Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Какое из стихотворений принадлежит перу С. А

Наступивший 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы. В этот период по всей России пройдет множество различных мероприятий. Одним из самых масштабных событий станет празднование 120-летнего юбилея известного и любимого русского поэта С.А. Есенина, которое будет отмечаться 3 октября (21 сентября) этого года. Подготовка к торжествам в культурных учреждениях столицы уже началась, а мы в свою очередь, предлагаем Вам вспомнить историю есенинской Москвы. Всего в столице около 300 адресов, где жил, выступал или бывал в гостях поэт. В нашей статье мы расскажем о некоторых из них, связанных с главными событиями жизни Есенина.

Лучше всего, что я видел в этом мире — это все-таки Москва…

С.А. Есенин

Первым и единственным официальным адресом Сергея Есенина в Москве стал дом №24 в Большом Строченовском переулке. Сюда в 1912 году юноша приехал к отцу, который почти три десятка лет служил приказчиком в мясной лавке купца Крылова. В начале XX столетия Крылов являлся хозяином четырех зданий. В двухэтажном деревянном доме, построенном по проекту архитектора М.Медведева в 1891 году, располагалось "Общежитие одиноких приказчиков во владении купца Н. В. Крылова". Здесь на первом этаже, в квартире № 6, состоящей из 3-х комнат, долгие годы жил отец будущего поэта. Поначалу Александр Никитич пристроил сына в лавку конторщиком, но такая карьера оказалась малопривлекательной для начинающего поэта, и, спустя короткое время Сергей бросил работу. Через некоторое время он покинул и отцовский дом, хотя вплоть до 1918 года дом №24 в Большом Строченовском переулке официально считался местом проживания Есенина.

В 1995 году, накануне 100-летия со дня рождения поэта, в доме, откуда началось знакомство Есенина с Москвой, открылся музей. Сегодня в представлены экспонаты, освещающие все периоды жизни Есенина, от ранней юности, до трагической смерти, но большая часть экспозиции посвящена московскому отрезку его жизни и творчества. Из всех поэтов Серебряного века Сергей Есенин теснее всего был связан с Москвой - здесь прошла почти треть его жизни, было напечатано первое стихотворение и создана большая часть произведений.

Для молодого талантливого Есенина поэзия и мясная лавка оказались несовместимы, и юноша начал искать работу, более соответствующую положению начинающего поэта. Короткое время он проработал в книжном магазине на , затем устроился в типографию "Товарищества И.Д. Сытина" на . Здесь он рассчитывал печатать свои стихотворения, и даже мизерное жалованье подчитчика корректора не испугало юношу. Сотрудники корректорской не сразу разглядели в нем дарование. Невысокий самолюбивый златокудрый паренек, которого в типографии окрестили "вербочным херувимом", нашел понимание только у Анны Изрядновой. Ей Есенин читал свои стихи, по выходным они вместе посещали занятия в университете Шанявского (университет располагался на , дом 6, с 1991 здание занимает РГГУ), слушали лекции о поэзии. В начале 1914 года молодые люди вступили в гражданский брак и сняли квартиру около . В декабре у молодой пары родился сын Юрий. Первенцу Есенин посвятил небольшое стихотворение (для печати не предназначавшееся). Сын по рождению уже считался москвичом, о чем с гордостью пишет рязанский парень, недавно начавший покорять Москву:

Будь Юрием, москвич.

Живи, в лесу аукай.

И ты увидишь сон свой наяву.

Давным-давно твой тезка Юрий Долгорукий

Тебе в подарок основал Москву.

В сентябре 1914 года Есенин занял место корректора в типографии Чернышева-Кобелькова в (дом №10). К тому времени он уже начал публиковаться. Знаменитое стихотворение "Береза", напечатанное в январе 1914 года в детском журнале "Мирок", стало первым произведением Есенина увидевшим свет. Затем его стихи начали появляться в других московских газетах и журналах, но этого казалось недостаточно. Незадолго до рождения сына Есенин решил бросить работу и посвятить себя лишь поэзии. Творчеству мешала не только работа: отношения в семье не складывались. Неудовлетворенный литературными возможностями в Москве, оставив жену и сына, в марте 1915 года молодой поэт решил переехать в Петроград. В Москву он возвратился три года спустя, но к Анне Изрядновой уже не вернулся. После разрыва супруги поддерживали дружеские отношения, Есенин иногда помогал и навещал Анну Романовну в ее квартире на .

