Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что такое кротость определение. Значение слова кротость в толковом словаре ефремовой

  • КРОТОСТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    кро"тость, кро"тости, кро"тости, кро"тостей, кро"тости, кро"тостям, кро"тость, кро"тости, кро"тостью, кро"тостями, кро"тости, …
  • КРОТОСТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость, бесхарактерность. Кротость …
  • КРОТОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    беззлобие, беззлобность, безответность, безропотность, всепрощение, кроткость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, незлобивость, незлобие, незлобность, покорность, послушание, послушливость, смирение, смиренность, смиренство, …
  • КРОТОСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: …
  • КРОТОСТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    кр`отость, …
  • КРОТОСТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    кротость, …
  • КРОТОСТЬ в Орфографическом словаре:
    кр`отость, …
  • КРОТОСТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    кротости, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к кроткий; незлобие, смирение, покорность. Кротость нрава. Сказать что-н. с кротостью в …
  • КРОТОСТЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. отвлеч. сущ. по прил. …
  • КРОТОСТЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. отвлеч. сущ. по прил. …
  • КРОТОСТЬ, КРОТКИЙ
    (Мф 5:5) - есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Особенные действия …
  • РАЗБОЙНИКИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 04:51:53 Цитаты из трагедии «Разбойники», 1781 (автор Фридрих Шиллер) *- Ты хочешь, чтобы я проклял моего …
  • О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-06 Time: 23:04:41 «О дивный новый мир» («Прекрасный новый мир») (англ. Brave New World) — антиутопический роман английского писателя …
  • ИЛЬЯ МАСОДОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-13 Time: 02:27:05 Илья Масодов (р. 1966) — современный русский писатель. = Тепло твоих рук = * У Антонины …
  • ГИЛБЕРТ ЧЕСТЕРТОН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-10-28 Time: 15:09:24 Б * Безумными могут быть приключения; герой же должен быть разумным. * Большинство современных философов готовы …
  • АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-02 Time: 15:49:47 Антоний Великий (ок. 251—356) — преподобный, отшельник египетской пустыни, основатель монашества. = Б = * Будем …
  • ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА в Новейшем философском словаре.
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ПРЕЛЮДИЯ К ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО в Словаре постмодернизма:
    ("Jenseits von Gut und Bцse", 1886) - работа Ницше, занимающая особое место в его творчестве. "По туС.Д.иЗ." находится на пороге …
  • ТИФЕРЕТ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Евр.) Красота; шестой из десяти Сефиротов, мужская активная сила, отвечающая вау, V, из Тетраграмматона IHVH; также называется Мелек или Царь; …
  • Г’ОЛУБЬ в Библейском словаре:
    — чистая по закону птица. Писание отличает ее кротость, незлобивость. Господь и верующим говорит: «будьте... просты, как голуби» (Мат.10:16). …
  • ФИЛИПП в Библейской энциклопедии Никифора:
    (любящий коней) - имя следующих лиц: 1Мак 1:1, 6:2 - известный царь Македонский, отец Александра Великого, царствовавший 359-336 гг. до …
  • ФЛП 4
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Послание к Филиппийцам. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • ТИТ 3 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Послание к Титу. Глава 3 Главы: 1 2 3 1 …
  • СИР 36 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 36 Главы: 1 2 …
  • СИР 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 1 Главы: 1 2 …

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Что такое кротость

    Прежде всего, это тихое, невозмутимое состояние духа.

    «Кротость - это смиренная преданность Богу, соединенная верою, осененная Божественной благодатью», - это определяет Игнатий Брянчанинов. У Игнатия Брянчанинова определение немножко неотмирное, но как раз то, что показывает именно определение кротости в её духовном действии.

    О её сущности он же говорит следующее: «Кротость есть уклонение от гневных помыслов, от возмущения сердца яростью, терпение, последование Христу, взяв крест, мир сердечный, тишина ума, твердость и мужество христианские, неощущение оскорблений, незлобие».

    Кротость есть добродетель, которая побеждает в нас раздражительность и гнев вспыльчивость, ярость - это всё виды гнева). Гневный человек должен понимать, что единственная добродетель, которая сразу сокрушит его раздражение - это кротость. И в этом отношении человеку нужно будет работать.

    Кротость - это есть заповедь. Евангельские блаженства - это есть заповеди Христовы, к которым мы должны стремиться, исполнять их и работать в этом отношении, чтобы не только от нашего сердца, но даже из ума не убегали помыслы о том, что мы должны приобрести кротость.

Что дает приобретение этой добродетели?

