Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Каковы причины межнациональных конфликтов. Межнациональный конфликт

План:

1. Понятие межнационального конфликта

1.1 Понятие межнационального конфликта

1.2 Классификация межнационального конфликта

2. Причины, возможности предотвращения межнационального конфликта

2.1 Причины возникновения межнациональных конфликтов в России

2.2 Способы решения межнациональных конфликтов

1.1 Понятие межнационального конфликта.

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, стремлений. К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфлик-та, в котором группы с противоположными интересами различаются по этни-ческому (национальному признаку).

Функциональный подход к пониманию конфликта характерен для большинства этноконфликтологов. В.А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий».

Л. М. Дробижева подчеркивает функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на национальной основе.

А. Ямсков определяет межнациональный конфликт через описание коллективных действий: «Межнациональный конфликт - это динамически меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющийся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

а) начавшейся этноизбирательной эмиграции из региона;

б) создании политических организаций, декларирующих необходимость изменений существующего положения в интересах указанной этнической группы;

в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы».

З. В. Сикевич в своем определении межнационального конфликта смещает акценты с поведенческой составляющей на анализ пересечения этнического и политического пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении». 1

В последнем случае в определении жестко увязаны субъекты конфликта и глубинные цели их политической активности, какими бы декларациями они не прикрывались, и в каких бы формах не проявлялся сам межнациональный конфликт.

В повседневной практике при обсужде-нии межнациональных отношений, эффективности или неэффективности на-циональной политики государства, обычно имеются в виду определенные на-ции. При этом различные малочисленные этнические группы особо не выде-ляются, хотя их количество, например, в России, довольно значительно. Межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этниче-ских и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребно-стей.

Межнациональный конфликт – сложное социологическое явление и имеет свои особенности. Конфликтные ситуации между социальными группами, классами сво-дятся к противоборству относительно возможно полного удовлетворения их интересов. Это касается прежде всего отношений власти. Межнациональные и межгосударственные конфликты затрагивают буквально весь спектр отно-шений между конфликтующими сторонами, все общество.

Стороны конфликта имеют сложную структуру. Нация или _________________________________________________________________ 1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2004.- с.237-246

этническая группа не всегда выступает совокупным субъектом. Им может выступить отдельная личность, определенная организация или движение, которые берут на себя представительство нации или этнической группы. Люди не только не осуществляют свои национальные интересы, а теряют многое из того, что было, вплоть до прав человека и гражданина.

1.2. Классификация конфликтов

Существует также классификация конфликтов по формам проявления и развития:

Конфликты типа «схваток», когда противоборствующие стороны разделяют непримиримые противоречия и результатом может стать только победа одной из сторон;

Конфликты типа «дебатов», когда ведется спор, маневрирование и обе стороны рассчитывают на достижение соглашения (компромис-са);

Конфликты типа «игр», когда стороны действуют в рамках общих правил и потому конфликт не завершается разрушением всей сово-купности отношений между конфликтующими.

Межнациональный конфликт имеет свои этапы, стадии механизмы развития и решения. Наибольшую опасность для общества представляют вооруженные конфликты. В современном мире страны и народы так взаимосвязаны, что даже незначительные конфликты в одной стране могут служить зажигательной смесью для всего мирового сообщества, тем более в тех странах, как Российская Федерация, которые располагают ядерным оружием.

Для таких конфликтов характерны определенный уровень организован-ности действий наряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступ-лениями вплоть до гражданской войны. Поскольку они возникают в многона-циональных государствах, любой внутренний конфликт в них неизбежно приобретает политический характер. Поэтому порой бывает трудно провести четкую грань между социальным, политическим и межнациональным кон-фликтом. Этнический конфликт может выражаться в различных формах, начиная с нетерпимости и дискриминации на межличностном уровне и кончая массовыми выступлениями за отделение от государства, вооруженными столкновениями, войной за национальное освобождение.

2.1 Причины возникновения межнациональных конфликтов

Межнациональные конфликты в Российской Федерации и в странах СНГ имеют конкретно-исторические объективные и субъективные причины. До 1986 г. о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно решен. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали многие межнациональные антипатии и трения, а также наблюдалось совершение преступлений на этой почве. Последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.

