Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Человек эпохи возражения. Евгений Сабуров: "В шутке, что нас пригласили на капитанский мостик "Титаника", есть доля правды"

20 июня 2009 года скончался Евгений Федорович Сабуров, научный руководитель Федерального института развития образования.

Биография Евгения Федоровича удивительна. В конце 1980-х он работал ведущим научным сотрудником Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР, откуда в 1990-м перешел на должность заместителя министра образования РСФСР, а уже в 1991-м занял пост министра экономики РФ.

Затем до 1994 года Евгений Сабуров возглавлял Центр информационных и социальных технологий при Правительстве РФ. В 1994 году работал председателем правительства Республики Крым.

С 2003 по 2006 годы Евгений Федорович был научным руководителем Института развития образования ГУ-ВШЭ, а с 2006 года возглавил Федеральный институт развития образования.

Он стоял у истоков новой экономики образования. Был замечательным ученым, общественным деятелем, поэтом и драматургом.

Такие люди украшают мир, делают его ярче, их образ навсегда сохраняется в памяти людей.

Публикации 6

Биография

  • 1991 - заместитель министра образования РСФСР
  • 1991 - заместитель Председателя Совета Министров Российской Федерации и министр экономики Российской Федерации
  • 1994 - Вице-премьер Правительства Крыма
  • С апреля 2003 - научный руководитель Института развития образования ГУ-ВШЭ

"Полный день" против "системы Коменского"

Недавно в ГУ-ВШЭ известные экономисты обсуждали долгожданную альтернативу единой тарифной сетки в образовании — новую схему оплаты труда школьных наставников: так называемую "отраслевку". Вместо восторженных рукоплесканий в зале, как водится, звучали споры, а в финале всем участникам пришлось признать, что роста качества образования новая система оплаты труда (СОТ), увы, не обеспечит.

Полит.РУ

Какого образования требует членство в "Большой Восьмерке"?

Е.АЛЬБАЦ: Добрый вечер, 19.06 и 27 секунд, в эфире радиостанция «Эхо Москвы», мы вещаем на частоте 91,2 ФМ, и я, Евгения Альбац, приветствую радиослушателей «Эхо Москвы», кто сегодня, вместе с экспертами в студии, готов обсуждать вопрос, какое образование требуется от стран -членов «Большой Восьмерки». В студии «Эха» Ярослав Иванович Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшая школа экономики и Евгений Федорович Сабуров, директор Института проблем инвестирования.

Эхо Москвы

Евгений Сабуров: "В шутке, что нас пригласили на капитанский мостик "Титаника", есть доля правды"

На годовом собрании акционеров "ЮКОСа" 23 июня был избран новый совет директоров, состав которого существенно отличается от предыдущих. Среди его новых членов - представители ельцинской команды первого (после путча 91-го года) призыва. Факт, в данном случае, знаковый. Спустя два года после ареста Михаила Ходорковского и полгода после утраты компанией основы ее нефтедобычи - "Юганскнефтегаза", прошло достаточно времени, чтобы если не понять, то принять свершившееся как факт. О текущей ситуации и шансах теперь уже бывшего российского нефтяного гиганта на выживание специальный корреспондент "НиК" Ирина Роговая беседует с членом совета директоров "ЮКОСа" Евгением Сабуровым.

Нефть и капитал

О решении Конституционного суда о правомерности статьи о трехлетнем сроке давности за свершение налоговых правонарушений

Ведущие: Нателла Болтянская
Гости: Евгений Сабуров, научный руководитель института развития образования государственного университета "Высшая школа экономики"

Эхо Москвы

ЮКОС умирать не собирается

В результате годового собрания, как и планировалось, избран новый состав совета директоров. В него вошли президент ЮКОСа Стивен Тиди, вице-президент Юрий Бейлин, председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко, директор компании Cube Capital Ltd Франсуа Букле, директор Института геологии нефти и газа Сибирского отделения Российской академии наук Алексей Конторович, президент компании Loze & Associes Бернар Лозе, ректор Томского политехнического университета Юрий Похолков, директор Института проблем инвестирования, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Евгений Сабуров, советник правления, представитель Московского народного банка в совете директоров КБ "Еврофинанс Моснарбанк" Александр Семикоз, президент Российского союза машиностроителей Иван Силаев и независимый консультант Владимир Форосенко...

Независимая газета

ЮКОСу устав не писан
Акционеры компании не смогли проголосовать за поправки

Таким образом, на вчерашнем собрании акционеров ЮКОСа в его совет директоров были избраны сам Виктор Геращенко, который вновь стал председателем совета, президент ЮКОСа Стивен Тиди, вице-президент компании Юрий Бейлин, директор компании Cube Capital Ltd Франсуа Букле, директор Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН Алексей Конторович, президент компании Loze & Associes Бернар Лозе, ректор Томского политехнического университета Юрий Похолков, директор Института проблем инвестирования, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Евгений Сабуров, советник правления лондонского Moscow Narodny Bank Александр Семикоз, президент Российского союза машиностроителей Иван Силаев и бывший президент банка "Империал" Владимир Форосенко...

КоммерсантЪ

В рынок на броневике
Под угрозой вздутия

Уже четырнадцатый год Россия идет к рынку. Аналитики предупреждают: во-первых, этот переход еще не завершен, во-вторых, Россия может оказаться следующей в очереди "бархатных" революций. К таким сенсационным выводам привело аналитическое исследование "Долгий путь к рынку", обнародованное компанией ФБК.

