Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Последние советские тяжёлые истребители танков. Последние советские тяжёлые истребители танков Объект 268 перки экипажа

Объект 268 — противотанковая самоходная установка СССР 10 уровня. Имеет отличное орудие, но посредственную динамику и слабую бронезащиту, что делает его уязвимым для вражеских снарядов.

Прокачка

  • Для исследования требуется 301.000 единиц опыта. Предыдущий танк — Объект 704.

Элитная комплектация

Как играть

Объект 268 построен на базе танка Т-10, поэтому имеет хорошую подвижность, но при этом такие недостатки, как недостаточная бронезащита корпуса и его чрезмерная длина.

Тем не менее, лобовая броня очень коварная: многие снаряды даже самых больших калибров часто рикошетят от «щучьего носа».

Орудие обладает великолепной пробивной мощью и значительным уроном. Однако из-за особенностей конструкции угол горизонтальной наводки очень мал и для того, чтобы выцелить движущуюся цель, корпус приходится доворачивать.

Обзор в 370 метров - стандартный для техники 10 уровня - позволяет обнаруживать противника на больших дистанциях. Низкий силуэт машины, сравнимый с Объектом 704, обеспечивает лучшую маскировку, по сравнению с аналогами из других веток.

Преимущества

  • Отличное по всем показателям орудие;
  • Высокая максимальная скорость;
  • Рикошетная рубка
  • Хороший показатель маскировки

Недостатки

  • Слабое бронирование корпуса;
  • Плохая поворотливость
  • Малые углы ВН и ГН
  • Низкая скорость заднего хода

Навыки и умения экипажа

Маскировка прокачивается первым умением, она необходима на любой противотанковой САУ, а у командира стоит изучить Шестое чувство для ситуаций, когда ПТ-САУ все же обнаружена. Вторым навыком, командиру стоит изучить Маскировку.

Механик-водитель должен изучить навык Виртуоз - от быстроты поворота танка иногда зависит его «жизнь».

Так как заряжающих на самоходке два, то первый может изучить Отчаянного, а второй - Бесконтактную боеукладку. Наводчик для улучшения эффективности на поле боя может изучить Снайпера.

Третьим навыком изучается Боевое братство у всего экипажа, совместно с вентиляцией это даст хорошую прибавку мастерству экипажа.

Четвёртыми и пятыми перками соответственно командир может изучить Радиоперехват и Орлиный глаз, заряжающие могут взять Интуицию и Пожаротушение, наводчик - Злопамятного и Мастер оружейник, механик-водитель может изучить Плавный ход, чтобы не терять лишнее время при сведении на танке врага после остановки и Король бездорожья.

Оборудование

Те, кому не хватает сведения могут установить Усиленные приводы наводки вместо Просветленной оптики, но лично мне нравится играть за счет лучшего обзора и иметь право первого выстрела, чтобы успеть откатиться.

Снаряжение

Итог

Объект 268 вооружен орудием с великолепной пробивной мощью и большим уроном. Однако из-за особенностей конструкции угол горизонтальной наводки очень мал и для того, чтобы выцелить движущуюся цель, корпус приходится доворачивать.

Машина обладает хорошей подвижностью, что позволяет оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию, а благодаря низкому силуэту можно незаметно перемещаться от укрытия к укрытию и подсвечивать ничего не подозревающих вражин.

В начале боя важно занять удобную позицию за каким-нибудь укрытием с возможностью вести огонь по нескольким направлениям. Объект 268 славится своей скорострельностью поэтому грех не реализовать это преимущество.

Если коротко, то геймплей Объекта 268 покоится на двух китах: игра от маскировки и отработка по засвету.

Историческая справка

Проектирование Объекта 268 велось в рамках разработок тяжёлых противотанковых самоходных орудий. Первый опытный образец Объекта 268 был изготовлен в 1956 году на базе тяжёлого танка Т-10.

К тому моменту как Объект 268 прошёл испытания, были созданы и поставлены в серийное производство английские основные боевые танки «Чифтен» и американские М60.

Для эффективной борьбы с ними огневой мощи Объекта 268 было недостаточно, поэтому машина на вооружение принята не была, а все работы по ней были остановлены.

Гайд от XOM9IKOBA9I_PEDISKA по Объекту 268

Всем доброго времени суток! В данном обзоре мы рассмотрим советскую противотанковую САУ десятого уровня Объкт 268.

Характеристики объекта 268:

1. Двигатель: В-16ФН с мощьностью 800 л.с и вероятностью возгорания 12%

2. Удельная мощность: 15.69 л.с./т

3. Максимальная скорость: 48/18 км/ч

4. Поворотливость: 30 °/с

Бронирование:

Корпус: (лоб/борт/корма) - 187/100/50 мм

Вооружение:

1. Орудие: 152 мм М64

2. Боекомплект: 35 шт.

3. Урон: 850/850/1100 HP

4. Бронепробиваемость: 303/450/90 мм

5. Скорострельность: 3.53 мин-1

6. Скорость ГН: 26 °/с

7. Скорость ВН: 23.625 °/с

8. Углы ГН: -6…+6°

9. Углы ВН: -5…+15°

Обзор:

Обзор: 400 м

Дальность связи:

Дальность связи: 730 м

Экипаж:

  • Командир (Радист)
  • Наводчик
  • Механик-водитель
  • Заряжающий
  • Заряжающий

Затраты:

1. Стоимость покупки: 6100000 серебра.

2. Стоимость полного ремонта - от 21 000 серебра.

3. Стоимость ББ снаряда - 1650 серебра.

Оборудование:

1. Досылатель. 268 славится своим ДПМ, поэтому увеличивая скорострельность, мы делаем 268 танком поддержки и нападения.

2. Вентелятор. Так же как и досылатель, вентелятор подчёркивает достоинства 268, а именно в подвижности, скорострельности и скорости сводки.

3. Третьим модулем очень популярно ставить просветлённую оптику, так как маска сеть и стерео трубы практически не работают из-за малых УГН.

Снаряжение:

1. Рем. комплект

2. Аптечка

3. Автоматический огнетушитель. И менно автоматический, так как вероятность возгорания у 268 и так не велика, так она ещё и понижается, следовательно гореть будете меньше и сэкономите больше.

Прокачка экипажа:

  • Командир: Боевое братство, лампа шестого чувства, маскировка, ремонт.
  • Наводчик: Боевое братство, снайпер, маскировка, ремонт.
  • Механик водитель: Боевое братство, король бездорожья, маскировка, ремонт.
  • Заряжающий: Бовое братство, маскировка, ремонт, Отчаянный.

