Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Новые технологии в работе психолога доу. Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога доу

Название: Личностно-развивающие педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Педагогу-психологу

Должность: педагог-психолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Месторасположение: г. Сергач, Нижегородская обл.

Личностно-развивающие педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ.

Должность: педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка», г.Сергач, Нижегородская обл.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к первой его ступени – дошкольному образованию.

В нашем ДОУ обогащение содержания образовательного процесса идет за счет освоения новых гуманистических и личностно-развивающих технологий. Личностно-развивающая технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям ФГОС ДО. Данные технологии успешно реализуются мною в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми. Гуманистические и личностно-развивающие технологии призваны раскрыть творческий потенциал ребенка и направленны на всестороннее развитие личности.

Форма деятельности: небольшими подгруппами и индивидуально.

Подгруппы детей формируются по результатам индивидуальной диагностики, запросам педагогов и родителей.

Структура взаимодействия с детьми:

  • приветствие,
  • основная часть,
  • прощание.

Приветствие и прощание проводится с детьми в кругу. Это дает возможность открытого общения, облегчает взаимодействие и взаимопонимание. Форма круга создает у каждого участника чувство принадлежности к группе, позволяет ощутить особую общность. Взаимодействие с детьми построено в форме мини-тренингов с применением сказкотерапии, арт-терапии, используются игры и упражнения на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков, психогимнастика, релаксация. Содержание взаимодействия педагога-психолога с детьми не имеет строгих рамок, оно адаптируется под интересы самого ребенка, инициатива со стороны детей всегда приветствуется. Ребенку предлагаются варианты игр, упражнений и заданий для самовыражения, педагог стимулирует развитие творческой ситуации вопросами.

Дети с нарушениями поведения, с негативными психическими состояниями особенно нуждаются в поддержке педагога. Поддержка – неотъемлемая часть взаимодействия педагога с ребенком, она выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям.

Комната психолога в ДОУ оборудована таким образом, что ребенок чувствует себя в ней уютно. Мягкое ковровое покрытие позволяет взаимодействовать с детьми сидя на ковре, располагаясь в удобной позе. Дети и педагог могут разуться – это дает ощущение свободы и комфорта. Располагаясь на ковре, педагог взаимодействует с детьми на равных, «глаза в глаза».

Комфортность среды дополняется художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие ощущения. Пребывание в такой среде способствуют снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов для творчества.

На стене в комнате психолога располагается «Кошечка», у которой в кармашках платья находятся разноцветные бабочки. Каждый ребенок выбирает самую красивую бабочку и украшает платье кошечки. Это пособие имеет диагностическую цель: педагог-психолог сразу видит с каким эмоциональным настроем пришел ребенок на занятие и предлагает ребенку соответствующую деятельность.

В комнате психолога дети очень любят отдыхать в мягких креслах для релаксации и смотреть на пузырьковую колонну под спокойную музыку и звуки природы. Дети с нарушенными формами поведения учатся чувствовать свое состояние покоя и комфорта, учатся концентрировать внимание на своих ощущениях.

В комнате педагога-психолога активно используется световые эффекты. Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний, благотворно влияет на душевное состояние, которое во многом определяет и здоровье и благополучие ребенка. Цветная подсветка комнаты используется педагогом в зависимости от цели коррекционно — развивающего воздействия. Для гиперактивных детей, агрессивных рекомендуется использование подсветки синего, зеленого цвета. Для детей замкнутых и малоактивных можно использовать активизирующие цвета (например красный, желтый).

Особо полюбились детям милые игрушки-антистресс. Упражнения с этими игрушками дети выполняют сидя в уютных креслах для релаксации. Замкнутые и агрессивные дети учатся доброжелательному и внимательному отношению к людям сначала через взаимодействие с игрушкой-антистресс (пожалеть игрушку, поздороваться с ней, попрощаться, сделать игрушке «массаж» и т.п.) а потом через взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Одно из самых любимых занятий детей в комнате – игра с песком. В нашей комнате есть специально оборудованный для этого столик с подсветкой.

Работа с песочным столиком позволяет развивать у ребенка творчество, фантазию, восприятие. В столике есть ящичек с мелкими игрушками, растениями для создания волшебной страны на песке. Так же столик используется и для арт-терапии: на гладкой, стеклянной поверхности дети создают свои маленькие шедевры пальцами. Если что-то не получается, можно легко стереть рисунок ладонью и нарисовать новый. Это помогает тревожным и замкнутым детям снять напряжение и повысить самооценку. Создание картины затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет.

