Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Арсений Князьков "Рыбий мир". Приспособления рыб к жизни в воде

Приспособленность рыб к жизни в воде проявляется, прежде всего, в обтекаемой форме тела, создающей наименьшее сопротивление при движении. Этому способствует покров из чешуи, покрытой слизью. Хвостовой плавник как орган движения и грудные, брюшные плавники обеспечивают превосходную маневренность рыб. Боковая линия позволяет уверенно ориентироваться даже в мутной воде, не натыкаясь на препятствия. С хорошим распространением звука в водной среде связано отсутствие наружных органов слуха. Зрение рыб позволяет им видеть не только то, что находится в воде, но и заметить угрозу на берегу. Обоняние позволяет обнаруживать добычу на больших расстояниях (например, акулам).

Органы дыхания, жабры, обеспечивают организм кислородом в условиях низкого содержания кислорода (по сравнению с воздухом). Плавательный пузырь играет роль гидростатического органа, позволяя поддерживать плотность тела рыбы на различной глубине.

Оплодотворение наружное, кроме акуловых. У некоторых рыб живорождение.

Искусственное разведение применяют для восстановления поголовья проходных рыб на реках с гидроэлектростанциями, прежде всего в низовьях Волги. Производителей, идущих на нерест, отлавливают у плотины, выращивают мальков в закрытых водоемах и выпускают в Волгу.

Также разводят в товарных целях карпа. Толстолобик (отцеживает одноклеточные водоросли) и белый амур (кормится подводной и надводной растительностью) позволяют получать продукцию с минимальными затратами на подкормку.


Открытый урок по биологии в 7 классе

Тема: «Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания»

Цель: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.

Методическая цель: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Цели урока:

    Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.

    Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

    Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах и группах.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с чертами строения рыб.

2) Продолжить формирование умений наблюдать за живыми

Организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

Учебную информацию с помощью мультимедийной презентации и видео.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

План урока:

    Организационный момент

    Вызов интереса

    Постановка целей.

    Изучение новой темы

Операционно-познавательный

    Рефлексия

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный.

2 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию, создает благоприятную непринужденную обстановку.

Делит на группы

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов

для работы на занятие.

Делятся на группы

2. Вызов интереса

3 мин

Игра “Черный ящик”

1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах.

Держали в Древнем Риме и Греции.

В Европе впервые появились только в XVII в.

В Россию впервые попали из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.

В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.

Сказочный персонаж, исполняющий желания.

2. Есть такой знак зодиака

Учитель: -Так с кем мы познакомимся сегодня на уроке?

Ученики после каждого вопроса предлагают ответы.

Ученики: - золотая рыбка.

И постанавливают тему урока.

3.Постановка целей

Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме.

1) Познакомимся с чертами строения рыб.

2) Продолжим формирование умений наблюдать за живыми организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

1) Изучат черты строения рыб.

2) Будут работать с текстом учебника, воспринимать

учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.

4. Изучение новой темы.

Операционно-познавательный.

Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о внешнем и внутреннем строении рыб

15 мин

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с самыми древними позвоночными животными. Надкласс рыбы. Это самый многочисленный класс Хордовых. Насчитывается около 20 тыс. видов. Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ.

I стадия – Вызов (мотивация).

Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?

Учитель: А почему рыбе хорошо в воде?

Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока.

II стадия – содержание.

Какие Особенности водной среды обитания мы можем назвать:

1 задание. Посмотреть видео фрагмент.

С Помощью учебника и дополнительного текста, применив прием «Фишбоун» опишите приспособление рыб к обитанию в водной среде.

Слушают

Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).

(Она приспособлена к жизни в воде).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Большая плотность воды затрудняет активное передвижение.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.

Ограниченное количество кислорода.

Вода – растворитель (соли, газы).

Тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).

Прозрачность.Текучесть.

Вывод : приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).

- Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?

Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).

В чем особенности покровов тела рыбы?

Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?

Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ (гормон страха)

ЧТО ТАКОЕ «ВЕЩЕСТВО СТРАХА»
В 1941 году Нобелевский лауреат Карл фон Фриш (Karl von Frisch), изучая поведение рыб, обнаружил, что когда щука хватает гольяна, то из ран на его коже в воду попадает какое-то вещество, которое у других гольянов вызывает реакцию испуга: они сначала бросаются врассыпную, а потом сбиваются в плотную стайку и на какое-то время прекращают кормиться.

В современной научной литературе вместо словосочетания «вещество страха» чаще можно встретить термин «феромон тревоги». Вообще, феромоны - это такие вещества, которые, будучи выделенными во внешнюю среду одной особью, вызывают у других особей какую-то определенную поведенческую реакцию.

У рыб хранилищем феромона тревоги служат специальные клетки, расположенные в самом верхнем слое кожи. Они очень многочисленны и у некоторых рыб могут занимать больше 25% всего объема кожи. Клетки эти не имеют никаких связей с внешней средой, так что их содержимое может попасть в воду только в одном случае - если кожа рыбы получает какое-то повреждение.
В наибольшем количестве клетки феромона тревоги сосредоточены на передней части тела рыбы, в том числе и на голове. Чем дальше назад, к хвостовой части тела, тем клеток с феромоном меньше.

Каковы особенности окраски рыбы?

Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.

Что такое боковая линия и каково ее значение?

Составление общего Фишбоуна у доски .

Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.

Снижение трения воды

Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти) , а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью.

Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.

Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.

Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.

ФИЗ. МИНУТКА

Цель: сохранения здоровья.

3 мин

Делают упражнения.

12 мин

Какие еще приспособления есть у рыбы для жизни в воде?

Для этого вы будете работать в малых группах. У вас на столах есть дополнительный материал. Вы должны прочитать текстовый материал, ответить на вопросы и указать на рисунке особенности строения рыбы.

Раздает задание каждой группе:

«1. Прочитайте текст.

2. Рассмотрите рисунок.

3. Ответьте на вопросы.

4. Укажите на рисунке особенности строения рыбы».

Группа 1. Органы передвижения рыбы.

