Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Софийский собор в киеве. История возникновения киевской софии

Собор Святой Софии (Софийский собор ) - храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым.

На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.

Был действующим храмом до 1929 г., в 1934 г. стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. В Киеве и Судакскую крепость с памятниками VI-XV вв. в Крыму.

В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины. Поскольку здание собора - часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения.

Исключение составляет день 24 августа - День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях. К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII в. – колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, Дом митрополита и ворота Заборовского.

История

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек - укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины.

По убеждению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись – вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 г. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению исследователя летописания академика Алексея Александровича Шахматова, в 1017 г., указывает этот год как дату закладки Софии Киевской.

В то же время, Киевский митрополит Иларион – современник появления Софии – свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский (ум. 1018) упоминает под 1017/18 гг. уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита.

Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, – 1037 год.

По версии историков Н.Н. Никитенко и В.В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведен в 1011 – 1018 гг., на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии.Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии.

В сентябре 2011 г. по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по Указу Президента Украины от 11 июня 2010 г. на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. Несмотря на господство ордынцев, оставался митрополичьей резиденцией, духовным центром всей Руси. При митрополите Кирилле II (1242 – 1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385-1390 гг. митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.

В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, в 1633 году годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. На рубеже XVII-XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687-1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690-1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х гг., когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена в 1699-1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722 – 1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже - консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731 – 1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763 – 1767).

В соборе проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектурные особенности

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов.

Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи - ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями – 42 и 55 м.

Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами – трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол.

Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола – 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи – участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси(Великой Руси), которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, – тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе - Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них - с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В результате реставраций и перестроек XVII-XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для (Южнорусского стиля)украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная – двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму.

Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела.

Из них в мозаике сохранился лишь один - в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов (с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты.

Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников: уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 – на северной. Самая известная мозаика собора - Богородица «Нерушимая Стена» - находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия - причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители - древние святые епископы, Отцы Церкви.

На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе – фигура архангела Гавриила, на южном - Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники (христологический цикл), соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых тройных аркадах и западных стенах трансепта) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (Протоевангелие Иакова), деяния апостола Петра, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящениями алтарей этих приделов.

На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей). Своды и малые купола украшены изображениями сил небесных, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. На трех стенах центрального нефа, т.е. в западной части подкупольного креста, находился огромный княжеский групповой портрет, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя.

От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части – 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть фрески, где были изображены князь с моделью храма и княгиня, утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII в. Композиция гипотетически реконструируется с помощью рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда (1651 год).

Персонажей этой фрески определяют по-разному, но портрет традиционно определяют как изображение семьи Ярослава, хотя никаких данных для этого не сохранилось. В современной науке существует точка зрения (профессора Надежды Никитенко), что на фреске представлена семья Владимира как крестителя Руси и основателя Софийского собора.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты, охота. С. А. Высоцкий определяет эти фрески как изображение приема княгини Ольги императором Константином Багрянородным. Н.Н. Никитенко – как триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987-988 гг. династического брака заказчиков фресок – княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил начало крещению Руси, храмом-мемориалом которого является София Киевская.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI-XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI – до начала XVIII вв., среди них – 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.

Некрополь

Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI – XX вв. В древнейшее время здесь похоронили нескольких князей, позже – ряд митрополитов. В XI-XII веках. здесь были устроены две княжеские усыпальницы – Ярослава Мудрого, а также родовая усыпальница его сына Всеволода. Всего в соборе осуществлено 5 княжеских захоронений: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода (1093) и Всеволодовичей – Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154).

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого сохранился; 10 сентября 2009 года состоялось научное вскрытие саркофага: последующая экспертиза показала отсутствие в нем останков Ярослава (до того саркофаг Ярослава Мудрого ученые вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах). С именем Владимира Мономаха предположительно связывают вторую мраморную гробницу, сохранившуюся в соборе с древности – она дошла до нас пустой, без крышки. Остальные княжеские гробницы были утрачены.

В 1240 году в соборе был похоронен митрополит Кирилл II, в захоронении которого археологи нашли древнейшие уцелевшие фрагменты вышитых золотом тканей (сохраняются в фондах Софийского заповедника). В 1497 г. в Софии были положены мощи убитого татарами Священномученика Макария Киевского. Позже в Софии похоронили много сделавших для неё иерархов: в 1690 г. митрополита Гедеона (Четвертинского), а в большом подземном склепе – шесть митрополитов: Рафаила (Заборовского) (1747), Арсения (Могилянского) (1770), Гавриила (Кременецкого) (1783), Самуила (Миславского) (1796 г.), Иерофея (Малицкого) (1799) и Серапиона (Александровского) (1824).

