Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Бабочка медведица госпожа – летнее чудо у ручья. Почему она ещё не горит?

Бабочки получили свое название «медведицы» за внешний вид гусениц, тело которых покрыто темными длинными волосками. Эти гусеницы действительно по внешнему виду напоминают маленьких медвежат.

Бабочки медведицы отлично защищены от врагов: их кровь ядовитая и горькая, кроме того медведица имеет отпугивающую окраску. Гусеницы также прекрасно защищены, помимо ядовитой крови у них имеются ядовитые волоски, которые провоцируют у людей сильную аллергическую реакцию.

Бабочки медведицы бывают средних и крупных размеров. Как правило, они пестрые и ярко окрашенные. Передние крылья у них треугольной формы, они широкие и удлиненные. Крылья украшены рисунком из полос, линий и пятен. Задние крылья не такие пестрые, желтого, красного и розового цвета. Когда медведица находится в спокойном состоянии, крылья складываются домиком.

Туловище у них толстое полностью покрытое волосками. Ноги мохнатые и короткие. Усики гребенчатые.

Образ жизни медведицы

Медведицы живут по всему миру. Насчитывают около 11 тысяч видов этих бабочек. В европейской части нашей страны живет около 60 видов.

В основном эти бабочки ведут ночной или сумеречный образ жизни, но определенные виды летают днем, например, подорожниковая медведица. Ротовой аппарат у этих бабочек не развит, поэтому они не питаются на протяжении своей жизни.


Гусеницы медведиц многоядны, они поедают многие кустарниковые и травянистые растения, кроме того они вредят многочисленным деревьям.

Перед тем, как окуклиться, гусеница сплетает шелковистый рыхлый кокон. В стенки кокона она заплетает отпадающие волоски. Внутри кокона куколки медведицы находятся неподвижно.

Медведица-госпожа

Одним из заметных представителей семейства в средней полосе является медведица-госпожа. Размах крыльев бабочки достигает 55 миллиметров. Задние крылья медведицы-госпожи желтого или ярко-красного цвета.


Эти бабочки живут в тенистых влажных местах. Они встречаются с июня по июль. Места их обитания – овраги, реки, лесные поляны. Гусеницы поедают листья кустов и травянистых растений, например, ивы, ежевики и малины. Гусеницы проводят зиму в почве и весной окукливаются.

Медведица кайя

Еще одна широко распространенная группа медведиц – это медведица кайя. Эти бабочки очень красивые, причем они одни из самых крупных в России, размах их крыльев достигает 80 миллиметров.

У медведицы кайи передние крылья кофейно-коричневого цвета с белыми перевязями. На задних крыльях красного цвета имеются крупные черные горошины с синим отливом.


Медведицы кайи встречаются в конце лета. Гусеницы черного цвета, мохнатые. Они появляются осенью и зимуют. У этих гусениц очень густой покров, состоящий из волосков, благодаря ему они напоминают пушистых зверушек. Во время опасности гусеница становится в защитную позу: она скручивается в кольцо, таким образом она защищает все свои жизненно важные органы, а от врагов тело надежно защищено густыми ядовитыми волосками. Когда гусеницы окукливаются, они прячутся под упавшими стволами, камнями и там плетут свои коконы.

Медведица Геба


В степной полосе нашей страны обитает медведица Геба. Размах крыльев этой бабочки доходит до 55 миллиметров. Передние крылья у них светлые, у внешнего края имеются черные пятна, а в центре располагаются по 3 узких черных перевязи. Задние крылья красноватого цвета с черными пятнами. Это ночные бабочки. Они летают с мая по июль.

Ночные бабочки с толстым мохнатым туловищем и пестрыми крыльями – это представительницы семейства медведиц. В мире их насчитывается 11 тыс. видов. Наибольшее разнообразие отмечено в Южной Америке – 5 тыс. видов, в России обитает 150 видов бабочек медведиц. Необычным названием семейство обязано внешнему виду гусениц. Их тела покрыты густыми черными или бурыми волосками. Личинок сравнили с медвежатами, а их родителей – медведицами. Мотыльки имеют различные размеры, самые крупные больше 11 см. В умеренном поясе обитает ярко окрашенная бабочка медведица-госпожа. Ее можно встретить на влажных опушках, вдоль речек и ручьев. Во всех местах обитания количество насекомых сокращается. Они попали в Красную книгу в России и на Украине.

Описание вида

Медведица-госпожа (Callimorphadominula) принадлежит к крупному семейству чешуекрылых – медведицы. Насекомое средних размеров, размах крыльев 45-55 мм. Передние крылья черные с синим или зеленым отливом. Они покрыты хаотично разбросанными желтыми и белыми пятнами неправильной формы. У различных особей рисунок варьирует. Задние крылья меньше передних и окрашены в ярко красный, оранжевый или желтый цвет. По краю расположены черные пятна и перевязи.

Бабочка медведица-госпожа

Информация. Синонимами названия являются – медведица-девочка и медведица-хозяюшка.

Голова черная, глаза выпуклые, занимают ее большую часть. Усики черные, нитевидные. Отличительная черта вида – наличие ротового аппарата. Многие бабочки семейства не питаются, а медведица-госпожа имеет развитый хоботок, позволяющий пить нектар цветов. В свободном состоянии орган свернут в форме спирали.

Туловище имаго утолщенное, густо покрытое волосками. Грудь черная, на спинке две желтых полоски. Брюшко красное с широкой продольной полосой черного цвета. Ходильные ноги короткие.

Ареал распространения

Вид распространен в Палеарктической зоне. В Европе обитает на большой территории, северная граница – Швеция. Встречается в Азии, на Ближнем Востоке – в Турции, Иране. В России обитает в центральных, юго-западных, северо-западных регионах. Бабочка в большом количестве живет на Кавказе. Вид наблюдается на юге Уральских гор.

Образ жизни

Излюбленные места обитания Callimorphadominula смешанные или разреженные лиственные леса. Они часто селятся в кустарнике, вдоль дорожных канав, на берегу ручья. Бабочки проявляют активность с наступлением темноты. Днем они прячутся во влажных тенистых местах. Но из правил есть исключения, иногда имаго можно увидеть днем, когда мотыльки летают над цветами, собирая нектар зонтичных растений.

Лет мотыльков приходится на июнь—июль. Вид оседлый, самцы и самки не проводят много времени в поисках партнера.

После спаривания яйца откладывают на основные кормовые растения гусениц:

  • двудомная крапива;
  • яснотка;
  • лютик;
  • герань.
Существует несколько подвидов Callimorphadominula, живущих в Европе и Азии:
  • C. d. philippsi – Азербайджан, север Ирана;
  • C. d. rossica – Кавказ. Закавказье;
  • C. D. persona – Италия.

Это только несколько подвидов. Интересна также желтая форма медведицы-девочки f. flava.

Защитный механизм

Вид отличается слабым полетом, поэтому поймать мотылька не составляет труда. При этом природных врагов у них не так много. Это объясняется наличием яда в организме насекомых. Гемолимфа имаго горькая, не многим птицам и рептилиям она приходится по вкусу. Защитный механизм есть не только у взрослых представителей вида, но и у личинок. Длинные и густые волоски это украшение, а своеобразный щит от хищников. Даже у людей они могут вызвать аллергическую реакцию, если испугать гусеницу, взяв ее в руки.

Информация. Яркие тона в окраске крыльев предупреждают животных об опасности медведицы-госпожи для их здоровья.

Размножение

Чешуекрылые – насекомые с полным превращением. Медведица-госпожа дает в год одну генерацию. Гусеницы появляются спустя 6-8 дней после кладки. В первом возрасте они светло-желтые, с крупной круглой головой и множеством волоском на теле. Потомство многоядное, кроме перечисленных выше растений гусеницы предпочитают кормиться на малине, ежевике, иве, крапиве, жимолости, незабудках.

Взрослая личинка черно-синяя с ярко-желтыми продольными полосами на спине и боках. Жгучие волоски на теле гусеницы собраны в пучки. Желтые полосы прерываются черными и белыми бородавками. В зимнюю диапаузу погружаются гусеницы. Они оборачиваются в светлый, неплотный кокон и прячутся среди листвы и растительных остатков. Окукливание происходит в мае следующего года. Куколка темно-коричневого цвета.

Как сохранить бабочек?

Пестрые бабочки Callimorphadominula стали одной из многочисленных жертв хозяйственной деятельности человека. Их количество сокращается повсеместно, в некоторых регионах они остались в единичных экземплярах, и попали в Красные книги областей как редкий вид. Защитные меры по сохранению численности насекомых предпринимаются в 20 областях РФ. Бабочка медведица-госпожа также внесена в приложение к Красной книге России.

Причин сокращения численности бабочек несколько:

  • Выжигание травы в лесостепной зоне обитания.
  • Снижения площади биотипов, подходящих для жизни и размножения – сырых лугов с разнотравьем, опушек.
  • Удаление опавших листьев, в которых зимует насекомое.
  • Изоляция локальных популяций, затрудняющая распространение вида на новые территории.
  • Выпас скота, неконтролируемый сенокос, прямое уничтожение бабочек.

Среди охранных мер, предпринимаемых для сохранения вида, регулирование рекреационной нагрузки, контроль выпаса скота и сенокоса на лесных полянах. В местах обитания медведицы-хозяйки вводится регламентированное применение инсектицидов. Большое значение имеет выявление новых мест обитания бабочек и взятие их под охрану.

Задание 8-1

Относительная атомная масса является величиной безразмерной.

Шел 1817 год. У министра Веймарского герцогства, поэта и философа Иоганна Гете собрались за вечерним чаем его друзья и родственники. Среди них были Иоганн Дёберейнер, профессор химии, жена сына герцога Мария Павловна – сестра русского царя Александра I и другие влиятельные лица. Дёберейнер сказал, что если все известные химические элементы сгруппировать по сходству их свойств и расположить по три в ряд по возрастанию атомных масс, то обнаружится нечто удивительное. Мария Павловна заметила: “Бог троицу любит…”

Задание: 1. Сгруппируйте данные химические элементы по свойствам: литий, хлор, натрий, кальций, йод, бром, барий, калий, стронций (3 элемента в каждой группе) и расположите их в порядке возрастания их атомных масс. 2. Попробуйте отгадать, что же удивительного обнаружил Дёберейнер? (5 баллов)

Задание 8-2

Наука не знает, чем она обязана воображению. Ральф Уолдо Эмерсон

Придумывая химические названия, ученые порой принимали во внимание необычные свойства нового элемента. Какие элементы получили названия по цвету и запаху простых веществ или соединений?(За каждый приведенный пример элемента 1 балл)

Задание 8-3

Новые идеи надо поддерживать. Циолковский

Осуществите превращение: Оксид 1 → кислота → соль 1 → основание → соль 2 → соль 3.

Подберите вещества и запишите уравнения реакций. (5 баллов)

Задание 8-4

Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль

Какие животные помогли ученым-химикам в открытии химических элементов или спасли им жизнь? (За каждый приведенный пример 2 балла)

Задание 8-5

Нас ждут бездны открытий и мудрости. Циолковский

В четырех пробирках содержатся бесцветные растворы карбоната натрия, фосфатанатрия, силиката натрия и нитрата серебра. Как с помощью одного реактива определить каждое вещество? (7 баллов)

Задание 8-6

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Монтескьё

Химический элемент IV группы Периодической системы, при взаимодействии с кислородом образует бесцветный газ, который выделяется при растворении шипучих таблеток в воде, при растворении в растворе щелочи образует среднюю и кислую соль.

Задание: 1. Определите химический элемент. 2. О каких соединениях этого элемента идет речь?3. Составьте уравнения реакций получения этих соединений. (7 баллов)

Решение заданий заочного тура олимпиады для 8 класса с системой оценивания

Задание 8-1

Данные элементы сгруппированы в 3 группы: Литий, натрий, калий, Хлор, йод, бром; Кальций, барий, стронций. При расположении данных элементов по возрастанию атомных масс Дёберейнер установил, что в “триаде”, атомная масса второго элемента оказывается примерно равной средне-арифметическому значению от атомных масс первого и третьего элементов

Задание 8-2

За каждый приведенный пример элемента: Бром – “бромос” - зловонный, рубидий – окрашивает спектр в красный цвет, сера – “сира” светло-желтый цвет и др.

Задание 8-3

Цепочка имеет множество решений. За каждое уравнение, соответствующее условию. 1 балл

Возможный вариант решения: Оксид серы(VI) → серная кислота → сульфат меди(II) → гидроксид меди (II) → хлорид меди (II) → хлорид серебра.

Задание 8-4

Речь идет о Куртуа, открывшего новый химический элемент йод. У него был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. В один из дней кот чего-то испугался, прыгнул на пол, но попал на бутылки, которые Куртуа приготовил для опытов. В одной из них находилась суспензия золы водорослей в спирте, а в другой концентрированная серная кислота. Бутылки разбились, и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на предметах в виде черных кристалликов. Это был йод.

За каждый найденный эпизод … 2 балла

Задание 8-5

Данным реактивом является соляная кислота. Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O выделяется бесцветный газ Na 3 PO 4 + HCl → ничего не наблюдаем

Na 2 SiO 3 + 2HCl → H 2 SiO 3 ↓ + 2NaCl наблюдаем выпадение бесцветного желеобразного осадка

AgNO 3 + HCl → AgCl↓ + HNO 3 наблюдаем выпадение белого осадка

Задание 8-6

1. Химический элемент – углерод 2. Углекислый газ СО 2 , карбонат натрия Na 2 CO 3, гидрокарбонат натрия NaНCO 3 3. С +О 2 →СО 2 СО 2 + NaOH → NaНCO 3 СО 2 +2 NaOH → Na 2 CO 3 + H 2 O

Комплект задач для очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

Задача 8-1

Кто ищет – тот всегда найдет!

В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов. (2 балла)

Задача 8-2

Светлое тело, которое ковать можно. М.В.Ломоносов

Один из химических элементов был выделен еще в XVI в. немецким химиком и металлургом Георгиусом Агриколой. В “Алхимическом словаре” Руланда (1612) он отнесен к металлам и назван “легчайшим, бледнейшим и дешевейшим свинцом”. В России его называли то “нимфой”, то “глаурой”. Происхождение современного названия тоже покрыто тайной. Одни считают, что оно происходит от арабских слов “би исмид” - похожий на сурьму. Другие предполагают, что название элемента древнегерманского происхождения и означает “белый металл”. Третьи утверждают, что название произошло от двух немецких слов – “визе” (луг) и “мутен” (рудник), поскольку в немецкой Саксонии элемент издавна добывают в рудниках, расположенных среди лугов округа Шнееберг. Задание: Что это за элемент? Опишите его положение в Периодической системе.Определите состав высшего оксида данного элемента.

Задача 8-3

Точное логическое определение понятий –условие истинного знания. Сократ

Предложите различные варианты классификации данных неорганических веществ:

CO 2 , NO, NO 2 , Na 2 O, Al 2 O 3 , SiO 2 , P 2 O 5 , Cr 2 O 3 , CuO, ZnO

Задача 8-4

Хорошая идея состоит из большого количества маленьких идей. Томас Эдисон

Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений. (6 баллов)

Задача 8-5

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших
основой для ее построения. Вернадский

Расшифруйте данную цепочку реакций, составьте к ней уравнения реакций (все вещества в цепочке содержат атомы железа): 56 → 127 → 90 → 72 → 56 (11 баллов)

Задача 8-6

Все соли состоят из какой-либо кислоты и
какой-либо щелочи… Немецкий химик и аптекарь О.Тахений

Приведите примеры солей, в реакциях которых с кислотами и со щелочами выделяются газообразные продукты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

Задача 8-7

Что и требовалось доказать. Евклид

В бутылке, цилиндре, колбе, банке находятся магний, гидроксид бария, сульфат меди (II), серная кислота. Магний и сульфат меди (II) не в бутылке, сосуд с гидроскидом бария стоит между колбой и сосудом с серной кислотой. В банке не гидроксид бария и не вещество, имеющее блеск. Цилиндр стоит около сосуда с веществом голубого цвета.

Задание: Узнайте содержимое каждого сосуда.Составьте уравнения реакций, протекающих при попарном смешивании содержимого этих сосудов. (14 баллов)

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

Задача 8-1

Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром

4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент – золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть. Всего: 2 балла.

Задача 8-2

Элемент-путаник – это висмут , легкоплавкий металл красновато-белого цвета, последний по номеру элемент Периодической системы, не обладающий естественной радиоактивностью, порядковый номер 83, 6 период, V группа, главная подгруппа, состав высшего оксида Вi 2 О 5

Задача 8-3

Все приведенные в условии задачи вещества являются оксидами, поэтому необходимо привести классификацию оксидов по различным признакам:

А) оксиды металлов и неметаллов Б) основные, кислотные, амфотерные, другие

В) солеобразующие, несолеобразующие Г) газообразные, твердые

Д) бесцветные, окрашенные

Задача 8-4

Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов) 1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O

Задача 8-5

Так как все вещества в цепочке содержат атомы железа, а цепочка начинается с вещества 56, следовательно, в основе шифра лежат атомные и молекулярные массы веществ (Ar (Fe)=56).

Цепочка реакций выглядит так:Fe → FeCl 2 → Fe(OH) 2 → FeO → Fe

1) Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2 2) FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓+ 2NaCl

3) Fe(OH) 2 → FeO + H 2 O 4) 2FeO + C→ 2Fe + CO 2

Задача 8-6

Соли аммония: карбонаты, сульфиты, сульфиды и соответствующие кислые соли.

Например: NH 4 HCO 3 + HCl → NH 4 Cl + CO 2 + H 2 O NH 4 HCO 3 + NaOH→ NH 3 + H 2 O + NaHCO 3

Задача 8-7

Цилиндр - Mg колба - CuSO 4 бутылка - Ba(OH) 2 банка - H 2 SO 4

Mg + CuSO 4 → MgSO 4 + Cu признаки реакции – раствор обесцвечивается, выделяется порошок розового цвета – медь Mg + H 2 SO 4 → MgSO 4 + H 2 признаки реакции – выделяется газ без цвета CuSO 4 + Ba(OH) 2 → BaSO 4 ↓ + Cu(OH) 2 ↓ признаки реакции – выпадение осадка

Ba(OH) 2 + H 2 SO 4 → BaSO 4 ↓ + 2H 2 O признаки реакции – выпадение осадка белого цвета

Комплект задач для очного тура олимпиады для 9 класса

Задача 9-1

Всё хорошо, что в меру. Гиппократ

Отрывок из повести Хаггарда “Жемчужина Нила”: “Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли”.

Задание: Объясните почему Клеопатра смогла выпить “крепкий уксус”, а также составьте уравнение реакции. (3 балла)

Задача 9-2

Вселенная - это разнообразие в единстве. Оноре де Бальзак

Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его грозиться сжечь Б , справа – отравить ядовитый Д , а живущий слева тихий Е иногда начинает буянить и совсем не ясно, что от него ждать – либо отравит, либо подожжет квартиру. Но когда Е успокаивается, то начинает светиться бледно-зеленым светом и всех радует. Задание: Определите, кто такие А, Б, Д, Е?

Задача 9-3

Составьте уравнения реакций к цепочке реакций: Fe 0 → Fe +2 → Fe +3 → Fe +2 → Fe 0 → Fe +3

Задача 9-4

Опыт - это не то, что происходит с вами;
это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами. Сэр Исаак Ньютон

Юный химик насыпал в первую колбу аммиачную, норвежскую и кальциевую селитры; во вторую колбу насыпал мел, а также чилийскую и аммиачную селитру; в третью колбу – натриевую и индийскую селитру, а также поташ. Задание: Сколько веществ окажется в смеси, образованной смешением содержимого: а) первой и второй колбы; б) всех трех колб?

Задача 9-5

Наука борется с суевериями,
как свет с потемками. Менделеев Д.И.

Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать ему “шайтана”, принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал хану, как рождается “шайтан”. Он поглотил газообразный красно-бурый оксид другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислота и новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался в бурый газ. Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье. Задание: Д окажите, что алхимик не виновен, и найдите химический смысл его действиям. (7 баллов)

Задача 9-6

В каждой естественной науке заключено столько истины,
сколько в ней есть математики. Иммануил Кант

В 25 мл раствора 20%-ной соляной кислоты растворили 4,0 г сульфида железа (II), после выделения газа в раствор добавили 1,68 г железных опилок. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе. (8 баллов)

Задача 9-7

Знание - настолько ценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский

В доме лондонского ювелира исчез алмаз необычного голубого цвета. Срочно приглашенный в дом знаменитый сыщик Шерлок Холмс обратил внимание на баллон с хлором, отводная трубка от которого была погружена в колбу с раствором пероксида водорода. “Где хранился алмаз?” – спросил Холмс. “В маленьком алюминиевом футляре, который стоял вот здесь”, – ответил ювелир и показал на серую кучку пепла рядом с включенной горелкой. “Алмаза уже не вернуть”, – заметил Шерлок Холмс. Задание: Ювелир прислал нам схему места происшествия и попросил вас объяснить, что же все-таки случилось?

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 9 класса

Задача 9-1

Состав жемчуга – СаСО 3 , уксуса – СН 3 СООН СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О

Задача 9-2

Определены элементы А, Б, Д, Е: А – сера, Б – кислород, Д – хлор, Е - фосфор ……4 балла

Задача 9-3

Составлены уравнения реакций: 1. Fe +2HCl →FeCl 2 + H 2 2. 2 FeCl 2 + Cl 2 → 2 FeCl 3

3. 2 FeCl 3 + Fe → 2 FeCl 2 4. 3 FeCl 2 + 2 Al → 2AlCl 3 + 3 Fe 5. 2Fe + 3Cl 2 → 2FeCl 3

Задача 9-4

Определены формулы названных веществ: аммиачная селитра – NH 4 NO 3 , норвежская селитра – Ca(NO 3) 2 , кальциевая селитра - Ca(NO 3) 2 , чилийская селитра - NаNO 3 , индийская селитра - КNO 3 , натриевая селитра - NаNO 3 , мел – СаСО 3 , поташ К 2 СО 3

Задача 9-5

Определены вещества: красно-бурый газ – это диоксид азота, жидкий оксид – вода, при взаимодействии между собой дают азотную кислоту и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO 2 При добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты, таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – “царская водка”, которая химически растворяет золото: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O

Задача 9-6

Составлены уравнения реакций: FeS + 2HCl → FeCl 2 + H 2 SFe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

n(HCl)=0,151 моль, n(FeS)=0,0455 моль, n(Fe)=0,03моль Определено вещество в избытке: HCl – 0,06 моль – в первой реакции, во второй реакции вещества прореагировали полностью

Вычислены количества образующихся веществ: n(FeCl 2)=0,0455 моль, n(H 2 S)=0,0455 моль,

n(H 2)=0,03моль Определена масса образовавшегося раствора: m(р-ра)= m(р-ра HCl) + m(FeS) + m(Fe) –m(H 2 S) – m(H 2) = 27,5 + 4,0 + 1,68 – 1,55 – 0,06 = 31,57 г Определены массовые доли веществ в растворе: w(FeCl 2) = 17,85%.

Задача 9-7

Составлены уравнения реакций: ювелир не закрыл кран баллона с хлором, начались реакции:

Cl 2 + H 2 O 2 → 2HClO HClO + H 2 O 2 → O 2 + HCl + H 2 O 4Al + 3O 2 →2 Al 2 O 3 C + O 2 → CO 2

Комплект задач для очного тура олимпиады для 10 класса

Задание 10-1

То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем - бесконечно. Апулей

Самки бабочки медведицы сигнализируют самцам с помощью пахучего вещества – аттрактанта. Это 2-метил-замещенный алкан. Его относительная молекулярная масса равна 254. Составьте структурную формулу данного алкана. (2 балла)

Задание 10-2

Хлорофилл (от греч. chlorós - зеленый и phýllon - лист),
зеленый пигмент растений, с помощью которого
они осуществляют фотосинтез .

Хлорофилл является важным пигментом обусловливающим зеленый цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода получаются следующие вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки, 64, 8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5,60 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом металла II А группы. Задание: Определите формулу хлорофилла, учитывая, что его молекула содержит только один атом металла.

Задание 10-3

Недостаточно только получить знания:
надо найти им приложение. Гёте И.В.

Расшифруйте именные реакции в органической химии:

  • 13≡13 + 18 → 44
  • 16 + 63 → 61 + 18
  • 3 * 14 = 14 + 2 * 158 + 4 * 18 → 3 * 62 + 2 * 87 + 2 * 56
  • 2 * 95 + 2 * 23 → 15 – 15 + 2 * 103. (8 баллов)

Задание 10-4

Я предпочитаю то, что можно увидеть,
услышать и изучить. Гераклит Эфесский

Перед вами в трех шкатулках находятся: в первой – натуральный и фальшивый бриллианты; во второй – натуральный и фальшивый жемчуг; в третьей – натуральное и поддельное золотое изделие. Задание: С помощью каких химических реакций можно отличить натуральные объекты? (6 баллов)

Задание 10-5

Знание есть сила, сила есть знание. Фрэнсис Бэкон

Составьте уравнения реакций: ан → ин → аль → овая → ат → ол → диен → ен.

Задание 10-6

Опыт всему учитель. Юлий Цезарь

Цианид калия – один из самых сильных ядов, и хранят его обязательно в сейфе под замком. Но однажды утром лаборант, вынув из сейфа банку с надписью KCN, обнаружил, что крышки нет, характерный запах миндаля исчез, а между тем объем содержимого не уменьшился. Анализ показал, что вещество в банке вовсе не цианид калия, при приливании к нему соляной кислоты наблюдалось характерное шипение. Задание: Определите, что за вещество в банке, и кто виноват в пропаже? (5 баллов)

Задание 10-7

Математику уже за то любить следует,
что она ум в порядок приводит.
Ломоносов

При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества. (10 баллов)

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 10 класса

Задание 10-1

Определена молекулярная формула алкана: С 18 Н 38

Задание 10-2

Определены вещества: углекислый газ, вода, азот, оксид магния Определены количества вещества элементов в молекуле: n(C)=5,5 ммоль, n(H)=7,2 ммоль, n(N)= 0,4 ммоль, n(O)= 0,5 ммоль, n(Mg)= 0,1 ммоль Определена молекулярная формула: C 55 H 72 N 4 O 5 Mg

Задание 10-3

Реакция Кучерова: СН≡СН + Н 2 О → СН 3 – СНО Реакция Коновалова: СН 4 + НNО 3 → СН 3 NО 2 + Н 2 О Реакция Вагнера:3СН 2 =СН 2 +2KMnO 4 + 4Н 2 О → 3CН 2 ОН- CН 2 ОН + 2КОН + 2MnО 2

Реакция Вюрца: 2 СН 3 Br + 2 Na → CH 3 – CH 3 + 2 NaBr

Задание 10-4

Предложены методы анализа и составлены уравнения реакции:

Бриллианты – правильно отшлифованные алмазы и состоят из чистого углерода. Они полностью сгорают в атмосфере кислорода с образованием только углекислого газа, поддельные бриллианты (стекло, хрусталь) либо не горят, либо при сгорании дают твердые продукты. Натуральный жемчуг представляет собой природную разновидность карбоната кальция, подобно всем карбонатам жемчуг растворяется в кислотах: СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О, поддельные жемчужины, изготовленные из стекла или пластмассы, не растворяются в кислотах, или не выделяют СО 2. Чистое золото растворяется в “царской водке”, образуя желтый раствор: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O, поддельные золотые изделия могут быть изготовлены из сплавов меди и др. веществ, они растворяются в соляной или азотной кислоте.

Задание 10-5

Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → этилацетат → этанол → бутадиен → бутен

Задание 10-6

Определено вещество в банке – КНСО 3 Виновники пропажи углекислый газ и влага воздуха. Чем дольше банка была открытой, тем быстрее шел гидролиз цианида калия, в результате обратимого гидролиза получались летучий циановодород и гидроксид-ионы.

Задание 10-7

Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2

СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН

Задания были составлены с использованием данной литературы:

1. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Cправочник школьника по химии Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина М.: Издательство “Экзамен”, 2006.- 512 с. (Серия “Справочник школьника”)

2. Занимательные задачи по химии/ Под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО “У Никитских ворот”, - 48 с.: ил.

Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994 г.

5. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Система подготовки к олимпиадам по химии. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.

6. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: издательство “Наука”, 1970 г.

7. Четвертая Соровская олимпиада школьников 1997-1998. М.: МЦНМО, 1998. – 512 с.

Бабочки–медведицы

Как правило, это бабочки средних размеров, иногда крупные. Обычно с ярким рисунком из пятен и полос. Почему так назвали это нежное создание? Дело в том, что гусеницы медведиц покрыты густыми темными волосками, словно шерстью. В этом семействе более 6.000 видов, встречающихся во всех частях света.

У большой медведицы крылья в размахе достигают 8 сантиметров. Они коричневые, с желтым рисунком вдоль переднего края, задние крылья желтые, с черным рисунком, брюшко красное. Эта бабочка в настоящее время встречается редко, но когда–то в Европе она была очень распространена. Гусеницы зимуют дважды, прежде чем окуклятся.

image l:href="#image31.png"

Медведицы: мятная и деревенская

Питаются листьями главным образом жимолости и черемухи, а также другими низкорослыми растениями.

Медведица кайя имеет в размахе бол е 6 сантиметров. Передние крылья у нее коричневые с желто–белым узором. Брюшко и задние крылья обычно кирпично–красные с блестящими черными пятнами. Гусеница – волосатая и темно–коричневая, в еде не отличается особой разборчивостью. Эта бабочка очень широко распространена в Европе.

Медведица закаспийская мрачная – это удивительное насекомое называют еще пещерной бабочкой. Бабочка в пещере! Это уже само по себе необычно. Нет, конечно, некоторые бабочки, живущие в горных районах, часто прячутся под сводами пещер, от палящего летнего зноя. Но медведица мрачная, это особый случай, она живет в пещере. Бабочки висят на стенах, а также на сталоктитах и сталогмитах. На ночь они покидают свои убежища и иногда прилетают на свет от костра туристов, которые обследовали пещеры. Но самое загадочное, что волосатые гусеницы этой бабочки были обнаружены очень далеко от пещер, и жили на полыни.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Какие бабочки самые большие? Самая крупная дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры (Ornithoptera alexandrae), обитающая на юго-востоке Папуа (остров Новая Гвинея). Размах ее широких крыльев достигает 26 сантиметров. Еще более крупные экземпляры встречаются среди

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Какие бабочки самые маленькие? Самыми маленькими считаются две ночные бабочки-малютки с размахом крыльев около 2 миллиметров – ацетозея (Johanssonia acetosea) и редикулеза (Stigmella ridiculosa), обитающие соответственно в Великобритании и на Канарских

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Какой длины может достигать хоботок бабочки? Ботаники, обнаружившие на острове Мадагаскар орхидею Angraecum sesquipedale с поразительной глубины венчиком (25–30 сантиметров), недоумевали: кто же опыляет такое растение? Чарлз Дарвин предположил, что это проделывает бражник с

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Мигрируют ли бабочки? Все знают, что птицы мигрируют, то есть по наступлении определенного сезона перелетают в другие края. Но не многие знают, что и бабочки тоже мигрируют. Примером тому служит бабочка-репейница, каждую весну путешествующая из Мексики в Калифорнию. В

Из книги Я познаю мир. Живая природа от А до Я автора Любарский Георгий Юрьевич

Могут ли бабочки чувствовать запах? Может быть, это удивит вас, но бабочки и моли могут видеть, имеют осязание и обоняние. Вкус бабочка определяет органами, находящимися во рту, что совершенно естественно. А запах воспринимается усиками бабочки. Есть такие виды бабочек,

Из книги Я познаю мир. Насекомые автора Ляхов Петр

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Бабочки В прежние геологические эпохи, когда на Земле еще не было цветов, бабочки пили древесный сок и сок гниющих плодов. А когда появились цветы, большинство бабочек перешло к питанию нектаром. Для этого у них развился удивительный орган – хоботок. Эволюция цветковых

Из книги автора

Самые красивые бабочки Это самые красивые бабочки на Земле, во всяком случае, все, кому посчастливилось их увидеть, никогда не забудут красоты, изящества, оригинальности форм и мягкой пластики их полета. Парусники есть везде. Их можно встретить в непроходимых джунглях, на

Из книги автора

Бабочки–древоточцы Это довольно крупные неуклюжие бабочки, опасные вредители садов и лесов, названные так оттого, что их гусеницы живут в стволах деревьев и кустарников. Гусеницы как бы вбуравливаются в древесину деревьев и кустарников, в корни крупных трав.image

Из книги автора

Почему бабочки такие красивые? Как только наступает лето, невысоко над землей начинают кружиться разноцветные бабочки, одна краше другой. Когда бабочка садится на цветок, то трудно отличить ее крылья от его лепестков. И те и другие подстать друг другу: голубые, оранжевые,

Из книги автора

Как далеко могут улететь бабочки? Поздней осенью можно увидеть огромные стаи птиц, которые улетают в теплые края, а ранней весной возвращаются обратно. Такими же стаями могут собираться и бабочки. Некоторые из них, как и птицы, в определенное время года перелетают из

В школьных учебниках знакомство с отрядом Чешуекрылые изучается в основном на представительницах группы дневных бабочек. А вот, группу ночных (хотя присутствуют на иллюстрациях) бабочек не заслуженно обходят. Не секрет, многие даже и не подозревают об их существовании.

Большинство ночных бабочек, ведут активный образ жизни в сумерки или ночью. Кроме всего прочего, ночные бабочки отличаются от бабочек дневных, не только своей временной активностью, но и особенностями строения, ведь тело и крылья у ночных бабочек более толстые, а окраска крыльев более тусклая и относительно однотонная.

На Микруле имеются кадры ночной бабочки Медведицы-кайи, и у нас есть возможность расширить знания об этой представительнице, чей образ жизни проходит под покровом ночи. Медведица-кайя — представительница ночных бабочек. Садясь на цветок, она складывает крылья домиком. При опасности бабочка раскрывает ярко-красные задние крылья, отпугивая врагов.

Эта яркая ночная бабочка обитает в Европе и в Азии. В России она встречается в Сибири, на Дальнем Востоке и во всей центральной части нашей страны. Предпочитает влажные места обитания, также их много в парках, садах.

Размах крыльев 50-80 мм. Длина переднего крыла 25-33 мм. Окраска верхней стороны крыльев коричнево-белая с неправильным извилистым рисунком. Задние крылья оранжево-красные, на них пятна круглой формы черного или синего цвета. Ротовой аппарат у Медведицы-кайи не развит, в течение жизни она не питается.

Тело толстенькое, мохнатое. Брюшко бабочки красное, голова и грудь бурого цвета.

Основными органами зрения у бабочек, являются два ее крупных фасеточных глаза, которые занимают почти всю верхнюю часть головы, и длинные усики. Каждый глаз у бабочки, представляет собой простой глаз с хрусталиком, имеющий в себе светочувствительную сетчатку и нервные окончания. Острота их зрения, как и у многих других насекомых, хорошая только на близком расстоянии, а вот удаленные предметы они, по всей видимости, хоть и видят, но довольно расплывчато. Следовательно, можно сделать вывод, что глаза у бабочек, предназначены в первую очередь — для регистрации движений.

Конечности темно-коричневого цвета с коготками на концах. Ноги (три пары) служат в основном для закрепления на определённом месте и только потом - для передвижения.

На верхних крыльях ломаные белые линии, будто кто-то старался нарисовать кружки, да не сумел и наставил кляксы. Такой рисунок напоминает узор на шкурах ягуара, жирафы. Именно чешуйки на крылышках содержат красящие вещества, которые и придают бабочке окраску.

Чешуйки бабочек, покрывающие их крылья и отчасти тело — это видоизмененные хетты. Хетты (или волоски, или щетинки) — придатки кожи, представляют вид волосков или щетинок. Эти пластинчатые образования располагаются черепицеобразно.

Двухслойный покров чешуек увеличивает подъемную силу крыла в планирующем полете, защищает бабочку от переохлаждения, уменьшает шум и вибрацию при машущем полете, а также поглощает эхолокационные сигналы летучих мышей. Кроме того, чешуйки защищают крыло от повреждений (при ударе крыла о лист растения или о каплю, смолы чешуйки отламываются, снижая силу удара и не давая крылу приклеиться к коре деревьев) и способствуют стеканию статического электричества.

Коричневая грудь сильно опушена и имеет узкий красный воротничок. Волоски образуют на теле густой покров, что, несомненно, играет роль регуляции температуры тела. Кроме того, насекомое получает информацию о состоянии внешней среды.

И в заключение, предлагаем небольшой дополнительный материал к вопросу о бережном отношении ко всему живому у разных народов, относительно изучаемой темы.

Люди всегда восхищались красотой и изяществом этих «летающих цветков». Легенды и поверья о них есть почти у всех народов мира. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье. До сих пор многие люди в России и других славянских странах считают своим долгом отогнать ночную бабочку от огня, на который она летит. По сохранившимся старинным поверьям, такая бабочка является воплощением души умершего предка, а ночная темнота, ассоциируется с потусторонним миром. Поэтому на юге России, когда видят бабочку, кружащуюся вокруг пламени свечи или электрические лампочки, поминают умерших, называя их имена. А в Польше родители всегда запрещают детям убивать бабочек, поучая: «Не убивай бабочку - она тебя не тронет, а может, это твой покойный дедушка или бабушка». Болгары во время засухи просят бабочку о дожде. Они считают, что она летает возле Бога и обязательно передаст ему просьбу своих «потомков».

С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь к бабочке обратился Будда со своей предсмертной проповедью. Особым уважением пользуются в Азии ночные бабочки. Их считают душами умерших и хранителями живых. Здесь живёт легенда о потерявшем жену старике, который долго и безутешно плакал на её могиле, пока не прилетела огромная белая ночная бабочка и не унесла его в царство духов, где он и встретил умершую.

Красота бабочек привлекает многих, и ей мы часто обязаны тому чувству восхищения, которое овладевает нами при первом знакомстве.

Литература

  • Микрула. Фотографии бабочки .
  • М. П. Корнелио. Школьный атлас — определитель бабочек. М., Просещение. 1986.
  • Биология. 7 класс. В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко, Вентана-Граф, 2009.
  • П. Мариковский "Юному энтомологу". М.: Детская литература, 1978.