Московские новости

Грозит ли России распад?

Ведущие: Виталий Дымарский
Гости: Сергей Глазьев, лидер движения "За достойную жизнь", депутат Госдумы
Евгений Сабуров, научный руководитель института развития образования государственного университета "Высшая школа экономики"
Андрей Пионтковский, политолог, директор Института стратегических исследований
Борис Надеждин, секретарь президиума СПС

Эхо Москвы

Страшилки реформы образования

Впрочем, как говорит Евгений Сабуров, научный руководитель института развития образования ГУ ВШЭ, он не знает ни одной страны, в которой население было бы довольно своей системой образования. За исключением Венгрии, которая, впрочем, по его сведениям, вышла на первое место в Европе по порноиндустрии. Недовольство общества своей системой образования - нормальная вещь. Систему образованию все время надо менять, если мы хотим развиваться.

Богатей (Саратов)

На марше... экономический империализм

По страницам экономических зарубежных (и "продвинутых" отечественных) изданий загуляли новые термины: "экономический империализм", "теория фирм", "теория сигнала". Что это? Какова их природа? Откуда они взялись? И главное, какая от этих теорий предпринимателям польза? Об этом нашему обозревателю В. Головачеву рассказал Е. Сабуров - доктор экономических наук, профессор.

Экономика и жизнь

С МГУ все будет хорошо.
Эксперты "НГ" рассуждают о будущем университета номер один

...Евгений Сабуров, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики
МГУ - один из крупнейших вузов страны. И никаких плохих изменений пройти с ним просто не может. Вуз не принимает студентов по результатам единого экзамена и принимать не собирается. И его никто не заставляет это делать. В МГУ, правда, на мой взгляд, есть все-таки одна проблема. Сегодня можно говорить о значительной разнице в качестве образования по разным факультетам. Мы привыкли говорить о МГУ, подразумевая его как некий монолит. А диплом МГУ - как свидетельство того, что человек очень хорошо подготовлен. Не всегда это, к сожалению, бывает так...

Независимая газета

Образованные есть, реалистов не хватает.
Стране срочно нужна реформа профессионально-технического образования

Возродить профессиональное образование на уровне, отвечающем потребностям современности, - одна из важнейших задач модернизации всей образовательной системы. Разработанные министерством приоритетные направления развития образования были вынесены этой осенью на широкое обсуждение. А сегодня министр образования и науки А. Фурсенко будет докладывать о разработанной министерством программе на заседании правительства. Мы же представляем вашему вниманию мнения экспертов о путях разрешения этой проблемы...

Евгений Сабуров, государственный университет - Высшая школа экономики (член ученого совета)

Новая газета

Вам не все равно: Янукович или Ющенко?

Российские граждане во главе с Президентом проявили такую заинтересованность в исходе выборов на Украине, что могло показаться, будто дело происходит вовсе не в другом государстве, а в самой России.

Евгений Сабуров, директор Института проблем инвестирования

КоммерсантЪ-Власть

О чем сигналят «корочки»

«Главное - не знания, а компетентность, важен не простой набор информации, а умение ее использовать», - уверен Евгений Сабуров, научный руководитель института развития образования ГУ ВШЭ, профессор, доктор экономических наук. Вместе с ним мы рассуждаем о проблемах и перспективах российского образования.

Деловая неделя

Пока все они "темные лошадки" президента

Евгений Сабуров, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики, заместитель министра образования РСФСР в 1990 - 1991 годах :
- Новая структура министерства отображает структуру правительства, в котором вице-премьер всегда одновременно отвечал за вопросы образования и науки. Теперь министр будет фактически выполнять функции вице-премьера. В такой ситуации он становится фигурой скорее политической.

Новая газета

Нам учитель задает сложные задачи

Сергей Караганов, глава Совета по внешней и оборонной политике: "Многие в России не понимают процессов глобализации и информационной революции, видя в них только угрозу. Отсюда крен в сторону изоляционизма. В итоге мы остаемся в стороне от мировых процессов. Страна нуждается в масштабной реформе образования. Однако реформы все нет, а то, что предлагается вместо нее, вызывает изумление. Вместо введения обязательной компьютерной грамотности предлагают возродить преподавание начальной военной подготовки"...
...Евгений Сабуров, научный руководитель Института развития образования ГУ ВШЭ: "Когда на российском Совете по развитию образования, куда входят экономисты, военные, бизнесмены, пронеслась весть, что из учебников математики вычистили текстовые задачи, завопили бизнесмены: "Что вы делаете? Вы же подрываете бизнес! В бизнесе самое важное, чтобы предприниматель понял, о чем идет речь, и сказал, что надо считать".

Неделя области

Двойная жизнь Евгения Сабурова

Специальный корреспондент "Столичной" Евгений Попов встретился с экономистом Евгением Сабуровым в его кабинете на Мясницкой улице, 20, где помешается Высшая школа экономики, чтобы расспросить поэта Евгения Сабурова, как он выбился в люди и совместимы ли муза и мамона, то бишь писание стихов и служба. Поэт-экономист закурил трубку, некогда подаренную ему нынешним узником Платоном Лебедевым, и внимательно посмотрел на прозаика.

