Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Нашли танк в болоте со времен вов. Охота за призраком: как мы искали тяжелый "Тигр"

Раритет, обнаруженный 30 лет назад в бывшей Восточной Пруссии, теперь можно видеть в подмосковной Кубинке


Посевная-1984 не предвещала сюрпризов. Стояли обычные для Янтарного края погоды, по графику шли работы. Как вдруг — сенсация. В Багратионовском районе пахали, пахали и: немецкий танк откопали!

В начале 1950-х подбитые танки, самоходки и бронетранспортеры в бывшей Восточной Пруссии, ставшей после Победы Калининградской областью, можно было находить как грибы.

— У нас танк стоял прямо во дворе, — вспоминает Вера Шатан, приехавшая в эти края с родителями в 1946 году. Жили они тогда на Сталинградском проспекте (ныне — проспект Мира) в Калининграде. И все игры местной детворы крутились вокруг этого Т-34, подбитого в 1945-м во время штурма города. Но постепенно раны войны затягивались, а бронетехнику свозили на переплавку. Так что когда в начале 60-х в Калининграде вдруг «нашелся» танк, собралась толпа. Тогда впервые чистили пруды в центре города. Спустили воду, и оказалось, что неподалеку от берега на дне стоит немецкий железный зверь.

Ветерану местной журналистики Сергею Гурову в ту пору было 10 лет.

— Посторонних не пропускали. К вечеру большинство зевак разошлись. И с наступлением темноты наша дворовая компания решила все же попробовать пробраться через оцепление к танку, пошариться в его останках. Вдруг завалялся пистолет или еще какая диковинка ребячьей мечты. Меня оставили на шухере. Увы, ничего интересного мои приятели оттуда не принесли:

Все реже обнаруживаемая техника была уже совсем плохой. После десятилетий даже мощная броня превращалась в ржавую труху. Вот почему то, что произошло в апреле 1984-го, стало сенсацией.

— Я в тот день поехал с семьей в Калининград, — говорит краевед из Правдинска Владимир Гусев. — Едем себе и вдруг видим такую картину: в поле, на высотке, колхозники копошатся вокруг покрытого грязью танка. Впрочем, грязь не помешала сразу понять: танк — не наш, немецкий...

В те дни в области как раз снимали очередную военную киноленту «Действуй по обстановке!», поэтому первой была мысль о бутафорском танке. Но оказалось, что кино тут ни при чем. Пятеро механизаторов колхоза «Чехово» Багратионовского района, работавшие на пашне у поселка Марийское, наткнулись на вещь поистине раритетную: самоходная артиллерийская установка. Сначала ее приняли за знаменитую «Пантеру». Колхозники, насмотревшись военных кинофильмов, много знали про «Тигры» и «Пантеры»... Открыли люк. С опаской заглянули, ожидая увидеть останки экипажа. Костей внутри, к счастью, не оказалось. Но зато там был полный боезапас снарядов.

Весть о находке быстро облетела округу. Взглянуть на нее приходили со всей округи. Кто-то из ветеранов сразу определил: боевая машина не была завалена землей — ее укрыли в капонире, в засаде. Да так надежно, что, считай, законсервировали. Потому столь хорошо и сохранилась. Судя по нетронутому боезапасу, немцы ею так и не воспользовались. Скорее всего, экипаж ушел, поняв, что сдержать советскую танковую махину не удастся. Опровергли и версию про «Пантеру».

— Нет, ребята, — сказал один из ветеранов, воевавший в этих краях. — Это самоходная артиллерийская установка по имени «Артштурм».

От мальчишек, понятно, и вовсе отбоя не было. Сегодня те пацаны уже давно дяди. Один из них, Олег, хорошо помнит тот случай.

— Вдоволь полазил по ней, когда вытащили. Вся она была в родной краске, с крестами. Внутри — заилена. Офицер-инженер, который ее забирал, говорил, что если бы трактористы крышу капонира не распахивали, то она вообще была бы сухой. А так нарушили плугами гидроизоляцию, в нее и натекло.

