Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Лирика и ее жанры. Лирические жанры

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.

Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.

Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.

Обычно выделяют следующие лирические виды:

– гимн,

– ода,

– послание,

– эпитафия,

– сонет,

– лирическое стихотворение,

– элегия,

– эпиграмма,

– песня,

– романс,

– мадригал.

Гимн

Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).

Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.

«Итак, будем веселиться,

Пока мы молоды!

После веселой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля…

Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствуют все члены ее!

Да здравствует каждый член!

Пусть вечно они процветают!..»

(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)

Ода

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.

Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.

«Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…»

(Из оды «Вольности», А.Пушкина)

Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.

«Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! -

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах».

(М.Цветаева)

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.

«Из лавров и из роз положьте здесь венец:

Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,

Фелицы славныя певец,

Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.

(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»

Сонет

Сонет – поэтическое п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.

Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.

Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.

«Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плети,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя».

(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне».

(«Утес», М.Лермонтов)

Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.

«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,

Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!

Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,

И на упругих ветвях звучный и радостный хор;

Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо

Бурые склоны горы, темную зелень лесов

И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней

И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»

(«Прогулка», Ф.Шиллер)

Эпиграмма

Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.

«Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

(В.Гафт)

Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

«А не спеть ли мне песню о любви

И не выдумать ли новый жанр

Попопсовей мотив и стихи

И всю жизнь получать гонорар…»

(«О любви», О.Тарасов)

Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаются п ереживания, настроения, чувства лирического героя.

«А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело…»

(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)

Мадригал

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

«И как в раю магометанском

Сонм гурий в розах и шелку,

Так вы лейб-гвардии в уланском

Ее Величества полку.

(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

February 9, 2015

Жанры лирики берут свое начало в синкретических видах искусства. На первом плане оказываются личные переживания и чувства человека. Лирика – самый субъективный род литературы. Диапазон его достаточно широк. Лирическим произведениям свойственен лаконизм высказывания, предельная концентрация мыслей, чувств и переживаний. Через различные жанры лирики поэт воплощает то, что его волнует, огорчает или радует.

Особенности лирики

Сам термин происходит от греческого слова lyra (разновидность музыкального инструмента). Поэты периода античности исполняли свои произведения под аккомпанемент лиры. В основе лирики – переживания и думы главного героя. Его часто отождествляют с автором, что не совсем верно. Характер героя зачастую раскрывается через поступки и действия. Большую роль играет прямая авторская характеристика. Немаловажное место отводится описанию внешности. Наиболее часто используется монолог. Диалоги встречаются редко.

Главным средством выражения считается размышление. В некоторых произведениях переплетаются жанры эпоса, лирики и драмы. В лирических сочинениях отсутствует развернутый сюжет. В некоторых присутствует внутренний конфликт героя. Существует и «ролевая» лирика. В таких произведениях автор играет роли разных лиц.

Жанры лирики в литературе тесно переплетаются с иными видами искусства. Особенно с живописью и музыкой.

Виды лирики

Как литературный род лирика была сформирована в Древней Греции. Наивысший расцвет произошел в Древнем Риме. Популярные античные поэты: Анакреонт, Гораций, Овидий, Пиндар, Сапфо. В эпоху Возрождения особо выделяются Шекспир и Петрарка. А в 18-19 веках мир был потрясен поэзией Гете, Байрона, Пушкина и многих других.

Разновидности лирики как рода: по выразительности – медитативная или суггестивная; по тематике – пейзажная или урбанистическая, социальная или интимная и т. д.; по тональности – минорная или мажорная, комическая или героическая, идиллическая или драматическая.

Виды лирики: стихотворная (поэзия), драматизированная (ролевая), прозаическая.

Тематическая классификация

Жанры лирики в литературе имеют несколько классификаций. Наиболее часто такие сочинения распределяют по тематике.

  • Гражданская. На первый план выступают общественно-национальные вопросы и чувства.
  • Интимная. Передает личные переживания, которые испытывает главный герой. Подразделяется на следующие типы: любовная, лирика дружбы, семейная, эротическая.
  • Философская. В ней воплощается осознание смысла жизни, бытия, проблемы добра и зла.
  • Религиозная. Чувства и переживания о высшем и духовном.
  • Пейзажная. Передает размышления героя о природных явлениях.
  • Сатирическая. Разоблачает человеческие и общественные пороки.

