Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Библия, изложенная для семейного чтения исаак и иаков. Благословение через обман

Рождение близнецов Исава и Иакова. У Исаака и Ревекки долго не было детей. Наконец, Бог услышал их молитвы: Ревекка родила мальчиков-близнецов. Первый родился красным и косматым, его назвали Исав [“волосатый”, “косматый”] . Второй вышел, держа брата за пятку, поэтому он получил имя Иаков [“держащий за пятку”, “хитрый”. Выражение “держать за пятку” означало “победить кого-либо”] .

Дети выросли. Исав стал искусным охотником, а Иаков — “человеком кротким, живущим в шатрах”, т.е. пастухом. Отец больше любил Исава — тот был почтительным сыном и всегда делился с Исааком добытой дичью. А матери по сердцу был младший сын, который все время находился при ней.

Исав уступает право первородства. Однажды Исав пришел с неудачной охоты усталый и голодный, а Иаков только что сварил вкусную похлебку из чечевицы. Увидев ее, Исав воскликнул: “Дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал”. Но хитрый и сообразительный “маменькин сынок” сказал, что угостит брата только в том случае, если Исав продаст ему свое право первородства. Такое право имел старший сын: к нему переходило после смерти отца имущество и власть главы семьи. Кроме того, завет, который Бог заключил с Авраамом, тоже должен был относиться лишь к первородному сыну как отцовскому наследнику.

Простодушный Исав, который родился чуть раньше Иакова и был потому первородным сыном Исаака и Ревекки, решил, что его брат шутит. К тому же он изнемогал от голода и усталости. Поэтому Исав легко согласился с требованием Иакова, а когда тот сказал: “Поклянись мне теперь же”, Исав поклялся, что уступает право первородства. Только после этого Иаков дал ему чечевичной похлебки и хлеба. Исав наелся, напился и ушел, не придав своей клятве никакого значения. Иаков, напротив, был уверен, что с этой минуты именно он стал наследником всех богатств отца.

"Голос — голос Иакова, а руки — руки Исавовы". Исаак состарился и ослеп. Когда он понял, что смерть недалека, позвал к себе Исава и сказал: “Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле и налови мне дичи. И приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде чем я умру”.

Отцовское благословение [пожелание добра] имело большую силу. Поэтому Ревекка, которая подслушала разговор Исаака с Исавом, решила, что это благословение должен получить ее любимец. Когда Исав ушел на охоту, мать рассказала Иакову о словах отца и предложила: “Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит. А ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертию своею”.

Иаков засомневался: “Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий. Может статься, ощупает меня отец мой и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение”. Но мать уговорила его, приготовила любимое блюдо Исаака, надела на Иакова одежду Исава, а руки и шею своего любимца обмотала шкурами козлят.

И вот Иаков взял кушанье, хлеб, с замиранием сердца вошел к Исааку и назвался Исавом. Исаак удивился, что старший сын вернулся так скоро и сказал: “Подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?” Иакову пришлось приблизиться к отцу, тот ощупал его и сказал: “Голос — голос Иакова, а руки — руки Исавовы”. Все еще сомневаясь, Исаак наелся, напился и попросил, чтобы сын поцеловал его. Иаков повиновался.

Ощутил Исаак запах одежды Исава, сомнения его исчезли, и он благословил сына.

Иаков вышел от отца, и вскоре вернулся Исав, приготовил блюдо из добытой им дичи и понес Исааку. Тут и выяснилось, что отцовское благословение обманом уже получил Иаков. Зарыдал Исав, стал умолять отца благословить и его, но исправить ошибку Исаака было невозможно: благословение давалось только один раз. В страшном гневе Исав решил убить своего обманщика-брата, но побоялся сделать это при жизни отца.

Ревекка узнала, что Исав намерен отомстить Иакову, и уговорила Иакова уйти в Месопотамию к ее брату Лавану, который продолжал жить в Харране. Иаков должен был оставаться там, пока гнев вспыльчивого, но отходчивого и простодушного Исава не остынет.

Гюстав Доре. Видение во сне
Иаковым лестницы

Лестница Иакова. Иаков распрощался с матерью и отцом и пошел в Месопотамию. Ему не раз приходилось ночевать под открытым небом, и однажды, заночевав в мрачной, каменистой пустыне у склона безымянной горы, он увидел странный сон. Иакову приснилась лестница, нижний край которой стоял на земле, а верхний касался неба. По этой лестнице спускались и поднимались ангелы, а на самом верху ее стоял Бог и говорил: “Я Господь, Бог Авраама, отца твоего и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему”. И Бог повторил все обещания, что давал Аврааму и Исааку.

Иаков в ужасе проснулся и воскликнул: “Как страшно это место! Это не что иное, как дом Божий, это врата небесные”. Он понял, что место, на котором спал, священно, и назвал его Вефиль [древнееврейское Бет-Эль] . И решил он, вернувшись домой, отдать Богу десятую часть своего имущества.

Иаков женится на Лие и Рахили. Брат Ревекки приветливо встретил своего племянника. Иаков месяц жил у него в доме, помогая по хозяйству. Наконец, Лаван поинтересовался, какую плату за работу хочет Иаков. Надо сказать, что у Лавана была большая семья: несколько сыновей и две дочери. Старшая, Лия, была подслеповата и некрасива, зато младшая, Рахиль, на редкость хороша собой, и Иаков влюбился в нее с первого взгляда. Поэтому он ответил на вопрос Лавана: “Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою”. Лаван решил, что такая сделка будет выгодна для него, и согласился.

Семь лет пролетели для влюбленного Иакова как несколько дней. И вот Лаван устроил свадебный пир. А когда наутро Иаков проснулся, то он увидел, что вместо Рахили Лаван выдал за него свою старшую дочь Лию. На упреки рассерженного Иакова Лаван невозмутимо отвечал: “В нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей”.

Но Лаван не хотел ссориться с таким усердным работником, каким был Иаков, поэтому пообещал выдать за него и Рахиль, если Иаков отработает еще семь лет. Иаков был так влюблен в Рахиль, что согласился. На этот раз Лаван не стал откладывать свадьбу надолго — через неделю после первой сыграли и вторую. Так Рахиль тоже стала женой Иакова [в древности у многих народов, в том числе и евреев, мужчина мог брать себе столько жен, сколько он был в состоянии прокормить. Такой обычай называется полигамией или многожёнством] .

