Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как сделать самые кв 6 танк. Монстр, оставшийся на бумаге

Литература

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова – № 185.

Ведущим конструктором танка СМК был А.С.Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК группа дипломников Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, разработала проект однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). По сути дела, КВ представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем.

В августе 1939 года танки СМК и КВ изготовили в металле. В конце сентября оба танка приняли участие в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ Полигоне в подмосковной Кубинке, а 19 декабря тяжелый танк КВ был принят на вооружение Красной Армии.

Несколько ранее опытные тяжелые танки придали 20-й танковой бригаде, участвовавшей в боях на Карельском перешейке. Первый бой они приняли 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона «линии Маннергейма». При этом танк СМК подорвался на мине и был оставлен экипажем.

Танк КВ показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки разработали и построили танк КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей М-10. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.

Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940-го на Ленинградском Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 19 июня к выпуску КВ должен был подключиться Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). 31 декабря произвели опытную сборку первого КВ уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков. Следует отметить, что, начиная с ноября, в танк КВ-1 вместо пушки Л-11 начали устанавливать 76-мм пушку Ф-32 производства Горьковского завода № 92.

Планом опытных работ на 1940 год предусматривалось создание новых образцов танка КВ. Так, к 1 ноября предполагалось изготовить два КВ с броней 90 мм: один с пушкой Ф-32, другой – с пушкой 85 мм. К 1 декабря – два КВ с броней 100 мм и с аналогичным вооружением. Эти танки были построены и получили обозначение КВ-З (объекты 220, 221, 222). План производства на 1941 год предусматривал выпуск 1200 таких машин. Из них на Кировском заводе – 1000 (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-З) и 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако война внесла свои коррективы, в частности к производству КВ-З так и не приступили. Что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня там собрали всего несколько танков. Всего же в 1940 году было построено 243 машины, а в первом полугодии 41 -го – 393.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Башня изготавливалась в двух вариантах – сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две – с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых – 95 мм. В первый год войны толщину брони башни давали до 105 мм. На танках более раннего выпуска броневую защиту усиливали 25-мм экранами, которые крепились к корпусу и башне болтами (не совсем понятно, зачем это делалось – в 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным). На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года-76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами – спаренным, курсовым и кормовым. На части танков ставился и зенитный пулемет ДТ.

Основное отличие танка КВ-2 состояло в установке новой башни больших размеров. Общая высота его достигла 3240 мм. В башне, в маске, закрытой снаружи броневым кожухом, располагались 152-мм танковая гаубица М-10 образца 1938/40 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В ее задней части имелась дверца, рядом с которой в шаровой опоре размещался еще один ДТ. На танке сохранился также и курсовой пулемет в лобовом листе корпуса. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТОД-9, перископический – ПТ-9 и командирская панорама ПТ-К. Боекомплект состоял из 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов. Силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электро и радиооборудование – такие же, как и на КВ-1. Танк КВ-2 выпускался в ограниченном количестве и состоял в производстве в 1940 – 1941 годах. После начала Великой Отечественной войны его выпуск был прекращен.

В этот же период велись проектные разработки танков со 107-мм пушкой: КВ-4 (объект 224) и КВ-5 (объект 225), 152-мм самоходной установки (объект 212), ремонтно-эвакуационного тягача (объект 214) и танка-электротральщика (объект 218), в которых широко использовались узлы и агрегаты танков КВ-1 и КВ-2.

Во втором полугодии 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, завод «Русский дизель» и другие. Из-за отсутствия дизелей В-2 танки КВ-1, так же как и Т-34, некоторое время выпускались с бензиновыми двигателями.

Однако в условиях блокады продолжать выпуск танков было невозможно. Поэтому с июля по декабрь в несколько этапов проводилась эвакуация завода из Ленинграда в Челябинск. 6 октября Челябинский тракторный был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома – ЧКЗ, ставший единственным заводом – изготовителем тяжелых танков вплоть до конца Великой Отечественной войны.

В 1942 году танк КВ-1 сменили в производстве на модернизированный вариант – КВ-1с («с» – скоростной). Масса танка была снижена до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса, массы агрегатов силовой передачи и ходовой части (гусеница сужена до 608 мм), а также уменьшения габаритных размеров башни. Башня – литая, новой обтекаемой формы, с командирской башенкой. Вооружение осталось прежним. Боекомплект сначала состоял из 94 выстрелов, позднее его удалось довести до 114. На КВ-1с была установлена и новая коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач вперед и две назад.

КВ-1с приняли на вооружение 20 августа 1942 года. С сентября 1943 года в войска начал поступать новый вариант КВ – «85».

Его появлению предшествовала неудачная попытка установить 85-мм пушку в штатную башню танка КВ-1с. Для установки пушки такого калибра потребовалось создание новой литой башни больших размеров и расширение подбашенной коробки. Боекомплект 85-мм пушки Д-5Т составлял 70 выстрелов. Экипаж сократился до 4 человек (за счет стрелка-радиста). Курсовой пулемет был жестко закреплен в лобовом листе корпуса – огонь из него вел механик-водитель. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть оставались полностью унифицированными с танком КВ-1с.

В 1942 году на базе КВ-1 построили опытные образцы самоходной артиллерийской установки КВ-7 с двумя пушками ЗИС-5 и тремя пушками – одной ЗИС-5 и двумя калибра 45 мм. По замыслу конструкторов, удвоение и утроение вооружения должно было компенсировать недостаток танков в войсках. В опытном порядке создали и танк КВ-9, вооруженный 122-мм гаубицей У-11.

В 1942- 1944 годах в серийном производстве состояла самоходная артиллерийская установка СУ-152 (КВ-14), построенная на базе танка КВ-1с и вооруженная 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. На базе танков КВ-1, а затем и КВ-1с с апреля 1942 года выпускался огнеметный танк К.В-8. Корпус остался без изменений, в башне же вместо 76-мм пушки установили 45-мм образца 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки. Боекомплект пушки состоял из 88 выстрелов. Рядом с пулеметом, спаренным с пушкой, устанавливался огнемет АТО-41. На танке КВ-8 на базе КВ-1с спаренный пулемет был изъят. За период с 1940 по 1943 год Ленинградский Кировский и Челябинский Кировский заводы выпустил 4775 танков КВ всех модификаций. Они состояли на вооружении танковых бригад смешанной организации, а затем были сведены в отдельные танковые полки прорыва. КВ принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее завершающей этапа.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-1 образца 1941 года
БОЕВАЯ МАССА, т: 47,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
Длина-6750,
ширина-3320,
высота-2710,
клиренс-430.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Л-11 обр.1939г. (или Ф-32 обр. 1940 г.) калибра 76 мм; 4 пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 135 выстрелов. 2772 патрона.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТОД-6:
перископический прицел ПТ-6; командирская панорама ПТ-К.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб, борт-75,
корма – 60-75,
крыша, днище – 30-40,
башня-75.
ДВИГАТЕЛЬ: В-2К. 12-цилидровый, четырехтактный, V-образный дизель жидкостного охлаждения; рабочий объем 38 880 куб.см: мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиcкоростная коробка передач тракторного типа, бортовые фрикционы, ленточные тормоза, двухступенчатые планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией на борт, 3 обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом, зацепление цевочное, направляющее колесо; подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 87-90 траков шириной 700 мм, шаг трака 160 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: 34.
ЗАПАС ХОДА, км: 250.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 36,
ширина рва, м – 2,7,
высота стенки, м – 0,87,
глубина брода, м – 1,6,
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71 -ТК-З или 10Р; танковое переговорное устройство ТПУ-4бис.

