Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Истории Русской Церкви (Граф М. В

Святая великомученица Екатерина жила в III веке в Александрии во времена царствования римского императора Максимина, отличавшегося особой жестокостью в преследовании христиан. Дочь знатных родителей, Екатерина, отличалась не только редкой красотой, но и острым, пытливым умом. Живя в столице - центре эллинской учености, она получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Екатерина была «завидной» невестой, многие юноши искали ее руки, да и все родственники Екатерины советовали ей выйти замуж, чтобы не только сохранить богатое наследство отца, но и приумножить его.

Картина Караваджо, 1595-96 годы.Екатерина Александрийская

Но Екатерина не разделяла стремления ее родственников и объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к своему духовному отцу, чтобы попросить совета. Старец, увидев красоту и чистоту Екатерины, и услышав ее мудрые ответы, рассказал ей о христианстве, об Истинном Боге - Творце всего мира.

«Преподобный старец, начиная от Сотворения мира и до Второго Пришествия Христа, подробно научил ее всем основам христианской Веры, а также поведал ей и о тайнах Царства Божия и будущем мздовоздаянии. Екатерина, как девица премудрая, жаждавшая истины и всего доброго, очень быстро усвоила христианское вероучение, и, всем сердцем уверовав в Господа Иисуса Христа, не откладывая на будущее время, сразу же приняла Святое крещение», - повествует житие святой Екатерины.


Святая Екатерина. Икона для северо-восточного пилона Казанского собора в Петербурге. Картон, масло. 176х91см. Инв. Ж-5419. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Россия

После принятия крещения и горячей молитвы перед иконой Богородицы святой Екатерине приснился удивительный сон: Иисус Христос, со словами: «Вот, Я ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной», надел ей на палец обручальный перстень. Чудо этого сна не развеялось и после того как Екатерина проснулась - после пробуждения перстень оставался на ее руке. Глядя на чудесный перстень и вспоминая видение, Екатерина почувствовала в своем сердце такую радость, что с того самого дня сердце ее совершенно предалось Божественной любви, она уже не помышляла более ни о чем земном, а размышляла о Господе и Царстве будущего века.


Image of Joan of Arc in the Panthéon de Paris, by E. Lenepveu (1889).

Вскоре после этого император Максимин, желая угодить своим богам, объявил о всенародном празднике с жертвоприношениями. Город наполнился суетой, смятением и криками животных. Благочестивое сердце Екатерины и стремление к истине направило ее в императорский дворец. В житии святой Екатерины мы читаем ее обращение к царю:

«Пойми, великий царь, что вы вовлечены бесами в соблазн. Вы почитаете богами бесчувственных идолов и служите им. Поверь хотя бы беспристрастному философу Диодору Сицилийскому, который говорит, что те, кого вы называете богами, некогда были людьми, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцов, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, начали поклоняться этим статуям как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их.


Pedro Américo - Joana d"Arc ouve pela primeira vez a voz etc - 1884

Поверь же, царь, хотя бы своим учителям, и отвратись от этого безумия. Познай Единого и Истинного Бога, Безначального и Бессмертного. Которым цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Сей Всесильный и Преблагой Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закланием неповинных животных, но хочет, чтобы мы всегда поступали по истине, и жили в мире и любви, соблюдая Его заповеди».

Император Максимин, пораженный красотой и умом святой Екатерины, захотел склонить ее на сторону своей религии, но понимая, что сам не сможет убедить ее в истинности язычества, приказал собрать во дворец пятьдесят лучших ученых мужей-философов. Слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами собралось множество народа.

Незадолго до встречи с философами святой Екатерине явился Архангел Михаил и ободрил ее, поведав о том, что она своими ответами не только победит в споре с учеными мужами, но и приведет их к Вере во Христа, и не только они, но и многие другие, уверовав в Господа, благодаря ей, примут христианскую веру.


Alfred Schüssler Ein Engel bringt die hl Katharina ihren Eltern zurück.

Первый выступающий философ привел примеры великих стихотворцев, в том числе мудрейшего Гомера, воспевающих языческих богов, подтверждая таким образом, существование Зевса, Аполлона, Афины и других богов, и усилил свою позицию заявлением о том, что никто из древних мудрецов не только не называл Иисуса Христа Богом, но даже и не знал о Нем.

На что святая Екатерина привела примеры ученому мужу о том, как Гомер описывал в своих произведениях такие события и поведения этих богов, которые никак не могут назваться божественными, и далее процитировала языческих прорицательниц - мудрейших Сивилл, чьи книги хранились в храмах Зевса и Аполлона, как величайшие святыни: «Во времена позднейшие придет на эту землю Некий, и примет на себя Он нашу плоть греха, но беспредельным всемогуществом Творца и Бога разрушит тление страстей в Своем творении. Но, позавидуют Ему неверующие люди, и будет Он повешен на высоком месте, как злодей, среди злодеев достойных смерти».


Лукас Кранах Старший. Алтарь св. Екатерины, центральная часть: Мученичество св. Екатерины. 1506. Картинная галерея. Дрезден

И продолжала:
«Вспомните, что и ваш мудрец Аполлоний, чьи изречения, записанные в книгу, хранятся в священном месте его храма, столь почитаемый вами в нашем граде Александрии, помимо своей воли, принуждаемый Богом, исповедует Христа, и говорит: «Один Он, Небесный, побуждает меня исповедать Его. Он - есть Свет Трисветлый, Бог пострадавший, но не Само Божество страдало, - ибо в Нем и то и другое, - Он и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от смертных, - крест, уничижение и погребение, - есть Бог».


Paolo Veronese - Holy Family with Sts Anthony Abbot, Catherine and the Infant John the Baptist

Это сказал Аполлоний об истинном Боге - Господе Иисусе Христе, Который собезначален и соприсносущен Родившему Его. Он есть начало и основание и источник всех созданных благ. Он сотворил мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он стал человеком ради нас, жил на земле, наставляя и благодетельствуя людям. Потом Он принял смерть за нас, неблагодарных, дабы освободить род человеческий от древнего осуждения за преслушание наших прародителей в раю и даровать нам прежнее блаженство в Царстве будущего века. Смерть не могла вместить Источник жизни, и Он воскрес, восшел на небеса, откуда и нисшел, и через Него мы все обогатились дарами Святого Духа, Который и меня, недостойную рабу Христову, научает, что вам отвечать. Надлежало бы и вам, именующим себя философами и мудрецами, последуя хотя бы тем, кого вы называете богами, познать Источник Вечной Истины и всякой мудрости, сходящей свыше».


Bartolomeo Cavarozzi - St Ursula and Her Companions with Pope Ciriacus and St Catherine of Alexandria

Такие и многие другие благочестивые слова говорила святая Екатерина собравшимся людям, что повергло всех в молчание. Император Миксимин приказал вступить в спор следующему философу, но, не смея противиться Истине, ни один из ученых мужей больше не сказал ни слова. В гневе император приказал развести большой костер в центре города и прилюдно сжечь всех философов. Они же, услышав это приказание, встали на колени перед святой Екатериной, прося ее помолиться о них Тому Единому Истинному Богу, Который дал ей такую премудрость и силу. Помолиться о том, чтобы Он простил им все, совершенное ими в неведении, и сподобил их Своего Царствия. Святая Екатерина ободрила их, говоря, что они будут желанными друзьями Христа, так как отвернулись от тьмы, избрав Свет истинный, презрев царя земного, обратились к Царю Небесному.


