Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Виталий калоев женился второй раз после трагедии. Виталий калоев Отомстил за смерть семьи в авиакатастрофе

В неполные 50 лет у него было все, о чем может мечтать мужчина: красавица-жена, сын, дочь, любимая работа. Все исчезло в один миг, превратив дальнейшее существование в бесконечный кошмар.

Толерантная Европа не захотела понять горе этого человека, а затем, когда случилось непоправимое, зашлась в крике: «Дикарь! Варвар! Безумец из России!»

Радетели общечеловеческих ценностей требовали для него суровой кары, не понимая, что страшнее того, что с ним уже случилось, просто не может быть ничего.

Семья Калоевых: счастье на четверых

Виталий Калоев родился в Орджоникидзе (ныне — Владикавказ) 15 января 1956 года. Отец работал школьным учителем, мать — воспитательницей в детсаду. Бывший младшим ребенком в семье Виталий рано научился читать и много времени проводил за книгами.

В школе он учился на «пятерки», но после ее окончания поступил не в институт, а в строительный техникум. Высшее образование от него никуда не делось: отслужив в армии, он поступил в архитектурно-строительный институт.

Пока учился в вузе, успел поработать прорабом на стройке, затем стал трудиться в одном из первых строительных кооперативов.

В 25 лет Виталий женился на Светлане. Молодая супруга была девушкой с характером: по окончании вуза сделала успешную карьеру в банке, а затем стала директором по финансам в крупной компании.

В конце 1991 года родился сын, которого назвали Костей . Как всякий кавказский мужчина, Виталий гордился наследником и возлагал на него большие надежды. Мальчик очень любил отца и оправдывал его ожидания: как и Виталий, он хорошо учился в школе, увлекался палеонтологией и космонавтикой.

В 1998 году у Калоевых родилась дочь, которую назвали Дианой. Виталий обожал свою маленькую принцессу, но так получилось, что ему пришлось много времени проводить вдалеке от семьи.

Калоев работал в строительном управлении, но финансовый кризис 1998 года сильно ударил по строительному сектору. В 1999 году ему удалось найти работу за рубежом, в Испании. По контракту он уехал работать в Барселону.

Дополнительный рейс

К лету 2002 года он не видел родных уже девять месяцев. Виталий спешил как можно скорее закончить работу над коттеджем и сдать его заказчику, ведь после этого к нему в Барселону должна была прилететь Светлана с детьми.

То, что случилось дальше, было роковым стечением обстоятельств. Светлана Калоева с сыном и дочерью летели в Барселону с пересадкой в Москве. Погода подвела, и к тому моменту, когда они добрались до российской столицы, их рейс в Испанию уже улетел. Билетов на другие рейсы не было, и семья на несколько часов застряла в аэропорту Шереметьево.

И вдруг — удача! Светлане предложили три билета на чартерный рейс, который выполняла компания «Башкирские авиалинии».

Этого рейса не должно было быть в расписании. Он возник тоже из-за опоздания. Группа школьников из Башкирии, учащихся специализированной школы ЮНЕСКО, а также победителей различных олимпиад, следовала на отдых в Испанию. Они опоздали на свой рейс, и, чтобы доставить их в Барселону, авиакомпания организовала дополнительный борт. Школьники и сопровождающие лица не заняли весь салон, и на свободные места билеты предлагали всем желающим. Три из них купили Калоевы.

Виталий, узнав, что Светлана все-таки вылетает из Москвы, облегченно вздохнул. До встречи оставалось всего несколько часов.

Разорванное ожерелье

Рейс не прибыл в Барселону. Вместо него пришла новость о столкновении двух самолетов в небе над Боденским озером.

Узнав о происшедшем, Калоев вылетел сначала в Цюрих, а затем — в Юберлинген, откуда добрался до места катастрофы.

Он был первым из родных пассажиров Ту-154 «Башкирских авиалиний», который добрался до места крушения. Полицейские не хотели его пропускать за оцепление, но он сказал им, что в самолете были его жена, сын и дочь. Стражи порядка молча расступились.

Самолет разрушился в воздухе, и тела жертв были разбросаны на большой территории. Не выдерживали волонтеры, не выдерживали профессиональные спасатели, а Виталий продолжал искать родных.

В первый день поисков он наткнулся на разорванное ожерелье дочки, а затем — и на саму Диану. В отличие от большинства погибших тело девочки не было изуродовано, она будто спала.

Он не сошел с ума в этот момент и продолжал поиски. Искалеченные тела Светланы и Кости были найдены лишь на десятый день поисков.

Семьи Виталия Калоева больше не было.

«Единственное утешение — это ежедневное посещение их могил»

Он похоронил их во Владикавказе, поставив на их могиле удивительно красивый памятник, в который вложил всю душу и талант.

На сайте, созданном в память о жертвах катастрофы, он писал: «Жизнь моя остановилась на этой трагической дате 01.07.2002. Мне осталось жить одними воспоминаниями. Единственное утешение — это ежедневное посещение их могил на кладбище во Владикавказе, где они похоронены».

