Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Толкование Евангелия на каждый день года.18 февраля. Прп

Сказал Господь Своим ученикам: смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилищах и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Господь говорит, что ученики Его будут гонимы. Их ждет та же участь, что и их Учителя и Господа. Он уже предупреждал их об этом после первого возвещения о Своих предстоящих Страданиях: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною (Мк. 8, 34).

Теперь Господь говорит об этом подробно: «Но вы смотрите за собою», чтобы не обманываться вам надеждами внешнего благополучия. В то время, как многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. Смотрите за собою, что вы говорите и как поступаете, ибо много глаз обращены на вас. «Ибо вас будут предавать в судилищах и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня». Первые гонения будут со стороны иудейских властей, начальников синагог и синедриона. Судилища, о которых упоминает Евангелие от Марка, – и есть Синедрион, верховный суд иудеев, осудивший ночью нашего Господа на смерть. Но кроме этого великого Синедриона в каждом городе и селении был свой местный синедрион. На эти судилища вели, как еретиков, христиан, и в синагогах они предавались публичному бичеванию. Правители и цари – это римские власти, подобные тем, когда апостол Павел стоял перед Феликсом, Фестом и Агриппой. Христиане, отказывавшиеся воскурить щепотку ладана перед статуей императора, становились для них врагами града. И самим иудеям нужно было согласие римлян для вынесения смертного приговора, востребованного синедрионом. Так Пилат, правитель иудейской провинции, сыграл решающую роль в смерти Господа.

Страдания учеников Христовых будут способствовать делу проповеди. «Перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними». Это даст им возможность проповедовать Евангелие тем, перед кем они будут приведены как преступники. Это будет для свидетельства им. Сколь многие святые обращали к вере правителей и царей, и через них порой совершалось просвещение целых народов. Но сколь многие правители только больше ожесточались. Однако слово Божие непреложно, и оно звучит уже «для свидетельства против них» – против судей и гонителей. Если мы принимаем проповедь истины, она – свидетельство за нас, она – оправдание и спасение наше. Если отвергаем, она будет свидетельствовать против нас на Страшном Суде в последний день. Но это, как считают некоторые святые отцы, может относиться и к правителям, и к владыкам Церкви, когда лучшие ее служители лишались сана и предавались суду, изгнанию и даже смерти.

Когда христиане будут приведены перед царями и правителями за Христа, им дана будет особая помощь с небес. «Не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый». Когда мы совершаем служение Христово, мы можем всецело положиться на помощь Духа Святого.

Сохранилось много мартирологов – документальных записей допросов христианских мучеников, свидетельствующих о том, как они были чудесно укрепляемы Господом. Неученые и просто неграмотные люди становились судьями своих судей. Исполненные страха Божия, они не имели страха перед лицом человеческим.

«Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их». Одна из самых великих скорбей во времена гонений – разделение внутри одной семьи. Жизнь становится адом на земле, когда самым дорогим людям уже невозможно доверять. И мы знаем, что это было не только в древние времена. Давно ли в нашем отечестве мы были свидетелями предательств и доносов среди самых близких. Религия Бога любви может вызывать самую великую ненависть.

«И будете ненавидимы всеми за имя Мое», – говорит Господь. Не за что-то плохое ненавидимы будут подлинные христиане, а за имя Христово. Мир возненавидел их, потому что Христос возлюбил их. От создания мира человеконенавистник диавол возбуждает ненависть к лучшим из людей.

Что бы ни происходило, они должны стоять до пролития крови. «Претерпевший же до конца спасется». Терпению уготованы венцы. Спасение, которое обещает Господь, – больше, чем избавление от зла. Это вечное блаженство. Но путь к нему – вся жизнь. Можно победить во многих сражениях и проиграть войну. «Мы видели многих, достигших гавани спасения, и внезапно потерпевших кораблекрушение», – свидетельствуют святые отцы. И, даже дойдя до врат небес, можно увидеть, что рядом – дорога во ад. Только до конца претерпевший, спасется. Господь утешает их тем, что труд, к которому они призваны, продолжится и принесет плод. Как сказал святой Иоанн Златоуст, отправляемый с патриаршей кафедры в изгнание: «Не мною началась проповедь, не мною она и кончится». Благодаря таким проповедникам, «во всех народах будет проповедано Евангелие». Для страдающих за проповедь Евангелия великое утешение знать, что хотя они связаны узами и сокрушены, но слово Божие не вяжется и не может быть никем сокрушено.

ГОНИМЫ БУДЕТЕ ЗА ИМЯ МОЕ... Раннехристианский писатель Иустин Философ, он же Иустин Мученик (казненный около 160 года по Р. Х.) объяснял суть мученичества очень прозаически. Он говорил так: мы принимаем смерть за Христа, потому что исполняем заповедь «не лжесвидетельствуй». Нас спрашивают, веруем ли мы во Христа, и мы скорее готовы умереть, чем солгать, нарушив заповедь. Исторически сложилось так, что в чине мучеников канонизируют тех, кто свидетельствовал о Христе даже перед лицом смерти. А тех, кто свидетельствовал, страдал, подвергался гонениям, но не был убит за веру, канонизируют в чине исповедников. Официальная ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ на христиан в Римской империи начинается в 107 году, с ответа императора Траяна на письмо его друга Плиния-младшего, который занимал пост проконсула, то есть губернатора, Вифинии, богатой провинции, жившей за счет экспорта мяса. А все бойни располагались при храмах. Скот приносили в жертву, внутренности сжигали перед статуями богов, а все остальное шло на продажу. И вот бедняга Плиний столкнулся с проблемой: в Вифинии все больше становится христиан, они, естественно, идоложертвенное не едят и потому не покупают. Склады затарены, продукт гниет, доходы от мясоторговли падают, соответственно, не с чего платить налоги, торговцы пишут жалобы. Как быть? Плиний запросил императора, и тот ответил: ХРИСТИАНСТВО - это вредное суеверие, когда на христиан поступают жалобы - опрашивать их. Если отказываются признавать себя христианами, отпускать, в противном случае - казнить. Это письмо императора получило силу закона. Если до того гонения на христиан (например, нероновские) считались просвещенными римлянами беззаконием, произволом, то отныне все вошло в «правовое поле». Если христианин был римским гражданином (как, например, апостол Павел или Иустин Философ), ему просто отрубали голову. Но если гражданства у него не было, то законом для него были предусмотрены другие, гораздо более жестокие и унизительные, способы умерщвления. В основе своей свидетельства о мучениях христиан - правдивы, потому что мы опираемся не только на составленные в Средние века жития святых, но и на архивные документы, которых сохранилось очень много. Римляне ведь обстоятельно протоколировали всё - и даже чудеса, случавшиеся с мучениками. Например, при казни святителя Поликарпа Смирнского (156 год по Р. Х.), когда его поставили на костер, пламя образовало сферу вокруг него, оставив тело невредимым. Потом святителя закололи мечом. И все это запротоколировано. Причем это далеко не единственный случай, когда в документах Римской империи зафиксированы подобные чудеса. Самыми же первыми мучениками были апостолы Христовы. Одиннадцать апостолов (за исключением Иоанна Богослова) приняли мученическую кончину, да и большинство апостолов из более широкого их круга, то есть из числа семидесяти. Далее, вспомним первомученика диакона Стефана, который перед смертью увидел Христа: Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55–56). Перед каждым христианским мучеником стоит очень четкий и понятный ВЫБОР: или ты продолжаешь жить земной жизнью, но уже без Христа, или тебе необходимо принять смерть, чтобы остаться со Христом. Но, не зная Христа, не ощутив Его близость, Его любовь, сделать такой выбор невозможно. Во все века возникали ситуации, когда христиан пытались вынудить отказаться от своей веры и казнили в случае отказа. Христиане ведь жили не только в христианских государствах. Гонения были всегда: в какие-то времена слабее, в какие-то - сильнее. К примеру, в конце V - начале VI веков в Химьяре (на территории нынешнего Йемена) пришла к власти династия, которая приняла иудаизм, и там начались просто чудовищные гонения на христиан, оставшиеся и в документах, и в народной памяти. И, конечно, новая волна гонений возникла в результате арабских завоеваний. Христиан принуждали принимать ислам, несогласных казнили. На уже завоеванных территориях мусульмане позволяли христианам существовать - но на положении граждан второго сорта, пораженных в правах и обязанных выплачивать дополнительный налог. Тем не менее в исламских странах сплошь и рядом случались вспышки ненависти, погромы… а стало быть, и мученичество. Кстати, в Греции во время турецкого владычества была еще одна категория христианских мучеников - те, кто по тем или иным причинам принял ислам, но потом раскаялся. И, как знак своего раскаяния, они публично объявляли себя христианами, отрекались от ислама. По исламскому законодательству им за это, безусловно, полагалась смертная казнь. И таких людей в Греции было довольно много. Ну и, конечно, нельзя не сказать о наших российских новомучениках, которых, вполне возможно, по количеству было больше, чем всех ранее казненных за Христа, за все прошлые века. Продолжается мученичество и в наше время - в некоторых исламских странах, в «веротерпимой» Индии и так далее… Но в какую бы эпоху, в какой бы исторической обстановке человек ни умирал за Христа - его смерть не оставалась без последствий, а напротив, приводила ко Христу все новых и новых людей. Церковь и по сей день зиждется на крови мучеников: И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. (Матф.10:22) Александр Дворкин, церковный историк, профессор ПСТГУ. На фото: Константин Флавицкий. Христианские мученики в Колизее. 1862

Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 3, ст. 10-15.

10. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

11. в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

(2 Тим. 3, 10-15)

Сегодняшнее воскресенье - это уже первое подготовительное воскресенье к Великому посту и называется Неделей о мытаре и фарисее. В этот день святая Церковь дает нам возможность поразмышлять именно над этим апостольским отрывком. Мы помним, что апостол Тимофей - один из ближайших сподвижников апостола Павла и, может быть, самый любимый его ученик. Также он является епископом церкви города Эфес. Как мы помним, апостол Павел написал к нему два своих послания. Второе послание к Тимофею считается самым последним из посланий Павла, где он дает своему верному ученику последние и важные наставления. В этом отрывке мы как раз и можем их услышать.

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Действительно, мы прекрасно знаем, что Павел был неоднократно гоним и неоднократно находился в труднейших обстоятельствах. Часто ему уже угрожала смерть, которой он мог и не избежать, но Господь благословлял его жить и трудиться для проповеди христианской вести. Тимофей очень часто сопровождал Павла во всех этих злоключениях, и апостол подчеркивает это в послании, говоря, что Тимофей последовал ему во всем. В учении, то есть черпал учение от самого Павла и проповедовал его именно в той версии, которую унаследовал от великого апостола. В житии - в своей жизни апостол Тимофей во многом подражал жизни и подвигам апостола Павла. Павел упоминает, что страдания постигли его в частности Антиохии, Иконии, Листрах. Из книги Деяний апостольских мы помним, как непросто приходилось апостолу при посещении в том числе упомянутых здесь городов.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Мы вновь встречаем выражение все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе. Как я уже неоднократно говорил, слова «благочестиво», «благочестие», «благочестивый» вначале обозначали именно языческую религиозность, и ранних христиан как раз обвиняли в том, что они недостаточно или вообще не благочестивы, их даже называли атеистами. Это удивительный момент, который, наверное, не укладывается в голове у людей современного восприятия. В ранние века христиан действительно называли так, потому что, кроме Единого истинного Бога, в Троице прославляемого, они не признавали никаких других языческих богов, в том числе богов-императоров, то есть тех, которые пытались себя обожествить и представить себя в виде воплощенных божеств. Всего этого христиане отрицались, и именно из-за этого язычники называли их атеистами, то есть людьми, не признающими никаких национальных языческих божеств. Но позже это слово было переосмыслено и введено в христианскую терминологию, и уже здесь, в пастырских посланиях, мы видим, что оно используется Павлом для обозначения уже христианского жития: благодетельного, благообразного и, как здесь сказано, благочестивого.

Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Это достаточно понятная мысль: на самом деле Господь наш Иисус Христос другого нам и не обещал. Иногда мы по своей человеческой немощи, некоторому непониманию христианства считаем, что, придя к вере, имеем возможность каким-то образом улучшить свое земное, мирское положение. Мы уже не раз говорили, что часто приходим в церковь для того, чтобы поправить какое-то пошатнувшееся обстоятельство нашей жизни с чисто земной точки зрения. Допустим, заболели мы или кто-то из наших близких, возникли какие-то проблемы с работой, в личных отношениях - огромное количество поводов приводит человека в церковь. Понятно, что первым посылом могут быть совершенно разные обстоятельства, но часто человек потом разочаровывается потому, что не получает от своей веры во Христа, Церковь, как он сам эту веру понимает, того, что просит именно в земном разрезе. Он забывает, что Христос говорил: «Скорбь будете иметь в вере, но мужайтесь, потому что я победил мир» и другие Его слова «Не бывает ученика выше учителя и слуги выше господина. Если Меня гнали, и вас будут гнать. Если Меня принимали, и вас будут принимать». То есть по большому счету Христос предсказывал, что желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут подвергаться гонениям.

Гонения необязательно могут быть открытого, физического характера, как это было в ранние века христианства или в XX веке в нашем государстве, когда за Христа людей в прямом смысле гнали, мучили, уничтожали. Гонения могут быть и прикровенными. По большому счету христианство в мире всегда гонимо, неприемлемо, вызывает какие-то вопросы. Недаром апостол Павел говорил, что «слово о Кресте для погибающих - это юродство и безумие, а для спасаемых - сила Божия». Человек, внешний по отношению к Церкви, не способен понять глубину христианской вести и часто относится к христианству как, может быть, даже чему-то безумному, абсурдному. Поэтому христианин всегда в некотором смысле гоним. Хочется вспомнить притчу, как один ученик пришел к подвижнику и спросил: «Отче, если я стану христианином, я должен отказаться от многих вещей и самого мира?» На что подвижник ответил: «Не волнуйся, если ты будешь истинным христианином, мир сам откажется от тебя». Поэтому, действительно, желающие быть христианами в разных формах, но всегда будут гонимы.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Под гонениями Павел разумеет здесь скорби, печали. Подлинно: невозможно человеку, идущему путем добродетели, быть без печали, сетования, скорби, искушений.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Как же, скажут, Он говорит: (Мф 11:30) ? Если путь тесен и прискорбен, то как Он еще называет его удобным и легким? То - по свойству искушений, а это - по произволению идущих: ибо и невыносимое по свойству своему может сделаться легким, если мы примемся за него с охотою. Так и апостолы, претерпев побои, возвращались с радостью о том, что удостоились принять бесчестие за имя Господне.

О Лазаре.

Свт. Кесарий Арелатский

Да и

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы , говорит апостол. Они подвергаются нападениям врагов, и потому всякий, кто проходит путь своей жизни с помощью Христа, должен непрестанно быть вооружен и всегда пребывать в военном стане. Так и ты, если захочешь всегда бодрствовать, дабы знать тебе, что служишь в стане Господа, соблюдай слова святого Павла: Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику (2 Тим 2:4) .

…Не ищи в странствиях того, что ожидает тебя в твоей отчизне. И раз тебе ежедневно предстоит сражаться с дьяволом под главенством Христа, не требуй награды в сражении, ибо она уготована тебе в Царстве Его. Не допытывайся в битве о том, какая награда ожидает тебя после окончательной победы, но более думай о том, что говорит апостол: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы , и снова: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22) .

Проповеди.

Свт. Феофан Затворник

И ecи же, хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут

Лучшего и ожидать нам с тобою не следует. Такова уже участь на земле всех людей, одного с нами рода. Положившие жить благочестно о Христе Иисусе не на земле имеют свой рай, а на небе. Земля ничего им не дает, кроме лишений, скорбей и гонений. Потому что начала, коими руководствуются последователи Христовы, совсем другие, чем те, кои заправляют живущими Для земли и на земле рай свой чающими обрести. Два эти класса людей и не уживаются вместе: причем земные, как хозяева, теснят ищущих неба, как странников и пришельцев. Так ты, говорит Апостол, и не жди лучшего, и мысли свои тем не занимай. То для нас благо, что эти тесноты благость Божия все обращает в вечное нам благо, так что мы можем с уверенностию и благодушием взывать: слава Богу!

Святой Златоуст говорит: «каждый, желающий благочестиво жить, будет гоним. Под гонениями он разумеет здесь скорби, печали. Подлинно невозможно человеку, идущему путем добродетели, быть без печали, сетования, скорби, искушений. Ибо как это возможно тому, кто идет путем тесным и прискорбным, тому, кто слышал: в мире скорбны будете (Ин. 16, 33)? Если Иов в свое время говорил: не искушение ли житие человеку на земли (ср.: Иов. 7, 1),- то не гораздо ли больше теперь? Таков уж порядок вещей. Из моего примера можешь видеть, что человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невозможно пиршествовать. Посему никто из находящихся в борьбе пусть не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после; а теперь - время усилий и трудов. Никто, раздевшись и помазавшись для борьбы, не думает о покое. Если же ты желаешь покоя, то для чего разделся?»

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Варсонофий Великий

Писание научает нас, что хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут . От кого же в настоящее время можно терпеть гонения? От бесов, которые удаляют их от страха Божия и от служения Богу.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 241.

Прп. Ефрем Сирин

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Да и все, кои желают жить в правде до конца, подвергают себя преследованиям.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Исаак Сирин

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Блаженный монах Марк сказал: «всякая добродетель именуется крестом, когда исполняет заповедь Духа». Посему-то все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы .

Слова подвижнические.

Прп. Иоанн Кассиан

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Герман: Поскольку ты доставил нам врачевство против всех обольщений, и дьявольские козни, которые колебали нас, твоим учением при помощи Божией были обнаружены, то просим также объяснить нам и то, что говорится в Евангелии: Иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф 11:30) . Ибо оно, кажется, весьма противоречит изречению пророка, который говорит: по слову уст Твоих, я сохранил пути жестокие (Пс 16:4) . И апостол говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы . Все, что жестоко и подвергается гонениям, то не может быть легко и приятно. Авраам: Что изречение Господа и Спасителя нашего совершенно истинно, это мы легко подтвердили доказательством самого опыта, если путь к совершенству законно и по воле Христа будем проходить… Ибо что может быть тяжелого, что несносного тому, кто с полным расположением принял иго Христово, кто, основываясь на истинном смирении, всегда взирая к Господу, радуется во всех обидах, какие бы ни были сделаны ему?

Собеседования.

Прп. Марк Подвижник

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Не думай, что всякая скорбь находит на людей только за грехи. Ибо некоторые благоугождающие Богу бывают искушаемы. Ибо написано: беззаконные будут извержены (Пс 36:28) . Подобным же образом и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы .

Слово 1, о законе духовном.

Прп. Амвросий Оптинский

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

От кого же? Разумеется, прежде всего, от своих, которых враг вооружает, чтобы отвратить от пути благочестия, благоизволивших онем идти. Но хотя и тяжелы скорби, оскорбления, а зато сладок рай и приятно в оном наслаждение вечное.

Письма.

Блж. Августин

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Сказанное тем же учителем: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, - может быть приложимо ко всяким временам. Потому что, хотя известное время, когда враги внешние не свирепствуют, и кажется спокойным, и даже таким является на самом деле, и доставляет великое утешение, особенно слабым, - однако же и тогда существуют, и даже очень много внутри таких людей, которые своими развращенными нравами терзают чувства людей, живущих благочестиво… При существовании этих и им подобных развращенных нравов и заблуждений желающие жить благочестиво во Христе терпят гонения, хотя тело их и не подвергается ни от кого нападению и мучению.

О граде Божием.

Каковы же суть те, кто, боясь огорчить своих собеседников, не только не готовит их к предстоящим искушениям, но даже обещает счастье века сего, которого Сам Бог не обещал веку сему? Он предсказывает тяготы за тяготами, которые будут вплоть до скончания века сего, а ты хочешь, чтобы христианин был избавлен от этих страданий? Он потому и христианин, что готов претерпеть нечто большее в веке сем.

Проповеди.

Блж. Феодорит Кирский

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Множество козней строится против нас, множество их затевается в гонениях на нас против апостольской веры. Нас же услаждают страдания святых пророков, апостолов, мучеников и тех, кто воссиял в церквях в слове благодати, а также обетования Бога и Спасителя нашего. Ибо ничего приятного и отрадного нам в этой жизни Он не обещал, но муки и труды, и опасности, и нападения врагов.

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

И в этом весьма великое утешение. Что я говорю, продолжает апостол, о себе одном? Все, желающие жить благочестиво и по Евангелию, будут гонимы. Гонениями апостол называет здесь не только преследование со стороны неверных, но и просто скорби и печали, которым подвергаются идущие путем добродетели. Ибо жизнь человеческая есть испытание, как говорит Иов, и кто идет тесным путем, тот по необходимости скорбит.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Ориген

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Убегая из Египта, ты приходишь в эти места, приходишь к этому восхождению дел и веры, приходишь к башне, ты приходишь также к морю, и спешат тебе навстречу потоки. Ведь путь жизни не совершается без потоков искушения; так и апостол говорит: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы . Но и Иов точно так же объявляет, что наша жизнь на земле - испытание.

Гомилии на Книгу Исхода.