О кладе на гусеницах сообщили начальству. Появилась милиция, оцепив находку. Потом прибыли военные. Иван Алексеев в то время был полковником, возглавлял штаб управления вооружения 11-й гвардейской армии.

— Самоходка оказалась просто замечательной, — рассказывает Иван Людвигович. -В том смысле, что на удивление хорошо сохранилась. Обычно-то находили ржавые развалины, а тут хоть снова воюй.

Сначала военное начальство планировало уничтожить снаряды на месте. Однако саперы попросили отдать боеприпасы им — для изучения, тоже ведь раритет. Самоходку же, вытащив из земли, погрузили на тягач и отвезли в Калининград, в одну из воинских частей. Сразу после того, как ее обнаружили, местная пресса так прокомментировала событие: «39 лет над бронированным чудищем с черным крестом на борту выращивали рожь, пшеницу, овес. А теперь вытащили на свет, чтобы не мешало хлеборобам. Не на поле, а на свалке металлолома ему место. Как выброшено на свалку истории все, что пытались навязать миру нацисты во главе со своим бесноватым фюрером».

Но про свалку погорячились. О находке узнали в Москве. Поступило указание: доставить «Артштурм» в столицу. Калининградские военные специалисты привели ее в порядок. И в июле 1984-го отправили на отдельной платформе по железной дороге в Белокаменную. Говорили, что самоходка попала на «Мосфильм» и с тех пор снялась уже не в одной батальной сцене. Но постоянным местом жительства раритета стала подмосковная Кубинка, Музей бронетехники, где установка по сей день работает экспонатом.

Подъём танка КВ-1 на Невском пятачке

11 августа 2002 года команда аквалангистов ОТКРЫТОЕ МОРЕ совместно с поисковым отрядом МГА, обследуя фарватер Невы, обнаружила в 30 метрах от берега тяжелый танк КВ-1, который при штурме Невского Пятачка советскими войсками осенью 1941 года не смог завершить переправу и затонул, уйдя под воду с простреленного понтона. Фильм Андрея Герасименко.


Подъём со дна реки Невы танков КВ-1 (тот же что и выше) и Т-38 , обнаруженных в районе "Невского пятачка".

Поднятие танка Т-34-76 из Черного озера в Косино

Подъём танка "Sherman М4А2 (США) Черкасская область.

Тягач «Ста́линец-65»

В ходе поисковых экспедиций АНО ПК "Арьергард" был найден и поднят в деревне Белодедово Западнодвинского района Тверской области (сентябрь 2012 года), а после восстановлен и поставлен на ход в реставрационной мастерской уникальный тягач «Ста́линец-65». Уникальность данной модели заключается в наличии кабины.


Бронеколпак "краб"

В 2008 году в городе Новодружевск во дворе частного дома был обнаружен закопанный в землю пулемётный бронеколпак «Краб» немецкого производства. Со слов местных жителей во время войны в данном месте жилых домов не было, а проходила линия немецкой обороны. Рядом с раскопанным бронеколпаком был также обнаружен железобетонный немецкий бункер размером 3 х 3 метра и высотой 1,8 м. В центре бункера находится колодец с питьевой водой.


Подъем останков трофейного танка КВ-2

Подъем танка Т-34/76 Черкасская область. Затонул 07.01.1944 г. в р.Гнилой Тикич

Подъем именного советского танка Т-34-76 "Смелый"

7 мая 2009 года Поисковым Клубом "Арьергард" в деревне Малахово, Псковская область, был поднят именной советский танк Т-34-76 "Смелый". По архивам, этот танк отправился на фронт прямо с парада на Красной площади в Москве...


Подъем советского танка Т-34-76 "Снайпер"

Подъем танка времен Второй мировой войны в Новосокольническом районе, Псковской области в 2003 году. Подъем был произведен для музея в Кубинке Поисковым отрядом "Высота", руководителем которого является Андрей Забелин.


