Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Лидия николаевна танич. Михаил танич, биография, новости, фото

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ РУССКОЙ ПОЭТЕССЕ ЛИДИИ НИКОЛАЕВНЕ КОЗЛОВОЙ НЕ ТАК ДАВНО ИСПОЛНИЛОСЬ 75 ЛЕТ. Она вдова известного русского поэта-песенника Михаила Танича, ушедшего от нас 5 лет назад. Несмотря на свой возраст, выглядит она молодо и энергично, оптимистична и полна сил и творческих планов. Лидия Николаевна рассказала нам о том, каким был этот человек, о его творчестве и о последних годах жизни.

Первое знакомство с Богом

- Лидия Николаевна, расскажите о вашей первой встрече с Богом...

Я родилась в конце 1937 года, когда о Боге даже не заикались. В войну нас эвакуировали на Волгу, поселили в дома поволжских немцев, сосланных в Сибирь. Однажды я полезла на чердак, нашла там растрепанную книжку с готическим шрифтом. Там были рисунки, рассказывающие о том, как Бог взлетает на небо.

- Изображение Вознесения?

Да, каким-то образом я поняла, что это что-то святое. Я ее спрятала, это была моя тайна. И я до школы ее проглядывала. И вот надо идти в школу. Война уже кончилась. В школу надо было идти 2 км, через всю деревню, а там церковь. Сейчас понимаю, что это была, наверное, лютеранская церковь. Конечно, не действующая. Я туда заглядываю, а оттуда жуткий, отвратительный запах. Люди использовали ее, как туалет! Войти туда было невозможно, но я все-таки зажала нос и зашла. Вдруг я увидела изображение взлетающего человека в развевающейся одежде и поняла, что это то, что было в книжке. И я стою, зажав нос, разглядываю лики, написанные на стенах. Мраморная лесенка ведет к месту, откуда священник видимо, читал молитвы. И, не имея понятия о Боге, я это все каким-то образом представила - как это было. Я иногда туда заходила по пути из школы, и это тоже была моя тайна. Каким-то образом душа моя почувствовала, насколько это высоко и свято. Такое было мое первое знакомство с Богом.

Как мы с Таничем крестились

Из личного досье

ПОЭТ МИХАИЛ ТАНИЧ (15.09.1923-17.04.2008 гг.) - русский поэт-песенник. Воевал, был тяжело ранен, имеет боевые награды. В 1947 году по ложному доносу в антисоветской агитации был арестован, репрессирован и 6 лет провел в лагерях на лесоповале под Соликамском.

Михаил Танич написал около 1000 песен, многие из которых являются суперхитами. Вот только некоторые из них: «Черный кот», «Ходит песенка по кругу», «На дальней станции сойду», «Как хорошо быть генералом!», «Как тебе служится», «Когда мои друзья со мной», «Любовь - кольцо», «Что тебе сказать про Сахалин», «На тебе сошелся клином белый свет», «Гляжусь в тебя, как в зеркало», «Идет солдат по городу», «Возьми меня с собой», «Проводы любви», «Комарово», «Погода в доме» и другие. Является создателем и автором песен группы «Лесоповал».


- Мы знаем, что Михаил Исаевич последние годы жизни сильно болел. Когда люди проходят испытания, они меняются, становятся ближе к Господу. Как проходили испытания вы и поэт Михаил Танич?

Да, Михаил Исаевич тяжело болел, еще раньше он перенес туберкулез, у него гнили ноги, была онкология, и вот - болезнь сердца, было необходимо коронарное шунтирование. Я много молилась. И вот тогда мы с Михаилом Исаевичем приняли решение креститься.

- Расскажите по порядку, как это было?

Операцию по коронарному шунтированию Таничу делал Акчурин, врач, оперировавший Ельцина. Он его еле-еле уговорил. Потом мне Акчурин сказал: «В таком возрасте (а Таничу было уже 76 лет!) я еще не делал такую операцию». Когда он немного поправился, его перевезли в другую больницу, в селе Архангельском. А там находился бывший министр обороны Сергеев, большой поклонник его песен. Он сказал: «Михаил Исаевич, я вам отдаю свою палату». Я его туда привожу, а вечером у него температура 40, он умирает у меня на глазах. Я вызываю «скорую помощь». Они посмотрели и сказали, что надо везти его в военный госпиталь Вишневского, километров 20 отсюда. Мы туда приезжаем, там командует генерал Немытин. Он посмотрел и говорит: «Лидия Николаевна, у него аппендицит разорвался, уже перитонит начался». - «Что делать?» - «Резать - иначе помрет». У него неделю назад была операция при общей анестезии. Второй раз нельзя резать, и так, без анестезии, резать нельзя. Я Немытина спрашиваю: «Скажите, может быть, мне в церковь сходить?» Он говорит: «Можете сходить, но я вам посоветую: съездите в Архангельское, там живет святая старушка, если Бог вам позволит с ней встретиться, вы попросите ее помолиться за Михаила Исаевича».

- Интересный совет дал генерал российской армии!

Да. Я вскакиваю, еду на перекладных: маршрутка, такси, как звать старушку - не знаю. Иду по Архангельскому, народу никого, раннее утро, вдруг идет какая-то старушечка... такая она светлая, седая, старенькая, с внучечком - прямо ангел! И я вдруг понимаю, что это она идет. Я подхожу к ней и говорю: «Я не вас ищу?» Вопрос глупый. А она мне на это отвечает: «А что у тебя?» Я объясняю. Она на бордюрчик присаживается и говорит: «Помолюсь за него, он выздоровеет, а когда поправится, пусть он покрестится, но вы ему два раза об этом не напоминайте, один только раз скажите». После этого я вскакиваю, как полоумная, в госпиталь приезжаю. Танич все еще между жизнью и смертью, но потом, когда приходит в себя, я ему рассказываю, а он мне говорит: «Ты хоть поезжай, поблагодари ее». Где же я ее буду искать? Это же целый огромный поселок! Ну, поехала. Кого я ни спрашивала, по описанию - никто такой старушки не видел и не знает. Откуда знал генерал Немытин, непонятно. Поправляется Танич и говорит: «Поедем, покрестимся!» И мы с ним поехали и вместе покрестились, и душа моя стала очень спокойна. Я вверила себя Богу.

Знак от Бога


- Сколько еще Михаил Исаевич прожил после этого?