В 1994 году в бывшей коммунальной квартире по адресу Сивцев Вражек, дом № 44, кв. 14, где проживала Изряднова с сыном Юрием, народный артист России С. П. Никоненко создал (Музей-квартиру А.Р. Изрядновой). В этой квартире первая гражданская жена Есенина прожила более 20 лет, здесь вырос и был арестован его сын (расстрелян в 1937 году), сюда в 1930-х годах приезжала его мать, и, наконец, сам поэт бывал здесь неоднократно. Перед роковым отъездом в Ленинград в 1925 году, словно предчувствуя беду, в квартире бывшей жены Сергей Есенин сжег свои черновики. Сейчас в Есенинском центре наряду с выставкой, посвященной жизни и творчеству С.Есенина, в отдельной комнате представлена экспозиция, рассказывающая об А.Р. Изрядновой.

30 июля 1917 года С. Есенин обвенчался с Зинаидой Райх. Сначала молодые жили в Петрограде в квартире Зинаиды, но семейная жизнь снова не складывалась, да и сама духовная атмосфера города на Неве была чужда юному поэту. В 1918 году Есенин решил возвратиться в Москву, а беременная дочерью Татьяной Зинаида Райх уехала к родителям в Орел.

В Москву 23-летний Есенин вернулся уже известным поэтом. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Молодой модный поэт поселился сначала в гостинице «Люкс», ныне ( , дом № 10), затем перебрался на в дом №19. Время от времени он жил то в мастерской у скульптора Сергея Коненкова на , то у других друзей и знакомых - у кого приходилось.

В это время Есенин тесно сошелся с Анатолием Мариенгофом. С 1919 года приятели стали вместе снимать квартиры и жить "одним домом, одними деньгами". Молодые люди поселились в в доме № 3 (ныне Петровский переулок, дом 5 стр. 9) - бывшем доме купца Алексея Бахрушина, известного мецената и собирателя театральной старины, рядом с (в настоящее время ). В квартире № 46 поэты занимали три комнаты, одной из которых была бывшая ванная. По воспоминаниям А. Мариенгофа - лучшее место в квартире: "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… "

В то время на квартире у приятелей собиралась почти вся творческая элита Серебряного века.

В память о тех годах на здании установлена мемориальная доска с барельефом поэта и надписью: "В этом доме с 1918 по 1923 год жил и работал выдающийся советский поэт Сергей Александрович Есенин".

Под влиянием Мариенгофа, одного из основателей и теоретиков имажинизма (литературное течение, где на первый план выходит образ, а к нему сводится форма и содержание), Есенин тоже увлекся модным направлением. В то время писатели сами открывали лавки и торговали собственными книгами и автографами. Книжный магазин появился и у поэтов-имажинистов. В "Лавке имажинистов" на (д. №15) щегольски одетый Есенин иногда сам стоял за прилавком. Его стихи расходились особенно быстро.

Еще одним проектов имажинистов стало литературное кафе "Стойло Пегаса" на 37. Раньше оно называлось "Бом" и принадлежало популярному клоуну-эксцентрику М. Станевскому, работающему в известном дуэте "Бим-Бом" (Радунский-Станевский). В 1919 году его заняли поэты-имажинисты. Театральный художник Георгий Якулов, который оформлял заведение, поместил над входом необычную вывеску - в середине в облаках находился пегас, а вокруг летящим затейливым шрифтом "парило" название кафе. Внутри на ультрамариновых стенах яркими желтыми красками были набросаны портреты имажинистов. Под портретом С.Есенина помещалась цитата:

Срежет мудрый садовник - осень

Головы моей желтый лист.

Портрет А. Мариенгофа украшало четверостишье:

В Солнце кулаком бац,

А вы там, - каждый собачьей шерсти блоха,

Ползаете, собираете осколки

Разбитой клизмы.