Разновидности по жанрам

Жанры лирики многообразны. Это:

1. Гимн – лирическая песнь, выражающая празднично-приподнятое чувство, образовавшееся от какого-то хорошего события или исключительного переживания. Например, «Гимн чуме» А. С. Пушкина.

2. Инвектива. Означает внезапное обличение или сатирическое высмеивание реального лица. Для данного жанра характерна смысловая и структурная двуплановость.

3. Мадригал. Изначально это были стихотворения, изображающие сельскую жизнь. Спустя несколько столетий мадригал существенно трансформируется. В 18-19 веках это лирические произведения свободной формы, воспевающие красоту женщины и содержащие комплимент. Жанр интимной поэзии встречается у Пушкина, Лермонтова, Карамзина, Сумарокова и других.

4. Ода – хвалебная песнь. Это поэтический жанр, окончательно сформировавшийся в эпоху классицизма. В России данный термин введен В. Тредиаковским (1734 год). Теперь она уже отдаленно связана с классическими традициями. В ней происходит борьба противоречивых стилевых тенденций. Известны торжественные оды Ломоносова (развивающие метафорический стиль), анакреонтические - Сумарокова, синтетические - Державина.

5. Песня (песнь) – одна из форм словесно-музыкального искусства. Бывают лирические, эпические, лиро-драматические, лиро-эпические. Лирическим песням не свойственно повествование, изложение. Для них характерно идейно-эмоциональное выражение.

6. Послание (письмо в стихах). В русской литературе 18 века данная жанровая разновидность была чрезвычайно популярна. Послания писали Державин, Кантемир, Костров, Ломоносов, Петров, Сумароков, Тредиаковский, Фонвизин и многие другие. В первой половине 19 столетия они также были в ходу. Их пишут Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

7. Романс. Так называется стихотворение, имеющее характер любовной песни.

8. Сонет – твердая стихотворная форма. Состоит из четырнадцати строк, которые, в свою очередь, распадаются на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета).

9. Стихотворение. Именно в 19-20 веках данная структура становится одной из лирических форм.

10. Элегия – еще один популярный жанр лирической поэзии меланхолического содержания.

11. Эпиграмма – короткое стихотворение лирического склада. Характеризуется большой свободой содержания.

12. Эпитафия (надгробная надпись).

Жанры лирики Пушкина и Лермонтова

А. С. Пушкин писал в разных лирических жанрах. Это:

  • Ода. Например, «Вольность» (1817).
  • Элегия – «Погасло дневное светило» (1820).
  • Послание – «К Чаадаеву» (1818).
  • Эпиграмма – «На Александра!», «На Воронцова» (1824).
  • Песня – «О вещем Олеге» (1822).
  • Романс – «Я здесь, Инезилья» (1830).
  • Сонет, сатира.
  • Лирические сочинения, выходящие за рамки традиционных жанров – «К морю», «Деревня», «Анчар» и многие другие.

Многогранна и тематика у Пушкина: гражданская позиция, проблема свободы творчества и многие другие темы затрагиваются в его произведениях.

Разнообразные жанры лирики Лермонтова составляют основную часть его литературного наследия. Он является продолжателем традиций гражданской поэзии декабристов и Александра Сергеевича Пушкина. Изначально самым любимым жанром был монолог-исповедь. Затем - романс, элегия и многие другие. А вот сатира и эпиграмма встречаются в его творчестве крайне редко.

Заключение

Таким образом, лирические произведения могут быть написаны в различных жанрах. Например, сонет, мадригал, эпиграмма, романс, элегия и т. д. Также лирика нередко классифицируется по тематике. Например, гражданская, интимная, философская, религиозная и проч. Стоит обратить внимание на тот факт, что лирика постоянно обновляется и пополняется новыми жанровыми образованиями. В поэтической практике встречаются жанры лирики, заимствованные из смежных видов искусства. Из музыки: вальс, прелюдия, марш, ноктюрн, кантата, реквием и т. д. Из живописи: портрет, натюрморт, этюд, барельеф и проч. В современной литературе происходит синтез жанров, поэтому лирические произведения делят на группы.

Что произойдет, если вы будете делать "планку" каждый день: 7 неожиданных эффектов "Планка" - это невероятная позиция, которая полезна сама по себе, но также является удобной для выполнения дополнительных упражнений.

