Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Научный проект "планеты солнечной системы". Проектно-исследовательская работа учащегося на тему "планеты солнечной системы"

Всероссийская конференция «Юный исследователь: проектная деятельность младших школьников»

​​​​​Презентация проекта «Планеты Солнечной системы»

"Слайд № 1. Добрый день! Я хочу Вам представить свой проект «Планеты Солнечной системы».

Слайд № 2

Каждый человек любит смотреть на звёзды. Мне тоже интересен космосом! Ведь сколько там загадочного и неизведанного!

На уроке «Окружающий мир», мы познакомились с планетами Солнечной системы и созвездиями. Это очень интересно! И мне захотелось побольше узнать о космосе и о Солнечной системе. Поэтому я решил собрать как можно больше информации об этом в проекте «Планеты Солнечной системы».

Слайд № 3

Цель проекта: Расширить свои знания о космосе. Собрать интересную информацию о Солнечной системы.

Для этого, мне надо найти ответы на вопросы:

  1. Как и когда образовалась Вселенная?
  2. Узнать, что является центром Солнечной системы?
  3. Узнать сколько планет в Солнечной системе и как они называются?
  4. Создать макет Солнечной системы;
  5. Найти интересные факты о Солнечной системе.

Слайд № 4

Работа над проектом была разделена на 3 этапа.

На первом этапе мы приступили к сбору информации из различных источников: книг, интернет-источников, познавательных передач.

Слайд № 5

Как и когда возникла Вселенная? Вселенная возникла более 15 миллиардов лет назад, в результате «Большого взрыва». До взрыва, вещество было сжато почти в точку. Взорвавшись, оно разлетелось с огромной силой и скоростью.

Слайд № 6

Из разлетевшегося вещества образовались гигантские облака газа и пыли, охлаждаясь, они становились более плотными и превратились в звезды. Предположительно вещество, оставшееся после взрыва, под воздействием силы тяготения, образовало разные ГАЛАКТИКИ, в одной из которой живем мы.

Слайд № 7

Наша галактика называется Млечный Путь, представляет собой гигантскую спиральную галактику, заполненную звездами, звездными скоплениями, газом и пылью. В ней столько звезд, сколько человек не сможет пересчитать за всю свою жизнь. Наша Галактика постоянно вращается, только очень медленно.

Слайд № 8

После «Большого взрыва», ударная волна была такой силы, что газово-пылевое облако стало сильно вращаться и разделилось на 10 или 11 скоплений веществ, которые после разделения назвали ПРОТОПЛАНЕТАМИ.

Слайд № 9

В результате взрыва в центре галактики образовалась большая и очень горячая звезда, огромный, раскаленный шар - Солнце. ПРОТОПЛАНЕТЫ вращались вокруг Солнца.

Слайд № 10

Сначала они сильно разогрелись, но затем постепенно остывали и превратились в планеты, которые известны нам сейчас.

Слайд № 11 Меркурий - САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ ПЛАНЕТА, движется быстрее других планет, обжигаясь солнечными лучами днем и замерзая ночью.

Слайд № 12 Венера - больше похожа на Землю размерами и яркостью. Наблюдение за нею затруднено из-за окутывающих ее облаков. Поверхность - раскаленная каменистая пустыня.

Слайд № 13 Земля - сформировалась из газопылевого облака, как и другие планеты. Частички газа и пыли сталкиваясь, постепенно “растили” планету. Затем Земля остыла и покрылась твердой каменной корой. Только на земле есть вода. Поэтому тут и существует жизнь. Она расположена сравнительно близко к Солнцу, чтоб получать необходимые тепло и свет, но достаточно далеко, чтоб не сгореть.

Слайд № 14 Марс - КРАСНАЯ ПЛАНЕТА. Из-за сходства с Землей полагали, что здесь существует жизнь. Но опустившийся на поверхность Марса космический аппарат признаков жизни не обнаружил. Это четвертая по порядку планета.

Слайд № 15 Юпитер - ПЛАНЕТА ГИГАНТ! Он более чем вдвое массивнее всех планет Солнечной системы вместе взятых.

Слайд № 16 Сатурн - газовый гигант, размером почти не уступающий Юпитеру.

Слайд № 17 Уран - Уникальная планета Солнечной системы. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а “лежа на боку”. Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть.

Слайд № 18 Нептун - Среди четырёх газовых гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) самый маленький, самый холодный, самый отдалённый и самый «ветреный». На данный момент, Нептун считается последней планетой Солнечной системы. Его открытие происходило способом математических расчетов, а потом уже увидели в телескоп.

Слайд № 19

В нашей Солнечной системе восемь планет, и все они вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении и по своей орбите. Сила притяжения огромного Солнца будто невидимой веревкой удерживает планеты, не позволяя им вырваться и улететь в космос. Первые четыре планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс - состоят из горных пород и находятся достаточно близко к Солнцу. Их называют планетами земной группы . По твердой поверхности этих планет можно ходить.

Другие четыре планеты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун целиком состоят из газов. Если встать на их поверхность, можно провалиться и пролететь всю планету насквозь. Эти четыре газовых гиганта намного больше планет земной группы, и расположены они очень далеко друг от друга. А ЧТО ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ О ПЛАНЕТЕ ПЛУТОН?

Слайд № 20

Долгое время считалось, что самая отдаленная планета нашей Солнечной системы — это Плутон, который находится за Нептуном.

Слайд № 21

Но не так давно учёные решили, что Плутон всё же нельзя считать планетой, многие ученые считают её спутником планеты Нептун.

Слайд № 22

С 2006 года в Солнечной системе значится 8 планет.

Слайд № 23

Изучив подробно информацию о Планетах Солнечной системы, мы приступили к созданию макета «Солнечная система».

Слайд № 24

Вот такой макет «Солнечной системы» у нас получился! С помощью этого макета, можно наблюдать как планеты совершают движение вокруг Солнца.

Слайд № 25

А знаете ли вы, что такое парад планет?

Парад планет - это событие удивительной красоты, при котором несколько небесных тел оказываются на одной прямой. Человеку, который наблюдает происходящее, кажется, будто планеты расположены очень близко друг к другу.

Слайд № 26

Парад планет может быть малым или большим. Малый парад планет - это конфигурация Марса, Меркурия, Венеры и Сатурна , при этом они встают от светила по одну сторону. Случается такое не чаще одного раза в год. Парад из трех планет случается иногда даже несколько раз в год, хотя везде условия для их видимости различны.

Большой парад планет . При этом астрономическом явлении на одной линии оказывается сразу шесть небесных тел, таких как Венера, Марс, Земля, Сатурн, Юпитер и Уран . Данное великолепное зрелище можно увидеть только раз в двадцать лет.

С помощью нашего макета можно создать любой парад планет: большой или малый.

Слайд № 27

Мы нашли много интересных фактов о нашей Вселенной.

Ежегодно только в нашей Галактике рождается сорок новых звезд, представьте сколько звезд рождается во всех галактиках!

Слайд № 29

В просторах Вселенной есть очень удивительная вещь - ГИГАНТСКИЙ ГАЗОВЫЙ ПУЗЫРЬ. Он образовался после «Большого взрыва».

Слайд № 30

Солнце «худеет» на миллиард килограммов в секунду, это происходит от солнечного ветра.

Слайд № 30

А самое главное, ученые считают, что у планеты Земля есть двойник, похожее на Землю небесное тело. А вот какая планета является двойником - Глория или Титан? Обе планеты схожи с нашей Землей. Ученым предстоит это выяснить.

Слайд № 31

Звёздное небо всегда интересовало людей, даже, тех, которые жили в каменном веке. Сегодня человек изучает Вселенную, как с Земли, так и из космоса, с помощью телескопов, искусственных спутников, космических кораблей.