Giampietrino, santa caterina d"alessandria.

Потерпев поражение в борьбе словом, император Максимин не отступился от святой Екатерины, он пытался соблазнить ее царскими почестями, стремился сломать ее дух ужасными пытками. Но крепость веры святой Екатерины была велика, она достойно и с Божией помощью прошла все уготованные ей испытания. В конце концов, император был вынужден дать приказание казнить святую Екатерину.


Katharina von Alexandrien und Augustinus von Hippo

Святая Екатерина так мужественно переносила пытки, и Божественная помощь ей была настолько очевидна, что жена императора - Августа, его лучший друг и военачальник - Порфирий, а вместе с ним и двести воинов, прилюдно объявили себя христианами, и тоже были преданы казни.


Сурбаран. Погребение св. Екатерины

Память святой мученицы Августы и мучеников Порфирия Стратилата и с ним 200 воинов совершается Православной церковью ежегодно, 7 декабря (24 ноября (ст.ст.)), в один день с памятью святой великомученицы Екатерины.


Святая Екатерина (икона XVII века)

Тело святой Екатерины сразу же после казни было сокрыто от глаз мучителей, как она и просила Господа в своей молитве. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Так буквально за десять - пятнадцать лет до прекращения почти трехсотлетнего гонения на христиан со стороны Римской империи святая Екатерина закончила свою земную жизнь и соединилась со Своим Женихом в Царствии Небесном.


Wenceslas Hollar - St Catharine of Alexandria


Корреджо.Св. Екатерина Александрийская.1510.Возрождение


Рафаэль Санти.Святая Екатерина Александрийская, 1507

7 декабря (24 ноября по старому стилю) Церковь чтит память святой великомученицы Екатерины . Это одна из самых известных и почитаемых христианских святых, как в Восточной, так и в Западной церкви. Екатерина - «всегда чистая » (перевод с греческого), по житию - избранная невеста Христова, которой Сам Небесный Жених вручил Свое обручальное кольцо.

Почитание святой великомученицы Екатерины

Первые упоминания о праздновании памяти св. вмц. Екатерины относятся к VIII веку. Почитание святой великомученицы Екатерины тесно связано с историей Синайского монастыря, то есть с самой ранней историей христианства, а в России оно восходит ко временам Киевской Руси. Так, уже в одной из древнейших ноябрьских миней (XI в.) содержится ей служба. Житие и мученичество святой вошли в состав Великих четьих миней святителя Макария и прологов (сборников житий святых). Частицы мощей святой Екатерины содержались в 2 реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля - наперсном кресте-мощевике 70-х гг. XV в. и в резной иконе-складне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте (3-й четв. XV в).

Святая великомученица Екатерина. Тропарь и кондак

Служба святой великомученице Екатерине не отмечена особенным праздничным знаком и поется совместно со службой попразднества и св. мч. Меркурия.

Тропарь:

Добродетельми якоже лучами солнечными, просветила еси неверных мудрецов. И якоже пресветлая луна ходящим в нощи, неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе и мучителя обличи, богозванная невесто, блаженая Екатерино. Желанием востече в небесный чертог, к Прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчася. Емуже со ангелы предстоя, за ны молися творящих пречестную память твою.

Кондак:

Витийствующи днесь Екатерина мученица, и витиями обличи умовредную ересь. Ангел бо с небесе к той прииде, силу от Вышняго принесе. Юже приимши мужески рече, Христос есть мучеником похвала.

————————

Библиотека Русской веры

Народные традиции в день святой великомученицы Екатерины

Имя святой великомученицы Екатерины было весьма популярно среди прочих женских имен, особенно в наше время, поэтому день тезоименитства является весьма заметным событием в церковном календаре, по праву украшая скромную постную трапезу богатыми, праздничными пирогами.

Раньше в народе очень популярными были так называемые екатерининские гуляния. В этот день нельзя было сидеть дома, нужно было всей деревней веселиться и радоваться. На Руси молодые люди катались на санках с горок и на запряженных конных санях. Женихи старались присмотреть во время гуляний себе хорошую невесту, чтобы на зимний мясоед устроить свадьбу. Девушки, в свою очередь, просили святую, чтобы им попался хороший и достойный жених.

К святой великомученице обращаются также за помощью во время беременности и при тяжелых родах. На Западе она считается покровительницей студентов и всех учащихся, как в России святая Татьяна.

Святая великомученица Екатерина. Иконы

«Иконописный подлинник», составленный в начале XX века С.Т. Большаковым на основе подлинников XVI века, сообщает, что святая Екатерина изображается так: «На голове венец царский, власы просты, как у девицы, риза лазоревая, испод киноварь (нижняя одежда красная), бармы царские (драгоценные украшения на одежде) до подола, и на плечах и на рукавах, рукава широки, в правой руке Крест, а в левой свиток, а в нем пишет: «Господи Боже, услыши мене, даждь поминающим имя Екатерины отпущение грехов, и в час исхода его проводи его с миром и даждь ему место покойно»».

Таким образом, только без свитка, она изображена на иконе начала XIII века из монастыря святой Екатерины на горе Синай. Возможно, именно эта икона служила главным храмовым образом и располагалась возле раки с мощами святой.

Иногда Святая Екатерина изображается в красном плаще - традиционном одеянии мучеников и синем хитоне. Глава святой может быть покрыта белым платом, символизирующим целомудрие, духовную и телесную чистоту.

В XVI веке в русском искусстве появляется новый иконографический вариант - «Моление великомученицы Екатерины о народе», не встречающийся в византийском или балканском искусстве. Святая изображается со свитком в руке, содержащим текст ее предсмертной молитвы, позади Екатерины изображен палач с мечем; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения Александрии.

Вероятно, эта иконография возникла благодаря почитанию святой Екатерины как заступницы «при исходе души»: перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Иногда у ног святой изображаются коленопреклоненные верующие, прибегающие к ее молитвенному заступничеству.

Храмы в честь святой великомученицы Екатерины

В настоящее время насчитывается до 300 храмов во имя святой великомученицы Екатерины , как в самой России, так и за ее пределами: в Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии, на Кипре, в Турции и в Египте.

Среди наиболее древних построек на Руси известна Новгородская церковь в честь великомученицы, о ней упоминается в списке деревянных церквей, сгоревших в 1310 г., позднее (с рубежа XIV и XV вв.) она фигурирует как каменный придел церкви Успения на Торгу.

История первого московского храма великомученицы Екатерины начинается в конце XVI столетия, когда на Всполье (ул. Большая Ордынка) появляется ремесленная слобода, устроенная стараниями Анастасии Романовны - первой супруги царя Иоанна Грозного. Ею же здесь был построен и деревянный храм, известный по летописным источникам 1612 года.