  1. Прежде всего, познание и изучение этой добродетели у Святых отцов, у пастырей Церкви, т.е. в церковном предании. Почему это важно: как показало начало нашей беседы - опрос, - о кротости люди сегодня действительно имеют очень скупое представление. Потому что кротость, как уже сказал, это скромная добродетель, очень кроткая, тихая, незаметная, и те, кто ею обладают, всегда, даже в церковной жизни, находятся как бы вне этой жизни. Люди этих христиан мало замечают. Кроткий старец - он, как правило, безвестный. Есть такие старцы, которых никто никогда не видел и не ездил к ним, за редким исключением. Но люди получают от них реальную помощь. А тщеславный всегда будет популярный. Есть те старцы, которые постоянно о себе трубят. И это как раз есть признак отсутствия кротости.
  2. Покаяние, раскаяние, сетование и плач о своих грехах. Они помогают родиться кротости в человеке. Об этом говорят святитель Иоанн Златоуст и преподобный Иоанн Лествичник. Потому что покаяние - это есть жизнь души, и невозможно никакой добродетели приблизиться и прозреть без покаяния. Обязательно человек должен раскаиваться, в этом покаянии стяжать смиренномудрие, познание самого себя, что он - человек немощный, и через это приблизиться к пределам кротости.
  3. Феофан Затворник ещё добавляет, что для приобретения этой добродетели очень полезно человеку самоукорение и память смертная. Самоукорение человеку, что называется, вправляет мозги. Потому что человек, который учится укорять самого себя, - он приобретает истинное духовное состояние. Потому что в каждой ситуации есть наша вина. Памятуя о том, что будет происходить с человеком, - он смиряет себя. Соответственно, смиряя себя, он борется с возношением, с гордыми мыслями в своем сердце. И это помогает ему воспринимать потом всю информацию, которая происходит рядом с ним, без раздражения на других людей, с кротостью, тихо, смиренно.
  4. Также Исаия Отшельник говорит, что перенесение без смущения всего, что бывает с нами, тоже помогает человеку приобрести кротость. Что бы с нами ни происходило в нашей жизни - горе ли, радость ли, искушение ли (желание покушать необоримое) или ещё что-то, - надо обязательно отнестись к этому без смущения, т.е. без движения, ровно, стараться себя стабилизировать. Кротость есть состояние стабильное, неизменное. Соответственно, человек, пытаясь быть стабильным, дает возможность, чтобы кротость задержалась в нем, укоренилась. Потому что подобное соединяется с подобным.
  5. Св. Иоанн Златоуст говорит, что есть и определенное время, когда удобно приобрести кротость. Когда тебя оскорбляют, нападают на тебя - это самое благоприятное время для того, чтобы приобрести кротость, иного времени нет. Время, когда мы созерцаем кротость в своем уме, - это очень благодатное время, мечтательное, настроение хорошее. Но потом, когда нам делают неприятность, - здесь нужно всё это проявить. «Время приобретения кротости - когда сталкивается она со злобою, обидами и пр., - здесь её сила (т.е. на практике)», - говорит св. Иоанн Златоуст. Можно добавить, что на практике человеку очень полезны самоконтроль, самопознание. И ещё, как говорит профессор А. И. Осипов, умение «объективирования себя», т.е. - способность смотреть на себя со стороны. На самом деле, на себя со стороны никак не посмотришь, как если кто-то установит за тобой видеонаблюдение в течение дня, и ты об этом не будешь знать. И потом ты на себя посмотришь - как ты себя ведешь. Мне кажется, это будет откровение для человека, который хочет спастись. Он просто увидит себя со стороны и подумает: «Господи, что я есть на самом деле… Это ужас». Ведь мы себя не видим! Мы же думаем, что мы идеальные, что мы лучше всех! Со стороны, когда посмотришь - это просто кошмар. И если реально у кого-то в жизни такое произойдет - это будет большая милость Божия, потому что видеть себя лучше всего, конечно, на камеру, которая скрыта.
  6. Очень важно при приобретении кротости запастись терпением, прогонять отчаяние и уныние, что добродетель не дается. Всякая добродетель - это дело большого подвига, терпения, времени, очищения. И поэтому человек, который для себя решил, что он будет приобретать добродетели, в частности кротость, он должен, конечно, знать, что всё это будет далеко не сразу, весьма далеко. И он не раз упадет, и не раз осрамится, и всё время будет видеть, что он недостойный и не смиренный. И через это самопознание, в конце концов, он смирится, в душе обретет кротость, и уже действительно будет благоухать этой добродетелью.
  7. И ещё очень важно то, что когда человек трудится в приобретении этой добродетели, падает, стремится, в нём пробуждается главное знание - когда человек видит, что, несмотря на то, что он в искушениях, что добродетель не идет, что не получается быть кротким, - он вопреки всему внутри приобретает знание, которое говорит ему: «Ты на правильном пути. Кротость нужно приобрести. Надо «добить» до конца». Всё это человек приобретает как раз во время практических занятий. До этого всё в теории, всё книжно, и оно реально ничего человеку не даст.

Добродетель всегда приобретается только на делах, на деле в жизни человека

Степени преуспевания в добродетели кротости (по св. Иоанну Лествичнику):

  1. Молчание уст при движении гнева. Мы уже говорили, что это такое: когда тебя оскорбляют - ну, закрой рот, ну, ничего не говори. Уйди в туалет, пойди, погуляй, ещё что-нибудь, просто ничего не говори. Потому что в гневе человек весьма и весьма красноречив. Так расскажет, что потом самому стыдно. Поэтому чтобы этого не было, лучше держать уста на замке.
  2. Молчание ума или помыслов при тонком движении гнева. Гнев, как бесовское воздействие на человека, идет очень часто не открытым путем. Святые отцы различали много разных тонких движений, которые человека приводят в гнев. И когда эти тонкие движения есть, то, во-первых, ум должен это всё видеть, а во-вторых, никак не отзываться. Не реагировать, потому что - обманный путь. К этому числу можно отнести, когда, допустим, человек с утра встал - и всё плохо… А мы знаем, что страсть гнева - это страсть естественная, она коренится в человеческой природе, но она была дана человеку для борьбы с грехом. Бывает такой день - встаешь, и всё плохо, ты ещё ничего не сделал, а ты уже злой. А почему ты злой? Потому что когда ты вставал, уже было в душе некоторое раздражение, которое появилось в результате какого-то неудовлетворения. Так вот, все эти тонкие движения, которые были вначале, они происходили стремительно. Ум должен сразу «отсканировать» их (увидеть) и воспрепятствовать им. Потратить время, 5-10 минут, на сердечную молитву (своими словами или по правилу - кто как может), чтобы это состояние прогнать. Бывает, человек молится - молитва пошла хорошо, слово в слово, всё идет отлично… Потом он вспомнил, что кто-то ему что-то должен. И всё - молитвы нет. Потому что злоба прогоняет молитву. Раздражение, гнев - всё это стремительно происходит и человек не может себя проконтролировать. И в итоге получилось, что молитва была грех вместо того, чтобы получить пользу. Поэтому человек должен быть внимательным.
  3. Когда человек уже находится в непоколебимой тишине - приобрел кротость в полноте. Что бы там ни происходило: заушения, оскорбления, обокрали тебя, ещё что-то сделали, - ничего не беспокоит. У св. Николая Сербского есть письмо к человеку, который подписал какие-то бумаги и его лишили небольшого трактира. Он хотел повеситься, пришел на могилу, сделал петлю, но от тяжести уснул. Ему явилась мать, вразумила его, сказала замечательные слова: «Бедных в раю много, а самоубиенных - никого». Она дала ему понять, что если ты беден, ты все равно имеешь возможность спастись. Но если ты сейчас наложишь на себя руки - всё, мы не встретимся с тобою, «тут нет никого». Он вразумился, и потом он смиренно у этого трактира стоял и просил милостыню у входящих туда, и всё время плакал, смирялся. И ему св. Николай Сербский пишет, что ты уже приобрел, ты уже победил лукавого, ты уже многое сделал. Потому что ты смирился, не стал мстить, ты в себе это всё пережил. И, действительно, это состояние, которое ты приобрел, - оно важно, иди же вперед, не останавливайся.

