Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как обезопасить деревья в зоне строительства. Как сохранить деревья Как сберечь деревья

В лесу каждое дерево тянется вверх, к свету. Отставшие в росте экземпляры оказываются в тени. Не всякое растение выдерживает световое голодание, рост его сначала замедляется, потом прекращается, и деревце засыхает. Чем светолюбивее дерево, тем быстрее оно растет в высоту, тем выше поднята его крона. Поэтому деревья, выросшие в лесу, бывают высокими, стволы у них довольно ровные, кора гладкая, а крона неширокая и почти у всех высоко поднята.

Когда на участке есть одно или несколько таких деревьев, обычно их стараются сохранить. Они украшают участок. Их небольшая тень движется по большому кругу, так что не мешает развитию растущим на участке растениям. Обычно единичные деревья не мешают благоустройству участка. Они прекрасно смотрятся на газоне, хотя, как показывает практика, лучше, если газон не приближен к стволу. Косилка не может срезать траву около штамба, и приходится дополнительно тратить время по ее уборке. Конечно, под деревом грядок не сделаешь, да и газон не так хорош, как на открытом месте. Зато как прекрасно смотрятся среди стволов миксбордеры из декоративных кустов, многолетних и однолетних цветов. У некоторых деревьев, например у березы, корни очень иссушают поверхность земли, здесь газон получается некачественный. Можно приствольные круги оформлять без какой-либо растительности. Вокруг ствола снять несколько сантиметров земли, расстелить черный плотный нетканый материал, пропускающий воду. Его можно закрепить скобами. На материал поместить слой мульчи. Это могут быть окрашенная древесная щепа, дробленая сосновая кора, скорлупа орехов, каменная крошка. Такое оформление не только нарядно, оно не дает прорастать сорнякам. Еще очень удачным оказалось размещение под березой полянки с ремонтантной мелкоплодной земляникой. Все лето ее украшают белые цветочки и красные ягодки. Около приствольных кругов ели, пихты и липы, особенно если не очищать штамб от сучьев, ягодную полянку не устроить. Здесь целесообразно около деревьев устраивать миксбордеры или создавать композиции из декоративных кустов.

Сохранить при застройке

Если под застройку отвели площадь в лесу, то предстоят определенные сложности. Часть деревьев вырубают, освобождая место под строения. Роют фундамент, лишая деревья корней, бывает, что засыпают часть стволов перемещаемым грунтом. Складирование стройматериалов, хождение людей и особенно работа технических средств уплотняют почву. А сколько разного мусора строители закапывают в землю! От хозяйственной деятельности изменяются водный режим почвы и ее химический состав. Деревья, как и люди, испытывают стресс при таком неблагоприятном изменении условий обитания.

Приступая к обустройству участка, в первую очередь необходимо сделать обследование деревьев, т.е. посмотреть, как чувствует себя каждое растение: не ослаблен ли его рост, есть ли на стволах механические повреждения, не растут ли на них плодовые тела грибов, нет ли на стволах сосен и елей потеков смолы, летных отверстий жуков-вредителей. О заселении ваших деревьев жуками говорит также частое посещение их дятлами. При обнаружении на коре деревьев маленьких дырочек (летных отверстий жуков) надо немедленно вызывать энтомолога. Насекомые очень быстро размножаются, заселяясь на соседние древесные растения. Ослабление деревьев, их заболевания могут стать причиной гибели, у них может ослабнуть сопротивляемость порывам ветра, а непроизвольное падение дерева, особенно растущего рядом со строениями, может принести значительный ущерб. Если вы сами спилили заселенное жуками дерево, его необходимо сразу сжечь. Если решили использовать его как дрова, то немедленно надо ошкурить, распилить и расколоть, после просушки убрать в сарай. Оставленные окоренные бревна станут очагом размножения таких жуков, чьи личинки могут повредить все деревянные постройки.

Безусловно, оценку жизнеспособности деревьев лучше поручить специалисту. При необходимости он сделает анализ физических и химических свойств почвы, на основе которого можно определить причины ухудшения роста деревьев и понять, как улучшить условия их существования. Как часто, обследуя деревья на участке, обнаруживаешь многочисленные механические повреждения, через которые в древесину проникли споры грибов, началось ее разрушение. В результате появляется серьезная угроза ветровала и бурелома при сильном ветре. Кроме того, насекомые предпочитают заселять больные и ослабленные деревья.