Монастырь cвятой Екатерины - один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире, основан в IV веке в центре Синайского полуострова. Среди игуменов монастыря наиболее известен преподобный Иоанн Лествичник. Первоначально именовался монастырём Преображения или Неопалимой Купины. После обретения мощей святой Екатерины и распространения её почитания, монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название - монастырь Святой Екатерины.

храма во имя Рожества Христова в Екатеринбурге в этот день отмечает как бы второй престол. Из-за невозможности съезжаться в Екатеринбург в день престольного праздника, на Рождество Христово, вот уже несколько лет кряду собираются здесь верующие со всей округи месяцем раньше, в день памяти святой Екатерины, давшей имя городу.

Город был основан в 1723 году, как столица горнозаводского края. Имя городу дано в честь Екатерины Первой. Во время правления Екатерины II через город проложили главную дорогу Российской империи - Сибирский тракт. Екатеринбург стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу».

Сегодня Екатеринбург - четвёртый по численности населения (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска) город в России.

7 декабря (24 ноября по старому стилю) – день памяти , равно почитаемой как Православной, так и Католической церковью.

О жизни Екатерины, как и о жизнях подавляющего большинства мучеников первых веков христианства, нам известно до обидного мало. Жития святых составлялись спустя не одно столетие на основании так называемых мартириев («мученичеств»), которые также писались далеко не по горячим следам. Этот жанр церковной литературы сложился в и сочетал в себе агиографию и беллетристику. Авторы мартириев придерживались определенной сюжетной схемы и главное внимание, разумеется, уделяли мученическому подвигу святых, одновременно обращая внимание на их сны, мысли и переживания. Однако хронология и исторические реалии большинства мартириев настолько размыты или противоречивы, что ученые не считают их серьезными источниками.

Конечно, для верующего человека в житии святого главное не столько его биография, сколько указание на горячую веру, любовь к Господу и готовность отдать за Него жизнь. Это образцы для подражания, нравственные ориентиры. И все же о любимых святых хочется узнать как можно больше. Так что же нам известно о жизни святой Екатерины?

Откуда мы о ней знаем?

Основными источниками жизнеописания святой являются мученичество, приписываемое некому Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, мученичество, составленное Симеоном Метафрастом, три анонимных мартирия, а также «Похвальное слово Екатерине» Анастасия Протасикрита. Самое раннее из них относится к VI-VII вв. На их основе позднее были написаны многочисленные агиографические сочинения, посвященные великомученице, причем ее жизнеописание варьировалось, дополнялось новыми деталями (например, описание появилось в ее житиях лишь в XIV в.).

Указывается, что Екатерина пострадала за Христа между 305 и 312 гг. Поскольку известно, что на тот момент ей было 18 лет, год ее рождения – между 287 и 294 гг. Место рождения – Александрия Египетская. Считается, что Екатерина происходила из знатного рода, ее отцом называют некого Конста – правителя Александрии. Однако среди римских проконсулов конца III – начала IV вв. человека с таким именем нет. Впрочем, не исключено, что среди предков великомученицы были греческие цари . Греческим является и ее имя – дословно «всегда чистая».

Впрочем, некоторые источники указывают возможное языческое имя Екатерины – Доротея. Достоверных свидетельств этому не обнаружено. Однако Евсевий Кесарийский, современник святой, в своей «Церковной истории» упоминает о безымянной мученице, история которой один в один совпадает с жизнеописанием Екатерины. Кроме того обстоятельства, что неизвестная мученица была не казнена, а отправлена в ссылку. В латинском переводе Руфина Турания эта женщина фигурирует под именем Доротея. Церковный историк XVI в. Цезарь Бароний предполагал, что святая Екатерина действительно могла претерпеть мученическую кончину уже после возвращения из ссылки.

Жизнь Екатерины до обращения

Жизнь Екатерины до крещения подтверждала: можно иметь все, но не быть счастливым человеком. Знатное происхождение, богатство, необычайная красота, глубокий ум, блестящее образование – всем этим она обладала в избытке. Согласно житию, написанному , Екатерина «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

Родители Екатерины торопились выдать дочь замуж, женихи один за другим просили ее руки, но девушка заявила, что согласиться стать женой лишь того, кто превзойдет ее во всем – в знатности, богатстве, красоте и уме. Вряд ли это было проявлением , скорее всего, умная девица понимала, что неравный брак не принесет ей счастья, и предпочла сохранить себя в чистоте девства.

Мистическое обручение святой Екатерины

Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Он рассказал Екатерине, что знает Юношу, превосходящего ее во всем. Старец дал ей икону, изображающую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, и научил молитве, в которой Екатерина должна была попросить Деву Марию показать ей чудесного Юношу – Ее Сына. Просьба девушки была исполнена: в ту же ночь Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами .

Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, монах совершил над Екатериной таинство крещения. Поздние редакции жития святой рассказывают, что после этого она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце.

Свидетельница веры

Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Какой именно – точно неизвестно. Это было время тетрархии – правления четырех императоров одновременно, и за период с 305 по 312 г. Римской империей управляли ни много ни мало девять императоров. Чаще других называют Максимина, Максимиана и Максенция (возможно, эта путаница происходит из-за сходства имен), но наиболее вероятно, что это был Максимин II Даза (или Дайа). Во-первых, он был цезарем, а позднее августом восточной части империи, куда входил и Египет, во-вторых, вошел в историю прежде всего как необузданный и жестокий гонитель христиан.

Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась в дворец – для знатной особы это было возможно. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкость победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем, после чего еще многие уверовали во Христа.

Мученичество

Император уговаривал Екатерину отказаться от веры в Единого Бога и принести жертву языческим богам. После категорического отказа мученицу долго истязали, а затем заключили в темницу. Двенадцать дней голубь приносил ей пищу, а затем явился Сам Христос в окружении ангелов, чтобы укрепить ее перед предстоящими мучениями.

Супруга императора, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, вместе с военачальником Порфирием и отрядом солдат ночью тайно навестила ее в темнице. Побеседовав с Екатериной, все они также уверовали во Христа.

Специально для устрашения Екатерины было изготовлено орудие пытки: на ось насадили четыре деревянных колеса, утыканных железными остриями. Вращаясь в разные стороны, колеса должны были растерзать тело стоящей между ними мученицы, которая осталась тверда и не отказалась от Христа. Житие рассказывает о том, как невидимая сила разрушила это сооружение, колеса разлетелись в разные стороны, убив немало зевак, пришедших поглазеть на казнь.

После этого жена императора при всех обличила своего мужа и исповедала себя христианкой, а вместе с ней – Порфирий и его воины. Всех их подвергли страшным мучениям, а затем обезглавили. Императрица известна нам как мученица Августа, хотя это не имя, а лишь титул супруги августа. Однако этот факт – еще одно указание на императора Максимина, поскольку Максенций не был августом, а жена Максимиана Евтропия благополучно пережила мужа.

