Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Русско народная сказка медведь и лиса. «Лиса и медведь» – сказка и ее особенности

Русская народная сказка — жили-были медведь да лиса.

Жили-были медведь да . У медведя в избушке, на чердаке, была припасена кадушка меду.
Лиса узнала про мед и думает, как бы ей медком полакомиться? Да без последствий. А то у Михаила Потапыча лапа очень тяжелая.

Вот лисонька кума, думала, думала да и надумала.

Прибежала лиса к медведю, села под окошечко и причитает:

  • Кум медведюшка, да ты не знаешь моего горюшка!
  • Что, кума, у тебя за горюшко?
  • Изба моя старая, худая, углы провалились, я, и печь истопить не смогла, печка развалилась. Пусти к себе переночевать.
  • Иди кума, ночуй, разве жалко.

Вот легли спать медведь с лисой. Лиса на печке, а медведь под печкой, на лавочке, сон охраняет, только не спится лисе. Лежит она, волнуется, да хвостом вертит. Как ей до меду липового добраться? Наконец медведь заснул, а лиса по лавочке - тук-тук хвостом.

Медведь и спрашивает: Кума, посмотри, кто там стучит?

А это за мной пришли куманек, на повой зовут.
- Так сходи, кума, нельзя хорошим людям отказывать.
Сделала лиса вид что ушла, а сама влезла на чердак и почала кадушку с медом. Наелась до отвала, воротилась, и спать легла.

Утром медведь и спрашивает: кума, а кума, - как назвали-то? Починочком.

Хорошее имечко.
На другую ночь легли спать медведь с лисой . Лиса на печке и медведь на лавочке. Лиса снова тук-тук хвостом:

  • Кум Мишенька, опять меня на повой зовут.
  • Так сходи, кума, не ленись, днем отоспишься.

Лиса опять влезла на чердак и до половины кадушку с медом опустошила. Опять воротилась и легла на печку.
- утром и говорит: «Кума, а кума, как назвали-то»?
- Половиночком.
- Тоже хорошее имечко.

На третью ночь всё повторилось — тук-тук хвостом:

  • Опять Михаил Потапыч меня на повой зовут.
  • Кума, а кума, - говорит медведь, - ты долго не ходи, а завтра блины печь буду , а ты мне помогать должна.
  • Это хорошо, я блины люблю, быстро обернусь.

А сама забралась на чердак и закончила кадушку с медом, все выскребла, и стенки облизала. Воротилась, а медведь уже на ногах, рано встал.

  • Кума, а кума, как назвали-то ребеночка?
  • Поскрёбышком.
  • Это имечко ещё лучше. Ну, давай лисонька теперь блины печь .

Медведь блины печет, а лиса спрашивает:
- Мед-то у тебя, кум, где? Без меда блины не вкусные, или тебе для любимой кумы меда жалко.
- Мне для тебя лисонька ни чего не жалко, на чердаке мед — то.
Забрался медведь на чердак, а меду-то в кадушке нет - пустая кадушка.

- Кто мед съел? - спрашивает. - Это ты, лиса, больше некому!
- Нет, кум, я мед в глаза не видала. Да ты его сам съел, а на меня наговариваешь! Не хорошо это.
Медведь думал, думал и придумал.
- Ну, говорит, - давай проверим, кто съел. Ляжем на солнышке вверх брюхом. У кого мед вытопится - тот, значит, и съел.
Легли они на солнышке. Медведя на солнышке растомило , он и уснул. . Страшно ей, а ну как мишка догадается. Глядь поглядь, а на животе у нее мед показался. Она его быстренько со своего живота соскребла и медведю на живот намазала.

А сама как закричит: Кум, а кум! Что это? Вот кто мед-то съел ! Вот кто воришка, сам у себя украл, а на меня свернуть хотел. Не буду я больше с тобой жить, если прощения не попросишь.
Нечего медведю делать - повинился он.

Так до сих пор медведь и лиса и живут. Медведь работает, а лиса на его печке спит.

Скачать бесплатно сказку «Медведь и лиса.» 0,3 Мбайт.

Скачать бесплатно сказку «Медведь и лиса.» 3,29 кБайт.