Плюсы:

  • Одним из главных плюсов 268 является его подвижность (мобильность). При своей скорости в почти 50 км/ч 268 может быстро занимать ключевые точки на карте, и вступает в сражение на равне с СТ поддерживая их.
  • С манёвренностью 268 не нужно бояться вражеских СТ (если они не сбивают гусеницы), так как закружить на открытой местности может только ЛТ.
  • При грамотном использовании брони, можно получать рикошеты от рубки, которая при доворете на 70 градусов и нормализации снаряда на 8 градусов будет составлять бронирование в почти 398 мм. Так же если стоять в клинче с 268 угол НЛД увеличивается и есть высокая вероятность рикошета.
  • Так же у 268 низкий силуэт, что позволяет его легко спрятать среди растительности.
  • Достоинством служит ДПМ 268, так как перезаряд довольно быстрый и нет проблем с барабанной перезарядкой как у Франц. ПТ 10 лвл, поэтому на поле боя 268 может выдовать стабильный высокий дамаг когда это необходимо .

Минусы:

  • Углы наводки 268 оставляют желать лучшего. Если вы ведёте огресивный бой и нападаете из-за холма, то первым дамаг получает 268 . Так же из-за малых УГН сбивается прицел и 268 много времени тратит только на сводку.
  • Хоть точность у 268 и высокая, она теряет свою значимость из-за долгого полёта снаряда. На больших расстояниях необходимо брать большое упреждение, и за время полёта снаряда, враг может изменить своё направление, что слижает колличество попаданий у 268.
  • У 268 самая худшая броня из своих однокласников, поэтому попадание артилерии или снаряда Брит. ПТ 10 лвл, грозит потерей всех ХП разом.

Основные принципы тактики ведения боя:

Танк объкт 268 довольно подвижный и ДПМный, что делает его удобным для агрессивных действий на поле боя, таких как поддержка в начале боя СТ (сбоку или с тыла) или же прикрытие ТТ. К тому же низкий силуэт позволяет занимать близкие позиции от союзных танков ТТ и СТ. Из этого вытекает. что на 268 не стоит стоять в бизь лежащих кустах от базы, а необходимо своевременно занимать позиции. Но стоит помнить, что у 268 слабое бронирование, и нельзя ехать вперемешку с СТ как например Франц. ПТ 10 лвл.

Необходимо следить за мини картой, так как подвижность 268 даёт лугкую смену фланга, поэтому держать деф на 268 не рекомендуется. Если произошло столкновение с врагом лоб в лоб, то необходимо стоять под прямым углом к врагу и в нужный момент (окончание перезарядки вражеского танка) доворачивать корпус в ту сторону, куда направлено дуло соперника, тем самым мы увеличиваем броню рубки + уменьшаем вероятность попадания в оптику на крыше. Если вам попался вражеский СТ, то необходимо отьехать от стен здания или камней, чтобы противник не смог "подпереть" танк с боку. После того как 268 ни чего не мешает можно начать вести огонь по головокружительному СТ.

Не стоит выцеливать ЛТ, так как из-за долгого полёта снаряда высока вероятность промаха + есть шанс быть обнаруженым.

Спасибо за внимание!

В годы Второй мировой войны тяжёлые самоходные установки играли важную роль на полях сражений. Неудивительно, что после её окончания разработка тяжёлых САУ, одной из основных задач которых являлась борьба с вражеской бронетанковой техникой, продолжилась конструкторами разных стран. Тем удивительнее факт, что до стадии изготовления в металле дошли лишь единичные проекты, а в серию не пошла ни одна из этих грозных машин. И Советский Союз, в котором была создана тяжёлая САУ Объект 268 , не стал в этом плане исключением.

Предельный вес

Как и в случае с тяжёлыми танками, предполагалось, что перспективные советские тяжёлые САУ будут очень хорошо защищёнными машинами, обладающими длинными орудиями калибра 152 мм. Первые требования на подобные установки датированы ещё 1945 годом, хотя реальные работы начались годом позже. Проектировались они на базе танков Объект 260 (ИС-7) и Объект 701 (ИС-4).

Для самоходной установки на базе ИС-4, имевшей обозначение Объект 715, предполагалось использовать 152-мм пушку М31 разработки завода №172, одинаковую по баллистике со 152-мм пушкой большой мощности БР-2. Это же орудие планировалось использовать и для проекта самоходной установки Кировского завода в Ленинграде. Как именно она называлась - до конца не ясно. Одни источники указывают индекс Объект 261, другие называют её Объект 263.

Позже КБ завода №172 разработало ещё более мощное орудие, получившее обозначение М48. В целом, оно повторяло по конструкции М31 и имело похожий дульный тормоз, но начальная скорость его снаряда была доведена до 1000 м/с. Для такого мощного орудия разрушение любого вражеского танка или ДОТа не являлось большой проблемой. Ту же пушку предполагалось разместить и в полуоткрытой самоходной установке Объект 262.

Главным препятствием на пути всех этих планов оказалось затягивание работ по ИС-7 и проблемы с освоением серийного производства ИС-4. Последняя активность по обеим самоходным установкам датирована 1947 годом, после чего работы заморозили «до лучших времён». Которые так и не наступили.

18 февраля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. Закономерно, что вслед за ИС-4 и ИС-7 приказали долго жить и разработки самоходных установок на их базе.

Согласно тому же постановлению, СКБ-2 ЧКЗ и филиалу опытного завода №100 (г. Челябинск) было дано задание на разработку тяжёлого танка боевой массой не более 50 тонн. Работы, получившие чертёжный шифр 730, привели к созданию тяжёлого танка ИС-5 . Эскизный проект нового тяжёлого танка был представлен в апреле 1949 года, а уже 14 сентября на ЧКЗ закончили сборку первого опытного образца.

Вполне логично было на той же базе разрабатывать и самоходную установку, но с этим конструкторы не торопились. Еще живо было воспоминание о том, чем закончились работы по самоходам на базе ИС-7 и ИС-4. Отмашку дали только в тот момент, когда стало ясно, что 730-й объект получился вполне удачным, и принятие его на вооружение не за горами.

САУ Объект 116 (СУ-152П) на испытаниях. Установленная на нём 152-мм пушка М53 использовалась ОКТБ Кировского завода как база для орудия новой САУ

В литературе, посвящённой Т-10 и машинам на его базе, начало работ по штурмовой самоходной установке обычно датируют 2 июля 1952 года. На самом деле хронология событий несколько иная. Дело в том, что самоходную установку обычно делают под вполне определённую артиллерийскую систему. А той пушки, что в итоге «прописалась» на машине, известной как Объект 268, не было даже в проекте ещё 1,5 года после начала работ. Но работы над этим орудием начались гораздо раньше.