Лесные деревья не любят, когда почвой засыпают у них корневую шейку, то есть расширенное место у основания ствола, где корни соединены со стволом. Это надо учитывать как при посадке, так и в дальнейшем при изменении планировки участка. Были случаи, когда при земляных работах засыпали основания стволов. Ель и лиственница могут погибнуть даже в течение месяца. Без доступа воздуха у них быстро отмирают кора и камбий у корневой шейки. Другие деревья некоторое время выдерживают засыпание, но чувствуют себя плохо и со временем могут совсем засохнуть. Однажды нас пригласили с просьбой помочь реанимировать ели. Когда мы приехали на участок, то увидели жуткую картину: на склоне в еловом лесу построен красивый кирпичный домик-теремок с цокольным этажом и подвалом. Землю, вынутую при рытье котлована, использовали для того, чтобы уменьшить крутизну склона, то есть засыпали землей весь ельник, внизу слоем потолще, вверху - потоньше. Лишь в самой верхней части остались нетронутыми дуб и одна елка. Очень красиво разровняли землю, посеяли газон (его косили, поливали) и только через год спохватились, когда хвоя с елей осыпалась. Пригласили для консультации специалиста с вопросом, как восстановить у деревьев хвою. Огорчению хозяев не было предела, когда они узнали, что деревья погибли. Ведь они купили этот участок именно из-за леса.

Видели мы и другие «облагороженные» лесные участки - такие, где углубления между деревьями были засыпаны грунтом и засеяны газонной травой. Но если в пологе леса сомкнутость крон высокая, т.е. на поверхность земли не попадают солнечные лучи, то даже из смеси семян теневыносливых злаков не получится хорошего газона. Можно расстелить между деревьями, не затрагивая их основания, рулонный газон из теневыносливых злаков, но он будет радовать 1-2 года, постепенно злаки на нем исчезнут. Такой газон можно использовать лишь в тех случаях, когда полог леса разрежен и пятна от солнечных лучей «гуляют» по лесу.

Некоторые действия по «облагораживанию» иногда приносят большой вред лесному уголку сада. Например, спилена всего пара деревьев, на их месте построена беседка. Так приятно в жаркий летний день отдохнуть в таком уютном местечке. А ведь это нарушило и полог леса, и корневые системы. В еловом лесу появилась опасность ветровала, особенно если участок имеет даже небольшой уклон.

Если вам достался кусочек леса под дачу, посмотрите, как в нем все гармонично. Постарайтесь сохранить сообщество растений - оно создавалось природой годами. Постарайтесь как можно меньше навредить ему. Кстати, чаще всего в почве нарушается воздушно-водный режим из-за обустройства заборов на капитальном фундаменте, при этом перекрываются естественные перемещения почвенных вод, образуется застой воды, что ведет к резкому изменению экологических условий. При обустройстве территории обязательно следует позаботиться о дренаже.

Своими руками

Если вы сами решили посадить на участке лесные деревья, то предусмотрите, чтобы они хорошо вписались на территории. При этом необходимо учитывать, что березы и ели вырастут такими же высокими, как в лесу, но кроны их будут более широкими. Сосна и дуб на открытом месте широко раскидывают свои ветви, захватывая большие пространства. Высоко вверх, как в лесу, они не растут, зато образуют толстые сучья, растущие почти горизонтально по несколько метров. Такие деревья занимают много места. Я видела участок, на котором одна посаженная когда-то родителями сосна затенила и вывела из плодоносящего строя пять яблонь. Надо учитывать также то, что у многих деревьев хорошо развиваются поверхностные корни, например, у ели и каштана конского. Крону каштана можно регулярной обрезкой удерживать в определенных размерах, а корневую систему не обрежешь.

Прежде чем посадить около дома лесное дерево или оставить самосев, появившийся на участке, надо подумать, будет ли это дерево здесь уместно. Вспомните, что растущие на свободе деревья широко разбрасывают свою крону, если это, конечно, не пирамидальная форма. Не сажайте деревья ближе 4 м к строениям. Согласуйте их присутствие с ближайшим соседом. По уставу садовых товариществ, плодовые деревья не положено сажать ближе 4 м к забору, а ведь лесные деревья значительно перерастут плодовые. При наличии очень высокого дерева надо позаботиться об укреплении громоотвода. Молния выбирает самые высокие объекты, и мокрое дерево может послужить проводником электрического разряда.

