Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Сколько весит тополь м с машиной. ​​​​Межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение, v.2)

НИР "Универсал" / ОКР "Тополь-М", ракета 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B / STALIN
Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B / STALIN

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, ).

В 1987 г. одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект " "), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники были начаты работы по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК ().

Работы в КБ "Южное" велись по НИР "Универсал" - разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные ).

Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ "Южное" по решению ВПК СССР №323 от 09.09.1989 г. по теме НИР "Универсал". Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах - ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные ).

Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты , Стратегические ракетные ). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные ).

Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ "Южное" был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. - Стратегические ракетные ). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ "Южное" С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ "Южное" в разработке ракеты (). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР "Тополь-М" учитывающее изменения по кооперации разработчиков - двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО "Искра" (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ "Вымпел" , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. - Стратегические ракетные ).

Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ "Южное" в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. - Ракеты и космические аппараты... ).

Испытания . Для отработки стационарного варианта ракеты РТ-2ПМ2 комплекса «Тополь-М» в 1992 г. началось переоборудование шахтных ПУ на площадках 163/1, 172 и «Южная» полигона Плесецк. Испытания РТ-2ПМ2 состоялись в период с 20 декабря 1994 г. (первый пуск) по февраль 2000 г. (десять пусков).


АПУ 15У175 комплекса РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР во время репетиции парада в Москве, 26.04.2011 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/).

Пуски МБР РС-12М1 / РС-12М2 "Тополь-М":

№пп Дата Полигон Тип ПУ Ракета Описание
01 20.12.1994 г. (12:50)
Плесецк ШПУ 2Л?
15Ж65
Успешный первый пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка). Использовалась ШПУ переоборудованная из ШПУ МБР УТ-100НУТТХ (ист. - Стратегические ракетные ).
02 05.09.1995 г. (11:50)
Плесецк ШПУ 1Л?
15Ж65
03 25.07.1996 г.
Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
04
08.07.1997 г. (16:25)
Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
05 22.10.1998 г. (15:53)
Плесецк ШПУ 15Ж65 Неудачный пуск по полигону Кура (Камчатка). Ракета отклонилась от курса и ликвидирована.
06 08.12.1998 г. (14:25) Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
07 03.01.1999 г. (18:20) Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
08 03.09.1999 г. (15:44) Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
09 14.12.1999 г. (12:05) Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
10 09.02.2000 г. (13:59) Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка). Первый пуск по команде из центра управления РВСН. Пуск из ШПУ 15П765-18 с элементами ШПУ ракеты 15А18М (ист. - Стратегические ракетные ). Последний пуск программы испытаний шахтного варианта МБР "Тополь-М".
11 26.09.2000 г. (15:00) Плесецк ШПУ Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка).
12 27.09.2000 г. (13:50) Плесецк ПГРК 15Ж55 Успешный первый пуск с ПГРК (по др.данным первый пуск ПГРК был 20.09). 1-й пуск программы испытания ПГРК.
13 06.06.2002 г. (15:20) Плесецк ПГРК 15Ж55 Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). 2-й пуск программы испытания ПГРК.
14 20.04.2004 г. (21:30) Плесецк ПГРК 15Ж55 Успешный пуск на предельную дальность по району Тихого океана. 3-й пуск программы испытания ПГРК.
15 24.12.2004 г. (12:39) Плесецк ПГРК 15Ж55 Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Последний - четвертый - пуск в рамках программы испытаний ПГРК.
16 01.11.2014 г. (09:20) Плесецк ШПУ
17 16.01.2017 г. Плесецк ШПУ Успешный проверочный пуск по полигону Кура (Камчатка).
18 17.10.2018 Плесецк ШПУ По западным данным аварийный пуск по полигону Кура (Камчатка). () - подтверждения пуска из других источников нет
19 30.09.2019 Плесецк ШПУ Успешный проверочный пуск по полигону Кура (Камчатка).


Пуск ракеты 15Ж65 "Тополь-М" из ШПУ, полигон Плесецк, 2000 г. или ранее (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.).


Пуск ракеты "Тополь-М", Плесецк (http://militaryphotos.net).


Четвертый пуск в рамках программы испытаний ПГРК "Тополь-М", Плесецк, 24.12.2004 г. (фото - Александр Бабенко, http://itar-tass.com).


Серийное производство ракет РТ-2ПМ2 начато на Воткинском машиностроительном заводе в 1997 г. после первых четырех успешных пусков - одновременно с постановкой комплекса на опытно-боевое дежурство (ист. - Стратегические ракетные ).