КВ-6 ("Объект 226") - тяжелый саперно-химический танк. Опытный.
Отличался установкой огнемёта АТО-41 в лобовом листе справа, с сохранением курсового пулемёта слева. Пушка Ф-32.
В августе 1941 года, Кировский завод в Ленинграде изготовил 8-10 танков КВ-6 из последних машинокомплектов. Причём огнемётов хватило на 4 танка, а остальные КВ-6 вышли из ворот "с заплатками", на месте должной установки огнемёта.
Из личного состава и мат. части 24 танковой дивизии и 146 танкового полка 198 мсд, 24 сентября 1941г сформирована 124-я отдельная танковая бригада. Все КВ-6 вошли в 124-й танковый полк 124-й отдельной танковой бригады. Всего, вместе с КВ-6, 124-й ТП насчитывал 32 шт. КВ-1, несколько Т-34, Т-26 и пару бронеавтомобилей.

КВ-6 с огнемётом, потерянный в боях под Ленинградом. 1941г.

КВ-6 без огнемёта, "с заплаткой" на месте коробки под огнемёт, потерянный в боях под Ленинградом. 1941г.

Захваченный немцами КВ-6 под Стрельной, ожидает ремонта.



Ремонтировать КВ-6, немцы предложили нашим пленным танкистам. С использованием запчастей от других подбитых 30 танков КВ-1 и КВ-6, 124 отб.

Вид сзади.

Отремонтированный Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) "Flamm". Стрельна. 1942 год.

Тот-же Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) "Flamm" в белом камуфляже. По потёкам видно, что немцы испытывали огнемёт. Стрельна. 1942 год.

Другой отремонтированный, бывший КВ-6, Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) "с заплаткой".

Это другой огнемётный танк. КВ-8 с огнемётом в башне и заменой пушки на 45-мм образца 1934 года. До 1943 года, на ЧТЗ выпущено 137-139 шт (вместе с КВ-8с).


В сводках штаба 42 армии не делалось разницы между КВ-1 и КВ-6. Тактика применения, также не различалась, т.к. вооружение отличалось только наличием огнемёта и ввиду отсутствия подготовки экипажей и офицеров в применении огнемётных танков.

8 октября 1941 года командование 42-й армии, спасая истекающий кровью Стрельнинский морской десант (стрелковый батальон численностью в 431 штык под командованием старшего лейтенанта А. Челидзе из 20-й стрелковой дивизии оперативных войск НКВД СССР), бросило в рейд по Приморскому шоссе 124-й танковый полк 124-й отдельной танковой бригады. Выбор в пользу озвученного выше полка не был случаен: во-первых, данная в/ч имела на своем вооружении только что сошедшие с конвейера тридцать два тяжелых танка марки «КВ-1», а во-вторых, во главе нее стоял такой опытный и умелый офицер, как майор И.Р. Лукашик - участник боев на Халхин-Голе и советско-финляндской войны.
На броню этих грозных машин вдобавок был посажен десант, состоящий из направленных воевать в пехоте моряков Балтфлота.

На протяжении трех дней боев 42 армия так и не смогла связаться с десантом.

8 октября 1941 года:
7-00:
124 танковый полк 124ТБр взял на броню 300 человек десанта пехоты и начал наступление по Петергофскому шоссе из района развилки с Красносельским шоссе.
15-00:
124ТП выдвинул 8 танков направлении пос Ленина, танки ведут бой, связь с десантом ("Ласточка") не установлена. Главные силы полка находятся севернее совхоза "Пролетарский Труд" (западный).
От полка выдвинуты танки для ликвидации противника в районе "Пишмаш".
Пехотное прикрытие танков занимает круговую оборону в районе железнодорожного переезда на завод "Пишмаш".
Одновременно от "Охотничий домик" продвигается на запад саперная рота и стрелковая рота мотобатальона (124 СПБ) 124 ТБр.
Бригада Петрова (6 морская стрелковая бригада) застряла севернее Ивановки и Урицка: 2 батальон имевший приказ двигаться за танками — никуда не двинулся, 3 батальон севернее отметки 8.7 медленно продвигается на запад. 1 батальон вместе с танками 51 отдельного танкового батальона прошел северо-западную окраину Урицка и обтекает высоту 8.7 с востока. Но и он отстает от танков 51 ОТБ, которые борются на западной окраине Урицка.
2 танка и 2 бронемашины были брошены на связь с танками 124 танкового полка в район пос.Ленина, но не прорвались.
5 танков у развилки Петергоф-Лигово заправляются.
3 подбиты севернее Ивановки, 1 сгорел, 1 в кювете севернее Ивановки.

Оставшиеся без прикрытия пехоты танки, не останавливаясь пошли вперёд. Сразу за передним краем немецкой обороны, один КВ отделился от колонны и свернул налево, в улицы посёлка Урицк. Подавлял огневые средства противника, отсекающие пехоту. Свой бой он вёл не долго, и будучи подбитым на поселковой улице, стал первой потерей 51 ОТБ.

К сожалению, рейд не заладился с самого начала: при прорыве вражеской обороны встречным свинцовым смерчем с брони был сметен десант. Уцелевшие морпехи попытались было двигаться за танками в пешем порядке, но экипажи КВ, не видя этого, взвинтили скорость до предела стремясь тем самым как можно быстрее миновать простреливаемый участок. В результате в тыл врага, в том числе вскоре и в район Стрельны, они, танкисты, прорвались уже не имея при себе пехотного сопровождения.
8 октября 1941 года
19-00:
124 ТП находится 1 км севернее совхоза "Пролетарский Труд", 5 танков боеспособных, 8 танков требут ремонта, 6 послано к полку после мелкого ремонта, 7 танков загружены снарядами на КП 124 ТБр для доставки в район сосредоточения полка, 2 танка отправлены на завод, 3 танка сгорели, 2 бронемашины сгорели.
Пехотный десант на броне 124 ТП из-за сильного огня противника высадился около "Охотничьего домика" и занял оборону.
23-30:
Саперная и стрелковая роты 124 СПБ находятся 300-400м западнее "Охотничий домик", 30 человек пехоты держат оборону южнее завода "Пишмаш".
Стрелковые части продвигаются по болоту на запад к "Охотничий домик" под огнем противника со стороны Ивановки и Урицка.

Уничтоженные КВ-1 и КВ-6. Эпизод 1 на карте.

Переезд у завода Пишмаш.

На доклад майора И.Лукашика, что в заданном квадрате морской десант не обнаружен («васильковые фуражки» к тому времени почти все полегли в неравном бою), от комбрига-124 полковника А. Родина после его доклада в вышестоящие штабы последовал приказ оставаться на месте с целью продолжения поисков. Это, увы, и стало роковым обстоятельством: воспользовавшись моментом, немцы подтянули к Стрельне резервы, в том числе танки, самоходки и крупнокалиберные зенитные орудия, которые тут же были изготовлены для стрельбы прямой наводкой. Одновременно, отрезая советским танкистам пути отхода, гитлеровские саперы принялись минировать противотанковыми фугасами окрестные дороги.


Уничтоженная 88 мм зенитка и КВ-1. Стрельна. Эпизод 1 на карте.

Утром 9 октября 1941 года майор И.Лукашик, детально согласовав с командованием 42-й армии место и время прорыва к своим, повел уцелевшие танки в направлении Старо-Панов и Лигов.
Для командования 42-й армии потянулись тревожные часы ожидания. Но наши КВ в назначенном районе так и не появились. На запросы доложить обстановку рация танка майора И.Лукашика, как и рации других машин его полка, не отвечала.

