Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Презентация на тему опек. Презентация на тему характеристика стран опек

Министерство Образования и Науки Украины

Одесский государственный экономический университет

Индивидуальная работа на тему:

«Анализ деятельности ОПЕК как международного и наднационального регулятора мировой торговли»

Одесса-2010

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время действует более 4000 международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить.

Рано или поздно перед государствами встает задача их взаимодействия, целью которого является взаимопомощь, а также решение общих проблем в различных областях деятельности: политической, экономической, культурной, правовой, научно–технической и других.

Например, для решения проблем, связанных с упрощением международной торговли, было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (ВТО), для решения мировой продовольственной проблемы – Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), а для решения проблем международных расчетов – МВФ.

Так, в конце 50-х годов образование Организации стран–экспортеров нефти (ОПЕК) являлось закономерным путем развития мировой экономики. ОПЕК - добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избегания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка нефти путем установления цен на нее.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАН – ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ

С началом нефтедобычи в странах Ближнего Востока и Африки месторождения этих регионов оказались в категории лучших. Чрезвычайно благоприятные естественные условия добычи (небольшая глубина залегания, наличие фонтанирующих скважин и др.) наряду с низкой заработной платой рабочей силы обусловили весьма незначительный уровень себестоимости добычи в этих регионах.

К 1960 году добыча нефти в капиталистических странах достигала 885 млн. тонн, из которых 496 млн. тонн приходилось на развивающиеся страны. 53 % этого количества обеспечивали страны Ближнего Востока, удельный вес которых в мировой капиталистической добыче нефти увеличился с 17 % в 1950 году до 30 % в 1960 году.

Однако большое влияние на мировую экономику со стороны Международного нефтяного картеля, который был образован в 1928 году семью крупнейшими нефтяными компаниями: “Gulf oil”, “Standard oil”, “Mobil oil”, “Texaco”, “British petroleum”, “Royal Dutch” и “France petrol”, не давало в полной мере развиваться данным государствам.

В течение длительного периода времени минеральное и сельскохозяйственное сырье выкачивалось из развивающихся стран в значительной мере методами, оставшимися от колониального периода. Главным среди них был прямой контроль иностранного капитала над производством и экспортом сырья в форме сугубо невыгодных для развивающихся стран концессий и монопольно низких закупочных цен на вывозимое сырье.

Так, например, с середины 50-х годов все возрастающее количество нефти, добывающейся на Ближнем и Среднем Востоке, направлялось в США, где издержки по добыче собственной нефти более чем в 10 раз превышали этот показатель по ближневосточным странам. Приток дешевой нефти, позволяющей монополиям получать сверхприбыли за счет разницы в издержках производства, способствовали быстрому росту неиспользуемых мощностей по добыче в США. Американская нефть не могла выдержать конкуренцию дешевого топлива, ввозимого из стран Ближнего Востока и Африки. Это побудило правительства США ввести с 1959 года количественные ограничения на импорт в размере 12,2 % объема добычи за предшествующий год. В этих условиях цены фактических сделок на нефть начали все больше отрываться от справочных. Для приведения справочных цен в соответствие с положением на рынке, а также в целях сокращения платежей правительствам нефтедобывающих стран монополии в 1959 году провели снижение справочных цен на нефть Венесуэлы и Ближнего Востока. Только Венесуэла потеряла в 1959 году 140 млн. долл.

Эти и другие действия международного нефтяного картеля вызвали резкое недовольство в арабском мире и Венесуэле, что способствовало сближению стран – экспортеров нефти.

Необходимо было в корне менять всю ситуацию на мировом рынке. Именно реальная угроза дальнейшей стабилизации доходов развивающихся стран явилось решающим обстоятельством, склонившим нефтедобывающие страны к созданию специального органа с целью коллективной защиты своих интересов. На конференции, созванной по инициативе иракского правительства в сентябре 1960 года в Багдаде, была образована Организация стран – экспортеров нефти.

В настоящее время в состав ОПЕК входят 11 стран: Алжир (с 1969 г.), Индонезия (с 1962 г.), Ирак (с 1960 г.), Иран (с 1960 г.), Кувейт (с 1960 г.), Ливан (с 1962 г.), Нигерия (с 1971 г.), Катар (с 1961 г.), Саудовская Аравия (с 1960 г.), Объединенные Арабские Эмираты (с 1967 г.) и Венесуэла (с 1960 г.).

ОПЕК организована странами нефтеэкспортерами для выполнения следующих основных целей и задач:

1. координация и унификация нефтяной политики стран – членов;

2. определение наиболее эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересов;

3. использование необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти;

4. защита интересов стран – производителей нефти путем обеспечения им устойчивых доходов;

5. обеспечение эффективного, регулярного и рентабельного снабжения нефтью стран – потребителей;

6. обеспечение получения справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленность;

7. обеспечение охраны окружающей среды;

8. сотрудничество со странами – не членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций, представляющих государства – члены, возглавляемых министрами нефтяной добывающей промышленности или энергетики. Заседания Конференции проводятся два раза в год, в штаб – квартире ОПЕК, находящейся в городе Вене (Австрия).