Педагогические технологии на основе гуманизации в работе педагога-психолога ДОУ помогают раскрывать индивидуально-творческий потенциал ребенка, стимулируют его творческую активность, формируют адекватную самооценку, развивают эмоциональную и познавательную сферу, помогают предупредить нежелательные личностные особенности, способствуют появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний.


Подготовил: педагог – психолог МБДОУ №1 Саватеева С.П.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Психологическое здоровье –
это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологическое здоровье -индикатор физического здоровья.
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие Интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки:

*Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников;
*Технологии обучению здоровому образу жизни;
*Коррекционные технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников:
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
гимнастика для глаз;
дыхательная гимнастика;
релаксация;
физминутки и динамические паузы.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - форма работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка.
Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений направленный на улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; укрепления мышц глаз; улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы)
Динамическая пауза (физминутки) - пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Технологии обучению здоровому образу жизни:

игротерапия;
коммуникативные игры;
самомассаж и точечный массаж;
сухой бассейн.
Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.
Коммуникативные игры- игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.
Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.
Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. Снижения двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.
Коррекционные технологии:
Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя. Можно использовать следующие методические приемы: - Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа; - Отгадывание сюжета или персонажей; - Превращение в сказку любой жизненной истории; - Сочинение сказки экспромтом.

Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах…

Технология воздействия цветом(цветотерапия) - это немедикаментозный метод лечения. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Жан-Жак Руссо

Здоровьесберегающая технология.

Цель программы – показать возможности здоровьесберегающих технологий в улучшении общего состояния здоровья и в процессе учебной деятельности.

Задачи:

  • воспитывать культуру здоровья,
  • создавать условия для формирования мотивации здорового образа жизни;
  • учить детей использовать полученные на занятиях знания и умения в повседневной жизни.

Занятие 1

Упражнение Цвет моего настроения»

По кругу передается мяч, и каждый участник называет цвет, который соответствует его настроению.

Упражнение Дыхание ноздрями».

Дышать по очереди одной ноздрей 3 раза, затем другой 3 раза.

Упражнение «Шарик».

Сесть на коврик. Ведущий: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

«Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем»

Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на большом широком лугу…»

Инструкция: «Слушайте меня внимательно и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты на большом широком лугу. Прекрасный теплый летний день. Ты чувствуешь, как солнечные лучики целуют твои руки, ноги, спину. Тебе приятно смотреть на чудесный, роскошный зеленый ковёр. Ты с удовольствием слушаешь гомон птиц, которые рассказывают друг другу новости…И вдруг твое внимание привлекает какой-то цветок. Ты рассматриваешь его. Какой у него стебель, листья. Это чудесный цветок. Ты рассматриваешь его внимательно и отмечаешь, какие приятные чувства он у тебя вызывает… Ты с нежностью дотрагиваешься до него, будто гладишь…Ты чувствуешь себя спокойно… Тебе хорошо и приятно... Побудь в этом состоянии…Это место на лугу только твоё, его никто не знает, кроме тебя…Но вот пора возвращаться. Ты всегда можете прийти сюда, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Открой глаза, потянись. Вы вернулись из своего путешествия».

Упражнение «Солнышко» .

Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальчиков рук и заканчивая пальцами ног без напряжения. Задержать дыхание – «тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

Классификация психодиагностических методик

Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.

1. Методики высокого уровня формализации

Особенности : регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность ; валидность .

Тесты

  • по форме проведения : индивидуальные и групповые;
  • по форме ответов : устные и письменные;
  • по материалу оперирования : бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;
  • по характеру стимульного материала : вербальные, невербальные, смешанные;
  • по содержанию : тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.
  • по цели : определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

Опросники

  • личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);
  • анкеты.

Проективные техники

  • методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;
  • методики конструирования – создание целого из деталей;
  • методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется комбинации с другими;
  • методики дополнения – завершение рассказа, картинки;
  • методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации;
  • методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;
  • методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

Психофизиологические методики

  • без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции;
  • аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефаллография;
  • «бумага-карандаш» - тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.

2. Малоформализированные методики

  • методики наблюдения (наличие плана и критериев);
  • опрос (интервью);
  • Анализ продуктов деятельности.