Лет 8-9. У Танича уже была онкология такой степени, что, как мне сказал президент Академии наук Михаил Давыдов, «у него в ногах онкология, в туловище, в руках, в нем уже дерево из рака выросло. Как он живет, мы не знаем. Уже больше ничего сделать нельзя». Я все равно молюсь Богу. Утром молюсь, вечером перед сном, а улучшения нет. Я год приблизительно молюсь, и он год живет тяжело. Но вот начинается все-таки хуже, хуже. Я говорю: «Господи, может быть, Ты меня не слышишь? Если Ты меня слышишь, дай мне знак. А какой знак? Пусть у меня пропадет что-нибудь очень дорогое». А у меня на пальце было старинное кольцо с бриллиантами, очень красивое. Только я успеваю это сказать, и смотрю - кольца нет. С утра было, а сейчас нет.

- А вы его снимали?

Ничего не снимала! Я с этим кольцом все время, сплю даже. А тут нет. Дорогая вещь, старинная. Я все-таки начинаю искать. Все осмотрела - нет. Подумала: может быть, с мусором выбросила? Махнула рукой и говорю: «Господи! Ты меня слышишь! Больше я Тебе со своей просьбой надоедать не буду».

«Мы с тобой не налюбились!»

- Как же он умер?

Таничу было очень плохо. А была весна, и проходил конкурс «Шансон года». Должны были группе «Лесоповал» вручать награду. Танич сказал: «Я поеду». Я, конечно, звоню врачам. Они категорически против. Я ему рассказываю. Он помолчал и говорит: «Подними меня. Я знаю, на служебном входе в Кремле (Кремлевский Дворец Съездов - С. Р.) 17 ступенек, если я сейчас 17 шагов сделаю, то значит, смогу выйти и получить приз». Ну, не Таничу возражать! Я поднимаю его. Он делает 17 шагов и говорит: «Я осилю». Мы с ним едем, нас подвозят прямо туда к служебному входу. 17 ступенек он прошел, выступает «Лесоповал». Я его из одной кулисы выпускаю. Ему Чухрай вручал золоченый приз, а он предупредил меня, что уйдет в другую кулису. Я бегом, бегом. Жду его у другой кулисы. Он получает приз, говорит хорошие слова, а голоса тоже уже почти не было. Другой приз вручают Стасику Волкову. Танич доходит до бархатной шторки и теряет сознание. Мы его под руки - и повезли домой. Приехали, а он говорит: «Вызывай священника». Понял, что конец наступает. Приходит священник, просит их оставить вдвоем. И они довольно долго о чем-то говорят. У меня сердце замирает. Он же помрет, пока этот священник с ним беседует! Наконец священник выходит: «Можете войти». Мы входим, и он говорит: «Отец Константин, а вы можете нас с женой повенчать?» У меня шок. Я же не готова. У священника шок. Чего делать-то? Священник немного молчит, а потом говорит: «Михаил Исаевич, а вы давно женаты?» Он отвечает: «Ну, уже почти 52 года». - «Михаил Исаевич, вы там уже давно повенчаны. Вы не волнуйтесь, не беспокойтесь». Священник уезжает, Танича везут в больницу, и через сутки он умирает. До этого он меня просил позвонить Кобзону, чтобы тот нашел ему место на Ваганьковском.

- Почему на Ваганьковском?

- «Тут тебе будет ближе приходить ко мне», - так сказал он. Утром звоню Кобзону, объясняю ситуацию, а он должен был куда-то улетать. Кобзон разворачивает машину - и на Ваганьковское, а сначала в Моссовет, и добивается места. А я в это время приезжаю в больницу, и дежурная врач, женщина, говорит мне: «Лидия Николаевна, он в реанимации, только что умер». Я говорю: «Не может этого быть. А можно на него посмотреть?» Она разрешает. Я захожу, Танич лежит уже трупом. Подхожу к нему, смотрю - ну мертвый! А врачи знают такие случаи, когда человек только умер, но когда приходят близкие, он на какое-то время возвращается. И я тогда наклоняюсь и говорю ему: «Мишенька! Я здесь, я с тобой». И вот на эти слова у него скатывается слеза и останавливается, и он чуть слышно, но ясно говорит: «А мы с тобой не налюбились», и больше уже признаков жизни не было.

Когда мужа хоронили, священник после отпевания в церкви начал читать его стихи. Мы были потрясены. Лева Лещенко стоял и рыдал, а народу было, как на Ходынке. Милиция была, разные другие организации были, и даже блатные были. Они пришли, чтобы навести порядок, чтобы никого не подавили. От Дома кино и до Ваганьково в 5-6 рядов стояли люди. И был абсолютный порядок. За это им от меня поклон. Они не общались с Таничем, но уважали его.

Как был написан «Айсберг»

- Лидия Николаевна! Вы поэтесса, он поэт - как вы уживались?

Да прекрасно уживались! Потому что он был старше меня, мудрее. Он был поэтом, когда я за него выходила замуж. Я никоим образом не высовывалась. Я понимала высоту его таланта. Вы его знаете по песням, а я же его еще по стихам узнала. Я никогда бы не посмела ему сказать, что я тоже пишу. Писала стихи тайно, от него и прятала. Потом уже, когда на книжку целую набралось - показала. Он был очень жесткий человек. Жизнь у него была суровая. Он молча почитал все, сложил и сказал: «Ну, ничего, ничего. Где-то ты мне Ахматову напомнила. Ну, работай». Вот все, что он сказал, и с тех пор я самостоятельно пишу. Я потом сама отнесла втайне от него тетрадь в Союз писателей, попросила посмотреть. Они мне позвонили и говорят: «Мы будем печатать вас». Я говорю: «Хорошо». Через 10 лет после этого, в прошлом году, мне дали за нее премию Чехова. Вот такие дела.

- А как вы написали песню «Айсберг»?

Сначала была песня «Снег кружится, летает, летает...», которую написал Сергей Березин. Березин пришел к Таничу, принес кассету с музыкой, но тот был тогда сильно занят. И тогда я сама написала текст на музыку. Опыт удался, песня стала шлягером. Тогда уже стали приходить и другие композиторы ко мне за стихами. Так и с Игорем Николаевым вышло. Он пришел к Таничу и хотел, чтобы тот что-то ему сделал, он был еще мальчиком совсем, с Сахалина приехал. Танич сказал: «У тебя и песен еще нет, попробуй с Лидой что-нибудь написать, а там посмотрим». Мы написали сразу и очень неплохо. Наши песни запели Людмила Гурченко и Эдита Пьеха, их сняли в новогоднем «Огоньке». И тут Игорь говорит: «Давайте, Лидия Николаевна, еще чего-нибудь покажите». Я говорю: «Знаешь, я написала стишок, посмотри». Он сидит за обедом, борщ едим, он читает стишок и говорит: «Лидия Николаевна, ну налейте мне рюмочку коньячку». Я ему наливаю рюмку, он выпивает и идет к пианино. И сразу сочинил. За пять минут. Это было в декабре, и тут он показывает ее Алле, а у нее сидел Андрей Вознесенский. Он показал три песни. Алла говорит: «Вроде песни хорошие, но я не знаю, брать или нет». И вдруг Вознесенский говорит: «Алла, я тебе советую, спой “Айсберг” - это станет шлягером. Остальные хорошие, но не знаю, что с ними будет, а эта станет шлягером». Мнение Андрея повлияло. В течение трех дней перед Новым годом Алла записала ее.