С этой точки зрения история новой тяжёлой САУ началась ещё в 1946 году, когда параллельно с М31 и М48 КБ завода №172 начало разработку 152-мм пушки М53. Это орудие с начальной скоростью снаряда 760 м/с разрабатывалось для самоходной установки Объект 116, известной как СУ-152П. И орудие, и саму установку построили в 1948 году. Испытания показали недостаточную кучность системы, и проект закрыли. Ныне СУ-152П можно увидеть в экспозиции парка «Патриот». Так вот, именно эта артиллерийская система в несколько изменённом виде и предполагалась в качестве вооружения перспективной самоходной установки.


Эскизный проект модифицированной для установки в тяжёлую САУ 152-мм пушки М53, 1952 год

Работы по новой машине, исходно не имевшей никаких обозначений, первоначально возглавил П. П. Исаков. Разработкой завода занимался коллектив Особого конструкторско-технологического бюро (ОКТБ) Ленинградского Кировского завода. Машину проектировали сразу в трёх вариантах, два из которых заметно отличались от того Объекта 268, который сейчас довольно широко известен. О том, что проектирование началось ещё до июля 1952 года, красноречиво говорят даты, стоящие в эскизных проектах 2-го и 3-го вариантов – 25 апреля 1952 года. Уже к тому моменту были известны основные параметры машины. Одним из главных требований к САУ являлось ограничение по весу: её боевая масса не должна была превышать 50 тонн.


САУ на базе Объекта 730, вариант №2. К слову, первый тяжёлый самоход с кормовым размещением боевого отделения прорабатывался Н. Ф. Шашмуриным ещё в 1944 году

Вариант №2 проектируемой тяжёлой САУ предусматривал кормовое размещение боевого отделения. За счёт этого длину корпуса удалось сократить до 6675 мм. Всю носовую часть машины занимало моторно-трансмиссионное отделение, так что механику-водителю там места не нашлось. Его посадили в боевое отделение, где он размещался справа по ходу движения. При такой компоновке обзор у механика-водителя оказался неважным.

Подобные неудобства компенсировались сравнительно небольшим вылетом орудия за габариты машины – 2300 мм. Толщина лба рубки составляла от 150 до 180 мм, борта 90 мм. Верхний лобовой лист корпуса имел толщину всего 75 мм, но при этом угол его наклона составлял 75 градусов. Одним словом, машина имела вполне достойную защиту. Экипаж машины состоял из четырёх человек. Для облегчения работы заряжающего снаряды находились в специальном барабане позади орудия.


Проект №3, предусматривавший установку орудия во вращающейся башне, апрель 1952 года

Не менее оригинально выглядел и третий вариант самоходной установки. По большому счёту, это была даже не самоходная установка, а танк, у которого из-за более мощного и тяжёлого орудия пришлось уменьшить толщину брони.

Впрочем, разница между Объектом 730 и проектируемой СУ-152 (так эта машина обозначена в документации) достаточно существенна. Башню для САУ конструкторы разработали с нуля, причём для нормальной установки в ней 152-мм орудия диаметр погона пришлось увеличить с 2100 до 2300 мм. Максимальная толщина брони башни достигала 200 мм. В башне располагался и боекомплект, размер которого остался тем же – 30 выстрелов. Основную боеукладку предполагалось разместить в кормовой нише, что немного облегчало работу заряжающего.

Из-за новой башни пришлось менять и корпус, длина которого, по сравнению с 730-м, выросла на 150 мм. Толщина верхних бортовых листов снижалась до 90 мм, а нижних – до 50 мм, делалось это для сохранения боевой массы в пределах 50 тонн. С той же целью была снижена и толщина верхнего лобового листа и листов кормы, до 60 и 40 мм соответственно. Спаренного пулемёта на самоходе не предусматривалась, но наверху должна была устанавливаться зенитная установка крупнокалиберного пулемёта КПВ.

Таким образом, к лету 1952 года проектирование самоходной установки на базе «Объекта 730» не началось, а уже приобрело вполне оформившиеся очертания. Распоряжение Совета министров СССР от 2 июля 1952 года скорее «узаконило» работы по машине, а также внесло ряд поправок в уже шедшие проектные работы. Примерно в это же время самоходная установка получила чертёжный индекс 268, а сама тема стала именоваться Объектом 268.

В литературе указывается, что всего по теме Объекта 268 было разработано 5 вариантов машины. Это одновременно и так, и не так. Дело в том, что два варианта, упомянутые выше, разрабатывались ещё до получения финальных тактико-технических требований. И они даже не носили шифра 268.

Поэтому фактически речь идёт о трёх вариантах машины, два из которых представляли собой эволюцию разработанных ранее эскизных проектов. Оба эти варианта в переработанном виде были готовы в декабре 1952 года. При этом артиллерийская система, которую предполагалось устанавливать в эти машины, всё ещё продолжала проектироваться.

Согласно предварительным расчётам, начальная скорость её снаряда должна была составить 740 м/с. За основу бралась самоходная пушка М53, которая переделывалась с использованием отдельных узлов 122-мм танковой пушки М62-Т. Согласно расчётам, общая масса такой системы, не имевшей официального обозначения, составляла 5100 кг.


Вариант №4 отличался усиленной бронезащитой и более просторным боевым отделением, где находилось уже 5 членов экипажа

Переработанный проект второго варианта самоходной установки, получивший порядковый номер 4, ОКТБ Кировского завода подготовил к 18 декабря 1952 года. На сей раз машина уже имела шифр 268, а в качестве её главного конструктора фигурировал Ж. Я. Котин. Внешне 4-й вариант был сильно похож на 2-й, но на самом деле различия оказались существенными.

Для начала, длину корпуса увеличили до 6900 мм, то есть почти до длины Объекта 730. Одновременно длина выноса ствола орудия за габариты корпуса уменьшилась на 150 мм. От скошенного кормового листа рубки конструкторы отказались, что положительно сказалось на внутреннем объёме боевого отделения. Такие изменения были крайне необходимы, поскольку, согласно новому техническому заданию, экипаж машины был увеличен до 5 человек.

Новым членом экипажа стал второй заряжающий, располагавшийся позади командира. Сам командир получил новую командирскую башенку с дальномером, а впереди него появилась пулемётная установка с «кривым» стволом. Немного переделали и место механика-водителя, которое получило новые смотровые приборы. Система с «барабаном» осталась на месте, при этом авторы эскизного проекта подчёркивали, что за счёт большого внутреннего объёма возможна установка и более мощного вооружения. Параллельно с увеличением объёма боевого отделения повысилась бронезащита. Толщину нижнего лобового листа корпуса подняли до 160 мм. Толщина лба рубки осталась 180 мм, но при этом скосы толщиной 160 мм выполнялись под большим углом. При всём этом масса машины осталась в пределах 50 тонн.

