Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Исцеление при овчей купели. Исцеление расслабленного при овчей купели

Евангелие от Иоанна. Глава 5, стихи 1-15:

1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Протоиерей Павел Великанов:

Протоиерей Павел Великанов

Евангельское чтение, которое мы только что слышали, повествует нам об исцелении расслабленного – человека, который на протяжении многих десятков лет находился у Овчей купели.

И трудно себе даже представить, что переживал этот человек, который десятилетиями наблюдал, как другие, более шустрые, более проворные, не так тяжело болящие оказывались первыми у купели и получали исцеление.

Наверное, в его душе было много разных переживаний. Была и скорбь, и отчаяние, и ропот. И в этот момент рядом с ним оказывается Христос.

Конечно, этот несчастный не знает, что перед ним за Человек. Он всего лишь надеется, что, может быть, от этого Человека будет больше сострадания, чем от окружающих.

Услышав вопрос Христа, желает ли он исцелиться, расслабленный отвечает: «Конечно, хочу. Да только нет у меня человека, который бы отнес меня в купель, когда воду в ней возмущает ангел».

В ответ Христос Спаситель говорит ему: «Встань, возьми постель свою и иди в дом твой».

Сегодня мы очень много слышим о важности расслабления, важности внутреннего комфорта, внутреннего покоя, отсутствия какого бы то ни было напряжения в нашей душе.

Но в то же самое время Евангелие свидетельствует о противоположном – о том, что настоящая жизнь есть всегда напряжения между двумя полюсами: с одной стороны – невозможность жить в этом мире, по тем законам, которые противны божественному замыслу о мире и человеке. С другой стороны – другой полюс этого напряжения: неизбежность для христианина жить в этом мире.

И вот между этими двумя полюсами – невозможности жить по-мирски и неизбежности жить в этом мире – проходит вся жизнь христианина. Но это напряжение в жизни христианина становится плодотворным, плодоносным. Оно дает тот самый мощный импульс постоянной работы над самим собой, постоянного поиска преодоления этого напряжения, который помогает нам становиться другими. Отрываясь от этой жизни еще здесь, на земле, жить так, как если бы мы были уже там – в Царстве Небесном, со Христом.

Помоги же нам, Господи, в эту неделю, когда мы вспоминаем исцеление расслабленного, быть внутри себя всегда в определенном напряжении, но напряжении не стресса, не искусственного конфликта ложных ценностей, а напряжении, которое жаждет всегда быть с Тобою, даже тогда, когда это не всегда комфортно для нашей души.

«Воскресные Евангельские чтения» - цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель

Из Галилеи Иисус Христос снова пришел в Иерусалим на праздник иудейский.

Вблизи храма, у овечьих ворот, через который прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня с пятью крытыми ходами, или галереями. Купальня эта с галереями называлась Вифездою , что значит дом милосердия . В галереях, при купальне, лежало много больных, слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали движения воды, потому что Ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду. И кто первый входил в воду после возмущения ее, тот становился здоровым (исцелялся), какою бы ни страдал болезнью.


Иисус Христос посетил этот дом милосердия. Там Он увидел одного расслабленного, который был болен тридцать восемь лет.

Иисус Христос спросил его: "хочешь ли быть здоровым?"


Больной ответил: "Да, Господи, но я не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня".

Иисус Христос сказал ему: "встань, возьми постель и ходи".


Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Поэтому иудеи говорили исцеленному: "сегодня суббота, не должно тебе нести постель".

Исцеленный отвечал им: "Тот, Кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти".

"Кто сказал тебе это?" - спросили они.

Но он не мог им ответить, потому что не знал Иисуса Христа. Христос же, исцеливши его, скрылся в народе.

Вскоре после этого Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: "вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже".

Тогда этот человек пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус.

Старейшины (начальники) иудейские стали гнать Иисуса Христа и искали, случая убить Его за то, что Он делает такие дела в субботу. Они учили, что в субботу грешно делать даже и добрые дела.