2. Как они работают?

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

Группа 3. Органы чувств рыбы.

1. Какие органы чувств есть у рыбы?

2. Зачем нужны органы чувств?

Ученики организуют поиск и обмен идеями через диалог. Организуется работа по заполнению рисунка.

4. Рефлексивно-оценочный.

Цель: определение уровня знаний полученных на уроке.

7 мин

Задание «Рыбалка»

1. Из каких отделов состоит тело рыбы?

2. С помощью какого органа рыба воспринимает течение воды?

3. Какие черты строения рыбы помогают ей преодолеть сопротивление воды?

4. Есть ли у рыбы паспорт?

5. Где у рыбы находится вещество страха?

6. Почему у многих рыб светлое брюхо и темная спина?

7. Как называется раздел зоологии, который изучает рыб?

8. Почему камбала и скат имеют плоскую форму тела?

9. Почему рыбы не могут дышать на суше?

10. Какие органы чувств есть у рыб?

11. Какие плавники рыб парные? Какие плавники рыб не парные?

12. Какие плавники рыба использует как весла?

Каждая команда выбирает рыбку и отвечает на вопросы.

3 мин

На доске вывешивается рисунок рыбы. Учитель предлагает оценить сегодняшний урок, что нового узнал и т.п.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я научился…

5. Меня удивило…

6. Мне захотелось…

На разноцветных стикерах дети пишут то, что им больше всего понравилось на уроке, что нового они узнали и приклеивают их на рыбку в виде чешуи.

5. Домашнее задание.

Описать внутреннее строение рыбы.

Составить кроссворд.

Записывают домашнее задание в дневник.

Группа 1. Опорно-двигательная система рыбы.

1. Какие органы являются органами передвижения рыбы?

2. Как они работают?

3. На какие группы их можно разделить?

Плавник - это особый орган, необходимый для координации и управления процессом движения рыб в воде. Каждый плавник состоит из тонкой кожистой перепонки, которая при расправлении плавника натягивается между костными плавниковыми лучами и увеличивает тем самым саму поверхность плавника.

Число плавников у различных видов может быть разным, а сами плавники могут быть парными и непарными.

У речного окуня непарные плавники расположены на спине (их 2 - большой и малый), на хвосте (большой двухлопастный хвостовой плавник) и на нижней стороне тела (так называемый анальный плавник).

Парными являются грудные плавники (это передняя пара конечностей), а также брюшные плавники (задняя пара конечностей).

Хвостовой плавник играет важную роль в процессе движения вперед, парные необходимы для поворотов, остановки и сохранении равновесия, спинной и анальный помогают окуню сохранять равновесие во время движения и при резких поворотах.

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы составляют дыхательную систему рыбы?

2. Какое строение имеют жабры?

3. Как происходит дыхание у рыбы? Почему рыбы не могут дышать на суше?


Основным органом дыхания рыбы являются жабры. Косная основа жабры - жаберная дуга.

Газообмен происходит в жаберных лепестках, имеющих множество капилляров.

Жаберные тычинки «процеживают» поступающую воду.

Жабры имеют 3- 4жаберные дуги. На каждой дуге имеются с одной стороны ярко-красные жаберные лепестки , а с другой - жаберные тычинки . Снаружи жабры прикрыты жаберными крышками . Между дугами видны жаберные щели, которые ведут к глотке. Из глотки, захваченная ртом, вода омывает жабры. Когда рыба прижимает жаберные крышки, вода через рот поступает к жаберным щелям. Растворенный в воде кислород поступает в кровь. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели. Из крови в воду выходит углекислый газ.

Рыбы не могут находиться на суше, потому что жаберные пластинки слипаются между собой и воздух не поступает в жаберные щели.

Группа 3. Органы чувств рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы составляют нервную систему рыбы?

2. Какие органы чувств есть у рыбы?

3. Зачем нужны органы чувств?

У рыбы есть органы чувств, которые позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде.

1. Зрение – глаза - различает форму и цвет предметов

2. Слух – внутреннее ухо – слышит шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.

3. Обоняние – ноздри

4. Осязания – усики.

5. Вкус – чувствительные клетки – по всей поверхности тела.

6. Боковая линия – линия вдоль всего тела - воспринимает направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

По бокам тела в чешуе видна боковая линия – своеобразный орган чувств у рыб. Он представляет собой канал, лежащий в коже и имеющий множество рецепторов, воспринимающих давление и силу течения воды, электромагнитные поля живых организмов, а также неподвижные предметы за счет волн отходящих от них. Поэтому в мутной воде и даже в полной темноте рыбы прекрасно ориентируются и не натыкаются на подводные объекты. Кроме органа боковой линии у рыб имеются органы чувств, расположенные на голове. В передней части головы находится рот, которым рыба захватывает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены ноздри – орган обоняния, с помощью которого рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. По бокам головы находятся глаза, довольно большие с плоской поверхностью – роговицей. За ней скрыт хрусталик. Рыбы видят на близком расстоянии и хорошо различают цвета. На поверхности головы рыбы не видно ушей, но это не значит, что рыбы не слышат. У них есть внутреннее ухо в черепе, что позволяет им слышать звуки. Рядом расположен орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела и не переворачивается.

