Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Русские народные загадки о школе. Древнерусские загадки

Во что гвоздь колотят?
В шляпку

Стоит изба безугольна,
Живут в ней люди безуёмны.
Улей

Лицом — к стене,
А спиной к избе
Топор

Тяжело, не тяжело, а через избу не перекинешь.
Пёрышко

Одного отца, одной матери,
А ни тому, ни другому не сын?
Дочь

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий:
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик.
Самовар

В небо дыра,
В землю дыра,
А посередине - огонь и вода.
Самовар

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.
Самовар

Два брата бранятся —
Не наспорятся,
Друг с другом дерутся —
Не разойдутся
Жернова

Два кума Абакума,
Две кумы Авдотьи,
Шесть Фалелеев,
Да девять Андреев.
Сани

И у нас, и вас поросенок увяз
Клин

Кочет голенаст, кланяться горазд.
Топор

Встану, так выше коня,
А лягу, так ниже кота
Коромысло

Курица — на курице,
А хохол — на улице.
Изба

Вот Ася, разлеглася,
Кабы встала,
Небо достала!,
Кабы руки — вора связала,
Кабы ноги — коня догнала,
Кабы глаза — увидала!
Как бы язык – рассказала!
Дорога

Без ног бегут,
Безо рта кричат,
Дороги не знают,
А других провожают
Полозья

Чего вокруг избы не обнесешь?
Воду в решете

Стоит бычище, проклеваны бочища
Изба

Чего из избы не выгонишь?
Пыль

Сквозь стену торчок.
Сучек

Лежит коза в избе.
А рога — на дворе.
Матица

Сто гостей, сто постель,
У всех по войлочку.
Бревна и мох

На поле на Романове стоят кони отобранные,
Пьют воду дождевую, едят траву болотную.
Бревна и мох

Не шагает, а ходит.
И день и ночь на одном полозу ходит.
Дверь в избе

Двое ходят, двое бродят.
Двое сойдутся, да поцелуются.
Дверь распашная

Чего на свете нет буйнее?
Ветра и воды

Чего нет быстрее?
Очей

Черненька коровка, рожки железны,
Тем и полезна; зимой день по дважды,
Летний однажды на камешек доит,
Межмолок не ходит.
Огниво

В камне спал, по железу встал,
По дереву пошел, как сокол полетел.
Огонь

Я не сам по себе, а сильнее всего
И страшнее всего, и все меня любят,
И все меня губят.
Огонь

На чем каждое селенье стоит?
На праведном человеке

Баран — в хлеве,
А рога — в стене
Скоба

Маленький мальчик всем под ноги смотрит.
Порог

Стоит столбом, горит огнем;
Ни жару, ни пару, ни угольев.
Свеча

Летит Турчен на сторбучен
И в дырочку штрух.
Замок и ключ

Красненький петушок по улице бежит.
Пожар

Суну, посуну в золотую посуду,
Там поколочу, назад поворочу.
Кочерга

Черная курица сидит на красных яйцах.
Котелок

Черная овечка вся в огне горит.
Таган

Три ноги, два уха,
Да шестое брюхо.
Лохань

Не шит, не кроен, а весь в рубцах
Валенок

Без рук, без ног,
Во все стороны клонится.
Зыбка

Был я на копанце, был я на хлопанце,
Был на пожаре, был на базаре;
Молод был — людей кормил,
Стар стал — пеленаться стал,
Умер — мои кости негодящие
Бросили в ямку, и собаки не гложут.
Горшок

Был на базаре, очутился на пожаре.
Горшок в печи

Стоит гора, в роге — нора,
В норе — жук, в жуке — вода.
Печь и котел

Маленький пузатенький.
А весь дом бережет.
Замок

Чего из избы не вытащишь?
Печь

Зимой нет теплей,
Летом нет холодней
Печька

Стоит Яга, во лбу рога.
Печь и воронец

У нас под лавкой медвежья лапка.
Полено

Черненька собачка, свернувшись лежит;
Не лает, не кусает.
А в дом не пускает
Замок

Ни свет, ни заря пошел,
Согнувшись со двора
Коромысло

Два братца хотят подраться,
Да руки коротки
Коромысло

Две галки сидят на одной палке
Ведра и коромысло

Двое купаются, третий валяется;
Двое вышло, третье повисло
Ведра и коромысло

Сорок пол — один подол
Крыша

Сквозь потолок кишку проволок.
Труба на крыше

Много ли ты в брюхе жил?
9 месяцев

Где вода да рога?
Где пьет корова

Что может произвести добро и зло?
Деньги

Старик с мальчиком шел,
Мальчика спросили: Какая тебе родня старик?
Он отвечал: Его матушка моей матери — свекровь.
Какая это родня?
Дядя