ОПЕК И МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ

Для ослабления конкурентной борьбы и завоевания мирового рынка нефти в 1928 году семь крупнейших нефтяных компаний: “Gulf oil”, “Standard oil”, “Mobil oil”, “Texaco”, “British petroleum”, “Royal Dutch” и “France petrol” образовали картель, который контролировал практически весь мировой рынок нефти (по данным на 1965 год в распоряжении картеля имелось 79 % запасов и 60 % добычи нефти в капиталистическом мире). Основой их господства был контроль над источниками нефти в развивающихся странах в форме владения концессиями. Они не только обеспечивали прибыли монополий, но и гарантировали империалистическим государствам бесперебойное снабжение жидким топливом. Установив низкие цены, картель добился расширения рынков сбыта и переориентации мировой экономики на жидкое топливо.

Поделив между собой рынки сбыта, источники сырья и согласовывая размеры добычи, участники картеля долгое время практически единолично регулировали цены мирового рынка, заставляя следовать за собой других конкурентов. Кроме того, нефтяные корпорации контролировали не только нефтедобычу, но и операции по транспортировки, переработке и сбыту жидкого топлива.

В течение длительного периода до конца 40-х годов XX столетия цены на нефть поддерживались картелем на уровне, соответствовавшем наивысшим мировым издержкам производства – на худших месторождениях США.

Однако после Второй мировой войны начался распад колониальной системы, после чего развивающиеся страны начали борьбу против их империалистической эксплуатации со стороны США и стран Запада. Важной составной частью этой борьбы является движение развивающихся стран за завоевание и упрочение национального суверенитета над своим важнейшим природным богатством.

Борьба данной группы была направлена, в первую очередь, на изменение условий концессиональных соглашений, служивших серьезным тормозом в экономическом развитии нефтедобывающих стран.

Положения об обязательном сокращении площадей концессий стали появляться с середины 50-х годов. Но лишь после образования ОПЕК развивающиеся страны – экспортеры нефтяного топлива пришли к осознанию необходимости, прежде всего, изменить в свою пользу условия иностранных концессий, которые являются основой эксплуатации этих стран.

Первым шагом правительств этих стран стала организация государственных нефтяных компаний. В 1960 г. национальная компания была образована в Кувейте, 1962 г. – в Саудовской Аравии, 1963 г. – в Алжире, 1964 г. – в Ираке. Но нефтяные монополии по-прежнему сохраняли низкие цены на мировом рынке. Тогда руководство нефтедобывающих стран перешло к более решительным действиям. Вначале 70-х гг. были полностью или частично национализированы на возмездной основе добывающие страны и перерабатывающие предприятия иностранных монополий. В январе 1973 г. вступили в силу соглашения Саудовской Аравии, Катара и Кувейта с девятью нефтяными монополиями о том, что в дочерних компаниях, ведущих добычу на их территории государству, будет принадлежать 25 % акций, а через 10 лет – 50 %.

Реальный итог был виден уже в 1974 году, когда в большинстве из нефтеэкспортирующих стран была ликвидирована концессионная система и установлен государственный контроль, хотя и неполный, над нефтедобывающей промышленностью.

По данным различных ученых, в середине 1974 г. под контролем государства в странах ОПЕК находилось 59 % всей добываемой в них нефти. Характерно, что в тот период в результате национализации был установлен контроль над 32 % всей добычи и за счет приобретения долевого участия в концессиях – над 26 %.

Добившись значительного роста цены на нефть, развивающиеся страны многократно увеличили свои доходы. За этот счет были переоснащены действующие и построены новые нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, получили развитие другие сектора экономики.

На мировом рынке нефти стали действовать два крупных центра – Запад и Восток.

Такая структура нефтяного рынка сохранилась и по сей день, однако в результате согласованной политики стран – участниц ОПЕК государства Восточного полушария имеют в настоящее время значительно больший удельный вес на мировом рынке нефти, нежели страны Западного полушария.

Несмотря на это, ОПЕК не способна справиться с трудностями, которые время от времени все-таки возникают перед ней. На мировом рынке нефти сегодня активную роль играют также такие страны, как: США, Мексика, Россия и другие. ОПЕК вынуждена считаться с этими странами, вести переговоры о сотрудничестве с целью стабилизации цен на нефть.