В клубе-кафе собиралась богемная публика того времени - поэты, писатели, художники, артисты. Бывали здесь и полукриминальный, и криминальный элемент, и "недорезанные буржуи". Известный на всю столицу своими скандальными выходками Есенин, однажды вывел одного посетителя из кафе буквально за нос. Поэту не понравилось, что мужчина говорил громче выступавшего Рюрика Ивнева. Недолго думая, Есенин взял его за нос, провел через весь зал и выставил за дверь. Как ни странно, но после этого случая количество посетителей в кафе только увеличилось.

Стоит сказать, что довольно близко от "Стойла Пегаса", в располагалось кафе футуристов - противников имажинистов.

В 1930-х годах Тверская улица была реконструирована. И сейчас лишь приблизительно можно обозначить место, где находилось кафе "Стойла Пегаса" - в районе дома №17.

Несколько лет Есенин и Мариенгоф были неразлучны. Они вместе путешествовали, выступали на различных вечерах, водили дружбу с одними и теми же людьми.

3 октября 1921 года в 26-й день рождения Сергея Есенина веселая компания собралась у известного театрального художника Жоржа Якулова. Его мастерская находилась в квартире №38 на 10. Этот дом сейчас более известен благодаря другой квартире, которая с легкой руки , стала называться "нехорошей". На вечеринке выступала всемирно известная американская танцовщица Айседора Дункан. По словам присутствующих, балерина влюбилась в Есенина с первого взгляда. К тому времени у Есенина с Зинаидой Райх было уже двое детей, но, как и первый брак, этот не сложился. В вечер знакомства с Айседорой Дункан, поэт и великая "босоножка" сбежали с Большой Садовой к Айседоре в особняк на . Говорят, что довольно непродолжительный путь от Большой Садовой до Пречистенки, занял времени намного больше чем обычно. Заснувший извозчик трижды объехал в , на что Есенин в шутку заметил, что возница их так повенчал. Но официально мужем и женой они стали весной 1922 года. Айседоре Дункан необходимо было уезжать за границу на гастроли, ехать без Есенина она не представляла возможным. Чтобы не создавать лишних проблем в поездке, необходимо было пожениться. Есенин легко согласился на брак.

В последнем в начале прошлого века существовал своеобразный клуб литераторов под руководством ассоциации пролетарских писателей, а в подвале был ресторанчик, любимый пишущей братией за предоставленные им скидки. (В знаменитом романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "Дом Герцена" выведен как "Дом Грибоедова"). В этом доме, где Есенин читал "Персидские мотивы" и "Анну Снегину", при участии Софьи Андреевны Толстой-Есениной был организован первый музей прославленного поэта. Но просуществовал он недолго. После запрета на поэзию Есенина, музей был закрыт. В настоящее время "Дом Герцена" занимает литературный институт им. Горького. Печально, но здесь не сохранилось никаких вещественных доказательств, относящихся к Есенину.

В конце этого года будет отмечаться 90 лет со дня смерти Сергея Есенина. Всего 30 лет прожил поэт. Но эта короткая, романтическая, бесшабашная и яркая жизнь оставила глубокий след в русской поэзии. Вот уже почти целый век стихи Есенина любимы в России. Вместе с тем интерес вызывает не только его творчество, но и все то, чем жил поэт и к чему каким-то образом прикасался.

В архивах КГБ найдено стихотворение С. Есенина

Читатели помнят, что по Указу Президента РСФСР архивы Комитета государственной безопасности СССР передаются в Госархив республики, и, как мы уже сообщали, в Томске создана специальная комиссия из работников архива с участием народных депутатов, которая и занялась решением этого вопроса. И вот сегодня ещё раз об архивах.

Как и в последние годы, сотрудники Управления, теперь уже Министерства безопасности и внутренних дел (МБВД) России, совместно с большой группой историков, журналистов, членов

историко-просветительского общества «Мемориал» продолжают разработку архива, регулярно публикуя на страницах газет и журналов наиболее интересные и ценные в историческом и культурном плане материалы и документы. А Западно-Сибирской студией кинохроники на основе архивных уго-ловных дел в истекшем году был снят и уже показан по Томскому телевидению до-кументальный фильм «Ко-нец дворянского гнезда. Не-известный террор».

