Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Презентация 3 кл охрана животных. Охрана животных

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентацию выполнила Богатырёва Татьяна Николаевна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №352 г.Санкт-Петербург ОХРАНА ЖИВОТНЫХ Окружающий мир 3 класс Окружающий мир 3 класс

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Участвуют в распространении плодов и семян. Помогают опылению цветков. Участвуют в почвообразовании. Уничтожают останки погибших и растений. Охраняют жилища. Помогают в получении мяса, молока, яиц, лекарства, шерсти, меховых шкур, пуха, кожи и т.д. Помогают человеку в работе. Уничтожают вредных грызунов и насекомых. ЖИВОТНЫЕ Участвуют в распространении плодов и семян.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Огромную роль играют животные в жизни человека. Но из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, другие стали редкими. ЖИВОТНЫЕ В ОПАСНОСТИ

6 слайд

Описание слайда:

ЖИВОТНЫЕ В ОПАСНОСТИ Информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать редкие виды растений и животных. Предупреждает, что растение или животное в опасности. Советует, как сохранить редкие виды растений и животных. Информирует

7 слайд

Описание слайда:

Международная Красная книга состоит из цветных страниц: чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер; красные – особо редкие и исчезающие животные; жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы; белые – животные, которые до сих пор мало изучены; зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

8 слайд

Описание слайда:

МОРЖ Морское млекопитающее. Крупный морской зверь с очень толстой кожей. В длину самцы достигают 3-4,5 м, самки 2,6-3,6 м. Вес от 800 до 1700 кг (2000 кг). Бивни могут достигать в длину 1 м и весить до 5,4 кг. Кожа моржей очень толстая, до 10 см на шее и плечах. Слой жира до 15 см. Моржата рождаются длиной около 1 м и весом 60 кг. по одному раз в три - четыре года. Мать кормит их молоком 2 года. Живут моржи в природе и в неволе до 40 лет. Враги моржа - белый медведь и отчасти косатка. Живут они группами по 10-20 особей, но могут образовывать лежбища до 100-3000 особей.

9 слайд

Описание слайда:

ТИГР Вид хищных млекопитающих семейства кошачьих. Самыми крупными из них являются бенгальский и амурский подвиды. Высота в холке до 1,15 м. Взрослый самец в природе обычно весит 180-250 кг, а в отдельных случаях до 300-320 кг (384кг, 388кг). Взрослый тигр имеет 30 зубов. Основной пищей тигров являются копытные животные, кабаны, рыси, и мелкие млекопитающие. У тигра рождается 3-4 слепых детёныша. Мать кормит их молоком.

10 слайд

Описание слайда:

ОРЁЛ-БЕРКУТ Одна из наиболее известных хищных птиц семейства ястребиных, самый крупный орёл. Длина тела 76-93 см, размах крыльев 180-240 см. Чрезвычайно острое зрение, но только в светлое время суток. Приметив жертву, беркут пикирует вслед за ней, при этом его скорость может достигать 240-320 км/ч. Охотится на самую разнообразную дичь, чаще всего зайцев, грызунов и многие виды птиц. Иногда нападает на овец, телят и детёнышей оленей. Гнездо устраивается на высоте от 10 до 18 м, где ветви достаточно толстые и прочные. Гнёзда, сделанные из толстых сучьев, имеют очень большие размеры - диаметр 1-2 м и высоту 0,5-1,9 м.

11 слайд

Описание слайда:

ФЛАМИНГО Род птиц, в семействе Фламинговые. У фламинго тонкие длинные ноги, гибкая шея и оперенье, окраска которого варьирует от белого до красного цвета. Их особым отличительным признаком является массивный выгнутый вниз клюв, с помощью которого они фильтруют пищу из воды или ила. Передние пальцы ноги соединены плавательной перепонкой. Фламинго живут в крупных колониях по берегам мелких водоёмов или лагун. Ведут, в основном, оседлый образ жизни. Пища фламинго состоит из небольших ракообразных, личинок насекомых, червей, моллюсков и водорослей, которых они находят на мелководье. Врагами фламинго являются лисы, волки, шакалы,орланы и соколы.

12 слайд

Описание слайда:

ЖУК-КРАСОТЕЛ Крупный жук из семейства жужелиц. Отличается красивыми золотисто-сине-зелёными надкрыльями. Длина тела 21-35 мм. Продолжительность жизни 2-4 года. Откладывают в почву от 100 до 650 яиц. Через 5-15 дней в почве на глубине 20-30 см появляются личинки. Молодые жуки выходят из куколок уже в августе-сентябре. За летний период один жук уничтожает 200-300 гусениц непарного шелкопряда, а личинка - около 60 гусениц и 15-20 куколок. В отличие от большинства видов данного рода, жук-красотел обитает не на поверхности земли, а на деревьях. Он прекрасно лазает по стволам и тонким ветвям, охотясь за гусеницами. В отличие от большинства жужелиц хорошо летает.