Нечестивый император предпринял еще одну попытку соблазнить Екатерину – на этот раз лаской. В обмен на отречение от Христа он обещал сделать ее своей наложницей или даже законной супругой. Максимин действительно славился крайней степенью распутства, а Екатерина оставалась прекрасной даже после всех истязаний. Мученица с возмущением отвергла его притязания, и разгневанный император приказал усечь ей голову мечом.

Почитание

Три века спустя монахи Преображенского монастыря, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре католикона -главного храма монастыря святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков), на правой стороне престола. Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе храма и всегда открыта верующим для поклонения.

Синай. Монастырь святой Екатерины

Первые сохранившиеся изображения Екатерины относятся к VIII-IX вв. На православных иконах мученица традиционно изображается в царском одеянии, с венцом на голове и крестом в правой руке. Известны изображения святой, опирающейся на колесо, с пальмовой ветвью в руке. Иконография «Обручение великомученицы Екатерины» сложилась в XVIII в. под влиянием западных образцов.

Впервые память святой Екатерины отмечается в «Типиконе Великой церкви» IX-XI вв. Ее гимнография восходит к IX в. Именно тогда преподобный Феофан Никейский и монах по имени Вавил создали в честь великомученицы Екатерины несколько замечательных песнопений, которые и поныне поются в день ее преставления. Также преподобный Феофан написал в честь великомученицы канон, краегранесие которого гласит: «Екатерину приснопамятную песньми пою…»

Тропарь святой великомученице Екатерине

Добродетельми яко лучами солнечными просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящим в нощи неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, Богозванная невесто блаженная Екатерине; желанием востекла еси в небесный чертог к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Емуже со ангелы предстояще, за ны молися, творящия пречестную память твою.

Кондак святой великомученице Екатерине

Лик честный Божественно мучениколюбцы воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши.

Истории Русской Церкви

(Граф М. В. Толстой)

Рассказы из

Истории Русской Церкви

Предисловие.

Распространение христианства среди славян.

1. Появление христианства на Руси.

Cв. кн. Владимир.

2. Распространение христианства. Князь Ярослав Ι.

3. Начало Монашества, Препп. Антоний и Феодосий.

4. Печерская обитель. Распространение христианства на севере.

5. Удельная система. Владимир Мономах.

6. Приемники Мономаха. Древние святые.

7. Нашествие Батыя и порабощение Руси.

8. Русь под монголами. Св. Александр Невский.

9. Преемники Александра Невского. Собор во Владимире.

10. Князь Даниил Московский.

11. Борьба между Тверью и Москвой.

Возвышение Москвы при Иоанне Калите.

12. Митрополит Алексий.

Преподобный Сергий Радонежский.

13. Ученики преп. Сергия.

14. Святитель Стефан Пермский.

Преп. Сергий и Герман Валаамские.

16. Нашествие Тамерлана.

Разделение Русской митрополии.

17. Святой Иона Рязанский.

Собор во Флоренции. Падение Константинополя.

18. Покорение Новгорода.

Освобождение от монгольского ига.

19. Южнорусская митрополия.

Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Соловецкая обитель.

20. Основатели монастырей 15-16 веков.

21. Князь Василий Иоаннович. Нашествие Крымского хана.

Преподобный Максим Грек.

22. Царь Иоанн Грозный.

Стоглавый Собор. Покорение Казани.

23. Митрополиты Иоасаф и Макарий.

Святитель Гурий Казанский.

24. Митрополит Филипп Московский.

Разгром Новгорода. Смерть Иоанна Грозного.

25. Установление патриаршества. Царь Борис Годунов.

26. Киевская митрополия. Церковная уния.

27. Смутное время. Патриарх Гермоген.

28. Осада Троице-Сергиевой Лавры.

Избрание на царство Михаила Романова.

29. Царь Михаил Романов. Патриархи Иоасаф I и Иосиф.

30. Угодники Божии 17-го века. Упадок просвещения.

31. Пагубные последствия унии.

Восстановление православной иерархии.

32. Митрополит Петр Могила.

Преподобные Афанасий Брестский и Иов Почаевский

33. Царь Алексей Михайлович. Патриарх Никон.

Исправление богослужебных книг. Старообрядчество.

34. Низложение Патриарха Никона. Собор 1666 года.

35. Патриарх Иоаким. Соловецкий бунт.

Собор 1681 года. Заботы о просвещении.

36. Стрелецкий мятеж в Москве. Борьба с расколом.

Подчинение Киевской митрополии Патриарху.

37. Царь Петр Великий.

Уничтожение патриаршества и учреждение Святейшего Синода.

Приложение

Хронологический список

митрополитов и патриархов

Митрополиты

Патриархи

Хронологический Список

Великих Князей, Царей и Императоров

Предисловие.

И стория Церкви - это прежде всего история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Вспомним слова евангельские: “Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем же сделаешь ее соленою?” (Мтф. 5:13). Именно поэтому в основу “Истории Русской Церкви,” подготовленной Издательским Отделом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, положен труд известного русского агиографа графа М. В. Толстого “Рассказы из истории Русской Церкви.”

Сравнивая труд М. В. Толстого с подобными ему трудами, мы не найдем в этой книге каких-либо редких фактов, не известных в той или иной степени церковно-исторической науке. Однако, несмотря на это, книга М. В. Толстого была куда более любимым чтением по истории Русской Церкви, чем многие иные, имевшие на титуле имена прославленных историков. Причина здесь только одна: “История Русской Церкви” М. В. Толстого написана церковно и научает церковности. История Церкви - это описание ее святости и благочестия, открывающихся в ее подвижниках. Естественно поэтому нам и от церковного историка ожидать “по тщательном исследовании всего сначала,” как пишет евангелист Лука (Лк. 1:3) прежде всего благочестивого повествования о событиях, чтобы мы узнали твердое основание церковного учения (Лк. 1:4). Такие повествования Церковь преимущественно заключала в круг Четий-Миней, подчеркивая равноценность различных временных отрезков пред вечностью. Но и хронологическое (“от сотворения мира”), по годам (“полетное”) изложение всегда признавалось Церковью имеющим свой смысл и значение. Именно поэтому преподобный Нестор, монах Киево-Печерской Лавры, составлял “Летопись.” М. В. Толстой в своей “Истории” следует традициям как церковного летописания, так и житийного повествования, и потому читатель получает от его книги и исторические познания, и благочестивое назидание.

Естественно, что М. В. Толстой, опиравшийся на доступные в середине XIX века источники и литературу, заимствовал из них данные, некоторые из которых, по мере развития церковно-исторической науки были уточнены. Именно поэтому не изменяя авторского текста, редакция сочла необходимым внести некоторые уточнения и дополнения фактического характера, которые оговариваются. Кроме того, книга снабжена справочным материалом, часть которого подготовлена специально для данного издания и публикуется впервые - это Хронологический список Русских святых и подвижников благочестия IХ-ХХ вв. Даты кончины святых по тексту книги приведены в соответствие с более выверенным “Хронологическим списком.”