Развертывание МБР 15Ж65 с комплексом 15П165 в шахтном варианте в режиме опытного-боевого дежурства начато с размещения первых двух ракет в 104-м ракетном полку 60-й дивизии РВСН в Татищево 24 декабря 1997 г. Тем не менее, в начале 1998 г. в аналитической записке "Состояние оборонной промышленности и пути выхода оборонного комплекса из кризиса" () сообщалось, что приоритетная программа "Тополь-М" выполняется с отставанием на несколько лет. первый полк с ракетами "Тополь-М" в ШПУ (10 ракет) заступил на боевое дежурство 30 декабря 1998 г. (ист. - Стратегические ракетные ).

МБР 15Ж65 стационарного базирования принята на вооружение РВСН России после подписания Акта о принятии на вооружение 28 апреля 2000 г. Указом Президента России, который был подписан 13 июля 2000 г.

В 2011 г. принято решение прекратить закупки МБР 15Ж65 для РВСН. Развертывание ракет "Тополь-М" в ШПУ завершено в 2012 г. Всего было развернуто 60 ШПУ - 10 полков в составе 60-й дивизии РВСН в Татищево.

Испытания и приемка на вооружение варианта с ПГРК . Для испытаний подвижного варианта ракеты РТ-2ПМ1 комплекса «Тополь-М» использовались площадки 167 и 169 полигона Плесецк. Всего во время летных испытаний с сентября 2000 г. по декабрь 2004 г. были проведены четыре пуска. Испытания МБР 15Ж55 с ПГРК 15П155 начаты в Плесецке пуском 27 сентября 2000 г.

21 ноября 2005 г. из эксплуатации выведены два ракетных дивизиона и подвижный командный пункт 321-го ракетного полка 54-й ракетной дивизии (Тейково). В ноябре 2006 г. один ракетный дивизион 321-го ракетного полка был оснащен 3 АПУ и передвижного КП комплекса "Тополь-М", а 10 декабря 2006 г. этот дивизион 321-го полка Тейковской ракетной дивизии заступил на боевое дежурство.

ПГКР с МБР "Тополь-М" принят на вооружение в декабре 2006 г. (). Развертывание ракет "Тополь-М" в составе ПГРК завершено в 2009 г. - тогда же заявлено, что производство ПГРК "Тополь-М" прекращается в пользу ПГРК с МБР . Всего развернуто 18 ПГРК.

Пусковое оборудование :
Пуск ракеты по проекту 1989 г. предполагался изначально из ТПК. Для ПГРК предполагалось использование ТПК из стеклопластика (проект МИТ). Для варианта комплекса со стартом из ШПУ (вариант КБ "Южное") предполагалось изготовление ТПК из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования. По этой причине ракеты незначительно отличались и получили при разработке разные индексы (ист. - Стратегические ракетные ).

ШПУ 15П765 типа ОС - комплекс 15П065 / 15П165 - первые две установки на опытном боевом дежурстве - комплекс 15П065-35 (переоборудованные ШПУ МБР УР-100НУТТХ / 15А35). ШПУ комплекса объединяются в полковые комплекты по 10 ШПУ с командным пунктом 15В222. В шахтном варианте ракета может использовать доработанные шахтные пусковые установки от ракет УР-100НУТТХ и Р-36М ().

Известно несколько разновидностей ШПУ:
- ШПУ 15П765-35 - ШПУ с использованием шахты МБР 15А35
- ШПУ 15П765-18 - ШПУ с использованием шахты МБР 15А18М;
- ШПУ 15П765-60 - ШПУ с использованием шахты МБР 15Ж60;

Работы по переоборудованию ШПУ старых ракет в ШПУ 15П765 проведены Опытно-Конструкторском Бюро "Вымпел" под руководством Дмитрия Драгуна. Переоборудование велось путем удаления элементов пусковой установки 15П735 необходимых для газодинамического старта ракет 15А35, применения усовершенствованной амортизационной системы и заполнения высвободившегося объема тяжелым железобетоном специальных марок ().

Одна из двух шахт для МБР 15А35 на полигоне Плесецк, которые ранее использовались для испытаний МБР РТ-23 было решено переоборудовать с использованием оголовка ШПУ и защитного устройства для ШПУ МБР 15А18М. комплектующие для переоборудования ыли доставлены из Оренбургской ракетной армии. Так была оборудована ШПУ 15П765-18 пуск из которой ракеты 15Ж65 был произведен в 2000 г.