Столичная вечерняя газета

Отфильтрованные
Диплом престижного вуза "сигнализирует" о том, что кандидат амбициозен и многого может добиться

Эта теория сигнала (или фильтра) стала чрезвычайно популярной среди современных экономистов. О том, через какие фильтры человеку предстоит пройти в процессе образования, и насколько они эффективны в России, рассказал научный руководитель института развития образования ГУ ВШЭ профессор Евгений Сабуров.

Саратовская панорама

Вкладывать в человеческий капитал

Недавно в Москве проходили семинары клуба региональных журналистов "Из первых уст", на одном из них выступал Евгений Федорович Сабуров, научный руководитель института развития образования ГУ ВШЭ, доктор экономических наук, профессор. С некоторыми его идеями мы хотим познакомить наших читателей...

Республика Татарстан

На чьих костях пляшем?

Полемические взрывы сопровождают процесс разработки и принятия стандарта по литературе. Только-только разгребут битую посуду после одного обсуждения, как, глядишь, ухнуло снова. Одни аргументы заменяются другими, перестраиваются бомбисты-террористы, и "сардинница ужаснейшего содержания" подкладывается опять.

Русский журнал

Образование - это услуга или товар?

Экзамены были и будут всегда соревновательным, игровым (NB! -А.З.) методом контроля "усвоенности" материала", - пишет по этому поводу известный экономист, профессор Евгений Сабуров. И далее: "Их технология, сама идея возникли вместе с человечеством и только с ним умрут"...
...Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета "Высшая школа экономики", один из "отцов" плана модернизации российского образования: - Мне исключительно нравится идея, я бы сказал даже шире - идеология школы полного дня. Она создает пространство выбора для ребенка, территорию свободного общения, в том числе и для учителей разных предметов...

Народное образование

Стандарты по литературе и чудесные явления природы в Министерстве образования
Выступление на приеме у министра образования В.М.Филиппова группы разработчиков стандарта по литературе

Обязательно найдется кто-то, кто смешает карты. Нашелся Евгений Сабуров. Встрял, да еще предоставил слово Евгении Абелюк. Тут-то и началось. Выступающие следом Исаак Фрумин и Евгений Бунимович на Абелюк ссылаться начали, поддержали. И будто в воздухе кто пальцами щелкнул, - министр развернул ситуацию на 180 градусов. Год дал сроку на разработку нового варианта. Все замерли в тех позах, в каких застала последняя фраза министра: "Деньги есть". Далее - немая сцена. Выступление Евгении Абелюк произвело поистине электрическое действие...

Об авторе: Евгений Федорович Сабуров – поэт, драматург. Родился в 1946 году в Ялте. Окончил МГУ в 1970-м. Доктор экономических наук. В 1971–1990 занимался научной работой; в 1990-1991 – заместитель министра образования РСФСР. В 1991 – заместитель председателя Совета Министров, министр экономики РСФСР. В 1991-1994 – директор Центра информационных и социальных технологий при Правительстве РФ. В 1994 – премьер правительства Республики Крым. С 1995 - директор Института проблем инвестирования банка “Менатеп”. В 1999 – избран председателем совета директоров Доверительного и инвестиционного банка. Литературные публикации за рубежом – с 70-х, опубликованы четыре книги стихов, ряд пьес и повестей.

Послесловие: Михаил Айзенберг

* * *
О женщинах о красоте их краткой
писать. Все стало б на свои места
добро и красота
легли б на полку маленькой тетрадкой

И осень. Еще и осени добро
струящееся между пальцев веток
на землю ветхую
на вечное перо

Не думать не гадать
не волноваться не переиначивать
всё крутится на ваших пальчиках
и небо и земля и суша и вода

а ветки тронутые ветром возмущенно
глядятся в ваших глаз большие водоемы.


* * *

Когда пьешь в одиночку
сбегаются все мертвецы,
когда пьешь в одиночку,
будто двигаешь тачку,
ветер поверху низом проходят отцы
когда пьешь в одиночку
сбегаются в точку.

* * *
Страшно жить отцеубийце
непослушны руки брюки
мир как праздник вороват
добр, но как-то очень хитр
тороват, но как-то вбок
страшно жить отцеубийце
все кругом играют в лицах
весь души его клубок.

Ах, кому по полной мере,
а кому ее по пол,
ну, а кто до отчей двери
сам по воле не пошел.

Обернись душа нагая
бесноватая душа
вот такая же шагает
загибается крошась.

* * *
Когда мы живо и умно
так складно говорим про дело,
которое нас вдруг задело,
и опираясь на окно,
не прерывая разговора,
выглядываем легких птиц
и суть прочитанных страниц
как опыт жизни вносим в споры,
внезапно оглянувшись вглубь
дотла прокуренной квартиры,
где вспыхнет словно образ мира
то очерк глаз, то очерк губ
друзей, которые как мы
увлечены и судят трезво
и сводят ясные умы
над углубляющейся бездной,

тогда нас не смущает, нет,
тогда мы и не замечаем,
что просто слепо и отчаянно
стремимся были детских лет
и доиграть, и оправдать,
тому, что не было и было
дать смысл – так через ночь светило
зашедшее встает опять
(прецессия нам незаметна), –
на том же месте вновь и вновь
нас рифмой тертою любовь
клеймит настойчиво и метко,
а в ночь… ложись хоть не ложись!
устаревает новый сонник,
едва свою ночную жизнь
потащишь за уши на солнце,
но как прекрасно и свежо
на отзвук собственного чувства,
с каким отточенным искусством
весомо, страстно, хорошо,
на праведную брань готово,
остро, оперено и вот
надмирной мудростью поет
твое продуманное слово
и проясняется простор
на миг, но облачны и кратки
на нашей родине проглядки
светила вниз в полдневный створ
и потому-то недовольно
ты вспомнишь, нам твердят опять,
что нашим племенам не больно,
не так уж больно умирать.