История Русской Церкви неотделима от истории Российского государства, народа. Недаром среди святых, прославленных Русской Православной Церковью, - великие благоверные князья Владимир, Александр Невский, Димитрий Донской и многие другие русские государственные люди. Недаром же и в Акафисте преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу, назван этот святой подвижник “данным России воеводою,” “светозарным светилом в православной Российской державе.” Поэтому и в данном издании читатель найдет сведения по истории русской государственности, жизнеописания великих князей, царей, императоров Российских, историю народных движений.

Предлагаемый том охватывает период с начального времени устроения Русской Православной Церкви и до учреждения Святейшего Синода. Десятилетия открытых гонений на Церковь после 1917 года заставляют нас теперь пристальнее вглядеться в предысторию второй российской смуты и более глубоко оценить целый ряд исторических явлений. Всего этого, конечно, нет в настоящем томе, но может быть восполнено в будущем.

Прориси икон Пресвятой Богородицы и святых выполнены иконописцем священником Вячеславом Савиных.

Примечания

  1. Граф Михаил Владимирович Толстой (1812-1896), русский духовный писатель, автор многочисленных книг по истории Русской Церкви: “Патерик Свято-Троицкой Лавры,” “Древние святыни Ростова Великого” (М., 1847), “Русские святыни и древности” (тт. I-III, М., 1861- 1868) и других, сотрудник журналов “Русский Архив,” “Богословский Вестник” и “Чтения Общества любителей истории и древностей.”

РАССКАЗЫ ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

КНИГА ПЕРВАЯ

ГЛАВА I

Первые проявления христианства на земле русской. - Аскольд и Дир. - Святая княгиня Ольга. - Первые мученики. - Варяги. - Святой равноапостольный князь Владимир. Святые Страстотерпцы Борис и Глеб. - Преподобный Ефрем Новоторжский.

"Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, - говорит один недавно почивший знаменитый архипастырь , - в ином народе оно совершается ранее, в другом позднее, в одном быстро, в другом медленно".

Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: "На сих горах воссияет благодать Божия". Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильмень, а оттуда в Рим . Но в летописи Нестора не упомянуто, чтобы путешествие Первозванного Апостола оставило по себе следы на почве Киевской Руси.

Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Блаженный Иероним писал: "Гунны изучают псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной; войска рыжих и белокурых гетов и даков носят за собою походные храмы". Из этих слов видно, что под именем холодной Скифии нужно разуметь ту, которая простиралась от левого берега Дуная до Дона, где, по свидетельству древних, еще с I века по Р. Х. обитали славяне. У гетов, или готфов, живших в нынешней Бессарабии вместе со славянами, еще при Константине Великом образовалась епархия.

О распространении веры между готфами и скифами более всех заботился святой Иоанн Златоуст. Он посылал миссионеров к скифам, жившим за Дунаем, и для готфов посвятил епископа Ульфилу. Но гунны, авары и болгары, одни за другими, опустошали Скифию, и христианство, еще слабое между скифами, искоренялось войною или гонением язычества.

На севере Русской земли, где славяне, жившие при впадении Волхова в озеро Ильмень, призвали к себе на княжение Рюрика с братьями (около 862 года), почти не было слухов о христианстве. Двое из сподвижников Рюрика, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья в Царьград. На берегу Днепра они увидели городок и завладели им: это был Киев. Отсюда в 866 году они предприняли поход к Царьграду с языческой дружиной на 200 вооруженных судах, открыли себе путь в Черное море и в самый Босфор Фракийский (Константинопольский пролив), опустошили берега Пропонтиды (Мраморного моря) и заставили трепетать столицу империи. Блаженный Патриарх Фотий, столько заботившийся о просвещении славян, вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и погрузил ее в море, тихое и спокойное. Вдруг оно закипело бурею и разбило суда руссов . Аскольд и Дир, объятые страхом, уверовали во Христа. Повествуют, что по возвращении с остатками флота в Киев Аскольд принял на вече народном епископа, присланного от Патриарха Фотия. Стали рассуждать о вере своей и христианской и спросили епископа: чему он хочет учить их? Епископ открыл Евангелие и стал говорить им о Спасителе мира и земной Его жизни, говорил и о разных чудесах, совершенных Богом в Ветхом Завете. Руссы, слушая проповедника, сказали: "Если и мы не увидим чего-нибудь подобного тому, что случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить". Служитель Божий не поколебался; он смело отвечал им: мы ничтожны перед Богом, но скажите, чего хотите вы? Они просили, чтобы брошено было в огонь Евангелие, и обещали обратиться к христианскому Богу, если оно останется невредимым. Тогда епископ воззвал: "Господи! Прослави имя Твое перед сим народом", - и положил книгу в огонь. Евангелие не сгорело. Видя это, князья и многие язычники, пораженные чудом, приняли крещение .

Спустя 15 лет, Олег, принявший на себя правление в Новгороде, по смерти Рюрика и в малолетство сына его Игоря, предпринял поход на юг. Оставив позади войско, он прибыл на ладьях к Киеву, вызвал к себе обманом Аскольда и Дира и умертвил их. Местность и удобство Киева пленили Олега; он сказал: "Да будет он матерью городов русских"; и поселился на берегах Днепра. Оттуда с огромной ратью, собранной из всех подвластных ему племен, на легких судах, он пустился к югу и осаждал Константинополь. Греки откупились от него деньгами. При язычнике Олеге христианство могло скорее ослабеть, нежели усиливаться в Киеве; однако и он, хотя без намерения, знакомил руссов с верой Евангельской. Когда послы его были в Царьграде для заключения мира, им показали "страсти Господни, терновый венец, гвозди и хламиду багряную" и мощи святых и учили их христианской вере. Возвратясь в Киев, они рассказали землякам, что видели и слышали.

При Игоре вера Христова имела более покоя и свободы в Киеве. В договоре, заключенном им с греками, упоминается о том, что руссы крещеные будут присягать в соборной церкви святого Илии в Киеве и целовать крест. Таким образом, христиан между руссами уже было столько, что надобно было упоминать о них в договоре, и в Киеве был соборный храм, что может указывать на существование других храмов.

Но еще ярче воссиял свет Евангелия в России по смерти Игоря. Игорь был женат еще при жизни правителя Олега. Жена его, природная славянка , родившаяся близ Пскова или лучше сказать, в той стороне, где после основался Псков, называлась Прекрасною, а при браке переименована Ольгою.

