Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Скачать презентацию на тему архитектура барокко. Презентация на тему «Архитектура барокко

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стиль барокко Барокко о о значает «странный» «причудливый». В барокко отмечались: - усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм, - преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений, - чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей - активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов; - неравномерное распределение архитектурных средств; - создание богатой игры светотени, цветовых контрастов - динамичность архитектурных масс.

Франческо-Бартоломео Растрелли Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году, в Париже. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли, архитектор и скульптор, в 1715 году переехал с семьёй в Россию по приглашению Петра I.

В 1748 году императрица Елизавета издаёт указ о начале строительства Смольного монастыря и поручает это Растрелли. Строительство велось с 1749 года, в 1751 году из-за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить. Смольный монастырь

Смольный монастырь

Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах. Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим.

Борромини по возможности избегает прямых линий - вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво, 1642-60, в Риме).

Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме).

Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме). Фрагмент, фасад.

Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона.

Строгановский дворец В 1742 году его приобрёл барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил двухэтажный дом. Строительство дворца велось стремительными темпами. Уже 15 декабря 1753 здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна.

Зимний дворец

Зимний дворец

Екатерининский дворец

Большой дворец Петергоф

Львиный каскад Петергоф

Фонтаны-шутихи Петергоф

В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение - Здание Двенадцати Коллегий - первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге. Доменико Андреа Трезини Здание Двенадцати Коллегий

Доменико Андреа Трезини Летний дворец Петра I

« Дивное узорочье» московского барокко Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – начала XVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I . По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан. Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Архитектурные творения В.В.Растрелли В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге. Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего: «Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».

Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. В.В.Растрелли. Андреевская церковь. 1749-1759 гг. Киев.

В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. Санкт-Петербург. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).

В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)

Вывод Стиль барокко выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в барокко отразился интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве барокко предстает как сложная, многоплановая личность со своим миром переживаний, вовлеченная в драматические конфликты. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение.


Тема программы. Русская культура в эпоху Просвещения.

Тема урока «Архитектура русского барокко»

Цель : развитие у обучающихся способности к эмоционально-личностному восприятию искусства барокко и размышлению об особенностях барочной архитектуры России.

Задачи:

    Расширение знаний обучающихся о русской архитектуре 17-18 века, актуализация ранее полученных сведений о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях.

    Развитие у обучающихся способности к эмоционально-личностному проживанию рассматриваемого произведения искусства, умения анализировать и критически осмысливать материал.

    Постижение мировоззренческих акцентов искусства барокко, воплощённых в архитектурных памятниках.

    Формирование вкуса и ценностного отношения к явлениям культуры прошлого.

Форма урока : комбинированный: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

Методы обучения: 1) эмоционально-образное погружение; б) активизация восприятия воображения, творческого мышления; в) создание проблемной ситуации.

Понятия и термины: барокко, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, ризалит, анфилада, картуш, рокайль.

Материалы и оборудование:

Мировая художественная культура. 10кл.: [учебник] Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС. 2010 г. (с. 218 - 219, 352 – 355);

Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. / Минск. ТОО «Харвест».1995.

Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. №1 2005. Раздел в помощь преподавателю. «Барокко и рококо. Архитектура и скульптура».

компьютер, проектор, экран.

Зрительный ряд: произведения Д.Трезини, Л.Бернини, В.В. Растрелли.

Музыкальный ряд: произведения А. Вивальди.

I .Экспозиция урока.

Эпиграф. Звучит музыка А.Вивальди. Подготовленный ученик читает стихи.

Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах, в резьбе карниз под самой крышей…

Слайд 1.

Учитель. Так описывал свои впечатления от архитектуры этого стиля французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Как вы думаете, о каком стиле искусства эти поэтические строки? Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

Ответы учеников.

Учитель. Барокко – этим словом в Португалии называли неправильной формы жемчужины. Буквально оно означает: «вычурный, причудливый». Почему таким необычным словом был назван художественный стиль, родившийся в конце XVI века.

Учитель. Какие архитектурные детали стиля барокко запечатлел Жорж де Сюдерн в своих поэтических строчках?

Ответы учеников.

Какие изменения были привнесены в архитектуру барокко?

Сообщение ученика . Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, динамизм, пышность, причудливость.

Часто встречаются развернутые масштабные колоннады , изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты , большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры .

Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

Характерные детали барокко – теламоны , кариатиды, маскароны .

Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Слайд2.

Групповая работа. 1группа. Используя словарь основных понятий, найдите на карточках и подпишите основные архитектурные элементы барокко.

2 группа. Опишите архитектурное убранство здания в стиле барокко.

Представления работы групп.

II. Завязка. Сообщение темы урока. Искусство барокко интернационально. Но есть различные вариации барокко. В странах протестантских барокко сдержанное, немного суровое, ещё не утратившее черты Ренессанса . Такое барокко приглянулось Петру I. И отзвуки его сохранились в первых строениях Петербурга архитектора Доменико Терезини. Это так называемое «петровское барокко». Слайд 3.

В странах католических – барокко пышное, декоративное, торжественное. В царствование Елизаветы Петровны именно такое барокко пришло в Россию, и воплотил его Бартоломео Растрелли, добавив масштабности, монументальности и в тоже время жизнерадостности идущих от теремной традиции раскраски. Слайд 4. В России существовала и национальная разновидность барокко, так называемое «нарышкинское» в архитектуре Москвы.

Итак, сегодня на уроке мы поговорим об архитектуре русского барокко.

III . Разработка

Сообщение ученика. Первые признаки барокко появляются в России в XVII в. Шатры теряют монументальность, превращаясь в декоративный элемент, заставляя глаз зрителя двигаться по кривой, перебегая с одного элемента на другой.

Здание нельзя рассмотреть с одной точки, с разных сторон оно различно.

Господствует асимметрия в церковной архитектуре "дивного узорочья": колокольня выдвинута на северо-запад, крыльцо - на юг. Галереями, лоджиями, крыльцами здание как бы врастает в пейзаж.

Цвета яркие контрастные. В завершении Крест Спасения опирается на луковичные главы (свеча – молитва), а они – на ярусы кокошников (язычки пламени - ангелы).

Ни одной ордерной западноевропейской черты еще нет в дивном узорочье. Слайд 5.

Учитель. Какие черты стиля барокко можно увидеть в памятниках архитектуры «русского узорочья»?

Сообщение ученика. Следующий этап наступает с «нарышкинским» барокко. Переворот в убранстве фасадов произвела церковь Никола Большой Крест (1684-1688). Традиционно пятиглавая, но большой и малый ордеры фасада делают архитектуру соразмерной человеческому масштабу. Но более всего знаменито нарышкинское барокко центрически-ярусными храмами-колокольнями, в которых за счет "перетекания" одной формы в другую достигается поразительный эффект. Название «нарышкинское» условно, но и эта церковь Покрова в Филях заказана К. Нарышкиным. Слайд 6. В ее деталях живет звучная традиция - русского узорочья, но колонны, карнизы не только украшения, они чётко организуют пространство.

Учитель. Каковы особенности нарышкинского барокко? Почему оно так названо?

Ученик.

По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами

Тёмно-зелёными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва…

А.Пушкин

Учитель. Расцвет барокко в России связан со строительством новой столицы государства - Санкт-Петербурга.

Петру I, основавшему Петербург, важно было крепко обосноваться на берегу Балтийского моря, и потому город начинался с крепости. В качестве архитектора города был приглашен человек, сведущий в фортификации.

Это был Доменико Трезини. Портретов его не сохранилось, не сохранились многие планы и модели, но именно он заложил основу города.

При Петре I за градостроительный образец был принят Амстердам. Это был, во-первых, первый большой город-порт, который увидел Петр. А во-вторых, пуританское барокко, будучи не очень пышным, а значит, не слишком дорогостоящим, было практичным и в то же время представительным. Это вполне отвечало душе рачителя земли Русской, царя-труженика.

В этот период в городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись. Иногда элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом голубом фоне. Слайд 6.

Фасады часто снабжались фронтонами, пилястрами, волютами, кровли - шпилями и подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы. Внутренние помещения располагались часто анфиладой. Европейские архитекторы привезли с собой также опыт устройства внутреннего водопровода и смывных туалетов, мелкая расстекловка.

Слайд 7.

Фортификационная и храмовая архитектура отличались простотой и наивным изяществом (колокольня Петропавловского собора, церковь св. Пантелеймона, Петровские ворота Петропавловской крепости и др.).

Сообщение ученика.