Вместе с тем шел интенсивный процесс русификации нерусских народов. Нежелание изучать русский язык не влекло каких-либо санкций, как это пытаются сделать в Эстонии или Молдове, но само его изучение было поставлено в ранг естественно необходимого. В то же время знание русского языка, как федерального, открывало перед нерусскими народами большие возможности для обучения, профессионализации и самореализации. Русский язык позволял приобщиться к культуре всех народов СССР, а также к мировой культуре. Он выполнял и выполняет ту же функцию, которая выпала на долю английского языка в международном общении. Было бы кощунством забывать также и то, что окраины Союза, будучи более отсталыми, развивались за счет ущемления интересов народов Центральной России.

Все это, однако, не исключало формирования латентных этноконфликтных ситуаций, обусловленных ущербной национальной политикой Советской власти. Еще в период гражданской войны было образовано 35 республик красных режимов и 37 - белых. Эта тенденция усилилась после победы большевиков. Однако ее полная реализация была невозможной. Да большевики и не собирались претворять ее в жизнь. Исходя из принципа “разделяй и властвуй”, они дали формальную самостоятельность в виде национального наименования территории лишь “опорным” нациям. Поэтому из более чем 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. Причем “выдача” государственности осуществлялась странным образом. Эстонцы, например, общее число которых в целом по стране, согласно переписи населения 1989 г., составляло 1027 тыс., имели союзную государственность; татары, численность которых более чем в 6 раз превосходит число эстонцев (6649 тыс.) - автономию, а поляки (1126 тыс.) или немцы (2 039 тыс.) не имели никаких национальных образований.

Последующие волевые изменения границ национальных образований и передача огромных территорий (например, Крыма) из одной республики в другую без учета исторических и этнических особенностей, депортация целых народов с родных земель и рассеяние их среди других национальностей, огромные миграционные потоки, связанные с массовым выселением людей по политическим мотивам, с великими стройками, освоением целины и другими процессами, окончательно перемешали народы СССР.

По переписи 1989 г. одних только русских проживает за пределами России 25 млн. 290 тыс. человек. Кроме русских за пределами России оказалось 3 млн. русскоязычных представителей других народов. А сколько русских и русскоязычных граждан, находясь внутри России, со своими исконными землями были присоединены к территориям других национально - государственных образований или прибыли туда по какому - либо “призыву”, в которых они независимо от своей доли (в 9 республиках из 21 титульные народы не составляют большинства населения, а еще в 8 республиках число русских, украинцев и других нетитульных наций составляет от 30% и более) значатся в числе национальных меньшинств со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основная проблема состоит в том, что титульные нации при любой своей численности претендуют на исключительный контроль государственных институтов и собственности, нередко созданной руками “пришлых” народов и за счет общесоюзного бюджета, как это было в Эстонии, Литве, Казахстане. В ряде случаев русскоязычное население остается заложником националистических преступных авантюр, как это произошло с 250-тысячным русскоязычным населением в Чечне.

Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими.

Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами (поводами) периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие “несправедливости”. Ставя в кавычки это слово, я имею в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.

Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, межнациональные сравнения, которые когда он оказывается (реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.

Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм иррациональны, деструктивны, бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова, с полудвижения. Что может быть легче, чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую “идеологию кривды”, во имя которой следует этот объект отвергнуть? Сказать, например, что во всех несчастьях мира - и прежде всего каждой обиженной души - виноваты евреи, цыгане, немцы, арабы, негры, вьетнамцы, венгры или чехи: Это так просто и понятно! И всегда найдется достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всем виноваты.

2.2 Способы разрешения межнациональных конфликтов

При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например, делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в Чечне.

В многонациональном обществе конфликты неизбежны. Опасность не в них самих, а в способах их разрешения.

Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

Каждая из враждующих группировок должна иметь единое командование и контролироваться им;

Стороны должны контролировать территории, которые обеспечивали бы им относительную безопасность после заключения перемирия;

Достижение состояния определенного равновесия в конфликте, когда стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей;

Присутствие влиятельного посредника, способного повысить интерес сторон к достижению перемирия и добиться признания этнического меньшинства в качестве стороны в конфликте;

Согласие сторон на «замораживание» кризиса и на то, чтобы отложить всеобъемлющее политическое урегулирование на неопределенный срок;

Размещение по линии разъединения миротворческих сил, достаточно авторитетных или сильных для сдерживания сторон от возобновления боевых действий.

