Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Инерция мышления по Г.С. Альтшуллеру

Один из барьеров, серьёзно препятствующих решению творческих (например, изобретательских, научных) задач - инерция мышления самого решающего.

ПРИМЕР. «На одном из семинаров по теории изобретательства была предложена слушателям такая задача:

«Допустим, 300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньше, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов больше. Каково число электронных групп? Эта сложная проблема до сих пор не решена». Слушатели - высококвалифицированные инженеры-заявляли, что они не берутся решать эту задачу:

Тут квантовая физика, а мы - производственники. Раз другим не удалось, нам подавно не удастся...

Тогда я взял сборник задач по алгебре и прочитал текст задачи: «Для отправки 300 пионеров в лагерь было заказано несколько автобусов, но так как к назначенному сроку два автобуса не прибыли, то в каждый автобус посадили на 5 пионеров больше, чем предполагалось. Сколько автобусов было заказано?»

Задача была решена мгновенно».

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1969 г., с. 195.

Пожалуй, это самая распространенная ошибка при постановке задачи. Для достижения какого-то результата изобретателя ориентируют на создание новой машины (процесса, механизма, прибора и т. д.). Внешне это выглядит логично. Есть машина, скажем, Mi, дающая результат Pi. Теперь нужно получить результат Р2, и, следовательно, нужна машина М2. Обычно P2 больше P1, поэтому кажется очевидным, что М2 больше M1.

С точки зрения формальной логики здесь всё верно. Но логика развития техники - это логика диалектическая. Чтобы получить, например, двойной результат, вовсе не обязательно использовать удвоенные средства».

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1969 г., с. 54-56.

Существуют различные приёмы преодоления инерции мышления. Один из методических приёмов, широко используемых в ТРИЗ при решении изобретательских задач - правильная формулировка

Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.

Такие больные иногда в состоянии работать, но делают это с частыми срывами, теряют прежнюю квалификацию и выполняют работу, не требующую приобретения и использования новых знаний. В психоневрологическую больницу они поступают в связи с декомпенсацией состояния. В историях болезни отмечается, что больные принимают участие в трудовых процессах, читают газеты, проявляют часто интерес к жизни отделения; вместе с тем качество их умственной продукции невысоко, темн работы замедлен.

Экспериментально-психологическое исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их интеллектуальных процессов. Даже в тех случаях, когда они могут обобщить материал (выделить основной признак в опыте на классификацию предметов, понять условность инструкции), они допускают ошибочные решения, если им необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Изменение условий затрудняет их работу.

Эта тугоподвижность мыслительного процесса приводила в конечном счете к тому, что больные нс справлялись даже с элементарными заданиями, если последние требовали переключения. Так, например, один больной в опыте, где ему надо было опосредовать свой процесс запоминания и воспроизведения слов с помощью рисунка (составление пиктограмм), сразу придумывал условные обозначения для опосредования слов, если он мог нарисовать "человека", и не мог этого сделать в тех случаях, когда ему казалось неудобным рисовать человека.

Плохую переключаемость обнаруживают больные и в опыте на опосредованное запоминание по методу А. Н. Леонтьева. Выбрав для запоминания слова какую- нибудь карточку, больные не в состоянии подобрать для этого слова другую. Следовательно, решение задачи доступно больным, если оно выполняется только одним определенным способом.

Подобная инертность связей прежнего опыта, в которой проявляется нарушение динамики мыслительной деятельности, в результате приводила к снижению операции обобщения и отвлечения. Выполняя задачу "классификация объектов", больные не только не объединяют в одну группу диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них как единичный экземпляр. В результате само задание классификации не выполняется даже на конкретном уровне. Процесс сортировки, классификации, требующий оттормаживания одних элементов, сопоставления с другими, т.е. известной гибкости оперирования, переключения, для них затруднен. Так, один больной, выделив группу людей, разделяет ее на две подгруппы: людей, занятых физическим трудом, и людей, занятых умственным трудом (к последним относит и лыжника).

Экспериментатор предлагает объединить некоторые группы, например домашних и диких животных, людей разных профессий. Больной соглашается, начинает заново сортировать картинки, но в итоге приходит к прежнему способу, отстаивает его.