Еще одним результатом разработки архива явился выход в свет Книги памяти томичей, репрессированных в годы сталинизма «Боль людская». Пользуясь случа-ем, замечу, что в ближай-шие дни выйдет из печати второй том книги.

Но, отмечая это, необхо-димо, видимо, сразу огово-риться. У определенной ча-сти населения, в основном представителей творческих кругов, сложилось мнение, что в наших архивах скры-ты сотни и тысячи произве-дений литературы и искус-ства, изъятых в ходе аре-стов в годы репрессий у представителей творческой интеллигенции. Но это да-леко не так. Очень и очень редко удается обнаружить автографы либо ранее не публиковавшиеся произведе-ния. Так уж действовал ре-прессивный аппарат — по-сле окончания следствия аб-солютное большинство изъя-тых материалов уничтожа-лось.

И все-таки время от вре-мени удается что-либо обна-ружить. Вот и сегодня мы рискнули предложить стихи, под которыми стоит подпись «С. Есенин». В результате проведенных исследований установлено, что этот авто-граф известен, является ко-пией и, возможно, не при-надлежит перу С. Есенина. Но, учитывая наличие раз-ных точек зрения специали-стов на авторство (одни признают авторство за С. Есениным, другие отрица-ют), мы решили представить эти стихи к публикации.

В. Уйманов,

сотрудник Управления АФБ РСФСР по Томской области.

Послание евангелисту Демьяну Бедному от С. Есенина

Я часто думаю, за что его казнили!

За то ль, что враг субботы,

Он против всякой гнили

За то ли, что в стране проконсула Пилата, .

Где культом Кесарю полны и свет, и тень,—

Он с кучкой небольшой из бедных рыбаков

За Кесарем признал лишь силу злата;

За то ли, что себя, на части разорвав,

Он к горю каждого был милосерд и чуток,

И всех благословлял, мучительно любя,

И маленьких детей, и грязных проституток.

Не знаю я, Демьян, в «Евангельи» твоем

Я ее нашел правдивого ответа.

В нем много бойких слов (ах, как их много в нем).

Но слова нет, достойного поэта.

Я не из тех, кто признает попов,

Кто безотчетно верит в Бога,

Кто лоб свой расшибить готов,

Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религии paба,

Покорного от века и до века,

И вера у меня в чудеса слаба -

Я верю в знание и силу человека.

Я знаю, что, стремясь по нужному пути,

Здесь, на Земле, не расставаясь с телом,

Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти

Воистину к божественный пределам.

И все-таки, когда я в «Правде» прочитал

Неправду о Христе блудливого Демьяна —

Мне стало стыдно так, как будто я попал

В блевотину, изверженную спьяна.

Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос —

Далекий миф; мы это понимаем,

Но все-таки нельзя ж, как годовалый пес

На всех и вся захлебываться лаем.

Христос — сын плотника, когда-то был казнен -

Пусть это миф, но все ж, когда прохожий

Спросил Его: «Кто Он?» Ему ответил он:

«Сын человеческий», а не сказал: «сын Божий».

Пусть миф Христос, как мифом был Сократ.

Так что ж! От этого и надобно подряд

Плевать на то, что в человеке свято?

Ты испытал, Демьян, всего один арест,

А уж скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый!»

А это, когда б тебе Голгофский дали крест

Иль чашу с едкою.цикутой?

Хватило б у тебя величья до конца

В последний час, по их примеру тоже

Благословлять весь мир под тернием венца

Иль о бессмертии учить на смертном ложе?

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,

Ты не задел его нимало;

Разбойник был, Иуда был,

Тебя лишь только не хватало!

Ты сгустки крови у креста копнул ноздрей,

Как толстый боров,

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Но ты свершил двойной тяжелый грех —

Своим дешевым балаганным вздором —

Ты оскорбил поэтов вольный цех

И малый свой талант покрыл позором.

