Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

От чего спас человечество иисус христос. От чего спасает христос

Недавно мне пришел следующий вопрос по электронной почте: «В последнее время все чаще мучаюсь: от чего спас нас Христос? Я не чувствую, что Он спас или спасает меня. Я не понимаю, от какой клятвы Христос нас искупил. Если все равно мы грешим, все равно в болезни, земля в терниях (простите, не могу точно цитировать), — от чего же спас нас Христос?

До Его пришествия ветхозаветные праведники жили согласно Богу, грешники грешили, и после Воскресения Христова ничего не изменилось: есть люди, которые соблюдают заповеди, и есть, которые их нарушают.

Как Он искупил нас от первородного греха, если мы все же признаём, что все младенцы имеют первородный грех?

Если Христос исправил нашу природу, почему же до сих пор есть ужасные люди?

Что Его жертва дала людям?

От кого Христос нас искупил???

Я не понимаю, я не могу просто верить, потому что я не понимаю, как Иисус Христос меня искупил, от кого Он меня искупил, почему проклятия, наложенные в Ветхом Завете (в болезни родите, в поте лица будешь есть хлеб и так далее) не были сняты с нас. Очень прошу вас помочь мне понять это!!!»

И вслед за этим, пока я собирался сесть и обстоятельно ответить, мой кум тоже прислал вопрос, очень похожий:

«Хочу задать вопрос, но прежде ход мыслей, приведший к вопросу:

1. Природа ветхого человека была изменена грехом Адама, эта природа больна и ущербна.

2. Христос, как Боговоплощение, соединив в себе божественное и человеческое начало, принес Себя в жертву за ВСЕХ людей, обновив, исправив, таким образом естество человека.

3. Высшим показателем исправления природы человека и одновременно подтверждением Божественности Христа стало Его преодоление смерти через Воскресение.

Вопрос: если Христос исправил природу человека, даже преодолел смерть — почему природа людей осталась по-прежнему ущербной? Почему мы и далее должны выдавливать из себя первородный грех Адама? Почему Христос своей жертвой не исправил человеческую природу НАВСЕГДА, а лишь показал путь и цель, причем недостижимую на практике?! Какой смысл был в жертве Христа, если все осталось по-прежнему?»

Вопросы очень важные, потому что от понимания их во многом зависит наше понимание христианства вообще. Попробую изложить некоторые тезисы, а насколько это получится - судить читателю. Во всяком случае, не воспринимайте то, что написано ниже, окончательным словом по данному вопросу. Это всего лишь попытка выразить простыми словами то, о чем написано очень много богословской литературы.

1. Ветхий и Новый Заветы - не два разных завета, но одно целое. Оба они описывают историю отношений Бога с человеком, точнее, Божий план спасения человека. То, что Бог задумал еще во времена Авраама (или даже сразу после падения человека, или даже до его сотворения - ведь Бог всеведущ) - это исполнилось в Иисусе Христе. То, что Бог пообещал Аврааму, он исполнил в Иисусе. Единая история продолжается. Поэтому не нужно рассматривать время «до» и «после» воплощения Сына Божия как две принципиально разные эпохи по отношению ко всему миру. Они разные по отношению к тем, кто уверовал. Но внешне — да, люди так же продолжают грешить и смерть так же, как и раньше, продолжает господствовать над людьми. Но это не всё. Этим не исчерпывается мир.

2. Спасение - очень сильное слово, означающее такую помощь, без которой просто не выжить. Когда мы говорим «спасение» — это не значит избавиться от насморка. Спастись - это вроде как выжить во время кораблекрушения в открытом море. Когда мы применяем слово «спасение» к нашей вере, мы тем самым говорим, что Бог через Иисуса спас нашу жизнь. От чего спас - прежде всего от смерти.

3. Как спас? Восприняв нашу природу, то есть став полноценно человеком таким же, как мы, то есть со всеми последствиями грехопадения. Скажем так, зараженную смертностью. Как мы знаем, Иисус умер на Кресте и воскрес - «ради нас и ради нашего спасения», как говорим в Символе веры. Божий дар спасения - совершенно свободный и не навязчивый. Христос не исправил автоматически поврежденную грехом человеческую природу во всех людях. Он сделал это в Самом Себе. Его плоть, воскресшая из мертвых - это начало «нового творения», то есть начало того будущего качества жизни, в котором смерть побеждена и больше не владеет людьми. Мы не можем изменить нашу природу, пока сами не умрем и не воскреснем, однако уже сейчас мы можем принимать в себя «залог» будущего воскресение - Тело и Кровь воскресшего из мертвых Иисуса Христа: именно это и совершается при Причащении.

4. Обратим внимание, что путь к Воскресению лежит через Крест. Иисус воскрес - но чтобы воскреснуть, надо сначала умереть. Так и наш путь к полноте Жизни, то есть к жизни вечной, бессмертной, в обновленном и исправленном от последствий грехопадения теле, лежит через смерть. Смерть остается нашим «последним врагом», как пишет апостол Павел, и этот враг будет окончательно побежден при том явлении, которое мы называем «вторым пришествием Христа», которого ждём - когда Бог будет явлен как всё наполняющий, и Его присутствие будет ощутимо восприниматься всеми нами. Христос искупил нас, поэтому смерть не поработит нас навеки, но отпустит, и мы вновь вернемся к жизни в обновленных телах.

5. Бог никому не навязывает спасения, но не хочет и ничьей погибели. Ответ веры со стороны человека - ответ совершенно свободный. Вера потому и называется верой, что ее невозможно вызвать принудительно. В одних и тех же обстоятельствах жизни одни видят действие Божьей заботы, другие считают это просто случайностью, совпадением. Кто-то борется с грехом, кто-то порабощается им. И это нормально в том смысле, что Бог никому не навязывается. Бог не упраздняет свободную волю человека. Внешне всё остается так же, о чем писал уже апостол Петр, передавая слова сетующих: «Где обетования пришествия Его (Спасителя)? Ибо с тех пор, как начали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Пет. 3:3). Апостол Петр объясняет это тем, что Бог «долготерпит» нас, желая чтобы как можно больше человек успели прийти к вере.

Итак, почему наша природа, которая в нас самих, осталась по-прежнему ущербной? Потому что она еще не прошла через обновление от Бога, возможное при воскресении.

