Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Православное учение догматах. Зачем нужны догматы? Догматы о Боге, как Творце и Промыслителе, к миру духовному, например

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Крымский университет культуры, искусств и туризма»

по РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

Догматика и культ христианства

Студентки 1 курса заочной формы обучения

специальность «Хореографические искусство»

Ваврик А.А.

Преподаватель: Микитинец О.И.

г. Симферополь - 2015

Догматика - раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо религии, в данном случае – христианства. Обрусевшее слово догмат есть греческое существительное δὁγμα, от глагола δοχἑω, от прошедшего совершенного времени его - δἑδογμαι. Как в самом греческом языке, так и в других языках, заимствовавших из него слово догмат, это последнее всегда означало и теперь означает именно бесспорную истину, твердо установленное положение, нечто в роде математической или логической аксиомы, возвещаемое притом публично и потому общеобязательное, т. е. на практике за ним удержалось одно из второстепенных его значений. Краткий очерк употребления слова догмат у классических писателей, в Библии, в творениях отцов и учителей церкви и у богословов покажет наглядно, какие значения имело и теперь имеет это слово.

В средние века слово догмат не было употребительно. Более употребительным в богословии это слово стало только во второй половине ХVII и особенно в XVIII и в XIX в. Протестанты в XVIII в. и даже несколько раньше стали словом догмат обозначать теоретическое или умозрительное учение христианства, или вероучение, в отличие от нравоучения, как это было еще в IV в. В это же время самая наука, излагающая христианское вероучение, стала называться догматическим богословием в отличие от богословия нравственного. Потом название «догматическое богословие», сокращенно «догматика», стали употреблять и богословы других исповеданий. В настоящее время слово догмат для обозначения богословской истины, а также слово догматика или догматическое богословие, как название науки, излагающей христианские догматы, употребляются богословами всех церквей и исповеданий.

По существу своему христианские догматы суть умозрительные истины христианской веры, содержащие в себе истинные понятия о триедином Боге, об Его отношении к миру и в особенности к свободно-разумным существам, о мире, его происхождении, конце и назначении, о свободно-разумных существах, особенно о человеке, его происхождении, первобытном и настоящем состоянии, о конечной судьбе и назначении, осуществляемом чрез воплотившегося Сына Божия во Святом Духе. Говоря иначе, христианские догматы учат о триедином Боге, в Его существе и свойствах, о Боге, как творце, промыслителе, спасителе, судии и мздовоздаятеле, и о человеке со стороны его религиозного состояния; о его греховном состоянии и отчуждении от Бога и о восстановлении и осуществлении его союза с Богом чрез Христа Спасителя, о его благодатном состоянии в церкви, осуществляемом силою Святого Духа и приготовляющем его к вечной блаженной жизни с Богом.

По своему источнику христианские догматы суть истины богооткровенные, содержащиеся скрыто (implicite) или явно (explicite) в Священном Писанин Ветхого и Нового Завета, извлекаемые оттуда, изъясняемые и преподаваемые людям чрез посредство истинной церкви Христовой, которая, под руководством обитающего в ней Святого Духа, сама содержит полноту истинной христианской веры и непогрешимо решает и возвещает людям, как должно понимать и в каких словах выражать содержащиеся в Св. Писании догматические истины, а неправильные догматические учения, извращения догматов и измышленные догматы отвергает, как ересь, и упорствующих в ересях от себя отлучает или анафематствует. Кроме Священного Писания внешнею основою или фундаментом, на котором утверждаются веросознание церкви и ее догматические вероопределения, служит еще священное предание или веросознание церкви предшествующих веков, выразившееся в писаниях ее великих святых отцов и в соборных вероопроделениях. Как истины богооткровенные, догматы у святых отцов называются догматами Божиими, божественными, Христовыми, евангельскими, апостольскими. Святые отцы и еретические учения называли догматами, конечно потому, что и в них содержались положения о предметах веры, и еще потому, что сами еретики считали их догматами; но отцы называли их догматами нечестивыми, или как иначе, показывая тем, что их догматы - догматы не настоящие, ложные.

Основные свойства истинных христианских догматов следующие:

а) Они безусловно истинны. Они почерпаются из Священного Писания, которое, как слово самого Бога, содержит только чистую и безусловную истину и совершенно чуждо не только лжи, но и свободно от ошибок. Изъясняются, определяются и проповедуются они непогрешимо святою и истинною церковию. Они суть основоположения христианской веры, а христианская вера есть не только совершеннейшая из всех религий, но и, безусловно истинная и безусловно совершенная религия. Итак, христианские догматы безусловно истинны и по своим источникам, и по самому существу своему. Догмат - не богословское мнение, хотя бы и истинное, а безусловно-истинное, твердое положение.

б) Они безусловно авторитетны. Это свойство принадлежит даже и философским и юридическим догматам. В древней философии, философские положения назывались и признавались догматами со стороны последователей ее, по уважению к чрезвычайной мудрости философов. В области права догматами называются законы и царские указы, которые беспрекословно должны исполнять все подданные этого царя в силу своего подданства ему и его верховной власти над ними, независимо даже от того, хороши или нет законы сами по себе. Но авторитет философа-мудреца ограничен, так как и мудрецы могут ошибаться. Ограничен авторитет и царя-законодателя, потому что он власть свою получает от Бога, а отчасти и от народа, как совокупности поколений и всего наличного числа его сочленов. Кроме этого, как философ может заблуждаться, так и законодатель может ошибаться: и тот и другой, как люди, несовершенны, а потому учение первого и законы второго не могут иметь безусловная авторитета. И это ясно обнаруживается в том, что даже величайшие творения философов по истечении времени уже не оказывают того могущественного влияния, которое они производили в свою эпоху, и даже подвергаются забвению, затеняемые творениями новых великих философов; равным образом и законы, даже хорошие, по времени отменяются или забываются и заменяются новыми. Не таковы догматы христианской веры, догматы богословские. Они - плод не человеческого ума, хотя бы и гениального, но все-таки несовершенного, а суть истины божественные. Их открыли людям пророки и апостолы, вещавшие не от себя, а от Святого Духа, и Иисус Христос, а Иисус Христос - Богочеловек и даже по человеческой Своей природе безгрешен, Он - путь, истина и живот. Церковь, чрез посредство которой догматы возвещаются людям, имеет своим главою Христа, оживляется и освящается Святым Духом и потому свята и в догматическом своем учении непогрешима. Догматы, как слово самого Бога и вдохновенных Богом посланников и как учение учрежденной и руководимой Богом церкви, имеют авторитет Божий, безусловный, неограниченный.

