Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Победа филистимлян над израильтянами. Погибель дома Илия

Вступление раз:

"Эпоха, описываемая Книгой Судей, обнимает XII-XI века до Р.Х. Она связана с деятельностью «шофетов» - судей, как - по примеру хананеев - назывались израильские вожди. Обычно судьи не были руководителями всего народа. Чаще всего они возглавляли одно-два колена (а некоторые, как Самсон, действовали в одиночку). В лице судей Бог воздвигаетхаризматических (т.е.боговдохновенных ) руководителей, которые призывались на служение Духом Господним.

В то время единственным звеном, связующим израильские колена, была их вера, религиозный союз племен. Союз этот имел три священных центра: в Галгале, Сихеме и Силоме. Туда собирались представители родов на праздники или в годину бедствий.Религиозно-общественным идеалом эпохи судей была теократия — объединение племен на основе Завета и веры. Но практически этот идеал оставался неосуществленной мечтой. Ему препятствовали рознь колен, языческие влияния, соперничество областей.

Живя среди более цивилизованных соседей, израильтяне быстро переняли их культуру, способы ведения хозяйства и обычаи. С одной стороны, это повысило уровень жизни вчерашних кочевников (в частности, содействовало их культурному росту), а с другой стороны — возникла зависимость от языческого окружения . Семена Моисеевой веры едва взошли, но уже со всех сторон их стали заглушать языческие соблазны. Крестьянский быт усилил притягательность сельскохозяйственной магии и ритуалов Ханаана.


(Ваал и Астарта, божества Ханаана)

О полном отпадении от Ягве речи не было, но рядом с религией, принесенной с Синая, появляются другие культы (Ваалов, Астарт и др.). Воцаряется двоеверие, которое ослабляет духовные узы, соединявшие колена. Раздробленность делает израильтян легкой добычей более сильных племен. Из пустыни совершают набеги кочевники-мадианитяне, с востока наступают аммонитяне и моавитяне, с севера — хананеи Асора, с запада — новые пришельцы, филистимляне. Только вера в единого Бога становится для ветхозаветной Церкви знаменем спасения. Именно под этим знаменем выступают харизматики-судьи.

По существу, богословие Книги Судей то же, что Книги Иисуса Навина. Израиль может получить помощь только от Бога. Если он отступает от Завета, то лишается небесного покрова. Здесь проходит водораздел между политеистической и библейской религиями. Боги язычников либо торжествовали, либо гибли вместе со своими почитателями. Защита при любых обстоятельствах царств, городов и народов была непременной функцией каждого национального божества. Иное дело — в ветхозаветной Церкви. Ягве Сам судит грешников, но Он же дарует им избавление, когда они, охваченные раскаянием, взывают к Нему."
(о. Алексендр Мень "Исагогика. Введение в Ветхий Завет")

Вступление два.


"В структуре Книги Судей обращает на себя внимание введение... где изложена историософская концепция, которая лежит в основе книги — народ может получить обещанную Богом землю в безраздельное владение лишь в том случае, если условия заключённого им с Богом союза также соблюдаются полностью и без отступлений. В ином же случае начинает работать описанный в гл. 2 книги механизм, который предполагает постоянное давление на народ со стороны его соседей-язычников, от которого можно избавиться лишь с помощью тех людей, которых Бог посылает для избавления (то есть через Судей) и только при условии обращения к Единому и отказа от религиозных компромиссов с местным язычеством.

Такая концепция могла появиться лишь как следствие осмысления еврейской истории соответствующего периода, и сам факт появления её в Книге Судей говорит о том, что в окончательном своём виде она была написана, вероятнее всего, уже в послепленный период. Это вполне гармонирует с другой концепцией, объединяющей весь корпус исторических книг Ветхого Завета, предполагающей, что народ Божий и своей землёй, и своей государственностью, и самим своим существованием обязан лишь Богу, и всякое отступничество приближает его к потере и земли, и государства, и, в известном смысле, самого себя, то есть своей национальной идентичности..."


(Владимир Сорокин "Историко-культурный контекст Ветхого Завета")

"С другой стороны, в Книге Судей явно присутствует древняя основа, позволяющая говорить о её аутентичности. Ведь основная часть книги состоит преимущественно из эпизодов, связанных с жизнью того или иного из Судей. Некоторые из них напоминают по жанругероические эпические поэмы , наподобие тех, которые лежат в основе первой части Книги Иисуса Навина, а некоторые представляют собой типичный пример так называемых раннепророческих биографий.

Однако, несмотря на все подвиги и чудеса, заключительная часть книги звучит весьма пессимистически: еврейское общество охвачено религиозным разбродом, междоусобицами, моральной распущенностью, и всё это объясняется отсутствием общенационального лидера: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Суд.21:25) - такая оценка ситуации могла быть дана уже в эпоху Саула или Давида, когда еврейское государство стало исторической реальностью, но едва ли можно сомневаться, что всё описанное в заключительной части Книги Судей могло иметь место в действительности." (В. Сорокин)


Халев из колена Иудина, входивший в число , посланных Моисеем в Землю Обетованную, возглавил завоевательные походы колен Иуды и Симеона, но кроме них и колена Ефрема (сына Иосифа), другие израильские племена не справились с задачей изгнания хананеев со своих земель... "И пришел Ангел Господень... и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим, и сказал Я: «не нарушу завета Моего с вами вовек; и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; жертвенники их разрушьте». Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью ." (Суд. 2:1-3)


Под Ангелом Господним одни разумеют Ангела, ведшего народ израильский в землю обетованную, другие - какого либо пророка, явившегося вестником Божиим, иные первосвященника Финееса, по колику первосвященник есть вестник Господа Саваофа. МестечкоБохим ("Плачущие" - названное так, поскольку вызвало плач раскаяния в народе) можно отождествлять с аllon bacuth ("дуб плача"), который находился недалеко от Вефиля. (Лопухин. Толковая Библия)


Итак, основная мысль этой библейской книги: своими победами (как и вообще своим существованием) Израиль обязан Богу, а не собственной силе. За нарушение завета Бог лишает израильтян Своей помощи в освобождении страны от хананеев и защите от внешних врагов. Когда народ снова начинает взывать к Богу, Он показывает им путь к спасению: "Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им." (Суд. 2:18-19)


Хронологическая схема эпохи:


Дополнительные материалы и видеолекции по Эпохе Судей: school.orthpatr.ru/node/220890#_ftn2

Первый судья - Гофониил (из колена Иуды)

(Портрет Гофониила. Guillaume Rouille, из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum, 1553)

Уже в следующем после Иисуса Навина поколении израильтяне "стали делать pзлое пред очами Господа и стали служить Ваалам" (Суд. 3:7-11).