В XIX веке здесь упокоились первый соборный протоиерей и знаменитый церковный оратор Иоанн Леванда (1814), а также митрополиты Евгений (Болховитинов) (1837) – зачинатель науки о Софии и Платон (Городецкий) (1891) – деятельный миссионер и церковный ученый. Есть сведения о наличии возле собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 года, предпринимались лишь отдельные попытки их исследования, но оно так и не было завершено. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

Софийский собор в монетах

  • В 1988 году Софийский собор изображен на монете СССР номиналом пять рублей.
  • В 1997 году Национальный банк Украины выпустил золотые (999,9 пробы) памятные монеты "Оранта" весом 3,11 гр., 7,78 гр., 15,55 гр., 31 гр. и номиналом соответственно 50 гривен, 125 гривен, 250 гривен и 500 гривен. На аверсе всех четырех номиналов монет изображен Софийский собор.
  • В 2011 году Национальный банк Украины выпустил серебряную монеты «1000-летие основания Софийского собора» массой 500 грамм и номиналом 50 гривен.


Софийский собор – один из символов архитектуры Киевской Руси и одна из изюминок современного Киева. Построено чудо древнего зодчества было в XI веке. Софийский собор в Киеве был построен при князе Ярославе Мудром.

Софийский собор в Киеве: описание

Приказ о возведении собора отдал Ярослав Мудрый в честь победы над войском печенегов. Согласно же летописям, которые, однако, были написаны после его возведения, датой начала стройки считают 1017 или 1037 годы. По другой версии начали возводить в 1011 году, в результате чего в 2011-м было отпраздновано его 1000-летие. Построен он по-византийски — смешанной кладкой.

После возведения он стал резиденцией митрополита, которой и оставался до конца XIII века, когда это право получил Владимир, ставший тогда новым центром Руси.

Одной из причин переноса стало то, что в 1240-м году был разрушен после взятия Киева воинами Батыя. Позже собор восстановили. Еще раз он подвергся реконструкции в 1385-90 годах. Однако это не помешало зданию 3 века провести в запустении. В это время храм подвергался разграблению со стороны крымских татар.


В 1596 году Софийский собор (Киев) переходит во владение униатской церкви, но через 37 лет митрополит киевский Пётр вернул его назад и основал там мужской монастырь.
Если вы хотите прикоснуться к древним русским традициям, то не обязательно отправляться на осмотр древних храмов или Кремлей (городских крепостей на Руси). Можно просто пойти и истопить баню. Здесь выбирайте баню на свой вкус.

Софийский собор в Киеве сегодня

Вначале здание предстало люду 13-купольным, но позже число куполов довели до 19-ти. В 17 веке здание существенно обновили и перестроили согласно традициям бывшего тогда в моде стиля барокко. Архитектором стал Октавиано Манчини. В итоге купола получили грушевидную форму, на стенах появилась лепнина, были возвращены фрески и иконы.
Во время Октябрьской революции началась борьба за храм, цель которой была в том, что каждый стремился назвать себя истинным митрополитом. Ввиду этого превратили в музей.


Возобновили богослужения в храме только после распада СССР. Чуть позже собор попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и теперь службы там проводят только по большим исключениям.

В соборе наряду с работами мастеров поздних периодов можно увидеть и работы оригинальных зодчих. Так, на куполе, арках и столпах осталась мозаика XI века. Всего в мозаике собора насчитывается 177 цветов.

В летописной традиции история создания Софийского собора в Киеве дается в статьях 6525 г. и с 6542 по 6545 г. (1017, 1034 - 1037 гг.). Причем информация имеет краткий и на первый взгляд не логичный характер. Так, в ПВЛ и Ипатьевской летописи под 1017 г. о Софийском соборе вообще не упоминается, но говорится о том, что в этом году в Киеве погорели церкви.

В Ипатьевской летописи под 1036 г. сообщается о том, что на том месте, где «ныне» стоит Софийский собор в Киеве состоялась «сеча зла» между воинами князя Ярослава Владимировича и печенегами и, что тогда это место было «вне града», ибо город был наполовину меньше («бе бо тогда половина града», - писал летописец). Под 1037 г. дается пространная статья, восхваляющая деяния киевского князя Ярослава Мудрого, в том числе и его строительную деятельность, именно возведение «града» Киева больше прежнего, строительство церкви св. Софии Премудрости Божией, Золотых ворот, а также церкви Благовещения над воротами и, видимо, монастырских церквей св. Георгия и св. Ирины.

Строительная деятельность Ярослава Мудрого по созданию Софийского собора в Киеве оценивается летописцами глаголом «заложи», что свидетельствует о закладке каменного храма.