9 "несчастливых" предметов, которые могут прямо сейчас находиться в вашем доме Если вы знаете, что в вашем доме хранится хотя бы один из этих предметов, то вам стоит скорее от него избавиться.

10 признаков, что мужчина будет вам изменять Существуют очевидные признаки измены, не заметить их просто невозможно. Многие женщины сталкиваются с тем, что в один прекрасный момент их суженый нач.

10 загадочных фотографий, которые шокируют Задолго до появления Интернета и мастеров "Фотошопа" подавляющее большинство сделанных фото были подлинными. Иногда на снимки попадали поистине неверо.

Письмо мамы 10-летнему сыну. Прочтите его своему ребенку! Это письмо, которое хотела бы написать каждая мать, которая не может объяснить словами некоторые горькие истины. Но их нужно когда-нибудь высказать, и.

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Лайкина Елизавета

Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. рика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа Лирика и её жанры Выполнила ученица 8«б» класса Лайкина Елизавета Преподаватель Ткаченко л.с.

ЛИРИКА И ЕЕ ЖАНРЫ Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. При изучении лирики сочетаются логическое и эмоциональное начала. Чтобы изучить лирику, необходимо выяснить художественный образ, наиболее характерного для лирики – лирического героя.

Лирический образ – это образ переживания, непосредственно отражение мыслей и чувств. В лирике переживание становится самостоятельным объектом наблюдения. В лирике чувство поэта выражено прямо, непосредственно. Художественный образ в лирике, так же как образ в эпосе и драме, имеет обобщенный, технический характер. Огромную роль в лирике, значительно большую, чем в драме и даже в эпосе, играет личность поэта. «В ЛИРИЧЕСКОМ СТИХОТВЕРНИИ ВЫРАЖАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, ВОЗБУЖДЕННОЕ В ПОЭТЕ ИЗВЕСТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ПРИРОДЫ ИЛИ ЖИЗНИ. Главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции на то впечатление, которое получается из вне»

Восприятие лирического произведения - сложный творческий процесс. Не один из видов литературного творчества не воспринимается так специфически, индивидуально, как лирика, так как лирика наиболее субъективный вид творчества. Особенности силы воздействия лирики заключается в том, что она всегда выражает живое непосредственное чувство, переживание. Лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любовь, дружба, гражданские чувства. Художественным образом любого произведения, в том числе и лирического, обобщает явления жизни через индивидуальное личное переживание, выражает мысли и чувства. Тематика литературной лирики самая разнообразная. Поэтические чувства могут вызывать разные явления окружающей жизни, воспоминания, мечты, предметы, размышления. Хотя делить стихотворения по рангу очень трудно, в лирике можно выделить виды.

Виды лирики Философская (медитативная). Философия – это любовь к мудрости. Размышления о жизни и смерти, о предназначении человека, смысле жизни, о добре и зле, бессмертии, мире и войне, о творчестве, о следе, который человек оставит на земле, - человек о многом думает, и эти размышления вызывают определенные эмоции, которые поэт вместе со своими мыслями выражает в стихотворении. Например, стихотворение Пушкина «Птичка» В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!

Гражданская (политическая). Человек связан чувствами не только с любимыми, друзьями, врагами, но он еще и гражданин, член общества, единица государства. Отношение к обществу, родине, стране, отношение к политическим событиям находят свое отражение в гражданской лирике. Стихотворение Н.А. Некрасова представляет собой яркий пример гражданской лирики. Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

Интимная (дружеская и любовная). Интимное - это небезразличное, близкое отношение одного человека к другому, прежде всего чувство любви. Любовь отличает человека, она имеет много оттенков и выражений. Это одно из главных чувств в жизни каждого человека. Оно определяет степень его счастья. Все мечтают любить и быть любимыми. Во все времена поэты создавали стихотворения о любви, но этой теме нет конца и края. Кроме любви, двух людей могут связывать отношения дружбы, уважения, признательности. Обо всем этом рассказывает интимная лирика. Примером интимной лирики может послужить стихотворение Пушкина Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

Пейзажная. У каждого человека складывается свое особое отношение к природе. Ее восприятие зависит от настроения, от состояния. А порой сама природа изменяет человека, дает ему новое представление о законах жизни, наполняет его новыми силами и чувствами. Поэты особенно восприимчивы к картинам природы, поэтому в их творчестве большое место занимает пейзажная лирика. Стихотворения А.А. Фета часто запечатлевают необыкновенные картины природы. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все - весна.

