Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что было раньше на месте израиля. Когда и как образовался Израиль

История образования Израиля как государства давняя и трагическая. С полной уверенностью можно сказать, что началась она как минимум три тысячи лет назад. Еврейскому многострадальному народу пришлось пройти множество испытаний на пути к созданию собственного государства.

Древняя история

Впервые образование Израиля как государства произошло в X веке до нашей эры на Восточном Средиземноморье. Называлось оно Израильским царством. Но его независимое существование было очень недолгим. С VII века оно подвергалось многочисленным завоеваниям. Так как годом образования Израиля как государства считается 1948, выходит, что еврейский народ утратил свою Родину более чем на 26 веков!

В 63 году до нашей эры захватила могущественная Римская империя. Захваченная территория доставила римлянам массу различных проблем. Одна из самых острых - религиозная: иудаизм запрещал возвеличивание римского императора как божества и, соответственно, поклонение ему. А ведь это было необходимым условием для граждан империи.

Путь образования государства Израиль кратким не был. В 135 году нашей эры в одной из провинций состоялось неудачное восстание местного населения против римских властей. Это событие радикально повлияло на дальнейшую судьбу проживавшего там народа. Римский император решил в качестве наказания выселить евреев со своей территории. В провинцию, ранее заселенную ими, пришли другие народы. Так появились первые еврейские общины, причем не только на территории Римской империи, но и далеко за ее пределами. Спустя годы они стали возникать и на славянских землях.

После раскола Римской империи в 395 году на Восточную (Византию) и Западную часть Палестина отошла к первой, оставаясь до 619 года ее провинцией. С 614 по 629 год Палестину завоевала Персия. После она вновь стала провинцией Византии. Численность еврейского населения из-за постоянных массовых убийств и гонений, которые начал император Ираклий, сильно снизилась.

В Средневековье

К 636 году Палестину у Византии отвоевали мусульмане. И следующие шесть веков эту территорию контролировали то Омейядский халифат, то Аббасиды, то крестоносцы.

1099 год ознаменовался основанием которое возникло благодаря стараниям крестоносцев. Но уже к 1260 году Палестина оказалась полностью завоевана династией Мамлюков. Относительно мирные времена воцарились на несколько столетий. Однако уже в 1517 году территорию современного Израиля завоевали турки-османы. Под властью Османской империи страна находилась 400 лет, вплоть до 1917 года. В этот исторический период евреи имели статус «зимми». Они обладали определенными гражданскими правами и свободой вероисповедания, но в тоже время существовал ряд ограничений. К примеру, запрет на езду на лошадях, ношение оружия.

Предпосылки образования Израиля - еврейского государства

Только в конце XIX века евреи стали стремиться вернуться на свои исторические земли. После 1881 года в Палестину уехали первые переселенцы. Следующая массовая волна иммиграции произошла в преддверии Первой мировой войны. На территориях, которые принадлежали Османской империи, евреи начали создавать свои поселения, не претендуя на независимость. В основном люди переезжали в Палестину, руководствуясь своими религиозными убеждениями. Но было немало евреев, планировавших построение социалистических коммун на территории этой страны.

Декларация Бальфура

Образованию Израиля как государства способствовало и то, что 2 ноября 1917 года Артур Бальфур - министр иностранных дел Великобритании - написал официальное письмо лорду Ротшильду, который в то время был представителем британской общины евреев. В нем говорилось о том, что правительство государства всерьез задумывается о создании в Палестине национального очага для евреев.

Какова была цель данной декларации? Во-первых, это приобретение Великобританией права на то, чтобы контролировать после войны земли Палестины, на которых изначально предполагалось создание зоны международного контроля. Во-вторых, это надежда на то, что евреи, живущие на территории Америки, будут вынуждать правительство своей страны вступить в Первую мировую войну, поддержав тем самым истощающиеся силы союзников. В-третьих, это давление на евреев, живущих на территории России, чтобы не допустить распространения большевистской идеологии и выхода Российской империи из войны.

Последствия декларации

Когда закончилась Первая мировая война, Палестина превратилась в подмандатную территорию Великобритании. В нее начали массово эмигрировать евреи, что стало первым шагом к образованию государства Израиль. К тому времени как началась Вторая мировая война, в Палестине насчитывалось 500 тысяч евреев, к концу войны к ним добавилось еще 100 тысяч.

И они продолжали переселяться на эти земли, чем вызвали бурное недовольство среди арабского Арабы потребовали, чтобы правительство это прекратило. Правительство пошло им навстречу, невзирая на то, что мировое сообщество в годы войны обвиняло британцев в том, что они препятствуют бегству евреев от нацистского режима в страны Ближнего Востока. В Великобритании было решено ввести квоты на въезд для евреев-иностранцев, но эти квоты соблюдались далеко не всегда. Ситуация крайне накалилась к концу тридцатых годов, когда грандиозное количество переселенцев из Германии вызвало восстание арабов-палестинцев. И тогда с 1939 года Великобритания категорически запретила миграцию евреев на территории, контролируемые ею.

Во время Второй мировой войны

Путь образования Израиля как государства был долгим и тернистым. Давид Бен-Гурион, который был руководителем еврейской общины, решил начать проводить агрессивные акции протеста против британского контроля над Палестиной. С 1944 года евреи стали открыто выказывать свое неповиновение и совершать дерзкие террористические акты.

Не остались в стороне и международные сионистские общества, а также США. Давление на Лондон начало усиливаться. Правительство Великобритании обвиняли в гибели еврейских беженцев, пытавшихся нелегальным путем через море попасть в Палестину, но перехваченных британскими пограничниками, которые возвращали несчастных в Европу, где они погибали от рук нацистов.

После Второй мировой войны

Когда Вторая мировая война наконец закончилась, образование Израиля как государства стало по-настоящему насущной проблемой. Мандат Великобритании на управление Палестиной продолжал действовать. В августе 1945 года Всемирный сионистский конгресс, а затем и президент США Г. Трумэн, поддавшийся давлению со стороны еврейских сообществ своей страны, предложили Великобритании разрешить переселение более миллиона евреев в Палестину. Но Лондон не принял это предложение, так как политики предвидели волнения в арабских странах.

Уже в октябре представители заявили, что попытки США сделать Палестину еврейским государством неизбежно приведут к войне.

Тем временем продолжались теракты. В июле 1946 года сионистскими террористами был взорван штаб военной администрации Великобритании. Погибло почти 100 британских граждан.

Решение правительства Великобритании

Великобритания экономически была зависима от США и не желала ссориться. Но и конфликт с арабами Лондону был не нужен. Поэтому в 1947 году Великобритания отказалась контролировать Палестину.

29 ноября 1947 года в ассамблее ООН пришли к консенсусу по палестинскому вопросу: земли решили разделить три части (42 % - арабам, 56 % - евреям, а 2 % земель, в которые входили Иерусалим и Вифлеем, - ООН). Арабскими странами данная резолюция была не принята.

Кровавые стычки между евреями и арабами стали происходить все чаще. Ситуация достигла своего апогея. Арабы стали массово покидать страну. Великобритания, не желая ввязываться в войну, 14 мая 1948 года вывела свои войска из Палестины и заявила о прекращении действия своего мандата.

Долгожданное событие

Датой образования Израиля как государства считается 14 мая 1948 года. В этот знаменательный день Давид Бен-Гурион - глава временного еврейского правительства - объявил миру о создании независимого еврейского государства. Президентом был провозглашен столицей - город Тель-Авив.

Уже 17 мая СССР и США признали Израиль. К сожалению, дипломаты из других стран не смогли перевести арабо-еврейский диалог в мирное русло. В скором времени после дня образования государства Израиль и объявления о его независимости сразу несколько арабских государств развязали с ним войну. Но постепенно Израиль признали почти все страны мира.

Роль СССР в создании еврейского государства

СССР вместе с США оказывал содействие образованию государства Израиль. Наиболее значительная роль в среде евреев Палестины принадлежала эмигрантам из Российской империи. Они распространяли идеи социализма. Бен-Гурион также был родом из России. Через несколько лет после Октябрьской революции он с дружественным визитом приезжал в СССР. Когда-то евреи способствовали распространению большевистской идеологии в Российской империи. И тот момент Сталин ждал от русских евреев Палестины поддержки в своих планах по росту влияния СССР на дела Ближнего Востока и вытеснению оттуда Великобритании.

Но лояльность советского вождя была недолгой. В СССР стало поощряться антисемитское настроение, а выезжать из страны евреям перестали разрешать. После развала СССР евреи массово стали уезжать в Израиль на постоянное место жительства.

– нового суверенного независимого государства. Сегодня многие задаю вопрос: «Израиль, как же он образовался?» Об этом и пойдет речь в этой статье.

Все началось так. После того, как резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение в 1947 году 29 ноября о разделе земель Палестины, находящейся под мандатом управления Великобритании, на два независимых суверенных государства — еврейское и арабское, началась осуществляться интенсивная активная подготовка к тому, чтобы провозгласить независимое .

В это же время Британия отказывается сотрудничать в разделе Палестинских земель на два независимых государства и объявляет о своих намерениях вывести с территории, подмандатной Британии свои войска и гражданский персонал. Вывод вооруженных сил и гражданского персонала планируется Великобританией к середине мая 1948 года.

Надо сказать, что американцы пытались оказывать дипломатическое давление на Еврейское агентство, пытаясь добиться отсрочки провозглашения независимого еврейского суверенного государства.