Оставивших Бога и оставленных Им израильтян завоевывает месопотамский царь Хусарсафем. Через восемь лет "возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул спасителя сынам Израилевым" - Гофониила (евр.Отниэль бен Кназ , "Лев Божий"), который был сыном Кеназа, брата упомянутого выше Халева из колена Иуды. Ранее в награду за успешный поход на город Давир (Кириаф-Сефер) в Иудее Гофониил получил в жены дочь Халева, Ахсу.

Гофониил стал первым Судьей Израиля, возглавил сопротивление и сбросил иго месопотамского царя, ибо "на нем был Дух Господень". После этого настало сорок лет мира (вспомним, что 40 символизирует (сознательную взрослую) жизнь одного поколения).

Второй судья - Аод (из колена Вениамина)



(Иллюстрированная Библия. Форд, Маэддокс, Браун. 1908)

После смерти Гофониила израильтяне "опять стали делать злое пред очами Господа", и на 18 лет попали под власть Еглона, царя моавитского, который объединился с аммонитянами и амаликитянами (народы на юго-востоке от Израиля) и завоевал "город Пальм" - Иерихон (на севере от Мертвого моря).

Новым спасителем и судьей израильтян стал Аод, сын Геры (евр. Эхуд бен Гера ) из колена Вениамина. Победу ему принес коварный план в лучших традициях Востока: он возглавил делегацию к царю и принес ему дары, а затем вернулся, чтобы сообщить царю некое "тайное слово", и таким образом остался с ним наедине. Аод был левшой и поразил царя обманным маневром, неожиданно выхватив левой рукой меч, висевший у него справа под одеждой.

Аоду удалось незамеченным уйти из дворца в Иерихоне (на карте 2) и вернуться в горные районы на землях колена Ефрема (3), откуда он во главе израильтян отправился на моавитян, оставшихся без правителя. Израильтяне захватили переправу через Иордан, не давая моавитянам выбраться из Иерихона в свою страну, и перебили их. После этих событий Израиль был свободен от набегов захватчиков на протяжении 80 лет (условная продолжительность жизни двух поколений).

Третий судья - Самегар


(Speculum Humanae Salvationis, Westfalen oder Köln, um 1360)

Об этом судье сказана всего одна фраза: "После него (Аода) был Самегар, сын Анафов, который шестьсот человекФилистимлян побил c воловьим рожном; и он также спас Израиля" (Суд.3:31).

Четвертая судья - Девора (из колена Ефрема)

"Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа. И предал их Господь в руки Иавина,царя Ханаанского , который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме. И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц , и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет." (Суд.4:1-3)

На этот раз на борьбу с угнетателями соотечественников вдохновляет женщина, настоящая древнеизраильская Жанна д"Арк - ефремлянка Девора (евр. Двора "пчела, англ. Deborah ), жена Лапидофа, которую люди почитали пророчицей и судьей и приходили к ней за советом. Она жила "под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой" (в центральной части Израиля), а ханаанский царь Иавин расположился в Хацоре (Асор) на севере, в районе между озером Мером (Хула) и Средиземным морем - в землях, предназначенных колену Неффалима.

Девора провозгласила военным лидером человека по имени Варак (евр. Барак "молния"), сына Авиноама из колена Неффалима, из города Кедес (совсем рядом с ханаанским Асором) и направила его собрать войско из 10000 воинов из колен Неффалима и Завулона и с ним расположиться на горе Фавор (на границе земель Неффалима и Завулона); тогда Бог предаст ему в руки ханаанское войско во главе с военачальником Сисарой и его устрашающими колесницами.

Но Варак, видимо, не будучи до конца уверенным в (свалившемся на него, должно быть, весьма неожиданно) Божием благословении, попросил Девору сопровождать его: "Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду; [ибо я не знаю дня, в который пошлет Господь Ангела со мною]. Она сказала: пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару ." (Суд. 4:8-9)


(Anne Yvonne Gilbert. Девора и Варак)

К воинам колен Неффалима и Завулона на горе Фавор присоединились и представители соседних колен Ефрема и частично Манассии. Вместе им удалось в стремительной атаке разбить войско Сисары, несмотря на позиционное, численное и техническое преимущество ханаанеев.

В честь победы пророчица Девора вместе с Вараком воспела благодарственную песнь - один из древнейших библейских гимнов. Поэтические образы и выражения из песни Деворы напоминают некоторые другие библейские места (в частности, Псалтыри). В этой песни Девора прославляет Бога и его величие, вспоминая богоявление на Синае; с этими строками контрастирует воспоминание об униженном положении израильтян во времена ханаанского ига:


"Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа! Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву. Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; горы таяли от лица Господа , даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева.

Во дни Самегара... были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами. Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле. Избрали новых богов, оттого война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля?" (Суд.5)

Затем снова идет славословие и рассказ о победоносном походе - а также перечисляется, какие из израильских колен откликнулись на призыв Деворы, а какие не присоединились к сородичам в беде (в частности, колена Асира, Дана и заиорданские колена Рувима и Манассии) - печальный признак разобщенности колен.

"...Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра.

С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою. Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу! Тогда ломались копыта конские от побега, от побега сильных его." (Суд.5)


(William Brassey Hole "Jael and Sisera")

Последняя часть песни Деворы посвящена рассказу о бесславной смерти ханаанского военачальника Сисары, бежавшего с поля боя и попытавшегося укрыться в шатре у женщины из племени кенеев, родственного евреям и впоследствии слившегося с коленом Иуды (кенеянином был и тесть Моисея Иофор); эту женщину звали Иаиль (евр. Яэль "горная коза", англ. Jael), и она прославилась деянием, предвосхищающим знаменитый поступок Юдифи - но почему-то последняя, кажется, намного более известна.

"Да будет благословенна между женами
Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!

Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего. [Левую] руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его. К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный... Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! " (Суд.5)


Сисара бежал с поля боя и Иаиль пустила его в свой шатер (где в это время был ее муж?..), укрыла под коврами, напоила молоком, обещав не выдавать преследователям... а когда он заснул от усталости - убила его ударом в висок с помощью молотка и колышка от шатра...


(Джеймс Тиссо)

Так сбылось предсказание Деворы о том, что слава победителя вражеского военачальника достанется не Вараку, а некой женщине - что в реалиях того времени было особенно унизительно для мужчины.


(Melchior Michael Steidl "Jael and Sisera"1698)

Пользуясь тем, что библейский текст не дает достаточно оснований для поступка Иаили (она ведь не израильтянка, а кенеянка, а ее народ в то время был в мире с царем Иавином), итальянский композитор начала XX в. Ильдебрандо Пиццетти решил раскрыть ее образ в опере "Девора и Иаиль" (послушать ее ): его героиня Иаиль не может отказать Деворе, возложившей на нее миссию убить Сисару... но, по всем канонам итальянской оперы - влюбляется в него и не в силах поднять на него руку. Правда, ей все же приходится это сделать - чтобы любимый не достался окружающим ее шатер израильским воинам, Иаиль решает обеспечить ему быструю и легкую смерть от своей руки.