в) Как безусловно истинные и безусловно авторитетные, как истины божественные, догматы непререкаемы или бесспорны. Поэтому члены церкви, кто бы они ни были, не только не должны изменять или принимать только отчасти, или отвергать какой-либо из догматов, но не должны даже и сомневаться в них.

г) Они существенно важны, необходимы для спасения и отсюда общеобязательны. Догматы составляют главную, основоположительную сторону христианства, суть теоретические или умозрительные основы его. Поэтому вера в них и исповедание их необходимы для спасения человека. Извращающий или отвергающий хотя бы некоторые из них есть еретик, не истинный христианин и не спасется; а отвергающий все или главные из них не есть даже христианин. Вот почему принимающих христианство предварительно научают основным догматам христианским, и они обязаны исповедать свою веру в эти догматы прежде совершения над ними крещения.

д) Они суть истины религиозные, богословские. Этим признаком они отличаются от других бесспорных истин, напр. от математических аксиом, от логических законов, которые хотя безусловно истинны, бесспорны и общеобязательны, но по существу своему, суть истины светские, а не религиозные, а потому хотя и могут быть названы догматами, но математическими, логическими или философскими, а отнюдь не религиозными или богословскими.

е) Они неизменны и по существу своему не могут развиваться или совершенствоваться. Этим они существенно отличаются от истин, добываемых человеческим умом, и превосходят их. Эти последние почти всегда бывают, так сказать, только отчасти верны, в них истина смешана с заблуждением и ложью, или по крайней мере, они не содержат всей полноты истины. Поэтому, с развитием человечества, по мере расширения его кругозора и усовершенствования его познаний, положения, считавшиеся в свое время бесспорными и великими истинами, заменяются новыми положениями, точнее и полнее объемлющими предметы. Но и эти положения в свою очередь подвергаются переработке и заменяются понятиями более совершенными. Таким путем постепенного и долговременного усовершенствования люди мало-по-малу приближаются к идеалу истинного знания. Но христианство, как религия божественная и совершенная, содержит истину чистую, без примеси лжи, и полную настолько, что люди даже не могут всю обнять ее. Развиваются не догматы, а может развиваться и действительно развивается во всех отношениях усвоение и понимание их людьми. Человек может более и более углубляться в содержание их, шире охватывать его, полнее понимать его, яснее сознавать его и соответственнее выражать в слове и письме, В этом и состоит усовершенствование богословия и в частности догматического богословия.

ж) Они суть истины веры. Это значит не то только, что они - истины религиозные, но и то, что они воспринимаются не столько познающим разумом, сколько верующим сердцем. Иисус Христос во время Своей жизни на земле требовал веры в Себя, как Сына Божия и посланника Отца. Церковь свое сокращенное изложение основных догматов назвала символом веры. Начиная его словом "верую", она заявляет, что она верует в христианские догматы, что они воспринимаются верою. Особенно это должно сказать о догматах непостижимых или тайнах веры; а между тем они-то именно и составляют основную и важнейшую часть христианского вероучения. Знание догматов верою в них не исключается, а напротив, чрез веру и силою веры облегчается и воспособляется уразумение и возможное для человека познание их.

з) Они суть догматы церковные. Это не значит однако, будто церковь создает новые догматы; догматов, которых не дано в Священном Писании, церковь создавать не может и никогда не создавала, - церковь только извлекает догматы из содержания Священного Писания, провозглашает их как догматы, изъясняет и определяет их смысл, выражает их в точных словах, требует от своих членов исповедания их, отвергает и проклинает извращения их и положения, противные догматам или несогласные с ними.

и) Они суть догматы православные. Название догматов церковными, было вполне точно и определенно, пока христианство совмещалось в одной нераздельной церкви. Но теперь есть много христианских церквей и исповеданий. Большинство догматов исповедуется во всех них. В этом, как и во многом другом, они согласны между собою и с древнею вселенскою церковью. Но затем между ними есть и различия. Самые важные из различий - догматические. В некоторых исповеданиях есть недостаток догматов. Так, во всех протестантских исповеданиях, таинствам, кроме крещения и причащения, приписывается обрядовое, а не догматическое значение. В других исповеданиях есть излишек в догматах. Так, в римско-латинской церкви есть догматы о непогрешимости папы, о непорочном зачатии Богоматери, о чистилище, о сверхдолжных заслугах святых, об исхождении Святого Духа и от Сына; у кальвинистов есть догмат о безусловном предопределении. Между тем эти учения - не догматы, а заблуждения. Иные исповедания содержат догматы в извращенном виде. Так, римско-латинская церковь неправильно и незаконно причащает мирян только под одним видом - хлеба; учение ее о первородном грехе близко к пелагианскому; напротив, протестантство слишком уже преувеличивает расстройство человеческой природы грехом и т. п. Вообще в разных исповеданиях одни и те же догматы понимаются неодинаково, а иногда и совсем различно, что особенно бросается в глаза при сравнении протестантизма с рим.-католицизмом. Одним словом, вероучение любой церкви и исповедания отличается от вероучения каждого из прочих исповеданий и церквей и количеством догматов, и характером их понимания. Поэтому-то есть догматика православная, римско-латинская, лютеранская, реформатская, англиканская и др. Но как ни значительно число церквей и исповеданий, все-таки истинная Христова церковь одна. Мы веруем и исповедуем, что эта истинная церковь Христова есть церковь греко-российская или восточная, - веруем на том основании, что эта церковь в своем вероучении или догматах не отступила от древней вселенской церкви, истинность которой признают, даже вынуждены признавать, и другие церкви и исповедания. Истины христианского вероучения, исповедуемые православною церковью, и называются догматами православными или догматами православной церкви.