Показал ли Иисус путь и цель, недостижимые на практике? Нет! Как раз очень достижимые, только окончательного результата надо ждать в перспективе воскресения. Но и «предварительные» результаты тоже возможны и достижимы - тому свидетельство жизни святых и всех, кто всерьез воспринимает веру и путь Христов.

Какой смысл был в жертве Христа? Как поясняет святитель Григорий Богослов, чтобы наша человеческая природа была освящена человеческой природой Бога - воспринятой при воплощении, исцеленной, обновленной и прославленной при воскресении. Чтобы вера в единого истинного Бога не осталась достоянием узкого круга одного народа, но распространилась по всему миру. Бог приглашает все народы, всех людей войти в семью Завета и принять веру Царства Божия.

Я понимаю, что все, написанное выше - это слабая попытка описать словами ту реальность, которая познается верой. Чтобы понять это не только логикой, но и, что называется, сердцем, надо жить так, как заповедал Иисус Христос и апостолы. Читайте Писание, особенно Евангелия и послания апостолов, но также и Ветхий Завет - потому что полноценно понять Новый Завет можно только, зная историю того, что было раньше. Ветхий Завет - не значит отживший или обветшалый, но - завет древний или первый. Многие принципы жизни, открытые в древности, остаются актуальными и для нас. А дальше - мы ждем Христа и откровения славы Его. Произойти это может когда угодно, и причем точно знаем, что это случится внезапно. Не антихриста мы ждем, потому что и так уже много антихристов было и есть в мире, но ждем явления во славе нашего Господа. И если вся наша жизнь связана с Ним, тогда, как пишет апостол Павел, мы «страдаем со Христом, чтобы с Ним и прославиться». Еще раз повторю: нас ждет воскресение. Но путь к нему ведет через крест.

Кто имеет что добавить по этому вопросу или рассказать более понятными словами - буду рад. Пишите в комментарии, а если ответ более развернутый - то присылайте на почту (адрес в самом низу страницы).

Принято считать, что от дъявола, который пришёл что бы "...украсть, убить и погубить..."-это зло, которое заложено в нас в процессе нашей жизни, как и добро. Вот господь и пришел чтобы спасти нас от слепоты на зло, все его цвета и оттенки. а так же видеть добро и отличать одно от другого.

Положим Вы научились отличать добро от зла. Вы обрели духовный комфорт? Нет! Почему? Желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу (Павел) Мы инфицированы злом от первого человека. Его грех необратимо деформировал нас. Ну и что? А то, что спастись своими силами нет никакой возможности. От чего спастись и для чего? От суда за первородный (и далее) грех для вечности. Для верящего в эволюцию - это не звучит. 2 метра ниже земли и край. Для верующего в Сотворение и Вечную жизнь несколько по другому. Вы можете обрести вечность, признав единственным тот путь, который предлагает Вам Творец.

для отличия добра от зла и существует Писание. познание понимание и свой опыт - это процесс. в процессе и появляются периоды покоя, духовного комфорта, радости... сменяющиеся новыми сомнениями, неудовлетворенностью и пр. и так у кого 40 лет к смирению, у кого по другому, а кто и костьми ляжет... в общем по благодати через веру...

эти периоды появляются и без Писания. Для признающего Сотворение мира Писание предлагает упорядочить испорченные прежде отношения Творения с Творцом, признав единственный для этого путь: заместительную жертву за наш врождённый и наработанный нами во время жизни грех. Имнно это и сделал Спаситель, гарантируя нам шанс на жизнь после смерти. Верующий в Того, Кто Меня послал, на суд не приходит...

Насколько я понимаю Писания, то спасти нас от вечной смерти, даровав нам вечную жизнь, потому что Бог Библии - Бог живых.

Мы потеряли доступ к вечной жизни в лице Адама и Евы, которые непослушались Бога, и выбрали получение знания обо всем в обход Бога и автономию от Него.

Иисус Христос, являясь вторым Адамом, продемонстрировал послушание и получение знания от Бога, а не в обход Него, а также зависимость от Него, даже претерпев смерть на Кресте и воскресение Святым Духом.

Как Адам сделал возможным нашу смерть, так Иисус делает возможной нашу жизнь.

В итоге, веруя в то, что сделал Иисус для каждого человека, люди получают спасение от смерти, от одиночества в вечности.

Иисус спас людей от самих себя. До пришествия Христа род человеческий служил "золотому тельцу". Богом людей были деньги и власть. В Ветхом Завете описывается, как завоевать мир при помощи ссудного процента. Такая идеология вела (и сегодня ведет) к самоуничтожению человечества Любой финансовый кризис неизбежно порождает войну. Вся история человечества - это непрерывные войны за деньги и власть. Иисус дал новый Завет - "Не собирайте себе сокровищ земных". Частная собственность - вот причина раздоров. Не будет частной собственности - не будет братоубийства. Пример - СССР, где не было частной собствености и люди жили "душа в душу".

Иисус был дан для того, чтобы образумить людей, которые перестали понимать очевидные вещи:

1. любовь-как главную составляюшую развития

2. взаимопомлщь и взаимообогащение духовное

3. вера в идеалы добра, справедливости

4. неподчинение тьме и борьба с любыми проявлениями ее

5. не осуждение грехаю. а помощь тем. кто порабощен тьмою

Иисус- это звонок планете и форма уверования в чудо того, что высшие силы на строне света

Я, раб божий Васильев Дмитрий Михайлович, на 30–й минуте управления басурманской самодвижущейся повозкою Мазда 323, будучи одержим бесом высокомерия, впал в грех нарушения заповедей трактового передвижения. На перекрестке дорог Просвещения и Энгельса (да будет проклят этот антихрист!) я, пренебрегши тем, что семафор червленный свет показывает, при повороте одесницу не пропустил пешехода - отрока с божей тварью псом Тузиком. Нижайше прошу обратить внимание, что Тузик не был намертво принайтован нашейным вервием. Тузик, одержимый праведным гневом на басурманскую мою повозку, начал лаяти и под колеса мне бросился. Обуянный жалостию ко всякой твари божией я применил экстренное торможение.

В тот момент отроковица на повозке богомерзкой Хьёндай Гетц совершала маневр перестроения за мною, в результате из–за моего экстренного торможения совершила наезд в мою телегу сзади (схема и список повреждений прилагается)

От удара повозка моя продвинулась вперед и задавила Тузика нахрен. От полученных повреждений тварь божия Тузик преставилась на месте.