Сколько могло образоваться во Вселенной солнечных систем, похожих на нашу Землю? На скольких планетах могла бы зародится жизнь? Недавно даже на Земле были обнаружены прежде неизвестные организмы, способные жить в зонах, которые раньше считались необитаемыми, - это ледниковые шапки, морские глубины, недра Земли и даже кратеры вулканов. Сейчас много говорят о том, что на Земле становится тесно жить.

Изучив планеты, мы не узнали можно ли найти планету, подходящую для жизни, если возникнет такая необходимость. И какой из этого следует вывод? Будем и дальше мечтать, прислушиваться и искать…

Раньше или позже из прекрасного космического далёка придёт ответ!

Презентация проекта «Планеты Солнечной системы»

Елена Бадмаева
Проект «Космос и солнечная система»

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко »

Проект

«Космос и солнечная система »

Составитель : Бадмаева Елена Батуевна

С. Кокорино 2016 г.

Тип проекта : творческий, информационный, игровой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (4 недели) .

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Цель проекта : углубить знание детей среднего дошкольного возраста о космическом пространстве , Солнечной системе и ее планетах , освоении космоса людьми , дать начальное понятие о вселенной.

Задачи :

1. Расширять представление детей о многообразии космоса . Рассказать детям об истории освоения космоса , интересных фактах и событиях.

2. Познакомить более подробно с биографией с Ю. А. Гагарина.

3. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;

4. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе , звёздах, космонавтах , так как всё неведомое будоражит детскую фантазию. Узнавая новое, размышляя над тем, что вошло в их опыт, дети проживают интересный материал. Играя, погружаются в организованную взрослыми ситуацию т. е. превращаются в исследователей космоса . Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из разных источников, систематизировать полученные знания , применять их в различных видах детской деятельности.

Этапы реализации проекта

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе .

2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор литературы о космосе , презентаций, фотографий, плакатов.

1. Проведение недели космоса в группе .

2. Работа с родителями по заданной теме.

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

«День комонавтики»

«Ракета»

«Космические аппараты » » .

«Космос и солнечная система »

Предварительная работа :

1. Подготовить презентации о космосе , солнечной системе , космонавтах .

2. Выставка познавательной литературы о космосе .

3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе , ракете, звёздах.

4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.

Беседы с использованием презентаций.

1. Беседа : «Что такое космос » .

Цель : дать детям представление о планетах солнечной системы , солнце , звёздах, первом полете в космос , выяснить знания детей по данному вопросу.

2. Беседа : «Планета - Земля» .

Цель : объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство , показать, как прекрасна наша Земля из космоса .

3. Беседа : «Луна - спутник Земли» .

Цель : расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

4. Беседа : «Планеты солнечной системы » .

Цель : расширять представления детей о планетах солнечной системы

5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле» .

Цель : уточнить знания детей о солнце , его форме; пояснить из чего оно состоит.

Календарное планирование проектной деятельности

1. Познание

Тема : Космонавт - почётная профессия.

Цель : познакомить с биографией первого космонавта Ю . А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни .

2. Коммуникация

Тема : Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине.

Цель : познакомить с биографией Ю. Гагарина. учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса ; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.

3. Рисование

Тема : «День космонавтики » .

Цель : расширять кругозор, знания детей о космосе ; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить самостоятельно задумывать сюжет.

4. Аппликация

Тема : «Ракета» .

Цель : учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.

Тема : «Космические аппараты » .

Цель : учить детей лепить ракеты, спутники используя игрушки и иллюстрации в качестве натуры; передавать пропорциональное соотношение частей и детали; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем п аккуратного склеивания одной части к другой.

Игры, используемые на занятиях и в режимных моментах.

Подвижные игры

«Чья ракета быстрее»

«Космическая эстафета » .

«На лунной поверхности» .

«Ремонт ракеты»

«Солнечное затмение » .

Сюжетно-ролевые игры :

" Космонавты "

Цель : расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе , воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей : «космическое пространство » , «космодром » , «полет» , «открытый космос » .

«Полёт в космос »

Для изучения космического пространства , дети летят в космос . Изучаем : есть ли воздух для жизни в космосе человеку ? Что необходимо для полета : скафандр, шлем и кислородные баллоны для вылета в открытый космос .

«Госпиталь для космонавтов »

Цель : формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

«Космические странствия » .

Цель : способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Дидактические игры :

«Восстанови порядок в солнечной системе » .

«Найди ошибку» .

«Назови планету» .

«Найди недостающую ракету» .

«Дополни предложение» .

«Куда летят ракеты» .

Чтение художественной литературы :

Цель : знакомить детей с литературой о космосе ; воспитывать познавательную активность.

О. А. Скоролупова «Покорение космоса » .

Н. Носов «Незнайка на луне» .

стихотворения о космосе .

загадки о космосе .

Индивидуальная и групповая работа :

работа с трафаретами, тетрадями для разукрашивания;

собирание пазл (тема «Космические пазлы » );

выкладывание фигур из счетных палочек

составление изображений из геометрических фигур;

индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот» .

Итог :

1. Выставка работ по изодеятельности «День комонавтики»

2. Выставка работ детей аппликация «Ракета»

3. Выставка работ детей лепка «Космические аппараты » » .

4. Посещение детей планетария 3Д «Космос и солнечная система »

Проект
тема: «Солнечная система».

Выполнил: ученик 3В класса
МБОУ «СОШ № 53»
Клабуков Мирон

Руководитель:
Падышева Е.В.

Ижевск 2017

1. Цели и задачи
2. Введение.
3. Что такое Солнечная система?
4. Планеты Солнечной системы:
А) планеты земной группы
Б) газовые планеты гиганты.
5. Малые космические тела Солнечной системы.
6. Наша галактика – Млечный Путь.
7. Результаты тестирования старшеклассников школы №53 о строении Солнечной системы.
8. Заключение.
9. Список использованной литературы.

Цели и задачи проекта.
Цель моего проекта – узнать, что собой представляет Солнечная система.
Задачи проекта: узнать, сколько планет в нашей Солнечной системе и какие они? Чем планеты отличаются от звезд и других космических тел Солнечной системы. Выяснить, что Солнце – это источник жизни на Земле. Проанализировать такие понятия как галактика и вселенная. Привести результаты тестирования школьников по вопросам Солнечной системы.
Гипотеза: Солнечная система – это система, в которой вокруг Солнца вращаются звезды, планеты и все, что есть в космосе?