Пуск МБР 15Ж65 из прототипа ПУ ОС 15П765-18, полигон Плесецк, 09.02.2000 г. (фотография отретуширована в источнике, Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.).


Пуск МБР 15Ж65 из прототипа ПУ ОС 15П765-18, полигон Плесецк, вероятно 09.02.2000 г. (без ретуши, ).


ШПУ типа 15П765-35 для МБР "Тополь-М", полигон Плесецк, 1990-2000-е годы. (http://www.arms-expo.ru).


Оголовок ШПУ типа 15П765 / 15П765М на полигоне Плесецк, кадры пуска МБР "Тополь-М" 01.11.2014 г. (РВСН ВС России).

ПГКР 15П155 - автономная пусковая установка 15У175 на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 с ракетой 15Ж55 в стеклопластиковом ТПК.


АПУ 15У175 МБР "Тополь-М" с ТПК МБР "Ярс" на одной из репетиций парада на Красной площади, апрель 2011 г. (http://russianarms.mybb.ru).


ТТХ АПУ 15У175 "Тополь-М" на шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922):
Тип старта - минометный с использованием ПАД
Колесная формула - 16 х 16, первые три и последние три оси - управляемые.
Двигатель - дизель ЯМЗ-847.10 мощностью 800 л.с., 4-х тактный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом
Длина - ок. 22.7 м
Ширина - ок. 3.4 м
Высота - ок. 3.3 м
Дорожный просвет - 475 мм
Радиус поворота - 18 м
Брод - 1.1 м
Шины с регулируемым давлением 1600х600-685 модели ВИ-178А / АУ
Масса снаряженная - 40000 кг
Грузоподъемность - 80000 кг
Объем бака - 825 л
Скорость максимальная - 45 км/ч
Запас хода - 500 км


Фоторепортаж с линии сборки МЗКТ. Шасси МЗКТ-79221 для РВСН России. Минск, Белоруссия, 2010 г. ().


Шасси МЗКТ-79221 перед парадом в честь Дня Независимости Республики Беларусь в Минске, публикация 01.07.2013 г. (http://www.vpk.gov.by via http://autocatalogue.livejournal.com).


АПУ 15У175 комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР во время репетиции парада в Москве, 26.04.2011 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/).


АПУ комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР во время репетиции парада в Москве, 03.05.2011 г. (фото - Андрей Крюченко, http://a-andreich.livejournal.com).


ПГРК "Тополь-М" использует и может применяться из агрегата несения боевого дежурства 15У182 "Крона" - защищенного бокса с расрываемой крышей для нахождения там АПУ 15У175. Серийно производится ОАО "85 ремонтный завод" ().


Агрегат несения боевого дежурства 15У182 "Крона" (http://russianarms.mybb.ru).


АПУ ПГРК "Тополь-М" с поднятым ТПК после пуска МБР 15Ж55 из укрытия типа "Крона", пуск 27.09.2000 г., Плесецк (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.).

Ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 и РТ-2ПМ2 / 15Ж65 :

Конструкция трехступенчатая с последовательным соединением ступеней. Хранение и применение МБР осуществляется с использованием ТПК. Конструкция ракеты разработана с учетом возможности преодоления пылегрунтовых образований после ядерного взрява - облаков щебенки и взвесей на высоте 10-20 км. Корпус ракеты выполнен без выступающих частей с прочным головным обтекателем. Консруктивная схема так же максимально облегчает высокоэнергетическую третью ступень ракеты (ист. - Стратегические ракетные ).


Старт ракеты комплекса "Тополь-М" (http://ok.ya1.ru).


Пуск ракеты 15Ж65 из ШПУ, полигон Плесецк, 2000 г. или ранее (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.).


Состав ракеты:
- ПАД
- 1 ступень
- 2 ступень
- 3 ступень
- ступень выведения боевого блока - в первоначальном проекте КБ "Южное" - монотопливный жидкостный двигатель на топливе "Пронит".
- боевой блок с средствами преодоления ПРО (до 20 ложных целей - - не подтверждено).

Ступени ракеты выполнены намоткой стекловолокна типа "кокон". Ракета не оснащается аэродинамическими средствами управления и стабилизации.