Ведь там, за рубежом, прочтя твои стихи,

Небось, злорадствуют российские кликуши:

«Еще тарелочку Демьяновой ухи,

Соседушка, мой свет, покушай!»

А русский мужичок, читая «Бедноту»,

Где образцовый стих печатался дуплетом,

Ещё отчаянней потянется к Христу,

А «коммунизму» «мать» пошлет при этом.

Ответ Есенина Демьяну Бедному

Весной 1925 года «Союз безбожников» в 11 номерах «Правды» и одновременно в газете «Беднота» напечатал стихотворение «Новый завет без изъяна Евангелиста Демь-яна». Автор этого стихотво-рного издевательства над Свя-щенным писанием был Ефим Алексеевич Придворов, он же Демьян Бедный, - по собст-венной характеристике, «му-жик вредный». Вскоре эта па-родия вышла отдельным изда-нием. Это было «достойным венцом» беспрецедентной кам-пания травли и репрессий про-тив православной церкви, дру-гих религий.

Сегодня даже стыдно и жутко об этом вспоминать. Авторы статьи о жизни и творчестве Демьяна Бедного в прекрасном библиографиче-ском словаре «Русские писа-тели», вышедшем в 1990 году в издательстве «Просвещение», очевидно, по этим соображе-ниям ни словом не обмолви-лись об этих позорных стра-ницах жизни и творчества Демьяна Бедного.

В газете «Беднота» в это время работала Галина Бениславская, у которой тогда Есенин жил. Самую свежую ин-формацию он получал из пер-вых уст. Творение Демьяна Бедного вызвало резкое не-приятие Есенина, который к этому времени, по меткому выражению Георгия Иванова, очнулся от угара револю-ции. Благодаря певцу Малинину каждый знает есенинские слова, написанные после возвращения из-за границы: «Сты-дно мне, что я в Бога не ве-рил, горько мне, что не ве-рю теперь».

Новые взгляды Есенина от-личались от господствующей идеологии. «Я перестаю пони-мать, какой революции я при-надлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому. В нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь», — пи-сал он Кусикову. Есенину бы-ло что скрывать. Потомки Есенина считают, что социаль-но-политические мотивы в сти-хах Есенина после возвраще-ния его из-за границы были направлены на сокрытие ис-тинных взглядов поэта.

В середине 25-го года среди литературного мира России в списках стали распространять-ся стихи «Ответ Евангелисту Демьяну». Все знали их как стихи Есенина. Через три ме-сяца после трагической и загадочной до сегодняшнего дня смерти Есенина его сест-ра Катя поторопилась без убедительных доводов публично отречься от есенинского автор-ства «Ответа...». Поторопилась или ее поторопили?

Имажинист Матвей Ройзман радостно сообщил всем в на-чале 70-х годов, что автор этих стихов Н. Н. Горбачев — «графоман с контрреволюци-онным душком» был найден и наказан.

Но живы еще люди, кото-рые помнят то время, слыша-ли и сохранили списки этого стихотворения. Некоторые зна-ли Есенина лично и не сомне-ваются в авторстве. Живут они в Москве и Подмосковье, в Ленинграде, в Витебске, Ростове, в Севастополе и других городах. В прошлом году лично знавшая Есенина и весь поэтический мир 20—30-х годов поэтесса из Истры Екатерина Холина, напрягая уже уставшую от долгой не-легкой жизни память, пыта-лась для членов есенинского общества «Радуница» восста-новить его звучание:

Я знаю: жизнь не так проста,

И ты всего лишь толстый боров.

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Наверное, именно хлесткость фразы и смелость образа со-храняют у них уверенность в принадлежности этого стиха Есенину.

Некоторые утверждают, что участие Есенина ограничива-лось лишь правкой стиха, на-писанного другим автором. И это, очевидно, потому, что Есенин, занявшись стихотвор-ной конспирацией, применив не свойственный размер и от-дельные слова, не мог не ос-таться самим собою. Да ему и не очень хотелось отдавать кому-то свое авторство.

