Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что случилось с человеком при грехопадении православие. Последствия грехопадения и обетование спасителя

Не секрет, что с психологической точки зрения мы все – очень разные. Одному дается математика, другому – литература, один как рыба в воде плавает в мире философских абстракций, другой твердо стоит на почве реальных вещей и фактов. Существует множество психологических типологий. Одна из них основана на отношении к Сущему – к Богу . Рассмотрим сначала частичные типы , которые выделяет данная типология.

Относящиеся к созерцательно-проникновенному типу имеют опыт непосредственной встречи с бытием Бога. Кажется, что люди этого типа находятся в мирском бездействии – возникает иллюзия не-деяния, внешнего отсутствия работы. Однако на самом деле представитель этого типа преисполнен глубокого внутреннего делания, погружен в глубины миротворения, в результате чего получает откровение.

Те, кого можно определить как символико-трансформационный тип, идут к Сущему опосредствованным путем: несут служение Господу через информацию (цифру, букву, число, слово) и знаковую трансформацию – переход, значение, символ, превращение.

Люди структурно-организационного типа также идут к Сущему опосредствованным путем, но их служение совершается через вещество (мир вещей), структуру, организацию, личностную и деятельную упорядоченность.

И наконец, четвертый частичный тип – энергийно-образовательный . Относящиеся к этому типу проходят служение через потоки, концентрацию, образы, взлеты, прорывы и пр.

В процессе осмысления памятников восточно-христианской богословской традиции, русской православной культуры (святоотеческих трудов, житий святых, биографий подвижников последнего времени и пр.) были выявлены и целостные типы онтологического отношения личности (соединительно-собирательный/комплексный и изначально целостный):

Человек соединительно-собирательного типа избирает опосредствованно-непосредственный путь к Сущему, который осуществляется в соответствии с Его замыслом (и своим), обстоятельствами, ситуацией и пр. Этот тип служения совершается через возможности и своеобразие всех четырех или нескольких из вышеупомянутых частичных типов, включая соответствующие им форму, содержание, структуру, знак, символ, образ, вещество, информацию, энергию.

Изначально-целостный тип определяет тех, чей путь к Сущему непосредственный, не разделенный на отдельные атрибуты, признаки и определения, в изначальной полноте отвержения себя «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – целостности . Этот тип предполагает целостность служения «в Церкви – вселенском теле Христа» как жизнь, исполненную любви, обо жения, спасения .

Частичные типы являются обломками некоего прототипа – изначально целостного типа. По нашему убеждению, его следует искать в первочеловеке – Адаме. Основным онтологическим основанием определения Адама как изначально целостного типа является его творение по образу и подобию Божию, о котором говорит Библия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями], и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1: 26).

Проанализируем понятия «образ» и «подобие».

В отличие от отца Александра Меня , мы полагаем, что понятия «образ » (евр. Целем) и «подобие » (евр. Демут) не являются синонимами. В древнееврейском тексте «целем»–образ означает нечто постоянное, онтологическую константу, в то время как «демут»–подобие является величиной переменной.

С другой стороны, «целем» имеет значение «облик, внешний вид», а «демут» – «замысел, идея, чертеж».

Соответственно, если образ–«целем» можно интерпретировать как богодарованную данность, то «подобие» можно интерпретировать как заданность, замысел Бога о человеке. Эти же значения еще более углубляются в переводных греческих терминах: eikon (образ) и omoioma (подобие), где eikon обозначает «образ» (зачастую – естественный образ), а omoioma – нечто сходное не только внешне, но и внутренне, не только феноменологически, но и энергийно. Отметим, что понятие eikon апеллирует к целостности, целокупности, а omoioma – к бытийственной полноте.

В экзегезе отцов Церкви эти смыслы углубляются. В трактате «Об устроении человека» «образ» (eikon) рассматривается как нечто данное человеку от природы, а «подобие» (omoioma) как тот высший идеал, или предел (telos), к которому человек должен стремиться .

Итак, согласно святому Максиму Исповеднику, в Адаме присутствует совокупность энергий логоса, следовательно, он являлся некоей энергийной целостностью.

И следовательно, можно полагать, что он сочетал в себе все четыре онтологических типа. Подтверждение этой мысли мы встречаем и у других отцов Церкви. Святитель Григорий Нисский именует Адама всечеловеком. По выражению блаженного Августина, Адам есть «весь род человеческий» («totus genus humanorum»), и не только в силу того, что он – предок человечества, но и потому, что он представляет изначально целостный тип как носитель образа Божия, еще не поврежденного грехопадением.

Эта мысль отцов о всечеловечности Адама подтверждается библейским текстом. Из него мы видим, что Адам является носителем свойств самых разных типов.

Во-первых, необходимо отметить, что само повеление «владычествовать» связано с задачами управления и, следовательно, со структурно-организационным типом. Проявление структурно-организационного типа видно также в образе Адама – возделывателя райского сада: «И взял Господь Бог человека, [которого создал], и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15).

Адам является также носителем энергийно-образовательного типа, поскольку он дает имена зверям: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2: 19–20).

Согласно древневосточной мысли, дарование имени означало, прежде всего, властвование над кем-либо. Однако наречение имени подразумевает знание сущности именуемого и в некотором смысле соприкосновение с ней, а следовательно, мы вправе говорить здесь о синергийной деятельности, которая присуща энергийно-образовательному типу.

Естественно, Адам относился и к созерцательно-проникновенному типу, поскольку внимал Божественным повелениям и созерцал Божественные тайны.

Но он еще имеет черты символико-трансформационного типа. Подтверждение этому – притча, которую Адам изрек после сотворения Евы:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2: 23).

Мы немногое поймем здесь, если не вспомним, что по-шумерски слово «ти» означает одновременно и «кость», и «жизнь», а в еврейском слова «муж» и «жена» происходят от одного корня: «муж» – «иш», жена – «иша».

Адам произносит эту притчу, символически обозначая связь мужа и жены, причастность жены к дару жизни, а также их онтологическое единство и, следовательно, причастность Евы к изначальной целостности.

Разнообразие типов, объединенных во Адаме, отцы Церкви представляли в образе его трех служений – царского, священнического и пророческого (святитель Григорий Богослов). Как царь, Адам был должен вести творение к совершенству. Как пророк – познавать волю Божию и общаться с Богом. Как священник – освящать творение и всего себя приносить в жертву Богу. Применительно к нашей классификации можно добавить, что царское служение в первом приближении соответствует структурно-организационному типу, священническое и пророческое служения (каждое по-своему) энергийно-образовательному и созерцательно-проникновенному. Призвание священника также подразумевает причастность к символико-трансформационному пути. Следовательно, и по линии библейского текста, и по линии святоотеческой экзегезы мы приходим к пониманию Адама как изначально-целостного типа.