* * *
Гори, гори куст
в каменной пустыне.
Лежи, лежи пуст –
пусть сердце остынет.

Не смотри вперед,
не смотри назад –
все наоборот
который раз подряд.

Гори, гори куст,
лежи, лежи пуст
который раз подряд.

* * *
Все пределы, все границы
раздвигаются порой
и во сне поддельно снится
заговор пороховой.

Что есть сон во сне? – Неважно:
он спасен, английский думный,
потому что я отважно
пролетел над бритой клумбой

и проснулся умиленный
в сон пожиже и поближе,
где березка листья клена
на льняную нитку нижет,

обещая сытый рай
на немой его вопрос:
– там я твоя Гая, где ты мой Гай
Фокс.


* * *

Холодное небо просвеченное покоем
сереет среди облаков,
а дух земли обеспокоен, что никоим
образом он не таков,

как это небо. Еще он жарок,
еще в прохладную зелень одет,
как будто девушка-перестарок,
втиснутая в модный вельвет.

Гляди, как под ливнем налип на столб
вымпел на катере местной линии,
а он добросовестно идет пустой,
но кто поедет в такой-то ливень?

Несоответствие – душа искусств,
моих неприветливых, требовательных подруг
раскрывающих розу горячих уст
совсем не сразу, совсем не вдруг.

* * *
Тот, умевший и умерший,
и лишенные лица
люди, служащие в смерше
в чине доброго отца,

тот, кто зрел ночного Ульма
несказанные огни,
и конец любви в раздумьи
уплывающей луны –

«Все полно богов», однако,
остается атеист
вроде клички, вроде знака,
что какой-то воздух чист.


* * *

Пришли взыскавшие карьеры офицеры
и сели в форменной одежде
вокруг стола. Вверху порхали денежки
и шелестели действуя на нервы.

Пришли потрепанные юностью подруги
ко всем страдающие аллергией,
а их натруженные руки
ах как о многом говорили.

Пришли ах как обкаканные дети
ради которых ходят в магазины
и тащат переполненные сетки
и влезли нашей радости на спины.

Так все пришли и так вот все сидели
как души с высоты сидели и смотрели.
Наброшена на всех была попона
и все просили у меня пардона.

* * *
Умерла бесчисленная жизнь
на зеленых ручках серой лентой.
Жильное безумие зажгись
смутным сном, сыновним аргументом.

Стол печали застели и пей,
пей и пой, ах! пой себя не помня
произросший яростно репей
на заброшенной сто лет каменоломне.

То мне чудится, я темнота и ночь,
чей-то сын, а может чья-то дочь,
то мне снится, будто я один.
Солнце. День. И я ничей не сын.

* * *
Зачем же властвовать и задавать вопросы?

Поют скворцы, и пьют вино
у магазина холодным майским утром.
Нам дано
быть мудрыми,
но это мы отбросим.

Зачем же властвовать и мелкой сытой дробью
свой голос насыщать?

Пятиэтажная стена на зелень вдовью
глядит как на тщету душа
и ах! как хороша
воздушная листва, наполненная свежей кровью.

Чуть мы устали, нас уже забыли.

Сквозь ясное лицо, повернутое вверх,
струится свет,
которого и нет.
Когда хозяйку посещает смерть,
квартира богатеет пылью.

Зачем же властвовать?

Воздушная истома
холодною весной ложится на порог,
взлетела ласточка
и серый свой творог
прислюнила под самой крышей дома.

* * *
Режим любви:
названия тоски и одиночества
перемежаются то нежностью, то страстью,
в подставленные дни твои
вливаются разнообразные
растворы ночи.

Глаза раскрыты. Даль живет в тумане
своею жизнью, непонятной сердцу –
там что-то вертится
и убеждается в обмане.

Но мы не так. Мы всем пока довольны.
У нас еще пока
на голоса расписана тоска
и одиночество еще не больно.

Все падает и все взмывает вверх,
как сыплет лепестки и поднимает души
тот ветер, что нам губы сушит,
срывает крыши, покрывает грех.

* * *
Не в темном колодце студенческого двора
почти как игра и почти до утра,
а в сердце и в тишине и
там, где глаза твои,

не в небе, не в рыбе, не в кошельке,
даже не в задрожавшей руке,
а на плече мира, на
сиреневом как луна

эти цветы, и этих цветов таинственны спесь и род.
Только то, что они есть, и можно о них сказать.
Они там, где твой рот,
и там, где твои глаза.

Нельзя улететь туда, где их нет, с плеча мира сползти
на темный студенческий двор
и воздуха черный раствор
с собой навсегда унести.

* * *
Не видеть, не знать,
локтем не задеть,
а только опять
сидеть и молчать,
молчать и сидеть.