9 октября 1941 года
2-45
124 танковый полк обстреливается из района совхоза "Пролетарский Труд" и Володарский крупнокалиберной артиллерией противника.
Имеется телефонная связь (!) с командиром полка, но радио-команды подаваемые танкам и танковым группам на КП бригады не известны.
Задача, поставленная командиру полка: продвигаться в район пос.Ленина и Стрельны для связи с десантом "Ласточка".
В полк отправлены 7 танков с продовольствием и боеприпасами.
51 ОТБ вел бой на северной окраине Урицка, противотанковой обороны не встречал, только пулеметный и минометный огонь противника, без поддержки пехоты углублялся на 200-300 метров вглубь поселка. Подбито 2 танка, отправлены на завод. Батальон действовал хорошо, но без пехоты.
Запрос от Федюнинского:
в бою было 32 танка 124 ТБр и 8 танков 51 ОТБ, что с ними?
Ответ:
3 танка сгорели, 1 КВ - на сев. Окраине Урицка, 2 КВ - на шоссе юго-восточнее "Охотничий домик", 1 КВ засел там в болоте, 2 КВ отправлено на завод, 5 КВ - боеспособны, 8 КВ - требуют ремонта, 6 КВ - отправлено в расположение полка после ремонта, 7 КВ (из которых 5 после ремонта) - отправлены с боеприпасами в расположение полка.
16-50
Докладывает заместитель командира 124 ТБр подполковник Родин: пехота вышла на рубеж 1км восточнее "Охотничий домик",
танки: 5 КВ - боеготовых, 11 КВ - требуют инж.эвакуации,
7 танков, посланных с КП, не достигли: 4 - подорвались на фугасах 200м восточнее охотничий домик, 1 - выведен из строя тяжелым снарядом, 1 — возвращен, 3 из них (?) эвакуированы.
Движение назад невозможно, противник заложил фугасы, нужны саперы.
У майора Лукашика - 4 танка и в резерве 17 танков.

КВ-6 потерянный в боях за пос. Стрельна. Ленинград. 1941 год.

Вечером поступил приказ Лен.фронта:
"Все коробки Луны вывезти на свою территорию."
21-30
Информация от Родина, Петрова (6 МСБР?), Артюшенко (44 СД?):
4 исправные коробки
8 и 4 неисправных
2 роты десанта у охотничьего домика.
Просим для эвакуации резерв, т.к. сами можем вывезти только 4 танка за раз.

Уничтоженный КВ-6. Эпизод 3 на карте.

Лишь поздним вечером 10 октября в расположение командного пункта 124-й отдельной танковой бригады, находившегося в районе больницы имени Фореля, были доставлены трое раненых танкистов в прогоревших во многих местах комбинезонах: это командир роты И.П. Машков, заряжающий И.П. Рожнов и неизвестный радист. Из окружения они вышли пешком, без машин, по прибрежным камышам и тонкому льду Финского залива. Это были единственные воины из сто двадцать четвертого танкового, которым посчастливилось вырваться из вражеского капкана из-под Стрельны...
10 октября 1941 года
3-00
Началась эвакуация танков 124 ТП.
Колонна буксируемых танков прошла железнодорожный переезд к заводу "Пишмаш", под сильным арт.-мин.огнем противника сгорело 4 танка, подбито артиллерией 13 танков, подорвано на фугасах 4 танка, нет сведений о 5 танках
10-55
Танки остановлены из-за подрыва головного танка на фугасе, заложенном в трубу большого диаметра под шоссе. Дальше двигаться не могут, подвергаются сильному огню со стороны противника.
17-25
по докладу лейтенанта Цешковского: 13 танков, которые следовали на соединение, полностью уничтожены тяжелым огнем противника, большая часть сгорела, личного состава вышло 3 человека.

Уничтоженные КВ-6. Эпизод 2 на карте. 1941г.
...
12 октября 1941 года
9-55
Запрос Лен.фронта: вывезены ли коробки?
Ответ 42А: Вытащили одну.
Запрос Лен.фронта: а остальные?
Ответ 42А: Разбиты и Родин донес, что их вытаскивать не имеет смысла.
12 танков остались в глубине и сильно разбиты, главное в том, что противник прочно закрыл к ним дорогу, подорвав пролетную трубу на шоссе, установив фугасы и организовав противотанковую оборону.

Командир полка майор И.Р.Лукашик был посмертно награждён орденом Красной Звезды.

до 16-го октября 124 танковая бригада занималась приведением в порядок материальной части, получала пополнение. В эти дни был сформирован 124-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. Командиром дивизиона был назначен старший лейтенант Баженов, военным комиссаром - старший политрук Кулагин.

Юрий РЖЕВЦЕВ и Ретроспектива участия 124 танковой бригады (позывной "Луна") в ходе Стрельнинской операции по поддержке морского десанта в Стрельну (позывной "Ласточка"), высаженного в ночь с 7 на 8 октября 1941 года. На основе данных штаба 42 армии.

Из сводки 18-ой немецкой армии:
"врагу удалось высадиться в расположение 59-ой дивизии между Урицком и Стрельной и прорваться сюда от Петербурга большому числу танков"...
(Чуть подробнее об этом танковом ударе)... Полк майора Н.Р. Лукашина (И.Р.Лукашик) состоял из 32 тяжёлых танков "КВ", которые только что были изготовлены на Кировском заводе в Ленинграде. Наступление полка, как и высадка десанта Челидзе, началось на рассвете 8 октября 1941 года. Танки прорвали оборону и с боем дошли до Стрельны, но десант не обнаружили, о чем сообщили командиру бригады. Подтянули самоходную артиллерию и окружили танки, которые пытались прорваться к своим группами.

Так, практически сразу из ворот завода, все КВ-6 остались у немцев.

На этом примере, можно видеть характерные просчеты нашего тактического руководства периода 1941-1942гг. Но грамотное стратегическое планирование, позволило выдержать первоначальный тактический успех немцев. И дало время на воспитание новых, тактически грамотных офицеров.

Танки 1-7 - эпизод 1.
Танки 8-11 - эпизод 2.
Танк 12 - эпизод 1, с тягачом и зениткой.
Танки 13 и 14 - эпизод 3.
Танк 15 - эпизод 3, Сергиевский спуск, домовладние с фото 41(2) сохранилось.
Танк 16 - эпизод 3.

Танка КВ-5 начинается с неожиданного решения СНК Советского союза и центрального комитета ВКП (б) под номером 827-345 сс, согласно которому необходимо развернуть работы по созданию новейшего сверхтяжелого танка. Танк получает имя КВ-5. Данное решение родилось из непонятно как полученной недостоверной информации о создании в Германии сверхтяжелого танка с очень мощным бронированием, который начал поступать в танковые подразделения Вермахта.

В приказе, полученном конструкторами Кировского завода, были конкретные цифры касательно проектирования «КВ-5»:
- 10 ноября 1941 года проект должен быть создан и готов к испытаниям опытный образец;
- КВ-5 должен иметь параметры брони не меньше: бортовая – 15 см, башенная – 17 см, лобовая – 17 см;
- иметь на вооружении мощное орудие (ЗиС-6 калибра 107 мм);
- дизельный двигатель повышенной мощности (1.2 тысячи л.с.);
- ширина просвета 42 см.

Обеспечить возможность транспортирования танкового изделия в любое место с помощью железнодорожных решений.
15 июля – готовность предоставить готовые чертежи корпуса и башни сверхтяжелого танка Ижорскому заводу.
1 августа – быть готовыми утвердить техпроект и макетный образец, с учетом выполнения Ижорским заводом корпуса и башни до 1 октября и дальнейшей подачи на Кировский завод для сборки готового изделия.

Заводской номер проекта сверхтяжелого танка - «объект 255». Основные проектные работы развернулись в июне 1941 года.
Возглавлял работы по КВ-5 конструктор Н.Цейц. Команда конструкторов под его руководством сумела спроектировать уникальный для того времени танк. Мощь и броня танка позволяет предположить, что на то время КВ-5, пойди он в серийное производство, стал бы самым мощным и защищенным танком в мире. Аналогов на то время не имела ни одна страна в мире.

Корпус танка получился довольно низким – в проекте указана высота в 92 сантиметра. Из-за малых размеров, водителя и пулеметчика поместили в специальные башни, которые обеспечивали данным членам экипажа приличный обзор.

Башенная часть КВ-5 получилась уникальной ромбовидной формы. Габариты башни для того времени были очень большие. В башне размещались остальные члены экипажа – командир, заряжающий и наводчик. Кстати, командир данного танка также получил отдельную башню – командирскую, которая позволяла получать достаточно большой угол обзора. У практически всех танков времен Второй мировой обзорность никогда не числилась в плюсах технических характеристик.
Погон башни диаметром 185 сантиметров давал широкие возможности для дальнейшей модернизации сверхтяжелого танка. Внутри башня создавала хорошие условия для выполнения задач любого члена экипажа. Исполнение башни устраняло еще один из крупных недостатков отечественных танков, когда конструктивные решения преобладали над созданием нормальных условий для выполнения функциональных задач экипажа военной техники.
Бронирование как корпуса, так и башни по проекту – 15-17 сантиметров. Сравните, ИС-2 имел броню лобовой части всего 12 сантиметров.

В ходе работ над проектом в изделие вносили все новые изменения. Конструкторы отказываются от штампованных башен. Башни согласно проекту должны были изготавливаться путем традиционной сварки.
Готового дизельного мотора повышенной мощности у отечественных производителей не оказалось, поэтому в проект внесено еще одно изменение. КВ-5 проектируется с двумя обычными двигателями «В-2К» суммарной мощностью в 1.2 тысячи л.с. Размещались они в танке параллельным способом.
Орудие, устанавливаемое на проектируемый танк, также было еще одним уникальным проектом. Грабина придавало КВ-5 огромную боевую мощь. Пушка калибра 107 мм способна была пробить любую на то время бронированную машину с расстояния в полтора километра.

1 августа конструкторы завершили проектные работы танка КВ-5 полностью.
Однако воплотить чертежи в металл помешали немецкие войска, которые ускоренными темпами продвигались к Ленинграду.
Завод приостанавливает все работы над созданием опытных образцов техники и вооружения и бросает все усилия на выпуск серийного танка КВ-1.
Последняя дата, указанная на проектных работах сверхтяжелого танка, – 15 августа.

О КВ-5

Кроме явных проектных преимуществ КВ-5, мы не поговорили о недостатках сверхтяжелого танка. Основной недостаток сверхтяжелого танка – весовые характеристики. Ну а данный проект, с наимощнейшей на то время броней, должен был весить более 80 тонн. Цифры, указанные в википедии, могли соответствовать действительности. КВ-5 невозможно было бы переправить через небольшие реки, он увяз бы в осенних и весенних хлябях, транспортировка КВ-5 на позиции также бы имела много трудностей.

Мог ли танк появиться на театре боевых действий? Однозначно мог бы. Создание танка было завершено, первый образец, если бы не приближение линии фронта, появился уже в конце 41 года. Все для фронта, все для победы – это не просто слова, а действительно существовавшая идеология советских людей. Если вспомнить, какими темпами создавались другие образцы военной техники в годы Второй мировой войны, то получим однозначный ответ на данный вопрос.
А заложенные в проекте танка возможности модернизации дают основание предположить, что дальнейшая модификация танка, брони и вооружения через несколько лет создали бы из КВ-5 наисовременнейшую технику, с которой бороться противнику было бы нечем.

Довольно известная в военных кругах пушка танка ИС-2 – Д-25Т - без проблем и дополнительных переработок могла бы быть использована на КВ-5. А довольно просторная башня КВ-5 могла бы существенно увеличить скорострельность танка.
Габаритные характеристики КВ-5 позволяют установить на нем орудие калибром 152-155 мм, причем башня осталась бы подвижной, что на то время с такими пушками не делал никто.

Осуществив это, советские конструкторы обогнали время строительства подобных САУ и сверхтяжелых танков на многие годы.

Модификация КВ-5, которой никогда не было, – проект КВ-5 бис

В некоторых документах мелькают упоминания о невероятном проекте танка КВ-5 бис под названием «Бегемот». Некоторые источники упоминают его под названием «Сталинский проект».

Однако, как рассмотрим ниже, проект явно вымышленный, возможно, с целью дезинформации врага или по другим неизвестным причинам.
Исходя из имеющихся описаний и рисунков, танк выполнен как некий танковый гусеничный поезд с тремя полноценными башнями с орудиями разных калибров. Данное композитное решение встречается у А.Афанасьева, в его описаниях военной техники, и у В.Шпаковского в написанной им книге «Танки. Уникальные и парадоксальные».

Согласно имеющимся данным, КВ-5 бис – личная просьба Сталина, разработкой которой занялись в 1942 году.
В 1944 году девять танков «Бегемот» были поставлены в строй. Из них сформировали тяжелое танковое подразделение, которому добавляют имя Сталина. По тем же данным, 9 экземпляров танка «Бегемот» принимали участие как минимум в четырех военных операциях.
Собственно, танк КВ-5 бис – наземный крейсер на гусеничном шасси. Весь «крейсер» имел один мощнейший дизель. Башни танка «Бегемот» - башни от танков КВ, средняя башня вообще имеет два орудия 152 мм. Сверху башен от танков КВ устанавливались башни от БТ-5. «Сталинский оркестр» предусматривал установку «Катюши» и огнемета.

Только представив себе это в железе, понимаешь, что данный «крейсер» с места сдвинет только очень мощный дизель, которого в СССР не существовало на то время. Предполагаемая масса «Бегемота» неизвестна. Даже предположив о наличии хода данного «монстра», он просто не смог бы совершить поворот на месте. А использование в боевых действиях, да и где еще – на Кольском полуострове, где обычные танки застревали, представляется маловероятным.
К тому же нет никаких исторических документов, подтверждающих существование этого проекта и использование его в боевых действиях.

на Гугл+ «буржуйского» аккаунта.

germany wasnt the only country to produce ridiculous super massive tanks. the soviet union attempted production of this massive tank: the KV-6. the KV-6 however had some extreme issues which will be stated in the 3 prototype descriptions below. first prototype: the first kv-6 prototype was immidiately sent into combat. it however did not last long because the morons they hired to work the rear turret fired a shell into the central one. which set off its ammo rack, destroying the tank. so it basically ammo racked itself. second prototype: the second prototype met its end when it attempted to traverse over a ravine. the weight of the central turret however was too much for the hull and then SNAP! the whole tank cracked in half like a massive twix bar. mmm… crunchy tank… third prototype: the third prototype ended up toppling itself over when all three turrets fired on the same position. but since the hull was quite skinny the recoil was too much and the tank actually fell on its side. ultimately the tank proved to be a faliure. the extremely skinny hull proved to be a serious issue and the landkruizer p.1000 ratte proved to be much more practical. and thats saying something.