Наличие авторитетного единого командования у каждой из воюющих группировок, которое обладало бы достаточной властью для обеспечения контроля за полевыми командирами и приказы которого исполнялись бы является первым необходимым условием для ведения любых переговоров о прекращении огня. В противном случае достижение каких-либо соглашений вообще не представляется возможным. Не случайно одним из первых шагов российских властей по разрешению осетино-ингушского конфликта было создание властных структур в Ингушетии с тем, чтобы иметь лидера, с которым можно было бы вести диалог. Наличие контроля над территорией, обеспечивающей сторонам хотя бы относительную безопасность, представляется едва ли не ключевой предпосылкой к урегулированию.

Действия по нейтрализации конфронтационных устремлении участников межэтнических конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов. В их числе:

1) легитимация конфликта - официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении;

2) институциализация конфликта - выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения;

3) целесообразность перевода конфликта в юридическую плоскость;

4) введение института посредничества при организации переговорного процесса;

5) информационное обеспечение урегулирования конфликта, то есть открытость, «прозрачность» переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан и др.

За свою историю человечество накопило немалый опыт ненасильственного урегулирования конфликтов. Однако лишь со второй половины XX столетия, когда стало очевидным, что конфликты являются реальной угрозой выживанию человечества, в мире начала складываться самостоятельная область научных исследований, один из главных предметов которой - предупреждение открытых, вооруженных форм проявления конфликтов, их урегулирование или улаживание, а также разрешение конфликтов мирными средствами.

В сфере этно - политических конфликтов, как и во всех других, все также действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить. На это и должна быть направлена национальная политика государства. У нашего сегодняшнего государства такой четкой и внятной политики пока нет. И не только потому, что у политиков «руки не доходят», а в значительной степени потому, что неясна исходная общая концепция национального строительства в мультиэтнической России. Имеются современные политические ситуации, которые требуют рассмотрения межэтнических или межрелигиозных конфликтов, возникающих внутри той или иной страны в единстве с международными конфликтами.

Список использованной литературы:

1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2004.- с.237-246

2. 3дравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 2005. С. 6.

3. Иванов В.Н. Межнациональная напряженность в национальном аспекте. Социально-политический журнал, № 7, 2006. с.58 - 66.

4. Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса - конфликта. М.: Луч, 2002.

5. Кредер А.А «Новейшая история 20 век». Ч.2 – М.: ЦГО, 1995.

6. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.- с.339

7. Русский этнос и русская школа в XX веке. М., 1996. С. 70-71.

8. Серебренников В.В. «Война в Чечне: причины и характер» // Социально-политический журнал, 2005 №3

9. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Ученное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.- 203 с.

10. История России: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 448 с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Межнациональных конфликтов ……………………………….5 Пути решений межнациональных конфликтов ……………………….6 Заключение……………………………………………………………...9 Список используемой...

Говоря о причинах межнациональных конфликтов, прежде всего следует отметить, что наиболее тяжёлые последствия вызывает произвол и насилие по отношению к какой-либо нации, запрет и преследование религии, культуры, языка, традиций. Национальные чувства очень уязвимы, и любого рода произвол по отношению к какой-либо нации рождает ненависть к тем, кто допустил насилие. Кровавые события в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Грузии, Молдове, а также в бывшей Югославии показывают, что межнациональные конфликты превратились в межнациональные войны. А гражданские войны, возникшие на национальной почве, длятся очень долго. Война идёт до последнего серба, хорвата, албанца, чеченца, грузина.

Причиной межнациональных конфликтов может стать и национальная предубеждённость к представителям какой-либо нации. По данным социологических опросов в России, более 1/3 респондентов заявили, что они испытывают неприязнь к представителям определённой национальности. При этом абсолютное большинство назвали лиц «кавказской национальности». Некоторые политические силы и партии сознательно разжигают национальную вражду, заявляя, что во всех нынешних бедах и проблемах нашей жизни виноваты евреи, русские, армяне, чеченцы и т.д. Тем самым складывается «образ врага», виновника всех бед. А это очень опасное явление, так как создаётся благодатная почва для усиления идеологии национализма, шовинизма, а зачастую и фашизма.

Поэтому главная причина обострения межнациональных конфликтов связана с попытками различных политических сил сознательно разжечь национальную вражду, чтобы таким образом приобрести определённый политический капитал. Благодаря разжиганию национализма очень легко завоевать власть. Но чтобы удержаться у власти, такому режиму и в дальнейшем приходится строить свою политику на разжигании национальной вражды. Вот где главная причина резкого обострения межнациональных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. По данным социологического опроса, проведённого на Северном Кавказе, 2/3 респондентов заявили, что главная причина межнациональных конфликтов в регионе - это борьба за власть. Простые люди начинают понимать, что политики в борьбе за власть способны поссорить людей разных национальностей, которые столетиями мирно жили на одной земле.