Но когда человек эту тишину непоколебимую действительно получает от Господа как награду за подвиг, она дает ему очень многие блага, о которых мы скажем в конце.

Признаки действия добродетели кротости в нашей душе:

Прежде всего, говорит Иоанн Лествичник, при обиде мы должны сохранить тишину. Но тишину помыслов иногда, конечно, очень тяжело соблюсти, сохранить в своей душе - именно не раздражиться, не обидеться. Но второе он ещё сказал, это мы точно должны сохранить: «и залог».

Степени проявления кротости:

    Переносить молчаливо бесчестие, хоть и с болезнью, печалью души. Это самая начальная форма - мы молчаливо, тихо переносим, но внутри мы скорбим. Человек не может сразу стать кротким, никак, это невозможно. Вначале нужно упражняться в этом. И действительно это так: прощаешь его - не прощается, пытаешься простить - не можется. Бороться надо, себя нужно переделывать, и благодать Божия, видя наше устремление, видя наши труды, помогает нам и очищает нашу душу. Это первое и обязательное условие, без этого никто не достигнет кротости.

    Когда человек уже может в этих поношениях пребывать беспечально. Оскорбили - ну, слава Богу. Человек ровно относится к этому. Это уже другая степень. И когда человек увидит, что это так, он опять же не должен думать, что он встал на ноги. У преподобного Исаака Сирина есть такой пример, когда человек написал ему в монастырь: «Приходи ко мне в гости и дай мне наставление с моей семьей». Умолял его довольно продолжительное время, и св. Исаак ему написал: «Мы к своим монахам не выходим из кельи, а тем более - пойти в мир… И все страсти, которые в нас уснули, мы их придавили внутри себя, прижали, - просто воспламенятся. Извини, мне спасение мое дороже. Потому что то, что было соткано десятилетиями, я могу потерять в одно мгновение. Я не для этого уходил в пустыню, чтобы все это потерять». Если уж преподобный Исаак говорил об этом, то тем более мы с вами.

    Когда чувствуем в себе какие-то изменения, что мы можем прощать - мы ни в коем случае не должны думать, что мы уже достигли какой-то гавани. Впереди много борьбы, и первая степень, когда мы будем опечаливаться, она все равно будет нас ожидать, потому что разные виды обиды приносят разную глубину огорчения. Особенно обиды близких людей, друзей гораздо горше для нас, чем, допустим, если скажет что-то начальник на работе. Поэтому ко всему здесь нужно быть готовым и не радоваться временным успехам, но терпеливо ждать созидающей пользы.

  1. Принимать поношения как похвалы. Тебя обозвали - а ты думаешь: вот, меня похвалили. Да, юродство. Скажете - ну, что ты, батюшка, тут рассказываешь. Но на самом деле это так. Ведь самая последняя степень - это вообще желание бесчестия. Т.е кроткий, смиренный человек желает бесчестия, потому что эти бесчестия он воспринимает именно как очищающий огонь для спасения во Христе. И когда его оскорбляют, он даже не видит, что его кто-то оскорбил, потому что он весь воспален любовью к Богу, любовью к человеку, и видит ту трагедию, что все мы лежим во зле, весь мир лежит во зле. И мы друг другу наносим эти раны. И он, как соработник Христов, пропускает этот грех за свой хребет, выкидывает его, не обращает на него внимания и пытается любовью это зло погасить в самом себе. «Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Миротворец должен быть обязательно кротким человеком.

Итак, когда нас оскорбляют, мы должны знать, что нас Господь хвалит. А когда нас хвалят, значит, господь нас не балует. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». И поэтому действительно, когда такое искушение бывает, надо понимать, что это все по милости Божией. Ничего просто так у нас не происходит. Ничего! Христос всегда стоит рядом с нами и каждого из нас воспитывает.

Хранение кротости:

Вот мы что-то приобрели, что-то познали, что-то приняли, начали работать. Как это сохранить? Как удержать то состояние, то понимание, которые мы немножко приобрели в трудах?