Условия жизни в различных областях пресных вод, в особенности же в море, накладывают резкую печать на обитающих в этих областях рыб.
Рыбы могут быть разделены на рыб морских, проходных, полупроходных, или приустьевых, рыб солоноватой воды и пресноводных. Уже значительные различия в солености имеют значение для распространения отдельных видов. То же самое и различия в остальных свойствах воды: температура, освещение, глубина и т. д. Форель требует иной воды, нежели усач или сазан; линь и карась держатся и в таких водоемах, где окунь жить не может из-за слишком теплой и мутной воды; жерех требует чистой текучей воды с быстрыми перекатами, а щука может держаться и в заросшей травой стоячей воде. Наши озера в зависимости от условий существования в них могут быть различаемы как судаковые, лещевые, карасевые и т. д. Внутри более или менее больших озер и рек мы можем отметить различные зоны: береговую, открытой воды и придонную, характеризуемые разными рыбами. Рыбы одной зоны могут заходить в другую зону, по в каждой зоне преобладает тот или иной видовой состав. Более всего богата прибрежная зона. Обилие растительности, следовательно, пищи, делает эту зону благоприятной для многих рыб; здесь они кормятся, здесь мечут акру. Распределение рыб по зонам играет большую роль в рыболовстве. Например, налим (Lota lota) является придонной рыбой, и его ловят со дна вентерями, но не плавными сетями, которыми ловят жереха и т. д. Большинство сигов (Coregonus) питается мелкими планктонными организмами, главным образом ракообразными. Поэтому их местообитание зависит от передвижения планктона. Зимой они уходят вслед за последним па глубину, весной же поднимаются па поверхность. В Швейцарии биологами были указаны места, где зимой держатся планктонные ракообразные, и здесь возник после этого сиговый промысел; на Байкале омуля (Coregonus migratorius) ловят сетями зимой па глубине 400-600 м.
Более резко выражено разграничение па зоны в море. Море по условиям жизни, которые оно предоставляет для организмов может быть разделено па три зоны: 1) литоральную, или береговую; 2) пелагическую, или зону открытого моря; 3) абиссальную, или глубинную. Так называемая сублиторальная зона, составляющая переход от береговой к глубинной, обнаруживает уже все признаки последней. Границей их служит глубина в 360 м. Береговая зона начинается от берега и простирается до вертикальной плоскости, ограничивающей область глубже 350 м. Зона открытого моря будет кнаружи от этой плоскости и кверху от другой плоскости, лежащей горизонтально на глубине 350 м Глубинная зона будет находиться внизу от этой последней (рис. 186).


Для всякой жизни имеет огромное значение свет. Так как вода пропускает лучи солнца слабо, то в воде на известной глубине создаются условия существования, неблагоприятные для жизни. По силе освещения различают, как указано выше, три световых зоны: эйфотическую, дисфотическую и афотическую.
У берегов тесно перемешаны свободно плавающие и придонные формы. Здесь находится колыбель морских животных, отсюда возникают неуклюжие обитатели дна и проворные пловцы открытого моря. Таким образом, у берегов мы встретим довольно разнообратную смесь типов. Зато условия жизни в открытом море и на глубинах очень различны, и типы животных, в частности, рыб, в этих зонах весьма не похожи друг на друга. Всех животных, которые живут па дне моря, мы называем одним именем: бентос. Сюда относятся ползающие но дну, лежащие на дне, роющиеся формы (подвижный бентос) и сидячие формы (сидячий бентос: кораллы, актинии, трубчатые черви и т. д.).
Te организмы, которые могут свободно плавать, мы называем пектоном. Третья группа организмов, лишенная или почти лишенная способности передвигаться активно, цепляющаяся за водоросли или беспомощно носимая по ветру или течениями, называется планктолом. Среди рыб мы имеем формы, относящиеся ко всем трем группам организмов.
Нелагические ры6ы - нектон и планктон. Организмы, живущие в воде независимо от дна, не связанные с ним, называются нелагическими. К этой группе относятся организмы как живущие на поверхности моря, так и в более глубоких слоях его; организмы, активно плавающие (нектон), и организмы, носимые ветром и течениями (планктон). Глубоко живущие пелагические животные носят название батинелагических.
Условия жизни в открытом море характеризуются прежде всего тем, что здесь нет прибоя, и животным нет необходимости вырабатывать приспособления для удержания на дне. Хищнику здесь негде прятаться, подстерегая добычу, последней негде укрыться от хищников. И те и другие должны полагаться главным образом на собственную быстроту. Большинство рыб открытого моря являются поэтому отличными пловцами. Это - во-первых; во-вторых, окраска морской воды, синяя и в проходящем и в падающем свете оказывает влияние и на окраску пелагических организмов вообще и рыб в частности.
Приспособления рыб нектона к передвижению бывают различны. Мы можем различить несколько типов нектонных рыб.
Во всех этих типах способность к быстрому плаванию достигается различными способами.
Тип веретенообразный, или торпедообразный. Орган движения - хвостовой отдел тела. Примером этого типа могут служить: сельдевая акула (Lamna cornubica), макрель (Scomber scomber), лосось (Salmo salar), сельдь (Clupea harengus), треска (Gadus morrhua).
Тип лентообразный. Движения происходят при помощи змеевидных движений сжатого с боков, длинного лентообразного тела. Большей частью - обитатели довольно больших глубин. Пример: сельдяной король, или ремень-рыба (Regalecus banksii).
Тип стрелообразный. Тело вытянуто, рыло заострено, крепкие непарные плавники отнесены назад и расположены в виде оперения стрелы, составляя одно целое с хвостовым плавником. Пример: сарган обыкновенный (Belone belone).
Тип парусообразный. Рыло вытянуто, непарные плавники и общий вид как у предыдущего, передний спинной плавник сильно увеличен и может служить парусом. Пример: парусник (Histiophorus gladius, рис. 187). Сюда же принадлежит и меч-рыба (Xiphias gladius).


Рыба по существу своему - животное, активно плавающее, Поэтому настоящих планктонных форм среди yих нет. Ми можем различить следующие типы приближающихся к планктону рыб.
Тип игловидный. Активные движения ослаблены, совершаются при помощи быстрых изгибов тела или же - ундулирующих движений спинного и анального плавников. Пример: пелагическая игла-рыба (Syngnathus pelagicus) Саргассова моря.
Тип сдавленно-симметричный. Тело высокое. Спинной и анальный плавники расположены друг против друга, высоки. Брюшных плавников большей частью нет. Движения очень ограничены. Пример: луна-рыба (Mola mola). У этой рыбы отсутствует и хвостовой плавник.
Активных движений он не производит, мускулатура в значительной мере атрофирована.
Тип шаровидный. Тело шаровидно. Тело может у некоторых рыб надуваться благодаря заглатыванию воздуха. Пример: еж-рыба (Diodon) или глубоководный меланоцет (Melanocetus) (рис. 188).


