египетского (память 19 января). Родился в 295 году. До сорока лет занимался торговлей, затем принял святое Крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого "Келлии".

Однажды преподобным Макарию Александрийскому и Макарию Египетскому нужно было переправиться через реку Нил на большом пароме, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) со своею пышной свитой из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь, и один из тысячников сказал старцам: «Блаженны вы — пренебрегающие миром». Преподобный Макарий Александрийский на это ответил: «Мы, действительно, пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Произнесенное тобой — не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся Макариями, то есть блаженными». Умилившись этими речами преподобного Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с себя свои одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь.

Святой Макарий Александрийский, подобно Макарию Египетскому, был великим подвижником и наставником монахов и сотворил много чудес. Узнав о каком-нибудь особенном подвиге того или другого инока, он старался подражать ему в этом подвиге. Так. услышав, что некий инок употребляет в день только один фунт хлеба, он начинал есть столько же и даже меньше. Желая сократить свой сон, он 20 суток оставался под открытым небом, терпя жару днем и холод ночью. Однажды святому Макарию принесли гроздь винограда. Ему очень хотелось съесть ягоды, но он победил в себе это желание и отослал ягоды более слабому иноку. Тот, желая сохранить воздержание, послал ягоды другому, этот - третьему и так далее. В конце концов виноградная гроздь снова вернулась к преподобному Макарию. Подвижник удивился воздержанию своих учеников и возблагодарил Бога. Однажды святому пришла горделивая мысль - идти в Рим исцелять больных. Борясь с искушением, святой насыпал мешок песка, взвалил его на себя и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил свое тело и гордая мысль не оставила его.

Авва Макарий, будучи исполнен Божественной благодати, видел, что бесы, посещая церковное пение и монашеское собрание, над одними насмехались, наводя дремоту или помыслы; над иными же, слабейшими братьями, невнимательными к молитве, они злобно глумились, сидя на их шеях и плечах; от некоторых же иноков, если бесы начинали пред ними делать что-либо непотребное, то внезапно были отгоняемы некоей силой и более ни осмеливались ни останавливаться пред таковыми, ни проходить мимо них.

Преподобному дано было видеть, как один из подвижников святой обители - преподобный Марк причащался Святых Тайн из рук Ангелов, а нерадивые братия получали во время причастия вместо Тела Христова горящие угли от эфиопов. Святой Макарий прославлен множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами. Скончался святой Макарий Александрийский в возрасте 100 лет около 394 - -395 годов. Он написал "Слово о исходе души", входящее в состав Следованной Псалтири.

Тропарь

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней, тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Макарие, дух твой.

Преподобный Макарий Александрийский был современником и другом (память 19 января) родился в 295 году, до сорока лет занимался торговлей, затем принял святое Крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого "Келлии", в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом, в котором подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в своей келлии.

Святой Макарий Александрийский, подобно Макарию Египетскому, был великим подвижником и наставником монахов и сотворил много чудес. Узнав о каком-нибудь особенном подвиге того или другого инока, он старался подражать ему в этом подвиге. Так, услышав, что некий инок употребляет в день только один фунт хлеба, он начинал есть столько же и даже меньше. Желая сократить свой сон, он 20 суток оставался под открытым небом, терпя жару днем и холод ночью. Однажды святому Макарию принесли гроздь винограда. Ему очень хотелось съесть ягоды, но он победил в себе это желание и отослал ягоды более слабому иноку. Тот, желая сохранить воздержание, послал ягоды другому, этот - третьему и так далее. В конце концов виноградная гроздь снова вернулась к преподобному Макарию. Подвижник удивился воздержанию своих учеников и возблагодарил Бога. Однажды святому пришла горделивая мысль - идти в Рим исцелять больных. Борясь с искушением, святой насыпал мешок песка, взвалил его на себя и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил свое тело и гордая мысль не оставила его.