  1. Избегать общения с гневными, злобными, сварливыми, - говорит Исаак Сирин. «С преподобным преподобен будеши, со строптивым развратишься». «С кем поведешься, от того и наберешься», - говорит народная мудрость. Поэтому если мы хотим стяжать добродетель кротости, то всякая компания, не имеющая кроткого духа, должна нами быть презираема как место нашего нахождения. Людей не надо презирать никогда. Но презирать то место, те склоки, те свары, иметь внутри полное неприятие того духа - мы обязательно должны это помнить и никогда не засиживаться в такой компании. Если чувствуем, что что-то не то, не так - нужно сразу выйти. Попросить у всех прощения и исчезнуть. Потому что со строптивым развратишься. А с преподобным преподобен будешь. И поэтому нужно, конечно же, все-таки искать людей для общения кротких, мудрых, смиренных, в общении с которыми можно увидеть другое. Не то, что мы обычно видим в своей жизни. Если на нашем пути встречаются такие люди, надо эту встречу ценить, беречь. И все это общение действительно духовное, назидательное сохранять.
  1. Св. Иоанн Златоуст говорит, что не надо помышлять о ближних ничего худого, вообще ничего. Прежде всего, потому, что когда мы помышляем о человеке худо, мы можем возноситься над ним: если он худой, то я хороший, если он тупой, то я умный. Если он неумеющий, то я всё умею. И если я умею, а он нет, то я могу себе позволить на него раздражиться и поговорить с ним на повышенных тонах. С начальником мы, грубо говоря, никто и потому не говорим на повышенных тонах. А со своими родными, близкими, друзьями человек может говорить на повышенных тонах, потому что он считает себя лучше. Ведь в семье эти скандалы часто происходят лишь только потому, что человек в семейной обстановке расслабляется и он уже не видит, что начинает жить просто по грехам. Если в обществе он сохраняется, как-то себя дисциплинирует, внешний фактор на него воздействует, он пытается быть благочестивым, скромным, воспитанным, интеллигентным на худой конец, то дома он может сказать всё, что он думает обо всех, и потом ни с кем не разговаривать.
  1. Не мстить, не гневаться и не памятозлобствовать ни в коем случае. Если ты хочешь сохранить начатки добродетели, ни в коем случае нельзя мстить, злобствовать, чего-то худого желать, иначе потерпишь большой урон.
  1. Преподобный авва Дорофей говорит, что, если хочешь сохранить кротость, не избегай огорчающих тебя. Будешь избегать - от тебя убежит кротость. Потому что через огорчающих нас мы приобретаем эту кротость, укрепляемся в ней и совершенствуемся в добродетели. И как раз невозможно, чтобы человек жил всегда в идеальных условиях. Никак невозможно.

Нам хочется жить, чтобы нас никто не трогал, но это погибельный путь. Обязательно нас кто-то должен смирять. И эти смиряющие обстоятельства в жизни обязательно должны быть у каждого из нас. Без этих скорбей никому не спастись.

  1. Также очень важно обратить внимание на ложную кротость, которая может выдавать себя за добродетель и тем самым тоже совратить нас с истинного пути. Трусость и малодушие, которые проявляются в некотором расслаблении, в бездействии, в лености, - они очень часто выдают себя за кротость: «Ты промолчи - это по-христиански».
  1. Варсонофий Великий и пророк Иоанн говорят, что терпение может быть связано ещё именно с гневом. Мы говорили, что у Игнатия Брянчанинова написано, что кротость имеет в себе терпение. Так вот, бывает так, что человек терпит, потому что он прогневан, озлоблен, напряжен. Такое часто бывает: «Во что бы то ни стало, я это сделаю, потому что я хочу, чтобы тому человеку было хуже». Такие мысли бывают, и люди действительно могут на этот путь встать и пройти его до конца, а это очень страшно. Этого нужно бояться.

Плоды кротости:

    «Защита обиженных и негодование на обижающих - плод кротости», - говорит св. Иоанн Златоуст. Негодование на обижающих, на совращающих. Представляете - кроткий человек, оказывается, должен негодовать. Он не должен гневаться, злиться, злобствовать, но проявлять негодование, не смиряться с грехом, противодействовать ему, и в активной форме в том числе, - это, конечно, есть признак добродетели кротости. И тот, кто сегодня этого не делает, тот просто не понимает даже, что он находится именно в бездеятельном состоянии своей души. И человек ничего не делает, и ничего не чувствует и ни на что не негодует.

    Сострадание к нуждающимся и бедным пробуждает кротость в человеке.

    «А также, - говорит Игнатий Брянчанинов, - мужество, стойкость и героизм». Вот почти все мужественные люди, наши герои - это были кроткие люди. Даже если посмотреть историю, жития разных святых - это были люди кроткие на самом деле. Но они выражали свое негодование и шли на смерть, становились героями, добровольно, мужественно переносили такие издевательства над собой, такие пытки… Всё это им давала кротость - именно тихое, безмятежное (неизменное) состояние духа. Кротость дает человеку стабильность, неизменяемость ни в каких отношениях. И поэтому, когда человек, познавший кротость, должен принять какое-то страдание, он ничего не боится, он не меняется, потому что он стабилен.

    Пр. Петр Дамаскин говорит, что кротость дает человеку ровное отношение как к скорби, так и к радости; безмятежность, спокойствие, невозмутимость. Именно духовную свободу и духовную стабильность человеку. Что бы ни происходило, он всегда находится в ровном состоянии своего духа, всегда в молитве, всегда в благодарении, всегда в познании промысла и заботы Божией о самом себе.

    Григорий Нисский говорит следующее: «Кротость дает человеку тихое и безмолвное житие».

    Знакомые слова? На Литургии все время повторяем: «тихое и безмолвное житие». Это слова Апостола Павла из его Послания. Так вот это тихое и безмолвное житие, или ещё даже радость, рай, как он говорит об этом, действительно дает человеку кротость. Стабильное, тихое, безмолвное житие, без всякой молвы, без всякой суеты, без всякого увлечения.

    Человек просто живет, радуется, молится Богу и приносит пользу самому себе и другим, окружающим людям.

    Петр Дамаскин говорит, что кротость приводит ум к познанию и рассуждению. Авва Евагрий добавляет, что в кротком сердце почивает премудрость. Это тоже одни из важных плодов кротости, потому что именно кротость дает человеку площадку, на которой созиждется дом премудрости, рассуждения, разумения. И невозможно человеку без кротости быть мудрым.

    Представляете мудреца гневающегося? Вообще, может ли такое быть? Был такой мудрец, - его мудрецом никто не считает, но он был учеником Сократа. Его звали Аристипп. Он был очень «мудрым» человеком, так глумился над людьми… Расскажу два эпизода из его жизни.

