Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что входит в прожиточный минимум: сумма, перечень товаров и услуг. Потребительская корзина в России и мире – что это такое, какие продукты

Некоторые заблуждаются, когда считают, что прожиточный минимум - это денежная величина, которая существует только в нашей стране. На самом деле, прожиточный минимум - это минимальный уровень дохода, который требуется для поддержания определённого уровня жизни в государстве.

Уровень жизни складывается из тех потребностей, которые мы испытываем ежедневно. Их проще разделить на продовольственные потребности и непродовольственные. К продовольственным относится продуктовый набор, минимально необходимый для обеспечения и поддержания жизни человека, к непродовольственным - товары и услуги, в которые не входит еда, но также являющиеся неотъемлемой частью обеспечения жизнедеятельности человека. К таковым относят, например, одежду, предметы гигиены, а также обязательные государственные платежи и сборы.

Величина прожиточного минимума в РФ

Новости

8 сентября 2016 года
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал законопроект, согласно которому вступили в силу новые величины прожиточного минимума: 9956 рублей (на душу населения), 10722 рубля (для трудоспособного населения), 8163 рубля (для пенсионеров), 9861 рубль (для детей).
Период На душу населения Трудоспособные граждане Пенсионеры Дети Нормативный акт
II квартал 2016 9956 10722 8163 9861 Постановление Правительства РФ от 06.09.2016 №882
I квартал 2016 9776 10524 8025 9677 Постановление Правительства РФ от 09.06.2016 №511
IV квартал 2015 9452 10187 7781 9197 Постановление Правительства РФ от 10.03.2016 №178
III квартал 2015 9673 10436 7951 9396 Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 №1291
II квартал 2015 10 017 10 792 8210 9806 Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 №902
I квартал 2015 9662 10 404 7916 9489 Постановление Правительства РФ от 04.06.2015 №545

Прожиточный минимум по сути предназначен для обоснования величины и приравнивается к величине потребительской корзины.

Потребительская корзина 2016

По своей сути, прожиточный минимум - это минимальная стоимость так называемой «потребительской корзины», в которую и входят продовольственные и непродовольственные товары.


Какие именно - определяет оценочная комиссия. Предположим, если вы считаете, что посещать SPA-салон - необходимая процедура для осуществления вашей жизнедеятельности в государстве, поверьте, эти посещения в любом случае не войдут в потребительскую корзину. Она объединяет исключительно те товары и услуги, отсутствие которых может сказаться на здоровье граждан.

Грубо говоря, чтобы человек не заболел и не умер, ему нужно то, то и то. При этом учитывается даже нравственно-культурное потребности человека. Например, в корзину заложен подход в кинотеатр или на какую-нибудь выставку. Правда посещать подобные заведения придётся один раз в месяц, если вы ставите цель уложить свой бюджет в определённый государством прожиточный минимум.

Как и прожиточный минимум, потребительская корзина разнится в зависимости от категории граждан: трудоспособное население, пенсионеры и дети. По мнению нашего государства, пенсионеры едят меньше всех. Сложно сказать, правда это или нет, но стоимость потребительской корзины для них всегда рассчитывается ниже, нежели для двух других категорий граждан.

Из этой таблицы несложно сделать расчёт, что, например, одних трусов вам должно хватать приблизительно на 4 месяца, а рыбы и других морских продуктов на ваш стол насчитано на 50 грамм в день. Эти расчёты сделаны для трудоспособного населения (т.е. для полноценного работающего мужчины), для детей и пенсионеров, разумеется, эти цифры будут ниже.

Как прожить?

А можно ли прожить на прожиточный минимум, употребляя исключительно продукты, предлагаемые потребительской корзиной? Мы предлагаем вам весьма любопытный эксперимент, показывающий особенности жизни на средства потреб корзины. На сколько это тяжело или легко - каждый оценит для себя индивидуально.

Прожиточный минимум пенсионера

Пенсионеры в нашей стране по мнению тех, кто составлял для них потребительскую корзину, потребляют меньше всех. Поэтому абсолютно в каждом регионе значения прожиточного минимума будут ниже, нежели у детей, либо трудоспособного населения. С одной стороны, рациональное зерно в этом есть, с другой - пенсионер лишён какого бы то ни было дохода, кроме пенсии, которая в свою очередь будет напрямую зависеть от прожиточного минимума.

Иначе говоря, пенсия не может быть ниже прожиточного минимума пенсионера, но размер этой пенсии прожиточный минимум и определяет.


То есть то количество хлеба, рыбы и масла, которое пенсионеру отведено в месяц, будет целиком и полностью зависеть от потребительской корзины, потому как начисленная пенсия в общем случае тождественна прожиточному минимуму.

Размер прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ и по регионам .

Прожиточный минимум на ребёнка

Отдельной графой выделен прожиточный минимум, необходимый для содержания ребёнка. При этом должного разделения по возрасту не имеется. Предполагается, что на детей младшего дошкольного возраста и на подростка родитель должен укладываться в ту минимальную сумму, которая определена государством. Предполагается, что стоимость подгузников в младшем возрасте уравновешивает затраты на брюки для школьника, и наоборот.