Американские дипломаты и все руководство страны имели сомнения по поводу способности еврейского нового государства выстоять в конфликте с арабами. США также отказались поддержать план о разделе Палестинских земель, при этом был предложен план о передаче их под опеку Организации Объединенных Наций до поры, когда будет достигнуто соглашение между арабами и евреями.

Возникновение Израиля было очень не легким: возражали правительства Западной Европы, постоянное ощутимое давление государственного департамента Соединенных Штатов, разногласия в Народном совете, а также внутрипартийные разногласия. Но, не взирая на все возражения и разногласия, Давид Бен Гурион настоял на образовании суверенного государства перед истечением срока мандата Британии.

Народным правлением 12 мая 1948 года было принято решение о провозглашении независимости, причем в течение двух дней. Решение было принято Вего лиш шестью голосами против четырех.

И уже 14 мая 1948 года Давидом Бен Гурионом было провозглашено образование Израиля, как независимого суверенного еврейского государства. За несколько часов до окончания мандата Британии на Палестину, в музее, в здании бывшего дома Меира Дизенгофа, в городе Тель-Авив в 16-00 было сделано объявление о возникновении Израиля.

Время 16-00 было выбрано таким образом, чтобы церемония провозглашения закончилась до наступления субботы — «шабата». Место провозглашения независимости выбирали таким образом, чтобы избежать религиозных или партийных подоплек. А здание — незаметное и не помпезное выбиралось с оглядкой и опасением перед возможными бомбежками.

14 мая утром приглашения на церемонию провозглашения независимости государства Израиль были разосланы с помощью посыльных, при этом была присовокуплена просьба о хранении этого события в секрете.

Интересный факт: окончательный вариант текста о Декларации независимости был утвержден буквально за один час до начала торжественной церемонии, спешно печатался на печатной машинке. Попутная машина доставила Декларацию независимости в здание музея в 15-59, за минуту до официального провозглашения независимости государства и начала церемонии.

По дороге к месту провозглашения суверенного государства Израиль машина с текстом декларации была остановлена полицейскими за превышение скорости. Водитель, который вез декларацию не имел прав, но он заявил полицейскому, что тот срывает церемонию провозглашения независимого государства, а потому водитель был отпущен и даже избежал штрафа. После того, как декларация о независимости была зачитана, ее подписали 25 членов Народного совета. При этом в декларации было предусмотрено еще место для подписей двенадцати членов Народного совета, которые были заперты в осажденном арабами Иерусалиме.

Церемония образования Израиля транслировалась по радиостанции «Коль Исраэль». С тех пор, официальный год образования Израиля считается 1948.

Что же произошло после провозглашения Бен Гурионом независимости Израиля. Уже на следующий день после провозглашения об образовании Израиля армии пяти арабских стран, входящих в Лигу арабских государств – Египет, Ливан, Ирак, Сирия, Трансиордания, напали на новое молодое государство и начали военные действия против вновь провозглашенной страны.

Генеральным секретарем Лиги арабских государств было обещано: «Это будет страшная война, полностью направленная на уничтожение, это будет самая грязная и страшная резня». С тех пор 15 мая в Израиле стало Днем катастрофы, то есть днем Накба.

Первое государство, которое признало официально суверенное государство Израиль де-факто США. Президент США Трумен 14 мая в 18-11 объявил о признании США Израиля. Это было сделано сразу же, через 11 минут после провозглашения в Тель-Авиве Бен Гурионом независимости Израиля.

Первая страна, которая признала еврейское независимое государство полностью, официально — де-юре, стало Советское государство. Это было сделано 17 мая, через три дня после провозглашения независимости Израиля. День провозглашения Независимости Израиля – 14 мая – считается государственным праздничным днем. Как и все в Израиле День независимости израильтяне отмечают по особому календарю, по еврейскому летосчислению – 5 яира.

Главным, первым документом Израиля, как только он образовался – стала Декларация о провозглашении независимости. В ней говорится об основных принципах .

Первым правительством нового государства стало Временное правительство. 14 мая 1948 года, когда провозгласили независимость, Народный совет подписал постановление, в котором формально узаконил полномочия и этим постановлением был преобразован из Народного Совета во Временное правительство.

Временное работало с 14 мая 1948 года по март 1949 год. В марте 1949 года в Израиле были проведены первые выборы, на которых был сформирован Кнессет Израиля – его правительство. Это было первое правительство, выбранное в независимом государстве на выборах.

Можно с уверенностью сказать, что если бы после Второй мировой войны во главе Соединенных Штатов оказался не Гарри Трумен, история Израиля была бы иной, да и само появление этого государства было бы под вопросом. Трумен, ставший в апреле…

Можно с уверенностью сказать, что если бы после Второй мировой войны во главе Соединенных Штатов оказался не Гарри Трумен, история Израиля была бы иной, да и само появление этого государства и туры в Израиль осенью были бы под вопросом. Трумен, ставший в апреле 1945 г. неожиданно для себя самым могущественным человеком на планете, сделал почти невозможное для создания еврейского государства. Не случайно Израиль до сих пор — единственная, кроме США, страна, где можно найти не только памятники Гарри Трумену, но и школы, больницы и библиотеки, названные его именем. В исторической памяти израильтян Трумен стоит в одном ряду с основателями нации и страны. «Эти израильтяне, — признавался позже он сам, — поставили меня на пьедестал рядом с Моисеем»1. Однако роль Трумена, детали его политической борьбы за создание и легитимизацию еврейского государства до сих пор остаются малоизвестными.

Конфликт в Палестине имел длинную историю. Когда Трумен стал президентом, Палестина была британским протекторатом, отделенным еще в конце Первой мировой войны от Оттоманской империи и управляемым Лондоном по мандату Лиги Наций. Принятая в 1917 г. Декларация Бальфура, названная по имени министра иностранных дел Англии, признавала Палестину в качестве родины евреев и фиксировала их право на организацию там своего государства. В ходе Первой мировой войны декларация была одобрена всеми великими державами. В 1922 г. ее одобрила Лига Наций, которая и передала Палестину в протекторат Великобритании. На основе этой декларации британские власти уже в 20-е и 30-е годы позволяли евреям создавать там свои поселения. Однако декларация вызывала резкое противодействие со стороны палестинских арабов, которые ко времени ее принятия сами еще не обладали собственным государством.

Английское правительство вскоре оказалось между молотом и наковальней — мусульманами Палестины, которые жили на ее территории, и евреями, которые надеялись переехать туда и образовать Израиль. Хотя в период между двумя войнами еврейское население Палестины и выросло с 80 тыс. до примерно 500 тыс., арабы делали все, чтобы воспрепятствовать реализации декларации. Однако Вторая мировая война, ужасы Холокоста, появление в разных странах огромного числа еврейских беженцев окончательно обострили еврейский вопрос — настолько, что он потребовал срочного разрешения. Одновременно сионистское движение приобретало все более военизированную, агрессивную форму. Вооруженные еврейские подразделения стали вступать в постоянные стычки и с палестинскими, и с британскими силами.

В 1942 г. на сионисткой конференции в Нью-Йорке было принято решение добиваться немедленного создания еврейского государства на территории всей Палестины и неограниченной иммиграции туда евреев со всего мира. Это не могло не вызывать все большего ожесточения арабов, которые в 1945 г. создали Арабскую Лигу Наций, главной целью которой стало воспрепятствовать появлению еврейского государства на территории Палестины. После парламентских выборов 1945 г. в Англии ситуация еще больше осложнилась. На посту премьер-министра вместо Уинстона Черчиля, который публично заявлял: „Я являюсь сионистом!“, оказался Клемент Эттли, чье правительство сразу стало разрабатывать планы ухода из Палестины и Греции и передачи управления там в руки ООН.

С самого начала своей деятельности в Сенате в 1935 г. Трумен поддерживал сионистское движение. В 1944 г. он пообещал «помогать бороться за создание еврейской родины в Палестине»2. С приходом его в Белый Дом позиция его не изменилась. Уже на восьмой день своего президентства 20 апреля 1945 г. Трумен встретился с раввином Вайзом. Президент сказал, что хорошо знает и еврейскую, и арабскую точки зрения на проблему Палестины, а также, что случилось с евреями во время Второй мировой войны. Соединенные Штаты, заявил Трумен, будут делать все возможное для того, чтобы помочь евреям обрести родину.

К этому времени сионистское движение стало влиятельной политической силой в Америке, игнорировать которую ни президент, ни другие политики не могли. В 1946 г. на встрече с американскими дипломатами-„ближневосточниками“, предупреждавшими Трумена о падении престижа США в этом районе из-за явных симпатий Белого Дома к сионизму, президент сказал: «Прошу простить меня, джентльмены, но мне надо принимать в расчет сотни тысяч тех, кто стоит за успех сионизма. Среди моих избирателей нет сотен тысяч арабов»3. Евреи составляли значительное число сторонников Трумена в штате Миссури, откуда он избирался в Сенат, очень много их было в штате Нью-Йорк, дававшем 45 голосов выборщиков на президентских выборах, от них во многом зависела финансовая и политическая поддержка демократической партии, большую роль играли они и в средствах массовой информации страны.

Отметим, что и религиозное сознание Трумена, как и знание им древней истории, еще больше склоняли его к идее создания еврейского государства на территории Палестины. Трумен позже признавался, что всегда интересовался историей Палестины и знал, что этот регион одно время был одним из главных мировых центров. Однако „арабы никогда не смогли сделать регион таким же сильным и влиятельным в мире, каким он был раньше, хотя определенные возможности для этого все еще сохранялись“. Трумен считал, «что под руководством евреев можно создать отличную индустриальную систему, а производительные возможности региона могли бы при этом использоваться и евреями, и арабами»4.

