Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовительной группе. Индюк из пластилина

Очень известной фигуркой среди дымковских игрушек выступает индюк. Создание такого видного персонажа всегда очень увлекательно, так как получается интересная птица с характером и богатыми украшениями. Именно этим мы и займемся на данном занятии.

Глины размером с кулак хватит на изготовление статного индюка. Чуть больше половины уйдет на тело и хвост, а все остальное может уйти, при желании, на крылья, ноги и украшения.

Всегда стремитесь вылепить большую часть игрушки из цельного, хорошо размятого куска глины - это повлияет на прочность изделия. Отдельно прилепленные элементы всегда рискуют отпасть от основного массива при сушке, обжиге или даже заглаживании.

Я вылепил из одного куска заготовку, состоящую из головы, туловища и хвоста. Можно было бы вытянуть из этого куска глины и ноги, но я подумал, что индюк получится тощим, поэтому ноги сделаю отдельно. Не всегда уместно добавлять глины к взятому уже куску, так как ее придется снова хорошенько промять, а это отнимает время. Я всегда стараюсь изготовить игрушку из первоначально взятого куска, какого бы размера он ни был.

Пропорции утверждены. Теперь нужно придать форму частям тела и правильно установить посадку птицы. Гордая птица держит голову высоко и грудь колесам, возьмем это на вооружение. Когда форма есть, заглаживаем заготовку.

На следующем этапе придадим птице устойчивости с помощью цилиндрических ног, хорошо примазанных и с нечетко выделенными пальцами.

Птица, даже нелетающая имеет крылья, и нашего индюка мы не лишим их. Две лепешки крепятся к спине и после заглаживания декорируются волнистым краем. Придается такой эффект с помощью легкого сплющивания и принудительного изгибания. Не забываем про симметрию.

Хвост обычно отдельная гордость индюка и сравним с хвостом павлина. Но я уделю ему меньшее внимание, так как глины распределил на него изначально меньше, чем телу. Для небольшого увеличения и декорирования я сделал защипывание краев хвоста.

Очень распространенное декорирование - капельки. Так мы украсим перистую грудь птицы. Делаются из глины элементы в виде капель, и прилепляются к изделию, сплющиваясь. Несколько слоев таких перьев нарядно смотрятся на игрушках.

Еще один элемент - лента. Она изготавливается из круглого в сечении жгутика с помощью влажной ткани. Жгутик завертывают в ткань так, чтобы сгиб ткани плотно прилегал с жгутику. Затем пальцем разглаживают жгутик со стороны обратной сгибу ткани. Если все правильно сделать, получится лента каплевидная в сечении, где с одной стороны округлый плавный край, а с другой тонкий. Этот тонкий край и примазывают к изделию. Толстый же, чаще всего, сгибают волнами.

Пустим два таких элемента от клюва к началам крыльев. На голову можно добавить небольшой каплю-хохолок, или даже корону.

Спина мне показалась пустовата, и элементами «капля» я образовал пятилистный цветок. Получилось нормально.

Дополнительно можно украсить и хвост, главное не в ущерб общей картины. Декора всегда должно быть в меру. Помните о том, что все дополнительные элементы добавят хлопот и с окраской будущего изделия.

Подготовительная к школе группа

ЛЕПКА. «ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»

Программные задачи.

Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные об­разы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке ха­рактерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одно­го куска, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоратив­ного украшения индюка использовать стеку и печатки (если ре­бенок лепит из пластилина).

Материал.

У воспитателя несколько дымковских птиц - индюк, петух, утка, гусь - и их изображения, картинка с изображением та­ких же реальных домашних птиц; все это прикрыто листками бумаги с прорезанными «окошками», в которые видны наибо­лее характерные части птиц, по которым их легко узнать (го­лова петуха, хвост петуха, хвост курицы и т.д.); исходные фор­мы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики - один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин двух цветов; стеки и печатки.

Ход занятия.

Проводится игровое упражнение «Угадай по части пти­цу». Воспитатель показывает детям картинки с изображени­ями домашних птиц, прикрытые листками бумаги с «окош­ками». Объясняет, что в окошко им будет видна часть той или иной знакомой домашней птицы и по ней они должны угадать, что за птица нарисована на картинке. После того

как дети назовут всех птиц, спрашивает, как же они узнали птиц, ведь видна была не вся птица, а только часть ее. Под­водит к выводу, что через окошки они видели характерные особенности каждой птицы - то, что отличает одну от дру­гой. У всех петухов есть зубчатый гребешок и хвост дугой. У всех гусей длинная шея и т.д. Открывает картинки полнос­тью и помещает их на книжные подставки.



Педагог выставляет на стол дымковских птиц и их изобра­жения. Уточняет, какую птицу изображает та или иная иг­рушка. Вызывает нескольких детей и предлагает поставить рядом с реалистическим изображением дымковскую птицу. Рассказывает, что дымковские мастера, прежде чем вылепить, например, петушка, рассматривали много разных петухов. Они видели, что петухи отличаются друг от друга величиной, цве­том оперения. Одни белые, другие разноцветные, у одних гре­бень высокий с большими зубцами, у других - небольшой. Но у всех петухов есть красный гребень и у всех петухов хвост дугой. Поэтому все петухи похожи, и их не спутаешь с индю­ками, у которых гребешок, бородка и хвост другой формы. Поэтому среди дымковских игрушек дети сразу узнали и пе­туха, и индюка, и утку. Хотя игрушечные птицы не совсем похожи на настоящих, но в них дымковские мастера сумели передать самое главное, самое характерное для каждой.