Введение.
Наверное, каждый человек любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается красотой ночного неба, а кто-то пытается разгадать загадки, которые таит в себе космос. Ученых, изучающих космос, называют астрономами, а науку, которой они занимаются астрономией. В будущем, я бы хотел стать астрономом и изучать тайны Вселенной. Но сегодня, у меня есть уникальная возможность рассказать одноклассникам о том, что же такое звезды, планеты и чем они отличаются, что представляет собой Солнечная система и какого ее строение. Все это навело меня на мысль посвятить свой проект теме «Солнечная система».
Что такое Солнечная система?
Восемь планет, среди которых и наша Земля, обращаются вокруг одной яркой и горячей звезды – Солнца. Эти планеты и их спутники, а также множество небольших небесных тел – комет и астероидов – составляют нашу Солнечную систему. Все планеты Солнечной системы движутся по своим путям – орбитам – вокруг Солнца. Сила притяжения Солнца не дает планетам и другим небесным телам разлететься в космосе в разные стороны.
Давайте разберемся, чем звезды отличаются от планет. Звезды – это огромные раскаленные светящиеся газовые шары. Внутри звезд идет ядерная реакция, как в котле атомной станции: одни вещества превращаются в другие (чаще всего легкий газ водород превращается в более тяжелый газ гелий). При этом выделяется огромное количество тепла и света. Звезды расположены очень далеко от нас, поэтому мы видим их как маленькие светящиеся точки. Ближайшая к нам звезда – Солнце. На звездном небе оно выглядит ярким желтым диском. Именно благодаря Солнцу существует жизнь на нашей планете. Без его энергии, то есть без солнечного света и тепла, не могли бы существовать ни растения, ни животные, ни человек. Если бы можно было на одну чашу весов положить Солнце, то на другую пришлось поместить 333 тыс. таких планет, как Земля. По массе Солнце в 750 раз больше всех планет Солнечной системы вместе взятых. Именно потому, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг звезды под действием ее силы притяжения. Само же светило тоже вращается, но особенно: разные его слои имеют разную скорость вращения. Самый быстрый оборот происходит за 27 суток. Температура на поверхности Солнца 5500 градусов, а температура ядра 15 млн. градусов тепла. Солнце состоит на 70% из водорода и на 30% из гелия. Гелий в основном сосредоточен в центральной части Солнца – ядре, где и происходит термоядерная реакция. Солнце – это звезда со средней продолжительностью жизни около 10 млрд. лет. С ее рождения уже прошло 5 млрд. лет и еще через 5 млрд. лет его жизнь может закончиться.
Солнце - всего лишь одна из 200 млрд. звезд галактики Млечный путь. Звезды бывают разного цвета и размера. Цвет звезды зависит от их температуры. Самые холодные имеют красный цвет, они имеют температуру поверхности – 3 тыс. градусов (Антарес из созвездия Скорпион), а самые горячие звезды (голубые) – 35 тыс. градусов! Наше Солнце – это желтый карлик. Оно маленькое и не очень горячее, по сравнению с другими звездами – гигантами.
Теперь давайте узнаем, чем звезды отличаются от планет. Слово «планета» происходит из древнегреческого языка и означает – «странник». Греческие астрономы называли их странствующими звездами, потому что они передвигались в течение года, в отличие от звезд, которые были неподвижны. Все планеты Солнечной системы названы в честь греческих или римских богов. В отличие от звезд планеты не светят собственным светом, а лишь отражают солнечный свет.
Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. Далее следует Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планеты обегают Солнце за разное время. Чем дальше планета от Солнца, тем длиннее ее путь и тем дольше длится год – время полного оборота вокруг Солнца. У большинства больших планет Солнечной системы есть спутники (небесные тела, которые обращаются вокруг планет). Кроме того, вокруг Солнца обращаются малые тела особого класса – это кометы и астероиды. Дополняют общую картину газ и пыль, рассеянные в межпланетном пространстве. В близкой к Солнцу области образовались те планеты, в которых преобладали железо, кремний и углерод. Теперь мы называем их планетами земной группы. Это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Они невелики по размерам и имеют твердую поверхность. При образовании более удаленных планет главным материалом стали газы – водород и гелий. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун не имеют твердой поверхности, они гораздо массивнее и больше планет земной группы, их называют планетами-гигантами.
По предположению ученых, Солнечная система возникла благодаря сложным физическим процессам из огромного облака газа и пыли. Около 5 млрд. лет назад появилось Солнце, еще через 500 млн. лет – планеты и другие небесные тела.
А) Планеты земной группы.
Самая близкая к Солнцу планета получила имя древнеримского бога торговли и ремесел - Меркурий. Меркурий похож на нашу Луну. Он всего в полтора раза больше спутника Земли. На Меркурии холодные ночи – 170 градусов мороза и жаркие дни – больше 400 градусов тепла. Меркурий успевает обернуться вокруг Солнца за 88 земных дней, а вокруг своей оси - за 58 дней. Атмосфера на Меркурии есть, но она очень разряжена. Поверхность планеты покрыта трещинами и кратерами – следами деятельности древних вулканов и столкновений с малыми небесными телами. От Меркурия до Солнца около 58 млн.км.
Из-за близости к Солнцу Меркурий трудно наблюдать с Земли, т.к. он тонет в его лучах. По легенде даже великому астроному Копернику ни разу в жизни не удалось разглядеть эту планету. Однако сейчас люди знают гораздо больше благодаря космическим исследованиям. В 1974 г. американский космический аппарат «Маример-10» приблизился к планете на рекордно близкое расстояние – 705 км и прислал на Землю фотографии его поверхности. После этого на 30 лет планету «оставили в покое», но совсем недавно исследования возобновились.
Вторая от Солнца планета – Венера – получила имя римской богини любви и красоты. Она расположена на расстоянии 108 млн. км от Солнца. После Солнца и Луны Венера – самый яркий объект на звездном небе. Венера обращается вокруг Солнца за 225 земных дней, а вокруг своей оси поворачивается за 243 дня. У Венеры есть очень плотная атмосфера, которая состоит из углекислого газа и капелек серной кислоты. Они отражают больше 70% солнечного света, что и обусловливает столь яркое свечение этой планеты. С поверхности этой планеты никогда не видны звезды и Солнце. На планете днем и ночью бушуют грозы. Жара стоит ужасная + 470 градусов. Словом жизнь на Венере невозможна. Узнать много нового о поверхности Венеры людям помогли космические аппараты. Оказалось, что на Венере не так много кратеров, как на Меркурии. Большинство из них остались от потухших вулканов. Состав горных пород Венеры был исследован советскими космическими станциями серии «Венера», совершившими мягкую посадку на планету. Оказалось, что эти породы близки по составу с земными. Рельеф планеты состоит из равнин, пересеченных горными цепями и возвышенностями. Высота гор на планете достигает 11 км.
Земля – третья планета Солнечной системы и самая крупная из планет земной группы. Наша планета сильно отличается от остальных планет Солнечной системы. От Солнца ее отделяет около 150 млн. км. Земля вращается вокруг своей оси за 24 часа и обращается вокруг Солнца за 365 дней. Земля расположена на выгодном от Солнца расстоянии – в «зоне жизни». Температура на планете опускается до -70, а поднимается до + 55 градусов. Именно нашей планете Солнце дает необходимое для жизни количество света и тепла. Наша планета выглядит из космоса как голубой шар, потому, что большая ее часть покрыта водой. Около 97% всей воды на Земле находится в морях и океанах. Остальные запасы воды сосредоточены в реках, озерах, ручьях, ледниках, подземных источниках. На Земле находятся 6 материков – Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида. Земля окутана воздушной оболочкой – атмосферой, содержащей кислород. Уникальность планеты Земля в том и состоит, что на ней сложились благоприятные условия для возникновения и существования жизни.
У Меркурия и Венеры природных спутников нет, а у Земли и всех следующих за ней планет есть. Наш естественный спутник – Луна. Это самое близкое к нам тело Солнечной системы и единственное место во Вселенной, куда ступала нога человека. Луна совершает полный оборот вокруг своей оси и вокруг Земли за один и тот же промежуток времени – примерно 28 суток. Поэтому Луна всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Этот феномен называется синхронным вращением. Атмосфера на Луне есть, но она очень разряжена и поэтому температура по ночам опускается до -150, а днем поднимается до +100 градусов. Поверхность спутника испещрена кратерами – это следы столкновения с небесными телами. На Луне есть низменности и горные хребты.
Марс – четвертая планета Солнечной системы. Эту планету люди наблюдали с глубокой древности. Красное, «кровавое» сияние планеты заставило греков посвятить ее богу войны Аресу. У римлян бог войны носил имя Марса, от него планета и получила свое название. От Солнца Марс отделяют 228 млн. км. Марс, вдвое меньше Земли по размерам, и раз в десять легче нашей планеты. Год на Марсе длится 687 суток – около двух земных лет, а оборот вокруг своей оси планета совершает почти как Земля – за 24 часа 37 минут. Температура ночью опускается до -120 градусов, а днем поднимается до 25 градусов тепла. Марс – холодная каменистая планета, он весь покрыт ржавой пылью красного цвета. Марсианский вулкан Олимп - самая высокая гора в Солнечной системе. Его высота – 27 км. Олимп в 3 раза выше, чем Эверест. На Марсе, как и на Земле, происходит смена времен года, но там намного холоднее из-за большой удаленности от Солнца. В атмосфере Марса преобладает углекислый газ, и почти нет кислорода. На планете нет воды в жидком состоянии – все это препятствует зарождению жизни на планете.
У Марса есть два спутника. Их открыли с помощью телескопа еще в 1877 г. и назвали Фобос (страх) и Деймос (ужас) – подходящие имена для спутников бога войны. Фобос – ближайший спутник Марса, Деймос расположен на более далекой орбите. Марсианские спутники не круглые, как наша Луна, а продолговатые и по форме похожи на картофелины. Размер Деймоса – около 15 км, а Фобос немного больше – 27 км. Для космических масштабов это просто крошечные размеры.
Б) Газовые планеты гиганты.