Дай думаю подробнее выясню что там они балакают про наши танки. Тем более картинка какая то странная. Вот эта история с переводом и продолжением …

«После коллапса Советского Союза на поверхности оказались новые факты относительно разработок секретного оружия, созданного во время 2-й мировой войны. Одним из наиболее интересных был КВ-6 «Бегемот”.
В июле 1941 года Сталин узнал о героическом противостоянии одного из танков КВ-2 частям 6-й танковой дивизии за несколько дней до этого. Учитывая огромный успех, который сопутствовал этому одиночному КВ-2, Сталин распорядился начать работы по разработке нового «сухопутного линкора” на его базе. Танк получил три башни и очень тяжелое вооружение и бронирование, что позволило бы ему успешно отражать все типы атак. Проект разрабатывался объединенной конструкторской бригадой под руководством Котина и Баркова. Когда проектировщики пожаловались Сталину, что установка трех башен сделала его слишком длинным и радиус разворота танка будет слишком большим, Сталин ответил: «Не надо разворачивать, направьте его прямо на Берлин”. Последний вариант проекта стал известен под названием КВ-6 «Бегемот”.

КВ-6 был многобашенным танком, состоявшим из компонентов танков КВ-1, КВ-2, БТ-5, Т-60 и Т-38. Использование существующих конструкций обуславливалось немецким вторжением и напряженной работой советской промышленности. По причине огромного веса танк оснастили специальным приспособлением, позволявшим преодолевать реки глубиной до 9 футов (2,74 м). Конструкторский коллектив разработал также убираемую наблюдательную башню, которую должны были использовать для управления огнем из гаубицы и ракетных установок.

Технические данные КВ-6
Экипаж: 15 человек и один комиссар
Высота: 15 футов и 3 дюйма (4,65 м)
Ширина: 10 футов и 10 дюймов (3,07 м)
Длина: 37 футов и 8 дюймов (11,58 м)
Масса: 138 тонн
Двигатели: три В-2 мощностью 600 л.с. каждый
Максиальная скорость: 13 миль в час (21 км\ч)
Максимальный запас хода: 98 миль (157 км) по дороге и 43 мили (69 км) по проселку
Бронирование: от 7 до 160 мм
Вооружение: две 152-мм гаубицы, две 76,2-мм пушки, одна 45-мм пушка, два 12,7-мм пулемета ДШК, два 7,62-мм пулемета Максим, 14 7,62-мм пулеметов ДТ, 16 ракет БМ-13, две огнеметные башни образца 1933 г.

История эксплуатации.

Первый опытный образец был закончен в 1941 году и срочно отправлен на защиту Москвы. В первой же атаке, проходившей в плотном зимнем тумане, задняя башня случайно прострелила центральную. После возникшего взрыва танк был полностью разрушен.

Второй опытный образец был закончен в январе 1942 года и отправлен на Ленинградский фронт. На нем были установлены специальные индикаторы, чтобы избежать прострела центральной башни. В первой атаке на немецкие позиции танк, преодолевая ров, переломился пополам. Возникшая искра подожгла вытекшую огнесмесь и в результате возникшего взрыва танк был полностью разрушен.

Третий опытный образец, показанный здесь (модель на фото), получил усиленный корпус и был также отправлен на Ленинградский фронт в начале 1942 года. Ему удалось сбить три немецких самолёта. Затем, во время первого боя танк вёл непрерывную стрельбу в течении трех часов. Огромная отдача постепенно отталкивала танк и в конце концов привела к детонации 152-мм снарядов, после взрыва которых танк был полностью разрушен.
После такого провала Сталин закрыл проект, а многие из конструкторов КВ-6 провели остаток своей жизни в сибирском ГУЛАГе. Танк КВ-6 был назван немногими выжившими немцами «Оркестр Сталина”, из-за многообразия навешанного на него вооружения”.

«Как ни печально признавать, очень часто значимые события, повлиявшие на ход мировой истории, оказываются за кадром и знают о них лишь немногое специалисты. Не стало исключением и отечественное танкостроение, известное поражающими воображение экспериментами вроде телеуправляемых или прыгающих танков.
27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В ходе обсуждения ведущие конструкторы нескольких КБ жарко полемизировали о приоритетности огневой мощи и противоснарядного бронирования. В итоге сошлись на том, что чем больше - тем лучше, и того и другого.

Буквально по горячим следам был сделан эскизный проект, расчетные боевые характеристики выглядели столь многообещающе, что немедленно было дано «добро» на производство опытного образца. Это был танк с противоснарядным бронированием и чрезвычайно мощным вооружением, включавшим 152 мм гаубицу для борьбы с ДОТами и две 76 мм пушки, пригодных как для борьбы с танками, так и для других задач, плюс вспомогательное пулеметное вооружение. Башни были унифицированы с танками серии КВ, размещение вооружения повторяло проверенную схему Т-35. Проектная масса - 135 т, двигатель - М17, 2х500 л.с., максимальная скорость - до 30 км/ч.

По сути, эта уникальная машина должна была изменить все тогдашнюю тактику применения танков, став воистину универсальным, одинаково пригодным и для прорыва и для удержания рубежа, для чего достаточным было бы только верно развернуть танк. Будучи ориентированным перпендикулярно к линии фронта, такой танк способен как игла прошить любую линию вражеской обороны, без труда преодолевая любые рвы, надолбы, эскарпы, контрэскарпы и волчьи ямы. Если танк повернуть вдоль линии фронта, то можно надежно закрыть любую брешь в обороне, лишь бы хватило этих чудо-танков.
Разумеется, воплощение столь масштабного проекта требовало времени, а его уже не было, да и кадры были брошены на производство скоростных автострадных танков. Потому, когда грянула Война, изготовить успели ввести всего один такой танк, получивший обозначение Т-135. Завод пришлось спешно эвакуировать, супертанк везли в тыл, чтобы продолжить работу, но в Сталинграде его пришлось оставить на территории тракторного завода, где планировалось подготовить его к переброске через Волгу, но вновь не хватило времени.

Как считают некоторые историки, переломным в истории Войны стал именно тот момент, когда ворвавшиеся на территорию завода немцы увидели этот танк….
Некоторые из любителей альтернативной истории берут на себя смелость утверждать, что если б этот танк удалось запустить в серию годом раньше и успеть его показать миру на традиционном ноябрьском параде - то может и войны б не было. Но история - наука серьезная и сослагательного наклонения не терпит”.

Ну а теперь серьезно.

Начнем с того, что везде, где находится источник этого текста стоит надпись «Значительная часть информации на этой странице является шуткой, не стоит использовать ее в качестве аргумента в доказательстве чего-либо».

Так же сразу можно сказать, что первая фотография — это понятный всем фотошоп. Вот ее оригинал:

Это прохождение Т-28 по Красной Площади.

Проект советского трёхбашенного сверхтяжёлого танка прорыва периода Великой Отечественной войны.

Проектные разработки осуществлялись специалистами конструкторского бюро Ж. Я. Котина . Работы над тяжелыми танками КВ-5 и КВ-220 велись на Ленинградском Кировском заводе. Танк имел максимальную для того времени толщину брони. Для танка КВ-5 был изготовлен технический проект и началось изготовление ряда узлов и агрегатов. С началом войны в проект пришлось внести целый ряд изменений. Так, пришлось отказаться от идеи изготовления штампованной башни - она была заменена на сварную, а ввиду отсутствия подходящего дизеля мощностью 1200 лошадиных сил (он находился в стадии разработки) КВ-5 перепроектировали под установку двух обычных двигателей В-2, размещённых параллельно.