Ракета обладает максимальной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва (ПФЯВ) за счет ():
- использования защитного покрытия новой разработки, наносимого на наружную поверхность корпуса ракеты и обеспечивающего комплексную защиту от ПФЯВ;
- применения системы управления, разработанной на элементной базе с повышенной стойкостью и надежностью;
- нанесения на корпус герметичного приборного отсека, в котором размещалась аппаратура СУ, специального покрытия с высоким содержанием редкоземельных элементов;
- применения экранировки и специальных способов укладки бортовой кабельной сети ракеты;
- введения специального программного маневра ракеты при прохождении облака наземного ядерного взрыва и т.п.

Система управления и наведение - система управления автономная инерциальная с использованием БЦВМ. Разработчик системы управления - НПЦ Автоматики и приборостроения им.академика Н.А.Пилюгина (г.Москва), главные конструкторы - В.Лапыгин и Ю.Трунов. Активный участок траектории сокращен. Для снижения разброса скорости в конце работы 3-й ступени вероятно используется маневр разворота ракеты в направлении нулевого приращения дальности до полной выработки топлива 3-й ступени. Приборный отсек ракеты герметичен. Ракета может совершать программный маневр на старте для прохождения облака ядерного взрыва атакующих баллистических ракет.


Автоматический гирокомпас (АГК) системы прицеливания АПУ 15У175 комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР "Ярс" во время парада в Москве, 09.05.2012 г. (фото из архива Boaz Guttman, http://www.flickr.com).

Двигатели :

1 ступень - РДТТ на смесевом топливе. Разработка двигателя - НПО "Искра" (г.Пермь), главный конструктор соплового блока - Соколовский М.И. Возможно, топливо типа Т-9БК-8Э или аналогичное разработки НПО "Союз" (г.Дзержинск). Стеклопластиковый корпус 15С51 является составной частью двигательной установки первой ступени ракеты и по состоянию на 2011 г. серийно производится ОАО "Авангард" (г.Сафроново, ). Сопло двигателя - управляемое (ист. - Стратегические ракетные ).
Сопло - поворотное управляемое (НПО "Искра", г.Пермь)
Тяга двигателя - ок.100 т / 90780 кг (по др. данным, )
Время работы двигателя - 60 сек

2 ступень - РДТТ на смесевом топливе, вероятно, с раздвижным сопловым насадком. Разработки, вероятно, МИТ. Возможно, топливо типа "Старт" или аналогичное НПО "Союз" (г.Дзержинск).
Тяга двигателя - ок.50 т
Время работы двигателя - 64 сек

3 ступень - РДТТ на смесевом топливе, вероятно, с раздвижным сопловым насадком. Разработки, вероятно, МИТ. Возможно, топливо типа АП-65 или аналогичное НПО "Союз" (г.Дзержинск).
Сопло - поворотное управляемое частично утопленное с раскладывающимся сопловым насадком
Тяга двигателя - ок.25 т
Время работы двигателя - 56 сек

Сопловые блоки всех ступеней выполнены из углерод-углеродного материала, сопловые вкладыши - на основе трехмерноармированной ориентированной углерод-углеродной матрицы ().

Есть вероятность того, что для сокращения времени активного участка траектории (АУТ) раздвижение сопловых насадков 2-й и 3-й ступеней происходит в "горячем" режиме продуктами работы двигателей ступеней. Подобная технология отрабатывалась в 1980-е годы КБ "Южное" (г.Днепропетровск) для авиационного ракетного комплекса "Кречет" и других систем.

Платформа разведения боевых блоков:
Вариант МИТ - с РДТТ. В СМИ была информация об использовании "уникального двигателя с регулируемой тягой". Разработка заряда топлива - НПО "Союз" (г.Дзержинск).

Вариант КБ "Южное" ракета 15Ж65 - двигатель на монотопливе или РДТТ или несколько ЖРД малой тяги.

Подобная ДУ обеспечивает два режима работы основного двигателя ступени с глубоким дросселированием (в 30 раз) камеры двигателя большой тяги, чем снижается газодинамическое воздействие на отделяемые боевые блоки. Построение порядков боевых блоков выполняется двигателем малой тяги по "тянущей" схеме.
Тип топлива - ПРОНИТ
Тяга двигателя большой тяги - 300 кг (в пустоте)
Тяга двигателя малой тяги - 3 / 6 кг (в пустоте)

ТТХ ракеты :
Длина - 22.55 м (ист. - Стратегические ракетные ) / 22.7 м (по др.данным)
Длина 1-й ступени - 8.04 м
Длина 2-й ступени - 6 м
Длина 3-й ступени - 3.1 м
Длина без ГЧ - 17.5 м
Диаметр 1-й ступени - 1.81 м (ист. - Стратегические ракетные ) / 1.86 м ()
Диаметр 2-й ступени - 1.61 м ()
Диаметр 3-й ступени - 1.58 м ()
Диаметр ТПК без выступающих частей:
- 15П065 - 1.95 м
- 15П165 - 2.05 м