Пятая от Солнца планета – Юпитер – это самая большая и массивная планета в Солнечной системе. Древние дали ей имя верховного римского божества. Расстояние между Юпитером и Солнцем – 778 млн. км. Юпитер – это газовая планета гигант, не имеет твердой поверхности. Масса планеты больше массы Земли в 318 раз. Температура верхних облаков -150 градусов. Вращается Юпитер быстро: делает оборот вокруг своей оси всего за 10 часов, а полный оборот вокруг Солнца совершает за 12 земных лет. В атмосфере Юпитера астрономы вот уже 300 лет наблюдают загадочное Большое Красное Пятно. По самым скромным подсчетам, оно вдвое больше Земли! Вероятно, это гигантский вихрь, шторм, вот уже много веков бушующий в атмосфере планеты. Около 60 лет назад на Юпитере открыли еще несколько таких «пятен», но значительно меньших размеров. Поверхность Юпитера покрыта жидким водородом. Около 20 лет назад ученые сделали потрясающее открытие: на Юпитере бывают грозы. Американский космический аппарат зарегистрировал в атмосфере планеты многочисленные вспышки, которые оказались молниями протяженностью в тысячи км! Юпитер окружен целой семьей из 67 спутников. Первые четыре – Ио, Европу, Ганимед и Каллисто – открыл еще Галилео Галилей. Произошло это в 1610 г., вскоре после того, как ученый создал телескоп. Самым большим спутником Юпитера и, одновременно, Солнечной системы является – Ганимед. По размерам он превосходит планету Меркурий. Но в 1979 г. выяснилось, что, кроме крупных спутников, у Юпитера есть кольцо, состоящее из мелкой пыли, почти как у Сатурна.
Шестая планета Солнечной системы – Сатурн – это вторая по величине планета Солнечной системы. Расстояние между Солнцем и Сатурном – 1,5 млрд. км. Название планета получила в честь римского бога Сатурна, божества плодородия. Вокруг своей оси Сатурн вращается за 11 часов, а вокруг Солнца обращается почти за 30 земных лет. Сатурн – гигантская газовая планета. Он состоит в основном из водорода. Океан жидкого водорода покрывает его поверхность. Температура верхних облаков -180 градусов. В атмосфере Сатурна тоже бушуют гигантские штормы, в сильный телескоп их можно наблюдать даже с Земли. Сразу же после изобретения телескопа астрономы обнаружили, что Сатурн окружен широкими светлыми кольцами. Открыл их Галилей в 1610 г. Ширина этих колец - десятки тысяч км, а толщина мала – не более 50 м. Всего колец - пять, они не соприкасаются друг с другом и состоят из небольших камней и глыб, покрытых льдом. Ученые считают, что кольца Сатурна – остатки огромного облака, в древности окружавшего планету. Спутников у Сатурна очень много, сейчас известно 62. Самый крупный - Титан - это второй по величине спутник в Солнечной системе.
Седьмую планету отделяют от Солнца около 3 млрд. км. Ее назвали Уран – в честь греческого бога неба. Уран – огромный газовый шар, эта планета – гигант в 61 раз больше Земли по объему и в 15 раз тяжелее нашей планеты. Уран совершает полный оборот вокруг Солнца за 84 года, а вокруг свой оси оборачивается за 17 часов. Температура верхних облаков -220 градусов. Уран находится так далеко от центра Солнечной системы, что Солнце с него видно не как диск, а как яркую звезду. Эта планета получает в 400 раз меньше света, чем Земля. Попавшим на Уран людям показалось бы, что здесь царят вечные сумерки. Хотя людям на Уран высадиться вряд ли удастся. Его поверхность под слоем атмосферы покрывает океан сжиженных газов. Лишь глубоко внутри, в центре планеты, скрыто железно - каменное ядро (подобные твердые ядра есть и у других газовых гигантов). Холодный Уран – это планета – лежебока. Он единственный в Солнечной системе вращается вокруг Солнца «лежа на боку». У Урана известно 27 спутников. Два самых крупных и далеких от планеты – Оберон и Титания – имеют твердую поверхность, покрытую льдом. Уран, как и Сатурн, тоже имеет кольца, они узкие и темные.
Восьмая планета нашей Солнечной системы - Нептун – получила имя римского бога морей и была открыта в 19 в. Нептун не виден на небе невооруженным глазом, но его можно заметить в хороший бинокль. От Нептуна до Солнца – 4,5 млрд. км. Это четвертый, и последний, из газовых гигантов (еще их называют внешними планетами Солнечной системы). Сутки на Нептуне длятся 19 часов, а вокруг Солнца он обращается за 165 земных лет. Температура верхних облаков -220 градусов. Планету открыли в 1846 г. С тех пор на Земле прошло уже больше 160 лет, а на Нептуне прошел только 1 год. Большое содержание газа метана в атмосфере окрашивает Нептун и Уран в глубокий синий цвет. Нептун, как и другие планеты – гиганты, состоит большей частью из водорода. У Нептуна, как и у Юпитера, есть свои пятна, например Большое Темное Пятно – гигантский шторм размером с Землю, окруженный белыми облаками. Сегодня у планеты насчитывается 13 спутников. Первый спутник Нептуна – Тритон – обнаружили через несколько недель после открытия самой планеты. Это самое холодное тело в Солнечной системе. Температура на Тритоне опускается до - 235 градусов. Второй спутник – Нереиду – открыли спустя сто лет.
Девятой планетой Солнечной системы до недавнего времени считали Плутон. Его открыли тем же методом, что и Нептун: вычислили и обнаружили. Знаменитый американский астроном Персиваль Лоуэлл в 1915 г., рассчитал положение новой планеты и приступил к ее поискам. Но совершить открытие удалось лишь 18 февраля 1930 г. Клайду Томбо. Между Солнцем и Плутоном – почти 6 млрд. км. С земного неба Плутон можно заметить только в самые сильные телескопы. Планету назвали в честь древнегреческого бога Плутона – властелина сумрачного подземного царства, куда не проникают солнечные лучи. На Плутоне всегда царят мрак и холод. Свет Солнца идет до Плутона целых 6 часов, а до Земли он доходит за 8 мин. Температура на Плутоне никогда не поднимается выше минус 200 градусов. При таком холоде, ни о каком существовании жизни речи быть не может. Оборот вокруг Солнца планета совершает за 247 земных года, а вокруг своей оси примерно за 6 суток. Плутон состоит из каменных пород и льда. В 1978 г. у Плутона обнаружили спутник, который получил название Харон. Спутник довольно крупный: он всего вдвое меньше планеты по величине. Харон состоит из скал и льда. Поверхность Плутона серого цвета, а Харону скальные породы придали красноватый оттенок. Плутон довольно долго считался девятой планетой. Но вначале 21 в. астрономы на окраине Солнечной системы открыли целый пояс малых планет (Пояс Койпера), обращающихся вокруг Солнца. Размеры некоторых из них даже превосходят размеры Плутона. 24 августа 2006 г. на 26 ассамблее Международного астрономического союза Плутон лишили звания планеты. Ему присвоен статус карликовой планеты.
Малые космические тела Солнечной системы.
Наряду с планетами в Солнечной системе есть много космических тел малых размеров. Летающие в космосе небольшие каменные глыбы астрономы назвали астероидами (по-гречески это значит «подобные звездам»). Ученым известны астероиды самых разных размеров - от 3 м до 1 тыс. км. Сталкиваясь друг с другом, с кометами или с планетами, астероиды разлетаются на более мелкие куски. Огромное скопление этих тел – так называемый Пояс астероидов – астрономы обнаружили между Марсом и Юпитером. Формы их могут быть различными: крупные астероиды бывают круглыми, продолговатыми, а иногда напоминают по форме гантели. Некоторые имеют спутники. Астероиды различают и по составу: они бывают каменные, углистые и металлические. Как и другие планеты, астероиды вращаются вокруг Солнца по своим орбитам.
Кометы – это космические тела, движущиеся вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам. Слово «комета» означает «волосатая звезда». Хотя это и не звезда вовсе. Комета – это глыба из замерзшей воды, газов, камней и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, лед начинает таять и превращаться в пар. Из пара и пыли и образуется хвост кометы. В Солнечной системе сотни миллиардов комет, но лишь немногие можно увидеть с Земли.
В ясную ночь, если на небе нет Луны, можно увидеть «падающие звезды». На самом деле звезды не падают, а светящаяся полоска в небе – это след от влетевшего в атмосферу Земли космического тела. Такая «падающая звезда» называется метеором. Во время полета в атмосфере твердые тела (кометы, астероиды) частично или полностью сгорают, при этом горении и возникает светящийся метеорный след. Очень большие и яркие метеоры называют болидами. Иногда болиды не успевают полностью сгореть в атмосфере, и тогда на Землю выпадают остатки метеорных тел, которые называют метеоритами. Самые яркие из них можно увидеть даже днем. Это очень красивое и редкое зрелище!
Так же на звездном небе можно видеть туманные облачка – туманности. Это космическая пыль и газ. Во многих туманностях происходит зарождение звезд. Туманности могут иметь правильную форму, а могут принимать самые невероятные формы.
Космические чудеса.
Наблюдая звездное небо, астрономы обнаружили множество удивительных явлений. Например, двойные звезды. Оказалось, что звезды не всегда бывают одиночными – нередко они образуют пары. Наша Солнечная система состоит только из одной звезды – Солнца.
Кроме необычных звезд, во Вселенной и галактиках встречаются и другие загадочные космические объекты – черные дыры. Черные – потому что несветящиеся. В этих объектах силы притяжения настолько велики, что ни газ, ни космическая пыль, ни даже луч света не могут оттуда вырваться. Чтобы оторваться от черной дыры, необходимо лететь быстрее света. Но этот предел скорости – 300 тыс. км/с – в нашем мире никто и ничто не может преодолеть. Астрономы считают, что черные дыры – это мертвые звезды, которые сожгли все свое ядерное топливо и сжались до невероятно малых размеров. Считается, что черные дыры – это самое плотное состояние вещества. Ученые утверждают, что вблизи черной дыры происходят самые невероятные вещи: замедляется течение времени, луч света движется не по прямой, а описывает дугу.
Наша галактика – Млечный Путь.
Прежде, чем рассказать о нашей галактике, я бы хотел, пару слов сказать о Вселенной. Вселенная – это все, что существует от Земли под нашими ногами до далеких звезд. Однако большую часть Вселенной составляет пустое пространство. В бескрайней Вселенной существуют галактики – это звездные системы, семейства звезд, связанных взаимным притяжением. О том, что наша Солнечная система – часть огромной галактики астрономам стало известно в 19 веке, а о существовании множества других галактик в 20 веке.
Во Вселенной насчитывается около 100 млрд. галактик. Отличаются они друг от друга составом, строением, массой и размерами. Американский ученый Э. Хаббл впервые дал классификацию галактик, разделив их на эллиптические, спиральные и неправильные. Спиральные галактики похожи на гигантский вентилятор. В центре у них утолщение (диск), от которого отходят спиральные рукава. Эти рукава – лопасти состоят из ярких молодых голубых звезд. В центре располагаются более старые звезды, пыль и газ. Больше всего во Вселенной эллиптических галактик (овальных). Их больше всего во Вселенной и они самые загадочные. Они бывают совсем маленькими и очень большими. Они могут расти, разделяться на более мелкие и даже сталкиваться с другими галактиками. Остальные галактики не похожи ни на спираль, ни на овал и называются неправильными галактиками. У таких галактик нет определенной формы.
Наша галактика называется – Млечный Путь - она спиральная. Если посмотреть безлунной ночью на звезды, то можно заметить пересекающую небо слабо светящуюся мерцающую полосу – словно кто-то пролил молоко. Это мерцает облако звезд нашей Галактики. Сбоку Млечный путь похож на две перевернутые тарелки. Солнце расположено не в центре галактики, а почти на ее окраине – на краю главного рукава.