Подвижнической жизнью, постом, отрешением от земного преподобный Макарий стяжал дар чудотворения и прозрения сокровенных мыслей людей, удостоился многих чудесных видений. Так, преподобному дано было видеть, как один из подвижников святой обители - преподобный Марк причащался Святых Таин из рук Ангелов, а нерадивые братия получали во время причастия вместо Тела Христова горящие угли от эфиопов. Святой Макарий прославлен множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами. Скончался святой Макарий Александрийский в возрасте 100 лет около 394-395 годов. Он написал "Слово о исходе души", входящее в состав Следованной Псалтири.

Иконописный подлинник

Ватопед. 1721.

Месяцеслов (фрагмент). Фреска. Монастырь Ватопед (Афон). 1721 г.

Хосиос Лукас. XI.

Прп. Макарий. Мозаика. Греция (Хосиос Лукас). Начало XI в.

Русь. XVII.

Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 19 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

Но лишь только он произнес эти слова, все прутья внезапно, как бы от действия огня, высохли. Видя сие, Антоний сказал Макарию:

– Вот на тебе почил Святой Дух, и ты будешь после меня продолжателем моих дел.

Спустя некоторое время, преподобный Макарий находился в пути в пустыне и от продолжительности путешествия весьма сильно изнемог. Внезапно явился ему дьявол и сказал:

– Вот ты восприял благодать Антониеву, почему же ты не пользуешься ею и не просишь у Бога пищи и подкрепления в пути?

Преподобный ответил ему:

– Господь моя сила и слава, ты же не искушай раба Божьего.

Тогда дьявол стал искушать святого призраками, – святому представлялся верблюд, навьюченный разнообразными съедобными предметами и блуждавший по пустыне Когда Святой заметил как бы подошедшего к нему верблюда и понял, что это призрак, то он стал на молитву, – и внезапно это привидение было поглощено землею.

Однажды преподобный Макарий Александрийский пришел к Макарию Египетскому, который находился в скиту. И вот, когда они оба отправились в путь и желали переправиться чрез реку Нил, то им нужно было переправляться на большом пароме, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) с большою важностью и наружным блеском, имеющие медную колесницу, коней с вызолоченными уздами и свиту из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь и один из тысячников сказал старцам:

– Блаженны вы – пренебрегающие миром.

Макарий Александрийский на это ответил:

– Мы действительно пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Знай же, что произнесенное тобою произнесено не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся Макариями, то есть, «блаженными».

И дьявол отбежал от него. Войдя внутрь вертограда, преподобный осмотрел все там находившееся, а именно: колодезь, в котором висела лишь старая медная бадья, прикрепленная к железной цепи, гранатовые яблоки, неимевшие ничего внутри, потому что они высохли от солнца, красивое здание гробницы, обильно украшенное золотом. Рассмотрев все подробно, Святой без препятствий и затруднений вышел оттуда и, по прошествии двадцати дней, отправился обратно в свою келью. Во время обратного пути у него вышли весь хлеб и вода, которые он взял с собою на дорогу. Макарий стал ослабевать от голода и жажды, так что едва не упал. Тогда, – как он впоследствии сам о том рассказывал, – предстал пред ним призрак какой-то девицы, одетой в белые одежды и несущей в далеком от него расстоянии, – как бы с версту, – ведро чистой воды. Часто останавливаясь, девица показывала ему воду и звала его к себе, обещаясь дать ему напиться. Однако Святой не был в силах дойти до нее. Впрочем, увлекаемый возможностью утолить жажду, он, употребляя страшные усилия, шел за нею три дня, в течение которых девица появлялась впереди него. Затем показалось стадо буйволиц (в той стороне их очень много), одна из которых, имеющая при себе малого теленка, стала против уставшего и изнемогшего старца; из сосцов же ее вытекало молоко. При этом преподобный услышал голос, говорящий свыше:

– Подойди, Макарий, и пей ее молоко.

Приступив, он долго пил молоко и укрепился телом.

Святой Макарий добавлял при этом следующее: «Господь мой, желая явить на мне еще большую Свою милость и научить мою немощь надеяться лишь на его благой промысел, явил такое чудо. По его повелению, я приказал той буйволице идти за мною до моей келью и кормить меня во все время моего пути. Покорная буйволица, по повелению Создателя своего, действительно последовала за мною и не подпускала теленка к сосцам своим, чтобы питать лишь меня одного».