Масса стартовая - 46.5 т (ист. - Стратегические ракетные ) / 47.1 т / 47.2 т ()
Масса 1-й ступени - 26 т / 28.6 т (по др.данным)
Масса конструкции 1-й ступени - 3 т
Масса 2-й ступени - 13 т
Масса конструкции 1-й ступени - 1.5 т
Масса 3-й ступени - 6 т
Масса конструкции 1-й ступени - 1 т
Масса головной части - 1200 кг ()

Дальность действия:
- максимальная:
- более 11000 км
- 11500 км ()
КВО - 350 м / 200 м ()

Гарантийный срок эксплуатации - 15-20 лет (по разным данным, )

Типы БЧ - моноблочная термоядерная ГЧ мощностью до 1 Мт - разработчик - ВНИИЭФ (г.Саров), главный конструктор - Г.Дмитриев.

БЧ является высокоскоростной с высоким уровнем стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва ().

Ракета оснащается комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО). По неподтвержденным данным в состав КСП ПРО входят активные и пассивные ложные цели, средства искажения характеристик головной части ().


Установка головной части на ракету 15Ж65 "Тополь-М", полигон Плесецк, 2000 г. или ранее (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.).


Модификации :
- Комплекс НИР "Универсал" - проект ракеты разработки КБ "Южное" (г.Днепропетровск).

Комплекс "Тополь-М" - проект ракеты разработки МИТ.

Комплекс "Универсал", ракеты 15Ж55 (ПГРК) и 15Ж65 (ШПУ 15П065) - эскизный проект совместной разработки КБ "Южное" и МИТ.

Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B - вариант комплекса МБР с ШПУ разработки МИТ.
- вариант 15П765-35 - с ШПУ использующими шахты МБР 15А35
- вариант 15П765-18 - с ШПУ использующими шахты МБР 15А18М
- вариант 15П765-60 - с ШПУ использующими шахты МБР 15Ж60

Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B - вариант комплекса МБР с ПГРК разработки МИТ.

Комплекс - вариант комплекса МБР с РГЧ ИН шахтного и подвижного грунтового базирования.

Статус : Россия

1997 г. 24 декабря - в 60-й Таманской ракетной дивизии (Татищево) в 104-й ракетный полк в доработанную после освобождения от выслужившей свой срок ракеты УР-100Н шахту установлена для продолжения испытаний первая ракета «Тополь-М». Ракета установлена без ядерной боеголовки. На опытно-боевое дежурство первый ракетный полк вооружённый ракетами 15Ж65 заступил только год спустя (10 ШПУ).

1998 г. 30 декабря - 104-й ракетный полк 60-й ракетной дивизии в составе 10 ШПУ ракет 15Ж65 заступил на опытное боевое дежурство в составе РВСН России.

1999 г. 10 декабря - второй ракетный полк 60-й ракетной дивизии заступил на боевое дежурство с ракетами "Тополь-М".

2000 г. 26 декабря - третий ракетный полк 60-й ракетной дивизии заступил на боевое дежурство с ракетами "Тополь-М" - полк прошел перевооружение с комплекса 15П060.

2003 г. 21 декабря - четвертый ракетный полк 60-й ракетной дивизии заступил на боевое дежурство с ракетами "Тополь-М".

2005 г. 09 декабря - пятый ракетный полк 60-й ракетной дивизии заступил на боевое дежурство с ракетами "Тополь-М".


Количество МБР РС-12М2 "Тополь-М" в РСВН:

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2013 г.
Милехин Ю.М. Вклад ФГУП ФЦДТ "Союз" в создание систем твердотопливного ракетного вооружения. // Национальная оборона. №6 / 2011 г.
ОАО "НПО "Искра". Сайт http://www.npoiskra.ru/ , 2010 г.
Пашнев М.А. "Тополь-М": история создания и перспективы. http://rbase.new-factoria.ru , 11.05.2010 г.
Ракетно-космическая техника разработки НПО "Искра". Презентация. 2008 г.
Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". г.Днепропетровск, ГКБ "Южное", 2000 г.
Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.