Петровские ворота, построенные в виде триумфальной арки. Слайд 8.

На 15-метровую толщину крепостной стены Трезини наложил декорацию из ниш, пилястров, волют и рустованного камня. А резко выступающий карниз как бы продолжает верхнюю кромку стены и делит декорацию на две неравные части.

Нижняя - массивная, одетая грубо отколотым камнем (через сто лет его укрыли штукатуркой).

Мощные пилястры по краям сооружения и по обеим сторонам въездной арки сдерживают его разрастание вширь.

Между пилястрами ниши для статуй Афины Паллады - победоносной воительницы и Афины Паллады - покровительницы города.

Верхняя часть, над карнизом, состоит из прямоугольника - аттика, увенчанного закругленным лучковым фронтоном.

Массивные волюты поддерживают его и связывают с горизонталью крепостной стены.

Аттик украшен символическим барельефом "Низвержение Симона апостолом Петром". На лучковом фронтоне - горельеф "Благословляющий Бог Саваоф".

Для человека XVIII столетия аллегория воспринималась просто - царь Петр, победивший неразумных шведов.

На волютах - рельефные композиции из шлемов, лат, фанфар. Во всём - ощущение силы и воинского торжества.

Над аркой входа установлен большой черный двуглавый орел. В правой лапе у него держава, в левой - скипетр.

Учитель. Отстроил в Петропавловской крепости Трезини и каменный Петропавловский собор на месте первого деревянного во имя апостолов Петра и Павла. Слайд 9.

Сообщение ученика.

По велению Петра I собор должен иметь колокольню с необычным России шпицем (шпилем). В основу замысла собора Трезини положил хорошо знакомые ему запад-храмы и выстроил необычную России трехнефную базилику, Большие, вовсе не церковные, а дворцовые окна прорезают северную и южную стены храма. Их строгие обрамления с треугольными фронтонами подчеркивают торжественность всей постройки. Между окнами - пилястры. Их устремлённость вверх сдерживает двойной карниз. Своеобразная пауза между стеной и высокой крышей с переломом.

Её венчает восьмигранный барабан - большим до пожара гладким куполом. (После пожара в куполе появились люкарны в пышных рамах и затейливые гирлянды.)

Нет никаких закруглений традиционных апсид - восточная стена плоская, прямая. Она смотрит на главные крепостные ворота. И человек, ступивший на землю фортеции, сразу же видит эту стену. И по ней начинает судить о величии и предназначении собора. Вот почему Трезини сделал ее совсем необычной.

Гладкая прямая стена. В центре - величественный портал обрамляет фальшивую дверь. По бокам портала ниши для статуй. Над ним круглое окно в пышной раме - люкарна. А над стеной, закрывая до половины барабан купола, почти квадратный аттик - стенка над карнизом.

Мощные усложненные волюты как бы связывают его с храмом и сдерживают движение ввысь. (Это стремление подчеркнуто полукруглым завершением аттика, которое опирается на резко выступающие карнизы.)

Аттик был украшен статуями и барельефом (они погибли при пожаре, и место старого барельефа заняла фреска).

Все повторяет композицию ворот, рождая единство ансамбля: триумфальная арка ворот и собор - памятник победы над шведами. А все вместе - мемориал славы, какого еще не бывало на Руси.

А колокольня собора с ее сияющим шпилем, завершенным яблоком, на которое опирается флюгер в виде креста с парящим ангелом, - главная отличительная примета Петербурга.

Мощное прямоугольное основание как бы подчеркивает немыслимую тяжесть всего сооружения. И только пилястры чуть оживляют его мрачную суровость.

Да перед входом небольшой портик с восемью колонками будто искусственно приставлен к западной стене. А две ниши по краям фасада подчеркивают толщину кладки.

Опираясь на массивное основание, поднимается кверху трехъярусная четырехугольная башня. Ее первый, нижний этаж как бы раздался вширь под тяжестью верхних двух. Но его сдерживают по бокам мощные волюты.. Своими завитками они опираются на крайние пилястры западной стороны основания.

Такие же волюты сдерживают распор второго яруса, возможный под тяжестью третьего. И снова большие каменные завитки лежат на крайних пилястрах первого яруса.

Третий ярус башни устремляется вверх. Его венчает золоченая восьмигранная крыша с четырьмя круглыми окнами в массивных белокамен-ных рамах. В окнах - черные циферблаты часов - главных часов России Петра I.