Некогда сей святой и дивный муж копал колодезь для питья инокам. На том месте, где копал преподобный, находилось много хвороста и терновника, откуда выполз аспид и ужалил святого.

Тогда Святой, схватив руками аспида за обе челюсти, растерзал его, сказав:

– Так как Господь мой не послал тебя на меня, то как осмелился ты приблизиться ко мне и укусить меня?

И, о чудо! Ужаление аспида не причинило преподобному никакого вреда.

Услыхав вторично относительно тавеннисиотов, что у них очень строгий устав жизни, преподобный Макарий переменил иноческую одежду на мирскую и отправился к ним. После пятнадцатидневного пути по пустыне, преподобный прибыл в тавеннисиотский монастырь, как бы мирской человек. Здесь он пожелал видеть архимандрита Пахомия , мужа опытного и прозорливого, имеющего дар пророчества, но которому тогда еще не было открыто Богом, кто такой Макарий. Войдя к Пахомию, Макарий сказал:

– Отче, умоляю тебя, прими меня в монастырь твой, ибо я желаю быть в нем иноком.

Пахомий отвечал:

– Ты не можешь быть иноком, так как ты стар, и не в силах трудиться. Здешние братия с юности привыкли к иноческим трудам, а ты, будучи уже престарелым, не сможешь перенести подвигов и, ослабев, уйдешь отсюда и станешь злословить нас.

И Пахомий не принял его ни в первый, ни во второй день, – и так до седьмого дня. Макарий же все это время провел в строгом посте, и на седьмой день сказал архимандриту:

– Авва, прими меня! если же я не буду поститься и делать то же, что делают прочее братия, то ты тогда повели изгнать меня из монастыря.

Тогда Святой Пахомий сказал братии, чтобы они приняли его. Братий же было тысяча четыреста человек, и Макарий был принят ими в монастырь. По прошествии, затем, некоторого времени, наступил пост святые четыредесятницы, и Макарий видел каждого из братий постящимся по мере сил своих. Один принимал пищу вечером, другой – по прошествии двух дней, иной вкушал по истечении пяти дней, иной стоял всю ночь на молитве, а в течение дня сидел за работой. Подражая им, и сам Макарий, намочив финиковых ветвей, стал в одном углу и в течение всей четыредесятницы до Пасхи не вкушал ни хлеба, ни воды, за исключением небольшого количества сухих листьев капусты, которые он вкушал в воскресные дни. И это он делал лишь для того, чтобы другие иноки видели, что он ест и чтобы не впасть ему в грех высокомерия. Стоя же в углу, преподобный Макарий непрестанно работал и не отдыхал от трудов, ни разу во все время ни сел, ни лег. Если же по необходимости он уходил со своего места, то, возвратившись, снова стоял, не отверзая своих уст, ни с кем не разговаривая, но в молчании всем сердцем своим вознося молитвы к Богу. Увидав такой подвиг преподобного, подвижники того монастыря разгневались на своего авву и стали говорить ему:

– Откуда ты привел к нам, к нашему посрамлению, такого бесплотного человека? Или его удали, или мы уйдем из монастыря.

Выслушав это от братии и узнав о строгом посте Макария, преподобный Пахомий стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему о пришельце, кто он такой. И было ему открыто, что это – Макарий. Тогда преподобный Пахомий, взяв за руку преподобного Макария, ввел его в церковь и, любезно обнимая его, сказал:

– Добре пришел ты, честный отче! я знаю, что ты Макарий, но ты не открыл своего имени мне. В течение многих лет я слышал о тебе, и очень желал видеть тебя. Благодарю тебя за то, что ты научил смирению моих чад, дабы они не возносились умом, гордясь своими подвигами и постом; ты много принес нам пользы.

Услышали о Макарий и прочие братия и, придя отовсюду во множестве, любезно целовали его и просили, чтобы он молился за них. Преподобный Макарий, преподав всем наставление, возвратился в свое место.