На этот раз на (так и хочется сказать: непутевых) израильтян ополчились их давние враги, с которыми израильтяне воевали еще при Моисее: семиты-кочевники (по преданию, потомки ) и (из род возводили к Амалику, внуку ). Для сражения с ними Бог на этот раз выбрал совсем непримечательного, на первый взгляд, героя. История его призвания напоминает призвание Моисея: избранник Божий нерешителен и не находит в себе сил и веры - зато одни возражения:

"И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян.


Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя. [Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека." (Суд. 6)

Гедеон (англ. Gideon, евр. Гидъон) из колена Манассии, из города Офра во время явления к нему Ангела Божия занимался самым прозаическим делом - в укромном месте выколачивал пшеницу, чтобы с запасом пищи вернуться в укрытия незаметно от оккупировавших его землю мадианитян. Никак не решаясь поверить словам загадочного посланца, говорившего от имени самого Бога, он попросил его дождаться приношения: "если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною" , и приготовил козленка и опресноки; ангел, коснувшись пищи своим жезлом, воспламенил ее, дав понять, что жертва принята. Правда, смелости герою не прибавилось: "И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. " (Суд. 6)

Тем не менее, Бог отправил его на первое "задание": разрушить жертвенник Ваала и срубить священное дерево при нем, и вместо них на вершине горы возвести жертвенник Господу. Все это Гедеон проделал под покровом ночи, из страха перед родственниками и соотечественниками, уклонившимися в поклонение Ваалу. Тем не менее, когда происшествие открылось, отец Гедеона Иоас вступился за своего сына с замечательными словами, актуальными в наше время законов за оскорбление чувств верующих: "вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? ...если он Бог, то пусть сам вступится за себя " (Суд. 6)

Так Гедеон получил второе имя "Иероваал", что значит "Ваал отомстит ему" / "Ваал судится с ним". Между тем мадианитяне и амаликитяне собрались в очередной набег на израильские земли, и поверивший в себя Гедеон начал созывать соплеменников в ополчение. Собрались представители северных колен - Манассии, Асира, Завулона и Неффалима. Впрочем, Гедеон оставался верен себе и снова вступил в переговоры с Богом, дважды попросив об особом, я бы сказала - экзотическом знамении:

"И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды.

И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса." (Суд. 6)

Загадочный образ росы, выпадавшей то на руно, то только на землю вокруг него, получил в православной традиции своеобразные толкования:

  • В знамении руна Церковь всегда видела изображение Божией Матери , чудесно принявшей во чреве Своем Сына, всех Бога:«Подобно росе рождение Твое» (Пс. 109: 3).
  • Более редкое толкование - как прообраз церкви . Сначала орошенное руно и сухая земля вокруг прообразоваливетхозаветную Церковь, имеющую Закон и обетования , вокруг которой было бесплодие языческое, а второе знамение, когда шерсть иссохла, а вокруг лежала роса, прообразовало распространение христианской новозаветной Церкви среди всех народов. При этом сам народ израильский по Промыслу Божию оказался отпавшим от этой благодати. (о. Геннадий Егоров "Священное Писание Ветхого Завета)

(Судья Гедеон, икона XVIII в.)

(Икона Божией Матери "Руно орошенное")

Когда Гедеон окончательно уверился в благословении Господа, настало время ему выслушивать требования Бога: чтобы Израиль не возгордился, приняв грядующую победу на свой счет, Бог повелевает вначале отпустить из войска всех "кто боязлив и робок" - и 22000 человек разошлось по домам; из оставшихся 10000 было выбрано всего лишь триста спартанцев, и тоже причудливым методом: воины, спустившись к реке, принялись пить воду, и Гедеону было велено отобрать лишь тех, кто лакал ее ртом - видимо, демонстрируя особо яростную дикость и маскулинность:)



И снова Господь проявил снисхождение к своему нерешительному герою и отправил его ночью как бы на разведку в мадиамский стан:"если же ты боишься идти один, то пойди в стан ты и Фура, слуга твой; и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои" .

Там Гедеон подслушал разговор стражников: "один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан. Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился [Господу] и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский." (Суд. 7)

Гедеон так вдохновился увиденным, что не теряя времени повел своих 300 спартанцев в ночную атаку на превосходившие силы мадианитян и амаликитян, вооружив... пустыми кувшинами, светильниками и трубами:)

Окружив стан врагов, израильтяне деморализовали их звуками труб и бьющихся кувшинов, и в панике бежавшие враги еще и обратили оружие друг против друга. Остатки их войска были перебиты подоспевшими израильтянами (видимо, их тех, кто не вошел в 300) на переправе через Иордан и далее в заиорданских землях.

На карте Офра (1) - место, где Гедеон был призван на служение; (2) - место лагеря мадианитян у холма Море; (3, 4, 5, 6) - маршрут бегства и преследования мадианитян.

Бог стал в последнее время открывать новый формат молитв, когда в покое Божий дух разговаривает с моим духом. Это похоже на тёплую беседу, где ты можешь говорить с близким человеком о чём угодно.

Дух направил мои размышления о предстоящем 2016 - м годе и я увидел картину. Караваны верблюдов собирались к длительному путешествию по пустыне. Люди погружали и крепили на животных вещи и палатки. Приготовление завершалось и путники уже выстраивались друг за другом по направлению пути к горизонту.

Это станет присоединением сильных к одному видению,- комментировал эту картину Господь, - Люди, которые перед тобой- это 300 сильных, которые прошли выбор у воды и призваны с Гедеоном наступать на Мадианитян. Это год Гедеона. В 2016м встречайся с людьми твоей профессии. Ты увидишь как друг ко другу будут присоединяться люди схожих специальностей. Развитие будет происходить когда вы собираетесь вместе.

В этот момент я представлял своеобразную группу людей, которая собирается чтобы делиться проделанной работой и обучаться вместе. В своём воображении я видел как в это собрание приходят специалисты и проводят мастер-классы и тренинги.

Я провозгласил: «Во имя Иисуса год направления, очищенный от лишней траты силы. Год приближения к цели, когда подготовка к походу закончена.»

Через несколько дней от молитвы к молитве я стал получать продолжение этого послания о Гедеоне и его команде. Когда Гедеон заканчивает отборочный тур в свою команду трёх сотен воинов, Бог говорит ему спуститься тайком в стан врага:

«Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан.» Судьи 7:13,14

Хлеб - это не что иное, как Слово Божье! И если вы прочитаете историю Гедеона начиная с 6 главы, то вы заметите, что герой собрал столько «хлеба»: откровений, пророчеств и знамений, что его с лихвой хватит раздавить этот вражеский стан.