Размер прожиточного минимума ребёнка в целом по РФ и по регионам .

Таблица величин прожиточного минимума по регионам России

В каждом регионе России прожиточный минимум имеет своё персональное значение. Это связано с доходами населения, а также с различающейся в каждом регионе стоимостью продуктовой корзины. Значения в таблице приведены в рублях.

Обратите внимание: В таблице ниже приведены значения величин прожиточного минимума в РФ за II квартал 2016 года , актуальность информации – сентябрь 2016. Вы также можете скачать XLS-файл с данными за предыдущие периоды.


Скачать данные величин прожиточного минимума за II квартал 2016, I квартал 2016, IV квартал 2015, III квартал 2015 в едином файле xls

Таблица величин за II квартал 2016 года. Все суммы в рублях.

Субъект федерации На душу населения Трудоспособные граждане Пенсионеры Дети
Города федерального значения
1 Москва 15382 17561 10883 13259
2 Санкт-Петербург 10356,5 11375,7 8294,2 9986,2
3 Севастополь 9809 10503 8056 10375
Республики
4 Адыгея 8722 9302 7142 8866
5 Алтай 9634 10019 8033 9832
6 Башкортостан 8839 9363 7167 9018
7 Бурятия 9628 (I кв.) 10005 (I кв.) 7607 (I кв.) 10074 (I кв.)
8 Дагестан 9145 9425 7220 9250
9 Ингушетия 9041 9309 7123 9145
10 Кабардино-Балкария 11266 11596 8650 12560
11 Калмыкия 8522 8907 6835 8651
12 Карачаево-Черкесия 8823 9305 7072 9030
13 Карелия 12985 14064 10958 12334
14 Коми 12128 12914 9827 12336
15 Крым 9794 10456 8033 10405
16 Марий Эл 8996 9576 7342 9266
17 Мордовия 7985 8555 6557 8218
18 Саха (Якутия) 16095 16974 12880 16704
19 Северная Осетия - Алания 8942 9501 7161 9115
20 Татарстан 8141 8686 6656 8097
21 Тыва (Тува) 10193 10510 8036 10656
22 Удмуртия 8510 9017 6926 8560
23 Хакасия 9233 9727 7398 9776
24 Чечня 8926 (I кв.) 9700 (I кв.) 8701 (I кв.) 7717 (I кв.)
25 Чувашия 8434 8922 6873 8596
Края
26 Алтайский край 8956 9572 7275 9011
27 Забайкальский край 10775,98 11259 8572,88 11140,87
28 Камчатский край 19192 19965 15239 20641
29 Краснодарский край 9958 10764 8219 9603
30 Красноярский край 11111 11746 8641 11708
31 Пермский край 9594 10251 7857 9754
32 Приморский край 12767 13459 10226 13860
33 Ставропольский край 8407 8916 6810 8742
34 Хабаровский край 13174 14010 10664 13674
Области
35 Амурская область 11852 (I кв.) 12487 (I кв.) 9471 (I кв.) 12505 (I кв.)
36 Архангельская область 13346 14319 11118 12877
37 Астраханская область 8987 9414 7220 9783
38 Белгородская область 8221 8826 6822 8150
39 Брянская область 9223 9889 7659 9068
40 Владимирская область 9398 10183 7856 9495
41 Волгоградская область 9216 (I кв.) 9898 (I кв.) 7477 (I кв.) 9331 (I кв.)
42 Вологодская область 10506 11337 8642 10382
43 Воронежская область 8317 8990 6938 8277
44 Ивановская область 9650 10429 8026 9697
45 Иркутская область 10146 10753 8171 10370
46 Калининградская область 10223 10965
8382 9914
47 Калужская область 9429 10124 7842 9345
48 Кемеровская область 9032 9545 7267 9516
49 Кировская область 9276 9943 7598 9318
50 Костромская область 9345 10112 7780 9262
51 Курганская область 9333 9962 7707 9841
52 Курская область 8456 9060 7015 8562
53 Ленинградская область 9068 9624 7901 8877
54 Липецкая область 8523 9144 7092 8721
55 Магаданская область 18575 19455 14576 19716
56 Московская область 10916 (I кв.) 12082 (I кв.) 8178 (I кв.) 10697 (I кв.)
57 Мурманская область 13731 14281 11439 14223
58 Нижегородская область 8891 9531 7329 9204
59 Новгородская область 9936 10778 8223 9909
60 Новосибирская область 10614 11281 8516 10995
61 Омская область 8787 9294 7071 9065
62 Оренбургская область 8467 8942 6920 8750
63 Орловская область 8967 9604 7435 9035
64 Пензенская область 8522 9151 7003 8960
65 Псковская область 10648 11550 8786 10481
66 Ростовская область 9734 10337 7869 10281
67 Рязанская область 8930 9647 7424 8905
68 Самарская область 9810 10755 7751 9785
69 Саратовская область 8384 8983 6886 8672
70 Сахалинская область 13938 14650 11037 14773
71 Свердловская область 9675 10309 7976 9964
72 Смоленская область 10599 11392 8696 10541
73 Тамбовская область 8403 9096 7031 8385
74 Тверская область 9747,25 (I кв.) 10468,37 (I кв.) 8052,75 (I кв.) 10215,7 (I кв.)
75 Томская область 10753 (I кв.) 11303 (I кв.) 8588 (I кв.) 11203 (I кв.)
76 Тульская область 9212 9854 7926 9113
77 Тюменская область 10285 10803 8229 10630
78 Ульяновская область 9029 9678 7403 9285
79 Челябинская область 9538 10184 7857 9881
80 Ярославская область 9095 10078 7454 9354
Автономная область
81 Еврейская АО 12794,50 13509,19 10224,53 13482,66
Автономные округа
82 Ненецкий АО 19493 20270 15821 21076
83 Ханты-Мансийский АО - Югра 15072 15652 11855 14514
84 Чукотский АО 18576 19032 14325 19387
85 Ямало-Ненецкий АО 15993 16567 12519 15763