Но вот происходит грехопадение. В его космической катастрофе разрушается изначальная целостность человека, в том числе и его онтопсихологический тип.

Потомки человека изначально-целостного типа по большей части становятся носителям типов атрибутивных, в чем-то онтологически ущербных.

Вот библейский рассказ, показывающий утрату целостности вначале Евой, а затем Адамом:

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3: 1–6).

Змей совершает свою разрушительную работу по всем правилам провокации и скрытого управления. Вначале он вовлекает Еву в диалог явно преувеличенным обвинением в адрес Бога, самой формой вопроса: «подлинно ли?» – оговариваясь, что это якобы невероятный слух, который надо проверить. Затем, втянув ее в поток разговора, он, успокоив Еву позитивной информацией («не умрете»), умело вливает ей в уши клевету, представив Бога жадным завистником («знает Господь Бог»), и завершает свою речь победным аккордом: «и будете как боги», – проведя последнюю и самую важную часть беседы в ключе триады «позитив-негатив-позитив» (гегелевский тезис-антитезис-синтез). Змей умело воздействует на все структуры человеческой личности: на стремление к знанию, жажду справедливости, инстинкт безопасности.

Утеря целостности начинается, когда жена вступает в диалог с искусителем: вместо того чтобы сразу пресечь его, она увлекается ходом дискуссии, переживает искушение инструментальности, иллюзию того, что доступными ей средствами она может привести к истине заблуждающегося (как ей кажется) змея. Таким образом, в человеке появляются ростки греха тщеславия.

Следующий важный этап разрушения личности – энергийно-резонансное переживание Евой навета змея на Бога – обвинения в Его якобы завистливости, а затем – кардинальное искушение для энергийно-резонансного типа: «И будете как боги, познающие добро и зло». Таким образом, в человеке появляется чувство ревности и его обратная сторона – грех зависти.

После разрушения инструментальной и энергийно-резонансной стороны единого типа происходит соскальзывание в нижний уровень созерцательно-недеятельностного типа – в тип гедонический: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Здесь уже выстраивается искаженная материалистическая иерархия бытия: вначале идет грубый материальный гедонизм – ощущение приятного вкуса, затем более утонченный гедонизм эстетический: «и приятно для очей», – и уже затем, на заднем плане, интеллектуалистская жажда знаний.

Каков психологический механизм падения Адама, не сказано – вероятно, в силу онтологического единства первых людей это происходило с Адамом, как и с Евой, – более-менее схожим образом. Относительно Адама следует отметить единственную деталь: не он сам берет плод, как должно было быть, но получает от жены, в некотором смысле подчиняясь ей и становясь зависимым от нее. Следовательно, в Адаме поражается структурно-организационное начало и торжествует гедонистический тип – то есть из царя он превращается в раба.

Мотив рабства еще более подчеркивается следующей деталью: «И открылись у них очи, и увидели они, что наги». Нагота на Древнем Востоке была символом рабства, беззащитности, плена и унижения. В человеке рождается чувство стыда, которое, однако, переживается им не столько как вина, сколько как дискомфорт. Это не случайно, поскольку данная реакция типична для представителей гедонистического типа. Именно поэтому Адам и Ева бегут и прячутся от Бога: «И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 8–13).

Адам, находящийся в рамках гедонистического типа, испытывает страх, дискомфорт и всячески уходит от ответственности, воспринимаемой им как стресс. Сами его действия – бегство от Бога, а затем наглый и агрессивный ответ – являются попытками снятия стресса , уйти от вины и обличения в ней.

Бог проявляет по отношению к Адаму удивительную отеческую заботу и понимание, задавая вопрос: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от древа?..» Столь чуткий вопрос, напоминающий вопрос любящего родителя провинившемуся ребенку или духовника исповедующемуся, естественно, подсказывает положительный ответ, возможность раскаяния и, следовательно, очищения от греха и возможного восстановления человека. В этом вопросе Бог обращается к энергийно-образовательной стороне.

Но Адам отталкивает протянутую руку, предпочитая оставаться в агрессивно-стрессовом состоянии. Более того, ответственность и наказание он пытается переложить на другого – на свою жену, а в конечном счете – на Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа».

Точно так же герой романа Дж. Оруэлла «1984» пытался «откупиться» от пыток своей возлюбленной, крича: «Сделайте это с ней».

Но если вчитаться в библейский текст, то мы увидим, что Адам, выстраивая «инструментальную» цепочку даяния» (Бог, Ева, Адам) в духе незамысловатого софизма, в конечном счете обвиняет Бога в том, что Он дал ему плод с древа познания добра. Адам не случайно забывает про змея: с его точки зрения, если Бог сотворил змея и Еву, то должен нести ответственность за все, что произошло с их участием; а он, Адам, – вне вины как таковой. Такое отношение характерно для потребительского сознания, тесно связанного с гедонистическим типом.

Реакция Евы гораздо более трезвая и искренняя, «сущностная», с признанием своей вины, что характерно для представителей энергийно-образовательного типа: «Змей прельстил меня, и я ела». Именно поэтому не Адаму, а ей дается надежда на то, что ее семя или потомство (а не Адама) сокрушит главу змия. Что касается Адама, то, во-первых, констатируется распад его личности, его изначальной целостности: «Прах ты, и в прах возвратишься».

А во-вторых, Бог, посылая страдания и скорби, предельно ограничивает возможности для развития и укоренения гедонистического типа – и в то же время, повелевая трудиться в поте лица, полагает возможность развития в Адаме типа инструментального или структурно-организационного: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 17–19).

Так воспитывается инструментально-аскетическое начало в человеке, а с другой стороны, «кожаные одежды» – грубость телесных чувств – ограничивают для него сторону жизни, связанную с созерцательно-проникновенным и отчасти с энергийно-образовательным. «Кожаные ризы», по мнению отцов Церкви, даются для того, чтобы человек не впал в нездоровую мистику и общение с демонским миром.

В то же время для человека еще сохраняется возможность общения с Богом и грядущего восстановления, которое совершится в Богочеловеке Христе, новом Адаме, по Его человечеству, – ибо Он являет Собой изначально-целостный тип.

3 глава книги Бытия целиком посвящена грехопадению и его последствиям. Мифологический (в значении "священно-символический") язык древнего сказания не всегда понятен современнику. Часто говорят о невесть откуда взявшемся яблоке, которое съела жена - а она "вкусила плод" приходится также слышать о том, что первородный грех состоял в первом половом сожительстве, что-де запрещено Богом, и т. д. Западные средневековые сказки и ереси в отношении 1-3 глав книг Бытия перекочевали в обличительные книжки атеистов XIX в. и современных шутников, которые высмеивают то, чего в Библии нет и в помине. Но в Библии присутствует иносказательное описание величайшей драмы, произошедшей с человеком на заре его исторического существования.