Подъем советского танка КВ-1 со дна Невы

16 ноября 2011 года из реки Нева, г. Санкт-Петербург при помощи плавкрана был поднят советский танк КВ-1. Поисковый Клуб "Арьергард" передал поднятый танк Санкт-Петербургскому Музею "Битва за Ленинград".


Подъем немецкой САУ StuG-40

В результате успешной поисковой экспедиции Поискового Клуба "Арьергард" в апреле 2002 года в Псковской области, город Великие Луки была найдена и поднята немецкая Самоходная артиллерийская установка StuG-40.


Подъем советского танка Т-34 "Доватор"

В Псковской области, Великолукском районе, в деревне Бор-Лазава, Поисковым Клубом был поднят именной советский танк Т-34 - Доватор.


Подъем советского танка Т-70

Поисковым клубом 20 сентября 2001 года в Великолукском районе, Псковской области, был поднят из болота советский танк Т-70.


Подъем танка БТ-5

ЗАО "Искатель", подъем танка БТ-5, река Нева. 2008 год


В проруби нашли советский танк, Волгоградская область

РВПОО "Наследие" Немецкий танк PzKpfw III

В 2001 году в районе х.Гуреев, Дубовского р-на, Ростовской обл., РВПОО "Наследие" г.Волгодонск, подняло и передало в дар музею Великой Отечественной войны 1941-45 гг. в г.Москве, на Поклонной горе немецкий танк.


В Беларусь нашли останки немецкого Stug-III

В период с 1945 года до наших дней, по всей земле находят части той самой кровавой войны, войны за человеческие идеалы. Дачники находят в своих огородах неразорвавшиеся снаряды, гранаты и мины. Поисковые отряды, дайверы, рыбаки и простые грибники находят танки и самолёты. Давайте вспомним то,что было найдено и поднято.

Самолет P-39Q-15 «Аэрокобра», серийный номер 44-2911 был обнаружен на дне озера Март-Явр (Мурманская область) в 2004 году. Истребитель был замечен рыбаком, который сообщил, что увидел сквозь воду, на илистом дне, очертания хвоста самолета. Когда самолет был поднят со дна озера, оказалось, что обе двери кокпита были заблокированы, хотя обычно, при жесткой посадке одна или обе отбрасывались, чтобы дать выход пилоту. Предположительно пилот мог погибнуть сразу от сильнейшего удара самолета о дно или от затопления кабины.

Найденные останки были захоронены со всеми почестями на Алее Славы в Мурманске.

Крыльевые 12,7-мм пулеметы на самолете были демонтированы. Фюзеляжное вооружение и 37-мм мотор-пушка Colt-Browning M4 никаким доработкам не подвергались.

Так же внутри кабины были обнаружены запасы амуниции и тушенки. В отдельном кейсе были найдены, сильно размытые водой, летная книжка и другие документы.

Самолет был построен в 1939 году и прежде чем попасть на Восточный фронт, участвовал в битве за Францию и в битве за Британию. 04 апреля 1942 года немецкий ас-истребитель Вольф Дитрих Вильке, пилотирующий этот самолет, был сбит и вынужден был совершить посадку на замёрзшее озеро. Вильке избежал гибели. Самолёт остался почти невредимым после почти идеальной аварийной посадки до самого погружения на дно озера. Там он оставался нетронутым в течение более чем шести десятилетий, до тех пор, пока, наконец, не был поднят в 2003 году. Бесчисленные пулевые отверстия расположенные на крыльях самолета и на горизонтальных стабилизаторах, стали одной из главных причин аварии самолет, но одна большая пробоина в месте крепления правого крыла, возможно, и стала тем, что погубило истребитель.

«Брюстер F2A Буффало» — «BW-372». Самолет был найден в озере Большое Калиярви на 15-метровой глубине во впадине посредине озера. Подводная среда идеально способствовала сохранению машины. Пролежавший 56 лет на дне озера истребитель полностью погрузился в ил, это затормозило процесс коррозии, но стало препятствием при подъёме, усложнив отрыв от дна. Его пилот, финский истребитель-ас Лаури Пекури был сбит 25 июня 1942 г. во время боя с летчиками 609 ИАП в воздушном бою над советским аэродромом Сегежа в районе Мурманска. Пекури уже сбил два российских самолёта, прежде чем он был вынужден посадить свой. Пилот покинул пострадавший «Брюстер» и добрался до своих позиций.