В системах показателей уровня жизни важное значение имеют социальные стандарты, такие как минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда.

Важным инструментом государственного регулирования и социального прогнозирования доходов населения является определение величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда.

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум - это натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калории, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низко доходных семей.

Измерение прожиточного минимума представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины – Федеральная служба государственной статистики России, а определением прожиточного минимума - Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Порядок измерения прожиточного минимума включает: 1.

разработку потребительской корзины, представляющей собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей; 2.

определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины; 3.

вычисление стоимости потребительской корзины на основе ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги; 4.

формирование структуры прожиточного минимума, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обязательных сборов и платежей; 5.

нахождение величины прожиточного минимума.

Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров и услуг. Потребительская корзина разрабатывается для трех основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры, дети; как в целом по России, так и по субъектам РФ.

Состав потребительской корзины определяется с учетом: *

фактического объема потребления в малоимущих семьях; *

состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов; *

объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и особенностями.

Таким образом, потребительская корзина для расчета прожиточного минимума разрабатывается специалистами Института питания АМН России и базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в России особенности потребления продуктов.

Потребительская корзина – расчетный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Потребительская корзина в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Потребительская корзина для расчетов величины прожиточного минимума установлена законом Вологодской области от 06.12.2001г. № 731-ОЗ "О потребительской корзине в Вологодской области" .

Регулярные расчеты потребительской корзины в России ведутся с 1992 г.

Минимальная потребительская корзина содержит:

33 наименований продовольственных товаров, объединенных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т. д.);

9 групп непродовольственных товаров, включающих пальтовую группу, костюмно-платьевую группу, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии, лекарства.

Когда известно содержимое потребительской корзины, определяется ее стоимость с учетом уровня потребительских цен и тарифов на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

При этом учитывается, что в трудоспособном населении мужчины составляют 52 %, а женщины – 48 %. Среди пенсионеров мужчин и женщин соответственно 28 и 72 %. Доля детей в возрасте до 6 лет – 24 %, от 7 до 15 лет – 66 %. Качественное и количественное наполнение потребительской корзины не есть нечто застывшее. Для основных социально-демографических групп в целом по России она пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя, помимо потребительской корзины, налоги и другие обязательные платежи. Обязательные платежи и сборы при расчете прожиточного минимума определяются только для трудоспособного населения. Их составляют налоги на доходы физических лиц, т.е. определяется, сколько денег надо отдать казне в виде налогов, чтобы заработать на покупку содержимого минимальной потребительской корзины.

Следует отметить, что прожиточный минимум в целом достаточно объективно отражает динамику цен и уровень благосостояния населения. В 2001г. доходы ниже прожиточного минимума имели 39,9 миллиона россиян (27,6% всего населения). В том числе 12,7 млн. человек (8,8%) имели доходы ниже стоимости минимального набора питания. Стоит отметить, что нормальная по российским меркам жизнь начинается при доходах в 2,5 раза выше величины прожиточного минимума.

На основе потребительской корзины и прожиточного минимума устанавливается размер минимальной заработной платы (МРОТ) и социальных трансфертов. МРОТ - законодательно зафиксированный нижний предел заработной платы, устанавливаемый за наименее квалифицированный простой труд. Его величина является точкой отсчета для тарифных сеток ставок заработной платы. Теоретически величина МРОТ должна быть увязана с величиной прожиточного минимума. На 01.01.2010 года МРОТ В Вологодской области составлял 4300 рублей без районного коэффициента .

Минимальный размер пенсии (пособия, стипендии) представляет собой законодательно зафиксированный нижний предел такого рода социальных трансфертов в денежной форме, выплачиваемых населению.

Расчеты величины прожиточного минимума в целом по области производятся Департаментом здравоохранения и социального развития области на основе данных государственной статистики об уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с Методикой исчисления величины прожиточного минимума в Вологодской области.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается постановлением Правительства области. Публикация величины прожиточного минимума в среднем за год, представляет собой его оценку на основе данных, установленных Правительством области за I – IV кварталы соответствующего года.