В раю неожиданно появляется змей. Образ этот означает сразу две мысли:

Во-первых, зло уже существовало, до и вне человека;

Во-вторых, носитель этого зла, сатана, пред Богом всего лишь творение, хитрая гадина.

Примечательно, что во всём повествовании о творении мира и грехопадении человека не сказано прямо ни о диаволе, ни об изначальном отпадении части ангелов, им увлеченных во тьму. В 1 главе говорится о бездне, в 3 главе - о змее. По мысли Бытописателя, основные библейские события и проблемы спасения лежат только на оси "Бог - человек". Появление змея в райском саду есть отзвук того обстоятельства, что за границами рая - еще не преображенная, "безвидная" земля, вселенная, а за ее границами - всё та же тьма небытия. Змей - это "партизан" бездны в раю. Подползая к жене, он не может проникнуть в ее душу и потому силится обратить на себя внимание: "подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?". Здесь характерен призыв усомниться в истинности Бога (подлинно ли?) и в Его благости (не дает вкушать). Поистине, змей искушает жену логикой! Она отвечает ему, припоминая слышанную от Адама заповедь, что только плодов того дерева человекам нельзя вкушать, чтобы им не умереть. Но змею, который и так всё это знает, на самом деле важно то, что жена сумела его расслышать и беседует с ним. В следующей фразе он уже полностью являет себя духом клеветы на Бога: "нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их (плоды), откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло (т. е. всё на свете). Падение жены произошло уже в тот момент, когда она не возразила на эти слова. Некая тварь Божия опровергает Бога и продолжает спокойно существовать, значит, так можно жить! Она начинает по-новому смотреть на Бога, Он неискренен, Он что-то скрывает. Но и на окружающий мир тоже, оказывается, можно посмотреть с иной, не Божией точки зрения, и не умереть. И она по-иному смотрит на страшное дерево: оно "хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание". Это те самые три составляющие первородного греха, которые святой апостол Иоанн Богослов назовёт "похотью плоти, похоть очей и гордостью", а отцы-аскеты сластолюбием, сребролюбием и славолюбием. Что же обещает змей человеку? - "будете как боги". Но разве не то же самую задачу поставил человеку Бог? "Я сказал: вы - боги" - восклицает от имени Творца Псалмопевец. А в Новом Завете Господь говорит еще определеннее: "будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершенен" - это и есть то самое "уподобление" Богу. Святой Ириней Лионский, святой Афанасий Александрийский, развивая эту мысль, дерзновенно говорят о Христе: "Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом". Но диавольская подтасовка заключена в слове "как" - "как боги". Бог призывает человека стать "богом у Бога", сыном Божиим, Его причастником. А змей соблазняет возможностью быть "богом без Бога", самому себе богом, ведь человек имеет потенциальное могущество.

Т. о., вкушение плода от древа познания добра и зла, приведшее человека к духовной катастрофе, означает познание мира вне Бога и устроение своей жизни в нем без Бога. Духовная тенденция, при которой человек стремится поставить себя в центре вселенной и подчинить себе все ее духовные и материальные силы, в богословии называется магизмом. И эта тенденция во всей дальнейшей истории противостоит тенденции религиозной, в которой человек, поставив Бога в центре своей жизни и жертвенно служа ему, стремится восстановить утерянную близость (термин "религия" можно трактовать как "воссоединение", возобновление единства).

Жена "взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и.. сделали себе опоясания". А до того "были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились". Адам вкушает то же, что и жена, ведь любовь еще не нарушена, они - как неразделенные сиамские близнецы. Итак, думали, что боги, но узнали, что наги. "Нагота" имеет весьма специфический смысл. Это ощущение собственной малости, ничтожества, незащищенности: всего лишь червь, всего лишь прах, всего лишь песчинка на окраине миров. Узнать о своей наготе - значит потерять ощущение благодати. До падения человек не знает об этой наготе и не боится, не знает о грехе и не стыдится, а падшему человеку состояния стыда и безблагодатности знакомы. Сделать себе "опоясания" - жалкая попытка прикрыть "наготу", компенсировать духовную потерю. Об этом же сказано и в (3, 8): "И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня близость Господа для автора, жившего в знойном климате Палестины, описана как желанная прохлада; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая". Это могли быть "древо науки", "древо искусства" и т. п.; так выражена попытка заглушить всё нарастающую душевную тревогу. "И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты?". Вот удивительно, не человек Бога, а Бог взыскует человека! Змей действует нагло, обманывает, соблазняет, парализует волю тот, кто обещает свободу и не отступает, пока не добивается своего. Творец, подарив человеку жизнь и мир, дав заповеди и предупредив об опасности, требует доверительных отношений и не управляет каждым шагом человека, и когда последний совершает ошибку, не корит, не угрожает, а отечески спрашивает: где ты, куда уходишь, подумай, что ты теряешь. "Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся голос Божий был мелодией блаженства, а сейчас он источник страха - вот откуда появляется в древних религиях специфический ужас перед многорукими божествами, потому что я наг (ложное раскаяние, разве этого надо было бояться, стыдиться), и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?". Прямой вопрос требует прямого ответа. Если бы Адам сказал: да, это так, прости меня, то история пошла бы менее драматично. Но первый человек греховный путь прошел до конца. "Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел". Ему, как говорит в одной из своих проповедей преп. Симеон Новый Богослов, следовало так ответить своему Создателю: "Ей, Владыко, истинно согрешил я, преступив твою заповедь... Помилуй мя, Боже, и прости".Адам внешне говорит правду, но на самом деле он вместо раскаяния отвечает неблагодарностью и двойным обвинением: жены, которая его совратила - так рушится брачное единство, Бога, который ее даровал - так Адам впервые доходит до сатанизма. Жена на аналогичный Божий вопрос ссылается на змея: "змей обольстил меня, и я ела". (3, 9-14)."О нечувствие окамененное! И ты, Ева, после того, как согласилась беседовать со змием, предпочла... заповеди Господа совет его и почла его (змия) более истинным, чем заповедь Божия!.." - горестно восклицает преподобный Симеон.

Из последней сцены мы видим, что в грехопадении виноваты и Адам, и жена его, (Адам в итоге повел себя гораздо хуже), и когда говорится, что грех вошел в нас через жену, подразумевается не особая ее вина, а механизм проникновения первородной испорченности. Ввиду того, что в идеале "Адам и жена его" - это и есть полноценный человек (имя Ева появляется уже после грехопадения и означает начало разобщенности), некоторые комментаторы аллегорически толкуют Адама как ум и Еву как сердце человека; т. о. первородный грех сначала поразил чувствительную сторону души, а затем уже разумную ("вне Бога разум становится подобным животному и бесам" - святой Григорий Палама).