Иисус же говорил им: "Отец Мой доныне делает (добро), и Я делаю. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он (Бог Отец), то и Сын (Божий) творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Кто не почитает Сына, тот не почитает и Отца, пославшего Его. Исследуйте священные писания ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне".

В Неделю 4-ю по Пасхе Церковь вспоминает Евангельское событие – исцеление расслабленного у Овчей купели. Ин. 5: 1-47

Накануне Пасхи Иисус Христос с учениками пришел в многолюдный праздничный город. Направляясь в субботний день к храму, Спаситель проходил мимо одного из источников, который носил название Овечьей купальни, так как он находился недалеко от Овечьих ворот. Вода этой купальни славилась целебной силой, поэтому возле нее для больных был построен «Дом Милосердия». Это была огромная, с пятью крытыми коридорами больница без врачей, куда стекалось великое множество больных, слепых, хромых, иссохших. Время от времени спокойная вода этой купальни начинала бурлить и волноваться. Это Ангел Господень сходил и возмущал воду. И кто первый погружался в нее, тот выздоравливал, какой бы он ни был одержим болезнью.

Естественно, все больные спешили первыми войти в воду, но не многим это удавалось. Один расслабленный (парализованный) с верою в чудодейственную силу Ангела, возмущавшего воду, долгие годы терпеливо ждал исцеления, но был бессильным войти в воду первым.

Иисус Христос зашел в Дом Милосердия и, проходя по галереям, остановился у постели расслабленного. «Хочешь ли быть здоров?» - с любовью спросил Спаситель больного. «Так, Господи, - ответил Ему расслабленный, - но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутиться вода…». Тогда Господь сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Взгляд говорившего, Его голос и повелительный тон, подобно молнии, пробежал по изможденным членам и разбитому организму парализованного. И совершилось чудо: по слову Спасителя больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел в храм, прославляя Бога.

Все это произошло в субботу, и блюстители закона сразу же обратили внимание на человека, несущего постель. Они остановили его и потребовали ответа, почему он нарушает субботний день. Узнав, что главным виновником нарушения субботы является Иисус Назарянин, они в храме обступили Христа и начали обвинять Его в нарушении закона Божия.

Бездушные формалисты, утратившие дух и смысл закона Божия, фарисеи строго следили за тем, чтобы соблюдалась буква закона. Они совершенно исказили заповедь о субботнем дне. Так, еврейская книга «Мишна» содержит тридцать девять главных запрещений, касающихся субботы, и свыше тысячи примечаний к ним. Раввины спорили о том, например, можно ли есть яйцо, снесенное курицей в субботу? или: виновата ли женщина, если она родит в субботу? Можно ли писать две буквы подряд в субботу, или одну утром, а другую вечером? Можно ли лечить больного в субботу, если ему не угрожает смерть? и т. д.

Вот таким-то холодным и жестокосердным формалистам Господь ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Это значит, что как Бог Отец после творения мира не перестает промышлять о нем, так и Сын Божий промышляет дела любви погибающему в грехах роду человеческому.

Но фарисеи не унимались, они стали обвинять Христа в том, что Он делает Себя равным Богу. На это Господь ответил им: «Вы не верите Мне, потому что вы не любите Бога. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». Эти слова Господа исполняются до настоящего времени. Евреи, отвергнув истинного Мессию, ждут лжемессию - антихриста!

Хорошо замечает по этому поводу блаж. Феофилакт: «Вот смысл злобы! Они не спрашивают, Кто исцелил его, но Кто повелел ему нести его постель. Интересуются не тем, что приводит к удивлению, но тем, что порицается». Хотя они и не знали наверняка, но вполне могли догадываться, что Исцелитель никто иной, как ненавистный им Иисус из Назарета, а потому даже не хотели и говорить о чуде. Исцеленный же не мог дать им ответа, ибо не знал Иисуса.