Рождение Иосифа. Иаков любил Рахиль, а к Лие, на которой его женили обманом, был равнодушен. Богу стало жалко Лию, и он сделал так, что у Рахили не было детей [это считалось большим несчастьем] . Лия же родила пять сыновей и дочь. Только тогда Бог вспомнил о Рахили — и появился у нее сын, названный Иосифом.

После рождения Иосифа Иаков решил вернуться в родные края, но Лаван уговорил его остаться еще на некоторое время и поработать уже за плату. Иаков был заботливым и умелым хозяином, и его богатство [многочисленные стада] стало быстро расти. “И сделался этот человек весьма [очень] и весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов”.

Богатству Иакова стали завидовать сыновья Лавана, а потом и сам Лаван. Тогда Иаков решил тайком уйти к себе на родину. Он опасался, что жены не одобрят его замысел, и начал разговор с ними издалека. Иаков указал, что их отец стал плохо к нему относиться за то, что Бог, отняв стада у Лавана, отдал ему. Минувшей же ночью ангел Божий явился их мужу и повелел уйти в ту страну, где родился. Лия и Рахиль одобрили его замысел, у них тоже были свои обиды на отца. Оставалось выждать, пока Лаван не отправился на стрижку овец, и уйти со всем своим добром. Предусмотрительная Рахиль тайком от мужа прихватила с собой и изваяния домашних богов отца, т.к. обладание ими закрепляло право на иму.

Лаван бросается в погоню. Лаван узнал об уходе Иакова только через несколько дней и бросился в погоню. Через семь дней Иаков был настигнут, и тесть набросился на него с упреками в краже дочерей, имущества и даже богов. Возмущенный Иаков, ничего не знавший о краже домашних божков, предложил Лавану обыскать все его имущество, пообещав, что Лаван может убить вора, если такой найдется. Лаван обыскал все палатки и ничего не нашел, так как Рахиль устроилась на верблюде, подложив божков под седло, и заявила, что она больна и поэтому слезть не может. Тогда Иаков, в свою очередь, стал возмущаться поведением тестя. Лаван упрямо твердил: “Эти дочери — мои дочери, эти сыновья — мои сыновья, и этот скот — мой скот, и все, что ты видишь, — мое это!” Но Бог запретил ему причинять зло Иакову. Они заключили союз и дружески расстались. Лаван расцеловал на прощание дочерей и внуков и отправился домой.

Иаков шлет Исаву вестников. Иаков решил прежде всего помириться с братом, которого не видел много лет, и послал к Исаву вестников сообщить о своем возвращении. Выполнили они поручение и, вернувшись, сказали Иакову, что Исав идет к нему навстречу и ведет с собой четыреста человек. Перепугавшийся Иаков взмолился, обращаясь к Богу: “Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, пришедши, не убил меня...” Затем он задумал задобрить брата подарками и выслал вперед три больших стада. При встрече с Исавом рабы, которые пасли стада, должны были сказать: “Вот скот раба твоего Иакова: это подарок, посланный от него господину нашему Исаву; а вот и он сам за нами”.

“Отныне имя тебе будет Израиль”. Ночь перед встречей прошла тревожно. Вечером Иаков переправил через реку всю свою большую семью и остался один. Вдруг в темноте появился Некто и вступил с ним в борьбу. Они боролись до появления зари. Таинственный незнакомец не с мог одолеть Иакова и даже не сумел вырваться из его рук. В конце концов он запросил у Иакова пощады: “Отпусти Меня, ибо взошла заря”. Но Иаков сказал: “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня”. Тот спросил: “Как имя твое?” Он ответил: “Иаков”. Тогда незнакомец сказал: “Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль [“борющийся с Богом”] , ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь”. Затем он благословил Иакова и исчез.

Встреча братьев. Наутро Иаков увидел вдали большую толпу: это шел Исав со своими людьми. Перетрусивший Иаков начал готовиться к встрече: поставил служанок с детьми, потом Лию с дочерью и сыновьями, позади всех — Рахиль с Иосифом, а сам собрал все свое мужество и пошел впереди.

Увидев Исава, Иаков низко поклонился ему семь раз. Но оказалось, что опасался он напрасно: Исав побежал к нему навстречу, обнял, поцеловал его, и оба заплакали. Наконец, Исав выпустил брата из объятий, обратил внимание на скромно стоявших в стороне женщин и детей и спросил: “Кто это у тебя?” Иаков ответил: “Дети, которых Бог даровал рабу твоему”. Тогда к Исаву подошли служанки с детьми и поклонились. За ними Исаву поклонились Лия с детьми и Рахиль с Иосифом. Исав поинтересовался, кому предназначаются стада скота, которые он встретил. Иаков сказал, что все это — подарок ему. Исав попытался отказаться: “У меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя”. Но Иаков умел уговаривать, и в конце концов Исав согласился принять подарок.

Растроганный встречей Исав предложил брату вместе идти в родные места. Иаков для виду согласился, но сказал, беззастенчиво льстя Исаву и называя его господином, а себя рабом: “Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот. Пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему...”

Иаков (Израиль) еще успел увидеться со своим дряхлым отцом. Вскоре Исаак, которому было уже 180 лет, умер, Иаков и Исав похоронили его.

Исаак и Ревекка

После смерти Сарры, любимой жены и матери, Авраам, чтобы утешить Исаака, посылает своего слугу Елиезера (в переводе "помощь Божия") на поиски невесты в Харран, где остался брат Авраама Нахор. От Исаака должен произойти "народ Божий", поэтому его женою должна стать девушка не из язычников-хананеян, а из среды "чистой" в отношении веры и благодетели.

В "Библейской истории" Лопухина опущена подробность, которая мне показалась важной и очень трогательной. Елиезер, прибыв в Харран, остановился возле колодца у ворот города; сюда к вечеру приходили женщины за водой. И он обратился к Богу с молитвой : пусть девушка, которая даст пить ему и его каравану, и станет женой сына его господина. Ею оказалась Ревекка, внучка Нахора, поступив точно так, как загадал перед этим Елиезер, натаскав воды для всего каравана, и даже пригласив остановиться на ночлег в доме ее отца; таким образом, этот брак был устроен и благословлен самим Богом.


(Пан Абель. Ревекка)

Близнецы Исав и Иаков


Ревекка была неплодной долгое время, но по молитве Исаака Господь послал ей детей, близнецов. Мотив чудесного, дарованного свыше (после молитв Богу, либо устроенного самим Богом) рождения от бесплодных до этого родителей начинает повторяться в Библии и подчеркивает особенную судьбу и миссию рожденных таким образом детей - не по "хотению плоти", а "по обетованию ".

Еще в утробе матери близнецы "сражались", толкались между собой; да так, что Ревекка смутилась, стала молиться, и Бог сказал ей: от ее сыновей произойдут два народа, и больший будет служить меньшему. Родились мальчики:

  • Исав ("косматый, красный"), родился не то красным, не то волосатым; он вырос охотником, "человеком полей"; олицетворяет земную, животную природу в человеке; грубое и дикое начало; "продал" брату право первородства за миску чечевичной похлебки (т.е. не придавал значения духовной миссии Авраама и Исаака); вопреки семье, взял в жены сразу двух девушек, к тому же язычниц-хеттеянок, нарушив установление жениться на девушках из своего рода (и своей веры).
  • Иаков ("идущий следом / оставляющий след"), родился, держась за пяту "старшего" брата; вырос "кротким, живущим в шатрах", где под шатром можно понять храм Божий; именно он предназначен свыше для наследования Исааку, и понимал значение миссии своего рода; за невестой он отправился в Месопотамию, по примеру отца.
Символически Исав и Иаков представляют собой не "хорошие" и "плохие" народы (ведь они братья-близнецы, "одной крови"!), а "хорошие" и "плохие" качества, желания, стороны человека.


(Исав продает право первородства за чечевичный супчег)

"Задумаемся: зачем же Иаков так хочет получить первородство, так жаждет его? Неужели ради того, чтобы иметь какие-то материальные преимущества? Ни в коем случае. Он знает нрав Исава, он предугадывает, что впоследствии ему самому придется бежать из дома и быть странником и скитальцем, опасаясь мести брата; он знает, что никаких материальных преимуществ он не получит. Когда мы до конца дочитаем историю Иакова, то узнаем, что он их так и не получил: богатство, которое он приобрел, было послано ему Богом, имуществом же отца, Исаака, завладел Исав.

Очевидно, Иаков, обучавшийся в шатрах Авраама и Исаака, знавший тайны Божьи, был прекрасно осведомлен о тех величайших духовных благах, которые принесет ему первородство, - он хотел стать наследником обетований , данных свыше Аврааму и Исааку, и понимал, что брат его, Исав, их недостоин. И потому он согласился перенести любые лишения — нужду, скитания, странничество,— только бы получить живое общение с Богом , это ни с чем не сравнимое благо, это величайшее благословение.

А Исав, как мы видим, относится к своему первородству с крайним пренебрежением. Он говорит: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве?» Таково рассуждение плотского человека, который совершенно не верит ни в какие обетования : я смертен, я умру, к чему мне ваши призрачные духовные благословения? Зачем нужна духовная жизнь вообще? Дайте мне вот сейчас реальное, вещественное благо, дайте мне насытиться, и, как бы говорит он, я за это с удовольствием отдам все свои духовные преимущества.

Итак, Исав есть человек, не верящий в бессмертие духа, в будущую жизнь; человек, который хочет сейчас, в сей миг, насладиться миром материальным. Он полностью отождествляет себя со своим смертным телом, с животной природой: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве?»" (Щедровицкий)

Благословение через обман

Любимым сыном Исаака был бойкий, ловкий и воинственный Исав; Ревекка же любила тихого, "домашнего" Иакова. Под старость Исаак ослеп (что можно понимать и как ослалбение духовного зрения), и, чувствуя приближение своего часа, решил дать благословение своему сыну и наследнику (таковым мог быть только один; по старшинству - первый из близнецов, Исав). Но Ревекка видела, что он не предназначен быть наследником, особенно в духовном смысле, и помогла своему любимцу Иакову обманом получить благословение отца (имевшее сакральное значение). Забавная деталь: Иаков выдал себя за брата, накрывшись козьей шкурой, имитирующей обильную волосатость Исава.

"Но что означает этот поединок? Действительно, с самого своего рождения и до сих пор Иаков постоянно боролся с обстоятельствами жизни, а для верующего человека это значит - с Богом. Бог постоянно подтверждал, что остается на его стороне, но ставил новые задачи и препятствия. Наверное, так и мудрый родитель напоминает ребенку, что он рядом и готов помочь, но в то же время дает и ребенку время и место приложить свои усилия. Богоборчество Иакова - не атеизм, не отрицание Бога, а форма диалога , в которой человек может сопротивляться и говорить Богу «нет», но в конечном итоге они приходят к согласию. Это общение между двумя личностями, Богом и человеком, которые очень дороги друг другу и только поэтому могут вступать в спор. И, кажется, Богу это нравится больше, чем почтительное безразличие.

Зачем же были все эти хитрости и обманы? Да просто так получилось, Иаков ведь очень торопился . Он не был идеальным человеком, как и прочие патриархи, как и мы сами. Но если человек стремится к Богу, в конечном счете, он найдет свой путь к нему. Да и как знать, может, если бы Иаков не хитрил, этот путь оказался бы намного короче?"
(Андрей Десницкий. Хитрец Иаков)

Так или иначе, отсюда начинается собственно история Израиля ("богоборец" или "воин Бога").

Двенадцать колен Израиля

Итак, Иакову было дано Богом новое имя: Израиль . Именно от него произойдет "народ Израиля"; двенадцать его сыновей (и их потомки) - это те и есть те самые двенадцать колен Израилевых (число символично: двенадцать колен Израиля - и века спустя появятся двенадцать апостолов ...)

После ассирийского плена (в 732-722 г. до н.э.) десять колен Израиля были "потеряны" , т.е. ассимилированы: это были колена сыновей Лии - Рувима, Симеона, Иссахара, Завулона; Манассии и Ефрема - сыновей Иосифа; сыновей Зелфы и Валлы - Дана, Неффалима, Гада. Асира.

Исав, получивший имя Эдом , стал прародителем эдомитян - идумеев , и с израильтянами у них будут очень непростые отношения. Что интересно, в I веке до н.э. на престол в Иудее впервые взойдет идумей, ставленник Рима Ирод - во исполнение пророчества Исаака при благословении своего внука Иуды, сына Иакова: "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и ему покорность народов". (Быт. 49, 10) - "т. е. царь («скипетр» — символ царской власти) из Иудейского колена будет править, и полномочный законодательный совет в Иудее будет действовать, «доколе не придет Примиритель», т. е. Мессия. «…И ему покорность народов»: Мессия «покорит» народы, обратив их к вере в единого Бога.