Такая же трудность переключения обнаруживается и в эксперименте по методу "исключение объектов". Так, больной при предъявлении карточки, на которой изображен "стол, стул, диван и настольная лампа", заявляет: "Конечно, все это мебель, это точно, а лампа не мебель. Но ведь на столе должна стоять лампа, если дело происходит вечером или хотя бы в сумерки... Ну, зимой рано темнеет, а тогда лучше удалить диван... Ежели есть стул – можно без дивана обойтись". На замечание экспериментатора: "Ведь вы же сказали сами, что лампа не мебель" – больной отвечал: "Конечно, правильно, надо выделить мебель, но лампа-то настольная, она на столе стоит. Я бы предложил выделить диванчик". Несмотря на то что сам больной не только понял, но и указал на принцип обобщения (мебель), он в реальном действии – сортировке предметов – снова и снова возвращается к выделенному им свойству: "Лампа настольная, она должна стоять на столе". Больной не может переключиться с принятого им решения.

Конкретные связи прежнего опыта инертно доминируют в мыслительной деятельности больных и определяют весь дальнейший ход их суждений.

Из-за подобной инертности связей прежнего опыта больные часто не упускают при выполнении задания ни одной детали, ни одного свойства предметов и в результате не приходят даже к элементарному обобщению. Из этого стремления к уточнению, из желания исчерпать при решении какого-нибудь вопроса все многообразие фактических отношений и возникает то своеобразное эпилептическое "резонерство", проявляющееся в обстоятельности, излишней детализации, которое метафорически обозначается в клинике как "вязкость" мышления.

Особенно часто обнаруживается подобная инертность связей прежнего опыта при выполнении задания, которое требует более развернутого объяснения – при определении понятий. Для иллюстрации приведем типичное определение простого понятия.

Больной Б-н (эпилепсия). Шкаф. "Это предмет, в котором хранится что-то... Но в буфете тоже хранят посуду, еду, а в шкафу – платье, хотя и в шкафу часто хранят еду. Если комната маленькая и в ней не помещается буфет или если просто-таки нет буфета, то в шкафу хранят посуду. Вот у нас стоит шкаф; справа – большое пустое пространство, а налево – четыре полки; там и посуда и еда. Это, конечно, некультурно, часто хлеб пахнет нафталином – это порошок от моли. Опять же бывают шкафы книжные, они не столь глубоки. Полки их уже, полок много. Теперь шкафы встраиваются в стены, но все равно – это шкаф".

Приведенная иллюстрация показывает, что больной начинал правильно определять понятие "шкаф", но тут же приводил всевозможные отклонения от своих определений, уточнял возможные варианты, и в результате всех этих уточнений и описаний больной так и нс мог остановиться на каком-нибудь одном четком определении. Сам больной оставался неудовлетворенным своими объяснениями, потому что они казались ему недостаточно полными.

Инертность конкретных связей прежнего опыта выявляется и в ассоциативном эксперименте с инструкцией отвечать словом противоположного значения.

Полученные данные показывают, что латентный период довольно значителен и составляет в среднем 6,5 с, у отдельных больных он временами достигал 20–30 с.

Обращает на себя внимание большое число "запаздывающих" ответов: больные отвечают не на предъявляемое слово, а на прежнее. Например, ответив на слово "пение" словом "молчание", больной на следующее слово "колесо" отвечает словом "тишина"; ответив на слово "обман" словом "вера", на следующее "голоса" больной реагирует словом "ложь".

"Запаздывающие" ответы больных являются существенным отклонением от нормального протекания ассоциативного процесса. Они свидетельствуют о том, что следовой раздражитель имеет большее сигнальное значение, нежели актуальный. Для уточнения механизма этих особенностей следует обратиться к анализу построения ассоциативного эксперимента.

Слово, которым испытуемый реагирует на слово-раздражитель, не является единственной возникающей у него ассоциацией. Однако реагирование лишь одним словом объясняется тем, что инструкция экспериментатора, т.е. задание, предусматривает лишь одно и притом первое пришедшее на ум слово. Остальные возникшие при этом связи затормаживаются. Предъявление другого слова вызывает новые ассоциации, иначе говоря, ответная реакция больного обусловлена всякий раз актуально звучащим словом. Актуальность же раздражителя зависит от поставленной задачи, от ситуации.

