Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Путешествие по природным зонам земли. Презентация на тему "природные зоны земли" Арктические пустыни и тундра


  • Вла́жный тропический лес , распространен в районах с влажным, теплым климатом (2000-7000 мм осадков в год, температурой воздуха +25º C). В дополнение к чрезмерному выпадению осадков, влажные тропические леса характеризуются большим количеством видов животных и огромным разнообразием флоры.

  • Самые большие тропические дождевые леса существуют в бассейне реки Амазонки, в большей части Центральной Америки (где они называются «сельва»), в экваториальной Африке во многих районах Юго-Восточной Азии от Мьянмы до Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи, в австралийском штате Квинсленд.


  • Для влажных тропических характерны: разнообразие флоры, наличие 4-5 древесных ярусов, отсутствие кустарников, большое количество лиан Верхний ярус состоит из небольшого количества очень высоких деревьев, достигающих высоты 45-55 метров (редкие виды достигают 60 - 70 метров). Чаще всего деревья вечнозелёные, но некоторые сбрасывают свою листву в засушливое время года.

  • Такие деревья должны выдерживать суровые температуры и сильные ветры. На этом уровне обитают орлы, летучие мыши, некоторые виды обезьян и бабочки.
  • Второй ярус образуют большинство высоких деревьев, обычно высотой 30 - 45 метров. Это самый плотный уровень, слой листвы, образуемый соседними деревьями. Цветки, а затем и плоды образуются непосредственно на стволах и толстых ветвях. Необычайно тонкая (1-2 мм) кора деревьев, иногда покрытая острыми шипами либо колючками;



  • Во влажных тропических лесах многие животные живут на деревьях цепкохвостые обезьяны, карликовые и четырёхпалые муравьеды, опоссумы, цепкохвостые дикобразы, ленивцы. Очень много насекомых, особенно бабочек, (одна из самых богатых фаун в мире ) и жуков (более 100 видов); много рыб (целых 2000 видов – это приблизительно одна треть пресноводной фауны мира ).



  • обширные пространства покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Типичны для субэкваториального климата с резким разделением года на сухой и дождливый сезоны. В сухое время года растительность саванн замирает; саванны желтеют, а высохшие растения зачастую подвергаются пожарам, по причине которых кора деревьев обычно является опалённой.



  • Растения, что приспособились к условиям саванн, очень жесткие. Там растут тысячи различных трав. А вот деревьям, чтобы выжить, необходимы некоторые специфические качества для защиты от засухи и огня. Например, баобаб отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй.



  • Животные саванн были вынуждены приспособиться к выживанию в условиях засухи. Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идёт дождь и где много растительности



  • Пустыни распространены в умеренном поясе Северного полушария, субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий. Характеризуются условиями увлажнения (годовая сумма осадков меньше 200 мм, а в некоторых пустынях осадков нет десятки лет Средняя температура в летние месяцы достигает + 30 °C, максимальная + 50 °C. Грунтовые воды часто минерализованы. Почвы развиты слабо



  • Условия существования в пустынях очень суровы: отсутствие воды, сухость воздуха, сильная инсоляция, зимние морозы при очень малом снежном покрове или его отсутствии. Поэтому здесь обитают главным образом специализированные формы (с приспособлениями как морфо-физиологическими, так и в образе жизни и поведении).


  • Для пустынь характерны быстро передвигающиеся животные, что связано с поисками воды (водопои удалены)). В связи с необходимостью укрытия от врагов и суровыми климатическими условиями у ряда животных сильно развиты приспособления для рытья в песке/Фауне пустынь присуща покровительственная «пустынная» окраска - жёлтые, светло-бурые и серые тона, что делает многих животных малозаметными. Большая часть пустынная фауны летом ведёт ночной образ жизни. Некоторые впадают в спячку

Молодой джейран

Стрела-змея

Жук скарабей

Фаланга

Варан


  • Степь – равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев.
  • Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана, Украины.

  • степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньшей чем в пустыне. Атмосферные осадки от 250 до 450 мм в год
  • Растения также приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец



  • Различные природные условия в лесных районах влияют на характер растительности. На севере преобладают хвойные, таежного типа леса, основными породами являются сосна, ель, лиственница, пихта и кедр





  • вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Тундра находится севернее зоны тайги.