Результаты тестирования старшеклассников по вопросам Солнечной системы.

До 1991 года науку астрономию преподавали в российских школах, как самостоятельную школьную дисциплину. На изучение данного предмета отводился один час в недельной школьной программе. Сегодня астрономию, как отдельную школьную дисциплину, в школах России не преподают. Ребята изучают астрономию в начальных классах в рамках предмета окружающий мир, а в старших классах на уроке физики. Многочисленные социологические опросы доказывают, что отсутствие астрономии как базового школьного предмета, сказалось на знаниях поколения, подросшего без ее преподавания. Многие из опрошенных утверждают, что Солнце вращается вокруг Земли, не знают названия планет и спутников Солнечной системы, не знают, как называется галактика, в которой находится наша Солнечная система. Путают понятия Вселенная и галактика и т.д. Все это навело меня на мысль провести тестирование среди старшеклассников школы №53 по вопросам Солнечной системы, чтобы проверить их уровень знаний.

Список вопросов для тестирования:

1. Солнечная система – это:
a) система, в которой планеты, звезды и другие небесные тела обращаются вокруг Солнца.
b) скопление планет и звезд в галактике.
c) система, в которой планеты и другие естественные космические тела обращаются вокруг Солнца.

2. Какие планеты Солнечной системы относятся к планетам земной группы (имеют твердую поверхность):
a) Земля, Венера, Сатурн, Марс
b) Меркурий, Венера, Земля, Марс
c) Земля, Марс, Венера, Юпитер, Нептун

3. Какие планеты Солнечной системы относятся к планетам-гигантам (газовым планетам):
a) Венера, Юпитер, Сатурн, Нептун
b) Марс, Юпитер, Нептун, Уран
c) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

4. Какая из планет Солнечной системы является самой большой:
a) Сатурн
b) Марс
c) Юпитер
d) Уран

5. Какая из планет Солнечной системы совершает самый продолжительный оборот вокруг Солнца:
a) Юпитер
b) Сатурн
c) Нептун

6. Какие планеты Солнечной системы не имеют своих естественных спутников:
a) Земля, Марс, Венера
b) Меркурий, Венера
c) Уран, Сатурн, Нептун

7. Какую из планет Солнечной системы называют планетой «лежебокой»:
a) Уран
b) Нептун
c) Сатурн

8. Какая из планет Солнечной системы была лишена «звания» планеты и получила статус карликовой планеты:
a) Меркурий
b) Нептун
c) Плутон

9. Между какими планетами Солнечной системы пролегает Пояс астероидов:
a) между Венерой и Землей
b) между Ураном и Нептуном
c) между Сатурном и Ураном
d) между Марсом и Юпитером

10. Является ли Солнечная система центром нашей галактики:
a) да
b) нет

11. Что такое галактика:
a) все, что окружает человека на Земле и в космосе.
b) звездная система, скопление звезд, связанных взаимным притяжением.
c) вся наша Вселенная.

12. Какое название имеет наша галактика:
a) Туманность Андромеды
b) Млечный Путь
c) Малое Магелланово Облако

13. Какую форму имеет наша галактика:
a) эллиптическую форму
b) спиральную форму
c) неправильную форму

14. Главное отличие звезд от планет:
a) звезды излучают собственный свет.
b) звезды имеют больший размер.
c) у звезд нет спутников.