Составитель Новгородской I летописи старшего извода в дополнение к статье 6545 г. (1037 г.) вводит в летописный текст статью 6525 г. (1017 г.) и утверждает, что собор св. Софии в Киеве был заложен в 1017 г. В результате, по Новгородской I летописи старшего извода, получается, что Софийский собор в Киеве был заложен дважды: в 1017 г. ив 103 7 г.

Все последующие летописи в вопросе о создании собора св. Софии в Киеве ориентировались на эти два варианта летописной информации. В XV, XVI и XVII вв. в тех летописях, где составители используют вариант ПВЛ и Ипатьевской летописи, они только один раз сообщают о том, что в 1037 г. в Киеве была заложена церковь св. Софии, наряду с другими постройками князя Ярослава Мудрого. В тех же летописях, а их подавляющее большинство, в которых говорится о том, что Ярослав Мудрый заложил Софийский собор в Киеве в 1017 г., под 1037 г. сообщается, что в этом году был «свершен град Киев и церковь св. Софии свершена» Ипатьевская летопиь [Текст] // Полное собрание русских летописей / Рос. акад. наук. Ин-т рос. истории и др. ; Предисл. Б.М. Клосса. Т. 12. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 102.

При этом, в Никоновской летописи сведения о пожаре и последующей закладке Софийского собора в Киеве в статье 6525 г. (1017 г.) объединены. Летописец сообщает: «В лето 6525. Иде Ярослав к Киеву и погоре град и церквей много, яко до 700, и опечалися Ярослав. Того же лета заложи Ярослав град Киев, боле первого, и Злата врата постави, и церковь св. Софии заложи, и много церквей постави, и без числа имения разда нищим». Завершение работ по созданию киевского Софийского собора составитель Никоновской летописи дает под 1034, 1035, 1036 и 1037 гг. В летописях XV в. Новгородской IV, Новгородской Карамзинской и Никифоровской говорится о том, что церковь св. Софии в Киеве в 1037 г. была не только «свершена», но и «освящена», что на практике означало полное окончание строительных и иных работ в храме.

Таким образом, начиная с XV в. составители подавляющего большинства древнерусских летописей редактируют предшествующие летописные тексты, исправляют их и дополняют новыми фактами, придают С информации о создании собора св. Софии в Киеве логичный и завершенный характер. Они не сомневаются, что в том, что от начала закладки каменного Софийского собора в Киеве в 1017 г. до окончания всех работ в храме в 1037 г. прошло 20 лет. Можно сказать, что это была господствующая версия русской средневековой историографии истории создания митрополичьего кафедрального храма Руси. Возможно, она объясняется тем, что многие из летописцев были современниками первоначального собора св. Софии в Киеве и имели возможность лучше познакомиться с его историей.

Очень долгое время ученые находились под влиянием исторических стереотипов, воспринимаемых как абсолютные истины. Один из таких стереотипов - почти ровесник самого храма и убеждает всех вот уже почти тысячу лет, что его строил Ярослав Мудрый, сын великого князя Владимира Крестителя, внук княгини Ольги. Но это утверждение пришло к нам из летописей, написанных во время княжения Ярослава, выписанных рукой придворного летописца. Как говорят историки, «рукой летописца водили политические пристрастия и интересы». А тем временем, летописные изводы времен строительства киевского Свято-Софийского собора соотносят построение храма с периодом христианизации Руси, т.е. с эпохой князя Владимира. Так, митрополит Илларион в своем «Слове о Законе и Благодати», подчеркивает что Ярослав закончил благое дело, начатое отцом своим, как Соломон - Давыдове дело создания Иерусалимского храма.

Второй современник появления Софии Киевской - немецкий хронист Титмар Мерзебургский - упоминает о храме в 1017-1018 гг., как о действующей резиденции Киевского митрополита. О князе Владимире как о создателе Свято-Софийского храма упоминают и путешественники, и хронисты поздних эпох: так, в конце XVI ст., во время посещения Киева, Мартин Груневич и Эрих Ляссота были киевлянами информированы о «строителе великом князе Владимире». А Ляссота даже посетил собор и описал «столицу Владимирову» - аккуратное небольшое помещение в одной из башен...

Знал о начале строительства собора князем Владимиром и митрополит Петро Могила. Он владел документами Софийского архива, сгоревшего позже - в конце XVII века. Митрополит видел собор до перестроек и реконструкций. Именно Петро Могила создал в храме мемориал Святого Владимира: построил часовню-усыпальницу, оборудовал в соборе предел Св. Владимира, ввел образ князя в княжий портрет. А в 1634 г. по его указанию на арках центрального купола сделана надпись, что Свято-Софийский собор «нача здатися в лето ЮН», т.е. - за четыре года до смерти Владимира Крестителя.