Сей бесстрастный муж, преподобный Макарий, рассказывал о себе еще и следующее:

– Однажды я пожелал так направить свой ум, чтобы, ни о чем земном не помышляя, он пребывал в непрестанном созерцании единого Бога, ни на мгновение не отлучаясь от Него. Для сего Богомыслия я назначил себе пять дней. И вот, затворив келью и двор мой, чтобы никто не входил ко мне, и я не мог ни с кем беседовать, я, начиная с понедельника, стал и повелел своему уму, сказав так: смотри! не сходи с неба! Ты имеешь там вместе с собою ангелов, архангелов, херувимов, серафимов, все небесные силы и Творца их Бога. Итак, оставайся на небе и не спускайся в поднебесную, чтобы не впасть тебе в земные помышления. Когда, таким образом, я стоял в течение двух дней и двух ночей, вперив свой ум горе, я так раздражил дьявола, что тот, превратившись в пламень, сжег все, что находилось в моей кельи, так что даже и рогожа, на которой я стоял, загорелась, и я думал, что и сам сгорю. Устрашившись этого, я на третий день оставил свое намерение; будучи не в силах более удерживать свой ум в помыслах о небесном, я снизошел, по изволению Божьему, до земных помыслов, дабы не впасть в грех высокоумия.

О сем же преподобном Макарии епископ Палладий повествует также следующее:

– Однажды, придя к нему, – рассказывает он, – я застал пред его кельей какого то сельского пресвитера, голова которого так была изъедена болезнью, называемою гангреной, что со стороны затылка можно было разглядеть уста его. Он пришел к преподобному Макарию, прося исцеления; но Святой не допускал его до себя, не желая с ним разговаривать. Тогда и я стал умолять святого, говоря:

– Помилуй сего несчастного и ответь ему.

Но блаженный сказал мне:

– Он недостоин исцеления, так как это наказание ему от Господа. Если же ты желаешь, чтобы он получил исцеление, то посоветуй ему, чтобы он перестал с сего времени священнодействовать.

Я спросил святого:

– Почему?

Он же ответил:

– Он совершал литургию после прелюбодеяния и за то так наказан. Если же он побоится Бога и отстанет от своего порока, который он совершал без страха, то Бог исцелит его.

Когда я, – продолжал Палладий, – рассказал о том пресвитеру, то он с клятвою обещался более не священнодействовать. После сего преподобный Макарий, взяв того пресвитера, сказал ему:

– Веруешь ли ты, что существует Бог, для которого нет никакой тайны?

Пресвитер отвечал:

– Да, отче, верую и умоляю тебя, – помолись ему о мне грешном.

Тогда Макарий спросил:

– Так ты не мог утаиться пред Богом?

– Да, не мог, – ответил тот.

– Если ты исповедуешь свой грех и сознаёшь Божье за него наказание, – продолжал Макарий, – то с сего времени исправься.

И пресвитер исповедал свое грехопадение и обещался более не грешить и не священнодействовать, но жить мирским человеком. После сего Святой Макарий возложил на него руки и помолился о нем Богу, и, спустя несколько дней, пресвитер исцелился от гангрены; у него отросли волосы на голове, и он возвратился в дом свой здоровым, прославляя Бога и воздавая благодарность великому Макарию.

Преподобный Макарий имел несколько келий в различных местах: одну в ските, находящемся во внутренней пустыне, другую в Ливии, третью на месте называемом келью и четвертую на Нитрийской горе. Ни одна из его келий не имела ни дверей, ни окон. И преподобный Макарий пребывал в этих кельях в темноте во все дни святой четыредесятницы. Одна из его келий была тесна настолько, что в ней нельзя было протянуть ног, другая была просторнее, и в ней преподобный беседовал с приходившими к нему; в то же время он исцелил бесчисленное множество людей страждущих от нечистых духов.