F6F Hellcat потерпел крушение утром пятого января в последний год войны. Сидевший за штурвалом пилот Вальтер Элькок, во время тренировочного полета, не справился с управлением, и вместе с самолетом упал в ледяную воду Мичигана, однако сумел выплыть.

Единственный бомбардировщик «Dornier Do-17», дошедший до наших дней, подняли со дна Ла-Манша. Самолет был сбит во время Битвы за Британию в 1940 году. Это один из полутора тысяч, поостренных Германией, и единственный, из уцелевших на сегодня. «Дорнье» Do-17 выделялся среди современных ему бомбардировщиков своей высокой скоростью. Он изначально конструировался как быстрый разведывательный самолет, но в середине 1930-х годов был перепроектирован в бомбардировщик. Самолет пытался атаковать аэродромы в Эссексе. Удалось восстановить позывные поднятого самолета – 5K-AR. Самолет с этими позывными был сбит 26 августа 1940 года. Пилот и ещё один член экипажа, были взяты в плен и отправлены в лагерь для военнопленных. Два других члена экипажа погибли,

Советский штурмовик Ил-2 нашли рыбаки. Самолет лежал относительно неглубоко. Судя по всему, самолет был сильно поврежден во время боя, под воду он ушел, разломившись на куски. К счастью, мародеры до самолета не добрались — свидетельство этому сохранившиеся останки летчика: в кабину никто не проникал.

Хорошо сохранилась передняя часть и крыло. Бортовой номер самолета не удалось найти, однако сохранились номера двигателя и винта. По этим номерам постараются установить имя пилота.

Бомбардировщик B25 поднятый со дна озера Murray в Южной Каролине.

Этот Р-40 “Киттихоук” в 1942 году упал в трех сотнях километров от цивилизации, в пекле пустыни. Сержант Деннис Коппинг забрал из упавшего самолета то немногое, что могло ему пригодиться, и ушел в пустыню. С того дня о сержанте не известно ничего. Семьдесят лет спустя самолет был найден почти нетронутым. Уцелели даже пулеметы и боеприпасы к ним, и большинство приборов в кабине. Уцелели таблички с паспортными данными машины, и это дает возможность историкам восстановить историю ее службы.

«Фокке-Вульф Fw-190» «Yellow-16» Разработанный немецким авиационным инженером Куртом Танком, «Фокке-Вульф Fw-190 «Würger» («Душитель»)» был одним из самых успешных истребителей Второй мировой войны. Принятый на вооружение в августе 1941 года, он был популярен среди пилотов, на нём летали и некоторые из самых отборных асов-истребителей люфтваффе. В годы войны этих самолётов было произведено более 20000 штук. Сохранилось всего 23 самолёта в полной комплектации, и все они находятся в разных коллекциях по всему миру. Этот замечательно сохранившийся после крушения Fw-190 был извлечён из холодных вод у берегов норвежского острова Сотра к западу от города Берген.

В Мурманской области у посёлка Сафоново-1 со дна озера Кривое поднят штурмовик Ил-2 из состава 46-го ШАП ВВС Северного флота. Самолёт был обнаружен в декабре 2011 года посреди озера на глубине 17-20 метров. 25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, Ил-2 не дотянул до своего аэродрома около трёх километров и произвел вынужденную посадку на замерзшее озеро Кривое. Командир младший лейтенант Валентин Скопинцев и воздушный стрелок краснофлотец Владимир Гумённый выбрались из самолёта. Через некоторое время лёд проломился, и штурмовик ушёл под воду, чтобы вновь появиться на поверхности через 68 лет.