Лидеры США еще не были, однако, готовы к радикальному решению вопроса о Палестине. Когда на Потсдамской конференции Черчилль заявил, что будет рад, если Соединенные Штаты пожелают заменить Англию в качестве главной силы в этом регионе, Трумен быстро ответил: «Спасибо, не надо»5. В течение первых трех лет после окончания мировой войны конфликт в Палестине был классическим примером неудачи в международной политике США, которая осуществлялась государственным департаментом без учета нюансов внутренней ситуации в стране. Для самого Трумена борьба за создание Израиля стала борьбой и за то, кто определяет внешнюю политику Соединенных Штатов — президент страны или профессиональные чиновники и дипломаты госдепа. Уже в беседе с раввином Вайзом Трумен жаловался, что чиновники «советуют мне быть как можно более осторожным, говорят, что я не понимаю ничего, что происходит в Палестине и что я должен все оставить на рассмотрение так называемых „экспертов“… Некоторые „эксперты“ государственного департамента думают, что они должны вырабатывать политику. Но пока я президент, я буду вырабатывать политику, а их работа — лишь ее реализовывать. Те из них, кому это не нравится, могут уволиться в любое время, когда захотят»6.

Трумен сам находился под сильным давлением еврейского американского лобби, где важную роль играл старинный приятель президента и его бывший партнер по „Трумену и Джакобсону“ (галантерейному магазину в Канзас-сити) Эдди Джакобсон. Однако президент пытался действовать разумно. В письме сенатору Джозефу Боллу осенью 1945 г. он признавался: «Я прямо говорю евреям, что если они готовы предоставить мне пятьсот тысяч солдат для ведения войны с арабами, мы можем удовлетворить их желания, а иначе мы пока погодим с переговорами. Я не думаю, что Вы и другие члены Сената склонитесь к тому, чтобы послать полдюжины дивизий в Палестину для поддержания еврейского государства. Я пытаюсь превратить мир в безопасное место для евреев, но при этом не хочу идти войной на Палестину»7. На заседании правительства 30 июля 1946 г. Трумен, разозленный растущей критикой со стороны американских евреев в свой адрес, даже воскликнул: «Иисус Христос, когда он был здесь, на Земле, не смог удовлетворить их. Так кто может ожидать, что мне это удастся лучше, чем Ему!?»8.

Наконец, Трумен остановился на позиции, которую заместитель государственного секретаря США Дин Ачесон описал так: «во-первых, немедленная эмиграция в Палестину ста тысяч перемещенных евреев из Восточной Европы; во-вторых, полное неприятие политической или военной ответственности за это решение»9. То есть это была позиция в пределах принципа „де факто“. 4 октября 1946 г., выступая в день Йом Киппура, Трумен заявил, что «Соединенные Штаты будут поддерживать создание жизнеспособного еврейского государства, контроли-рующего свою эмиграцию и экономическую политику в соответствующем районе- Палестины»10. В глазах многих это означало прямую поддержку Труменом сионистского движения. Да и большинство сионистов полагало, что политика США в отношении Палестины полностью совпадает с их политикой. Когда же они находили отличия, то тут же обвиняли Белый Дом в проарабской позиции. Арабы тоже считали, что Трумен стоит на позициях сионизма и относились к нему с нескрываемой агрессивностью. Однако „наша политика, — говорил Трумен, — не была ни еврейской, ни арабской, а была просто американской политикой. Она была американской, так как была направлена на мирное решение проблем в этом трудном регионе. Она была американской, так как базировалась на желании прекратить человеческую трагедию и увидеть обещания выполненными“.

Нарастало давление на президента и внутри страны. Только за вторую поло-вину 1947 г. Трумен получил более 135 тыс. писем, телеграмм и петиций в поддержку создания еврейского государства в Палестине. В ноябре 1947 г. Трумен тайно встретился с самым уважаемым лидером сионизма 74-летним ученым Хаимом Вейцманом, только что проигравшим перевыборы в качестве председателя Всемирного сионистского конгресса. Вейцман был одним из создателей Бальфурской декларации, с Труменом они уже были знакомы и чувствовали взаимную симпатию. Трумен считал, что „Вейцман был замечательным человеком, одним из самых мудрых людей, которых я когда-либо встречал, настоящий лидер, один в своем роде… Он посвятил свою жизнь двум вещам — науке и сионизму. Это был человек колоссальных достижений и исключительных личных качеств“.

На встрече Вейцман рассказл Трумену о своем видении того, как евреи возродят Палестину и превратят ее в процветающую индустриальную державу, как они будут осваивать пустыню. Новое еврейское государство, по его словам, станет примером для всего региона. Гость показывал президенту карты, где предлагались возможные планы разделения Палестины и рассказывал о том, как он планирует устроить сельское хозяйство в новом государстве. Трумен, проведший много лет своей жизни на ферме в Миссури, не только горячо заинтересовался этими планами, но и пообещал Вейцману свою поддержку. Сразу по окончанию встречи президент поручил американской делегации поддержать в ООН проект разделения Палестины на две части.

Единственное опасение у Трумена вызывало то, что такое разделение может быть использовано Советским Союзом для укрепления своих позиций в регионе. Вейцман был не согласен: «Существуют опасения, что реализация нашего проекта в Палестине может каким-то образом быть использована в качестве канала для проникновения коммунистических идей на Ближний Восток. Нет ничего более далекого от правды. Наши эмигранты из Восточной Европы — это именно те люди, кто оставляет коммунистические районы. Иначе они бы совсем не уезжали. Если бы существовала серьезная попытка Советов распространить коммунистическое влияние через нашу эмиграцию, они легко могли бы это сделать в предыдущие десятилетия. Но каждые выборы свидетельствуют о том, что коммунизм достиг крайне небольшой популярности в нашем обществе. Образованные крестьяне и квалифицированные рабочие стремятся к высоким стандартам жизни, которые никогда не будут приняты коммунистами. Опасность коммунизма существует только в неграмотных и обедневших слоях, неспособных самостоятельно ему сопротивляться»11.

К этому времени английская администрация Палестины стала главной мишенью сионистского движения. Нарастало насилие, события приобретали неуправляемый характер. 22 июля 1946 г. еврейские террористы взорвали английский военный центр, располагавшийся в гостинице „Царь Давид“ в Тель-Авиве; был убит 91 человек. В начале 1947 г. под воздействием мирового общественного мнения и давления со стороны США и европейских стран Англия разрешила переезд в Палестину евреев-беженцев из Европы. Не будучи более в состоянии контролировать ситуацию и поддерживать порядок, Лондон объявил, что прекращает действие своего мандата с 15 мая 1948 г. Арабские людеры тут же публично заявили, что этот день станет началом „защиты прав арабов“. ООН немедленно создала специальную комиссию по рассмотрению палестинского вопроса и под давлением США 29 ноября 1947 г. приняла решение, предусматривающее разделение Палестины на арабскую и еврейскую части.

Вожди сионизма быстро увидели в этом решении свою окончательную победу. Однако арабские лидеры, несогласные с ООН, развернули прямые военные действия, пытаясь помешать евреям установить контроль над полученной ими частью территории Палестины. Конфликт приобретал все большую остроту, к началу 1948 года арабы и евреи открыто воевали друг с другом. Лондон, не скрывая, ждал конца своего мандата и пустил все на самотек. Трумен писал, что ситуация была очень сложной: «Евреи были за разделение, но не все евреи. Арабы были против разделения, но они не были согласны в том, насколько они против этого. У англичан, судя по всему, только одно было в голове: они просто жаждали умыть руки во всем этом деле»12. Практическое осуществление резолюции ООН о разделении Палестины становилось все более проблематичным.

Одновременно в самой администрации Трумена все сильнее раздавались голоса противников разделения. Министр обороны Джеймс Форрестол, к примеру, пользовался любой возможностью выступить с критикой решения ООН. «Вы просто не понимаете, — говорил он, — что сорок миллионов арабов столкнут четыреста тысяч евреев в море. И в этом все дело. Нефть — мы дожны быть на стороне нефти»13. Кроме нефти американские военные убеждали президента в невозможности посылки частей США в Палестину в случае начала там полномасштабного вооруженного конфликта. Практически все дипломаты, а также сотрудники государственного департамента, как признавался сам президент, были против даже самой идеи создания еврейского государства в Палестине. Их основ-ной аргумент заключался в том, что на протяжении многих лет Англия сумела сохранять свои позиции в регионе лишь опираясь на арабов. Теперь, когда Англия- уходит и передает всю ответственность за ситуацию там в руки США, Вашингтон должен делать то же самое, ибо если не дружить с арабами, то они перейдут в лагерь Советского Союза. Трумен был не согласен с такой логикой, но перебороть мнение внешнеполитической элиты страны было очень непросто.

Позиции Трумена сильно ослаблялись тем, что против создания еврейского государства в Палестине был настроен самый популярный политик в то время, герой недавней войны, государственный секретарь США 68-летний генерал Джордж Маршалл. По мнению американских военных, вероятность военного конфликта в Европе нарастала с каждым днем. В этой ситуации Маршалла заботила возможность беспрепятственного выхода к ближневосточной нефти. Поэтому все чаще и чаще в документах государственного департамента проскальзывала мысль о том, что надо отложить практическое осуществление решения ООН. Аналитическая записка, которую получил Трумен из только что созданного им Центрального разведывательного управления, также говорила о том, что разделение Палестины не приведет к решению проблем региона, на что надеется Белый Дом. Все это вызывало немалую тревогу у еврейского лобби США, еще более усилившего давление на президента. В начале 1948 г. с просьбой о новой встрече с президентом обратился Хаим Вейцман. Однако в этих условиях Трумен принял решение не встречаться больше с лидерами сионизма, ибо такие встречи могли быть неправильно истолкованы американской и мировой общественностью.

Для Трумена это было тяжелое время*. Приближались выборы, которые он, по всеобщему мнению, должен был проиграть. Президенту надо было успевать следить за быстро меняющейся ситуацией в Европе, накануне он выступал на объединенной сессии Конгресса, где просил депутатов ускорить одобрение „Плана Маршалла“ и программы всеобщей военной подготовки. Стремительно нарастало напряжение в американо-советских отношениях. Первый раз в марте 1948 г. Трумен открыто назвал Советский Союз единственной страной, которая блокирует установление мира: «С конца войны Советский Союз и его агенты разрушают независимость и демократический характер целого ряда стран Восточной и Центральной Европы. Это безжалостный курс, и ясно, что СССР стремиться распространить его на еще остающиеся свободными страны Европы. В результате, в Европе сегодня сложилась критическая ситуация… Я полагаю, что мы достигли положения, когда позиция Соединенных Штатов должна быть четкой и ясной. В истории бывают моменты, когда гораздо важнее действовать, чем выжидать. Мы должны быть готовы заплатить цену за мир, иначе мы наверняка будем вынуждены заплатить цену за войну»14. Казалось, мир движется к новой кровопролитной схватке.

Популярность Трумена стремительно снижалась. Согласно опросам, проводившимся институтом Гэллопа, уровень одобрения деятельности президента упал в 1948 г. до 36 процентов. Газеты и журналы публиковали саркастические материалы, доказывая, что Трумен не может справиться с ситуацией ни в стране, ни в мире. Журнал „Нэйшэн“, к примеру, риторически спрашивал: „Должен ли быть Трумен в Белом Доме?“, „Нью-Репаблик“ на обложке поместил фразу: „Трумен должен уйти в отставку“. „Нью-Йорк Таймс“ писала, что Трумен не только не обладает качествами, необходимыми президенту, не только слишком мелок и бесцветен, но и даже испытывает трудности в понимании печатного текста. „Влияние нынешнего президента на дела слабее, чем любого другого президента в новой истории“, — заключала газета. Не усиливал позиции президента и раскол в его внешнеполитической команде.

13 марта 1948 г. Эдди Джакобсон посетил Белый Дом. Это была редкая теперь встреча двух лучших друзей. Трумен очень любил и ценил Джакобсона, в своих мемуарах он писал, что «нелегко было бы найти более настоящего друга»15. Однако уже в самом начале встречи Трумен предупредил приятеля, что не хочет слышать ни слова о Палестине и признался, что очень разозлен на сионистских лидеров, которые постоянно критикуют его политику и неуважительно отзываются о президенте лично. Они, сказал Трумен, „почти превратили меня настолько в антисемита, насколько человек только может быть“. Старый друг Трумена просто стал плакать в Овальном офисе. Хаим Вейцман, сказал он, является его личным героем всю жизнь: «Он самый великий из всех живущих евреев. Может быть, он самый великий из всех живших когда-либо евреев. Он уже старик и очень болен. Он проехал тысячи миль для разговора с тобой, Гарри, а ты отказываешься от этой встречи. Это не похоже на тебя. Я думал, Гарри, ты можешь справиться с тем, что они на тебя навешивают»16. Трумен не мог видеть слез своего друга, он развернулся в своем кресле к окну, с минуту глядел в Розовый Сад во дворе Белого Дома, повернулся к Джакобсону и сказал: «Ты победил, лысый сукин сын. Я встречусь с ним»17.

Позже Трумен признавал, что Эдди сыграл поистине решающую роль в выработке им позиции по еврейскому вопросу. Джакобсон за более чем 30-летнюю дружбу с Труменом никогда ни о чем до этого не просил своего могущественного друга, и теперь, когда он, наконец, обратился от имени сионистского движения с просьбой, Трумен не смог сказать ему „нет“. Президент позвонил в государственный департамент и сказал, что хочет встретиться с Вейцманом. „Надо было слышать, — вспоминал Трумен, — как они завопили. Первое, что они мне сказали, это то, что Израиль не является страной и у него вообще нет флага, и им нечего вывесить. Я сказал им, что Вейцман остановился в гостинице „Уолдорф-Астория“ и они там всегда, когда останавливаются высокие зарубежные гости, вывешивают что-то. Узнайте, что они там для Вейцмана вывесили, и используйте это же“.

В четверг 18 марта 1948 г. состоялась решающая встреча между Вейцманом и Труменом. Она продолжалась 45 минут. Флагов не потребовалось, так как встреча носила тайный характер, гость был проведен в Белый Дом через боковой вход. Как позже вспоминал Трумен, беседа прошла хорошо. Президент США заявил, что хочет справедливого решения вопроса, причем, без кровопролития. «Я объяснил ему основы своей политики по еврейскому вопросу и то, что мой главный интерес заключается в том, чтобы увидеть установление справедливости, но без кровопролития. Когда Вейцман покинул мой кабинет, я чувствовал, что он полностью понял мою политику, а я, в свою очередь, понял, чего хотел он»18. Трумен сказал, что придерживается мнения, что при политическом разделении Палестины на два государства возможно создание экономического союза и обе страны могут работать бок о бок по развитию региона. Главное — предотвратить кровопролитие. «Очевидно, мало что хорошего можно сказать о решении проблемы, — заметил в этой связи президент США, — если оно подразумевает уничтожение сотен тысяч жизней для того, чтобы другие сотни тысяч жизней были сохранены»19.

Трумен твердо пообещал Вейцману, что США будут поддерживать идею разделения Палестины на две части. Однако уже на следующий день представитель США в Совете безопасности ООН Уоррен Остин выступил с заявлением о необходимости отложить реализацию плана разделения Палестины, а вместо этого установить там прямой международный контроль. Трумен был здорово разозолен тем, что в глазах лидера мирового сионизма он предстал обманщиком и даже послал специального посланника к Вейцману с разъяснениями, что позиция государственного департамента и речь Остина в ООН не соответствуют взглядам президента страны20. В своем дневнике Трумен в тот вечер гневно записал: «Сегодня государственный департамент просто выдернул ковер из-под моих ног… Утром я узнал, что они пересмотрели мою палестинскую политику, и я об этом первый раз узнаю из газет! Черт побери!!! Я теперь выгляжу неискренним лгуном… Никогда в жизни я не был в такой ситуации. На третьем и четвертом уровне государственного департамента есть люди, которые всегда хотели перерезать мне горло. Наконец им это удалось… «21. Он позвонил своему ближайшему советнику Кларку Клиффорду и сказал в сердцах: «Я же обещал Хаиму Вейцману поддержку?! Теперь он будет считать меня засранцем!»22.

Посланник Трумена привез ответ от Вейцмана, где тот писал, что полностью доверяет американскому президенту, что разделение Палестины неизбежно, более того, что оно уже фактически произошло. Выбор для евреев в нынешней ситуации, писал Вейцман, это выбор «между созданием государства и уничтожением. История и Провидение, господин президент, отдали решение этого вопроса в Ваши руки, и я уверен, что Вы разрешите его в соответствии с моральными законами»23.

Идея международного контроля над Палестиной, предложенная государственным департаментом, вызвала крайне скептическую реакцию и у Пентагона. По расчетами военного министра США Форрестола, такое управление потребовало бы присутствия в регионе не менее 100 тыс. военнослужащих под флагом ООН, в том числе не менее 47 тыс. из них должны были бы предоставить Соединенные Штаты. Это, по мнению военных, превышало возможности страны в условиях нарастания вероятности военного конфликта с СССР в Европе. Кроме того, было неясно, как отреагирует американское общество на неизбежную гибель своих солдат в Палестине, где у США нет жизненно важных геополитических интересов.

Трумен оставался верным своему слову. 11 апреля вечером он пригласил Эдди Джакобсона в Белый Дом и попросил его „очень четко и ясно“, но тайно подтвердить Вейцману, что он обеспечит признание нового еврейского государства Соединенными Штатами. Позже Эдди напишет, что было видно, что Трумен был всем сердцем за такое признание, что президент США окончательно определился в этом вопросе. Если Трумен и был готов какое-то время обсуждать проект установления мандата ООН над Палестиной, то только для того, чтобы ненадолго отложить решительное разделение ее на две части с целью лучше подготовить это разделение. Он понимал, что такое обсуждение и арабами, и евреями будет воспринято как отказ Вашингтона от идеи создания независимого еврейского государства в Палестине.

Ситуация между тем продолжала обостряться. К весне 1948 г. евреи установили контроль над некоторыми арабскими районами. Лидеры еврейских вооруженных отрядов, или, как они сами себя называли, временное правительство, приняли решение провозгласить 15 мая 1948 г., как только кончиться мандат Англии, независимое государство и обратиться к странам мира с призывом признать его. В свою очередь, арабы активно разрабатывали планы административного управления всей Палестиной, готовили вооруженные формирования. Военные части окружающих Палестину арабских государств постепенно перемещались на ее территорию. 8 мая советник Трумена Кларк Клиффорд сказал президенту, что вероятность практического создания еврейского и арабского государств в самое ближайшее время очень высока, и США должны быть готовы к тому, чтобы быстро действовать в новых условиях. Поручить это государственному департаменту Трумен не мог, поэтому он попросил Клиффорда, своего советника по внутренней политике, приготовить предварительные материалы по возможной реакции США на провозглашение еврейского государства.24

12 мая состоялось решающее совещание американского руководства по вопросу Палестины. От лица сторонников признания нового государства выступал Клиффорд, который призвал США в случае провозглашения нового еврейского государства признать его как можно скорее — главное, до того, как это сделает Советский Союз. Клиффорд предложил даже публично объявить о готовности Белого Дома признать новое государство еще до его официального провозглашения. Это будет акт в соответствии с политикой президента и пониманием гуманизма, сказал Клиффорд. 6 миллионов евреев, убитых нацистами, стали жертвами самого большого геноцида в истории, и каждый думающий человек должен принимать на себя хотя бы некоторую ответственность за выживших евреев, которым, в отличие от всех остальных европейцев, некуда ехать. Нет реальной альтернативы разделению Палестины, нет альтернативы признанию Вашингтона нового государства, говорил Клиффорд. Промедление по инициативе государственного департамента США не будет понято евреями во всем мире. „Независимо от того, что государственный департамент или кто-нибудь еще думает, факт заключается в том, что будет существовать еврейское государство. Думать иначе просто нереалистично“, — закончил он.

Против крайне жестко выступил государственный секретарь Джордж Маршалл. Он был весьма недоволен уже тем, что за его спиной советник президента по внутренней политике готовил материалы по такому важному внешнеполитическому вопросу. Это было самое резкое выступление генерала Маршалла в его жизни. Это было также самое резкое несогласие с президентом, которое Трумен когда-либо слышал от своего ближайшего окружения. Главная мысль государственного секретаря заключалась в том, что интересы внутренней политики не должны определять направления политики внешней.

Если, говорил Маршалл, глядя прямо в лицо Трумену, тот последует совету Клиффорда, то на президентских выборах в ближайшем ноябре сам Маршалл будет выступать против Трумена. По воспоминаниям присутствующих, после выступления госсекретаря наступила долгая и тяжелая тишина. Трумен не показывал никаких эмоций. Наконец, он поднял руку и мягко сказал, что он вполне понимает политический риск любого решения, которое ему предстоит принять по этому вопросу, но он сам будет судить о мере такого риска25. Затем президент предложил вернуться к обсуждению этого вопроса еще раз на следующий день. Когда все ушли из кабинета, Трумен посмотрел на Клиффорда и сказал: „Давайте пока не будем считать, что все уже потеряно“.

На следующее утро репортеры атаковали Трумена вопросами о том, признают или нет Соединенные Штаты новое еврейское государство в Палестине. „Я буду переходить через мост, — ответил тот, — только когда я дойду до него“. Трумен боялся сказать больше, ибо Джордж Маршалл мог сегодня уйти в отставку, что стало бы огромной проблемой для президента за несколько месяцев до новых выборов. Без Маршалла победа на них представлялась гораздо менее реальной, а уж если тот будет выступать против Трумена, расчитывать было бы не на что. Президент надеялся, что Маршалл будет снова и снова анализировать сложившуюся ситуацию и, может быть, изменит свое мнение. Вечером 14 мая государственный секретарь США позвонил президенту страны и сказал, что хотя он и не может поддержать позицию, которую президент решил занять, он не будет публично выступать против. «Это, — сказал Трумен, — все, что нам нужно»26.

По распоряжению Трумена Кларк Клиффорд вместе с представителями Еврейского Агенства в Вашингтоне стали срочно готовить документы для признания нового государства. Когда стали выяснять, какие документы и бумаги для этого нужны, оказалось, что никто этого не знает. Ситуация была уникальной — надо было готовить признание государства, которого еще не было. Наконец какие-то документы были приготовлены, но название страны в них оставалось пустым — никто еще не знал, как будет называться новое государство.

В пять сорок пять вечера 15 мая в столице США была получена информация о том, что в полночь на палестинскому времени, то есть через 15 минут, будет провозглашено создание Израиля — первого за две тысячи лет еврейского государства. История Палестины круто изменилась еще раз. Через одиннадцать минут после провозглашения Трумен подписал заявление о фактическом — „де-факто“ — его признании и приказал немедленно информировать об этом свою делегацию в ООН. Американская делегация, получив телеграмму из Вашингтона, решила, что это чья-то шутка, и все начали смеяться, но потом, когда выяснилось, что это все всерьез, накал возмущения решением президента дошел до того, что делегаты стали обсуждать возможность коллективной отставки. Будущий государственный секретарь Дин Раск, по просьбе Маршалла, немедленно вылетел в Нью-Йорк для того, чтобы отговорить их от этого. Тем не менее самый знаменитый член делегации, вдова президента Франклина Рузвельта, Элеонора Рузвельт подала в отставку, а глава делегации США в ООН Уоррен Остин просто покинул свой офис, не оставив никакой информации о том, где он будет находиться. Многие ожидали, что в отставку уйдет и Джордж Маршалл, но тот пресек все разговоры на эту тему, заявив, что ответственный политик не может уходить в отставку только потому, что президент, который, согласно Конституции страны, имеет право на принятие решений, принял таковое. Однако с этого дня и до конца жизни Маршалл больше никогда не разговаривал с Кларком Клиффордом. В отставку он ушел в январе 1949 уже после победы Трумена на президентских выборах, сославшись на плохое здоровье.

В Вашингтоне в доме № 2210 на Массачусеттс авеню, где размещалось Еврейское Агенство, был поднят бело-голубой флаг со звездой Давида в центре. В Нью-Йорке на улицах Бронкса и Бруклина прошли настоящие народные гуляния и празднования. По всей стране синагоги отслужили специальные службы. Президентом Израиля стал Хаим Вейцман, премьер-министром — Давид Бен-Гурион, а первым (неофициальным) послом нового государства в США — Эдди Джакобсон.

Хотя, как пишут современные историки, внешнеполитические советники президента не позволили ему напрямую стать отцом нового еврейского государ-ства, он, безусловно, стал его „повиальной бабкой“. Главный раввин Израиля Исаак Халеви Герцог позвонил президенту США и сказал: „Господин президент, Бог поместил Вас в утробу матери, чтобы сделать Вас орудием возрождения- Израиля после двух тысяч лет“. Помощник Трумена, присутствовавший при этом разговоре, заметил, что «слезы катились по щекам президента»27. 25 мая Хаим Вейцман снова посетил Белый Дом — на этот раз уже в качестве президента Израиля и получил все почести, какие положены главе независимого государства. На пороге Белого Дома он вручил улыбающемуся Трумену священную Тору.

США первыми признали Израиль, что обеспечило новому государству быстрое и успешной признание большинством стран мира. Позже Трумена немало обвиняли в том, что другие страны-члены ООН признавали Израиль под его давлением. „Я никогда не соглашался с такой практикой, — защищался он уже после отставки, — когда сильные заставляют слабых следовать своей воле — как среди людей, так и среди стран.

Мы помогли Греции. Мы на деле практически обеспечили независимость Филиппин… Однако мы не сделали из этих стран своих сателлитов и не заставляли их голосовать с нами по вопросу разделения Палестины или любому другому вопросу. Политика, которая стоит того, чтобы ее называли американской, никогда не будет относиться к другим странам, как с сателлитам. Демократические страны уважают мнения других, это основа их устройства. Какими бы сильными или слабыми, богатыми или бедными эти другие ни были“.

Однако если США признали Израиль „де-факто“, СССР сразу принял решение не только о фактическом, но и полном признании нового государства, то есть, „де-юре“. Провозглашение Израиля повлекло за собой новой виток военных столкновений, вошедший в историю как первая из будущих пяти арабо-израильских войн. Уже в первый день существования нового государства на него напали Сирия и Ливан, через день — Ирак. Тем не менее, когда Израиль был уже атакован арабами, администрация Трумена отказывалась на протяжении многих месяцев отменить свое эмбарго на поставку оружия Израилю и настаивала в ООН, что решение еврейского вопроса должно вестись дипломатическими методами, путем переговоров и компромиссов со стороны как евреев, так арабов.

Признание Израиля было настолько противоречивым решением Трумена, что оно не только не принесло ему внутриполитической пользы, но даже осложнило положение президента на выборах 1948 г. Трумена обвиняли в том, что признание Израиля было не политикой США, а политикой демократической партии и личным мнением президента. В разгар предвыборной кампании, выступая в Нью-Йорке, Трумен заявил, что „тема Израиля вообще не должна затрагиваться как политическая тема в рамках предвыборной кампании. Моя личная ответственность тогда заключалась в том, чтобы, во-первых, наша политика в отношении Израиля совпадала с нашей внешней политикой в мире в целом, а во-вторых, я стремился построить в Палестине сильное, процветающее государство, достаточно свободное и достаточно сильное, чтобы поддерживать и защищать само себя“.

Трумен никогда не раскаивался в принятых им однажды решениях. Не жалел он ни разу и о том, что настоял на немедленном признании Израиля. Для него это также означало окончательное решение того, кто же определяет внешнюю политику Соединенных Штатов. В своих воспоминаниях Трумен позже писал: «Трудность многих карьерных государственных чиновников заключается в том, что они начинают видеть себя в качестве людей, которые определяют политику и руководят правительством. Они смотрят сверху вниз на выборных лиц, как на фигуры временные. Каждый президент в нашей истории сталкивался с проблемой, как добиться, чтобы профессиональные чиновники не игнорировали его политику.