Признавая за собой грех нарушения пп.1.3 и 1.5 Заповедей готов понести епитимью и пожертвовать районному храму Воинов Дорог белого быка.

В порче же повозок виновным себя не признаю, поелику отроковица не соблюдала дистанцию, законом свыше нам данную, и вообще бабой неразумной является, причиной грехопадения Адамова.

Христа называют Спасителем, но если поинтересоваться, от чего Он спасает и зачем, то, в лучшем случае, вам скажут, что от греха. Но какого именно греха, кого и почему – с этим уже трудности.

Схожие сложности с пониманием были и у современников Христа. За несколько дней до своей крестной смерти Христос входил в Иерусалим. Народ ликовал: перед ним стелили одежды, клали пальмовые ветви. Народ встречал своего спасителя. Но уже через три дня эти же самые люди кричали Пилату «распни его!». Отчего такая перемена?

Эти два вопроса – одного поля ягоды.

Во втором случае разгадка была чуть более проста. Израиль, находящийся в оккупации Римской империей и считавший себя богоизбранным народом, жил в ожидании прихода Мессии, как окончательного освободителя, и появление Христа говорило им о том, что, по всей видимости, эти времена настали.

Слухи о Христе и его чудесах уже несколько лет ходили по всему Израилю. Он исцелял больных, давал пищу голодным, ходил по воде и даже воскрешал мертвых. Финальное событие, которое произошло накануне входа в Иерусалим, – воскрешение Лазаря, который до этого четыре дня пролежал в гробу и чье тело уже имело характерный запах. Слух об этом быстро разнесся по всей округе. Логично предположить, что раз Он способен сделать такое, то уж тем более Ему будет под силу прогнать захватчиков и сделать израильское царство самым могущественным на земле. А также везде установить справедливость, наказать обидчиков, исцелить всех больных и т.п.

Но вопреки ожиданиям жители Иерусалима услышали от Христа лишь проповеди и призывы к покаянию. Он не взял власть в свои руки, и даже не пытался. После чего многих постигло разочарование. Вместо надежды на славу народа, изгнание врагов и земные блага они получили увещевания. В противовес словам Христа «Мое царство не от мира сего » Ин. 18:36, люди ждали от него каких-то благ здесь и сейчас, не понимая, что «мир лежит во зле » 1 Ин. 5:19. Им нужно было, чтобы Христос навел порядок вокруг, а Он пришел, чтобы навести порядок внутри каждого в отдельности.

Возвращаясь к первому вопросу, стоит напомнить слова Христа об Иоанне Крестителе: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его » Мф. 11:11. Другими словами, самый праведный из людей на тот момент – Иоанн Креститель, оказался недостаточно свят для того, чтобы вселиться в небесные обители. Он не был готов принять все блага от Бога. А насколько мы далеки от Иоанна? Мы осуждаем других (вместо того чтобы разобраться или подсказать), раздражаемся, обманываем (пусть и по мелочам), часто жестокосердны, не готовы жертвовать своим удобством ради ближнего и т.д. А если спросить каждого из нас, что он о себе думает, то ответ, зачастую, будет простым – я нормальный, но . Другими словами, мы еще и не видим за собой ничего плохого, а если вдруг случайно что-то подметим, то первым делом состряпаем такую гору оправданий, что себя не только сделаем праведниками, но и пострадавших от наших действий – виноватыми.

Но когда человек начнет замечать за собой это все, станет сам себе противен, объявит борьбу всему своему нутру, осуждающему, завидующему, сквернословящему, разражающемуся, и повоюет с ним не один год, тогда придет понимание. Понимание того, максимум, на что он способен, это натренировать себя правильно реагировать в тех или иных ситуациях, но свое нутро он изменить не может. И вот тогда ему понадобится тот, кто сможет его исцелить. Тот, Кто может все, и Который ради этого и пришел. Ведь если человек не изменится, то он любой рай превратит в то место, где мы сейчас живем.

А если вам просто не хватает на новый мерседес, или, наоборот, в «холодильнике мышь повесилась», то «просите и дано будет вам » Матф. 7:7. Но Христос не за это на крест пошел.

Наверное почти каждый в России видел икону «Троица» Андрея Рублева. В образе трех ангелов он изобразил Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. На этой иконе три Ангела склонили смиренно свои головы друг перед другом в знак согласия, причем расположенный в центре Ангел символизирует не Бога-Отца, как можно было подумать, а именно Бога-Сына, Христа. Два других Ангела своими фигурами как бы образуют края чаши, внутри которой оказывается Бог-Сын (евхаристическая чаша). Эти три Ангела сидят вокруг образного стола, на котором действительно изображена чаша – именно её, чашу страданий предстояло испить Сыну Божьему.

Творя наш мир, Бог в повелительной форме совершал Свои акты творения. В первой главе Библии об этом говорится так: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… Да будет твердь посреди воды… И стало так». И так далее. Но только в отношении человека этот повелительный тон исчезает: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» Не «да будет», а «сотворим», как будто Лица Пресвятой Троицы советуются друг с другом. Согласен ли Бог-Сын родиться на земле под видом человека, страдать, и быть распятым на кресте для спасения всего человечества? – это и было главным предметом совета: этот библейский эпизод Церковь называет «предвечным советом Пресвятой Троицы», именно этот момент хотел отобразить на иконе Андрей Рублев. Ангелы на иконе склоняют головы друг перед другом в знак согласия. Одним словом, решение спасти человека Господь принял еще до начала его творения. Всю ответственность за данную человеку свободу Бог взял тем самым на Себя. Господь говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16).

Христос не раз говорил своим ученикам – апостолам, что в Иерусалиме Ему предстоит быть распятым, умереть и воскреснуть на третий день. «Потому любит Меня Отец, - говорил Иисус, - что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её» (Ин.10.17-18). Когда апостол Петр вынул свой меч, чтобы заступиться за Христа и не дать арестовать Его, Господь сказал: «Вложи меч в ножны, неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин.18,11).



Известно, что Христос после смерти на кресте разделил судьбу всего человечества и душой Своей сошел в ад (Еф.4,9), (1 Пт.3,19), (1 Пт.4,6), (Мат.12,40): Он вывел оттуда Адама и Еву и всех людей способных воспринять духовное исцеление, дал нам возможность соединяться с Богом и попадать в рай после жизни на земле. На Пасху поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (т.е. Своею смертью Христос разрушил смерть), и сущим во гробех (умершим) живот даровав (дал жизнь)». Всю неделю после Пасхи «царские врата» в алтаре храма не закрывают, что символизирует открытые двери рая для человечества.

