Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Все о болотах и их обитателях. Животные и растения болот: фото природы, описание обитателей живущих на болотах

Болотистая местность - это особый мир флоры и фауны. Природа болота такова, что здесь обитают различные животные и произрастают удивительные растения, многие из которых занесены в Красную книгу. С научной точки зрения, болото - это некий топкий участок земли, имеющий повышенную влажность и кислотность. В таких местах наблюдается постоянная сырость, мощное испарение и нехватка кислорода (фото болота представлено в статье). Если же говорить простым языком, то это удивительный микромир со своеобразной растительностью и не менее уникальными обитателями. Вот о них-то мы и поговорим более подробно.

Как возникают болота?

Посредством деятельности животных (например, бобров) или по вине человека. При возведении им дамб и плотин, предназначенных для сооружения специальных водохранилищ и прудов, почва неизбежно теряет свои свойства, утрачивает степень плодородности, заиливается. Одно из самых главных условий образования болота - это постоянный избыток влаги. В свою очередь, избыточная увлажненность может быть спровоцирована теми или иными особенностями местного рельефа, например, появляются низины, в которые постоянно стекаются грунтовые воды и осадки.

Все это приводит к образованию торфа.В скором времени возникает болото. Жители этих мест - своеобразные существа. Дело в том, что не каждый живой организм сможет приспособиться к жизни в столь экстремальных условиях, ведь, как уже было сказано, здесь постоянно не хватает кислорода, почва имеет низкую степень плодородности, а весь участок характеризуется избыточной увлажненностью и, конечно же, повышенной кислотностью. Поэтому таким животным нужно отдать должное! Итак, познакомимся с этими героями поближе.

Земноводные

В целом все потенциальные животные болот - это многочисленные, но в большинстве своем непостоянные обитатели сей местности. Многие из них останавливаются здесь лишь на короткий промежуток времени, например, на сезон, после чего спешат покинуть сие мрачное место. Постоянных же обитателей болотистых местностей не так много, но их знают практически все. Среди них самыми известными и многочисленными являются представители класса земноводных животных, или амфибии: и тритоны.

Лягушки

Лягушки - пожалуй, самые известные и наиболее многочисленные обитатели болота. Многие герпетологи (специалисты по амфибиям и рептилиям) считают этих созданий вполне очаровательными существами и относят их к числу наиболее красивых животных в мире. Действительно, строение тела лягушек своеобразно и уникально. Их голова довольно крупная и широкая. Они не имеют шеи. Поэтому голова сразу переходит в короткое, но широкое тельце.

Лягушки состоят в отряде бесхвостых амфибий, который насчитывает около 6000 современных и примерно 84 ископаемых вида. Как видно из названия их отряда, эти создания не имеют ни шеи, ни хвоста. Зато обладают двумя парами прекрасно развитых конечностей. Герпетологи отнесли к бесхвостым амфибиям квакш, древолазов, жерлянок, жаб и чесночниц. Внешне они похожи на лягушек, однако не состоят в близком родстве с ними.

В дневное время эти существа греются на солнце, удобно расположившись на болотных лилиях или на берегу. Если мимо пролетает комар, жук или муха, лягушка молниеносно выбрасывает свой липкий язык в сторону насекомого. Поймав добычу, земноводное тут же проглатывает ее. Размножаются лягушки путем метания икры в болото. Жители таких водоемов не прочь полакомиться поэтому из нескольких тысяч выброшенных в воду икринок выживают лишь считанные десятки.

Происходит это в начале апреля. Именно в это время лягушки пробуждаются после зимнего анабиоза. Уже на пятый день из выживших икринок появляются головастики. В лягушат они превращаются через 4 месяца.

Самой крупной лягушкой в мире считается голиаф, обитающий в африканской республике Камерун. Это создание достигает в длину 33 см и весит до 4 кг. Однако самой распространенной в мире считается зеленая лягушка. Ареал ее обитания - вся Европа, северо-запад Африки и Азия. Этот вид бесхвостых амфибий встречается в наших болотах чаще всех остальных.

Жабы

«Соратницами» лягушек являются жабы. Это еще одни животные, живущие на болотах круглый год. Испокон веков эти амфибии прослыли ядовитыми созданиями. Обыватели считают, что жабы обладают какой-то ядовитой слизью, которой одаривают своих врагов. Многие до сих пор верят, что если жабу взять в руки, на них якобы появятся бородавки. Это не совсем так. Большинство этих земноводных совершенно безобидны для человека. Конечно, в тропических странах водятся ядовитые жабы и лягушки, но их можно распознать по соответствующему яркому окрасу.

Запомните: жабы, обитающие в российских болотах, не причиняют никакого вреда человеку. Наоборот, они приносят пользу, истребляя массу вредных червяков, слизней и летающих насекомых. Эти существа ведут ночной образ жизни и, в отличие от лягушек, практически не нуждаются в воде. Вот почему в дневное время жаб практически не встретишь. Тем не менее болотные топи - самая лучшая среда обитания для этих земноводных.

Тритоны

Отряд представлен саламандрами и тритонами. Если первые - это в основном сухопутные существа, то тритоны - это как раз таки животные болот. Внешне эти существа чем-то напоминают ящериц, вот только их кожа - гладкая и влажная, а хвост - вертикально плоский (как у рыб). Туловище у тритонов имеет удлиненное и веретенообразное строение. Их маленькая головка сразу же переходит в тельце, которое так же незаметно переходит в хвост.

Большинство тритонов постоянно живут в болоте, проводя там большую часть года. При этом они ведут скрытный образ жизни. Невооруженным глазом увидеть тритона в дикой природе почти невозможно! Они - замечательные пловцы, однако на берегу это совершенно беспомощные создания. Представители отряда хвостатых земноводных - это оседлые животные, привязанные к своему родному дому - болоту. Они малоподвижны и совершенно не приспособлены к дальним путешествиям.

Млекопитающие

Из постоянных представителей класса млекопитающих животных можно выделить водоплавающих грызунов: ондатр и водных хищников - выдр. Стоит отметить, что млекопитающие обитатели болота могут жить не только в воде, но и по ее краям. К примеру, там водятся влаголюбивые полевки и водяные крысы. Кстати, и те, и другие прекрасно чувствуют себя в данной среде: их убежища - моховые кочки, а пища - клюква, голубика и семена различных трав.

Ондатры

Родиной этих животных является Северная Америка. В Россию они были завезены из Канады в 1928 году. Совсем немного времени понадобилось этим существам, чтобы распространиться по всей нашей стране. Ондатры - это представители отряда грызунов и постоянные животные болот. Они обитают в малых и больших озерах, в речных заводях и, конечно же, в мрачных торфяниках. Там они, как и бобры в проточных водах, сооружают себе домики из подручного материала.

Поселения этих грызунов на болоте найти легко. Их жилища имеют конусообразную форму и достигают в высоту почти одного метра. Домик ондатры имеет своеобразное строение: внутри расположена одна или несколько специальных камер, а в центре - гнездо. Териологи (специалисты по млекопитающим) говорят, что это животное просто создано для жизни в воде. Ондатра плавает легко и быстро. При взгляде на это создание не остается никаких сомнений в том, что болото - его дом!

Выдры

Эти создания являются самыми крупными представителями из отряда хищных животных. Они, как и ондатры, - постоянные и незаменимые животные болот, рек, больших и малых озер. Взрослые особи достигают в длину почти 1 м, а весят до 15 кг. Эти млекопитающие обитают почти во всех уголках нашей страны, за исключением Антарктиды и Австралии. Мать-природа подготовила этих животных для обитания в водной стихии.

Округлая голова, короткая, но толстая шея, бочкообразное туловище, толстый хвост и перепончатые лапы помогают выдрам без лишних усилий разрезать водную гладь. Эти млекопитающие ведут круглосуточный образ жизни. Поскольку выдры - это хищники, они питаются своими же «соседями» по болоту: лягушками, полевками, ондатрами, раками, червями, улитками, змеями. В свободное от охоты время они развлекаются в свое удовольствие, резвясь в болотных топях, скатываясь с берегов в воду и т. д.

Время от времени выдры покидают свои болотные топи, отправляясь на так называемую «рыбалку». Несколько животных заплывают в пресный водоем и начинают совместную охоту за местными рыбешками. Выдры сообща загоняют целый в какой-нибудь узкий проливчик, где им будет легче отлавливать свою добычу. Мелких рыбешек зверьки едят, не выходя из воды, а крупных - только на берегу.

Кстати говоря, по натуре своей выдры - мирные животные. Их спокойный характер сохраняется большую часть года, однако в брачный период между соперниками-самцами могут возникать настоящие кровопролитные бои за самочку!

Птицы, живущие на болотах

Ученые, исследовавшие животный мир болот, утверждают, что данная местность вполне пригодна для существования многих представителей мира фауны, в том числе и птиц. Например, сочные стебли и плоды являются незаменимым источником питания белых куропаток, болотных сов, куликов и уток. Эти птицы уже давно облюбовали данную местность и чувствуют себя здесь вполне комфортно.

Откровенно говоря, пернатые не очень-то и любят селиться на данных территориях. Орнитологи заметили, что изредка на болота прилетают тетерева и глухари. Видимо, ими движет желание полакомиться вкусными ягодами. По словам ученых, в довольно топких верховьях этих мест может поселиться даже Дело в том, что болото для журавлей - это настоящая защита от внешней цивилизации. Кроме того, не каждый сумеет пробраться через такие топи!

Царица болот

Говоря о том, какие животные на болоте нашли себе приют, нельзя не упомянуть о царице этих мест - цапле. Наверное, многие из нас не понимают странных пристрастий этой птицы к болотистым местностям. Между тем, цапли селятся здесь не случайно! Дело в том, что заросли кустарников, осоки и камыши служат превосходной защитой от хищников. Более того, здесь всегда есть чем поживиться (например, лягушками).

Цаплю, конечно, нельзя назвать красивой птицей, но царицей болот - вполне! Хотя некоторые орнитологи все же считают, что определенная красота и даже грация свойственны в некоторой степени этой представительнице фауны. Тем не менее несуразные и угловатые движения, а также странные, а порой и откровенно корявые позы сводят всю её красоту на нет.

Как бы там ни было, а цапли прекрасно приспособились к жизни в столь своеобразной среде обитания. Невозможно представить этих птиц вне каких-либо водоемов и болот! Они проворно лазают в тростнике, отлично перемещаются по воде. Вот только голос у них неприятный, напоминающий то ли чьи-то вопли, то ли чей-то рев. Орнитологи предупреждают, что цапли являются весьма коварными, а иногда и злобными созданиями. Они живут сообществами, однако общительными этих птиц назвать нельзя.

Вообще рацион питания цапель составляет рыба, но в болотистых местностях ее практически нет. Этим и объясняется такое пристрастие этих созданий к лягушкам. Цапли с большим удовольствием лакомятся бесхвостыми земноводными, раками, червями и брюхоногими моллюсками.

И напоследок… Почему на болоте так много лягушек?

В начале статьи мы говорили о суровых условиях жизни на болотистой местности. Поскольку данная территория имеет ярко выраженную повышенную кислотность, многие животные и растения болота обладают низким уровнем окисления. Такая защита выработалась у них со временем. Особенно хорошо приходится хладнокровным обитателям данной местности, а именно лягушкам, жабам и тритонам. Возможно, именно по этой причине они являются самыми многочисленными жителями болотистых местностей (см. фото болота).

Ольга Азовская
Конспект н. о. д. «Болото и его обитатели» с использованием элементов ТРИЗ-технологии.

Конспект н . о. д. «Болото и его обитатели » с использованием элементов ТРИЗ-технологии . для детей старшей группы. Познание.

Тема : болото и его обитатели

Цель : Обобщить и систематизировать представления о болоте и его обитателях .

Задачи :

образовательные : Формировать знания о значении болот в экологической системе Земли, представления о некоторых обитателях болот ;

развивающие : развивать речь, познавательные способности; активизировать и обогащать словарный запас детей

воспитательные : развивать умение работать в группе и самостоятельно; высказывать и отстаивать свое мнение

предварительная работа : рассматривание и обсуждение различных водоемов (река,озеро,пруд,болото ) ; чтение сказки «маленький водяной»

оборудование : проектор (показ презентации,аудиозапись «звуки болота » , разрезные картинки, картинки для игры «раньше-позже» , материалы для свободной изобразительной деятельности.

Ход н. о. д.

1. организационный момент : Игра психологической направленности «Приветствие»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. постановка цели :

Ребята, сегодня мы отправимся в страну «Загадляндию» - там нас ждет много интересного. На чем мы туда поедем, вы узнаете, отгадав загадку :

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой. (Поезд)

Верно, это поезд. Итак, в путь!

3. Игра - имитация «поезд» (под музыку «мы едем,едем,едем» ) – 1 мин.

4. остановка «город загадочных дел и мест» (показ слайда «болото » )

Куда же мы попали? Все обходят это место :

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (болото )

Что же такое болото ? Посмотрите внимательно на картинку, что вы можете сказать про это место? (ответы детей)

Там, где почва сильно увлажнена, образуются болота . Это происходит от того, что растения у берегов постепенно разрастаются и продвигаются в глубь водоема. Мелкие водоемы быстрее превращаются в болота .

В далекие времена люди боялись болот . Все звуки которые слышались на болоте - кваканье лягушки , жужжание комаров, хлопанье крыльев птиц - люди приписывали разным чудищам – хозяевам болот (слайд - Болотник , Болотница , Кикимора, Водяной). Включение аудиозапись «Звуки на болоте »

На самом деле это особый мир растений и животных. Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями - здесь растёт очень высокая трава под названием тростник. В ней легко спрятаться и даже заблудиться. А земля на болоте - это вязкий ил и грязь. (слайд с изображением растений)

Весной и осенью отдыхают на болотах перелётные птицы . Утки и гуси - это самые шумные обитатели болот . Когда они собираются в стаи, на воде разыгрывается целый спектакль. Но за ними интересно наблюдать и тогда, когда они спокойно плавают. Вот утка, секунду назад, казалось, дремала, и вдруг - нырнула головой вниз, только хвостик смешно торчит над водой. Зачем? Она поймала рыбу или лягушку. А спать она пойдёт в своё гнездо, в зарослях тростника на берегу. (слайды с изображением птиц)

Каждый вечер на болоте можно услышать концерт. Лягушки-папы квакают без умолку, глядя на луну, а лягушки-мамы в это время мечут икру среди водорослей. (слайд-лягушки с икрой)

5. Динамическая пауза «лягушки»

Посмотрите, две лягушки, пальцы растопырить как «лягушачьи лапки»

Две зеленые подружки, поворот с приседанием

Прискакали на пригорок

И заквакали спросонок :

Ква-ква-ква-ква-ква-ква-ква, прыжки с поворотом вокруг себя

Всем вам доброго утра.

Поскакали, порезвились медленная остановка

И водичкою умылись. имитация умывания

После дружно развернулись поворот в сторону изображения

И к своей икре вернулись.

А кто знает, почему лягушки к икре вернулись и зачем она им нужна?

Правильно, вскоре из икринок появятся маленькие головастики, точно такие же, как те, что уже резвятся в болоте . Все они скоро подрастут, у них появятся лапки, исчезнет хвост, и они станут похожи на своих родителей. (слайд – стадии развития лягушки)

6. Игра «собери целое»

Ребята, маленький водяной прислал нам картинки с изображением своего болота , но по дороге они рассыпались на мелкие части и перепутались – помогите мне их собрать.

7. Заключительный этап.

Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о болотах .

Вам понравилось? Что было интереснее всего?

Ребята, как вы думаете, нужны ли болота на Земле ? (Ответы детей)

Осенью и весной (когда тает снег или идут частые дожди) - болота накапливают воду , а в сухое время года отдают её ручьям, рекам и не дают им обмелеть. Люди осознали пользу болот и перестали их осушать. Главная польза от болот – сохранение воды Живущих птиц, животных, растущих растений на болотах , люди должны беречь и охранять.

т. р. и. з - игра на определение линии развития объекта «Раньше – позже»

Правило игры : Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель : посмотрите, что вы можете сказать о болоте ? Оно какое?

Дети : вязкое, заросшее, топкое.

Воспитатель : Оно всегда было таким? Что было раньше?

Дети : Его не было, было озеро или прудик.

Воспитатель : Правильно, а еще раньше?

Дети : возможно была ямка.

Воспитатель : А еще раньше?

Дети : просто земля, поле, лес и т. д.

Воспитатель : А что будет с болотом потом ?

Дети : Оно может стать еще шире или наоборот пересохнет.

(Аналогично можно провести игру по теме «лягушка» по желанию)

Вы молодцы, справились с заданием,но Маленький водяной просил,чтобы вы как-нибудь изобразили его болото (если оно вам понравилось)

На столе вы найдете краски и листы бумаги, пластилин и многое другое-пофантазируйте! Изобразите болото или обитателей как вам нравится .

Свободная изо. деятельность и выставка работ.

Публикации по теме:

«Что такое горы?» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ для детей 5–6 лет Программное содержание: Продолжать формировать представления детей о планете Земля (имеет разную поверхность, на ней можно обнаружить впадины,.

Конспект игротренинга с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4–5 лет Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Цель: Развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа) Цель: Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий,.

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе «Расскажем медвежонку, что такое зима» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Расскажем медвежонку что такое зима»(решение задач.

Конспект НОД в средней группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Цель: развивать речь, творческое воображение, мышление, системность, поисковую активность. Ход и приемы руководства: 1 часть – Ребята,.

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: 1. Уточнить.

Конспект занятия по математике и ориентировке в пространстве в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ Конспект занятия по математике и ориентировке в пространстве в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема:«Путешествие в Африку».

НОД «Путешествие в страну Математику» с использованием элементов ТРИЗ-технологии План-конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы. Тема: «Путешествие.

Открытое занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «В гостях у сказки» Конспект занятия в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам» Цель: Развивать познавательную активность,.

«Бумага». Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ Тема: «Бумага». Возрастная группа: средняя группа Предварительная.

Библиотека изображений:

Болото - это широко распространенное в нашей стране природное сообщество. Посмотрите на физическую карту России: какую значительную территорию занимают болота. Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редкие кустарники.

Как образовалось болото? Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались, все больше выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой почти до самого дна. Вот почему, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, вязнут ноги, того и гляди - провалишься. Может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды - болота.

Много воды - значит, стали расти влаголюбивые травы и кустарники, и звери с птицами селятся такие, каких только на болоте и увидишь. Поверхность некоторых болот густо покрыта мхами. Особенно много воды способен впитывать мох сфагнум, что с греческого значит «губка» (рис. 2).

Сфагнум обладает особым свойством убивать микробов. Поэтому остатки отмерших организмов полностью не перерабатываются, скапливаются под слоем мха, уплотняются, и в результате образуется торф - горючее полезное ископаемое. Толщина торфа может достигать 3-4 метров и более. Именно на этой торфяной подушке живут другие обитатели болота. Торф очень насыщен водой, и он почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней. Поэтому на болотах могут расти лишь немногие растения. Чаще всего на густом ковре мха поселяются багульник, осока, клюква (рис. 3-5).

Рис. 3. Багульник болотный ()

Среди болотных растений клюква особенно ценится. Люди издавна собирают эту целебную ягоду. Кроме клюквы на болотах растут и другие вкусные ягоды: голубика (рис. 6), морошка.

Рис. 6. Голубика ()

На болотах приспособились такие травянистые растения, как пушица, тростник, аир, камыш и рогоз (рис. 7, 8).

Рогоз имеет большие темно коричневые головки, которые плотно сложены из сырых волосков. Под волосками зреют семена, осенью, когда семена созревают, волоски подсыхают и сама головка становится очень легкой. Заденешь ее - и вот вокруг тебя летает светлый пух. На волосках-парашютиках семена рогозы разлетаются в разные стороны. Еще в прошлом веке из этого пуха делали спасательные жилеты. А из стебля рогозы изготавливали круглую упаковочную ткань.

На болотах встречаются и необыкновенные растения. Росянка (рис. 9) и пузырчатка - это растения-хищники.

Росянка ловит и поедает насекомых. Насекомые быстрые и подвижные, как же им может угрожать это растение? Мелкие листочки росянки покрыты мелкими волосками и капельками клейкого сока, похожего на росу, оттого растение так и назвали - росянка. Яркая окраска листьев и капелек привлекает насекомых, но, как только комар или муха сядет на растение, он тут же приклеивается к нему. Листок сжимается, а его клейкие волоски высасывают из насекомого все соки. Почему же росянка превратилась в растение-хищника? Потому что на бедных болотистых почвах ей не хватает питательных веществ. В день росянка способна проглотить и переварить до 25 комаров.

Похожим способом ловит добычу и венерина мухоловка (рис. 10).

Рис. 10. Венерина мухоловка ()

Она имеет листочки, которые закрываются как челюсти, когда кто-нибудь прикоснется к волоскам на поверхности листьев. Поскольку эти растения редкие, их нужно охранять.

Другую ловушку придумала пузырчатка, назвали это растение за липкие зеленые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья (рис. 11, 12).

Рис. 11. Пузырьки пузырчатки ()

Рис. 12. Пузырчатка ()

Все листья у растения в воде, корней нет, а над поверхностью поднимается лишь тонкий стебелек с желтыми цветками. Пузырьки нужны растению для охоты, а охотится эта травка на водяных жителей: маленьких рачков, водяных блох, инфузорий. Каждый пузырек - это хитро устроенная ловушка и одновременно пищеварительный орган. Особая дверца закрывает пузырек до тех пор, пока к волоскам этого отверстия не прикоснется какое-нибудь существо. Тогда клапан открывается и пузырек засасывает добычу. Из пузырька уже не выбраться, клапан, как дверь в комнату, открывается только в одну сторону. Внутри пузырька находятся железки, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке добыча растворяется, а затем всасывается растением. Пузырчатка очень прожорлива. Уже примерно через 20 минут пузырек готов захватить новую жертву.

Как животные болот приспособились к жизни на влажных местах? Среди обитателей болот известна лягушка. Сырость помогает лягушкам поддерживать постоянно свою кожу во влажном состоянии, а обилие комаров обеспечивает им питание. На болотистых берегах рек селятся бобры (рис. 13), водяные крысы, можно увидеть ужа и болотную гадюку.

Слышали ли вы поговорку: «Всякий кулик свое болото хвалит»? Кулик - стройная птица, похожа на чайку. Эта птица имеет защитное оперение, своим длинным клювом кулик находит в иле затаившихся там личинок комаров (рис. 14).

Часто на болотах можно встретить цапель (рис. 15) и журавлей (рис. 16), у этих птиц длинные и тонкие ноги, это позволяет им ходить по топкой холодной грязи, не проваливаясь.

Питаются цапли и журавли лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте. Сладкими ягодами любят лакомиться на болоте белые куропатки, а сочными частями растений - лоси и косули.

Вечерами и ночами по болоту разносится чей-то рев, напоминающий рев быка. Что только не рассказывали люди по этому поводу! Будто водяной кричит или леший с ним повздорил. Кто ревет и хохочет на болоте? Страшно ревет и ухает небольшая по размеру птица выпь (рис. 17).

У выпи очень громкий крик, разносящийся на 2-3 километра в округи. Выпь живет в тростниковых зарослях, в камышах. Охотится выпь на карасей, окуней, щук, лягушек и головастиков. Часами неподвижно стоит выпь в зарослях у воды и вдруг молниеносно метнет свой острый, как кинжал, клюв - и рыбке не уйти. Начнешь искать выпь на болоте - и мимо пройдешь. Она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличишь ее от пучка сухой травы или камыша.

Но не только выпь кричит ночью на болоте. Вот сидит на ветке хищная птица филин. Длиной она почти 80 сантиметров (рис. 18).

Это ночной разбойник и нет от него спасения ни птицам, ни грызунам. Это он так хохочет на болоте, когда стемнеет.

Жители болотистых мест иной раз ночами могут наблюдать удивительное зрелище, как на болоте танцует множество голубоватых огоньков. Что же это такое? Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по этому вопросу. Возможно, это воспламеняется болотный газ. Выйдут его облачка на поверхность и на воздухе загораются.

Люди с давних пор побаивались болот. Стремились осушать и использовать земли под пастбища и поля и тем самым думали, что помогают природе. Так ли это? Болото приносит большую пользу. Во-первых, это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из болот ручейки питают большие реки и озера. В дождь мхи болот впитывают излишнюю влагу, как губки. А в засушливые годы спасают водоемы от высыхания. Поэтому нередко после осушения болот реки и озера мелеют. Васюганское болото - одно из самых больших болот в мире, его площадь больше площади Швейцарии (рис. 19).

Рис. 19. Васюганское болото ()

Расположено между реками Обь и Иртыш. В этом болоте берет начало река Васюган. Такие реки, как Волга, Днепр, Москва-река, также вытекают из болот. Во-вторых, болота - это прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода. В-третьих, на болотах растут ценные ягодные растения: клюква, морошка, голубика. В них содержится сахар, витамины, минеральные вещества. Также на болотах растут лекарственные растения. Например, в годы Великой Отечественной войны сфагновый мох использовали как перевязочный материал для быстрого заживления ран. Росянка применяется для лечения простуды и кашля. К тому же, болото - это природная фабрика торфа, которое используется и как топливо, и как удобрение.

Запомни: нельзя подходить к заболоченной местности и к торфяным разработкам на болоте! Это очень опасно.

На болота заходят медведи, олени, кабаны, лоси, косули, которые тоже находят здесь для себя пищу.

Болото - такая же необходимая часть природы, как леса и луга, их тоже надо охранять. Уничтожение болот приведет к изменению природы на всей планете. В настоящее время 150 болот России взято под охрану.

Сегодня на уроке вы получили новые знания о болоте как природном сообществе и познакомились с его обитателями.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Biofile.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Animalworld.com.ua ().

Домашнее задание

  1. Что такое болото?
  2. Почему нельзя высушивать болота?
  3. Каких животных можно встретить на болоте?

Болото это очень сильно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями. В болоте обычно происходит накопление неразложившихся растительных остатков и образование торфа.
Многоклеточные водоросли образуют на болотах заросли, давая приют разнообразным беспозвоночным червям, моллюскам, ракообразным.
Рассмотрим различных представителей проживающих на болотах.

Обыкновенный уж – неядовитые змеи. Ужи встречаются в травянистых болотах. Они хорошо плавают, зигзагообразно извивая свое тело и выставив над водой голову.

Болотистые леса являются местообитанием гадюки обыкновенной. Это ядовитые змеи, длина тела реже 1м. Их укус, хотя и болезненный, но не смертельный, если своевременно оказана медицинская помощь.

В зарослях тростника, камышей, хвощей и других растений, образующих над поверхностью болота густую щетину из тесно стоящих высоких и узких стеблей и линейных листьев быстро снуют в погон за более мелкими насекомыми – стрекозы.

Среди плавающих на воде листьев кувшинок, кубышек и выступающих над водой стеблей упомянутых выше растений бегают крупные пауки-доломеды, окаймленные по бокам туловища полоской кремового цвета.

Здесь же живут и водяные клопы-водомерки. Они скользят по поверхности водоема, как конькобежцы, бороздя его гладь в разных направлениях.

Недалеко от берегов обращают на себя внимание стайки насекомых черной окраски с металлическим блеском, которые быстро плавают, делая резкие повороты, кружатся и вертятся. Это хищные жучки-вертячки. Они охотятся на мелких насекомых, живущих в воде или упавших в воду.

Единственный среди пауков – водяной паук-серебрянка устраивает своеобразное жилище под водой в виде паутинного колокола. При погружении в воду он становится как бы серебряным,

Помимо клопов-водомерок, живущих на поверхности воды, в пресных водоемах обитает немало других видов клопов, которые держатся под водой и ведут там различный образ жизни.
одлинная сокровищница болот – ее растительный мир. Здесь есть деревья и кустарники, кустарнички и травы, мхи и лишайники, грибы и водоросли. Среди всех этих растений встречаются ягодные и лекарственные, медоносные и красящие, крахмалоносные и дубильные, эфироносные и ядовитые или совмещающие целый букет полезных свойств. На болотах в заболоченных лесах встречается около 300 видов цветковых растений.

Кувшинка чисто-белая большой белоснежный цветок водяной лилии. Растет по тихим заводям рек и глубоким мочажинам болот. Цветы достигают 12 см в диаметре, а округлые листья – 30 см.
Кувшинка – это живые часы. Вечером в 6-7 часов цветы ее закрываются и погружаются в воду, а утром, тоже в 6-7 часов, они появляются над водой и вновь раскрываются.

Тростник обыкновенный. Вездесущий тростник встречается от лесотундры до тропиков. Он образует плавни в устьях рек, заросли в мелководьях озер и на засоленных побережьях морей, фитоценозы на открытых и лесных низинных и переходных болотах. На болотах в оптимальных условиях он достигает высоты 2м, а в крайних – всего 50-70см.

Кроме водяных клопов и пауков, к обитателям пресных вод относятся различные жучки и их личинки. Наиболее крупные из них – плавунец и водолюб. Личинки плавунцов очень агрессивны и нападают на все живое, что находится поблизости от них. Там, где живет много личинок плавунцов, они наносят заметный урон рыбному хозяйству.

Какие болота бывают в природе?

Для того чтобы понять это нужно разобраться в том, как возникают болота.
Все болота делятся на низинные и верховые. Низинные – питаются водой из-под земли, а верховые – разными осадками.
Некоторые болота возникают в прибрежной части больших водоемов - озер или морей. В тех участках побережья, где грунт состоит из мелких глинистых частиц постепенно формируется тип болота, который называется "марш". Значительная часть марша покрыта водой либо постоянно, либо заливается во время прилива.
Совсем по-другому выглядят лесные болота. Заболачивание леса - обычное явление, особенно на севере нашей страны.
По долинам и поймам рек формируются болота другого типа. Они связаны с грунтовыми водами, вымывающими минеральные вещества из почвы в болото, поэтому на этих болотах формируется богатая растительность.
Еще один тип формирования болот - это заболачивание озер.

Технологическая карта урока

по окружающему миру в 3 классе

по программе «Перспективная начальная школа»

Тема: Болото и его обитатели

Тип урока: освоение нового материала

Пед. задачи: создать условия для знакомства с многообразием представителей растительного и животногомира болота и возможностями их совместного обитания; содействовать раскрытию связей между обитателями болота; способствовать формированию умений составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе.

Форма организации: урок

Представление о результатах:

Личностные результаты : учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

Метапредметные результаты:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные – отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Предметные результаты: познакомится с природным сообществом «Болото»; многообразием растительного и животного мира болота и их взаимодействием; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе «Болото».

Этапы урока,

формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности обучающегося

I.

Организацион-

ный момент

(1слайд)

Встанем ровно и красиво.

Повернись к соседу слева,

Повернись к соседу справа.

Улыбнись соседу слева,

улыбнись соседу справа.

Итак, друзья, внимание.

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

II . Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуаль-ная разминка

(2слайд)

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Решите кроссворд:

По вертикали:

1. У кого глаза на рогах, а дом на спине?

4. Есть на реке лесоруб

В серебристо-бурой шубе.

Из деревьев, веток, глины

Строит прочные плотины.

6. Ползает наоборот, задом наперёд,

всё под водой хватает клешнёй.

По горизонтали:

2. Выпуча глаза сидит,

По-французки говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает.

3. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о проделанной работе дома.

Дети решают кроссворд:

Улитка

Бобр

Рак

Лягушка

Стрекоза

Ондатра

Выделяют существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

III.

Сообщение темы урока. Определение целей урока

(3 слайд)

(4 слайд)

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

Отгадайте загадки:

Не вода, не суша-

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь.

Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

Определите цели урока.

Назовите изученные природные сообщества

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Болото

Формулируют тему урока и ставят учебную задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Строить речевое высказывание в устной форме.

IV .

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

(5 слайд)

(6 слайд)

(7слайд)

(8слайд)

(9слайд)

(10 слайд)

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Болото – широко распространённое в нашей стране природное сообщество. Подтвердить это можно с помощью физической карты России.Образуются болота в низинах, где скапливается и застаивается вода, а также на месте озёр при их зарастании.

Прочитайте рассказ в хрестоматии «Откуда берутся болота?».

Что это?

Я болотное растенье,

Конопатят мною стены.

Мох – древнейшее растение. Он встречается везде.

Рассмотрите Внимательно мох. Каких частей у мха вы не обнаружили?

Где встречается мох?

Болотистый мох является хорошим перевязочным материалом,

дезинфицирующим и впитывающим любую жидкость.

В чём особенность мхов?

Рассмотрите мох сфагнум на рисунке в учебнике (с.66)

Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно отмирают. Отмёршие части превращаются в торф. – О том, как образуется торф, очень образно говорится в сказке-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца»: (Чтение отрывка учителем) - На болотах живут лишь немногие растения и животные. Отгадайте, такие загадки:

    Ствол этот не простой:

Хоть и длинный, но пустой.

    Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-как кто со мной знаком?

    Лист острый, узкий,

Тянется высоко,

Растёт в болоте.

    Что за брусника вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь- кисло!

На болотах также растут багульник, голубика, морошка, пушица, аир. А еще есть необыкновенные растения-хищники – росянка и пузырчатка. Они ловят и поедают насекомых. Мелкие листочки росянки покрыты красными волосками с капельками клейкого сока. Окраска привлекает насекомых, и они, как только сядут на растение, тут же приклеятся к нему.

Почему росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники?

Показывает обучающимся рисунки растений и рассказывает о некоторых отличительных особенностях рогоза и камыша.

Рогоз - это растение с большими темно-коричневыми, почти чёрными головками. Головка рогоза плотна сложена из сырых волосков. Под волосками зреют семена. К осени, когда семена созревают, волоски подсыхают, и сама головка становится очень лёгкой. Заденешь её, и вокруг тебя уже летает светлый пух. На его волосках-парашютиках семена рогоза разлетаются в разные стороны. Ещё в прошлом веке легкий пух из головок рогоза шел на спасательные жилеты, а из стеблей рогоза делали упаковочную ткань, теплоизоляционный материал ит.п.

Камыш – это растение с тёмно-зелёными, круглыми, длинными стеблями. Стебель камыша очень лёгкий, внутри много полых мест. Поэтому стебель не тонет. На вершине стебля в начале лета появляются небольшие неприметные цветки, собранные в соцветие-колосок. На стебле камыша много улиток, они очень любят это растение.

Прочитайте рассказ в хрестоматии «Росянка – комариная смерть» и рассмотрите рисунок этого растения в учебнике (с.66)

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре.

Мох

У мха нет корней и цветков.

Мох встречается в хвойном лесу, во влажных болотистых лесах.

Они растут только в экологически чистых местах.

Отгадывают загадки:

Тростник

Клюква

Осока

Клюква

- Росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники потому, что им не хватало питательных веществ.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о растении-хищнике - пузырчатке.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия с соответствии с поставленной задачей. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату.

V .

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

(11 слайд)

(12 слайд)

Самостоятельная

работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

На болотах обитают и животные. Рассмотрите рисунки в учебнике. Назовите этих животных как они приспособились к обитанию на болоте?

На болотах лакомятся сладкими ягодами белые куропатки, сочные части растений едят косули. На болотистых берегах рек селятся также водяные крысы.

Можно встретить ужа и болотную гадюку.

Приведите примеры цепей питания обитателей болота

Организует работу в тетрадях № 2 (задания

29 – 31, стр.23)

Какие цепи питания вы видите?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока доказывают, свою точку зрения.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о лягушке.

Росянка-комар; комар – лягушка; лягушка - цапля

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

VI.

Домашнее задан ие

Знакомит и объясняет домашнее задание.

Записывают в дневниках домашнее задание

Сохранять учебные задачи

VII.

Итог урока.

Рефлексия

(13 слайд)

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

Что особенно заинтересовало вас на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.