Подобно вероучению, христианский культ формировался постепенно и значительно медленнее вероучения.

Раннехристианские общины почти не знали культа. В то время не было ни духовенства, ни специальных помещений для богослужений, ио сути дела, не было и самих богослужений. У ранних христиан не было ни икон, ни церковной утвари, не было почитания святых, почти не было праздников и обрядов. Первые христиане собирались на молитвенные собрания в обычных помещениях. Собрания возглавлял пресвитер. Собравшиеся слушали отрывок из «священного писания» - Ветхого, а с появлением новозаветных «священных книг» и Нового завета,- наставления пресвитера, нели. Собрание заканчивалось общей трапезой и обрядом «преломления хлеба и испития вина». Из праздников отмечался лишь воскресный день.

Однако постепенно в христианстве зарождается и развивается свой культ, который со временем становится пышным и строго регламентированным. Церковь была заинтересована в культе, потому что он оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих, придает религии более живую и привлекательную форму.

Христианский культ включает в себя многие стороны. Прежде всего это различные молитвы. Первые христиане знали лишь одну молитву, содержащуюся в Евангелии,- «Отче наш…». Затем служители церкви стали создавать различные молитвы как для чтения дома, так и для богослужений. Молитвы стали сопровождаться различными жестами и позами: осенением себя крестным знамением, коленопреклонением, поясными поклонами, наклоном головы, воздеянием рук и др. Молитвы не только читались, но и пелись. Для этого создаются специальные мелодии. Так возникает церковное музыкальное творчество.

Подражая другим религиям, где имелись особые культовые помещения - храмы, христианская церковь тоже начинает возводить свои храмы. Сперва архитектурные формы их были очень простыми, но со временем они усложняются и приобретают специфический для данной религии характер. Храмы строятся в форме куба, креста, корабля, круга. На храмах появляются купола и колокольни, на которых устанавливаются кресты. Храмы начинают разделять на три части: алтарь, где «священнодействовало» духовенство, среднюю часть, где располагались верущие, и притвор, где стояли кающиеся грешники, временно отлученные от церкви, и оглашенные, готовящиеся к принятию христианства.

Вначале христианство не знало никаких «священных» изображений, икон, фресок. Не было даже изображения Христа. Со временем положение меняется. Начинают появляться изображения на различные библейские сюжеты, возникают изображения Христа, бога-отца, бога-духа святого, богородицы, различных святых. Дело в том, что верующий должен как-то представлять себе бога, иметь его изображение у себя перед глазами во время молитвы. Постепенно иконам начинают приписывать особую чудодейственную силу.

Раннее христианство не знало почитания святых. Первые христиане поклонялись только Христу. Со временем в христианстве возникает культ святых. На то были свои причины. Во многих религиях наряду с богами почитались и святые, духи предков. Христианство могло вытеснить у широких народных масс культ старых богов только при условии введения у себя почитания святых. Вторая причина заключалась в том, что бог обычно кажется верующим слишком далеким, отвлеченным, недоступным, грозным существом, подобным царю, которого окружают многочисленные придворные. На царя лучше всего воздействовать через приближенных к нему лиц, к которым он благоволит. Эти представления отражаются и в религии. Верующие полагают, что лучше адресовать свои молитвы и просьбы святым и просить их воздействовать на бога. Словом, верующие ощущали потребность в почитании святых, и церковь не могла игнорировать эту потребность.

Первой христиане начинали почитать богородицу, вслед за ней - апостолов. Очень рано возникает культ так называемых «мучеников» - христиан, пострадавших за свои религиозные взгляды. Несколько позднее появляются другие категории святых- святители (лица, имевшие епископский сан), преподобные (святые-монахи), исповедники (те, кого мучили за веру, но не умертвили), юродивые (психически ненормальные христиане или изображавшие себя таковыми в религиозных целях) и др. Церковь включает в «святцы» не только христианских святых, но и библейских праведников - пророков, патриархов и др. j Вместе с почитанием святых возникает и культ их мощей. Мощами церковь называет останки тех людей, кого она провозгласила святыми. Мощам начинают приписывать способность творить различные чудеса, не говоря уже о том, что сами мощи якобы способны сохраняться веками и тысячелетиями «нетленными».

Как и «чудотворные» иконы, «нетленные» мощи служили и продолжают служить церкви источниками обогащения. К местам их хранения всегда стекались тысячные толпы верующих в надежде получить исцеление и помощь, в надежде на разного рода чудеса, а то и просто из «благочестивого любопытства». Приходили верующие не с пустыми руками, а оставляли возле «святынь» обильные дары и приношения. Церковники беззастенчиво обманывали простодушных людей. Они выставляли гробницы, наполненные чем угодно, только не «нетленными» мощами, или без стеснения фабриковали «мощи». Дело доходило до курьезов. Например, в Западной Европе в различных храмах и монастырях демонстрировали 12 голов, 7 челюстей, 9 рук Иоанна Крестителя. Аналогичным образом обстояло дело и с другими святыми.

Первые христиане не знали ни одного праздника, кроме воскресных дней. Но уже довольно рано возникает праздник пасхи, вслед за ним - рождества и крещения, пятидесятницы и другие праздники, связанные с теми или иными «эпизодами» из жизни Христа. Через некоторое время появляются праздники в честь богородицы, а еще позднее - в честь святых. Когда праздников стало достаточно много, церковь выделила главные из них, так называемые «двунадесятые» праздники и тринадцатый праздник- пасха. Двунадесятыми праздниками считаются рождество богородицы, введение богородицы во храм, благовещение, рождество Христа, сретение, крещение, преображение, вход господень в Иерусалим («вербное воскресенье»), вознесение, пятидесятница («троица»), успение богородицы, воздвижение креста.

Важнейшей составной частью христианского культа являются обряды. Наиболее важные христианские обряды называются таинствами, древнейшими из которых являются крещение и причащение. Остальные таинства и обряды возникли позднее.

Новый Завет

Десять заповедей Моисеевых

Ветхий Завет

СОСТАВ БИБЛИИ

Библия – главная сакральная книга христианства. Состоит из двух частей:

1. Ветхий Завет

2. Новый Завет.

Создан в рамах иудаизма еще до нашей эры. В «Ветхом Завете» впервые в человеческой истории появляется великая религиозная идея монотеизма.

Идея грехопадения человека - Адам и Ева нарушили единственную заповедь Божию.

Завет – договор человека с Богом, в Ветхом Завете действует договор Бога с одним избранным народом – еврейским.

Прообраз завета – у Ноя (после потопа появилась радуга – знак, что потопа больше не будет).

Авраам – с ним, как с родоначальником еврейского народа, Бог впервые заключает Завет.

«Испытание Авраама» - ключевой эпизод Ветхого Завета. Авраам должен принести в жертву Богу единственного сына, чтобы доказать, что Бога любит больше всего на свете.

Пророк Моисей – выводит еврейский народ из египетского плена. Получает заповеди – «Десять заповедей Моисеевых» - обязательны для всех трех авраамических религий – иудаизм, христианство, ислам.

1. «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози иные, разве мене» - самая главная заповедь (монотеизм). Поклонение Богу Библии – в Ветхом Завете Бог называется по-разному: Адонай (Господь), Саваоф (Бог воинств), Яхве (искаженное Иегова) – «я есмь сущий», Эллохим.

2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия

3. Не упоминай имени господа всуе (в суете).

4. Почитание седьмого дня (субботы).

5. Чти отца и мать

6. Не убий

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради

9. Не лжесвидетельствуй

10. Не возжелай жены ближнего своего, и имущества его

В поздних книгах Ветхого Завета появляется идея мессии – грядущего спасителя мира. Иногда термин мессия заменялся близким по содержанию эллинизированным Христос – «помазанник Божий». Пророк Даниил указывает и место рождения мессии – засияет «звезда Вифлиемская».

Иисус заявил, что он и есть Христос. В это поверила только незначительная часть иудеев – они стали первыми христианами. Большая часть евреев посчитала Иисуса Христа обманщиком, они настояли на том, чтобы казнить его позорной казнью – через распятие (так распинали разбойников и шулеров). Иудеи до сих пор ждут прихода мессии.

Создан уже в христианскую эпоху (I в. н.э.)

Состав: Евангелия, Деяния Апостолов, Послания Апостолов, Апокалипсис Иоанна.

«Евангелие» - благая весть, рассказ о рождении и земной жизни Иисуса Христа. Известно множество Евангелий, но только четыре признаны каноническими и вошли в Библию: от Матфея, от Луки, от Марка, от Иоанна.

1. Монотеизм (вера в одного Бога, не просто в какого-то, а Бога Библии!)



2. Догмат о Св. Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Понять разумом, как три ипостаси соединяются в одном Боге невозможно – это превосходит наше разумение.

3. Иисус Христос как Богочеловек – это тоже тайна – как в Христе соединилась божественная и человеческая природа.

4. Догмат о непогрешимости Вселенских соборов – таким образом в христианстве существует двуединый фундамент вероучения: священное Писание (Библия) и Священное Предание (труды Отцов церкви, решения Вселенских Соборов).

5. Догмат об искуплении – Христос своей смертью и воскрешением искупил первородный грех и открыл дорогу к спасению всем, кто верит в него. Вера в Христа – единственный вариант спасения.

6. Догмат об иконопочитании и почитании святых (не поклонении!)

7. Догмат о семи основных таинствах – их благодатной силе.

Догматы веры

До́гматы - это непререкаемые вероучительные истины (аксиомы христианского вероучения), данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах (в отличие от частных мнений).

Свойствами догматов являются: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

Вероучительность означает, что содержанием догматических истин является учение о Боге и Его икономии (т.е. Божьего замысла о спасении человеческого рода от греха, страдания и смерти).

Богооткровенность характеризует догматы как истины, открытые Самим Богом, ибо Апостолы приняли учение не от человеков, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:12). По своему содержанию они не являются плодом деятельности естественного разума, подобно научным истинам или философским утверждениям. Если философские, исторические и научные истины относительны и со временем могут уточняться, то догматы - это истины абсолютные и неизменные, ибо слово Божие есть истина (Ин. 17:17) и пребывает вовеки (1Пет. 1:25).

Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Соборах придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры.

Общеобязательность догматов означает, что эти догматы раскрывают сущность христианской веры, необходимой для спасения человека. Догматы - незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними - строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения.

Православные догматы формулировались и утверждались на 7 Вселенских соборах. Краткое изложение основных истин (догматов) христианской веры, содержится в .

Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.

Догматические определения являются не столько раскрытием учения о Боге, сколько указанием границ, за которыми находится область заблуждений и ереси. В своей глубине каждый догмат остается непостижимой тайной. Используя догматы, Церковь ограничивает человеческий ум от возможных ошибок в истинном Богопознании.

Как правило, православные догматы формулировались только при возникновении ересей. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.

Если любой грех - следствие слабости воли, то ересь - «упорство воли». Ересь есть упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна.

Таким образом, догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь. Поэтому спор о догматах имеет в христианстве самое важное и острое значение, и именно разногласия в понимании догматов влекут за собой самые серьезные и почти непреодолимые расколы. Именно таковы разногласия между православием, католицизмом и протестантскими церквами, которые в очень многих вопросах более или менее едины, но в некоторых - абсолютно противоречат друг другу, и это противоречие не может быть преодолено дипломатическим компромиссом, потому что они спорят не о вкусах или политике, а о самой Истине, как она есть на самом деле.

Но одного только знания о Боге для верующего человека недостаточно: необходимо ещё молитвенное общение с ним, необходима жизнь в Боге, а для этого нужны не только правила мышления, но правила поведения, то есть то, что называется канонами.

Каноны Православной Церкви

Церковные каноны - это основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан). Т.е. в отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.

Спрашивать о том, зачем Церкви нужны каноны можно с тем же успехом, как и спрашивать о том, зачем государству нужны законы. Каноны - это правила, по которым члены Церкви должны служить Богу и организовывать свою жизнь так, чтобы постоянно поддерживать это состояние служения, эту жизнь в Боге.

Как и любые правила, каноны призваны не осложнять жизнь христианину, а наоборот, помочь ему ориентироваться в сложной церковной реальности и в жизни вообще. Если бы никаких канонов не было, то церковная жизнь представляла собой полный хаос, да и вообще само существование Церкви как единой организации на земле было бы невозможно.

Каноны едины для всех православных людей всех стран , утверждены на Вселенских и Поместных соборах и отмене не подлежат . Т.е. авторитет священных канонов вечен и безусловен . Каноны являются непререкаемым законом, определяющим строй и управление Церкви.

Каноны Церкви являют собой образец для каждого верующего, на основании которого он должен строить свою жизнь или проверять правильность своих поступков и действий. Всякий, кто удаляется от них - удаляется от правильности, от совершенства, от праведности и святости.

Раскол по каноническим вопросам в Церкви носит столь же принципиальный характер, что и по догматическим, но его легче преодолеть, потому что он касается не столько мировоззрения - во что мы верим , сколько нашего поведения - как мы верим . Большинство расколов по каноническим вопросам касаются темы церковной власти, когда какая-то группа по каким-то причинам вдруг считает существующую церковную власть «незаконной» и объявляет свою полную независимость от Церкви, а иногда даже считает «истинной церковью» только себя. Таков был раскол со старообрядцами, таковы сегодняшние расколы на Украине, таковыми могут быть очень многие маргинальные группы, называющие себя «истинными» или «автономными» православными. Причем, на практике с такими раскольниками Православной Церкви зачастую бывает гораздо сложнее общаться, чем с догматическими расколами, потому что жажда власти и независимости у людей очень часто бывает сильнее стремления к Истине.

Тем не менее, каноны могут видоизменяться в истории, сохраняя, однако, свой внутренний смысл . Святые Отцы блюли не букву канона, а именно тот смысл, который Церковь в него вкладывала, ту мысль, которую она в нем выражала. Например, некоторые каноны, не относящиеся к существу церковной жизни, в силу изменившихся исторических условий, иногда теряли свое значение и упразднялись. Теряли в свое время и буквальное значение и наставления Св. Писания. Так, мудрое учение св. ап. Павла об отношениях господ и рабов утратило свой буквальный смысл с падением рабства, но лежащий в этом учении духовный смысл имеет, можно сказать, непреходящее значение и слова великого Апостола и теперь могут и должны являться нравственным руководством во взаимоотношениях христиан, стоящих на разных ступенях социальной лестницы, несмотря на провозглашенные начала свободы, равенства и братства.

При попытке применения церковных канонов к современным обстоятельствам необходимо учитывать mens legislatoris - намерение законодателя, т.е. изначально вкладываемый в канон смысл, исторический и культурный аспекты.

Современные революционные церковные реформаторы и обновленцы разного типа, пытаясь внести изменения в церковные каноны, в свое оправдание ссылаются на церковные реформы патриарха Никона. Но едва ли эта ссылка может служить оправданием теперешних реформаторов. Достаточно указать на то, что при Никоне не была нарушена преемственность Апостольской иерархии. Кроме того, тогда не было посягательства ни на вероучение, ни на нравоучение Церкви. Наконец, реформы, имевшие место при патриархе Никоне, получили санкцию восточных патриархов.

В Русской Православной Церкви все каноны издаются в «Книге правил» .

«Книга Правил» представляет собою свод законов, исшедших от Апостолов и св. Отцов Церкви - законов, утвержденных Соборами и положенных в основу христианского общества, как норма его бытия.

В этом сборнике находятся правила св. Апостолов (85 правил), правила Вселенских Соборов (189 правил), десяти Поместных (334 правила) и правила тринадцати св. Отцов (173 правила). Рядом с этими основными правилами имеют еще силу несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия (134 правила). - 762 .

В обширном смысле, канонами называются все постановления Церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

Богословское мнение

Конечно опыт христианства шире и полнее догматов Церкви. Ведь догматизировано только самое необходимое и существенно важное для спасения. Остается еще немало таинственного и нераскрытого в Священном Писании. Это обуславливает существование богословских мнений .

Богословское мнение не является общецерковным учением, подобно догмату, но является личным суждением того или иного богослова. Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Откровению.

Безусловно, всякий произвол в богословии исключается. Критерием истинности того или иного мнения является его согласие со Священным Преданием, а критерием допустимости - не противоречие с ним. В основании православных и правомерных богословских мнений и суждений должны лежать не логика и рассудочный анализ, но прямое видение и созерцание. Это достигается через молитвенный подвиг, через духовное становление верующей личности...

Богословские мнения не являются непогрешимыми. Так, в сочинениях некоторых отцов Церкви нередко встречаются и ошибочные богословские мнения, тем не менее не противоречащие Священному Писанию.

По словам святителя Григория Богослова, вопросы творения, искупления, последних судеб человека принадлежат области, где богослову предоставлена некоторая свобода во мнениях.

Прежде чем приступить к этой сложной, но довольно интересной теме, сначала разберемся с тем, что такое догмат. Это слово с означает «решение», «мнение» или «постановление». В основном термин «догмат» преимущественно употребляется в христианстве, означает нечто неизменное и непререкаемое, определяется и утверждается Церковью и не подлежит никакой критике и сомнению. Догмат относится к теологической, богооткровенной истине, в которой содержится учение о Боге и Его домостроительстве.

Что такое догмат

Христианские догматы рассматриваются и устанавливаются на (собраниях высшего духовенства), которых за две с лишним тысячи лет было всего семь. Сознательный отход, другая трактовка или неприятие догматов называются ересью, которая часто становилась причиной религиозных конфликтов. Догматические учения включают в себя такие дисциплины, как Закон Божий и Катехизис. Они содержат в себе основные религиозные догматы, о которых поговорим чуть позже.

Догматы установились еще в апостольские времена, Христос раскрыл людям все необходимое вероучение для спасения души человека. Догматы не могут возникать внезапно и быть новшествами. Божественное учение не настолько теоретично, как практично, и поэтому непостижимо для ума неочистившегося от греховных страстей.

Догматы христианства

Как уже было сказано выше, догматическая база христианства была сформирована в эпоху Вселенских соборов как ответ на распространение разного рода еретических движений, особенно в III-IV веках. Каждый установленный догмат ставил преграду, отсекал ложные понимания и направления еретических учений.

Продолжая тему «Что такое догмат?», надо отметить, что сущность всех божественных учений уже содержалась в Священном Писании, и поначалу не было необходимости возводить их в рамки догматической системы. Но потом человеческий разум все же проявил потребность в понятном и логическом толковании еще тогда догматически не оформленного и в некоторых местах трудно воспринимаемого учения. В первые века это привело к созданию философско-богословских школ.

Возникновение школ и книг

Главным образом выделились две из них: Александрийская и Антиохийская. Вот в них-то и начали зарождаться первые ереси. Для обнаружения, а затем искоренения стали созываться Вселенские соборы, на которых обличались еретические высказывания и устанавливались вероучительные истины христианского Откровения в форме кратких определений.

Прошло время, и уже в IV веке св. Кирилл Иерусалимский создал «Катехизическое поучение», где он раскрыл истинный смысл Символа веры и главные таинства христианской Церкви.

Буквально через некоторое время вышло «Большое огласительноес слово» св. Григория Нисского, где излагался важный опыт его догматического исследования.

К V веку епископ и богослов Феодорит Кирский составил учебное руководство «Сокращение Божественных догматов». Приблизительно в это же время на Западе написал книгу «Руководство для Лавретия», которая очень сильно напоминает Катехизис.

Опыт

Однако одним из лучших произведений I тысячелетия принято считать трактат «Источник знания» Иоанна Дамаскина, особенно третью часть этого учебника под названием «Точное изложение православной веры».

В IV веке восточные отцы Церкви догматами стали именовать не все содержащиеся в Откровении истины, а только те, которые относятся к области веры. Таким образом, св. Григорий Нисский разделил собственное богословское учение на точные догматы и нравственную часть. Однако Евангелие - это не сборник моралистических предписаний. Даже самая высокая мораль не дает сил для исполнения ее предписаний. Только при содействии благодати Божией человек может стать поистине духовно и нравственно лучше и начать творить добро. «Без Меня не можете делать ничего», - говорил Христос.

Догматы православной христианской веры

Основной догмат Православия сводится к почитанию Единой Троицы: - Ум, Бога Сына - Слово и Бога Духа Святого - Дух. И Двоицы: Иисус Христос-Бог и человек. Этому учат основные религиозные догматы для которых - закон, не подлежащий никакому сомнению. Всего их насчитывается двенадцать.

Догматы религии православного христианства:

  • О Пресвятой Троице.
  • О грехопадении.
  • Об Искуплении человечества от греха.
  • О Воплощении Христа.
  • О Воскресении Христа.
  • О Вознесении Христа.
  • О Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде.
  • О единстве, соборности и преемственности в ней учения и священства.
  • О всеобщем воскресении людей и будущей жизни.
  • О двух естествах Христа.
  • О двух волях и действиях в Христе.
  • Об иконопочитании.

Заключение

Самым простейшим проявлением веры является молитва, и уже даже самая короткая и простая она предполагает догматическое содержание. Глубокое и сердечное упование на Господа ограждается догматами, как ограждается вино стенками чаши. И если думать, что чаша - это еще не вино и стенки ее - что-то лишнее, то тут же можно остаться без вина.

Возможно, теперь в вопросе, что такое догмат, не возникнут сложности. Однако, главное, нужно усвоить, что Господь требует от каждого человека: «отвергнись от себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Где «отвергнись от себя» означает "откажись от своей греховности и от своего «Я»". Человек может достичь этого, если во имя Христа начнет распинать грех в себе и вокруг себя, умрет для греха и смерти, чтобы ожить для своего безгрешного Спасителя и войти в Царство Его Небесное.

Истинная Церковь Христова - есть Вселенская Православная Церковь, частью которой является Русская Православная Церковь.

Источники Православного вероучения (из Православного Катехизиса):

1) Божественное откровение (Ветхий и Новый Завет (в том составе канона, как он был принят Вселенскими Соборами).

2) Священное Предание - все постановления Семи Вселенских Соборов, каноны святых апостолов, десяти Поместных Соборов и 13 -ти святых отцов.

3) Постановления Константинопольских Соборов: 543,843,875-881,1076,1156,1157,1341,1351, 1484гг.

4) Иерусалимского Собора 1640г.

5) Большого Московского Собора 1666-1667гг.(кроме анафемы на старые обряды).

6) Послание Восточных Патриархов (1848г).

7) В понимании Откровения мы руководствуемся учением святых отцов в том, в чем они не противоречат тому,чему учили все всегда и всюду.

8) Апостольское преемство РПЦ идет от Патриарха АлексеяI (симандский), принявшему хиротонию в 1913г патриархом Антиохийским Григорием IV, и последующиеимеют апостольское преемство от епископов Синодального постановления.

Учителя Церкви православной

Вселенские учителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (они раскрыли понимание Святой Троицы, ввели в богословский лексикон греческий термин «ипостась», с помощью которого смогли выразить тайну единой природы божией и различия ипостасей Отца, Сына и Святого Духа) – IV век.

Афанасий Великий (святитель) – борец против Арианской ереси - IV век.

Арий, не признав божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство Богу Отцу, тем самым сводил на нет спасительное значение крестного подвига Богочеловека.

Максим Исповедник – простой монах, боролся против монофелитов, отрицавших присутствие в Богочеловеке Иисусе Христе человеческой воли. (VII – VIII века)

Иоанн Дамаскин – (VII век), живший на Ближнем Востоке – защитник иконопочитания.

Церковные писатели , жившие в первые века Христианства: Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский, Блаженный Августин. Их творения посвещены полемике с язычниками и порой содержали мнения, в последствии не принятые Церковью.

Краткие сведения о Вселенских соборах

Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь:

  • Никейский
  • Константинопольский
  • Ефесский
  • Халкидонский
  • Константинопольский 2-й
  • Константинопольский 3-й, и
  • Никейский 2-й.

О Вселенских соборах

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день посл первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.

На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.

На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем.

Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

На Соборе присутствовало 200 епископов.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, - Богородицею.

Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане.

Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

На Соборе присутствовало 650 епископов.

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I.

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.

На Соборе присутствовало 165 епископов.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью.

Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.

После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.

Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый "Номоканон", а по-русски "Кормчая Книга", которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

ПРИМЕЧАНИЕ : Римско-Католическая Церковь, вместо семи, признает более 20 Вселен. соборов, неправильно включая в это число соборы, бывшие в Западной Церкви после разделения Церквей, а лютеране, не смотря на пример Апостолов и признание всей Христианской Церкви, не признают ни одного Вселенского Собора.

Закон Божий Серафима Слободского

Точное изложение православной веры - прп. Иоанн Дамаскин.

О видимой твари.

Сам Бог наш, в Троице и Единице прославляемый, сотворил небо и землю, и вся, яже в них (Пс. 145, 6 ), приведя все из не сущего в бытие: иное из не бывшего прежде вещества, как-то: небо, землю, воздух, огонь, воду; а другое из этих уже созданных Им веществ, как-то: животных, растения, семена. Ибо это, по повелению Создателя, произошло из земли, воды, воздуха и огня.

Православие

Православие сложилось на территории Византийской империи и служило идеологической опорой императорской власти. Оно не имело и единого церковного центра, поскольку с самого начала своего формирования церковная власть в Византии была сосредоточена в руках четырех Патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Причем Патриарх Константинопольский, хотя и именовался вселенским, являлся всего лишь первым среди равных. По мере распада Византийской империи каждый из упомянутых Патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) поместную Православную Церковь. Впоследствии автокефальные и автономные Православные Церкви возникли и в других странах - главным образом на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Основу православного вероисповедания составляют Священное Писание (Библия) и Священное предание (решения первых семи Вселенских Соборов и труды Отцов Церкви II - VIII вв.). Основные принципы православия как вероисповедной системы изложены в 12 пунктах (членах) символа веры, принятого на первых двух Вселенских Соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.).

Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы: триединства Бога, Боговоплощения, Искупления, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа. Формально считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.

Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужения в православии намного более продолжительны, чем в других христианских конфессиях, и включают в себя множество обрядов. Основным богослужением является Литургия. Важная роль отводится праздникам, главным из которых (согласно общехристианской традиции) является Воскресение Христово (Пасха).

Духовенство в православии делится на "белое" (женатые приходские священники) и "черное" (монашествующие, дающие обет безбрачия). Имеются мужские и женские монастыри. Церковная иерархия (епископат) формируется только из представителей "черного" духовенства. Высшим епископским саном является патриарх.

В настоящее время большинство Православных Церквей (за исключением Иерусалимской, Русской, Сербской и Грузинской Церкви) пользуются в богослужебной практике новым стилем (григорианским календарем), но дату Пасхи определяют по старому юлианскому календарю.

При общности вероучения и обрядности каждая поместная православная Церковь (как автокефальная, так и автономная) имеет свою специфику не только конфессионального, но и этнического характера.

В настоящее время в православии насчитывается 15 автокефальных (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская) и 4 автономных Церкви (Синайская, Финляндская, Критская и Японская).

Догматы

Для всех христиан церковь едина и универсальна: она есть Тело Христово. Однако православные считают, что поскольку церковь не ограничена ни во времени, ни в пространстве и является предложенной людям новой жизнью с Христом и во Христе, то организационная структура церкви представляет лишь относительный интерес. Понятие главы церкви – викария Христа, как говорят католики про папу, – является шокирующим, поскольку Христос реально присутствует и живет в Своей Церкви.

Нет никакой необходимостии в формальном провозглашении новых догматов. Всякая запись на человеческом языке может быть неправильно истолкована. Лишь помощь Святого Духа позволяет прочесть Священное Писание с абсолютной ясностью. Кроме того, в начальный период существования церкви никаких догматов не было. Лишь несовершенство человеческой природы заставляет хотя бы в минимальной степени интеллектуально структурировать веру. Все существенное для этого было выражено в символе веры Никейского Собора 325 г. и богословских определениях семи Вселенских Соборов, последний из которых также проходил в Никее в 787 г.

В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенная единосущна Отцу. Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым. Его же царствию не будет конца. И в Духе Святого Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.»

В первом члене говориться о Боге как творце мира – первой ипостаси Святой Троицы.

Во втором – о вере в Сына Божия единородного – Иисуса Христа.

Третий – это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

Четвертый член Символа веры – о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

Пятый – о воскресении Иисуса Христа.

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа. на небо.

В седьмом – о втором, грядущем приществии Иисуса Христа на землю.

Восьмой член Символа веры – о вере в Духа Святого.

В девятом – об отношении к церкви.

В десятом – о таинстве Крещения.

В одинадцатом – о будущем всеобщем воскресении мертвых.

В двенадцатом члене – о жизни вечной.

Православие старается не столько убедить, сколько очаровать и успокоить. Его иерархия прежде всего занимается исполнением религиозных священнодействий и совершением таинств. Священники значительно охотнее посвящают себя литургии и молитве, чем деятельности в миру. Православный верующий охотно принимает мистическое и стремится, скорее, уйти от мира, чем жить в нем.

Жизнь церкви проходит вне времени; религиозные службы, в особенности во время больших праздников, длинны и сложны и апеллируют больше к чувству и воображению, чем к разуму: в конце концов верующий забывает, где он находится – на Земле или на небе.

В своей литургической жизни православные уделяют особое внимание почитанию Божьей Матери, совершению семи таинств и поклонению иконам и святым мощам. Православная духовность воспринимает «предание» как верность Иисусу Христу и любовь к своей церкви, чем как интеллектуальное размышление над священными текстами. В этом чувственном поиске Божественного первостепенное место занимает икона. Она, конечно, не является идолом – это лишь средство сконцентрировать духовное внимание на тайне Воплощения: то, что Бог сделался Человеком в лице Иисуса Христа, находит свою параллель в образе (иконе), созданном иконописцем.

Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы: триединства Бога, Боговоплощения, Искупления, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа. Формально считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.

Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужения в православии намного более продолжительны, чем в других христианских конфессиях, и включают в себя множество обрядов. Основным богослужением является Литургия. Важная роль отводится праздникам, главным из которых (согласно общехристианской традиции) является Воскресение Христово (Пасха).

Духовенство в православии делится на "белое" (женатые приходские священники) и "черное" (монашествующие, дающие обет безбрачия). Имеются мужские и женские монастыри. Церковная иерархия (епископат) формируется только из представителей "черного" духовенства. Высшим епископским саном является патриарх.

В настоящее время большинство Православных Церквей (за исключением Иерусалимской, Русской, Сербской и Грузинской Церкви) пользуются в богослужебной практике новым стилем (григорианским календарем), но дату Пасхи определяют по старому юлианскому календарю.

При общности вероучения и обрядности каждая поместная православная Церковь (как автокефальная, так и автономная) имеет свою специфику не только конфессионального, но и этнического характера.

В настоящее время в православии насчитывается 15 автокефальных (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская) и 4 автономных Церкви (Синайская, Финляндская, Критская и Японская).

Для всех христиан церковь едина и универсальна: она есть Тело Христово. Однако православные считают, что поскольку церковь не ограничена ни во времени, ни в пространстве и является предложенной людям новой жизнью с Христом и во Христе, то организационная структура церкви представляет лишь относительный интерес. Понятие главы церкви – викария Христа, как говорят католики про папу, – является шокирующим, поскольку Христос реально присутствует и живет в Своей Церкви.

Нет никакой необходимостии в формальном провозглашении новых догматов. Всякая запись на человеческом языке может быть неправильно истолкована. Лишь помощь Святого Духа позволяет прочесть Священное Писание с абсолютной ясностью. Кроме того, в начальный период существования церкви никаких догматов не было. Лишь несовершенство человеческой природы заставляет хотя бы в минимальной степени интеллектуально структурировать веру. Все существенное для этого было выражено в символе веры Никейского Собора 325 г. и богословских определениях семи Вселенских Соборов, последний из которых также проходил в Никее в 787 г.

В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенная единосущна Отцу. Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым. Его же царствию не будет конца. И в Духе Святого Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.»

Жизнь церкви проходит вне времени; религиозные службы, в особенности во время больших праздников, длинны и сложны и апеллируют больше к чувству и воображению, чем к разуму: в конце концов верующий забывает, где он находится – на Земле или на небе.

В своей литургической жизни православные уделяют особое внимание почитанию Божьей Матери, совершению семи таинств и поклонению иконам и святым мощам. Православная духовность воспринимает «предание» как верность Иисусу Христу и любовь к своей церкви, чем как интеллектуальное размышление над священными текстами. В этом чувственном поиске Божественного первостепенное место занимает икона. Она, конечно, не является идолом – это лишь средство сконцентрировать духовное внимание на тайне Воплощения: то, что Бог сделался Человеком в лице Иисуса Христа, находит свою параллель в образе (иконе), созданном иконописцем.