- Какая была реакция Михаила Исаевича?

Мы с Игорем ничего не говорили. Сделали песню втихаря, помалкиваем. И вдруг идет концерт сперва по радио, потом по телевизору. Там у Аллы были еще какие-то ее песни, с ее музыкой. Я слышу, она поет «Айсберг» по радио. Я ее набираю, говорю: «Алла, сейчас был “Айсберг”». Она говорит: «Лида, а мою песню не дали спеть?» Я говорю: «Нет, Алла, одну дали». Она говорит: «Вот сволочи! Они вечно мою музыку не признают!» Вот так песня стала популярна.

- А как потом сложились ваши отношения с Игорем Николаевым?

Когда Михаил Исаевич болел, у него начались инфаркты, требовались деньги на лечение. Уже настали другие времена, поэты стали брать деньги с исполнителей за свои стихи. Как-то приходит Игорь Николаев и говорит: «Лидия Николаевна, вы сошли с ума! Уже все давным-давно берут деньги. Наступило коммерческое время. Что же вы не берете?» А у меня - Танич, надо платить врачам, санитаркам, и вообще надо кормить человека. Что делать, не знаю. Игорь говорит: «Ну, дайте мне какие-нибудь слова, а я вам за них заплачу, и вы поймете, что это не так страшно - брать деньги». Я ему приношу от Танича стихи «Случайный подъезд». Песня у Игоря так и не вышла. Он читает и говорит: «Все хорошо». Через три дня он приходит и приносит конверт. «Только вы открывайте без меня, ладно, Лидия Николаевна?» - говорит мне. Я говорю: «Ладно, без тебя открою». Он уходит, я открываю, а там 2000 долларов! С ума сошел! Надо сказать, что он настолько помнит все хорошее, что мы сделали... После смерти Танича он предложил мне подарить в Майами апартаменты. Говорит мне: «Лидия Николаевна, я привез все документы, вы только подпишите». Я говорю: «Ты что, с ума сошел? Я в своем возрасте туда в жизни не полечу, в этот Майами, чего я там буду делать?»

«И колокол по мне гудит, гудит во мне!»

- Много после ухода Танича осталось стихов?

Много: две книжки, и программа для новой группы. Незадолго до смерти Танич писать уже не мог, рука не писала. Он мне говорил утром: «Иди сюда с листком, запишешь». Он по утрам писал. Он мне диктовал песню или стихотворение, я записывала. И когда его не стало и я, наконец, села в кабинете разбирать стол, я увидела, насколько этот человек был прозорлив. Пока он еще ходил, он разобрал рукописи и надписал - «это в Лесоповал», «это в такую-то книгу, название такое-то, издательство такое-то». Тут мне звонит директор Театрального музея и говорит: «Ну, Лидочка, ну как вы там без Михаила Исаевича?» Я говорю: «Ой, Боря, он мне столько оставил заданий - на целый год. Я куда ни сунусь, всюду мне от него записка - делай то-то и то-то». Он говорит: «Ошибаетесь, он вам на всю оставшуюся жизнь оставил ЦУ». Так что оставил стихов много, он это продумал. Поскольку он так долго болел, а человек он был сильной воли и большого ума, то он все прикинул, что будет после него, что он не успевает запустить.

- А есть какие-то стихи, связанные с темой Бога?

Немало. Вот, например, есть песня лесоповальская:

К молитве не хожу, и в церкви русской Я где-то скраю, где-то в стороне. Я грешный человек, и сердце мое пусто, И колокол по мне гудит, гудит во мне. И каждый Божий день, когда светает, И что прошло, и даже след простыл, Я Господа прошу - грехов у нас хватает, Прости меня, прости, - а Он уже простил. И снова по весне цветет багульник, И снег, журча, уходит со двора, И вижу я, вчерашний богохульник, Как много на земле и света, и добра.

Я человек счастливый!

- Наверное, вы - счастливый человек!

Я счастливый человек, я никогда никому не завидовала.

- Даже Пугачевой?

Никогда в жизни! Мужа я никогда не ревновала ни к одной женщине, у меня хватало ума смотреть на нее с восторгом, если она красива, умна и благородна. А во- вторых, я понимала, что если я дам обидку, то это спровоцирует мужа поступать, как ему хочется. У меня всегда было доверие к нему, и ни одна баба поэтому за все время не подвела. Так мне повезло.

- А вы думаете, как вы с ним на небесах встретитесь?

Я понимаю, что это будет совсем другая встреча. Это не будет какое-то телесное воплощение. Это будет совместное чувствование, совместная мысль, узнавание в каких-то других измерениях. Для меня это пока еще неясно. Танич приходил за мной, звал меня на тот свет после смерти. Снится мне сон, что он пришел. Я говорю: «Миша, ну как ты там?» Он говорит: «Да все у меня нормально, ну пойдем со мной. Если ты будешь со мной, тебе будет лучше». Я, как послушная жена, встаю, и мы идем по земле, и даже не идем, а как-то парим над землей. Я говорю: «Куда мы идем?» Он говорит: «Да тут недалеко, вот только за горизонт. Мы так будем счастливы с тобой - как и в жизни, будем счастливы». И тут вдруг мое «я» восстает. Я думаю: «Господи, Ты же мне давал жизнь! Как же я пойду добровольно на тот свет? Этого не надо делать!» Я это говорю по себя, но он как-то считывает мои мысли. Я говорю: «Нет», он отвечает: «Ладно», и растворяется.

- Но вы точно знаете, что это был он?

А как же! Пришел-то он в своем облике. Мне однажды приснилась иконка, а на ней старичок с седой бородой окладистой. Я просыпаюсь и рассказываю: «Миша, мне приснился такой святой красивый». Проходит какое-то время, и мы где-то находимся, где продают иконы. Я узнаю старичка - это Серафим Саровский. Как это он мне приснился, я никогда в жизни его не видела? Есть Провидение, есть Высшая Сила. Мы в нее не хотим поверить, хотя она нам демонстрируется в течение всей нашей жизни.

- То есть вы поняли, что Бог контролирует ситуацию.

Да, я поняла, что мне дергаться не нужно. Даже, когда Танича мы похоронили, мы собрались с детьми. Приехали с кладбища, казалось бы: ну поплачь, пореви. Садимся, включаем его песни и начинаем улыбаться. Потому что ты уже его смерть прошел внутри своей души, и ты понимаешь, какое счастье, что этот человек был с тобой в этой жизни. Мне так повезло!

Беседу вел Виктор ВОРОБЬЕВ
Фотографии автора и из архива Л. Козловой

Поэт, композитор Михаил Танич.

ФОТО: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Это в тот вечер она была с гитарой. А вообще 18-летняя Лида незадолго до судьбоносной вечеринки приехала на Волжскую ГРЭС по распределению после окончания техникума. В квартире, куда как в общежитие поселили ее и еще двух девушек, собралась молодежная компания отметить очередную годовщину Октябрьской революции. В разгар праздника Лиду попросили спеть, она взяла гитару и сказала: «Я спою песни на стихи местного поэта Михаила Танича . Я их прочитала в газете и сочинила на них музыку». Когда гитарные аккорды затихли, к ней подсел один из гостей и сказал: «А Танич-то – я»…

Можно подумать, что это – начало душещипательной киношной мелодрамы, в которой героев будут разлучать злодеи и обстоятельства, но в итоге они все равно будут вместе. В реальной жизни все сложилось несколько иначе. Да, было немало трудностей, и злодеев хватало, но эти двое не разлучались никогда. Вместе они прожили долгую и такую красивую жизнь! Как раз об этом – о красоте взаимоотношений и чувств, о красоте внешней и «глубинной», о красоте самой жизни мы поговорили с вдовой Михаила Танича.

- Лидия Николаевна, вы из тех женщин, над которыми время не властно. Это что – порода?

Про породу расскажу одну интересную историю. Примерно в 79-м году мы с Таничем были в Англии. Нас позвали на ужин, можно сказать, в высший свет. И приезжает старик лорд из своего имения в горах. Девяностолетний. Сам за рулем своего роллс-ройса. Начинает пить виски. Вдруг он спрашивает что-то по-английски у хозяина дома, указывая на меня пальцем. Интересуюсь: «Что он говорит?» - «Он спрашивает, кто вы». «Передайте, - говорю, - что я жена советского поэта Танича». Лорд: «Да я не об этом спрашиваю, а из какого вы рода?» – «Я не знаю». «А я знаю», - сказал он так многозначительно, допил бутылку виски, сел за руль и по серпантину уехал назад в свое имение. А я так и осталась в недоумении: что этот старик во мне разглядел, что имел в виду? Но он так уверенно сказал! Я знаю, что мой отец дворянин по происхождению, но это русские корни, не английские. На кого-то я, видимо, просто похожа.

- Муж часто делал вам комплименты?

Что вы! Никогда. Хотя сейчас понимаю, что я нравилась ему во всем. Но Танич мне этого не говорил. Как опытный мужчина он знал: женщину хвалить нельзя, один раз похвалишь, она, как лягушка в сказке, станет надуваться-надуваться и лопнет (смеется) . Поэтому я понятия не имела о своих достоинствах и всю жизнь была в войне со своей внешностью. Вернее, не воевала - просто не принимала себя, считала дурнушкой. В те годы мы смотрели голливудские фильмы, а там такие были красавицы! Да еще их замечательно гримировали. Дина Дурбин, Марлен Дитрих... Мы на них любовались. Считали: это какой-то другой мир, который для нас недоступен.

- А была рядом женщина, на которую вам хотелось походить?

Помню, война, 45-й год. Наша семья эвакуирована в поселок на Волге. Мы тогда жили рядом с лагерем, куда свозили инвалидов (тех, кто остался без рук, без ног и не хотел в таком виде возвращаться к родным) и заключенных-доходяг. И вот туда приезжает медсестра. Полька по национальности. Блондинка - волосы окрашены красным стрептоцидом. У нее улыбчивое лицо, она все время хохочет, и мужчины просто обмирают от этой легкости. И я, семилетняя, тогда сказала себе: вот как надо себя вести! Но, наверное, так и не научилась. Время к легкости не располагало. Женщины тогда постоянно были озабоченные: дети, голод, работа по 12 часов. Ходили в мужских пиджаках и брюках - в одежде мужей, что были на фронте, и в их сапогах.

Я до сих пор очень огорчаюсь, когда читаю: мол, наши женщины были такие некультурные, что из посылок, которые присылали им мужья из Германии, брали нижние рубашки с ришелье и носили их вместо вечерних платьев. Да они надевали это как красоту, потому что в тех рубашках можно было почувствовать себя женщинами! В войну это тоже было важно, нужно. И детей тогда рожали, и столько доброты было, тепла! Хотелось чего-то человеческого, в том числе и красоты. Потому те рубашки и носили. И это действительно было красиво, я помню: вместо кирзовых сапог и мужских штанов, которые она 4 года таскала, женщина надевала эту длинную рубашку – салатную или светло сиреневую, с ришелье поверху – и казалось: ну, богиня! Женщины ведь все красивые. Несмотря ни на что. Мы некрасивы только от несчастья.

- Наверное, с вами согласились бы многие мужчины…

Танич рассказывал: «В последние дни войны к нам в часть привезли картину «Девушка моей мечты». Мы как утром сели смотреть, так до ночи фильм и крутили, снова и снова». Хотя любовь была и на фронте, но все-таки они, молодые ребята 20-25 лет, мечтали о девушках не в шинелях и сапогах, а о таких, как Марика Рекк, актриса, игравшая главную роль. Поэтому солдаты и не могли оторваться. И еще Миша вспоминал: «Как-то мы делили казарму с американскими солдатами и однажды зашли на их территорию, а там - плакаты с красотками! Мы такого и представить не могли. Разглядывали их совершенно ополоумев: откуда такая красота?!» Вот такие они, мужчины. Поэтому хочу сказать: женщины, сколько бы вам ни было лет, оставайтесь женщинами. Если вы улыбаетесь, если вы с надеждой, доверием и радостью смотрите на мужчину, какого бы возраста он ни был – восьмилетний или восьмидесятилетний – он будет вас любить. Не обязательно сексуально, ведь есть и другие формы любви, даже более сильные. Человек не живет, пока не любит.

- Но если женщине Бог не дал внешней красоты, мужчина вряд ли разглядит в ней красоту душевную.

Не соглашусь. Настоящие мужчины разглядят. Потому что они в первую очередь ищут нежность и ласку. Какое у юноши первое представление о женской красоте? Его молодая мама. Когда он встречает в жизни похожую девушку, он влюбляется. Хочу сказать, я видела много женщин с идеальными чертами лица, в чьих глазах не было огня – только снисходительность и уверенность в своей неотразимости. Мужик в такую не влюбится. Захочет переспать, но не влюбится. Ведь у нас все замешано на психике. Самое сильное впечатление мы производим, даже неосознанно, когда мы спокойны, доброжелательны и не пытаемся кого-то завоевать, поразить воображение. Глядя на сегодняшних девушек, я думаю: могли бы поменьше краситься, и одеваться не так, чтобы грудь наружу, и прическу носить не такую, чтоб все с ума сошли... Но хотят – пусть. Хотя это совсем не тот путь.

- Но как правильно выстроить этот путь к любви? Ведь ради нее все.

Задача непростая, и решить ее по силам только человеку с живой чуткой душой. Это как сочинить хит. Поскольку мой муж всю жизнь сочинял хиты, да и мне довелось написать несколько, я знаю: хит – это то, что рождает в нас любовь. И тут многое должно сойтись. Если ты написал замечательную музыку, но слова пусты и сердце твое не трогают, если ты написал хорошие стихи, но музыка написана не от души – песни не получится. Поэтому, чтобы вызвать в ком-то любовь, надо помнить о главных стимулах жизни. Например, о женственности. Как важно ее не утратить! Очень бы хотела пожелать каждой девочке: какая бы ты не уродилась, с узкими губами или с полными, с маленькими глазками или большими, помни, что ты прекрасна. Научись любить себя и через эту любовь дари всем радость. Как цветочек. А мужчину, чтобы завоевать его сердце, тоже достаточно просто любить. Сегодняшние несчастные девочки почему-то этого не понимают. Они хотят счастья, но думают, что оно - в деньгах, что надо что-то урвать у других, ухватить!

- А какой вы были, когда встретили Михаила Исаевича?

Была наивной дурочкой. Еще ни с одним мальчиком не целовалась. И, как мне казалось, ничем не могла бы восхитить мужчину. В моем гардеробе было всего четыре платья, одно из которых – школьная форма. Между тем и в то время девушки одевались, пользовались косметикой. А я не знала, как губы красить. Когда вышла замуж за Танича, Инге, старшей дочке, было уже года два, мы собрались к кому-то в гости. Миша говорит: «Накрась губы». Я: «А чем их красят?» Тогда он купил мне какую-то дешевую помаду. Я накрасила, но мне жутко не понравилось. Это ведь тоже нужно уметь делать. Подруг, которые научили бы, у меня не было, муж тоже – какой советчик? Он только хотел видеть меня красивой. Редкие мужчины в таком деле могут что-то подсказать.

Кстати, о мужчинах. Знаю, что Михаил Исаевич в молодости был очень хорош. Если бы это было не так, влюбились бы?

Думаю, да. Потому что я всегда выше всякой красоты ценила в мужчинах обаяние. Вспоминая разных людей, могу сказать: самым неотразимым был Юра Никулин. Удивительно чуткий, тонкий человек. При этом не красавец. Между прочим, его жена, Таня, по молодости была будь здоров какая красотка! Стройненькая, складненькая… А Юра за собой особо не ухаживал. Цирковые люди ведь выше этого. Поэтому очень быстро старился, у него появились какие-то темные пятна под глазами. Но это замечалось только в момент встречи. Стоило Юре начать говорить – все, он полностью покорял человека своим обаянием, умом, добротой. А это те качества, которые выше красоты. Красота – не самое главное. Ведь и в истории тому много примеров: далеко не самые красивые женщины становились самыми любимыми. Мужчины всегда выбирали тех, которые искренни, обаятельны, не обозлены и не завистливы. Сейчас женщины, к сожалению, очень часто завидуют. А мужчины вдруг стали прижимистые. Видишь такого – и так жалко становится! Думаешь: и что тебе помешало стать благородным и щедрым?

- Помните, как Танич признался вам в любви?

Это случилось уже в старости. В молодости он таких слов не говорил. Лишь прожив со мной не одно десятилетие, Миша сказал: «Ты знаешь, какая ты красивая? В тебе есть какая-то удивительная гармония, я бы даже сказал животная. То ли на лисичку ты похожа, то ли на волчицу. И если сделать твои черты более правильным, будет уже не правда. А так в тебе есть правда».

- Группа «Лесоповал», последнее детище Танича, в здравии?

Ребята много гастролируют, выступают. Недавно их приглашали в Одессу. Кажется, это был какой-то корпоративный праздник. И они потом рассказывали: «Поем мы поем, люди забыли все свои гулянки, слушают. Потом нас окружили: «Лесоповал», как же вы хорошо работаете! А мы думали, что после Танича вы уже не те, а вы - молодцы!»» Мы сейчас новый альбом выпускаем. Надо бы его как-то раскручивать, но я не умею.

- Знаю, Михаил Исаевич часто передает вам «приветы». Последний был каким?

Миша продолжает мне сниться, но уже не так часто. Как правило, это сны-воспоминания. Но иногда бывает и так: вдруг он приходит и четко, ясно говорит что-то важное. Такое случается, когда я в очередной раз не могу решить какую-то дилемму. Тогда я прошу: «Мишенька, ну приснись мне и дай совет!» Последний раз он мне во сне сказал такие слова, отвечая на мой конкретный вопрос: «Я хочу тебе сказать: ничего не добивайся в жизни, все, что тебе положено, судьба тебе даст сама, просто оставайся человеком». Когда проснулась, стала думать: ну как не рваться? Все бегут, как на стометровке, а тут вдруг – «не рвись». Наверное (смеется) , посмотрел Танич сверху: что-то ты как загнанная лошадь, зачем? – и решил меня приструнить. И я поняла: действительно – зачем? Наверняка он имел в виду не то, что я должна превратиться в Емелю, который на печи лежит. Просто не надо зарываться, хватать лишнего. И тогда, все что надо, придет.

Детство Михаила Танича, годы войны

Миша родился в еврейской семье в провинциальном Таганроге. Его фамилия при рождении – Танхилевич. Читать он начал в четыре года, а скоро написал первые стихи. Самым большим увлечением мальчика был футбол.

Он заменял Михаилу всё. Первый футбольный мяч, подаренный отцом, появился у него в пять лет. Миша пробовал рисовать, но поняв, что в этом деле он не первый, перестал этим заниматься. А вот стихи он писал всегда, понимая, что это у него отлично получается. С детства Танич принимал только победы, не терпел проигрышей. Когда ему было всего четырнадцать лет, отца расстреляли, а маму арестовали. Миша переехал к деду по линии матери в Мариуполь. Школу он окончил в 1941 году, а в мае 1943 года (по другим данным, в июле 1942 года) Михаил был призван Кировским райвоенкоматом Ростовской области в Красную Армию.

Михаил Танич. Еще раз про любовь

Он воевал на Белорусском и Прибалтийском фронтах. В 1944-ом Танич получил серьёзнейшее ранение, находился при смерти. Посчитав молодого человека мёртвым, его чуть было не похоронили в братской могиле.

Арест Михаила Танича

Приехав после победы в Ростов-на-Дону, Михаил стал студентом инженерно-строительного института, но окончить его он не успел, так как был арестован. Причиной этого стали разговоры о немцах, их быте, немецких автомобилях. Танича арестовали по статье за антисоветскую агитацию. Донёс, скорее всего, кто-то из студентов.

Сначала он сидел в тюрьме, а потом его отправили в лагерь на лесоповал. Лагерь находился в районе Соликамска. Благодаря тому, что Михаил попал в бригаду, отвечающую за наглядную агитацию в лагере, он остался жив. Все прибывшие вместе с ним и попавшие непосредственно на лесоповал люди, не выжили. Так прошло шесть лет его жизни. Он вернулся по амнистии только после смерти Сталина.

Начало творчества поэта Михаила Танича

Первое время Михаил жил на Сахалине. В местной газете он печатал свои стихи, подписывая их фамилией Танич.

Реабилитирован поэт был только в 1956-ом году, а это означало, что с этого времени он имел право проживать в Москве. Там он и поселился. Свою фамилию Михаил заменил на Танич. Он трудился в прессе, а так же на радио. Уже через год вышел первый сборник его стихов.

Как-то Танич, находясь в издательстве «Московский комсомолец», познакомился с Яном Френкелем . Их совместной работой стала песня «Текстильный городок», которая приобрела популярность среди слушателей. Её исполняли несколько известных певцов, среди них и Майя Кристалинская , и Раиса Неменова. Михаил считал встречу в издательстве с Френкелем знаковой. Он говорил, что не будь её, неизвестно как бы сложилась его творческая судьба.

Михаил Танич и гр. «Лесоповал» - Я понимаю

То, что песня стала любимой для множества слушателей, он понял, когда покупая мороженое, услышал, как её напевает продавщица. Он был горд и даже сообщил ей, что это его песня. Продавщица, конечно же, не поверила.

Лучшие стихи и песни Михаила Танича

После столь успешной работы в соавторстве, Танич не раз работал совместно с другими поэтами и композиторами, это Никита Богословский, Эдуард Колмановский, Оскар Фельцман и Владимир Шаинский . Результатом работы с Юрием Саульским стало появление всенародно любимой песни «Чёрный кот». Для начинающей Аллы Пугачевой поэт написал песню «Робот», музыка была написана Левоном Мерабовым. Впоследствии поэт сожалел, что Алла Борисовна нашла для себя других авторов. Он считал, что мог бы написать для неё немало хитов. Такие певцы, ставшие впоследствии известными, как Игорь Николаев и Владимир Кузьмин, в начале своего творческого пути сотрудничали с Таничем. Первый хит «Айсберг» был написан Николаевым на стихи Михаила Исаевича. Кузьмин выступил на «Песне года» в первый раз с песней, которая тоже имела непосредственное отношение к Таничу.


Всем известная песня «Три минуты», исполненная Валерием Леонтьевым, была в своё время написана специально для Александра Барыкина, однако он исполнять её не захотел. Первый видеоклип Игоря Саруханова, был снят на песню с названием «Парень с гитарой», её слова написаны Михаилом Исаевичем.

Много песен написаны поэтом для Ларисы Долиной, Эдиты Пьехи и Алёны Апиной. Особенно Таничу нравилось работать с Апиной, ему импонировал её характер, эту певицу он называл «своей».

Михаил Танич и группа «Лесоповал»

Поэт выступил организатором группы «Лесоповал». Её лидером стал Сергей Коржуков, который был и певцом, и композитором. К сожалению, в 1994-ом году он погиб. Спустя год, благодаря Сергею Куприку, который стал новым солистом, группа словно переродилась. Композитором и аранжировщиком стал Алексей Федорков.

Михаил Танич. Стихи (В день Победы. Час воспоминаний 1993)

В конце жизни поэта «Лесоповал» был главным его проектом. При его жизни вышли пятнадцать альбомов, шестнадцатый вышел уже после смерти Танича. Для «Лесоповала» им написано более трёхсот песен. Изначально, Танич думал, что группой будет исполняться русский шансон. Позже о «Лесоповале» журналисты писали как о музыкальной группе, исполняющей «блатняк».

В настоящее время и Федорков, и Куприк из группы ушли, нет уже и Танича. Но продолжают появляться всё новые песни, стихи для которых оставил Михаил Исаевич. В настоящее время готовится к выходу новый альбом. За свою жизнь поэтом было выпущено пятнадцать книг. Две последние вышли в 1998-ом году.

Смерть Михаила Танича

Как-то поэт почувствовал себя плохо. Приехавшая скорая приняла решение о госпитализации. Это было 10 апреля 2008-го года. В больнице поэт пробыл неделю, состояние только ухудшалось. Его перевели в реанимацию. 17-го числа поэта не стало.

Личная жизнь Михаила Танича

Эльфрида Лане – немка, с которой у Михаила завязались серьёзные отношения во время нахождения на фронте, однако свадьбой они не закончились. После войны она жила в ФРГ.

Первая жена поэта развелась с ним, когда он отбывал наказание. Её звали Ирина. Второй женой Михаила стала Лидия Козлова. С ней он познакомился на вечеринке, где она пела, причём это были песни на его стихи. Тогда она ещё не знала, что автор этих стихов находился в их компании. Это было в Волжском. Вскоре они поженились. В столицу супруги переехали, когда поэта реабилитировали. У Лидии и Михаила родились две дочери, которые позже подарили им двух внуков.

Лидия Николаевна Козлова. Родилась 19 ноября 1937 года в Москве. Советская и российская поэтесса, поэт-песенник, художественный руководитель группы «Лесоповал» (с 2008 года). Жена поэта-песенника Михаила Танича.

Детские годы пришлись на времена войны.

С юности любила стихи, сочиняла сама и ложила их на музыку. Умела играть на гитаре, обладала хорошим голосом. Часто исполняла песни в компаниях и самодеятельности.

После окончания школы поступила в строительный техникум, по окончании которого была распределена в Саратов - на строительство Волжской ГРЭС.

В 1953 году в одной из газет прочла стихотворение Михаила Танича, которое ей пришлось по душе и она решила положить стихи на музыку. У нее получилась песня. А спустя три года она смогла познакомиться и с самим автором строк, который стал ее супругом.

Поскольку муж отсидел в тюрьме, в столицу его не пускали. Они жили в Светлом Яре, затем перебрались поближе к Москве - в городок Орехово-Зуево.

Написала повесть «Рядом с войной» - о том, что сама видела в годы войны. В произведении рассказывается о трагедии солдат, калеками вернувшихся с фронта. Многие из них, безрукие и безногие, не желали возвращаться домой и становиться обузой для своих родных. Для таких несчастных создавались дома инвалидов, где эти люди могли дожить свой век за государственный счёт.

В молодости тяжело переболела, врачи подозревали онкологию. Лидия Козлова рассказывала: "У меня развилось белокровие. Это было в те годы, когда нам жилось очень тяжело - и материально, и в бытовом плане. Я ходила вся белая. Гемоглобин был такой, при котором уже умирают. Но я-то этого не знала. Только говорила: «Миша, что-то я уже ходить не могу». Он повез меня в писательскую больницу. Там был очень хороший главврач, профессор Гиллер, немец по национальности. Идет этот доктор по коридору и видит меня, всю белую, еле переставляющую ноги. Поворачивается к медсестре: «Возьмите у нее анализ крови». Когда принесли результат, скомандовал: «Срочно в больницу! Она может умереть в любую секунду». Меня отвезли, сразу перелили много крови, я там пролежала месяца два с половиной. К счастью, поправилась".

Будучи домохозяйкой при знаменитом поэте-песеннике, долгое время она не решалась писать стихи. Но творческая атмосфера, царившая в их доме благодаря мужу, все-таки подвигла Лидию вернуться к своему любимому занятию. Но свои произведения Лидия боялась показывать Михаилу Таничу. Песню «Снег кружится, летает, летает» она отдала руководителю ВИА «Пламя» Сергею Березину, попросив не говорить мужу, кто её написал. Спустя 2 дня Березин сообщил, что песня понравилась всем. Она была названа «Снегопад» и стала первым хитом Лидии Козловой.

Она вспоминала: "Я года два или три мужу стихи не показывала - стыдилась. Но когда набралась целая рукопись, решила: пора, а то Миша подумает, что это измена - пишет и скрывает. Можете представить его шок! Молча взял тетрадку и ушел в кабинет. Просидел там долго. Вышел и сказал: «Знаешь, неплохо. Ты мне Ахматову напомнила». И больше не заикнулся ни словом, ни делом, чтобы как-то помочь, научить. Говорил: «Если в тебе это есть, сама научишься»".

Самой знаменитой песней, к которой она стала автором текста, является композиция «Айсберг» в исполнении .

Её песни исполняли (исполняют) многие популярные исполнители. Кроме Аллы Пугачёвой, это Филипп Киркоров, Александр Малинин, Надежда Чепрага, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Людмила Гурченко и Вячеслав Малежик. Среди композиторов-соавторов: Игорь Николаев, Сергей Коржуков, Игорь Азаров, Давид Тухманов, Сергей Березин, Вячеслав Малежик, Руслан Горобец, Анатолий Кальварский, Александр Левшин, Александр Федорков, Александр Малинин, Михаил Муромов, Ирина Грибулина, Вадим Гамалия и другие.

Дважды становилась лауреатом фестиваля «Песня года»: в 1984 году с песней «Айсберг» (муз. Игоря Николаева) в исполнении Аллы Пугачевой и в 2000 году с песней «Роза красная моя» (муз. Сергея Коржукова) в исполнении .

После смерти супруга с 2008 года является продюсером и художественным руководителем группы «Лесоповал» .

Лидия Николаевна не только продолжает писать стихи и заниматься продюсированием известного музыкального коллектива, но и приводит в порядок огромный архив Михаила Танича: у покойного поэта-песенника осталось множество стихов, на которые появляются замечательные песни.

В 2017 году Лидия Козлова появилась в качестве одного из судей в первом выпуске второго сезона музыкальной телепередачи «Три аккорда». В 2018-м была в жюри третьего сезона этого телешоу.

Лидия Козлова - Наедине со всеми

Личная жизнь Лидии Козловой:

Муж - (1923-2008), советский и российский поэт-песенник, народный артист Российской Федерации.

Впервые о Таниче Лидия узнала из публикации - в 1953-м она прочла его стихи и положила и на музыку: «Ты не жди от меня совета и не жди от меня подсказки, я и сам заблудился где-то, как Иван-дурачок из сказки...».

Познакомились в Саратове на дружеской вечеринке в 1956 году. Между ними начались отношения, а вскоре они решили пожениться. Долгое время жили очень бедно. Она вспоминала: "Год с небольшим мы жили в Светлом Яре, где Танич работал корреспондентом, там я родила дочку... В нужде провели лет пятнадцать, ничего не было, но мы любили друг друга и были счастливы. Помню, Михаил Исаевич получил первые авторские 240 рублей! И купил на них в комиссионном магазине деревянную раскладушку и огромный черный, как гроб, радиоприемник".

В браке родились две дочери - Светлана Михайловна Козлова и Инга Михайловна Козлова. Дочери взяли фамилию матери чтобы не быть в тени своего знаменитого отца.

Инга подарила ей внуков Льва и Вениамина. Светлана так и не побывала замужем, живет в родительской квартире и занимается архивом отца.

Как вспоминала потесса, в любви Танич признался ей только в старости: "В молодости он мне таких слов не говорил. Михаил Исаевич и комплиментами-то меня не баловал. Я, например, из-за этого долго не могла примириться со своей внешностью. Все женщины казались красивее, умнее, стройнее, практичнее. Лишь прожив со мной не одно десятилетие, Миша сказал: «Ты знаешь, какая ты красивая? В тебе есть какая-то удивительная гармония, я бы даже сказал, животная. То ли на лисичку ты похожа, то ли на волчицу. И если сделать твои черты более правильными, будет уже неправда». Вот как мне это поэт объяснил. И только тогда я приняла свою внешность".

"Через месяц после кончины Танича я зашла к нему в кабинет и увидела на столе листок со стихами с надписью «Лиде». Я поняла, что Михаил Исаевич посвятил их мне, и мы сделали песню", - рассказывала Лидия Козлова.

Дискография Лидии Козловой:

1990 - «Перекати-поле» - Песни на стихи Лидии Козловой
2015 - «Лети, мой милый» - Песни на стихи Лидии Козловой

Песни Лидии Козловой:

«Айсберг» - (Музыка Игоря Николаева) - исп. Алла Пугачева, Ольга Зарубина и Игорь Николаев, Лолита Милявская
«Амулет» - (Музыка Хасана Богочарова) - исп. Хасан Богочаров
«Амулет» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. группа «Лесоповал», Галина Беседина, Валентина Пономарева
«Анна Каренина» - (Музыка Ольги Стельмах) - исп. Ольга Стельмах
«Близнецы» - (Музыка Вячеслава Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
«Блюз упавшей звезды» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. Сергей Коржуков
«В той стране» - (Музыка Владимира Куклина) - исп. Екатерина Суржикова
«Ванька Каин» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. Артем Коржуков
«Возьми мое сердце» - (Музыка Сергея Муравьева) - исп. Алиса Мон
«Гляжу на мир» - (Музыка Владимира Куклина) - исп. Екатерина Суржикова
«Гололед» - (Музыка Евгения Щекалева) - исп. Ксения Георгиади
«Горизонт» - (Музыка Сергея Муравьева) - исп. Алиса Мон
«Дождик» - (Музыка Тлеса Кажгалиева) - исп. Галина Невара
«Жду-пожду» - (Музыка Александра Федоркова) - исп. Ефим Шифрин
«Живая вода» - (Музыка Сергея Муравьева) - исп. Алиса Мон
«Золотая середина» - (Музыка Сергея Муравьева) - исп. Алиса Мон
«Иллюзион» - (Музыка Дмитрия Морозова) - исп. Гюлли Чохели
«Как жаль» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. Артем Коржуков, Сергей Коржуков, Валентина Пономарева
«Как жаль» - (Музыка Игоря Николаева) - исп. Людмила Гурченко
«Камин» - (Музыка Гаи Галицкой) - исп. Гая Галицкая
«Ковбой» - (Музыка Евгения Головина) - исп. Евгений Головин
«Купавна» - (Музыка Гаи Галицкой) - исп. Гая Галицкая
«Лети, любовь» - (Музыка Вадима Гамалия) - исп. Бируте Петриките
«Лети, мой милый» - (Музыка Руслана Горобца) - исп. Ольга Зарубина
«Лето в сентябре» - (Музыка Владимира Куклина) - исп. Дина Рычкова
«Миражи» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. Сергей Коржуков
«Мне другие ни к чему» - (Музыка Л. Осипова) - исп. ВИА «Лада»
«Мое сердце свободно» - (Музыка Владимира Куклина) - исп. Екатерина Суржикова
«Моцарт» - (Музыка Вячеслава Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
«Мы с тобой у порога» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. Сергей Коржуков
«Не повторяй» - (Музыка Анатолий Кальварского) - исп. Михаил Боярский, Лариса Долина
«Неловкий разговор» - (Музыка Игоря Николаева) - исп. Александр Малинин
«Неловкий разговор» - (Музыка Александра Федоркова) - исп. Ефим Шифрин и Галина Базаркина
«Обещаю» - (Музыка Сергея Муравьева) - исп. Алиса Мон
«Осень» - (Музыка Дины Рычковой) - исп. Дина Рычкова и Гюлли Чохели
«Открытый взгляд» - (Музыка Александра Левшина) - исп. Евгений Головин
«Почувствуй, догадайся, позови» - (Музыка Игоря Николаева) - исп. - Эдита Пьеха
«Перекати-поле» - (Музыка Сергея Коржукова (псевдоним Александр Лунев) - исп. Надежда Чепрага, Сергей Коржуков
«Проводы» - (Музыка Ирины Грибулиной) - исп. Валентина Толкунова
«Прощай» - (Музыка Сергея Муравьева) - исп. Алиса Мон
«Птица - синее крыло» - (Музыка Михаила Муромова) - исп. Михаил Муромов и Ольга Зарубина
«Пугачев» - (Музыка Александра Малинина) - исп. Александр Малинин
«Пять минут до электрички» - (Музыка Ольга Стельмах) - исп. Ольга Стельмах
«Разлука» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. Сергей Коржуков
«Река-лето» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. Сергей Коржуков
«Роза красная моя» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. Филипп Киркоров, Ярослав Евдокимов, Сергей Коржуков
«Рябина ветками качала» - (Музыка Ирины Грибулиной) - исп. ансамбль «Дубрава»
«Синяя волна» - (Музыка Сергея Березина) - исп. ВИА «Пламя»
«Скрипка» - (Музыка Александра Федоркова) - исп. Ефим Шифрин
«Скрипка, скрипочка, играй» - (Музыка Сергея Муравьева) - исп. Алиса Мон
«Снег кружится» - (Музыка Сергея Березина) - исп. ВИА «Пламя», Лев Лещенко, Алсу, Валерий Ободзинский, группа «Би-2», группа «Чук и Гек»
«Согрей меня» - (Музыка Сергея Муравьева) - исп. Алиса Мон
«Солнце в зените» - (Музыка Мишеля Райко) - исп. Наталья Ступишина (Анка)
«Судный день» - (Музыка Мишеля Райко) - исп. Наталья Ступишина (Анка)
«Танцплощадка» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. Алёна Апина
«Твои слова» - (Музыка Сергея Муравьева) - исп. Алиса Мон
«Ты в жизни мне даешь так много» (Музыка Андрея Косинского) - исп. Алёна Апина
«Увядшие цветы» - (Музыка Сергея Коржукова) - исп. группа «Лесоповал», Надежда Чепрага, Филипп Киркоров
«Черная речка» - (Музыка Гаи Галицкой) - исп. Гая Галицкая
«Это только кажется» - (Музыка Игоря Азарова) - исп. Игорь Азаров
«Это только кажется» - (Музыка Давида Тухманова) - исп. Валентина Толкунова
«Этот вечер» - (Музыка Игоря Николаева) - исп. Эдита Пьеха
«Я волнуюсь» - (Музыка Сергея Муравьева) - исп. Алиса Мон
«Я жду тебя» - (Музыка Владимира Куклина) - исп. Владимир Куклин
«Яблочко» - (Музыка Ольга Стельмах) - исп. Ольга Стельмах