Вообще говоря, в Библии и христианстве Адам - это не только первый человек или первое человечество. Слово Адам также означает "человек вообще", "генотип человека". Западно-христианской формулировке - "все грешат из-за вины Адама" - святой апостол Павел противопоставляет "генетический" взгляд: " в нем (в Адаме) все согрешили" (Рим. 5, 12). Т. е. мы грешим "в Адаме", "вместе с Адамом", "как Адам". Мы все - это первый, или ветхий Адам. Понятие первородного греха описывает всеобщую испорченность человеческого рода, падшесть его, потенциальную греховность; отцы Церкви называют это "удобопреклонностью ко греху". (Но сия удобопреклонность не означает фатальной неизбежности совершения греха.)

Дальнейшее повествование 3 главы касается проклятия змея, осуждения людей и изгнания их из рая. Но то, что называется изгнанием, является результатом уже осуществившейся по вине человека потери рая в смысле духовном. Непослушание, нераскаянность и богоотвержение после грехопадения привели к тому, что прежняя жизнь с Богом была уничтожена. Падший человек не может быть в раю по определению, а не из-за гнева Божия.

В (3, 14-15) звучит Божественное проклятие змея-диавола перед всем светом. Он будет ползать на чреве своем (зло пресмыкается, затрагивает низменные страсти) и всегда питаться прахом (Адам - это одухотворенный "прах", но пища диавола - полностью бездуховные, внутренне мертвые люди). Некоторые отцы Церкви по избытку любви высказывали мнение о возможности спастись даже бесам, но по-видимому Люцифер, соблазнив человека, не только перенес грехопадение на другой уровень, не только значительно углубил искажение чудесного Божественного замысла, но и сам себя отлучил от зыбкой возможности спасения, т.е. оказался действительно проклят. И далее: "вражду положу между тобою и между женою, .. между семенем твоим и..семенем ее; оно (в оригинале - "Он") будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". Действительно, отныне одной из главных задач духовной жизни станет борьба человека (семя жены) со всевозможными проявлениями зла (семя змея) - борьба на смерть. Пророки и праведники всех времен будут пытаться уничтожить зло (поразить змея в главу), но диавол будет успешно находить их слабые места (ср. с "ахиллесовой пятой"). Главной "пятой" окажется, конечно, смертность и беззащитность праведника, и зло будет часто торжествовать. Но однажды явится Тот, Кто уничтожит корень зла (на славянском это звучит конкретно: "семя жены сотрет главу змия"). Подобное сообщение прежде всего отражает древнейшую надежду человечества на спасение от власти зла и греха. Но в столь очевидных образах ("Он", "семя жены", "поразит в главу") Церковь не могла не усмотреть первого в библейской истории пророчества об Иисусе Христе. Поразительно: еще до того, как Бог определяет наказание Адаму и Еве за совершенное в раю, Он уже произносит Свое первое Евангелие, содержащее обещание непременного спасения! А ведь для Бога это означает отдание Сына на крест.

Беременность жены отныне скорбна и роды болезненны;

В браке неравенство: муж будет господствовать над женой;

В любовь вошла нечистота, похоть;

Земля (природа) отныне "проклята" за человека, больна, враждебна ему (св. апостол Павел говорит, что всё творение совокупно мучается из-за человека...);

"Кожаные одежды", данные Богом (3, 21), могут говорить либо о неком иммунитете либо об огрубении человека в связи с изменившимся климатом труд из благодатной задачи становится мучительной необходимостью для добычи пропитания. Самым страшным последствием первородного греха становится смерть. Она описана вначале просто как причина жизненной бессмыслицы: человек в поте лица добывает хлеб, произрастающий из земли, для того, чтобы сей хлеб, становясь частью самого стареющего человека, возвратил его в ту землю, из которой он был (материально) образован: "земля еси, и в землю отыдеши" (святой Иоанн Дамаскин, из последования панихиды). Но стихи (3, 22-24) глубже объясняют эту тему: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас..и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни..и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского.. и поставил.. Херувима и пламенный меч (вращающийся), чтобы охранять путь к дереву жизни". Итак, после грехопадения физическое бессмертие стало невозможным. Но и это, оказывается, не прихоть Творца (атеистические комментаторы любили здесь порассуждать о зависти Бога). Смерть не только трагична. Если бы человек, выбравший однажды зло, остался бессмертен, то это, особенно из-за слабости человека перед активным напором и обманом диавола, неминуемо привело бы к возникновению тотально осатанелого мира, где люди бы безвыходно и бесконечно страдали, т. е. к победе бездны над Божиим творением. Смерть становится тем естественным пределом, который ограничивает во времени любое злое явление, отныне уже не всевластное, а для самого человека означает важнейший жизненный рубеж. Смерть физическая не означает конец бытия, но является символом и предупреждением о "второй смерти" - духовной. Если первая смерть есть временное разделение души и тела, то вторая означает вечную разлуку души и Бога. Смерть оказывается последним аргументом в пользу веры и покаяния. Воистину, "благодетельно установлена смерть" (святой Иоанн Златоуст).

Грехи, болезни, страдания - всё это последствия смертности. Отцы Церкви говорят, что после грехопадения изменилась сама природа человека. В частности, действия разума, воли и чувств, а также тела и души между собой потеряли былое гармоническое единство. В связи с этим аскетика говорит о возникновении душевных и телесных страстей - глубинных болезненных комплексов.

Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе

В раю людям явился и искуситель – в виде змея, который «был хитрее всех зверей полевых » (Быт. 3.1). В это время жена находилась возле дерева познания добра и зла. Змей обратился к ней: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? » (Быт. 3.1). Женщина отвечала, что Бог разрешил им есть от всех деревьев, кроме одного, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов этого дерева они могут умереть. Тогда искуситель, желая возбудить в жене недоверие к Богу, сказал ей: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло » (Быт. 3.4–5). Под действием этих слов женщина иначе, чем раньше, посмотрела на запретное дерево, и оно показалось ей приятным для глаз, а плоды особенно притягательны по таинственному свойству дать знание добра и зла и возможность стать богом без Бога. Это внешнее впечатление решило исход внутренней борьбы, и женщина «взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел » (Быт. 3.6).