После прихода к власти националистов, как правило, устанавливается режим этнократии, когда вся реальная власть переходит в руки только одной коренной национальности, действует принцип: одно государство – одна нация. При этом активно применяются методы этнических чисток. Сербы, албанцы, чеченцы, грузины, эстонцы, латыши пытаются очистить свои территории от неугодных им национальных меньшинств. Так, в Эстонии и Латвии законодательно закреплены дискриминационные меры к представителям некоренной национальности. Они лишены избирательных прав, гражданства, их не принимают на государственную службу и т.д. Все эти меры призваны добиться изгнания русскоязычного населения из этих государств. Подобная ситуация характерна практически для всех бывших союзных республик. Сегодня весь бывший Советский Союз является ареной межнациональных конфликтов между представителями коренной и некоренной национальности. И не случайно число беженцев в бывшем Советском Союзе достигло десятков миллионов и постоянно растет.

Для предотвращения межнациональных конфликтов государство не на словах, а на деле должно обеспечить равноправие всех наций. Необходимо решительно отказаться от попыток создать какие-либо льготы, преимущества для одной коренной национальности, учитывать интересы всех народов, проживающих в этом государстве. Это важнейший принцип предотвращения межнациональных конфликтов.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Контрольная работа

по дисциплине « Социальная антропология »

на тему: «Межнациональные конфликты».

Выполнила:

Студентка группы ГиМУ 3–3

Стенина Мария

Проверил:

Д.И.Н., профессор Тайсаев К.У.

Москва 2009

1. Введение…………………………………………………………………2

2. Причины и факторы межнациональных конфликтов………………...3

3. Формы межнациональных конфликтов……………………………….5

4. Пути решений межнациональных конфликтов……………………….6

5. Заключение……………………………………………………………...9

6. Список используемой литературы…………………………………...11

ВВЕДЕНИЕ

Многонациональная среда - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому, сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно- бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ

КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

1. национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

2. тип поселения (вероятность выше в большом городе);

3. возраст (крайние полюсы: «старшие-молодые» дают более высокую вероятность конфликта);

4. социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

5. уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

6. политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Какими бы причинами ни вызывались межэтнические конфликты, они приводят к массовому нарушению законов и прав граждан. Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

во-вторых, результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;

в-третьих, следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.

Немаловажны и факторы субъективного порядка.

Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:

● социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

● культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

● этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

●этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

● историческими (взаимоотношения в прошлом войны, былые отношения политики «господство подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

● межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

● сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи

Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

По мнению А.Г. Здравомыслова, и сточником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных конфликтов:

а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);

б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;

в) религиозный фундаментализм.

В зависимости от мотивов (причин), особенностей субъективного состава, межнациональные конфликты могут быть представлены следующим образом:

1) национально-территориальные конфликты. Во многих случаях данные конфликты содержат попытки решения проблем «исторической родины» (исконные территории проживания или воссоединения разных этнических общностей);

2) конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;

3) конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;

4) конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;

5) конфликты, связанные с дискриминацией какой-либо нации, этноса, нарушением её прав либо прав, свобод и законных интересов её представителей;

6) конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т. е. на конфессиональной почве;

7) конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.) .

О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и такие цифры: по некоторым неофициальным источникам, в период с 1991 по 1999 г. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек.

ПУТИ РЕШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так к наиболее известным из них относятся:

1. деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте , которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. переговорный процесс - способ, для которого существует особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш - проигрыш» на модель «выигрыш- выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

Введение. 3

Виды межнациональных конфликтов. 4

Исторические предпосылки. 5

Причины межнациональных конфликтов. 7

Решение межнациональных конфликтов. 10

Заключение. 12

Литература. 13


Введение

В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем. Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту.

Конец 80-х - начало 90 -х годов ознаменованы межнациональными конфликтами разразившимися на территории советского и постсоветского пространства.

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию, противостояние вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Этнополитические конфликты нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. И сегодня события, происходящие в России, свидетельствуют о разрушительных тенденциях, угрожающих новыми конфликтами.