РОЛЬ ОПЕК В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

В современных условиях объем промышленного производства в структуре мирового ВВП – 60 %, а промышленной продукции в структуре мировой торговли – 70 %. Из этого видно, что развитие мировой экономики напрямую зависит от развития промышленности. При этом мировая промышленность зависит от нефти, как одного из самых дешевых и распространенных источников энергии на промышленных предприятиях. Нефть также имеет большое хозяйственное значение, от нее зависит работа автомобильного, воздушного, морского и значительной части железнодорожного транспорта. Поэтому можно смело говорить о том, что нефтяной фактор является существенным в поддержании стабильности функционирования мировой экономической системы.

Однако при всей значимости нефтяного фактора не каждая страна, добывающая данный вид сырья, может реально влиять на мировую экономику.

В настоящее время на мировом рынке нефти реальной силой, способной в полном объеме использовать данный фактор, является ОПЕК. Строго регулируя добычу и экспорт нефти, страны ОПЕК обладают действительной возможностью диктовать мировые цены на нефть с учетом в первую очередь своих национальных интересов. Такая возможность является следствием многих факторов.

Во-первых, страны, входящие в ОПЕК, обладают богатейшими запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов.

Во-вторых, на сегодняшний день ОПЕК добывает около 24 млн. баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения.

В-третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты, поэтому ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти, как в сторону уменьшения, так и увеличения. По оценкам EIA (Energy Information Administration), без привлечения существенных инвестиций, нефтяной картель может увеличить добычу нефти до 35 млн. барр./сут. При этом вложения в увеличение уровня добычи на 1 барр./сут. составляют всего около 2,8 долл.

Итак, ОПЕК действительно способна влиять на уровень цен на нефть, ее роль в мировой экономике сводится к поддержанию стабильности цен на нефть, уравновешиванию спроса и предложения посредством увеличения или уменьшения добычи нефти.

Однако для более полного понимания ее роли в мировой экономике необходимо рассмотреть функционирование картеля в кризисных ситуациях.

В октябре 1973 года началась четвертая Арабо-Израильская война. В ответ ОПЕК сначала сократила, а затем и вовсе наложил эмбарго на экспорт нефти союзникам Израиля: США, Голландии, Португалии, и ЮАР.

Эти действия ОПЕК, наряду с такими факторами, как подъем в капиталистической экономике, вызвавший резкое повышение спроса на нефть, спекулятивные операции монополий с товарными запасами нефти, усиливавшиеся диспропорции между спросом и предложением – все это неминуемо привело к первому энергетическому кризису, который продолжался пять месяцев вплоть до 18 марта 1974 года, пока действовало эмбарго картеля против США. За это время цены взлетели с 4,5 до 12 долларов за баррель.

Второй кризис, разразившийся в 1979 году, был еще опасней. В Иране произошла революция, а с 1 апреля ОПЕК увеличил цены на 14,5 %. Это привело к тому, что рыночная цена выросла до 14,6 долл. за баррель. С июля картель повысил цены еще на 15 %. Затем последовал захват Ираном западных заложников и разрыв отношений с США. В то же время действия Саудовской Аравии привели к росту цен с 19 до 26 долл. за баррель. В 1980 году ситуацию обострила Ирано-Иракская война. Смесь Saudi Light выросла до 34 долларов за баррель, достигнув своего исторического максимума.

Первый и второй энергетические кризисы показали низкую эффективность деятельности ОПЕК, не отлаженный механизм координации нефтяной политики, входящих в нее стран. В обоих случаях ситуация на рынке развивалась спонтанно, при участии стран – членов ОПЕК, но не под контролем организации, как таковой.

Но говоря о неспособности или, по крайней мере, слабом воздействии ОПЕК на мировую экономику в период кризисов, следует отметить, ее роль в стабилизации цен на нефть в последующие годы огромна. В период повышения цен общий объем поставок из этих стран оставался практически неизменным. Именно данный аспект затруднял вмешательство ОПЕК в стремительное развитие энергетических кризисов. Но в те моменты – соответственно 1975 г. и с конца 1980 г.,– когда начиналось ощущаться вызванное подорожанием жидкого топлива сокращение спроса, участники ассоциации нефтеэкспортеров существенно снижали добычу и тем самым устанавливали новый уровень цен.

В течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть, но когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти до 18 млн. барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. ОПЕК заявила об отказе от роли «регулятора» рынка и решила отстаивать более высокую долю на рынке. Страны – участницы ОПЕК резко повысили добычу нефти в своих странах. Однако новая стратегия не принесла ожидаемого успеха: в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза с 27 до 12 долл. за баррель – капиталистический рынок поразил очередной кризис – кризис перепроизводства.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции «Буря в пустыне», завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны, продолжающейся по сей день.