Дух Божий объяснил применение этого места к наступившему году:
- Огромный круглый хлеб собирается в совместном общении и работе с Писанием. Никогда один человек самостоятельно бы не смог сотворить откровение, раздавившее стан Мадиамский. Был пророк, пришедший на стоны угнетённых евреев, был приход ангела, были 300 сильных проявивших свою аккуратность у воды, прообраза потоков духовной жизни и Божьего присутствия. Большой хлеб выпекается совместно и даётся кругу помазанников. Одни несут зерно, вторые мелят, третьи выпекают!

В действительности, последние три года наша апостольская команда видит именно такую форму конечного откровения в многих церквях. Завершённое послание, которое провозглашает пастырь среди церкви или пророческое Назначение для обстоятельств формируется как минимум двумя - тремя христианами. Круглость хлеба - это равноценность каждой из сторон. Ромб или треугольник с выдающимися углами никогда не сможет докатиться до стана Мадианитян, вероломно похищавших с полей весь урожай Божьего народа.

Я несколько дней собирался для написания этого послания, борясь с обстоятельствами, а теперь искренне радуюсь, что Господь открывает рецепт выпечки этого «круглого хлеба» всей Церкви.

Бог желает истребить идолов и срубить все дубравы, чтобы в победе над Мадианитянами, вы принимали участие, обучаясь шаг за шагом принципам Царства Небесного!

Год Гедеона - это возможность соединиться с помазанниками своей специальности для подготовки к Божьей битве с врагами. Дорогие братья и сёстры, пришло время собраться вместе на кухне, надеть на себя фартуки и приступить к выпечке «круглого хлеба», который раздавит всех варваров, собиравших урожай с полей Божьего народа! «Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился [Господу] и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский.» Судьи 7:15

Благодарим Господь тебя за эту армию Гедеона, которая собирает Хлеб с небес для победы! Где бы были наши мечи и щиты, знания и умения без Твоего водительства, без Твоего Слова,- хлеба, сшедшего с небес?!

[Господу] [Господу][Господу] [Господу][Господу][Господу][Господу]

ГЕДЕОН И АВИМЕЛЕХ

Много воевали израильтяне в пределах земли Хананейской, много взяли городов и селений. И когда старики отошли к праотцам своим и народились новые люди, стала молодежь верить местным богам - Ваалу и Астарте, смешивались израильтяне с мадианитянами и амаликитянами - народами, которые были когда-то ими побеждены.

Бог покарал израильтян за это и на семь лет предал в руки кочевников мадианитян.

Тяжела была их рука. Сбежали израильтяне в горы и жили в пещерах. Что посеют, то мадианитяне съедят, и овец у них взяли, и волов, и ослов. И людей убивали. У воина Гедеона убили братьев.

Как-то раз молотил Гедеон на гумне пшеницу, и пришел к нему ангел:

Бог посылает тебя спасти твой народ.

А ночью Бог сказал Гедеону:

Разрушь жертвенник местного бога Ваала и сруби священное дерево, которому поклоняется твой отец. Поставь жертвенник мне и сожги тельца на поленьях дерева, которое срубишь.

Так и сделал Гедеон, но сделал это ночью, потому что боялся расправы.

Узнали об этом жители города и сказали Иоасу, отцу Гедеона:

Твой сын должен умереть.

Пусть Ваал сам за себя заступится, если он бог,- возразил Иоас.- Пусть сам судится с Гедеоном.

А тут мадианитяне и амаликитяне пошли войной против сынов Израилевых.

Если шерсть, которую я на ночь разложу на земле, будет мокрая от росы, а земля кругом суха, значит, ждет меня победа,- загадал Гедеон.

И утром он отжал из шерсти целую чашу росы.

Господи, если назавтра кругом будет росно, а шерсть - суха, то ты мне поможешь,- взмолился Гедеон.

Все исполнилось, как он загадал. Собралось с Гедеоном много народа, и Бог сказал:

Слишком вас много. Боюсь, возгордитесь, скажете: без Бога побеждаем. Пусть уйдут боязливые и робкие.

И отправились по домам двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось.

Все-таки много их,- сказал Бог Гедеону.- Веди их к воде. Кто будет воду слизывать языком, как пес, того оставь, а кто будет наклоняться и пить с колен, того пошли прочь.

Осталось триста человек.

Засел Гедеон со своим отрядом на горе, а мадианитяне раскинули стан в долине.

Ночью сказал Бог Гедеону:

Иди в стан, послушай, что говорят враги. Если боишься идти один, возьми с собой Фуру, слугу своего.

Отправился Гедеон вместе с Фурой и слышит, как один воин рассказывает другому сон:

Снилось мне: катится круглый ячменный хлеб по нашему стану, налетел на шатер, и шатер упал.

Не иначе как отдал нас Бог Гедеону,- толковал другой. Ободрился Гедеон, вернулся к своим и сказал:

Разделимся на три отряда, возьмем в руки трубы и светильники. Спрячьте светильники в пустые кувшины.. А дальше - делайте, как я.

Подошли они к вражескому стану глубокой ночью, выстроились вокруг и разбили кувшины. Правой рукой держали трубы, а левой - светильники, и давай трубить и кричать:

Меч Господа и Гедеона!

Забегали вражеские воины в стане, закричали спросонок, стали биться друг с другом и в конце концов бросились наутек.

Погнался за ними Гедеон, перешел реку Иордан и пришел к городу Сокхофу.

Дайте хлеба моему народу. Утомились мы в погоне за Зевеем и Салманом, царями мадиамскими,- сказал Гедеон сокховцам.

Когда поймаешь царей, тогда и хлеб дадим,- ответили ему.

Высеку я вас за это терновником и побью молотильными досками! - пригрозил Гедеон.

Пришел он в город Пенуэл, но и там не накормили его воинов.

Вернусь - разрушу башню эту,- решил Гедеон.

Пленил Гедеон Зевея и Салмана и привел в Сокхоф.

Вот цари мадиамские,- говорит.

Наказал Гедеон старейшин города терновником и досками, а потом и башню Пенуэльскую развалил.

Израильтяне сказали Гедеону:

Владей нами!

Нет,- ответил Гедеон.- Ни я, ни сыновья мои не будем вами владеть. Пусть Бог владеет.

У Гедеона было семьдесят сыновей, одного из них звали Авимелех.

АВИМЕЛЕХ

Сказал Авимелех братьям матери своей:

Спросите жителей Сихема, что лучше для них: власть семидесяти сынов Гедеона или одного? Но помните, что я - кость и плоть ваша.