Вероятно, исцеленный вскоре пошел в храм, чтобы принести Богу благодарность за свое исцеление. Тут встретил его Иисус со знаменательными словами: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Из этих слов особенно ясно видно, что болезнь постигает человека в наказание за его грехи, и Господь предостерегает исцеленного от повторения грехов, чтобы не постигло его еще большее наказание. Узнав своего Исцелителя, бывший больной пошел и объявил о Нем иудеям; не со злым намерением, конечно, а чтобы поднять авторитет Иисуса Христа. Это вызвало новый приступ злобы у иудеев, и они «искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу».

Совоскреснув Христу в день Святой Пасхи, мы должны хранить и беречь обретенное нами сокровище духовной радости. Человек, выздоровевший после долгой болезни, по-новому ощущает красоту мира, полноту жизни, он со страхом вспоминает о сковывавшем его недуге. Но если такой человек снова начнет легкомысленно относиться к своему здоровью, болезнь может вернуться и обрушиться на него с удесятеренной силой. Это в полной мере относится и к душевному нашему здравию. «Недостоин прощения тот, кто по причащении снова согрешает; недостоин здоровья тот, кто по исцелении снова сам себе причиняет раны; недостоин очищения тот, кто по очищении снова оскверняет себя», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Много лет пролежал расслабленный у источника целительной воды, горько сетуя: …не имею человека, который опустил бы меня в купальню. Мы с вами не вправе жаловаться, что некому помочь нам в наших горестях. Не просто человек, но Богочеловек, Сын Божий приходит на помощь каждой душе, ищущей спасения. Но духовная наша расслабленность оказывается порой настолько велика, что мы даже не внемлем призыву Господа: Встань… и ходи.

Долгие годы расслабленный терпеливо ждал чуда исцеления у именуемой «Домом милосердия» купели – и Господь сжалился над ним. В «Дома милосердия», храмы Божии, где по вере нашей можем мы получить исцеление души и тела, призывает нас Святая Церковь, но часто ли мы откликаемся на этот зов? Увы, сатана опутывает нас сетями лености, души наши пребывают в параличе, а это куда опаснее телесных недугов, ибо может ввергнуть нас в вечную погибель. «Под образом расслабленного можно разуметь все больное, расслабленное, бедное человечество, зараженное первородным грехом и ждавшее себе исцеления, – говорит оптинский старец Варсонофий. – Пришел Богочеловек и искупил человечество, очистил его от первородного греха. А между тем мы опять ждем человека, который властно повел бы нас на источники воды живой». Необходимо помнить, что иного Спасителя рода человеческого, кроме Господа Иисуса Христа, нет и не будет. Ныне наш народ с трудом преодолевает многолетний недуг духовного расслабления, медленно приходит к осознанию того, что не подняться ему без волевого усилия, без сознательного устремления к источникам воды живой, сокрытым в слове Божием. Для Всемогущего Господа нет ничего невозможного. Он властен сказать: Встань и ходи не только одному расслабленному, но целым народам и государствам. Однако милости Господней становятся достойными лишь те народы, сыновья и дочери которых обращаются к Нему, взыскуя — ища праведности. В заботах о телесном здоровье и благополучии забывая о душевных наших недугах, мы причиняем страшный вред и душам, и телам нашим. Корень всех страданий, всех болезней, всех немощей – грех и забвение (забвение — забывчивость и легкомысленность о Боге. Избавившись от этого семени тления, мы обретем и душевное, и телесное здравие, перейдем от прискорбного расслабления к бодрости и радости христианской. Сотворим же достойный плод возрастания в Боге, взывая: Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньями люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством . (Кондак праздника — Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением).

В проповеди Митрополита Сурожского Антония в этот день есть такие слова: Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог… И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, найти Живого Бога, – потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.

Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду… В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал бы ненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.

И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил… Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет.

Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь.

Тропарь Воскресный, глас 3:

Да веселятся небесная, / да радуются земная,/ яко сотвори державу мышцею Своею Господь, / попра смертию смерть, / Первенец мертвых бысть, / из чрева адова избави нас, / и подаде мирови велию милость.

Кондак Недели о расслабленном, глас 3:

Душу мою, Господи, во гресех всяческих / и безместными деяньми люте разслаблену, / воздвигни Божественным Твоим предстательством, / якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, / да зову Ти спасаем: // Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.