Разработка стратегического мобильного комплекса "Тополь" 15Ж58 (РС-12М)с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П ) была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти А.Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина. Мобильный "Тополь" должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать комплекс, обладающий повышенной живучестью, достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

К концу осени 1983 года опытная серия новых ракет, получивших обозначение РТ-2ПМ, была построена. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего БРК. В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена. Однако произошла задержка в разработке некоторых элементов комплекса, не связанных напрямую с ракетой. Вся программа испытаний была успешно завершена в декабре 1988 года.

Решение о начале серийного производства комплексов принято в декабре 1984 года. Серийное производство развернуто в 1985 году.

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь". Объекты строительства размещались в позиционных районах снимаемых с дежурства межконтинентальных баллистических ракет РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже начато обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности "Пионер" .

С целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях в 1985 году решено было развернуть первый ракетный полк в г. Йошкар-Оле, не ожидая полного завершения программы совместных испытаний. 23 июля 1985 года первый полк мобильных "Тополей" заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой на месте дислокации ракет РТ-2П. Позже "Тополя" поступили на вооружение дивизии, дислоцированной под Тейково и имевшей ранее на вооружении МБР УР-100 (8К84) .

28 апреля 1987 года на боевое дежурство под Нижним Тагилом заступил ракетный полк, вооруженный комплексами "Тополь" с подвижным командным пунктом "Барьер". ПКП "Барьер" имеет многократно защищенную дублированную радиокомандную систему. На подвижной пусковой установке ПКП "Барьер" размещена ракета боевого управления. После запуска ракеты ее передатчик дает команду на пуск МБР.

1 декабря 1988 году новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение РВСН СССР. В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. 27 мая 1988 года на боевое дежурcтво под Иркутском заступил первый полк МБР "Тополь" с усовершенствованным ПКП "Гранит" и автоматизированной системой управления.

К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.В 1999 году на вооружении РВСН находилось 360 ПУ ракетных комплексов "Тополь". Они несли дежурство в десяти позиционных районах. В каждом районе базируется по четыре - пять полков. На вооружении каждого полка - девять автономных пусковых установок и подвижной командный пункт.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались за пределами России, на территории Белоруссии. 13 августа 1993 года был начат вывод группировки РВСН "Тополь" из Белоруссии, 27 ноября 1996 года он был завершен.

На западе комплекс получил обозначение SS-25 "Sickle".

Состав

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон". Сложнейшей технической задачей оказалось размещение на переднем днище корпуса верхней ступени узла отсечки тяги с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемые ДУЗ"ами (ДУЗ - детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции.

Первая ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы. Маршевый двигатель имеет одно неподвижное сопло.Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.

Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода "Арсенал" Серафима Парнякова. Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. По отечественным источникам круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность составляет 400м, по западным источникам - 150-200м. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты без разворота пусковой установки. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска полностью автоматизированы.

"Тополь" оснащен комплексом средств преодоления ПРО. Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники, "Тополь" может стартовать как с маршрута боевого патрулирования, так и во время стоянки в гаражных укрытиях с раздвигающейся крышей. Для этого пусковая установка вывешивается на домкратах. Боеготовность с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут. Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты.Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещен на базе четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленного на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере.

Пусковая установка (см.схему ) разработана в Волгоградском ЦКБ "Титан" под руководством Валериана Соболева и Виктора Шурыгина. Пусковая установка смонтирована на шасси семиосного тягача МАЗ-7912 (позже - МАЗ-7917 колесной формулы 14х12. Эта машина 80-х годов оснащена дизелем мощностью 710 л.с.) Минского автозавода с двигателем Ярославского моторного завода. Главный конструктор ракетовоза Владимир Цвялев. Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО "Союз" под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак). Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова. Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца.

Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет. Подвижный командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

Тактико-технические характеристики

Максимальная дальность стрельбы,км 10 000
Длина ракеты,м 21,5
Стартовая масса,т 45
Масса головной части,т 1
Масса снаряженной первой ступени ракеты,т 27,8
Длина первой ступени,м 8,1
Длина второй ступени,м 4,6
Длина третьей ступени,м 3,9
Длина головной части,м 2,1
Диаметр корпуса первой ступени,м 1,8
Диаметр корпуса второй ступени,м 1,55
Диаметр корпуса третьей ступени,м 1,34
Диаметр транспортно-пускового контейнера,м 2
Площадь района боевого патрулирования комплекса,км 2 125 000