Если абстрагироваться от особенностей конкретного метода и методики, то психологическая диагностика в целом сводится к созданию тестового задания (условий, подбора фактов и т.д.) и фиксации действий испытуемого в ответ на его предъявление. Тестовое задание состоит из стимулов (раздражителей) и последовательности их предъявления (табл. 1).
Варианты ответных действий испытуемого, которые можно зафиксировать как результат диагностики, представлены в таблице 2.
Фактически любая диагностическая методика, в том числе и компьютерная, может рассматриваться как перечень стимулов и вариантов ответов на них, что, в принципе, позволяет стандартизировать компьютерные методики психодиагностики. И хотя в теории существует эта стройная система, но на практике мы имеем множество тестовых программ с разными интерфейсами, разными способами предъявления стимулов и фиксации ответов, разными формами обработки и интерпретации результатов.

Таблица 1
Виды тестовых заданий (по Дюку, 1997)

Виды стимулов

Порядок предъявления
стимулов

Вербальные

Невербальные

Фиксиро-ванный

Переменный

Стандартизи-рованные

Индивидуально
ориентированные
частей

Переструкту-рирование

Дополнение

Свободное
конструирование

По заданию

По сюжету

Это требует от психолога-диагноста понимания сущности используемой методики, достоинств и недостатков ее компьютерной реализации. Внешняя простота работы с компьютером и легкость освоения процедуры тестирования могут формировать ложную самоуверенность в своих силах.
Компьютерные и компьютеризированные методики

Согласно одному из ведущих специалистов по психодиагностике профессору Л.Ф. Бурлачуку, следует различать компьютеризированные тесты, где компьютер является вспомогательным средством для работы методики и когда правильнее говорить о ее компьютерной реализации, и собственно компьютерные методики, которые изначально ориентированы на возможности современной вычислительной техники и без компьютера не могут быть проведены.
Так, например, предшественником моих компьютерных методик изучения реакции на движущийся объект (РДО) был телевизор с встроенными в него микросхемами для управления объектом на экране и фиксацией времени ответного реагирования испытуемого.
Помните , что эффективное использование компьютерных программ, достоверность полученной информации и внедрение в практику результатов психодиагностических исследований зависят от Вашего представления об изучаемых особенностях, и этой субъективности не поможет избежать ни одна программа.

Стандартизация диагностической методики

(по О.В. Беловой, 1997)

Добиться объективности диагностической методики можно при выполнении следующих условий:

  • единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;
  • единообразие оценки выполнения теста;
  • определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Первый этап состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

  • условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять, когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.
  • Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).
  • Наличие стандартного стимульного материала . Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются испытуемому оригинальный стимульный материал или искаженные копии.
  • Временные ограничения выполнения теста. Например, выполнение заданий тестов на интеллект обычно ограничено определенным промежутком времени.
  • Стандартный бланк для фиксации результатов, использование которого облегчает процедуру обработки.
  • Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.
  • Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься испытуемым как подсказка «правильного ответа» и др.
  • Учет влияния опыта испытуемого в тестировании. Естественно, что испытуемый, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если испытуемый уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: предварительной обработки и интерпретации полученных результатов. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д.

Третий этап состоит в определении норм выполнения теста. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

Школьные нормы

разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей, устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны

Профессиональные нормы

устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп

Локальные нормы

устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака – возраста, пола, района, социального и экономического статуса и др.

Национальные
нормы

разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Преимущества компьютерной психодиагностики