Собой не птица,
Петь не поет,
Кто к хозяину идет —
Она знать дает.
Собака

Выйду я на выходку,
Маню я малыхотку,
Бежит ко мне куфточка.
Курица и цыплята

Ходит царь круг города,
Носит честь на голове.
Петух

Пан Пановал в воду упал,
А воды не замутил.
Лист

Выйду в лес без топора, без долота,
Высеку две лодки ездовых,
две доски половых,
Горшку покрышку, уполовнику ручку.
Желудь

У нас в избушке красны бабушки.
Ложки

Корова — в хлеве, а хвост — хлеве.
Ложка в чашке

Без рук, без ног — лапшу крошит.
Нож

Лежит тело: головы нет, а горло цело.
Штоф

Никогда не ест, а только пьет;
А как зашумит — всех созывает
Самовар

Что есть на свете слаще?
Хлеб-соль

Черненька, маленька,
Все поле обегала, у царя пообедала.
Перец

Возьму пыльно, сделаю жидко;
Брошу в пламень — будет как камень.
Пирог

Сидит на ложке, всесив ножки
Лапша

На поле ногайском,
На рубеже татарском
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые.
Рожь

Сутул, горбат,
На перед покляп.
Все поле облесует,
Домой придет,
По щелям пойдет.
Серп

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.
Коса

Не столько поест,
Сколько истопчет.
Ступа

Стоит Баба Яга,
Распорота нога,
Весь мир кормит,
Сама голодна.
Соха

Старик-то на горе,
А старуха-то под горой;
Старик-то крепился,
Крепился Да в старуху-то и вцепился.
Репейник

Между гор,
Между ям Сидит птица Холуян,
Несет яйца — Божий дар.
Картошка

На тычине городок,
В нем семьсот воевод.
Мак

Какого животного в
Ноевом ковчеге не было?
Рыбы

Стучит, вертится,
Страху божьего не боится;
Считает наш век, а не человек.
Часы на стене

Чего к избе не приставишь?
Дорогу

Чего дороже на свете нет?
Друга

День и ночь одну работу делаю.
Дышу

Частично взято с сайта http://presspull.ru

Русские народные загадки о растениях, животных, человеке и явлениях природы

Загадки о растениях

Бьют меня палками, трут меня камнями,
Жгут меня огнем, режут меня ножом.
А за то меня так губят, что все меня любят.

(Хлеб)

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.

(Колос)

Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.

(Репа)

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что зеленая.
О чем они вели разговор?

(Красная смородина)

Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.

(Вишня)

Стоит дуб, полон круп,
Пятачком покрыт.

(Мак)

Стоит старик над водой,
Трясет бородой.

(Тростник)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.

(Огурец)

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко.

(Слива)

Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.

(Гриб)

Не море, не река, а волнуется.

(Поле с колосьями)

Золотые горы растут в летнюю пору.

(Копны)

Одно бросил – целую горсть взял.

(Зерно)

Загадки о животных

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.

(Гусь)

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

(Дятел)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

По земле ходит,
Неба не видит,
Ничего не болит,
А все стонет.

(Свинья)

Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем.

(Крот)

Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла.

(Корова)

Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?

(Олень)

Крылья есть, да не летает,
Ног нет, а не догонишь.

(Рыба)

В тесной избушке
Ткут холст старушки.

(Пчелы)

Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?

(Муравьи)

Летит – воет,
Сядет – землю роет.

(Жук)

Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?

(Улитка)

В болоте плачет,
А из болота не идет.

(Кулик)

Два раза родится,
Один умирает.

(Птица)

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Снизу полотенце.

(Ласточка)

С бородой родится,
Никто не дивится.

(Козел)

Шерстка мягонька,
Да коготок остер.

(Кошка)

На сене лежит,
Сама не ест
И другим не дает.

(Собака)

Не елка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.

(Еж)

Летом гуляет,
А зимой отдыхает.

(Медведь)

Драчун и забияка,
Живет в воде.
Когти на спине -
И щука не проглотит.

(Ерш)

Кто на себе лес носит?

(Олень)

Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная…

(Рысь)

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые…

(Лягушки)

Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет – это…

(Крот)

Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый…

(Поросенок)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…

(Воробей)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый…

(Гусь)

Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?

(Мухи)

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…

(Короед)

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый…

(Скворец)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…

(Грач)

Загадки о человеке

(Волосы)

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.

(Волосы)

Кто ходит утром на четырех ногах,
Днем на двух,
А вечером на трех?

(Человек)

Один говорит,
Двое глядят,
Да двое слушают.

(Язык, глаза, уши)

Живет мой братец за горой,
Да не встретится со мной.

(Глаза)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.

(Язык)

Всю жизнь ходят в обгонку,
Да обогнать друг друга не могут.

(Ноги)

Всегда во рту,
Да не проглотишь.

(Язык)

Деревяшка везет,
Костяшка сечет,
Мокрый Мартын заворачивает.

(Ложка, зубы, язык)

Двое ходят,
Двое смотрят,
Двое помогают,
Один водит и приказывает.

(Ноги, глаза, руки и голова человека)

Загадки о явлениях природы

Дедушка мост мостит без топора и без ножа

(Мороз)

Шел долговяз в сыру землю увяз

(Дождь)

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает

(Снег)

Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.

(Дождь)

Рукава есть у меня, Рук хотя и нет.
И хоть я не из стекла,
Я, как зеркало, светла.
Кто я? Дай ответ!

(Река)

По серебряной дороге
Мы отправились в поход.
Остановимся на отдых,
А она себе идет.

(Река)

Не взять меня и не поднять,
Не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
Не вымести метлой,
Но только мне придет пора -
Сама уйду я со двора.

(Тень)

Один идет, другая пьет,
А третья питается.

(Дождь, земля и трава)

Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.

(Ветер)

В горах блуждаю за тобой,
Откликнусь я на зов любой.
Все меня слыхали, но зато
Не видал еще никто.

(Эхо)

Что идет, не двигаясь с места?

(Время)

Виден край, да не дойдешь.

(Горизонт)

Шуба нова, а на подоле дыра.

(Прорубь)

Ты за ней, она от тебя.
Ты от нее, она за тобой.

(Тень)

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

В воде не тонет и в огне не горит.

(Лед)

Сам без рук, без глаз,
А рисовать умеет.

(Мороз)

Без рук, без ног,
А в избу лезет.

(Мороз)

Красное коромысло над рекой повисло.

(Радуга)

Не вода и не суша.
На лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.

(Болото)

Серое сукно тянется в окно.

(Пар, туман)

Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь – и прятаться начнут.

(Дождь)

Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет.

(Туча)

Не стукнет, не брякнет, а сам придет.

(День)

Горя не знаем, а горько плачем.

(Облака)

Меня бьют, ворочают, режут,
А я молчу да всем добром плачу.

(Земля)

Заревел вол за сто сел, за сто речек.

(Гром)

Чего в сундук не запрешь?

(Луч солнца)

Голубая простыня весь свет одевает.

(Небо)

Сестра к брату в гости идет,
А он от нее прячется.

(Луна и солнце)

Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Но кто же это?
Вот вопрос!
Все это делает…

Основные понятия: определение, функции, происхождение, отличие детской загадки от взрослой, композиция/структура, художественные средства, форма, рифмовка, язык, связь с другими жанрами.

Определение . Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью и лаконичностью высказывания. Обычно загадки строятся «на иносказании, метафоре, аллегории, описании предметов, явлений, живых существ в замысловатой вопросительно-констатирующей форме (где этот вопрос подразумевается)» и требуют «разгадки, ответа, расшифровки специально закодированной информации» (Сл., с. 76).

Похожее определение мы встречаем и у В. И.Даля, одного из первых публикаторов жанра. Он отмечал, что загадка – это «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Современный исследователь дает следующее определение загадки: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность».

Функциональное предназначение загадки, способствующей «активизации познавательной деятельности, формированию навыков логического мышления, развитию сообразительности, наблюдательности» (Сл., с. 77) обусловило и ее распространение в детской среде. Загадка способствует развитию воображения, стимулирует словотворчество.

На протяжении всей истории бытования загадок сохранялась их воспитательная и обучающая функция, которая также оказалась востребованной в детской среде. Некоторые загадки часто встречаются в книгах и сборниках, они помогают расширить представление ребенка о внешнем мире, показывая ему знакомые предметы с необычной стороны или раскрывая какие-то новые стороны действительности:

Два стоят.

Два лежат.

Один ходит,

Другой водит. (Дверь)

Встану я рано,

Пойду я к Ивану,

К долгому носу -

К толстой голове. (Рукомойник)

Другие в игровой форме показывают некоторые грамматические формы: «По какой дороге полгода ездят, полгода ходят?» (По реке). В данном случае загадка пересекается с каламбуром и становится одной из составляющих словесных игр.

Происхождение загадок. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора, бытовавшим еще в первобытном обществе. Об этом свидетельствует тот факт, что загадки распространены у всех первобытных народов. Они загадывались, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения.

Магическая сила загадок проявлялась в разных обрядах; так, при инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок – без знания тайной речи юноша не мог стать мужчиной. Позже загадки встречаются в мифологии древних народов (например, в древнегреческих мифах, «Старшей Эдде») и сказках, их отгадывают герои, соревнуясь со своими противниками. В древнерусских повестях загадками обмениваются жених и невеста.

Русские загадки по происхождению также связаны с условной речью – зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, направленными на «обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путешественник С. П. Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала «передовщика», он назначал себе помощников и наказывал им между прочим, «чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченкою».

Дальше С.П. Крашенинников писал: «Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою или белоголовкою, девку – простыгою, коня – долгохвостым, корову – рыкушею, овцу – тонконогою, свинью – низкоглядою, петуха – голоногим и прочее…» Крашенинников отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, т. е. не стали употреблять.

Обычно загадка служила средством развлечения на вечеринках, когда молодежь упражнялась в сообразительности и находчивости. Входила загадка и в свадебный обряд. «Выкуп мест» представлял собой диалог, где один (загадчик) спрашивал, а другой (жених и его дружка) старался отгадать.

«Подайте монаха в белой рубахе». – Дружка подает бутылку водки. «Подайте золотой костыль, чтобы невесте было на что опереться». – Дружка указывает на жениха. «Состройте четырехугольную горницу с серебряной крышей». – Дружка кладет на блюдо бумажный рубль и серебряную монету сверху.

С течением времени магическая функция загадок постепенно угасла, но сохранились их поэтические особенности, в частности метафоричность. Известно, что Аристотель считал загадку хорошо сформулированной метафорой. В русском фольклоре самый распространенный тип загадок – метафорический. Как отмечала М.А. Рыбникова, сравнение строится на основе традиционных сближений: «Руки – овечки, куделя – стог».

Приведем пример:

Пять овечек стог подъедают,

Пять овечек прочь отбегают.

Среди метафорических образов животных преобладают домашние животные и птицы, а среди них – корова, бык и конь (кобыла, жеребец); курица, петух, гусь. Игла – свинка, золотая щетинка; соха – корова, все поле рогами перепорола.

Классификация . Один из первых публикаторов загадок, Д.Н. Садовников, расположил в составленном им сборнике загадки по темам: «Жилище», «Тепло и свет», «Домашнее хозяйство», «Двор, огород и сад», «Домашние животные», «Земледельческие работы». «Лес», «Мир животных», «Люди и строение их тела», «Земля и небо», «Понятия о времени, жизни и смерти», «Грамота и книжная мудрость». В загадках иногда затрагивались и другие темы: человек и части его тела, пища и питье, одежда и обувь, дом, его части и принадлежности хозяйства, природные явления. В настоящее время эта классификация является общепринятой.

Содержанием загадок становилась как бытовая, так и светская жизнь. Со временем в них появлялись новые реалии: «Без головы, без языка, а говорит на всех языках» (радио), «Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы» (холодильник ), «Висит груша – нельзя скушать» (электролампочка ). Ребенок обычно не загадывает загадки о предметах, ушедших из обихода, но именно в его репертуаре быстрее появляются новые загадки о новых предметах быта и технических явлениях.

Записи детских загадок немногочисленны, хотя уже в XIX веке они вошли в детскую среду и начали печататься в качестве учебного материала. Традиционно среди детей «бытовали (возможно, бытуют и в настоящее время) все или почти все разновидности произведений этого жанра: загадки-метафоры, загадки-звукоподражания, шутливые вопросы, загадки – задачи» (Март., с. 26).

Отличие детской загадки прежде всего заключается в избираемом предмете, чаще это бытовые предметы или существа из животного мира, знакомые ребенку, который должен хорошо представлять себе, о чем идет речь. Ребенок способен воспринять и юмор, заложенный в загадке:

Хоря ходит,

Вися висит,

Вися пала,

Хоря съела. (Свинья и желудь)

Композиционно загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые взаимосвязаны. В загадках отыскивается сходство между самыми отдаленными и, казалось бы, не сравниваемыми предметами, сопоставляется отвлеченное и материальное, существенное и несущественное в предметах.

Отгадка дается на основании признаков по сходству, отыскивается сходство в обыденных предметах. Иногда отгадка зашифровывается в метафоре или другом иносказании. Не случайно известна загадка о загадке: «Без лица в личине».

Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса, а построены на остранении: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. Тогда первая часть обязательно предполагает ответ: «Без рук, без ног, а ворота открывает» (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса:

Что видно только ночью? (Звезды)

Что за тварь людей питает,

В церкви освещает? (Пчела)

Некоторые загадки созданы путем изменения отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

Стоит пендра,

На пендре лежит дендра

И говорит кондре:

«Не лазай на пендру,

Там не одна кандра -

И ундра есть». (Печь, дед, кот, каша и утка)

Структура загадки отличается простотой. В них нет сюжета, поэтому динамика создается иным способом. Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:

– Это черная?

– Нет, красная.

– А почему белая?

– Потому, что зеленая. (Красная смородина)

Некоторые загадки строятся на отрицании:

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (Репа)

Иногда встречаются загадки, в которых описание изложено в

– Кабы я встала,

До неба достала,

Кабы руки да ноги,

Я бы вора связала,

Кабы рот да глаза,

Я бы все рассказала. (Дорога)

В краткой сжатой форме в загадке нередко дается целая кар-

В середине – алый сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица. Загадки, в которых описание дано от первого лица, построены на олицетворении:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут

Я все терплю и всем добром плачу. (Земля)

Метонимии распространены в загадках меньше, чем метафоры. Чаще всего материал, из которого изготавливается предмет, заменяет его:

Стоит дерево (стол). На дереве конопля (скатерть). На конопле глина (горшок). На глине капуста (щи). А в капусте свинья (свинина).

В загадках используются и разнообразные сравнения:

Бел как снег, в чести у всех. (Сахар)

В школьных загадках основой сравнения могут стать образы Священного Писания и старославянская лексика:

Взят от земли, яко же Адам, Ввержен в пещь огненную, яко три отрока; Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия: Везен бысть на торжище, яко же Иосиф: Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена, яко же Мария Магдалина. И, купивши его за медницу, принесе домой; Но расплакался по своей матери, умре, И доныне его кости лежат не погребены. (Горшок)

Встречаются в загадках и антитезы:

Матушкой-весной в платьице цветном. Матушкой-зимой в саване одном. (Поле)

Часто в загадках используются эпитеты.

Форма загадок постепенно стала преимущественно поэтической (стихотворной), поэтому особое значение приобрела рифмовка. Ритм создается не только созвучием слов, но и интонационным рисунком фразы: «Висит груша – нельзя скушать». (Лампочка)

В двустрочных загадках могут рифмоваться строки. В многострочных рифмовка разнообразна. Приведем пример смежной рифмы:

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены:

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Рожь)

Иногда первая строка не связана с остальными, а строится на внутренней рифме:

Маленький, горбатенький,

Все поле обежал,

Домой прибежал – целый год пролежал. (Серп)

Внешняя и внутренняя рифмы нередко служат подсказкой к загадке: «Без мяса, без костей, а все-таки пять пальцев». (Рука) В загадке возможны экспрессивные выражения:

Ах, каков Иван Поляков:

Сел на конь

И поехал в огонь. (Чугун и ухват)

Языковые особенности, словообразование в загадках близки детской речи, и поэтому также являются причиной распространения подобных текстов. Мельников называет их «педагогическими предпосылками загадок» и считает, что именно эти особенности стали причиной широкого распространения загадок в детской среде.

В ряде случаев появляются новые отгадки к традиционным загадкам: «Сто одежек и все без застежек» предполагает такой ответ: «Брак нашей швейной фабрики».

Связь загадки с другими жанрами имеет двусторонний характер: загадки являются составляющей отдельных жанров и в то же время служат основой для создания нового текста. Загадки вошли в состав произведений многих жанров устного народного творчества. Они представляют собой следы древних верований или отражают более позднее явление фольклорного синтеза. Только специальное исследование каждого факта позволит определить характер вкрапления загадки в текст произведения.

Тексты старинных загадок сохранились в былинах, сказках. Многие подблюдные песни построены в форме загадок, когда описание судьбы человека подменяется указанием предмета или действия.

О.И. Капица приводит интересный пример сохранения загадки в составе детской песенки. В нижеприведенной песенке последние четыре строчки представляют собою загадку на лен.

Уж ты, тетушка,

Мое зернышко,

Топи хату,

Гляди в печь,

А я буду блины печь.

Матушка Волга

Широка да долга,

Стул на горах

О семи головах,

В нем ядро

Говорит добро.

Часто загадки возникают на основе быличек:

Едет мужик не путем. Ничего не видит кругом. Заехал в ухаб. не вылезть никак. (Покойник)

Разнообразное использование загадок приводит к появлению смежных форм синтетического характера, вбирающих элементы загадки и других жанровых образований. Прежде всего назовем вопросы, основанные на синонимах, выделенные О.И. Капицей. Они имеют форму числовой задачи; чтобы ответить, надо разобраться в уловке. Приведем пример: «Мужик купил козу за три рубля. Почем коза пришлась?» «Почем» обычно понимается: «сколько обошлась», «сколько стоит», и вместо того чтобы ответить «по земле», следует ответ: «три рубля».

Встречаются и другие подобные вопросы:

«После семи лет что козе будет?» (Пойдет 8-й год.)

«Какой в реке камень?» (Мокрый.)

«Может ли дождь идти два дня сряду?» (Не может, потому что между днями ночь.)

«От чего гусь плавает?» (От берега.)

Иногда бывает сложно отделить загадку от задачи числового характера: «Летели гуси над лесом и надо им сесть отдохнуть. Если они сядут по два на дерево, одно дерево останется, а по одному – гусь останется. Много ли дерев и гусей?» (2 дерева, 3 гуся)

«Сидят четыре кошки, против каждой по три кошки, много ли их?» (4 кошки по углам избы)

Шли столбцом

Сын с отцом,

Да дед с внуком.

Сколько их? (Трое)

Словесные загадки строятся по принципу шарады или основаны на игре букв и слов: «Какие два животные помещаются в одной бутылке?» (конь, як) «В каком названии города одно имя мальчика и сто имен девочек?» (Севастополь)

Возможен и обратный процесс, переход загадок в пословицы: «Ничего не болит, а все стонет».

В современную загадку активно проникают новые реалии: «С двумя ногами, а ходить не могут» (Колготки). «Две ноги в одной штанине» (Юбка-брюки). Очевиден и юмористический характер подобных загадок.

Впечатления от подмеченного в быту и увиденного по телевизору обуславливают импровизационный характер загадок, не всегда лицеприятны загадки про давно появляющихся героев сериалов:

Не тонет, не горит,

В красном платьице сидит,

Влюбленными глазами

На Сиси глядит (Джина).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора Бурцев Александр Евгениевич

Из книги Русский детский фольклор: учебное пособие автора Колядич Татьяна Михайловна

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Загадки Основные понятия: определение, функции, происхождение, отличие детской загадки от взрослой, композиция/структура, художественные средства, форма, рифмовка, язык, связь с другими жанрами.Определение. Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Загадки племен массагетов Главный наш источник по описанию кочевых племен массагетов – «отец истории», Геродот. Он довольно четко отводит им территорию от восточного побережья Каспийского моря до Сыр-Дарьи. «Итак к западу это море, называемое Каспийским, – пишет этот

Из книги Bce тайны мира Дж. P. Р. Толкина. Симфония Илуватара автора Баркова Александра Леонидовна

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

«Загадки в темноте» B «Хоббите» Толкин не без оснований пишет, что игра в загадки (которую ведут Горлум и Бильбо) «старинная и считается священной, и даже злые существа не смеют плутовать, играя в нее». Это легко узнаваемая отсылка к «Старшей Эдде», где в разной форме игра в

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

Во что гвоздь колотят?
В шляпку

Стоит изба безугольна,
Живут в ней люди безуёмны.
Улей

Лицом — к стене,
А спиной к избе
Топор

Тяжело, не тяжело, а через избу не перекинешь.
Пёрышко

Одного отца, одной матери,
А ни тому, ни другому не сын?
Дочь

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий:
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик.
Самовар

В небо дыра,
В землю дыра,
А посередине - огонь и вода.
Самовар

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.
Самовар

Два брата бранятся —
Не наспорятся,
Друг с другом дерутся —
Не разойдутся
Жернова

Два кума Абакума,
Две кумы Авдотьи,
Шесть Фалелеев,
Да девять Андреев.
Сани

И у нас, и вас поросенок увяз
Клин

Кочет голенаст, кланяться горазд.
Топор

Встану, так выше коня,
А лягу, так ниже кота
Коромысло

Курица — на курице,
А хохол — на улице.
Изба

Вот Ася, разлеглася,
Кабы встала,
Небо достала!,
Кабы руки — вора связала,
Кабы ноги — коня догнала,
Кабы глаза — увидала!
Как бы язык – рассказала!
Дорога

Без ног бегут,
Безо рта кричат,
Дороги не знают,
А других провожают
Полозья

Чего вокруг избы не обнесешь?
Воду в решете

Стоит бычище, проклеваны бочища
Изба

Чего из избы не выгонишь?
Пыль

Сквозь стену торчок.
Сучек

Лежит коза в избе.
А рога — на дворе.
Матица

Сто гостей, сто постель,
У всех по войлочку.
Бревна и мох

На поле на Романове стоят кони отобранные,
Пьют воду дождевую, едят траву болотную.
Бревна и мох

Не шагает, а ходит.
И день и ночь на одном полозу ходит.
Дверь в избе

Двое ходят, двое бродят.
Двое сойдутся, да поцелуются.
Дверь распашная

Чего на свете нет буйнее?
Ветра и воды

Чего нет быстрее?
Очей

Черненька коровка, рожки железны,
Тем и полезна; зимой день по дважды,
Летний однажды на камешек доит,
Межмолок не ходит.
Огниво

В камне спал, по железу встал,
По дереву пошел, как сокол полетел.
Огонь

Я не сам по себе, а сильнее всего
И страшнее всего, и все меня любят,
И все меня губят.
Огонь

На чем каждое селенье стоит?
На праведном человеке

Баран — в хлеве,
А рога — в стене
Скоба

Маленький мальчик всем под ноги смотрит.
Порог

Стоит столбом, горит огнем;
Ни жару, ни пару, ни угольев.
Свеча

Летит Турчен на сторбучен
И в дырочку штрух.
Замок и ключ

Красненький петушок по улице бежит.
Пожар

Суну, посуну в золотую посуду,
Там поколочу, назад поворочу.
Кочерга

Черная курица сидит на красных яйцах.
Котелок

Черная овечка вся в огне горит.
Таган

Три ноги, два уха,
Да шестое брюхо.
Лохань

Не шит, не кроен, а весь в рубцах
Валенок

Без рук, без ног,
Во все стороны клонится.
Зыбка

Был я на копанце, был я на хлопанце,
Был на пожаре, был на базаре;
Молод был — людей кормил,
Стар стал — пеленаться стал,
Умер — мои кости негодящие
Бросили в ямку, и собаки не гложут.
Горшок

Был на базаре, очутился на пожаре.
Горшок в печи

Стоит гора, в роге — нора,
В норе — жук, в жуке — вода.
Печь и котел

Маленький пузатенький.
А весь дом бережет.
Замок

Чего из избы не вытащишь?
Печь

Зимой нет теплей,
Летом нет холодней
Печька

Стоит Яга, во лбу рога.
Печь и воронец

У нас под лавкой медвежья лапка.
Полено

Черненька собачка, свернувшись лежит;
Не лает, не кусает.
А в дом не пускает
Замок

Ни свет, ни заря пошел,
Согнувшись со двора
Коромысло

Два братца хотят подраться,
Да руки коротки
Коромысло

Две галки сидят на одной палке
Ведра и коромысло

Двое купаются, третий валяется;
Двое вышло, третье повисло
Ведра и коромысло

Сорок пол — один подол
Крыша

Сквозь потолок кишку проволок.
Труба на крыше

Много ли ты в брюхе жил?
9 месяцев

Где вода да рога?
Где пьет корова

Что может произвести добро и зло?
Деньги

Старик с мальчиком шел,
Мальчика спросили: Какая тебе родня старик?
Он отвечал: Его матушка моей матери — свекровь.
Какая это родня?
Дядя

Собой не птица,
Петь не поет,
Кто к хозяину идет —
Она знать дает.
Собака

Выйду я на выходку,
Маню я малыхотку,
Бежит ко мне куфточка.
Курица и цыплята

Ходит царь круг города,
Носит честь на голове.
Петух

Пан Пановал в воду упал,
А воды не замутил.
Лист

Выйду в лес без топора, без долота,
Высеку две лодки ездовых,
две доски половых,
Горшку покрышку, уполовнику ручку.
Желудь

У нас в избушке красны бабушки.
Ложки

Корова — в хлеве, а хвост — хлеве.
Ложка в чашке

Без рук, без ног — лапшу крошит.
Нож

Лежит тело: головы нет, а горло цело.
Штоф

Никогда не ест, а только пьет;
А как зашумит — всех созывает
Самовар

Что есть на свете слаще?
Хлеб-соль

Черненька, маленька,
Все поле обегала, у царя пообедала.
Перец

Возьму пыльно, сделаю жидко;
Брошу в пламень — будет как камень.
Пирог

Сидит на ложке, всесив ножки
Лапша

На поле ногайском,
На рубеже татарском
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые.
Рожь

Сутул, горбат,
На перед покляп.
Все поле облесует,
Домой придет,
По щелям пойдет.
Серп

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.
Коса

Не столько поест,
Сколько истопчет.
Ступа

Стоит Баба Яга,
Распорота нога,
Весь мир кормит,
Сама голодна.
Соха

Старик-то на горе,
А старуха-то под горой;
Старик-то крепился,
Крепился Да в старуху-то и вцепился.
Репейник

Между гор,
Между ям Сидит птица Холуян,
Несет яйца — Божий дар.
Картошка

На тычине городок,
В нем семьсот воевод.
Мак

Какого животного в
Ноевом ковчеге не было?
Рыбы

Стучит, вертится,
Страху божьего не боится;
Считает наш век, а не человек.
Часы на стене

Чего к избе не приставишь?
Дорогу

Чего дороже на свете нет?
Друга

День и ночь одну работу делаю.
Дышу

Частично взято с сайта http://presspull.ru

  Сидя и стоя, на ходу и в транспорте можно играть в загадки . Вот весёлое и плодотворное времяпрепровождение.
  Отгадывание загадок приносит несомненную пользу. Это и развитие интеллекта, и тренировка памяти, и увлекательный способ узнать много нового о различных предметах.
  Отгадывание загадок – своего рода испытание человеческой сообразительности.
  Добро пожаловать в мир загадок, где таится столько невероятных открытий!

Загадки.

Определение.

    Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!

    Что же такое загадки ? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка - «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.

    Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный - «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» - «Сухих».

    Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок : загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок : «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». «Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные - улетели… Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же один - убитый.

    Мы видим, что загадки-задачи, как изагадки-вопросы - неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

    Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненнму назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.

    Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадоксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.

    Сходство этих четырех типов загадок - и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть - вопрос, вторая - ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-иносказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предлагает наличие вопроса.

    Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно - важное. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение загадкам- иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны.

    Таким образом, загадки - это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Игра в загадки 1.

    В этой книжке много загадок разных народов нашей страны - и о человеке, и о зверях, и о птицах, и о растениях, и о земле, и о небе, и о разных предметах…

    Загадки можно загадывать друг другу, но в загадки можно еще играть сообща, как в другие игры.

    Вот как играют в загадки русские ребята. Собираются они где-нибудь, усаживаются поудобнее и начинают играть в «города». Каждый берет себе несколько городов, скажем, десять.

    Чтобы не забыть свои города и не спутать с другими, надо записать их на листке бумаги и держать этот листок перед собой.

    Названия городов у играющих не должны повторяться. Если будут повторяться, начнется путаница, споры.

    Одного из играющих назначают загадчиком. Он должен загадать десяток загадок.

    Вот он загадывает первую загадку. Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.

    Кто не сумеет отгадать или отгадает неверно, сдает загадчику один из своих городов.

    Как это делают? Загадчик ставит значок возле названия города.

    Когда все участники игры дали ответ, загадчик загадывает новую загадку. Ее отгадывают так же как и первую.

    После десяти загадок смотрят, у кого сколько городов осталось. Бывает так, что иные из играющих сдадут все свои города.

    Потом выходит новый загадчик, и игра продолжается. Он придумывает другие загадки, и все отгадывают их. Тот, кто отгадывают их.

    Тот, кто отгадает правильно, получает город, который он сдал.

    Затем выходит третий загадчик- со своими, новыми загадками, и все отгадывают их. После этого смотрят, у кого сколько городов осталось. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать какую-нибудь смешную штуку. На этом игра заканчивается.

    «Сдавать» можно не только города, но и зверей, и птиц, и части одежды - шапку, шарф, куртку, рубашку, пояс, башмаки.

    Игра в загадки 2.

    Эта игра называется «бабка». Играют в «бабку» так. Все становятся в ряд (можно играть и сидя). Первый загадывает какую-нибудь загадку.

    Отгадать ее могут многие участники игры, но отгадку нельзя произносить вслух. Отгадку может громко сказать только тот, кто стоит или сидит рядом с загадчиком.

    Как только он отгадает, должен загадать новую загадку своему соседу. Если тот отгадает, загадывает другую загадку своему соседу. Так загадки идут по своей цепочке до конца, а потом могут возвращаться обратной дорогой.

    Но не всегда так легко идут загадки по цепочке. Случается, что кто-нибудь не может отгадать загадку или отвечает неверно. Тогда сосед загадывает ему вторую загадку. Не смог отгадать и эту- ему загадывают третью. . Ну а если и третью не отгадает- пусть перейдет в самый конец ряда. После этого игра продолжается. Играют до тех пор, пока могут придумывать новые загадки.