13 слайд

Описание слайда:

ЭТО ИНТЕРЕСНО У моржей в шее под кожей есть специальные воздушные мешки, с помощью которых животные могут спокойно плавать в воде даже во время сна. Тигры ночью видят лучше людей примерно в 6 раз. Полосы каждого тигра уникальны, как и отпечатки пальцев у людей. Продолжительность жизни тигров, как в неволе, так и в природе, составляет около 25 лет. Фламинго, разыскивая корм, выворачивают голову так, что верхнее надклювье находится внизу. Надклювье имеет поплавок, поддерживающий голову в верхних слоях воды, особенно богатых планктоном. Вбирая в рот воду и закрывая клюв, птица проталкивает воду через цедилку, расположенную на надклювье, а пищу заглатывает. Беркут свою добычу видит на расстоянии 2 км, а его шея может крутиться на 270 градусов. В своих когтях беркут легко утащит до 5 кг мяса.

14 слайд

Описание слайда:

ЖИВОТНЫЕ ПОД ОХРАНОЙ ЗАПОВЕДНИКИ Это участки земли и водоёмы, где сохраняют, охраняют и изучают животных и растения, большинство из которых внесено в Красную книгу. Ученые подсчитали, что за нашу эру с лица Земли исчезло 106 видов крупных млекопитающих. На Дальнем Востоке, например, сохранилось лишь несколько десятков тигров. В Южной Азии вымирают носороги. В Африке только в некоторых заповедниках сохранилось около сотни горных зебр. На пути к вымиранию гренландский кит и некоторые другие морские млекопитающие. В заповедниках животные не только защищены от истребления, там находят они благоприятные условия для жизни и размножения.

15 слайд

Описание слайда:

ЖИВОТНЫЕ ПОД ОХРАНОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ Это живописные места необыкновенной красоты, где можно путешествовать и отдыхать среди редкостных растений и животных. Первоочередной задачей национальных парков является охрана природных комплексов и объектов. Национальные парки России условно можно поделить на: В настоящее время в России насчитывается 40 национальных парков. парки, в которых сохранилась дикая нетронутая первозданная природа, уникальный рельеф, редкие виды животных и растений парки, территории которых когда-то использовались человеком, но они сохранили много достопримечательностей и природных памятников.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Охрана животных»

ОТКЛАДЫВАЮТ ИКРУ ОТКЛАДЫВАЮТ ЯЙЦА РОЖДАЮТ ЖИВЫХ ДЕТЁНЫШЕЙ насекомые рыбы птицы пресмыкающиеся млекопитающие земноводные

ЯЙЦО ВЗРОСЛАЯ ПТИЦА ПТЕНЕЦ?

ИКРИНКА ЛЯГУШКА ГОЛОВАСТИК?

ЯЙЦО ЛИЧИНКА КУКОЛКА БАБОЧКА?

МАЛЁК? ВЗРОСЛАЯ РЫБА ИКРА

РОЖДАЕТ ЖИВЫХ ДЕТЁНЫШЕЙ КТО ЛИШНИЙ?

ОТКЛАДЫВАЕТ ИКРУ

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

1948 ГОД ГОРОД Фонтенбло МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ – МСОП

Красная Книга ИНФОРМИРУЕТ ПРИЗЫВАЕТ ИЗУЧАТЬ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ СОВЕТУЕТ

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

РОЗОВЫЙ ФЛАМИНГО

БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ (СТЕРХ)

ОРЁЛ - БЕРКУТ

ЖУК - КРАСОТЕЛ

Белка Дятел Бобр Ёж Синица Лягушка

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших делать для них домики

Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его.

Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей

Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Михаил Михайлович Пришвин «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину! »

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: Я узнал(а)… Было интересно… Я испытал(а) чувство… Я хочу, чтобы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Охрана животных"

Конспект к открытому уроку по Окружающему миру в 3 классе по теме "Охрана животных". Подготовила учитель начальных классов Драгкнкина Н.Г....

План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.

Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. (окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. (окруж. мир)...

Охрана животных

Быстрый рост городов, интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства и массовая вырубка лесов разрушают естественную среду обитания. Когда она окончательно исчезнет, вместе с ней исчезнут и многие виды растений и животных. К примеру, такие важнейшие экологические зоны, как моря, болота и мангровые леса, загрязняются и гибнут с тревожной скоростью.
Тяга человека к редким и экзотическим вещам, например к дорогим мехам и украшениям из кости, ежегодно приводит к гибели миллионов животных. Множество животных вылавливают для зоопарков, для разных развлечений, а также для промышленного использования и медицинских исследований. Многие животные, например гепард и полярный медведь, встречаются теперь очень редко. Огромный ущерб животному миру наносит законная, а чаще незаконная торговля животными.
Природу надо спасать. Спасение или охрана животного и растительного мира актуальна сейчас как никогда. Мы должны сохранить исчезающие виды и среды обитания.

Знакома ли тебе обычная кошка? Можешь ли ты назвать её диких родственников? Познакомься с некоторыми из них. Их портреты взяты из Красной книги.


Мы подготовили о них небольшие сообщения.