Сихемцы решили, что один, да к тому же свой, лучше семидесяти, и дали Авимелеху серебра, чтобы нанял он себе праздных и своевольных людей.

Убил Авимелех всех своих братьев, только младшему, Иофаму, удалось скрыться.

И поставили сихемцы Авимелеха царем.

Узнал о том Иофам, встал на вершину горы Гаризим и прокричал:

Слушайте меня, жители Сихема! Решили раз деревья выбрать себе царя и сказали маслине:

«Царствуй!»

«Маслом моим чествуют богов и людей. Неужели я честь променяю на власть?» - молвила маслина.

Тогда смоковнице поклонились деревья, но ответила смоковница:

«Сладки мои плоды. Зачем ради власти лишаться мне сладости?»

Обратились деревья к виноградной лозе.

«Сок мой - веселье богов и людей,- ответила лоза.- Мне веселье дороже власти».

Огляделись деревья: кого бы выбрать? И увидели: терновника много вьется.

«Терновник, не хочешь ли быть царем? Бери власть над нами!»

«Если вы поступаете по правде,- сказал терновник,- ставьте меня царем и покойтесь в моей тени. Если же не по правде, быть между нами большому огню, и даже кедры ливанские сгорят от терновника».

«Смотрите, жители Сихема,- кричал Иофам.- Если по правде вы поступили с Гедеоном и домом его, радуйтесь вы, и Авимелех вместе с вами. А если нет - пойдет огонь от вас на Авимелеха и от Авимелеха на вас!»

Сказал это Иофам и скрылся.

Авимелех царствовал три года, но потом перестали покоряться ему жители города, и началась война, в которой Авимелех победил. Разрушил он свой родной город и засеял его солью.

После решил Авимелех наказать город Тевец, который был на стороне Сихема. Жители города заперлись в крепкой башне, и, когда Авимелех ринулся к воротам, чтобы поджечь их, некая женщина сбросила с городской стены жернов и проломила ему голову. Крикнул Авимелех оруженосцу своему:

Убей меня, чтобы не сказали обо мне: погиб от рук женщины! И оруженосец убил его.

Смерть Авимелеха

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Гедеон. Суд. 6–8Но недолго сыны Израиля были преданы Богу своих отцов. Обретя свободу, они быстро забыли Истинного Бога и начали поклоняться ханаанским лжебогам. За это Господь предал их в руки восточных кочевников. Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена с

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Гедеон Однажды за грехи евреев Бог послал на них врагов мадианитян, которые семь лет грабили их скот, травили своими стадами посевы и притесняли их самих. Когда же евреи стали просить помощи Бога, Он для избавления от врагов послал им Гедеона.Господь явился Гедеону, когда

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Гедеон Из числа судей Гедеон прославился тем, что с малым войском, при помощи Божией, избавил евреев от врагов мадианитян, которые угнетали евреев семь лет. Евреи должны были скрываться от них в ущельях и укреплениях. Такое несчастие заставило евреев одуматься и

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Гедеон Когда Аод умер, сыны Израилевы опять стали делать злое перед очами Господа, поклоняясь Ваалу, и Господь предал их во власть мадианитян. Те владычествовали над землёй израильтян семь лет. Едва успевали израильтяне вырастить урожай, как приходили мадианитяне и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

6:1 - 8:35 Гедеон 6:1-6 Притеснение от мадианитян. Известие о новом периоде отступничества после высокой песни хвалы в предыдущей главе воспринимается как потрясение. Тем более поразительно непостоянство израильтян, которые даже тогда, когда Господь так много делает для

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ГЕДЕОН (Герасим Покровский), еп. (1844–1922), рус. правосл. богослов, миссионер, церковно–обществ. деятель. Род. в Орловской губ., в семье псаломщика. Окончил Орловскую ДС (1869), рукоположен во священника в 1872. В 1875 постригся в монахи. В 1884 окончил КДА и был назначен в Японскую

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

8. И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии (все) весьма испугались. 9. И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех?

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

ГЕДЕОН И АВИМЕЛЕХ Много воевали израильтяне в пределах земли Хананейской, много взяли городов и селений. И когда старики отошли к праотцам своим и народились новые люди, стала молодежь верить местным богам - Ваалу и Астарте, смешивались израильтяне с мадианитянами и

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Гедеон и Авимелех Гедеон одержал настолько значительные победы, что приобрел авторитет, соответствующий сану наследственного монарха. Суд., 8: 22–23. И сказали Израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего… Гедеон сказал им: я не буду владеть вами…

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Гедеон - очередной спаситель Разрушение жертвенника Ваалова В ту ночь явился Гедеону Господь и сказал ему:- Разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, и поставь жертвенник Господу Богу твоему, явившемуся тебе.Гедеон взял

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

ГЕДЕОН Когда Господь призвал к Себе пророчицу Девору, израильский народ вновь уклонился на пути беззакония и вызвал гнев Божий. Неверные были преданы в руки мадианитян, которые каждый год приходили в землю Израильскую и наполняли собой страну. Число их было столь

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Судья Гедеон Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена с востока переходили Иордан и, как саранча, обрушивались на поля израильских земледельцев. Враги появлялись каждый раз в то время, когда начиналась жатва. Такое бедствие продолжалось семь лет. «И… возопили

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Гедеон Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет.2 Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах, и пещеры, и укрепления.3 Когда посеет Израиль, придут

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Гедеон Много было врагов у сынов Израилевых. И призвал тогда Господь юношу по имени Гедеон. Гедеон в ту пору скрывался от воинственного племени мадианитян, которые, по воле Господа, угнетали сынов Израиля за их прегрешения. Именно его, Гедеона, выбрал Господь как

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

XXVI Гедеон и Иеффай Хотя чудесное избавление, совершенное Деворой и Вараком от иноплеменного ига, водворило в Земле обетованной мир и благоденствие на целые сорок лет, но самое состояние народа в религиозном и гражданском отношении было таково, что и в будущем могли

протоиерей Николай Попов

Первые судьи: Гофониил, Аод и Самегар

Прогневался Господь на израильтян за грехи их и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского. Они служили Хусарсафему 8 лет. Когда израильтяне возопили ко Господу, Он воздвиг им Гофониила, зятя Халева, который победил Хусарсафема. И была спокойна земля 40 лет. Опять стали грешить израильтяне, и отдал их в руки Еглону, царю Моавитскому, и они служили ему 18 лет. Возопили израильтяне ко Господу, и Он воздвиг им Аода, который при свидании с Еглоном наедине, воткнул ему нож в чрево, победил моавитян и истребил их около 10000 человек. И покоилась земля 80 лет. После Аода Самегар избавил израильтян от филистимлян, избив их 600 человек рожном воловьим ().