У него не осталось ничего. Было только желание получить ответ: почему произошла катастрофа и кто в ней виноват?

Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing-757 авиакомпании DHL столкнулись почти под прямым углом. В последние секунды пилоты увидели друг друга в ночном небе и изо всех сил отклоняли штурвалы, пытаясь избежать встречи. Но было слишком поздно.

Вертикальный хвостовой стабилизатор «Боинга» разрезал Ту-154 пополам. Ни у кого на борту российского самолета не было шансов выжить. Экипаж грузового «Боинга» пытался бороться, но лишившийся стабилизатора лайнер потерял управление и тоже рухнул на землю.

Всего в катастрофе погиб 71 человек.

Первый канал


Первый канал


Первый канал

«Козлами отпущения» хотели сделать погибших пилотов

Столкновение произошло в зоне ответственности диспетчеров частной швейцарской компании Skyguide. В ту ночь в диспетчерской не работала часть оборудования, один из двух диспетчеров ушел на обед и у пульта остался только 34-летний Петер Нильсен , который работал сразу на двух терминалах.

Нильсен не сразу увидел опасное сближение Ту-154 и «Боинга». Когда он понял, что ситуация становится критической, отдал указание российским пилотам снижаться.

На борту Ту-154 была система TCAS, отвечающая за автоматическое предупреждение опасных сближений. В отличие от диспетчера TCAS давала сигнал о наборе высоты. Однако экипаж Ту-154 опирался на инструкции, согласно которым приоритет отдается командам диспетчера.

В то же время «Боинг», следуя указаниям TCAS, тоже начал снижаться. Последней роковой ошибкой Нильсена стало то, что он проинформировал экипаж Ту-154 о самолете справа, в то время как «Боинг» приближался слева.

Руководство компании Skyguide категорически не хотело признавать вину. «Козлами отпущения» решили сделать погибших российских летчиков, обвинив их в незнании языка и низком уровне авиационной подготовки.

Но комиссия по расследованию признала: экипаж Ту-154 действовал точно по инструкции. То, что инструкции оказались несовершенными, никак нельзя вменять в вину пилотам. А вот ошибки и нарушения, допущенные компанией Skyguide и диспетчером Нильсеном, не вызывают сомнений.

«Мужчина с черной бородой»

Родственники погибших попали в ужасающую ситуацию. Адвокаты Skyguide предлагали им отказаться от претензий в обмен на выплату от 40 до 60 тысяч франков в зависимости от степени ущерба. При этом Skyguide, по мнению экспертов, могла рассчитывать на страховые выплаты, позволявшие остаться в плюсе после расчетов с родственниками.

Виталию Калоеву не нужны были деньги. Он хотел, чтобы эти солидные господа в костюмах признали вину и по-человечески извинились.

Через год после катастрофы он встретился с главой Skyguide Аленом Росьером . Он задавал ему все те же вопросы: о вине диспетчера, о вине компании. По словам Калоева, Росьер признал, что диспетчер мог предотвратить катастрофу. Потом сотрудники Skyguide будут говорить, что их босс был страшно напуган «мужчиной с черной бородой».

В ноябре 2003 года Виталий Калоев получил сухое официальное письмо, в котором его извещали о том, что компания Skyguide не видит причин приносить извинения.

Представители Skyguide отправили Петера Нильсена на «психологическую реабилитацию», постаравшись укрыть его от внимания прессы и родных погибших.

Но Виталий Калоев сумел узнать, где живет этот человек. 24 февраля 2004 года он появился на пороге дома Нильсена в швейцарском Клотене.

Роковая встреча

У Петера Нильсена были жена и трое детей, и, наверное, он мог понять горе Виталия. Но к визиту «мужчины с черной бородой», который протягивал ему фотографии погибшей семьи, Нильсен оказался совершенно не готов.

Понимал ли диспетчер то, что говорил ему человек, потерявший по его вине все? В любом случае он не хотел разговаривать с Калоевым.

По словам Виталия, он спрашивал, не хочет ли Нильсен извиниться, но тот ударил его по руке и попытался уйти.

Выскочившая на шум жена Петера Нильсена обнаружила мужа на земле в луже крови. Медики насчитали у диспетчера 12 ножевых ранений. Экспертиза установила, что они были нанесены складным ножом. Нильсен скончался на месте.

Виталия Калоева задержали в гостинице. Он заявил полиции, что не помнит, что случилось, но, судя по тому, что ему рассказывают, он мог убить Петера Нильсена.

Время не лечит

На суде Виталий повторял: этого бы не произошло, если бы виновные в катастрофе просто извинились бы перед ним и другими родственниками погибших.

26 октября 2005 года Калоев был признан виновным Верховным судом кантона Цюриха и приговорён к восьми годам заключения.