Испытания и эксплуатация

ПГРК "Тополь" вышел на испытания в феврале 1983 года. Первый пуск состоялся 8 февраля на полигоне Плесецк. Этот и два последующих пуска были произведены из переоборудованных шахт стационарных ракет РТ-2П. Один пуск закончился неудачно.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

29 ноября 2005г. был осуществлен учебно-боевой пуск МБР РС-12М "Тополь" мобильного базирования с космодрома Плесецк в направлении полигона Кура на Камчатке. Учебная боевая часть ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне полуострова Камчатка. Основная цель пуска - проверка надежности оборудования. Ракета простояла на боевом дежурстве 20 лет. Это первый случай в практике не только отечественного, но и мирового ракетостроения - успешно осуществлен пуск твердотопливной ракеты, находившейся столько лет в эксплуатации.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт". Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Межконтинентальные баллистические ракеты, к коим относятся модели "Тополя", предназначены для поражения наземных и морских пусковых установок МБР противника, центров управления государством и вооруженными силами, стратегических военных и экономических объектов, крупных сухопутных и морских объединений вооружённых сил противника.

Всего существует три модели «Тополя» с модификациями – вместе они по количеству ракет и размещённых на них боезарядов составляют основу наземного компонента российских ядерных сил. «Тополь» - это не собственно ракеты, а ракетные комплексы стратегического назначения в мобильном (подвижном грунтовом) и шахтном вариантах базирования, использующие трёхступенчатые твердотопливные МБР (в основе РТ-2ПМ), которые были разработаны Московским институтом теплотехники - фактически единственным в настоящее время в России разработчиком МБР:

1) первоначальный «Тополь» - это подвижной грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с использованием моноблочной МБР РС-12М (SS-25 Sickle, или «Серп», в классификации НАТО). Первое лётное испытание в феврале 1983, принят на вооружение в 1985. Мощность боезаряда 550 кт, дальность стрельбы 10.500 км, стартовая масса ракеты 45 т. Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. В 1998 на вооружении находилось 369 комплексов «Тополей». На начало 2017 на боевом дежурстве в районе Барнаула оставалось 36 подвижных комплексов. Количество «Тополей» сокращается в связи с истечением срока их эксплуатации. До 2021 «Тополь» должен быть полностью снят с вооружения и уничтожен, что поэтапно и осуществляется.

2) «Тополь-М» (РС-12М2, SS-27) - аналог «Тополя», однако, со значительно более высокими характеристиками по ряду показателей и новыми возможностями, в т.ч.:

    самой МБР придана возможность маневрирования на активном участке полёта;

    существенно сокращено общее подлётное время к цели за счёт увеличения разгонной скорости ракеты и скорости полёта боевого блока;

    ракета оснащена комплексом средств прорыва ПРО с активными и пассивными ложными целями и средствами искажения характеристик головной части;

    обеспечен высокий уровень стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва, что повысило выживаемость ракеты;

    уменьшен инфракрасный «след» подвижного комплекса;

    повышена проходимость и маневренность комплекса, в т.ч на мягком грунте;

    снижена радиолокационная заметность комплекса за счёт специальных покрытий его поверхностей.

"Тополь-М" первая МБР, которую начала разрабатывать РФ. Первое лётное испытание в декабре 1994. Модернизированный комплекс принят на вооружение в апреле 2000. Мощность боезаряда 550 кт, дальность стрельбы 11.000 км, стартовая масса 47,1 т. В шахтах размещено 60 ракет, а 18 – подвижные комплексы. Развёртывание дополнительных комплексов прекращено в пользу «Ярсов».

3) модификацией комплекса «Тополь-М» является комплекс «Ярс» (РС-24, SS-29). Отличительная черта ракеты – разделяющаяся головная часть индивидуального наведения (РГЧ ИН), способная нести 4 маневрирующие боевых части, что ещё больше повысило возможности прорыва ПРО предполагаемого противника. Первое лётное испытание в мае 2007, на боевом дежурстве с лета 2010. Мощность боезаряда 150-250 в зависимости от их количества, дальность стрельбы 12.000 км, стартовая масса 49,6 т. На начало 2017 на боевом дежурстве находилось 84 мобильных комплексов "Ярс" и 12 ракет - в шахтных пусковых установках, а всего предположительно 384 боезаряда, или 40% боезараядов наземных ядерных сил.

Честно говоря, не слышал, чтобы Южмаш (Вы же его имеете в виду?) имел отношение к Тополю. РТ-2ПМ разрабатывалась МИТом на базе РТ-2, которую ранее создало королёвское ОКБ-1. Между ракетными КБ была жестокая конкуренция, генконструкторы друг друга ненавидели, были подставы и шла отчаянная подковерная борьба за право делать новую ракету. Поэтому сомневаюсь, чтобы они привлекали конкурента на подряд.