Судьи Девора и Варак

Судья Гедеон

Израильтяне стали делать злое пред Господом, и предал их за это в руки мадианитян на 7 лет. Мадианитяне, амаликитяне и другие восточные кочевые племена стали опустошать их поля и захватывать их скот. Израильтяне обнищали и раскаялись в грехах своих. Бог призвал Гедеона избавить их от врагов. Однажды Гедеон молотил в точиле пшеницу, готовясь скрыться от врагов в безопасное место. Вдруг является ему Ангел Господень и говорит: «Господь с тобою, сильный муж!» Гедеон отвечал: «Если Господь с нами, то от чего нас постигло это бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?» Господь сказал ему: «Иди и спаси Израиля. Я посылаю тебя. Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». Гедеон предложил Господу на камне мяса и опресноки. Ангел Господень коснулся концом жезла своего к мясу и опреснокам, и вышел огонь из камня и сжег их; Ангел же скрылся от глаз его. Тогда Гедеон в страхе сказал: «Беда мне, Господи! Я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «Мир тебе! Не бойся, не умрешь».

В следующую ночь Гедеон, по повелению Божию, с десятью слугами своими разрушил жертвенник Ваала, который был у отца его, и срубил дерево при жертвеннике; устроил жертвенник Богу истинному и принес на нем жертву. Утром жители города Офры, где жил Гедеон, узнав, что это сделал Гедеон, потребовали, чтобы отец его выдал сына на смерть. Но отец Гедеона сказал им: «Если Ваал – Бог, пусть сам вступится за себя».

Между тем враги израильтян переправились чрез Иордан и стали станом в долине Изреельской. Дух Божий объял Гедеона, он затрубил трубою и собрал войско (32000 человек). Чтобы обнадежить Гедеона, дал ему знамение победы. По прошению Гедеона, Бог в одну ночь послал на разостланное им на гумне руно (стриженую шерсть) такую росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха, а в следующую ночь послал росу на землю, тогда как руно осталось сухо . Но чтобы израильтяне не приписали себе победы, сначала повелел Гедеону отпустить всех боязливых, и осталось 10000 человек. Потом Господь велел вести оставшихся к воде, и тех, которые будут пить воду с руки, ставить особо от тех, которые будут наклоняться на колена свои и пить. Пивших с руки оказалось 300 человек. Этих 300 человек Господь велел Гедеону удержать у себя для поражения врагов, а прочих отпустить . Когда наступила ночь, Гедеон, по повелению Божию, вошел в стан неприятелей, которые расположились на долине в таком множестве, как саранча (их было 135000 человек). И вот, один из них рассказывает другому свой сон: «Снилось мне, будто ячменный хлеб прикатился к шатру и ударил в него так, что он упал». Другой ему сказал: «Это меч Гедеона: предал Господь в руки его весь стан». Возвратившись в свой стан, Гедеон разделил своих 300 человек на три отряда, дал всем им трубы, кувшины и в кувшины светильники и велел обойти неприятелей со всех сторон и делать то же, что он будет делать. После этого три отряда окружили стан неприятельский, по данному знаку затрубили трубами, разбили кувшины и, держа светильники, закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Спавшие неприятели страшно перепугались, бросились убивать друг друга и обратились в бегство. Гедеон погнался за ними и истребил их. В благодарность за спасение от врагов, израильтяне сказали Гедеону: «Владей нами ты и потомство твое». Но он отвечал: «Господь да владеет вами». И покоилась земля 40 лет ().

После смерти Гедеона, сын его, Авимелех, убил 70 братьев своих , кроме Иофама, и царствовал 3 года в Сихеме, но погиб во время возмущения своих подданных от руки женщины, которая бросила с башни в голову его камень, когда он хотел поджечь башню. После этого был судьею израильтян 23 года Фола, после Фолы – 22 года Иаир ().

Судья Иеффай

Израильтяне стали служить ложным богам соседних народов языческих, а истинного Бога оставили. прогневался на них и предал их в руки филистимлян и аммонитян, которые теснили и мучили их 18 лет. Израильтяне раскаялись в грехах своих, отвергли идолов, стали служить только истинному Богу, и Он помиловал их и дал им вождя, Иеффая. Отправляясь на войну против аммонитян, Иеффай дал обет Богу принести Ему после победы над врагами во всесожжение то, что прежде всего выйдет из ворот дома его навстречу ему . Когда он победил аммонитян и возвращался домой, навстречу ему вышла единственная дочь его, в сопровождении собранных ею девиц с тимпанами и пением. Увидев ее, Иеффай разодрал на себе одежду и сказал: «Ах, дочь моя! Ты сразила меня: я обещал тебя Господу, и не могу отказаться от своего слова». Она отвечала ему: «Отец мой! Ты обещал меня Господу, исполни обет, потому что тебе помог отомстить врагам», – и попросила только у него два месяца оплакать девство свое с подругами. Через два месяца Иеффай исполнил свой обет, посвятив ее Богу ().

Ефремляне, завидуя Иеффаю, перешли Иордан и хотели сжечь дом его и самого его за то, что он не позвал их на войну. Иеффай разбил их. Когда они под чужими именами стали возвращаться домой, жители Галаадские, заняв переправу чрез Иордан, стали заставлять их произносить: «Шибболет» (колос), и когда они произносили: «Сибболет», поэтому узнавали их и убивали. Так погибло 42000 человек (Иеффай был судьею 6 лет).

После Иеффая были судьями: Есевон (7 лет), имевший 30 сыновей и 30 дочерей, Елон (10 лет) и Авдон (8 лет), имевший 40 сыновей и 30 внуков ().

Судья Самсон

Израильтяне делали злое пред Господом, и Он предал их в руки филистимлян на 40 лет. В это время в земле Израильской (в городе Цоре) был один человек, Маной. Жена его была неплодна и не рождала. Однажды явился ей Ангел Господень и сказал: «Скоро ты родишь сына. Отныне, ты не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, и бритва не коснется головы этого сына твоего, потому что он с самого рождения будет назорей Божий (посвященный Богу), и он начнет спасать Израиль от филистимлян». Жена сказала об этом мужу своему. По молитве Маноя, Ангел явился опять жене его. Она привела мужа своего, и Ангел подтвердил свои наставления. Маной спросил его: «Как тебе имя?» Ангел отвечал: «Оно чудно». Маной принес жертву Господу на камне. Когда пламень жертвы стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел поднялся в пламени. Маной в страхе сказал: «Верно, мы умрем, потому что видели Бога». Но жена сказала: «Если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы жертвы и не открыл бы нам сего».