Палладий вспоминаете об одной благородной девице, которая в течение многих лет была расслабленною и которую принесли к преподобному Макарию из Фессалоник . Преподобный исцелил ее, помазуя в течение двадцати дней святым елеем и молясь Богу и совершенно здоровою отпустил девицу в ее отечественный город. После своего исцеления она раздала по монастырям обильные милостыни.

В другой раз к преподобному был приведен одержимый бесом отрок, который был весь опухший от водянки. Возложив на голову его правую руку, а на сердце левую, преподобный стал молиться Богу. Внезапно отрок вскричал громким голосом, и немедленно из тела его вылилось огромное количество воды. После сего тело отрока пришло в естественное состояние, каким оно было раньше. Помазав отрока святым елеем и окропив его святою водою, преподобный передал его отцу. При сем он заповедал отроку, дабы в течение четырнадцати дней он не вкушал мяса и не пил вина. Так преподобный сделал отрока здоровым.

Бес, исконный враг рода человеческого, сильно озлобился на преподобного Макария за его строго подвижнический образ жизни и за многие исцеления приходящих к нему недужных. Тогда он стал искушать его ум тщеславием. У преподобного стали являться мысли, что ему надобно уйти из кельи и отправиться в Рим. При этом ум его представлял все благовидные побуждения к тому, указывая, что преподобный, имеющий обильную благодать и дар изгонять нечистых духов, много пользы может принести страждущим в Риме. Преподобный долгое время боролся с искушавшими его помыслами, хотя они сильно нападали на него. Наконец, упав на пороге своей келью, он протянул за келью свои ноги и сказал:

– Влеките меня, бесы, если можете, а сам я не пойду!

Так, на пороге, преподобный пролежал до позднего вечера.

Ночью те же помышления снова с великою силою напали на него. Тогда блаженный, взяв корзину вместимостью в два четверика, наполнил ее песком и, возложив на свои плечи, стал ходить по пустыне. Там с ним встретился инок Феосевий, антиохиец родом, который спросил его:

– Отче! что ты носишь? Отдай мне свою ношу, а сам не трудись.

– Я томлю томящего меня, – отвечал Макарий; – когда он пребывает в лености и праздности, он зовет меня странствовать.

Таким образом, трудясь в течение долгого времени, преподобный возвратился в келью, хотя измученный телом, но одержав победу над лукавыми помышлениями.

Ученик преподобного Макария блаженный Пафнутий повествует о святом следующее.

– Однажды преподобный сидел на дворе; вдруг прибежала гиена, и принесла в зубах своего щенка, который был слеп; подбежав к Макарию, гиена бросила щенка к его ногам. Святой, подняв щенка, плюнул ему в глаза, помолился Богу, – и щенок прозрел. Гиена, взяв своего щенка, убежала. Наутро она снова прибежала к преподобному, неся огромную баранью шкуру, увидав которую святой сказал гиене:

– Откуда у тебя эта кожа, разве ты съела чью-нибудь овцу? Если ты добыла ее насилием, я не возьму ее.

Гиена же, наклонив голову к земле и приклонив колена, положила принесенную шкуру к ногам святого. Но преподобный сказал зверю:

– Я сказал, что не возьму до тех пор, пока ты не обещаешься мне, что не станешь более обижать бедных, съедая их овец.

Тогда гиена наклонила свою голову, как бы соглашаясь со словами святого и обещаясь повиноваться ему. После сего преподобный Макарий взял кожу у гиены и отдал ее святой Мелании Римлянине (кончина ее 31 декабря), часто посещавшей святых отцов в пустыне. С тех пор кожу эту прозвали «дар гиены». И что удивительно в мужах отрекшихся от мира, так это то, что даже зверь, получив во славу Божью и в честь святых его благодеяние, уразумел то и принес дар блаженному. Укротивший львов для пророка Даниила (), дал и гиене разумение полученного благодеяния и научил ее благодарности.

Вышеупомянутый Палладий, придя однажды к сему преподобному, смущаемый помыслами и унынием (как он сам впоследствии о том сообщал), спросил:

– Что мне делать, авва Макарий, ибо меня осаждают помышления, говорящая: ты ничего здесь не делаешь – уходи отсюда!