Воспитатель убирает картинки с реалистическими изобра­жениями птиц и приглашает рассмотреть узоры на дымковс­ких игрушках. В беседе помогает детям определить элементы узора - полоски, точки, волнистые линии, тонкие штрихи, большие и маленькие круги, кольца и их сочетания, компози­цию узоров на груди, крыльях, хвосте. Дает задание найти самую нарядную птицу - индюка. Спрашивает, на какой ча­сти игрушки самый богатый узор (на хвосте). Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощеч­ку. Задает вопросы: «Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.) Зачем нужно рассматривать индюка?»

После ответов детей воспитатель подтверждает: чтобы вы­лепить похожую игрушку, нужно определить, из каких частей она сделана, какой формы каждая часть и где расположена. Проводит обследование образца, обводя пальцем части игруш­ки. Спрашивает, видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальной формы.) Посмотри- те на голову и шею индюка. Голова у него маленькая, неза­метно переходит в шею. А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как коро­на, и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.) Какие по форме крылья и хвост? (Круглые, большие, на кон­це волнистые.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно пово­рачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Об­ращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади воз­ле хвоста для устойчивости фигурки.

Что же нужно сделать после рассматривания индюка? (Разделить пластилин на части и сделать из них исходные фор­ мы для лепки.)

Какую часть игрушки можно вылепить из нее?

Показывает, как раскатать один конец цилиндра и, сделав его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра - это тело птицы. Показывает три шарообразные исходные фор­мы и спрашивает, для каких частей они предназначены (для крыльев, а шарик побольше для хвоста).

Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круг­лые крылья и хвост индюка? (Расплющить шарики в диски.)

Потом педагог на одном шарике показывает, как его рас­плющить о дощечку. Далее показывает и объясняет, как сде­лать край крыла волнистым. Для этого нужно пальцем сде­лать углубления по его краю. Способы лепки высокого греб­ня и длинной бородки индюка дети должны найти самостоятельно.

Дети приступают к делению пластилина на части и изготов­лению исходных форм для лепки индюка.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачи­вает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спи­не индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея пря­мая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед. Говорит, что украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого сте­ку и печатки.

В конце занятия педагог ставит рядом с образцом несколько (три-четыре) детских работ и предлагает найти среди них са­мую похожую на образец. Проводит сравнение в форме шутли­вого диалога с ее автором. От имени индюка (образца) говорит воспитатель, от имени вылепленного индюка - ребенок.

Воспитатель. Посмотри, какой я красавец! У меня длинная гибкая шея.

Ребенок. И у меня тоже.

Воспитатель. У меня высокая круглая корона на голове и длинная бородка.

Ребенок. А у меня еще выше гребешок на голове. Д т.д.

Затем педагог выставляет рядом с образцом еще три-четыре детские работы, и все повторяется.

Примечание. Если времени занятия окажется недостаточно, украшение игрушки и анализ работ можно перенести на следующее занятие или организо­вать эту работу в свободное время.

Представьте себя в роли воспитателя и объясните детям подготовительной к школе группы приёмы лепки объектов в аудитории.

Работа с пластилином, глиной и солёным тестом оказывает расслабляющий эффект на эмоциональное состояние ребёнка, служит развитию мелкой моторики рук и активизируют познавательный и творческий интерес. Занятия по лепке проводятся с ясельной группы детского сада и усложняются год от года. Дошкольники подготовительной группы обучаются различным способам и приёмам лепки, использованию вспомогательных инструментов, развивают цветовое восприятие зрительных образов, совершенствуются в конструкторских навыках. Знание простых геометрических фигур, умение находить их в строение предмета, способность построение сюжетных и предметных композиций, развитие умения прогнозировать этапы работы и анализировать получившееся - все эти качества необходимы для успешной адаптации будущего первоклассника к обучению в школе.

Подготовка занятия по лепке на тему «Птицы» в подготовительной группе

Дети 6–7 лет активно познают предметы и явления окружающего мира, происходящие между ними связи, и с удовольствием воспроизводят их в творческих работах, отражая своё отношение к этим образам. Старшие дошкольники владеют основными приёмами лепки, знакомы со способами создания фигурки из пластичного материала. Педагог не использует прямой показ практических действий лепки, основной обучающей задачей на занятиях становится развитие навыка планирования работы и прогнозирование желаемого результата самими воспитанниками.

Занятие по лепке в подготовительной группе

В подготовительной группе ребята упражняются в создании трёхмерных предметов из пластических материалов, стараясь как можно более точно передать характерные особенности предметов. Лепка выпуклых предметов на плоскости проводится редко, как правило, выполняются задания на изготовление объёмной поделки с последующим её закреплением на бумажной или картонной основе. Тема «Птицы» направлена на развитие и дальнейшее закрепление умения передавать в лепке образы различных видов птиц, особенностей строения их тела, формы конечностей, хвоста, клюва, цвета оперения. Изучив наглядные материалы (картинки с изображением птиц, игрушки или статуэтки), ребята лепят фигурки по представлению. Для воспитанников подготовительной группы обязательно должно даваться задание по передаче характерной позы птицы. Дети учатся отображать положение туловища, лап и крыльев птицы в движении: птица села на ветку, клюёт ягоды, готовится вспорхнуть, поёт, расправила или чистит перья и т. д. По представляению лепятся также образы сказочных и волшебных птиц. Лепка с натуры может проводиться в подготовительной группе на занятиях по созданию птиц по мотивам игрушек народных промыслов (гжельская, дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка). Ребята изучают строение глиняной фигурки, воспитатель проговаривает этапы лепки игрушки (как вариант, озучивает инструкции по следованию технокарте), воспитанники выполняют практическую часть, имея перед глазами образец.

Лепка птички по мотивам дымковской игрушки

Рассотрим способы и приёмы лепки , применяемые детьми для создания птиц:

Способ лепки Цель Техника лепки
Конструктивный Создание предмета из отдельно вылепленных элементов. Ребёнок представляет предмет в виде лежащих в его строение форм, вылепливает соответствующие детали и собирает (конструирует) образ. При работе конструктивным способом могут быть использованы все основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, отщипывание, вдаливание, заострение. При составлении предмета из отдельных элементов применяются приём соединения и последующего сглаживания швов или примазывание деталей.
Пример. Для лепки вороны конструктивным способом необходимо заготовить вытянутый шар для туловища, шар для головы, заострённый шарик для клюва, лапки будут вылепливаться из раскатанных колбасок, хвост - из маленького сплюснутого цилиндра, крылья - из сплющенных шариков.
Пластический/скульптурный Лепка предмета из одного куска пластического материала. Перед практической работой ребёнок представляет, какая одна форма лежит в основе предмета (для птицы - форма яйца). Из пластического материала скатывается заготовка этой формы, слегка разминается ладонями, материал согревается и становится податливым. Ребёнок моделирует образ из заготовки, используя приёмы оттягивания, прищипывания, скручивания, вдаливания.
Пример. Лепка воробья скульптурным способ предполагает вытягивание из яйцеообразной заготовки частей фигурки в следующем порядке: шея, голова и клюв, крылья, лапки, хвост.
Комбинированный Сочетание в практической работе приёмов конструктивного и скульптурного способов для создания предмета. Этот способ чаще всего используется старшими дошкольниками. Основную часть фигурки ребёнок лепит конструктивным способом и дополняет его отдельно вылепленными деталями.
Пример. Для лепки петушка из яйцеобразной заготовки скульптурным способом лепится туловище, голова и шея птицы, затем создаются и примазываются крылья и лапки, гребень и бородка, перья хвоста.

Способы лепки птицы

Конструктивный способ Пластический способ Комбинированный способ

Разновидности лепки птицы

  • Предметная лепка . Создавая изображение птицы, старшие дошкольники совершенствуют навыки лепки и умение украшать поделку. Поверхность фигурки ребята прорабатывают при помощи стеки, заострённой палочки, ножниц, фигурных колпачков для выдавливания узоров. Может быть использован природный материал и фурнитура для украшения модели и основы: крупа, солома, палочки, натуральные или искуственные перья, бусины, бисер, пуговицы и др.

    Пример предметной лепки с использованием перьев для украшения

  • Сюжетная лепка . В подготовительной группе ребята совершествуют умение лепить фигуру птицы в движении. В индивидульной и групповой формах выполняют задание по созданию сюжетных сценок. Лепке композиций из фигур птиц посвящены занятия «Петушок с семьёй» (по рассказу К. Д. Ушинского), «Летят перелётные птицы», «Птичий двор» и др. В сюжетной лепке воспитанники не только стремятся передать характерные особенности птиц, но и мускульные черты положения тела в движении и взаимодействие между персонажами композиции.

    Сюжетная композиция

  • Декоративная лепка . Ребята закрепляют умение лепить по мотивам народных промыслов (глиняные игрушки, свистульки). В подготовительной группе можно проводить занятия по лепке из глины, что актуально для этой формы занятий: после просушки глиняные поделки можно будет расписать на занятии по декоративному рисованию. По мотивам народного творчества ребята лепят фигуры петуха и курицы, индюка, условной птицы, на фигурках могут применяться новые для дошкольников приёмы оформления лепки - налеп и барельеф.

    Декоративная лепка по мотивам дымковской игрушки

Воспитанникам подготовительной группы предоставляется свобода в продумывании художественного замысла, этапов работы и приёмов для его реализации. Важно, чтобы ребя имели доступ к материалам и инструментам. В помещении, где проводятся занятия по изобразительной деятельности, рекомендуется оформить стеллаж или шкаф, в котором хранилось бы всё необходимое для создания композиции. Исходя из своих вкусовых предпочтений, оценки собственных способностей и представляемой задумки, ребята самостоятельно подбирают пластилин для лепки, берут инструменты, дополнительные материалы для украшения. Также в стеллаже должны быть подготовлены различные варианты для основы поделки: набор цветной бумаги, картон, бумага с тиснением или бархатная бумага. Для оформления основы из шкафа с материалами и инструментами для занятий рисованием дети могут взять карандаши, фломастеры, краски и кисти. Иногда раскрашиваются сами пластилиновые поделки, чаще всего, на занятиях по декоративной лепке: готовую фигурку или игрушку ребята расписывают в стиле народной живописи.

Тема «Птицы» в перспективном планировании по лепке в подготовительной группе

В разделе «Лепка» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении лепке с натуры и по представлению, созданию образов народных сказок и художественных произведений (в том числе образов в, декоративному рисованию.