Христос воскресе!
Дорогие братья и сестры, каждый год в 4-ю неделю по Пасхе мы слышим Евангелие, которое повествует об исцелении расслабленного у Овчей купели. Раз в году Ангел Господень возмущал воду в купели и кто первый входил в неё, получал исцеление от любой болезни. Будучи недвижимым, несчастный не мог сам подойти к источнику, и лежал в надежде, так как видел, что здесь действует сила Божия. Надеясь, что кто-нибудь поможет ему, и он сумеет первым войти в купальню.

Купель у Овечьих ворот есть образ нашего мира, у этой купели, в переводе «Дом милосердия» собрались мы с вами - немощные, обремененные духовными и телесными страданиями и болезнями - хотим исцелиться, но не имеем сил приблизиться к спасительному источнику. Нам необходима чья-то помощь. И эту помощь предлагает нам Церковь, помогая каждому из нас приблизиться к источнику неиссякаемой исцеляющей благодати Божией.

Двери Дома Божьего милосердия открыты перед всеми, кто от тяжести грехов опуститься на колени, и покается пред Господом. Хотя порой мы бессильны перед грехом. Но у нас есть надежда, которую укрепляет вера. Тридцать восемь лет лежал страждущий человек у Овчей купели и не отчаялся. Страдал он от тяжкой болезни и не возроптал на Бога. Есть чему у него поучиться. Иисус Христос Сам подошел к этому человеку, видя его страдания, и сказал ему: «Встань, возьми постель свою и иди».

Так же слово Божие обращается к каждому из нас, призывая нас восстать. Но для этого надо встретиться с Богом. Грех отдаляет нас от Бога, порой настолько, что мы порой согрешаем и не понимаем, что грешим. Священное Писание приводит библейский пример царя Давида, который ходил пред Богом. Но и ему не удалось избежать искушений и грехопадений. Как повествует Книга Царств, однажды он вышел на кровлю своего дворца и увидел прекрасную женщину, и возжелал ее. И когда Давиду сказали, что она жена его храброго война, то царь приказал направить Урию в самое опасное место, чтобы он был убит. И когда гонцы сообщили царю Давиду о смерти война, тогда его жена Вирсавия была взята в дом Давида.

И вот, после этого к Давиду пришел пророк Нафан, обличая его, рассказал притчу. У богача всего было в достатке - и денег, и скота, а у бедняка была только его семья и одна овечка. И так любил он эту овечку, что она была ему как одна из его детей. И вот однажды, когда к богачу пришли гости, то богач пожалел зарезать для гостей одну из своих овец, а отобрал и велел зарезать овечку бедняка. Рассказав эту притчу, пророк Нафан спросил царя Давида: «Что бы ты сделал с этим человеком, который отобрал у своего соседа его единственную овечку?» Давид в гневе воскликнул: «Я бы сразу казнил его!» «Это ты, ты и есть тот человек», - ответил ему Нафан.

В этот момент Давид понял глубину своего падения, он понял, какой страшный грех он совершил: грех прелюбодейства и грех убийства. И много дней и ночей он провел в покаянных слезах, оплакивая свои неправедные поступки. И мы теперь читаем в Псалтири 50-й псалом, который царь Давид написал в покаянии: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое...». Это удивительное состояние души, когда человек пробуждается от самого низкого своего грехопадения, и Господь не отвергает его. Господь принял покаянные слеза Давида, помиловал его и продлил его жизнь.

Вспомним этот пример, когда согрешаем множество раз, но каемся ли мы так же искренне, как Давид каялся? Священное Писание преподает нам такие удивительные примеры. И когда человек прикасается к источнику Божественной истины, то душа его пробуждается, и хочется все в своей жизни исправить - что-то совершить доброе, полезное для людей. И не случайно Церковь призывает нас в течение года, в периоды постов пройти путь покаяния, постараться очиститься от тех грехов, которые мы видим. Общество наше сейчас, к сожалению, не всегда стремится к духовному совершенствованию, и многие грехи стали настолько обычными, что мы их уже и не называем грехами. Но общение с Богом пробуждает нашу душу, открывает сердце, и у нас возникает желание все-таки увидеть свои грехи, и не и только увидеть, но и постараться избавиться от них. Поэтому Евангельская история о исцелении расслабленного у Овчей купели очень поучительна для нас. Мы, так же как и этот человек, должны желать исцеления, терпеть и верить в то, что Господь не оставит нас, но при условии, что мы сам хотим исправить нашу жизнь. Спаси Господи всех вас.