Тем не менее остается немало важных вопросов. Зачем Богу понадобилось родиться на земле в образе человека, столько страдать, терпеть издевательства от людей и наконец быть распятым такой страшной казнью? Что за всем этим стоит? Неужели нельзя было спасти человечество по-другому? Можно ли простить грешных людей без этих жертв и страданий Христа? Кому и для чего эта жертва? Попробуем порассуждать по порядку.

Для начала необходимо выяснить, что именно соединилось во Христе при Его рождении: тело человека и душа Бога? Чтобы ответить на этот вопрос нужно немного отвлечься и поговорить о том, как устроен каждый из нас. По мнению отцов Церкви, человек трехсоставен: состоит из тела, души и духа. В духе сосредоточено сознание человека, его разум, любовь, совесть. Апостол Павел пишет: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор.2,11). Разум, любовь и совесть вместе составляют ум человека, его мудрость, его богоподобие. Дух - это ядро человеческой личности, в котором главным компонентом является способность любить. Нельзя при этом путать способность любить и способность влюбляться, стремление к познанию и ум, так же и смешивать силу духа и силу воли. Например спортсмену требуется сила воли, чтобы много тренироваться, но будучи волевым атлетом, он может оказаться трусом перед лицом смерти. Чтобы осознанно пожертвовать своей жизнью ради другого, необходима сила духа – это сила любви. В ней более полно проявляется личность человека.

Мы познаем окружающий мир с помощью разума и органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), т.е. познаем мир духом, в котором сосредоточен разум, и телом, но конечным адресатом, «получателем» эмоционально-чувственной информации является наша душа. Разум и органы чувств передают эту информацию как-бы в форме импульсов душе. Душа является сосредоточением чувств. Даже любую задачу по математике можно решать с увлечением в душе, а можно с явной скукой. Порой мы сталкиваемся с какой-то неожиданной для нас ситуацией, не успеваем еще ничего сообразить, но тут же испытываем бурю внутренних эмоций, ощущений и чувств – так реагирует душа, срабатывая иногда быстрее разума, получая импульсы через органы чувств. Невозможно логикой разума описать какой-либо цвет: попробуйте, например, объяснить, что такое синий цвет тому, кто его никогда не видел – слепому от рождения. Невозможно обосновать, почему вам, к примеру, больше нравится зеленый цвет, а другому человеку – красный или розовый; почему одному нравится одна музыка, а другому другая; и почему мужчины имеют довольно разное представление о женской красоте. Не случайно говорят: «каждый выбирает себе по душе».

В душу вложены наши желания, чувства, эмоции, воля, стремление к красоте, к миру, благополучию, к познанию окружающего мира, творческие способности, способность сопереживать, влюбляться, привязанность к кому-нибудь или чему-нибудь и т.п. Душа имеет свой характер – это свойства души, врожденные и приобретенные: смелость и трусость, уступчивость или упрямость, сентиментальность или холодность, веселость или угрюмость, грубоватость или мягкость, молчаливость или болтливость, доброта или жестокость, и т.д.

У души есть воля – это душевные силы человека, или сила души. Воля развита у людей многократно больше, чем сила духа. Воля нужна человеку для физического выживания, в первую очередь для труда и учения, а сила духа необходима, дабы человек всегда оставался человеком по Божьему призванию: в любой ситуации остаться честным, верным, добрым, чтобы суметь преодолеть любой соблазн, любое искушение.

Душа имеет свои пристрастия, часть из которых нередко превращаются в греховные страсти – и те и другие могут передаваться по наследству вместе с отдельными свойствами души.

Душа имеет память, не интеллектуальную, а эмоционально-чувственную. Она запоминает, как выглядят предметы вокруг, чем отличаются цвета или наши чувства, такие, например, как радость и грусть. Душа есть и у животных, только с существенно меньшим набором свойств, у них эти свойства более упрощенные, она не имеет духа и умирает вместе с телом. Человеческой душой управляет её дух, а душой животных система инстинктов, вложенная в них Творцом.

После грехопадения больной стала именно душа, а не дух человека. Чем именно? – богоотрешенностью. Главными компонентами души являются желания и воля (помимо чувств). Адам нарушил заповедь, тем самым, его желания и воля вошли в противоречие с желанием и волей Бога: произошел разрыв человеческой души с Божественной природой. Напомним еще раз слова Григория Паламы: «Бог есть природа всего существующего, и все существует лишь постольку, поскольку причастно к Богу». Душа человека разорвала невидимую связь со своим Творцом. Утратив единение с Богом, человек лишился главного Источника жизни: это неизбежно привело к тому, что его душа стала слепо искать источник жизни в самой себе. Но не получая должного, она скорбит, мучается и метается, одним словом, находится в больном состоянии. Все её свойства стали искаженными, приобрели эгоистичный характер. Бог есть источник не только жизни, но и счастья и всех благ. Потеряв его, человеческая душа постоянно чего-то требует и не может ничем надолго удовлетвориться, оттого и «капризничает» и еще более мучается сама от себя. Душа – это в первую очередь жизнь, и жизнь эта стала отравленной. Не умирая сама, она порождает смерть.

Ядро человеческой личности – дух человека, сам по себе не является больным, но он сильно зависит от больной своей души и нездорового тела. Наш разум, увы редко бывает бесстрастным: значительная часть наших осознанных поступков, принятых решений, сказанных слов совершается под влиянием греховных страстей души. Как часто приходится сожалеть о таких эпизодах нашей жизни! «Каждый имеет право на свое мнение» - очень звучит демократично и модно сегодня. Право-то мы имеем, только важно помнить: все наши заблуждения по любым вопросам порождены смесью личных греховных страстей с подчас дремучим невежеством.

Совесть – второй после разума компонент человеческого духа является как бы «независимым экспертом» (почти), давая оценки всему происходящему в жизни человека. Совесть – это явный «Божий дар» в человеке, способный обличать его, несмотря на бушующие в душе страсти. Если человек сознательно посвятил свою жизнь ежедневному удовлетворению своих прихотей, то его совесть, образно говоря, как-бы становится придавленной большим камнем: она вроде есть, но голос её едва слышен, а иногда не слышно и вовсе. Этот «камень», или лучше сказать «груду камней», можно разобрать, для начала вдумчиво прочитав Евангелие, где главной ценностью являются проповеди Христа. Если совесть уподобить ручейку, то нужно добавить, что этой работой будет разобрана только верхняя часть «плотины», подводные её камни, мешающие свободному течению совести это греховные страсти.