По смерти мужа, убитого возмутившимися древлянами (в 946 году), и в малолетство сына Святослава, который остался сиротой на пятом году, Ольга правила Русской землей, как Любуша у чехов и Драгомира в Богемии. Она наказала и усмирила древлян, обложив их тяжкой данью, учредила в Новгородской земле погосты и оброки. При ней в Киеве было много христиан. Одаренная светлым, проницательным умом, Ольга видела непорочную жизнь христиан и понимала, что язычество не могло воспитать таких людей; беседы с учителями христианскими (один из них сопровождал ее в Царьград) открыли ей небесную чистоту и высоту учения Христова. Она решилась креститься и, чтобы вернее ознакомиться с христианством, отправилась сама в Константинополь в 957 году. Там пробыла она около трех месяцев, и хотя сначала была принята очень холодно и должна была долго простоять на пристани, но потом пользовалась вниманием императора и наставлениями Патриарха Полиевкта, знаменитого по святости жизни и по высокой образованности. Патриарх сам крестил Ольгу, нарек ее Еленой и сказал ей: "Возлюбив свет и отвергнув тьму, благословенна ты между женами Русскими; благословлять тебя будут сыны Русские до последнего рода" .

Возвратясь в Киев, она заботилась о распространении христианства, но не могла обратить сына своего Святослава.

Он не только не обнаруживал расположения к истинной вере, но, исключительно занятый мечтами о власти и славе, не раз выражал гнев свой на предложения матери.

Блаженная княгиня после крещения своего прожила еще 12 лет и успела посеять первые семена веры в юном внуке Владимире и его братьях. Пользуясь частыми отсутствиями войнолюбивого сына, она посетила свою родину. Там, обозревая местность нынешнего Пскова и стоя на берегу реки Великой, где тогда был густой лес и многие дубравы, она увидела три светоносных луча, как бы падающие с неба на крутое возвышение противоположного берега. Равноапостольная княгиня водрузила крест на этом месте , и предрекла, что здесь будет храм Святой Троицы и воздвигнется великий и славный город .

Тогда как святая мать подвизалась для счастья своей Родины, сын ее Святослав, рыская по чужим землям, едва не потерял своей: стесненные печенегами, беспомощные киевляне доведены были до того, что готовы были передать город врагам. Возвращаясь поспешно в Киев, Святослав прогнал печенегов, но снова спешил за Дунай, тогда как мать его лежала на одре смертном. Благоверная Ольга сказала со скорбью сыну: "погреби меня и тогда иди, куда хочешь". Спустя три дня, 11 июля 969 года святая Ольга скончалась; она завещала не совершать над ней языческой тризны и не насыпать кургана языческого, а послала деньги на поминовение Патриарху, и духовник ее совершил над ней погребальное пение. Церковь называет святую Ольгу "денницей спасения земли Русской, равноапостольною и единоревнительницею апостолам" , а преподобный Нестор говорит о ней: "Она предтекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным; как луна в ночи, так светила она между людьми неверными. Она и по смерти молит Бога за Русь. Ее славят все сыны Русские, видя ее лежащую в теле много лет".

Эти прекрасные слова летописца доказывают, что в его время Церковь уже чтила Ольгу между святыми, и мощи ее почивали открыто. Другой летописец говорит, что святая Ольга почила в гробе как спящая в десятинной церкви Богородицы, куда перенес мощи ее святой князь Владимир при митрополите Леонтии.

После Святослава, который жил и умер упорным язычником, наступили междоусобия между тремя сыновьями его. Младший из них, Владимир, рожденный от наложницы Малуши, Ольгиной ключницы, с восьмилетнего возраста был отправлен Святославом в Новгород под присмотром дяди, Добрыни Любчанина, который, как грубый язычник, давал полную волю страстям своего воспитанника. По смерти отца Владимир с Добрыней завладел Киевом посредством измены, велел умертвить старшего брата своего Ярополка, взял себе насильно невесту его Рогнеду, княжну Полоцкую, и беременную жену его, гречанку. Сделавшись единовластителем Русской земли, Владимир проводил свою молодость в необузданном сластолюбии: кроме пяти жен, у него было в разных местах до 800 наложниц. Он отличался также страстью к войне и отдаленным походам.

В 983 году Владимир ходил на ятвягов и покорил землю их (в нынешней Гродненской губернии). Возвратясь в Киев, он совершал жертвоприношения идолам. Старшины и бояре сказали ему: "Бросим жребий на отрока или девицу; на кого падет, того и принесем богам".

Жребий пал на юного Иоанна, сына одного варяга-христианина, по имени Феодора, жившего в Киеве. Посланные сказали отцу: "Отдай сына богам; они выбрали его себе в жертву". Феодор отвечал: "Ваши боги - истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому поклоняются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам". Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разломали двор варяга. Он стоял с сыном на сенях. Ему кричали: "Подай сына твоего!" Он отвечал: "Пусть боги ваши сами придут и возьмут его". Язычники подрубили сени под ними и умертвили обоих .

Но приближалось уже время общего просвещения земли Русской: ужасное братоубийство, сластолюбие грубое не могли не тяготить совести Владимира. Он думал облегчить душу тем, что ставил новых кумиров на берегах Днепра и Волхова, украшал их серебром и золотом, приносил тучные жертвы перед ними. Но все это, как чувствовал он, не доставляло покоя душе - душа искала света и мира. Владимир чувствовал тревогу, движения и сомнения в душе. Он стал припоминать свое детство и наставления блаженной бабки своей Ольги. К великому князю, недовольному старой верой, явились проповедники новых вер. Первыми явились послы из восточной Болгарии, мусульмане. Описание магометова рая, населенного прекрасными гуриями, понравилось сластолюбивому князю, но обрезание казалось ему мерзостью, а запрещение пить (крепкие напитки) - несовместимым с обычаями Руси. После немецкие паписты говорили о величии невидимого Бога и о ничтожности идолов; но князь знал папскую политику и отвечал им:

"Идите обратно, отцы наши не принимали веры от папы". Выслушав проповедь иудеев хозарских, Владимир спросил: "А где ваше отечество?" "В Иерусалиме,- отвечали они,- но Бог разгневался на отцов наших и расточил их по чужим странам". "И вы, отвергнутые Богом, - сказал им Владимир, - еще приходите учить других? Или хотите, чтобы и мы лишились своего отечества?" Наконец выслушан был философ, инок греческий. Показав несправедливость других вер, он представил историю Ветхого и Нового Завета и в заключение развернул картину страшного суда. "Добро стоящим одесную, - сказал Владимир, - и горе грешным на левой стороне". - "Крестись, - и будешь в раю с праведными", - отвечал ему инок. Отпустив последнего проповедника с уважением и дарами, Владимир созвал бояр и старшин на совет об избрании новой веры; решено послать послов и рассмотреть каждую веру на месте. Послы побывали у болгар восточных, потом у немцев и, наконец, прибыли к грекам. Императоры Василий и Константин, узнав причину прибытия Русских выборных, известили о том Патриарха, и Патриарх в присутствии послов совершил торжественную службу. Великолепие храма Софийского, множество духовенства в богатых облачениях, стройное пение клира привели Русских в восторг. Они думали, что стоят на небе, а не на земле. Возвратясь в Киев, они с восхищением говорили о вере греческой. "Если бы греческий закон не был лучше всех других - сказали великому князю бояре и старцы - то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из людей". Владимир решился принять крещение, но не хотел унижаться перед греками и положил завоевать себе веру.