Святой отец Макарий отвечал ему:

– Скажи и ты своим помышлениям: я стерегу сии стены ради Христа.

Для назидания Палладия преподобный Макарий рассказал о преподобном Марке (память его 5 марта), как он принимал причащение Божественных Тайн от самих ангелов. Святой Макарий видел то своими глазами, когда во время служения божественной литургии он причащал братию.

– Я никогда, – говорил он, – не преподавал Божественных Тайн подвижнику Марку, но ему невидимо преподавал их ангел из алтаря, а я только видел пальцы рук подающего.

Сей преподобный Марк, когда был юношею, знал наизусть весь Ветхий и ; он был также весьма кроток и воздержен.

– В один день, будучи ничем незанят в своей келье, – рассказывал Святой Макарий, – я пошел к нему уже состарившемуся в это время и сел при дверях его кельи. Я считал его кем-то высшим из людей, каков он и был в действительности и хотел узнать (я тогда был еще, – замечает Макарий, – бесхитростен и несведущ), что старец делает или о чем беседует. Он же, находясь внутри кельи, боролся с собою и с дьяволом, будучи уже ста лет от роду, так что у него даже выпали и зубы. Он говорил сам с собою:

– Чего ты, наконец, хочешь, злой старец? Вот ты уже и вина выпил и елея вкусил. Чего ты еще желаешь, ненасытный раб чрева в старости?

Дьяволу же Марк говорил:

Ныне он вместе с другими преподобными отцами в бесконечной жизни прославляет Отца и Сына и Святого Духа, единого в Троице Бога, ему же и от нас грешных да будет слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Тавеннский монастырь был первым общежительным монастырем, находился в Тавенне, в Верхнем (Южном) Египте, к северу от древней столицы его – вив, на берегу Нила. Основан около 340 года преподобным Пахомием Великим (память его 15 мая строгий общежительный монастырский устав, быстро распространившийся в христианском мире. Тавеннский монастырь имел такое громадное значение в истории древнехристианского иночества, и успех устава Пахомия был так велик, что еще до его смерти в Тавенне и ее окрестностях собралось около 7000 иноков. И впоследствии Тавенна, – наименование которой, принадлежавшее сначала одному острову, на реке Ниле, после перешло и на береговые окрестные места реки, где поселился Пахомий и его ученики, – славилась своими монастырями.

Солунь или Фессалоники – весьма значительный, древний город Македонии лежал в глубине большого Солунского или Фермейского залива при Эгейском море (Архипелаге). В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в европейской Турции, с весьма многочисленным населением.

Кончина преподобного Макария Александрийского последовала около 395 года – Подобно преподобному Макарию египетскому, и преподобный Макарий Александрийский был церковным писателем. С его именем известны доселе: 1) правило монашеское в 30 главах; 2) письмо к инокам; 3) слово об исходе души и о состоянии по смерти.


Значение МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Макарий Александрийский (295 - ок. 394 - 395), преподобный.

Был современником и другом преподобного Макария Египетского. Родился в 295 году, до сорока лет занимался торговлей, затем принял святое крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого "Келлии", в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом, в котором подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в своей келлии.

Подобно Макарию Египетскому, он был великим подвижником и наставником монахов и сотворил много чудес. Узнав о каком-нибудь особенном подвиге того или другого инока, он старался подражать ему в этом подвиге. Так, услышав, что некий инок употребляет в день только один фунт хлеба, он начинал есть столько же и даже меньше. Желая сократить свой сон, он 20 суток оставался под открытым небом, терпя жару днем и холод ночью. Однажды святому Макарию принесли гроздь винограда. Ему очень хотелось съесть ягоды, но он победил в себе это желание и отослал ягоды более слабому иноку. Тот, желая сохранить воздержание, послал ягоды другому, этот - третьему и так далее. В конце концов виноградная гроздь снова вернулась к преподобному Макарию. Подвижник удивился воздержанию своих учеников и возблагодарил Бога. Однажды святому пришла горделивая мысль - идти в Рим исцелять больных. Борясь с искушением, святой насыпал мешок песка, взвалил его на себя и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил свое тело и гордая мысль не оставила его.