Озеро Кривое вообще оказалось богатым на найденные самолеты. Со дна озера также был поднят самолёт Як-1 из состава 20-го ИАП ВВС Северного флота. 28 августа 1943 года истребитель во время облёта совершил вынужденную посадку на гладь озера и затонул. Пилотировал младший лейтенант Демидов. На сегодняшний день в мире существует только один Як-1 из более чем 8000 построенных машин. Это истребитель Як-1Б Героя Советского Союза Бориса Ерёмина, который был передан на родину лётчика, в краеведческий музей города Саратова. Таким образом, поднятый истребитель Як-1 будет вторым в мире в наши дни.

В жаркое утро понедельника 19 июля 1943 года фельдфебель Пауль Рац сев в кабину своего Фокке-Вульф Fw190A-5/U3 WNr.1227, «Белая А» из состава 4./JG 54, вылетел с аэродрома Сиверская. Вылет производила пара машин штаффеля, до линии фронта было примерно около 15-ти минут лёта, пересекая линию фронта на реке Двина, пара двинулась дальше на восток. В районе Войбокало самолеты атаковали советский бронепоезд. При атаке машина была повреждена огнем ПВО, одним из попаданий был пробит бак и ранен пилот. Летчик до последнего тянул к базе, но потеряв много крови, пошел на вынужденную посадку. Самолет приземлился в прогалину посреди леса, после посадки летчик умер.

Музей авиации в Кракове провел операцию по подъему со дна Балтийского моря обломков американского бомбардировщика Дуглас А-20, затонувшего во время Второй мировой войны. Для музея этот экспонат является настоящим кладом, так как в мире осталось всего 12 таких самолетов.

Истребитель Hawker Hurricane IIB «Trop», Z5252, бортовой «белый 01″ из состава второго гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного. Пилот лейтенант П.П. Марков. 02 июня 1942 совершил вынужденную посадку после боя на озеро к западу от Мурманска. В 2004 поднят со дна озера.

Этот истребитель И-153 «Чайка» был потерян под Выборгом в последний день Зимней войны.

B-24D «Liberator» лежит на острове Атка на Алеутских островах Аляски, где совершил аварийную посадку 09 декабря 1942 года. Этот самолёт — один из восьми уцелевших «Освободителей» в исполнении «D» . Он совершал вылет с целью проведения метеоразведки, когда ненастная погода не позволила ему совершить посадку ни на одном из близлежащих аэродромов.

«Юнкерс Ju-88». Шпицберген. Ранние версии самолёта немецких Люфтваффе «Юнкерс Ju-88», которые поступили на вооружение в 1939 году, перенесли множество технических доработок в процессе их развития. Но как только они были устранены, двухмоторный Ju-88 стал одним из самых универсальных боевых самолетов Второй мировой войны, выступая в различных ролях от торпедного бомбардировщика и до тяжёлого истребителя-разведчика.

Со дна Черного моря подняли самолет ИЛ-2. Предположительно, сбит он был в 1943 году, когда шли жестокие бои за Новороссийск. Сейчас историческая находка доставлена в Геленджик.

Немецкий самолет Ju 52 был поднят со дна моря сотрудниками греческого музея ВВС 15 июня 2013г. Во время осады острова Лерос в 1943 году самолет был подбит зениткой у берегов острова. С тех пор он был на дне Эгейского моря в течение более 60 лет, когда местные водолазы с помощью музея войны греческих ВВС обнаружили его снова.

Немецкие военные подняли со дна Балтийского моря остатки нацистского бомбардировщика JU 87 Stuka. На данный момент в мире существует только два оригинальных экземпляра этого военного самолета, которые представлены в музеях Лондона и Чикаго. Ju- 87 «Stuka» на дне Балтийского моря был обнаружен в 1990-х годах. Однако работы по поднятию самолета стартовали много позже. По данным экспертов, самолет сохранился в хорошем состоянии, несмотря на то что пролежал на дне моря около 70 лет.