10 декабря 1952 года был закончен переработанный вариант 3-го варианта САУ, получивший 5-й порядковый номер. Длину его корпуса сократили до уровня 730-го объекта (6925 мм), при этом были переделаны верхние бортовые листы, ставшие гнутыми. Немного изменился и лоб корпуса, но толщина этих деталей осталась неизменной. Сохранение длины корпуса в пределах базового танка было обусловлено установкой двигателя В-12–6, который, к слову, в итоге появился и на тяжёлом танке Т-10М. На него же позже «перекочевал» и увеличенный башенный погон.

Переделкам подверглась и башня, рассчитанная на 4 человек. Командир здесь также получил новую командирскую башенку, а вот кривоствольный пулемёт инженеры ОКТБ Кировского завода отдали заряжающему. К слову, оба переработанных проекта унаследовали и установку зенитного пулемёта КПВ.


Вариант №5 отличался от предшествующего варианта №3 рядом переделок и увеличением экипажа до 5 человек

Оба этих варианта, впрочем, дальше эскизных проработок не пошли. В январе 1953 года проекты были представлены на суд научно-технического комитета Главного бронетанкового управления (ГБТУ) и Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения (МТиТМ). Изучив их, члены НТК пришли к выводу, что эти проекты предусматривают необходимость серьёзной переделки корпуса Объекта 730 и потому не подходят.

Комиссия утвердила к дальнейшей работе совсем другой, куда более «спокойный» проект, требовавший минимальных переделок базового шасси. Из числа серьёзных изменений в нём требовалась лишь установка чуть более компактного двигателя В-12–6, который, кстати, предусматривался и в варианте №5.

Переработанная версия проекта была представлена в июне 1953 года. Также комиссии была представлена деревянная модель в масштабе 1:10. А 25 августа по теме Объекта 268 было дано заключение за подписью генерал-полковника А. И. Радзиевского.

В ряде источников указывается, что на этом этапе конструкторские работы застопорились, но это не так. Безусловно, на работы по самоходу несколько повлияло принятие 28 ноября 1953 года на вооружение Объекта 730, ставшего впоследствии танком Т-10. Тем не менее, работы по машине продолжились. Ведущим инженером Объекта 268 стал Н. М. Чистяков, до того трудившийся в Нижнем Тагиле на должности начальника сектора нового проектирования. Там при нём начиналась работа по среднему танку Объект 140, но по ряду причин конструктор покинул Нижний Тагил и перебрался в Ленинград. Общее руководство легло на Н. В. Курина, ветерана Кировского завода и автора ряда самоходных установок.


Эскизный проект финальной версии Объекта 268, июнь 1954 года

Была, впрочем, ещё одна причина, тормозившая работу по Объекту 268, которую некоторые исследователи не учитывают. Дело в том, что орудие, которое предполагалось ставить на самоходную установку, всё ещё находилось на стадии проектирования. Между тем, коллектив завода №172 не сидел сложа руки. Вслед за 122-мм пушкой М62, предлагавшейся для установки в перспективные танки Объект 752 и Объект 777, пермские оружейники в начале 1954 года наконец добрались и до калибра 152 мм.

С момента проектирования М53, модифицированную версию которой предполагалось ставить на Объект 268, прошло 7 лет, а развитие артиллерии в эти годы не стояло на месте. В результате на свет появился проект 152-мм орудия, получившего обозначение М64. Начальная скорость его снаряда была почти такой же, как и у М53 (750 м/с), но длина ствола заметно уменьшилась. С учётом того, что боевое отделение Объекта 268 находилось примерно там же, где и боевое отделение Т-10, это было очень важно. Для сравнения, модифицированная М53 имела общую длину по горизонтали от оси вращения башни до кончика дульного тормоза 5845 мм, а М64 - 4203 мм. С новым орудием вылет ствола составил всего 2185 мм.


Такой машину изготовили в металле. Весна-лето 1957 года

Официально технический проект М64 был рассмотрен Главным артиллерийским управлением (ГАУ) в августе 1954 года. На деле же информацию по новому орудию коллектив ОКТБ Кировского завода получил раньше. Уже упоминавшийся тезис о том, что проектные работы по Объекту 268 к осени 1953 года застопорились, звучит немного странно на фоне того, что чертёжная документация по машине датирована 20-ми числами июня 1954 года.

На чертежах (всего проектная документация содержала 37 листов) изображена машина, которая максимально похожа на тот Объект 268, который впоследствии был построен в металле. Концептуально машина здорово напоминала немецкую самоходную установку Jagdtiger, максимально унифицированную с тяжёлым танком Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B.

Принципиальная разница между двумя машинами была в том, что советским инженерам удалось не только вписаться в габариты корпуса Т-10, но и сохранить такую же боевую массу. А по высоте Объект 268 оказался даже чуть ниже Т-10. От предыдущих проектов машина унаследовала командирскую башенку с дальномером. Как и в случае с предшественниками, толщину корпуса с бортов и кормы пришлось снижать, а вот толщина бортов рубки выросла до 100 мм. Вполне внушительной оказалась и защиты рубки со лба – 187 мм. За счёт того что рубка была расширена до общей ширины корпуса, она оказалась вполне просторной.

Между прошлым и будущим

Финальная смета по Объекту 268 была закончена в марте 1955 года. Тогда же были утверждены и сроки изготовления опытных образцов. Согласно планам, первый образец Объекта 268 ожидалось получить в I квартале 1956 года, ещё два экземпляра должны были быть изготовлены в IV квартале. Увы, как раз в этот период начались работы над тяжёлыми танками нового поколения, Чистяков возглавил работы над тяжёлым танком Объект 278, и это прямым образом отразилось на сроках готовности САУ.

Что же касается завода №172, то создание опытного образца 152-мм орудия М64 он закончил в декабре 1955 года. А в феврале 1956 года, после программы заводских испытаний, орудие с серийным номером 4 отправилось в Ленинград, на Кировский завод.


Спереди машина выглядела очень внушительно. Удивительно, но по высоте она оказалась ниже ИСУ-152

Затягивание работ привело к тому, что первый опытный образец Объекта 268 был закончен только к осени 1956 года. В целом машина соответствовала проектной документации, хотя некоторые изменения всё же имели место. К примеру, от выпуклой крыши рубки было решено отказаться. Вместо неё самоходная установка получила крышу более простой в изготовлении конструкции. Не оказалось у машины пулемёта с «кривым» стволом, на его месте у опытной машины была заглушка. Более простой стала и форма кормового листа рубки, который решили не делать гнутым. Эта деталь была выполнена съёмной, поскольку через неё производился монтаж и демонтаж орудия.