Нет- нет да и мелькнет есе-нинское словечко или образ: «к божественным пределам», «годовалый пес», «захлебы-вался лаем», «на смертном ложе» и др. Главное же — стихотворение звучит от 1-го лица, сохраняет есенинскую жизненную позицию, отноше-ние к православию и его не-примиримость к автору паро-дии, ранее выраженную строч-кой: «Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам».

К сожалению, серьезного ис-следования по стихотворению «Ответ Евангелисту Демьяну» еще не сделано. Есть и про-тивники авторства Есенина.

По инициативе «Книжного обозрения» (№ 39, 1990 года) вновь обращено общественное внимание к «Ответу...». Поло-жительно, что на основании множественных вариантов спи-ска восстановлены в первом приближении недостающие строки.

Но вот новая находка. Ра-ботая над Книгой памяти, со-трудники Томского УКГБ об-наружили в архиве еще одну рукопись «Ответа Евангелис-ту Демьяну». Внимание прив-лекла подпись: «С. Есенин». Подпись действительно в первых трех буквах сохраняет все основные признаки есенинской подписи последних лет жизни. Затем, особенно в написании буквы «н», эти приз-наки исчезают. Что это — не-умелая подделка? Но тогда почему автор так тщательно выписал первые буквы? И совсем не позаботился о дос-товерности концовки. Или, что более вероятно, лихо начав подпись, пишущий вдруг вспом-нил о необходимости прятаться и закончил уже по-другому.

Все буквы в словах соеди-нены — так Есенин не писал в 25-м году. Но... он умеет писать в соединении — в мо-лодости он все соединял и, ко-нечно, не забыл, как это де-лается!

Почерк неустойчив. Похоже-сти в написании букв мало. Но одну букву не скроешь. Пять раз автор пишет заглав-ную букву «А», я во всех пяти случаях эта буква написана так, как в письме Есенина Блоку, в письмах Панфило-ву, в стихотворении «К Пуш-кину» и др. Есть похожесть в заглавной букве «Я» и неко-торых других буквах.

Сравнивая текст найденного автографа со списком, кото-рый прислал мне в свое вре-мя внук Бенуа Юрий Валерь-янович, - можно найти мало различий. Все так же отсутст-вует 23-я строка, которая бы-ла восстановлена «Книжным обозрением» и прозвучала: после «... был Сократ»... «..,и не было его в стране Пиката...». Спорная последняя строка звучит не так, как в парижском издании, где было: «А коммунизму мат пошлет при этом».

Так что есть над чем поду-мать литературоведа и есениноведам.

Публикация В. Н. Уйманова, несомненно, большой по-дарок всем любителям Есе-нина в дни его памяти.

Николаев В.

Какова сейчас роль союзов писателей?

– Я не знаю, чем сейчас занимается Союз писателей, в котором я состою. Меня приглашают туда на отчётно-выборные собрания, не более того. Но я всё равно никогда ни за кого не голосую. Я всегда был антиобщественным элементом, коим остаюсь до нынешнего времени.

Существует ли в наше время иерархия таланта?

– Раньше в связи с этим вопросом у нас всё время кивали на Запад. Ведь на Западе, если человек талантлив, он идёт по ступеням к успеху. Там умеют различать и ценить талант, поскольку он стоит больших денег, на нём можно заработать. А у нас, как правило, блага жизни доставались и достаются тем, кто умеет прогибаться и пробиваться. В советское время в Союзе писателей было менее 20% настоящих писателей.

А что же сегодня?

– А сегодня у нас каждый день траур. Вот леса горели, катастрофы постоянно случаются. При этом логика нынешней жизни говорит о том, что это закономерно. И тут уж не до писательских дел…

Каким вы видите наше будущее?

– Мне 74 года, так что моё будущее известно. Я уже пережил клиническую смерть. Сейчас ничего не слышу и говорю, как видите, с трудом. А что касается остального, то об этом надо спрашивать того, кого называют Богом. Сейчас в мире создалась очень напряжённая обстановка. Кажется, что всё висит на волоске, идёт безумное ускорение технического прогресса. Земля перенаселена людьми. И не нужно во всех бедах винить только политиков. Политика – это следствие, а не причина. Человек сам уничтожает среду своего обитания. Посмотрите, в результате того, что вовремя не приняли меры, выгорела половина Центральной России.