  • По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые.

Название происходит из саамского языка и означает «мёртвая земля».

  • Главная черта тундры - заболоченные низменности в условиях сурового климата, высокой относительной влажности, сильных ветров и многолетней мерзлоты





Список литературы

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0 - Природная зона Саванн
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0 - Природная зона Влажных тропических лесов
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8 – Природная зона степи
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D0%B8 - Природная зона Пустынь
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0 -Природная зона Тундра
  • Учитель Панина Валентина Ивановна

Филиал МОУ Сосновская СОШ № 2 в с. Подлесное Тамбовской области.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле, рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне, закрепить понятие «широтная зональность», развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.

Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (пустыни, саванн и редколесий, экваториальных лесов), карта природных зон мира, набор картинок разных животных и растений, путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А3 с фоном разных природных зон.

Ключевые слова и понятия: природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни, саванны, влажные экваториальные леса.

Ход урока

Перед началом урока учитель делит учащихся на две команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности.

I. Изучение нового материала

1. Постановка целей урока (5 минут)

Слайд 1

Сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «широтная зональность» и узнали, что на Земле существует множество природных зон. Сегодня мы отправляемся в экспедицию по природным зонам Земли.

Слайд 2

Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.

Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.

Для начала давайте вспомним важные моменты, которые помогут нам понять смену природных зон.

Слайд 3

Фронтальный опрос

  1. Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет) Слайд 4
  2. От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.) Слайд 5
  3. Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)
  4. Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
  5. Что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира) . Слайд 6
  6. Какие ученые внесли свой вклад в изучение биосферы и природных зон Земли? (Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт)


Рисунок 1. Вернадский Владимир Иванович


Рисунок 2. Александр Гумбольдт

Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.

Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам

Природные зоны Климатические особенности Животный мир Растительный мир
Арктические пустыни и тундра
Лесная зона
Степная зона
Зона пустынь
Зона саванны
Зона экваториальных лесов

– Каждый из вас получает листы-путеводтели. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.

Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.

– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.

– Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда получит по три любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата.

После оформления работ, вы посовещаетесь и выберите представителей команды, которые будут демонстрировать ваши плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон.

– Отправляемся в наше путешествие!

2. Природные зоны Земли (10 минут)

Просмотр презентации и рассказ учителя

Слайд 8 – 14

Арктические пустыни и тундра

Зона арктических пустынь находится в Севером Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира .

Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетаю при наступлении сильных морозов. Кайры, тупики.

В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.

Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей .

Характерной особенностью тундры являются болота, так как здесь очень сильная увлажненность и низкие температуры, поэтому влага не успевает испариться.

Слайд 15. Лесная зона

Лесная зона встречается на материках Евразия и Северная Америка.

Слайд 16–18

В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.

В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.

Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.

Слайд 19. Степная зона

Найдите на картах зону степей.

Слайд 20–22

Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми.

Здесь очень много грызунов, которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов. Грызуны питаются злаками и другими растениями. Дрофа – птица, которая быстро бегает, также обитает в степной зоне. Здесь можно встретить змей, хомяков, а также быстро бегающих антилоп, диких лошадей.

Слайд 23. Зона пустыни

Слайд 24, 25

Просмотр фильма «Пустыни»

Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.

Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.

Знаменитые «корабли пустыни» – верблюды, запасают воду в горбах и в водных мешках в желудке, способны преодолевать сотни километров без воды и еды .

Слайд 26. Зона саванны

Слайд 27–29

Просмотр фильма «Саванны и редколесья»

На Земле нет такого места больше нигде, как в саване, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Особенностью саванн является травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Траву в больших количествах поедают насекомые, например, саранча . Растительноядные животные: антилопы, слоны, жирафы, грызуны, хищники: гепард (рекордсмен по бегу), леопарды, хищные птицы. Животные травоядные проходят большие расстояния в поисках воды, держатся большими группами, многие очень быстро бегаю, чтобы спасаться от хищников .

Слайд 30. Зона экваториальных лесов

Слайд 31–32. Просмотр фильма «Экваториальные леса»

Экваториальные леса – это зона самого теплого и влажного климата на Земле, поэтому здесь произрастает пышная растительность, которая служит пищей и укрытием для многих животных, птиц, насекомых.