Через год после совещания о вере Владимир пошел с войском к Корсуню и, взяв его, требовал себе от двора Константинопольского руки царевны Анны, сестры императора. Ему отвечали: "Пусть примет святую веру". - "Я давно испытал и полюбил закон христианский",- сказал Владимир. Но прежде чем невеста его пришла в Корсунь, с языческим князем случилось то же, что было некогда с Савлом: он ослеп. Прибывшая царевна советовала ему не медлить с крещением как средством к исцелению. Когда епископ возложил руку на выходящего из купели князя, Владимир, в крещении Василий, прозрел и душевно и телесно и в восторге воскликнул: "теперь я увидел Бога истинного" . По крещении Владимир вступил в брак с царевной и отдал Корсунь грекам, а сам возвратился в Киев новым человеком, с памятниками боевой и христианской славы .

Равноапостольный князь искал лучшей веры не для себя одного, но для всего своего народа. Прежде всего, крестились в Киеве сыновья его. Потом уничтожены были идолы; главного из них, Перуна, Владимир велел привязать к хвосту конскому, стащить с горы и бросить в Днепр; суеверный народ плакал из сожаления к старине своей и долго следовал по берегу за уплывавшим истуканом . Тогда же князь велел объявить, чтобы на другой день все жители Киева, не исключая женщин и детей, собрались на берег Днепра для принятия Крещения, под опасением немилости князя за ослушание.

Киевляне давно уже знали греческую веру, знали и решимость князя и бояр переменить веру и охотно шли креститься. Необозримые толпы людей, старцы и юноши, матери с младенцами покрыли берег реки. Туда явился и Владимир с собором духовенства. Народ взошел в Почайну, взрослые держали на руках младенцев, священники с берега читали молитвы. Владимир, объятый небесным восторгом, молился Господу и поручал ему себя и народ свой. "В этот день небо и земля ликовали",- говорит летописец.

Святой Владимир не ограничился просвещением престольного своего города, о поспешил с распространением святой веры и во всех других городах, больших и малых,- причем первым деятелем был святой Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси. После Киева был просвещен святой верой второй из славных городов Русских, Новгород Великий. Но здесь перемена веры обошлась не без сопротивления, нужно было укрощать возмущение силою . После того благовестие веры Христовой принесено было в область Ростовскую. Там, как и в Новгороде, ревностные благовестники крестили много людей, поставили церкви и священников, но не искоренили язычества.

В прочие города Владимир отправил сыновей своих и с ними священников для водворения веры Евангельской; в то же время он распространял и просвещение: в Киеве открыто было училище; богослужебные и учительные книги получены были из южной Болгарии. Храмы строились преимущественно на тех местах, где прежде стояли идолы. Особенная заботливость святого князя обращена была на построенный им в Киеве храм Богородицы, прозванный Десятинным, потому что пользу его блаженный храмоздатель назначил десятую часть из своих доходов.

Нравственная жизнь Владимира совершенно изменилась после благодатного решения. Довольствуясь одной женой (царевной), с которой сочетался браком по закону христианскому, он отпустил от себя всех прочих жен и наложниц, а Рогнеде послал сказать: "Я теперь христианин и должен иметь одну жену; ты же если хочешь, выбери себе мужа между боярами". Рогнеда отвечала: "Я природная княжна. Ужели тебе одному дорого царство небесное? И я хочу быть невестой Христовою" .

Повествователь почти современный , говорит, что Владимир глубоко скорбел о прежней нечистой жизни и говорил: "Господи! Был я как зверь, жил я по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже!"

Владимир-христианин заботился о внутреннем благоденствии своих владений, которые прежде распространял мечом. Он не поднимал оружия на соседей, но жил с ними мирно. Только дикие печенеги вынуждали его воевать с ними. Желая скрепить мир с Польшей родственным союзом, святой Владимир женил сына своего (а может быть, и племянника ) Святополка на дочери короля Болеслава.

Но вместе с Польской королевной прибыл бискуп Рейнеберг, пустил в ход римские происки и расположил Святополка к папизму и восстанию против великого князя. Владимир заключил Святополка в темницу с женою и бискупом .

Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви к ближнему; он не хотел наказывать даже и преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножились и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся отворен был вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги; покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда были у него три трапезы: первая для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая для нищих; третья для самого князя с боярами и дружиной. Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!

Святой равноапостольный князь Владимир преставился в старости 15 июля 1015 года и погребен в созданной им Десятинной церкви, рядом с гробницей супруги его Анны, скончавшейся за 4 года до него. Церковь уже чтила память его при сыне его Ярославе. Митрополит Иларион называет его вторым Константином, апостолом Русской земли, и, обращаясь к нему, говорит: "За благие дела получив ныне возмездие на небеси, блага, уготованные от Бога любящим его, и насыщаясь сладким Его лицезрением, помолись Господу о земле твоей и о людях, над которыми ты благоверно владычествовал" . Но мощи святого Владимира не были открыты и прославлены . Они покоились в мраморном гробе, который при нашествии татар был скрыт в земле под развалинами Десятинной церкви и обретен в 1635 году . Святая Церковь, празднуя память равноапостольного князя, воспевает: "Радуйся, слава России! Радуйся, правитель верных; радуйся, божественней Владимир, первоначальник наш; радуйся, забрало веры; радуйся, притекающих пристанище тихое; радуйся, камень веры и молебник о поющих и величающих тебя верно" .

Немедленно по кончине Владимира Святополк, как старший в семье княжеской, сел на престол и спешил задобрить Киевлян ласками и подарками; но они знали, каков он, и не доверяли ему; к тому же братья их были в походе против Печенегов с князем Борисом. Чтобы вернее сохранить власть, Святополк решился умертвить двух любимых сыновей Владимира , Бориса и Глеба.

Святые князья Борис и Глеб - прекрасные весенние цветы новопросвещенной Русской земли, ранние и яркие звезды на христианском небосклоне России.

Рожденные от матери христианки и оставаясь по малолетству еще довольно долго при отце своем, тогда как прочие братья отправлены были на уделы, они росли и развивались в благочестии, не тронутые заразой язычества. Они оба, как и праведный отец их, любили назидательное чтение. Борис (в крещении Роман) научен был грамоте, прилежно читал книги, особенно же подвиги и жития святых; а Глеб (в крещении Давид), младший брат, слушал с полным вниманием и наслаждением. Читая о страдании мучеников, святой Борис обливался слезами и молился: "Господи Иисусе Христе! Удостой меня участвовать в святом произволении святых Твоих; научи меня идти по их следам. Молю сердце мое, чтобы оно знало Тебя и Твои заповеди; даруй мне дар, какой даровал Ты угодникам Твоим" . Борис и Глеб горячо любили отца своего, любили друг друга и были всегда неразлучны в детстве. И отец преимущественно любил их, видя на них благодать Божию, и назначил им соседственные уделы, Борису - Ростов, а Глебу - Муром. Прибыв в свои уделы, они делали все, что могли, для распространения святой веры и отличались правосудием, кротостью, смирением и милосердием к бедным.