    Первый раз он спасал свою жизнь. Когда он плыл на корабле, моряки узнали, что у него есть золото. Представляете: море, ни полиции, никого… Они говорят: «Давайте его выкинем, а золото поделим». Подходят, а он золото вытряхивает за борт. Они его спрашивают: «Ты что это делаешь?», - он говорит: «Пусть лучше золото погибнет, чем Аристипп».

    Он был человек, конечно, смышленый, но не мудрый. Пришел он к одному тирану в гости, и тот говорит евнуху: «Иди, покажи ему апартаменты». Он идет, показывает ему, а везде мрамор, всё так бело… Всё везде чисто, всё блистает. Аристипп берет и плюет ему в лицо. Евнух говорит: «Зачем ты так делаешь?», - он отвечает: «Извини, друг, я грязнее места не нашел здесь». Как ему не «съездили» после этого, интересно. Поэтому он был мудрец, но, безусловно, был человеком не кротким. И такая мудрость - это мудрость, конечно, языческая. И мудростью называться не может. Потому что мудрый человек всегда должен быть благоговейным, благочестивым. А такие «мудрецы» - это просто умники, прощелыги и ещё можно их называть, кому как нравится.

    Иоанн Лествичник говорит, что кротость дает человеку дерзновение в молитве и чистую молитву. Именно кроткое, тихое, безмятежное состояние духа дает человеку чистую молитву и дерзновение в ней. У нас сегодня молитва всегда оскверняется суетой, помыслами, потому что нам, конечно, добродетели кротости, - этого безмятежия, тихости, спокойствия, медленности на грех, на гнев, - не хватает.

    Нил Синайский говорит, что кротость дает человеку боговидение. Пророк Моисей был самым кротким из людей, поэтому мы зовем его «боговидец». Он за свою кротость сподобился великой благодати Божией и зрел Бога лицом к лицу.

    Петр Дамаскин говорит, что кротость дает человеку начало смирения. И Василий Великий дает такую схему, что благость (когда человек настраивается на добродетель) рождает кротость, а кротость рождает незлобие в человеке, а незлобие рождает любовь. Любовь к ближнему мы сегодня имеем как залог в самих себе. Совершенной любви мы, конечно, не можем сразу иметь. Мы можем иметь только залог любви и его реализовывать. Но сама любовь как таковая пока для нас недоступна.

«Приобретайте кротость; потому что кроткий украшен всяким добрым делом. Кроткий, если и обижен, радуется; если и скорбен, благодарит; гневных укрощает любовию; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордынею, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине; всякому начальству покорен, на всякое дело готов, во всем заслуживает одобрения, все его хвалят. Он прочь от лукавства, далек от лицемерия. Он не служит пронырству, не покоряется зависти, отвращается злоречия, не терпит наушничества, ненавидит порицателей, отвращается наушников. О блаженное богатство - кротость! Она прославляется всеми». Аминь!

В 1-м послании Петра написано: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3-4). Как видим, кротость в глазах Бога является нетленной красотой нашего духовного человека. Это была красота нашего Господа Иисуса Христа. И в глазах Отца Небесного это драгоценность. Если человек молчаливый, то это ещё не значит, что он кроткий . В сердце такое может бушевать! Но если человек не злобивый, не мстительный, не раздражительный, не злопамятный, - это признаки кротости . «Но может ли это сочетаться в одном человеке?» спросите вы. Действительно, кто же из нас может всё это иметь? Так вот, когда мы говорим о кротости, мы должны говорить и о том, как её достигать. Эти качества не присутствуют в человеке сами по себе.

Обратим внимание: для того, чтобы животное стало работать на человека, его сначала нужно укротить. Мы, люди технического века, уже далеки от этого, но ещё многие старшие знают, что лошадь нужно было объездить, приучить к седлу, хомуту, узде, иначе она служить не будет. Точно так же и наша плоть: если её не приучить к духовному труду, не укротить её, то сама по себе она служить Богу не может. Прочитаю два места о кротости , какие обетования Господь связывает с ней: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:5). И второе место из неканонической книги Иисуса сына Сирахова: «Сын мой! веди дела твои с кротостью, и будешь любим богоугодным человеком» (Сир.3:17).

Блаженство кротких

В чём же блаженство кротких ? Слово говорит, что они наследуют землю. «Но когда и где кроткие могли чего-то добиться?» - спросите вы. Скорее агрессоры наследуют землю, или наглые добиваются поставленных ими целей. Мы все хорошо знаем, что вряд ли кроткие могут чего-то добиться. В глазах этого мира кротость считается недостатком, даже слабостью.

Но если мы посмотрим на историю человечества, то увидим, что хищные, воинственные и кровожадные нации, приводившие в страх людей, потом всегда сходили на нет, иногда даже Господь их и вовсе уничтожал. В Библии много тому примеров. А миролюбивые люди, ценившие закон и уважавшие других людей, в конечном счёте, побеждали. В слове Божием, конечно, имеется в виду новая земля и новое небо. Об этом говорится, что кроткие наследуют землю. Здесь, на этой земле, кротким приходится во многом уступать, это безусловно так.

Кротость - не слабость

Однако кротость не есть слабость, а наоборот, скорее это сила владеть собой. Сила самообладания, терпения. Мирской человек или даже христианин может быть душевным или плотским. Бывает даже так, что человек может иметь Духа Святого, но живет по плоти, а не по духу. Об этом говорится в 8-й главе послания к Римлянам. Если человек громче всех кричит или запугивает, или оказывает давление, то на самом деле это слабость, духовная слабость. Но когда мы способны в каком-то спорном вопросе не повысить голос, не разгневаться, не допустить раздражения, не мстить за себя, не угрожать, то это признаки кротости, это умиротворяюще действует на людей, но для этого нужна сила духа.