Ирбис
Высоко в горах, среди снежных вершин живёт прекрасный и таинственный зверь со звучным названием - "ирбис". Эту большую кошку еще называют снежным барсом. Он действительно снежный, потому что большую часть года проводит у границ вечных снегов, покрывающих вершины гор на высоте до 5000 м над уровнем моря. Величественный барс - хозяин азиатских гор. Ни один другой хищник не поднимается на такую высоту. Жертвами ирбиса становятся горные козлы и бараны, косули, молодые кабаны и детеныши яков. Как и все большие кошки, снежный барс охотится из засады. Выбрав жертву.ю внезапно нападает на нее сверху. Такая тактика позволяет хищнику справиться с животными, втрое превышающими его вес. Сам барс относительно невелик - при длине тела чуть больше метра он весит от 80 до 100 кг. Ирбисы стали очень редкими животными, в природе сохранилось всего около 6000 особей. Долгое время этих кошек убивали из-за ценных шкур. Сейчас принимаются серьезные меры по охране ирбисов, но контролировать их отстрел в условиях высокогорья очень сложно, и местные жители продолжают охотиться на барсов. Надо сказать, что ирбисы избегают столкновений с человеком, и не отмечено ни одного случая нападения этих кошек на людей.

Манул
В степях Азии живёт небольшая дикая кошка манул. Манул очень похож на пушистого домашнего персидского котика - у него такая же приплюснутая мордочка, роскошные "бакенбарды", короткие массивные лапы и толстый хвост. Но на этом сходство заканчивается. Характер манула отнюдь не "домашний". Это свирепый сильный зверь, способный дать отпор любому врагу. От опасностей манул предпочитает убежать и скрыться. Но если преследователь близко, манул принимает бой: он ложится на спину и поднимает вверх когтистые лапы. Многочисленные укусы, глубокие и долго не заживающие раны, оставленные когтями, ждут того, кто осмелится напасть на манула. Ни собаке, ни крупному зверю, ни человеку не прорвать его оборону. Его независимый "кошачий" характер проявляется в том, что взрослый манул не в состоянии пережить неволю и быстро погибает в клетке. Дом манула - степь. Там эти хищники охотятся на грызунов, пищух, зайцев и даже на молодых антилоп.

Амурский (Сибирский) тигр
Тигр - один из самых красивых зверей на Земле. Амурские тигры самые крупные - вес взрослого самца достигает 400 кг. Амурские тигры уникальны еще и тем, что в отличие от своих собратьев, живущих в жарких тропиках, облюбовали для поселения таежные леса. Зимы в тайге суровы, и поэтому шерсть амурских тигров гуще и длиннее, чем у южных сородичей. Добычей таежных тигров становятся кабаны, лоси и благородные олени. Случается, что тигр, обнаружив стадо копытных, в течение долгого времени преследует его, уничтожая одного за другим всех животных, начиная с самых слабых. За такую охотничью тактику прозвали тигра "кабаньим пастухом".

Каракал (Степная рысь)
Каракал – это один из самих таинственных и загадочных представителей рода кошачьих. Из своих любимых убежищ – узких и глубоких ущелий скал, брошенных лисьих нор, этот таинственный хищник выбирается только ночью, и отправляясь бродить по безбрежным пространствам саванн в поисках добычи. Название этому животному дали турки, что означает «черное ухо», из-за особого окраса ушек. Его небольшие размеры и симпатичная внешность никак не говорят о его безобидности. Наоборот, каракал– хищник, опасный и сильный, он - охотник, который способен преследовать добычу, вдвое больше его собственного веса. У него острые, как лезвие, зубы и когти. Хотя у каракала длинные ноги, долго бежать, как и все кошачьи, он не может, поэтому охотится, скрадывая жертву и настигая её большими (до 4,5 м в длину) прыжками. Питается зайцами и грызунами, реже птицами. Каракал это редкий, исчезающий вид для нашей страны.

Многих птиц мы не сможем увидеть, так как они стали редкими. Рассмотри их изображения. Мы подготовили небольшое сообщение об одной из них.

Мандаринка
Небольшая птица рода лесных уток семейства утиных. Живёт утка-мандаринка на территории Дальнего Востока. Ее называют также китайской уткой. От важных особ Китая, мандаринов, одевающих броские оранжевые наряды, получила свое название утка мандаринка. Под жилище она использует дупло на дереве. Высота над землей может достигать 15 метров. Это единственный вид уток, поселяющихся на ветках. Кормом для мандаринки могут служить растения и мелкие представители животного мира. Желуди - любимая еда. Китайские утки, выбрав пару, никогда не разлучаются, всегда держатся вдвоем. В дикой природе утка мандаринка живет в среднем 10 лет. На очаровательную редкую водоплавающую птицу запрещено охотиться. Она занесена в Российскую Красную книгу.

Отгадай загадки.

Зверь клыкастый,
Вместо ног - ласты.
Хвост по льду волочится.
Мороза зверь не боится.
Ответ: морж

У меня ходули -
Не страшит болото.
Лягушат найду ли -
Вот моя забота.
Ответ: цапля

В тихой заводи речной
Он построил дом весной.
Без пилы и топора
Дом построен у....
Ответ: бобра

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина...
Ответ: орла

Узнай значения слов заповедник, заказник, питомник.