Если есть достаточно места, только тогда посадите самые любимые деревья, чтобы своим присутствием они очищали воздух, постоянно радовали взгляд, особенно при встрече и расставании.

Тонкости ухода

В каком внимании нуждаются лесные сообщества? Значительно осветляется еловое насаждение, если деревья освободить от засохших сучьев. Воздушный режим в уплотненной почве можно улучшить штыковкой. Для этого сделать проколы вилами, стараясь не повреждать корни деревьев. Наметить тропинки для прогулок: их можно обозначить, положив плоские камни на расстоянии шага друг от друга. Если света достаточно для роста травы, то ее можно посеять между камнями и в дальнейшем прокашивать на ширину косилки. Этого вполне будет достаточно для того, чтобы лес выглядел ухоженным. К естественной растительности можно добавить теневыносливые декоративные травы: папоротники, барвинок, бадан, пахизандру, ландыши, майник двулистный, кислицу, зеленчук, черемшу, лесную герань, сныть пестролистную, сочевичник весенний, звездчатку и т.п. Можно создать композиции из хост и астильб. Из кустарников хорошо выносят затенение и украсят лесной уголок магония падуболистная, гортензии древовидная и метельчатая, можжевельники. Украсьте свои лесные уголки весенним цветением мелколуковичных растений (особенно хорошо чувствует себя в лесу пролеска). Можно посадить ягодники - землянику, чернику, бруснику, костянику, княженику.

За самими деревьями тоже необходимо ухаживать. Осмотрите, нет ли на них механических повреждений. Если есть, то очистите их до здоровой древесины, обработайте медным купоросом и покрасьте в два слоя масляной краской. Если на коре (в том числе у усохших деревьев) обнаружите маленькие дырочки - летные отверстия жуков, немедленно вызывайте специалиста, он определит вредителя, даст рекомендации по борьбе с ним. Плодовые тела грибов, особенно трутовиков, на стволе дерева говорят о том, что древесина разрушена, такие деревья опасны своим непредсказуемым падением. Также опасными следует считать деревья, на которых «работает» дятел. Их лучше убрать заблаговременно, не дожидаясь их внезапного падения.

Деревья на участке могут пострадать при строительстве, а ведь вырастить новые — это вопрос десятилетий. Есть способы сберечь деревья во время стройки. Давайте рассмотрим несколько способов, которые помогут вам сберечь зеленые насаждения при строительстве зданий и построек на участке.

Специалисты называют лесные участки наиболее сложными для строительства. Лес представляет собой отдельную экологическую систему, грубое вторжение человека со специальной техникой и строительными материалами обычно её полностью уничтожает. Если вы решили сохранить стройные сосны, пышные ели, вековые дубы и красавицы-берёзы на доставшемся вам участке, придётся решать сложную задачу, которую далеко не всегда удаётся выполнить на 100%.

Первое, о чём вам обязательно следует задуматься — о геодезической съёмке участка. Есть такое понятие, как подеревная топографическая съёмка, когда составляется чёткий план всех имеющихся на участке растений. Такая натурная съёмка необходима не только для составления плана ландшафтного дизайна, но и для генерального планирования всей стройки, в том числе прокладки инженерных коммуникаций.

Обычно при подеревной съёмке фиксируются все растения выше 1,3 м со стволом более восьми сантиметров. Небольшие саженцы, конечно, проще выкопать и перенести в безопасное место, например, в дальний угол будущего сада, подальше от строительной площадки, обычно они хорошо укореняются на новом месте. Съёмке подвергаются также деревья, которые находятся на расстоянии пяти метров от границы вашего участка, это важно при планировании прокладки труб и остальных коммуникаций.

Второе — есть такие специалисты, как фитопатологи. Они выполняют те же функции, что и ветеринары, но только по отношению к деревьям. Такой специалист по болезням растений подскажет вам, какое дерево можно безболезненно срубить, ведь сохранять его нецелесообразно в силу возраста и наличия заболеваний. Изучив план, составленный геодезистами, фитопатологи выделят деревья, которые следует сохранить любыми силами и дадут свои рекомендации по возможной пересадке растений на другое место.