В работах советских психологов изучались зависимость образования ассоциативных связей от условий и содержания деятельности. А. Н. Леонтьев и Т. Ф. Розанова показали, что при изменении смысла задания (инструкции) одни и те же раздражители вызывают различные ассоциативные связи. Закрепление и воспроизведение ассоциативных связей должны происходить именно в зависимости от поставленного задания.

В применении к нашей экспериментальной ситуации это должно означать, что только произнесенные в данный момент слова должны были вызывать ассоциативные связи, что только они должны были служить сигналом для ответной реакции. Ассоциации же, вызванные произнесенными ранее словами, не должны были актуализироваться; прежние раздражители должны были остаться нейтральными, утратив свое сигнальное значение.

У наших же больных актуально звучащие слова не приобретали значения раздражителя. В силу инертности связей прошлого опыта больные отвечают на отзвучавшее слово.

Полноценность мыслительной деятельности заключается не только в том, что человек в состоянии выполнить ту или иную мыслительную операцию, проанализировать и синтезировать материал, выделить существенное, но и в том, что эта способность к правильным операциям является устойчивым способом действия.

В ситуации эксперимента, так же как и в любой жизненной ситуации, выступают все новые стороны предметов и явлений, меняются условия деятельности. Для того чтобы правильно познать эти различные отношения, чтобы правильно действовать согласно изменившимся условиям, человеку нужно уметь переходить от одного способа действия к другому, он не должен автоматически оперировать прежними застывшими операциями или способами.

Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.

Психологическая инерция

Психологическая инерция – это свойство человека мыслить по прямой аналогии .

Инерция мышления – одно из свойств человеческой психики, которой выражается в том, что сознание, разум человека часто подчиняется силе привычки. Под ее влиянием при размышлении над проблемами в голову человека сначала приходят идеи, похожие на уже известные. Но обычно старые идеи для новых условий не подходят, как не подходит паровой двигатель для современного автомобиля. Потому и называют это свойство психики «инерцией», что оно тормозит появление новых идей и решением.

Психологическая инерция имеет свои плюсы и свои минусы. Преимущество инерции в том, что она позволяет человеку выполнять привычные действия, не задумываясь, автоматически, не тратя времени на «изобретение велосипеда». Недостаток инерции мышления в том, что она заставляет человека действовать стандартно и в нестандартных ситуациях.

Откуда же она берется?

Когда появились паровые двигатели, изобретатели очень быстро догадались, что их можно использовать для увеличения скорости транспорта. Но в первых паровозах двигатель приводил в движение механические ноги по аналогии с ногами лошади. А в первых автомобилях шофер сидел на облучке, как кучер в карете.

Это инерция привычного принципа действия, привычного внешнего вида

ПРОСТАЯ ЗАДАЧКА

2 монетки в сумме составляют 15 копеек,

причем одна из них не пятак.

Какие это монетки?

Большинство решающих эту задачу впервые автоматически исключают пятак из всех возможных вариантов. Но ведь в задаче говорится только об одной монете, что она не пятак. Вторая монета вполне может быть пятаком.

Ответ: 5 копеек и 10 копеек

Это инерция несуществующего запрета

Существует еще много сильно мешающих видов инерции, но их мы подробно разберем в следующих книгах этой серии.

Мы научимся бороться с психологической инерцией. Но этого не достаточно, чтобы эффективно решать наступающие на нас со всех сторон проблемы. Условия жизни беспрерывно меняются, требования к человеку растут. Ваш интеллект нуждается в тренировках, развитии… Иначе вас обгонят более изобретательные коллеги.

Как развивать интеллект? Упражнениями…

ЗАДАЧА НА РАЗРЕЗАНИЕ

Как разрезать круглый сыр тремя разрезами на 8 равных частей?

Затруднительно? Хорошо, пока оставим эту задачу, вернемся к ней позже.

Рассмотрим что-нибудь попроще.

Как разместить на пачке сигарет еще 3 пачки в один этаж?