О сказке

Сказка «Медведь и Лиса»

Русская народная сказка – источник мудрости, который копился веками. Эта мудрость заложена в тексте сказке в ненавязчивой легкой форме, так что ее скрытый смысл и основная мораль понятна маленькому ребенку. Родитель, читая своему ребенку сказку, учит его основным жизненным нормам и дает представление о том, что такое «хорошо», а что – «плохо». Несмотря на то, что книг для детей сейчас пишется и издается довольно много, именно русскую народную сказку продолжают выбирать родители в качестве первого знакомства ребенка с книгой.

Среди большого разнообразия русских народных сказок наиболее часто встречающимися являются сказки о животных. В этих сказках животные выступают в качестве символов человеческих характеров, а их поступки выражают какие-либо человеческие пороки или достоинства. Не исключение и сказка «Медведь и Лиса» (ознакомиться с полным текстом можно, пролистав страницу ниже).

Персонажи и краткое содержание книги

Главные действующие лица – лиса и медведь, имеют в сказке привычные «амплуа»: лиса – хитрая плутовка, медведь – доверчивый и не блещущий умом увалень. Начинается сказка традиционным фольклорным зачином – «жили-были…», который задает настроение всей сказке, дает возможность читателю выбрать правильную интонацию, а слушателю помогает сконцентрироваться на восприятии поучительной истории. Основное содержание текста незамысловато: лиса, узнав про то, что у медведя на чердаке хранится запас меда, напросилась к нему в гости. Гостеприимный медведь, не заподозрив подвоха, впустил плутовку в свой дом. Лиса постепенно, за три ночи, под предлогом того, что уходит в гости, съела весь мед. После того, как пропажа обнаружилась, медведь предложил лисе способ выяснить виновника – лечь на солнце и подождать, из кого вытопиться мед. Обманным путем (обмазала медведя медом, пока тот спал) лиса заставила простодушного медведя поверить, что сам он его и съел. В итоге подлый поступок лисы остался безнаказанным. Гостеприимство и доброта медведя оказались наказаны, а плутовство и лукавство лисицы не раскрыто.

Основная мысль сказки и мораль

Главное, чему учит данная сказка — доброта тоже должна быть разумной, подлый человек до конца остается подлецом, сколько бы хорошего ему не сделали, он все равно не исправиться. Поэтому прежде, чем совершить какой-либо поступок, пусть даже и хороший, нужно осознавать к каким последствиям он приведет. Ведь то, что лиса осталась безнаказанной, только убедило ее в собственной правоте и ничему не научило. Следовательно, медведь своей щедростью и добротой только подкрепил в ней отрицательные стороны.

В сказке не используется четко сформулированный однозначный поучительный конец. Читателю дается возможность самому принять решение о том, кто прав, а кто виноват. Возможно, пожалеть медведя за его простодушие или, напротив, осудить в нем глупость и недальновидность. Право выбора в данном случае остается за ребенком, что является отличной воспитательной тактикой. Чтение, а так же обсуждение этой далеко не однозначной сказки позволит ребенку понять, что жизнь не всегда бывает справедлива, иногда зло остается безнаказанным.

Читайте русскую народную сказку «Медведь и лиса» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации.

Жили-были медведь и лиса.

У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду.

Лиса про то узнала и стала думать как бы ей до меду добраться.

Прибежала лиса к медведю, села под окошечко:

Кум, ты не знаешь моего горечка!

Что, кума, у тебя за горечко?

Изба моя худая, углы провалились, я и печь не топила. Пусти к себе ночевать.

Поди, кума переночуй.

Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да хвостом вертит. Как ей до меду добраться?

Медведь заснул, а лиса - тук-тук хвостом.

Медведь спрашивает:

Кума, кто там стучит?

А это за мной пришли, на повой зовут.

Так сходи, кума.

Вот лиса ушла. А сама влезла на чердак и начала из кадушки мед есть. Наелась, воротилась и опять легла.

Кума, а кума, - спрашивает медведь, - как назвали-то?

Починочком.

Это имечко хорошее.

На другую ночь легли спать, лиса - тук-тук хвостом:

Кум, а кум, меня опять на повой зовут.

Так сходи, кума.

Лиса влезла на чердак и до половины мед-то и поела. Опять воротилась и легла.

Половиночком.

Это имечко хорошее.

На третью ночь лиса - тук-тук хвостом:

Меня опять на повой зовут.

Кума, а кума, - говорит медведь, - ты недолго ходи, а то я блины хочу печь.

Ну, это я скоро обернусь.

А сама - на чердак и доела мед в кадушке, все выскребла. Воротилась, а медведь уже встал.

Кума, а кума, как назвали-то?

Поскрёбышком.

Это имечко и того лучше. Ну, теперь давай блины печь.

Медведь напек блинов, а лиса спрашивает:

Мед-то у тебя, кум, где?

А на чердаке.

Полез медведь на чердак, а меду-то в кадушке нет - пустая.

Кто его съел? - спрашивает. - Это ты, кума, больше некому!

Нет, кум, я мед в глаза не видала. Да ты сам его съел, а на меня говоришь!

Медведь думал, думал…

Ну, - говорит, - давай пытать, кто съел. Ляжем на солнышке вверх брюхом. У кого мед вытопится - тот, значит, и съел.

Легли они на солнышке. Медведь уснул. А лисе не спится. Глядь-поглядь - на животе у нее и показался медок. Она его стала скорее перемазывать медведю на живот.

Кум, а кум! Это что? Вот кто мед-то съел!

Медведь - делать нечего - повинился…

Жила — была кума Лиса; надоело Лисе на старости самой о себе промышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички:
— Впусти меня, Михайло Потапыч, я лиса старая, учёная, места займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу.

Медведь, долго не думав, согласился. Перешла Лиса на житьё к Медведю и стала осматривать да обнюхивать, где что у него лежит.
Мишенька жил с запасом, сам досыта наедался и Лисоньку хорошо кормил. Вот заприметила она в сенцах на полочке кадочку с мёдом, а Лиса, что Медведь, любит сладко поесть; лежит она ночью, да и думает, как бы ей уйти да медку полизать; лежит, хвостиком постукивает да Медведя спрашивает:

— Мишенька, никак, кто—то к нам стучится?
Прислушался Медведь.
— И то, — говорит, — стучат.
— Это, знать, за мной, за старой лекаркой, пришли.
— Ну что ж, — сказал Медведь, — иди.
— Ох, куманёк, что—то не хочется вставать!
— Ну, ну, ступай, — понукал Мишка, — я и дверей за тобой не стану запирать.
Лиса заохала, слезла с печи, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и ну починать кадочку; ела, ела, всю верхушку съела, досыта наелась; закрыла кадочку ветошкой, прикрыла кружком, заложила камешком, всё прибрала, как у Медведя было, и воротилась в избу как ни в чём не бывало.

Медведь её спрашивает:
— Что, кума, далеко ль ходила?
— Близёхонько, куманёк; звали соседки, ребёнок у них захворал.
— Что же, полегчало?
— Полегчало.
— А как зовут ребёнка?
— Верхушечкой, куманёк.

Медведь уснул, и Лиса уснула.
Понравился Лисе медок, вот и на другую ночку лежит, хвостом об лавку постукивает:
— Мишенька, никак, опять кто—то к нам стучится?

Прислушался Медведь и говорит:
— И то, кума, стучат!
— Это, знать, за мной пришли!
— Ну что же, кумушка, иди, — сказал Медведь.
— Ох, куманёк, что—то не хочется вставать, старые косточки ломать!

— Ну, ну, ступай, — понукал Медведь, — я и дверей за тобой не стану запирать.
Лиса заохала, слезла с печи, поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку, добралась до мёду, ела, ела, всю серёдку съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, заложила камешком, всё, как надо, убрала и вернулась в избу.
А Медведь её спрашивает:
— Далеко ль, кума, ходила?
— Близёхонько, куманёк. Соседи звали, у них ребёнок захворал.
— Что ж, полегчало?
— Полегчало.
— А как зовут ребёнка?
— Серёдочкой, куманёк.
— Не слыхал такого имени, — сказал Медведь.
— И—и, куманёк, мало ли чудных имён на свете живёт! — отвечала Лиса.
С тем оба и заснули.
Понравился Лисе медок; вот и на третью ночь лежит, хвостиком постукивает да сама Медведя спрашивает:
— Мишенька, никак, опять к нам кто—то стучится?

Послушал Медведь и говорит:
— И то, кума, стучат.
— Это, знать, за мной пришли.
— Что же, кума, иди, коли зовут, — сказал Медведь.
— Ох, куманёк, что—то не хочется вставать, старые косточки ломать! Сам видишь — ни одной ночки соснуть не дают!
— Ну, ну, вставай, — понукал Медведь, — я и дверей за тобой не стану запирать.
Лиса заохала, закряхтела, слезла с печи и поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и принялась за кадочку; ела, ела, все последки съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, заложила камешком и всё, как надо быть, убрала. Вернувшись в избу, она залезла на печь и свернулась калачиком.