Не узнанным сном
приснится под утро,
плывущим котом
в реке Брахмапутра.

Скормившую груди
супругу – сестру
на розовом блюде
губами сотру.

Порвите с Парвати,
начните плясать,
чтоб эти кровати
не видеть, не знать,

не видеть, не знать,
локтем не задеть,
а только опять
сидеть и молчать,
молчать и сидеть.


* * *

Что поет и грохочет вверху на снежных вершинах?
Атмосферных явлений жизнь продолжается пылко.
Торжество недолгой погоды свершилося.
Хлынули воды на поселок в песке в изобильи.

Из клетушек глядим на дождем убитую пыль.
Над пожарным багром
краснеют столбцы огнетушителей.
Каждый все-таки как-то был
мудрецом,
все потом превращаются в жителей.

* * *
Из обломков сегодня построй себе завтра. Вприпрыжку
подноси то траву, то перо, то булыжник.
То перо, ту траву, тот камень составь
в гармоничное личное, в чем-то излишнее
время камня, перьев и трав.

Это будет – решай. То не нужно – отбрось.
И глядишь докрутился-игрался до седых до волос.
Из руки выползает свое отработавший флаг,
выпадает на склизкий земельный навоз
и рука человека сжимает кулак.

* * *
Она приехала за мной
туда, где не было меня.
Вперед, любимая, вперед!
Над ней усталый и больной
сморкающийся небосвод
все плакал на исходе дня:
– вперед, любимая, вперед!

Ребенок попросил, чтоб лук
я смастерить ему помог.
Я выбрал самый длинный сук,
согнул его посредством рук
и чуточку посредством ног,
и охвативши бечевой
его рога,
я над зеленою травой
незримого искал врага.

Какая жалость и печаль –
меня затягивает даль,
меня заглатывает бред,
она меня не достает.
Вперед, любимая, вперед!
Она плывет за мной вослед.
Вперед, любимая, вперед!

* * *
Не смыкай глаза, красотка,
жизнь еще не умирает,
продолжается полет.
Самолет воздушной лодкой
в море Черное ныряет, вырывается вперед.

Сядем мы, голубка, в кресла
и совместно телевизор
благодарно поглядим.
Умер только дух арфиста,
а душа его воскресла –
Персефона, Эвридика – в глубине забытых зим.

То ли женщина уходит в мужа ночь,
то ли женщина от мужа в ночь уходит,
кто нисходит, кто восходит – не помочь
тем, кто прячется, и тем, кто водит,

тем, кто кается,
и тем, кто лжет,
тем, кто мается,
и тем, кто жмет.

То ли женщина нам дух переступает
или заступает нам пути,
то ли дух на женской тает
широко раздвоенной груди.

То ли женщина нашла, смолола колос,
а потом его снесла в Аид,
то ли это – не смыкай глаза, красотка, – голос,
только голос над землей моей звенит.


* * *

А человек – попытка жить,
уйти и дом свой сокрушить,
из мрака славы и порядка
шагнуть на утренний причал
и то, что горько, то, что сладко,
и радость, в общем, и печаль

собрать в единую щепотку
и выстрелить собою вбок,
повизгивая от щекотки
своих надежд, своих тревог.

Между загадываньем вдаль
и просто знаньем наперед
живет один кровавый род,
который называют “трепет”.
Он на начало из начал
прожорливый разинет рот,
набросится и жадно треплет

тебя, а ты из глубины
провозгласи свою свирепость,
свою невинность растяни,
как нарисованную крепость
на пяльцах рук, на пальцах ног
и выстрели собою вбок.

* * *
Мы договорились
между собой
то, что случилось,
ни Боже мой

не осуждать,
не толковать –
принять как есть.
Это наш крест.
Это наш ад.

И то, что произойдет
потом,
это не закат, не восход,
а еще один том

жизнеописания нас.
Смысла в нем нет –
ни через много лет,
ни сейчас.

* * *
О, безумных виноградин
ярко желтая гора!
Виноград тобой украден
из соседнего двора,

и на черном на подносе
он разросшийся как взрыв
пристального взгляда просит,
просит пыли и жары

постоянного движенья
вверх по склону, вниз по склону.
Склока высветит мишени –
ты проснешься распаленный.

День с другими днями смешан,
ночь цепляется за ночь,
виноград в горах развешен,
жить уже совсем невмочь.

Пламя кражи время косит,
косит удрученно,
жизнь сползает на подносе
по пыльному склону.

* * *
Чайка, взмывающая над землей,
погружена в голубой цвет,
как будто серый кабриолет,
карабкающийся высокой горой.
И я наблюдая за ней в зной
понял прохладу лет.

Но то ли мы стали красным вином
излишне увлечены,
то ли спокойствия лишены,
отягощены виной –
так или по причине иной
но мы не влюблены.

А значит трезвости нет как нет
и прохлада лет не дает,
ни капли воды на горящий рот,
ни оправданья бед,
и погружена в голубой цвет
чайка в горы плывет.

* * *
Если кто-то умер утром,
значит вечером друзья,
перезваниваясь споро,
об умершем судят мудро
так, что к этим разговорам
не прислушаться нельзя.

Жизнь легка, великодушна,
переимчива, листает
нас она, как ты тетрадь.
Только носом бы в подушку
упереться и рыдать:
до чего она простая,

до чего она прелестна!
Я завидую ушедшему
осторожно и тихонько
без надрыва, без болезни,
словно утром в колокольне
колокольчики прилежные.