А что же будет с литературой?

– Литература тоже сгорит. Тут всё очень просто. И никакой фатум тут ни при чём. Чудак Михаил Булгаков написал: «Рукописи не горят». Это неправда. Горят, и ещё как! Вот вам наглядный пример: много ли осталось от великой греческой цивилизации?

Беседовал Владимир ШЕМШУЧЕНКО, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Прокомментировать>>>

Комментарии:

О, сколько нам открытий чудных...

Литература

О, сколько нам открытий чудных...

ПОЛЕМИКА

Есенина «убивают» снова и снова

Игорь ПАНИН

Несколько лет назад довелось мне участвовать в одной дискуссии, спонтанно возникшей в ЦДЛ. Некий пиит, только что вступивший в Союз писателей России и по этому случаю демонстративно размахивающий бордовой «корочкой», с пеной у рта доказывал, что «ГПУшники убили нашего Серёжу». Я выразил сомнение относительно данной версии.

– Вы что, не смотрели сериал «Есенин»? – гневно спросил он меня.

– Смотрел.

– И у вас остаются ещё какие-то сомнения относительно того, что это было убийство?

– Простите, но остаются. И очень большие.

Член СП глянул на меня как на врага народа, отошёл в сторону и долго ещё сверлил злыми глазами-буравчиками.

«Ну сумасшедший, что возьмёшь?» – пришла мне на память строчка из популярной песенки Высоцкого.

К чему это я? В № 40 «Литературной России» была опубликована объёмная – аж на три полосы – статья под названием «Текст как свидетель». Подзаголовок ещё более красноречив: «Кто автор стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья»?» Интригующе, кто бы спорил. Только вот напрасно читатель будет напрягать мозги в надежде на то, что, осилив до конца этот труд, всё-таки узнает, кто же на самом деле был автором упомянутого стихотворения. Ответа на этот вопрос нет. Зато всё сводится к тому, что данный текст перу Есенина не принадлежит. То есть поэт был убит, а стихотворение задним числом написал другой человек, дабы версия самоубийства выглядела более правдоподобной.

Автор статьи Зинаида Москвина, насколько мне известно, – математик. Поэтому и подошла она к теме с позиций математика, высчитывая, сколько раз в произведениях Есенина встречаются те или иные слова и словосочетания, и уже на основании этого выстраивая свою теорию. Вот характерный пример такого «литературоведения»:

«Первая особенность, которая бросается в глаза уже при беглом просмотре стихов Есенина, – это малое количество стихов-восьмистрочников. Их всего восемь: пять опубликованы до 1917 года и три в 1925 году. Но именно такой объём в восемь строк имеет стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»…

Естественно, что об этом ничего не было известно предполагаемому автору стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья», так как стихи Есенина трёх последних месяцев 1925 года были напечатаны или после его смерти, или где-то далеко, в газете «Бакинский рабочий». Поэтому для своей подделки он выбирает объём в восемь строк…

У Есенина за семь лет, с 1919 по 1925 год включительно, слово «я» встречается в 116 стихотворениях из 127, то есть без слова «я» им написано всего 11 стихотворений; причём два последних таких стихотворения появились в начале октября 1925 года, а дальше почти за три последних месяца его жизни ни одного стихотворения без слова «я» Есениным написано не было.

Поскольку у предполагаемого автора стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья» не имелось в распоряжении собрания сочинений Есенина, которое вышло только в 1926 году, то заметить эту особенность есенинских стихов для него было практически невозможно. Неудивительно, что её нет в стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья»…

Отсюда сделаем следующий промежуточный вывод: если бы автором стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья» был Есенин, то с вероятностью 95% он выбрал бы объём не восемь строк, а другой, и с вероятностью 92% – это стихотворение содержало бы слово «я»…

И таких выводов в статье превеликое множество. Честно говоря, смеялся до колик в животе. И ведь пишет всё это серьёзный человек, учёный.