Экипаж машины остался тем же и насчитывал 5 человек. Благодаря удачной компоновке внутри машины было совсем не тесно, работать в ней мог даже очень высокий человек. И это при том, что боекомплект крупнокалиберного орудия составил 35 выстрелов. Удобство работы экипажа было обусловлено в том числе и конструктивными особенностями орудия. Во-первых, М64 имела эжектор, благодаря чему удалось свести к минимуму попадание в боевое отделение пороховых газов. Во-вторых, орудие получило механизм заряжания, что заметно облегчило работу заряжающих.


Объект 268, вид с правого борта

Заводские испытания опытного образца Объекта 268 начались осенью 1956 года, а закончились весной 1957 года. В целом машина продемонстрировала характеристики, близкие к расчётным. По ходовым качествам Объект 268 почти совпал с Т-10, в том числе и по максимальной скорости.

Вскоре после испытаний самоходная установка отправилась на НИИБТ Полигон в Кубинку. Испытания стрельбой показали, что завод №172 не напрасно затянул разработку орудия. М64 по кучности огня явно превосходила МЛ-20С, которая устанавливалась на ИСУ-152. Новое орудие оказалось лучшим и по начальной скорости снаряда, и по дальности стрельбы, и по скорострельности.

Увы, но всё это уже не играло никакой роли. От постройки ещё двух опытных образцов Объекта 268 было решено отказаться, а первый прототип машины отправился в музей при НИИБТ Полигоне. Ныне это экземпляр находится в экспозиции парка «Патриот». Недавно силами музейных сотрудников удалось привести САУ в ходовое состояние.

Появись Объект 268 пятью годами раньше, шансы пойти в серию у него были бы очень высокими. Машина получилась удачной, вполне удобной для работы экипажа и хорошо защищённой. Но к 1957 году произошёл целый ряд событий, которые в совокупности сделали запуск в серию подобных САУ бессмысленным.

Для начала, с 1955 года началась разработка тяжёлых танков нового поколения (Объекты 277, 278, 279 и 770), имевших значительно более высокий уровень броневой защиты. Против них даже пушки М64 было уже недостаточно. В ГБТУ прекрасно отдавали себе отчёт, что конструкторы бронетанковой техники за рубежом тоже не сидят на месте. Получалось, что перспективная самоходная установка вооружена артиллерийской системой, которая уже устарела.

Кроме того, как раз в середине 50-х годов началась программа по модернизации ИСУ-152, которая значительно продлевала срок эксплуатации этих машин. В отличие от Объекта 268, который только предстояло запустить в производство, эти самоходки были уже здесь и сейчас. Да, МЛ-20 по всем параметрам уступала М64, но не столь существенно.

Наконец, производство Т-10 шло крайне медленными темпами. Загружать Кировский завод и ЧТЗ ещё и самоходными установками означало дополнительно сузить и без того не широкий ручеек Т-10, поступавших в войска. К тому же заводу №172 для производства новой САУ требовалось осваивать новую пушку.

Была и ещё одна причина, во многом совпадающая с тем, почему англичане примерно в это же время поставили крест на своих тяжёлых самоходных установках FV215 и FV4005 . Дело в том, что в 1956 году начались работы по проектам противотанковых управляемых ракетных комплексов. 8 мая 1957 года Совет министров СССР санкционировал работы по разработке танков и самоходных установок, вооружённых управляемыми ракетами.

Многие тут же вспомнят «плохого Хрущева», но давайте посмотрим правде в глаза. Пусковая установка для противотанковой ракеты гораздо компактнее, чем пушка. Запуск ракеты куда проще, а главное, ею можно управлять в полёте. В результате при схожей мощности заряда ракета оказывается на порядок эффективнее. Неудивительно, что Объект 268 стал последней советской тяжёлой штурмовой САУ с пушечным вооружением.


Эскизный проект ракетного истребителя танков Объект 282Т, 1958 год

На этом работы над самоходными установками на базе Т-10 работы не прекратились. Во всё том же 1957 году ОКТБ Кировского завода начало разработку машины, получившей обозначение Объект 282. Часто его называют танком, но фактически это был тяжёлый истребитель танков. Создавался он с расчётом на вооружение 170-мм противотанковыми ракетами «Саламандра», но из-за того что коллектив НИИ-48 так и не смог довести их до ума, вооружение поменяли. В финальной конфигурации машина, получившая индекс Объект 282Т, должна была оснащаться либо 152-мм противотанковыми ракетами ТРС-152 (боезапас 22 ракеты), либо 132-мм ракетами ТРС-132 (боезапас 30 ракет).


Объект 282Т на испытаниях, 1959 год

Вышедшая на испытания в 1959 году машина разительно отличалась от предшествующих самоходных установок. Несмотря на такой внушительный боезапас и экипаж в 2–3 человека, танк стал несколько короче Т-10. А главное, его высота составила всего 2100 мм. Лобовая часть танка была переделана. Кроме того, конструкторы перенесли вперёд и топливные баки, отделив от них экипаж 30-мм перегородкой. Машина получила форсированный двигатель В-12–7 мощностью 1000 л.с. Её максимальная скорость выросла до 55 км/ч.

Одним словом, получилась неординарная машина, которую в конце концов погубило вооружение. Испытания показали, что установленная на Объекте 282Т система управления «Тополь» работает недостаточно надёжно, что и привело к сворачиванию проекта.


Таким должен был стать переработанный проект, носивший обозначение Объект 282К. До изготовления его в металле дело не дошло

В том же 1959 году ОКТБ Кировского завода разработало проект усовершенствованной машины, получившей обозначение Объект 282К. Её боевая масса возрастала до 46,5 тонн, а общая высота снижалась до 1900 мм. По задумке, машина оснащалась двумя пусковыми установками ТРС-132 (по 20 ракет для каждой), размещавшимися в бортах. В кормовой части находилась 152-мм пусковая установка ПУРС-2 с боезапасом 9 ракет. Система управлением огнём полностью заимствовалась у Объекта 282Т. В виду неудачи с испытаниями Объекта 282Т работы по Объекту 282 не вышли из проектной фазы.

На этом история проектирования самоходных установок на базе Т-10 завершилась.