Христос воскресе! Дорогие братья и сестры, каждый год в 4-ю неделю по Пасхе мы слышим Евангелие, которое повествует об исцелении расслабленного у Овчей купели. Раз в году Ангел Господень возмущал воду в купели и кто первый входил в неё, получал исцеление от любой болезни. Будучи недвижимым, несчастный не мог сам подойти к источнику, и лежал в надежде, так как видел, что здесь действует сила Божия. Надеясь, что кто-нибудь поможет ему, и он сумеет первым войти в купальню.

Купель у Овечьих ворот есть образ нашего мира, у этой купели, в переводе «Дом милосердия» собрались мы с вами - немощные, обремененные духовными и телесными страданиями и болезнями - хотим исцелиться, но не имеем сил приблизиться к спасительному источнику. Нам необходима чья-то помощь. И эту помощь предлагает нам Церковь, помогая каждому из нас приблизиться к источнику неиссякаемой исцеляющей благодати Божией. Двери Дома Божьего милосердия открыты перед всеми, кто от тяжести грехов опуститься на колени, и покается пред Господом. Хотя порой мы бессильны перед грехом. Но у нас есть надежда, которую укрепляет вера. Тридцать восемь лет лежал страждущий человек у Овчей купели и не отчаялся. Страдал он от тяжкой болезни и не возроптал на Бога. Есть чему у него поучиться. Иисус Христос Сам подошел к этому человеку, видя его страдания, и сказал ему: «Встань, возьми постель свою и иди». Так же слово Божие обращается к каждому из нас, призывая нас восстать. Но для этого надо встретиться с Богом. Грех отдаляет нас от Бога, порой настолько, что мы порой согрешаем и не понимаем, что грешим. Священное Писание приводит библейский пример царя Давида, который ходил пред Богом. Но и ему не удалось избежать искушений и грехопадений. Как повествует Книга Царств, однажды он вышел на кровлю своего дворца и увидел прекрасную женщину, и возжелал ее. И когда Давиду сказали, что она жена его храброго война, то царь приказал направить Урию в самое опасное место, чтобы он был убит. И когда гонцы сообщили царю Давиду о смерти война, тогда его жена Вирсавия была взята в дом Давида. И вот, после этого к Давиду пришел пророк Нафан, обличая его, рассказал притчу. У богача всего было в достатке - и денег, и скота, а у бедняка была только его семья и одна овечка. И так любил он эту овечку, что она была ему как одна из его детей. И вот однажды, когда к богачу пришли гости, то богач пожалел зарезать для гостей одну из своих овец, а отобрал и велел зарезать овечку бедняка. Рассказав эту притчу, пророк Нафан спросил царя Давида: «Что бы ты сделал с этим человеком, который отобрал у своего соседа его единственную овечку?» Давид в гневе воскликнул: «Я бы сразу казнил его!» «Это ты, ты и есть тот человек», - ответил ему Нафан. В этот момент Давид понял глубину своего падения, он понял, какой страшный грех он совершил: грех прелюбодейства и грех убийства. И много дней и ночей он провел в покаянных слезах, оплакивая свои неправедные поступки. И мы теперь читаем в Псалтири 50-й псалом, который царь Давид написал в покаянии: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое...». Это удивительное состояние души, когда человек пробуждается от самого низкого своего грехопадения, и Господь не отвергает его. Господь принял покаянные слеза Давида, помиловал его и продлил его жизнь. Вспомним этот пример, когда согрешаем множество раз, но каемся ли мы так же искренне, как Давид каялся? Священное Писание преподает нам такие удивительные примеры. И когда человек прикасается к источнику Божественной истины, то душа его пробуждается, и хочется все в своей жизни исправить - что-то совершить доброе, полезное для людей. И не случайно Церковь призывает нас в течение года, в периоды постов пройти путь покаяния, постараться очиститься от тех грехов, которые мы видим. Общество наше сейчас, к сожалению, не всегда стремится к духовному совершенствованию, и многие грехи стали настолько обычными, что мы их уже и не называем грехами. Но общение с Богом пробуждает нашу душу, открывает сердце, и у нас возникает желание все-таки увидеть свои грехи, и не и только увидеть, но и постараться избавиться от них. Поэтому Евангельская история о исцелении расслабленного у Овчей купели очень поучительна для нас. Мы, так же как и этот человек, должны желать исцеления, терпеть и верить в то, что Господь не оставит нас, но при условии, что мы сам хотим исправить нашу жизнь. Спаси Господи всех вас