Экваториальный лес очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гигантские деревья достигают 50 – 60 метров .

В лесах живут слоны, тигры, гориллы, мартышки. Очень много насекомых – термитов, муравьев. Большое разнообразие птиц, которые питаются плодами деревьев, нектаром цветов (нектарницы) .

Слайд 33.

3. Физминутка (1 минута)

Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места) .

II. Работа в группах (12 минут)

– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.

Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.

1 команда: арктические пустыни и тундра, зона саванн и редколесий, степная зона.

2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов.

– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.

– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.

Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.

Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира, их приспособление к условия обитания и т.д.

Вы можете поделить природные зоны между собой, можете работать все вместе, все это по вашему усмотрению, но не забывайте, что вы одна команда и нужно друг другу помогать.

Учащиеся должны подобрать соответствующий материал, оформить его на листе А3. Очередность отчетов соответствует порядку расположения природных зон на Земле в соответствии с законом широтной зональности.

Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.

– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые будут демонстрировать плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон. Обсудите, кто будет выступать и что необходимо сказать.

Учащиеся выбирают представителей и подготавливают их к выступлению.

Выступления команд (8 минут)

От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.

Загадка

Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест .

(Природные зоны)

Слайд 34

– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?

(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)

III. Обобщение и вывод (3 минуты)

– Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?

Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.

– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.

– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В лесной, зона тайги).

– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?

Учащиеся высказывают свое мнение и делают предположения.

– Как вы думаете, только ли растения и животные вынуждены приспосабливаться к разным природным зонам? Приспосабливаются ли к ним люди и как?

(Жилье, одежда, питание, занятие или работа)

– Действительно, чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности. Например, в северных районах нашей страны, в строительстве домов используются совсем другие технологии, по сравнению с южными районами, на юге окна часто открыты в течении всего года, а на севере в домах используют тройное остекление. Чтобы проложить дороги, газопроводы, добывать полезные ископаемые в северных районах нужно затрачивать гораздо больше денег и использовать особые материалы, так как там очень суровые климатические условия.

– А можно ли вмешиваться в дикую природу и изменять ее, не зная как все растения и животные взаимосвязаны в ней и к чему это может привести?

Нет. Прежде чем что-либо менять в природе, нужно выяснить, как это связано с животными, растениями, климатом, чтобы не нарушить всю природу.

Например, вырубая лес, мы уничтожим жилище животных и птиц, а вместе с этим и их пищу.

IV. Домашнее задание (1 минута)

§ 47 пересказ. Нарисовать любую природную зону в тетради.

Слайд 35

Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.

Используемая литература:

  1. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Мультимедиа-ресурс: 1С: Школа. Экология. Учебное пособие. 10 – 11 кл.
  4. Конспект урока «Урок-мастерская на тему: «Составление карты природных зон России: «По страницам Красной книги» rudocs.exdat.com/docs/index-364074.html.
  5. Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Саванна».
  6. Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Пустыня».
  7. Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Джунгли».

В результате просмотра презентации ребята узнают о закономерности смены природных зон с широтой, а так же познакомятся с растительностью и животными характерными для данной ПЗ. В презентации так же присутствует видеоматериал.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Природные зоны Земли

Обучающие: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле. Развивающие: продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру. Цели урока:

Размещение большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности. Причина зональности – неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли. При этом, на одной и той же широте на суше могут быть влажные прибрежные районы и внутренние сухие, защищенные горами или открытые всем ветрам.

Природные зоны – зональные природные комплексы с разным сочетанием тепла и влаги, закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам. Природные комплексы закономерно сменяются и в горах. Смена природных комплексов в горах с высотой называется – высотной поясностью. Высотная поясность существует в горах любой природной зоны. С высотой в тропосфере температура падает. Поднимаясь все выше и выше в горы, мы попадаем во все более холодные условия.

5000 – Смена растительности с высотой в умеренных (справа) и тропических (слева) широтах. Смена природных комплексах в горах хорошо заметна по изменению растительности.