Жена Маноя родила сына и дала ему имя Самсон. Вырос Самсон, и Дух Господень начал действовать в нем. Он стал показывать необыкновенную силу. Понравилась ему одна филистимлянка из Фимнафы, и он стал просить родителей женить его на ней. Родители долго не соглашались женить его на иноплеменнице, наконец, уступили его просьбам и отправились с ним в Фимнафу. На пути Самсон отстал от родителей. Вдруг видит: навстречу ему идет молодой лев и рыкает. Дух Господень сошел на него, он схватил льва и руками своими растерзал его, как козленка, догнал отца и мать и не сказал им, что он сделал. В Фимнафе предложение Самсона было принято, и положено было чрез некоторое время праздновать брак. Спустя несколько дней, Самсон из дома своего шел тою же дорогою в Фимнафу на брак, зашел посмотреть на труп льва и нашел в нем рой пчел и мед. Он взял мед, ел его дорогой и дал родителям своим, но не сказал, откуда взял его. Сделал Самсон брачный пир. Филистимляне, боясь Самсона, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем. Он загадал им загадку и обещал, если отгадают ее в семь дней пира, дать им 30 тонких рубашек и 30 перемен одежд. Они согласились. Тогда Самсон сказал: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Филистимляне заставили молодую жену Самсона выпытать от него и сказать им, что значит загадка, и в конце седьмого дня сказали ему: «Что слаще меду и сильнее льва?» Самсон пошел в Аскалон, убил там 30 филистимлян, снял с них одежды, отдал их разгадавшим загадку, а жену оставил и ушел домой. С этого времени Самсон стал во множестве истреблять филистимлян.

Когда гнев Самсона прошел, он пришел к своей жене, но узнал, что она выдана за одного из бывших брачных друзей его. Тогда Самсон поймал 300 лисиц, связал их по две хвостами, привязал между хвостами их факелы, зажег факелы и отпустил лисиц в поля. Таким образом, он выжег хлеб в полях, виноградники и масличные сады у филистимлян. Филистимляне, узнав, из-за кого они потерпели такое бедствие, сожгли жену Самсона и дом отца ее. Но Самсон еще более разгневался на них, сильно избил их и удалился в одно ущелье скалы в колене Иудовом. Тогда множество филистимлян пришли в Иудею и потребовали выдать Самсона. Самсон позволил иудеям связать себя и привести к филистимлянам. Увидев его, филистимляне бросились к нему, но он разорвал веревки на себе, схватил ослиную челюсть и убил ею тысячу филистимлян. После этого он почувствовал смертельную жажду, помолился Богу, и Господь разверз яму, и потекла из нее вода. Самсон напился и ожил.

Однажды Самсон ночевал в филистимском городе Газе. Жители, узнав об этом, подстерегали его всю ночь в воротах города, чтобы убить его. Но Самсон в полночь пошел из города, схватил двери городских ворот с обоими косяками и запором, положил на свои плечи и отнес на близлежащую гору.

Самсон имел неосторожность открыть, что сила его заключается в том, что он назорей Божий, и что если остричь его волосы, то сила отступит от него. Филистимляне, узнав об этом, остригли Самсону волосы, когда он спал, и сила отступила от него . Филистимляне выкололи ему глаза, привели в Газу, оковали двумя медными цепями и заставили в темнице молоть ручными жерновами .

В несчастии Самсон очистил свои прежние заблуждения покаянием. Волосы на голове его начали расти, а с ними стала возрастать и сила его. Владельцы филистимские собрались, чтобы принести жертву богу своему Дагону, и говорили: «Бог наш предал нам Самсона». Привели Самсона, и он забавлял их; били его по щекам и поставили между столбами. Самсон сказал отроку, который водил его: «Подведи меня, чтобы я мог ощупать столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним». Отрок сделал это. Дом был полон народу; там были все владельцы филистимские, и на кровле было до 3000 мужчин и женщин. Самсон помолился Богу, уперся руками в два средних столба, на которых утвержден был дом, сказал: «Пусть умру и я с филистимлянами», – и двинул столбы. Дом обрушился на всех, кто был в нем . Таким образом, Самсон вместе с собою убил врагов отечества более чем во всю жизнь свою ().

Первосвященник и судья Илий. Рождение Самуила

По смерти Самсона филистимляне продолжали угнетать израильтян. В это время судьею израильским сорок лет был первосвященник Илий . При нем Господь воздвиг пророка Самуила.

Отец Самуила был благочестивый левит Елкана, а мать – Анна. Анна была бездетна. Они жили в городе Раме. В положенные дни они ходили в Силом, где стояла скиния, молиться и приносить жертвы Богу. Однажды, после жертвоприношения, Анна при скинии долго и со слезами молилась Богу, чтобы Он дал ей сына, и обещалась отдать его на служение Господу. Уста ее двигались, а голоса ее не было слышно. Илий, увидев ее, счел пьяною и сказал: «Доколе ты будешь здесь пьяною? Поди протрезвись». Анна отвечала ему: «Нет, господин, я – женщина, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, а изливаю душу мою пред Господом». Илий сказал ей: «Иди с миром, исполнит твое прошение».

Чрез некоторое время Анна родила сына, назвала его Самуилом (испрошенный у Господа) и, вскормив грудью, отдала его на служение Господу при скинии. При этом она воспела песнь Господу, в которой прославила святость и правосудие Божие и предсказала, что Господь будет судить народы земли, даст силу Царю Своему и возвысит рог (силу, могущество) Помазанника Своего. В этой песне в первый раз Спаситель Мира назван Meccиeй, или Христом, то есть Помазанником Божиим ().

Призвание Самуила

Два сына Илия, Офни и Финеес, хотя были священниками Господа, но были люди негодные и развращали народ. Илий знал о беззакониях их, но не обуздывал их . Поэтому Господь объявил ему суд свой чрез отрока Самуила. Однажды ночью Илий лежал на своем месте, глаза его начали смежаться, а Самуил лежал в храме Господнем . Вдруг Господь воззвал к Самуилу: «Самуил, Самуил!» Думая, что его звал Илий, Самуил побежал к нему и сказал: «Вот я, ты звал меня». Но Илий сказал: «Я не звал тебя; поди назад, и ложись». То же самое повторилось в другой и в третий раз. Тогда Илий понял, что Господь зовет Самуила, и сказал: «Если еще услышишь зов, ты скажи: «Говори, Господи, слышит, раб твой» . Самуил ушел и лег на своем месте. Господь опять сказал ему: «Самуил, Самуил!» Он отвечал: «Говори, Господи, слышит раб твой». Тогда Господь сказал ему: «Вот, Я сделаю в Израиле такое дело, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я исполню над Илием все, чем грозил Я дому его за грехи детей его». Поутру Илий спросил Самуила, что ему сказал Господь. Самуил объявил ему все. Выслушав Самуила, Илий сказал: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит!» После этого весь Израиль узнал, что Самуил удостоился быть пророком Господним ().