Тема занятия Организационная форма деятельности Обучающие и развивающие задачи
«Домашние птицы» Индивидуальная. Закрепление умения лепить фигуру птицы по представлению.
Развитие умения передавать особенности строение тела птицы и характерных движений птицы.
Совершнествование умения украшать поделку при помощи инструментом и дополнительных материалов.
Коллективная. Закрепление умения лепить фигуры птицы в движении по представлению.
Активизация интреса к работе в подгруппе.
Развитие умения создавать сюжетную композицию: отображение взаимоотношений между мерсонажами сценки, правильное расположение фигурок в композиции, оформление основы работы.
«Летят перелётные птицы» Коллективная. Совершенствование умения передавать характерные особенности строения и позы птиц в движении.
Развитие навыка групповой деятельности.
Развитие интереса к продумыванию основы композиции (тематический или сюжетный фон).
Развитие умения прогнозирования совместной работы и анализирования итогов.
Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят ворону по стихотворению А. А. Блока «Ворона» («Вот ворона на крыше покатой…»).
Совершенствование умения передавать характерные особенности и позу птицы.
Развитие умения самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки, материалы и инструменты, прогнозировать этапы действий.
Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» из цикла «Детки в клетке».

Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию (ребята могут слепить какое-либо животное из стихотворения, у кого в клетке побывал воробей).
Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии.
«Утка» Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят утку по сказке М. Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Вариант индивидуального задания: в подгруппе из 2–3 человек ребята могут создать сюжетную сценку по выбранному эпизоду сказки.
Закрепление навыков лепки фигуры птицы в движении.
Совершенствование умения оформлять основу композиции, по необходимости привлекая приёмы аппликации, рисования или пластилинографии.
Индивидуальная.
«Синичка» Индивидуальная. Совершенствование умения лепить птицу по представлению.
Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции.
Индивидуальная/коллективная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по рассказу Ю. Дмитриева «Снегирь».
Оттачивание навыков в лепке птицы в движении.
Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию: снегирь угощается в кормушке, клюёт ягоды ребины, сел на еловую ветвь и т. д.
Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии.
Вариантом задания занятия по теме «Снегирь» может быть создание коллективной композиции «Снегири на рябине»: ребята совместно оформляют лист полуватмана в качестве основы композиции (рисуют акварельный фон с переходами, дерево, в технике пластилинографии могут изобразить пожухшие листья или снег на ветвях, элементами пластилиновой мозаики создаются грозди рябины), индивидуально вылепливают фигурки снегирей в различных позах и располагают их в общей композиции.
Развитие умения коллективной деятельности: продумывания замысла, распределение обязанностей.
Развитие умения анализировать процесс и итоги коллективной работы.
«Лебедь» («Лебёдушка») Индивидуальная/коллективная. Совершенствование умения лепить птицу по представлению.Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции.
Возможна лепка образа художественного произведения: воспитанникам предлагается изобразить Царевну-Лебедь из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Вариант индивидуального задания для работе в подгруппе: лепка композиции «Лебединое озеро».
Коллективная. Развитие умения создавать совместными усилиями сюжетную сценку.
Закрепление умения лепить домашних птиц по представлению.
Развитие умения создавать образы художественного произведения: ребята лепят сценку из рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй».
Формирование умения коллективного продумывания этапов работы и создания общей композиции.
«Утка», «Индюк», «Петух» Индвивидуальная. Формирование умения лепить фигуру птицы по мотивам дымковской игрушки.
Совершенствование умения лепить комбинированным способом: основная форма дымковской игрушки лепится из целого куска, отдельно вылепливаются детали для крыльев, иногда хвоста.

Развитие интереса к произведениям народного искусства и желания создавать поделки по мотивам работ дымковских мастеров.
«Калининские птички» Индивидуальная. Формирование умение лепить фигуру птицы по мотивам тверской (калининской) игрушки.
Совершенствование умения лепить комбинированным способом.
Развитие навыка расписывания вылепленной игрушки.
Развитие интереса к народным промыслам и желания создавать поделки по мотивам работ тверских мастеров.

Мотивирующее начало занятия на тему «Птицы»

Начальный этап занятия по лепке должен разивать у воспитанников мотивацию (интерес и желание) к работе с пластичными материалами. Наиболее действенный способ привлечения внимания к творческому процессу и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Наглядный материал: рассматривание картинок и плакатов с изображением птиц, подготовка выставки игрушек и статуэток, работ народных мастеров (для занятий по декоративной лепке), изучение иллюстраций к произведениям, эпизоды из которых ребята будут создавать в сюжетной лепке.
  • Проведение беседы. Обращение к личному опыту и восприятию воспитанников активизирует зрительную память и оказывается эффективным для последующей лепки по представлению.
  • Использование художественных текстов: стихотворений и отрывков из рассказов и сказок, по которым даётся задание слепить предметную или сюжетную композицию.
  • Чтение потешек, пословиц и поговорок, загадок о птицах.
  • Использование технических средств: прослушивание песен о птицах, аудиозаписей птичьих голосов, просмотр слайдов на проекторе.
  • Создание сюрпризных моментов и проблемных ситуаций.
  • Проведение подвижных и дидактических игр, тематических физкультминуток.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Птицы»