Понятно, что геодезическая съёмка и услуги фитопатологов приведут к дополнительным расходам. Однако они обычно сравнительно невелики, а вы ведь точно хотите, чтобы дом стоял в окружении сосен, чтобы наслаждаться полезным воздухом, насыщенным смолами.

Разумеется, ещё до начала стройки следует составить чёткий план, основываясь на геодезической съёмке. Теперь, когда вы точно знаете, какие деревья можно будет срубить, какие останутся, можно продуманно выбрать место для дома на максимально свободном от растений участке. Желательно привлечь архитектора, который учтёт ваши пожелания, типовой проект дома на участке в этом случае не слишком подходит.

Самую большую угрозу для деревьев несёт строительство фундамента. В этом смысле свайно-винтовой фундамент намного предпочтительней, так как нанесёт меньший урон почве и окружающим растениям. Многие считают такой свайно-винтовой фундамент не слишком надёжным, но для деревянных зданий, домов из клееного бруса, каркасных строений он хорошо подходит.

Приступая к строительству, оставшиеся на участке деревья следует защитить от возможных механических повреждений:

  • Оградить деревья сплошными деревянными щитами. Их высота должна составлять не меньше двух метров. Щиты следует расположить треугольником примерно на расстоянии 50 сантиметров от ствола дерева. Конечно же, нельзя прибивать щиты непосредственно к стволу! Они крепятся на колышках, забитых или вкопанных в грунт.
  • Корневую систему дерева можно защитить настилами, которые укладываются в радиусе полутора метров от ствола, по кругу.

Расположение хозяйственных построек, террас, подъездных путей, асфальтового или плиточного покрытия следует планировать таким образом, чтобы вокруг дерева оставались лунки диаметров не меньше двух метров.

Сразу договоритесь со строителями, куда они будут складывать мусор, который точно появится в процессе возведения дома. Найдите для него место, чтобы не испортить почву вокруг деревьев. Складировать стройматериалы тоже нужно на расстоянии не мене 2,5 м от дерева. Этот же принцип касается выполнения земляных работ при прокладке коммуникаций — отступите от дерева хотя бы на два метра.

Если корневая система дерева всё же была повреждена, следует провести специальные мероприятия, направленные на его спасение. В частности, следует предупредить попадание в раненые корни вредных организмов и грибков. Участок следует побыстрее вновь засыпать землёй, чтобы корни не оставались снаружи. Можно провести полив и удобрить дерево, помогая ему спариться с травмой.

Не менее важно не допустить засыпания ствола дерева грунтом выше корневой шейки, очень важного для растений органа. Чтобы предотвратить чрезмерное засыпание дерева землёй, можно обустроить вокруг ствола сухой колодец — открытый или закрытый. Глубина такого колодца может быть от 30 до 80 см, расстояние от ствола до стенки обычно составляет 50 см. Сами стенки можно выложить из кирпича или камня.

Если вы не уверены, на каком расстоянии от дерева можно спокойно заниматься строительством, ориентируйтесь на проекцию кроны и прибавьте к ней примерно метр, чтобы наверняка серьёзно не повредить корни. Чтобы строители и специальная техника не затоптали почву, погубив её, целесообразно организовать деревянные мостки-дорожки для людей, временные дорожные плиты или подушки из щебня для автомобилей.

Согласны, что такой план сохранения деревьев представляется чем-то сложным и затратным. Однако, как показывают представленные нами фото, сберечь растения можно! Поверьте, деревья станут главным украшением вашего участка, а дом будет уютно располагаться среди природы, сохранившей первозданный облик.

«Сохрани дерево!»

Воробьева Анастасия,

Ганжа Игорь

МБОУ Рассветовская СОШ, 6 класс.

Руководитель: Андреева Ольга Тимофеевна,

учитель географии МБОУ Рассветовской СОШ

Ежегодно в конце каждой четверти ученики, учителя и работники нашей школы делают генеральную уборку кабинетов, занимаются благоустройством школы. В шкафах накапливается много использованной бумаги. Кроме того в течение года мы наблюдали, что в конце учебного дня в школьных урнах оказывается до 4 кг бумажного мусора. Обследовав другие кабинеты школы, домашние шкафы и столы мы пришли к выводу, что ситуация везде одинакова. Невольно возник вопрос: «Неужели всю эту бумагу надо нести в мусорный контейнер, где и без того достаточно много брошенной бумажной упаковки, газет, журналов, картонных коробок и даже книг? Можно ли так легкомысленно относиться к использованной бумаге?»