Универсальность оборудования
Персональный компьютер по своей функциональности может заменить целый комплекс приборов и позволяет при необходимости подключить дополнительное оборудование. Стандарты на вычислительную технику позволяют разработчику сосредоточить внимание на методической стороне создаваемого теста, который может быть использован практически на любом персональном компьютере.
Возможность генерации заданий
В психодиагностике существует проблема адаптации испытуемого к стимульному материалу (например, к числовым таблицам), что снижает эффективность повторного исследования. Возможность генерации тестовых заданий позволяет создавать большое количество разнообразных заданий, вводить в процесс исследования пробные (тренировочные) попытки и использовать диагностические методики в качестве тренажеров для развития психических качеств.
Настройка условий эксперимента
Управление настройками программы открывает широкие возможности для регуляции условий эксперимента - цвет, форма и размер объектов, время экспозиции и паузы, звуковые эффекты и т.п. Это позволяет создавать уровни сложности и адаптировать методику к различному контингенту испытуемых.
Автоматизация и стандартизация тестирования
Программная реализация диагностической методики требует наличие конкретного алгоритма, который может предусматривать определенную последовательность выполнения тестов в зависимости от полученных результатов. Работа компьютерной программы не зависит от продолжительности исследования, количества испытуемых и других факторов, влияющих на поведение человека-диагноста.
Использование анимации
Возможность изобразить объекты в движении позволяет создать новые, более эффективные диагностические и развивающие методики. Основой таких методик является моделирование динамических процессов и включение испытуемого непосредственно в развитие ситуации.
Возможность фиксации дополнительных параметров
В компьютерной реализации диагностической методики, когда весь процесс тестирования контролируется программой, может быть предусмотрена фиксация дополнительных параметров, которые расширяют комплекс характеристик исследуемого психического явления. Например, фиксация времени отдельного хода в многоходовых манипуляционных и бланковых тестах позволяет изучить динамику внимания в процессе выполнения задания.
Оперативная обработка данных
Автоматизация тестирования позволяет передать всю рутинную работу компьютеру, в том числе и математико-статистическую обработку полученных данных. Высокая скорость компьютерного расчета дает возможность использовать для обработки данных методы, которые раньше мало применялись из-за их сложности (регрессионный, дисперсионный, факторный анализ и др.). Оперативная обработка позволяет не только оценивать полученные результаты, но и моделировать другие варианты для изучения, что актуально в исследовании компенсаторных механизмов, взаимовлияния психических процессов, отношений в группе и т.д.
Расширенные возможности представления результатов
Компьютерные технологии предоставляют для графического изображения результатов практически неограниченные возможности. Использование цвета, шрифта, графики, звука и анимации позволяет акцентировать внимание на принципиальных особенностях полученных данных и нагляднее представлять итоги проведенной диагностики.
Недостатки компьютерной психодиагностики и предложения по снижению их влияния

Зависимость результатов тестирования от оборудования
Любая диагностическая аппаратура имеет свои стандарты, что позволяет сравнивать данные, полученные в работе разных приборов. На результаты работы компьютерных методик влияют не только компьютерные комплектующие (тактовая частота процессора, объем памяти, видеокарта и т.д.), но и все работающие в данный момент программы (операционная система, драйверы и т.д.), которые существенно отличаются друг от друга. Наибольшее значение зависимость от оборудования проявляется в тестах, в которых используется предъявление визуального стимульного материала или требуется фиксировать отрезки времени меньше 0,1 секунды.
Для того, чтобы снизить вероятность получения необъективных результатов,
рекомендуется :

  • Не сравнивать результаты работы на разных компьютерах (и тем более результаты компьютерных и некомпьютерных методик);
  • Использовать для конкретного исследования только один компьютер и комплект программ;
  • Использовать программы, где определяется коэффициент конфигурации (показатель производительности hardware-software), который может служить критерием в сравнении данных;
  • Проводить стандартизацию (сравнение с независимым сигналом) для каждого исследования.

Необходимость умения работы с компьютером
На эффективность системы «человек-компьютер» влияет уровень специализированных умений работающего (восприятие информации на экране, нажатие клавиш, перемещение «мышью» и другие). На мой взгляд, возможное решение проблемы готовности испытуемого к работе с диагностической методикой – это использование пробных (тренировочных) заданий до приемлемого уровня освоения нужных действий.


Описание психолого-педагогической технологии

педагога-психолога

номинация «Педагог-психолог-2018»

Коноваловой Оксаны Николаевны

МАДОУ д/с №36 города Тюмени

Тюмень 2018

Описание психолого–педагогической технологии работы

педагога-психолога Коноваловой Оксаны Николаевны

Воспитание представляется сложным и трудным делом

только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,

воспитывать своих детей или кого бы то ни было…

Л.Н.Толстой

Основной целью детского психолога, работающего в детском саду, как и в целом психологической службы образования, является создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка.

Реализация данной цели в нашем детском саду достигается решением комплекса задач:

    Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

    Развивать индивидуальные особенности ребенка.

    Создать благоприятный психологический климат для развития ребенка в детском саду;

    Выявление, предупреждение и коррекцию поведенческих и эмоциональных расстройств у детей,

    Оказывать своевременную психологическую помощь детям, родителям, педагогам.

