Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Андрей Первозванный – заступник и покровитель православных христиан. Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской

Апостол Андрей Первозванный имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была насыщенна духовными подвигами и путешествиями. Читайте молитву и житие апостола

Икона святого апостола Андрея Первозванного и помощь от его честных мощей

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так и святой апостол Андрей Первозванный имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями.


Святой апостол Андрей назван Первозванным потому, что он стал первым учеником Христа. Его Господь первым из людей пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Андрей трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Андрей принес христианство на земли будущей России. Но не среди варваров он скончался, а мученически закончил жизнь невдалеке от родины, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.


Как узнать икону апостола Андрея Первозванного по особенностям?

В церковных книгах - «писаниях мужей апостольских», то есть записях непосредственных учеников апостолов, осталось описание внешности апостола Андрея Первозванного: рассказывается, что он был высокого роста и несколько сутулым, имел нос орлиной формы, неширокие брови, густые волосы и бороду, глаза его были добрыми, взгляд - благочестивым.


Образ святого апостола Андрея - это изображение пожилого человека с густой седой бородой, завивающейся и сужающейся книзу. Церковные историки утверждают, что он родился в 6 году после Рождества Христова, то есть был младше Господа Иисуса всего на 6 лет. Известно, что он принял мученическую смерть в 65 лет, поэтому и изображается в этом возрасте на иконе.


Иногда на образе показана смерть апостола Андрея или орудие его казни: крест, на котором он был, как и Христос, распят, имеющий необычную для тех времен форму: это две скошенные доски равной длины. По указанию Петра I он стал основой знамени Российского флота - Андреевского флага. Он также иногда изображается на иконе - это белое полотнище, перечеркнутое двумя скошенными голубыми линиями.


Иногда апостол Андрей изображен на иконе во всех рост, стоящим возле своего креста. Тогда в одной руке он будет держать свиток, а другой благословлять молящихся перед иконой. Есть и оплечные изображения апостола, тогда голова его будет склонена как бы в знак смирения перед Господом, а руки не видны. Кроме того, руки святого бывают крест-накрест сложены на груди, глаза при этом подняты вверх - это молитвенные жесты. Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он покаялся в своем предательстве Господа. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг - а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких - оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти - апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.


В VIII-IX веках византийский инок Епифаний систематизировал все сведения об апостоле Андрее. Им упомянут также изображаемый на иконах апостола Андрея железный жезл с изображением Креста Господня. В своих долгих странствиях святой всегда опирался на него.


Чтимые иконы Первозванного апостола находятся в следующих храмах России и СНГ:


  • Андреевская церковь на Ваганьковском кладбище столицы России.

  • Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Ордынке - здесь в икону вмонтирован маленький мощевик.

  • Успенская церковь «Сиони» в Грузии, где образ святого апостола Андрея источает миро - благоуханную чудесную жидкость из эфирных масел неизвестных растений.

  • Свято-Троицкий патриарший кафедральный собор Тбилиси - здесь находится необычный деревянный резной образ апостола.

  • Храм святителя Николая в Пыжах.

  • Церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

  • Зосимо-Савватиевская церковь в Гольяново.

  • Андреевская церковь в Дивеевском женском монастыре, основанном преподобным Серафимом Саровским.

  • Андреевский собор Петербурга - здесь был певчим муж Ксении Блаженной.


Житие апостола Андрея Первозванного

Будущий святой родился в селении Вифсаида, неподалеку от Иерусалима. Он был старшим братом будущего первоверховного апостола Петра, названного при рождении Симоном. Еще юношей он всей душой любил Бога и хотел посвятить свою жизнь Ему. Он много молился, не вступал в брак и трудился на лодках своего отца Ионы, вместе с братом Симоном добывая рыбу на продажу и пропитание. Узнав, что в Израиле явился новый пророк, проповедующий и крестящий на берегах Иордана, Андрей не медля присоединился к ученикам Предтечи Господня Иоанна, став его близким соратником. Евангелисты Матфей и Иоанн рассказывают, но с небольшими отличиями, не противоречащими друг другу, о встрече Андрея с Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна читаем, что сам Иоанн Предтеча указал на идущего Иисуса Христа, сказав, что идет Агнец (жертвенный ягненок) Божий, Который берет на себя грехи всего человечества. Тогда-то рядом с ним и находился будущий апостол Андрей, тогда он и увидел Господа Иисуса впервые. Но апостол Матфей пишет, что Сам Христос позвал Андрея следовать за собой: увидев его с братьями, причаливающего после трудного рабочего дня в лодке к берегу, Господь обратился к ним, позвав следовать за Собой и обещав сделать ловцами людей, а не рыбы, проповедуя Жизнь вечную.


Возможно, апостол Андрей, стоя рядом Иоанном Крестителем не решился уйти от своего учителя и друга, но затем Иоанн Предтеча благословил его быть учеником Иисуса Христа. Итак, апостол Андрей верит Христу, берет на себя миссию проповеди людям и решительно оставляет дом, семью и имущество, следуя за Господом в первые странствия, которыми будет наполнена вся его жизнь. Он стал первым апостолом, первым спутником Господа Иисуса.


Вскоре Андрей возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого - Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа - по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад.
Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.


По слову Евангелия, Андрей Первозванный непосредственно участвовал в нескольких известных эпизодах земной жизни Христа: он привел ко Господу мальчика, имеющего с собой пять хлебов и пару рыбок, которые Христос, благословив, чудесным образом умножил и накормил толпу людей, которые были голодны после целого дня проповеди. В другой раз с апостолом Филиппом они подвели ко Господу греков - эллинов, которые хотели отойти от язычества и принять учение Христа. Андрей Первозванный был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества.


Апостол Андрей сопровождал Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостол Андрей с другими получил от Господа благословление идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца - Саваофа, Бога Сына - Иисуса Христа, и Святого Духа - невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостола Андрея, вместе с Богоматерью и другими апостолами пребывавшего в Сионской горнице - месте Тайной Вечери - в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.



Проповедь Андрея Первозванного в России и славянских странах

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их. По книге Деяний апостолов, святому Андрею Первозванному досталось побережье Черного моря и Причерноморье.


Путешествия, а тем более странствия, в которые пускались апостолы, в ту эпоху были делом непростым и опасным для жизни вследствие соответствующего транспорта. Много приходилось ходить пешком, долго и страшно было плавать на кораблях, а обращать в новую веру людей, для которых кровавые жертвы, убийство за называние местных богов бесами было нормальным. Подумать только, если даже сегодняшние атеисты доходят до оскорблений, что было в древние века. В Римской империи даже существовал закон, по которому казнили за богохульство, за проповедь иной религии - ведь даже император считался здесь непогрешимым и всесильным богом в сонме других божеств. Ко времени заката Римской империи в первые века христианства многие понимали, что боги римского пантеона или не существуют, или представляют собой злых, завистливых, порочных существ. Апостолы отправлялись в опасный путь.


После Пятидесятницы Андрей Первозванный сначала обошел с проповедью Евангелия ряд восточных стран. Он шел по Малой Азии, Фракии и Македонии: города Неокесарию, Самосаты, страну Аланы, а также обошел земли племен баски и зиги. Эти язычники настолько воспротивились Слову Божию, что среди них нашлись люди, желавшие убить апостола как хулителя их богов. Но смирение, спокойствие, доброта и подвижническая жизнь его вдохновили многих из них, и апостол был спасен. Он прошел царство Боспора на Черноморском побережье и на отплыл на корабле в город Фракийской страны Византий - будущий центр Византийской империи и оплот Православия. Именно Андрей Первозванный первым проповедовал здесь слово Божие, основал Церковь и рукоположил в сан епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа, которых еще при жизни Он Сам отправил проповедовать Евангелие. Стахия и рукоположенных в сан священников византийцев он обучил совершению Таинств и духовной помощи людям.


Это важное для Православия события было глубоко изучено историками и богословами Византийской империи. С помощью осмысления и изучения проповеди апостола Андрея Восточная христианская Церковь утверждалась как Церковь самостоятельная и равнозначная Римской. Позже, после отделения Католической Церкви в ходе Великой схизмы XI века, именно она стала единственной Православной Церковью. Византия подчеркивала, что апостол Андрей - старший брат апостола Петра, и способствовала почитанию апостола Андрея в тех странах, где он проповедовал Христа и где позднее византийские священники как опытные пастыри крестили и просвещали людей: это Армения, Грузия, Моравия и Россия. Византийский император Михаил Дука призывал русских князей к тесному союзу и братской любви великих православных государств, объединенных не только верой, но и одним ее источником: оба будущих царства просветил Евангельским светом «один самовидец Таинства и вестник его» апостол Андрей. Свою независимость от Римско-католической церкви на основании проповеди апостола Андрея со временем стала утверждать и Русская Православная Церковь.


Действительно, Андрей Первозванный дошел до Дуная, а пройдя Крымский полуостров и побережье Черного моря двинулся дальше и поднялся по Днепру до будущего Киева. По преданию, здесь, у подножия гор, он ночевал со своими спутниками и учениками, которым пророчески сказал, обратив их внимание на горы, что здесь просияет Божия благодать, раскинется великий город со множеством Божиих церквей. На Киевских горах Первозванный апостол поставил крест и благословил их благодатью Божией.


Но, по мнению летописцев, он не остановился здесь, а достиг в своих странствиях истоков Волхова. У нынешнего села Грузино на реке Волхов он погрузил (откуда и название) в воду реки крест - возможно, это был тот самый жезл с крестом, на который опирался апостол.


Еще одним местом, освященным проповедью апостола Андрея и просиявшим затем Божией благодатью, стал остров Валаам в Ладожском озере. Сейчас здесь - Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, духовная жемчужина Северо-Западного региона. По преданию, раньше здесь было языческое капище, которое разрушил Андрей Первозванный и водрузил на его месте крест. На Валааме по сей день неподалеку от Воскресенского скита, где престол главного скитского храма освящен в честь апостола Андрея, стоит каменный крест на месте апостольского.


К сожалению, точные данные о том, как далеко прошел по будущей Русской земле Первозванный апостол, у историков нет. Церковное предание зачастую пополняло и Евангельское слово, и исторические документы своими сведениями. Однако ряд ученых предполагает, что святой апостол прошел не только Крым, освятив существующий уже тогда город Херсонес (там, вероятно, находился в ссылке известный римский поэт Овидий), но побывал и на Кавказе, и на Кубани. В одном уверены все православные русские люди: именно Первозванный апостол является и первым миссионером в славянских землях. Его имя связывает Константинопольскую Церковь-Мать с Русской Церковью-Дочерью, которая была крещена от византийского духовенства. Он оберегает Россию в течение ряда эпох.



Страдания и смерть апостола Андрея Первозванного

В странствиях апостол терпел не только лишения, но даже истязания. В некоторых городах его изгоняли, побивали камнями. Так, в городе Синопе его подвергли пыткам и избиениям, но по Божьему промыслу он остался жив и невредим, продолжив свой путь. Его молитвами Бог творил чудеса, а его трудами появлялись и росли Церкви под руководством мудрых священников.


По молитвам апостола Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. В городе Патры, по возвращении из своих долгих странствий, он принял мученическую кончину.


В этом месте он также проповедовал Христа, исцелял и воскрешал людей. Почти все население города обратилось в христианство. Увы, глава города - Эгеат остался язычником. Его сердце было ожесточенным. После длительного диспута с апостолом он в гневе приказал казнить его той же крестной смертью, что и проповедуемого им Христа.


Проповедь апостола не была тщетной. Народ встал на его защиту и хотел даже убить Энеата. Но сам апостол из темницы остановил бунтующих, просив не превращать в мятеж, угодный лишь дьяволу, город и мир - ведь и Сам Господь, ведомый на казнь, не кричал и не противился злу. Он призвал их пребывать в спокойствии и молчании.


На крест святого апостола не прибили, а привязали, чтобы продлить его мучения. По свидетельству Священного предания, на площади два дня находились 20 тысяч человек, возмущавшихся несправедливостью казни праведника. Апостол же и в страданиях проповедовал с креста, призывая все трудности земной жизни, даже страшную смерть терпеть с покорностью воле Божией и ожиданием награды в Царствии Небесном.


Через день люди все же пошли к правителю и требовали освободить святого - так, что правитель испугался и сам со слугами пошел отвязать апостола. Но Андрей Первозванный стал молиться, чтобы не быть снятым со креста и принять мученический венец. Даже руки пытавшихся его отвязать воинов и горожан деревенели. Распятый апостол прославил Бога и просил Его принять душу - при кончине апостола с Неба около получаса действительно сиял яркий свет. Сам Господь спустился за душой своего первого ученика, искупившего кровью и засвидетельствовавшего муками свою верность Христу.



Чудеса апостола Андрея

Как и Господь Иисус Христос, чтобы помочь людям, страдающим от своих грехов, и убедить их в силе Слова Божиего, апостол Андрей помогал людям, исцеляя их и помогая разрешению их жизненных трудностей, даже воскрешая умерших. Так, больных он исцелял возложением рук, парализованных и больных кропил святой водой, прикосновением пальцев возвращал людям зрение. По словам писаний учеников апостола, люди удивлялись не только чудесам, но святости и кротости самого Андрея Первозванного.


Апостол Андрей прославился тем, что воскресил многих людей именем Божиим. Церковно-исторические источники приводят следующие сведения о его прижизненных чудесах, сохраняющие даже имена воскрешенных и отражающие отношение жителей разных городов к христианству:


    В городе Синопе - откуда язычники изгнали его, подвергнув мукам - апостол по просьбе новой христианки воскресил ее убитого мужа. Он не держал зла на горожан.


    В Ацкури на территории современной Грузии апостол воскресил приготовленного к погребению человека, и благодаря этому чуду все жители города крестились - в отличие от синопцев.


    В Амасееве Первозванный апостол воскресил скончавшегося в лихорадке мальчика Египтия по молитве его отца.


    Во время похоронной процессии по улицам Никомидии апостол подошел ко гробу ребенка и воскресил мальчика, погибшего от звериных зубов.


    При проповеди на городских улицах в Солуни (Фессалониках) апостол воскресил ребенка, внезапно скончавшегося из-за остановке дыхания, и малыша, погибшего от змеиного укуса.


    В одном из городов римский проконсул с помощью солдат схватил апостола. Один из солдат, обнаживший меч на святого, упал мертвым, но тут же по молитве апостола воскрес. Это не убедило жестокого правителя по имени Вирин в силе Божией, и он бросил апостола в амфитеатр к хищным зверям. По преданию, ни дикие бык и кабан, ни леопард не тронули святого Андрея, но пятнистый хищник внезапно бросился на сына самого Вирина. Задушенного леопардом мальчика также воскресил сам добрый апостол, готовый помочь горю даже собственных мучителей.


    Множество чудес совершил апостол Андрей в последнем городе своего земного странствия - Патрах. Не зря все жители города обратились в христианство. Так, апостол воскресил утопленника, выброшенного море на берег во время проповеди. Воскресший поведал, что его зовут Филопатр и он плыл из Македонии ради знакомства с апостолом и принятия нового учения Христа. Его вера была вознаграждена: по молитве апостола море выбросило 40 человек, плывших на корабле с Филопатром. Все они были воскрешены Андреем Первозванным. Именно это чудо дало начало почитания апостола Андрея как покровители и спасителя всех моряков и рыбаков.


Сохранились свидетельства и иных патрских чудес: исцеление тяжело больного вельможи Сосия, исцеление самой жены правителя Энеата Максимиллы и его брата Стратоклия. Вот почему, когда этот жестокосердный человек отправил на казнь помощника и учителя его близких и подчиненных, люди взбунтовались.


Сама Максимилла, жена правителя, и предала погребению честные мощи святого. На месте мученической кончины апостола Андрея в Патрах теперь стоит огромный собор в его честь - самый большой храм в Греции, хранящий мощи праведника и его крест.



Мощи Андрея Первозванного и его почитание в России

Спустя несколько веков, при торжестве христианства в Византийской империи, в 357 году император Константин Великий повелел перенести мощи первого просветителя Византийских земель апостола Андрея в Константинополь - бывшее селение Византия, где проповедовал святой. Здесь их торжественно положили для поклонения в храме Собора Апостолов вместе с мощами апостола и евангелиста Луки и апостола Тимофея, сподвижника апостола Павла.


Здесь они почивали до 1208 года, когда город захватили крестоносцы и кардинал Петр Капуанский перенес часть мощей в итальянский город Амальфи. С 1458 года глава святого апостола пребывает вместе с мощами его брата, первоверховного апостола Петра, в Риме. А десница - то есть правая рука, которой воздается особая честь, - была перенесена в Россию.


Русская Православная Церковь, почитая себя преемницей апостольского служения Андрея Первозванного, с начала обращения в христианство Руси считает его своим покровителем и помощником.


Первая церковь в его честь, вокруг которой сразу возник первый женский монастырь на Руси, была создана уже в 1086 г. в Киеве великим князем Всеволодом Ярославичем. Он был крещен с именем Андрей.


В те же годы и в Новгороде был основан Андреевский храм.


Петр I Великий в XVII веке учредил главный, высший орден Российской Империи, названный Андреевским в честь Первозванного апостола. Он давался в награду только высшим лицам государства и оберегал цариц. В современной России он был возрожден в 1998 году


Также со время императора Петра Первого Российский флот имеет своим стягом Андреевский флаг. По сей день боевой флот выходит в море под Андреевским флагом. Многие моряки и мужчины России носят славное имя Первозванного апостола.


27 мая 1703 года, создавая Северную столицу Империи - Петербург, Петр Великий положил в основание Петропавловской крепости, названной также в честь святых апостолов, частицу мощей апостола Андрея в ковчеге, вручая его заступничеству новый город.


В России почитаемые частицы мощей находятся в некоторых храмах.


В главном храме страны - храме Христа Спасителя города Москвы пребывает ковчег с мощами.


А величайшая святыня - десница, рука до локтя апостола, пребывает в Богоявленском Елоховском соборе. Она была передана Патриархом Константинопольским Парфением еще в 1644 году в дар царю Михаилу Феодоровичу Романову как благодарность за помощь: царь выкупил у турецкого султана православный монастырь в греческих Фессалониках, предназначенный к разорению. Рука апостола пребывала в Московском Кремле, в соборе Успения Богородицы, а после превращения его в музей при советской власти, в честь тысячелетия Крещения Руси, передана Церкви и оставлена в Елоховском соборе.


Десница находится в серебряном ковчеге, которым сам по себе ценность - ему более двухсот лет. Ее редко, но перевозят для поклонения в православные храмы России. Интересно, что ранее святыню возили только священники, прижимая к груди ковчег. С 2000-х годов мощевик для сохранности помещают в дополнительный тяжелый ковчег.



О чем молятся Андрею Первозванному?

Помните, что молиться перед иконой святого Андрея, как и любому святому, можно обо всем. Обращайтесь к иконе не как к оберегу, а как к окну в Небесный мир.


Святой Андрей Первозванный почитает как покровитель людей всех специальностей, связанных с морем, ведь до апостольства он был простым рыбаком, да и став учеником Христа часто добывал себе и другим рыбу для пропитания. Кроме того, перед выходом в море военнослужащих флота и их родные зачастую собираются на молебен святому апостолу Андрею и святителю Николаю Чудотворцу о помощи в походе - эта традиция строго соблюдалась Российской Империи, специально для таких молебнов был отстроен Никольский Морской собор в Кронштадте, базе Балтийского флота.


Апостол Андрей также покровительствует девушкам и женщинам, ищущим счастливого замужества; родители молятся святому о целомудрии дочери и правильном выборе ею жениха.


Еще помогает икона апостола Андрея Первозванного по молитве к святому:


  • О понимании Православной веры и обращении ваши близких к Церкви;

  • Об охране на воде, в круизе, морском путешествии;

  • О защите страны и города от нападений врагов;

  • О помощи в переводческой деятельности и преподавании языков - ведь апостол по благодати Святого Духа говорил на всех языках мира.


Праздник Андрея Первозванного

Дни памяти апостола Андрея Первозванного - 13 декабря, 13 июля в день Собора всех двенадцати апостолов и 20 июня - в день обретения мощей. В эти дни за Литургией читаются особые молитвы апостолу, совершаются молебны.



Первозванный апостол Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкви последователь, прославляемый всеми Андрей! Прославляем и возвеличиваем апостольские труды твои, радостно вспоминаем благословенное твое путешествие к нам, в Россию, славим честные страдания твои, которые ты вытерпел ради Христа, целуем твои святые мощи, почитаем память твою святую, верим, что Господь жив, жива с Ним и душа твоя, ведь ты с ним во все века находился и будешь с ним на Небесах, где любишь ты нас всех той же любовью, когда по благодати Духа Святого ты услышишь наше обращение к тебе и ко Господу, и не только любишь ты всех людей, но и молишься за нас к Богу, видя в свете Его благодати все наши нужды.
Веруем твоей помощи, и веру нашу исповедуем и в храме, и перед иконой твоей святой, и перед почивающими в России святыми мощами; веря, молимся и просим Господа Бога Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы по твоим молитвам, которые всегда Он слушает и которые исполняет, подал нам все нужное для спасения нас, грешных. Пусть также, как и ты сразу по зову Господа оставил сети свои и пошел за ним, не уходя с Его пути, так и каждый из нас не заботится о своем, но думает о помощи ближнему своему и о жизни в Царствии Небесном.
Имея же тебя как ходатая и молитвенника о нас, верим, что твоя молитва много может помочь нам перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, Который да прославляется и чествуется всегда во Святой Троице с Отцом и Духом Святым вечно. Аминь.


Величание - то есть прославление апостола в благодарность за помощь:


Возвеличиваем тебя, апостол Христов Андрей, и почитаем болезни и труды твоя, которыми ты трудился ради несения благой вести учения Христова людям.


Да хранит вас Господь молитвами святого апостола Андрея!


Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, — что значит свидетель, — переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.

Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 — высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный — покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.

ап. от 12 (пам. 30 нояб.; 30 июня - в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых). Происходивший, как и ап. Филипп , из Вифсаиды (Ин 1. 44), А. П. жил в Капернауме (Мк 1. 29) в одном доме вместе с братом Симоном Петром (Мф 4. 18; Мк 1. 16). Отца Петра и А. П. звали Иона (Мф 16. 17; Ин 1. 42) (нек-рые древние рукописи Евангелия от Иоанна предлагают иной вариант его имени - Иоанн). Согласно Евангелию от Иоанна, А. П. был одним из тех 2 учеников св. Иоанна Предтечи , к-рые после свидетельства последнего о Христе в Вифании последовали за Спасителем (Ин 1. 35-40). Став первым учеником Христа (отсюда его традиц. прозвание - Первозванный) и проведя с Ним день, А. П. затем привел к Нему брата (Ин 1. 41-42). Согласно евангелистам Матфею и Марку, А. П. и Петр занимались рыбной ловлей, во время к-рой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского оз. (Мф 4. 18; Мк 1. 16).

При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается 2-м, происшедшим после возвращения Иисуса из пустыни (Гладков Б . И . Толкование Евангелия. СПб., 1907. С. 154-155). В дальнейшем в НЗ об А. П. сообщается эпизодически. Он упоминается среди 12 учеников Христа, где занимает 2-е, после ап. Петра (Мф 10. 2; Лк 6. 14), или 4-е, после Петра, Иакова и Иоанна (Мк 3. 18), место. Вместе со своим земляком ап. Филиппом А. П., возможно, занимал какое-то особое место в общине апостолов: при чудесном насыщении 5 тыс. чел. именно он сообщает Иисусу об имеющихся 5 хлебах и 2 рыбах (Ин 6. 8-9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к к-рому они вначале обратились, передал их просьбу А. П., и уже вместе они пошли к Иисусу (Ин 12. 21-22). А. П. вместе с 3 избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк 13. 3). В числе 12 учеников А. П. присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (Деян 1. 13). Последнее, что известно об А. П. из НЗ,- это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Св. Духа на праздник Пятидесятницы (Деян 2. 1).

Раннехристианская и византийская традиция

Относительно дальнейшей жизни А. П. уже в древности существовало 2 традиции. К сер. II в. по Р. Х. восходят апокрифические «Андрея деяния» . Согласно их тексту, реконструируемому в первую очередь на основании «Книги о чудесах» Григория Турского (Liber de virtutibus beati Andreae Apostoli, ок. 591-592), апостол начал проповедь Евангелия на юж. берегу Чёрного м., двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Возможно, в основе этой традиции лежит связь Юж. Причерноморья с ап. Петром (1 Петр 1. 1): о совместной проповеди братьев упоминают позднейшие тексты. Посетив Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, А. П. переправился в Византий (буд. К-поль) и попал во Фракию, а оттуда - в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину - распятие на кресте. Начиная с IX в. кончину апостола принято датировать правлением имп. Нерона (ок. 67 по Р. Х.). В более позднем апокрифическом сказании, «Андрея и Матфия деяниях» (BHG, N 109-110), действие происходит в некоем «городе людоедов» Мирне (Мирмене, Мирмидоне), отождествленном не позднее VI в. с Иссулименом или Синопой. Др. апокрифические тексты, связанные с этой традицией, переносят проповедь А. П. в Сев.-Зап. Персию (греч. «Деяния Андрея и Варфоломея в городе парфян», араб. «Мученичество Андрея у курдов»).

Др. традиция, восходящая по крайней мере к 1-й пол. III в., отражена у Евсевия Кесарийского (Церк. ист. III 1), к-рый, дословно цитируя 3-й том «Толкования на Бытие» Оригена , считает, что М. Азия, Понт и Вифиния были апостольским уделом ап. Петра, в то время как А. П. отправился в Скифию. Эта традиция получила развитие в т. н. апостольских списках, восходящих к утраченным сир. текстам IV в. (Th. Schermann). В ранних редакциях этих списков область проповеди А. П. была распространена на все родственные скифам кочевые ираноязычные племена: саков, согдийцев, сарматов; позднее, в списке Псевдо-Епифания (VI-VII вв.), проповедь А. П. в Скифии была соединена с описанным в «Деяниях Андрея» мученичеством апостола в Патрах; затем, в списке Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), сюда же был добавлен и материал «Деяний Андрея» о проповеди А. П. в Понте; в том же списке нашло отражение и предание об основании А. П. епископской кафедры в Аргирополе, пригороде Византия, со временем ставшее важным аргументом в полемике К-поля и Рима по вопросу об иерархии Патриарших Престолов (F. Dvornik).

В Византии в результате переработки древних преданий создавались развернутые канонические жития А. П.: не получившее распространения «Narratio» (BHG, N 99; 1-я пол. VII в. или IX-X вв.), более широко признанное «Житие Андрея», созданное между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом , к-рый прошел по предполагаемому пути А. П., собирая предания о нем. Опираясь на нек-рые отрывочные сведения церковных писателей (Псевдо-Клементины, Псевдо-Епифаний и др.), местные предания, в т. ч. письменные (напр., «Алфавитарий херсаков»), и переработанную концовку «Деяний Андрея», Епифаний поместил действие апокрифических источников в контекст канонических Деяний апостолов, устраняя фантастические элементы и пропуская те места проповеди, где он не побывал сам. Это житие сохранилось в 2 редакциях, принадлежащих, судя по всему, перу самого Епифания: 1-й, созданной как продолжение «Деяний Андрея и Матфия» (BHG, N 95b), и 2-й, дополненной сведениями о пребывании апостола в Палестине и М. Азии и сокращенной в нек-рых др. частях (BHG, N 102).

По Епифанию, А. П. совершил из Иерусалима 3 путешествия вдоль берегов Чёрного м., причем всегда по маршруту юг - восток - север. В 1-м он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы Матфия. Затем Петр отправился проповедовать в зап. землях, А. П. двинулся на восток. В Амисе он вместе с Матфием и 7 др. учениками проповедовал в синагоге, к-рую превратил в храм Богородицы; из Трапезунда А. П. пришел в Иверию и через Парфию возвратился в Иерусалим. В следующем путешествии апостол из Антиохии направился в Эфес вместе с ап. Иоанном (о связи А. П. с Иоанном свидетельствуют древние памятники, напр. канон Муратори II в.). Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, А. П. отправился во Фригию и Никею, где изгнал бесов, убил дракона, усмирил разбойников и сокрушил идолов (часть этих чудес восходит через местную традицию к «Деяниям Андрея»). Через 2 года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греч. философами. В последнем, 3-м, путешествии А. П. со спутниками проходил через Эдессу, где оставил ап. Фаддея , в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там ап. Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с др. своим спутником, ап. Симоном Кананитом . Через Зихию, где А. П. едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители к-рого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и «упорствующий в язычестве» Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога , а оттуда через Халкидон (где был поставлен еп. Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы, А. П. направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греч. часть жития с обращения апостолом Максимиллы , жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла , за что А. П. был заключен в тюрьму и затем распят на кресте (здесь агиограф следует заключительной части «Деяний Андрея», упоминая при этом и об эпизодах, не сохранившихся ни в одном из др. текстов).

На «Житие» Епифания опирались все последующие авторы, писавшие об А. П. Никита Давид Пафлагон составил на основе его 2-й редакции Похвальное слово (энкомий) А. П. (BHG, N 106) и житие энкомиастического типа - «Laudatio» (BHG, N 100), в к-ром добавил к повествованию Епифания упоминания о проповеди А. П. в дер. Харакс в Пафлагонии, о поставлении еп. Пальма в Амастриде и историю с Лесбием в Патрах. Симеон Метафраст (BHG, N 101), использовавший 1-ю редакцию «Жития» Епифания, распространил область проповеди А. П. до Дуная и присоединил, так же как и Никита Давид, рассказ о перенесении мощей апостола в К-поль. Известны также неск. визант. энкомиев А. П. (BHG, N 103-108). Дальнейшее развитие визант. традиция получила в Грузии и на Руси.

В Грузии

начало христ. проповеди издавна связывалось с именем А. П.: грузины (греч. горсины) упоминаются в нек-рых рукописях апостольского списка Псевдо-Епифания, сведения об иверах имеются у Епифания Монаха. Список Псевдо-Дорофея не позднее VIII в. был переведен на груз. язык и включен в груз. гомилетико-литургический сб. Кларджетский многоглав (IX в.), отражающий древнейшую (VI-VIII вв.) литургическую практику Грузинской Церкви. В кон. X в. прп. Евфимием Святогорцем была переведена на груз. язык «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного») Никиты Пафлагона; уже в X-XI вв. в зап. и юго-зап. частях Грузии была широко распространена оригинальная груз. версия «Похвалы», включенная Леонтием Мровели в XI в. в состав груз. летописного сб. Картлис Цховреба , повествующая о проповеди А. П. в Юго-Зап. Грузии во время его 3-го путешествия. Согласно жребию Грузия досталась в удел Пресв. Богородице, но в видении Ей явился Господь Иисус Христос, поручивший послать туда А. П. Получив из рук Богоматери Ее нерукотворную икону, А. П. вместе с ап. Симоном Кананитом отправился сначала в Трапезунд, где проживали мегрелы (греч. лазы). Крестив их, А. П. пошел в Аджарию, явил там многие чудеса (в частности, при помощи иконы Богородицы он извел источник целебной воды) и заложил ц. во имя Пресв. Богоматери, где оставил нерукотворную копию с Ее образа, приложив его к обычной доске. Переходя перевал на пути к Самцхе (Юж. Грузия), апостол водрузил там железный крест («Ркинис джвари»). В с. Заден-Гора А. П. сокрушил языческих идолов. Особые чудеса апостола связаны с с. Ацкури, религ. и адм. центром древнего Самцхе (см. также Ацкурская епархия), где А. П. воскресил из мертвых сына вдовы местного правителя Самдзивари, после чего сама вдова и весь самцхийский народ обратились в христианство. Видя, что местные жрецы пришли в ярость и стали склонять народ отказаться от новой веры, А. П. предложил им оставить икону в местном храме Аполлона и Артемиды на ночь. Наутро статуи языческих богов оказались разбитыми, а икона излучала сияние. По просьбе самцхийцев А. П. оставил икону в маленькой часовне с. Ацкури (откуда пошло название иконы - Ацкурская ; средневек. груз. историк Джуаншер повествует о посещении ее в VII в. визант. имп. Ираклием , поклонившимся широко известной в то время чудотворной святыне и заложившим во имя ее храм). Затем апостол продолжил свою проповедь в Тао, Кларджети, Мегрелии, Абазгии и Сванети, после чего направился на север проповедовать христианство осетинам и джикам (греч. аланы и зихи); дойдя до г. Фостафор в Осетии, он совершил много чудес и крестил осетин. Джики встретили А. П. враждебно и пытались умертвить, и апостол, еще раз навестив Абазгию и Мегрелию, направился в Скифию. Проповедническая деятельность А. П. на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом. На основании этого груз. богословы преподобные Георгий Святогорец и Ефрем Мцире (2-я пол. XI в.) неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом . Вопросам истории обращения грузин прп. Ефрем Мцире посвятил специальный труд, в к-ром выдвинул положение о 2 этапах просвещения Грузии - трудами апостола А. П. и св. равноап. Нины . Это положение было узаконено в 1105 г. Руис-Урбнисским Собором Грузинской Церкви. Достоверность сведений о проповеди А. П. на территории совр. Грузии нек-рые груз. ученые ставили под сомнение (И. Джавахишвили, К. Кекелидзе), однако фактологическое содержание груз. версии жития А. П. (маршрут святого, этнотопонимика, точное описание социальной среды и быта) оставляет этот вопрос открытым. С целью выявления дополнительных доказательств о пребывании А. П. на территории Грузии в 1988 г. начались археологические раскопки в окрестностях с. Ацкури. Обнаружены сооружения V в. до Р. Х.- I в., следы акрополя I в., погребальный инвентарь.

Почитание в России

Основой преданий о посещении Русской земли А. П. является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе А. П. (Евсевий . Церк. ист. III 1). В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях Публия Овидия Назона (43 до Р. Х.- 18 по Р. Х.), поэта, почти совр. А. П., можно очертить ее пределы в то время. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное м.), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское м.) и р. Танаис (Дон) до р. Гипанис (Юж. Буг) на западе и включавшую в себя Крымский п-ов, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами неопределенной локализации (Подосинов А . . Овидий и Причерноморье: Опыт источниковедческого анализа поэтического текста // Древнейшие государства на территории СССР, 1983. М., 1984. С. 8, 22-23). По мнению ряда исследователей, этнонимом «скифы» позднеантичные и ранневизант. авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Сев. Причерноморье, т. е. на бывш. скифских землях. Впрочем, нек-рые визант. памятники (напр., «Narratio») понимают под Скифией, в к-рой проповедовал А. П., т. н. М. Скифию - рим. провинцию и ранневизант. церковную епархию в устье Дуная (р-н совр. Добруджи, Румыния). Однако эта провинция появилась лишь в ходе реформ имп. Диоклетиана (кон. III в.) и, т. о., не существовала во времена Оригена.

В житии А. П., составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время 3-го путешествия апостол, пройдя по Юж. и Вост. Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе (PG. 120. Col. 215-260). Это житие пользовалось большим авторитетом во всех правосл. Церквах, в кон. XI в. появился его слав. перевод. Кроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении А. П. рус. пределов - «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», сохранившееся в составе ПВЛ. Согласно этому тексту, А. П., прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхотѣ поити в Римъ»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место буд. Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 7-9).

К XI в. относится рост почитания А. П. на Руси: в 1030 г. Всеволод Ярославич , младший сын кн. Ярослава Мудрого , получил в крещении имя Андрей, в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) мон-рь. В 1089 г. Переяславский митр. Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного, в кон. XI в. в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память А. П. была внесена во все виды рус. календарей. Древнейшие упоминания А. П. находятся в месяцесловах Евангелий - Реймсского 1-й пол. XI в. (Л. 1об.), Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 243) и Архангельского 1092 г. (Л. 138об.). В Минее 1097 г. содержится служба А. П. (Ягич . С. 493-503).

С XII в. непрерывно развивалась традиция сказаний об А. П. в рус. Прологе. В Прологи 1-й редакции включены краткое житие А. П. «Страсть святаго, и прехвального, и первозванаго Андрея, брата великаго Петра» (РНБ. Соф. № 1324. Л. 74об.- 75, кон. XII - нач. XIII в.; ГИМ. Хлуд. 187. Л. 71об.- 73, 1282 г.), в Прологи 2-й редакции - еще «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля» (РГАДА. Тип. № 153, 161, 164, XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. П. было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Оно встречается в большом количестве южнослав. и рус. списков XIV-XVII вв. Известна также «обновленная» редакция, в к-рой объединены оба текста об А. П.- житие и «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля» (самый ранний список - РНБ. Соф. № 1374, до 1513 г.). В житийной лит-ре «Слово» впервые встречается в житии свт. Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым ок. 1420 г.

В ВМЧ под 30 нояб. помещена подборка текстов, посвященных А. П. (Иосиф , архим . Оглавление ВМЧ. Стб. 209-210). Кроме проложного жития и Сказания о хождении А. П. на Русь ВМЧ содержат перевод «Деяний Андрея и Матфия» (BHG, N 109), 1-ю редакцию «Жития» Епифания Монаха (BHG, N 95b), отрывок из «Сказания» Симеона Метафраста (BHG, N 101b) и похвальное слово Прокла , Патриарха К-польского (BHG, N 103).

Память А. П. отмечается во всех вост. и зап. календарях. По Типикону Великой ц . IX-Х в. в день памяти А. П. совершалась лития в храм Святых апостолов, где находились мощи А. П.; там совершалась его служба. А. П. имел свой тропарь , что свидетельствует о его особом почитании. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 101-101об., XII в.) и Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. (Дмитриевский . Описание. Т. 1. 328-329) указана служба А. П. по составу аналогичная шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова), причем Евергетидский Типикон допускает возможность пения на паннихис канона А. П. вместо рядового канона Октоиха. По южноитал. редакции Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz . Typicon. P. 63-64) - в службе А. П. вечерня схожа с совершаемой при славословном богослужении, а утреня аналогична полиелейной - с чтением Евангелия, а также с заменой кафизм антифонами (Пс 18, 19, 20). По иерусалимским Типиконам - первопечатному рус. 1610 г., используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 297), а также тому, что принят в наст. время в греч. Церквах,- А. П. совершается полиелейная служба.

Последование А. П., помещенное в совр. греч. служебной Минее , полностью совпадает с совр. славянским. Тропарь А. П. 4-го гласа « », кондак 2-го гласа « » и канон 1-го гласа А. П., составленный Иоанном Монахом (дополнения к нему и разночтения изданы по рукописям Венской Национальной б-ки К. Ханником - Hannick C . Studien zu liturgische Handshriften der Osterreichischen Nationalbibliothek. W., 1972. S. 36), указаны уже в студийских Типиконах и Минеях, как греч. (напр., РНБ. Греч. 227-1. Л. 156-157об., XII в.), так и слав. (РГАДА. Син. тип. № 91, 1097 г.; РГАДА. Син. тип. № 92, XII в. Л. 199-204об.- Ягич . Служебные Минеи. С. 493-504). Корпус стихир и седальнов восходит ко времени действия Студийского устава, однако многие стихиры и седальны появляются только в иерусалимских Минеях; среди стихир есть самогласны , надписываемые в печатных богослужебных книгах именами Андрея Иерусалимского, Анатолия, Германа. В иерусалимских Минеях среди текстов службы А. П., память к-рого совершается в дни Рождественского поста, помещено неск. стихир предпразднства Рождества Христова, не указываемых в памятниках студийской традиции. Иерусалимские Минеи содержат также 2-й канон А. П. и канон Божией Матери 1-го гласа, анонимные, без акростиха.

В Типиконе Великой ц., студийских и иерусалимских Типиконах, следующих к-польской системе литургийных чтений, на литургии, как и в наст. время, указаны прокимен , апостольское чтение, аллилуиарий и причастен общие апостолу, евангельское чтение - особое, о призвании А. П. Господом (Ин 1. 35-51); Типикон Великой ц. указывает чтение из Мф 4. 18-23.

Из рукописей христ. Востока XI-XIV вв. известны 4 канона, не вошедших в печатную Минею, гимнографов Германа, Георгия, Андрея и анонимный (Ταμεῖον. Ν 297-300. Σ. 110-111). В серб. служебной Минее (Афон, Зографский мон-рь, № 53 (88), 1-я пол. XIII в.) помещен канон А. П. 4-го гласа, написанный св. Наумом Охридским († 910), с акростихом: « » (Кожухаров С . Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски // Литературна история. София, 1984. № 12. С. 3-19). Тропарь А. П. 3-го гласа, обозначенный в Типиконе Великой ц. «Τῆς νοητῆς θαλάσσης τοὺς ἀνθρωποβόρους ἰχθύας ἐσαγήνευσας» (Mateos . Typicon. T. 1. P. 116) и переведенный на слав. язык в составе Пролога 1-й редакции - « » (РНБ. Соф. № 1324. Л. 74об.- 75, кон. XII - нач. XIII в.),- не вошел в печатные богослужебные книги.

В 1867 г. А. Н. Муравьёвым был составлен акафист А. П. (Пономарев С . И . Акафисты: (Библиогр. заметки). СПб., 1890. С. 11; Акафистник. М., 1994. Т. 1. С. 117-125).

В гимнографических текстах (Минея (СТ). Ноябрь. Л. 282-294 об.) А. П. называется сродником ап. Петра, учеником св. Иоанна Предтечи, впосл. сделавшимся учеником Господа Иисуса Христа. Обыгрывается значение имени Андрей (греч.- мужественный): « » (кондак). Описывается призвание А. П. Петра: « » (тропарь 4-й песни 2-го канона), апостольская проповедь А. П., особенно среди язычников. Описывается смерть А. П. на кресте: « » (тропарь 8-й песни 2-го канона А. П.), отмечаемая и в эпиграмме на апостолов Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского (XI в.). Упоминаются исцеления по молитве А. П. и чудеса от его честных мощей. А. П. назван небесным покровителем г. Патры: « » (4-я стихира на Хвалитех).

А . Ю . Никифорова, О. В. Лосева

Иконография

Наряду с апостолами Петром и Павлом представлен во многих евангельских сюжетах и деяниях апостолов. Наиболее ранние его изображения сохранились на фреске из катакомбы в Кармузе (Египет), IV-VI вв.; редкие единоличные образы - на диптихе слоновой кости, 450-460 гг. (Музей Виктории и Альберта. Лондон), и ампулах (напр., на керамической ампуле из Двина). В визант. агиографической лит-ре встречаются упоминания о чудотворных образах А. П.: по свидетельству Епифания Монаха, древний, написанный на мраморе образ апостола находился в часовне в Синопе.; др.- над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в К-поле.

Уже в ранних памятниках облик А. П. имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода; как и др. апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий. Согласно описанию Епифания Монаха, «он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен».

А. П. представлен в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), сер. V в.,- с венком в руках; в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494-519 гг.,- погрудно, в медальоне; в ц. Сан-Витале (Равенна), ок. 547 г.; в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае , 550-565 гг.; на фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI в.,- с Евангелием; в апсиде ц. Санта-Мария Антиква (Рим), 705-707 гг., и др. В послеиконоборческое время А. П., как правило, изображался со свитком в руке, напр., на мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в., или с крестом на длинном древке - на мозаике апсиды ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130 г.; капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в.; кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.

«Крещение Господне» (ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.); на иконах «Собор 12 апостолов» (1-я треть XIV в.; ГМИИ; ок. 1432; НГОМЗ).

Мученичество А. П., распятого на кресте (получившем название «андреевский»), представлено в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 215, 976-1025 гг.); на иконе «Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь», XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) помещено распятие А. П. на древе. В XVII-XIX вв. эта иконография получила развитие в рус. иконописи (напр., «Апостольские деяния и страдания», XVII в. (ГММК)). Эта тема была распространена в католич. искусстве.

Особое почитание А. П. на Руси отразилось в его изображении на миниатюре Радзивиловской летописи (БАН ОР. 34. 5. 30. Л. 3об.; кон. XV в.).

Наряду с образами первоверховных апостолов образ А. П. часто вводился в состав высокого иконостаса, где помещался обычно напротив ап. Иоанна Богослова: на иконе из иконостаса 1408 г. Успенского собора во Владимире (ГТГ); на иконе из деисуса 1444-1445 гг. ц. Успения с Пароменья во Пскове (ПИАМ) - в красном хитоне и темно-зеленом гиматии, с Евангелием в руках; на иконе XV в. из деисуса (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»), на ростовской иконе из деисусного чина, кон. XV в. (ГМЗРК),- со свитком в руке. На иконе сер. XVI в. (ЦАК МДА) он представлен вместе с арх. Михаилом; на образе из Николо-Коряжемского мон-ря (до 1661; СИХМ) - в рост, в молении Христу; на вологодской иконе «Ап. Андрей Первозванный в житии» 1717 г. (ВГИАХМЗ). Полный цикл из 80 миниатюр с житием А. П. содержится в рукописи XVII в. (ОЛДП F 137. Л. 1-96об).

Лит.: R é au L. L"origine de la croix de Saint-André // Mémoires de la Societé des antiquaires de France, 1932; idem .Iconographie de l"art chrétien. P., 1958. Vol. 3. P. 76-84; Lechner M. Andreas // LCI. Bd. 5. 1973. Sp. 138-152; Pillinger R. Der Apostel Andreas: Ein Heliger von Ost und West im Bild der frühen Kirche. W., 1994.

Н. В. Квливидзе

13 декабря Церковь празднует день памяти святого апостола Андрея Первозванного. "Православная жизнь" подготовила несколько интересных фактов о жизни апостола.

Апостол Андрей Первозванный. Византия. Греция. Македония. XIV в. Местонахождение: США, Балтимор, Walters Art Museum

1. Когда апостол Андрей впервые увидел Иисуса Христа?

Андрей родился в Вивсаиде, был сыном Ионы и родным братом апостола Петра. Вместе с братом они были рыбаками. Узнав, что на Иордане проповедует Иоанн Предтеча и говорит о приходе Мессии, Андрей отправился на Иордан и стал учеником Иоанна Крестителя. Есть различия в описании евангелистами Матфеем и Иоанном встречи апостола Андрея со Спасителем. Иоанн повествует, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа «Вот Агнец Божий», Матвей – что Спаситель встретил братьев на берегу Генисаретского озера, когда они ловили рыбу и обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». В обоих случаях, апостол Андрей безоговорочно верит Христу и без промедления и сомнений принимает решение. Бросает родной дом, хозяйство, сети и, не раздумывая, следует за Христом…

Призвание Симона и Андрея на апостольское служение (Мк. 1, 14-18). XI в. Одна из 72 пластин бронзовых дверей Кафедрального Собора (Duomo di Benevento) . 1170-1220г. Италия, Беневенто

2. Какие существуют эпизоды в Евангелии, связанные с именем апостола Андрея?

Именно апостол Андрей указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу (Ин. 6:8-9). Вместе с Филиппом он привел ко Спасителю некоторых эллинов, желавших поклониться истинному Богу (Ин. 12:20-22). Также Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым Он рассказал на Елеонской горе о судьбах мира (Мк. 13:3).

3. Был ли апостол Андрей на Руси?

На пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков, и они заговорили на разных языках. Затем апостолы бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать. Андрею достались земли Вифании и Пропонтиды, земли Фракии и Македонии, а также земли Фессалии и Скифии. Он прошел все эти страны, проповедуя язычникам Евангелие.

Как далеко в своих странствиях апостол зашел на север – точно не известно. Сохранилось позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев. А также добрался до Новгородской земли и удивился обычаю славян париться в бане. О посещении апостолом Андреем русской земли рассказано в «Слове о законе и благодати» (1051 г.) киевского митрополита Илариона, а также в «Повести временных лет».

Апостол Андрей Первозванный, мозаика "Христос и 12 апостолов", фрагмент. VI в. Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале. Алтарь

4. Кто возвиг крест на Киевских горах?

По преданию апостол Андрей, решив отправиться из Корсуни в Рим, поднялся вверх по Днепру и остановился на ночлег на киевских горах. Встав утром, он сказал: - Верьте мне, на этих горах возсияет благодать Божия, великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю эту землю. Затем святой благословил горы и водрузил крест.

5. К каком последнем городе был апостол Андрей?

Много претерпевал апостол Андрей от язычников на своем пути. Его изгоняли из городов, побивали камнями. Но он все равно неотступно продолжал проповедовать о Спасителе, совершал чудеса. Последним городом, куда пришел святой Андрей и где ему было суждено принять мученическую кончину, был город Патры. Там он также совершил множество чудес, неустанно и пламенно проповедовал. В христианство обратились почти все граждане города. Но оставался язычником правитель Эгеат. Он то и приказал казнить апостола.

6. Как апостола хотели спасти от мученической смерти?

Когда святой апостол был помещен в темницу, к нему обратился народ. Они желали убить Егеата, а Андрея освободить из темницы. Но апостол удержал их, говоря: - Не превращайте мира Господа нашего Иисуса Христа в дьявольский мятеж. Господь наш, будучи предан на смерть, показал всякое терпение, не прекословил, не вопиял. Поэтому и вы молчите и будьте спокойны.

Собор двенадцати апостолов; Византия, Константинополь; XIV в.; Местонахождение: Россия. Москва. Государственный музей истории искусства им. А.С.Пушкина

7. Как умер апостол Андрей?

Разгневанный Егеат повелел распять святого Андрея на кресте, привязав ему руки и ноги, чтобы апостол не сразу умер, а долго мучился. Для казни был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским). На площади собралось около 20 тысяч, люди восклицали: - Несправедливо страдает святой муж! Святой Андрей продолжал проповедовать с креста. Учил, что временные мучения надо терпеть. "Ведь никакое мучение ничего не стоит в сравнении с имеющим быть за него воздаянием!"

На второй день народ окружил дом Егеата и требовал, чтобы апостола сняли с креста. - Не должно так страдать человеку святому, честному, кроткому и премудрому! Егеат испугался народного волнения. И тотчас пошел за ними, чтобы освободить Андрея. - Господи, не попусти мне быть снятым со креста! – воскликнул Андрей, - прими мой дух с миром! Многие люди пытались отвязать его от креста, и не могли. Их руки приходили в омертвение. Затем воссиял яркий свет. Так, что невозможно было смотреть. Этот небесный свет сиял с полчаса, а затем, когда рассеялся, апостол испустил дух.

На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции. В нем хранится крест, на котором был распят святой апостол.

Молитва святому апостолу Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее, славим и величаем апостольским труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на Небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во Свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают; верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных; да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва моя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, - что значит свидетель, - переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.

Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 - высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный - покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.