* * *
Всем надобно остаться молодыми.
Со старыми друзьями встречи невозможны.
Они ужасны. Глупо и тревожно
осознавать свой вечер дымный.

Жгут листья. Лица
заволокло морщинами.
Негоже нам во времена влюбиться.
Невероятно быть мужчинами.

Кормить семью. Быть честным. Быть нечестным.
Быть, в сущности, неблагородным.
Ровесники обвешенные шерстью
вокруг тебя готовятся к исходу.

Мой принц, не обернись на лето:
ровесники не лучшая компания,
не обращай внимания на это,
но и на то не обращай внимания.

Вот так, мой принц, и хорошо бы кончить
на столь высокой ноте рассуждений,
перехватить на перекрестке пончик
и смыться от забот и сожалений.

А вот и так нетрудно подытожить
ход острой неглубокой мысли,
что невозможно жить, но можно
частичку невозможности исчислить.

Есть тысячи причин, чтоб быть неловким,
ровесников чураться и, мой принц,
не допускать, чтоб слабые головки
хоть в чем-то выходили из границ.

* * *
Я сам себе душистый царь-горох,
я сам себя измаял жизнью впрок,
я сам себе сложил и песни лягушачьи,
и песьи головы собачьи,
и олова пленительные кружки
принес в пивняк на празднество подружки,

когда с берез сорвался день,
когда мороз носами показался,
когда подружка прыгала «раздень»,
а рядом август подвизался.

Что из того, что лето в календарь
докучливое тычет и свое талдычит?
Что из того, что механический косарь
рвет уши перекличкой бычьей?

Я сам собой сегодня духовит.
Гороха дух позлобствует и прожит.
А царь и тенью не встревожит
того, кто зябок и забит.

Примечание:
Айзенберг Михаил Натанович – поэт, эссеист. Родился в 1948 г. в Москве. Работал архитектором-реставратором. Автор восьми книг стихов и четырех книг эссе. Лауреат Премии Андрея Белого (2003), премий журналов «Знамя», «Стрелец», «Новый мир» (Anthologia).
Живет в Москве.

В субботу, 13 февраля, поэту, прозаику, драматургу, ученому-экономисту, политику, государственному деятелю, реформатору экономики и системы образования Евгению Федоровичу Сабурову (1946-2009) исполнилось бы 70 лет. Литературный критик Владислав Кулаков рассуждает о его вкладе в российскую культуру и о том, отчего главным делом своей жизни он все-таки считал поэзию.

Когда федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» совместно с научно-исследовательским университетом - Высшей школой экономики, фондом «Институт экономики города» и ГБОУ «Центр образования №1811 "Измайлово"» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации проводят ежегодную конференцию «Сабуровские чтения», там выступают крупнейшие ученые и специалисты с серьезнейшими докладами на самые актуальные социально-экономические темы. Например, «Социальная политика перед лицом нового экономического кризиса». Но один день конференции посвящается литературному наследию Сабурова, и хотя там уже не бывает такой тяжелой академической и ведомственной артиллерии, этот день не менее важен. А завершается все чтением стихов.

Евгений Сабуров вошел в историю России как один из ее реформаторов, государственный деятель сложного переходного периода. При Горбачеве он работал в правительстве РСФСР заместителем министра образования по экономике. Тогдашний премьер-министр РСФСР И.С. Силаев поручил ему возглавить группу по подготовке экономической реформы. В августе 1991 года, в дни путча, его назначили заместителем председателя Совета министров и министром экономики РСФСР. Удостоверение выдали в осажденном Белом доме. Сабуров вместе с Явлинским выступали не только за либеральные экономические реформы, но и за сохранение единого социально-экономического пространства на территории СССР. Тем не менее Советский Союз распался, и Ельцин предпочел Сабурову более радикального Егора Гайдара. А Сабурова назначили директором центра информационных и социальных технологий правительства России.

Потом еще был известный эпизод с Крымом. Сабуров - из Крыма, родился в Ялте. В 1994 году президент автономной республики Юрий Мешков пригласил его сформировать и возглавить крымское правительство. За полгода он успел многое сделать для экономического оздоровления полуострова, но столкнулся с таким верховным советом и таким засильем криминалитета, что счел за благо оставить пост - провести настоящие реформы ему просто не дали.

Помню его появление как раз в тот период на организованном в Керчи крымским поэтом и культуртрегером Игорем Сидом (не без помощи Сабурова, конечно) так называемом «Боспорском форуме» - конференции, посвященной современному искусству, на которую Сид привез из Москвы солидный литературный десант (в том числе, например, Василия Аксенова, автора романа «Остров Крым»). Прибыл правительственный кортеж, через зал стремительно прошествовал энергичный человек в рубашке-ковбойке, за ним - бригада бодигардов в строгих костюмах. Сабуров поднялся на сцену (бодигарды уселись в первом ряду), прочитал доклад, ответил на вопросы и уехал. А тема доклада была такая: «Святые Кирилл и Мефодий как идеологи авангарда».