15. Вращается ли Солнце вокруг своей оси:
a) да
b) нет
c) только планеты вращаются вокруг своей оси.

16. Что больше:
a) галактика
b) Вселенная

Итоговая таблица по каждому вопросу из теста:
№ вопроса
Количество учеников, ответивших:
Всего протестированных учеников

Верно
Неверно

1
25
15
40

2
29
11
40

3
33
7
40

4
34
6
40

5
25
15
40

6
25
15
40

7
20
20
40

8
34
6
40

9
15
25
40

10
29
11
40

11
28
12
40

12
33
7
40

13
20
20
40

14
25
15
40

15
16
24
40

16
35
5
40

Вывод:
Анализируя итоговую таблицу, я могу сделать вывод, что наиболее сложными вопросами для ребят стали:
Вопрос №1. Что такое Солнечная система?
Вопрос №2. Какие планеты Солнечной системы называются планетами земной группы?
Вопрос №5. Какая из планет Солнечной системы совершает самый продолжительный оборот вокруг Солнца?
Вопрос №6. Какие планеты Солнечной системы не имеют своих естественных спутников?
Вопрос №7. Какую планету называют планетой «лежебокой»?
Вопрос №9. Где в Солнечной системе пролегает Пояс астероидов?
Вопрос №10. Является ли Солнечная система центром нашей галактики?
Вопрос №11. Что такое галактика?
Вопрос №13. Какую форму имеет наша галактика?
Вопрос №14. Главное отличие звезд от планет?
Вопрос №15. Вращается ли Солнце вокруг своей оси?
Тестирование показало, что только четыре человека из сорока справились с заданием абсолютно правильно. Один ученик допустил одну ошибку. Два ученика допустили две ошибки. Пять человек допустили три ошибки. Остальные 28 человек допустил от пяти до одиннадцати ошибок. Я считаю, что мой эксперимент доказал, что уровень знаний школьников по вопросам Солнечной системы не достаточно высок. Но те ребята, которые справились с заданием на отлично, доказывают, что желание учиться и заниматься самообразованием, не связано с наличием или отсутствием отдельного предмета в школьной программе.
Заключение.
Древняя наука астрономия, изучающая Вселенную, имеет самую широкую область изучения из всех наук. Она стремится познать очень удаленные от нас объекты, которые мы не можем зарегистрировать приборами. Многие явления и процессы на Земле можно понять, только если и нашу родную планету рассматривать как космическое тело. Смена дня и ночи, чередование времен года, приливы и отливы, и другие важные для человека природные события объяснимы только исходя из космической природы планеты Земля.
В заключении, хочется сказать, что Солнечная система является для нас, жителей Земли, ближайшим космосом. В Солнечной системе человек побывал только на Луне. На других планетах людей еще не было, но к ним летали созданные человеком аппараты. Например, на Венеру и Марс была совершена мягкая посадка космических аппаратов. Мимо Меркурия, планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и их спутников, астероидов аппараты пролетали на небольшом расстоянии и передали на Землю их изображения. Сегодня человек мечтает побывать на Марсе, а о покорении других галактик или путешествие по Вселенной – это только мечта. Мы маленькая песчинка в этом бескрайнем пространстве.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Список использованной литературы:

1. Астрономия и космос / Науч.-поп. Издание для детей.- М.: РОСМЭЕ, 2014. – 96 с.
2. Вселенная/ Пер. с итал. О. Поздеевой. – М.: Эксмо,2012. – 188 с.
3. Космос. Полная энциклопедия / В.И. Цветков; (ил. Н. Красновой), - М.: Эксмо, 2014. – 248 с.
4. Космос. / С. Булацкий, В. Скурат, - М.: Юнион, 2007.
5. Большой подарок любимому сыну. Энциклопедия для мальчиков/ С.П. Цеханский. – Минск: Харвест, 2013. – 256 с.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №4 г. Чехова
Проект
ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Подготовили: ученики 4-Б класса
Руководитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Натопта Елена Николаевна
2013-2014 учебный год
Содержание:
Введение………………………………………………………………
Основная часть………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………
Введение
Образовательный проект по планетам Солнечной системы выполнен учащимися 4-го Б класса в рамках предмета "Мир вокруг нас". Сформулированные цели и задачи определили пути обработки информации по следующим вопросам: почему планета имеет такое название; кто и когда обнаружил ее существование; где расположена планета относительно Солнца; какие существуют спутники планеты; какое строение имеет планета и каково ее население?
Название проекта: «Планеты солнечной системы»
Руководитель проекта: Натопта Е.Н., учитель начальных классов

Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 4-б класс (10 лет).

Тип проекта по масштабу применения: групповой (для учащихся одного класса).

Тип проекта по продолжительности выполнения: кратковременный

Тип проекта по характеру деятельности учащихся: образовательный
Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный, выполняется в урочное и внеурочное время.

Тип проекта по характеру управления: непосредственный (учащиеся имеют возможность общения с учителем «здесь и сейчас»).

Мотивационный компонент: «Что мы знаем о звёздах и планетах?»
Цель проекта для учеников: учиться работать над групповым проектом, самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать свои собственные творческие и деловые возможности.
Цель проекта для учителя: учить работать в парах и группах, контролировать и оценивать свою работу; развивать познавательный интерес обучающихся, формировать речевую, коммуникативную и информационную компетентности.
Основная часть
Этапы работы над проектом:
1 Этап. Разработка проектного задания
Задачи этапа:
- определение темы, уточнение целей;
- выбор рабочих групп и распределение ролей;
- определение источников информации
1 группа – найти информацию об Уране, Нептуне, Плутоне, подготовить шапочки для мини-спектакля
2 группа – найти информацию о Солнце, нарисовать, сделать макет планет Солнечной системы
3 группа – найти материал о Меркурии, Венере, Земле, нарисовать планеты
4 группа – найти материал о Марсе, Юпитере, Сатурне, нарисовать планеты
2 Этап. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов, обсуждение конкретных выходов по проекту (газета, альбом, плакат, сценка).
Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.
Учащиеся вместе с родителями работают с информацией, находят материал в библиотеке, интернете. Работают индивидуально, в группах, парами, согласно распределению ролей. Учитель наблюдает, консультирует.
3.Этап. Исследование: Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения.
4. Этап. Анализ и обобщение:
1. Каждая группа (1-2 чел.) докладывают учителю о результатах работы.
2. Презентация - выступления с докладами от групп (1-2 человека от группы представляет работу).
3. Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.
5.Этап. Представление проекта в виде мини-спектакля: Выступление перед одноклассниками, на параллели перед учащимися, перед родителями, на научно- практической конференции.
6.Этап. Оценка результата и процесса: Рефлексия деятельности, анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