До дня чудо исцеления расслабленного при Овчей купели Иисус Христос был в Иерусалиме только один раз, и вот теперь Он идет туда вторично.
Ученики и множества народа сопровождают Его, желая послушать Его Божественное учение. Он идет в Иерусалим с тем, чтобы, по обычаю Иудейскому, провести там наступающий праздник, преподать иудеям Свое учение и явить им новые доказательства Своего Божества. Около ворот Иерусалимских была купальня, а кругом ее пять крутых притворов, галерей. Купальня эта называлась по римски Дом милосердия, а на еврейском языке - Вифузда. Называлась она также и Овчей, или овечьей купальней, по имени ворот, около которых она была устроена, а ворота получили это название оттого, что через них гнали овец в храм для жертвоприношения.

Притворы купальни были наполнены множеством разного рода больных. Тут были и слепые, и хромые, и иссохшие. Но между этими страдальцами находились и здоровые «люди, которые приходили для помощи больным или для их утешения, а может быть, и для того, чтобы посмотреть на чудесное возмущение воды.
Ангел Господень один раз в год сходил в эту купальню и возмущал воду; кто первый после этого возмущения воды входил в купальню, выздоравливал, какой бы болезнью он ни страдал.

Это единственное чудо исцеление в мире совершалось в одном Иерусалиме, и то только около того времени, когда следовало явиться в мир Христу Спасителю.

Один из больных, находившихся в притворе купальни, былрасслабленный , хворал он уже 38 лет. Такое же точно состояние и закоренелого грешника, много лет пребывающего в своих беззакониях! Норасслабленный ведь желал выздороветь и всеми силами добивался этого; несмотря даже и на неудачи, он все же не терял терпения и надежды, не отчаивался. А грешники, расслабленные духовно, те, по большей части, и не думают об исцелении, а если и сознают свои грехи, то, хотя и знают, что им следует переменить свой образ жизни, но не торопятся с этим, все откладывая до другого времени, и чем больше откладывают, тем больше привыкают к грешной жизни.
Многие до того погрязли в грехах, что даже боятся идти на исповедь. Что же страшит этих грешников? Упреки ли в холодности, в небрежности к этому спасительному таинству?
Пусть и упреки они примут со смирением. Или их страшит, что их будут отвергать? Да кто же, грешные,вам снисходительно? Видно, позабыли вы слова Спасите¬ля: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6, 37).

Иисус Христос знал, сколько лет страдал расслабленный, знал и свойство его болезни, знал и о желании страдальца получить исцеление ; но Он хотел, чтобы больной выразил Ему свое желание, хотел, чтобы признался в недостаточности средств человеческих к исцелению. И сказал больному Спаситель: «Хочешь ли ты быть здоров?»

Больной отвечал Ему: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Мирские блага редко достаются тому, кто в них нуждается, кто употребляет к их приобретению все законные способы, труды и усилия. Но с духовными благами бывает не так. Их получает тот, кто хочет получить, кто просит их, трудится для их приобретения.