Таблица 2

Динамика прожиточного минимума и МРОТ в Вологодской области Показатели Годы 2001 2008 2009 1 кв. 2 кв. 3кв 4кв Прожиточный минимум:

На душу населения

5270 -трудоспособного населения 1406 5301 5633 5760 5782 5722 -пенсионеров 828 3844 4134 4243 4264 4224 -детей 1258 4388 4740 4851 4878 4849 Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % к общей численности) 24 16,5 24 24,3 24,5 24,7

За период с 2002 года по январь-сентябрь 2009 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась на 2,8% (в 2002 г. 290,2 тыс. человек имели доходы ниже прожиточного минимума, в январе – сентябре 2009 г. – 298,4 тыс. чел.). Уровень бедности за период с 2002 г. по январь – сентябрь 2009 г. увеличился на 1,7 процентных пункта и составил 24,5 процента (в 2002 г. – 22,8 процента). Среднедушевой доход в Вологодской области за данный период увеличился в 3,1 раза и составил в январе – сентябре 2009 г. 10889 рублей .

Стоимость потребительской корзины прямо влияет на прожиточный минимум, а с 2018 года и на МРОТ. Механизм таков: ежеквартально Росстат подсчитывает цену потребкорзины, на основании которой определяется прожиточный минимум. Напомним, что с 1 мая 2018 года минимальная зарплата составляет 100% ПМ.

Расскажем, сколько стоит потребительская корзина в 2018 году и в 2019 году. Состав и цена на месяц минимального набора еды, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для выживания в РФ, будут представлены ниже.

Вопросы правового регулирования

Действующий Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ» был принят Госдумой 20 ноября 2012 года. В статье 1 установлено, что потребкорзина устанавливается не реже, чем раз в 5 лет. То есть эту корзину должны были пересмотреть к началу 2018 года. Однако в статью 4 о сроке действия внесли изменения законом № 421-ФЗ от 28.12.2017, продлив силу «продуктовому набору» до 31 декабря 2020 года включительно.

Получается, что с 2013 года набор обязательных продуктов, товаров и услуг не менялся уже более 5 лет и не изменится в ближайшие 2,5 года.

Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» (ст. 1) устанавливает важнейшие понятия, связанные с темой этой статьи:

  • потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания;
  • прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
  • в ст. 2 закона определяется, что назначением прожиточного минимума, в том числе является обоснование принимаемых на уровне государства МРОТ, размеров стипендий, пособий, иных социальных выплат.

В этом же законе указано, что:

  1. корзина разрабатывается трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений как на федеральном уровне, так и на региональном; закрепляется она федеральным законодательством, одновременно утверждается методика, которая раскрывает особенности формирования минимума продуктов.
  2. в субъектах России принимаются свои акты на эту тему. Они не могут содержать положения, ухудшающие положение граждан по сравнению с федеральным законом. Таким образом, в отдельных субъектах ситуация с потребкорзиной (как и с МРОТ, прожиточным минимумом) может обстоять лучше, чем в целом по стране.

Правительство дает регионам методические указания для принятия местных актов, которые должны учитывать особенности климата, культуры, традиций. Основным актуальным актом выступает Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ».

В частности, в нем устанавливается 10 природно-климатических зон, каждая из которых имеет свою специфику по набору продуктов. Если говорить условно, то 1-я зона - самая холодная (Север), 10-я - самая теплая, при этом Санкт-Петербург относится в 6-й зоне, Москва – к 7-й.

Минимальная потребительская корзина в России 2018 года составляется отдельно для 3 основных групп: трудоспособных взрослых, пенсионеров и детей.


Структура и размер потребительской корзины

Парадокс действующей корзины в том, что ее размер определяется по расчетам стоимости продуктов питания, необходимых каждому человеку. Закон не устанавливает перечень услуг и непродовольственных товаров, он лишь указывает, что их цена определяется соотношением к продовольствию. И на услуги, и на промтовары приходится по 50% от стоимости еды. Поэтому полная стоимость потребительской корзины определяется ценой продуктового набора, умноженной на два.

Структура корзины включает три компонента

  1. Минимальный набор продуктов, объединенных в 11 основных групп.
  2. Предметы первой необходимости: одежда, обувь, лекарства.
  3. Платежи за услуги, преимущественно транспортные и коммунальные.

Еще раз обратим внимание, что 2 и 3 группы законом лишь поименованы, их точной расшифровки и состав ФЗ не содержит. Фактически их стоимость определена «на глаз».

Таблица: потребкорзина 2018-2019 года в России

Состав и список самых необходимых для граждан продуктов питания представлен ниже в таблице:

Как выглядит потребительская корзина в 2018 году (состав и цена на месяц) по РФ? На официальном сайта Росстата есть форма, которая показывает стоимость условного (минимального) набора продуктов питания. Для сравнения возьмем данные для России в целом, Москвы и СПб:

Выглядит неправдоподобно, особенно, если учесть, что по таким расчетам человек может потратить на еду в сутки всего 132 рубля.