Величайший переворот в истории человечества и всего мира совершился – люди нарушили заповедь Божию и тем самым согрешили. Те, которые должны были служить чистым источником и началом всего человеческого рода, отравили себя грехом и вкусили плоды смерти. Лишившись чистоты, они увидели свою наготу и из листьев сделали себе опоясания. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь позвал к Себе Адама: « [Адам, ] где ты? » (Быт. 3.9). Господь спрашивал не о том, где Адам находится, а о том, в каком он пребывает состоянии. Этим Он призывал Адама к покаянию. Но грех уже омрачил человека, и призывающий голос Бога вызвал в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся » (Быт. 3.10). – «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? » (Быт. 3.11). Вопрос был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел » (Быт. 3.12). Адам возложил вину на жену и даже на Самого Бога, давшему ему эту жену. Тогда Господь обратился к жене: «Что ты это сделала? » Но жена последовала примеру Адама и не признала свою вину: «Змей обольстил меня и я ела » (Быт. 3.13). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.

Тогда Господь изрек Свой праведный суд. Змей был проклят перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь же к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься » (Быт. 3.18–19).

Последствия грехопадения первых людей были катастрофичны как для человека, так и для всего мира. Во грехе люди отстранились от Бога и обратились к лукавому, и теперь для них невозможно общение с Богом так, как это было раньше. Отвернувшись от Источника жизни – от Бога, Адам и Ева тотчас умерли духовно. Телесная смерть не сразу поразила их (по милости Бога, желающего привести прародителей к покаянию, Адам потом еще прожил 930 лет), но, в то же время, вместе с грехом в людей вошло тление: грех – орудие лукавого – стал постепенно через болезни и старение разрушать их тела, что, в конце концов, и привело прародителей к телесной смерти. Грех повредил не только тело, но и всю природу первозданного человека – в нем была нарушена та изначальная гармония, когда тело подчинялось душе, а душа – духу, пребывавшему в общении с Богом. Как только первые люди отошли от Бога, так сразу дух человеческий, потеряв все ориентиры, обратился к душевным переживаниям, а душа увлеклась телесными желаниями и породила страсти.

Как в человеке нарушилась гармония, так произошло и во всем мире. По словам ап. Павла, после грехопадения «вся тварь покорилась суете » и с тех пор ждет освобождения от тления (Рим. 8.20–21). Ведь если до грехопадения вся природа (и стихии, и животные) была подчинена первым людям и без труда со стороны человека давала ему пропитание, то после грехопадения человек уже не чувствует себя царем природы. Земля стала не так плодородна, и людям нужно приложить большие усилия, что доставить себе пропитание. Природные катаклизмы со всех сторон стали угрожать жизни людей. И даже среди животных, которым Адам когда-то давал имена, появились хищники, представляя опасность и для других животных, и для человека. Возможно, что умирать животные также стали лишь после грехопадения, о чем говорят многие святые отцы (свт. Иоанн Златоуст, прп. Симеон Новый Богослов и др.).

Но не только наши прародители вкусили плодов грехопадения. Став родоначальниками всех людей, Адам и Ева передали человечеству свою природу, искаженную грехом. С тех пор все люди стали и тленны, и смертны, и, главное, все оказались под властью сатаны, под властью греха. Греховность стала как бы свойством человека, так что люди не могли не грешить, даже если кто и хотел. Обычно про такое состояние говорят, что все человечество от Адама наследовало первородный грех. Здесь под первородным грехом понимается не то, что потомкам Адама передался личный грех первых людей (ведь потомки лично его не совершали), а то, что от прародителей ко всем людям перешла именно греховность человеческой природы со всеми вытекающими отсюда последствиями (тлением, смертью и др.). Первые люди, последовав диаволу, как бы засеяли семенем греха человеческую природу, и в каждом новом родившемся человеке это семя стало прорастать и давать плоды уже личных согрешений, так что всякий человек становился грешником.

Но милосердный Господь не оставил первозданных людей (и всех их потомков) без утешения. Он тогда же дал им обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Изрекая змею Свой суд, Господь сказал: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно (в переводе семидесяти – Он ) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту » (Быт. 3.15). Это обетование о «семени Жены» является первым обетованием о Спасителе мира и часто называется «Первоевангелием», что не случайно, т. к. в этих кратких словах пророчески говорится о том, как Господь намерен спасти падшее человечество. То, что это будет именно Божественное действие, ясно из слов «вражду положу » – человек, ослабленный грехом, не может самостоятельно восстать против рабства лукавого, и здесь требуется вмешательство Бога. При этом Господь действует через слабейшую часть человечества – через женщину. Как сговор жены со змием привел к падению людей, так и вражда жены и змия приведет к их восстановлению, что таинственно показывает важнейшую роль в нашем спасении Пресвятой Богородицы. Употребление странного словосочетания «семя жены» указывает на безмужнее зачатие Пречистой Девы. Использование в переводе LXX местоимения «Он» вместо «оно» свидетельствует о том, что еще до Рождества Христова многими иудеями это место понималось как указание не столько на потомство жены в целом, сколько на единственное лицо, на Мессию-Спасителя, Который сокрушит главу змия-диавола и спасет людей от его владычества. Змей же лишь может жалить Его «в пяту», чем пророчески указывается на Крестные страдания Спасителя.

После этого Господь сделал Адаму и Еве кожаные одежды. Эти одежды являются и напоминанием о грехе, через который люди лишились чистоты и невинности, и свидетельством милости Божией, т. к. одежда была необходима человеку для защиты от действия внешних сил на его тело. Кроме того, многие христианские толкователи полагают, что при сотворении кожаных одежд (т. е. из шкур животных) Господь научил первых людей приносить животных в жертву Себе, чем прообразовательно указывал на будущую Жертву Спасителя.

По облечении людей в кожаные одежды Господь изгнал их из рая: «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни » (Быт. 3.24), которого они через свой грех сделались теперь недостойными. Человек впредь не допускается к нему, «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно » (Быт. 3.22). Господь не хочет, чтобы человек, вкусив плоды древа жизни, остался вечно пребывающем во грехе, ведь телесное бессмертие человека только лишь утвердило бы его духовную смерть. И этим показывается, что телесная смерть человека есть не только кара за грех, но и благодеяние Бога по отношению к людям.