Виды межнациональных конфликтов

Важное значение имеет установление типологии межнациональных конфликтов. При этом основанием классификации можно определить следующее разделение конфликтов:

· по сферам проявления (социально-экономические, культурно-языковые, территориально-статусные, сепаратистские);

· по целям (реалистические, нереалистические);

· по объему использования военной силы (мирные, с минимальным использованием военной силы);

· по вертикали (между центром и республиками, межрегиональными и местными органами власти);

· по горизонтали (между группами коренной и некоренной национальности, микроконфликты на личностном уровне).


Исторические предпосылки

Конец 80-х - начало 90-х годов ознаменовался сложными и противоречивыми по сути и своей значимости событиями. И самым грандиозным явилось событие, связанное с исчезновением на карте мира названия такого государства, как СССР. Вместо этого появились полтора десятка самостоятельных государств, среди которых и Российская Федерация. Случилось так, что за короткий промежуток времени страна переместилась из одного исторического периода в другой, изменилось государственное устройство, институты власти и её атрибуты. В России разрушена прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности, изменяется система социальных отношений. Серьезным препятствием в движении Российской Федерации вперед по пути экономических реформ и выхода из кризиса являются обострение межнациональных противоречий внутри страны и проблемы взаимоотношений с бывшими советскими республиками. В стране не выработана концепция национально-государственного устройства, до недавнего времени также отсутствовала четкая программа национальной политики.

Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года - в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ.

Только за период с 1988 по 2001 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы.


Причины межнациональных конфликтов

Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов - расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп). Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении таких противоречий. Мощным катализатором развития конфликта является политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного. Провоцируемый вплетением политических интересов в национальные конфликт достигает высшей стадии обострения, переходит в национальный антагонизм.

За каждым этническим, национальным конфликтом стоит трагедия человеческих судеб, драма народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могли подталкивать впоследствии на решение даже простых дел неправедными действиями. Примеров тому немало, в том числе и в отечественной истории с её древнейших времен.

Межэтнические конфликты стали распространенным явлением в современном мире. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими. В нашей стране распад СССР также сопровождался острыми межнациональными, межэтническими противоречиями и конфликтами.

До 80-х годов прошлого столетия о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нашей стране национальный вопрос решен окончательно. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали межнациональные антипатии и трения, а также совершались преступления на этой почве. Однако последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.

Анализируя этнические конфликты в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, следует выделить исторические причины возникновения и эскалации конфликтов. К ним относятся несправедливость административно-политической иерархии народов (союзные, автономные республики, автономные области, округа), произвольная перекройка границ национальных образований, депортация народов.

Как результат насилия необходимо рассматривать и несбалансированность преобразований общества, когда социальное и экономическое неравенство, конкуренция на рынке труда, земли и жилья перерастают в межэтнические конфликты. Такова природа конфликтов-бунтов конца 1980-х - начала 1990-х годов - ферганских, душанбинских, ошских - и других подобных событий. Чаще всего этническая общность, «подвергшаяся нападению», выступала в роли «козла отпущения».

Переход к демократизации, сопровождавшийся борьбой в обществе старых и новых политических элит, стал детонатором, который в полиэтническом обществе привел к тому, что борьба «приобрела этнополитическую окраску». К обострению этнополитических конфликтов приводили неумелые, непоследовательные шаги по преобразованию государства в реальную федерацию, попытка силой остановить дезинтеграционные тенденции в республиках (тбилисские события 1989 г., бакинские 1990 г., вильнюсские 1991 г.).

Некоторые конфликты являются следствием распада Союза ССР, когда в отделившихся республиках в борьбу «за свою долю политического и территориального наследства» вступили бывшие автономии или желавшие её получить (Абхазия, Южная Осетия - в Грузии, Гагаузия и Приднестровье - в Молдове, Карабах - в Азербайджане).

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Вместе с тем для возникновения этнического конфликта необходимо, как правило, наличие трех факторов.

· Первый фактор связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным или завышенным. Два последних уровня и способствуют появлению этноцентристских устремлений.

· Второй фактор заключается в наличии в обществе «критической» массы социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия.

· Третий фактор состоит в наличии политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Понятие межнациональных конфликтов, причины и формы их возникновения, возможные последствия и пути выхода из них – основные ключи к решению серьёзной проблемы взаимоотношений людей разных национальностей.

В мире, в котором мы живём, всё чаще возникают межнациональные конфликты. Люди прибегают к использованию разных средств, чаще всего это применение силы и оружия, для установления доминирующего положения по отношению к другим жителям планеты.

На почве локальных конфликтов возникают вооружённые восстания и войны, ведущие к гибели простых граждан.

Что это такое

Исследователи проблемы межнациональных отношений в определении конфликтов между народами сходятся к одному общему понятию.

Межнациональные конфликты – это противоборство, соперничество, острая конкуренция между людьми разных национальностей в борьбе за свои интересы, которые выражаются в различных требованиях.

В таких ситуациях сталкиваются две стороны, которые отстаивают свою точку зрения и пытаются добиться собственных целей. Если обе стороны равносильны, как правило, они стремятся договориться и решить проблему мирным путём.

Но в большинстве случаев в конфликте народов есть доминирующая, превосходящая по каким-либо параметрам сторона и противоположная ей, более слабая и уязвимая.

Нередко в спор двух народов вмешивается третья сила, которая поддерживает тот или иной народ. Если сторона-посредник преследует цель добиться результата любым способом, то конфликт часто перерастает в вооружённое столкновение, войну. Если же её целью является мирное урегулирование спора, дипломатическая помощь, то кровопролитие не случается, и проблема разрешается без ущемления чьих-либо прав.

Причины межнациональных конфликтов

Межнациональные конфликты возникают по разным причинам. Самыми распространёнными являются:

  • социальная неудовлетворённость народов внутри одной или разных стран;
  • экономическое превосходство и расширение интересов бизнеса; распространяющихся за пределы одного государства;
  • географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов;
  • политические формы поведения властей;
  • культурно-языковые претензии народов;
  • историческое прошлое , в котором существовали противоречия в отношениях между народами;
  • этнодемографические (численное превосходство одной нации над другой);
  • борьба за природные ресурсы и возможность использования их для потребления одним народом в ущерб другому;
  • религиозные и конфессиональные.

Отношения между народами строятся так же, как между простыми людьми. Всегда есть правые и виноватые, довольные и недовольные, сильные и слабые. Поэтому причины межнациональных конфликтов схожи с теми, что являются предпосылками противоборства между обывателями.

Стадии

Любой конфликт народов проходит следующие стадии:

  1. Зарождение , возникновение ситуации. Она может носить скрытый характер и быть незаметной для обывателя.
  2. Предконфликтный , подготовительный этап, в ходе которого стороны оценивают свои силы и возможности, материальные и информационные ресурсы, ищут союзников, намечают пути решения проблемы в свою пользу, разрабатывают сценарий реальных и возможных действий.
  3. Инициализация , событие-повод к началу возникновения столкновения интересов.
  4. Развитие конфликта.
  5. Пиковая , критическая, кульминационная стадия, при которой наступает самый острый момент в развитии отношений между народами. Эта точка конфликта может способствовать дальнейшему развитию событий.
  6. Разрешение конфликта может быть различным:
  • устранение причин и угасание противоречий;
  • принятие компромиссного решения, договорённость;
  • тупиковая ситуация;
  • вооружённое столкновение, террор.

Виды

Существуют разные типы межнациональных конфликтов, которые определяются характером взаимных претензий этносов:

  1. Государственно-правовой : стремление нации к самостоятельности, самоопределению, собственной государственности. Примеры – Абхазия, Южная Осетия, Ирландия.
  2. Этнотерриториальный : определение географического положения, территориальных границ (Нагорный Карабах).
  3. Этнодемографический : стремление народа к сохранению национальной идентичности. Возникает в многонациональных государствах. В России такой конфликт случился на Кавказе.
  4. Социально-психологический : нарушение традиционного уклада жизни. Возникает на бытовом уровне между вынужденными переселенцами, беженцами и местными жителями. В настоящее время в Европе обостряются отношения между коренными жителями и представителями мусульманских народов.

В чем опасность: последствия

Любой межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает принципы всеобщей свободы граждан и их права. Там, где в ход идёт оружие, такой конфликт влечёт массовую гибель мирных граждан, разрушение домов, сёл и городов.

Последствия межнациональной розни можно наблюдать по всему земному шару. Тысячи людей лишились жизни. Многие получили увечья и стали инвалидами. Самое печальное, что в войне интересов взрослых страдают дети, которые остаются сиротами, вырастают физическими и психическими калеками.

Пути преодоления

Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии.

Образовавшиеся противоречия между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать другие, характеризующиеся меньшей численностью.

Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.

Видео: Межнациональные конфликты