Мы не можем сказать, как сказал расслабленный , что не имеем человека, который бы в этом случае помог нам. Церкви Божий для нас всегда открыты, и пастыри ее всегда готовы нам оказать помощь. Нужно только наше желание.
В ответ на слова расслабленного Спаситель говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Вот слова, исполненные Божественного величия и силы! Лишь только Спаситель произнес их, как больной выздоровел, взял постель свою и пошел. И мы, православные, идя на исповедь с искренним желанием получить исцеление душевное, не раз слышим слова Спасителя из уст отца духовного. Да так ли оно целительно, да так ли сильно, как было для расслабленного! Чтобы нам удостовериться в нашем духовном исцелении после исповеди, надо внима¬тельно рассмотреть, исполняем ли мы, как исполнил расслабленный, данное нам от имени Иисуса Христа повеление отца духовного: отложить недуг, оставить грехи, уда¬литься от опасного общества, оставить дурные связи, примириться с обидевшими, возвратить неправильно полученное добро, вести жизнь благочестивую, праведную, целомудренную?

Вот признаки, по которым мы только и можем узнать, исцелились ли мы душой, здоровы ли мы душой.
Народ, видя чудесное исцеление расслабленного , понятно, был поражен совершившимся чудом, но также Фарисеи и начальники синагоги не оставили чудо исцеления без внимания. Они давно искали случая, чтобы осудить чудотворца, они давно таили ненависть к Иисусу Христу. Теперь Факт у них налицо, и вот они прежде всего осуждают исцеленного. Полученное им от Чудотворца приказание ставят исцеленному почти в преступление.
Иудеи говорили исцеленному: «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели».
Он отвечал им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи».
Исцеленный как бы так ответил иудеям: «Я делал то, что мне велено, а постель мне велел взять Тот, Кто исцелил меня одним словом Своим. Если Он от такой продолжительной и неизлечимой болезни исцелил меня одним словом, то, конечно, Он знает, что мне можно делать в субботу и чего нельзя, и я Ему повинуюсь. Тот, без сомнения, имеет и столько мудрости, чтобы научить, что надо делать!»

Иудеи спросили исцеленного: «Кто тот человек, который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» Но исцеленный сам не знал, кто его исцелил, а потому не мог отвечать Фарисеям на предложенный вопрос: «Ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте».
Расслабленный мог сказать: «Мне, прикованному болезнью к одру, простительно не знать Чудотворца, Который, дав мне здоровье, дав мнечудо исцеления тотчас скрылся в народе, а вам, начальники и вожди народа, непростительно не знать такое необыкновенное Лицо! Чудотворцы всегда были редки, а подобных этому - никогда не бывало. Мог ли кто когда одним словом исцелять больных, подобных мне? И вы еще не знаете этого Чудотворца!..»
Исцеленный хорошо воспользовался своим здоровьем: он тотчас пошел в храм, чтобы поблагодарить Господа, и за это получил новые милости от Него. Иисус Христос, встретив его в храме, сказал: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»-.

Так и вы, православные, исцеленные в таинстве покаяния от расслабления души, бойтесь новых грехов, а то умрете нераскаянными грешниками. А чтобы избежать новых грехов - чаще ходите в храм Божий, усерднее молитесь перед алтарем Всевышнего и благодарите Его за оказанную вам милость - исцеление от прежних грехов. Таким образом, вы более и более будете узнавать благодеяния Спасителя и, вразумляемые угрожающими опасностями, станете строже относиться как к себе, так и к поступкам своим, чем и предохраните себя от возобновления грехов.

Господи, Иисусе Христе! Душа наша, подобно расслабленному, отягощена грехами, покрыта смертельными язвами! Посмотри, Господи, на нее с любовью, как посмотрел некогда на расслабленного, и исцели нас от грехов! Мы желаем исцеления и усердно просим его. Нам тяжелы болезни, которые препятствуют нам действовать, говорить, ходить по Твоим заповедям, жить для славы Святого Имени Твоего.
Господи! Повели и нам, как повелел расслабленному, Твоим всесильным словом: встать, взять Твой крест и ходить по стезям Твоим (свящ. Н. Успенский; 3-е издание).

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