Теперь посмотрим, какова полная потребительская корзина в России на 2018 год (официальные данные Росстата о стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг):

Напомним, что МРОТ с 1 мая установлен в размере 11 163 рубля в месяц. При этом суточная потребительская корзина россиянина в рублях (2018, за май) составляет 502, 37 коп. Это с учетом платы за лечение, еду, проезд, ЖКХ и т. д.

Сравним потребкорзины

В СССР потребкорзина включала больше таких продуктов, как:

  • Мясо (84 кг, сейчас 58,6 кг)
  • Рыбу (20 кг, сейчас 18,5 кг)
  • Яйца (280 шт., теперь 210)
  • Молоко (380 л, а не нынешние 290)
  • Фрукты (80 кг, актуальное значение - 60)
  • Овощи (146 кг, сегодня 114)

Сейчас в потребкорзине больше мучного - со 110 кг почти до 127.

Отметим, что в других странах мира учитывается не набор продуктов и услуг, необходимых для выживания, а состав товаров, требующийся для поддержания достойного уровня жизни:

  • в немецкой корзине 475 наименований;
  • в английской - 700 (помимо продуктов и стандартных услуг включено посещение ресторанов, театров, футбола, бассейна, расходы на ремонт и пр.);
  • во французской дополнительно учитывается корм для домашних животных, расходы на салоны красоты, такси и т. д.

Что говорят эксперты

Представитель Института социально-экономических проблем народонаселения РАН В. Бобков указывает, что существующий подход не отражает современную жизнь. Сейчас нельзя обойтись без расходов на Интернет, оплату мобильной связи и телефонов, без кредитов и депозитов, без платного лечения, репетиторов. «Если все эти далеко не шикарные потребности заложить в стоимость потребительской корзины, то она должна увеличиться в 2,5-3 раза».

Секретарь Федерации независимых профсоюзов О. Соколов также считает, что «потребительская корзина должна соответствовать реальным расходам». Отмечает, что расходы на еду не должны превышать 30%. Когда они составляют половину минимального набора - это признак бедности страны.

Профсоюзный лидер считает, что в состав корзины необходимо включить страховые выплаты и сбережения, а ее размер должен быть по минимуму увеличен двукратно.

Как хотят менять закон?

До сентября 2017 года министр труда и соцзащиты М. Топилин обещал, что произойдет пересмотр корзины в пользу увеличения в ней доли мяса, овощей и фруктов. Вместо этого корзину «заморозили» до 2021 года. Это произошло из-за планов уравнять МРОТ и ПМ, что и было сделано. Очевидно, при изменении и удорожании минимального потребительского набора ПМ также повысился бы, и «минималке» было бы тяжело сравняться с ним.

В январе 2018 года от Топилина вновь услышали обещания о пересмотре. Потом зашла речь о том, что от потребительской корзины вскоре могут вообще отказаться. Говоря, что прожиточный минимум можно определять из медианного среднедушевого дохода, а не по цене минимально необходимых человеку вещей.

Понятие потребительской корзины используется в России в первую очередь для определения величины , как и во многих других государствах. О том, что это такое, что из продуктов входит в потребительскую корзину россиянина, и какова ее реальная стоимость, будет полезно знать каждому. Кроме этого, стоит рассмотреть отдельно принципы формирования продуктовой корзины.

Потребительская корзина – что это такое

Понятие потребительской корзины в том или ином виде использовалось еще в древности – различные китайские и вавилонские нормативные документы содержат указания о минимальном обеспечении отдельных лиц, необходимом им для жизни. Нормативы обеспечения до конца 19-го века, а в отдельных государствах и по сей день, преимущественно касались отдельных категорий лиц – военнослужащих, заключенных, чиновников. Однако сейчас под потребительской корзиной традиционно подразумевается набор продукции и услуг, необходимых для жизнедеятельности человека и поддержания его здоровья.

Зависимо от конкретных нормативных актов различных государств могут применяться разнообразные способы как определения самой рассматриваемой корзины, так и входящих в нее благ. Соответственно и объемы этого аспекта государственной политики в разных государствах могут различаться многократно. Например, в Великобритании она включает в себя не просто обеспечение граждан продуктами питания, одеждой, но также рассчитывает обязательный учет билетов на футбольные матчи, оплаты Интернета и других нематериальных благ.

Следует различать понятие потребительской и продуктовой корзин. Так, во второй ситуации рассматривается исключительно необходимый объем конкретных продуктов питания, в то время как потребительская также предполагает приобретение услуг, непродовольственных товаров и нематериальных благ, важных для ведения полноценной жизни.

При этом следует отметить, что сама по себе данная корзина в большинстве стран мира не оценивается в денежном эквиваленте, а лишь в объемах необходимых для человека товаров и услуг. В то же время, исходя из данного объема, традиционно может высчитываться прожиточный минимум – более подробно о механизмах его определения и влияния на экономику и социальную, равно как и политическую жизнь государства можно прочитать в .

Набор продуктов в потребительской корзине рассчитывается исходя из необходимости обеспечить максимально здоровое и полноценное питание и жизнедеятельность. На практике же фактический объем и конкретные виды продуктов питания и иных товаров, даже среди людей, получающих минимальный допустимый размер зарплаты и живущих на прожиточный минимум может значительно отличаться от устанавливаемых государством нормативов.

Как рассчитывается потребительская корзина

В мировой практике существует несколько различных способов определения размеров и перечня продукции, которая должна входить в потребительскую корзину. Так, для определения означенного списка товаров должны проводиться широкомасштабные исследования, включающие в себя проведение следующих мероприятий:

Соответственно основным мероприятиям, за счет которых осуществляется фактическое формирование потребительской корзины, могут изменяться и методики расчета. Так, могут применяться следующие методы:

  • Нормативный . В данном случае потребительская корзина формируется из полного спектра необходимых населению товаров и услуг в целом. Такой метод позволяет наиболее точно определить потребности граждан и, впоследствии, стоимость их удовлетворения.
  • Субъективный . Этот метод опирается преимущественно на оценку потребностей населения именно по его мнению, однако в сравнении с нормативной методикой итоговые значения практически всегда оказываются завышенными в сравнении с реальными минимальными потребностями.
  • Статистический . В таком случае потребительская корзина формируется на основе экономического анализа потребления товаров и услуг в рамках страны или ее отдельных территорий, так как в особенности для больших государств, потребности граждан могут серьезно отличаться в зависимости от их места жительства.
  • Комбинированный . Такой подход предполагает использование различных методов оценки, например, в России проводится нормативный учет продуктов питания, а все остальные затраты устанавливаются в процентном соотношении к установленной законодательно продуктовой корзине для населения.

В некоторых странах потребительская корзина может формироваться в нескольких экземплярах и вариантах и оценивать различные категории населения. Так, в Латвии предполагается оценка потребительской корзины на семью в целом, состоящую из трудоспособных мужчины и женщины, девочки 7-8 лет и мальчика 13-14 лет. В США, в свою очередь, формируются четыре различных потребительских корзины для разных уровней дохода, а государство стремится обеспечивать и поддерживать лишь наиболее экономный вариант, однако рекомендует к применению и иные продуктовые и потребительские планы.

Потребительская корзина в России – правовое регулирование и основные принципы

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими рассматриваемый вопрос на федеральном уровне, являются::

  • Постановление Правительства РФ №54 от 28.12.2013: устанавливает конкретные принципы, соответственно которым проводится формирование потребительской корзины для отдельных групп населения. При этом в нем учитываются различные факторы и устанавливаются четкие механизмы для определения означенного минимально необходимого объема обеспечения человека.
  • Федеральный закон №227 от 03.12.2012 ввел в действие на территории РФ общую потребительскую корзину для населения в виде конкретных цифр потребляемой продукции. Также означенный закон рассматривает и срок действия установленной потребительской корзины, равно как и принципы ее обновления в связи с изменениями социальной ситуации и технологического прогресса. Кроме того, этот нормативный документ также фиксирует нормативы расчета услуг и непродовольственных товаров.

Несмотря на то, что вышеозначенный закон предписывает проводить оценку потребительской корзины не реже одного раза в пять лет, его действие продолжается до 1 января 2020 года. Соблюдение требования проведения регулярных изменений потребительской корзины было обеспечено внесением изменений в текст действующего закона.

Российские особенности расчета потребительской корзины являются достаточно примечательными. Так, характеризуют данный процесс следующие особенности:

  • Корзина рассчитывается отдельно для каждой из трех основных социальных групп населения – пенсионеров, детей и взрослых трудоспособных граждан. Её конкретные размеры могут достаточно существенно отличаться, особенно в отдельных позициях.
  • Расчет потребительской корзины проводится для всего населения в целом и не предполагает формирования отдельных корзин для жителей различных регионов, устанавливая усредненные нормативы. Но при этом особые потребности лиц, находящихся в различных климатических условиях все равно учитываются при сведении федеральных норм.
  • Потребительская корзина с точки зрения отдельных четко установленных норм является в первую очередь продуктовой – точные показатели по различным видам продукции касаются исключительно пищевых товаров.
  • Непродовольственные товары привязываются к стоимости продуктовой корзины. Так, законодательство выделяет на них 50% от стоимости продуктов.
  • Затраты на приобретаемые и необходимые для населения услуги рассчитываются по такому же принципу, составляя 50% от стоимости необходимых продуктов питания.

Соответственно вышеозначенным принципам, можно определить, что в целом потребительская корзина на 50% состоит из продуктов питания, и именно в зависимости от их стоимости и происходит определение остальных важных показателей.