Мини-спектакль «Планеты Солнечной системы»
1 группа
«Солнце»: «Блуждающая звезда»... Так переводится с греческого языка слово планета. Планеты не занимают определенного места на звездном небе, а блуждают среди звезд. Это происходит оттого, что они вращаются вокруг Солнца.
Ближе всех к Солнцу расположен Меркурий. За 88 земных суток он совершает оборот вокруг Солнца.
«Меркурий»: Я - Меркурий – первая планета от Солнца.
Я нахожусь ближе всех к Солнцу, и днем на мне жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью становится очень холодно, ниже нуля – у меня нет атмосферы, и тепло не сохраняется. Я – самая маленькая из «внутренних планет» и вращаюсь вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром меня назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная.
«Солнце»: Даже при свете Солнца, в лучах утренней и вечерней зари, когда уже исчезли другие звезды, на небе можно разглядеть яркую звезду. Но, увы, это не звезда. Это планета отражает солнечный свет. Поэтому кажется светящимся шаром. С Земли видна лишь одна сторона этой планеты.
«Венера»: Я - Венера – вторая планета от Солнца.
По своим размерам я схожа с Землей, а мою поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера у меня почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, и потому на Венере постоянно высокая температура. Я – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращаюсь не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.
«Земля»: Земля – третья планета Солнечной системы. Это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. «Живую» оболочку планеты образуют микроорганизмы, растения, животные, люди.
«Солнце»: Если на ночном небе Вы заметите красноватую звездочку, которая Вам подмигивает, то знайте – это наш ближайший сосед – планета Марс. Когда ученые сфотографировали эту планету, то оказалось, что марсианская земля красновато-бурого цвета, а небо тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли. Пыль лежит толстым слоем на дне кратеров, на склонах гор, в долинах и глубоких оврагах. Стоит подняться ветру, как начинается пылевая буря. Она длится несколько месяцев. Потом пыль оседает, проясняется небо. Марс успокаивается.
«Марс»: Я Марс. Марс меньше Земли примерно в 2 раза, а находится в 1,5 раза дальше от Солнца. Поэтому получает от Солнца меньше тепла. Днем здесь можно загорать, но с заходом Солнца резко холодает. Ночью ударяет мороз. Но ни купальник, ни шуба Вам не понадобятся для путешествия по этой планете! Ее атмосфера непригодна для дыхания.
Все: Мы- каменные планеты!
2-я группа
«Солнце»: Ярко-белой звездой сияет на небосводе Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы. Его диаметр около 140 тысяч км. Год Юпитера равен почти 12 земным годам. Эта планета богата на спутники.
«Юпитер»: Я - Юпитер, самая большая планета Солнечной системы. Я так велик, что внутри меня могли бы уместиться остальные восемь планет. У меня небольшое твердое ядро, окруженное бурлящей массой жидкого водорода. Я очень быстро вращаюсь вокруг своей оси, из-за чего моя средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Я имею цветастую атмосферу и 16 спутников, а в моей атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы.
«Солнце»: Он окружен великолепными плоскими кольцами, которые составляют как бы одно кольцо. Внутри него можно уложить три раза земной шар. Кольцо Сатурна не сплошное, оно состоит из мелких спутников, расположенных в одной плоскости.
«Сатурн»: Я - Сатурн.
Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, меня легко узнать по окружающим меня красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (лед и камень). Я состою из водорода и гелия и являюсь наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, я вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который меня можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.
«Солнце»: В 1781 году была открыта новая планета, которая больше Земли в 73 раза. Это Уран. Французский ученый Леверье выяснил, что за 60 лет планета отклонилась от вычисленной орбиты.
«Уран»: Я - Уран. Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От солнца я удален на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому здесь очень холодно. Я в основном состою из гелия и водорода, а содержащийся в моей атмосфере газ метан придает мне зеленый цвет.
«Солнце»: При наблюдении в телескоп планета имеет вид зеленоватого диска, лишенного каких-либо деталей. Это неудивительно. Ведь планета удалена от Солнца на 4,5 миллиарда километров.
«Нептун»: Я - Нептун. Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От меня до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому здесь стоят лютые морозы. Температура на моей поверхности – минус 200 градусов. Планета Нептун носит имя римского бога морей.
«Солнце»: Самой маленькой планетой считался Плутон. Возможно, из-за своей величины ей пришлось покинуть список планет. В Солнечной системе очень много малых планет диаметром от нескольких сотен метров до сотен километров. Они называются астероидами. Так что у наших ученых есть возможность для открытия новых планет.
«Плутон»: Я - Плутон. Впервые Плутон заметили в 1930 году. Я самая маленькая и самая легкая планета Солнечной системы. Мой диаметр – всего лишь 2400 километров. Плутон меньше Луны. Планета Плутон названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых. температура на моей поверхности – минус 230 градусов.
Все: Мы- газовые планеты!
(Все выходят и становятся в ряд)
«Солнце»: Ребята, выучите считалочку, которая поможет вам запомнить расположение планет в Солнечной системе!
Раз Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще – Уран, Нептун,
И, конечно же, Плутон. Наше Солнце чемпион!
Заключение
Данный проект является серьёзной самостоятельной работой учащихся 4-го «Б» класса.
В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы со словарем, книгой, Интернетом. Работа в группах, взаимодействие с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.
Работа в рамках проекта получается интересной, увлекательной, познавательной. Позволяет раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты.
Литература
Астрономический календарь - М., «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1995г.
Большая Серия Знаний «Вселенная» - М., 2006г.
БронштейнВ.А. «Планеты и их наблюдения» - М., «Наука».
Клушанцев П. «Отзовитесь Марсиане!» - М., «Детская литература», 1995г.
«Наука» энциклопедия - М., 1995г.
«Наука», главная редакция физико-математической литературы - М., 1984г.
«На зов таинственного Марса» - М., «Детская литература», 1991г.
«Про луну и про ракету» - М.,«РОСМЕН», М., 1999г.
Энциклопедия для детей «Аванта +» - М., 1998г.

ОКОУ «Школа-интернат №2» г. Курска

Проектно-исследовательская работа

Подготовили: воспитанницы

Хлупина Елена

Куликова Алена

Руководитель: учитель географии

Боброва Алла Алексеевна

Курск - 2013

Паспорт проектной работы


  1. Название проекта : Солнечная система

  2. Руководитель проекта – Боброва Алла Алексеевна, учитель географии ОКОУ «Школа-интернат №2» г. Курска,

  3. Состав проектной группы – Хлупина Елена, Куликова Алена.

  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту : Природоведение.

  5. Тип проекта : презентация

  6. Цель проекта : узнать как можно больше о планетах Солнечной системы и освоить различные способы бисероплетения.

  7. Задачи проекта :

  • определить состав Солнечной системы;

  • научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: книги, журналы, интернет;

  • научиться формулировать выводы из полученной информации;

  • узнать как можно больше о космосе и планетах;

  • создать модель Солнечной системы из бисера, используя технику «сетка по кругу».

  1. Продукт проекта : презентация с фотографиями, модель «Солнечная система» (из бисера).

  2. Аннотация:
Тема представленной презентации актуальна – во все времена человек хотел узнать, как устроен окружающий его мир, и, в особенности, Космос, Вселенная. Также важно научиться искать нужную информацию в том огромном современном информационном поле – книги, журналы, интернет. И что особенно важно, делать выводы из полученной информации.

В презентации «Солнечная система» рассказывается о том, как появилась Вселенная, что такое Солнечная система, планеты и спутники.

Модель «Солнечная система» выполняется из бисера в технике «сетка по кругу». В результате изготовления модели возникает четкое представление о строении Солнечной системы.


Солнечная система – планетная система, в центре которой находится центральная звезда Солнце со всеми вращающимися вокруг нее космическими объектами (кометами, астероидами и др.).

Центром солнечной системы является Солнце – звезда , вокруг которой по орбитам обращаются планеты. Они не выделяют тепла и не светятся, а лишь отражают свет Солнца. В солнечной системе сейчас официально признано 8 планет, а раньше к планетам относили и Плутон.

Спутники планет . В солнечную систему входят также Луна и естественные спутники других планет, которые есть у всех них, кроме Меркурия и Венеры. Известно свыше 60 спутников. Большинство спутников внешних планет обнаружили, когда получили фотографии, сделанные автоматическими космическими аппаратами. Наименьший спутник Юпитера – Леда – в поперечнике всего 10 км.


Ученые называют звезду Солнце желтым карликом, но это не означает, что Солнце – маленькая звезда. По сравнению с большинством звезд в нашей Галактике, Солнце – довольно большая и яркая звезда, которая находится примерно в середине своего развития (эволюции). Более яркие и горячие, чем Солнце, звезды редки, а более тусклые и холодные звезды (красные карлики) встречаются чаще.

К планетам земной группы ученые относят внутренние планеты (те, что находятся ближе к Солнцу). Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют твердую поверхность. Они меньше, чем четыре планеты гиганта.


Меркурий.

Меркурий движется быстрее других планет, обжигаясь солнечными лучами днем и замерзая ночью.