Ведущим инженером проекта был И.А.Аристов. Деревянный макет предполагал огнемёт на левой надгусеничной полке. Танк КВ-5, выполненный в металле, отличался установкой огнемёта АТО-41 в лобовом листе справа, с сохранением курсового пулемёта слева. Пушка Ф-32. В августе 1941 года, Кировский завод в Ленинграде изготовил 8-10 танков КВ-5 из последних машинокомплектов. Причём огнемётов хватило на 4 танка, а остальные КВ-5 вышли из ворот «с заплатками», на месте должной установки огнемёта. Из личного состава и мат. части 24 танковой дивизии и 146 танкового полка 198 мсд, 24 сентября 1941г сформирована 124-я отдельная танковая бригада. Все КВ-5 вошли в 124-й танковый полк 124-й отдельной танковой бригады. Всего, вместе с КВ-5, 124-й ТП насчитывал 32 шт. КВ-1, несколько Т-34, Т-26 и пару бронеавтомобилей.»

Однако, в связи с приближением немцев к Ленинграду работы над КВ-5 были прекращены в первой половине августа 1941 года

А выглядел он вот так:

Кстати, по поводу многобашенного разоблачения уже была у нас тема. Помните вот такую картинку?

Убеждают, что это Т-135

11 марта 1941 года Разведуправление Генерального штаба РККА представило «наверх» специальное сообщение №316 «О тяжёлых танках Вермахта», в котором сообщалось: «По сведениям, требующим дополнительной проверки, немцы начинают строить три образца тяжёлых танков:

Кроме того, на заводах «Рено» производится ремонт 72-тонных французских танков, участвовавших в войне на Западе (реальный вес танка Char B1bis , переименованного немцами в Pz. Kpfw. B2 740(f), составлял 32 тонны. Устаревший же танк Char 2C весом 75 тонн в распоряжении Вермахта оказался только один – прим. автора). По сведениям, поступившим в марте мес. с. г. и требующим проверки, на заводах «Шкода» и «Крупа» ставится производство 60 и 80 т танков» (Источник – «Россия. XX век. Документы», В.П. Наумов, А.Н. Яковлев (в 2-х книгах), книга 1-я).

Значительно позже выяснилось, что советские разведчики получили дезинформацию, которая, скорее всего, была подброшена Абвером. На самом деле весной 1941 года танковые конструкторы компании «Хеншель и сын» только заканчивали сборку прототипа своего 65-тонного танка VK6501(Н), а разработанные в 1938 году той же компанией прототипы тяжёлых DW I и DW II едва дотягивали по весу до тридцати тонн. VK3001(Н) Хеншеля и VK3001(Р) фирмы Порше также находились в этой весовой категории. Самой мощной пушкой, которую планировали устанавливать на свои танки немецкие конструкторы, было 88-мм орудие KwK 36 L/56 с длиной ствола 56 калибров и баллистикой зенитного орудия (позже её устанавливали на танки «Тигр»). И то, прототип VK3001(Р), вооружённый этим орудием, изготовили только в октябре 1941 года. Таким образом, ни о каких танках весом 90 тонн со 105-мм пушками весной 1941 года в Третьем Рейхе речи не велось.

Трофейный французский Char 2C – самый тяжёлый и самый бесполезный танк, имевшийся у Вермахта в первой половине 1941 года
Источник - worldoftanks.eu

Тем не менее, у руководства СССР полученная информация вызвала немалую озабоченность. Производившиеся на Ленинградском Кировском заводе (далее – ЛКЗ) тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2 явно проигрывали по забронированности мифическим немецким 90-тонным монстрам, а КВ-1 со своей 76,2-мм пушкой Ф-32 – ещё и по вооружению.

6 апреля 1941 года в кабинете у А.А. Жданова, исполнявшего обязанности заместителя председателя Совнаркома (далее – СНК) по вооружениям (вице-премьер-министра в сталинском правительстве) началось совещание с участием руководства ЛКЗ, Ижорского завода (поставлявшего бронекорпуса тяжёлых танков) и Горьковского завода №92 (производившего танковые пушки). После двух дней споров и прений 7 апреля 1941 года было принято постановление СНК №827-345, согласно которому ЛКЗ обязывали разработать новые тяжёлые танки КВ-3 (лобовая броня – 115-120 мм), КВ-4 (лобовая броня – 140-150 мм) и КВ-5 (лобовая броня – 170 мм). Непосредственно для КВ-5 документом устанавливались следующие требования:

…О танке КВ-5.

Директору Кировского завода т. Зальцману:

1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 г. танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5:

а) броня лобовая 170 мм, борт 150 мм, башня 170 мм;

б) вооружение 107-мм пушка ЗИС-6;

в) двигатель дизель мощностью 1200 л. с.;

г) ширина не более 4200 мм.

Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения…

КБ ЛКЗ должно было уже к 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5, а к 1 августа того же года – предъявить на утверждение в Народный комиссариат обороны СССР и Главное авто-бронетанковое управление Красной Армии макет и технический проект КВ-5.


Эскизный проект танка КВ-5
Источник – журнал «Танкомастер» №6, 2000 год

Ижорский завод обязали изготовить и поставить на Кировский завод корпус и башню КВ-5 к 1 октября 1941 года.

Горьковский завод №92, главным конструктором которого в то время был создатель прославленных артиллерийских систем ЗиС-2 и ЗиС-3 В.Г. Грабин , обязали сконструировать и запустить в серийное производство 107-мм танковую пушку, которой планировалось вооружить все три новые модели танков:

…Артиллерийское вооружение танков КВ-3, КВ-4, КВ-5.

1. Директору завода № 92 т. Елян и главному конструктору т. Грабину поручено разработать 107-мм танковую пушку с начальной скоростью снаряда 800 м/с под унитарный патрон с бронебойным снарядом весом 18,8 кг и по разработанному проекту изготовить, испытать и сдать к 1 июня 1941 г. опытный образец этой пушки для испытания в танке КВ-2.

Грабин, активно внедрявший на своём предприятии принцип максимальной унификации всех создаваемых «изделий», взял обязательство разработать и наладить поточное изготовление новых пушек в течение сорока пяти дней, что является потрясающе коротким сроком даже для современной промышленности (данное обязательство было зафиксировано в постановлении). Графики изготовления прототипов КВ-3, КВ-4 и КВ-5 (а для первой модели – и серийного выпуска) были составлены в полном соответствии с графиками поставок горьковчанами 107-мм пушек.

Василий Гаврилович Грабин
Источник – wikipedia.org

Главному конструктору ЛКЗ по моторостроению А.Д. Чаромскому ставилась задача спроектировать дизель мощностью 1200 л. с. на базе авиационных поршневых 12-цилиндровых V-образных дизельных двигателей водяного охлаждения М-40, устанавливавшихся на серийные самолеты ТБ-7 (Пе-8). Аналогичное задание получил Харьковский завод №75, где создали первый в Европе танковый дизель В-2, а также Ворошиловградский тепловозостроительный завод.

Тернии конструктора Цейца

На Кировском заводе танку КВ-5 присвоили производственный индекс «Объект 225», и работы над ним велись в специальном танковом конструкторском бюро СКБ-2. Генеральный конструктор СКБ-2 Ж.Я. Котин ведущим инженером проекта назначил одного из самых опытных своих подчинённых – человека сложной судьбы Николая Валентиновича Цейца, чей эскизный проект больше других соответствовал представлениям руководства ЛКЗ о новом танке. Ряд других конструкторов СКБ-2 также предложили свои чертежи (включая традиционную башенную компоновку (Н.Ф. Шашмурина) и компоновку силовой установки в центре, за спиной механика-водителя (М. И. Креславского), но предпочтение отдали проекту Цейца.