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА ВТОРАЯ. ГРЕХОПАДЕНИЕ ПРАРОДИТЕЛЕЙ. Мы подошли теперь к изумительному приключению, которое - увы! - положило конец благоденствию Адама и его супруги.«И произрастил господь бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Грехопадение и его последствия. Быт. 3.Откровение не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть диавола, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть I автора Малиновский Николай Платонович

§ 74. Грехопадение прародителей Невинное и блаженное состояние прародителей не было состоянием неизменным и не досталось в удел их потомкам. Бытописатель не указывает, как долго жили прародители в раю, но говорит, что они нарушили завет с Богом и пали. Возможность падения

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 2 Грехопадение прародителей Мы подошли теперь к изумительному приключению, которое – увы! – положило конец благоденствию Адама и его супруги. «И произрастил господь бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Последствия грехопадения и обетование Спасителя Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

1. ГРЕХОПАДЕНИЕ ПРАРОДИТЕЛЕЙ 1.1. Состояние человека до грехопадения До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии блаженного младенческого неведения. Свв. отцы учат, что

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Грехопадение прародителей 6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и

Из книги Посмертная жизнь автора Осипов Алексей Ильич

Последствия греха прародителей Грехопадение первых людей, возомнивших себя богами, привело к тому, что в природе человека произошли изменения онтологического характера. У святых Отцов они именуются первородным повреждением (свт. Василий Великий), наследственной порчей

Из книги Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении автора Тертышников Георгий

Грехопадение прародителей. Следствия грехопадения как антропологическая проблема Бытописатель не указывает, как долго жили прародители в раю, но говорит, что они нарушили завет с Богом И пали (Быт. 3, 1–6).Грех проник в человеческую природу под влиянием змия–искусителя,

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Грехопадение прародителей и первые его последствия Господь насадил прекрасный сад на востоке и произрастил в нем роды дерев, прекрас­ных на вид, с плодами, приятными для вкуса. Среди этого земного рая Он также произрас­тил древо жизни и древо познания добра и зла. В этом

Из книги Апологетика автора Зеньковский Василий Васильевич

Грехопадение прародителей. В дальнейшем библейском повествовании мы находим еще добавочные, очень важные указания о мире и человеке: прежде всего рассказ о грехопадении прародителей и изгнании их из рая, - а затем рассказ о потопе.Что касается первого, то вот, что мы

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Происхождение мира и грехопадение прародителей Библейское повествование о творении мира и человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение прародителей и его последствия, понятие о первородном грехе, обетование о Спасителе (Быт. 3.15). Дивишься, может быть, почему,

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Грехопадение и его последствия Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

Грехопадение прародителей»19 Состояние человека до грехопадения До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии блаженного младенческого неведения. Свв. отцы учат, что

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

6. Грехопадение прародителей. 6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.“И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

III Грехопадение и его последствия. Местонахождение рая Пребывание первых людей в раю было пребыванием их в непосредственном общении с Богом, которое и было первой и совершеннейшей религией человеческого рода. Внешним выражением этой религии была церковь, как собрание

July 31st, 2012

Решил выложить свои семинарские семестровые сочинения. Пусть цена их невелика, но писал их с душой, хочется как-то сохранить. Вообще мне нравится учиться, только вот времени на это теперь почти совсем не остаётся.

Библейская история: "Грехопадение и его последствия"



Человек во все века стоял в центре внимания мыслителей всех стран и народов. Вглядываясь в его природу, многие из них сталкивались с противоречием. Гармония и красота человеческой природы сталкивались со старением, болезнями и тлением. Высота мысли и чувства, нашедшая своё отражение в памятниках мировой культуры и науки, граничила с глупостью, бездарностью и пошлостью. Героизм, благородство и доброта смешивались с эгоизмом, мелочностью и злобой. Человек являет себя во всём многообразии сторон своего бытия как существо дискретное, противоречивое. Этот конфликт нехристианские религиозно-философские системы пытались решить по-разному. Некоторые связывали всё отрицательное в человеке с телом, называя его темницей для духа, гробом. Кто-то пытался обожествить сами негативные черты человеческой природы. Однако все эти попытки земного разума проникнуть в тайну человеческого бытия едва ли приблизились к истине. Многие античные философы чувствовали, что разрешить их недоумение не возможно путём естественных размышлений. Так Сократ говорил: «Не надейтесь исправить человеческие нравы, доколе Сам Бог не благоволит послать особенного Мужа для наставления нас самих» . Платон утверждал, что «не быть на земле порядка, если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснит нам и наши отношения к Нему, и наши взаимные обязанности друг к другу» .

Единственное, в чём более или менее согласны практически все учения - в признании того, что человек должен быть иным. Христианство однозначно отвечает на вопрос о природе человека, основываясь на Божественном Откровении о сотворении, грехопадении человека и его последствиях.

Непосредственно о событиях, связанных с сотворением мира и человека, состоянии первых людей до и после грехопадения повествуется в книги Бытие. Прежде, чем говорить об этих событиях, следует обозначить некоторые ключевые моменты, необходимые для правильного понимания первых глав Священного Писания.

Во-первых, цель Библии по своей сути сводится к одному - сообщить человеку Откровение Божие, необходимое для его спасения. Поэтому рассматривать книгу Бытие буквально в целях построения научных теорий недопустимо. Эта книга религиозная, таинственная, призванная дать человеку, прежде всего, духовные ориентиры. Существует два соблазна: приспособить научные данные под Библию и приспособить Библию к научной теории. В первом случае, возникает риск того, что современная наука через несколько лет или десятилетий устареет. И якобы «научные доказательства» Священного Писания перестанут быть таковыми. Это обязательно будет использовано соответствующими людьми в целях «разоблачения» Библии. Откровение Божие не нуждается в подпорках. «Толковая Библия» Лопухина и «Закон Божий» протоиерея Серафима Слобоцкого в части привлечения некоторых научных данных, современных авторам, выглядят сегодня несостоятельно.

Во втором случае, неизбежно искажение подлинного смысла Писания и смещение центра внимания от сотериологических истин к второстепенным обстоятельствам и предметам. С другой стороны, мир как творение непознаваемого Бога не может быть понят рациональными методами в своей сущности. Поэтому многие учёные отмечали тот факт, что научно-технический прогресс не увеличил целостных знаний о мире, а, напротив, лишь отдалил человека от понимания природы, дробя предметы изучения в своих исследованиях бесконечное число раз.

Для того, чтобы более полно понять сущность падения первых людей, стоит сказать несколько слов и сотворении и назначении человека.

Бог как Совершенное Существо творит мир из ничего совершенным. Вначале появляется невидимый ангельский мир. Ангелы - бесплотные духи, наделённые волей, разумом и свободой, имеющие свою иерархию. Именно в среде ангелов рождается зло. Верховный Ангел, Денница возымел гордую мысль и таким образом пал, увлекши за собой часть Ангелов. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Иоан.3:8). По мысли преп. Максима Исповедника, падение Денницы было уже после сотворения человека и было основано на зависти (которая есть, впрочем, исчадие гордости). «Завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2: 24). С этого времени зло появилось в мире. Само зло не имеет самостоятельной сущности, своего бытия. Зло - это отсутствие добра, как тьма отсутствие света.