Над крышей - стройный изящный восьмигранник, прорезанный узкими вертикалями проемов. Над ним высокая, тоже восьмигранная, золотая корона. А на ней вместо традиционного креста - тонкая стройная башенка - основание сверкающего шпиля-иглы. И на самом верху - ангел с крестом в руке. От земли до вершины креста 112 м.

Учитель.

Так как Петербург мыслился как столица, довелось строить Трезини и здания государственных учреждений. В 1722 г. на Васильевском острове заложили фундамент здания Двенадцати коллегий. Почти на 400 м протянулось оно севера на юг. Слайд10.

Впрочем, не одно строение, а двенадцать. Десять для коллегий - министерств. Одиннадцатое - Сенат. Двенадцатое - Синод. Высшие учреждения страны, присные действовать согласованно и взаимосвязанно друг с другом. И дома тоже встали, плотно прижившись один к другому. Стена к стене. Потому и прозвали их без разделений как одно здание: "Двенадцать коллегий". И по сей день зовут так.

Один из корпусов здания Двенадцати коллегий (ныне университет).

Из построек Петровского времени сохранились Кунсткамера (первый русский музей) (с лайд 11) , домик Петра (слайд12), Меньшиковский дворец (слайд13), а также дворцы павильоны пригородов, прилегающих к Финскому заливу (слайды14-16).

В многочисленной среде архитекторов, увлеченно работавших над проектами дворцов, парков, административных зданий, выделим три имени - М.Г. Земцов, И.К. Коробов и П.М. Еропкин.

Михаил Григорьевич Земцов принимал участие в возведении здания Двенадцати коллегий, координировал строительство Александро-Невской лавры. Одна из великолепных его работ - Аничков дворец на Фонтанке. Иван Кузьмич Коробов обучался в Голландии и Фландрии. Именно он

Стал создателем первоначального проекта башни Адмиралтейства, увенчанной золотым шпилем-флюгером в виде трёхмачтового корабля. Петр Михайлович Еропкин разработал идею знаменитого трезубца улиц, сходящихся в центре Санкт-Петербурга к Адмиралтейству.

«Елизаветинское барокко»

Учитель. К началу 40-х годов 18 века развитие промышленности, науки и техники сопровождалось расцветом культуры и, в особенности, архитектуры, свидетельствовавшей о возросшем могуществе Российской империи. В России барокко расцвело в полную мощь.

В монархиях, как правило, архитектурные пристрастия определяются вкусами и желаниями властелина. Так при Петре I в архитектуре ценилась основательность и почти пуританская простота, а женщины у власти позво- лили развиваться барокко пышному, как оборки и рюши их платьев. Насту- пило время гения ликующего барокко - Бартоломео Растрелли. Слайд 17.

Мы рассмотрим лишь самые значительные из его творений.

Предки Растрелли из прославленной Флоренции. Отец Франческо Бартоломео Растрелли скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли в 1716 году приехал в Петербург с пятнадцатилетним сыном, сохранившим воспоминания о пышности виденного им Версаля.

До наших дней сохранились созданные отцом скульптуры Петра и Меншикова. В Русском музее хранится большая статуя императрицы Анны Ивановны с арапчонком. А перед Михайловским (Инженерным) замком высится торжественная, полная величавого спокойствия конная фигура Петра.

От отца унаследовал Растрелли-младший умение видеть пластику форм и любовь к скульптурному декору, и это восприятие архитектуры в непосредственном синтезе со скульптурой не покинет его никогда.

Дочь Петра I Елизавета Петровна, придя к власти, повелела Растрелли перестроить Петергофский загородный увеселительный дворец.

Заложены дворец и парк были еще при Петре I, а значит, здесь все подчинено морю . Слайд 18. От моря к центральному ковшу-бассейну с фигурой Самсона, разрывающего пасть льву - символу победы русского богатыря над шведским львом (лев на гербе Швеции), шел прямой, как стрела, канал, по сторонам которого небольшие фонтаны, чередуясь с темными елями, образовали центральную аллею.

Вот она - главная ось всего петергофского ансамбля, она делит надвое парк. Большой каскад, низвергающийся по трем уступам - террасам, начинается от середины дворца, венчающего естественную гряду.

Когда Растрелли поручили перестроить дворец, в Петергофе существовали постройки разных архитекторов, пристраивавших к Петровскому дворцу флигеля и галереи. Перед Растрелли встала задача, сохранив реликвию, связанную с жизнью Петра I (сохранив центральный корпус дворца, включив его в объем Большого дворца), отстроить новый трехэтажный дворец. Слайд 19.

Поэтому фасад центрального объема довольно скромен - Растрелли использовал главным образом те элементы, которые были присущи архитектуре начала века: плоскостная обработка стены с едва выступающими из ее толщи пилястрами, объединяющими два верхних этажа;

рустованные углы и нижний этаж;

кровля плавных очертаний с характерным переломом.

Только наличники окон он позволил себе несколько обогатить и разнообразить.

Зато боковые корпуса - церковный (восточный) и "под гербом" (западный) - зодчий решил по-иному.

Эти компактные, стройные павильоны, особенно нарядные благодаря своим высоким сверкающим кровлям, придают четкую завершенность силуэту всего сильно растянутого по горизонтали здания, смягчают несколько тяжеловатую простоту центрального объема и чудесно перекликаются с кипящими струями фонтанов, бьющих у подножия дворца.

В отделке этих корпусов зодчий дал волю своей страсти к декоративности, как бы компенсируя себя за сдержанность при оформлении средней части.

С причудливым изяществом вздымаются четырехгранные купола, украшенные золочеными гирляндами из пальмовых листьев и рокайльных завитков.

Из них вырастают на легких граненых барабанах луковичные главки - такие русские и в то же время совершенно растреллиевские.

И в плавном изгибе свинцовой кровли главного дома, и в гранях куполов можно заметить некоторую схожесть с балтийской волной.

Растрелли создавал не только внешнюю оболочку здания, но и его внутреннее убранство. Интерьеры комнат и даже лестниц.

Взгляните на парадную лестницу Петергофского дворца.

Захватывает обилие света, блеск позолоты на динамичных формах скульптур, ваз, резных и живописных гирлянд и картушей, покрывающих стены.

Живописный плафон изображает императрицу в образе богини весны, которая мчится среди облаков на колеснице и рассыпает цветы.

На верхней площадке, откуда двери вели в парадные залы, сияние золота становится особенно сильным: на тумбах перил и в нишах по сторонах дверей, решенных наподобие триумфальной арки, стоят четыре золоченые скульптуры - олицетворение времен года;

сдвоенные колонны поддерживают над дверьми лучковый фронтон, на скатах которого сидят аллегорические фигуры "Верности" и "Справедливости"; золоченая резьба обрамляет ниши и окна, даже в пасмурный день кажется, что лестница озарена солнцем.

Растрелли - великий мастер создавать сооружения в стиле барокко, будто жизнь - сплошной праздник, а дворцы возводятся по мановению волшебной палочки. Только вглядываясь в детали, помаешь, сколько труда вложено в каждый вырезанный из дерева и позолоченный завиток.

Наиболее ярко гений Растрелли-декоратора проявился в Царском Селе. Там он с поистине российским размахом показал, что может дать его удивительная фантазия, помноженная на виртуозное мастерство сотен исполнителей.

В отличие от петергофского, по преимуществу увеселительного, дворцу в Царском Селе предстояло стать парадной загородной резиденцией императрицы.

К весне 1756 г. новый дворец Елизаветы Петровны был готов. Слайд19.

Настежь распахнулись огромные центральные ворота из кованого железного кружева. В них вкатились кареты и тут же свернули налево вдоль одноэтажного полукруглого здания - циркумференции.

Два таких флигеля с западной стороны дворца, как гигантскими руками, обхватывали парадный двор с нарядными цветниками.

Движение карет вдоль левой циркумференции было хитроумным замыслом архитектора.

К парадному подъезду в то время нельзя было проехать прямо.

Дорога специально сначала закруглялась, чтобы затем пройти вдоль всего здания, протянувшегося на 325 м с юга на север. Из окон карет гости должны были увидеть парадный фасад во всем его блеске и величии.

Сначала дворцовую церковь с ее сверкавшим на солнце пятиглавием. Затем протяженную галерею, соединяющую церковь с большим флигелем.

Потом следующую галерею - от флигеля к центральной части здания - бывшего дома царя Петра, надстроенного, расширенного и переделанного внутри.

Мощные колонны разделяют широкие окна и остекленные двери галерей или группируются на фасадах флигелей, выделяя их центры.

Могучие атланты, согнувшись от напряжения, держат на плечах непомерную тяжесть колонн.

Позолотой сияют капители колонн, пилястров, скульптурные детали фасада, бесчисленные статуи и вазы на кровле дворца.

Сияние золота, белизна колонн и пилястров на фоне светло-лазоревых стен, бесконечная игра бликов и теней - абсолютно все придает дворцу характер драгоценного украшения невообразимых размеров.

Не случайно после осмотра дворца посол Франции при Елизаветинском дворе так оценил это творение Растрелли: "...я не увидел здесь самого главного... достойного футляра для столь великой драгоценности".

Поразительны и интерьеры дворца - уникальная анфилада комнат с

никогда не повторяющимся декором, громадный, напоенный светом, льющимся из окон или светом свечей многократно повторенных зеркалами, создающий иллюзию бесконечного пространства Танцевальный зал.

И наконец, одно из восьмых чудес света - Янтарная комната, подаренная в 1716 г. Петру 1 прусским королем Фридрихом Вильгельмом.

Растрелли создавал не только дворцы.

Богомольная Елизавета поговаривала, что под старость уйдет в монастырь, и повелела для этой цели отстроить Воскресенский Новодевичий монастырь. Известен он сейчас как Смольный. Учитывая жизнелюбие заказчицы, Растрелли задумал построить монастырь пышным, как дворец. При всем при том храм монастыря должен был быть традиционно пятиглавым.

К сожалению, весь проект застройки осуществлен не был.

Растрелли исполнил желание Елизаветы Петровны иметь пятиглавый собор. Слайд 20. Но что он сделал с традиционным российским пятиглавием?

На модели малые главки еще находятся на некотором расстоянии от центрального купола, но в ходе строительства архитектор изменил проект и примкнул эти главки-башенки к барабану главного, параболической формы купола.

Украшен собор с особенной пышностью. По мысли автора, он весь должен был сверкать: белые детали на синем, лазурном, фоне стен, обилие позолоты на капителях, картушах и гирляндах, на куполах и главках.

Собор, имеющий план все того же равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон.

И еще одно творение Растрелли вошло в сокровищницу мировой культуры. Это бывший Зимний дворец, ныне - здание Государственного Эрмитажа. Слайд 21.

Грандиозный дворец должен был олицетворять величие и силу России. Растрелли умело связал объем дворца со всей прилегающей частью города.

Южный фасад он трактовал как главный и запроектировал перед ним большую парадную площадь (вместо бывшего там луга). В центре предпо-

лагалось поставить конный памятник Петру I, исполненный отцом архитектора, а по окружности большого диаметра - двойную колоннаду "в образ светлых галерей" вместо ограды. Замысел этот осуществлен не был, но площадь перед южным фасадом дворца до сих пор остается главной площадью города.

Сам дворец Растрелли решил как сугубо городское сооружение - колоссальный замкнутый объем с внутренним двором и свободными, ни к каким другим строениям не примыкающими фасадами.

Главный, обращенный в сторону Дворцовой площади, имеет три могучих ризалита. Самый широкий из них, средний, прорезан тремя арочными проемами-въездами, ведущими в огромный парадный двор.

Кареты императрицы или ее гостей, миновав часовых, подкатывали к главному подъезду, расположенному в северном корпусе. Здесь через торжественную галерею они подходили к ослепительно прекрасной Посольской, или Иорданской, лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы.

Все фасады решены различно, а украшения подчеркивают необыкновенную в те времена высоту здания, господствовавшего над городом.

Помимо того что дворец был сам по себе высок, архитектор зрительно увеличил его высоту еще и тем, что расположил колонны на фасаде то группами, то попарно, то в одиночку, но непременно в два яруса, точно друг над другом. Венчая дворец, на уровне кровли идет балюстрада с декоратив-ными каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчетом, что они продолжали вертикаль колонн.

Важное место в облике дворца принадлежит окнам: они большие и их очень много - тысяча девятьсот сорок пять. И вот в рисунке обрамлений окон разыгрывается фантазия зодчего-декоратора. Для него недостаточно дать столько типов наличников, сколько этажей. Можно, к примеру, взять три окна подряд, и каждое будет оформлено по-своему.

Интерьеры тоже спроектировал Растрелли, но не все они были отделаны по его проектам.

Более того, все первоначальное декоративное убранство дворца, как наружное, так и внутреннее, было уничтожено страшным пожаром в декабре 1837 г.

Заново отстроили его всего за год, но каждую деталь уже не резали из толченого кирпича, замешанного на известковом растворе, а отливали по шаблону. И фасады, хоть и восстановленные по растреллиевским образцам, стали более сухими.

Интерьеры же и вовсе во многом были изменены.

Зимний дворец был последним монументальным сооружением, построенным в России в стиле барокко.

В начале 1760-х гг. эстетические вкусы изменились. На смену барокко в России пришел классицизм.

Кульминация.

    «Дивное узорочье», «нарышкинское» барокко. Где развивались эти разновидности русского барокко?

    В чём отличие архитектуры московского барокко от петербургского?

    Сравните архитектуру петровского и елизаветинского барокко.

    Облик «града Петрова» олицетворяет государственное величие России, её непобедимость. Был ли город «европейским»?

    А.С. Пушкин считал, что «перед новою столицей померкла старая Москва». Согласны ли вы с его словами?

    Какие архитекторы внесли вклад в строительство Санкт-Петербурга?

Высказывания учащихся.

Тесты по теме.

Финал.

Учитель.

Русское барокко было исполнено пафоса мощной государственности. Россия «прорубила окно в Европу» и стала сильнейшим европейским государством. Северная столица с её дворцами, фонтанами олицетворяла государственное величие России, её непобедимость. Её создатели ориентировались на новаторские установки европейского зодчества и эстетику регулярной архитектуры.

VI. Домашнее задание:

учебник стр.346-347; 350-355; вопросы 5, 8 на стр. 373.

Напишите сочинение-миниатюру об архитектурном памятнике русского барокко.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Словарик понятий и терминов.

Барокко.

Акант – лепное изображение растения с ажурными листьями.

Анфилады – ряды сообщающихся помещений, расположенных на одной оси друг за другом, как коридор, перегороженный дверями.

Аттик – стенка над карнизом, украшенная рельефом или надписью.

Волюты – архитектурная деталь в форме завитка или спирали.

Люкарна – круглое или овальное окно в пышной раме в куполе или высокой крыше.

Картуш – украшение в виде щита или свитка, не до конца развёрнутого, с изображением герба, монограммы или эмблемы.

Маскароны – лепные, резные или литые маски в виде человеческого лица или головы зверя. Помещаются над окнами, дверями, арками,на фонтанах, вазах, мебели.

Ризалиты – выступающие за основную линию фасада части здания – сооружались в центре здания, выделяя тем самым его парадную часть.

Рокайль – стилизованная раковина – завиток.

Руст – сознательное искажение поверхности стены.

Пилястры – колонны не полностью отделённые от стен.

Задание 2. Опишите архитектурное убранство здания в стиле барокко по данному образцу.

Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. 1638–1677. Рим

Проверочный тест.
I .Выбрать слова, относящиеся к русскому барокко.

Кикины палаты, люкарна, жемчужина, Растрелли, Строгановский дворец, пилястры, классицизм, Никольский собор, окна с мелкой расстекловкой, атланты, строгость, пышность, плафоны, обилие декора, ордер, Зимний дворец, Меншиковский дворец


II .Выбери ответ.

Русское барокко господствовало при:

    Екатерине Великой

    Петре Первом

    Елизавете Петровне

    Павле Петровиче

III . Выбери ответ.

Барокко это-

    Подражание античности

    Вычурный, причудливый

    Строгий, стройный

    Жемчужина неправильной формы

IV . Выбери ответ.

Русское барокко господствовало в:

    1741-1761 годах

    1730-1740 годах

    1703-1730 годах

V . Самые знаменитые архитекторы русского барокко и их творения.

Доменико Терезини:

Бартоломео Растрелли:

Петропавловский Собор, Екатерининский дворец в Царском Селе, здание Двенадцати коллегий, Петровские ворота в Петропавловской крепости, Дворец в Петергофе, Смольный монастырь.

Распредели правильно.

Стиль

« барокко» возник

в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.

В XVII в. барокко распространился в большинстве

европейских стран.

Архитектура барокко, долго не воспринимавшаяся поклонниками классических форм, как самостоятельный

и самодостаточный стиль, появилась на изломе позднего Ренессанса, как его продолжение и

развитие.

В какой-то степени это был возврат к философии готики, поскольку стиль отражал идеологию католицизма: экспрессивность, мистицизм, иллюзорность, присущие барокко, характерны и для

мировоззрения католиков.

Таким образом, можно

Одно из стилистических течений итальянского барокко назвали «стилем иезуитов» или «торентино».

Основателем этого направления стал член ордена

А. Поццо был архитектором, живописцем, скульптором. Идеи вознесения, парения, бестелесности реализовывались художниками, оформляющих потолки и стены храмов. Росписи словно прорывали плоскость стен или потолка, не учитывая конструктивные особенности архитектуры. Архитектура этого периода становится очень живописной и насыщенной художественными деталями. Путем различных приемов создавались иллюзорные конструкции: нарисованные архитектурные элементы создавали почти незаметный переход от реальной конструкции к вымышленной, что визуально изменяло пространство.

Характерные черты архитектуры барокко

Обилие пышных,

декоративных

украшений

Подчёркнутая

театральность

Преобладание

сложных криволинейных форм

согласованности и пропорциональности приходит диссонанс и асимметрия

Характерные черты архитектуры барокко …Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда, … В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетенные тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей… Перевод Е. Тархановской Перевод Е. Тархановской Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко. Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко. БАРОККО (итал. Barocco, буквально причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве. БАРОККО (итал. Barocco, буквально причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.


Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа. Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа. « Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» (А.Ф.Гольдштейн). « Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» (А.Ф.Гольдштейн). Пилястры – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены. Картуши – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.


Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах. В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах. Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе г. Рим.


Борромини по возможности избегает прямых линий вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Борромини по возможности избегает прямых линий вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме). Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме).


Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме).Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме).


Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме). Фрагмент, фасад. Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме). Фрагмент, фасад.


Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь. Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.




Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру так возник фонтан Нептуна. Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру так возник фонтан Нептуна.


Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов, Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,


« Дивное узорочье» московского барокко Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – началаXVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I. По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов. Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – началаXVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I. По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.


Церковь Покрова в Филях Москва. Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет (ПОДКЛЕТ, в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение), на арках которого расположена терраса с тремя плавными лестничными маршами. Главный объем здания окружен полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений. Карниз и резные белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок. Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет (ПОДКЛЕТ, в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение), на арках которого расположена терраса с тремя плавными лестничными маршами. Главный объем здания окружен полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений. Карниз и резные белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок.


К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан. К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан. Церковь Троицы в Никитниках гг. Москва.


Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность. Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность.


Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах Москва.



Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах Москва. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах Москва.


Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва. Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва. Церковь во имя святителя Николая, возведена в одном из истинно московских старинных местностей: здесь в XVII в. на заливных лугах поселили хамовников – дворцовых ткачей, которые и дали название округе. Они и построили этот необычный по покраске храм. Для усиления колокольного звона она прорезана рядами проемов, так называемых слухов. Здание церкви – характерный тип посадского храма, один из ярких и превосходно сохранившихся образцов «нарышкинского барокко»






Архитектурные творения В.В.Растрелли В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге. В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге. Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли () – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли () – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир () писал о творениях выдающегося зодчего: Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир () писал о творениях выдающегося зодчего: «Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил». «Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».




Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт- Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт- Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. В.В.Растрелли. Андреевская церковь гг. Киев. В.В.Растрелли. Андреевская церковь гг. Киев.


Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!» Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!» В.В.Растрелли. Собор Смольного монастыря гг. Санкт – Петербург. В.В.Растрелли. Собор Смольного монастыря гг. Санкт – Петербург.


Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, - Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м! Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, - Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!


В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце – 1762 гг. Санкт- Петербург. В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце – 1762 гг. Санкт- Петербург. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца. Вопросы и задания 1.Каковы характерные черты архитектуры западноевропейского барокко? 2.Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса? 3.О каких шедеврах нарышкинского барокко вы могли бы рассказать подробнее? Подготовить сообщения на тему: 1.«Лоренцо Бернини – «гений барокко»; 2.«Нарышкинское барокко в Москве»; 3.«Петербург В.В.Растрелли»