70-летний самолет затерялся в непроходимых лесных дебрях где-то на границе Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Поисковый отряд из Новгорода случайно обнаружил его на пятачке суши в окружении болот. Каким-то чудом самолет полностью уцелел, но ни его история, ни модель, ни судьба летчика пока не выяснены. По некоторым признакам, это ЯК-1. Машина полностью заросла мхом, и поисковики ее пока не трогают, опасаясь повредить раритет. Известно то, что самолет не был сбит, у него просто отказал двигатель.

Curtiss-Wright P-40E бортовой «белый 51″ из состава 20-го гвардейского истребительного авиаполка. Пилот младший лейтенант А.В. Пшенев. Сбит 1 июня 1942. Лётчик совешил посадку на озеро. Найден в 1997 на дне Код Озера к западу от Мурманска.

Двухмоторный дальний бомбардировщик – ДБ-3, впоследствии названный Ил-4, использовали в качестве дальнего разведчика, торпедоносца, минного заградителя, средства десантирования людей и грузов. Последние боевые вылеты Ил-4 выполнил на Дальнем Востоке в период войны с Японией. Был найден поисковиками в болотах Кольского полуострова.

Мессершмитт Bf109 G-2/R6 В “Желтый 3”

Немецкий истребитель Мессершмитт Bf109 G-2. который совершил вынужденную посадку в море недалеко от Нерей Норвегия 24 марта 1943. Был поднят в 2010 году с глубины 67 метров.

Хенкель He-115, поднятый со дна в Норвегии.

Полузатонувший «Flying Fortress» № 41-2446 пролежал в болоте Агаимбо Австралия с 1942 года, где его капитан Фредерик Фред Итон-младший совершил вынужденную посадку после того, как его самолёт был повреждён вражескими истребителями над Рабаулом в Восточной Новой Британии. Несмотря на несколько пуль, разбитый плексиглас и изогнутые винты, B-17E почти не подвергся коррозии и через 70 лет после того, как врезался в землю.

Этот «Дуглас SBD «Dauntless» («Неустрашимый»)», ветеран битвы за Мидуэй, был поднят из вод озера Мичиган в 1994 году. В июне 1942 года во время налёта на японские авианосцы к западу от атолла Мидуэй, «Неустрашимый» был пронизан 219 пулями и был одним из восьми самолётов, вернувшихся на базу из 16 вылетевших. Самолёт вернулся в США для ремонта, где и потерпел крушение во время учебного полёта к авианосцу «Сэйбл.

Наполовину закопанный на заброшенном военном аэродроме в тени могучего вулкана Маунт Паган, скелетный остов истребителя «Мицубиси A6M5 Зеро» является останками одного из двух японских самолетов, потерпевших крушение на западной стороне острова Паган, входящего в группу Марианских островов.

К большому сожалению большинство самолетов, найденные на территории России давно проданы за рубеж, где были восстановлены и поставлены на крыло. Очень обидно, что мы, пусть даже за большие деньги отдали в чужие руки ценные экспонаты той Великой войны. Но пусть даже так, чем бы они сгинули в темных водах озер и болот навсегда.

Раритет, обнаруженный 30 лет назад в бывшей Восточной Пруссии, теперь можно видеть в подмосковной Кубинке

Посевная-1984 не предвещала сюрпризов. Стояли обычные для Янтарного края погоды, по графику шли работы. Как вдруг - сенсация. В Багратионовском районе пахали, пахали и: немецкий танк откопали!

В начале 1950-х подбитые танки, самоходки и бронетранспортеры в бывшей Восточной Пруссии, ставшей после Победы Калининградской областью, можно было находить как грибы.

У нас танк стоял прямо во дворе, - вспоминает Вера Шатан, приехавшая в эти края с родителями в 1946 году. Жили они тогда на Сталинградском проспекте (ныне - проспект Мира) в Калининграде. И все игры местной детворы крутились вокруг этого Т-34, подбитого в 1945-м во время штурма города. Но постепенно раны войны затягивались, а бронетехнику свозили на переплавку. Так что когда в начале 60-х в Калининграде вдруг «нашелся» танк, собралась толпа. Тогда впервые чистили пруды в центре города. Спустили воду, и оказалось, что неподалеку от берега на дне стоит немецкий железный зверь.