Тема занятия Мотивирующее начало занятия
«Петушок с семьёй», «Царевна-Лебедь», «Серая Шейка» Занятия, посвящённые лепке сюжетных композиций на основе эпизодов или литературных произведений, должны начинаться с обсуждения текста. Ребятам зачитываются отрывки, описывающие персонажей-птиц, предварительно можно попросить вспомнить ребят, какими они запомнили героев. Привлекается использование наглядного материала - иллюстраций к произведениям. В форме устной беседы воспитатель обсуждает с ребятами, какие сценки с участием птиц можно слепить, какие материалы будут использованы, какие позы необходимо будет передать в фигурах птиц.
«Летят перелётные птицы», «Снегирь», «Домашние птицы», «Птичий двор» Старшие дошкольники многое знают об особенностях домашних, перелётных и зимующих птиц, поэтому начать занятие рекомендуется с беседы:
Какие виды птиц относятся к домашним/перелётным/зимующим? Что ребята о них знают?
Для этих тем эффективно проведение дидактических игр: «Найди отличия на картинках», «Найди лишнее», «Найди пару», «Найди птицу по силуэту тени» и т. д.
Проводятся и подвижные игры на данную тематику.
Пример. На занятии по темам «Домашние птицы» и «Птичий двор» проводится игра «Петушиный бой». Дети разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. По команде все поднимают одну ногу и, прыгая на другой ноге, стараются заставить напарника потерять равновесие. Кто встал на обе ноги, выбывает из игры.
«Сова», «Воробей», «Синичка», «Ворона», «Снегирь» Рекомендуется привлечение малых форм устного народного творчества: потешек и поговорок, загадок, песенок.
Возможно создание сюрпризного момента.
Пример. В начале занятия по теме «Синичка» раздаётся стук в дверь, в группу заходит Дворник (может быть задействован настоящий дворник детского сада, которого знают ребята, можно попросить сыграть роль младшего воспитателя или другого сотрудника учреждения). Он приносит кормушку и жалуется: развесили на деревьях дети из разных групп домики непонятные, а зачем? Ребята объясняют, что это не просто домики, а кормушки для зимующих птиц. Дворник удивляется: почему же в кормушках нет никого? Ребята замечают, что в кормушке нет еды для птиц. Дворник просит помочь ему приманить птиц в кормушку, чтобы на территории садика звучали весёлые птичьи песни. Ребята лепят фигурки синиц и располагают их в кормушке (зёрна скатываются из маленьких кусочков пластилина).

Создание проблемной ситуации тоже эффективно побуждает ребят к творческой деятельности.
Пример. В начале занятия по теме «Снегирь» ребята изучали прикреплённый к магнитной доске иллюстрацию с изображением снегирей на ветках рябины, по картинке проводилась беседа, так что ребята хорошо запомнили плакат. Во время проведения воспитателем с воспитанниками физкульминутки «Вот на ветках посмотри - в красных майках снегири», заранее поставленный в курс дела младший воспитатель незаметно снимает с доски плакат и вешает взамен похожий, но без снегирей. Когда ребята возвращаются на рабочие места, воспитатель просит ещё раз посмотреть на изображение снегирей и приступить к лепке птиц. Ребята тут же замечают, что снегири пропали с картинки. Выход из ситуации - слепить из пластилина снегирей и вернуть их на плакат.

«Калининские птички», «Дымковский индюк» Занятия по декоративной лепке традиционно начинаются с изучения и обсуждения особенностей произведений народного творчества. В игровой комнате может быть заранее подготовлена выставка дымковской/калининской игрушки. Ребятам можно показать слайд-шоу на проекторе с фотографиями работ народных мастеров. Особое значение имеет на этих занятиях звучание народной музыки.

Составление конспекта на тему «Птицы»

Цель занятий по теме «Птицы»: создание предметной или сюжетной композиции из пластического материала.

Задачи: совершенствование умения лепить фигуру птицу с натуры и по представлению; формирование умения передавать фигуру птицы в движении, изображать характерные движения птицы; активизация интереса к коллективной деятельности; развитие способности совместного продумывания замысла и этапов практической работы, распределения обязанностей и анализа процесса и итогов групповой деятельности; совершенствование умения декоративной лепки.

В соответствии с гигиеническими требованиями занятие по лепке в подготовительной группе длится не более 30 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент.
  • Мотивирующее начало занятия.
  • Обозначение цели и задач занятия, устный инструктаж воспитанников по следованию технокартам по лепке или проговаривание с ребятами плана действий по созданию фигурок и их расположению на основе.
  • Практическая работа.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ.
  • Подведения итогов.