Как Благой Бог-Любовь мог допустить появление зла вначале и его повторение во все времена? Ответ здесь кроется в свободе, которой Творец наделил своих разумных существ. Свобода - высочайший дар, которая отделяет непреодолимой пропастью ангелов и людей от животного мира, детерминированного инстинктами.

О появлении Адама и Евы книга Бытие сообщает следующее: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). То есть, с одной стороны в нас есть нечто, сродное всему живому («прах земной»), с другой - то, что роднит нас с Самим Творцом («дыхание жизни»). Однако мы не видим в первых людях противопоставления плоти и духа, свойственного для античной философии. Человек был создан как гармоничное существо, в котором дух, душа и тело, ум, чувства и воля были подобны отдельным звукам, сложенным в прекрасную мелодию.

Человека Бог творит по Своему образу и подобию. Образ Божий в человеке нельзя определить в полной мере в его сущности, поскольку это образ непостижимого Божества. Однако можно выделить некоторые его свойства: свобода, разум, бессмертие. Подобие же есть некоторый вектор, цель заданная каждому человеку и человечеству в целом. Достижение богоподобия через уподобление Богу в Его свойствах, другими словами, обожение - есть цель человеческой жизни. «Выражение: по образу - указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: по подобию - означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека», - пишет преподобный Иоанн Дамаксин в «Точном изложении православной веры» .

Таким образом, человек был создан с потенцией развития, перспектива которого бесконечна, как Бесконечно совершенен Отец Небесный (ср. Мф.5:48). Рай не был чем-то статичным, но имел в себе постоянное восхождение от славы к славе.

Крайне важен ещё один факт для уяснения дальнейших последствий грехопадения: Бог создаёт человеческую природу как единую. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). «Бог есть одновременно одна Природа и три Ипостаси; человек есть одновременно одна природа и множество ипостасей; Бог единосущен и триипостасен; человек единосущен и многоипостасен» .

В насажденном на Востоке Раю первым людям было позволено вкушать плоды всех деревьев, кроме одного: «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). Смысл установленной Творцом заповеди усматривают в том, что без неё невозможно было развитие и совершенство. «Древо познания должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания» .

И вот диавол, приняв облик змея, соблазняет первых людей, внушая им сомнение в Боге, обещая благо («вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5)) вне Источника всех благ. Ведь, по сути, Господь сотворил человека, чтобы он стал богом по благодати, разделив с Ним радость бытия. Архимандрит Георгий (Капсанис) так говорит об этом: «Адам и Ева были обмануты диаволом и захотели стать богами - только не с Божия содействия, не через послушание с любовью, а опираясь на свои силы и волю, эгоистично и автономно. Иными словами, в основе падения лежала самость. Соглашаясь с самодостаточностью, прародители отделили себя от Бога и, вместо обожения, обрели противное ему: духовную смерть» .

«Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха - гордость» (Сир. 10, 14-15). Ева и Адам принимают греховный помысел и вкушают запретный плод. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт.3:7). Блаженство первых людей состояло в общении с Богом, утратив которое через грех, они лишились живительной божественной благодати. Помрачённый грехом рассудок вынуждал Адама и Еву прятаться от Всеведующего и Вездесущего Господа в кустах. Бог взывал к покаянию, желая через него вернуть первых людей к прежнему состоянию. Однако самооправдание не позволило им покаяться: Адам винил жену («которую Ты мне дал» (Быт. 3:12)), а Ева змия. Вот здесь и происходит катастрофа вселенского масштаба, полное отступление, окончательный разрыв связи с Творцом. Собственно в этом и заключалось падение первых людей, всё остальное можно считать лишь следствием потери благодатной нити общения с Богом.

После пустых попыток прародителей оправдать себя, Бог изрекает проклятия, начиная с диавола. «Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14), - во все последующие времена тёмные духи стали жить человеческими страстями и пороками, как бы питаясь ими. Еве, а в её лице и всему женскому роду, Бог предсказывает скорби, связанные с деторождением, и зависимость от мужа, а Адаму тяготы существования на земле и смерть. Последствия грехопадения распространяются не только на человечество, но и на весь космос. «Проклята земля за тебя» (Быт.3:17). Появились стихийные бедствия, природные катаклизмы, животный мир стал враждебным по отношению к людям.

Изгоняя Адама и Еву из Рая, Бог облекает их в кожаные ризы, которые означают грубость, чувственность плоти. Как сказано выше, люди были сотворены в теле, однако это тело было бесстрастным и бессмертным. О его свойствах мы можем судить по воскресшему Спасителю, Который проходил через закрытые двери и, в тоже время, вкушал рыбу и мёд.

Грехопадение нарушило всю гармонию в человеке, плоть стала довлеть над духом, болеть и умирать, помрачился рассудок, воля ослабела и стала легко склоняться ко греху, чувства извратились. «Умертвилась душа Адама, - говорит святой Григорий Палама, - преслушанием разлучившись от Бога: ибо телом он прожил после того (после падения своего) до девятисот тридцати лет. Но смерть, постигшая, по причине преслушания, душу, не только соделывает непотребною душу и наводит проклятие на человека, но и самое тело, подвергнув его многим немощам, многим недугам и тлению, наконец, предает смерти» . Через грех человек потерял богоподобие, однако сохранил в себе образ Божий. Каждый рождённый младенец уже содержит в себе наследственную повреждённость природы, семя греха. С ростом ребёнка и семя начинает возрастать, порождая кустистое древо человеческих страстей. В основе всего этого древа лежит самость, себялюбие, которое даёт три ствола: сластолюбие как склонность к чувственным удовольствиям, сребролюбие, или своекорыстие как пристрастие к тленному и славолюбие как поиск славы земной, человеческой, тщетное. От этих трёх стволов произрастает множество ветвей-грехов. По своей сути все страсти есть извращённые добродетели. Диавол не может творить ничего нового, а только портить, извращать. «Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться превращается в наклонность к объедению и лакомству; сила желания - в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия - в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалится - в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех - в презрение к ближним, в гордость и прочее», - говорит авва Исаия .

Смерть для людей стала выступать, с одной стороны, трагедией, противоестественным состоянием для человека, с другой стороны, уздой, сдерживающей зло. «И сказал Господь Бог… теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3:22). Бог в Ветхом Завете, чтобы остановить нечестие человеческого рода, сокращал продолжительность жизни. Так что пророк Давид восклицает: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс.89:10). Память о смерти святые Отцы называют важным деланием в деле спасения. Можно сказать, что последствия грехопадения благой Промысл Божий обращает на пользу человеку. Как пишет священник Олег Давыденков, «Бог создает для согрешившего человека условия бытия, наиболее соответствующие его духовно-нравственному состоянию, условия, полагающие предел развитию зла в падшем человеческом естестве» .