Победа филистимлян над израильтянами. Погибель дома Илия

Филистимляне собрались воевать с израильтянами. Произошла битва, и израильтяне были поражены. После этого старейшины израильские сказали: «Возьмем себе из Силома ковчег Господень, и он спасет нас от врагов». Принесли к войску ковчег завета Божия, а при ковчеге были Офни и Финеес. Но святыня не помогла людям, прогневавшим Бога своими грехами. Филистимляне сразились с израильтянами, разбили их и обратили в бегство, а ковчег завета взяли в плен. Офни и Финеес были убиты. В тот же день с поля сражения прибежал в Силом вестник и рассказал о происшедшем бедствии. Илий в это время сидел при дороге у ворот скинии и смотрел; сердце его трепетало за ковчег Божий. Когда вестник сказал ему, что израильтяне поражены, Офни и Финеес пали мертвыми, и ковчег Божий взят в плен, он упал с седалища своего, сломал себе хребет и умер (98-и лет; ).

Пребывание ковчега Господня в земле Филистимской и возвращение

Филистимляне, взяв ковчег Божий, принесли его в Азот, в храм Дагона, и поставили подле Дагона . На другой день утром они нашли Догона лежащим пред ковчегом Господним. Они взяли и поставили Дагона на его место. На следующее утро они опять нашли Дагона лежащим пред ковчегом Господним, а голову, обе ноги и обе руки его на пороге. Вскоре самих жителей Азота Господь поразил мучительными наростами, а землю их стали опустошать мыши. Перенесли ковчег Господень в Геф; но те же казни Господни поразили и Геф. Из Гефа перенесли ковчег Господень в Аскалон, – и здесь произошли те же бедствия. Тогда филистимляне поставили ковчег Господень на колесницу, с боку его поставили ящик с пятью золотыми изображениями мышей и с пятью золотыми изображениями наростов, по числу владетелей филистимских, впрягли в колесницу двух отелившихся коров и пустили их идти по произволу, а телят их удержали дома. Коровы сами собою привезли ковчег Господень в землю Израильскую, в Вефсамис. Израильтяне с радостью встретили ковчег Господень, а левиты поставили его на камень. Изрубив колесницу на дрова, принесли коров во всесожжение Господу . При этом случае многие из народа прикасались ковчегу Господню неосвященными руками и заглядывали в него, и за это были поражены от Господа (50.070 человек) . После сего ковчег Господень был поставлен в Kapиафиариме, в доме благочестивого левита Аминадава ().

Освобождение от филистимлян. Правление Самуила

Угнетаемые филистимлянами и видя чудеса от ковчега Господня, израильтяне обратились с покаянием к Господу и бросили идолов. Тогда Самуил собрал народ израильский в Массифу для молитвы и принесения жертвы Богу. Филистимляне, как скоро услышали об этом собрании, тотчас пошли воевать с израильтянами. Самуил принес жертву и помолился Богу, и Господь загремел над филистимлянами сильным громом, навел на них ужас, и израильтяне поразили их. Освободив израильтян от филистимлян, Самуил был судьею израильтян во все дни жизни своей ().

История Руфи

В то время, когда управляли израильтянами судьи, был голод в земле Израильской . По сему случаю один житель Вифлеема, Елимелех, со своею женой Ноеминью и двумя сыновьями, переселился в землю Моавитскую. Здесь он умер, сыновья его женились на моавитянках и тоже умерли. Одна из этих моавитянок называлась Орфа, другая Руфь. После смерти сыновей своих, Ноеминь пошла в свой город Вифлеем. Орфа и Руфь последовали за нею. Ноеминь сказала им о своей бедности и стала убеждать их возвратиться к своим родителям. Орфа возвратилась домой, но Руфь сказала свекрови своей: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду; твой народ будет моим народом, и Бог твой будет моим Богом; одна разлучит меня с тобою». Ноеминь и Руфь пришли в Вифлеем во время жатвы ячменя. Не имея пищи, Руфь пошла на поле подбирать оставшиеся колосья и пришла на поле Вооза, родственника покойного мужа своего. Вооз, пришедши на свое поле, заметил Руфь, предложил ей пообедать со жнецами и позволил ходить на свое поле собирать колосья, а жнецам велел оставлять их больше. Так Руфь подбирала колосья на поле Вооза, доколе не окончилась жатва. Ноеминь, узнав о милостивом расположении Вооза к Руфи, посоветовала ей просить Вооза исполнить Моисеев закон ужичества , взять ее за себя в замужество. Вооз согласился на это и женился на ней. Она родила сына Овида, от которого родился Иecceй, отец Давида. Таким образом, Руфь стала прабабкою Давида, от рода которого произошел Спаситель мира (Книга Руфи).

По смерти Иисуса Навина до месопотамского рабства какое-то время было правление старейшин и безначалие. Это время, не означенное в Библии числом лет, было непродолжительно. Иефеай в своё время говорил царю Аммонитскому, отнимавшему у израильтян заиорданские земли, что израильтяне живут на этих землях уже 300 лет (). По показаниям книги Судей, 301 год прошел от начала порабощения месопотамского до порабощения аммонитского. Значит, время правления старейшин и безначалия было так непродолжительно, что Иефеай и в счет его не ставил. Ап. Павел, говоря о временах после раздела Ханаанской земли израильтянам, не упоминает о времени правления старейшин и безначалия (). Иосиф Флавий хотя и назначает для этого времени 18 лет, но эти 18 лет не включает в общую сумму лет от исхода израильтян из Египта до основания Соломоном храма. По всей вероятности, древние библейские хронологи ставили это непродолжительное время в счет тех неполных годов, которые в книге Судей считаются за полные. Продолжительность времени Судей Апостол Павел определяет около 450 лет. Он говорит: Бог, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил отцам нашим в наследие землю их. И после этого около 450 лет давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула. Так прошло 40 лет. (). По книге Судей и 1-й книге Царств, начиная месопотамским порабощением израильтян и оканчивая порабощением филистимским, до пророка Самуила насчитывают немного более 451 года, следующим образом: порабощение месопотамское продолжалось 8 лет (), мир Гофониила 40 лет (); порабощение моавитское – 18 лет (), мир Аода – 80 лет (), правление Самегара – неполный год (), порабощение ханаанское – 20 лет (), мир Варака и Деворы – 40 лет (), порабощение мадианитское 7 лет (), мир Гедеона – 40 лет (), правление Авимелеха – 3 года (), Фолы – 23 года (), Иаира – 22 года (), порабощение аммонитское – 18 лет (), правление Иеффая – 6 лет (), Есевона – 7 лет (), Елона – 10 лет (), Авдона – 8 лет (), порабощение филистимское, во время которого судил 20 лет Самсон, продолжалось 40 лет (), правление Илия – 40 лет (), порабощение филистимское – 20 лет и 7 месяцев (