Жанры лирики. По своим жанрам лирика делится: 1.Лирическое стихотворение 11. Ода 2.Песня или песнь 12.Пастораль 3.Элегия 13.Послание 4.Баллада 14.Романс 5.Буриме 15.Рондо 6.Бурлеск 16.Рубан 7.Вирши 17.Сонет 8.Вольный стих 18.Стансы 9.Дифирамб 19.Эклога 10.Мадригал 20.Элегия

Особенности лирики Особенность лирики в том, что главным в ней является лирический герой. Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, сего отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Лирику от прозы отличает ритм и рифма. Стихосложение основывается на правильном, едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Ритм - это повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей. Рифма – это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Каждое сочетание ударных и неударных слогов, которые повторяются в определенном порядке, называется стопой. При сочетании нескольких стихотворных строк возникает стихотворный размер. Стопы бывают двухсложные и трехсложные. Двусложные: хорей (ро-за), ямб (ре-ка). Ва-ня И-ван. Тресложные: дактиль), амфибрахий, анапест (де-ре-во (бе-ре-за) (би-рю-за) Ва-неч-ка Ва-ню-ша И-ва-нов

По количеству стоп существуют двустопный (трех-, четырех-, пяти- , шестистопный) хорей или ямб, двустопный (трех-, четырехстопный) дактиль, амфибрахий, анапест. Стопа помогает улавливать ритм. Сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных или системой рифм или интонацией называется строфой. Строфы бывают от простейших до сложных.

Одностишие: О, закрой свои бледные ноги! (В.Брюсов) Двустишие(дистих):Поэзия - в тебе. Простые чувства Ты возвышать умеешь до искусства (В.Шекспир) Трехстишие (терцина): Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить сумеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник?» (А.С.Пушкин.)

Четверостишие (катрен) Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Ф.И. Тютчев Пятистишие (квинтет) Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути. А.А. Фет Шестистишие (секстина) Мама, глянь-ка из окошка – Знать вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. А.А. Фет

Семистишие (сентима) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М. Лермонтов Восьмистишие (октава) Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят, Но, по степи разлетаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит…

Реже применяются Девятистишие (нона) Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногрудого коня, Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне. Десятистишие (децима) Науки юношей питают, Отраду юным подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут, В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. М. Ломоносов

Одиннадцатистишие Допустимы и двенадцатистишия и тринадцатистишия. Особые формы: триолет (восьмистишье, в котором строки повторяются в определенном порядке), рондо (два пятистишия и трехстишия между ними), сонет (два катрена, два терцета) и онегинская строфа (четырнадцать строк, особо организованные). Строфа организуется рифмой. Существуют рифмы: перекрестная (аб аб), смежная или парная (аа бб), кольцевая или опоясывающая (аб ба).

Рифмы бывают мужские – с ударением на последнем слоге строки (окно - давно), женские – с ударением на втором от конца слоге строки (даром – пожаром), дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстилается – разливается), гипердактилические с ударением на четвертом и последующем от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся). Различаются рифмы точные (повторяющиеся звуки одинаковые: гор - сор, он - сон),неточные(с несовпадающими звуками: рассказ – тоска, распят - паспорт)

Основным в лирике является художественный образ, который создается при помощи самых разных изобразительно-выразительных средств. Наиболее распространенными тропами являются метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений: алмазная роса (сверкает, как алмаз,)заря новой жизни (начало, пробуждение). Олицетворение – образное средство, заключающееся в приписывании неодушевленным предметам свойств живых существ: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно. Эпитет – поэтическое, образное определение, обычно выраженное прилагательным, иногда существительным, наречием, деепричастием: бархатные глаза, бродяга-ветер, жадно глядит, несется сверкая. Сравнение – образное сопоставление двух явлений: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА – соединение нескольких метафор, когда связующее звено между ними не называется и существует в открытом виде. В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в воде потонул, Меж двух изгибаясь небес. Мысленно нарисовав картину, мы восстановим пропущенный в тексте образ: зеркало воды. Восстановление пропущенного образа создает развернутую метафору. В стихосложении применяются и другие самые разнообразные тропы и фигуры речи.

Заключение. Мне удалось рассмотреть только некоторые особенности лирики и ее жанров. Можно сделать вывод, что лирика – это целый огромный мир литературы, который живет по своим законам, зная которые, мы сможем не только понимать стихотворения, но и обогащать свой духовный мир, и развивать свои творческие способности.

На вопрос какие бывают виды лирики заданный автором Напроситься лучший ответ это Лирика и ее виды

В античности, а затем в эпоху классицизма стремились отчетливо дифференцировать жанры по форме и содержанию. Рационалистические воззрения классицистов обусловливали установление определенных жанровых канонов. В дальнейшем многие традиционные виды лирики не получали своего развития (эклога, эпиталама, пастораль) , другие изменили характер, приобретая иной социальный смысл (элегия, послание, эпиграмма) .


Наиболее распространена сейчас классификация по тематическому принципу. В соответствии с ней разграничивают лирику на патриотическую (например, "Стихи о советском "паспорте" Маяковского) , социально-политическую ("Коммунистическая марсельеза" Бедного) , историческую ("Бородино" Лермонтова) , философскую ("Человек" Межелайтиса) , интимную, ("Строки любви" Щипачева) , пейзажную ("Весенняя гроза" Тютчева) .


>>>

* Гимн,
* дифирамба,
* дума,
* идиллия,
* ода,
* канцона,
* мадригал,
* песня,
* послание,
* романс,
* эклога,
* элегия,
* эпиграмма,
* эпиталама,
* эпитафия.

* Гимн – торжество,
* Элегия – печаль,
* Эпиграмма – ирония,
* Дифирамба – похвала,

* Мадригал – любовная лирика.
Если внимательно присмотреться, то каждое направление характеризуется одним человеческим чувством.

Ответ от Двутавровый [новичек]
Лирика и ее виды
Существовали разные принципы жанрового разграничения лирики.
В античности, а затем в эпоху классицизма стремились отчетливо дифференцировать жанры по форме и содержанию. Рационалистические воззрения классицистов обусловливали установление определенных жанровых канонов. В дальнейшем многие традиционные виды лирики не получали своего развития (эклога, эпиталама, пастораль) , другие изменили характер, приобретая иной социальный смысл (элегия, послание, эпиграмма).
В поэзии со второй половины XIX в. весьма условными стали разграничения между сохранившимися видами. Послание, например, нередко приобретало особенности элегии или оды.
Почти изжила себя классификация, основанная на разграничении стихотворений по строфике. От нее в современной европейской поэзии остались лишь выделение сонетов, а в восточной поэзии - восьмистиший, газелей, рубаий и некоторых других устойчивых строфических форм.
Наиболее распространена сейчас классификация по тематическому принципу. В соответствии с ней разграничивают лирику на патриотическую (например, "Стихи о советском "паспорте" Маяковского) , социально-политическую ("Коммунистическая марсельеза" Бедного) , историческую ("Бородино" Лермонтова) , философскую ("Человек" Межелайтиса) , интимную, ("Строки любви" Щипачева) , пейзажную ("Весенняя гроза" Тютчева).
Конечно, это разграничение очень условно, и поэтому одно и то же стихотворение может быть отнесено к различным видам. Так, "Бородино" Лермонтова - произведение и историческое, и патриотическое. В пейзажных стихах Ф. И. Тютчева выражены его философские идеи (например в "Фонтане"). "Стихи о советском паспорте" Маяковского, относимые обычно к патриотической лирике, с неменьшим основанием можно рассматривать и как образец социально-политического, и как пример интимного стихотворения. В связи с этим при определении вида необходимо учитывать соотношение в лирическом произведении различных лейтмотивов, определяя, какому из них принадлежит доминирующая роль.
Вместе с тем в современной поэзии продолжают появляться лирические стихотворения, соответствующие в большей или меньшей степени таким традиционным жанровым формам, как эпиграмма, послание, элегия, ода.
>>>
Вот здесь ещё хорошая классификация
Виды лирических произведений в алфавитном порядке
* Гимн,
* дифирамба,
* дума,
* идиллия,
* ода,
* канцона,
* мадригал,
* песня,
* послание,
* романс,
* эклога,
* элегия,
* эпиграмма,
* эпиталама,
* эпитафия.
Несколько слов о некоторых видах.
* Гимн – торжество,
* Элегия – печаль,
* Эпиграмма – ирония,
* Дифирамба – похвала,
* Ода – торжественность и возвышенность,
* Мадригал – любовная лирика.
Если внимательно присмотреться, то каждое направление характеризуется одним человеческим чувством.


Ответ от Приспособление [гуру]
Ода – ведущий жанр высокого стиля, характерный прежде всего для поэзии классицизма. Ода отличается каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.) , приемами (“тихий” или “стремительный” приступ, наличие отступлений, дозволенный “лирический беспорядок”) и видами (оды духовные, торжественные – “пиндарические”, нравоучительные – “горацианские”, любовные – “анакреонтические”).
Гимн – торжественная песнь на стихи программного характера.
Элегия – жанр лирики, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального) , чаще всего – от первого лица, без отчетливой композиции”.
Идиллия – жанр лирики, небольшое произведение, рисующее вечно прекрасную природу, иногда в контрасте с мятущимся и порочным человеком, мирную добродетельную жизнь на лоне природы и т. п.
Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих 2 катрена и 2 терцета или 3 катрена и 1 двустишие. Известны следующие виды сонетов:
“французский” сонет – abba abba ccd eed (или ccd ede);
“итальянский” сонет – abab abab cdc dcd (или cde cde);
“английский сонет” – abab cdcd efef gg.
Венок сонетов – цикл из 14 сонетов, в которых первый стих каждого повторяет последний стих предыдущего (образуя “гирлянду”), а вместе эти первые стихи складываются в 15-й, “магистральный” сонет (образуя глоссу).
Романс – небольшое стихотворение, написанное для сольного пения с инструментальным аккомпанементом, для текста которого характерны напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы.
Дифирамб – жанр античной лирики, возникший как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса, или Вакха, позднее – в честь других богов и героев.
Мадригал – небольшое стихотворение преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке.
Дума – лироэпическая песня, для стиля которой характерны символические картины, отрицательные параллелизмы, ретардация, тавтологические обороты, единоначатия.
Послание – жанр лирики, стихотворное письмо, формальным признаком которого является наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание послания по традиции (от Горация) – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр.
Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворения, обычно с остро"той в конце.
Баллада – стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимодействий человека и общества или межличностных взаимоотношений. Характерные черты баллады – небольшой объем, напряженный сюжет, обычно насыщенный трагизмом и таинственностью, отрывистое повествование, драматический диалогизм, напевность и музыкальность.

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении , которое они произвели на автора, о тех чувствах , которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите следующую таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф
Поэма (эпос):

Героическая
Строговоинская
Сказочно-
легендарная
Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:

пословицы
поговорки
загадки
потешки...
ЭпопеяРоман:
Историческ.
Фантастич.
Авантюрный
Психологич.
Р.-притча
Утопический
Социальный...
Малые жанры:
Повесть
Рассказ
Новелла
Басня
Притча
Баллада
Лит. сказка...
Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
...
Трагедия
Комедия:

положений,
характеров,
масок...
Драма:
философская
социальная
историческая
соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
...
Песня Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма
...

Современное литературоведение выделяет также четвертый , смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический , к которому относится поэма . И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика".

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой : именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А.Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях…"), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил…"), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила…"). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Прочтите о некоторых ЛИРИЧЕСКИХ ЖАНРАХ :
Ода (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть. Образцы древних античных од связаны с именами Горация и Пиндара; в Россию ода пришла в XVIII веке, классическими стали оды М.Ломоносова ("На день восшествия на российский престол императрицы Елисаветы Петровны"), В.Тредиаковского, А.Сумарокова, Г.Державина ("Фелица", "Бог"), А.Радищева ("Вольность"). Отдал дань оде А.Пушкин ("Вольность"). К середине XIX века ода потеряла актуальность и постепенно перешла в разряд архаических жанров.

Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера (А.Пушкин. "Пирующие студенты").

Элегия (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.
А.Пушкин. "К морю"
Н.Некрасов. "Элегия"
А.Ахматова. "Мартовская элегия"

Прочтите стихотворение А.Блока "Из Осенней элегии":

Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось.
Примеры эпиграмм:

Юрий Олеша:


Саша Черный:

Эпистола , или послание - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики.
А.Пушкин. Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный…")
В.Маяковский. "Сергею Есенину"; "Лиличка! (Вместо письма)"
С.Есенин. "Письмо матери"
М.Цветаева. Стихи к Блоку

Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:

  • итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;
  • английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;
  • иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -
  • русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.

Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам...
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.
В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.

    Такое содержание диктует особенности сонетного языка :
  • лексика и интонация должны быть возвышенными;
  • рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;
  • знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.

Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов : цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.

Прочитайте "Сонет" А.Пушкина и посмотрите, как разбирается сонетная форма:

Текст Строфа Рифма Содержание(тема)
1 Суровый Дант не презирал сонета;
2 В нем жар любви Петрарка изливал;
3 Игру его любил творец Макбета 1 ;
4 Им скорбну мысль Камоэнс 2 облекал.
катрен 1 А
B
A
B
История сонетного жанра в прошлом, тематика и задачи сонета классиков
5 И в наши дни пленяет он поэта:
6 Вордсворт 3 его орудием избрал,
7 Когда вдали от суетного света
8 Природы он рисует идеал.
катрен 2 A
B
A
В
Значение сонета в современной Пушкину европейской поэзии, расширение круга тем
9 Под сенью гор Тавриды отдаленной
10 Певец Литвы 4 в размер его стесненный
11 Свои мечты мгновенно заключал.
терцет 1 C
C
B
Развитие темы катрена 2-го
12 У нас еще его не знали девы,
13 Как для него уж Дельвиг забывал
14 Гекзаметра 5 священные напевы.
терцет 2 D
B
D
Значение сонета в современной Пушкину русской лирике

В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение . В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Так, к лирическим стихотворениям (в школьном понимании) следует относить стихотворения Маяковского, Цветаевой, Блока и др. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений.

Сатира (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала и др.). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием "говорящих имен". В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из "Стихов об Америке" В.Маяковского также можно назвать сатирами ("Шесть монахинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в разрезе" и др.).

Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневековье) как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном . В XVIII веке баллада стала одним из самых любимых поэтических жанров литературы романтизма. Баллады создавали Ф.Шиллер ("Кубок", "Перчатка"), И.Гете ("Лесной царь"), В.Жуковский ("Людмила", "Светлана"), А.Пушкин ("Анчар", "Жених"), М.Лермонтов ("Бородино", "Три пальмы"); на рубеже XIX-ХХ веков баллада вновь возрождается и становится весьма популярной, особенно в революционную эпоху, в период революционной романтики. Среди поэтов ХХ века баллады писали А.Блок ("Влюбленность" ("Королевна жила на высокой горе…"), Н.Гумилев ("Капитаны", "Варвары"), А.Ахматова ("Сероглазый король"), М.Светлов ("Гренада") и др.

Обратите внимание! Произведение может сочетать признаки некоторых жанров: послание с элементами элегии (А.Пушкин, "К *** ("Я помню чудное мгновенье…"), лирическое стихотворение элегического содержания (А.Блок. "Родина"), эпиграмма-послание и т.д.

  1. Творец Макбета - Уильям Шекспир (трагедия "Макбет").
  2. Португальский поэт Луиш де Камоэнс (1524-1580).
  3. Вордсворт -английский поэт-романтик Уильям Вордсворт (1770-1850).
  4. Певец Литвы - польский поэт-романтик Адам Мицкевич (1798-1855).
  5. Смотрите материал темы №12.
Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:
  • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
  • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадонна", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
  • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
  • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
  • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
  • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
  • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
  • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"

Постарайтесь все литературные произведения, которые названы в работе, прочитать в книге, а не в электронном виде!
Выполняя задания к работе 7, обратите особое внимание на теоретические материалы, так как выполнять задания данной работы по интуиции - значит обрекать себя на ошибку.
Не забывайте к каждому разбираемому стихотворному отрывку составлять метрическую схему, многократно ее проверяя.
Залог успеха при выполнении данной сложной работы - внимание и аккуратность.


Рекомендованная литература к работе 7:
  • Квятковский И.А. Поэтический словарь. - М., 1966.
  • Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
  • Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
  • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
  • Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Наука, 1975.
  • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
  • Скрипов Г.С. О русском стихосложении. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1979.
  • Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1987.