Бог изгоняет людей из Рая, Херувим с огненным мечом преграждает им дорогу обратно. Однако если учесть, что Эдем находился на земле, выступает несколько иная картина: люди остаются всё там же на земле, но это уже не Рай. То есть, употребив свою свободу во зло, человек как бы изгоняет Творца от себя и остаётся один. Бог, который не хочет смерти грешника (ср. Иез.33:11), дал обетование, что семя жены сотрёт главу змия.

После грехопадения повреждённой оказалась вся человеческая природа. Причина этого, как было сказано, в единстве природы людей. Каждый личный грех отдельного человека, как и его духовная победа, отражаются на его окружении, умерших родственниках и потомках. Однако это не означает, что человек виноват в грехах своих предков, как считают некоторые (например, призывая приносить покаяние за грех цареубийства), речь идёт именно о последствиях, а не о вменяемости чужого зла или добра. Поэтому в мире существуют страдания невинных, касалось бы непричастных к столь древним событиям. Все последующие за Адамом поколения несут на себе последствия его отступления. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим.5:12).

Православное богословие выделяет два аспекта в первородном грехе: сам грех непослушания прародителей и состояние, порождённое этим грехом. Проявления этого состояния во всех потомках Адама, согласно преподобному Максиму Исповеднику - это страстность, тленность и смертность . В нравственном отношении через первородный грех наследует склонность к греху. «Своим грехом прародители ввели дьявола в свою жизнь и дали ему место в богозданном и богообразном естестве. Таким образом, грех стал творческим началом в их естестве, противоестественным и богоборческим, злолюбивым и дьяволопентричным» , - пишет преподобный Иустин (Попович).

Часто, особенно среди молодёжи, можно услышать высказывание «что естественно, то не безобразно». Оно призывает людей жить, как им захочется, по стихиям своего падшего, противоестественного состояния. Это состояние подобно состоянию животных, а часто, и превосходит его в своей низости. Такое мировоззрение основывается именно на игнорировании факта грехопадения. Ведь естественным состоянием для человека можно считать лишь состояние Адама до падения.

Без правильного представления о грехопадении, его последствиях, первородном грехе невозможен правильный взгляд на природу человека, невозможно и правильное усвоение учения Церкви о Домостроительстве спасения. Ложный взгляд на последствия грехопадения приводит к искажению церковного вероучения и, как следствие, к искажению религиозной практики. Примером может служить католическое и протестантское понимание первородного греха. Первое сводит первородный грех лишь к потере благодати, не затронувшей самой природы. Протестантское богословие, напротив, что прародительский «грех уничтожил в нем созданное Богом естество и вместо образа Божия вложил в него образ дьявола» .

Православное учение о грехопадении, утверждено не человеческим умом, но соборным разумом Церкви, Духом Святым, основываясь на Божественном Откровении, Священном Писании и Предании. Оно даёт чёткие ориентиры для той борьбы с грехом, миром, диаволом и плотью, которую призван подъять христианин для усвоения спасительной благодати Божией, принесённой на землю Спасителем и пребывающей в Церкви.



В книге Бытия мы находим следующее повествование о грехопадении людей: «Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, их же сотвори Господь Бог. И рече змий жене:Что яко рече Бог: да не ясте от всякого древа райского. И рече жена змию: от всякого древа райского ясти будем; от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете. И рече змий жене: не смертию умрете. Ведяще бо Бог, яко в оньже аще день снесте от него, отвезутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое. И виде жена яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно есть, еже разумети: и вземши от плода его, яде; и даде мужу своему с собою, и ядоста.» Библия. Бытие.3, 1 - 6 Библейский текст поразительно ясно передает нам картину падения первых людей.

Сатана, « Слово диавол, или сатана означает клеветник, обольститель.» Митрополит Филарет (Дроздов) . Пространный христианский Катехизис. Стр. 24используя змия как инструмент, выбрал обьектом соего искушения Еву, так как Бог не сообщал ей непосредственно заповеди о запрете вкушения от древа познания добра и зла и она лишь слышала ее от своего мужа. Пользуясь этим он задает ей вопрос, в котором содержится открытая ложь, что в свою очередь должно было оттолкнуть Еву от собеседника, или хотя бы насторожить ее. Однако этого не происходит. И когда Ева видит, что дерево прекрасно, появляется некая ценность вне Бога. Искуситель обещает Еве что они уподобятся Богу, вкусив от этого плода. При этом он использует очень эффективный в психологическом аспекте прием - так называемое соотношение «пятьдесят на пятьдесят», когда в информации содержится немного лжи и немного правды. Ева поддается искушению, съедает плод сама, и дает его мужу, тем самым ввергая и его во грех. И последствия падения не замедлили проявиться - их глаза действительно прозрели, но что они узрели своим исказившимся естеством? - Лишь то, что они наги. В это же время исполнились над ними и слова Господа, служившие им предостережением, и постигла их смерть духовная.

Несомненно, Сердцеведец Господь уже знал о совершившемся грехе - но по неизреченному милосердию Своему, давал человеку шанс вернуть все назад, шанс раскаяться. Однако совершенное преступление прогрессировало как вирус, все более и более отдаляя человека от Бога. Когда Бог явился в раю, и человек услышал Его голос, то вместо того чтобы с радостью идти к своему Творцу, он в страхе бежал и спрятался среди деревьев. Господь, желая возбудить в человеке чувство покаяния, стал звать его, и Адам, еще не умея врать, ответил ему: «Здесь я, Господи! Но я услышал голос твой и убоялся, ибо я наг.» Тут человек практически сам раскрывает свое преступление, и Бог напрямую спрашивает его: «Кто сказал тебе что ты наг? Не ел ли ты от древа, что просреди рая?» - тут Господь дает человеку еще одну возможность все исправить, однако естество человека уже настолько было изуродовано грехом, что он шаг за шагом все дальше погрязал в нем. И потому Адам отвечает ему не словами покаяния, а «обвиняет жену, «которую - подчеркивает он - Ты мне дал». Так человек отказывается от своей ответственности, перекладывает ее на жену и, в конечном счете, на самого Бога.» В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. Стр. 443 Этим он окончательно утверждается во грехе. По Тертуллиану, в преступлении прародителей заключался грех против всех заповедей десятисловия. «Здесь были, по словам блаженного Августина, и гордость, потому что человек захотел находиться во власти более своей, чем Божией, и человекоубийство, потому что непорочность человеческой души была нарушена обольщением змия, и татьба, потому что воспользовался запрещенным деревом, и любостяжание, потому что возжелал большего, чем скольким должен был довольствоваться.» Архимандриты Исайя и Алипий. Догматическое богословие. Стр.237