Подвижнической жизнью, постом, отрешением от земного преподобный Макарий стяжал дар чудотворения и прозрения сокровенных мыслей людей, удостоился многих чудесных видений. Так, преподобному дано было видеть, как один из подвижников святой обители - преподобный Марк причащался Святых Таин из рук Ангелов, а нерадивые братия получали во время причастия вместо Тела Христова горящие угли от эфиопов. Святой Макарий прославлен множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами.

Скончался святой Макарий Александрийский в возрасте 100 лет около 394 - 395 годов.

Он написал "Слово о исходе души", входящее в состав Следованной Псалтири.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/jan19.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
    (ум. ок. 250) христианский мученик, пострадавший в Александрии в гонение императора Деция. Память в Православной и Католической церкви 6 …
  • МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
    (иначе городской, ?????????, по месту своего рождения — городу Александрии) — отец церкви († по одним — в 394 г., …
  • МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (иначе городской, ?????????, по месту своего рождения? городу Александрии) ? отец церкви (+ по одним? в 394 г., …
  • МАКАРИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (1482-1563 гг.) святитель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Принял пострижение в Пафнутьеве-Боровском монастыре, с 1526 г. архиепископ …
  • МАКАРИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    606772, Нижегородской, …
  • МАКАРИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792-1847) русский православный монах, миссионер. В 1830-43 в миссии на Алтае перевел на алтайские языки …
  • МАКАРИЙ ТРОИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Макарий Трифонович Троицкий) — писатель, епископ калужский и боровский, воспитанник киевской духовной академии. Главные его труды: "Слова, беседы …
  • МАКАРИЙ СУШКИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1821-1889) — архимандрит русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Родился в купеческой семье в г. Туле; уже в детстве при виде …
  • МАКАРИЙ СУСАЛЬНИКОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Михаил Сусальников, † 1787) — проповедник и писатель, архимандрит Сергиевой пустыни близ Петербурга. После его смерти в Москве …
  • МАКАРИЙ ПЕТРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    серб родом (1734-1766), живший в России и окончивший курс в Моск. духовной акд.; был ректором Тверской семинарии. Сочин. его, весьма …
  • МАКАРИЙ НЕРОНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    монах униатского ордена базилиан, автор книги "Краткий катихизис исторический... не токмо правоверным христианам, но наипаче иереям парохиальным всепотребный" (1756 г., …
  • МАКАРИЙ НЕВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Михаил Андреевич Невский, род. в 1835 г.) — миссионер и духовный писатель. Был начальником алтайской духовной миссии. С …
  • МАКАРИЙ МИРОЛЮБОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Николай Миролюбов, 1817-94) — духовный писатель; окончив курс Московской духовной академии, защитил диссертацию "Примеры благочестия среди соблазнов, …
  • МАКАРИЙ ИВАНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире — Михаил Иванов) — иеросхимонах. Дворянин родом, он постригся в 1815 г. и с 1834 г. жил в …
  • МАКАРИЙ ЗИМИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    даровитый богослов (род. около 1800 г.), магистр Моск. духовной академии, в сане архимандрита, ректор СПб., потом Тверской семинарии. Его лекции …
  • МАКАРИЙ ГЛУХАРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Яковлевич Глухарев) — знаменитый русский миссионер, род. в 1792 г. в Вязьме, сын священника; учился в …
  • МАКАРИЙ БУЛГАКОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Михаил Петрович Булгаков; 1816-1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк, сын сельского священника Новооскольского у. Курской губ.; …
  • МАКАРИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАКАРИЙ в Энциклопедическом словарике:
    (1482 - 1563), русский митрополит с 1542, писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской …
  • МАКАРИЙ
    МАЌАРИЙ ВЕЛИКИЙ, или Египетский (ок. 300 - ок. 390), христ. монах-отшельник, отец Церкви. Подвизался в отдалённой пустыне Египта. Соч. нравств.-аскетич. …
  • МАКАРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАЌАРИЙ (в миру Мих. Як. Глухарёв) (1792- 1847), церк. деятель, миссионер, переводчик. Глава (1830-43) Алтайской духовной миссии. Положил начало изучению …
  • МАКАРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАЌАРИЙ (в миру Мих. Петр. Булгаков) (1816-82), митрополит Московский и Коломенский в 1879-82, историк, акад. Петерб. АН (1854). Ректор Киевской …
  • МАКАРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАЌАРИЙ (1482-1563), митрополит Московский и всея Руси с 1542. Глава иосифлян, сторонник усиления самодержавной власти. Под влиянием М. Иван …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКСАНДР́ИЙСКИЙ СТИХ (от старофранц. поэмы об Александре Македонском), франц. 12-сложный стих или рус. 6-стопный ямб (с цезурой после 6-го слога) …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКСАНДР́ИЙСКИЙ МУСЕЙОН (греч. museion - храм муз), совокупность науч. и уч. учреждений, один из гл. центров науки и культуры древности. …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКСАНДР́ИЙСКИЙ ЛИСТ (сенна), листья нек-рых видов р-ний рода кассия. Применяют в медицине как слабит. …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    александри"йский, александри"йская, александри"йское, александри"йские, александри"йского, александри"йской, александри"йского, александри"йских, александри"йскому, александри"йской, александри"йскому, александри"йским, александри"йский, александри"йскую, александри"йское, александри"йские, александри"йского, александри"йскую, александри"йское, александри"йских, …
  • МАКАРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    александр`ийский (от Александр`ия; александр`ийский ст`их, александр`ийский …
  • МАКАРИЙ
    Макарий, (Макариевич, Макариевна и Макарьевич, …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    (от Александрия; александрийский стих, александрийский …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Орфографическом словаре:
    александр`ийский (от александр`ия; александр`ийский ст`их, александр`ийский …
  • МАКАРИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792-1847) , русский православный монах, миссионер. В 1830-43 в миссии на Алтае перевел на алтайские …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    александрийская, александрийское. Прил. к Александрия (город в Египте). Александрийская школа (филол.) - ученые и писатели Александрии, начиная с 4 века …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I прил. Шестистопный ямбический стих (в 12 или 13 слогов) с паузой (цезурой) после третьей стопы …
  • ПРОТЕРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Протерий Александрийский (+ 457), патриарх, священномученик. Память 28 февраля. Во время патриаршества …
  • ОЛИМПИАДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Олимпиадор Александрийский, имя нескольких лиц Олимпиадор Александрийский, диакон, толкователь Священного Писания (VI в.). …
  • МАКАРИЙ КАНЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий Каневский, Овручский, Переяславский (1605 - 1678), архимандрит, преподобномученик. Память 13 мая …
  • МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий Великий, Египетский (IV в.), преподобный. Память 19 января. Родился в селении Птинапор …
  • МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Невский) (1835 - 1926), митрополит Алтайский, "Апостол Алтая", святитель. Память в …
  • МАКАРИЙ (МУСКОС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий III (Мускос) (1913 - 1977), архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра, этнарх …
  • МАКАРИЙ (ГЛУХАРЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Глухарев) (1792 - 1847), архимандрит, алтайский миссионер, преподобный. Память 18 мая …
  • МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Булгаков) (1816 - 1882), митрополит Московский и Коломенский. В миру Булгаков Михаил …
  • МАКАРИЙ (БОЛОТОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Болотов) (1932 - 2001), схиархимандрит. В миру Болотов Виталий Николаевич, родился 21 …
  • КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл Александрийский, Великий (+ 444 г.), архиепископ, отец Церкви, святитель. Память 18 января …
  • ДИОСКОР I АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Диоскор I (+ 454), патриарх Александрийский (444 - 451), монофизит. Евтихий, осужденный за …
  • АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр Александрийский, имя нескольких лиц: Свт. Александр I Александрийский, патриарх, выдающийся богослов (+ 328 …