После кризиса в ЮВА 1997г. произошел обвал фондовых рынков по всему миру. Однако ОПЕК не обратила внимание на тревожные симптомы. Более того, на ноябрьской встрече было решено увеличить производство на 10 % - до 27,5 млн. барр./сут. Вся несвоевременность этого шага проявилась в 1998 году, когда рост предложения нефти на фоне сокращения ее потребления в Азии привел к увеличению промышленных запасов нефти и обвалу цен. В течение целого года ОПЕК не мог переломить ситуацию, и это поставило под сомнение само существование картеля. Дважды в марте и июне ОПЕК принимал решение о сокращении производства, однако низкая дисциплина внутри организации существенно подорвала доверие рынка. К декабрю 1998 года цены опустились до 10 долларов за баррель, а промышленные запасы в США достигли 330 млн. баррелей. Лишь в марте 1999 года картель не только принял решение о сокращении добычи, но и сумел его исполнить. Снижение добычи нефти с 25,5 млн барр./сут. до почти 23-х, наряду с восстановлением экономик стран Юго-восточной Азии сделали свое дело. Практически весь год после исторического решения цены на нефть непрерывно росли, причем если в феврале 1999 года Brent стоил около 10 долл. за баррель, то в марте 2000 все 30.

Современная ситуация показывает, что ОПЕК как никогда заинтересована в поддержании стабильности на мировом рынке нефти, во-первых потому, что не полностью отошедшие от последнего кризиса экономики некоторых стран не в состоянии будут перенести еще один кризис. Существование не только ОПЕК, но и стран, входящих в нее, зависит от грамотной политики данной организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объединившись, страны – нефтеэкспортеры смогли противостоять международному нефтяному картелю, бороться против империалистической эксплуатации со стороны США и стран Запада и в конечном итоге вытеснить картель с мирового рынка нефти, начать самим распоряжаться своим национальным богатством, устанавливая на него «справедливую» цену. Однако, имея реальную силу на мировом нефтяном рынке, ОПЕК не только не смогла предотвратить нефтяные кризисы, но и своими действиями способствовала их нарастанию.

В настоящее время ОПЕК продолжает играть огромную роль в функционировании мирового хозяйства, но, очевидно, что ее роль на международной арене становится с каждым годом все ниже и ниже. Это объясняется многими факторами. Вот основные из них. Во-первых, вследствие того, что уже сегодня ОПЕК не в состоянии самостоятельно справиться с падением цен на нефть, ей приходится искать поддержки со стороны других стран экспортеров нефти, т. е. увеличивается ее зависимость от других стран. Во-вторых, усилившаяся в последнее время рационализация в использовании природных ресурсов и переход к использованию альтернативных источников энергии, ведет к сокращению спроса на нефть. В этих условиях ОПЕК проводит политику сокращения добычи «черного золота». Но, при сокращении добычи нефти в странах – участницах ОПЕК, государства, не входящие в нее, наоборот, стремятся увеличить добычу, постепенно вытесняя ОПЕК с мирового рынка нефти.

В долгосрочной перспективе (80–100 лет), на мой взгляд, ОПЕК ждет куда более серьезная проблема: исчерпание природных ресурсов. Экономика большинства стран, входящих в ОПЕК, преимущественно зависит от нефтяного фактора. Большинство доходов эти государства получают от продажи нефти. Поэтому экономики данной группы стран должны быть в срочном порядке диверсифицированы, иначе при полном исчерпании природных богатств возникнет угроза их дальнейшему существованию.

Кроме того я считаю, что крах экономик государств, зависящих более чем на 70% от нефти, произойдет намного раньше, чем фактическое исчерпание природных ресурсов. Объясняется это тем, что уже в скором времени (20–40 лет) нефть перестанет играть роль источника энергии. А в таком случае отпадет и необходимость мирового рынка в жидком топливе.





Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений. Сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.


ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 1014 сентября Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла(инициатор создания). К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились ещё 9:Катар (1961), Индонезия (, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК), Ливия (1962),Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (, 2007), Габон (), Ангола (2007). Индонезия вышла из организации в 2008 году после того, как стала страной-импортером нефти, но заявила, что она, скорее всего, вернётся, если она станет экспортером снова. В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена организации Анголы и возвращения в лоно организации Эквадора. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле. Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия). Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.


Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации. Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента. Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.


Многосторонние институты помощи ОПЕК Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития (Судан) Программа арабских государств Персидского залива для организаций развития системы ООН (Саудовская Аравия) Арабский валютный фонд (Объединенные Арабские Эмираты) Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт) Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Эмираты) Арабский банк экономического развития Африки Исламский банк развития Фонд международного развития ОПЕК двусторонние институты помощи развитию ОПЕК Фонд арабского экономического развития (ОАЭ) Организация по инвестициям, экономической и технической помощи Ирана - Организация Ирана (Саудовская Аравия) Иракский фонд развития зарубежных стран - Иракский фонд (Ирак) Кувейтский фонд арабского экономического развития - Кувейтский фонд (Кувейт) Саудовский фонд развития - Саудовский фонд (Саудовская Аравия) Венесуэльский инвестиционный фонд (Венесуэла) трастовые фонды ОПЕК Арабский нефтяной фонд (Кот"де"Ивуар) Трастовый фонд Нигерии Африканский банк развития (Кот"де"Ивуар) Венесуэльский трастовый фонд Межамериканский банк развития


Нефтяная корзина ОПЕК это условная смесь, составленная из марок нефти, которые поставляют на мировой рынок страны картеля. Его ценовое значение является средним арифметическим стоповых цен для сортов нефти, производимых участниками организации. Термин «корзина» ОПЕК был официально введен 1 января 1987 г. Состав корзины периодически меняется, последние изменения были внесены в январе 2009 года. В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор).В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). На настоящий момент (декабрь 2011) корзина включает в себя 12 сортов нефти.



Устав ОПЕК требует, чтобы компания добивалась стабильности и благосостояния своих членов на мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует добывающую политику своих членов. Одним из способов такой политики является установление квот торговой деятельности черного золота. В случае если требования потребителей черного золота растут, а рынок насытить нельзя, то необходимо поднять уровень нефтедобычи, для чего устанавливается более высокая квота. Юридически поднятие квоты возможно только в случае быстрого роста цен на нефть во избежание кризиса, подобного кризису 1978 года, когда цены на нефть выросли в 4 раза. Аналогичная мера предусмотрена уставом в отношения случая быстрого падения цен. ОПЕК очень сильно вовлечен в мировую продажу и его руководство осознает необходимость коренного реформирования системы международной коммерции.


За 12 месяцев, которые завершились 31 января 2012 года, чистые инвестиции стран ОПЕК в долговые бумаги США выросли на 20%, или на 43,3 миллиарда долларов. Сумма инвестиций составила 258,8 миллиарда долларов против 215,5 миллиарда долларов за аналогичный период, завершившийся 31 января 2011 года, и 211,9 миллиарда долларов годом ранее. При этом инвестиции стран, не входящих в Организацию стран-экспортеров нефти, за отчетный период увеличились на 13%. Основной причиной такой динамики является удорожание нефти. Так, по данным агентства Bloomberg, в связи с увеличением цен на нефть в среднем на 26 долларов с сентября 2011 года страны ОПЕК получают каждый день дополнительные 780 миллионов долларов.


Украина заинтересована в активизации отношений с Организацией транспортеров нефти (ОПЕК) в связи с увеличением объема транзита нефти через территорию страны. В 2010 году Украина предложила Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК подумать о возможности предоставления ей статуса наблюдателя при организации. Но в 2012 году представитель Ирана в ОПЕК Мухаммад аль-Хатиби заявил, что участники картеля «не должны сотрудничать со странами Европы и США».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "ОПЕК" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: География. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Презентацию выполнил ученик 10 «А» класса Гридин Евгений

Слайд 2

Что такое ОПЕК?

ОПЕК – ЭТО Организация стран - экспортёров нефти. Так же является Международной межправительственной организацией, созданной нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. Часто рассматривается как картель. В состав ОПЕК входят 14 стран: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор. Штаб-квартира расположена в Вене. Генеральный секретарь (с 01 августа 2016 г.) - Мохаммед Баркиндо Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится ~35 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Доказанные запасы нефти стран, входящих в ОПЕК, в настоящее время составляют 1199,71 миллиарда баррелей.

Слайд 3

Слайд 4

История ОПЕК

ОПЕК была основана в столице Ирака, городе Багдаде, в сентябре 1960 года. Инициаторами ее создания стали крупные мировые экспортеры нефти - Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, а также Венесуэла. Как считают современные историки, период, когда данные государства выступили с соответствующей инициативой, совпал со временем, когда шел активный процесс деколонизации. Бывшие зависимые территории отделялись от своих метрополий как в политическом, так и в экономическом выражении.

Слайд 5

Мировой рынок нефти контролировали в основном западные компании, такие как Exxon, Chevron, Mobil. Есть исторический факт - картель из крупнейших корпораций, включая названные, выступила с решением снизить цены на "черное золото". Это было обусловлено необходимостью снижения издержек, связанных с нефтяной рентой. В результате страны, учредившие ОПЕК, поставили цель - получить возможность контроля над своими природными ресурсами вне поля влияния крупнейших мировых корпораций. К тому же в 60-е годы, как считают некоторые аналитики, экономика планеты не испытывала столь большой потребности в нефти - предложение превышало спрос. И потому деятельность ОПЕК была призвана предотвратить снижение глобальных цен на "черное золото".

Слайд 6

Слайд 7

Цели деятельности ОПЕК

Как мы уже отметили выше, изначально целью создания ОПЕК было установление контроля над национальными природными ресурсами, а также влияние на мировые ценообразующие тренды в нефтяном сегменте. Как полагают современные аналитики, принципиально данная цель с тех пор не поменялась. В числе наиболее актуальных задач, не считая главной, для ОПЕК - развитие инфраструктуры поставок нефти, грамотное инвестирование доходов от экспорта "черного золота".

Слайд 8

ОПЕК как игрок мировой политической арены

Члены ОПЕК объединены в структуру, которая носит статус межправительственной организации. Именно так она зарегистрирована в ООН. Уже в первые годы работы ОПЕК установила отношения с Советом ООН по вопросам экономики и общества, стала участвовать в Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Несколько раз в год проводятся совещания с участием высших правительственных должностей стран, входящих в ОПЕК. Данного рода мероприятия предназначены для выработки совместной стратегии дальнейшего выстраивания деятельности на глобальном рынке.

Слайд 9

Запасы нефти в ОПЕК

Члены ОПЕК обладают суммарными запасами нефти, которые оцениваются более чем в 1199 миллиардов баррелей. Это примерно 60-70% от мировых резервов. При этом, как полагают некоторые эксперты, только Венесуэла достигла пиковых объемов добычи нефти. Остальные страны, что входят в ОПЕК, еще могут увеличить свои показатели. Вместе с тем мнения современных экспертов касательно перспектив роста добычи "черного золота" странами Организации расходятся. Некоторые говорят, что государства, что входят в ОПЕК, будут стремиться к увеличению соответствующих показателей - с целью сохранения текущих позиций на глобальном рынке.

Дело в том, что сейчас США - экспортер нефти (в значительной мере относящейся к типу сланцевой), который в потенциале может существенно потеснить страны ОПЕК на мировой арене. Другие аналитики полагают, что увеличение добычи невыгодно государствам, входящим в Организацию - рост предложения на рынке снижает цены на "черное золото".

Слайд 10

Структура управления

Интересный аспект в изучении ОПЕК - характеристика системы менеджмента организации. Ведущий орган управления ОПЕК - это Конференция государств-участниц. Созывается она обычно 2 раза в год. Заседание ОПЕК в формате Конференции предполагает обсуждение вопросов, связанных с приемом в организацию новых государств, принятием бюджета, кадровыми назначениями. Актуальные темы для Конференции формулирует, как правило, Совет Управляющих. Эта же структура осуществляет контроль над реализацией утвержденных решений. В структуре Совета Управляющих - несколько отделов, отвечающих за специальный круг вопросов.

Слайд 11


Организация стран экспортёров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕК, англ. OPEC) Организация стран экспортёров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕК, англ. OPEC) англ. англ. англ. англ. международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. нефть


В состав ОПЕК входят: В состав ОПЕК входят: Иран Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла (инициатор создания), Катар (1961), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (, 2007), Ангола (2007). Ирак Кувейт Саудовская Аравия Венесуэла Катар 1961Ливия 1962Объединённые Арабские Эмираты 1967Алжир 1969 Нигерия 1971Эквадор Ангола 2007 Иран Ирак Кувейт Саудовская Аравия Венесуэла Катар 1961Ливия 1962Объединённые Арабские Эмираты 1967Алжир 1969 Нигерия 1971Эквадор Ангола 2007 Штаб-квартира находится в Вене(с 1 сентября 1965 г.) Штаб-квартира находится в Вене(с 1 сентября 1965 г.)


Структура ОПЕК: Главный секретарь Главный секретарь Президент Президент Конференция министров государств(Совет управляющих) Конференция министров государств(Совет управляющих) Секретариат(три департамента) Секретариат(три департамента) Экономическая комиссия Экономическая комиссия


Задача ОПЕК Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. П П П П П ии кк н н н н ее ффс тттт ии ещё не пройден только странами ОПЕК и Канадой (из крупных экспортёров). В России пик нефти был пройден в г г г г ооо ддт уууу


Основными целями создания Организации являются: Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. Внимание к интересам стран-производителей нефти cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК


Проблемы стран Опек Проблемы крупно населённых стран Проблемы крупно населённых стран Нерациональное вложение денег Нерациональное вложение денег Отсталость стран ОПЕК от ведущих стран мира Отсталость стран ОПЕК от ведущих стран мира Недостаточная квалификация национальных кадров. Недостаточная квалификация национальных кадров.

Что это такое?

Сырая природная нефть - легко воспламеняющаяся жидкость, которая находится в глубоких осадочных отложениях и хорошо известна благодаря ее использованию в качестве топлива и сырья для химического производства.

Слайд 3

Нефть и газ известны человечеству уже несколько тысяч лет. Еще в глубокой древности выходы нефти и газа были обнаружены в бассейнах Черного и Каспийского морей и использовались для отопления, приготовления пищи, смазки, как цементирующий материал и дорожное покрытие, для заделывания щелей и смоления судов.

Немного истории

Слайд 4

За несколько столетий до н.э. в Китае производилось бурение с использованием бамбуковых труб. Однако систематическая добыча нефти в мире началась лишь спустя 2000 лет.

Нефтяная геология сформировалась как признанная наука в начале ХХ века. С этого времени начался быстрый рост числа специалистов по нефте- и газоразведке; тысячи геологов во всем мире заняты сегодня поисками нефти и газа.

Слайд 5

В чем измеряют?

В 1 барреле (в среднем) 0,1360 тРоссийская Urals-33 0,1365 т Иранская Heavy-31 0,1381 т Иранская Light-34 0,1356 т Китайская Daqing-32 0,1373 т Британская Brent Blend-38 0,1324 т

Слайд 6

ОПЕК (OPEC, Organization of the Petroleum Exporting Countries) – организациястран-экспортеровнефти.

ОПЕК была учреждена после того, как «Семь сестер» – картель, объединявший компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако» и контролировавший переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, – в одностороннем порядке снизили закупочные цены на нефть, исходя из которой они выплачивали налоги и проценты за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и целью создания ОПЕК являлось предотвращение дальнейшего падения цен.

Слайд 7

ОПЕК была сформирована на международной конференции в Багдаде, состоявшейся 10-14 сентября 1960 г. Первоначально в организацию вошли пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В период с 1960 по 1975 гг. было принято еще 8 стран: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. В декабре 1992 г. Эквадор вышел из состава ОПЕК, а в январе 1995 г. из нее был исключен Габон.

Слайд 8

  • Алжир
  • Венесуэла
  • Индонезия
  • Катар
  • Кувейт
  • Ливия
  • Нигерия
  • Саудовская Аравия

В настоящее время в ОПЕК входит 11 стран:

Слайд 9

Нефтедобывающие страны мира (данные 2005 года)

Слайд 10

Несмотря на огромное влияние на нефтяной рынок, ОПЕК производит всего 40% от объемов мировой добычи нефти. Однако страны, входящие в ОПЕК, владеют 77% всех разведанных мировых запасов нефти. Как следствие, страны, не входящие в ОПЕК - Канада, Великобритания, Норвегия, Мексика, Китай, Россия и США, добывают около 60% нефти, но при этом их собственные запасы быстро истощаются. В результате в последние десятилетия все острее ощущается необходимость освоения альтернативных источников энергии.

Слайд 11

При этом наиболее существенно по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась добыча нефти в Саудовской Аравии - с 9,438 млн. до 9,540 млн. барр./день, отмечено в докладе экспертов ОПЕК.

Цена нефтяной "корзины" ОПЕК по состоянию на 21 октября составила 52,47 (-0,38) долларов за баррель. Это самая низкая отметка за последние 13 недель. Дешевле, чем теперь, "корзина" последний раз стоила 25 июля 2005 года. Тогда ее цена официально составляла 52,07 доллара за баррель.

Слайд 12

В настоящее время действительное производство нефти странами-членами мирового нефтяного картеля составляет именно 30,3 млн. баррелей в день, хотя совокупные официальные квоты, выделенные решениями 130-й венской конференции 31 марта текущего года, определены в 23,5 млн. баррелей.

Слайд 13

Мировые цены на нефть в январе-сентябре 2005 г. находились на чрезвычайно высоком уровне, а в последние месяцы достигли исторического максимума в номинальном выражении. В среднем за девять месяцев 2005 г. уровень мировых цен на нефть на 75% превышал средний уровень предыдущих трех лет.

Высокие темпы роста мировой экономики, в частности, экономики США и Китая

Низкий уровень свободных производственных мощностей для добычи нефти

Слайд 14

Повышающее влияние на мировые цены на нефть в последнее время оказали ураганы Катрина и Рита, приведшие к остановке добычи и повреждению энергетической инфраструктуры в регионе Мексиканского залива.

Слайд 15

На мартовской (2005 г.) конференции ОПЕК было объявлено об увеличении добычи нефти странами - членами организации на 500 тыс. баррелей в сутки, однако данная мера не оказала никакого видимого влияния на динамику нефтяных цен.

Российская нефтяная промышленность

Слайд 16

Пурномо Юсгианторо, генеральный секретарь ОПЕК:

«ОПЕК в одиночку не в состоянии добиться стабильности на мировых энергетических рынках и вывести нынешние высокие цены на нефть в нормальное русло. Без таких стран - крупных нефтепроизводителей и нефтеэкспортеров, как Россия, Норвегия, Мексика, Казахстан, Ангола, Оман, мировой картель не справится с проблемой достижения стабильности мировых нефтяных рынков. Но от указанных государств пока нет движения навстречу, хотя сотрудничество и координация многих тактических действий развивается нормально.»