    Разрабатывать и реализовывать психологические программы, направленные на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье дошкольников, трудностей в адаптации, обучение и воспитание, содействовать индивидуализации образовательного маршрута.

Решение данных задач отражается в направлениях психолого-педагогической деятельности: психологическом просвещении, профилактике, диагностике, психологической коррекции, консультативной и экспертной работе. В каждом из направлений мною используются разные психолого-педагогические технологии, однако, предпочтительными является АРТ-терапия, песочная терапия, музыкатерапия, мандалатерапия, сказкатерапия, фотосказкатерапия, Леготерапию, тренинговые занятия и проективные методы и методики, чаще всего использую для снятия мышечного напряжения АКВАтерапию, где применяем мотивационные игры в воде и с водой.

Сейчас коротко о каждой технологии применяемой педагогом-психологом в МАДОУ №36.:

Фотосказкатерапия помогает строить доверительные отношения с детьми, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для детей вопросы.

Эмоциональное проживание, идентификация с героев кинофильмов и сказок дают детям уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт. Фильмы и сказки позволяют воспитанникам закреплять навыки, полученные в обучающей программе, а взрослым- лучше понимать детей и их потребности.

АРТ-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Представляют интерес арт-терапевтические технологии и для работы с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее с другой стороны.

Использование арт-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:

Совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

Комплекс арт-терапевтических методик;

Направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

Методики для проективной диагностики.

Мандалотерапия - одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целостности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Изображение и созерцание циркулярных форм может являться составной частью практик саморегуляции.

Так, например, человек может формировать циркулярный образ, отражающий его представление о ресурсном состоянии (состоянии внутреннего равновесия, комфорта, фокусировке на источнике внутренней силы) и использовать этот образ в качестве визуальной модели, настраиваясь на которую, он может этого состояния достичь или его поддержать. Всё это может осуществляться на основе создания рисунков в круге разного размера и заполнения их внутреннего пространства разными формами и цветами, ассоциирующимися с текущим или желаемым состоянием. Данная техника одинаково эффективно на уровне бессознательного работает как для взрослых, так и для детей.

Повторение данной процедуры может способствовать не только развитию навыков саморегуляции, но и выявлению особенностей динамики внутренних изменений, делая более наглядными визуальные признаки состояний по мере их изменения в рамках разных промежутков времени (например, в течение курса арт-терапии или уже после его завершения).

Песочная терапия - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит от реагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной в психологической песочнице. Метод песочной терапии базируется на сочетании невербальной и вербальной экспрессии. Песочная терапия одинаково успешно подходит как для работы с взрослыми, так и с детьми.

В работе с детьми песочную терапию используют для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в психологическую песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала интересной и захватывающей игрой. На этом принципе построена моя авторская программа, разработанная для детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет «Волшебный песок».

В своей работе я использую кварцевый, цветной, кинетический, живой песок. Также как для развивающих, так и для коррекционных занятий, имеет большое значение работа с сухим и мокрым, кинетическим песком. Множество техник построены на отреагировании чувств, эмоциональных состояний, развитии восприятия с помощью различных свойств песка.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии :

    Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

    Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

    Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

    Повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной .

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

    Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),

    Реактивной (направленной па достижение катарсиса)

    Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Все эти формы музыкотерапии можно успешно применять в рамках релаксации.

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Сказкотерапия и фотосказкатерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности для коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

    о жизненно важных явлениях;

    о жизненных ценностях;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды жизни, какие «ловушки», искушения, трудности, можно встретить в жизни и как с ними справляться, какими ценностями нужно руководствоваться в жизни и т.д.

4. Сказки возвращают и ребёнка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, предают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

АКВАтерапия- это метод психотерапии, который применяется как в работе с детьми, так и со взрослыми, это коррекции различного рода нарушений детско-родительских отношений, при котором применяется вода.

Цель: Организация разнообразной увлекательной деятельности с воспитанниками способствующей коррекции личности и психических функций; Внедрение инноваций в содержание воспитательно-образовательного процесса.

Задачи: Корригировать и развивать психические функции, мелкую моторику, эмоциональную сферу, расширять сенсорный опыт воспитанников; Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, гармонизации отношений с окружающими; Создавать условия для продуктивной досуговой деятельности, для удовлетворения потребности у воспитанников в творческой самореализации, выражении своих мыслей, чувств.