Ветерану местной журналистики Сергею Гурову в ту пору было 10 лет.

Посторонних не пропускали. К вечеру большинство зевак разошлись. И с наступлением темноты наша дворовая компания решила все же попробовать пробраться через оцепление к танку, пошариться в его останках. Вдруг завалялся пистолет или еще какая диковинка ребячьей мечты. Меня оставили на шухере. Увы, ничего интересного мои приятели оттуда не принесли:

Все реже обнаруживаемая техника была уже совсем плохой. После десятилетий даже мощная броня превращалась в ржавую труху. Вот почему то, что произошло в апреле 1984-го, стало сенсацией.

Я в тот день поехал с семьей в Калининград, - говорит краевед из Правдинска Владимир Гусев. - Едем себе и вдруг видим такую картину: в поле, на высотке, колхозники копошатся вокруг покрытого грязью танка. Впрочем, грязь не помешала сразу понять: танк - не наш, немецкий...

В те дни в области как раз снимали очередную военную киноленту «Действуй по обстановке!», поэтому первой была мысль о бутафорском танке. Но оказалось, что кино тут ни при чем. Пятеро механизаторов колхоза «Чехово» Багратионовского района, работавшие на пашне у поселка Марийское, наткнулись на вещь поистине раритетную: самоходная артиллерийская установка. Сначала ее приняли за знаменитую «Пантеру». Колхозники, насмотревшись военных кинофильмов, много знали про «Тигры» и «Пантеры»... Открыли люк. С опаской заглянули, ожидая увидеть останки экипажа. Костей внутри, к счастью, не оказалось. Но зато там был полный боезапас снарядов.

Весть о находке быстро облетела округу. Взглянуть на нее приходили со всей округи. Кто-то из ветеранов сразу определил: боевая машина не была завалена землей - ее укрыли в капонире, в засаде. Да так надежно, что, считай, законсервировали. Потому столь хорошо и сохранилась. Судя по нетронутому боезапасу, немцы ею так и не воспользовались. Скорее всего, экипаж ушел, поняв, что сдержать советскую танковую махину не удастся. Опровергли и версию про «Пантеру».

Нет, ребята, - сказал один из ветеранов, воевавший в этих краях. - Это самоходная артиллерийская установка по имени «Артштурм».

От мальчишек, понятно, и вовсе отбоя не было. Сегодня те пацаны уже давно дяди. Один из них, Олег, хорошо помнит тот случай.

Вдоволь полазил по ней, когда вытащили. Вся она была в родной краске, с крестами. Внутри - заилена. Офицер-инженер, который ее забирал, говорил, что если бы трактористы крышу капонира не распахивали, то она вообще была бы сухой. А так нарушили плугами гидроизоляцию, в нее и натекло.

О кладе на гусеницах сообщили начальству. Появилась милиция, оцепив находку. Потом прибыли военные. Иван Алексеев в то время был полковником, возглавлял штаб управления вооружения 11-й гвардейской армии.

Самоходка оказалась просто замечательной, - рассказывает Иван Людвигович. -В том смысле, что на удивление хорошо сохранилась. Обычно-то находили ржавые развалины, а тут хоть снова воюй.

Сначала военное начальство планировало уничтожить снаряды на месте. Однако саперы попросили отдать боеприпасы им - для изучения, тоже ведь раритет. Самоходку же, вытащив из земли, погрузили на тягач и отвезли в Калининград, в одну из воинских частей. Сразу после того, как ее обнаружили, местная пресса так прокомментировала событие: «39 лет над бронированным чудищем с черным крестом на борту выращивали рожь, пшеницу, овес. А теперь вытащили на свет, чтобы не мешало хлеборобам. Не на поле, а на свалке металлолома ему место. Как выброшено на свалку истории все, что пытались навязать миру нацисты во главе со своим бесноватым фюрером».