Заказник - земельный или водный участок, в пределах которого запрещена охота и под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений.

Заповедник - заповедное место (участок территории или акватории), где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.

Питомник - место для разведения и выращивания растений и животных.

Заполни кроссворд "Про животных"

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс.

Тема: Охрана животных.

Нугаева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, Старомостякская СОШ - МОУ, с.Старый Мостяк, Старокулаткинский район, Ульяновская обл.
Описание работы. Предлагается урок по окружающему миру. Автор А.А.Плешаков. Программа Школа России. 3 класс. Данный материал может быть полезным для учителей начальных классов, учителей биологии и классных руководителей.
Цель: Организация работы обучающихся в позиции «Я - исследователь».
Задачи: - познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё занесены; сформировать экологические правила поведения человека в природе
-формировать навыки работы в группе;
-пробуждать у детей потребность к размышлению над понятиями, как отношение человека к природе, экология, что я могу сделать, чтобы спасти животных? и т.д.
- воспитывать бережное отношение к животным, экологическую культуру.
Оборудование: ноутбуки, экран, проектор, карточки с заданиями, энциклопедии, атласы, рисунки на тему «Мое любимое животное», макет Красной книги, аудиозапись с голосами птиц.

Ход урока

1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
2. Введение в новую тему.
а) Постановка проблемы
- Ребята, послушайте, какой случай произошел однажды в лесу… Как – то раз пошли мальчишки в лес по ягоды. И вдруг увидели ежа. Они решили его взять домой. Ау ежихи были маленькие ежата. Мама-ежиха только на минуту оставила своих ежат, чтобы добыть им корм. Так маленькие ежата остались одни без матери.
- Ребята, как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? (Они погибнут.)
- Пострадает ли природа, если погибнут маленькие ежата? (Да, пострадают)
- Правильно, ребята. Как Вы думаете это - маленькая рана или большая? (Маленькая)
- Это - маленькая рана. Но для природы нет разницы, маленькая это рана или большая. Природа страдает от нанесенных ран, как от больших, так и самых маленьких.
- Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков?
(Нужно отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)
- К чему может привести такое отношение людей к природе?
(Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают)
- Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отрицательное)
- Чтобы животные не исчезли надо их…?
- Кто догадался, как называется тема урока?
б) Формулирование темы и задачи урока
- Правильно, ребята, тема нашего урока: «Охрана животных».
Эпиграфом нашего урока я взяла слова Р. Рождественского: « Если завтра погибнет мир, он погибнет по вашей вине, равнодушные». К этим словам мы еще с Вами вернемся.
А еще на уроке мы познакомимся Красной книгой, с животными, которые находятся под угрозой исчезновения и сформулируем экологические правила.
3.Рассказ учителя «Как прекрасен этот мир!» (показ слайда с изображением животных) Звучит тихая музыка.



- Посмотрите на эти фотографии. Как прекрасны эти создания природы!!! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица земли.
4.Знакомство с Красной книгой.
а) Рассказ учителя
- Люди думали, что природа будет неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все само собой восстановиться. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять.
Например, красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке страны, как подсчитали, осталось примерно 200 животных.
Международный союз охраны природы подготовил список редких млекопитающихся и птиц. В 1966 году этот список был оформлен в специальную книгу, которую назвали Красной.
б) Работа в парах.
- Что же расскажет нам Красная книга?


Предлагаю Вам, ребята, поискать информацию в сети интернета и обратится к энциклопедиям и атласам. Для этого сначала мы с Вами повторим Правила работы в парах.(Раздаются памятки).
Памятка «Как работать на уроке в паре»
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
- Итак, возьмите карточки с заданиями.
Задание 1 паре: Как вы думаете, почему был выбран красный цвет? Какого цвета остальные страницы Международной Красной книги?
Задание 2 паре: Расскажите, какие животные занесены на черных, красных и желтых страницах Международной Красной книги?
Задание 3 паре: Расскажите, какие животные занесены на белых, серых и зеленых страницах Международной Красной книги?
Задание 4 паре: Расскажите о Красной книге, которая появилась в России.
5.Выступление детей.
- Ребята, начнем путешествие по страницам Красной книги.
1 пара: Красный цвет Красной книги был выбран потому, что красный цвет - сигнал тревоги, надвигающейся опасности, сигнал SOS, дальше так нельзя! Международная Красная книга состоит из цветных страниц: черный, красный, желтый, белый, зеленый. На страницы черного цвета занесены - списки тех животных, которых мы никогда не увидим. На страницы красного - особо редкие и исчезающие. Желтая страница расскажет о животных, количество которых быстро снижается, которым грозит опасность «переселения» на опасные красные страницы. Про животных, которые малоизученные модно узнать на белой странице. Зеленые страницы расскажут нам о животных, которых удалось спасти.


2 пара. Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер: морская корова, странствующие голуби и другие.


Морская корова. Морская или стеллерова корова была открыта в 1741 году экспедицией Витуса Беринга и получила свое имя в честь врача экспедиции Георга Стеллера.


Стеллерова корова обитала у побережья Командорских островов и обладала не только малой подвижностью, огромными размерами и полным отсутствием страха перед человеком, но и вкуснейшим мясом. Последнее и стало причиной того, что менее чем через 30 лет после своего открытия морская корова была полностью истреблена. Моряки ели ее мясо, использовали коровий жир в пищу и для освещения, из шкуры мастерили лодки.
Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных: зубры, красный волк, бобры, леопард, снежный барс, амурский тигр и другие.
Зубр - единственный дикий вид крупных быков Европы, уцелевший до наших дней. Для большинства народов зубр служил не только объектом охоты. Этот мощный и красивый зверь олицетворял силы природы, имел традиционное культовое значение, ему поклонялись как одному из символов родной земли. Наиболее крупные быки могут достигать веса 850 кг, а иногда - до 1200 кг! А чисто внешне массивность зверя усугубляется очень массивной передней частью тела, с высокой холкой и горбом, крупной головой с рогами, к тому же покрытой длинной густой шерстью. У крупных быков грива - иному льву впору! Сегодня выселенные по специальным программам из зоопарков на природу популяции зубров обитают в Польше, Беларуси, Литве, Украине и на Кавказе в Кавказском заповеднике.
Желтые страницы поведали нам о тех животных, количество которых быстро уменьшается: белые медведи, розовый фламинго, розовая чайка, джейран и другие.
Розовый фламинго. Большие популяции фламинго находятся в некоторых странах Африки и в Индии. Самая большая популяция, расположенная на территории постсоветского пространства, находится в Казахстане. Но число особей по тем или иным причинам к настоящему времени значительно сократилось. Если в середине прошлого века там проживало от 70 до 100 тысяч розовых птиц, то сейчас не более 20 000. В России постоянных популяций нет. Но все же он залетает изредка к нам в гости, населяя дельту Волги и Дагестан. Видели его и в Ленинградской области, и в Алтайском крае, но прилетает он туда очень редко и небольшими стаями.
Физминутка. (Релаксация). (Включается аудиозапись с голосами птиц)
-Ребята, а сейчас закройте свои глазки и представьте, что мы очутились в лесу. Мы идем по зелененькой пушистой травке. Светит ласковое теплое солнышко. Птицы поют свои прекрасные песни. Вот рядом пролетает бабочка. Дятел стучит своим клювом по дереву. Кругом пахнет душистой земляникой. Мы полной грудью вдыхаем этот запах. У нас даже немножко кружится голова. Как прекрасен этот лес! Мы обязательно еще вернемся сюда.
3 пара: На белых страницах мы можем узнать сведения о животных, которых всегда было немного.


Они обитают на небольших площадках. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос.
Белый медведь.


Типичный обитатель Арктики. По своим размерам белый медведь превосходит не только представителей своего семейства, но и весь отряд хищников. Самцы представителей этого класса могут достигать 3 м длины и до одной тонны веса. Однако, ни большой вес, ни крупные размеры, которые создают впечатление его неуклюжести, неповоротливости не мешают белому медведю быстро и ловко перемещаться на суше, легко плавать, подолгу находиться в воде и даже нырять. Благодаря наличию густой, плотной шерсти, которой покрыто не только его тело, но и подошвы ног.
Серые страницы расскажут нам о животных и растений, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. Это слоновая черепаха, жук – геркулес, императорские пингвины и другие.
Императорский пингвин самый крупный из пингвинов.


Когда императорский пингвин стоит на суше ссутулившись, его рост равен примерно 90 см, но когда он бодр и движется - 110-120 см. Вес императорского пингвина - 20-45 кг. Спинная сторона императорского пингвина темная, серовато-синяя, на голове этот цвет переходит в черный. Около ушей имеются округлые желтовато-оранжевые пятна, переходящие на нижнюю сторону шеи и постепенно сходящие на нет на груди. Птенцы императорского пингвина покрыты длинным пухом белого или серовато-белого цвета; верх головы и вертикальная полоса, отделяющая щеки от затылка, буровато-черные.
На зеленых страницах записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Одни из этих животных бурые медведи, бобр, соболь.
Соболь - уникальный зверек.


Тело соболя средних размеров. Длина тела самцов составляет от 40 до 60 см, а вес - примерно 2 кг. Он ведет оседлый и кочевой способы жизни, которые чередуются между собой. В первый период зверь привязан к определенному участку, и за всю жизнь редко выходит за его пределы. Заставить зверь покинуть место обитания могут только стихийные бедствия, лесные пожары, массовая вырубка леса, отсутствие пищи.
4 пара: Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов зверей и птиц, причем более половины - только за последние 50 лет и за малым, исключением по вине человека. В России охраняли природу с давних пор. Еще в XIV - XVI веках появляется ряд царских указов регулирующих добычу основных пушных зверей - бобра и соболя. В современной России Красная книга переиздавалась несколько раз.


Последняя Красная книга РСФСР вышла в свет в 1983 году, которая и сегодня действует на территории России. На территории России сейчас обитает 246 видов и подвидов животных, включенных в красные книги России. Из них 65 видов и подвидов млекопитающих, 108 видов и подвидов птиц, 11 видов рептилий, 4 вида амфибий, 9 видов рыб, 15 видов моллюсков и 34 вида насекомых.
Вывод.
- Ребята, для чего нужна Красная книга?
- Правильно, ребята, необходимо не только знать, какие животные входят в Красную книгу. Но и беречь и охранять природу.
6.Работа с учебником.
-Ребята посмотрите на иллюстрации с экологическими знаками в учебнике и постарайтесь сформулировать экологические правила.
- не оставлять мусор на природе;
- не ломать ветви, не выдирать кустарники, не повреждать кору;
-не забирать лесных животных домой;
- не кричать в лесу и не включать громко музыку;
-А какие правила Вы можете сами предложить?
- Правильно, ребята. Т.е. если мы вернемся к словам Р. Рождественского, то мы не должны быть… (равнодушными)
- А, как мы с Вами сможем помочь природе? Какой вклад можем внести в охрану природы?
- Я верю Вам, что Вы правильно будете вести себя в природе, потому что знаю, что Вы любите природу, любите животных. об этом говорят ваши рисунки на тему «Мое любимое животное».
7.Рефлексия
- Ребята, подведем итог нашего урока. Для этого воспользуйтесь фразами:
«Я узнал…», «Я удивился…», «Я запомнил…». «Меня поразило то, что…» и выскажите свое мнение.
8. Творческое домашнее задание.
- Предлагаю Вам выбрать домашнее задание по душе и выполнить его.
1. Подобрать пословицы о важности природы и бережном к ней отношении.
2.Подготовить сообщение о редких животных Ульяновской области.
3.Придумать и нарисовать свои экологические знаки.
9.Исполнение песни.
-Предлагаю завершить наш урок «Песенкой друзей природы».
(Все дети выходят к доске, берутся за руки и исполняют песню)

Сингизова Альфинур Вафаевна;

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 МР Учалинский район РБ;

Учитель начальных классов

Название

  • Как прекрасен этот мир!
  • По страницам «Красной книги»…

Форма

Мультимедийная презентация

Учебный предмет, класс

Окружающий мир, 3 класс

Название темы или раздела учебного курса

Раздел: Эта удивительная природа

Тема: Охрана животных

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Windows Movie Maker – Презентация № 1

Microsoft Office PowerPoint 2003 – Презентация № 2

Цели, задачи дидактического материала

  • дополнить и расширить возможности учебника;
  • улучшить эффективность изучения темы;
  • повысить качество наглядности;
  • сделать урок эмоциональным и запоминающимся.

Презентация № 1 : демонстрация фотографий, которые напомнят о красоте и богатстве природы нашей планеты, на фоне инструмен-тальной музыки Э. Морриконе «Одинокий пастух» (в обработке Дж. Ласт);

Презентация № 2: содержит демонстрационно-иллюстративный материал, сопровождаемый звуковыми файлами и пояснениями, который позволит преподнести тему доступно и увлекательно.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

  • текстовая информация;
  • образные объекты (фото, рисунки);
  • аудиоинформация (музыка, звуки животных);

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

  • Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2005, 320 с. – (В помощь школьному учителю);
  • Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256с.: ил.
  • Интернет

Фотографии :

фото из семейного архива;

Рисунки животных из Красной книги:

Звуки животных:

Сведения об охране природы Башкортостана:

Музыка Э.Морриконе:

Возможности использования дидактического материала:

Педагогом на уроке (указать этапы урока);

Учащимися

Педагог:

  • введение в тему урока;
  • изучение новой темы;
  • закрепление.

Учащиеся:

  • закрепление.

Представленный урок воспитывает в детях бережное отношение к животному миру, беспокойство о судьбе природы. Расширяет представления детей о мерах по защите и охране фауны. Формирует целостное восприятие окружающего мира,

Тема: Охрана животных.

Цели: 1) познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены;

Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;

2) развивать логическое мышление, внимание, память; расширять кругозор;

3) воспитывать бережное отношение к животным, экологическую культуру

Учащихся.

Оборудование: компьютерные приложения: Презентация № 1 «Как прекрасен

Этот мир!»; Презентация № 2 «По страницам «Красной книги»…»;

«Красная книга» (России, Башкортостана), учебники, рабочие

Тетради, карточки для самостоятельной работы (тесты, кроссворды,

Задание для решения скаутской задачи).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

3-й ряд работает самостоятельно по карточкам (тест);

1-й и 2- й ряды – коллективно.

В начале урока мы с вами вспомним, что говорили о животных на предыдущих

Уроках. Подумайте и ответьте на вопросы:

Как называется наука о животных?

Кто такие животные?

Какая из цепей питания указана правильно? (на доске)

А) сосна → дятел → жук-короед;

Б) слизни → капуста → жаба;

В) рожь → мышь → змеи → орлы;

Что будет, если в цепи питания «рожь → мышь → лисы», люди уничтожат лис?

Подумайте и вставьте пропущенное слово:

А) яйцо → личинка → …………. → бабочка (куколка);

Б) икринка → ………… → лягушка (головастик);

В) …… → малёк → взрослая рыба (икринка).

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных»

IV. Работа по теме урока.

1. Введение в тему – лекция учителя (в начале урока предлагаю посмотреть Презентацию № 1, затем – ввожу в тему урока)

Презентация №1.

Действительно: как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: некоторые из них оказались на страницах Красной книги

и им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. (Включить Презентацию № 2, слайд №1 ).

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Некоторые из них вымерли по вине человека, например, морская корова, странствующие голуби. Эти животные исчезли навсегда.

2. Знакомство с Красной книгой .

Люди поняли, что необходимо охранять природу. По этому поводу было решено принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан м еждународный с оюз о храны п рироды и природных ресурсов (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали человеческой заботы.

Тогда же была создана специальная комиссия по редким видам. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений, которым грозит исчезновение. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.

Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей?

Красный цвет – это символ беды, опасности, наступательной агрессии. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях.

Для чего нужна Красная книга?

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

Страницы Красной книги разного цвета. Красные листы содержат сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения, на жёлтых – уязвимые виды, на белых – сведения о редких видах, на серых – о малоизученных, на зелёных – о восстановленных и находящихся вне опасности видах животных и растений.

Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась. Как вы думаете, почему?

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

3. Работа по сигнальным карточкам.

А теперь поработаем в тетрадях. Расскажите с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими.

(Рабочая тетрадь, стр. 51, задание 2)

4. По страницам Красной книги России и Башкортостана.

Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Как вы думаете, почему?

Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом. Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.

А сейчас мы послушаем сообщения о некоторых из этих животных, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу (заранее подготовленные ученики читают о соболе – слайд №2 , белом медведе – слайд №3 , журавле – слайд №4 , тигре – слайд №5 , розовом фламинго – слайд №6 , выхухоле – слайд №7 , лебеде – слайд №8 ).

Некоторые из этих животных занесены и в Красную книгу Башкортостана. Она была издана в 1984 году и называлась «Красная книга Башкирской АССР». В 1987 году переиздавалась.

В нашей республике проводится много мероприятий по охране природы. Давайте прочитаем об этом. Слайд № 9

А что такое заповедник, заказник?

Кроме заповедников и заказников помогают охране животных и зоопарки. (Читаем статью из учебника «Что такое зоопарк?»). Благодаря зоопаркам удалось спасти, например, бобра, зубра, выдру, барсука.

5. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки) -
Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам).
Хомка раненько встает (движения на растяжку),
Щечки моет, шейку трет (потирание лица и шеи).
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте):
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать (напряжение мышц рук).

6. Экологические правила.

А) - Ребята, посмотрите на экран. К нам по электронной почте пришли письма – жалобы от животных. Давайте их прочитаем и отгадаем от кого они пришли.

Жалоба №1 (слайд №10 ). «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

Кто это? (Сова – слайд №11 ).

Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба №2 (слайд №12 ). «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

А это кто так жалуется? (Жаба – слайд №13 ).

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме заводились тараканы, люди приносили жабу в дом – и они исчезали.

Б) (Слайд №14) Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит и от каждого из вас, от вашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, убивать лягушек, жаб, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Если вы бегаете по лесу, шумите, лазаете по деревьям – вы беспокоите лесных жителей. Это особенно опасно для них во время размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда, или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду.

В) Работа с учебником (стр.115).

Откроем учебники на стр. 115 и прочитаем «Правила друзей природы».

Г)- Ребята, как вы считаете, какие качества должен развивать человек для того, чтобы стать экологически развитой личностью? (ответы учащихся)

Найдите ответ на скаутскую задачку и узнаете ещё одно слово, характеризующее таких людей. (Приложение к уроку)

Прочитайте получившееся слово – ответственность .

Надеюсь, что вы будете ответственно относиться к природе и вообще станете ответственными людьми.

V. Итог урока.

Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.

Слайд № 15, слайд № 16, слайд № 17

Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!)

К чему оно призывает? (слайд №18)

Берегите природу, а это - животные, растения, воздух, вода, почва…

VI. Домашнее задание

2. Выполнить задания 3,5,7 (рабочая тетрадь, стр. 52-54)

  • Если останется время, урок можно завершить стихотворением «Береги природу!»
  • Если нет Рабочих тетрадей, то сигнальные карточки (к пункту №3 урока) можно нарисовать на альбомных листах и вынести на доску

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Приложения к уроку

1. Сообщения о животных

Соболь (слайд №2)

Соболь – ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса – 1-1,5 кг. Живёт в глухой тёмной тайге. Очень долго живёт на одном участке. Покидает его в самом крайнем случае: при лесном пожаре, недостатке корма, рубке лесного массива.

Днём соболь плохо видит, но ночью становится ловким. Грызуны – его основная пища. Также питается бурундуками, зайцами, ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки.