Но самыми важными доказательствами являются настенные росписи и фрески храма: они прославляют крестителей Киевской Руси, «заказчиков» собора - князя Владимира и княгиню Анну! Они фигурируют на княжем портрете в центре собора; а вдоль лестниц, ведущих на башни, развернут триумфальный фресковый цикл, рассказывающий о заключении династического брачного союза между Владимиром - князем киеворусским и византийской принцессой Анной... И, таким образом, абсолютно логично на основе вышесказанного сделать вывод: именно князь Владимир был человеком, начавшим строительство величайшего архитектурного памятника христианству на Киевской Руси - Свято-Софийского собора.

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 - 1037 год
Координаты: 50°27"10.4"N 30°30"51.3"E

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека .

Согласно "Новгородской первой летописи", постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в "Повести временных лет" рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор. В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность. Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина - 29,3 метра, величина подкупольного квадрата - семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма . Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок . Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь - Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ - полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец - "Шапка Мономаха", который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Дата публикации 23.04.2012 13:50

Самый главный по своему значению храм Киева, который входит в список мировых памятников архитектуры охраняемых ЮНЕСКО. Он один из первых украинских храмов появился в этом списке. Есть предположения, что основателем храма мог быть не кто иной, как князь Владимир, крестивший Киевскую Русь. Но эти факты еще не доказаны.

Хотя и раньше не было единого мнения о том, кто строил Софию Киевскую и когда. Одни считают что храм начал строить Владимир I Святославич, по другой версии храм заложил Ярослав Мудрый. В «Новгородской летописи» датой начала строительства назван 1017 год, а в «Повести временных лет» упоминается 1037 год, как год начала строительства храма святой Софии. Первый киевский митрополит хиротисиан Илларион в 1051 году уже служил в храме Святой Софии, построенной в честь Константинопольского собора Богоматери – Оранты, который является главным храмом греческой церкви. В 1036 князь Ярослав одержал победу над печенегами и на месте победы вскоре был заложен одноименный с Константинопольским Софиевским Собором храм. В строительстве храма даже использованы приемы византийского зодчества и существует даже предположение, что храм строили греки. Это, прежде всего лестничные башни, которые ведут на хоры и плоская крыша храма. Почетное место князя, его семьи и приближенных особ во время богослужений было на хорах. Здесь же хранятся и книги, принадлежащие Софиевскому собору, которых насчитывается 19 глав.

За свою многовековую историю храм познал разрушения, грабеж, пожары. Храм мог сгореть полностью в 1180 году, только счастливо сложившиеся обстоятельства помогли избежать этого. Собор был разграблен воинами хана Батыя в 1240 году, а в 1497 – крымскими татарами. Храм то приходил в упадок, то возрождался. Значительный вклад в развитие и возрождение Софиевского Собора сделал гетьман Мазепа в 17 веке.

Одним из первых объектов, которые обязательно надо посетить - это София Киевская. Желательно купить путеводитель по Киеву и вы без труда сможете найти этот храм. Ведь величественный храм сохранил для нас много интересного. Удалось сохранить мозаики, которые были созданы на заре строительства храма византийскими живописцами. Огромную историческую ценность имеют настенные граффити, нацарапанные на стенах храма и рассказывающие о разных событиях и людях. В храме их около трехсот. Посетители Софии Киевской могут полюбоваться мозаикой, фресками, которые в общем занимают площадь 3260 м. кв. Но, безусловно, самыми популярными и ценными из них являются мозаика Богоматерь –Оранта и Христос - Пантократор. Мозаики имеют очень богатую и яркую палитру, которая насчитывает около 170 оттенков и хорошо сохранились.

Сохранились и фрески собора, правда, не так хорошо, как мозаика, но, тем не менее, можно увидеть на железных плитах, которыми выложен пол, полумесяц, являющийся мусульманской символикой. Местами сохранились мозаичные и керамические полы. 17 век считается периодом возрождения храма, и именно тогда первый раз проводились работы по поновлению фресок, а в 18 веке стены сначала поштукатурили, потом побелили, и только после этого нанесли масляную роспись. В 19 веке решили восстановить древние фрески, и частично это удалось сделать, но местами все же пришлось добавить роспись.

Софиевский Собор это еще и место захоронения киевских князей – Ярослава Мудрого, его сына Всеволода, сыновей Всеволода Ростислава и Владимира Мономаха. Известно о 100 захоронениях, но до наших дней сохранились только саркофаг с останками Ярослава Мудрого и его жены Ирины.

Пережив почти тысячелетнюю историю, храм чуть не подвергся разрушению в 20 веке, когда подобная участь постигла многие христианские святыни. Спасло храм вмешательство Франции, ведь французская королева Анна, жена Генриха I, была дочерью Ярослава Мудрого, основателя храма и французы не забыли этого факта. Чтобы избежать международного скандала, храм в 1934 году стал Софиевским музеем – заповедником. Это стало стартом проведения исследовательских работ и реставрационных.