Вызванный из Ростова отцом, состарившимся и больным, Борис был отправлен против печенегов и, возвращаясь после напрасной погони, на берегу реки Альты, близ южного Переяславля, узнал о смерти блаженного родителя. Это известие поразило его тяжкой скорбью: он горько плакал, говоря: "Свет очей моих, не буду уже я наслаждаться благим учением и мудростью твоей!" Окружавшие его предлагали ему выгнать Святополка и возвести его на великое княжение. "Нет,- отвечал святой Борис,- не подниму я руки на брата старейшего; умер отец мой, пусть он будет мне вместо отца". Он распустил войско и собирался в Киев, куда звал его Святополк, обещая ему лучший удел.

Был вечер субботы, 24 июля 1015 года. Борису дали знать, что к нему подосланы убийцы. Он велел священнику петь утреню, сам читал шестопсалмие и канон. Окончилась утреня; он стоял еще перед иконой и молился: "Господи! Ты пострадал за грехи наши; удостой и меня пострадать за Тебя. Умираю не от врагов, а от брата; не поставь ему того во грех". Затем, причастившись Святых Тайн и простясь со всеми, покойно лег в постель. Убийцы, как звери, ворвались в шатер, пронзили Бориса копьями и, думая, что он умер, вышли вон. Но рана не была смертельна; страдалец опомнился и вышел из шатра. Один из злодеев ударил его копьем в сердце. Тело святого Бориса тайно привезли в Вышгород и схоронили при церкви святого Василия.

Святополку мало было смерти Борисовой. Он послал к Глебу гонца: "Иди скорее,- велел он сказать ему,- отец тяжко болен и зовет тебя". Глеб спешил в Киев. Он был близ Смоленска, плывя на ладьях по реке Смядыне, когда старший брат Ярослав, княживший в Новгороде, прислал сказать ему, что отец умер, а брат Борис убит Святополком. Глеб оплакал смерть отца и еще более горевал о брате, которого нежно любил. "Не услышу я более кротких наставлений твоих, брат мой любимый. Если получил ты милости у Господа, моли Его, чтобы и я пострадал, как ты; лучше быть мне с тобой, чем в этом злом мире". Так говорил плачущий юноша, рано постигнув суету временной жизни. Скоро встретили его убийцы, посланные Святополком. Спутники Глеба увидали их и схватились за оружие, чтобы защитить любимого князя. Глеб сказал им: "Братцы, если мы не будем драться с ними, они возьмут меня и поведут к брату; если же вступим в бой, они всех нас убьют. Плывите к берегу, а я останусь на середине реки". Убийцы, приблизившись к лодке святого князя, схватились за оружие. Напрасно Глеб говорил им, что ни в чем не виноват перед братом: злодеи заставили повара Глебова, родом из Торков, зарезать своего господина, вынесли тело князя из лодки и бросили между колодами в глухом лесу .

За смертью святых страстотерпцев последовало кровавое волнение во всей России. Святополк убил еще брата, Святослава, княжившего в земле Древлянской, и вступил в отчаянную борьбу с Ярославом. То с дикими печенегами, то с поляками четыре года сряду обагрял он свою Родину кровью. Наконец он встретился с Ярославом в 1019 году на берегах реки Альты, на месте страшного братоубийства. Ярослав молился и сказал: "Кровь невинного брата моего вопиет к Всевышнему!" Три раза возобновлялась битва упорная и жестокая; подобной, по словам летописца, не бывало еще на земле Русской. Наконец Святополк обратился в бегство. Терзаемый тоской, гонимый небесным гневом, беспрестанно слыша за собой мнимую погоню, изверг бежал через Польшу в пустыни Богемские и там кончил гнусную жизнь свою, заслужив проклятие современников и прозвание "окаянного". Заняв престол Киевский, Ярослав прежде всего захотел отдать последний долг страдальцам-братьям. Скоро успел он узнать о месте погребения святого Бориса, но целый год искал напрасно останки святого Глеба. Только в 1020 году тело его случайно найдено в лесу звероловами, перевезено в Вышгород и погребено подле святого Бориса. Тело святого Глеба, лежавшее пять лет на открытом воздухе, нимало не повредилось от перемен погоды; ни птицы, ни звери плотоядные не коснулись его; оно было белым и цвело нетлением, как живое. Скоро у могилы мучеников начали являться знамения и чудеса. Великий князь Ярослав по совещании с митрополитом Иоанном, решился открыть мощи новоявленных мучеников, прославленные нетлением и даром чудотворений. С благоговейной радостью перенесли святые мощи в часовню, поставленную на месте церкви святого Василия, которая незадолго перед тем сгорела. Решились соорудить новую церковь и установить праздник в честь мучеников. Лес приготовили зимой, к дню кончины святого Бориса построили церковь и поставили в ней икону святых князей. 24 июля 1021 года храм освящен митрополитом Иоанном в присутствии великого князя, при многочисленном стечении народа. Во время литургии хромой, ползавший у раки святых, встал и стал ходить в виду всех. Митрополит поставил открыто на правой стороне церкви мощи первых Русских чудотворцев и установил ежегодно праздновать память их в этот день. В 1072 году храм, сооруженный Ярославом, оказался ветхим, и сын его Изяслав построил новый храм. При торжественном перенесении святых мощей из старой церкви в новую мощи святого Бориса были несены князьями, а каменную раку святого Глеба везли на санях. Тогда же совершилось несколько чудес, и положено праздновать каждый год 2 мая перенесение мощей святых страстотерпцев.

"Приидите восхвалим чудотворцев и мучеников: пострадав законно, они победили врага и ныне, светло украшенные радостно предстоят Христу. И мы с любовью прославляем память их песнями, взывая к ним: радуйтесь заступники вселенной и поборники на врагов; радуйтесь врачи болящих и прогонители демонов; радуйтесь любезная чета прекрасных братьев, любимых Христом - Роман славный и Давид чудный" .

Преподобный Ефрем
Новоторжский, † 1053

С памятью святого страстотерпца Бориса неразлучна память о верном слуге его, преподобном Ефреме Новоторжском. Ефрем уроженец венгерский, пришел на службу к князю Борису, вместе с двумя своими братьями - Моисеем и Георгием. Последний из них был при своем князе на берегу реки Альты и хотел прикрыть его собой от последних ударов убийц, когда блаженный Борис, уже раненный, вышел из шатра. Злодеи умертвили Георгия и отрезали ему голову, чтобы снять с шеи золотую гривну. Узнав о смерти князя и любимого брата, Ефрем искал тело Георгия на месте убийства, но нашел только голову его, которую взял с собой. Он принял иночество и удалился на берег реки Тверцы, в селение Новый Торжок. Там построил он странноприимный дом и несколько лет усердно служил странникам. Когда открылись мощи святого князя Бориса и Глеба, преподобный Ефрем построил в честь новоявленных мучеников каменный храм и при нем основал обитель иноческую. Веселясь духом, что в созданном им храме верующие молятся любимому князю его, прославленному Господом, он подвизался в посте и молитве и мирно почил в глубокой старости 28 января 1053 года .