Цейц окончил один из элитных инженерных ВУЗов страны – МВТУ имени Баумана и с самого начала создания КБ Орудийно-арсенального треста, занимавшегося проектированием новых моделей бронетехники (с которого, собственно, и началось танкостроение в СССР) работал в нём. В конце 20-х годов его отправили в Казань для сотрудничества с немецкими инженерами в рамках проведения испытаний экспериментальных моделей немецких танков, проводившихся на полигоне совместной советско-немецкой танковой школы КАМА.

Однако общение с иностранными коллегами ничем хорошим для советского инженера не закончилось. 2 октября 1930 года его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, а в апреле 1931 года он был приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, которые ему заменили работой в КБ технического отдела экономического управления ОГПУ (легендарные «шарашки» появились в СССР задолго до Л.П. Берии). Здесь Цейц работал над проектом тяжёлого 70-тонного танка.

Николай Валентинович Цейц
Фото из архива П. Кириченко и М. Павлова

Через год, 22 апреля 1932 года, Николая Валентиновича освободили досрочно, и он уже в качестве вольнонаёмного работника приступил к усовершенствованию конструкции недавно созданного и запускаемого в серию танка Т-35.

В 1934 году Цейца направили работать на ленинградский завод опытного машиностроения №185, где он возглавил работы по созданию экспериментальной трёхбашенной машины Т-29 и усовершенствованной версии нового на тот момент трёхбашенного танка Т-28, который она должна была заменить.

Николай Валентинович тесно сотрудничал с Кировским заводом, так как прототипы Т-29 собирались на его производственной базе, и в 1937 году ему предложили перейти в СКБ-2. Однако этот переход оказался несвоевременным, так как завод накрыла волна арестов руководящего и конструкторского персонала. Попал в эту волну и Цейц – в 1938 году он был отстранён от работы над новым танком прорыва СМК и арестован. Однако, как ценного научного специалиста, его вернули к работе, оставив при этом под арестом.

Именно такой человек возглавил работы над проектом самого тяжёлого в истории СССР танка. Помимо этого, группа Цейца создала собственный вариант эскизного проекта тяжёлого танка КВ-4, характеристики которого оговаривались тем же постановлением СНК, что и для КВ-5. Котин объявил среди конструкторов СКБ-2 конкурс проектов, и в результате ему было предоставлено около двух десятков эскизных предложений. В результате, ни один из вариантов КВ-4 не рассматривался в качестве прототипа для изготовления опытного образца, и в июне работы по этому танку были прекращены в пользу КВ-5, в эскизном проекте которого, выполненном лично Цейцем, использовались некоторые решения, найденные им для КВ-4.


Проект танка КВ-4 Н.В. Цейца
Источник – alternathistory.org.ua

Последний довоенный проект ЛКЗ

Работы над танком КВ-5 начались в июне 1941 года. Для проектирования машины была образована бригада конструкторов в составе: К.И. Кузьмина (корпус), Л.Е. Сычева (башня и установка вооружения), Н.Т. Федорчука (ходовая часть).

Корпус КВ-5, в отличие от других KB, не имел гнутых деталей (за исключением кормового нижнего листа), и бронелисты соединялись друг с другом гужонами и электросваркой. Толщина лобовых деталей корпуса и башни достигала 180 мм. Толщина бортов и кормы корпуса – 150 мм, крыши и днища – 40 мм.

В процессе работы проявилась масса технических проблем, для решения которых приходилось подыскивать приемлемые решения. По предварительным расчётам, масса танка достигала 100 тонн. Так как авиационные дизели М-30 или М-40 мощностью 1250-1500 л.с. сочли непригодными для использования в КВ-5, а приемлемой замены им советские конструкторы на тот момент не создали, было принято решение использовать в качестве силовой установки танка два параллельно установленных дизельных двигателя В-2. Они соединялись с коробкой передач и бортовыми фрикционами с помощью промежуточного редуктора. С учётом того, что и фрикционы, и коробка передач полностью повторяли конструкции агрегатов, которые использовались на серийных КВ, у КВ-5 в случае его реализации в металле, неизбежно появились бы те же проблемы с ходовой частью, какими страдали КВ-1 и КВ-2.

Основная задержка с серийным производством танка КВ-3 возникла из-за башни, которую планировалось производить методом штамповки из цельного листа брони, но наладить процесс никак не удавалось. Таким же образом первоначально конструкторы Цейца хотели изготавливать башню и для КВ-5, но потом отказались от этой затеи и предложили делать её сварной из катанной листовой брони.


3-D модель танка КВ-5
Источник – playnewgame.ru

Компоновка КВ-5 предлагалась классическая – с последовательно расположенными отделением управления, боевым отделением и размещавшимся в кормовой части моторно-трансмиссионным отделением (далее – МТО). В конструкции нового танка проектировщики старались максимально использовать элементы серийной машины КВ-1, чтобы минимизировать его себестоимость и упростить ремонт и снабжение запчастями в боевых условиях. Для экономии массы и уменьшения поражаемого силуэта корпус КВ-5 попытались сделать максимально низким – высотой 920 мм. Однако возникла проблема с размещением механика-водителя и стрелка-радиста. Для них конструкторы спроектировали две небольшие башенки, выступавшие из крыши корпуса над отделением управления.

Башенка, установленная над головой механика-водителя с левой стороны танка, больше походила на бронированный откидной колпак со смотровыми щелями, обеспечивавший лучший обзор, чем на обычном танке КВ. Толщина брони колпака была такой же, как и у лобовых бронедеталей машины – 170 мм. На марше механик-водитель мог открывать колпак в сторону для удобства наблюдения за дорогой.

В распоряжение стрелка-радиста предоставлялась башенка с установленным в ней пулемётом ДТ, причём её высота позволяла вести огонь поверх бронеколпака-башенки механика-водителя. За счёт особенности конструкции пулемёт также получил большой сектор обстрела по вертикали, что позволяло вести огонь и по воздушным целям.

В ромбовидной высокой башне КВ-5 и под ней разместили просторное боевое отделение, предназначавшееся для командира, наводчика и двух заряжающих. Увеличенная высота башни была вызвана требованием заказчиков предусмотреть возможность ведения навесного гаубичного огня. Чтобы предупредить утыкание казённика танковой пушки в днище, её пришлось значительно приподнять над корпусом. Для облегчения заряжания пушки погон башни увеличили до 1840 мм, что было на 300 мм больше, чем у КВ-1. В стремлении уменьшить общий силуэт танка его корпус сделали высотой всего 920 мм, однако в части МТО высота корпуса увеличивалась до 1300 мм.


Танк КВ-5, рисунок
Источник – stopgame.org.ua

Над местом заряжающего в задней части башни (с левой стороны в крыше) сконструировали пулемётную башенку под пулемёт ДТ, идентичную башенке стрелка-радиста, но значительно более низкую. Командира танка расположили справа от пушки, а над его местом спроектировали командирскую башенку с пятью смотровыми призменными приборами и перископом, который позволял вести наблюдение поверх пулемётной башенки. Наводчик располагался слева от орудия, его место снабдили призменным прибором наблюдения, оптическим и панорамным прицелами.

Основную часть боекомплекта 107-мм пушки планировали разместить в кормовой нише башни, а остальные снаряды должны были храниться в укладках боевого отделения внутри корпуса танка.