Источники и литература:

  • Архив Сергея Нетребенко
  • Фотоархив Евгения Иванова
  • Отечественные Бронированные Машины ХХ век Том 3: 1946–1965, А. Г. Солянкин, И. Г. Желтов, К. Н. Кудряшов, Цейхгауз, 2010 г.
  • Фотоальбом “История КБМ”, 1967 год
  • Архив автора

9-03-2017, 16:43

Доброго времени суток, танкисты, и добро пожаловать на сайт! Сегодня мы коснемся темы устрашающей огневой мощи советской противотанковой техники, речь пойдет о ПТ-САУ десятого уровня СССР – это Объект 268 гайд .

Данный аппарат сконструирован на базе знакомого всем советского тяжелого танк , что уже говорит о многом, например, о наличии брони и неплохой подвижности. Однако давайте буде рассматривать ТТХ Объект 268 World of Tanks постепенно, не забегая вперед, дабы каждый мог узнать об этой машине как можно больше и понять, на что она способна.

ТТХ Объект 268

В первую очередь каждый владелец этой самоходки должен понимать, что в его руках средний по меркам ПТ-10 запас прочности, а также откровенно низкая базовая дальность обзора в 370 метров.

Если смотреть на то, какие у Объект 268 характеристики бронирования, все очень относительно. Вспоминая о том, что корпус у нас от тяжелого танка Т-10, все равно надеется на него нельзя, ведь даже при наличии щучьего носа приведенка тут редко превышает 250 миллиметров, то есть в большинстве случаев топовая техника пробьет нас сюда довольно легко, хотя, рикошеты возможны.

Лобовая часть рубки славится большей защищенностью, благодаря хорошим наклонам пробить ПТ-САУ Объект 268 сюда иногда бывает очень сложно. Чем ближе к орудию, тем угол наклона брони тут лучше и в самых толстых местах показатели могут даже превышать 600 миллиметров. Но контраст необычайно велик, так как тут встречаются участки толщиной около 190 миллиметров, что в очередной раз говорит об огромном влиянии случая, может пробьют, а может нет.

Бортовая проекция у Объект 268 WoT способна удивлять своего владельца. Во-первых, 100-миллиметровые борта рубки при разумном довороте корпуса достигают приведенки свыше 300 миллиметров. Во-вторых, у корпуса есть фальшборт и гусеницы, все это может съедать вражеские снаряды, да и основная броня за экранами не слабая.

Если же говорить о действительно уязвимых местах, в первую очередь танк Объект 268 легко пробивается в дальномер на крыше, а также старайтесь прятать корпус. В целом броня у нашей самоходки есть, но полагаться на нее полностью не советую. Лучше надеется на незаметность, так как маскировка у этого аппарата очень хорошая.

Что же касается подвижности, о которой мы вскользь упомянули в самом начале, она есть, но многого ожидать не стоит. World of Tanks Объект 268 имеет хорошую максимальную скорость, динамика у нас тоже неплохая, но резвым аппарат не назовешь, как и сильно маневренным.

Орудие

По всему видно, что в плане общих тактико-технических характеристик эта самоходка выступает строгим середнячком, который способен удивлять, но делает это через раз. Однако вся сила ПТ-САУ Объект 268 заключается именно в вооружении, ведь пушка у нас на борту установлена очень грозная, хоть и не лишенная минусов.

Для начала хотелось бы отметить тот факт, что у Объект 268 орудие имеет далеко не самый страшный, но все равно очень мощный альфастрайк. При этом скорострельность у нас тоже весьма достойная, то есть можно наносить порядка 2700 чистого уровня в минуту.

Настоящим ужасом для любого встреченного на поле боя врага становится наше пробитие. Обычным бронебойным снарядом советский танк Объект 268 пробивает 303 миллиметра брони, с такими показателями можно «шить» тяжей в лоб. А на те случаи, когда противник стоит слишком удачно, у нас есть кумулятивы с просто заоблачным пробитием, возите их с собой хотя бы немного, пригодятся.

С точки зрения точности и стрельбы на дальних дистанциях, танк Объект 268 World of Tanks снова преуспел, так как разброс у нас очень компактный. Но сводится пушка долго и стабилизация у нее плохая, это первый минус.

Второй и еще более напрягающий нюанс заключается в том, что вниз ствол гнется всего на 5 градусов, что сильно усложняет выбор позиции, но суммарные УГН в 12 градусов при длительном сведении приносят максимум неудобств. Играя на Объект 268 WoT , приходится часто вилять корпусом чтобы выстрелить, при этом тратиться много времени на то, чтобы заново свестись и это часто раздражает.

Преимущества и недостатки

Так как мы уже рассмотрели общие характеристики машины и параметры ее вооружения, пришло время подвести первые итоги, выделив главные сильные и слабые стороны ПТ-САУ Объект 268 . Для наглядности разобьем все эти нюансы по пунктам, так вам будет легче ориентироваться.
Плюсы:
Хорошая броня лба рубки;
Довольно толстые экранированные борта;
Неплохая подвижность;
Отличная маскировка;
Мощный альфастрайк и достойный ДПМ;
Превосходное пробитие;
Хорошая конечная точность.
Минусы:
Слабые показатели обзора;
Посредственная броня лба корпуса;
Длительное сведение;
Проблемные углы горизонтальной наводки;
Плохой отрицательный угол склонения орудия.

Оборудование для Объект 268

Есть у данного агрегата недостатки, которые нуждаются в том, чтобы их нивелировать, а есть преимущества, усилив которые, эта самоходка станет на порядок опаснее. Итак, для достижения максимальной эффективности в бою на танк Объект 268 оборудование лучше устанавливать следующее:
1. – несмотря на уже имеющийся хороший урон в минуту, его всегда стоит увеличивать, ведь нет предела совершенству.
2. – если ускорить сведение, вам будет проще реализовывать ДПМ и к тому же посредственные углы горизонтальной наводки будут приносить меньше неудобств.
3. – наличие закрытой рубки дает нам возможность увеличить все исходные параметры танка на 5%, почему бы не воспользоваться этим.

Однако все же третьему пункту есть достойная замена, вы можете поставить . Дело в том, что обзор у World of Tanks Объект 268 действительно слабый, и чтобы меньше зависеть от союзников, а также получить право первого выстрела в сложных ситуациях, дальность обзора лучше иметь хорошую.

Обучение экипажа

Несмотря на то что зачастую вопрос выбора и распределения умений между членами экипажа довольно сложен, в данном случае этот аспект будет более чем стандартным. Разумеется, ошибок допускать по-прежнему нежелательно, так что для ПТ-САУ Объект 268 перки лучше качать в таком порядке:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Объект 268

Сделать ошибку в покупке расходников сложно, ведь это еще один стандарт, в котором мы ориентируемся по своим запасам серебра. Если нужно экономить, можете возить набор из , , . В остальных случаях не скупитесь, отдавайте предпочтение надежности, то есть на Объект 268 снаряжение покупайте в виде , , . Более того, горит эта самоходка редко, а значит можно возить .

Тактика игры на Объект 268

Довольно трудно обозначить единственно возможный вариант применения нашего Объекта 268 в случайных боях. Тактик для самоходки великое множество, от пассивного света при наличии стереотрубы, до активных наступательных действий в центре сражения. На начальных стадиях игры, например, можно без труда занять какую-либо ключевую точку для произведения разведки вражеских сил, и рассчитывая на наш отличный показатель маскировки, передать союзникам первичную информацию о действиях противника, после чего успешно сменить позицию на привычную для ПТ-САУ.

При засвете вражеской команды союзниками, советский танк Объект 268 может находиться на второй линии, нанося урон противникам и оставаясь незамеченным. При игре на городских и неудобных для дальнего боя картах, на Объект 268 тактика может подразумевать роль танка-поддержки. В таком случае выкатываемся из-за угла, наносим урон и сразу скрываемся обратно, все это желательно делать во время перезарядки орудий вражеских танков. Незаменимой в таких случаях оказывается поддержка союзных танков, так как в одиночку World of Tanks Объект 268 сильно уязвим, что объясняется слабой маневренностью и отсутствием башни.

В эндгейме (на поздних стадиях игры) Объект 268 танк WoT становится довольно серьезным препятствием для команды противника – отличная маскировка, а значит и право на первоочередной выстрел, не раз спасет вас от неминуемого поражения. В таких случаях не подведет и орудие самоходки, ведь к концу игры остается не так уж много противников с показателем прочности, превышающими показатели нашего разового урона, а потому для нас, фактически, все становятся «ваншотными».

Очень дельный совет при игре на Объекте 268 World of Tanks (да и почти на любом другом танке) – внимательно следить за мини-картой, вовремя не прочитанная на мини-карте информация станет для вас глубокой раной, неожиданно полученной со стороны кормы и уже неминуемо уничтожающей вас до самого последнего очка прочности.

Опасайтесь снарядов артиллерии – попадание в крышу самоходки в большинстве случаев приводит к нанесению максимального урона, что смертельно для ПТ-САУ Объект 268 . При выборе тактик на рассматриваемой машине внимательно изучайте состав союзной и вражеской команд, заранее планируйте свои действия в бою, это поможет реализовать весь потенциал WoT Объект 268 и принести победу команде.

Общее представление о том, как играть на Объекте 268 вы получили, а нам лишь остается пожелать вам удачи в боях, будьте осмотрительны, старайтесь использовать все преимущества своей машины и берегитесь артиллерии.

Высокая эффективность применения в годы Великой Отечественной войны самоходных 152-миллиметровых пушек сделала этот вид техники одним из самых перспективных. В глазах некоторых специалистов и военных САУ с орудиями большого калибра и вовсе стали универсальным чудо-оружием. Поэтому по окончании войны работы в этом направлении были продолжены. Среди прочих производственных и конструкторских организаций тематикой крупнокалиберных орудий для САУ занимались в конструкторском бюро Завода №172 (г. Пермь).

18 февраля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР № 701—270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. Закономерно, что вслед за ИС-4 и ИС-7 приказали долго жить и разработки самоходных установок на их базе.

В середине 1954 года конструкторы 172-го завода закончили инженерные работы по проекту пушки М-64. Это 152-миллиметровое орудие посылало в цель бронебойный снаряд со скоростью около 740 метров в секунду. При этом дальность прямого выстрела по цели высотой в два метра равнялась 900 м. Что касается максимальной дальности выстрела, то при оптимальном возвышении М-64 забрасывала снаряд на 13 километров. Проект такого орудия заинтересовал военных и в марте 55-го Завод №172 получил задание подготовить всю документацию по новой пушке, собрать опытный образец, а также собрать самоходку, вооруженную М-64.

Характеристики орудия:
Начальная скорость полета снаряда составляла 740 м\с.
Прицельная дальность - 900 метров.
Максимальная дальность полета снаряда - 13 км.
Стоит также отметить, что на М-62 устанавливался инжектор, благодаря чему удалось уменьшить загазованность боевого отделения танка после выстрела.

Объект 268 или «Зверобой» имел в боезапасе 35 снарядов. Орудие обладало двумя прицелами: для стрельбы прямой наводкой и для стрельбы с закрытых позиций, для чего был установлен ЗИС-3

В качестве дополнительного вооружения на танк устанавливался крупнокалиберный пулемет КПВ, способный поражать не только живую силу противника, но и легкобронированную технику. Боекомплект пулемета составлял 500 патронов. В перспективе экипаж самоходки из четырех человек мог также получить оружие для самозащиты, например, автоматы Калашникова и гранаты. Кроме того, рассматривался вопрос об установке на «Объект 268» спаренного с пушкой пулемета, однако особенности боевого применения этого класса бронетехники не позволили сделать это.

В качестве базы самоходки был выбран тяжелый советский танк Т-10 (ИС-8) с сохранением всех рабочих агрегатов. На объект 268 было решено поставить V-образный 700 сильный дизельный двигатель В-12-5. Трансмиссия обеспечивала 2 задних и 8 передних скоростей.

Вместо башни от танка Т-10 была установлена бронированная сварная рубка из трапециевидных листов. Лобовая броня рубки составляла - 187 мм, что было весьма «солидно» по тем временам. Борт и корма были намного тоньше лобовой брони, 100 и 50 мм соответственно.

Ходовые характеристики танка позволяли ему развивать скорость до 48 км\ч. «Зверобой» мог проехать 350 км без дозоправки.
Боевая машина с боевой массой в полсотни тонн и орудием калибра 152 миллиметра была готова в начале 1956 года и вскоре отправилась на полигон. Обновленное боевое отделение и новое вооружение почти не повлияли на ходовые качества шасси Т-10. Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, равнялась 48 километрам в час, а одной заправки дизельным топливом хватало на преодоление до 350 километров по шоссе. Нетрудно посчитать удельный расход топлива: самоходка имела пять баков. Три внутренних имели емкость по 185 литров (два задних) и 90 литров (один передний). Кроме того, на задней части крыльев конструкторы Завода №172 установили еще по баку на 150 литров каждый. Итого около 200-220 литров горючего на каждые сто километров пути. При передвижении по пересеченной местности скорость и запас хода, равно как и расход топлива, значительно менялись в худшую сторону.