Среди взрослых рыб настоящих планктонных форм нет. Ho они встречаются среди планктонных яиц и личинок рыб, ведущих планктонный образ жизни. Способность организма держаться на воде зависит от ряда причин. Прежде всего важен удельный вес воды. Организм держится на воде, согласно закону Архимеда в том случае, если его удельный вес не больше удельного веса воды. Если же удельный вес больше, то организм тонет со скоростью, пропорциональной разнице удельного веса. Скорость погружения однако не всегда будет одинакова. (Мелкие песчинки тонут медленнее крупных камней одного и того же удельного веса.)
Это явление зависит, с одной стороны, от так называемой вязкости воды, или, внутреннего трения, с другой - от того, что называется поверхностным трением тел. Чем больше поверхность какого-либо предмета в сравнении с его объемом, том поверхностное сопротивление его больше, и он тонет медленнее. Малый удельный вес и большая вязкость воды противодействуют погружению. Прекрасные примеры такого изменения представляют, как известно, веслоногие рачки и радиолярии. В яйцах и у личинок рыб мы наблюдаем то же самое явление.
Пелагические яйца большей частью мелки. Яйца многих пелагических рыб снабжены нитевидными выростами, которые мешают им погружаться, например, яйца макрелещуки (Scombresox) (рис. 189). Личинки некоторых рыб, ведущих пелагический образ жизни, имеют приспособление для удержания на поверхности воды в виде длинных нитей, выростов и т. д. Таковы пелагические личинки глубоководной рыбки Trachypterus. Кроме того, эпителий этих личинок изменен весьма своеобразно: клетки его почти лишены протоплазмы и растянуты до огромных размеров жидкостью, что, конечно, уменьшая удельный вес, способствует также удержанию личинок на воде.


Еще одно условие влияет на способность организмов держаться на воде: осмотическое давление, зависящее от температуры и солености. При большом содержании солей в клетке последняя впитывает воду, и, хотя она становится тяжелее, удельный вес ее уменьшается. Попав в более соленую воду, клетка, наоборот, уменьшившись в объеме, станет более тяжелой. Пелагические яйца многих рыб содержат до 90% воды. Химический анализ показал, что в яйцах многих рыб количество воды уменьшается с развитием личинки. По мере обеднения водой развивающиеся личинки опускаются все глубже и, наконец, садятся на дно. Прозрачность и легкость личинок трески (Gadus) обусловливаются наличием обширного подкожного пространства, наполненного водянистой жидкостью и тянущегося от головы и желточного мешка до заднего конца тела. Такое же обширное пространство имеется у личинки угря (Anguilla) между кожей и мускулами. Все эти приспособления, несомненно, уменьшают вес и препятствуют погружению. Ho и с большим удельным весом организм будет держаться па воде, если он представляет достаточное поверхностное сопротивление. Это достигается, как сказано, увеличением объема и изменением формы.
Отложения жира и масла в организме, служа запасом пищи, в то же время уменьшают его удельный вес. Яйца и молодь многих рыб обнаруживают это приспособление, Пелагические яйца не прилипают к предметам, они плавают свободно; многие из них заключают в себе большую жировую каплю на поверхности желтка. Таковы яйца многих тресковых рыб: обыкновенного менька (Brosmius brosme), часто попадающегося на Мурмане; мольвы (Molva molva), которая ловится там нее; таковы яйца макрелей (Scomber scomber) и других рыб.
Всякого рода воздушные пузыри служат той же цели - уменьшению удельного веса. Сюда относится, конечно, и плавательный пузырь.
Совершенно по иному типу построены яйца, погружающиеся - демерсальные, развивающиеся на дне. Они крупнее, тяжелее, темны, тогда как пелагические яйца прозрачны. Их оболочка часто является липкой, так что такие яйца прилипают к камням, водорослям и другим предметам или же друг к другу. У некоторых рыб, как у саргана (Belone belonе), яйца также снабжены многочисленными нитевидными выростами, служащими для прикрепления к водорослям и друг к другу. У корюшки (Osmerus eperlanus) яйца прикрепляются к камням и скалам при помощи нapyжной оболочки яйца, которая отделяется, но не вполне, от внутренней мембраны. Прилипают и крупные яйца акул и скатов. Яйца же некоторых рыб, как, например, лосося (Salmo salar), крупны, отдельны и ни к чему не прилипают.
Придонные рыбы, или рыбы бентоса. Рыбы, живущие у дна по близости берегов, так же как и пелагические, представляют несколько типов приспособления к условиям их жизни. Главные условия их таковы: во-первых, постоянная опасность быть выброшенными прибоем или в бурю на берег. Отсюда возникает необходимость в выработке способности держаться за дно. Во-вторых, опасность быть разбитым о камни; отсюда необходимость приобрести панцырь. Рыбы, живущие на илистом дне и роющиеся в нем, вырабатывают различные приспособления: одни для рытья и для движения в илу, а другие - для ловли добычи, зарывшись в ил. У некоторых рыб существуют приспособления для того, чтобы прятаться среди водорослей и кораллов, растущих среди берегов и на дне, у других - для зарывания в песок во время отлива.
Мы различаем следующие типы донных рыб.
Тип уплощенный дорзовентрально. Тело сжато от спинной стороны к брюшной. Глаза перемещены па верхнюю сторону. Рыба может тесно прижиматься к дну. Пример: скаты (Raja, Trygon и др.), а из костистых рыб - морской чорт (Lophius piscatorius).
Тип длиннохвоста. Тело сильно вытянуто, наиболее высокая часть тела - позади головы, постепенно становится тоньше и оканчивается заострением. Апальный и спинной плавники образуют длинную плавниковую оторочку. Тип распространен среди глубоководных рыб. Пример: длиннохвост (Macrurus norvegicus) (рис. 190).
Тип сдавленно-aсимметрический. Тело сдавлено с боков, окаймлено длинными спинным и анальным плавниками. Глаза на одной стороне тела. В молодости имеют тело сдавленно-симметричное. Плавательного пузыря нет, держатся на дне. Сюда принадлежит семейство камбаловых (Pleuronectidae). Пример: тюрбо (Rhombus maximus).


Тип угреобразный. Тело очень длинное, змеевидное; парные плавники зачаточны или отсутствуют. Рыбы донные. Движение по дну создало ту же форму, какую среди рептилий мы видим у змей. Примерами могут служить угорь (Anguilla anguilla), минога (Petromyzon fluviatilis).
Тип астеролепиформный. Передняя половина тела заключена в костный панцырь, сводящий активные движения до минимума. Тело в разрезе треугольно. Пример: кузовок (Ostracion cornutus).
Особые условия господствуют па больших глубинах: огромное давление, абсолютное отсутствие света,пизкая температура (до 2°), полное спокойствие и отсутствие движений в воде (если не считать очень медленного движения всей массы воды из арктических морей к экватору), отсутствие растений. Эти условия накладывают резкую печать па организацию рыб, создавая особый характер глубинной фауны. Мускульная система развита у них слабо, кость мягка. Глаза редуцируются иногда до полного исчезновения. У тех глубинных рыб, у которых глаза сохраняются, сетчатка по отсутствию колбочек и положению пигмента сходна с глазом ночных животных. Далее, глубинные рыбы отличаются большой головой и тонким туловищем, утончающимся к концу (тип длиннохвоста), большим растяжимым желудком и очень большими зубами во рту (рис. 191).

Глубинные рыбы могут быть разделены на бентосных и батипелагических рыб. К донным рыбам глубин относятся представители скатов (сом. Turpedinidae), камбал (сем. Pleuronectidae), рукоперых (сем. Pediculati), панцырнощеких (Cataphracti), долгохвостой (сем. Macruridae), бельдюг (сем. Zoarcidae), тресковых (сем. Gadidae) и др. Ho и среди батипелагических, и среди береговых рыб встречаются представители названных семейств. Провести резкую отчетливую границу между глубинными формами и береговыми не всегда легко. Многие формы встречаются и тут и там. Также и глубина, на которой попадаются батипелагические формы, вариирует в широких пределах. Из батипелагических рыб следует упомянуть светящихся анчоусов (Scopelidae).
Донные рыбы питаются малоподвижными животными и их остатками; это не требует затраты сил, и донные рыбы обычно держатся большими стаями. Наоборот, рыбы батипелагические отыскивают с трудом свою пищу и держатся поодиночке.
Большая часть промысловых рыб принадлежит или к литоральной, или к пелагической фауне. Некоторые тресковые (Gadidae), кефалевые (Mugilidae), камбалы (Pleuronectidae) принадлежат береговой зоне; тунцы (Thynnus), макрели (Scombridae) и главные промысловые рыбы - сельдевые (Clupeidae) - принадлежат к фауне пелагической.
Конечно, не все рыбы принадлежат непременно к, одному из указанных типов. Многие рыбы лишь приближаются к тому или иному из них. Яркo выраженный тип строения - результат приспособления к определенным, строго обособленным условиям местообитания и движения. А подобные условия не всегда бывают хорошо выражены. С другой стороны, для того чтобы выработался тот или иной тип, нужно долгое время. Рыба, недавно переменившая свое местообитание, может утерять отчасти свой прежний приспособительный тип, но еще не выработать нового.
В пресной воде нет того разнообразия условий жизни, которое наблюдается в море, однако и среди пресноводных рыб встречается несколько типов. Например, елец (Leuciscus leuciscus), предпочитающий держаться па более или менее сильном течении, Имеет тип, приближающийся к веретенообразному. Наоборот, относящийся к тому же семейству карповых (Cyprinidac) лещ (Abramis brаmа) или карась (Carassius carassius) - рыбы малоподвижные, живущие среди водных растений, кореньев и под крутоярами,- имеют тело неуклюжее, сдавленное с боков, как у рифовых рыб. Щука (Esox lucius), стремительно кидающийся на добычу хищник, напоминает стреловидный тип нектонной рыбы; живущий в типе и иле, пресмыкающийся у дна вьюн (Misgurnus fossilis) имеет более или менее угревидную форму. Постоянно пресмыкающаяся по дну стерлядь (Acipenser ruthenus) напоминает тип долгохвоста.

Самое важное свойство всех организмов на земле - их поразительная способность приспосабливаться к усло­виям среды. Без нее они не могли бы существовать в по­стоянно меняющихся жизненных условиях, смена кото­рых совершается иногда довольно резко. Рыбы как раз в этом отношении необычайно интересны, потому что приспособляемость к среде некоторых видов за беско­нечно большой промежуток времени привела к по­явлению первых наземных позвоночных животных. Множество примеров их приспособленности можно на­блюдать и в аквариуме.

Много миллионов лет тому назад в девонских морях палеозойской эры жили удивительные, уже давно вы­мершие (за немногими исключениями) кистеперые рыбы (Crossopterygii), которым амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие обязаны своим происхождением. Болота, в которых обитали эти рыбы, начали постепенно высыхать. Поэтому с течением времени к имевшемуся у них до сих пор жаберному дыханию добавилось еще и легочное. И рыбы все более и более перестраивались на дыхание кислородом воздуха. Довольно часто случалось так, что они вынуждены были переползать из высохших водоемов к местам, где осталось еще хоть немножко воды. В результате этого в течение многих мил­лионов лет из их плотных мясистых плавников развились пятипалые конечности.

В конце концов некоторые из них приспособились к жизни на суше, хотя они еще не очень далеко уходили от воды, в которой развивались их личинки. Так воз­никли первые древние амфибии. Их происхождение от кистеперых рыб доказывают находки ископаемых остатков, которые убедительно показывают путь эво­люции рыб к наземным позвоночным и тем самым к че­ловеку.

Это самое убедительное вещественное доказательство приспособляемости организмов к изменяющимся усло­виям среды, которое можно только себе представить. Разумеется, что это превращение продолжалось миллионы лет. В аквариуме мы можем наблюдать мно­гие другие виды приспособляемости, менее значитель­ные, чем только что описанные, но зато более быстрые и поэтому более наглядные.

Рыбы - количественно самый богатый класс позвоноч­ных животных. К настоящему времени описано уже свыше 8000 видов рыб, многие из них известны в аква­риумах. В наших водоёмах, в реках, озерах, встречается около шестидесяти видов рыб, по большей части ценных хозяйственно. На территории Росии обитает около 300 видов пресноводных рыб. Многие из них подходят для аквариумов и могут служить его украшением или всю свою жизнь, или, хотя-бы, пока рыбы молоды. На на­ших обычных рыбах мы проще всего можем наблюдать, как они приспосабливаются к изменениям окружающей среды.

Если мы в аквариум размером 50x40 см поместим мо­лодого карпа длиной около 10 см и во второй аквариум размером 100 х 60 см карпа такой же величины, то через несколько месяцев мы констатируем, что карп, содер­жащийся в большем аквариуме, превзошел в росте другого из маленького аквариума. Оба получали равное количество одного и того же корма и, однако, не одина­ково выросли. В дальнейшем обе рыбы вообще пере­станут расти.

Отчего это происходит?

Причина - явно выраженная приспособляемость к внешним условиям среды . Хотя в меньшем аквариуме внешний вид рыбы не меняется, но её рост существенно замедляется. Чем больше тот аквариум, в котором содержится рыба, тем крупнее она станет. Повышен­ное давление воды - или в большей, или в меньшей степени, механически, посредством скрытых раздраже­ний органов чувств - вызывает внутренние, физиоло­гические изменения; они выражаются в постоянном замедлении роста, который наконец совсем прекраща­ется. Таким образом, в пяти аквариумах различной ве­личины мы можем иметь, хотя и одновозрастных, но со­вершенно разных по размерам карпов.

Если рыбу, которую долго содержали в маленьком со­суде и которая поэтому захирела, поместить в большой бассейн или пруд, то она начнет нагонять упущенное в своём росте. Если она и не все нагонит, однако может значительно увеличиться в размере и весе даже за короткое время.

Под влиянием разных условий среды рыбы способны существенно изменять внешний вид. Так рыбаки знают, что между рыбами одного вида, например, между щуками или форелями, выловленными в реках, запрудах и озе­рах, обычно бывает большая достаточно разница. Чем старше рыба, тем обычно разительнее эти внешние морфологические различия, которые вызываются продолжительным пре­быванием в различной обстановке. Быстро текущий поток воды в русле реки или тихие глубины озера и запруды в одинаковой степени, но по-разному действуют на форму тела, всегда приспособленной к обстановке, в которой эта рыба живет.

Но вмешательство человека может так изменить внеш­ний вид рыбы, что непосвященный человек подчас едва ли подумает, что это рыба того же вида. Возьмем, например, для примера известных всем вуалехвостов. Искусные и тер­пеливые китайцы, путем долгого и тщательного отбора, вывели из золотой рыбки совсем другую рыбку, кото­рая формой тела и хвоста существенно отличалась от исходной формы. Вуалехвост имеет достаточно длинный, часто свисающий, тонкий и раздельный надвое хвостовой плавник, похожий на нежнейшую вуаль. Его тело закруглённой формы. Многие виды вуалехвостов имеют выпуклые и даже повернутые наверх глаза. Неко­торые формы вуалехвостов имеют на голове странные выросты в виде маленьких гребешков или шапок. Очень интересное явление - приспособительная спо­собность к изменению окраски. В коже рыб, как и у амфибий и рептилий, в пигментных клетках, так назы­ваемых хромотофорах, содержатся бесчисленные пиг­ментные зернышки. В коже рыб из хромотофор пре­обладают главным образом черно-бурые меланофоры. Рыбья чешуя содержит гуанин серебристого цвета, который и вызывает этот самый блеск, который придает водному миру настолько волшебную красоту. Благодаря сжатию и растяжению хромотофор может произойти перемена окраски всего животного или какой-либо части его те­ла. Эти изменения возникают непроизвольно при раз­личных возбуждениях (испуг, драка, нерест) или в ре­зультате приспособления к данной обстановке. В послед­нем случае восприятие обстановки действует рефлекторно на изменение окраски. Кто имел возможность видеть в морском аквариуме камбал, лежащих на песке левой или правой стороной своего плоского тела, тот мог наблюдать, как эта удивительная рыба быстро меняет свою окраску, как только она попадает на новый суб­страт. Рыба постоянно «стремится» так слиться с окру­жающей обстановкой, что ее не замечают ни ее враги, ни ее жертвы. Рыбы могут приспосабливаться к воде с различным количеством кислорода, к разной темпера­туре воды и, наконец, к недостатку воды. Прекрасные примеры подобной приспособленности существуют не только у сохранившихся мало измененных древних форм, как, например, у двоякодышащих рыб, а также у современных видов рыб.

Прежде всего о приспособительной способности двояко­дышащих. В мире живут 3 семейства этих рыб, которые имеют сходство с гигантскими легочными саламандра­ми: в Африке, Южной Америке и Австралии. Они обитают в маленьких речках и болотцах, которые во время засухи пересыхают, а при нормальном уровне воды очень заиленые и мутные. Если воды мало и она содержит достаточно боль­шое количество кислорода, рыбы дышат нормально, т. е. жабрами, только оногда заглатывая воздух, т. к. они имеют кроме самих жабр еще и особые легочные мешочки. Если количество кислорода в воде уменьшается или вода высыхает, они дышат только с помощью легочных меш­ков, выползают из болота, зарываются в ил и впадают в летнюю спячку, которая продолжается до первых сравнительно больших дождей.

Некоторые рыбы, как наша ручьевая форель, для нор­мальной жизни нуждаются в сравнительно большом ко­личестве кислорода. Поэтому они и могут жить только в проточной воде, чем вода холоднее и скорее течет, тем лучше. Но опытным путем было установле­но, что формы, которые с раннего возраста выращива­лись в аквариуме, не требуют проточной воды; они дол­жны только иметь более холодную или слегка продува­емую воду. К менее благоприятной среде они приспосо­бились благодаря тому, что увеличилась поверхность их жабр, что дало возможность получать больше кислорода.
Любителям аквариумов хорошо известны лабиринтовые рыбы. Они называются так из-за дополнительного ор­гана, с помощью которого они могут заглатывать кисло­род воздуха. Это важнейшее приспособление к жизни в лужах, на рисовых полях и в других местах с плохой, загнивающей водой. В аквариуме с кристально чистой водой эти рыбы захватывают воздух реже, чем в аквариуме с мутной водой.

Убедительное доказательство того, как живые организ­мы могут приспособиться к обстановке, в которой они обитают, - это живородящие рыбы, очень часто содер­жащиеся в аквариумах. Их имеется много видов, не­больших и средних размеров, пестроокрашенных и ме­нее красочных. Все они имеют общую особенность - они рождают сравнительно развитых мальков, которые уже не имеют желточного мешка и вскоре после рождения живут самостоятельно и охотятся за мелкой до­бычей.

Уже акт спаривания этих рыб существенно отличается от икрометания, потому что самцы оплодотворяют зре­лую икру прямо в теле самок. Последние через несколько недель выбрасывают мальков, которые тотчас уплы­вают.

Эти рыбы живут в Средней и Южной Америке, часто в мелких водоемах и лужах, где после окончания дож­дей уровень воды понижается и вода почти или полно­стью высыхает. В таких условиях отложенная икра погибла бы. Рыбы настолько уже приспособились к этому, что могут выбрасываться из высыхающих луж сильными прыжками. Прыжки, по отношению к самой величине их тела, больше, нежели у лосося. Таким обра­зом они прыгают, пока не попадут в ближайший водоем. Здесь оплодотворенная самочка рождает мальков. При этом сохраняется только та часть потомства, которая родилась в наиболее благоприятных и глубоких во­доемах.

В устьях рек тропической Африки живут более стран­ные рыбы. Их приспособление шагнуло так далеко впе­ред, что они не только выползают из воды, но также могут влезать на корни прибрежных деревьев. Это, например, илистые прыгуны из семейства бычков (Gobiidae). Их глаза, напоминающие глаза лягушки, но еще более выпуклые, расположены на верхней части головы, что дает им возможность хорошо ориентироваться на суше, где они подкарауливают добычу. В случае же опасности эти рыбки устремляются к воде, изгибая и вытягивая тело подобно гусеницам. Рыбы приспосабливаются к условиям обитания главным образом индивидуальной формой тела. Это, с одной стороны, явля­ется защитным приспособлением, с другой стороны, обусловлено образом жизни различных видов рыб. Так, например, карпы и караси, кормящиеся, главным образом, на дне неподвижной или малоподвижной пищей, при этом не развивающие большой скорости движения, имеют короткое и толстое тело. Рыбы, которые зарываются в грунт, имеют длинное и узкое тело, хищ­ные рыбы имеют либо сильно сжатое с боков тело, как окунь, либо торпедообразное, как щука, судак или фо­рель. Такая форма тела, не представляющая сильного сопротивления воды, позволяет рыбам мгновенно нападать на добычу. Преобладающее же большин­ство рыб имеет обтекаемую форму тела, хорошо рассе­кающую воду.

Некоторые рыбы приспособились благодаря своему образу жизни к совершенно особым условиям настолько, что даже вообще мало похожи на рыб. Так, например, морские коньки имеют вместо хвостового плавника цеп­кий хвост, при помощи которого они укрепляются на водорослях и кораллах. Вперед они передвигаются не обычным способом, а благодаря волнообразному дви­жению спинного плавника. Морские коньки настолько схожи с окружающей средой, что хищники с трудом их замечают. Они обладают превосходной защитной окрас­кой, зеленой или коричневой, и большинство видов имеют на своем теле длинные развевающиеся отростки, очень похожие на водоросли.

В тропических и субтропических морях существуют рыбы, которые, спасаясь от преследователей, выскаки­вают из воды и, благодаря широким, перепончатым грудным плавникам, многие метры планируют над по­верхностью. Это те самые летающие рыбы. Для облегчения «полета» у них в полости тела имеется не­обычайно большой воздушный пузырь, который умень­шает относительный вес рыбы.

Крохотные брызгуны из рек юго-западной Азии и Австралии превосходно приспособились к охоте на мух и других летающих насекомых, садящихся на растения и различные выступающие из воды предметы. Брызгун держится у поверхности воды и, заметив добычу, брыз­гает изо рта тонкой водяной струей, сбивая насекомое на поверхность воды.

Некоторые виды рыб из различных систематически удаленных групп с течением времени выработали спо­собность метать икру далеко от места обитания. К тако­вым, например, относятся лососевые рыбы. До ледни­кового периода они населяли пресные воды бассейна северных морей - своего первоначального местожи­тельства. Уже после таяния ледников появились и современные виды лососевых. Некоторые из них приспособились к жизни в солёной воде моря. Эти рыбы, например, общеизвестные обыкновенные лососи, для икрометания идут в реки, в пресную воду, откуда они позже возвращаются обратно в море. Лососей отлавливали в тех же реках, где они впервые были замечены при миграции. Это интересная аналогия с весенними и осенними перелетами птиц, придержива­ющихся совершенно определенных путей пролета. Еще более интересно ведет себя угорь. Эта скользкая, змеевидная рыба размножается в глубинах Атлантического океана, вероятно на глубине до 6000 метров. В этой хо­лодной, глубоководной пустыне, которая только иногда освещается фосфоресцирующими организмами, вы­водятся из бесчисленных икринок крохотные, прозрач­ные, листовидные личинки угрей; три года они живут в море, прежде чем из них разовьются настоящие ма­ленькие угри. А после этого бесчисленная молодь угрей начинает свое путешествие в речную пресную воду, где они живут в среднем десять лет. К этому времени они вырастают и накапливают запасы жира, чтобы опять отправиться в дальний путь в глубины Атлантики, откуда они уже никогда больше не возвращаются.

Угорь превосходно приспособлен к жизни на дне во­доема. Строение тела дает ему хорошую возможность проникать в самую толщу ила, и при недостатке пищи переползать посуху в расположенный рядом водоем. Интересно ещё изменение его окраса и формы глаз при передвижении к морской воде. Темные вначале угри в пути приобретают се­ребристый блеск, и их глаза значительно увеличиваются. Увеличение глаз наблюдается при приближении к устьям рек, где вода более солоноватая. Это явление можно вызвать в аквариуме у взрослых угрей, если в воде растворить немного соли.

Почему же увеличиваются глаза угрей при путешествии к океану? Это приспособление дает возможность улавли­вать каждый, даже самый маленький луч или отблеск света в темных глубинах океана.

Некоторые рыбы водятся в водах, бедных планктоном (движущиеся в толще воды рачки, например дафнии, личинки некоторых комаров и т. п.), или где мало мел­ких живых организмов на дне. В этом случае рыбы при­спосабливаются к питанию падающими на поверхность воды насекомыми, чаще всего мухами. Небольшая, приблизительно го см длины, рыбка Anableps tetrophthalmus из Южной Америки приспособилась к ловле мух с поверхности воды. Чтобы можно было свободно двигаться непосредственно у самой поверхности воды, у нее прямая спина, сильно вытянутая с одним, как у щуки, очень сдвинутым назад плавником, и ее глаз разделен на две почти самостоятельные части, верхнюю и нижнюю. Нижняя же часть является обычным рыбьим глазом, и рыба смотрит под водой им. Верхняя часть выступает довольно значительно вперед и возвышается над самой поверхностью воды. Вот с её помощью рыба, осматривая гладь воды, обнаруживает упавших насекомых. Приведены только некоторые примеры из неисчерпаемого многообразия видов приспосабливания рыб к той среде, в которой они обитают. Так же как и эти обитатели вод­ного царства, остальные живые организмы способны в разной степени приспосабливаться, чтобы выжить в межвидовой борьбе на нашей планете.

Глубоководные рыбы считаются одними из самых удивительных существ на планете. Их уникальность объясняется в первую очередь суровыми условиями существования. Именно поэтому глубины мирового океана, а особенно глубоководные впадины и желоба, заселены совсем не густо.

и их приспособления к условиям существования

Как уже упоминалось, глубины океанов заселены не так густо, как, скажем верхние слои воды. И на это есть свои причины. Дело в том, что с глубиной изменяются условия существования, а, значит, организмы должны иметь некоторые приспособления.

  1. Жизнь в темноте. С глубиной количество света резко уменьшается. Считается, что максимальное расстояние, которое проходит солнечный луч в воде, составляет 1000 метров. Ниже этого уровня никаких следов света не обнаружено. Поэтому глубоководные рыбы приспособлены к жизни в полнейшем мраке. Некоторые виды рыб вообще не имеют функционирующих глаз. Глаза других представителей, наоборот, развиты очень сильно, что дает возможность улавливать даже самые слабые световые волны. Еще одно интересное приспособление — это люминесцентные органы, которые могут светиться, используя энергию химических реакций. Такой свет не только облегчает передвижение, но и приманивает потенциальную добычу.
  2. Высокое давление. Еще одна особенность глубоководного существования. Именно поэтому внутреннее давление у таких рыб намного выше, чем у их мелководных родственников.
  3. Низкая температура. С глубиной температура воды значительно снижается, поэтому рыбы приспособлены к жизни в такой среде.
  4. Отсутствие пищи. Поскольку разнообразие видов и количество организмов с глубиной уменьшается, то и пищи, соответственно, остается очень мало. Поэтому глубоководные рыбы имеют сверхчувствительные органы слуха и осязания. Это дает им возможность обнаруживать потенциальную добычу на большом расстоянии, которое в некоторых случаях измеряется километрами. Кстати, такое приспособление дает возможность быстро скрыться от более крупного хищника.

Можно увидеть, что рыбы, живущие в глубинах океана, - действительно уникальные организмы. На самом деле огромная площадь мирового океана все еще остается неисследованной. Именно поэтому точное количество видов глубоководных рыб неизвестно.

Разнообразие рыб, живущих в водных глубинах

Хотя современным ученым известна только малая часть населения глубин, есть сведения о некоторых весьма экзотических жителях океана.

Батизаурусы — самые глубоководные рыбы-хищники, обитающие на глубине от 600 до 3500 м. Живут они на территории тропических и субтропических водных просторов. Эта рыба имеет почти прозрачную кожу, большие, хорошо развитые сенсорные органы, а ее ротовая полость усеяна острыми зубами (даже ткани неба и языка). Представители этого вида являются гермафродитами.

Рыба-гадюка — еще один уникальный представитель подводных глубин. Обитает она на глубине 2800 метров. Именно этими видами заселена глубина Основная особенность животного — это огромные клыки, которые чем-то напоминают ядовитые зубы змей. Этот вид приспособлен к существованию без постоянного питания — желудки рыб так растягиваются, что они могут целиком проглотить живое существо намного крупнее их самих. А на хвосте у рыб имеется специфических светящийся орган, с помощью которого они и выманивают добычу.

Морской черт — довольно неприятное на вид существо с огромными челюстями, небольшим телом и слабо развитой мускулатурой. Обитает на Поскольку активно охотиться эта рыба не может, у нее выработались специальные приспособления. имеет специальный светящийся орган, которые выделяет определенные химические вещества. Потенциальная добыча реагирует на свет, подплывает, после чего хищник проглатывает ее полностью.

На самом деле глубин гораздо больше, но об их образе жизни известно не так уж много. Дело в том, что большинство из них может существовать только при определенных условиях, в частности, при высоком давлении. Поэтому извлечь и изучить их не представляется возможным — при подъеме в верхние слои воды они попросту гибнут.