Центральной сущностью человека, или главным содержанием его личности является третий компонент духа – способность любить. Разум и совесть как-бы отступают в тень, когда в основе стремлений и поступков горит свет чистой любви. Любовь рождает мудрость, а не логика и знания – они лишь её «спутники». Бог есть Любовь, и человек создан «по образу и подобию» Божьему, а потому главное в человеческой личности – это способность любить. Ведь именно любовь делает человека подлинно счастливым, именно любовь делает человека совершенным. Внутреннее состояние Бога это состояние любви, и уподобиться Ему мы можем именно в этом. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» - говорит Христос (Ин.13,35).

Знакомясь с трудами отцов Церкви, с их святостью жизни и уроками их внутренней духовной борьбы, можно сделать вывод, что дух человека сам по себе остается здоровым, душа же сильно больна. Если дух был бы болен в равной степени с душой, тогда люди перестали бы быть людьми, а стали бы бесами, для которых покаяние и исправление невозможно: некому было бы в человеке бороться. Тело сопротивляется болезни пока главная часть его еще не поражена, так и внутри человека: борьба есть там, где есть кому бороться. Апостол Павел пишет: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8,10). Дух легко становится рабом больной и страстной души, но и дух способен стать с Божьей помощью «господином» бедной своей души. Тот же апостол Павел говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5,16-17). Под словом «плоть» подразумевается, конечно, и страстная душа, о чем апостол пишет далее. Священное Писание называет тех, кто живет лишь в угоду своим прихотям «людьми душевными, не имеющими духа» (Иуд.1,19), (1Кор.2,14-15), т.е. дух у таких как-бы спит. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5,25).

Исправить нашу поврежденную человеческую природу невозможно было даже великим святым подвижникам, иначе говоря, исцелить больную душу человека мог только Бог. Основателей ислама или буддизма можно теоретически заменить любым другим человеком, заменить же Христа невозможно ни Иоанном Крестителем, ни апостолом Павлом, т.к. не один человек не может исцелить себя самого, а тем более стать Спасителем для всего человечества. «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в слове» - сказано о Христе в Священном Писании (1Тим.3,16).

Итак, что именно соединилось во Христе? От чего Он нас спас? По мнению отцов Церкви, в Личности Христа соединился Сын Божий (Бог-Сын) Своим духом с поврежденной человеческой душой и телом. Поскольку состояние духа человека зависит практически только от него самого, поэтому исцелить необходимо было Христу именно человеческую душу, а вместе с ней и тело. Душа Христа была, конечно, безгрешна, т.е. лишена личных грехов, но она оставалась еще не исцеленной. Иисус унаследовал от Адама поврежденность души, но избавлен был от родовых грехов, т.е. от страстей, передающихся по наследству потому, что родился от святой девы Марии – Божьей Матери, и без участия мужчины – от Духа Святого. Поврежденная душа, иначе говоря больная, поражает и тело: Христос был смертен, страстен (подвержен страданиям), тленен (мог стареть).

Из Евангелия известно, что дьявол не раз искушал Христа, и не только в пустыне. Силы зла не могут искушать Бога, Бог совершенен. Другое дело Христос: Он не Бог лишь, а Богочеловек. Искушать можно лишь того, кто несовершенен, того кто уязвим. Понимая это, дьявол приступил ко Христу после Его сорокодневного поста в пустыне, когда Спаситель только начинал Свое служение. Представьте себе: человек ничего не ел 40 дней, измучен голодом, имея возможность сотворить любое чудо! Дьявол напоминает Христу об этом: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Мол, чего Тебе стоит, Ты же голодный, а у Тебя такие возможности! Нет сомнения, что в этот момент действительно происходила невидимая борьба внутри Христа: Его Божественный дух побеждает больную человеческую природу, и несмотря на сильный соблазн, отвергает предложение дьявола. Господь понимал, что превратить камни в хлеб не грех, но если Он будет увлекаться чудесами для личной выгоды, то не сможет стать примером для остальных людей. А самое главное, в таком случае, больная душа поставила бы себе на службу Божественное начало во Христе: победу одержал бы не Божественный дух, а человеческая душа и плоть.

Дьявол совершает вторую попытку: берет и относит Христа в многолюдный Иерусалим, и ставит Его на крыле храма. Искуситель говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ведь Ангелы не позволят разбиться Тебе и на руках понесут Тебя». Человеческая душа не хочет скорбей, тяжелых трудов, с чем неизбежно была связана будущая тогда деятельность Христа. Душа бессознательно ищет себе легкого пути и именно такой путь предложил Иисусу дьявол: мол, спрыгни с высокого храма и не повредишь Себе, а жадная до чудес толпа, стоящая внизу, будет изумлена!

Христа действительно потом не раз просили показать из чудес что-нибудь особенное, чтобы всем доказал, что Он на самом деле Сын Божий. «Покажи нам знамение» - просили Его соотечественники из Назарета, где Он вырос, этого просили фарисеи, завидовавшие молодому пророку, наконец, этого требовала толпа, когда Христос был распят: «Сойди со креста и мы уверуем в Тебя!» Господь отверг все эти предложения, не стал Он прыгать и с храма, понимая, что людей легко сделать своими поклонниками, изумляя их чудесами, но внутренне, духовно, они останутся рабами своих пороков и заблуждений. Настоящим христианином можно стать не через увиденные чудеса, а полюбив поразительную по мудрости Истину, которая открывается в проповедях Христа.

Тот же смысл имело и третье искушение, только с еще большей силой соблазна: дьявол предложил Христу стать царем огромной империи, стать земным владыкой. Мол, представляешь, какие у Тебя откроются возможности!

Господь не пожелал родиться или стать великим императором по той же причине, по которой Он отклонил второе искушение дьявола. Толпа жадна до чудес, и толпа любит «власть имущих», особенно, когда власть щедрая и сильная, но толпа при этом остается толпой. Для слабой человеческой души это огромный соблазн – стать прославленным царем (как Адаму предложили стать богом, но без Бога), и здесь Божественный дух во Христе вновь смиряет Свою душу, исцеляя её.