На что влияет потребительская корзина

В России потребительская корзина является не только простым перечнем продуктов, которые необходимы человеку для эффективного и полноценного питания и проживания. Кроме этого она является важнейшим экономическим показателем, от которого зависят и другие нормативные документы, выплаты и инструменты правового регулирования социальных гарантий. Так, потребительская корзина в России влияет на :

Что входит в потребительскую корзину россиянина

Как уже было упомянуто ранее, потребительская корзина в России в конкретных нормативах опирается исключительно на продукты питания. Для наиболее удобного и простого расчета, в отличие от большинства других мировых государств, точные показатели в объемах потребления устанавливают в килограммах или литрах на весьма широкие группы продуктов. Так, действующими нормативами потребительская корзина предполагает следующий ее вид в объемах продукции на каждую социальную группу населения:

Вид продукции Взрослые Пенсионеры Дети
Хлебопродукты и мука в пересчете на муку 126,5 кг в год 98,2 кг в год 77,6 кг в год
Картофель 100,4 кг в год 80 кг в год 88,1 кг в год
Овощи 114,6 кг в год 98 кг в год 112,5 кг в год
Фрукты 60 кг в год 45 кг в год 118,1 кг в год
Сахар и кондитерские изделия, в пересчете на сахар 23,8 кг в год 21,2 кг в год 21,8 кг в год
Мясная продукция 58,6 кг в год 54 кг в год 44 кг в год
Рыбная продукция 18,5 кг в год 16 кг в год 18,6 кг в год
Молочная продукция 290 кг в год 257,8 кг в год 360,7 кг в год
Яйца 210 штук в год 200 штук в год 201 штука в год
Жиры 11 кг в год 10 кг в год 5 кг в год
Прочие продукты (соль, специи и чай) 4,9 кг в год 4,2 кг в год 3,5 кг в год

Фактическая стоимость продуктовой или потребительской корзины может значительно отличаться от установленных в таблице нормативов, так как общегосударственные расчеты проводятся по средней рыночной стоимости. Соответственно, в зависимости от конкретных мест приобретения товаров, сезона года и других факторов, реальная стоимость продуктовой корзины может быть, как на порядок ниже, так и выше установленного прожиточного минимума.

Потребительская корзина считается условным понятием, которое каждый год обновляется на федеральном уровне власти. В состав входит список наиболее важных товаров, продуктов и услуг. Каждому гражданину Российской Федерации такой корзины должно быть достаточно в расчете на один месяц, с учетом стабильного роста инфляции и существующих цен.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Расчет корзины осуществляется на основании сложившихся общественных и экономических условий, которые формируются в каждом конкретном регионе страны в течение определенного промежутка времени.

Состав потребительской корзины и ее цена на месяц в 2019 году имеют некоторые характерные особенности. Для их понимания важно ознакомиться с понятийным аппаратом, с соотношением продуктов, с минимальными показателями, с порядком расчета стоимости, а также с мнением рядовых граждан.

Определение понятий

Потребительской корзиной принято считать примерный товарный набор, который используется и потребляется гражданами на ежемесячной основе. На основании ее стоимости происходит расчет минимальной суммы денежных средств, необходимых для комфортного проживания – прожиточный минимум.

Существует еще одно определение, это минимальное количество продуктов питания, хозяйственных товаров и услуг, которые остро необходимы каждому человеку для поддержания жизненных функций.

Стоит отметить, что в начале 2000-х гг. минимальная сумма рассчитывалась на основе методических указаний Министерства Труда Российской Федерации. Состав корзины пересматривается Правительством каждый год в зависимости от текущих цен.

В подавляющем большинстве случаев потребительская корзина применяется в качестве базового параметра при сравнении фактически и плановых расходов, а также для вычисления валютных перспектив.

Что входит в потребительскую корзину

Известно, что состав потребительской корзины определяется на законодательном уровне. Это говорит о том, что список основных продуктов и товаров в России определяется соответствующим Федеральным Законом. В силу частого изменения показателя инфляции. Правительством РФ было определено специальное ценовое соотношение, в соответствии с которым затраты должны составлять не более половины от стоимости продукции.

Что касается стоимости оплачиваемых услуг, то она не может превышать 25%, ни при каких обстоятельствах. Необходимое процентное соотношение пересматривается ежегодно, но в 2019 году оно не было изменено. Однако, в зависимости от принадлежности потребителя к определенной категории граждан, может определяться состав корзины.

В частности, некоторые виды круп и мясной продукции были заменены фруктами и овощами, поскольку данные массовых социологических опросов гласят, что население РФ стало уделять более пристальное внимание состоянию своего здоровья, что предусматривает мгновенный переход на рациональное и правильное питание.

В состав продуктовой корзины входят:

  • мучные изделия и крупы;
  • мясо;
  • рыба;
  • овощи;
  • фрукты;
  • картофель;
  • молочная продукция.

Соотношение продуктов к непродовольственным товарам

В 2019 году в потребительскую корзину было внесено одно важно изменение. Оно заключается в том, что товары непродовольственного типа и соответствующие услуги будут в дальнейшем определяться в процента от общей стоимости пищи. До этого государство решало, какое количество товаров первой необходимости, например, одежды, нужно каждому отдельному гражданину.

Например, ранее человеку полагалось:

  • около 300 литров холодной и горячей воды, а также водоотведения в сутки;
  • 10 кубометров газа в месяц;
  • около 50 кВт электрической энергии в месяц;
  • 7 гигакалорий тепла за 12 месяцев;
  • 18 квадратных метров для комфортного проживания.