Сопоставив объем выбрасываемой бумаги, потребность общества в бумаге и затраты на ее производство, мы поняли, что существует проблема: количество природных ресурсов, используемых для производства бумаги, сокращается, а такой ценный ресурс как макулатура выбрасывается на свалку! Что же с бумажными отходами можно сделать? Ученики нашего 6а класса решили разобраться в этом вопросе. Так появилась идея проекта «Сохрани дерево!».

Цель проекта: привлечение внимания к проблеме неэффективного использования бумаги и выявление способов сохранения бумаги с целью сохранения окружающей среды. Для реализации данной цели необходимо было решить несколько задач:

    изучить экологические проблемы современного мира, связанные с бытовыми отходами;

    провести работу по изучению состава образующихся в школе и дома отходов и проанализировать источники их образования;

    разработать план мероприятий по сбору макулатуры учащимися школы.

На первом этапе выполнения проекта мы теоретически обосновали его важность, раскрыв историю и технологию производства бумаги. Использование макулатуры позволяет существенно экономить древесину и уменьшать вырубку лесов. При изготовлении бумаги из макулатуры расход энергии ниже в два раза, а воды – в сто раз. По оценкам экспертов, россияне ежегодно выбрасывают более 100 млн. тонн бумаги, которая отправляется на свалки, увеличивая количество мусора вокруг городов. Нами были разработаны рекомендации «Что мы можем сделать для экономии бумаги?»(Приложение 1).


Практическая часть реализации проекта – сбор макулатуры. Один из самых эффективных способов организовать масштабный сбор макулатуры - привлечь к этому процессу школьников. Что бы собрать больше макулатуры, надо привлечь как можно больше людей школы, а ещё лучше поселка. Для их активизации участия в акции «Сохрани дерево!» нами была разработаны агитационные материалы (Приложение 2) «Значение леса и его сохранение»- листовка, презентация и материал для радиогазеты (Приложение 3). С содержанием материалов мы ознакомили учащихся школы на классных часах. А так же были проведена радиогазета по данной тематике. В итоге было собрано 1500 кг макулатуры.


В нем приняли участие 18 классов. А в начале текущего учебного года, уже сами учащиеся и учителя обратились к нам с просьбой организовать сбор макулатуры в сентябре, а не ждать мая. В акции принимали участия не только учащиеся 23 классов школы, но и все работники во главе с директором Алексеевой Верой Яковлевной. В ходе осеннего сбора макулатуры мы собрали 1400 кг.

Отправленная на переработку макулатура сохранит жизнь 51 дереву, т.е. одну пятую часть деревьев нашего школьного парка. Мы сэкономили около 700 кубометров воды, т.е. половину её месячного использования в нашей школе и 4500 кВт/ч электроэнергии, т.е. три месяца использования энергии в нашей школе.

План нашего проекта можно реализовывать и в других школах. Рекомендации по экономии бумаги можно представить за пределами школы.


Акцию «Сохрани дерево!» знают и поддерживают жители нашего поселка. О ней был опубликованы материалы в ежемесячной рекламно-информационно-развлекательной газете «Рассвет» и районной газете «Диалог».

Приложение 1.

Что мы можем сделать для экономии бумаги?

    Заполнять тетради в соответствии с требованиями по предмету; использовать тетрадь до последней страницы.

    Использовать для черновиков и творческих работ чистые листы из старых тетрадей, а также заполненные с одной стороны листы для печати А-4.

    Учебники беречь для последующих поколений учеников.

    Уменьшить количество покупаемых журналов и делитесь ими.

    Ненужные журналы, газеты, книги использовать для творчества.

    Распечатывать на принтере те документы, которые действительно нам необходимы.

    При возможности использовать принтер, автоматически печатающий с двух сторон бумаги.

    Применять новые технологии в передаче и представлении информации: использовать электронную почту, презентации, слайды и т.п.

    Покупать бумагу, сделанную из вторичного сырья.

