Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Правописание ы и после приставок на согласный. А15

После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть - разыграть - розыгрыш. Итого - подытожить . Идти - предыдущий . При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.

Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства .

Особое внимание следует обратить на глагол взимать , в котором исконно русская приставка вз -, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать , в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И - Ы.

После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный . Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ - ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.

После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант . Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный , контригра , но розыгрыш . Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.

Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Презентация ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Задание №1

К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Задание №2

К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.

Задание №3

Вставьте пропущенные буквы.

1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.

2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.

3. Пред_стория этого события была почти забыта.

4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», - вздыхает Жорка.

5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.

6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.

Правописание приставок - один из самых сложных разделов орфографии современного русского языка.

В нем огромное количество префиксов, имеющих самые разные значения. Некоторые обозначают близость (например, «пришкольный»), некоторые - перемещение в пространстве (например, «подниматься»).

Также с помощью приставок можно превращать глагол несовершенного вида в глагол совершенного вида. Например, из глагола несовершенного вида «играть» можно сделать несколько глаголов, которые обозначают уже завершившееся действие: «сыграть», «разыграть», «выиграть».

Некоторые приставки могут заканчиваться как на глухой, так и на звонкий согласный (например, «развалить» и «рассказать»), а вот приставка «с» не имеет звонкого двойника «з». При выполнении упражнений на правописание ученики часто сталкиваются с проблемой выбора, не зная, какую букву писать после приставки: «ы» или «и». Например, есть глагол «играть». Но почему же в слове «разыграть» в корне появляется буква «ы»? Откуда она взялась?

Буква «и» после приставок на согласную

Гласные «ы» и «и» после приставок - один из наиболее распространенных «камней преткновения» для младших и порой даже для старших школьников. Буква «и» всегда ставится после тех префиксов, которые заканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот самые типичные примеры: «воистину», «заинтересоваться», «заиграть». Однако с буквой «и» после префиксов сложности у школьников возникают очень редко, потому что слова такие слова обычно произносятся так же, как и пишутся. Например, в слове «заинтересоваться» никак не слышен звук «ы», а четко слышится звук «и». Вот примеры предложений с такими словами:

  • «Девочка заиграла на скрипке, и все заплакали от умиления»;
  • «Мальчик зашел к другу и пригласил его вместе поиграть»;
  • «Бабушка решила поискать очки под диваном»;
  • «Учительница заинтересовалась рисунком Сережи».

Буква «ы» после приставок на гласную

Буква «ы» всегда пишется после тех префиксов , которые оканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот наиболее типичные примеры: «подыграть на пианино», «разыскать потерю». Однако имеется одно исключение - это старославянское слово «взимать», которое означает «брать». В современном русском языке префиксы «вз» нет, зато есть префикс «воз» (например, «возделывать») и «вос» (например, «восстать», «восстание», «восставать»).

Вот примеры предложений с такими словами:

  • «В лотерею разыгрывался автомобиль «Москвич»;
  • «Непогода сегодня разыгралась, снег так и валит с неба!»;
  • «Я хотел подыскать себе выгодное место работы в городе»;
  • «Монголо-татары взимали дань с русских князей».

Пользуясь этим правилом, следует помнить, что под него не подходят префиксы «меж» и «сверх», например: «межигровой перерыв», «межинститутские соревнования», «сверхинтересная книга». В случае со словом «межинститутский» не лишним будет вспомнить еще одно хрестоматийное правило, которое гласит: «Сочетания «жи» и «ши» пишутся только с буквой «и»!

Почему важно правильно писать приставки

Правилам правописания префиксов посвящен отдельный раздел в школьной программе дисциплин «Русский язык как родной» (в Российской Федерации) и «Русский язык как иностранный» (в странах Содружества Независимых Государств). Упражнения на буквы «ы» и «и» после префиксов обогащают словарный запас младших школьников, помогают детям освоить основные принципы словообразования с помощью префиксов, а также развивают память и способствуют быстрому усвоению теоретических правил на практике.

Человек, хорошо владеющий русским языком, должен обращать внимание на грамотное написание приставок. Правильное употребление и написание в соответствии с установленными нормами и стандартами русского языка свидетельствует о хорошем уровне образования. Грамотная письменная речь часто имеет решающее значение при поступлении в институт и на работу. Человек, который пишет с ошибками, вряд ли будет принят или избран на руководящую должность.

Для того чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужна практика. Наиболее эффективными представляются следующие виды практических упражнений:

  • Вставить пропущенные буквы в словах, руководствуясь изученным правилом;
  • Привести собственные примеры на конкретное правило;
  • Вставить пропущенные приставки или выбрать одну приставку из нескольких вариантов для каждого слова;
  • Проследить, как меняется значение одного и того же слова в зависимости от разных префиксов.

Правописание приставок изучается в курсе средней школы: с начальных (второй-четвертый) до старших классов (десятый-одиннадцатый). Естественно, уровень сложности упражнений постепенно возрастает с ростом учеников. Правописание букв «ы» и «и» после префикса впервые вводится в учебную программу в 3−4 классе. Затем эти правила повторяются ежегодно, но количество слов, встречающихся в практических упражнениях, увеличивается.

Для того чтобы грамотно писать приставки , нужно не только знать правила, но и уметь применять их на практике. Постоянное выполнение практических упражнений на закрепление изученных правил способствует выработке навыков правописания префиксов и доведению их до автоматизма. Также дети и взрослые учатся грамотно писать приставки во время чтения русской классической литературы: как поэзии, так и прозы.

Приставок в русском языке много.
Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.
Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься.
А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при- .
Узнай, как писать русские приставки.

Какие приставки пишутся всегда одинаково?

1. Приставки в- , об- , от- , над- , под- , у- , о- , вы- , на- , за- , до- , по- , пере- : войти - внести - вбежать - встать

Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!

Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] - это разные произношения одной приставки в-. Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.

Запомни:

Запомнить эти приставки поможет список примеров:

Надпись, подпись и увёртка,
окончание, отвёртка,
выход, вход и нападение,
и доход, и объедение,
а еще заход, поход
и подземный переход.

2. Приставка с-: сдача

Существует только приставка с-.

Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже.

Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.

Какие приставки пишутся неодинаково?

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный - бездомный

Внимание на границу приставки и корня!

Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова

  • начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : бездомный,
  • если корень начинается на глухой согласный, - с буквой с : беспомощный.

2. Приставки пра-//про : правнук - прогульщик

Думай о значении:

Если выражены значения:

  • «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: праславянский, прадед,
  • любые другие - пиши приставку про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение) и т.д.

3. Приставки раз- (рас-)//ро´ з- (ро´ с) : расписать - ро´ спись

Внимание на ударение:

В приставках раз-, рас-//роз-, рос-

  • без ударения пиши а : расска´ з,
  • под ударением - о : ро´ сказни.

4. Приставки пре-//при- : премилый , преграда - прийти , привязать , прикрыть , придорожный

Думай о значении:

Пиши пре-, если передаются значения:

  • «очень» - премилый, престарый,
  • «пере» - преграда.

Пиши при-, если передаются значения:

  • «приближение» - прийти, приехать,
  • «присоединение» - пришить, привязать,
  • «чуть-чуть» - прикрыть, приоткрыть,
  • «около, близко» - прибрежный, придорожный

Внимание:

Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.

Не путай:

В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.

И-Ы после приставок на согласный: играть -сыграть

Видишь приставку на согласный? Тогда после неё вместо и пиши ы!

После приставок,

  • оканчивающихся на согласный, на месте и пиши ы : розыгрыш, безынициативный.
    Исключение: взимать налоги, оплату, штраф
  • меж- и сверх- пиши и: межинститутский, сверхинтересный.
    Почему? Потому что есть важный для русского языка запрет: нельзя писать ы после ж, ш, а также к, г, х,
  • после приставок-«иностранцев» пиши и : суперигра, постимпрессионизм.
    Почему? Потому что основное правило не относится к заимствованным иноязычным приставкам: дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.

После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть - разыграть - розыгрыш. Итого - подытожить . Идти - предыдущий . При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.

Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства .

Особое внимание следует обратить на глагол взимать , в котором исконно русская приставка вз -, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать , в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И - Ы.

После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный . Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ - ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.

После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант . Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный , контригра , но розыгрыш . Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.

Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Презентация ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Задание №1

К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Задание №2

К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.

Задание №3

Вставьте пропущенные буквы.

1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.

2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.

3. Пред_стория этого события была почти забыта.

4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», - вздыхает Жорка.

5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.

6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.