Стоит отметить, что ранее отводилось 5% от всех расходов на культурное просвещение и развлечения. Что касается последних изменений, то в соответствии с ними от статей товаров непродовольственного типа и услуг было решено отказаться. Законодательство гласит, что в дальнейшем такие категории расходов будут составлять 50% от стоимости продуктовой корзины.

Другими словами, нужно умножить общую стоимость продуктового набора на два и получить минимальный размер суммы, необходимый гражданину для покупок товаров и услуг, а также для погашения платежей, в том числе и коммунального характера.

Минимальный состав

В 2019 году снижаются нормы потребления мучной продукции, включая саму муку, крупы и макароны. Взрослому человеку нужно будет на 7 кг меньше, а лицам пенсионного возраста – на 5 кг. После разделения положенной массы на среднее число дней в году можно получить норму в сутки – 345 граммов.

На 3 кг была уменьшена норма по жирам и растительному маслу, однако увеличение наблюдается для мясной продукции. Тем самым, суточная норма мяса для трудоспособных граждан составила 150 граммов.

На каждого жителя Российской Федерации полагается гораздо больше молока и молочных изделий. Для несовершеннолетних детей соответствующий показатель составляет 360 килограмм в год. В два раза возросла норма по фруктам.

По прочим продуктам стоит сказать то, что каждый взрослый гражданин должен съедать в месяц:

  • 1,5 килограмма свежей рыбы;
  • 5 килограммов фруктов и мяса;
  • Около 10 килограммов овощей;
  • 10,5 кг хлеба;
  • 8,5 кг картофеля.

Что касается нормативных показателей по кондитерским изделиям, то их доля была изменена немного. Для детей полагается примерно 60 граммов сладостей в сутки. Согласно новой потребительской корзине, граждане РФ потребляют примерно 300 литров молока и 200 яиц каждый код. Стоит отметить, что для пенсионеров данный показатель несколько меньше.

Увеличение доли рыбной, мясной и овощной продукции практически не меняет структуру реальной потребительской корзины. С другой стороны, это опосредованно может помочь бедным категориям граждан.

В перспективе, изменение состава и структурных компонентов корзины повлечет за собой увеличение стоимости, что должно являться основной причиной повышения прожиточного минимума. В итоге, это будет являться предпосылкой к росту показателей доходности для некоторых категорий граждан. Особенно это касается лиц пенсионного возраста и граждан, осуществляющих свою профессиональную трудовую деятельность в бюджетных организациях.

Как рассчитывается цена для разных категорий граждан

Расчет проводится уполномоченными инстанциями в соответствии с положениями актуального федерального законодательства. Для этого используются общие правила, но дополнительно учитываются региональные условия. В текущую потребительскую корзину включается минимальный набор промышленных товаров, пищевых продуктов и услуг.

Практика показывает, что в большинстве случаев территориальные органы власти ориентируются на ценовую политику регионов и на нюансы проживания, например, на стоимость услуг, потребности в предметах обихода и так далее.

Взяв за базовую компоненту установленный на федеральном уровне показатель, можно разделить его половину на число месяцев в году. В итоге получится месячная корзина на одного гражданина Российской Федерации.

Важно помнить о том, что ее стоимость в реальном соотношении немного увеличивается, что автоматически требует от органов федеральной власти принятия определенных мер. Принятые инициативы могут возыметь эффект только в том случае, если ценовая продукция на продукты первой необходимости не будет существенно изменяться по причине изменения уровня инфляции.

Мнение граждан

Новости об изменении состава потребительской корзины удовлетворяют далеко не всех граждан. Многие считают, что чиновники занимаются расчетом исходя из неких абстрактных величин. Трудоспособному человеку, особенно если он осуществляет свою деятельность на энергозатратных производствах, состава продукции может не хватить.

Народное мнение, отражаемое во многих СМИ, склоняется к тому, что составители потребительской корзины не учли определенные факторы жизни в России, включая факт изменения цен на овощи и фрукты в зимний период.

Встречаются ситуации, когда мясо стоит дешевле. Это особенно актуально на фоне того, что в некоторых регионах РФ зима длится более 6 месяцев, а потребление местного населения заточено под сельскохозяйственную продукцию.

Граждане также считают, что потребление мучной продукции не может учитывать только по показателям мелкой выпечки. Несмотря на то, то специалистами даются благоприятные прогнозы на удешевление продуктов, это трудноосуществимо.

Стоит учитывать обстоятельство того, что потребительская корзина в 2019 году может все еще претерпеть некоторые изменения по своему составу. Например, ожидается дополнение новыми вещами или пищевой продукцией, особенно на фоне роста недовольства действующей политикой высших чинов страны.

Это может привести к обогащению ежедневного рациона населения, но излишки все же наблюдаться не будут. По состоянию на сегодняшний день нормативы питания довольно низкие, особенно если за параметр сравнения принимать положения дел в иностранных государствах. Обычные жители США тратят на продуктовую корзину около 300 долларов, что заметно отличается от российских показателей.