Актуальность темы в том, что мотивационные игры в воде и с водой - самые любимые детьми. При помощи мотивационных водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы. С помощью мотивационных игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в организма.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, изо льда? А может, с подземных ключей бьет она. И всем она жизнь и цветенье дает.

Все описанные мной технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе со взрослыми так и с детьми. Использование данных технологий в постоянном комплексном процессе позволяет достигать поставленных целей.

Моя работа в данном направлении включает в себя широкий спектр форм и методов работы.

Индивидуальная

форма (индивидуальные психокоррекционные занятия)

Групповая форма (групповые психокоррекционные занятия)

Беседа


Наблюдение

Сказкотерапия

Игровая терапия

Арт-терапия

Развивающая работа проводится мною с целью формирования механизмов эмоционально-личностной адаптации ребенка. Она включает в себя развитие эмоционально-личностной сферы детей, коммуникативных навыков, снятию эмоционального напряжения.

Задача игровых сеансов:

Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к дошкольному учреждению

Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Развитие восприятия, общей и мелкой моторики, координации движений, произвольности поведения, умение подчиняться правилам

Активизация речевых процессов

Формирование детско-родительских отношений.




Анализ развивающей работы показывает, что у многих детей выработались положительные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатия и сочувствие к сверстникам), им стало легче общаться, они понимают чувства других и легче выражают свои. У детей постепенно исчезают неуверенность, страхи, агрессивность, замкнутость.

Динамика снятие эмоционального напряжения при помощи АКВАтерапии:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применяемые мною в работе психолого-педагогические технологии содействуют созданию условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.

Статья по теме «Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы» была подготовлена к итоговому педагогическому совету за прошедший учебный год. В ней даётся система использования методов здоровьесбережения в рамках деятельности педагога-психолога (учителя коррекционного обучения) коррекционной школы.

Предложенные формы работы возможно использовать в работе с детьми начальных классов (групповые занятия) или со школьниками средней школы (индивидуальные занятия).

Контингент детей не ограничен, возможно работать в коррекционных школах I - VIII вида.

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.

В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1) соматическое;

2) физическое;

3) психологическое;

4) нравственное.

Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.

Экспериментальным путём в работе педагога-психолога Каменской коррекционной школы № 15 были определены направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.

Схема № 1

Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу развития воспитанников с ОВЗ.

Технологии:

1. Интерактивное взаимодействие.

Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).

Преимущества:

а) Огромный интерес у детей.

б) Широкие мультимедийные возможности:

Хорошая графика;

Динамика в смене изображения;

Экономия временных ресурсов.

Способствует: развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

2. Невербальное общение.

Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит

использование двигательной экспрессии.

Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика. Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Преимущества:

а) Позволяет лучше понимать себя и других.

б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.

в) Присутствует возможность для самовыражения.

Способствует: координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.

3. Кинезиологические упражнения - комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.

1) Дыхательные упражнения:

Укрепление иммунитета у детей.

Ускорение обменных процессов в организме.

2) Глазодвигательные упражнения:

Укрепление зрения.

Снижение умственного утомления.

Например, «Зарядка для глаз» (методики Базарного М.Ф., Аветисова Э.С.)

3) Телесные упражнения:

Нормализация работы нервной системы.

Снижение тревожности и стрессовых состояний.

Например, самомассаж и массаж в парах; «Мозговая гимнастика».

Преимущества:

а) Не утомляет обучающихся.

б) Повышает мотивационную деятельность.

в) Возможность осуществлять произвольный контроль.

Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.

4. Арт-терапия - комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).

В работе с обучающимися с нарушениями в интеллектуальном развитии уместно применение следующих арт-терапевтических методов.

1) Изотерапия:

Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).

Работа с воском, нитками, природным материалом.

2) Игротерапия:

Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).

Имаготерапия (воздействие через образ) - сюжетные инсценировки.

3) Сказкотерапия:

Библиотерапия (использование литературных текстов).

Мульттерапия.

Преимущества:

а) Позитивный эмоциональный настрой детей.

б) Выражение чувств на символическом уровне.

в) Облегчение процесса коммуникации.

Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

5. Релаксационные комплексы

1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния - «Комарики», «Прятки», «Карандаша», «Лимон» и др.

2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) - «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др.

Преимущества:

а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

б) Обучение управлению собой в игровой форме.

в) Коррекция нарушений поведения детей.

Способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния.

Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности - важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.

Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае - сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».