В книге Чисел говорится: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ.12:3). Кротчайший . Там это слово употребляется в превосходной степени. Написано, что Аарон и Мариамь стали обвинять Моисея, что он взял жену эфиоплянку. На самом деле, они обвиняли его вроде бы на законном основании, а Моисей не защищался, он молчал. И в этом проявилась его кротость . Но за него вступился Господь. Мы помним, что Он поразил Мариамь проказой. Почему так? Потому что Моисей был верным и Господь ему доверял во всём. Моисей не радовался наказанию своей сестры, но молился и ходатайствовал пред Богом о её помиловании. И в этом тоже проявилась его кротость. Тут есть чему поучиться. Наш Господь Иисус Христос Сам был кротким и нас направлял к тому же: «направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс.24:9).

Чтобы познавать пути Господни, идти этими путями, недостаточно соглашаться с ними теоретически. Оказывается, надо что-то изменить в своём сердце, в своём поведении, надо бодрствовать и достигать кротости . Не стремясь к кротости, мы не сможем учиться у Бога. Все мы умеем учить других, но если мы не научим себя самих, то наши слова окажутся пустыми. И мы знаем это на практике, что часто человек учит других, а для души своей бесполезен. Об этом стоит задуматься. И если мы хотим учиться у Господа, нужно укрощать своё сердце, а оно не подчиняется сразу, оно вроде непокорной лошади. Трудно на наше сердце надеть узду Духа Святого. Но если мы хотим служить Господу, хотим, чтобы Он руководил нами, мы будем стараться, и Господь нам поможет. Помните, Давид даже не разгневался, когда его злословил Семей. Он встретил это кротко - он нуждался в милости Божьей и в Его руководстве. У Давида были ошибки, промахи, грехи, но кротостью он всегда располагал к себе сердце Господа.

Кротость это великое оружие Божие

В Притчах записано такое обетование: «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Прит.25:15). Это очень мудрое поучение и нам надо положить его в своё сердце, учиться не упорствовать, не настаивать на своём.

Помните случай, когда разгневанный Давид шёл наказать Навала? Навал действительно оскорбил его, поступил с ним жестоко. А жена Навала Авигея, услышав об этом, вышла навстречу Давиду со своим кротким и мудрым словом. И она остановила Давида, убедила его не проливать крови. Слово Божие даёт нам великие уроки.

Нам надо вникать в них, размышлять над ними, учиться поступать в своих обстоятельствах подобным образом, потому что кротость - это великое оружие Божие, и оно нужно нам и в церкви, и в семейных отношениях. Как у нас часто бывает? Мы готовы проявить свою власть с гневом, с криком или ещё какими-то другими плотскими методами и забываем, что Бог дал нам более сильное оружие - духовное! Авигея, слабая женщина, одна остановила большой вооружённый отряд! И это пример того, что делает кротость. Кротость - это сила, а не слабость.

Нам надо приобретать духовную точку зрения на жизнь, чтобы нам быть побеждающими христианами, а не разбитыми и поражёнными. В книге Екклезиаста написано: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки» (Еккл.10:4). Вы видите, что делает кротость? У человека нет силы бороться с начальником, даже если он не прав. А уж если человек не прав - тем более. Но кротость и в этом случае приходит на помощь. И это помогает всегда, в любой ситуации, потому что это - духовный подход. В Писании есть ещё одно серьёзное наставление: «Если впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым» (Гал.6:1). Понимаете? Мы не должны подходить свысока к согрешившему человеку. Надо исправлять его в духе кротости, чтобы самим не впасть в искушение, чтобы иметь страх Божий, ибо никто не свободен от греха. Чтобы нам послужить Господу - а мы все этого хотим - прежде всего нужно облечься в кротость и ни к кому не относиться свысока. Это относится к каждому человеку, высоко он поставлен или не очень. Если этого не будет, мы не только не сможем решать проблемы, но будем их умножать.

Хочу обратить ваше внимание на мудрость и кротость пророка Нафана. Вы помните, что было, когда Господь послал его обличить Давида? Он не стал рубить с плеча, или, как мы, прямо говорить правду в глаза. Он понимал, что имеет дело с царём, который тяжко согрешил. Да ведь и не только к царю, к любому человеку не так-то просто подойти с обличением. Нафан подошёл с мудростью, он начал с притчи, как бы издалека, и это сокрушило сердце Давида. Кротость всегда сопровождается мудростью, без мудрости она просто невозможна. В Притчах говорится, что со смиренными мудрость (Прит.11:2). Видите, как все духовные качества связаны между собой. Чтобы постигнуть их, нам надо глубже вникать в Слово Божие.

Очень важный совет даётся в послании Иакова: «Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13). Да, только так мы можем кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то убедить: добрым поведением с мудрою кротостью. При этом самый раздражённый и нерасположенный человек улыбнётся и скажет: слава Богу! Кротость , которая названа нетленной красотой, достигается непросто, как и все духовные качества: она достигается через крест, когда человек смиряется, отвергает себя. Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф.11:28-29). Вот путь - мы найдём покой, в нашей душе будет мир, когда мы научимся у нашего Господа кротости. Если мы Его дети, Его ученики, мы должны стремиться жить, как Он жил на этой земле. И тогда мы сможем у Него научиться. Ведь мы пришли к Нему, не так ли? Так как же мы можем ходить своими путями? На своих путях мы никогда ничему не научимся. Мы пришли и каждый раз приходим к Господу через покаяние. Нет другого пути обновления. Чтобы научиться кротости у Господа, надо взять Его иго. Иго - это крест, и иго это благо, и бремя Его будет для нас лёгким, если мы не на словах, а по истине согласимся идти Его путём. Братья и сёстры! Смиримся под крепкую руку Божию!

Михаил Бурчак,

«Плод же духа: …кротость» - «Итак, облекитесь,
как избранные Божии, святые и возлюбленные,
в… кротость» -/Гал. 5.22; /Кол.3.12/.