Слайд 17

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2004 г. Россия добыла 458,7 млн. т нефти, что почти на 9% больше, чем в прошлом. Это абсолютный рекорд за всю историю отечественной нефтянки, включая советский период. Больше половины добытого сырья ушло на экспорт.

По мнению аналитика ФК «НИКОЙЛ» Алексея Кормщикова, Россия к концу нынешнего года извлечет из недр на 5-6% нефти больше, чем в прошлом, но потом рост и вовсе прекратится. «Проблема в том, что разведка новых месторождений ведется в недостаточном объеме, поэтому наращивать добычу будет не из чего», - считает эксперт.

Слайд 18

Развитие нефтегазового сектора экономики России в январе-сентябре 2005 г. характеризовалось сохранением тенденции роста производства нефти и нефтепродуктов, сложившейся в 2000-2004 гг., однако темпы роста добычи нефти в 2005 г. резко упали.

Слайд 19

Слайд 20

Россия экспортирует больше всех нефти.

Вырученные за нее деньги «экспортирует» тоже.

Слайд 21

Нефтяной комплекс Прикамья

ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" осуществляет поиск, разведку и добычу нефти и газа в 23 административных районах Пермского края.

Наиболее активная добыча нефти ведется в Усольском, Соликамском, Куединском, Частинском, Чернушинском и Бардымском районах. Всего на балансе группы ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" находятся 127 месторождений.

Слайд 22

Добыча нефти группы "ЛУКОЙЛ-Пермь" за 2004 - 2005 годы

Слайд 23

Добыча нефти по предприятиям "ЛУКОЙЛ-Пермь" за октябрь 2005 года

Слайд 24

Всего за период до 2010 года ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" планирует добыть 68 млн. тонн нефти.

Использование самых современных технологий и новейшего оборудования позволяет ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" проводить работы по вовлечению запасов нефти, расположенных в природоохранных зонах. Вовлечение месторождений природоохранных зон позволит дополнительно добыть до 2010 года более 3,2 млн.тонн нефти.

Слайд 25

Прогноз на 2006 год

Как показывает анализ ситуации на мировом нефтяном рынке, ряд факторов будут способствовать сохранению в ближайшей перспективе высокого уровня мировых цен на нефть.

Рост мирового спроса на нефть, как прогнозируется, будет достаточно высоким. По прогнозу Министерства энергетики США в 2006 г. мировой спрос на нефть увеличится на 1,9 млн. барр. в сутки, или на 2,2% по сравнению с 2005 г.

Слайд 26

Как прогнозируется, увеличение производства нефти в странах - не членах ОПЕК не позволит удовлетворить мировой спрос. Добыча нефти за пределами ОПЕК в 2006 г., согласно прогнозу, увеличится на 0,9 млн. барр. в сутки по сравнению с предыдущим годом.

Слайд 27

Свободные производственные мощности по добыче нефти, которые в последнее время сократились, как ожидается, останутся на низком уровне.

Как ожидается, сохранится напряженность в секторах переработки и грузовых перевозок, обусловленная ограниченностью располагаемых мощностей.

Слайд 28

Геополитические риски, такие как нестабильность в Ираке и возможные проблемы в Нигерии и Венесуэле, сохранят уровень неопределенности на мировом нефтяном рынке высоким.

Значительный рост спроса на нефть будет обусловлен высокими темпами роста мировой экономики.

Слайд 29

Литература/ресурсы

Еженедельник «Всё ясно»

Еженедельник «Русский Newsweek»

Информационно-аналитическая газета «Деньги»

«Нефть и капитал», №№9-10, 2005.

ОАО «ЛУКОЙЛ»

Портал «Полит.ру»

Финансовая компания «Profit House»

«Экономико-политическая ситуация в России. Октябрь 2005». Журнал Института экономики переходного периода.

Энциклопедия «Кругосвет»

Слайд 30

НЕФТЬ(petroleum - от лат. petra oleum, означающего буквально "каменное масло"): воспламеняющаяся маслянистая жидкость, которая варьируется по цвету от желтого до черного и представляет собой жидкую смесь различных природных углеводородов, образующуюся в пластах осадочных пород земной коры.

Слайд 31

Термин "корзина" ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введен 1 января 1987г. Ценовое значение "корзины", в соответствии с решением 136-й (внеочередной) сессии Конференции ОПЕК, состоявшейся 15 июня 2005г. в Вене, определяется как средний арифметический показатель физических цен для следующих 11 сортов нефти, добываемой странами картеля: Saharan Blend (Алжир), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait Export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arab Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) и BCF 17 (Венесуэла).

Посмотреть все слайды