Конспект открытого интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС на тему «Перелётная птица - ледедь».
Закрепить и системазировать знания детей о перелётных птицах.
Развивать желание работать с пластичным материалом.
Развивать мелкую моторику рук.
Упражнять детей в развитии образного и цветового восприятия предметов окружающего мира.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Оборудование Демонстрационный материал с иллюстрациями по перелётным птицам, птички - игрушки и статуэтки; аудиозапись голосов и пения птиц (из серии «Голос природы»). Предварительная работа Наблюдение за птицами во время прогулки; беседа о перелётных птицах; чтение рассказов и стихов о птицах. Ход занятия Ребята входят в группу под аудиозапись с птичьим пением.
Проведение беседы:
Чьи голоса вы сейчас слышали? (птичьи)
Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)
Чем они отличаются? (одни улетают осенью в тёплые края, другие остаются зимовать)
Что общего у перелётных и зимующих птиц? (умеют петь и летать)
Физкультминутка «Ну-ка, птички, полетаем!»
Ребята садятся за рабочие места. Воспитатель загадывает загадки о птицах (кукушка, журавль, аист, цапля и др.) и спрашивает, о каких видах птиц говорится в этих загадках (о перелётных).
Проведение дидактической игры «Подумай и покажи»: воспитатель называет птицу, если она перелётная, ребята поднимают руки вверх, если зимующая - кладут на парту.
Создание сюрпризного момента. В группу доставляют письмо от Лебедя. Он рассказывает ребятам, что в начале осени его стая отправилось в тёплую страну, но в конце путешествия оказалось, что один из лебедей не прилетел. Лебедь просит ребят помочь найти пропавшего.
Воспитатель и ребята вспоминают особенности строения лебедя, обсуждают, как можно слепить из пластилина фигуру этой птицы.
Выполнение практического задания - лепки лебедей. Закрепление поделок на общей основе.
Обсуждение процесса лепки и готовых работ.
Подведение итогов занятия.

Готовая работа

План-конспект занятия по лепке на тему «Лебёдушка» в подготовительной группе.

Цель Создание изображения способом конструктивной лепки.
Задачи Формирование умения лепить из целого куска.
Закрепление навыков лепки различными приёмами.
Развитие мелкой моторики и композиционных способностей.
Закрепление и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
Воспитание доброго отношения к птицам.
Предварительная работа Беседа о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций, чтение сказки Г-Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Ход занятия Рассматривание иллюстраций с изображением лебедей, обсуждение особенностей строения этого вида птиц.
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить сказку «Гадкий утёнок» и как там описывался лебедь.
Физкультминутка «Лебеди».
Практическая работа. Воспитатель предлагает ребятам слепить фигуру лебедя по представлению, обсуждают этапы лепки деталей (туловище, шея, голова, крулья) или проговаривают предлагаемые технокартой действия.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
Выполнение задания ребятами, которое прерывается на динамическую паузу «Мы руками Хлоп-Хлоп».
Размещение поделок на общей основе.
Обсуждение готовых работ.
Подведение итогов.

Пример коллективной композиции

Готовая работа

Поэтапный порядок выполнения поделок и технокарты на тему «Птицы»

«Утки» («Летят утки», «Летят перелётные птицы») с оформлением основы для композиции

Лепка фигуры птицы будет проводится скульптурным способом - из одного куска Сделать заготовку в форме яйца Вытянуть шею, слепить голову и клюв Вытянуть и слепить хвостик Вытянуть и слепить крылья Заострённой палочкой сделать глаза Готовые фигурки Лист бумаги для акварели сложить уголком Сделать фон голубого цвета - небо Сделать линию земли Прорисовка заднего плана - лес Рисуем дерево на переднем плане, с которого будут взлетать птицы Складываем заготовку под углом, закрепляем пластилиновые поделки Готовая композиция

«Домашние птицы» («Индюк», «Гусь», «Курица») с составлением композиции «Птичий двор»

Делаем заготовку в форме яйца Вытягиваем голову и шею Вытягиваем лапы Прикрепляем конусообразную деталь - клюв Прилепливаем «соплю» Скатываем детали для крыльев Формируем и примазываем крылья к туловищу Скатываем и сплющиваем две детали для хвоста Прикрепляем первый ряд перьев хвоста Прикрепляем второй ряд перьев хвоста Скатываем и крепим шарики - глазки Заострённой палочкой оформляем крылья Оформляем хвост Делаем когти на лапках Индюк готов Детали для лепки гуся комбинированным способом Вытягиваем из заготовки шею и голову Вытягиваем хвост Формируем крылья Примызываем крылья к туловищу Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки Раскатываем цилиндрики Формируем лапки Гусь готов Детали для лепки курицы комбинированным способом Вытягиваем хвост Вытягиваем и формируем лапы Вытягиваем голову и шею Примазываем шею и голову к туловищу Стекой формируем крылья Примазываем крылья Формируем гребень и бородку Прикрепляем гребень и бородку Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки. Курица готова Раскатываем колбаски Составляем из деталей заборчик, крепим на основе Скатываем шарики - зёрна Располагаем фигуры птиц на основе в характерных позах

«Царевна-Лебедь» (с оформлением основы для композиции)

Детали для лепки лебедя Вытягиваем шею, формируем голову Вытягиваем хвост, формируем туловище Примазываем шею к туловищу Вылепливаем крылья Примазываем крылья Примазываем элемент «маска» Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки Для основы берём лист картона или бумаги Мазками наносим пластилин синего цвета Наносим мазки голубого цвета Раскатываем колбаски из зелёного пластилина Оформляем основу Располагаем фигурку лебедя на основе Дополненный вариант с короной

«Калининские птички» (порядок действий по лепке тверского петуха с раскрашиванием фигурки по мотивам народной живописи)

Детали для лепки калининского индюка комбинированным способом Вытягиваем шею и голову, формируем туловище Вылепливаем кокошник Примазываем кокошник Вылепливаем хвост Примазываем хвост Смешиваем тёплый и светлый оттенок коричневого Туловище, шею и голову красим коричневым цветом Хвост и кокошник красим синим цветом Красим клюв жёлтым Рисуем цветок и точки белым цветом Рисуем оборку и узор на кокошнике и хвосте голубым цветом Поверх голубого наносим элементы узора белой краской Жёлтыми точками украшаем край хвоста и кокошника Рисуем красный элемент в центре Рисуем глазки. Индюк готов Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта

Сюжетная лепка по мотивам рассказа Коллективная работа Сюжетная лепка по мотивам рассказа Готовая работа Сюжетная лепка по мотивам басни Выставка работ воспитанников подготовительной группы Результат работы в подгруппе Готовая поделка Результат работы в подгруппе Коллективная работа Коллективная работа Декоративная лепка (дымковская игрушка)

Задания по лепке условных фигур птиц ребята начали выполнять в первый год обучения в детском саду. В подготовительной группе они должны сформировать умение самостоятельного продумывания и осуществления замысла по лепке фигуры птицы в характерной позе. Старшие дошкольники совершенствуются в способах и приёмах лепки, работа обеих рук скоординирована, уверенно используются дополнительные инструменты и материалы. Занятия лепкой не только приносили положительные эмоции и давали детям прекрасную мозможность фантазировать и создавать игрушки своими руками. При контактировании и действиях с пластическими материалами разрабатывались мышцы кисти (рука ребёнка подготовлена к освоению письма), возбуждались нервные окончания на кончиках пальцев и активизировались мыслительные и речевые центры коры головного мозга (ребёнок учится логическим связям, умеет грамотно строить речь). Обучение работе с пластилином и глиной - важный этап в подготовке будущего первоклассника к школе.

– Незнайка просит вас изготовить на память о занятии игрушку. Давайте слепим такой сувенир – игрушку «Индюк». Рассмотрите дымковского индюка. Расскажите о возможных способах его лепки.

– Опишите последовательность лепки дымковского индюка.

1. Формируем из куска глины овал.

2. Вытягиваем хвост, голову, клюв, гребень, «бородку».

3. Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.

4. Прищипывая пальцами края крыльев и хвоста, украшаем игрушку оборками.

Рефлексия.

– Рассмотрите поделки из глины на нашей выставке и выберите самые выразительные. Какая игрушка самая нарядная, большая, маленькая и т. п.?

– Незнайка благодарит вас за помощь.

Занятие 5
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ
«КАК ПТИЦЫ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ».
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ: ГЖЕЛЬСКИЕ УЗОРЫ

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе; показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

Самостоятельно придумывает небольшой рассказ на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (декоративное рисование: гжельские узоры).

Материалы и оборудование: шаблоны посуды, вырезанные из белой бумаги; краски, кисти; репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики; изделия гжельской керамики; иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьих стай; аудиозаписи «Голоса птиц», графическая модель – клювы птиц.

Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

Игра «Доскажи словечко».

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня… весна.

– Какие изменения в неживой природе происходят весной? (Ответы детей.)

– Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица) .

– Сегодня птицы приглашают нас в свои гнезда.

2. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают».

– Вспомните отличительный признак птицы. (Тело покрыто перьями.)

– По оперению мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)

– Каких птиц мы называем перелётными, а каких – зимующими?

– Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название. (Птицы перелётные и зимующие.)

– Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? (Отсутствие пищи: насекомых, рептилий и т. д.)

– Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?

– Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.

– Отгадайте загадки.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица … (грач) .

– Рассмотрите картинки с изображением перелетных птиц.

– Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения.

(Жаворонок.)

– Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (скворец) .

– Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах.

– Послушайте рассказ М. Богданова:

Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.

Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.

Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.

– Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Чем пение соловья отличается от пения других птиц?

Путь проделав длинный,

Прилетает к нам с теплом,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка.)

– Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

(Соловей.)

– Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения – надо помогать самке кормить птенцов.

Он живёт на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

– В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.

– На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной? (Птицы высиживают птенцов, строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца.)

– Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.

Где ты, где ты, ласточка,

Целый день летала?

Солнцу золотому косу заплетала.

Дрозд метёлкой двор метёт –

Дрозд гостей сегодня ждёт,

У него на день рожденья

Червяки на угощенье.

Нашей Любице не спится –

Прилетай к нам, аист-птица,

С тихой дрёмой, с крепким сном,

Угостим тебя зерном,

Напоим водицей.

Прилетай к нам, аист-птица.

– Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».

– А сейчас каждый год мы празднуем День птиц в конце марта – перед прилётом скворцов. Какова роль человека в жизни птиц? Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?

Из дальних стран домой вернулись птицы:

Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.

Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

Не просто так кричат – себе жилища строят.

– Давайте поиграем в игру «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон «Друг птиц».

– Какие птицы здесь живут?

Показывает картинки с изображением озера, луга, леса, кустарника.

– Чьё это гнездо?

Показывает изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее.

– Кто как поёт?

– Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?

Динамическая пауза.

Капли звонко капали (прыжки на месте) ,

Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам) .

Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся) ,

Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся) .

С нас течёт уже вода (наклон вниз) ,

Мы растаем навсегда (выпрямляемся) .

– В какой росписи можно встретить узор с птицами? (В хохломской и гжельской.)

Что ж, давайте по порядку,

Загадаю я загадку

Кто быстрее ответ найдёт,

Первым и тему урока назовёт.

Снежно-белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно, с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжель.)

– Вы не раз встречали необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это знаменитая гжельская керамика. Сегодня мы продолжим работу по теме «Гжель».