Природные зоны – зональные комплексы, сочетаются с азональными. Азанольные природные комплексы бывают Мелкие (оазис, высотной пояс). (оазис, высотные пояса). (материки и их части, океаны). Крупные Мелкие

Экваториальные леса формируются в условиях жаркого и влажного климата. Растительность образует несколько ярусов. Животный мир очень разнообразен. Здесь нет времен года. Круглый год тепло и влажно.

В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц, Ползают змеи и ящерицы. В многоводных реках водятся Крокодилы, бегемоты. Самый известный хищник – леопард.

Саванны – это территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей. Высокие травы, толстая кора редких деревьев, как у африканского баобаба и мелкие листья, как у акации помогают запасать воду.

Дикие животные (антилопы, зебры) могут пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи, величественно ступают слоны. Самые известные хищники – львы, гепарды.

Отличительной особенностью пустыни – недостаток влаги, высокие температуры в течение всего года и их большие суточные амплитуды, скудность растительности и животного мира. На материке Африка располагается Одна из величайших пустынь планеты – Сахара, на западе Южной Америки самая сухая пустыня – Атакама. В оазисах растет царица пустыни – финиковая пальма.

Животный мир представлен грызунами (тушканчики, песчанки),копытными животными (антилопами, верблюдами). Водятся змеи, ящерицы. Много насекомых – скорпионов, пауков, муравьев.

ж В степях жаркое. Относительно сухое лето и суровая зима, плодородные почвы и богатая травянистая растительность. Степи сильно изменены человеком (в основном распаханы и густо заселены).

В степной зоне большое разнообразие птиц. Много птиц гнездятся на земле. Одни питаются растениями, другие и растениями и насекомыми (дрофа, стрепет, жаворонок), третьи -хищники (степной орел). Здесь водятся грызуны, хищники.

Леса умеренных широт – смешанный и широколиственный лес, тайга. Здесь четко выделяется четыре времени года: зима, весна, лето, осень – выпадает достаточное количество осадков.

В широколиственных лесах увеличивается число копытных: олени, лоси, косули. Гораздо реже, чем раньше встречаются волки, лисы, медведи. Животный мир тайги богат пушным зверем (соболь, куница).

Отличительные особенности тундры – недостаток тепла, долгая зима и короткое лето, мерзлотный грунт, скудная, малорослая растительность.

В тундре количество наземных животных представлено небольшим числом их видов: лемминг, заяц-беляк, волк, песец, полярная сова, северный олень.

Арктические и антарктические пустыни – это царство снега и льда. Животный мир в основном связан с морем. Здесь распространены ластоногие - моржи, тюлени, морские слоны. В Арктике живет белый медведь. В Антарктиде – пингвины.

Выводы: На земном шаре обитает огромное число видов растений и животных, распространение которых зависит от многих факторов, но важнейшим из них является распределение тепла и влаги, что создает в разных широтах неодинаковые условия для жизни организмов. Территории, имеющие сходные климатические условия, образуют природные зоны.





Изменение числа видов растений на 100 кв. см. по мере продвижения с севера на юг. В полярных широтах – 50 видов В полярных широтах – 50 видов В тундрах – 100 – 150 видов В тундрах – 100 – 150 видов В тайге – видов В тайге – видов Широколиственные леса – видов Широколиственные леса – видов Степях – до 900 видов Степях – до 900 видов Пустыня – видов Пустыня – видов Тропические леса – до видов Тропические леса – до видов От чего зависит биологическое разнообразие в каждой природной зоне? К л и м а т






Заполните таблицу: «Природные зоны Земли» Природные зоныКлиматические условия Органический мирФормы приспособления Арктические пустыни Растения: Животные: ТундраРастения: Животные: ТайгаРастения: Животные: Широколиственный лес Растения: Животные: СтепьРастения: Животные: ПустыняРастения: Животные: СаваннаРастения: Животные: Экваториальный лес Растения: Животные:




Арктические пустыни. В Арктике и Антарктике образуется особый ландшафт, который называется арктическая, или полярная пустыня. Она отличается крайне скудной растительностью, способной существовать среди снегов и ледников. льды, снег холодная, суровая зима ураганные ветер полярная ночь, день холодное лето


Полярный макМоховая подушечка Камнеломка Лишайники Растения арктических пустынь. Настоящими оазисами среди полярных снегов и ледников выглядят подушечки мха растущие среди покрытых причудливым узором и лишайников камней и скал полярные маки и камнеломки.


Животные арктических пустынь. На арктическом побережье расположены многочисленные птичьи базары, на которых гнездятся кайры, чистики, чайки. Кроме них, в полярных пустынях встречаются лемминги, песцы и овцебыки, однако истинным властелином этих мест является белый медведь. Он охотится на тюленей, выбирающихся на берег или прибрежный лед. 1 – кайра 2 – чистик 3 – овцебык 4 – белый медведь 5 - тюлень




Карликовая береза. На сфагновых болотах, россыпях гор и альпийских лугах Евразии встречается карликовая береза. В этом низкорослом (20-25 см) растении с искривленным стволиком и мелкими листьями с трудом можно узнать дерево. Карликовая береза возникла сравнительно недавно, примерно 10 тысяч лет назад, когда в Северном полушарии свирепствовало последнее оледенение.


Ива полярная. В суровых условиях при недостатке тепла и света многие деревья и кустарники превращаются в настоящих карликов, однако рекордсменом среди них является полярная ива, растущая в тундрах Евразии. Ее короткие стволики полностью спрятаны во мху, над которым поднимаются только два верхних листочка и единственная вертикально стоящая сережка, высотой не более 5 сантиметров.






Животные тундры. Живущие в тундре животные хорошо приспособились у ее суровым условиям. Многие из них, прежде всего птицы, а также северные олени на зиму покидают тундру или откочевывают к югу. Однако некоторые животные живут здесь постоянно и активны даже зимой. В поисках пищи перемещаются под снегом лемминги, а на поверхности их выслеживают песец и полярная сова. 1 – полярная сова 2 – северный олень 3 – лемминг 4 - песец


Обширные пространства Северного полушария Евразии и Северной Америке заняты хвойными лесами образующими особую природную зону – тайгу. Она занимает около 10% всей поверхности суши. Различают светлохвойную тайгу, основу которой составляют различные виды сосен и лиственниц, и темнохвойную тайгу, образованную елью, пихтой и кедровой сосной сильные ветры маломощный снежный покров короткое прохладное лето много озер и болот полярная ночь, день Тайга.


Растения тайги. 1 – ель 2 – пихта 3 – лиственница 4 – можжевельник 5 – черника 6 - кислица Из – за того, что под полог хвойных деревьев проникает мало света, в таежных лесах практически не развит подлесок. Важнейшими древесными породами, образующими тайгу является сосна, ель, пихта и лиственница, а среди кустарников можжевельник, жимолость, смородина. Под ними растут черника, брусника и очень немногие травы, такие как кислица и грушанка.




Сосна обыкновенная. Одним из наиболее обычных хвойных деревьев умеренной зоны Евразии является сосна. Ее стройный, взмывающих ввысь ствол венчает раскидистая крона, которую образуют длинные и мягкие иголки. Непередаваемый аромат и чистый воздух соснового бора обладают целебными свойствами. Древесина сосны сохраняется столетиями. Недаром знаменитые деревянные церкви Кижей возводились именно из нее.


Лиственница. Среди остальных хвойных деревьев лиственница выделяется тем, что сбрасывает на зиму свои мягкие хвоинки, напоминающие на ощупь молодые листочки. Лиственница является наиболее многочисленным хвойным деревом северного полушария. Она занимает огромные площади в Сибири и Северной Америки.


Животные тундры. 1 – лось 2 – кабарга 3 – бурый медведь 4 - рысь 5 – соболь 6 – бурундук 7 – глухарь 8 - клест Богат и разнообразен животный мир тайги. Здесь встречаются лось, марал, кабарга, бурый медведь, волк, рысь, соболь, бурундук, белка. Среди таежных птиц обычны глухарь, кедровка, клест.


Эта крупная птица кормится на деревьях, однако гнездится на земле. Весной самцы глухарей собираются на особых местах- токовищах. Здесь они устраивают состязания в пении, привлекая самок. Во время токования глухарь на время теряет слух, за что и получил свое название. Летом глухари питаются зелеными частями растений, осенью – ягодами, а зимой – сосновой хвоей.


Бурый медведь. Самые крупные бурые медведи обитают на Дальнем Востоке и на Аляске. Их рост может достигать 2, 5 метра. Медведи активны с ранней весны до поздней осени, а на зиму залегают в берлогу, впадают в неглубокий сон. В отличие от остальных хищников, бурый медведь всеяден. Они прекрасно плавают и ловят рыбу на речных отмелях.


Белка. Большую часть времени проводит на деревьях, хотя нередко собирает корм и на земле. Питаются они ягодами, грибами, орехами и желудями, а также семенами хвойных деревьев и почками, однако не проходят мимо насекомых или птичьих яиц. Часть пищи белки запасают на зиму. Делая тайники как в своем гнезде, так и за его пределами.


Южнее тайги произрастают лиственные деревья. Они образуют лесной пояс умеренной зоны, тянущийся через всю Евразию- от Западной Европы до Дальнего востока, а также через всю Северную Америку. Если лиственные и хвойные деревья растут вместе, образуется смешанный лес. теплое продолжительное лето мягкая зима достаточное увлажнение Широколиственные леса


В широколиственных лесах деревья стоят реже, чем в тайге. Поэтому сюда попадает много света и образуется густой подлесок из молодых деревьев и кустарников. Широколиственные леса образуют дуб, граб, бук, клены и ясени. Под их пологом растут лещина, жимолость. Бузина и разнообразные травы, многие из которых зацветают ранней весной еще до распускания листьев на деревьях. Растения широколиственн ого леса 1 - дуб 2 - липа 3 - клен 4 - лещина 5 - бузина 6 - хохлатка 7 - фиалка 8 - медуница


1 - зубр 2 - олень 3 - кабан 4 - лиса 5 - сойка 6 - неясыть 7 - жук-олень Животные широколиственного леса В широколиственных лесах живет большое количество диких копытных – зубр, косуля, олень, кабан. Кроме них, здесь обитают заяц, лиса, волк, бурый медведь. Среди птиц характерны сойка, кукушка, сова неясыть, а из насекомых – украшение этих лесов – жук-олень.








Растения степей 2 – типчак 3 – мятлик 4 – овсец 5 – полынь 6 – лук 7 - тюльпан Среди степных растений преобладают злаки – ковыль, типчак, мятлик, овсец, образующие плотный травяной покров. Среди других растений встречаются полыни, а также лук и тюльпаны. Незабываемое впечатление производит цветущая весной степь, похожая на яркий персидский ковер.


Большинство копытных, встречающихся в степях, обладают острым зрением и способны к быстрому и длительному бегу. Это прежде всего различные антилопы – сайгаки и дерны. Живущие в степях грызуны – суслики и сурки – строят сложно устроенные норы, порой напоминающие миниатюрные города. Характерными птицами степей являются дрофа, степной орел. Степной жаворонок. Встречаются в степях и хищные звери, такие, как степная лисица – корсак и степная кошка – манул. Животные степи 1 – сайгак 2 – суслик 3 – сурок 4 – дрофа 5 – степной орел 6 – степной жаворонок 7 – корсак 8 - манул


При слове «пустыня» мы представляем море песка под палящим солнцем. Переносимый ветром песок образует барханы и дюны. Если на них нет растительности, то за год они могут переместиться на несколько десятков метров. В некоторых местах встречаются так называемые поющие барханы, когда развеваемый песок издает характерный звук. Крупнейшими песчаными пустынями являются Ливийская пустыня, Большая пустыня Виктория, Каракумы и Кызылкумы. мало осадков большое испарение лето жаркое зима теплая Пустыня. Пустыня.


Благодаря длинным корням и плотным, мелким листьям, нередко превращающимся в колючки, пустынные растения существуют в условиях высоких температур и крайнего недостатка влаги. Они не образуют сомкнутого покрова и часто растут далеко друг от друга. В песчаных пустынях Средней Азии растут саксаул, песчаная акация и верблюжья колючка. Растения пустынь 1 – саксаул 2 – песчаная акация 3 – верблюжья колючка


Животные пустынь 1 - черепаха 2 – песчаная эфа 3 – агама 4 – скорпион 5 – жук – чернотелка 6 – тушканчик 7 – каракал 8 – джейран 9 - верблюд Живущие в пустыне животные способны не только быстро перемещаться по разогретому грунту, но и подолгу обходиться без воды. Это прежде всего ящерицы, змеи черепахи, а также насекомые, фаланги и скорпионы. Многие животные активны ночью, когда спадает дневная жара. Среди них различные грызуны – тушканчики и песчанки, а также охотящиеся на них хищники – гиена. Каракал и лисица – фенек. Среди копытных в пустынях обитают джейраны, верблюды. За свою выносливость и надежность их называют «кораблями пустыни».


Саванна сухая, жаркая зима влажное лето Между тропическими лесами и пустынями Африки располагаются саванны. Они представляют собой огромные травянистые равнины, занятые преимущественно злаковой растительностью, среди которых встречаются одиноко стоящие деревья.




Баобаб. Дерево, которое считают «восьмым чудом света». Будучи не очень высокими, баобабы поражают толщиной своего ствола, диаметр которого может достигать 9 метров. Их мощные корни уходят глубоко в почву и занимают большую площадь, обеспечивая растение необходимой влагой в сухой период.


Бутылочное дерево В саваннах Центральной Австралии растет близкий родственник какао – бутылочное дерево. Свое название оно получило благодаря тому, что его 15 – метровый ствол удивительно похож на бутылку. В его нижней части образуются полости, в которых скапливается вода. В сухой сезон или во время засухи растение использует эти запасы не боясь засохнуть.


Животные саванны 1 – антилопа гну 2 – зебра 3 – жираф 4 – буйвол 5 – слон 6 – лев 7 – гепард 8 – пятнистая гиена В африканских саваннах встречается большое количество крупных травоядных животных – антилопы, зебры, жирафы, буйволы, слоны. На них охотятся различные хищники – львы, гепарды, пятнистые гиены.


Жираф Это самое высокое животное, рост которого достигает 6 метров. Пятнистая окраска хорошо маскирует животных в зарослях кустарников и среди деревьев. Жирафы держатся небольшими группами, иногда образуя общие стада с антилопами и страусами. Питаются они побегами зонтиковидных акаций и других деревьев и кустарников.






Растения ВЭЛ 1 – пальма Рафия 2 – африканское тюльпановое дерево 3 –орхидея дендробиум 5 – орхидея ваниль 6 – бромелия Экваториальные леса поражают разнообразием растений, многие из которых имеют яркие и необычные по форме цветы. На 1 гектаре экваториального леса может произрастать более 50 видов деревьев. Выдающийся английский биолог Альфред Уоллес говорил, что в тропическом лесу легче найти 100 видов деревьев, чем 100 их экземпляров.








Сейба. Сейба растет в центральной Америки. Высота сейбы достигает 45 метров, а диаметр ствола – 4 метра. В основании ствола сейбы образуются многочисленные дисковидные корни – подпорки, тянущиеся иногда по поверхности почвы на несколько метров. Плоды сейбы выстланы изнутри множеством шелковистых волосков, которые используются вместо ваты.


Животные ВЭЛ 1 – пекари 2 – тапир 3 – обезьяна ревун 4 – ягуар 5 – анаконда 6 – колибри 7 – бабочка геликонида 8 – бабочка морфо В экваториальных лесах живет огромное число разнообразных животных. Под пологом леса находят пищу разнообразные копытные: дикие свиньи, рапиры, олени, капибары, на которых охотятся дикие кошки: леопард и ягуар, а также змеи – анаконда и питон. В кронах деревьев перекликается множество птиц и обезьян. А между стволами летают яркие бабочки.


Формы приспособления растений: - листопад; - длинные корни; - листья в виде иголок; - лианы; - эпифиты; - крупные листья; - вечнозеленые; - корни неглубокие; - придаточные корни; - высокие деревья; - низкорослые растения; - нет годичных колец; - запас влаги в растении; - стелющиеся по земле растения; - растения произрастают подушками.


Формы приспособления животных: - крупные животные; - лазающие животные; - прыгающие животные; - ползающие животные; - летающие животные; - быстробегающие животные; - ведущие ночной образ жизни; - норный образ жизни; - травоядные; - хищники; - запасающие жир; - имеющие фоновый цвет меха и шерсти; - кочующие животных; - сезонные миграции птиц; - зимняя спячка.