    Завести коробку для бумажных отходов .

Приложение 2.

«Значение леса и его сохранение»

Приложение 3.

Материал для радиогазеты.

Оглянитесь вокруг: газеты, журналы, реклама в почтовых ящиках, документы на рабочем столе, обои на стенах - это все сделано из бумаги, на производство которой идут разные породы древесины или бумажные отходы - "макулатура".

Потребность в бумажных изделиях возрастает с каждым днем, и с каждым же днем возрастает вырубка лесов. Например, площади лесов Америки, в недалеком прошлом составлявшие 900 миллионов гектаров, в настоящее время сократились до 262 миллионов гектаров. Многие наводнения, пыльные бури и засухи, загрязнение атмосферного воздуха и внутренних водоемов, утрата биологического разнообразия - все это печальные последствия вырубки леса. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6! Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес размером с футбольное поле!

Эту ситуацию необходимо исправлять!

Все говорят об экологическом кризисе, но реально почти никто ничего не делает! Чем можем помочь мы? Например, собирать макулатуру! Ведь использование макулатуры позволяет экономить древесину. Хотите сделать доброе дело? Давайте приберем в своих квартирах - соберем старые газеты, журналы, книги и принесем их в школу. Соберите макулатуру и сдайте ее!

Сколько леса вы можете спасти таким образом? Одна тонна макулатуры, сданной на переработку - это 10.000 тетрадей, 230 кубометров воды и 1500 кВт/ч электроэнергии, сбереженной при производстве бумаги. Ребята, мы с вами должны спасти от гибели хотя бы одно дерево!

Объявляем в нашей школе акцию «Сохрани дерево!»

Все на сбор макулатуры!

Галина Ильинская
Социально-экологический проект «Как сберечь дерево»

1. Актуальность проект:

1. Лесные ресурсы играют огромную роль на Земле. Они восстанавливают кислород, грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Однако в последнее время наблюдается повсеместное сокращение площади лесов. Одной из причин уничтожения лесов является их вырубка с целью использования древесины в качестве сырья для изготовления бумаги.

2. Бумага довольно дешевый и возобновляемый источник – многие так думают. К сожалению, производство бумаги существенно более ресурсоемкий процесс, чем нам кажется. Поэтому так важно воспитание экологического сознания у детей и привлечение внимания общественности к проблемам использования природных и энергетических ресурсов, охране окружающей среды. Как экономия, так и переработка бумаги не только сохраняет леса, энергию, почву, воду, воздух, но и сохраняет наши с вами деньги.

3. Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащение знаний у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, города. Знания детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувство гордости и восхищения малой Родиной.

2. Постановка проблемы: если для изготовления бумаги требуется много древесины, то необходимо использовать бумагу вторично в виде макулатуры, которая идет для производства санитарно-гигиенической продукции.

3. Направленность проекта: приобщение детей к изучению и защите природы родного края.

4. Цель проекта: сформирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранности природы, понимание важности экономного расходования бумаги и возможности вторичного использования.

5. Задачи проекта:

1. Сформировать у детей систему элементарных экологических знаний о природе родного края, доступных пониманию детей.

2. Развить познавательный интерес к растительному миру, умение отражать это в художественно – продуктивной деятельности.

3. Сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе.

4. Воспитать любовь к природе, личную ответственность за её сохранность.

6. Ожидаемый результат:

1. У детей сформируется бережное отношение к деревьям, как сырью для производства бумаги.

2. Осознанное участие детей и родителей к сбору макулатуры.

3. Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой.

4. Дети будут уверенно различать характерные особенности различных деревьев, узнают о тех, которые нуждаются в защите.

7. Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

8. Сроки проведения: апрель 2017 года

9. Вид, тип проекта: краткосрочный, смешанный (познавательно – творческий)

10. Участники проекта: 39 человек (дети подготовительной группы, родители, воспитатели)

Реализация проекта

1этап – диагностический (аналитический)

1. Диагностика представлений у детей по данной проблеме.

2. Проблемные вопросы к детям:

1)Нужна ли человеку бумага?

2)Почему бумага разная?

3)Можно ли дать бумаге вторую жизнь?

Учебные вопросы:

1)Была ли раньше бумага?

2)Как и на чем писали люди до изобретения бумаги?

3)Кто и когда изобрел бумагу?