Экипаж составлял уже тогда по классической схеме 4 человека: Командир, механик-водитель, заряжающий, наводчик.

Крупный калибр пушки М-64 заставил инженеров предусмотреть ряд конструкционных нюансов. Так, для снижения длины отката - весьма важного для самоходки параметра - пушку оборудовали двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, были применены развитые гидравлические противооткатные устройства. Для удобства экипажа пушка имела механизм досылания лоткового типа. Также М-64 стала одной из первых советских пушек, которые оснащались эжектором. Благодаря этому «наросту» на стволе орудия удалось значительно уменьшить загазованность боевого отделения после стрельбы.

В боевой укладке «Объекта 268» размещалось 35 выстрелов раздельного заряжания. С пушкой М-64 можно было использовать всю имеющуюся номенклатуру боеприпасов калибра 152 мм. Система крепления пушки позволяла производить наводку в пределах 6° от оси по горизонтали и от -5° до +15° в вертикальной плоскости. Для стрельбы прямой наводкой «Объект 268» имел прицел ТШ-2А. Поскольку конструкторы и военные изначально предполагали использование этой САУ и для стрельбы с закрытых позиций, в дополнение к ТШ-2А был смонтирован прицел ЗИС-3. Командир танка также имел в своем распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09, размещенный на поворотной командирской башне непосредственно перед люком.

Так почему же столь отличный экземпляр самоходного орудия не приняли на вооружение?

К моменту окончания затянувшихся испытаний «Объекта 268» американские танкостроители создали танк M60. Вскоре был готов и английский Chieftain. Эти бронемашины имели очень хорошее вооружение для своего времени и не менее солидную защиту. По оценкам советских военных и ученых, «Объект 268», встретившись в бою с новыми зарубежными танками, уже не являлся гарантированным победителем.

Более того, к моменту производства достаточного количества новых самоходок за рубежом могли появиться еще более совершенные танки, бороться с которыми «Объект 268» уже не смог бы. Поэтому в самом конце пятидесятых проект «268» был закрыт и все планы на серийное производство новых САУ были отменены. Единственный собранный экземпляр тогда же был отправлен в Танковый музей в Кубинке.
Также одной из причин составляло то, что «Зверобой» уступал по эффективности тяжелому танку Т-10.

Поэтому от серийного производства отказались, а также отказались от всех дальнейших разработок противотанковых САУ. На этом и закончилась эра стальных монстров без башни, которая так себя хорошо показало в ВОВ, но устарела к 50-ым годам окончательно.

Тактико-технические характеристики:
Бронирование корпуса:


  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/61°

  • Лоб корпуса (середина), мм/град. — 120/50°

  • Борт корпуса, мм/град. — 60/изогнут

  • Корма корпуса, мм/град. — 50/0°

  • Днище, мм — 16

Бронирование Рубки:

  • Лоб рубки, мм/град. — 187/27°

  • Борт рубки, мм/град. — 100/20°

  • Корма рубки, мм/град. — 50/15°

Размеры:

  • Длина корпуса, мм — 6950

  • Длина с пушкой вперёд, мм — 9350

  • Ширина корпуса, мм — 3388

  • Высота, мм — 2423

  • Клиренс, мм — 458

Двигатель, подвеска, ходовые качетсва танка.:

  • Двигатель — В-12-5

  • Мощность двигателя, л. с. — 700

  • Скорость по шоссе, км/ч — 48

  • Запас хода по шоссе, км — 350

  • Удельная мощность, л. с./т — 15

  • Тип подвески: торсионная, с гидравлическими амортизаторами в балансирах 1-й, 2-й и 7-й подвесок

  • Преодолеваемый подъём, град. — 32

Была и ещё одна причина, во многом совпадающая с тем, почему англичане примерно в это же время поставили крест на своих тяжёлых самоходных установках FV215 и FV4005. Дело в том, что в 1956 году начались работы по проектам противотанковых управляемых ракетных комплексов. 8 мая 1957 года Совет министров СССР санкционировал работы по разработке танков и самоходных установок, вооружённых управляемыми ракетами.

Многие тут же вспомнят «плохого Хрущева», но давайте посмотрим правде в глаза. Пусковая установка для противотанковой ракеты гораздо компактнее, чем пушка. Запуск ракеты куда проще, а главное, ею можно управлять в полёте. В результате при схожей мощности заряда ракета оказывается на порядок эффективнее. Неудивительно, что Объект 268 стал последней советской тяжёлой штурмовой САУ с пушечным вооружением.

На этом работы над самоходными установками на базе Т-10 работы не прекратились. Во всё том же 1957 году ОКТБ Кировского завода начало разработку машины, получившей обозначение Объект 282. Часто его называют танком, но фактически это был тяжёлый истребитель танков. Создавался он с расчётом на вооружение 170-мм противотанковыми ракетами «Саламандра», но из-за того что коллектив НИИ-48 так и не смог довести их до ума, вооружение поменяли. В финальной конфигурации машина, получившая индекс Объект 282Т, должна была оснащаться либо 152-мм противотанковыми ракетами ТРС-152 (боезапас 22 ракеты), либо 132-мм ракетами ТРС-132 (боезапас 30 ракет).

Вышедшая на испытания в 1959 году машина разительно отличалась от предшествующих самоходных установок. Несмотря на такой внушительный боезапас и экипаж в 2-3 человека, танк стал несколько короче Т-10. А главное, его высота составила всего 2100 мм. Лобовая часть танка была переделана. Кроме того, конструкторы перенесли вперёд и топливные баки, отделив от них экипаж 30-мм перегородкой. Машина получила форсированный двигатель В-12—7 мощностью 1000 л. с. Её максимальная скорость выросла до 55 км/ч.

Одним словом, получилась неординарная машина, которую в конце концов погубило вооружение. Испытания показали, что установленная на Объекте 282Т система управления «Тополь» работает недостаточно надёжно, что и привело к сворачиванию проекта.

В том же 1959 году ОКТБ Кировского завода разработало проект усовершенствованной машины, получившей обозначение Объект 282К. Её боевая масса возрастала до 46,5 тонн, а общая высота снижалась до 1900 мм. По задумке, машина оснащалась двумя пусковыми установками ТРС-132 (по 20 ракет для каждой), размещавшимися в бортах. В кормовой части находилась 152-мм пусковая установка ПУРС-2 с боезапасом 9 ракет. Система управлением огнём полностью заимствовалась у Объекта 282Т. В виду неудачи с испытаниями Объекта 282Т работы по Объекту 282 не вышли из проектной фазы.
На этом история проектирования самоходных установок на базе Т-10 завершилась.

Объект 268 есть в игре World of Tanks.

Источники: