Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Тяжелый советский танк СТ-II. Двухствольный танк

САУ «Коалиция-СВ»

Почему то мне казалось, что из многопушечной бронетехники я видел только тот, что на картинке выше. Нет, конечно же многобашенные танки 30-х годов всем известны и ссылки на них будут в конце поста, но чтобы несколько пушек в одной башне! Нет, не помню, а если я вам скажу что у советского САУ было ТРИ ПУШКИ В ОДНОЙ БАШНЕ? Знаете такой? Сейчас расскажу и покажу:

В первые несколько месяцев Великой Отечественной войны проявилось множество преимуществ и недостатков советского оружия и военной техники. Что-то показывало превосходные результаты, а показатели других типов в боевой обстановке не оправдывали ожиданий. К примеру, существующие танки, в том числе и тяжелые КВ-1, не всегда справлялись с возлагаемыми на них задачами. Бронирование и ходовые качества были достаточными, но порой не хватало огневой мощи. Войскам была нужна новая бронемашина, имеющая более серьезное вооружение. Кроме того, бойцы были бы не прочь получить танк с удобным боевым отделением.

Осенью 41-го решить все возникшие проблемы собрались на Челябинском Кировском заводе. Конструкторы Л.И. Горлицкий и Н.В. Кудрин инициировали начало работ по созданию нового танка. Проект получил название «Объект 227» или КВ-7. В качестве основы для новой бронемашины была взята уже освоенная в серии ходовая часть танка КВ-1. Компоновку исходного танка решили не изменять и так же размещать боевое отделение в средней части бронекорпуса. Куда большие проблемы возникли с вооружением. На осень 1941 года самым большим калибром среди всех имевшихся танковых пушек обладали 76-миллиметровые Ф-34 и ЗиС-5. Однако, как выяснилось из боевого применения танков Т-34 и КВ-1 в первые месяцы войны, они были недостаточным оружием для тяжелого танка прорыва. У челябинских инженеров не было возможность ждать новое орудие большего калибра. Пришлось обходиться имеющимися типами вооружений.

Сначала поступило предложение оснастить «Объект 227» сразу тремя 76-мм пушками ЗиС-5. По мнению предложивших это конструкторов, батарея из трех пушек могла бы дать новому танку достаточную огневую мощь, не требуя при этом значительного перестроения производства и логистики. Однако три 76-мм орудия никак не получалось вписать во вращающуюся башню. После ряда безуспешных попыток перекомпоновать боевое отделение или башню инженеры решили отказаться от последней. По новому предложению три ЗиС-5 должны были располагаться в неподвижной бронированной рубке. Таким образом, КВ-7 становился не танком, но самоходной артиллерийской установкой. Конструкторы с ЧКЗ не ставили своей целью точное соблюдение терминологии и продолжили работы по теме «227» уже в виде САУ.

Тем не менее, даже отказ от вращающейся башни не дал практически никакого толку в деле оснащения новой САУ тремя пушками ЗиС-5. Размер казенников и противооткатных устройств пушек требовал не только убрать поворотный механизм, но и расширить рубку до неприличных размеров – ее боковые стенки в таком случае должны были быть чуть ли не за уровнем внешних обводов гусениц. Само собой, после такого результата предварительного проектирования три ЗиС-5 были отвергнуты за бесполезностью. Второй вариант вооружения самоходки КВ-7 предполагал установку одной 76-мм пушки Ф-34 и двух 45-мм 20К. Все три орудия предлагалось устанавливать на одном опорном блоке, обозначенном индексом У-13. На единой раме монтировалась общая люлька с тремя «комплектами» креплений для противооткатных устройств. Конструкция У-13 позволяла одновременно производить нацеливание всех трех пушек как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Рассматривалась возможность обеспечения каждой пушки собственными средствами наведения, но такая возможность значительно усложняла конструкцию. Примечательно, что при проектировании КВ-7 впервые в нашей стране была создана т.н. рамочная система крепления орудия.

Впоследствии аналогичные механизмы будут применяться почти на всех советских самоходках того времени. Рамочное крепление имело большие преимущества перед ранее применявшимся т.н. тумбовым, в первую очередь, в эргономическом аспекте. Использованный узел крепления У-13 позволял наводить все три пушки в пределах 15° в стороны от продольной оси в горизонтальной плоскости и от -5° до +15° в вертикальной. Прицеливание пушек Ф-34 и 20К производилось при помощи телескопического прицела ТМДФ-7. Дополнительное вооружение самоходки состояло из трех пулеметов ДТ. Два из них размещались в шаровых установках в лобовом листе корпуса и кормовом листе рубки. Кроме того, в распоряжении экипажа из шести человек был еще один аналогичный пулемет, который в случае необходимости можно было использовать в качестве запасного или зенитного. Боекомплект самоходки составлял 93 76-мм снаряда, 200 45-миллиметровых, 40 дисков для пулеметов и 30 гранат.

Бронированная рубка изготовлялась из катаных бронелистов с толщиной от 75 мм (лоб) до 30 мм (крыша). Лоб и борта рубки располагались под углами к вертикальной плоскости. Маска пушек имела толщину 100 миллиметров и была выполнена подвижной. Кроме того, зазор между маской и листами рубки оснащался дополнительными щитками. Конструкция бронекорпуса ходовой части танка-основы КВ-1 не претерпела каких-либо изменений, кроме доработок для установки рубки. На опытном экземпляре КВ-7 с тремя пушками устанавливался 12-цилиндровый дизель В-2К мощностью 600 лошадиных сил. Трансмиссия была полностью скопирована с КВ-1. Похожим образом дело обстояло с топливной системой, подвеской, гусеницами и т.д.

Сборка первого опытного экземпляра САУ проекта «Объект 227» была завершена уже в декабре 41-го. Тогда же начались испытания. Ходовые качества новой самоходки не сильно отличались от КВ-1 – сказалась примененная ходовая часть и новый двигатель. А вот на пробных стрельбах возникли серьезные проблемы. Как оказалось, самоходка КВ-7 просто не могла одновременно вести огонь из всех трех орудий, что не позволило производить более 12 выстрелов в минуту. По причине разных калибров и мощностей боеприпасов каждая пушка или, как минимум, каждый тип пушек требовал отдельного прицела. Таким образом, один прицел ТМДФ-7, предназначенный для использования с пушкой Ф-34, не справлялся со своими обязанностями. Еще одна проблема конструкции выяснилась при стрельбе из крайних 45-миллиметровых пушек. Из-за особенностей креплений системы У-13 выстрел из пушки 20К сдвигал все орудия и сбивал наводку. Наконец, единая система креплений для всех трех пушек не позволяла одновременно обстреливать более одной цели. Было решено продолжить модернизацию этого варианта КВ-7 для повышения эффективности огня.

Одновременно с трехпушечным вариантом «Объекта 227» в конструкторском бюро ЧКЗ создавался и двухпушечный. Словно предвидя проблемы с прицеливанием орудий различного калибра, Горлицкий и Кудрин предложили разработать версию самоходки «227» с двумя орудиями одинакового калибра. В качестве вооружения для проекта КВ-7-II были предложены все те же ЗиС-5. На основе креплений системы У-13 была сделана установка У-14, рассчитанная на установку двух трехдюймовых орудий. Две пушки ЗиС-5 на установке У-14 были смонтированы на второй опытный экземпляр новой САУ. Конструкция рубки при этом почти не изменилась – пришлось переделать только маску орудий и несколько других деталей. Также пришлось переделать укладку боекомплекта для пушек. Применение двух одинаковых орудий позволило упростить ее «организацию» и разместить в боевом отделении 150 снарядов. Состав и боекомплект пулеметного вооружения, равно как и гранаты, перешли к КВ-7-II безо всяких изменений.

Создание двухпушечной самоходной артустановки заняло больше времени и испытания КВ-7-II начались только в апреле 1942 года. Единый калибр обоих орудий значительно облегчил работу экипажа, а в перспективе мог упростить проблему снабжения. После нескольких дней тренировок экипаж испытателей смог достичь боевой скорострельности в 15 выстрелов в минуту. Это было больше, чем у первого варианта КВ-7. Однако этим превосходство над трехпушечной машиной и ограничилось. Ходовые показатели КВ-7-II были точно такими же, а эргономика боевого отделения, если и улучшилась, то ненамного. Похожим образом дело обстояло и в сравнении самоходок КВ-7 обеих версий с исходным танком КВ-1.

САУ КВ-7 имела неплохое пулемётное вооружение - в лобовой бронеплите корпуса и тыльной бронеплите рубки в шаровых установках монтировались два 7,62-мм пулемёта ДТ. Ещё один ДТ укладывался внутри боевого отделения и мог использоваться как зенитный, если возникала такая надобность. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3591 патрон.

Второй вариант КВ-7 вооружался двумя 76,2-мм орудиями ЗиС-5 в установке У-14, схожей по конструкции с У-13. Скорострельность достигла 15 выстрелов в минуту; пулемётное вооружение было сохранено, но по сравнению с первым вариантом изменения коснулись укладки боекомплекта. Он составлял 150 унитарных выстрелов к орудиям, 2646 патронов к ДТ и 30 ручных гранат Ф-1.

КВ-7 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л. с.. Пуск двигателя обеспечивался двумя стартерами СМТ-4628 мощностью 6 л. с. каждый или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-7 имела плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.

САУ КВ-7 оснащалась механической трансмиссией, в состав которой входили:

многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
два бортовых планетарных редуктора;
ленточные плавающие тормоза.

Все приводы управления трансмиссией - механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую общую надёжность трансмиссии в целом.

Подвеска машины - индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми литыми поддерживающими катками без резиновых бандажей. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Электропроводка в САУ КВ-7 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-4576А мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-144 общей ёмкостью 288 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
наружный звуковой сигнал СЗ-4732А;
контрольно-измерительные приборы;
электрика моторной группы - стартеры СМТ-4628, пусковое реле РРТ-4576 и т. д.

Полученный боевой опыт только подтвердил изначально плохую обзорность из танка КВ-1. Поэтому для устранения этого недостатка САУ КВ-7 сразу же оснащалась значительным числом средств наблюдения. В крыше броневой рубки устанавливались шесть призменных смотровых приборов, защищённых броневым прикрытием. Ещё двумя такими приборами оснащались рабочие места механика-водителя и стрелка из курсового пулемёта. Второй вариант КВ-7 несколько отличался от первого по средствам наблюдения - вместо части призменных смотровых приборов рабочие места командира и наводчика оснащались перископическими приборами с поворачивающейся головкой, защищённой броневым колпаком.

Для ведения огня самоходка оснащалась прицелом ТМФД-7. Шаровые установки пулемётов ДТ могли оснащаться телескопическим прицелом ПУ от снайперской винтовки.

В конце весны 42-го вопрос судьбы «Объекта 227» вышел на высший уровень. В ходе обсуждения результатов испытаний и перспектив самоходки в качестве вооружения для Красной Армии прозвучала фраза, которая поставила крест на ее принятии на вооружение. Кто-то из военного руководства Советского Союза спросил: «Зачем нужно две или три пушки? Одна, но хорошая будет гораздо лучше». Ряд источников приписывает эти слова товарищу Сталину. Однако другие советские военачальники тоже не видели в проекте КВ-7 каких-либо преимуществ перед имеющейся техникой. Установка более мощных орудий также вряд ли могла сделать КВ-7 перспективной системой. По результатам обсуждения в верхах проект был закрыт. Первый экземпляр «Объекта 227», оснащенный тремя орудиями, был разобран и в дальнейшем использовался в качестве платформы для испытаний другой техники. КВ-7-II с двумя пушками ЗиС-5 долгое время стоял в одном из цехов ЧКЗ, став в некотором роде музейным экспонатом.

На основе конструкции 6-тонного танка английской фирмы "Виккерс-Армстронг" в Советском Союзе был создан и c февраля 1931 года принят на вооружение легкий Т-26, основным предна-значением которого было сопровождение пехоты на поле боя, поэтому его иногда называют также легким пехотным танком. Как и его английский аналог, танк имел клепаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулеметным вооружением. В соответствии с предназначением, танк имел довольно сильное бронирование и невысокую скорость движения. Кроме модификации с чисто пулеметным вооружением, выпускался также танк, в правой башне которого была установлена 37-мм пушка "Гочкис" или Б-3 с плечевым упором. Часть танков выпускалась в модификации Т-26РТ с радиостанцией 71-ТК-1. Двухбашенные танки выпускались до августа 1933 года и были заменены в производстве однобашенными с пушечным вооружением. Всего было изготовлено более 1600 двух-башенных Т-26.

Из истории создания и модернизации легкого танка Т-26

Для ознакомления с обстановкой мирового танкостроения в Великобританию весной 1930 г прибыла комиссия СССР под руководством С. А. Гинзбурга (Семён Александрович Гинзбург (1900-1943) - советский конструктор бронетехники). Комиссию прежде всего интересовал легкий танк фирмы Виккерс Mk.E (Vickers Mk.E), известный так же, как Виккерс шеститонный. Танк был специально спроектирован для экспорта в интенсивно развивающиеся страны, к которым в то время относился и советский союз. Мк.Е проектировался максимально простым для сборки и ремонта о условиях отсутствия развитой промышленной базы. Танк был выполнен в трех вариантах: Model А - двухбашенный, вооруженный двумя пулеметами, Model В - однобашенный с 47-мм пушкой, Model С - танк-истребитель, дополненный двумя 37-мм пушками в лобовом и кормовом листах корпуса.

Был заключен контракт на поставку в СССР 15 танков Мк.Е Model A и конструкторской документации на них c целью изучения особенностей конструкции и современного опыта заграничного строительства танков. По результатам сравнительных испытаний танк В-26 (такое наименование получила английская машина) показал существенное превосходство над спроектированным в СССР танком Т-19.8 феврале 1931 г. Реввоенсовет СССР постановил принять танк "Виккерс" на вооружение Красной армии, как основной танк сопровождения общевойсковых частей и соединений, а также войсковых частей Резерва Главного Командования. В соответствии с классификатором УММ танку был присвоен индекс Т-26. Для производства танка был выбран ленинградский завод "Большевик", как предприятие, уже имевшее опыт изготовления танков Т-18. Руководителем проекта был назначен С.А. Гинзбург. (В феврале танковое производство завода выделилось в самостоятелыный завод N9174 им. К.Е. Ворошилова - первое в СССР предприятие. занимающееся только выпуском танков). После проведения необходимой подготовки с июля 1931 г. завод приступил к выпуску Т-26.

Со второй половины 1933 г. к выпуску Т-26 подключился Сталинградский тракторный завод (СТЗ). В силу ряда причин, на СТЗ не сумели наладить серийного производства данного танка, и до весны 1940 г. когда цеха завода покинули последние 10 машин, завод смог изготовить всего лишь несколько сотен танков (максимальный годовой выпуск пришелся на 1935 г.- 115 штук, в 1937 г. не было сдано военной приемке вообще ни одного танка). К тому же по сравнению с Т-26 изготовленными на заводе N 174, "сталинградские" машины имели более низкую надежность и более высокую цену.

Корпуса двухбашенпых Т-26 собирались клепкой броневых листов на каркасе из металлических уголков. На части танков выпуска 1931 года в нижней части корпуса имелись специальные цинковые прокладки, установленные па стыках броневых листов. Таким образом, советские конструкторы пытались обеспечить герметичность корпуса Т-26 при преодолении бродов. Однако с 1932 года, для удешевления конструкции, от использования цинковых пластин отказались. С марта 1932 года на всех Т-26 над люком воздуховывода стал устанавливаться специальный кожух для защиты от осадков. В конце 1932 года на Ижорском заводе освоили изготовление бронекорпусов с применением электросварки. Поэтому часть Т-26 выпуска 1932-1933 годов получила корпуса смешанной клепано-сварной конструкции, при этом параллельно шел выпуск полностью клепаных корпусов.

На корпусе танка на шариковых опорах устанавливались две цилиндрические башни. Судя по фотографиям, существовало как минимум 4 модификации башен, которые отличались технологией изготовления (клепаные, клепано-сварные и сварные), конструкцией петель и способом раскроя броневых листов. Следует отметить, что какой-либо системы в сборке Т-26 не существовало - на клепаный корпус могли установить сварные башни и наоборот. Не редкость танки, на которых установлены башни, изготовленные по различной технологии, например клепаная и сварная.

На Т-26 стоял 90-сильный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров, являвшийся точной копией мотора "Армстронг-Сидлей" танка "Виккерс". Разница была лишь в том, что мотор советского производства был значительно хуже по качеству и отказывался нормально работать. Его удалось довести до выработки гарантийного срока только к 1934 году.

Двигатель Т-26, как и его английский прародитель, не имел никаких ограничителей оборотов, что часто, особенно летом, приводило к перегреву и обрыву клапанов. Рядом с двигателем находился бензобак емкостью 182 л и масляный бачок на 27 л. С середины 1932 года на Т-26 был введен более емкий бензобак и маслобак упрощенной конструкции. В системе охлаждения двигателя имелся специальный вентилятор, закрепленный над двигателем в специальном кожухе. Примерно с весны 1932 года на Т-26 несколько изменилась установка глушителя - был введен еще один, третий хомут крепления.

Трансмиссия танка состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, располагавшейся в передней части машины, бортовых фрикционов, бортовых передач и ленточных тормозов. Коробка перемены передач соединялась с двигателем при помощи карданного вала, проходившего через весь танк. Рычаг переключения скоростей находился непосредственно на коробке передач. Подвеска танка, применительно к одному борту, состояла из двух взаимозаменяемых тележек, четырех обрезиненных поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Каждая тележка состояла из литой коробки, четырех сдвоенных опорных катков, соединенных балансирами, а также двух четверть-эллиптических рессор. Ведущее колесо танка - литое, со съемным зубчатым венцом, располагалось впереди. В кормовой части машины имелся ленивец с кривошипным механизмом натяжения. Траки гусеничной цепи отливались из стали и соединялись между собой пальцами, которые фиксировались стопорным кольцом и шплинтом. Для связи командира танка с механиком-водителем сначала имелась специальная труба, замененная в 1932 году светосигнальным устройством. Средств внешней связи линейные танки не имели. Для тушения пожара Т-2б оборудовался одним возимым огнетушителем.

Но как усилить вооружение Т-26? Выход был найден простой - установить в одну из башен танка 37-мм пушку. К тому моменту в СССР имелось всего два образца подобных орудий, пригодных для установки в - 37-мм пушка Гочкиса (или ее улучшенный вариант, подготовленный к производству и имевший обозначение ПС-1) и 37-мм пушка повышенной мощности ПС-2 конструкции П. Сячинтова. Преимущество было явно за последней конструкцией, так как пушка Гочкиса сильно проигрывала по боевым характеристикам. Однако проблема была в том, что ПС-2 существовала только в опытных образцах и не была доведена до нормального работоспособного состояния. Поэтому на первых десяти предсерийных Т-26 установили 37-мм пушки Гочкиса в правой башне. Согласно принятому решению, пушкой в правой башне должен был вооружаться каждый пятый танк, но время шло, а вопрос о производстве ПС-2 так и не разрешался. К этому времени Главное артиллерийское управление Красной Армии отдало предпочтение 37-мм противотанковой пушке немецкой фирмы "Рейнметалл", которая была закуплена советскими представителями и готовилась к серийному производству. Силами артиллерийского КБ завода "Большевик" качающуюся часть 37-мм орудия "Рейнметалл" поместили в ложе ПС-2.

После успешных испытаний эта система была принята на вооружение под индексом Б-3 и поставлена на серийное производство на подмосковном артиллерийском заводе № 8 имени М. Калинина, где получила заводское обозначение 5К. Осенью 1931 года один из первых образцов Б-3 установили в правой башне Т-26. Испытание этой системы в танке прошло успешно и было принято решение о скорейшем вооружении Т-26 пушками Б-3. Однако, с весны 1932 года на Т-26 вновь начали устанавливать старые 37-мм пушки Гочкиса. Этими системами и было вооружено подавляющее большинство пушечных двухбашенных танков Т-26. Количество машин с системой Б-3 было крайне малым и едва ли превышало 20-30 единиц. По состоянию на 1 апреля 1933 года в Красной Армии имелось 1407 двухбашенных Т-26, из которых 392 имели пушку. А всего из 1627 изготовленных двухбашенных Т-26 пушкой были вооружены около 450 машин.



Танк Char В-1 был вооружен двумя орудиями. 47-мм пушка SA-34 располагалась в башне, к ней полагался боекомплект в 50 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Именно она предназначалась для борьбы с танками противника.

Орудие основного калибра (75-мм пушка SA-32) помещалось в правой лобовой части корпуса танка. Его предполагалось использовать исключительно для поддержки пехоты, поэтому бронебойных снарядов в его боекомплекте не предусматривалось: танк имел на борту только 87 осколочно-фугасных 75-мм снаряда. Вообще, французская военная доктрина предполагала использование танков, в первую очередь, как средства поддержки пехоты, а не как основного средства прорыва. Ошибочность такого подхода проявится позднее, во время Французской кампании 1940 года в ходе Второй мировой войны. Длина основного орудия Char B-1составляла 17,1 калибра (1,28 м).

Для поддержки пехоты танк также вооружался четырьмя 7,5-мм крепостными пулеметами «Reibel» МАС-31.

7,5-мм крепостной пулемет «Reibel» МАС-31
Источник – airsoftforum.com

В танке были реализованы многие технические новшества того времени – самозатягивающиеся в месте пробоин топливные баки, огнеупорные переборки, гирокомпас, централизованная система смазки. Вооружение и боезапас находились в передней части танка, а в задней располагались двигатель и гидравлическая 5-ступенчатая трансмиссия Naeder.


Танк Char B-1 «Пуату», рисунок
Источник – tanks-encyclopedia.com

Экипаж боевой машины состоял из четырех человек. Так как гусеничный обвод охватывал весь корпус танка, конструкторы столкнулись с проблемой недостаточно широкого обзора с места механика-водителя. Поэтому его пришлось приподнять над корпусом, создав для водителя специальную литую бронированную рубку. Управление осуществлялось с помощью обычного руля с гидроусилителем. Помимо управления танком на водителя возлагались функции наводчика 75-мм орудия, так как по горизонтали пушка наводилась только путем перемещения корпуса танка. Прицеливание водитель осуществлял через соединенный с орудием прицел, имевший 3,5-кратное увеличение и угол обзора 11,15°.

Справа от водителя сидел заряжающий, подававший снаряды в обе пушки. Унитарные снаряды размещались на полу боевого отсека в специальных стеллажах. Заряжающий был обязан вкручивать взрыватели в снаряды перед заряжанием (в целях безопасности они хранились отдельно друг от друга), а также наводить 75-мм орудие по вертикали. Кроме этого, он должен был выбрасывать стреляные гильзы через запасной люк в полу, чтобы экипаж не получил отравления пороховыми газами, остающимися в них. Из самого ствола пороховые газы удалялись специальным вентилятором.

Командир танка находился в башне, откуда осуществлял наблюдение за полем боя. На него же возлагались и обязанности наводчика 47-мм башенного орудия и, в некоторых случаях, его заряжающего. Радист помещался в кормовом отсеке и выполнял только свои непосредственные функции. Каждый танк В-1 снабжался рацией модели ER51, ER53 или ER55.


Char B-1bis «Тулал» (382) 49-го танкового батальона 3-й кирасирской дивизии – памятник в городке Стони,
на месте боя экипажа капитана Пьера Бийота
Источник – toerismefrankrijk.nl


Рабочее место механика-водителя танка Char B-1bis
Источник – opoccuu.com

Гусеницы шириной 460 мм охватывали обвод корпуса танка и имели по 16 катков, два из которых были натяжными. Интересна была конструкция направляющих роликов: они скользили по направляющим, похожим на рельсы, которые не давали им соскочить.


Вид на укладку снарядов с боевого поста заряжающего 75-мм орудия SA-32
Источник – aviarmor.net


Вид внутри башни танка Char B-1
Источник – aviarmor.net

Корпус танка был клепано-сварным. По своим броневым характеристикам танк В-1 превосходил все имевшиеся на тот момент иностранные аналоги, особенно, если учесть тот факт, что Германия не имела права создавать бронетанковые войска согласно условиям Версальского договора. Лобовая броня толщиной в 40 мм и бортовая – толщиной в 20 мм полностью защищала его от тогдашних противотанковых средств. Литая подвижная башня танка и литая рубка механика-водителя имели толщину стенок 35 мм. Все это негативно повлияло на скорость танка, которая не превышала 24 км/ч. Вес танка достигал 25 тонн.

Экипаж попадал в танк через боковую дверцу, размещавшуюся справа в корпусе танка. У командира и механика-водителя были отдельные люки в подвижной башне и башенке водителя. Кроме того, имелся запасной люк в днище танка, а также люк сзади, около моторного отсека.


Танк Char B-1bis в Музее бронетехники в Сомюре, Франция
Источник – armchairgeneral.com

В 1934 году фирме «Рено» были заказаны первые 7 машин. К 1937 году было построено лишь 35 танков, так как Char B-1 оказался очень дорогим – 1,5 млн франков. За эти деньги тогда можно было построить 10 легких танков. К лету 1937 года, когда был сформирован первый батальон Char В-1 численностью в 35 машин, оказалось, что по многим параметрам танк устарел и уже не отвечал требованиям специальной комиссии. Поэтому было принято решение следующие Char В-1 выпускать модернизированными.

Башенная 47-мм пушка SA-34 была заменена на более длинную – 47-мм SA35/L28 с длиной ствола в 27,6 калибра. При этом боезапас 75-мм пушки сократился до 74 снарядов. Была заменена и сама башня – с модели APX-1 с бронированием 35 мм перешли на APX-4, толщина брони которой составляла 57 мм. Лобовую броню нарастили до 60 мм, а бортовую – до 55, отчего вес танка вырос до 32 тонн. Чтобы компенсировать рост веса, двигатель заменили на 307-сильный 6-клапанный «Рено», и максимальная скорость танка выросла до 28 км/ч.

Распределение скоростей на коробке передач танка было следующим:

1-я передача – 2,1 км\ч

2-я передача – 6,9 км\ч

3-я передача – 9,6 км\ч

4-я передача – 17 км\ч

5-я передача – 28 км\ч

Количество оборотов двигателя составляло 1600 об/мин.


Танк Char B-1bis
Источник – clan-themohicans.ru

Ширину гусениц увеличили до 500 мм. Количество пулеметов уменьшили до двух, боезапас к ним составлял 5100 патронов. Новые танки получили индекс В-1bis. Всего танков такой модификации было выпущено 342 единицы.

Перед самой Второй мировой войной французские конструкторы разработали новую модификацию танка – В-1ter. Он получил более мощное бронирование, пятого члена экипажа – механика, и возможность наводить 75-мм орудия на углах до ±10° без смещения корпуса. Боезапас для 75-мм орудия увеличили до 100 снарядов, а 47-мм орудия – до 80. Были видоизменены и гусеничные полки – их удлинили, а также сделали более обтекаемыми и мощными, что уменьшило вероятность повреждения гусениц. С левого борта убрали решетчатый воздухозаборник – теперь воздух попадал внутрь танка через специальные щели, а по бортам появилась дополнительная броневая защита, по которой В-1ter проще всего отличить от предыдущих модификаций этого танка. Три таких машины даже успели произвести до начала Второй мировой войны, а еще две были в стадии завершения. Однако в боевых действиях эти модификации Char B-1 участия не принимали. После начала боевых действий их попытались эвакуировать на юг Франции, но не успели из-за стремительного немецкого наступления. Не попали эти танки и в действующую армию.


Танк Char B-1ter
Источник – france40.e-monsite.com

Разработчики World of tanks сообщили, что планируют добавить в игру многобашенные танки , однако случиться это не скоро. Кроме того, в игре скорее всего будут представлены только низкоуровневые и среднеуровневые многобашенные танки, на высокие уровни претендентов просто нет.

Перед введением многобашенности, разработчики WoT планируют добавить в игру многопушечность .

Мнопушечность в World of tanks

Многопушечность в WoT будет заключаться в добавлении танков с двумя активными пушками, установленными в одной башне. Примером многопушечной боевой машины может послужить тяжелый танк Маус , который помимо орудия главного калибра вооружен еще и 37-мм пушкой, на данный момент она неактивна, с введением многопушечности из нее можно будет стрелять, правда повредить из нее можно будет лишь совсем слабо бронированные боевые машины.


Более интересным примером многопушечного танка является СТ-2 , который планировалось вооружить двумя орудиями Д-25Т. Учитывая довольно просторную башню танков серии СТ, скорострельность двухпушечной боевой машины должна быть отличной.

Двухпушечный танк КВ



В World of tanks может быть переставлена и двухпушечная версия тяжелого танка КВ. На опытный двухпушечный танк Клим Ворошилов устанавливали орудия калибра 45-мм и 76-мм.

Многопушечные САУ

Существовали прототипы многопушечных самоходок, например - КВ-7 (Объект 227), разработанный в КБ Челябинского Кировского Завода в 1941 году. В боевой рубке самоходки устанавливались две пушки калибра 45 мм, и одна калибра 76 мм.

Танк СТ-1
Обобщив имеющуюся информацию на 1945 год, отечественные инженеры приступили к созданию проекта тяжелого танка. Данная конструкция танка предполагала устранение известных недостатков и внесение новых решений в модель тяжелого танка:
- строенное орудие крупного или среднего калибра, плюс два пулемета – малокалиберные автоматические пушки;
- размещение в танке экипажа: механик-водитель – передняя часть танка, наводчик и командир машины – передняя часть башенной установки, заряжающие – задняя часть башни, за командиром и наводчиком соответственно (расположение командира машины не случайно - таким образом, обеспечивается более полный обзор, наличие в танке 2-х заряжающих должно обеспечить повышенную скорострельность);
- ниша башни имеет карман, в котором расположили боезапас для орудия. Данное расположение возможно для различных типов боеприпасов, что также приводит к повышению скорострельности;
- кроме того, ограждение гильзоотвода обеспечено центрирующим патроном, качающимся подпружиненным катком, что уменьшило действия заряжания и повышает скорострельность;
- в конструкции пушки использовали дальнюю сопловую спецнасадку, которая обеспечивает увеличение скорости боеприпаса при стандартных характеристиках орудия и боеприпаса;
- для стабилизации орудия по вертикали, применили подъемный спецмеханизм стабилизации артиллерийской системы подвижной части артустановки;
- для стабилизации башенной части в горизонтальной плоскости, применили поворотный спецмеханизм стабилизации;
- для противодействия воздушным целям на люке одного из заряжающих установили полубронированную мелкокалиберную пушку, обеспеченную наплечником шарнирного типа для улучшения наводки. Ведения огня из данного крупнокалиберного пулемета не сказывается на выполнении задачи экипажем танка – стрельбу ведет один из заряжающих. Такая конструкция осуществлена в образце тяжелого танка;
- спецподножка с качающимся рычагом ручно-ножного исполнения, обеспечивает удобный ножной привод поворотов по горизонтали башенной части в электро или гидро исполнении;
- для поворота башни использовали метод Ампледин или Вард-Леонардо. Дублирующие управление поворотом находится у командира машины;
- точно рассчитанная конструктивно-технологически установка орудия в башенной части танка – применена коробчатая рамка с установленной на цапфах люлька орудия. Сама рамка приварена к люльке, что значительно уменьшает возможные проблемы с установкой орудия внутрь башни;
- казнозарядный миномет установленный на танке обеспечивает дымомаскировку танка, а также возможность применения мин осколочного типа против живой силы противника;
- башенная часть имеет три люка – командирский и заряжающих, что повысило время выхода-входа экипажа и возможность обслуживания крупнокалиберного пулемета;
- имеется возможность установить для командира свободно вращающийся люк;
- прицелы вооружения - ломающийся монокулярный прицел с увеличением и широким обзором для орудия, визирный и коллиматорный прицелы для крупнокалиберного пулемета;
- для улучшения вентиляции применили отсос газов из боевого отделения от отстрелянных гильз, что вылетают из казенной части орудия из трубы ограждения гильзового отвода с применением вентилятора;
- для общей вентиляции применили нагнетающий вентилятор и расположили на орудием;
- снабжение воздухом агрегатов в башенной части, возможно, дополнительно от двигательной установки по воздушному ВУ;
- для командира машины установили сиденье вращающегося типа со спецподножкой;
- заряжающих обеспечили съемными сиденьями подвесного исполнения;
- практически весь боезапас расположили в башне, для повышения скорострельности;
- узел амбразур обеспечил повышенную бронезащищенность лобовой части башенного отделения;
- трубки надувные примененные в спецпазах обеспечили уплотнение юбки башенной части;
- возможен подводный ход танка, для чего применили гибкий шланг с поплавком для всасывающей трубы двигателя;
- при подводном ходе в танке предусмотрено повышение давления для минимизации попадания воды внутрь;
- возможно быстрое снятие орудия, для этого оборудовали башню люком в ее нише;
- для обеспечения живучести ходовой и увеличения ее динамики использовали катки опорного типа большого размера.

Танк СТ-II
Ведущие инженеры проекта – Часовников и Гарин. Танк СТ-II проектировался как мощная бронированная машина со скорострельным крупнокалиберным орудием. Данная конструкция продолжила развитие СТ-1, и главные отличия коснулись улучшения меткости огня и повышения скорострельности орудия:
- применяется установка в башне 2-х орудий крупного или среднего калибра, а также 2-х пулеметов (малокалиберных скорострельных орудий);
- орудия обслуживаются 2-мя заряжающими, что обеспечивает высокую скорострельность из двух орудий;
- танк может точно и быстро поразить цель из второго орудия, вследствие пристрелки из другого орудия;
- при возможных поломках одного орудия, стрельба продолжается вторым орудием – танк полностью дееспособен;
- броня, мощность ДУ, масса танка к одному орудию возросла вдвое – повышается меткость и стрельба на ходу;
По боевым характеристикам такой танк должен превзойти 2 однотипных танка. По остальным характеристикам, агрегатам и узлам СТ-II повторяет проект танка СТ-1.