Эта задача практически не вызывает затруднений: надо поставить все три пачки вертикально.

ЗАДАЧА СО СПИЧКАМИ

Как из шести одинаковых спичек составить четыре одинаковых треугольника?

Как ни перекладывай спички на плоскости, четыре треугольника не получается. Только вспомнив о существовании третьего измерения, можно получить правильный ответ.

Обратите внимание: какой прием мы использовали для решения этих задач? Переход в третье измерение. Попробуйте применить этот же прием для решения задачи о разрезании круглого сыра.

Один прием уже попал в поле вашего зрения.

Есть много очень интересных методик по развитию интеллекта. Мы познакомимся с ними в следующих книжках этой серии.

Но наша цель – не только развитие интеллектуальных способностей при помощи различных упражнений, но и генерирование идей, т. е. придумывание новых или изменение известных идей . Существует определенное количество приемов для придумывания идей, и также методика разрешения противоречий, которые обязательно возникают, когда пытаются внедрить новые идеи в старые условия.

Из книги Воля и видение. Как те, кто приходит позже остальных, в итоге заправляют рынками автора Теллис Джерард

Инерция потребителей Инерция потребителей проявляется в их нежелании менять брэнд. На это есть две причины. Для дешёвых или часто потребляемых товаров потребители предпочитают не менять брэнд, чтобы не тратить сил на оценку альтернатив и принятие новых решений по цене,

Из книги Своя контрразведка [Практическое пособие] автора Землянов Валерий Михайлович

Психологическая подготовка Наше общество напоминает большой аквариум. Неприкосновенность личной жизни – это иллюзия, которую можно реализовать лишь на короткий срок, и то, если нам повезет, если мы проявим умение и затратив много денег. Если нам повезет, то никому не

Из книги Блестящая презентация. Как завоевать аудиторию автора Вайссман Джерри

Психологическая продажа Классическое искусство убеждения я описал как получение «ага!» от аудитории. Но чтобы добиться настоящего успеха, одного «ага!» недостаточно. Эффективная презентация – это непрерывный ряд сплошных «ага!». Проведение презентации можно сравнить с

Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

Психологическая теория памяти Психологические теории памяти развиваются в двух основных направлениях: ассоциативном, деятельном.Первое направление основывается на следующем постулате: «если определенные образования в психике человека возникают в сознании

Из книги 10 секретов. Как провинциалке выжить в столице автора Ищук Инна Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ. Жемчужина для Золушки У каждой из нас есть свое сокровенное, индивидуальное, самое дорогое и неповторимое. Это наше Я. И что бы ни происходило вокруг нас, мы всю жизнь сохраняем нашу драгоценность души, совершенствуя ее, огранивая и ловя лучики света, чтобы

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Из книги Как полюбить собственное тело автора Дюфрен Трой

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Из книги Код уверенности [Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить] автора Келси Роберт

Из книги Как говорить, чтобы вас слушали автора Клейтон Майк

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Психологическая подготовка Кроме того, важно подготовиться психологически: напомнить себе, к чему вы больше всего стремитесь, произнося речь, проводя презентацию, выступая на собрании или беседуя с кем-либо. Если вы хорошо подготовились заранее, то, значит, вы уделили

Из книги автора

Психологическая подготовка Цель психологической подготовки – помочь себе совладать со своими нервами. Многие люди волнуются, когда думают о предстоящем выступлении перед аудиторией. Нужно различать: позитивное волнение, которое повышает уровень адреналина

Накопление требуемого запаса специальных знаний, касающихся проектируемых изделий, владение приемами проектирования являются необходимыми условиями плодотворной деятельности проектировщика. Вместе с тем, обучение скрывает в себе одну из самых серьезных помех получения новых полезных идей – психологическую инерцию.

Психологическая инерция – это предрасположение к какому-либо конкретному пути решения задачи, являющееся следствием вполне естественного стремления человека решать задачу известным и многократно применявшимся способом.

Психологическую инерцию можно преодолеть. Для этого, в первую очередь, надо помнить о ней, причем, отнюдь не требуется действовать по принципу «забудь все, что знаешь». «Старые» методы в большинстве случаев плодотворны, так как они базируются на оправдавшем себя опыте. Следует соблюдать принцип: методов много, а не один, и что хорошо в одном случае, может быть плохо в другом.