В Евангелие говорится, что после этого «дьявол отошел от Него до времени» (Лук.4,13), т.е. это было не последнее искушение в земной жизни Спасителя. Эти события являлись не случайными, а необходимыми для исцеления человеческой природы. В Священном Писании указывается, что Иисус «возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола» (Мат.4,1). Иначе говоря, возведен Богом Духом Святым «для искушения», т.е. это было необходимо для Богочеловека. Почти вся земная жизнь Христа есть процесс исцеления человеческой души Богом и главный эпизод этого процесса, конечно же, страдания и смерть на кресте.

Все последние и самые тяжелые страдания Спасителя – это еще больший пример победоносной борьбы Духа над соблазнами человеческой души. Иисус, находясь в Гефсиманском саду с учениками, зная, что в эту ночь Его арестуют и поведут для издевательств и казни, «начал скорбеть и тосковать» (Мат.26,37). «душа Моя скорбит смертельно» - говорит в эти минуты Господь Своим ученикам (Эти слова повторяют евангелисты Матфей и Марк). В эту ночь, во время молитвы к Богу-Отцу, Христос говорит: «Отче! ...пронеси чашу эту мимо меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». «И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови». «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» - сообщает подробности евангелист Лука. «Находясь в борении…» (Лук.22,44), «начал ужасаться и тосковать…» (Мк.14,33) – Священное Писание подчеркивает, что во Христе происходила тяжелая борьба Его духа с человеческой поврежденной природой.

Наша душа, чувствуя приближение смерти тела, начинает скорбеть и мучиться, приводя в смятение, вплоть до ужаса свой дух, потому как для человека смерть или ожидание смерти, тем более смерти мучительной, - это не естественное состояние. Искушение в том, что Иисус ясно осознает Свою возможность избежать страшной казни. Во время ареста, апостол Петр вынимает меч, но Господь говорит Ему: «Возврати меч твой в его место…или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мат.26,52). До этого Христос уже говорил, что «никто не отнимает у Него жизни, но Он Сам отдает её» (Ин.10,17-18).

Если Христос был бы только совершенным Богом, или иначе говоря, Личностью совершенной во всех отношениях, тогда Он не мог бы быть для нас реальным примером: Он – Бог, а мы – грешные и слабые люди. Господь же явил нам образец действительной борьбы с самим собой, борьбы, которая должна происходить в каждом человеке: борьбы духа с соблазнами души, что и является сущностью духовной жизни. «Ты мне соблазн…» - отвечает Спаситель Петру на его предложение избежать казни на кресте (Мат.16,23). «Дух бодр, плоть же немощна» - говорит Господь своим ученикам (Мат.26,41), (Мк.14,38). «Душа Моя теперь возмутилась, и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час я и пришел» - говорит о своих страданиях на кресте Господь (Ин.12,25-27).

Итак, из слов Священного Писания и из опыта человеческой жизни очевидно, что у всех людей, «плоть немощна», «душа скорбит», страдает вместе с телом, и только «дух бодр» и находится в состоянии «борения», т.е. борьбы, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5,17). Святой Ириней Лионский пишет: «Человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) – спасает и образует».

Если душа человеческая лишилась своего единения с Богом после грехопадения, то дух человека и до грехопадения не был в этом единении, а был только призван к нему. Адам имел единение с Творцом лишь по природе своей (физиологии), но единство духовное с Богом ему только предстояло приобрести, а вместе с ним и черты совершенства.

Адам отпал от Бога, а вместе с ним и все человечество, и мы сегодня видим в этом лишь черную сторону, считая это каким-то трагичным недоразумением первого человека и катастрофой для всех людей. Однако есть и большая польза для человечества, составляющая великий Промысел Божий: дух человека, находясь постоянно «в борении», имеет больше возможностей для развития в себе способности любить Бога и людей, нежели Адам до грехопадения, а значит и больше возможности для духовного единения с Богом, которое окончательно состоится после земной жизни людей. Отцы Церкви говорили, что «если не было бы бесов, тогда не было бы и святых». Под словом «бесы» они имели в виду не только и не столько силы зла, а в первую очередь соблазны, терзающие нашу душу. Бесы являются только как бы внешними раздражителями. Бог попускает (разрешает) им искушать людей, потому как через искушение происходит самопознание человека, без которого невозможно ни покаяния, ни смирения, ни духовного роста. Апостол Иаков пишет: «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, …чтобы вы были совершенны во всей полноте» (Иак.1,2-4). Искушения (соблазны) легко приводят к греху, но искушения это и лучшие условия для исцеления человека и его совершенства – совершенства в смирении и любви.

Подводя итог этой главе, остается уточнить: почему именно через страдания и смерть на кресте завершилось дело спасения рода человеческого?

Римляне придумали изощренную казнь преступников на кресте. Человек испытывает невыносимые муки, находясь в распятом состоянии: затекают мышцы груди, человек задыхается, чувствует сильную жажду, головокружение, сильную боль мышц и суставов. Желая хоть немного ослабить растянутые жилы и сделать глоток воздуха, человек вынужден опираться на ноги, пробитые гвоздями, отчего раны вокруг гвоздей рвутся с еще большей силой. Физические страдания Христа были помножены на скорби душевные. Люди в толпе издевались над Ним и кричали: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Сын Божий, пусть теперь сойдет со креста, и мы уверуем в Него!» Представьте себя на месте распятого: вы испытываете невыносимые муки и при этом имеете реальную возможность сотворить чудо и сойти со креста! А какой соблазн показать этой толпе, как они ошибаются! У Христа до последнего сохранялся шанс прекратить свои муки, воспользовавшись Своей Божественной природой. Поэтому понадобилось самопожертвование до полной физической смерти – это и стало высшим проявлением совершенной любви. Евангелист Иоанн пишет, что за несколько мгновений до смерти, Христос сказал: «Свершилось!» И, преклонив голову, предал дух (Ин.19,30).

Люди иногда совершают самопожертвование ради друг друга, но этого недостаточно для полного исцеления души человека: наша любовь крайне несовершенна, непостоянна во времени и слаба. Христос же всю Свою земную жизнь беспрестанно, незримо совершал исцеление человеческой природы, соединяя желания и волю Своей человеческой души с волей Божьей, соединив то, что разорвал Адам. Неся Истину ради любви к людям, Он нес её со смирением, не боясь при этом смотреть в глаза тем, кто Его за эту Истину возненавидел, а потому именно в страданиях на кресте смогла проявиться максимально целительная сила Божественной любви к падшему человеческому естеству. Бог совершенен и совершенна Его любовь, поэтому только Господь мог спасти человечество, став Одним из нас.