Что такое кротость? Можно сказать так: кротость – это медлительность раздражительной части души в своих худых порывах, которые, как правило, возникают из-за земных интересов. Кротость не изучается в университетах. Её нельзя получить лабораторным путем. Кротость - дар Божий. В греч. prautes (праутес) – признак того, кто покорён Слову Божию. Греческое слово, переведенное как «кроткий», означает «нежный, внимательный, учтивый».
«Кротость - смиренная преданность Богу, соединенная с верою, осененная Божественной благодатью» - /Игнатий Брянчанинов/.
Кроток – в греч., это praus (праус), которым характеризуется человека, всегда владеющего своими чувствами и нравом. Он знает, когда надо быть гневным и когда не надо быть гневным. Он терпеливо выносит причиняемое ему зло, но всегда готов прийти на помощь. Такие качества свойственны лишь людям, сердцем которых повелевает Христос. Оно подразумевает самообладание, которое дает возможность иметь эти качества. Библейскую кротость нельзя путать с леностью. Кротость не должна ассоциироваться со слабостью характера. Библейская кротость сочетается с великой духовной и моральной силой. Люди, названные в Писании кроткими, обладали огромной силой воли. Пример Моисей, который назван: «кротчайший из всех людей на земле» - /Числ.12.3/.
Кроткий человек проявит такую твердость в отстаивании истины, что, если это необходимо, пойдет на смерть ради нее. Мученики были кроткими, но не слабыми духом людьми.
«Кроткий - синоним – безропотный, т.е. принимающий без ропота, без сопротивления тяжёлые условия, - несправедливое отношение к себе. Не проявляющий недоброжелательства, злости. Легко уступающий другим. Покорный – послушный, смирный» - /Словарь Синоним/.
Кротость – неотъемлемое христианское качество. Кроткий человек мягок и уступчив. С таким человеком приятно иметь дело. Тем не менее, как отмечает мудрый царь Соломон, «мягкий – кроткий» язык переламывает кость» - /Прит.25.15/. Кротость – это замечательное качество, которое сочетает в себе мягкость характера с твёрдостью духа. Что свойственно кротости.
Как говорит Дион Хрисостом, греческий богослов: «Кротость есть признак великой силы; но чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Неужели ты думаешь, что мало нужно иметь силы, чтобы получать оскорбления и не возмущаться? Не погрешит тот, кто назовёт такое расположение к ближнему даже мужеством».
Истинную кротость может обрести лишь тот человек, которому воссиял свет Христов, кто понял совершенно новое устройство сверхъестественного мира, кто познал, в чем состоит истинная, богоугодная сила.
Поэтому святая кротость - это не только нежное цветение христианского духа, но и центральная добродетель истинного христианина, в которой отражается основной закон сверхъестественного порядка. В ней светится тайна сверхъестественной силы Того, Кто сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» - /Мф. 11.29/. Кротость Спасителя, в сущности, свидетельствует о силе Его духа, которая давала Ему спокойно сносить обиды и оскорбления в свой адрес.
Кротость воплощает в себе силу, источник которой в большей любви к другим, чем к себе. Кротость есть признак великой силы; для того чтобы быть кротким, нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Если это имел наш учитель Христос, Он был кроток и смирён сердцем, то и мы, Его ученики, должны быть такими же кроткими как Он. А чтобы быть кроткими нам нужно иметь силу.
Христос сказал: «Но вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святой» - /Деян.1.8/. Без этой силы мы не можем быть кроткими?! Кротость – сила, под контролем Святого Духа. И другое определение: «Кротость – иметь великую силу/возможности/объем, но использовать лишь немного». Кротость – незаменимая и необходимая добродетель, которая должна быть присуща истинно христианскому сердцу; по этому признаку – кротости – христиане и должны отличаться от прочих людей.
Кротость является между тем в различных видах. Так христианская кротость есть кротость ума, или вера в Божественное Откровение, когда человек с младенческой простотой принимает слово Божие и полагает его в основание своей внутренней и внешней жизни. Христианская кротость есть кротость сердца, т. е. послушание, когда человек, отвергая собственную волю, со всей готовностью покоряется воле Божией и свято исполняет заповеди Небесного Отца; удерживает нечистые порывы своего гнева и ярости, сохраняет благое расположение к врагам и обидчикам, прощая наносимые ему обиды.
Христианская кротость есть кротость уст и языка, или смиренное молчание, когда человек, убегая празднословия и срамословия, противных любви христианской, хранит благоговейное и спасительное безмолвие. Христианская кротость есть кротость всех поступков и всего поведения, или братолюбие, когда человек во всех случаях и со всеми обращается скромно, дружелюбно и уважительно.
Из мусульманского источника: «Сразу же необходимо сказать, что сдержанность и кротость – качества, присущие людям с широким сердцем и душой, ни в коем случае не нужно путать с малодушием и слабостью».
Кротость это не значит слабость. Кротость - это способность контролировать свои чувства, эмоции, порывы в послушание Божьему Слову.
«На свете немало людей, которые не проявляют внешних признаков гнева в результате бессилия и страха. Но стоит им стать обладателями силы и влияния, как они превращаются в совершенно других людей, не похожих на тех, кем были до этого. В этом случае никто не сможет спрятаться от их гнева, злобы и мести, достанется даже прежним обидчикам. Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) сказал о таких людях: «Того, кто молчит и бездействует, будучи слабым, и мстит, будучи сильным, нельзя назвать сдержанным и кротким. Таким человеком можно назвать лишь того, кто прощает, будучи сильным находясь в кротости» - /Гурар аль-хикам/.
Кротость - это качество характера. Кроткий человек имеет спокойную и нежную натуру. Обычно он тихий, скромный, смиренный, любящий, снисходительный, выдержанный и долготерпеливый. Однако это не значит, что он вялый, уступчивый и безвольный. Чтобы быть кротким, необходимо иметь сильную волю и большую духовную силу. Кротость обычно противопоставляется невоздержанности и раздражительности.
Быть кротким - значит укоротить себя, остановить себя в тот момент, когда хочется ответить злом на зло, устранить несправедливость, проявленную по отношению к вам лично или по отношению к близким вам людям. Кротость – отсутствие в поведении человека раздражительности, зла, вспышек гнева. Искры гнева гаснут в кротком человеке как спичка, опущенная в воду. У верующего человека есть причины нуждаться в кротости, и он осознанно стремится обладать этим качеством. Основная причина - Господь Иисус Христос, наш Спаситель оставил нам пример совершенной кротости, чтобы мы следовали этому примеру. Он (Христос) говорит: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же» - /Ин.13.15/.
Люди по природе имеют разные характеры. Одним служителям Бога легче проявлять кротость, чем другим. Тем не менее, плод Божьего духа, включающий кротость, нужно развивать всем христианам. Павел с любовью увещал Тимофея: «Преуспевай… стремись к кротости» - /1Тим.6.11/. Слово «стремись» подразумевает усилия. В одном переводе Библии этот призыв звучит как «добивайся» - /перевод В.Кузнецова/. Если ты прилагаешь усилия, чтобы размышлять над прекрасными примерами из Слова Божьего, эти примеры могут навсегда запечатлеться в твоей памяти, «привиться» тебе. Они будет формировать, и направлять тебя /Иак.1.21/.
Насколько нам удаётся проявлять кротость, будет видно из того, как мы обращаемся с другими. «Кто среди вас мудрый и понимающий? – спрашивает ученик Иаков. Пусть покажет образцовым поведением дела свои с кротостью, которая присуща мудрости» - /Иак.3.13/. «И впредь напоминай им…быть благоразумными, относясь ко всем людям со всей кротостью» - /Тит.3.1,2/. Подражайте мне, как я Христу» - написал апостол Павел - /1Кор.11.1/. Это нелегко. Тем не менее, все мы можем проявлять кротость, если приложим усилия. Но одной лишь силы воли недостаточно. Почему? Богоугодная кротость – составляющая плода Святого Духа. Чем больше мы поддаемся влиянию действующей силы Бога, тем больше в нас будет заметен этот плод. Только в этом случае мы сможем относиться «ко всем людям со всей кротостью»-/Тит.3.2/. Кроткий дух и кроткое поведение располагают к христианству. Нам заповедано подражать величайшему примеру кротости Христа; кротость несёт с собой вознаграждение в виде спокойного и довольного настроения, а также сопровождающих её благословений. Кроткие всегда радостны и веселы, кроткие научаются правым путям и водятся по ним, они насыщаются хлебом и благословляются спасением. Таковы обязанности, которые должны нам напоминать.
«Подлинно нет ничего сильнее ее (кротости), нет ничего могущественнее. Она вводит душу нашу в постоянный мир, заставляя ее стремиться к нему, как бы в пристань, и таким образом служит для нас источником всякого успокоения» - /Дион Хрисостом/.