Характеристика планеты Меркурий:

Период обращения вокруг Солнца: 88 суток.

Диаметр на экваторе: 4878 км.

Период вращения (оборот вокруг оси): 58 дней.

Температура поверхности: плюс 350 градусов Цельсия днем и минус 170 градусов ночью.

Атмосфера: очень разреженная, гелий.

Спутников нет.


Венера .

Венера больше похожа на Землю размерами и яркостью. Наблюдение за нею затруднено из-за окутывающих ее облаков. Поверхность – раскаленная каменистая пустыня.

Характеристика планеты Венера:

Период обращения вокруг Солнца: 225 суток.

Диаметр на экваторе: 12104 км.

Период вращения (оборот вокруг оси): 243 дня.

Температура поверхности: 480 градусов (средняя).

Атмосфера: плотная, в основном углекислый газ.

Спутников нет.


Земля.

По всей видимости, Земля сформировалась из газопылевого облака, как и другие планеты. Частички газа и пыли сталкиваясь, постепенно “растили” планету. Температура на поверхности достигла 5000 градусов Цельсия. Затем Земля остыла и покрылась твердой каменной корой. Но температура в недрах и по сей день довольно высока – 4500 градусов. Горные породы в недрах расплавлены и при извержении вулканов выливаются на поверхность. Только на земле есть вода. Поэтому тут и существует жизнь. Она расположена сравнительно близко к Солнцу, чтоб получать необходимые тепло и свет, но достаточно далеко, чтоб не сгореть.

Характеристика планеты Земля:

Период обращения вокруг Солнца: 365 суток.

Диаметр на экваторе: 12756 км.

Период вращения планеты (оборот вокруг оси): 23 часа 56 мин.

Температура поверхности: 22 градуса (средняя).

Атмосфера: в основном азот и кислород.

Главные спутники планеты: Луна.


Марс.

Из-за сходства с Землей полагали, что здесь существует жизнь. Но опустившийся на поверхность Марса космический аппарат признаков жизни не обнаружил. Это четвертая по порядку планета.

Характеристика планеты Марс:

Период обращения вокруг Солнца: 687 суток.

Диаметр планеты на экваторе: 6794 км.

Период вращения (оборот вокруг оси): 24 часа 37 мин.

Температура поверхности: минус 23 градуса (средняя).

Атмосфера планеты: разреженная, в основном углекислый газ.

Два спутника - Фобос, Деймос.

Четыре внешние планеты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Эти планеты также называют газовыми гигантами, потому что они намного больше планет земной группы. Внешние планеты в значительной степени состоят из газов: водорода и гелия. А в составе Урана и Нептуна много льда, поэтому некоторые астрономы называют их «ледяными гигантами». У всех четырех газовых гигантов имеются кольца, но только кольцевая система Сатурна достаточно легко наблюдается с Земли.


Юпитер.

Юпитер превосходит Землю более чем в 10 раз по диаметру, в 300 раз по массе и в 1300 раз по объему. Он более чем вдвое массивнее всех планет Солнечной системы вместе взятых. Сколько планете Юпитер нужно, чтобы стать звездой? Нужно его массу увеличить в 75 раз!

Характеристика планеты Юпитер :

Период обращения вокруг Солнца: 11 лет 314 суток.

Диаметр планеты на экваторе: 143884 км.

Период вращения (оборот вокруг оси): 9 часов 55 мин.

Температура поверхности планеты: минус 150 градусов (средняя).

Число спутников: 16 (+ кольца).

Главные спутники планет по порядку: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.


Сатурн.

Это вторая по величине планета Солнечной системы. Сатурн привлекает к себе взгляды благодаря системе колец, образованную из льда, камней и пыли, которые обращаются вокруг планеты. Существует три главных кольца с внешним диаметром 270000 км, но толщина их около 30 метров.

Характеристика планеты Сатурн:


Период обращения вокруг Солнца: 29 лет 168 суток.

Диаметр планеты на экваторе: 120 тысяч км

Период вращения (оборот вокруг оси): 10 часов 14 мин.

Температура поверхности: минус 180 градусов (средняя).

Атмосфера: в основном водород и гелий.

Число спутников: 18 (+ кольца).

Главные спутники: Титан.


Уран.

Уникальная планета Солнечной системы. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а “лежа на боку”. Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть. В 1986 г. “Вояжер -2″ пролетел на расстоянии 64 тысяч км, у него было шесть часов на фотосъемку, которые он с успехом реализовал.

Характеристика планеты Уран:

Период обращения: 84 года 4 суток.

Диаметр на экваторе: 51 тысяча км.

Период вращения планеты (оборот вокруг оси): 17 часов 14 мин.

Температура поверхности: минус 214 градусов (средняя).

Атмосфера: в основном водород и гелий.


Нептун.

На данный момент, Нептун считается последней планетой Солнечной системы. Его открытие происходило способом математических расчетов, а потом уже увидели в телескоп. В 1989 году, “Вояжер-2″ пролетел мимо. Он сделал поразительные фотоснимки голубой поверхности Нептуна и его самого крупного спутника Тритона.

Характеристика планеты Нептун:

Период обращения вокруг Солнца: 164 года 292 суток.

Диаметр на экваторе: 50 тысяч км.

Период вращения (оборот вокруг оси): 16 часов 7 мин.

Температура поверхности: минус 220 градусов (средняя).

Атмосфера: в основном водород и гелий.

Число спутников: 8.

Главные спутники: Тритон.


Астероид.

Вокруг Солнца (в основном между орбитами Марса и Юпитера) движутся малые планеты – астероиды (в переводе с греческого «астероид» означает звёздоподобный). Ученым-астрономам известно более 10 тыс. астероидов.


Комета.

Кометы (в переводе с греческого слово «кометес» означает волосатая) состоят из сгустков твердых частиц и газа. С приближением к Солнцу комета разогревается, её вещества начинают испаряться – у кометы появляется хвост, состоящий из очень разреженного газа и мельчайших частиц. Он всегда направлен в сторону от Солнца. Чем ближе комета к Солнцу, тем больше становится её хвост. Обычно длина хвоста достигает порядка 10 млн км, а иногда 180 млн км. А у некоторых комет вообще нет хвоста.

Выполнение практической части проекта – создание модели «Солнечная система»




Модель «Солнечная система» выполнена из бисера и стекляруса воспитанницами школы-интерната Куликовой Аленой и Хлупиной Еленой. Планеты выполнены в виде объемных каркасных изделий на проволоке в технике плетения «сетка по кругу». Данная модель показывает состав Солнечной системы, расположение планет по отношению к Солнцу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта исследовательская работа помогла нам сделать следующие выводы. Известно, что в состав Солнечной системы входят восемь больших планет. Они располагаются в соответствии с увеличением расстояния от центральной звезды: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все планеты движутся против часовой стрелки и все кроме Венеры и Урана вращаются в том же направлении вокруг собственной оси.

Первые четыре планеты, в том числе и наша Земля, образуют Земную группу: они имеют твёрдые поверхности и сравнительно медленно вращаются вокруг своей оси.

Следующие четыре планеты являются планетами – гигантами, или планетами типа Юпитера. Они намного больше по размеру, чем Земля, но менее плотные, состоят в основном из водорода и гелия и не имеют твёрдой поверхности. Самая маленькая планета среди гигантов – Нептун. Она имеет диаметр в 3,82 раза больше земного, а наибольшая планета – Юпитер - по диаметру в 11 раз обогнала Землю.

Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности существует жидкая вода и жизнь.

Возможно, что жизнь также существует и на Марсе, либо существовала там в прошлом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галилео. Наука опытным путем.

2. Детская энциклопедия «Астрономия и космос». – М.: Издательство «РОСМЭН», 2010г.

3. Лындина Ю. «Фигурки из бисера». – Тверь «Культура и традиции», 2004

4. Пакулова В.М. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010

5.Интернет-источники:


  • http://ru.wikipedia.org