А Медведь стал Лису спрашивать:
— Далеко ль, кума, ходила?
— Близёхонько, куманёк. Звали соседи ребёнка полечить.
— Что ж, полегчало?
— Полегчало.
— А как зовут ребёнка?
— Последышком, куманёк, Последышком, Потапович!
— Не слыхал такого имени, — сказал Медведь.
— И—и, куманёк, мало ли чудных имён на свете живёт!
Медведь заснул, и Лиса уснула.
Вдолге ли, вкоротке ли, захотелось опять Лисе мёду — ведь Лиса сластёна, — вот и прикинулась она больной: кахи да кахи, покою не даёт Медведю, всю ночь прокашляла.
— Кумушка, — говорит Мишка, — хоть бы чем ни на есть полечилась.
— Ох, куманёк, есть у меня снадобьице, только бы медку в него подбавить, и всё как есть рукой сымет.
Встал Мишка с полатей и вышел в сени, снял кадку — ан кадка пуста!
— Куда девался мёд? — заревел Медведь. — Кума, это твоих рук дело!

Лиса так закашлялась, что и ответа не дала.
— Кума, кто съел мёд?
— Какой мёд?
— Да мой, что в кадочке был!
— Коли твой был, так, значит, ты и съел, — отвечала Лиса.

— Нет, — сказал Медведь, — я его не ел, всё про случай берег; это, значит; ты, кума, сшалила?
— Ах ты, обидчик этакий! Зазвал меня, бедную сироту, к себе да и хочешь со свету сжить! Нет, друг, не на такую напал! Я, лиса, мигом виноватого узнаю, разведаю, кто мед съел.
Вот Медведь обрадовался и говорит:
— Пожалуйста, кумушка, разведай!
— Ну что ж, ляжем против солнца — у кого мед из живота вытопится, тот его и съел.
Вот легли, солнышко их пригрело. Медведь захрапел, а Лисонька — скорее домой: соскребла последний медок из кадки, вымазала им Медведя, а сама, умыв лапки, ну Мишеньку будить.
— Вставай, вора нашла! Я вора нашла! — кричит в ухо Медведю Лиса.

— Где? — заревел Мишка.
— Да вот где, — сказала Лиса и показала Мишке, что у него все брюхо в меду.
Мишка сел, протер глаза, провел лапой по животу — лапа так и льнет, а Лиса его корит:
— Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко—то мед из тебя вытопило! Вперед, куманек, своей вины на другого не сваливай!
Сказав это, Лиска махнула хвостом, только Медведь и видел ее.

Лиса и медведь - поучительная русская народная сказка о хитрой лисе, которая ловко обвела медведя вокруг пальца, да еще и сделала виноватым. Сказку Лиса и медведь можно читать онлайн или скачать текст в формате PDF и DOС.
Краткое содержание сказки про Лису и медведя начинается с того, как лиса переезжает жить к мишке, сославшись на старость и одиночество. Радушный медведь согласился, кормил и поил лису досыта, всего в достатке было. Но лисьей натуре этого стало мало, и она начала осматривать да обнюхивать, что где у него лежит. Нашла лиса в сенях кадку меда, и лишилась сна, в думках как бы им полакомиться. Вот как то ночью лисица начала постукивать хвостом и приговаривать: Мишенька, никак кто-то к нам стучится, это наверно за мной за лекаркой пришли. Ну что ж ступай, я и дверь за тобой не буду запирать. Лиса конечно же никуда не пошла, вскарабкалась на полку, и начала есть мед, еле ела всю верхушку съела. Пришла и как ни в чем не бывало говорит медведю: Соседи звали, ребенок у них захворал. Так лиса ходила еще два раза, пока весь мед не съела. А когда медведь обнаружил, что меда нет, лисица сделала вид, что ничего не знает, да еще и обиделась на медведя пообещав найти вора. Придумала она одну хитрость, лечь на солнце и у кого мед вытопиться, тот и съел. Медведь согласился, разлегся на солнцепеке и уснул, а лисица тем временем достала остатки меда, вымазала брюхо медведя. Мишка проснулся уже без вины виноватым, видишь - говорит лиса, солнышко то мед из тебя вытопило, вперед свою вину на других не сваливай! махнула хвостом, только ее и видали.
Смысл и мораль сказки Лиса и медведь такова, что прежде чем кого-то пускать к себе в дом, нужно хорошо подумать, навести справки о человеке, получить хоть какую информацию о нем. Случайный гость может воспользоваться доверием и радушием хозяина, повредить его имущество, или вовсе завладеть жильем (очень актуально в наше время).
Герои сказки - лиса и медведь, наглядный пример многих человеческих пороков. Лиса олицетворение хитрости, лживости, обмана, неблагодарности, воровства, кражи, наглости и желания нажиться за чужой счет. Даже когда ее ловят с поличным, она умудряется выкрутиться и свалить вину на самого хозяина. Медведь олицетворяет человека чрезмерно доверчивого, наивного, глупого, безвольного. Не смотря на всю его грозность, и силу, лисичке с легкостью удается одурачить его, не применяя особых сил.
Читать сказку Лиса и медведь можно детям любого возраста, она легкая, веселая с интересным сюжетом и концовкой. Сказка учит детей быть внимательными с выбором друзей и не поступать так, как обошлась лиса с медведем. Ведь если тебе сделали добро, ты должен отплатить благодарностью. Читая сказку можно обсудить с ребенком героев сказки и их поступки, подискутировать на тему кто по их мнению положительный герой, а кто отрицательный? И почему?
Сказка Лиса и медведь наглядный пример таких народных пословиц как : Лиса семерых волков проведет, Лиса все хвостом прикроет, Лиса дважды поймать себя не дает, Лиса сытнее волка живет, У лисы и во сне ушки на макушке, Где лиса пройдет, там куры не несутся. Пословицы подходящие к ситуации медведя: Доверяй, но проверяй, От добра - добра не ищут, Доверять стадо волку - не будет толку, Доверять хорошо, слишком доверять опасно, Не опирайся на лед и не доверяйся неприятелю, Без вины виноват, Бывает и виноватый прав, Вали с больной головы на здоровую.

Лиса и медведь

Жили-были медведь и лиса. У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка мёду.
Лиса про то сведала. Как бы ей до мёду добраться? Прибежала лиса к медведю, села под окошечко:
- Кум, ты не знаешь моего горечка!
- Что, кума, у тебя за горечко?
- Изба моя худая, углы провалились, я и печь не топи-ла. Пусти к себе ночевать.
- Поди, кума, переночуй.
Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да хвостом вертит. Как ей до мёду добраться? Медведь заснул, а ли-са - тук-тук хвостом. Медведь спрашивает:
- Кума, кто там стучит?
- А это за мной пришли, у соседушки, знать, сынок родился.
- Так сходи, кума.
Вот лиса ушла. А сама влезла на чердак и почала ка-душку с мёдом. Наелась, воротилась и опять легла.
- Кума, а кума, - спрашивает медведь, - как назва-ли-то?
- Починочком.
- Это имечко хорошее.
На другую ночь легли спать, лиса — тук-тук хвостом.
- Кум, а кум, меня опять зовут.
- Так сходи, кума.
Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла.
- Кума, а кума, как назвали-то?
- Половиночком.
- Это имечко хорошее.
На третью ночь лиса — тук-тук хвостом.
- Меня опять зовут.
— Кума, а кума, - говорит мед-ведь, - ты недолго ходи, а то я блины хочу печь. — Ну, это я скоро обернусь. А сама — на чердак и докон-чила кадушку с мёдом, всё выскребла. Воротилась, а медведь уже встал.
Кума, а кума, как на-шали-то?
- Поскрёбышком. - Это имечко и того лучше. Ну, теперь да-вай блины печь. Медведь напёк бли-нов, а лиса спраши-вает:
- Мёд-то у тебя, кум, где?
- А на чердаке. Полез медведь на чердак, а мёду-то в кадушке нет - пу-стая. — Кто его съел? — спрашивает. - Это ты, кума, боль-ше некому!
— Нет, кум, я мёд в глаза не видала. Да ты сам его съел, а на меня говоришь!
Медведь думал, думал...
— Ну, — говорит, — давай пытать — кто съел. Ляжем на солнышке вверх брюхом. У кого мёд вытопится - тот, значит, и съел.

Легли они на солнышке. Медведь уснул. А лисе не спится. Глядь-поглядь — на животе у неё и показался медок. Она ну-ко скорее перемазывать его медведю на живот.
— Кум, а кум! Это что! Вот кто мёд-то съел! Медведь — делать нечего — повинился.

Русская народная сказка пересказ: Толстой А.