По мере накопления знаний наступает и такой момент, когда обширность материала, количество вариантов решения начинают действовать в обратном направлении – уменьшают опасность психологической инерции. Имеются также методы для преодоления психологической инерции.

Кроме психологической инерции существуют препятствия и других видов, например, боязнь риска, недоверие к новому, влияние авторитетов, опасение критики и др.

4.3 Рациональные методы генерирования идей

Эта группа методов основана на использовании оптимальной логики анализа технического или другого совершенствуемого объекта, закономерностей или развития. Здесь предлагают логические правила анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д. Это рациональные, или логические методы решения творческих задач. К ним относятся: морфологический ящик, метод многомерных матриц, алгоритм решения изобретательских задач, функционально-физическая методика конструирования.

Одним из рациональных приемов решения изобретательских задач является применение метода черного ящика .

Понятие "черного ящика" широко используется в кибернетике. Имеется в виду система, в которой известны входные и выходные величины, а внутреннее устройство неизвестно.

При применении метода черного ящика в процессе формирования идеи сущность подхода заключается в том, что для решения задачи абстрагируются от поисков конкретного определения структуры изделия, рассматривая только возможные варианты входных и выходных параметров. Этим снимаются ограничения, налагаемые на пути решения наличием или отсутствием известных принципов или схем преобразования этих параметров. Все внимание разработчика концентрируется на выборе рационального вида и значений входных и выходных параметров изделия, содержание же "черного ящика" оставляется для самостоятельного рассмотрения как второй шаг проектирования.

Одним из наиболее полных и обстоятельных принципов формирования идей является принцип систематизации , известный в теории проектирования как метод морфологического ящика.

Сущность метода заключается в выделении существенных классификационных признаков изделия или его составной части, отличающих одну конструкцию (схему, принцип действия) от другой, установлении вариантов каждого из признаков и представления каждого из признаков в виде многомерной матрицы или диаграммы всех возможных их комбинаций, независимо от их жизнеспособности и ценности.

Двух- и трехмерная матрица легко представляется графически, многомерные матрицы могут быть разложены на серию двух- или трехмерных или же представлены в виде:

А1, А2, А3, …Аi

B1, B2, B3, …Bj

C1, C2, C3, …Cm

………………

K1, K2, K3, …Kn

где А, В, С … К – варианты классификационных признаков,

i … n – количество вариантов каждого признака.

Количество рабочих идей: N=i*j*m*…*n.

С целью предотвращения образования слишком большого количества рабочих идей следует, осторожно относится как к выделению классификационных признаков, так и к рассмотрению их вариантов, ограничиваясь только существенными, принципиально важными признаками и вариантами. Хотя при наличии возможностей машинной оценки принятых критериев, количество идей может быть сравнительно большим – несколько десятков или даже больше, при ручной обработке результатов приходится исключать заранее те из них, которые представляются разработчику неперспективными на основании, например, инженерной интуиции.

Процедура применения метода содержит следующие последовательно выполняемые шаги:

Выработка принципиального решения о составе проектируемого объекта, «принципиальной схемы»,

Выделение классификационных признаков объекта,

Установление возможных вариантов каждого из признаков,

Создание модели морфологического ящика,

Изложение полученных комбинаций признаков – «рабочих идей»,

Выработка критериев оценки объекта проектирования с точки зрения поставленной цели разработки,

Анализ и оценка рабочих идей, выявление их недостатков,

Изыскание способов устранения выявленных недостатков каждой из рабочих идей и разработка «улучшенных идей»,

Анализ и сравнительная оценка улучшенных идей, выбор одной из них в качестве «оптимизированной идеи», служащей для последующей конкретизации принятого варианта объекта проектирования.

1. Назначение осей (выделение классификационных признаков объекта установление возможных вариантов каждого из признаков).

2. Построение матрицы.

3. Анализ результатов и выработка критериев оценки объекта проектирования.

Достоинство: большое число вариантов.