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

«Какая дичь», - подумалось сперва мне. И действительно, с академической точки зрения, это была совершеннейшая дичь. Но чем больше я слушал, тем мне становилось интереснее. Потом я на личном опыте убедился: с Сабуровым всегда было страшно интересно. Скуки рядом с собой он бы просто не потерпел - с его-то бешеным ритмом жизни. А «дичь», подчеркнутая внесистемность - это был его главный метод. За экономику не скажу, но в поэзии, вообще литературе, философии - точно. Это игровой метод (и да - на Хейзингу, автора Homo Ludens, он ссылался), метод, постоянно сам себя оспаривающий, проверяющий и уточняющий. Непрерывная художественная и интеллектуальная эквилибристика на запредельной скорости с неожиданный результатом, причем результат - не главное:

Стихи - предлог для танцев,
и горечь и любовь,
один зевок пространства
для легких каблуков.

Игра, танец важнее стихов. Другого нам просто не дано, но другого и не надо, потому что ведь это и есть поэзия:

А человек - попытка жить,
уйти и дом свой сокрушить,
из мрака славы и порядка
шагнуть на утренний причал
и то, что горько, то, что сладко,
и радость, в общем, и печаль

собрать в единую щепотку
и выстрелить собою вбок,
повизгивая от щекотки
своих надежд, своих тревог.

Поэзия Сабурова не знает равновесных состояний, какого-то определенного пафоса (хотя он истинный лирик), тем паче монументальности (хотя он не чужд эпичности). Он не позволяет надолго фиксироваться на чем-то одном ни себе как автору, ни нашим читательским ожиданиям. И то, как он раз за разом разрушает эти ожидания, любую заданность, инерционность, «выстреливает вбок», пуская в ход все, что под рукой - от классики мировой литературы до алкоголиков «у магазина холодным майским утром», постепенно становится нашим читательским ожиданием, уникальным качеством его стиха, узнаваемым с первого взгляда, сутью его поэтики:

Несоответствие - душа искусств,
моих неприветливых, требовательных подруг,
раскрывающих розу горячих уст
совсем не сразу, совсем не вдруг.

Стихи такого качества, по-настоящему самодостаточные и современные, возникли в нашей литературе в 1960-70-е годы после долгого перерыва (с 1920-х годов) и на фоне еще продолжающегося засилья советских стихов, вторичных по определению. В середине 1960-х в стенах МГУ вокруг студентов мехмата, молодых поэтов Леонида Иоффе (1943-2003) и Евгения Сабурова сформировался свой литературный круг (названный позднее группой Иоффе-Сабурова), сыгравший важную роль в истории русской поэзии второй половины ХХ века, многое определивший в ее дальнейшем развитии. Достаточно сказать, что именно из этого кружка вышел такой поэт, как Михаил Айзенберг (1948 г.р.), ближайший друг и сподвижник Сабурова.

Не знаю, как в высоких политических кругах, среди государственных мужей Сабуров отзывался о своих поэтических занятиях, но на наших несерьезных литературных посиделках мне от него доводилось слышать, что, конечно, самое главное в его жизни - поэзия. В принципе, иначе и не бывает: в поэзии можно чего-то достичь, только посвятив ей всю свою жизнь, Сабуров не исключение. Но, понятно, не в чьей-то конкретной жизни, судьбе тут дело, тем более не чьих-то поэтических достижениях. И Сабуров строит на этом целую философскую, историософскую концепцию.

Он выдвигает тезис о том, что человечество развивается благодаря поэзии. Нет, тут никаким эстетизмом или романтизмом и не пахнет. И это даже никакая не «дичь», не игра, все совершенно серьезно. У Сабурова в этом аспекте вполне онтологический подход, можно сказать, в духе Хайдегерра (хотя во всем прочем он ссылается больше на Барта). В самом деле, в чем человек является собственно человеком, а не просто живым организмом? Что отличает нас от животных? Прежде всего - способность что-то создавать, то, чего не было в природе, способность творить. Способность превосходить самого себя, выходить за собственные пределы. Творческое начало - вот что в человеке собственно человеческого. Собственно человеческое - это соприродность Творцу, то есть божественное. А творческое начало в наиболее чистом виде выражается поэзией (и, кстати, исторически это было именно так - из ритуальной музыки-поэзии вышли все виды человеческого творчества). Недаром слово «поэзия» употребляется так расширительно. Причем можно говорить не только, допустим, о «поэзии танца» или «поэзии архитектурных форм», но и, скажем, о «поэзии научного поиска», «поэзии предпринимательства» (вот уж Стив Джобс - истинный поэт) - да хоть о «поэзии сантехнического дела»! Везде, где создается что-то толковое, есть эстетическое измерение. Но не это главное. Главное, что все толковое возникает только потому, что в человеке есть этот внутренний художественный мотор, движитель, как сейчас говорят, драйвер роста: «И увидел Он, что это хорошо». Человек - существо в основе своей поэтическое. Полнота человеческого бытия достижима только на поэтических основаниях. Или религиозных, что в определенном смысле одно и то же.

Фото из архива М. Айзенберга

Такую философию развивал, кстати, другой видный представитель новейшей поэзии, один из основателей группы «Московское время» Александр Сопровский (1953-1990). Сопровский исходил из Шестова. Сабурову религиозно-философская постановка вопроса, конечно, не близка, но его интуиция относительно историософского функционала поэзии и поэтов перекликается именно с такой философской парадигмой.

Разрабатывая эту концепцию, Сабуров приходит к выводу о том, что путь от поэзии до ее политических и технологических последствий занимает порядка сотни лет. Я, пожалуй, с этим не соглашусь, на мой взгляд, все гораздо быстрее, но то, что поэзия вовсе не отражает реальность и язык, а, наоборот, предшествует им, вскрывая истинные смыслы языка, создавая новый язык и, следовательно, предопределяя практику - это, по-моему, совершенно точно.

В 2003 году Сабуров издал непоэтическую книжку «Власть отвратительна» (название - цитата из Мандельштама: «Власть отвратительна, как руки брадобрея»). Там он сформулировал свои основные социально-политические взгляды. Умные люди сказали мне, что Сабуров был убежденным либертарианцем. Возможно. Во всяком случае, он как минимум был анархистом. Конечно, не Нестор Махно, но убежденный последователь Кропоткина. В двух словах его концепция такова. Раньше субъектом власти был принц (князь). Потом произошло восстание масс (тут Сабуров опирается на Ортегу-и-Гассета), и субъектом власти стали они, массы. Это и есть демократия. Но у власти только один легитимный субъект - Бог. Вся прочая власть нелегитимна (здесь Сабуров ссылается на апостола Павла). Поэтому власть отвратительна, и человеческое общество должно стать безвластным. Человек должен быть свободным, им никто не может владеть (что и есть власть). Освобождение от власти происходит постепенно, по мере выработки обществом инструментов эффективной самоорганизации (в качестве примера Сабуров приводит страховые и пенсионные фонды). Но это не эволюция (Сабуров - антидарвинист), это результат смены «верований» (самоидентификационной парадигмы), которая происходит благодаря внесистемным мутационным действиям поэтов и политиков, создающим новый язык. А новый язык - это источник свободной энергии, необходимой для поддержания жизни (и человека, и социума) в ее нормальном состоянии устойчивого неравновесия.

Думаю все же, что анархическое самоуправление - это утопия, и как ни назови управленца, он все равно - власть, но тут спор скорее терминологический. В главном-то Сабуров прав, и благодаря его идеям наверняка можно сделать так, чтобы власти в нашем обществе было поменьше, а человека - побольше. Только без бардака.

Чтобы это стало возможным, нужно многому научиться. И крайне важно знать, как этому научить - не одного, не двух человек, а всех, большую часть общества. То есть речь о системе образования. Сабуров этой проблемой тоже занимался профессионально. В нулевые годы он был членом Российского общественного совета по развитию образования, работал научным руководителем Института развития образования ГУ-ВШЭ, научным руководителем Федерального института развития образования при Министерстве образования и науки РФ. Надо ли говорить, что и тут Сабуров был сторонником максимально широкого применения игровых методов и подходов? Одна из его научных статей, посвященных образованию (а их десятки) так и называется: «По направлению к игровому обществу». Самое интересное, что он это реализовал на практике и причем во многом через поэзию - в самом прямом смысле этого слова.

Педагог-новатор Александр Рывкин, директор московской гимназии №1811 «Измайлово» (на самом деле обычная средняя школа) организовал в 1990-е так называемую «Детско-взрослую академию», площадку, на которой апробировались всякие экспериментальные педагогические методики. С 2005 года к этому делу подключился Сабуров, со своими, понятно, идеями. В частности, он организовал семинары, на котором командам старшеклассников (разумеется, все реализовывалось по принципу игры и соревнования) предлагалось подвергнуть разбору поэтические тексты. Я видел выступления этих команд. Настоящий текстовый анализ - метрический, фонетический, семантический, со схемами, графиками. Прямо тартуская школа. А тексты-то не из школьной программы. Тексты лучших русских поэтов второй половины ХХ века, в том числе самого Сабурова. И это самые обычные старшеклассники, вовсе даже не филологи. Они потом и не шли в филологи, но знакомство с современной поэзией, уверен, помогло им выбрать себе занятие по душе и добиться в нем результата, а значит - жизненного успеха.

Михаил Айзенберг, испытавший немалое влияние Сабурова, не столько поэтическое, сколько жизненное, человеческое, потрясающую витальность Сабурова, его универсальность и многогранную одаренность полушутливо-полусерьезно сравнивал с титанами Возрождения. Конечно, Сабуров не Леонардо, но с кем его еще сравнить, у кого еще столько же достижений в совершенно разных областях? «Что за жизнь бурная, Сабурная» - удостоил Сабурова дружеской эпиграммы классик концептуализма Всеволод Некрасов, всегда с интересом следивший за его деятельностью. Некрасов говорил о своем (и Сабурова) времени, советских 60-80-х годах, как об «эпохе возражения», когда поэты и художники, честно занимаясь только искусством, возражали результатами своего труда существующим порядкам и тем самым способствовали неизбежным общественным переменам. В результате возражение превратилось в возрождение - и в каком бы кризисе мы сейчас ни находились, как бы странно в данный момент ни звучало это слово, в одну реку нельзя войти дважды, прошлое уже не повторится, поступательное движение продолжится - и во многом благодаря поэтам и художникам, в том числе Сабурову. Конечно, не все его идеи воплотились. Не все и воплотятся. Да, наверное, он опередил свое время, до его уровня нам еще расти и расти. Но я думаю, он опередил бы любое время, даже самое благословенное. Иначе бы ему было просто неинтересно.