Соболь обладает превосходным мехом, который высоко ценится. В далёком прошлом соболи населяли всю тайгу царской России. Но затем началось хищническое истребление, и запасы соболя катастрофически упали. Ему грозило полное исчезновение в природе. Охота была запрещена.

В 1929 году в Московском зоопарке был получен приплод от соболей и их стали разводить на зверофермах. Сейчас общая численность превышает 700 тысяч голов.

Белый медведь (слайд №3)

Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу. Там проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шёрсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших количествах поедают и растительную пищу.

Издавна люди охотились на белых медведей. Они используют их мясо, жир и шкуру. В результате началось сокращение их численности. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас их численность растёт.

Журавль (слайд №4)

Всего в мире 14 видов журавлей, в нашей стране обитает семь: серый, красавка, канадский, даурский, чёрный, белый (или стерх), японский. Японский, даурский, чёрный и белый внесены в Красную книгу.

Журавли стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Этим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.

В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда строят на земле. Журавлих откладывает 2 яйца. Птенцы, выбравшись из яйца, уже умеют стоять на ногах. Глазки открыты.

Около двух месяцев журавлята ходят в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени оперяются, начинают летать.

Тигр (слайд №5)

В конце 19-го века тигров было около 100 тысяч особей. Затем их количество резко сократилось. Некоторые убивали их из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

Тигр – крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров, весит около 390 кг. Это -бродяга-одиночка. Питается крупно-копытными животными. Тигрица задерживается на одном месте только во время родов и выхаживания молодняка. Она выбирает пещеру для гнезда. У неё рождаются 2-4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шёрсткой с полосами. Весят от 700 граммов до 1 кг, длина тигрёнка с хвостом 40-50 см. Тигрята растут быстро. Живут 25-30 лет.

Розовый фламинго (слайд №6)

Эта птица стала редкой, поскольку многие годы подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха.

Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1,5 м, вес 4 кг. Самка откладывает 2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Птенцы смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Через 3-4 месяца они вырастают до размеров своих родителей. Первое оперение у них серое с розоватым оттенком. Такие «платья» носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.

Выхухоль (слайд №7)

Выхухоль – небольшой зверёк, длина его около 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, так как смазан жиром.

На суше выхухоль беспомощен. Зато хорошо плавает, ныряет, может долго не показываться на поверхности.

Норы делают на берегу, но вход в них всегда расположен под водой. В норах хранят запасы и поедают пойманную добычу. Питается выхухоль животной и растительной пищей. А находит её, уткнув свой длинный хоботок в ил или помогая себе передними лапками.

Выхухоля можно увидеть весной, когда половодье выгоняет его из убежища. В это время он становится добычей для ондатры или норки. Иногда они гибнут в норах во время половодья. Поэтому этого малоизученного, но очень ценного зверька строго охраняют.

Лебедь (слайд №8)

Лебедь одна из самых крупных и сильных птиц. Это – символ красоты, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.

Лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Глухие и торжественные звуки издаёт лебедь-кликун.

Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах – это чуткие и осторожные птицы.

Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

2. Тест для самостоятельной работы

1. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

А) звери; б) птицы; в) рыбы.

2. Какое слово пропущено: икринка – …………. – взрослая рыба?

А) личинка; б) малёк; в) головастик.

3. Какое слово пропущено: яйцо – личинка – ……………. – бабочка?

А) куколка; б) птенец; в) икринка.

4. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

А) у всех насекомых бывают куколки;

Б) у кузнечиков нет стадии куколки;

В) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

5. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

А) весной; б) осенью; в) зимой.

3. Кроссворд

Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова:

1)Уценка 5)Корт 9)Узда 12)Усвоение

2)Печь 6)Бачок 10)Соль 13)Гардина

3)Доля 7)Салон 11)Дочь 14)Баран

4)Ода 8)Морс

Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова с такими значениями:

1) Её получает каждый школьник – о ценка;

2) Бывает у корабля или лодки – т ечь;

3) О ней мечтает птица в клетке – в оля;

4) Бывает вкусная, бывает и нет – е да;

5) Бывает бисквитный, песочный, с кремом – т орт;

6) Им можно поймать насекомое – с ачок;

7) С ним ходят на приём к врачу – т алон;

8) Бывает у шерстяных вещей – в орс;

9) Быстрая на лошади – е зда;

10) Говорят, что он без палочки – н оль;

11) Тёмная после дня и вечера – н очь;

12) Обычно это делают с неизведанными территориями – о своение;

13) Такая рыбка – с ардина;

14) Такой бывает боевой приём – т аран;

5. Стихотворение «Береги природу!»

1-й чтец:

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полёт прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

2-й чтец:

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То всё равно б взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

3-й чтец:

А в небе – стая журавлей,

Так грустно над землёй кружится.

Земля… скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

4-й чтец:

Тогда б мёртвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи…

5-й чтец:

Я не хочу такого мира,

Где всё так серо, всё уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

6-й чтец:

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц весёлой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…