Недостаток: трудность нахождения нужного варианта

Морфологический метод позволяет получить большое количество вариантов и сочетаний, что значительно больше, чем может представить себе человек.

Алгоритм решений изобретательских задач (АРИЗ)

1. Формулировка задачи (мини-задачи).

2. Нахождение технического противоречия (ТП).

Техническое противоречие состоит в том, что к одному и тому же элементу или изделию предъявляются два взаимоисключающих требования.

Например, направляющая прибора должна обладать высокой точностью, и должна быть не точной, чтобы не увеличивать цену прибора (смотри рис.1)

Рисунок 1– Измерение радиального биения

3. Усилим конфликт → идеальный конечный результат (УК → ИКР). (Например, индикатор движется, но без направляющих).

4. Введение Х-элемента (Х-элемент обеспечивает движение индикатора прямолинейно и параллельно оси детали).

5. Разрешение технического противоречия (ТП). Существует 40 приемов разрешений технических противоречий.

6. Мобилизация ресурсов (МР)

Х-элемент подставить на место каждого из элементов системы и проверить возможность выполнения функции (п.4).

В качестве Х-элемента выберем призму. Деталь расположена на призме. Удлиним призму в 2 раза и поставим антипризму (смотри рис. 2).

Рисунок 2

Можно не удлинять призму, а сделать антипризму следующим образом (см. рис. 3):

Рисунок 3

Право на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняется государством и удостоверяется патентом.

Изобретению в любой области техники предоставляется правовая охрана, если оно относится к продукту или способу, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Полезной моделью, которой предоставляется правовая охрана, признается техническое решение, относящееся к устройствам, являющееся новым и промышленно применимым.

Промышленным образцом, которому предоставляется правовая охрана, признается художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым и оригинальным.

Статья 1001. Патентообладателю принадлежит исключительное право на использование запатентованных изобретения, полезной модели, промышленного образца. Иные лица, непатентообладатели, не вправе использовать изобретение. Полезную модель, промышленный образец без разрешения патентообладателя, за исключением случаев, когда использование в соответствии с настоящим кодексом или иным законом не признается нарушением прав патентообладателя.

Нарушением исключительного права патентообладателя признаются осуществленные без его согласия:

    изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта. Изделия, изготовленных с применением запатентованных изобретения, полезной модели, промышленного образца, а также совершение названных действий в отношении средства, при функционировании и эксплуатации которого в соответствии с его назначением осуществляется способ, охраняемый патентом;

    применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в гражданский оборот либо хранение для этих целей продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение.

Изобретение - решение технической задачи, относящееся к материальному объекту – продукту или процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств – способу.

Правообладатель – гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Понятием «инертное мышление» можно определить группу синдромов расстройств мышления, основной признак которых - недостаточная подвижность психических процессов. К нему относятся вязкое мышление, персевератор-ное мышление и мышление со стереотипиями. Элементы инертности психической деятельности наблюдаются и при депрессивных состояниях, однако в этих случаях инертность мыслительных процессов является второстепенным фактором, так как ведущую роль играют замедление мышления и стойкий депрессивный аффект, характеризующийся затуханием побудительных мотивов уже начатого действия.

Б. В. Зейгарник (1976) называет инертным мышлением мыслительную деятельность больных эпилепсией. Нам этот термин представляется более широким - инертностью протекания психических процессов можно объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые применительно к поведенческим актам объединяются понятием «фиксированные формы поведения». Г. В. Залевский (1976) под фиксированными формами поведения понимает акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения. Применительно к патологии мышления нам представляется более целесообразным говорить о фиксированных формах мыслительной деятельности. Проявления инертного мышления наблюдаются при заболеваниях различного генеза, главным образом при шизофрении, в рамках грубой органической патологии головного мозга. Поэтому мы не можем говорить о их каузально-этиологическом родстве, речь идет о сходных патогенетических механизмах, которые могут быть обусловлены и функциональными и органически-деструктивными изменениями.

Вязкое мышление наблюдается при эпилептическом слабоумии. Оно характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, «топтанием» на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое. Вязкое мышление больных эпилепсией может быть охарактеризовано в первую очередь как ригидное, недостаточно лабильное.