Спрашивает: Дионисий

Отвечает:

Уважаемый Дионисий!

Бог пришел в мир, стал Человеком, чтобы спасти людей. От чего спасти? Это первое, что спрашивают люди. Мы слышали, что Церковь называет Иисуса Христа нашим Спасителем; От чего же Он спас нас?

Сказано, что Иисус Христос распят за нас потому, что Своей крестной смертью Он избавил нас от греха, проклятия и смерти.

Об избавлении от греха: В Котором мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1:7).

Об избавлении от проклятия: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13).

Об избавлении от смерти: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2:14-15).

Поясним это. Человек много грешит. Этим он нарушает волю Божью и, естественно, удаляется от Бога. Чем больше, - тем дальше. А человек призван быть с Богом. Следовательно, удаление от Бога и вражда против Бога - трагедия человека. Это удаление называется духовной смертью. Вот от этой смерти и спас нас Христос. Он взял на себя наши грехи, то есть простил и прощает их и этим дал и дает нам возможность снова приблизиться к Нему. Что говорит об этом Библия? Об этом она и говорит, только иносказательным, красочным языком, доступным любому желающему понять ее.

В первой книге Библии - в Бытии- в самом начале, в первых главах помещён следующий рассказ. Назови его повествованием, сказанием.

Бог сотворил мир: землю, солнце, растения, животных. Сотворил жизнь. В конце, как самое высшее существо, сотворил человека. Человек жил в раю, в прекрасном саду. Значит: в мире с Богом, с животным миром и... с самим собой, не зная греха, угрызений совести. Такое состояние называем мы блаженством.

Но человеку - Адаму и Еве - дана была уже первая - хронологически - заповедь. Ему было разрешено есть все плоды рая, но плоды с одной яблони было запрещено есть. Но Змий - Диавол- соблазнил людей. Уговорил их съесть запрещенный плод. И они послушали его, а не послушали Бога. Это была трагедия людей! Конечно, богами, как обещал им Змий, они не стали. Им только стало бесконечно стыдно. Они познали стыд. Познали ложь, познали грех. И были удалены от Бога, нарушив его запрет и утратили, таким образом, и, мир с Ним, эту первобытную радостную близость. С тех пор появилась отчужденность между человеком и Богом. Сам человек ее преодолеть не мог. Поэтому Бог пошел навстречу человеку, поэтому Он стал человеком, поэтому родился Христос. Все это, чтобы упразднить вражду, преодолеть удаление, примирить человека с Богом.

Конечно, вся эта трагическая история со Змием и яблоком, называемая грехопадением, изложена языком сказания. Понимать нужно умеючи. Это все произошло не только когда то и не только с двумя людьми. Это происходит со всем человечеством во все времена. Зло входит в невинного ребенка или подростка, он становится скверным, не признает ни Бога, ни родителей. Но Бог идет ему навстречу, чтобы ребенок был снова с Ним. Так поступают и родители с детьми.

Видим: происходит грехопадение. Значит, нужно и спасение.

Чтобы легче верить тайне того, что крестная смерть Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти, слово Божие учит о ней, насколько можем вместить, посредством сравнения Иисуса Христа с Адамом. Адам есть глава всего человечества по плоти, которое едино с ним благодаря происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатно сделался новым всемогущим главой людей, которых Он соединил с Собой посредством веры. Поэтому, подпав через Адама под власть греха, проклятия и смерти, через Иисуса Христа мы избавляемся от этой власти. Бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть - есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.

Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы (Кол 1:26-27).

Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (Рим. 5:17).

Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (Рим. 8:1-4).

Со Своей стороны Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву за всех людей и всем приобрёл благодать и спасение. Но пользуются этим те, кто, в свою очередь, добровольно принимают участие в Его страданиях, сообразуясь смерти Его (Флп. 3:10).

Грех, непослушание, изгнание, удаление и отчуждение происходит почти в каждом человеке и в наше время. И Бог помогает нам преодолевать пропасть, приближаться к Нему. Бог хочет ввести нас в Свое Царство, хочет, чтобы мы были снова в раю, то есть имели бы мир с Ним и друг с другом. Мы молимся постоянно:

“Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя!”

Человек сотворен царем, призван им быть. Но он пал и превратился в червь, в раба. Но Бог восстанавливает его в его божественно-царском достоинстве. Бог дает нам возможность подняться. Этого нужно захотеть и приложить усилие. Если ты скажешь, я не хочу, мне ничего этого не нужно, - ну, что ж! Дело твое. Где-то может и Бог отступить от тебя...

Вся эта драма человечества - грехопадение и спасение - выражается “театрально” в жестах и действиях с соответствующими чтениями и пением в церковном богослужении.

В храме имеется иконостас. Завеса Царских Врат закрыта. Это показывает нашу удаленность от Бога, “изгнание из рая”. Грешник стоит у закрытых врат Рая и сетует на свое положение. “Милостиве, помилуй мя, падшего!” - взывает он. Но в положенное время Царские врата отверзаются, выносится Евангелие, выносится чаша, выносится Святое Причастие, которое преподается всем желающим приступить к нему. Всё это делается, чтобы приблизить человека к Богу, сказать и показать ему, что Бог прощает его и с радостью берет его к Себе, открывая доступ в Свое Вечное Царство.

Многих смущает: как, Христос - человек? Тогда Он не Бог больше, он перестал быть Богом? Ответ Православия: Христос, стал Человеком, не перестал быть Богом! Он стал Человеком и остался Богом! Он Богочеловек! Он одновременно и Бог, и Человек. В Нем, непонятным для нашего ума образом, соединились две природы: божественная и человеческая. Поэтому Он так близок и так понятен нам, людям. И поэтому Он может явить нам Божество и приблизить нас к Богу. Приближая нас к Себе, Он этим самым приближает нас к Богу. Как соединились во Христе эти два естества, эти две природы? Это попытался объяснить Четвертый Вселенский Собор в 451 году в г. Халкидоне. Он не мог сказать точно, как. Это недоступно человеку. Но он определил это соединение путем четырех приставок “не”: “неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно”.