В сентябре 2007 года был оглашен вердикт по делу восьми сотрудников компании Skyguide, обвинявшихся в нарушениях, приведших к катастрофе над Боденским озером. Из восьми фигурантов дела четверых оправдали. Из оставшихся четырех трое были приговорены к условному заключению, один — к штрафу.

В ноябре 2007 года Виталий Калоев был досрочно освобожден за примерное поведение. Спустя несколько дней он вернулся в Северную Осетию. Вскоре он занял пост заместителя министра строительства и архитектуры.

В январе 2016 года Калоев вышел на пенсию.

Спустя 13 лет после катастрофы, навсегда сломавшей его жизнь, Виталий женился второй раз. Детей в новой семье у него не появилось.

Он говорит, что время не лечит, что жизнь считает прожитой зря, поскольку не смог уберечь родных.

На том месте, куда падали обломки самолетов, сегодня стоит монумент: разлетевшиеся жемчужины разорванного ожерелья…

Виталий Калоев, подозреваемый в убийстве авиадиспетчера швейцарской компании Skyguide, из-за ошибки которого над Боденским озером столкнулись два самолета, дал первое интервью. Сейчас россиянин ожидая суда. Калоев не отрицает своей вины, но говорит, что не помнит, как совершал преступление, находясь в состоянии аффекта. В телефонном интервью "Комсомольской правде" он рассказал о том, что произошло в тот день, когда был убит авиадиспетчер Питер Нильсен.

"Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: "Ихь бин руссланд" ("Я – Россия"). Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался... Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал. Понимаете, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: "Посмотри!" Он ка-а-ак хлопнул меня по руке... Снимки полетели... И там понеслось... Наверное", - сообщил Виталий Калоев, добавляя, что не помнит, как покинул дом авиадиспетчера.

Он утверждает, что пришел в дом к авиадиспетчеру для того, чтобы заставить его извиниться за свою трагическую ошибку: "Я решил заставить его покаяться. Я ему хотел показать фотографии своей убитой семьи, а потом вместе с ним пойти в Skyguide и позвать телевидение, чтобы они - Нильсен и Россье (глава компании) - перед камерой принесли мне извинения. Это мое желание не было ни для кого секретом".

Россиянин говорит, что не раз просил директора швейцарской компании устроить ему встречу с Нильсеном, однако тот отказывался: "Да, в 2003 г. я просил Skyguide показать мне Нильсена, а они его спрятали. А потом я получил факс-письмо. Skyguide попросил, чтобы я отказался от моей мертвой семьи: получил компенсацию и подписал бумаги, по которым соглашался, чтобы фирму больше не преследовали. Меня это возмутило. Я им позвонил и сказал, что хотел бы встретиться с Нильсеном и обговорить эти вопросы. Он сначала согласился, а потом отказался".

Калоев признается, что не жалеет о смерти диспетчера: "Как я его должен жалеть? Мне, понимаете, легче не стало от того, что он умер. Мои дети не вернулись..." Находясь в тюрьме, он не имеет возможности говорить по-русски, но по-настоящему страдает лишь из-за того, что не может посещать могилу своих близких.

Подозреваемый в убийстве выходец из Северной Осетии говорит, что лучше других понимает, каково сейчас родственникам жертв бесланской трагедии: "Беслановцев лучше меня никто не понимает. Я не знаю, как им жить дальше". "Я и по телевизору смотрел, и телеграмму с соболезнованиями послал президенту Северной Осетии... И написал, какие швейцарцы сволочи, они говорили мне: "Вам так и надо!" А врач здешний сказал: "Тебе должно быть легче. Потому что таких, как ты, уже много..." - рассказывает Калоев.

Россиянин сказал, что, как и многие жители Беслана, по-прежнему не видит смысла в дальнейшей жизни: "Пока у меня планы - дожить до суда. Но я его не боюсь. И не признаю. Я им так и сказал: швейцарский суд для меня ничего не значит. Для меня выше суд моих детей. Если бы они могли, они сказали бы, что я их действительно любил, что не оставил их, не позволил, чтобы они так бесследно пропали".

В Германии произошла 2 июля 2002 г. – из-за ошибки диспетчера и экипажа российского самолета столкнулись грузовой Boeing 757 и Ту-154 "Башкирских авиалиний". На борту последнего было 69 человек. Все они, в том числе жена, сын и дочь Калоева, погибли.

Многочисленные нарушения правил безопасности, допущенные Skyguide, через два года все-таки вынудили швейцарцев . Летом прошлого года, уже после гибели Нильсена, они предложили выплатить по $150 тыс. за каждую жертву, но этот ход вызвал у родственников лишь гнев.

Виталий Калоев — человек, который в один миг потерял всю семью в авиакатастрофе. Отомстил за гибель близких ему людей и снова вернулся к жизни, создав новую семью.

Биография Виталия Калоева

Появлению на свет Виталий обязан своим родителям — педагогам. Родился он последним, шестым ребенком. До него в семье росло два брата и три сестры. Родным его городом является — Орджоникидзе (Владикавказ).

Из шестерых детей Виталий был самым смышлёным, еще с пяти лет он научился читать и перечитал много книг. Школу закончил с отличием, поступил в строительный техникум, отслужил в армии. После службы в армии продолжил учебу в Северокавказском горно-металлургическом институте на факультете архитектура и строительство. Учебу совмещал с работой на стройке, в качестве прораба. Получил диплом — архитектора. Помогал возводить военный городок «Спутник» под Владикавказом, для советских военнослужащих чьи части выводили из ГДР.

Во время перестройки Виталий создал кооператив по строительству. До 1990 года занимал пост главы строительного управления Владикавказа. Согласно контракта, заключенного с испанской строительной фирмой в 1990 году, уехал в Испанию, в роли архитектора для проектирования домов для выходцев из Осетии.

Семья Виталия Калоева

В 1991 году Виталий сочетался узами брака со Светланой Гагиевой (появилась на свет в 1958 году). После окончания в 1983 году СОГУ, Светлана получила специальность экономиста. Карьера Светланы началась удачно от рядового сотрудника банка до начальника отдела. Одно время занимала кресло директора коммерческого банка «Адамон Банк». Во время знакомства с Калоевым работала на должности заместителя директора по финансам пивоваренного комбината » Дарья».

У Виталия со Светланой родилось двое детей — мальчик и девочка. Сын Константин рожден 19 ноября 1991 года, дочь Диана — 7 марта 1998 года. Константина привлекал к себе космос, и он уделял ему много времени, также его интересовала палеонтология. До катастрофы он успел закончить пять классов в средней школе № 5 г. Владикавказа.

Трагедия над Боденским озером

В 2002 году Калоев уже как два года посвятил себя Испании. В том году он закончил стройку коттеджа под Барселоной и ожидал приезда семьи, которую не видел 9 месяцев.

Для поездки в Испанию семья Виталия приехала в Москву, чтобы купить билеты на самолет и вылететь к родному человеку, но это ни как не удавалось. Через три часа мучений Светлане предложили «горящие» билеты на борт самолета «Башкирских авиалиний», который из-за ошибки авиадиспетчера потерпел аварию в небе над Боденским озером.

Услышав о трагедии Калоев моментально вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Юберлинген (Германия), туда где произошло это печальное событие. На месте падения самолёта работали полицейские. Они не хотели пропускать Виталия к месту происшествия, пока он им не объяснил о гибели своей жены и двоих детей.

Там у Боденского озера в трех километрах от падения самолёта Виталий нашел тело своей дочери Дианы, а через десять дней тела жены и сына.

Авиадиспетчер Петер Нильсен в жизни Виталия Калоева

В тот злополучный день 2002 года за диспетчерских пультом управления самолетов находился Петер Нильсон с напарником. Напарник отлучился на некоторое время от пульта и передал управление Петеру. Часть оборудования в тот момент не работала. И это же время в небе двигались два самолёта навстречу друг другу (грузовой и пассажирский). Пилоты самолетов в полете руководствуются как автоматикой, так и действиями диспетчера, слово диспетчера решающее. В тот момент прислушиваться к словам диспетчера было ошибкой, что и привело к ни минуемой катастрофе. 2 июля 2002 года погибли 71 человек, большинство из них дети.

Виталий Калоев неоднократно обращался в швейцарскую авиакомпанию с просьбой об извинении компании и непосредственно Петера Нильсона перед всеми родственниками погибших. Но компания не вняла его просьбе. Петера Нильсона после катастрофы перевели в другое место.

Виталий при помощи детектива нашел место проживания диспетчера и сам обратился к нему с просьбой о принесении извинений. На что получил отказ. Чаша терпения Виталия уже была переполнена он четырнадцатью ударами ножа смертельно ранил Петера.

Швейцарский суд осудил Виталия Калоев к восьми годами тюремного режима, за примерное поведение его отпустили раньше установленного срока.

При выходе из тюрьмы Виталий забрал свои вещи и письма, весом 20 кг, которые ему писали его почитатели, поддерживая в трудную для него минуту.

Возвращение Виталия Калоева на родину

После тюремного заключения Виталий вернулся на родину в Северную Осетию. Принял руководящий пост замминистра строительства и архитектуры. Занимая, этот пост всячески помогал людям, которым необходима была помощь. Удавалось ему это процентов на 40-50.

В 2016 году оставил кресло руководителя в связи с выходом на пенсию.

Через 13 лет после страшной трагедии Виталий женился повторно. Новую жену зовут Ирина, свадьба прошла согласно традиции Осетии. По словам Виталия, если осетинская свадьба была, то все. В ЗАГС идут просто за штампом. На свадьбе собираются все родственники.

В результате катастрофы погиб 71 человек: два пилота, находившиеся на борту грузового «Боинга» немецкой компании DHL, а также экипаж и пассажиры рейса «Башкирских авиалиний» - всего 69 человек, в том числе 52 ребенка. Трагедия и последовавшая за ней история кровной мести легли в основу сразу нескольких художественных произведений.

Как развивались события в ночь столкновения, почему большая часть погибших в ту ночь не должна была оказаться в небе и как проходило расследование - в материале «Известий».

Случайные пассажиры

Основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из расположенной в Башкирии специализированной школы ЮНЕСКО для одаренных ребят. Все они получили путевки на отдых в Испанию за хорошую учебу.

Эта группа должна была вылететь накануне, однако опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе сопровождавшей группу туркомпании в экстренном порядке организовали для группы вылет чартера. Билеты на этот рейс авиакомпания также предложила другим пассажирам, ожидавшим вылета в Испанию, - всего было куплено восемь билетов. Три из них приобрела семья Калоевых - 44-летняя Светлана летела в Барселону вместе с детьми - четырехлетней Дианой и 10-летним Костей.

В Испании их ждал отец, Виталий Калоев, бывший глава строительного управления во Владикавказе, в 1999 году по контракту уехавший в Испанию работать архитектором. Накануне он сдал заказчику очередной проект. Светлана с детьми жила в Северной Осетии, в Барселону они летели через Москву, где она и купила билет на рейс «Башкирских авиалиний».

Помимо первого и второго пилотов, в составе экипажа находился проверяющий авиакомпании - пилот 1-го класса, который в этом полете должен был в рамках стандартной процедуры проверки оценить действия КВС борта Александра Гросса. В салоне самолета помимо бортпроводников находились еще трое сотрудников авиакомпании: Шамиль Рахматуллин, авиатехник Юрий Пензин и сопровождавший рейс флайт-менеджер Артем Гусев.

Поздно вечером 1 июля самолеты оказались в воздушном пространстве над немецким Боденским озером - несмотря на то что это была территория Германии, управление полетами здесь было передано частной диспетчерской компании «Скайгайд», расположенной в Швейцарии.

Диспетчерская

На дежурстве в диспетчерском центре в этот момент находился один специалист - 34-летний Петер Нильсен. Второй диспетчер с согласия Нильсена в этот момент ушел на перерыв, и на попечении Нильсена и оставшейся с ним ассистентки остались сразу два диспетчерских терминала.

Кроме того, как впоследствии установило следствие, часть диспетчерского оборудования, которая должна информировать диспетчеров об опасном сближении между самолетами, в эту ночь находилась на техобслуживании.

Когда стало понятно, что самолеты двигаются на пересекающихся курсах, обратить внимание коллеги на опасную ситуацию пытался другой диспетчер, работавший в Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном по телефону, но одна из телефонных линий также находилась на обслуживании, а запасная вышла из строя. По той же причине сам Нильсен не мог попросить аэропорт Фридрихсхафена взять на себя еще один, третий рейс, следовавший с задержкой. Переговоры с командиром этого борта несколько минут до катастрофы не позволят Нильсену расслышать сообщения от летчиков «Боинга» и Ту-154.

Сам Нильсен заметил сближение двух самолетов, двигавшихся на встречных курсах, слишком поздно. Первое сообщение командиру Ту-154 с требованием снизить высоту он отдал меньше чем за минуту до столкновения. Однако в это время в кабине второго самолета уже сработала система предупреждения о возможном столкновении TCAS-RA.

В кабине

Система TCAS была создана специально для предупреждения пилотов об опасных сближениях в ситуации, когда по каким-то причинам это не было сделано диспетчером. Для того чтобы система сработала, необходимо, чтобы на втором самолете также стоял ее датчик, - после этого каждый из лайнеров получает согласованный сигнал о маневре, который необходимо совершить, чтобы предотвратить столкновение.

По международным правилам системой должны быть оборудованы все самолеты, сертифицированные для перевозки 19 пассажиров и более. TCAS была установлена и на Ту-154, и на немецком «Боинге». Но из-за того, что диспетчер попытался предотвратить столкновение слишком поздно, его распоряжения вошли в противоречие с командами TCAS.

Почти сразу после того, как Нильсен вышел на связь с капитаном самолета «Башкирских авиалиний» и потребовал снизиться, TCAS передала российскому лайнеру команду начать набор высоты, а немецкому, напротив, - снижаться. Командир «Боинга», не получавший никаких распоряжений от Нильсена, выполнил команду компьютера. Командир Ту-154 в этот момент уже выполнял аналогичное распоряжение диспетчера и к компьютеру не прислушался. При этом экипаж немецкого грузового самолета сообщил о своих действиях на землю, но Нильсен, занятый в этот момент переговорами с третьим бортом, этого сообщения не услышал.

Два самолета одновременно перешли в снижение на встречных курсах.

Фото: Global Look Press/Anvar Galeev

Разорванное ожерелье

Пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга уже в последние секунды - самолеты столкнулись под прямым углом, при этом хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил в середину фюзеляжа пассажирского самолета, отчего тот развалился в воздухе. Лишившийся хвостового управления «Боинг» потерял управление и также рухнул на землю.

Катастрофа произошла около 23.30 по местному времени, однако первые сообщения о ней начали поступать уже после полуночи. Утром 2 июля о случившемся узнал Виталий Калоев, ожидавший свою семью в Барселоне. В тот же день он вылетел в Швейцарию, а оттуда выехал в немецкий город Юберлинген, рядом с которым произошла катастрофа.

Сообщив полицейским в оцеплении, что в упавшем самолете находились его жена и дети, Калоев присоединился к поисковым работам на месте крушения. Позднее он рассказал телеканалу National Geographic, что сам нашел свою дочь, четырехлетнюю Диану, - сначала увидел на земле ее порванные бусы, а затем обнаружил и тело ребенка. Именно этот образ лег в основу мемориала, установленного на месте трагедии и названного «Разорванное ожерелье».

В книге «Столкновение», также со слов Виталия Калоева, описывается другая версия развития событий - во время поисковой операции его привезли на место обнаружения тела для опознания, где он и увидел лежавшее в стороне украшение.

Расследованием обстоятельств крушения занималось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий. В мае 2004 года было опубликовано заключение бюро. В нем говорилось, что в столкновении виновна диспетчерская компания «Скайгайд», не сумевшая обеспечить безопасность воздушного движения, и ее диспетчер. Кроме того, в документе отмечалось, что пилоты Ту-154 совершили маневр вопреки требованиям системы TCAS, а интеграция самой системы была неполной, инструкции к ней не были стандартизированы.

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» также подала в суд на Федеративную Республику Германия, в воздушном пространстве которой произошло столкновение. В 2006 году районный суд расположенного на Боденском озере города Констанц постановил, что передача управления движением самолетов частной компании, находящейся на территории другой страны, противоречит немецким законам. Вся ответственность за катастрофу, согласно решению суда, ложилась на Федеративную Республику Германия. Это решение было оспорено ФРГ, впоследствии спор между Германией и «Башкирскими авиалиниями» был урегулирован в досудебном порядке.

В сентябре 2007 года было вынесено судебное решение по делу восьми сотрудников компании «Скайгайд» - четверо обвиняемых были оправданы, четверо признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них получили условные сроки, один был приговорен к штрафу.

Убийство

Первое время личность диспетчера, находившегося на дежурстве в момент катастрофы, не раскрывалась. Впоследствии представители компании «Скайгайд» сообщили журналистам, что Петер Нильсен был глубоко потрясен трагедией. Вскоре после столкновения он взял длительный отпуск, через несколько месяцев вернулся в компанию, но перешел на офисную работу и управлением воздушным движением больше никогда не занимался.

Спустя почти два года после катастрофы, однако до публикации официального заключения комиссии по ее расследованию, 24 февраля 2004 года к его дому подошел седой человек, одетый во всё черное, и попытался «привлечь к себе внимание» хозяина. Нильсен, в доме которого находились жена и трое детей, вышел к нему. После короткого разговора человек нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся с места преступления.

Полиция сразу заявила, что «не исключает» версии мести диспетчеру за катастрофу над Боденским озером, а диспетчерская компания до выяснения всех обстоятельств усилила охрану остальных сотрудников. По подозрению в убийстве вскоре был задержан Виталий Калоев. Следователям он рассказал, что хотел добиться от диспетчера извинений. По словам Калоева, он показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи, однако Нильсен выбил фотографии у него из рук и, согласно некоторым источникам, засмеялся. Что происходило после этого, Калоев не помнит.

В октябре 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам лишения свободы, в 2006 году срок заключения был сокращен, а в 2007-м Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение и отправлен в Россию. В Северной Осетии Виталия Калоева встретили как героя. Через год, в 2008 году, он занял пост заместителя министра строительства республики.

«Столкновение» и «Последствия»

Про обстоятельства катастрофы было снято сразу несколько документальных фильмов в России и за рубежом.

В апреле 2017 года на экраны в США вышел художественный фильм «Последствия», в основу которого легли события 2002–2004 годов. Роль главного героя, прототипом которого стал Виталий Калоев, исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Калоев после премьеры раскритиковал фильм за ряд неточностей и искажений.

Тогда же, в апреле 2017-го, в России вышла книга «Столкновение: Откровенная история Виталия Калоева». В ней со слов Виталия Калоева описываются обстоятельства проведения поисковой операции и его последняя встреча с диспетчером Нильсеном.

В Швейцарии в Верховном суде кантона Цюрих вчера начался процесс над Виталием Калоевым, который обвиняется в убийстве авиадиспетчера компании Skyguide Петера Нильсена 24 февраля 2004 года. Извиниться перед семьей диспетчера подсудимый отказался. Прокурор попросил для него 12 лет тюрьмы. С подробностями из Цюриха — корреспондент Ъ ИГОРЬ Ъ-СЕДЫХ.


Возле здания суда очень много телекамер — телевизионщиков не пускают внутрь, и они пытаются получить информацию у выходящих. Адвокат Владимир Сергеев сказал им, что Виталий Калоев "держится хорошо, отвечает правильно", а глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров заявил: "Не мое дело комментировать ход суда, мы приехали морально поддержать земляка". Пишущим журналистам повезло больше — они присутствуют на самом процессе.

Правда, у них, как и у всех остальных не участвующих в процессе, тщательно досмотрели сумки, отобрали мобильные телефоны и диктофоны, а после прохода через ворота-металлоискатели полицейские еще и ощупали их с ног до головы. Такая процедура повторялась после каждого перерыва в заседании.

Когда в зал ввели осунувшегося и ссутулившегося Виталия Калоева, он улыбнулся и вскинул руки, приветствуя земляков-осетин — делегацию во главе с господином Мамсуровым и десяток родственников и близких друзей, в том числе старшего брата Юрия. Подсудимого посадили прямо в зале, спиной к зрителям и лицом к судьям, ничем от них не отгородив. Его сопровождал лишь один охранник в штатском.

Судит обвиняемого Калоева коллегия профессиональных судей: Вернер Хотц, Даниэль Буссман и Вилли Майер. Как отметил адвокат Сергеев, у подсудимого было право выбрать суд присяжных. Однако, по мнению защиты, в этом случае исход во многом зависел бы от эмоциональности присяжных, тогда как профессиональные судьи будут руководствоваться лишь законом.

Председательствующий Вернер Хотц зачитал список запретов — не шуметь, не ходить, не вести аудиозапись, не фотографировать, еще многое другое — и открыл заседание.

Допрос подсудимого начался с изучения его биографии: когда родился, кто родители. И вдруг последовал неожиданный вопрос судьи:

— Скажите, чем отличаются осетины от башкир? (Он имел в виду то, что один из столкнувшихся над Боденским озером самолетов принадлежал "Башкирским авиалиниям".— Ъ. )

— Каждый имеет свои особенности,— ответил подсудимый.
— Какие же особенности у осетин?
— Они такие же, как все.

Затем суд установил, что когда-то преуспевавший инженер-строитель Виталий Калоев, имевший свое дело, не работает со времени гибели жены и двух детей в авиакатастрофе.

— На что же вы жили?
— Семья помогала.

— Получили ли вы пособие от башкирского правительства, как другие близкие погибших?

— Я не получал ничего.
Виталий Калоев рассказал, как прибыл на место катастрофы.
— Вы видели тела своих детей? — спросил судья.
Подсудимый Калоев отрицательно покачал головой:

— Я не могу точно сказать сейчас. Мой сын упал там, я чувствовал, что он там лежит.

— Затем вы отвезли тела своих близких домой?
— Это все, что я мог для них сделать. Я жил почти два года на кладбище...
— Почему же вы не вернулись к работе?
— Для кого работать-то?
— Для себя, чтобы начать новую жизнь.
— Говорить-то легко...— после некоторого молчания ответил Виталий Калоев.

На дневном заседании в центре внимания суда оказались три эпизода: траурные мероприятия в июле 2003 года в Цюрихе, посвященные годовщине трагедии над Боденским озером, обращение Виталия Калоева в московское детективное бюро "Мегре-2" и его бурная реакция на письмо адвокатов Skyguide в ноябре 2003 года, в котором Виталий Калоев уведомлялся о том, что компании не за что перед ним извиняться.

3 июля 2003 года после траурной церемонии в Иберлингене несколько человек, в том числе и Виталий Калоев, отозвались на приглашение Skyguide, которая проводила аналогичное мероприятие в Цюрихе. По словам подсудимого, он поехал туда за объяснениями и извинениями.

— Но Россье (Ален Россье, генеральный директор Skyguide.— Ъ ) не стал извиняться. Если бы он извинился, то ничего бы и не случилось,— заявил обвиняемый Калоев.

После этого судья зачитал показания Алена Россье, который утверждал, что Виталий Калоев угрожал ему.

— Это не так,— ответил подсудимый.— Я подошел к нему, достал фотографии могилы детей и спросил: "Если бы ваши дети лежали вот так, как бы вы разговаривали?" Я не угрожал ему.

Следующая фраза подсудимого озадачила судей:

— Я три раза говорил с Россье и понял, что он главный виновник гибели моих детей.

— Но вы же называли главным виновником диспетчера Нильсена?

— Нужно различать,— пояснил Виталий Калоев.— Есть главный ответственный и непосредственный ответственный. Россье виноват за организацию работы в своем предприятии, а Нильсен оказался непосредственным виновником на месте.

При этом Виталий Калоев выразил возмущение тем, что в Швейцарии расследование катастрофы стоит на месте.

— Так вы считаете, что виновных в убийстве по неосторожности следует сажать в тюрьму? — спросил его судья.

— Я сказал, для меня самое главное, чтобы они извинились. Я не горю желанием, чтобы они сидели в тюрьме. Моих детей все равно не вернешь.

Именно после разговора с Аленом Россье Виталий Калоев, по его собственным словам, купил нож.

— Этот? — судья Хотц показал ему складной нож, которым предположительно был убит Петер Нильсен.

— Похож,— ответил подсудимый.

После этого судья перешел к другому эпизоду, напомнив, что 12 сентября 2003 года подсудимый Калоев обратился в Москве в детективное бюро "Мегре-2", где ему якобы доставали фотографию диспетчера Нильсена. На это Виталий Калоев заявил, что вообще-то речь шла о нескольких фотографиях:

— Я сказал: почему нет фотографий всех виновников трагедии?

Тогда судья показал ему несколько контрактов, которые Виталий Калоев подписал с бюро "Мегре" на поиск именно фотографий диспетчера Нильсена и его адреса.

— Мне сказали, я подписал,— ответил подсудимый.

Правда, под одним из документов, по его словам, подпись сделана не его рукой. Это гарантийное письмо, подготовленное в "Мегре-2" по просьбе швейцарских коллег 23 января 2004 года, за месяц до убийства Петера Нильсена. В нем содержалось обязательство не причинять физический ущерб никому из лиц, чьи фотографии были предоставлены. Впрочем, заявил обвиняемый, у него и так "никогда не было намерения причинять физические страдания кому-либо в Skyguide". Однако он пока оставил без объяснения тот факт, что в своих международных путешествиях дважды пользовался паспортом на имя Василия Глухова.

После этого суд рассмотрел эпизод, связанный с письменным отказом Skyguide от извинений. Виталий Калоев признал, что его реакция на это была весьма буйной и он даже ломал мебель:

— Да, я возмущался, ведь Skyguide требовала, чтобы я отказался от своих детей, от своей жены. Это мародерство — торговля телами погибших детей.

Однако эпизод был выбран не случайно, поскольку именно после этого письма Виталий Калоев засобирался в свою последнюю поездку в Цюрих. Подсудимый рассказал, что он долго вел переговоры о встрече с Аленом Россье, но тот от нее уклонялся. В конце концов пришел окончательный отказ.

Потом из Швейцарии, по его словам, он собирался поехать в Испанию, чтобы попросить о продлении вида на жительство. Помешал арест.

На вечернем заседании речь шла уже непосредственно об убийстве диспетчера Петера Нильсена. Виталий Калоев изложил свою версию событий. Когда он отыскал квартиру потерпевшего Нильсена, было еще светло.

— Он увидел меня, и я показал жестом, что хочу войти. Он вышел, и я ему сказал, что я из России и хочу поговорить с ним. Но он захлопнул дверь...

— Заметили ли вы, что, захлопывая дверь, он прищемил голову своей дочери? — прервал его судья.

— Нет, я этого не видел, я не видел никаких детей,— сказал подсудимый и продолжил свой рассказ.

Когда диспетчер все же вышел, Виталий Калоев взял конверт с фотографиями детей в левую руку, а правой показал, что, мол, вот они, фотографии, посмотри. Но Петер Нильсен ударил его по руке и сделал жест, чтобы тот убирался. Затем он ударил второй раз, и на этот раз фотографии упали на землю.

— Потемнело в глазах у меня,— с дрожью в голосе продолжал Виталий Калоев.— Я помню, что мне даже показалось, что моих детей перевернули в гробах, выкинули их из них, то есть из гробов. Я не помню, не знаю, что я делал потом.

По словам подсудимого, он пришел в себя лишь тогда, когда на улице услышал рев сирены. Тут судьи и обвинитель Ульрих Вебер стали добиваться от подсудимого признания в убийстве. Прокурор при этом ссылался на его признания на следствии.

— Я тогда только признал, что все улики подтверждают мою вину,— сказал на это Виталий Калоев.— По этим уликам выходит, что я его убил. Но на самом деле, что у меня было в голове, я не могу сказать.

Тогда у суда возник другой вопрос: если Виталий Калоев требует извинений от Skyguide, то не хочет ли он сам извиниться перед семьей Нильсенов за совершенное преступление. Даже адвокат Виталия Калоева Маркус Хуг считал, что извиниться все же следует:

— По моему мнению, сейчас благоприятная возможность принести извинения близким Нильсена.

Но Виталий Калоев молчал. После нескольких попыток со стороны судей подвигнуть его к покаянию он сказал:

— Я найду такую возможность. Мне жаль этих детей (детей погибшего.— Ъ ), я сам был сиротой.

После окончания допроса Виталия Калоева выступили прокурор Ульрих Вебер и адвокат Маркус Хуг. Прокурор потребовал приговорить Виталия Калоева к 12 годам лишения свободы. Адвокат утверждал, что такого наказания его подзащитный не заслуживает, поскольку он сам является жертвой. Вынесение приговора ожидается сегодня.

ИГОРЬ Ъ-СЕДЫХ, Цюрих