Слишком часто профессиональные чиновники осуществляют свои собственные взгляды, вместо того чтобы осуществлять политику администрации… Некоторые президенты решали эту проблему через создание своего собственного маленького государственного департамента. Президент Рузвельт так поступил и лично напрямую связывался с Черчиллем и Сталиным. Я не хотел следовать этому методу. Именно государственный департамент создан для того, чтобы заниматься внешнеполитическими операциями, и он должен ими заниматься. Но я хотел сделать полностью понятным всем, что именно президент Соединенных Штатов, а не второй или третий эшелон чиновников государственного департамента вырабатывает политику»28. Трумену это удалось, теперь он полностью сосредоточил выработку внешней политики в своих руках.

25 января 1949 г. в Израиле прошли первые демократические выборы и только после этого Соединенные Штаты признали новое государство „де-юре“. В своем письме президенту Вейцману Гарри Трумен, только что сам победивший на чрезвычайно трудных президентских выборах, в частности, писал: «Я понимаю свою победу как мандат от американского народа на практическое осуществление платформы демократической партии, включая, естественно, поддержку государства Израиль»29. С тех пор поддержка Израиля стала одним из постоянных элементов внешней политики США, а Израиль стал надежным союзником Соединенных Штатов и стран Западной Европы. Что касается самого Гарри Трумена, то сегодня, по прошествии полувека, американцы уверенно включают его в число самых выдающихся президентов страны за всю ее историю.

В прошлом веке и сегодня военные конфликты между арабским населением восточного побережья Средиземного моря (Палестиной) и живущими там евреями (Израилем) не прекращаются. А как образовался Израиль и почему это государство сегодня так нелюбимо арабами?

Как образовался Израиль, немного истории

Первые древнееврейские племена, народ которых, согласно Священному Писанию, произошел от двенадцати сыновей библейского патриарха Иакова, приходят на восточное средиземноморское побережье с юга примерно в XII веке до нашей эры. Немного позже эти земли были завоеваны филистимлянами, которые назвали их Палестиной. Между евреями и филистимлянами начинается долгая война.

Для того чтобы более эффективно противостоять филистимлянам, в XI веке древнееврейские племена образуют находящееся под властью царя Израильско-Иудейское государство. Позже оно распадается на Израильское царство, которое просуществовало до 722 года до нашей эры, и царство Иудейское, прекратившее своё существование в 586 году до нашей эры.

Земли Палестины постоянно подвергались нападениям близких и дальних соседей. В I века до нашей эры их завоевал могущественный Рим, на протяжении средних веков на них распоряжались то арабы, то европейцы-крестоносцы, то египтяне-мамлюки. В XVI веке Палестину оккупирует Османская империя и под властью турок эти земли остаются вплоть до Первой Мировой войны.

Как образовался современный Израиль

К концу XIX века множество евреев расселилось по всему миру, и еврейская буржуазия обратилась к ним с призывом возвращаться на земли Палестины. Многие откликнулись и к году начала Первой мировой войны (1914), количество проживающих в Палестине евреев составляло уже 85 тысяч человек.

В годы Второй Мировой войны, в результате антисемитской политики Гитлера евреи массово покидали завоеванные им территории и в 1948 году в Палестине их проживало уже 655 тысяч.

29 ноября 1947 года Организация Объединенных наций (ООН) приняла историческое решение об образовании на земле Палестины двух независимых (суверенных) государств – еврейского (Израиль) и Палестинского арабского государства. В результате к 1951 году количество евреев, проживающих на своей исторической Родине - территории Палестины - достигло 4 350 000.

Арабам ООН «выделила» 11,1 тысяч квадратных километров, а Израилю – 14,1. Вновь созданное правительство Израиля это «не устроило» и в ходе арабо-израильской войны 1948-49 года Израилем было захвачено 6,7 тысяч кв. километров арабских земель, на которых были созданы еврейские поселения. Арабам Палестины остались только территория в районе города Газы и земли на западном берегу реки Иордан. Это и является основной причиной многочисленных арабо-израильских военных конфликтов, которые продолжаются и сегодня.

После того, как образовался Израиль, численность его населения постоянно росла, экономика развивалась и к 2011 году на территории страны, равной 22 тысячам квадратных километров, проживало уже 7,6млн. человек, а объём валового внутреннего продукта страны был равен 207 млрд. долларов.

Государство Израиль было образовано в 1948 г. на территории, которую три величайшие мировые религии — христианство, иудаизм и ислам, считают священной. Поэтому неудивительно, что вокруг ее истории разгораются горячие споры. Но, для того чтобы понять израильтян, следует ознакомиться с их точкой зрения.

Античный период истории

История государства Израиль началась около 4 тысяч лет назад (около 1600 г. до н.э.) с библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова. В Книге Бытия повествуется как Авраам, рожденный в шумерском городе Ур, находившемся в южной части современного Ирака, получил повеление отправиться в Ханаан и найти людей, которые поклоняются Единому Богу. После того как в Ханаане начался голод, внук Авраама Иаков (Исраэль) со своими двенадцатью сыновьями и их семьями отправился в Египет, где их потомков обратили в рабство.

Современные ученые постоянно детализируют и уточняют наше понимание исторического контекста событий, описываемых в Библии. Но яркие события древнееврейской Библии представляют собой краеугольный камень еврейской идентичности. Итак, после того как в Египте в рабстве выросло несколько поколений, Моисей повел иудеев к свободе, к обретению откровения Десяти Заповедей в Синае и к тому, чтобы в течение сорока лет блуждания по пустыни они медленно сформировались в нацию. Джошуа (Иисус) встал во главе процесса покорения Ханаана, Земли Обетованной, страны изобилия — молочных рек и кисельных берегов, где детям Израилевым придется построить высоко нравственное и духовное общество, которое стало бы «светом для неевреев». Исход из Египта, который навеки остался в сознании, ежегодно отмечается евреями вне зависимости от того, где они находятся в этот день. Этот праздник свободы называется Песах или еврейской Пасхой.

Библейские царства Израилевы (ок. 1000-587 гг. до н.э.)

Евреи заселили центральную, холмистую часть Ханаана и проживали там на протяжении более тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Это были годы библейских судей, пророков и царей. Давид, воин-израильтянин во времена правления царя Саула, победил великана Голиафа и обеспечил победу над филистимлянами. Он основал свое царство со столицей в Иерусалиме, ставшее самым могущественным в этом регионе. Его сын Соломон построил в X веке до н. э. Первый Храм в Иерусалиме. Путем браков он заключал политические союзы, развивал внешнюю торговлю и способствовал внутреннему процветанию. После его смерти царство разделилось на две части — царство Израилево на севере со столицей Шехем (Самария) и Иудейское царство на юге со столицей Иерусалим.

Изгнание и возвращение

Небольшие иудейские царства быстро оказались вовлеченными в борьбу за власть между соперничающими империями Египта и Ассирии. Около 720 г. до н. э. ассирийцы разгромили северное царство Израилево и предали его жителей забвению. В 587 г. до н.э. вавилоняне разрушили Храм Соломона и изгнали почти всех, даже самых бедных иудеев, в Вавилон. На протяжении всего периода изгнания евреи оставались верными своей религии: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя» (Книга Псалтирь 137: 5). После завоевания Вавилона персами в 539 г. до н.э. Кир Великий позволил изгнанникам вернуться домой и восстановить Храм. Многие евреи остались в Вавилоне, а в каждом большом городе на побережье Средиземного моря стали появляться и разрастаться их общины. Таким образом, начала формироваться модель сосуществования евреев, проживающих на земле Израилевой, с еврейскими коммунами во «внешнем» мире, которые в собирательном значении называются диаспорой (рассеиванием).

В 332 г. до н.э. покорил этот регион. После его смерти в 323 г. до н.э. его империя была разделена. Иудея в конечном итоге оказалась в сирийской части, которой правила династия Селевкидов. Проводимая ими политика навязывания эллинистического (греческого) влияния вызывала сопротивление, которое вылилось в мятеж, во главе которого встали жрец Маттафия (или Матиас, что на иврите означает «дар Яхве») и его сын Иуда по прозвищу Маккавей, который в 164 г. до н.э. переосвятил оскверненный Храм. Победа, завоеванная в тот день, отмечается праздником, который называется Ханука. Они основали царский род иудеев — Хасмонеи, или Маккавеи, который правил Иудеей вплоть до этого, римский военачальник Помпей захватил Иерусалим в 63 г. до н.э. После этого еврейское государство оказалось поглощенным Римской империей.

Власть римлян и еврейские восстания

B 37 г. до н.э. римский Сенат назначил Ирода на должность царя Иудеи. Ему была предоставлена неограниченная свобода действий во внутренних делах, и Ирод быстро стал одним из самых могущественных царей подчиненных царств в восточной части Римской империи. Ирод держал своих подданных под жесточайшим контролем и занимался обширным строительством. Именно он соорудил города Кесарию и Себасте, а также крепости Иродион и Масаду. Он перестроил Храм в Иерусалиме, превратив его в одну из самых величественных построек своего времени. Несмотря на многочисленные достижения, ему так и не удалось завоевать доверия и поддержку со стороны своих подданных-иудеев.

После смерти Ирода в 4 г. н.э. начались годы политической нестабильности, гражданского неповиновения и расцвета мессианства. Разрозненные еврейские группировки объединялись вместе против жестоких и продажных римских прокураторов. В 67 г. н. э. началось всеобщее еврейское восстание. Император Нерон направил в Иудею своего генерала Веспасиана с тремя легионами. После самоубийства Нерона в 68 г. н. э. Веспасиан занял императорский и горский трон и направил своего сына Тита продолжать кампанию по усмирению Иудеи. В 70 г. н. э. римские армии начали осаду Иерусалима, и в девятый день месяца Ав по еврейскому календарю Храм был сожжен до основания. Также были полностью разрушены все другие здания, за исключением трех башен, а жители города оказались в плену. Группа зелотов укрылась в крепости Масада — укрепленном дворцовом комплексе, сооруженном Иродом на труднодоступном горном плато, возвышающемся над Мертвым морем. В 73 г. н.э. после многолетних попыток вытеснить защитников из крепости, римлянам удалось осадить крепость с помощью армии в десять тысяч человек. Когда в конце концов римляне проломили защитную стену, то обнаружили, что все защитники Масады, мужчины, женщины и дети, за исключением пяти человек, предпочли покончить жизнь самоубийством, чем оказаться распятыми на кресте или угнанными в рабство.

Второе еврейское восстание, организованное гораздо лучше, поднялось в 131 г. Его духовным лидером стал рабби Акиба, а общее руководство осуществлял Симон Бар Кохба. Римляне были вынуждены уйти из Иерусалима. В нем была учреждена еврейская администрация. Через четыре года, в 135 г. н.э., ценой очень больших потерь со стороны римлян, императору Адриану удалось подавить восстание. Иерусалим был выстроен заново как римский город, посвященный Юпитеру, и назван Элией Капитолиной. Евреям было запрещено входить в него. Иудея была переименована в Палестинскую Сирию.

Византийское правление (327-637)

После разрушения еврейского государства и утверждения христианства в качестве официальной религии Римской империи страна стала преимущественно христианской и превратилась в место христианского паломничества. В 326 г. Святую землю посетила Елена, мать императора Константина. В Иерусалиме, Вифлееме и Галилее стали возводиться церкви, а по всей стране стали появляться монастыри. Нашествие персов в 614 г. привело к опустошению страны, но Византия восстановила свое господство в 629 г.

Первый мусульманский период (638-1099)

Первая оккупация мусульманами началась через четыре года после смерти Пророка Мухаммада и продолжалась более четырех столетий. В 637 г. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, который отличался необыкновенной терпимостью в отношении как христиан, так и евреев. В 688 г. халиф Абд эль-Малик из династии Умайадов приказал начать возведение величественной мечети Купол Скалы на месте Храма на горе Мориа. Именно отсюда был вознесен Пророк Мухаммад во время своего знаменитого «Ночного путешествия». Рядом с мечетью Купол Скалы была сооружена и мечеть Аль-Акса. В 750 г. Палестина перешла под контроль халифата Аббасидов. Ею стали править из новой столицы Аббасидов — Багдада. В 969 г. она оказалась под властью шиитских мусульман из Египта — Фатимидов (известных в Европе как сарацины). Храм Гроба Господня был разрушен, а христиане и евреи оказались под жесточайшим гнетом.

Крестовые походы (1099-1291)

В общем, во времена мусульманского господства христианам не препятствовали в поклонении своим святыням в Иерусалиме. В 1071 г. кочевые племена турок-сельджуков, недавно принявших ислам, в битве при Манцикерте, рядом с озером Ван, разгромили византийского императора и вынудили Фатимидов уйти из Палестины и Сирии. В 1077 г. они закрыли доступ в Иерусалим для христианских паломников. В 1095 г. византийский император и паломники обратились за помощью к папе Урбану II. В ответ он призвал к Крестовому походу или Священной войне за освобождение Святой земли от язычников. В период с 1096 по 1204 гг. состоялись четыре важнейших военных кампании европейских христиан на Среднем Востоке.

В июле 1099 г. после осады, продолжавшейся пять недель, армия крестоносцев, возглавляемая Готфридом Бульонским, захватила Иерусалим. Захватчики устроили жуткую резню, уничтожая всех его жителей нехристиан и сжигая синагоги вместе с находящимися в них евреями. Готфрид основал Латинское царство Иерусалима. После смерти Готфрида в 1100 г. власть в царстве перешла к его брату Болдуину. С середины XII века занятые христианами территории вынуждены были постоянно обороняться, несмотря на то, что уже были созданы великие военно-религиозные ордена рыцарей-госпитальеров и тамплиеров.

В 1171 г. турки-сельджуки из Мосула разрушили власть Фатимидов в Египте и утвердили своего ставленника, курдского военачальника Саладина, в качестве правителя. Это оказало сильное воздействие на регион. Саладин буквально пронесся по Галилее и в сражении при деревне Хыттин, недалеко от Тивериадского озера (Галилейского моря), разбил армию крестоносцев под предводительством Ги де Лузиньяна и захватил Иерусалим в 1187 г. В руках христиан оставались только города Тир, Триполи и Антиохия. В ответ европейцы собрали Третий крестовый поход. Его возглавил Ричард Львиное Сердце. Под его командованием крестоносцам удалось отбить узкую полоску вдоль побережья, Акру, но не Иерусалим. Заключив перемирие с Саладином, Ричард вернулся в Европу. Последующие кампании под руководством европейских монархов, в том числе и будущего короля Англии Эдуарда I, не принесли никаких результатов. В конце концов, мамлюкский султанат Египта заново захватил Палестину и Сирию. Последний христианский оплот закончил свое существование в 1302 г.

Правление династии Мамлюков (1291-1516)

Династия Мамлюков, которая вела свой род от воинов-рабов турецкого и черкесского происхождения, правила Египтом с 1250 по 1517 г. Под их властью Палестина вступила в период упадка. Порты были разрушены для того, чтобы не допустить новых крестовых походов, что привело к резкому сокращению торговли. В конце концов, вся страна, включая и Иерусалим, оказалась просто заброшенной. Небольшие еврейские общины оказались разоренными и доведенными до нищеты. В конечный период власти Мамлюков страна страдала от борьбы за власть и стихийных бедствий.

Правление Оттоманской империи (1517-1917)

В 1517 г. Палестина стала частью расширяющейся Оттоманской империи и вошла в вилайет (провинцию) Дамаск-Сирия. Стены, окружающие Иерусалим в наши дни, были сооружены Сулейманом Великолепным в 1542 г. После 1660 г. она вошла в вилайет Сайда в Ливане. В начале Оттоманского правления в регионе проживало около 1000 еврейских семей. Они представляли собой наследников тех евреев, которые жили здесь всегда, и иммигрантов из других частей Оттоманской империи. В XVIII веке начались работы по строительству синагоги Хурва в Старом городе Иерусалима. В 1831 г. Мухаммад Али, вице-король Египта, номинально находящегося в подчинении турецкого султана, оккупировал страну и открыл eе для европейского влияния. Хотя оттоманские правители повторно заявили права на прямое управление в 1840 г., западное влияние уже было не остановить. В 1856 г. султан издал Эдикт о терпимости ко всем религиям в империи. После этого деятельность христиан и евреев на Святой земле усилилась.

Стремление вернуться на землю Израилеву (на иврите, Эрец Исраэль) звучало в религиозных службах и сохранялось в сознании еврейского народа со времени разрушения Храма в 70 г. н. э. Вера в то, что евреи вернутся в Сион, составляла часть иудейского мессианизма. Таким образом, задолго до изобретения сионизма как политического движения, глубокая привязанность евреев к Святой земле нашла свое выражение в алии («подъеме» или иммиграции) на Эрец Исраэль. Поддерживаемые еврейскими филантропами евреи приезжали из таких стран, как Марокко, Йемен, Румыния и Россия. В 1860 г. евреи основали первое поселение вне стен Иерусалима. До начала сионистской колонизации существовали достаточно крупные еврейские поселения в Сафеде, Тибериасе, Иерусалиме, Иерихоне и Хевроне. В целом, еврейское население страны в период с 1890 по 1914 г. увеличилось на 104 процента.

Декларация Бальфура

Средством обеспечения безопасности еврейской исторической родины стала «Декларация Бальфура» 1917 г. В ней Великобритания заявила, что она с заинтересованностью относится к идее учреждения национального еврейского государства в Палестине.

В то же самое время, в ходе Первой мировой войны, были достигнуты соглашения с национальными арабскими лидерами, поощряющие на выступления против Оттоманского владычества. После окончания войны Оттоманская империя раскололась на ч aсти , а недавно образованная Лига Наций предоставила Великобритании мандат на управление Палестиной на обоих берегах реки Иордан.

Британский мандат (1919-1948)

По условиям Палестинского мандата, содержащегося и в Статье 6 «Декларации Бальфура», предписывалось способствовать и поощрять еврейскую иммиграцию и строительство поселений при одновременном обеспечении прав и мест расселения других групп населения, интересы которых не должны ущемляться. При этом в основу был положен принцип, согласно которому на подмандатной территории как можно скорее должна быть установлена независимость. Таким образом, сделав противоречащие друг другу обещания, Великобритания оказалась вовлеченной в практически невыполнимую миссию. Одним из её первых действий стало образование в 1922 г. эмирата Трансиордания на восточном берегу реки Иордан. Евреям было разрешено селиться только в западной Палестине.

Иммиграция

В период с 1919 по 1939 г. в Палестину стали принимать следующие одна за одной волны евреев-иммигрантов. Естественно, что это привело к расширению и росту местной еврейской общины, или йишува. В период с 1919 по 1923 г. приехало около 35 тысяч евреев, главным образом из России. Они заложили основы развитой общественно-экономической инфраструктуры, укрепились на земле и создали уникальные общественные и кооперативные формы сельскохозяйственных поселений — кибуцы и мошавы.

Следующая волна иммигрантов, около 60 тысяч человек, нахлынула в период между 1924 и 1932 гг. В ней преобладали иммигранты из Польши. Они осели в городах и способствовали их развитию. Эти иммигранты поселились, главным образом, в новом городе Тель-Авиве, в Хайфе и Иерусалиме, где занялись малым бизнесом и легкой промышленностью, а также основали строительные фирмы. Последняя серьезная волна иммиграции произошла в тридцатых годах XX века, после прихода к власти в Германии Гитлера. Вновь прибывшие, около 165 тысяч человек, из которых многие были представителями интеллигенции, составили первую масштабную волну иммиграции из Западной и Центральной Европы. Именно они оказали ощутимое воздействие на культурное и коммерческое будущее еврейской общины.

Противодействие арабов-палестинцев сионизму вылилось в массовые беспорядки и зверские убийства, которые в двадцатых годах прошлого века произошли в Хевроне, Иерусалиме, Сафеде, Зайфе, Моце и в других городах. В 1936-1938 гг. гитлеровская Германия и ее политические союзники профинансировали всеобщее восстание арабов под руководством иерусалимского муфтия Хадж Амина эль-Хусейни, в ходе которого произошли первые стычки военизированных (полувоенных) групп арабов и евреев. Великобритания прореагировала на это созданием в 1937 г. Комиссии Пиля, которая рекомендовала разделить территорию на арабское и еврейское государства, сохранив контроль Великобритании над Иерусалимом и Хайфой. Евреи с неохотой приняли этот план, но арабы его отвергли.

Все более очевидной становилась угроза войны с Германией, и Великобритания, озабоченная настроем арабских стран, пересмотрела свою политику в отношении Палестины в «Белой книге» Малькольма Макдональда (май 1939 г.). При этом практически прекращалась иммиграция евреев и запрещалась покупка земель евреями. Евреям из Европы, по сути, запрещалось получать прибежище в Палестине. Они оказывались один на один со своей судьбой. Суда с еврейскими иммигрантами из Европы были возвращены назад. Некоторые отправились в поисках убежища в другие страны мира, а часть — потоплена. После «Белой книги» возмущенная и шокированная йишува пересмотрела свои отношения с Великобританией и стала проводить более агрессивную и воинственную политику сионизма.

Еврейское подполье

В период действия Британского мандата существовали три подпольные еврейские организации. Самой крупной из них была «Хагана», основанная в 1920 г. Лейбористским движением сионистов для защиты и обеспечения безопасности еврейской общины. Она возникла в ответ на введенный для евреев-иммигрантов запрет на проведение демонстраций и саботаж со стороны работников. «Эцель», или «Иргун», был создан оппозиционным националистическим движением ревизионистов в 1931 г. Впоследствии во главе этой организации оказался Менахем Бегин, который в 1977 г. стал премьер-министром Израиля. Эти образования занимались проведением тайных боевых операций против арабов и англичан. Самая небольшая и наименее экстремистская организация «Лехи», или «Штерн Ганг», начала свою террористическую деятельность в 1940 г. Все три движения были распущены после создания в 1948 г. Государства Израиль.

Еврейские добровольцы с палестинских земель во Второй мировой войне

С началом Второй мировой войны, йишув сосредоточился на оказании поддержки Великобритании в войне с Германией. Более 26 000 представителей еврейской общины Палестины отправились на службу в вооруженные силы Великобритании, в армию, в военно-воздушные силы и на флот. В сентябре 1944 г. в качестве отдельного воинского формирования вооруженных сил Великобритании была создана Еврейская бригада со своим флагом и эмблемой, в которой служило около 5 тысяч человек. Эта бригада принимала участия в боевых действиях в Египте, на севере Италии и северо-западе Европы. После разгрома гитлеровской Германии и ее союзников многие из служивших в бригаде принимали участие в тайных операциях по перевозке евреев, выживших в Холокосте, в Палестину.

Холокост

Невозможно рассматривать конфликт на Среднем Востоке в отрыве от нацистского Холокоста. Евреи, которых судьба разбросала по многим странам мира, не могли даже представить себе таких ужасов, которые были уготованы им во время Второй мировой войны. Нацистский режим планомерно, н а промышленной основе занимался ликвидацией евреев из Европы, уничтожив шесть с половиной миллионов человек, в том числе полтора миллиона детей. После того, как германские армии захватывали одну европейскую страну за другой, евреи сгонялись вместе, как скот, и запирались в гетто. Оттуда они вывозились в концентрационные лагеря, где умирали от голода и болезней, гибли во время массовых казней или в газовых камерах. Те, кому удалось проскочить через нацистский бредень, бежали в другие страны или присоединялись к партизанским отрядам. Часть из них прятали неевреи, рискуя своими жизнями. Выжить удалось только трети евреев, проживавших в Европе до войны. Только после окончания войны мир узнал о размахе геноцида и о том, как низко пало человечество. Для большинства евреев, вне зависимости от того, на каких позициях они стояли ранее, вопрос организации еврейского государства и национального прибежища превратился в острейшую человеческую потребность и моральный императив. Это стало выражением стремления евреев выжить и сохраниться как нация.

Период после Второй мировой войны

После окончания войны Великобритания увеличила ограничения на количество евреев, которые могли приехать и поселиться в Палестине. Йишув в ответ занялся организацией «нелегальной иммиграции», организовав сеть активистов, которые спасали тех, кому удалось выжить после Холокоста. В период с 1945 по 1948 г. в страну, несмотря на блокаду морских путей британским флотом и наличие патрулей на границе, нелегально, часто опасными маршрутами, было доставлено около 85 тысяч евреев. Тех, кого ловили, отправляли в лагеря для интернированных на Кипре или возвращали в Европу.

Сопротивление евреев Британскому мандату усиливалось. В эскалацию насилия вовлекалось все большее число разнообразных еврейских подпольных групп. Пик этого противостояния наступил в 1946 г., когда была организована террористическая атака на штаб британских вооруженных сил в отеле «King David» в Иерусалиме. В результате погиб девяносто один человек. Великобритания передала на рассмотрение Организации Объединенных Наций вопрос о все возрастающем напряжении в Палестине. Специальный комитет ООН организовал посещение Палестины и выработал свои рекомендации.

29 ноября 1947 г. при поддержке США и Советского Союза, несмотря на жесткое противодействие арабов-палестинцев и соседних арабских государств, ООН проголосовала за разделение Палестины надвое — на еврейское и арабское государство. Это решение было с радостью встречено сионистами и отвергнуто арабами. В Палестине и многих арабских странах начались массовые беспорядки. В январе 1948 г., в то время, когда Великобритания все еще номинально контролировала эту территорию, арабская «Армия освобождения», организованная Лигой арабских государств, прибыла в Палестину и присоединилась к местным полувоенным организациям и милиции. Они пригласили мировые средства массовой информации для наблюдения за специально организованными маневрами.

Великобритания заявила о своем намерении уйти в мае и отказалась передавать власть и арабам, и евреям, и ООН. Весной 1948 г. вооруженные силы арабов заблокировали дорогу, соединяющую Тель-Авив с Иерусалимом, отрезав тем самым жителей с Иерусалима от оставшейся части еврейского населения.

Война за независимость

14 мая 1948 г., в день окончательного ухода британцев, было официально провозглашено создание Государства Израиль с населением в 650 тысяч человек. Первым его президентом стал Хаим Вейцман, а премьер-министром — Давид Бен-Гурион. В Декларации о независимости провозглашалось, что Государство Израиль будет открыто для иммиграции евреев изо всех стран.

На следующий день Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Ирак напали на Израиль. Это была, по сути, битва за существование. В результате этого конфликта тысячам палестинских арабов пришлось искать убежища в соседних арабских странах, где, в условиях отсутствия мирного договора, они оставались на положении беженцев. На момент прекращения огня в январе 1949 г. израильтянам удалось не только вытеснить арабские войска за границу, но и существенно увеличить смою территорию, выделенную им по решению ООН. Впоследствии большая часть территории, предназначенной по решению ООН для размещения арабского государства, включая Восточный

Иерусалим и Старый город, оказалась аннексированной Иорданией

Население Израиля за четыре года, прошедшие с 1948 г., увеличилось вдвое. К перемещенным евреям из Европы присоединилось 600 тысяч евреев, убегавших от преследования в арабских странах. Благополучная абсорбция структурами небольшого государства такого количества вновь прибывших людей с совершенно различными культурами, в то время, когда это государство само еще только формирует собственную инфраструктуру, не имело прецедентов в истории и может считаться величайшим достижением.

Главные события, в истории государства Израиль, происшедшие после 1948 года

За 60 лет существования Государство Израиль выросло и окрепло по всем показателям, и в первую очередь — по экономическим и социально-демографическим. Вопреки враждебному окружению, Израиль выстоял в войнах, занял достойное место в международном содружестве, построил демократическое общество и побудил его к развитию, вышел в мировые лидеры в науке и высоких технологиях.

Полный текст :