Украинские предприятия могли участвовать на стадии производства отдельными узлами. Создавалсь ведь не только одна ракета, а целый комплекс, который включал и тягач, и строительство/реконструкцию шахтной ПУ. Там же сотни предприятий в этом деле участвовали.

Ответить

Насчет "Тополя", похоже, вы - правы. Южмаш не участвовал. Из Украины - только киевский "Арсенал" (и, естественно, не в разработке ракеты как таковой).

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь» были задействованы следующие структуры:

Система прицеливания ракеты - ЦКБ «Арсенал» (разработка) и ПО «Завод «Арсенал» , Киев, УССР (производство);

Насчет Тополя-М - совместно с КБ "Южное". Но это тот же Днепропетровск (ныне - Днепр).

Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс - обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное» .

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу).

Ответить

Прокомментировать

23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь» является важнейшей составляющей мобильного наземного комплекса, ставшего основой ядерного щита нашего государства на многие десятилетия.

В ответ на улучшение тактических характеристик высокоточных систем вооружения стран НАТО, требовалось создать уникальный вид вооружения. Важнейшим требованием была заявлена высокая живучесть комплекса, которая достигается за счет маневренности и скорости развертывания.

История создания

19 июля 1977 года было издано постановление о начале работы. Однако реализация проекта, руководителем которого был назначен Александр Надирадзе, началась в Московском институте теплотехники несколько раньше — в 1975 году.

1979 год был ознаменован началом заводских испытаний зарядов для 2 и 3 ступеней двигателя ракеты специалистами Павлоградского химического завода.

27 октября 1982 года начались первые полевые испытания. Главной задачей была проверка системы старта и запуска ракетного двигателя. Пуск оказался неудачным, но полученные результаты были тщательно изучены и учтены в дальнейшей работе.

23 декабря 1983 года начался очередной этап конструкторских испытаний, по результатам которых были продемонстрированы высокие ТТХ Тополь М. Только один раз испытатели потерпели неудачу.

С 1984 по 1988 гг. было запущено серийное производство нового ракетного комплекса «Тополь». Самоходные установки изготавливались на заводе «Баррикады» в Волгограде, а сама ракета стала «детищем» Воткинского машиностроительного завода.

23 июля 1985 года для обобщения войскового опыта недалеко от г. Йошкар-Ола была создана воинская часть ракетных войск.

В 1987 году , после смерти главного конструктора, работа была продолжена под началом Бориса Лагутина.

Борис Лагутин, конструктор ракетного вооружения

1 декабря 1988 года МБР «Тополь» была принята на вооружение РВСН. В течении всего 3 лет было развернуто 288 новых ракет.


Описание баллистической ракеты «Тополь»

РТ-2ПМ «Тополь» (по классификации НАТО-«SS-25 «Sickle», ГРАУ- 15Ж58) является стратегический комплекс с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой.

Несмотря на свой внешний вид, баллистическая ракета «Тополь» классифицируется как легкая. Пусковая установка является мобильной и наземной, а система управления имеет собственный бортовой компьютер (БЦВМ).


Благодаря БЦВМ и использованию для каждой из ступеней новейшего разновидности твердого топлива, конструкторам удалось увеличить прицельную дальность стрельбы. При этом возможное отклонение составит всего 150-200 м.


  1. Головная часть.
  2. Переходной отсек.
  3. Маршевый двигатель ракеты 3 ступени.
  4. Соединительный отсек 2 ступени.
  5. Маршевый двигатель 2 ракеты ступени.
  6. Соединительный отсек 1 ступени.
  7. Маршевый двигатель ракеты 1 ступени.
  8. Хвостовой отсек 1 ступени.



Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Как ранее упоминалось, ракета Тополь М трехступенчатая. Ее длина вместе с головной частью составляет 22.7 м, а диаметр равен 1.8 м. Сам комплекс готов к пуску уже через 2 минуты после постановки задачи. Другие характеристики ракеты «Тополь М» отражены в таблице.

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)

Автономная пусковая установка (АПУ)

Масса

Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)

Сейчас наряду с комплексами ранних версий на вооружение поступает МБР «Тополь-М». В связи с международными соглашениями России, существенные изменения полетных и тактических характеристик (ТТХ Тополь М) стало вне рамок правового поля.