Ходовая часть танка была почти полностью идентична танку КВ (из-за увеличения длины корпуса в конструкцию добавили два опорных катка и один поддерживающий ролик, доведя их общее количество соответственно до восьми и четырёх на один борт). Подвеска использовалась индивидуальная торсионная.

Пушка для нерождённых монстров

КБ Грабина и Горьковский завод №92 своё обязательство по скоростному конструированию 107-мм танкового орудия перевыполнили. Не через 45, а уже через 38 дней новая пушка ЗиС-6 была готова к полигонным испытаниям. Она использовала серийный унитарный 107-мм снаряд, выпускавшийся в СССР для 107-мм дивизионной пушки M-60 образца 1940 года (конструкторы только предлагали несколько усилить мощность порохового заряда патрона). Механический досылатель заряжания горьковские конструкторы позаимствовали у собственной экспериментальной разработки – 107-мм танковой пушки Ф-42, созданной в КБ Грабина в 1940 году в инициативном порядке параллельно с 76-мм Ф-32 (устанавливалась в КВ-1), Ф-34 (Т-34) и 85-мм пушкой Ф-39.

Ствол ЗиС-6 проходил испытания уже в апреле 1941 года на лафете 152-мм гаубицы МЛ-20. В мае первый экземпляр пушки был изготовлен и установлен на танк КВ-2. Он проходил испытания до середины июня 1941 года, после чего, на том же танке, отправился на Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (до революции 1917 года – Охтинское опытное поле, в наше время – Гороховецкий артиллерийский полигон под Санкт-Петербургом). На испытаниях пушка показала себя мощным и надёжным орудием – при массе снаряда в 16,6 кг и скорости 800 м/с мощность ЗиС-6 оказалась в 4,4 раза выше, чем мощность пушки Ф-32 (штатного вооружения серийных КВ-1). Это говорило о том, что пушка ЗиС-6 могла поразить практически любой современный ей серийный танк на расстоянии, превышающем километр. При этом за счёт использования унитарных снарядов её скорострельность была значительно выше, чем у 152-мм гаубицы, установленной в башне КВ-2.


Испытание 107-мм пушки ЗиС-6, установленной на танке КВ-2
Источник – roundstable.com

Пушка была готова, но танки, для которых она создавалась, так и не были собраны. Работы над производством башни для КВ-3 приостановились, КВ-5 существовал лишь на бумаге (в чертежах и эскизах), а работы по КВ-4 остановили ещё на стадии утверждения эскизного проекта.

Между тем, 22 июня 1941 года началась война, показавшая, что самыми тяжёлыми машинами, которыми располагал Вермахт, оказались Pz.Kpfw.IV и безнадёжно устаревшие трофейные французские B-1bis, часть которых немцы переделали в огнемётные. Броню этих машин спокойно пробивало штатное вооружение советских танков КВ-1 и Т-34 , а потому уже в середине августа все работы и по КВ-3, и по КВ-5 были остановлены. Группу Цейца переориентировали на модернизацию танка КВ-1, что в 1942 году вылилось в создание его скоростной модели КВ-1С.

Уже в июле 1941 года возникла угроза появления возле Ленинграда немецких и финских войск, а потому в том же месяце началась эвакуация ЛКЗ на Урал, на производственные площади Челябинского тракторного завода. Прекращение работ над КВ-5 совпало с отъездом конструкторов завода на восток. В 1942 году Николая Валентиновича Цейца освободили из-под ареста, но в том же году он умер прямо на заводе во время работы над новым танком КВ-13.

Горьковский завод №92 начал серийное производство пушек ЗИС-6 1 июля 1941 года, и согласно отчету, «в июле-августе 1941 года было изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство прекращено из-за неготовности тяжелого танка». Однако Грабин в своих мемуарах утверждал, что этих пушек было изготовлено значительно больше: «…производство ЗИС-6 расширялось, а между тем танка, для которого ее предназначали, все не было. Кировский завод и к началу войны не поставил нового танка. Не берусь судить о причинах, по которым танкостроители не выполнили постановления ЦК и СНК. Отсутствие танка заставило нас вначале приостановить выпуск ЗИС-6, а затем и вовсе снять пушку с производства. Даже сегодня писать об этом горько и больно: в те дни, когда на фронт забирали орудия из музеев, все, что могло стрелять, около 800 современных мощных танковых пушек были отправлены на переплавку в мартен. Такова была цена «ведомственных неувязок»…»

Многие исследователи утверждают, что Грабин приводит неправдивые данные, и ссылаются на официальный отчёт завода. Однако они забывают об одной особенности работы предприятия №92 и его взаимоотношениях с военной приёмкой, которые сложились как раз в период 1940-41 годов. Танковая пушка Ф-34 была запущена на заводе в серийное производство, когда государственного заказа на неё не было. Директор завода №92 А.С. Елян и главный конструктор В.Г. Грабин на свой страх и риск приняли решение запустить «изделие» в серию, чтобы к моменту, когда военное руководство СССР осознает, что танковая пушка Л-11 (которую тогда устанавливали на «тридцатьчетвёрки») имеет низкую надёжность, у предприятия уже был значительный запас изготовленных орудий. К чести этих людей надо сказать, что в своих расчётах они оказались правы целиком и полностью.

Точно такая же ситуация сложилась и с легендарными полковыми 76-мм пушками ЗиС-3. В начале 1941 года заместитель Наркома обороны СССР маршал Кулик отказался заказывать их у завода №92. Осознавая, что вскоре грянет война, Елян и Грабин снова начали несанкционированное серийное производство этих артсистем, и когда фронту потребовались на порядки большие объёмы пушек, горьковчанам было что загружать в эшелоны.

Скорее всего, так же обстояло дело и с ЗиС-6. По документам производство этой пушки началось 1 июля 1941 года. На практике же Грабин мог инициировать начало серийного производства сразу после окончания заводских испытаний, программа которых была значительно жёстче, чем на военных полигонах, что страховало завод от возможных неприятностей. Восемь сотен нигде не учтённых 107-мм пушек хранились на заводе, занимая место и содержа металл, который был так необходим фронту, поэтому когда стало понятно, что ни КВ-3, ни КВ-5 производиться не будут, их поторопились сдать на переплавку. Когда же во второй половине 1942 года в Сальских степях и под Ленинградом появились первые немецкие «тигры», советским танкистам нечем было с ними бороться. Хотя ЗиС-6 вполне можно было установить на шасси КВ-1С или ИС-1, в силу сложившихся обстоятельств этого не случилось.

КВ-5 – современные фантазии

Интересна ситуация, сложившаяся вокруг КВ-5 уже в новейшее время. В ряде источников встречаются упоминания о некоем танке КВ-5бис или КВ-6 «Бегемот», который якобы разрабатывался на ЛКЗ под руководством Ж.Я. Котина. Встречаются фотографии пластиковых моделей и 3-D изображений этого танка, количество башен которого варьируется от трёх до шести. На бронированного монстра, число опорных катков которого ограничивается только фантазиями горе-«конструкторов», «лепились» башни всех известных танков начального периода войны, а иногда и реактивная система залпового огня БМ-13. Западные источники по своему обычаю привязывать всё, создаваемое в СССР, к именам Сталина и Молотова, назвали эту популярную в Сети машину «Сталинским оркестром». Тем не менее, не найдено ни одного документального подтверждения попыток или даже мыслей о создании этой конструкторской несуразицы советскими КБ.


Фейковый танк «Сталинский оркестр»
Источник – socia.sk