4)Какие виды бумаги мы знаем?

5)Какие качества бумаги знаем?

6)Что изготавливают из бумаги?

7)Из чего делают бумагу?

8)Что такое макулатура?

9)Как использовать бумагу вторично?

10)Зачем нужно беречь бумагу?

11)Как растёт дерево?

12)Почему лес считается нашим богатством?

родители

1. Анкетирование родителей с целью выявления степени значимости данной проблемы в системе приоритетов семейного воспитания.

2. Социологический опрос. (Приложение)

педагоги

Подбор детской художественной литературы по данной проблеме.

Изготовление дидактических игр.

2 этап – теоретический (подготовительный)

педагоги

1. Сбор и поиск информации по данной теме (иллюстративный материал, фотографии, художественная литература, энциклопедии, интернет – ресурсы и т. п.)

2. Изучение и анализ научно-методической литературы.

3 этап – прогностический (собственно-проектировочный)

педагоги

1. Составление плана работы, планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми и родителями

4 этап – организационный (создание условий для обеспечения развития проекта)

родители

1. Привлечение родителей к пополнению развивающей предметно-пространственной среды.

педагоги

1. Подборка дидактического и методического оснащения проекта.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Проведение дидактических игр:

«Детки с ветки», «От какого дерева листочек», «1,2,3 к дереву беги». Викторина «Русский лес».

5 этап – апробация (практический, внедрение проекта)

1. Чтение детской художественной литературы:

«Русский лес» Соколов – Микитов,

«Два леса» Р. Стеркина,

«Рассказы о русском лесе» В. Морозов и др.

1. Занятие по познавательному развитию: беседа «Кто главный в лесу?»

2. Занятие по социально-коммуникативному развитию «Как делают бумагу?» (показ мультфильма).

Художественно – эстетическое развитие:

А) Аппликация «Во поле берёза стояла»

Б) Рисование «Деревья весной»

В) Ручной труд «Деревья» (оригами)

2. Экскурсия в ВДПО

3. Экскурсия на производство санитарно-гигиенической продукции

4. Итоговое мероприятие: экологическая сказка «Есть у дерева друзья»

родители

«Подари книгу библиотеке»,

«Бумаге вторую жизнь» (сбор макулатуры)

«Сохраним дереву жизнь» (посадка деревьев на участке детского сада)

2. Буклеты «Сбережем лес от пожара»

педагоги

Консультация «Лес – наше богатство».

11. Ресурсы: нормативно-правовые, организационные, информационные, материально-технические, научно-методические.

12. Продукт: сбережение природных ресурсов необходимых для изготовления бумаги

13. Возможные риски:

Незаинтересованность родителей (низкий уровень значимости данной проблемы в системе приоритетов семейного воспитания дошкольников,

Безынициативность детей к данной проблеме.

14. Критерии эффективности:

а) Повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей, осознание ими значимости, проблемы для обеспечения экологической безопасности и успешной социализации дошкольников.

б) Сформированные представления дошкольников о бережном отношении к природе, практическое применение полученных знаний.

в) Проявление культуры поведения в природе у воспитанников ДОУ, родителей и педагогов.

Приложение

Социологический опрос:

1. Знаете ли Вы, что бумага изготавливается из деревьев?

2. Стараетесь ли Вы экономить бумагу?

3. Что Вы обычно делаете с использованной бумагой в быту?

А) Сжигаю

Б) Выбрасываю с бытовыми отходами

В) Другое

4. Можно ли по Вашему мнению использовать макулатуру вторично?

5. Приходилось ли Вам в жизни принимать участие в сборе макулатуры?

6. Стали бы Вы принимать участие в сборе макулатуры?

Публикации по теме:

Сценарий классного часа «Как сберечь энергию» Сценарий классного часа: «Как сберечь энергию» Тема: В гостях у сказочных фей Цель: приобщить детей к бережному отношению к природным ресурсам.

Конспект НОД для детей старшей группы «Зрение, как его сберечь?» Задачи. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к органам чувств – глазам Образовательные: Изучить строение глаза Развивающие: Обогащение.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Как сберечь здоровье?» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко». Конспект Непрерывной образовательной деятельности в подготовительной.

НОД здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Как сберечь своё здоровье» Пояснительная записка В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются.