Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Когда растает лед на байкале. Гуляя над бездной

Замерзание Байкала происходит постепенно. Сначала поверхность воды покрывается тонкой ледовой корочкой. Но даже слабое волнение разбивает эту корочку на отдельные мелкие тонкие льдины. Они имеют местное название "сало". Затем у берегов образуются ледяные забереги узкие полосы льда, намерзающие при накате на берега штормовых волн. На береговых скалах во время штормов от замерзающих брызг нарастают ледовые корки и свисающие вниз ледяные сосульки-сталактиты. Это так называемые "сокуи", которые остаются в качестве естественного украшения и после полного ледостава, на всю зиму. Иногда в сокуях возникают даже своеобразные ледяные гроты. В открытой воде идет невидимый поначалу для глаза процесс кристаллизации льда. Вода не может замерзнуть полностью из-за постоянного волнового перемешивания, но в ней образуются маленькие линзочки и иголочки размером в несколько миллиметров.

С началом холодов при температуре воздуха ниже - 20°С в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. В конце октября замерзают мелководные заливы, 1-14 января - глубоководные районы. В южной части Байкал закрыт 4-4,5 месяца, в северной части - 6-6,5 месяцев. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 120 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Вдоль северо-западного побережья и в Малом море образуется свободный от снега прозрачный лед, сквозь который на мелководье можно видеть дно.

Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, поэтому зимой по льду Байкала можно свободно передвигаться на автомобилях. В 1904 году между портом Байкал и ст. Танхой даже действовала ледовая железная дорога. У восточного побережья ледовая обстановка сложнее, чем у западного. Во многих районах Байкала среди зимы наблюдается локальное подтаивание льда снизу и образование пропарин, размеры которых очень различны от нескольких метров в поперечнике до сотен метров. Отмечено также более раннее (на 2-3 недели) таяние льда у крутых скалистых западных берегов. Опасность создают трещины и щели вор льду шириной 0,5-4 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление трещин нередко сопровождается сильным "артиллерийским" треском, часто пугающим людей на льду. Эти трещины называются "становыми". Затянутые тонкой коркой молодого льда, они нередко представляют собой коварные ловушки, весьма опасные при проездах по льду на автомашинах и даже на лошадях. По линии щелей во время сильных ветров образуются ледяные нагромождения - торосы, достигающие высоты 1,5-3 метров. Отдельные из них могут достигать 5-метровой высоты. Часто щели расширяются и появляются разводья, что особенно часто наблюдается весной перед вскрытием ледяного покрова.

Взлом льда начинается в конце апреля от мыса Большой Кадильный, т.к. начинается таяние льда под воздействием восходящих потоков теплых вод подводных источников. В последнюю очередь (9-14 июня) освобождается ото льда северная часть озера. Натиск массы льда на берег иногда приводит к разрушению инженерных сооружений. Известен случай, когда на станции Танхой лёд столкнул с рельсов грузовой состав вместе с паровозом, а в поселке Листвянка на сушу вынесло ледокол "Ангара" весом 1800 тонн. В апреле ледяной покров становится хрупким, темнеет, а в мае Байкал совсем освобождается ото льда, но ледяные поля и отдельные льдины плавают по Байкалу до июня.

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.


В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected]


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Горячие источники - еще один байкальский феномен. Купание в термальной ванне с целебной минеральной водой во время снегопада - это эстетика сродни японским горячим источникам-онсэнам. Хотя бы раз в жизни получить удовольствие от принятия горячей природной ванны на морозе стоит каждому. Все термальные источники Байкала находятся в Бурятии. На севере байкала известны такие водолечебницы как Дзелинда и Гоуджекит. Добраться до них можно из Северобайкальска на электричке. туристам могут предложить проживание в отапливаемых домиках с питанием, прокатом коньков и лыж. Возможно, многих смутит, что, в отличие от японских, наши термальные источники - это выложенные плиткой общие ванны, куда по трубам подается минеральная вода из подземного источника.

Также можно выбрать термальный курорт Хакусы. Это дальше и добираться сложнее. Зимой придется ехать по льду из Северобайкальска. Из-за этого здесь редко бывает многолюдно, хотя администрация курорта предоставляет туристам бесплатный трансфер.

В 80 км от Северобайкальска, на мысе Котельниковский, находятся самые горячие и самые элитные термальные источники Байкала.

В горячих источниках можно искупаться совершенно бесплатно, если доехать до бухты Змеиная в Чивыркуйском заливе Забайкальского нацпарка. Деревянные раздевалки и купели, вокруг ни души. А в метре от купели ярко-голубые льдины, намытые Байкалом.

Отдых на Байкале зимой

В несезон гостям на Байкале рады особо и создают все условия для отдыха. Приятно, что цены несколько снижаются, а вот выбор развлечений возрастает: становится доступным катание по Байкалу на снегоходах и ватрушках, возможна организация индивидуальных экскурсий - ведь количество отдыхающих снижается весьма существенно - холодно же! Именно зимой на Байкале проходят чемпионаты по всевозможным видам спорта от гольфа на льду до керлинга. Есть возможность посетить выставки ледяных скульптур и насыщенную событийую программу в музеях под открытым небом Тальцах, Ангарской деревне, Этнографическом музее в Улан-Удэ.

Зимой на Байкал приезжают люди часто ради того, чтобы просто постоять на берегу замерзшего Байкала. Видимо, в это время сильнее ощущается особая атмосфера озера-моря

Лёд на Байкале

Озеро Байкал зимой замерзает. Обычно в конце октября покрываются льдом мелководные заливы, пролив Малое море замерзает в декабре, в начале января ледовый покров устанавливается на всём Байкале, за исключением истока Ангары. В тёплые зимы ледостав может отодвинуться на целый месяц. Так, в Лиственничном заливе озеро замерзало только в начале февраля в 1899. 1932. 1952. 1959 и 2004 году. В южной части Байкал покрыт льдом 4—4,5 месяца, в северной 6—6,5 месяца. Толщина льда в разных местах изменяется от 70 до 113см, при этом чем больше снега, тем тоньше лёд. Встречаются торосы высотой до трёх метров, иногда до пяти метров.

Замерзание начинается с появления тонкого слоя льда на поверхности воды. Волны легко разбивают свежий лёд и образуют так называемое сало - маленькие льдины. Вдоль берега намерзают полосы льда - забереги. В самой воде образуются кристаллы льда величиной до нескольких миллиметров.

Зимой по льду озера можно ездить на автомобилях. Лёд толщиной 10-15см выдерживает вес человека, толщиной 50см— вес грузовой машины до 15 тонн, толщиной 70см— вес трактора. Существуют официальные ледовые переправы, например, с материка на остров Ольхон. Они отмечены вмороженными вешками и проверяются на безопасность дорожной службой. На байкальском льду регулярно возникают трещины, щели и пропарины. Сквозные щели достигают длины 40км и ширины 4м, обычная ширина трещин от полуметра до двух метров. При их появлении часто бывает громкий треск, подобный выстрелу из пушки, который пугает новичков на льду. Некоторые трещины не замерзают всю зиму. Так называемые становые щели ежегодно появляются в одних и тех же местах на озере, больше всего их между островом Ольхон, полуостровом Святой Нос и Ушканьими островами. Пропарины возникают в местах подводного выхода тёплых вод и газов. Если пропарина прикрыта снегом, обнаружить её практически невозможно.

У северно-западного побережья и в Малом море ветер сдувает снег и образуется чистый прозрачный лёд, сквозь который на мелководье можно видеть дно. Таяние льда начинается обычно в конце апреля от Кадильного мыса, где есть подводные тёплые источники. Последней в начале июня освобождается ото льда северная часть озера.

Байкал скован льдом около четырех месяцев в году. Обычно замерзание происходит в конце декабря начале января, но бывали случаи, когда ледостав происходил и в начале февраля. Разрушение ледового покрова происходит в южной части озера в апреле-начале мая, а на севере в мае-начале июня. Байкал замерзает полностью, кроме небольшого участка в истоке реки Ангары. Это место облюбовали тысячи птиц для зимовки, и он является памятником природы.

Толщина льда на Байкале зависит от погодных условий, количества выпавшего снега и сроков замерзания. Максимально толстый лед образуестя на севере озера и может достигать двух метров. В среднем же толщина около 60-90 см, что позволяет передвигаться по всей акватории не только пешком, но и на автомобилях. В 1904 году между станциями Байкал и Танхой была организована железнодорожная переправа. Рельсы были уложены на бревна, вместо шпал вмороженные в лед. Вагоны тянули лошади, так как вес паравоза был слишком велик для этой переправы.

Во время замерзания лед в озере существует в различных формах: сокуи ледяные наплески на прибрежных скалах, причалах, камнях могут достигать десятка метров, шорох внутриводный крупинчатый лед, шуга мелкие плавающие иголки, сало круглые непрозрачные пластины, колобовник обкатанные куски льда.

Лед на Байкале постоянно нагревается на солнце и охлаждается ночью, из-за чего происходит его сжимание-расширение и вследствие этого, образование становых щелей. Ширина таких щелей может достигать 4 метра, но обычно не превышает 0,5 1 м. Трещины создают помеху движению транспорта и могут представлять опасность для путешественников, но знающие водители всегда имеют при себе несколько досок для преодоления водного препятствия.

Еще одна особенность зимнего Байкала это торосы нагромождение обломков льда. Обычно они формируются вдоль становых щелей или вдоль берега и могут достигать в высоту 10-12 метров. Образуются торосы во время замерзания. когда неокрепший лед разбивается ветром и выбрасывается на берег. Торосы создают удивительные по красоте пейзжи, сходные с арктическими, и особенно восхитетельны во время заката, когда оранжевое солнце миллионами бликов играет на ледяных глыбах.

Байкал зимой - это необозримая площадь, покрытая уникальным льдом. Байкальский лед имеет разнообразные формы, поэтому ему дано множество названий. Но каждый вид ледяного образования по-своему прекрасен и необычен. Особо удивляет туристов прозрачность льда.

Можно провести много времени, лежа на животе на ледяной поверхности Байкала, разглядывая глубины этого величественного озера. Прозрачный, а в глубине - ярко-голубой, почти синий лед, настолько завораживает, что любоваться им можно часами.

Источники: www.nexplorer.ru, traditio-ru.org, www.baikalov.ru, www.baikalnature.ru, travellling.ru

Святая гора Афон

Истребители пятого поколения: технология “Аякс”

Зороастризм и царство Лжи

Каменные следы – тайна поселка Коржовый кут

Загадочный Китай

Новый год в Саудовской Аравии

Саудовская Комиссия по поощрению добродетели и предотвращению греха 30 декабря выступила со специальным предупреждением к подданным королевства, запретив им...

Пожалуй, одним из самых значительных событий истории археоло­гии является открытие гробницы Тутанхамона - фара­она Древнего Египта XVIII династии (1347- ...

Российские летающие тарелки

Российские специалисты разрабатывают уникальный летательный аппарат Локомсканер. Это гигант в форме летающей тарелки грузоподъемностью полторы тысячи тонн. Российские специалисты работают над...

Кельнский собор


Кельнский собор – третий по величине готический храм в мире. Его строительство затянулось на шесть с лишним веков! Начиная с...

Тайна розенкрейцеров. Протоколы Сионских мудрецов

Французский адвокат Морис Жоли, являвшийся членом орде-на розенкрейцеров, написал «Протоколы Старших Просвещенных Сиона», ставшей в дальнейшем известной, как "Протоколы Сионских...

Яды вокруг нас


В детстве мы часто совали в рот всякие неизвестные плоды, соцветия и листья. Правда, потом, у нас болел живот и...

Георгий Красильников 24.10.2017

В данной статье мы рассмотрим, когда замерзает Байкал, какое время лучше всего выбрать для организации поездки, что следует учесть при поездке на замёрзший Байкал. Подробную историю и фотографии того, как выглядит Байкал зимой, можно прочитать в материале . Основные советы и рекомендации при планировании поездки на Байкал вы найдёте в статье .

Когда замерзает Байкал?

– очень крупное озеро, поэтому процесс его полного оледенения (замерзания) довольно длительный. Период ледостава на Байкале обычно начинается в декабре. Приблизительно спустя месяц, в первых числах января (т.е. после Нового года), Байкал замерзает целиком. Участок протяженностью около 20 км. у истока Ангары не замерзает никогда. Таким образом, к середине-концу января Байкал полностью замерзает и образует уже довольно прочный слой льда толщиной до 1 метра. К концу зимы толщина льда растёт и может достигать 2 метров в заливах.

Впрочем, в последние годы период полного замерзания Байкала сместился на 2-3 недели, что может быть связано с глобальными изменениями климата. Продолжается этот период вплоть до начала мая. Не стоит забывать, что климатические условия могут отличаться год от года, поэтому нужно ориентироваться ещё и на конкретный сезон, прежде чем планировать свою поездку.

Когда стоит ехать на замерзший Байкал?

Если вы хотите попасть на замерзший Байкал, то лучше всего спланировать свое посещение на начало-середину марта. В начале марта слой ледяного покрова на Байкале обычно самый толстый, поэтому перемещаться по нему вполне безопасно, и температура не такая низкая, как зимой, в январе-феврале. Погодные условия в конце марта-начале апреля чуть более мягкие, поэтому многие выбирают именно этот период. Тем не менее, стоит учитывать, что в последние годы туристический поток на Байкал значительно вырос, поэтому в марте-апреле там довольно многолюдно. Если вы не боитесь суровых зимних испытаний, возможно, поездку на замерзший Байкал стоит запланировать на февраль.

Не стоит забывать, что даже в минусовую температуру при сильных морозах или резких скачках (например, от -25° до -15° ) лёд начинает «ходить», трескаться. Многие специально едут на Байкал в начале весны именно для того, чтобы послушать, как озеро пробуждается от зимней спячки, оживает, грохочет. В последние дни нашей поездки нам посчастливилось приобщиться к этой музыке жизни - такое, скажу я вам, забыть невозможно. Особенно если в этот момент вы прогуливаетесь где-то по озеру 😉

Ледяные торосы на замерзшем Байкале

Какое бы время поездки на Байкал вы ни выбрали, не будет лишним воспользоваться услугами местных гидов, так как они знают, где можно проехать по льду, а где нельзя. Даже при всей кажущейся прочности ледяного покрова не стоит забывать, что это может быть небезопасно. Нужно хорошо понимать особенности льда и знать правильные «дороги», чтобы свести риск к минимуму, иначе вы вполне можете оказаться где-нибудь на дне самого глубокого озера в мире! Если вы не очень впечатлены, можете поискать архивы в сводках новостей: подобные случаи действительно иногда происходят.

Где раньше всего начинает вскрываться Байкал?

— В районе мыса Большой Ка­дильный. Здесь есть выходы газов, которые поднимают к поверхности более теплые глубинные воды, а они вызывают образование пропарин зимой и таяние льда весной.

До какой высоты могут образовываться ледяные наплески?

— На наветренных сторонах скал до 20-30 м. Особенно часто таким ледовым панцирем покры- ваются скалы на мысе Кобылья Голова в Малом Море и на Ольхоне, севернее пади Узур.

Замерзает ли весь Байкал?

— Байкал замерзает целиком, кро­ме небольшого, в 15-20 км протяженностью, участка, нахо­дящегося в истоке Ангары. Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не с самой его поверхности, а с некоторой глубины, на которой температура воды всегда выше точки замерзания (выше 0° С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы, хорошо перемешиваемая течением реки, она охладилась до нуля градусов. За это время водные массы, оставаясь незамерзшими, успевают сплыть вниз по тече­нию Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной-6-6,5 месяца.

Как влияет снеговой покров на толщину льда?

— По наблюдениям Б. И. Дыбов­ского и В. Годлевского, зимой 1869/70 г. соотношение было следующим: при толщине снежного покрова в 0 см толщина льда 1 м; при 1-10 см-86 см; при 11-20 см-80 см; при 21-40 см-77 см; при 41-60 см-60 см; при 61-80 см- 58 см.

Это важно знать автомобилистам при передвижении по Байкалу, а также рыбакам.

Как зимой берут воду на Байкале?

— Над прорубью, из которой по­стоянно берут воду, устанавливают деревянный сруб с крыш­кой. Это устройство предохраняет прорубь от быстрого и глубокого промерзания и защищает ее от заноса снегом.

Как обнаружить пропарины?

— Открытые пропарины- полыньи-видно на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Но чаще пропарины бывают скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада и припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно видеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Пропарины видны на аэро­снимках и снимках из космоса в инфракрасном свете.

Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет назад и каковы они в настоящее время?

— С середины XIX в. замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжи- тельность ледового покрова сокращается. В 1869 г. в районе с.Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870г.-2 января, а в 1877г.-14 декабря; вскрылся в 1869г. 8 мая, в 1870г.-13-15 мая, в 1879г.- 26 мая. За последние десятилетия крайние сроки замерзания озера 6 февраля (при средней дате 9 января), крайние сроки вскрытия 17 апреля (при средней дате 4 мая).

Какова «грузоподъемность» льда?

— Грузы весом до 15 т могут пере­возиться при толщине льда 50 см, более тяжелые грузы-при толщине льда свыше 75 см. Если лед рассечен сухими трещинами, расчетную толщину льда необходимо увеличивать на 20%, а при мокрых трещинах-на 50%. В 1904 г. между станциями Байкал и Танхой поперек озера была устроена железнодорожная переправа. На лед укладывались на брев­нах металлические рельсы, и по ним конной тягой перевозили с западного на восточный берег железнодорожные вагоны и паровозы. Вес паровозов был около 65 т. Такого концентри­рованного груза на сквозных трещинах лед не выдерживал, и паровозы приходилось перевозить в разобранном состоянии.

Какова мощность снегового покрова на Байкале?

— Из-за часто повторяющихся сильных ветров он распределяется очень неравномерно. Вдоль западного берега лед почти бесснежный, видны лишь отдельные островки застругов в районах торосистых полей. По мере продвижения к восточному берегу толщина снегово­го покрова возрастает и может достигать 80-100 см.

Какова наибольшая толщина льда?

— Если лед на Байкале образуется при замерзании свободной поверхности воды в бесснежные или малоснежные зимы, то он прозрачен, и его толщина достигает 100-110 см. При большом количестве снега толщи­на льда меньше: 65-70 см в южных районах и 90-100 см в северных. В торосистых местах, где лед нагромождается, его толщина 150-200 см и более.

Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?

— Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20° С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительное влияние оказывает снежный покров

Когда замерзает озеро?

— В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, т. е. на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колеба­ния. Известны случаи замерзания озера в Лиственичном, например, в начале февраля (1899, 1932, 1952, 1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне проходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается.

Когда на Байкале бывает «артиллерийская канонада»?

— Ежегодно зимой, после замерза­ния всей акватории озера. Ледяной покров при резком и значительном понижении температуры охлаждается и сокра­щается. В нем появляются усадочные трещины. Их размер зависит от абсолютной величины и скорости понижения температуры. При меньшем охлаждении возникают многочис­ленные клиновидные несквозные (сухие) трещины; при более значительном охлаждении-сквозные (мокрые) трещины. Растрескивание льда сопровождается шумом и грохотом, кото­рый напоминает артиллерийскую канонаду.

Куда девается снег с поверхности льда Байкала?

— В течение зимы и весны снег большей частью испаряется, а оставшийся тает. Талая вода пропитывает лед, и он быстрее разрушается.

Почему молодой лед прочнее старого (осенний - весеннего)?

— Молодой лед обычно без тре­щин, частички его крепко спаяны между собой, и поэтому он значительно прочнее. Сплошной, чистый, молодой лед толщи­ной около 5 см выдерживает тяжесть человека (следует предостеречь любителей кататься по молодому льду-ходить по нему людям разрешается только при наличии 4-5-кратного запаса прочности). Раньше перевозка грузов на санях начиналась вскоре после ледостава при толщине льда 32-35 см. Если учесть, что при сильных морозах лед нарастает до 5 см в сутки, то уже на третий-четвертый день после ледостава часто начиналась переправа конной тяги, а на восьмой-девятый-автотранспорта. Однако в настоящее вре­мя вследствие загрязнения воды и льда его прочность снизилась.

Весной же переправа заканчивается за две-три недели до вскрытия, а иногда и раньше, хотя лед в это время имеет толщину 50-60 см. Начинается «разыгливание» льда- расчленение его под действием солнечного тепла в не связан­ные между собой иглоподобные кристаллы-шестики. Такие длинные кристаллы льда пронизывают сначала часть, а потом и всю толщу льда. Кристаллы льда как бы обособленны. Через такой лед вода при таянии проступает, движение по нему опасно даже для пешехода. Постепенно он расплавляет­ся, и ледовый покров исчезает.

Почему у крутых берегов лед тает раньше, чем у пологих?

— Крутые, особенно скалистые бе­рега отражают тепловое солнечное излучение, которое уско­ряет таяние льда. Кроме того, на ледяном покрове таких берегов скапливаются выносимые с побережья минеральные пылевые частицы грунта. Более темные, они больше погло­щают тепла, нагреваются и также ускоряют таяние льда.