Когда же, согласно этому пророчеству, нужно ожидать Мессию? Очевидно, тогда, когда «отойдет скипетр от Иуды» . Со времен Давида в Иерусалиме правили иудейские цари. Во время вавилонского пленения их царствование на время прекратилось, но потомки Давида считались «царями в изгнании». Его прямой потомок Зоровавель возвратился из Вавилона и стал правителем Иудеи, принимая участие в построении второго Храма. Во II в. до н. э. в Иудее воцарилась отечественная династия Хасмонеев. И только в 40 г. до н. э. римские власти назначили царем Иудеи идумея Ирода, который и воцарился в Иерусалиме в 37 г. до н. э. Будучи потомком Исава, а не Иакова, Ирод (иначе называемый Геродом Великим) свидетельствовал своим воцарением о том, что «отошел скипетр от Иуды». Это был царь над Иудеей, но не иудей по происхождению. И те, кто помнил пророчество Иакова, стали тогда ожидать появления Мессии , который и родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода (Мих. 5, 2; Матф. 2, 1)." (Щедровицкий)

Повторение - мать ученья:

Путешествия патриархов:

Вообще, путешествие по призыву Господа - прекраснейший библейский образ. "Был бродягой Господь, я хочу на него быть хоть в этом похожим..." (с) Кстати, а сами образы этих трех патриархов символически связывают с тремя христианскими добродетелями: Авраам - воплощенная Вера , Исаак - символ Надежды , Иаков - Любви .

Иосиф Прекрасный

История Иосифа - настоящий авантюрный роман. Он был любимым сыном Иакова; его братья от других жен отца ревновали и не любили его, и однажды вовсе задумали со свету сжить; замыслили убить, но в итоге продали его за 20 сребренников в рабство проезжим купцам, следующим в Египет. Иакову же принисли его запачканную кровью козленка одежду...


(Mosaic triptych, Chapel, Keble College, Oxford, designed by William Butterfield)

В Египте Иосиф делает "карьеру" домоправителя у знатного жреца, но, отвергнув приставания его жены (а Иосиф был божественно красив), оказывается ею оклеветан и брошен в тюрьму. Там он, с помощью Божией, растолковавает сны служащим фараона; впоследствии его призывают и к самому фараону, и правильно истолковав его сон, он спасает страну от голода и становится вторым лицом в Египте после фараона...


(Фараон награждает Иосифа за толкование сна. Иллюстрация, 1869 год)

Тогда же он снова встречается с братьями, прощает их, и все они вместе с Иаковым переселяются в Египет...

Вот и ответ на вопрос: как евреи оказались в Египте, откуда их потом выводил Моисей! Но это уже совсем другая история (с) :)


Эта история пересказывается в Коране, где Иосифу - Юсуфу посвящена целая сура.

Мистическое толкование: "История Иосифа, которого братья продали по промыслу Божьему для того чтобы и самим спастись от смерти, и спасти весь Египет, есть история о событиях, посредством которых зло, совершенное людьми, Бог обратил в добро.
...Символически Египет означает языческие народы, а Иосиф, отведенный в плен и страдающий в рабстве,— народ Израиля, рассеянный между язычниками... Вспомним, что возможность для проповеди Христианства, а потом и Ислама возникла именно благодаря существованию иудейской диаспоры...
Другой глубочайший символический смысл жизни Иосифа в том, что она прообразует жизнь Иисуса Христа ... Иисус Христос был предан за тридцать сребреников, подобно Иосифу, которого продали за двадцать сребреников. Иисус Христос послал своих учеников к языческим народам — в «духовный Египет»... Тот, кто считался умершим, оказался жив — он словно бы ожил, воскрес и теперь властвует над всем Египтом! Но сказано, что сердце Израиля «смутилось» от этой вести, не сразу поверил он ей, не сразу принял ее, какое-то время оставался в неверии, требовал доказательств..."
(Щедровицкий)

***
Внеклассное чтение: Томас Манн, роман-тетралогия "Иосиф и его братья" (читать или скачивать - ).

Это талмуд изрядного веса, написанный сложным, но вкусным языком (с предложениями на абзац:) - но натур утонченных, Достоевским увлеченных и Толстым закаленных, этим не напугаешь:) Предвкушаю погружение в атмосферу древнего Ближнего Востока и настоящее литературное пиршество!

"Юный Иосиф, к примеру, сын Иакова и миловидной, так рано ушедшей на Запад Рахили,
Иосиф, что жил в ту пору, когда на вавилонском престоле сидел весьма любезный сердцу Бел-Мардука коссеянин Куригальзу, властелин четырех стран, царь Шумера и Аккада, правитель строгий и блестящий, носивший бороду, завитки которой были так искусно уложены, что походили на умело выстроенный отряд щитоносцев;
а в Фивах, в преисподней, которую Иосиф привык называть «Мицраим» или еще «Кеме, Черная», на горизонте своего дворца, к восторгу ослепленных сынов пустыни, сиял его святейшество добрый бог, третий носитель имени «Амун-доволен», телесный сын Солнца;
когда благодаря могуществу своих богов возрастал Ассур, а по большой приморской дороге, что вела от Газы к перевалам Кедровых гор, между двором фараона и дворами Двуречья, то и дело ходили царские караваны с дарами вежливости — лазуритом и чеканным золотом;
когда в городах амореев, в Бет-Шане, Аялоне, Та"Анеке, Урусалиме служили Аштарти, когда в Сихеме и в Бет-Лахаме звучал семидневный плач о растерзанном Истинном Сыне, а в Гебале, городе Книги, молились Элу, не нуждавшемуся ни в храме, ни в обрядах;
итак, Иосиф, что жил в округе Кенана, в земле, которая по-египетски называлась Верхнее Ретену, неподалеку от Хеврона, в отцовском стойбище, осененном теребинтами и вечнозелеными скальными дубами,
этот общеизвестно приятный юноша, унаследовавший, к слову сказать, приятность от матери, ибо та была прекрасна, как луна, когда она достигает полноты, и как звезда Иштар, когда она тихо плывет по ясному небу,
но, кроме того, получивший от отца недюжинные умственные способности, благодаря которым он даже превзошел в известном смысле отца, —
Иосиф, стало быть, в пятый и шестой раз называем мы это имя, и называем его с удовольствием: в имени есть что-то таинственное, и нам кажется, что, владея именем, мы приобретаем заклинательскую власть над самим этим мальчиком, канувшим ныне в глубины времени, но когда-то таким словоохотливым и живым, —
так вот, для Иосифа, например, все на свете, то есть все, что касалось лично его, началось в южновавилонском городе Уру, который он на своем языке называл «Ур Кашдим», что значит «Ур Халдейский»."
(самовольно разбила это растянувшееся на огромный абзац предложение на параграфы, для облегчения чтения утомленными нарзаном и жжешечкой читателями, начиная с меня же:)

Роман Манна - конечно, художественное произведение (и судя по прологу, автор не напирает на идею истинности этой истории как часте Священного Писания, для него это, скорее, легенда). Так что за религиозным (а именно православным) толкованием и комментарием этой истории - можно, например, сюда: одноименный цикл бесед протоиерея Олега Стеняева "Иосиф и его братья" . На этом пока прощаюсь. Следующая остановка - Исход народа Израиля из Египта, куда они пришли как приближенные любимца фараона, а поколением спустя, со сменой династии, оказались в положении рабов на долгие четыреста лет...
This entry was originally posted at

ИСАВ И ИАКОВ

Исааку было сорок лет, когда Ревекка стала его женой. Двадцать лет не было у них детей, а потом Ревекка родила двойню. Первый ребенок был весь покрыт рыжими волосами, и назвали его Исав, а второй при рождении держал Исава за пятку, поэтому получил имя Иаков, что значит «хитрый».

С возрастом Исав стал искусным охотником, вечно скитался в полях, а Иаков был кроток, никуда не ходил, жил в шатре.

Исаак любил больше Исава, потому что по вкусу была ему дичь, а Ревекка больше любила Иакова.

Раз вернулся Исав с охоты усталый, видит: Иаков варит в горшке красную похлебку из чечевицы.

Дай мне поесть красного, красного этого. Я устал.

Я тебя покормлю, если продашь мне свое первородство. После кончины отца я хочу быть главой семьи! - сказал Иаков.

Что мне толку в первородстве, если я сейчас умру от голода?! - закричал Исав.

Ну тогда поклянись! - сверкнул глазами Иаков.

Клянусь!

Так за чечевичную похлебку было продано первородство.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Постарел Исаак, и притупилось зрение глаз его. Позвал он своего старшего сына Исава и сказал:

Сын мой, стар я стал и вот-вот умру. Сходи-ка на охоту, принеси дичи и приготовь мне еду. Пусть душа моя благословит тебя, прежде нежели я умру.

Эти слова услышала Ревекка и, когда Исав ушел на охоту, сказала Иакову:

Сынок, отец хочет благословить Исава. Ну-ка сбегай в стадо, притащи сюда двух козлят, я приготовлю, а ты ему отнесешь, и отец благословит тебя, а не Исава.

Если отец ощупает меня, он поймет, что я не Исав. Исав - весь в волосах, а я гладок. Как бы проклятие мне не досталось вместо благословения! - испугался Иаков.

Проклятие я возьму на себя, сынок.

Принес Иаков козлят, приготовила их Ревекка, а шкурой козлиной обложила руки и шею Иакова. Взяла она богатую одежду старшего сына и одела в нее младшего. С хлебом и кушаньем Иаков пошел к отцу.

Кто ты, сын мой? - спросил отец.

Я - Исав, первенец твой, - произнес Иаков. - Все я сделал, как ты велел. Встань и поешь, чтобы благословила меня твоя душа.

Что-то скоро ты управился, сын мой! - удивился Исаак.

Бог мне помог, - ответил Иаков. - Он послал мне зверя навстречу.

Подойди ближе, сын мой, я ощупаю тебя, в самом ли деле ты - Исав.

Подошел Иаков к Исааку, и ощупал его Исаак.

Я, - молвил Иаков.

Ну подай мне дичь, я поем, чтобы благословила тебя моя душа.

Поел Исаак и выпил вина, а потом сказал:

Подойди ко мне, сын мой, поцелуй меня.

Подошел Иаков и поцеловал отца. И ощутил Исаак запах одежды.

Вот запах чую, запах поля, которое благословил Господь, это запах сына моего. Пусть даст тебе Бог небесных рос и земель тучных, пусть много хлеба будет у тебя и вина, пусть народы тебе служат и поклоняются племена, пусть покорятся тебе сыны матери твоей. Проклинающие тебя да прокляты будут, благословляющие - благословенны!

Исаак благословляет Иакова

Вышел Иаков от Исаака, и вскоре вернулся с охоты брат его. Приготовил он кушанье и понес отцу.

Встань, отец, поешь, что я тебе принес, пусть душа твоя меня благословит.

Кто ты? - спросил Исаак.

Я первенец твой, Исав.

Задрожал Исаак и сказал:

Кто же тогда кормил меня и кого я благословил? Мое благословение - кому оно досталось?

Сказал Исав, услышав эти слова:

Отец мой, благослови и меня!

Поздно! Брат твой обманом взял мое благословение.

Недаром назвали его Иаков. Он два раза меня провел. Первый раз лишил первородства, а теперь и благословения мне не оставил. Но неужто нечем тебе благословить меня, отец?

Я поставил его господином над тобой, и всех его братьев отдал ему в рабы, я хлебом одарил его и вином, а для тебя что могу сделать, сын мой?

Неужто, отец, одно только у тебя благословение? - заплакал Исав.

Помолчал Исаак и промолвил:

Далеко от тучных полей будешь ты обитать, вдалеке от росы, что падает с неба. Мечом будешь добывать свой хлеб и служить будешь брату своему. Но придет время - восстанешь и свергнешь иго его со своей шеи.

Возненавидел Исав Иакова за это благословение.

Близки уже дни плача по моем отце. А потом… убью Иакова, - решил Исав.

Ревекке донесли об этих его словах. Позвала она Иакова и сказала:

Исав хочет тебя убить. Собирайся и уходи в Харран, к брату моему Лавану. Поживи у него, пока Исав не успокоится. Зачем мне лишаться обоих вас в один день?

СОН ИАКОВА

Пошел Иаков в Харран. Ночевать ему пришлось под открытым небом. Положил он себе под голову камень и крепко уснул.

Увидел Иаков во сне ступени от земли до неба, ходят по этим ступеням ангелы вверх и вниз, и стоит на них Бог.

Я Бог Авраама, деда твоего, и Бог Исаака - отца твоего. Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему, - сказал Бог. Так Иаков стал Божьим избранником.

Откуда вы, братья? - спросил пастухов Иаков.

Из Харрана.

А Лавана знаете?

И как он?

Жив-здоров. А вот и дочка его, Рахиль, идет с овцами. Спроси-ка лучше ее.

Иаков у Лавана

Когда приблизилась Рахиль, Иаков столкнул камень с колодца и напоил ее овец. Узнав, кто он и откуда, Рахиль побежала к отцу. Лаван тут же явился, обнял Иакова, поцеловал и повел в дом. И жил Иаков у Лавана целый месяц.

Хоть ты и родня, не задаром же тебе у меня трудиться, - сказал Лаван. - Назначь себе цену сам.

Две дочери были у Лавана: старшая - Лия и младшая - Рахиль. Лия была подслеповата, а Рахиль - и станом ладна, и лицом красива. Очень полюбилась Рахиль Иакову.

Если отдашь мне Рахиль, семь лет тебе отслужу.

И правда, лучше тебе ее отдать, чем куда на сторону. Живи у меня, - разрешил Лаван.

Семь лет пролетели, как семь дней, и сказал Иаков Лавану:

Отдавай свою дочь мне в жены!

Собрал Лаван людей, сделал пир, а вечером вместо Рахили ввел к Иакову Лию. И в темноте не заметил Иаков подмену.

Зачем ты меня обманул, Лаван? - спросил поутру Иаков.

Не годится выдавать младшую дочь раньше старшей. Поживи с Лией неделю, а потом и Рахиль себе бери, только за нее еще семь лет отслужишь.

Делать нечего, согласился Иаков.

Лию Иаков не любил, а Рахиль любил. Однако бесплодна была Рахиль, а Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду.

Рахиль завидовала сестре, и немало времени прошло, прежде чем родила она сына.

Снял Бог позор мой, - молвила Рахиль и назвала сына Иосифом.

После рождения Иосифа Иаков сказал Лавану:

Отпусти меня, я пойду в свою землю вместе с детьми и женами.

За службу свою назначь награду себе.

Хорошо, - согласился Иаков. - Сам знаешь, сколько у тебя при мне прибавилось скота.

Ну и чего ты хочешь?

Ничего мне не надо, - сказал Иаков. - Если сделаешь то, что скажу, я по-прежнему буду пасти твои стада. Пусть мне принадлежит весь пестрый и пятнистый скот, который появится в стаде.

Будь по-твоему, - кивнул Лаван.

Взял Иаков свежих прутьев и вырезал в их коре белые полосы. Когда скот приходил на водопой, он клал перед ним эти прутья, и рождался скот пестрый, с крапинами и в пятнах. Отдельно от Лавановых держал Иаков свои стада.

Вскоре сделался Иаков очень богат, и сыновья Лавана ворчали, что Иаков обобрал Лавана.

По лицу Лавана было видно, что не так он уж добр к Иакову, как когда-то.

И однажды отлучился Лаван на стрижку овец, а Иаков тем временем посадил своих детей и жен на верблюдов, собрал стада, и двинулись они домой, в землю Ханаанскую. А Рахиль прихватила с собой идолов из шатра Лавана.

На третий день донесли Лавану, что Иаков ушел. Бросился Лаван в погоню. Семь дней гнался он за Иаковом и сказал, когда догнал:

Безрассудно ты поступил. Я даже внуков своих не поцеловал. И богов моих, идолов, ты зачем-то унес.

Я боялся, что ты отнимешь у меня своих дочерей, - оправдывался Иаков. - А идолы… У кого их найдешь, тот умрет.

Не знал Иаков, что Рахиль их украла.

Все обыскал Лаван, но идолов не нашел, потому что Рахиль сунула их под верблюжье седло, села на них и сказалась больной, чтобы ее не трогали.

Рассердился Иаков:

Двадцать лет я честно служил тебе, Лаван, а ты десять раз переменял награду мою.

Заключим союз, - мирно предложил Лаван.

Сделали они холм из камней и заключили на нем союз.

Рано утром вернулся Лаван к себе, а Иаков продолжал свой путь.

Послал Иаков вестников в землю Сеир, в область Едом.

Передайте брату моему Исаву, что много у меня слуг и скота и что хочу милости от него.

Вернулись вестники и сказали:

Как только услышал Исав о твоем приближении, взял четыреста человек и вышел тебе навстречу.

Испугался Иаков и разделил свои стада на два стана. «Если Исав нападет на один, то второй стан может спастись», - думал он. И взмолился Иаков:

Спаси меня, Бог. Ничего, кроме палки, не было в моих руках, когда двадцать лет назад переходил я Иордан, а теперь у меня два стана. Пусть не стою я милости твоей, но избавь меня от руки Исава.

Ночь прошла в молитвах, а утром Иаков послал брату в подарок двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, а также верблюдиц, коров, волов и ослов. Вручил он своим рабам каждое стадо особо.

Иди вперед, - сказал первому рабу Иаков. - Как увидишь Исава, скажи, что это стадо ему в подарок от слуги его Иакова, который идет следом.

То же приказал он второму рабу, и третьему, и всем остальным.

«Умилостивлю брата дарами, - думал Иаков. - Авось и примет меня Исав». Дары пошли вперед, а Иаков расположился станом. Ночью перевел он через речку жен своих и сыновей и остался в одиночестве. И боролся с ним Некто до появления зари. Когда Некто понял, что не перемочь ему Иакова, он коснулся бедра Иакова и повредил сустав.

Отпусти меня, - сказал Некто.

Не отпущу, пока не благословишь.

Как тебя зовут?

Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и людей будешь одолевать.

А тебя как зовут? - спросил Иаков-Израиль.

Что тебе в моем имени?

Назвал Иаков-Израиль это место Пенуэл, потому что видел там Бога лицом к лицу и остался жив.

МИР С ИСАВОМ

Поднял Израиль глаза и увидел - приближается Исав с четырьмя сотнями человек.

Поставил Израиль служанок с их детьми впереди, Лию с детьми - за ними, а совсем сзади стояла Рахиль с Иосифом.

Вышел вперед Израиль и семь раз поклонился до земли своему брату.

Подошел Исав, обнял его, поцеловал, заплакал и спрашивает:

А это кто?

Дети мои, - ответил Израиль.

Подошли служанки с детьми и поклонились, Лия с детьми отвесила низкий поклон, а потом и Рахиль с Иосифом предстали с поклоном.

Для чего ты послал стада мне навстречу? Свое оставь себе, я и так богат.

Нет, если ты ко мне расположен, прими мой дар, - настаивал Израиль.

Ты же знаешь, мой господин, - ответил Израиль, - что дети мои малы, а скот дойный. Если гнать его целый день, скот падет. Иди вперед, а я следом приду в Сеир.

Я оставлю у тебя несколько человек из своих, - сказал Исав.

К чему это? - удивился Израиль.

В тот же день вернулся Исав в Сеир, а Израиль несколько позже прибыл в город Сихем в земле Ханаанской и купил там поле для своих шатров.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Велел Бог Израилю идти в Вефиль.

И сказал Израиль дому своему:

Бросьте богов чужих, очиститесь и перемените одежды.

Отдали Израилю всех чужих богов, и закопал он их под дубом близ Сихема.

В Вефиле Израиль поставил памятник Богу. А когда они вышли из Вефиля, чтобы идти в Хеврон к Исааку, Рахиль родила мальчика и в тот же миг умерла. Назвали мальчика Вениамином, а мать погребли у дороги в Вифлеем.

Пришел Израиль к Исааку, отцу своему. Было Исааку сто восемьдесят лет. И вскоре испустил Исаак дух, будучи стар и насыщен днями.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 16 ИАКОВ И ИСАВ Эта глава основана на Книге Бытие 25:19-34; 27 гл. Дети Исаака, близнецы Иаков и Исав, разительно отличались друг от друга и образом жизни, и характером. Это несходство было предсказано ангелом Божьим еще до их рождения. Когда в ответ на полную тревоги

Из книги Священное Писание Ветхого Завета автора Милеант Александр

Исав и Иаков (Быт. 25 гл). Два сына Исаака - Исав и Иаков явились родоначальниками двух народов Идумеев или Эдомитян и Израильтян или Евреев. Не смотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ - потомки Иакова - вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе.

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 11 Святой праотец Иаков и нечестивый брат его Исав «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исаава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Исав и Иаков (за 1954 года до рождества Христова) Спустя 20 лет после женитьбы Исаака на Ревекке у них родились два сына – близнецы. Старшего они назвали Исавом, а младшего – Иаковом. Исав по виду был косматый и нрава дикого, он занимался звероловством, и за это любил его отец.

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Исав и Иаков У Исаака было два сына: Исав и Иаков.Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

29. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом "Дай мне поесть красного, красного этого…" Повторение одного и того же слова выражает здесь особенную

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

34. Исав, выслушав слова отца своего (Исаака), поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. 35. Но он сказал (ему): брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. 36. И сказал (Исав): не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

6. Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7. и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. 8. И увидел Исав, что дочери

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

7. Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. 8. И сказал (Иаков): если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

5. Хозяин Лаван и раб Иаков. Исав и Иаков-Израиль Лаван считал себя выше Иакова и позволял себе всячески унижать и бессовестно обманывать его, принуждая и обучая его навыкам лжи и обмана. Рахиль обучила бедного Иакова тайнам колдовства, и вскоре большая часть стада Лавана

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

ИСАВ И ИАКОВ Исааку было сорок лет, когда Ревекка стала его женой. Двадцать лет не было у них детей, а потом Ревекка родила двойню. Первый ребенок был весь покрыт рыжими волосами, и назвали его Исав, а второй при рождении держал Исава за пятку, поэтому получил имя Иаков, что

Из книги автора

Иаков и Исав 19 Потомки Исаака, сына Авраамова.У Авраама родился Исаак. 20 Исааку было сорок лет, когда он взял в жены Ревекку, дочь Бетуэля - арамея из Паддан - Арама, сестру Лавана - арамея.21 У Ревекки не было детей, и поэтому Исаак молился Господу о жене своей. Ответил

Из книги автора

Сыновья Исаака - Иаков и Исав 19 Вот рассказ об Исааке, сыне Авраама:У Авраама родился Исаак. 20 Исааку было сорок лет, когда он женился на Ревекке, дочери арамея Бетуила из Паддан-Арама c и сестре арамея Лавана.21 Исаак молил Господа за жену, потому что она была бесплодна.

Из книги автора

Богоборец Иаков и лох Исав Как Иаков Исава наколол Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. Однажды сварил Иаков кушанье, а в это время Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову:- Ох, как пахнет вкусно! Дай, брательник, мне

Долго не имел детей от законной жены Сары. Но когда Аврааму было уже почти сто лет, Бог возвестил ему, что у него и 90-летней Сары скоро родится сын. Ни он, ни она не поверили этому – даже когда в их шатер зашли три таинственных странника (ангелы Божьи) и предсказали, что через год они будут держать на руках своего сына. Однако год спустя Сара родила мальчика, которому дали имя Исаак (Ицхак), означающее по-древнееврейски: «будет смеяться».

Ещё раньше у Авраама родился побочный сын Исмаил, от египетской рабыни Агари. Поначалу Исаак и Исмаил воспитывались как равные. Но Саре не нравилось, что её сына ставят рядом с сыном рабыни. Она настояла, чтобы Авраам выгнал Исмаила и Агарь из дому. Агари пришлось забрать своё дитя и идти с ним в пустыню . Они едва не погибли там от голода и жажда, но были спасены посланником Бога. Согласно легенде Библии, Исмаил стал родоначальником народа арабов.

Жертвоприношение Исаака

Авраам был горячо предан вере в единого Бога. Однажды Бог захотел испытать Авраама и приказал, чтобы он принёс ему Исаака в жертву . На следующее утро Авраам повёл сына к горе Мориа, не говоря зачем. Там он приготовил костёр для жертвоприношения. Исаак дивился, что дрова уже разложены, и огонь разведён, но овцы для жертвы нет. Однако Авраам положил на жертвенник его самого и уже взял в руку нож, как вдруг услышал голос с неба: «Авраам, не трогай мальчика. Теперь Я знаю, как сильно ты почитаешь Меня, раз не пожалел ради Меня даже единственного сына». Обрадованный Авраам тут же снял Исаака с костра.

Жертвоприношение Исаака. Художник Тициан, 1542-1544

Женитьба Исаака на Ревекке

После смерти Сары Авраам стал думать о выборе жены для Исаака. Позвав своего верного раба и домоправителя Элиезера, он велел, чтобы он шёл искать достойную девушку на древней родине еврейского племени, в Месопотамии. Элиезер взял десять верблюдов, наложил на них много всякого добра и отправился в путь. Вскоре он добрался до города, где жили родственники Авраама со стороны брата его Нахора.

Элиезер остановился за городом, у колодца. Тем временем городские девушки вышли к колодцу за водою. Элиезер решил: если я попрошу у одной из них напиться и она напоит не только меня, но и моих верблюдов, – то я буду знать, что Бог назначил ее в жены Исааку. Вдруг пред ним появилась молодая девушка, с кувшином на плече. Она наполнила из колодца кувшин и хотела уходить. Элиезер побежал к ней и сказал: дай мне напиться из твоего кувшина. Девушка дала Элиезеру воды и сказала: теперь стану черпать и для твоих верблюдов – и стала поить тех. С умилением смотрел верный слуга на добрую девушку. Когда она напоила всех верблюдов, он дал ей золотую серьгу и два кольца, спросив: чья ты дочь, и есть ли в доме твоего отца место нам для ночлега? Девушка отвечала, что она – Ревекка, дочь Бетуила и внучка Нахора, и что в их доме есть место и достаточно корму для скота.

Ребекка у колодца. Художник Н. Пуссен, ок. 1648

Она побежала домой и рассказала своей матери обо всем случившемся. Брат Ревекки, Лаван, вышел к Элиезеру и привел его в дом родителей. Тронутый гостеприимством, Элиезер рассказал родителям и брату Ревекки о цели своего приезда и объявил, что сам Бог судил Ревекке быть женою Исаака. Бетуил и Лаван отвечали: возьми Ревекку, и пусть она будет женою сына господина твоего. Элиезер вынул серебряные и золотые вещи и одежды и дал невесте, ее матери и брату. На другое утро родители благословили Ревекку и отпустили ее с Элиезером в Ханаан. Подъезжая к шатрам Авраама, Элиезер и Ревекка встретили в поле Исаака. Он ввел девушку в шатер своих родителей, и она стала его женой.

Сыновья Исаака – Иаков и Исав

Авраам умер в возрасте 175 лет, и после его кончины старейшиной (патриархом) евреев стал Исаак. Как и отец, он жил на юге Ханаана (Палестины), занимаясь скотоводством и земледелием. От Ревекки Исаак имел двух сыновей-близнецов. Первого звали Исавом, а второго Иаковом (Яковом). Они сильно разнились друг от друга наклонностями. Исав любил охотиться на зверей и был «человек степной», а Иаков любил мирную пастушескую жизнь и был «человек шатра».

Однажды Исав вернулся с охоты, усталый и голодный. Увидев у Иакова похлебку из чечевицы, он попросил поесть. Иаков сказал: уступи мне за это свое старшинство (Исав был старшим братом и должен был после смерти отца стать начальником семьи). Исав сказал: я умираю с голоду, на что мне старшинство? Иаков накормил брата, а Исав и не жалел, что продал право старшинства за чечевичную похлебку. Но Исаак продолжал обращаться с Исавом, как со старшим сыном. Исав приносил с охоты свежую дичь и подносил отцу. Он был любимцем Исаака, а скромный Иаков был любимцем своей матери, Ревекки.

Когда Исаак состарился и почти ослеп, он призвал Исава и сказал ему: «Сын мой, я скоро умру; возьми же свое оружие, иди в поле, налови мне дичи и приготовь из нее мое любимое кушанье; тогда я благословлю тебя перед смертью». Ревекка, услышав это, забеспокоилась, что родительское благословение достанется Исаву, а не ее любимцу, Иакову. Она посоветовала Иакову хитростью получить у отца благословение раньше брата. Иаков принес из стада пару козлят, из мяса которых Ревекка изготовила любимое кушанье старика. Она одела Иакова в охотничье платье Исава, наложила ему на руки и на шею шкуры козлят и велела нести кушанье отцу. Иаков пришел к отцу и сказал: «Вот я – Исав, твой старший сын; я сделал, что ты велел мне; теперь покушай и благослови меня». Слепой Исаак ощупал сына и с удивлением сказал: голос твой похож на голос Иакова, а руки твои косматые, как у Исава. Но старец поверил, что перед ним Исав, и благословил сына: «Пусть даст тебе Бог изобилие хлеба и вина, пусть служат тебе народы, и будешь ты господином над братьями твоими».

Как только Иаков вышел, вернулся с охоты Исав, приготовил кушанье из дичи и принес отцу. Исаак спросил: кто же прежде был здесь и принял от меня благословение? Исав понял, что брат опередил его, и в отчаянии воскликнул: «Отец мой, благослови и меня!» Но отвечал Исаак: «Я уже благословил Иакова, чтобы он был господином над братьями своими; тебе же я пожелаю, чтобы ты защищался мечом, и если власть брата будет тяжела, ты силою сбросишь с себя его иго».

Исаак благославляет Иакова. Мозаика из собора. Мозаика собора в Монреале, Италия, 1180-е гг.

С тех пор Исав возненавидел Иакова и задумал убить его, как только отец умрет. Узнав о замысле Исава, Ревекка сказала Иакову: «Беги к моему брату Лавану, в Месопотамию, и поживи у него, пока не утихнет гнев брата твоего». Исаак тоже советовал Иакову идти к Лавану, и там найти себе жену.

Иаков отправился в дальний путь. В Месопотамии он был хорошо принят Лаваном и женился на его дочерях, Рахили и Лии. Лаван дал Иакову часть своих стад, тот разбогател и вернулся на родину. Там он примирился с Исавом и поселился близ своего отца, жившего в Хевроне.

По словам Библии, Исаак умер в возрасте 180 лет. Он и Ревекка были похоронены в пещере Махпела, близ Хеврона, в семейной гробнице его отца, Авраама. После смерти Исаака старейшиной и начальником еврейского племени (патриархом) стал Иаков.