Керамика – это глиняная посуда, слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для мастера великим и мудрым учителем. Обратите внимание на современные изделия гжели, расписанные нарядным, синим узором.

Фарфоровые чайники, Известно всем в народе:

Подсвечники, часы, Ее названье – Гжель.

Животные и птицы Гордятся в Гжели жители

Невиданной красы. Небесной синевой,

Деревня в Подмосковье Не встретите на свете вы

Прославилась, теперь Красоты такой.

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской керамики, он собрал вокруг себя три десятка деревень, центром которых была бывшая Гжельская волость.

Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь прочной и звонкой.

– Вслушайтесь в само слово «гжель», и вы уловите что-то общее со словами «жечь», «обжигать». Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Ее делают и сейчас. Посмотрите, как выглядят сосуды, получившие названия «квасник» и «кумган». Запомните форму этих сосудов.

Квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом с отверстием в корпусе, высокие, с длинным носиком, часто на четырех округлых ножках.

Кумганы – подобные сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе.

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная глазурь придавала блеск.

– Ребята, запомните: фаянсовая посуда – из белой глины, а вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

Майолика, фаянсовая посуда, фарфор – все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.

– А какое настроение у вас возникает при рассматривании гжельских изделий? (Радостное, веселое.)

– За что Гжель нравится всем? Чем она отличается? (Синим цветом.)

– Да, вы правы – своим цветом. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись.

– Давайте выполним гжельскую роспись на шаблонах посуды.

Дети выбирают шаблоны посуды, вырезанной из белой бумаги, и расписывают его по образцу.

Рефлексия.

– Птицы любуются нашими работами. Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные. Объясните свой выбор.

АПРЕЛЬ

Неделя.

Занятие 1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ОТРЫВКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ
СКАЗКИ «МАША И МЕДВЕДЬ»

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: закрепить знания о названиях разных стран, о названии родной страны; познакомить детей с символикой России – флагом и гербом; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага, патриотические чувства через художественное слово, музыку, любовь и уважение к Родине; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, штандарт, копьё).

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о гербе, флаге, мелодии гимна Российской Федерации; распределяет роли до начала игры и сам строит свое поведение, придерживаясь роли; игровое взаимодействие сопровождает эмоциональной речью; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижных игр.

Материалы и оборудование: глобус, карта мира, указка; герб СССР, герб России; монеты с гербом России для каждого ребёнка; флаг России, иллюстрации с изображением первых стягов; портрет президента России Д. А. Медведева; иллюстрация с изображением штандарта Президента; цветная бумага, клей, ножницы, салфетка для аппликации.

Музыкальное сопровождение: «Эхо» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой) .


Какая птица самая важная на фермерском дворе? Можно поспорить об этом. Возможно, это петух, который следит за всеми курами и цыплятами и не дает никого в обиду. Или это гусь, который грозно шипит и не подпускает никого к своему потомству. Но есть еще индюк, который важно распускает хвост, крылья и издает громкие звуки при каждой опасности. Возможно, индюки даже чем-то напоминают павлинов, по крайней мере, они пытаются показать себя самыми красивыми и значимыми птицами. В этом уроке речь пойдет о том, как слепить индюка из пластилина. Птичий двор пополнится этим интересным экспонатом. Представитель птицефермы не особо знаком детям, они его не видели, но тем не менее, знают, как он выглядит. В оперении индюка можно сочетать темные и яркие оттенки, сделать красную переднюю часть и показать некоторые особенности.

Для создания пластилинового индюка подготовьте:

Пластилин;
- стеку.

Как слепить индюка из пластилина поэтапно


Подготовьте пластилин для работы и пластиковую стеку. Основным цветом мы сделаем темный и добавим к нему белый, голубой и красный. Некоторые цвета можно поменять не в ущерб внешнему виду пластилиновой птицы. Она получится яркой.

Сделайте черную центральную заготовку из мягкого пластилина. Возьмите целый брусок или его половину. Разомните в руках. Сформируйте ком.

Подготовьте детали для крыльев и хвоста. Все они будут собраны из трех разных цветов: белого, синего и черного. Для крыльев сформируйте шарики, постепенно уменьшая размер. Самой большой будет черная, средней – синяя и маленькой – белая детали. Для хвоста подготовьте тонкие колбаски в той же тональности. Можно включить еще серый цвет. Работая с белой массой, обязательно очищайте предварительно кожу рук. Если черная масса попадет на светлую поверхность, то последняя станет серой.

Придавите шарики друг другу, затем сдавите с двух сторон ладонью, чтобы сделать плоские крылья. Таким образом, верхняя часть каждого крыла будет черной, центральная – синей, а острый кончик – белым. Также соберите в виде веера подготовленные колбаски. Это будет хвост. К черной колбаске подклейте синюю, к синей – серую, и наконец, белую. Придавите также сверху ладошкой. Очертания всех деталей довольно просты.

Крылья обработайте подобным способом стекой. Эта хитрость дает возможность оживить поделку, сделать ее более реалистичной.

К основной черной детали подклейте красную выступающую часть. Это будет шея и голова индюка. К верхней части головы (по бокам) прикрепите черные точки-глаза, спереди – желтый клюв. Также подготовьте колбаску для свисающей части носа. Желательно сделать ее красной.

Подклейте эту важную отличительную деталь красного цвета к клюву и опустите вниз. Соберите фигурку, добавляя хвост и крылья.