«Совершенно очевидно, что это вариант строки «До свиданья, пери, до свиданья» из стихотворения Есенина «В Хороссане есть такие двери…» – утверждает Москвина.

Фисташковый торт. Матрёшка. Чем позавтракала Надя в день приёма слона. Были-небылицы. Закончи предложение. У кого на голове посидел Пашка в первый день. Актинии. Найди лишнее в утверждении. Кто скрывается под псевдонимом Максим Горький. Выбрать правильный ответ. М. Горький. Проверь себя. Самый большой слон. Как звали нянюшку из рассказа К. Г. Паустовского. В. В. Бианки.

«Жизнь и творчество Носова» - Люблю я Носова давно. Кто Носова читает, не будет тот реветь. «Приключение Незнайки и его друзей». Рассказы Николая Носова переведены на многие языки мира. Родился в Киеве в 1908 году. Веселые книги веселого автора. Награды Николая Носова. Рассказы. По сценариям Н. Носова были сняты фильмы. Николай Носов - веселый детский писатель и большой фантазер.

«Викторина по произведениям Маршака» - Как называется стихотворение, которое С. Я. Маршак перевел. Викторина по произведениям Самуила Яковлевича Маршака. Героине какого произведения принадлежит следующий приказ. Продолжите стихотворение, вспомните его название. Выставка книг Маршака. На какой улице жил человек рассеянный. Герою какого стихотворения Маршака принадлежат следующие слова. Героя какого стихотворения описывают следующие строки.

«Вопросы по литературному чтению» - Выбрать правильный ответ. Как зовут Благинину. А. Л. Барто. Какое стихотворение принадлежит С. Я. Маршаку. Внутренний мир героя. Проверь себя. Кто автор стихотворения «Разлука». Поэтическая тетрадь. Найди в данном списке «Лишнего». Какое стихотворение написала Е. А. Благинина. Как зовут Михалкова. Узнай произведение по ключевым словам. Гаммы. Узнай стихотворение по его описанию. Кто написал стихотворение «Котёнок».

«Составление сочинения» - Составление плана. Сколько снимков нам потребуется сделать. Умение строить текст. Устное составление рассказа. Тексты для групп. Текст-повествование. Физкультминутка. Составление плана сочинения. Повторение изученного о типах речи. Выбор заголовка сочинения. Запишите своё сочинение. Вопросы к тексту. Начальная школа ХХI века.

«Как хорошо уметь читать» - Встречаются и такие ребята, которые читают только учебник. Интересуются ли родители чтением ребенка. Книга учит мыслить. Ведете ли вы читательский дневник. Ребенка интересует чтение не только как источник новых знаний. Читательские дневники. Высказывания о книгах и чтении. Исследования по чтению. Сколько времени тратит ученик на дополнительное чтение. Техника чтения очень важна. Человек в разы расширяет свой кругозор.

Музыкально-поэтический перформанс

Немногие поэты имеют судьбу, так легко становящуюся легендой. Эту легенду они творят сами — еще при жизни. Именно так свою судьбу создавали два великих русских поэта XX века — Сергей Есенин и Владимир Высоцкий. По экспрессии, эмоциональному накалу, драматургии стиха им нет равных, и это их сближает, ставит рядом. Есенина и Высоцкого объединяет еще и ярко выраженное певческое, музыкальное начало…

«Его песни поют везде — от благонадежных наших гостиных до тюрьмы». Так в 1925 году советский классик Леонид Леонов написал о Есенине. Но высказывание в полной мере можно отнести и к Высоцкому. Оба — люди, сделавшие себя сами. Через их поэзию, музыку и музыкальность мы поговорим о их жизни и судьбе.

На вечере прозвучит гражданско-патриотическая лирика С. Есенина и военные песни В. Высоцкого.

Выступает Вячеслав Григорьев .

Стоимость билета — 250 руб.

Билеты можно приобрести в кассе музея или онлайн. Количество билетов ограничено.

Купить билет

Место проведения - Б. Строченовский переулок, 24, стр. 2

Проезд: м. Серпуховская 9 , Добрынинская 5 или Павелецкая 2 (далее 5 – 10 минут пешком).