Верим ли мы в улучшение человека и человечества? Да, христианство по сравнению с предыдущим этапом религиозности человечества - язычеством и Ветхим Заветом - безусловно шаг вперед. Путем тысячелетней - для России - церковной проповеди, школ, духа христианства произошло коренное перевоспитание народа; в народе укоренился закон любви, всепрощения. Упразднились кровавые жертвы. Убийство считается смертным грехом. Изменилось многое. Срыв последних лет, однако, ставит перед нами - Церковью и верующими - новые задачи: наверстать упущенное и продолжать учить народ любить ближнего и видеть в каждом человеке брата и сестру. Поэтому мы, православные христиане, повторяем для нас очевидную истину: только Христос спасет нас. Только Он может соединить нас с Богом.

Мы думаем, что и неверующим ясно, что лучше для человека, для народа, для общества, для страны, для государства и для всего мира, если мы все будем стараться быть добрыми христианами, человеколюбивыми, милосердными, чуткими к чужому горю, мягкими в обращении друг с другом. Будет лучше всем!

Еще есть у некоторых недоумения. Например, не унижает ли христианство человека, объявляя его рабом Божиим и зависимым от Бога? Не унижает ли человека примирение с врагами, призыв первым подойти к врагу и попросить у него прощения?

Нет, не унижает, а возвышает. Христианство возвышает людей, считая их детьми Божьими. Возвышает человека, говоря об образе Божьем - хотя и потускневшем - в нём. Мы, люди, не боги - даже с маленькой буквы - и никогда своими силами не станем ими. Но Бог хочет, чтобы мы были Его соработниками и соцарствовали с Ним в Раю, и Он нас творит богами по благодати. Конечно, богами с маленькой буквы. Трудно говорить христианину о каком-либо унижении человека. Человек - дитя Божие, Христос научил нас к Богу обращаться: “Отче наш...”. Мы все братья и сестры. Поэтому Христос научил нас говорить: “Отче наш...”. Бог - наш общий Отец. И мы - как братья и сестры - должны любить друг друга. С такой заповедью, с такой моралью людям жить легче друг с другом. Проще поддерживать мир в семье, мир с соседями, мир на работе, даже мир в трамвае. И легче вести “борьбу за мир” в мировом масштабе. Человек человеку не волк, а брат!

А наш идеал остается по-прежнему - богоподобие, доведенное до максимального совершенства. Вхождение в Царство Небесное, вторичное вхождение в рай; Отцы Церкви бесстрашно употребляли выражение: “обожение”!

Посмотрим еще глубже в православное учение о человеке. Из чего состоит человек? Из скольких частей и из каких? Человек состоит из двух частей - души и тела. Это частично верно. Тело - понятно. Это видимая, материальная часть человека. Душа - все невидимое. Но еще точнее - как говорит большинство православных отцов Церкви - сказать: человек состоит из трех частей. Из каких? Из тела, души и духа. Правильнее то, что обычно называют душой, разделять, различать в ней: душу и дух. И то, и другое - невидимо. Но под душой мы подразумеваем душевные явления, проявления души: любовь, ненависть, гнев, ярость, ревность, нервность, сострадание, милосердие... Много чего обычного, всем известного - и верующим, и неверующим. Обычное богатство человеческой жизни со всеми ее проявлениями.

Дух - это то, что стремится к бесконечному: к божественному, высшему, прекрасному. Творческое начало в человеке, творческая деятельность. Дух - религиозная жизнь, вера, стремление к бессмертному. Дух обладает частицей бессмертного. В духе человека образ Божий, искра Божия. Дух - это то, что остается после физической смерти. Это мы часто называем душой. Точной грани между душой и духом нет, ее провести человек не в силах. Но принято говорить о бессмертии души, хотя точнее было бы сказать: духа. Но так принято. Мы молимся за упокой души. “Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего!”

Мы твердо верим в бессмертие человека, в жизнь после физической смерти. Это уже другая тема. Но скажем только: есть разница между человеком и животным. О душе человека молятся, о душе животного - нет. Животные, насколько нам известно, лишены идеи бессмертия и понятия о бессмертии. Можно говорить лишь о бессмертии человека. Когда-нибудь поговорим об этом подробнее. Мы же - на основании слов Христа - говорим о бессмертии и будущей жизни. Мы верим в воскресение! В человеке есть Божественная искра - дух, образ Божий. И она умереть не может! Она причастная вечности, ибо Бог - бессмертен и вечен!

Говоря о человеке, нужно добавить, что человек, несмотря на его внешнюю грубость, - очень нежное существо. У каждого человека - нежная душа и обращаться с ней следует очень осторожно. Беречь ее и не обижать. Мы, как слоны, ходим по душам и чувствам друг друга! Нужно проявлять осторожность, человечность, оказывать внимание, любовь и ласку. Это и будет выражение подлинной любви к ближнему.

Но нельзя отмахнуться еще от одного важного вопроса: откуда зверь в человеке? Откуда столько зла и жестокости? Почему идет разбой, грабеж, воровство? Ни одно животное не проявляет столько жестокости к себе подобному!

Одно объяснение: грехопадение, которого не знает животный мир. Отказ от Бога и обращение в другую сторону: к дьяволу. Отпадение от Бога - и служение Нечистому. Порабощение, добровольное порабощение Дьяволу! Вот в чем ужас! Ведь иначе, как дьявольщиной эту изощренную жестокость не назовешь! Иначе как цепкими лапами Лукавого не объяснишь! Об этом виде зла надо будет поговорить в другой раз.

Вспомним, что человек - образ Божий! Так где же он? Куда же он девался? Он потускнел, потемнел, стерся, заглох. Сошел до минимума. У некоторых почти исчез. Вопрос-загадка: как и до какого предела может человек в себе “успешно” подавлять образ Божий?!

Во всяком случае, наша главная задача: восстановить образ Божий в человеке. Прежде всего в нас самих. А потом и в других. Надо его оттирать, отчищать и шлифовать, как потускневшую монету, пока она снова не заблестит золотом! Злая внешняя сила завладела нами по Божьему попущению. Как справиться с ней? Одно ясно: своими силами не справимся!

Вот и ответ: нужно спасение! Спасение нужно! Спасение от Бога. Примирение, прощение. Тогда мы сможем бороться со злом в себе и в мире! Господи, спаси и сохрани! Господи, приди к нам и спаси нас!


Ответ на этот вопрос прочитали 2017 посетителей