Источники: Библия.
«Толкование Новозаветных Посланий». Мэтью Генри, английский богослов 1662 - 1714 - – «Комментарий на книги Библии».
Дитрих фон Гильдебранд /1889 - 1977/ - католический философ - феноменолог/
У.Баркли - преподаватель кафедры изучения Нового Завета в университет Глазго, Шотландия, автор популярного комментария к Евангелию, написанного в 1952-1958 гг.
Крэйг Хилл и его жена Джен, г. Дэнвер, штат Колорадо, США. Крэйг и Джен являются старшими лидерами организации «Основания семьи».

Безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость, бесхарактерность. Кротость голубиная... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М … Словарь синонимов

КРОТОСТЬ, кротости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к кроткий; незлобие, смирение, покорность. Кротость нрава. Сказать что нибудь с кротостью в голосе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КРОТКИЙ, ая, ое; ток, тка, тко. Незлобивый, покорный, смирный. К. характер. Кроткая душа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

кротость - голубиная (Блок); лучистая (Коринфский); небесная (Козлов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

кротость - КРОТОСТЬ1, безответность, безропотность, смирение КРОТКИЙ, ангельский, безобидный, безответный, безотказный, безропотный, беспрекословный, бессловесный, непрекословный, овечий, покорный, послушный, смиренный, смирный, тихий, уступчивый,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Качество, высоко ценимое на Св. Руси. По определению святого Игнатия Брянчанинова кротость смиренная преданность Богу, соединенная с верой и осененная Божественной благодатью, покорность сердца уму. Св. Кирилл Туровский произнес слова, ставшие… … Русская история

кротость - мягкость духа, незлобивость А. Человеческая скромность 1. Кротость требуется от нас как христианское качество: Кол 3:12; 1Тим 6:11 один из плодов Духа: Гал 5:22,23 доброжелательность: Еф 4:2; Флп 4:5; 1Пет 3:15 2. Кротость великая сила мягкий… … Библия: Тематический словарь

Кротость - – незлобливость, смиренность, покорность, снисходительность. Возможные проявления – спокойный тон, негромкий голос, скромная поза. Не ищи мудрости, ищи кротости (пословица). Кротость чаще всего оценивается как робость, боязнь, душевная слабость,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Голубиная кротость. Книжн. О кротком, тихом, терпеливом человеке. БМС 1998, 318 … Большой словарь русских поговорок

Кротость - (др.рус. – укрощенный) – нравственно этическое качество личности, выражающееся как скромность, доброжелательность, терпимость и терпеливость, снисходительность, смирение, незлобивость – все это вместе сосуществующее в человеке. Кроткий человек –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Ж. отвлеч. сущ. по прил. кроткий Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Как воспитать свою душу. Смирение и кротость в нашей повседневной жизни , . Эта книга посвящена двум величайшим христианским добродетелям - смирению и кротости, и состоит из избранных изречений великих старцев, которые своими словами как бы отвечают на наши вопросы о…
  • Как стяжать кротость души? Святые отцы о кротости , Молотников Михаил Давидович. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5) - таково третье евангельское блаженство. Что такое кротость в православном понимании, какую "землю" наследуют кроткие и почему они…