Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

День буждения лешего. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу Когда просыпается леший

Слышали, что 4 октября проводы Лешего? Готовите подарки лесному духу, хотите нынче его уважить? Как собираетесь подарки отдавать, неужто, в самую гущу леса зайдете? На Севере ведают – нельзя в день проводов Лешего заходить дальше улеска, опушки леса.

Быличка первая: о страшном духе лесном

Шёл бы ты в лес, да там и исчез – такое проклятье на Севере ещё помнят, сильно оно встарь человека пугало. Лес силен, страшен, а без леса нельзя. Лес кормит, поит, одевает. Только до самых проводов Лешего правит там хозяин лесной.

Поднялись леса темные от земли до неба. Деревья плотной стеной стоят, меж ними кустики пониже притаились, коли нет тропинки - по лесу не пройти. В лесу даже днем темно, солнышка почти не видно, только светлы ягодные полянки лучами солнца освещены, теплом согреты.

Правит лесом хозяин лесной, дядька-Леший. Без его ведома ни одна шишка с дерева не упадет, ни одна ягодка не созреет. Нрав суровый у северного Лешего, не то что у Домовых, что ближе к людям живут. До осеннего прощания с Лешим ходят в чащу лесную только с разрешения хозяина. Иначе жди беды: запутает Лесовик, заведет в топкое болото, не даст из леса выйти.

Чтобы умаслить Лесовика брали в лес подарочки: пару яиц вареных, горбушку хлеба, соль, яркую ленточку из косы. В подарок Лешему стараются выбрать то, что не в лесу найдено: не дело владельцу леса его же богатства в дар возвращать.

Густые северные леса, в которых родились былички о Лешем

Быличка вторая: как вызвать Лешего на помощь

Сказывают, на глаза путникам Леший редко является. Иногда видят Лесовика вдали – большой, равняется с самыми высокими деревьями, а по лесу идёт не гнет и травинки. Иногда Леший ростом с малый листок становится, подле человека прячется, наблюдает, не чинят ли вреда лесу.

Сказывают, можно Лешего в облике людском встретить: одежду носит на изнанку, правый лапоть на левую ногу надет, левый – на правую, глаза сверкают зеленым или желтым огнем. Коли не получается выбраться из леса, переоденься подобно его хозяину: одежку выверни, коли не один в лесу – обменяйся одеждой с товарищами, обувь поменяй с одной ноги на другую. Тогда дядька-Леший тебя к людям выведет сам или с помощью подручных лесных зверей.

Сказывают, есть и особая поговорка, которую Леший любит: «Шёл. Нашёл. Потерял». Коли в лесу в беду попадешь – слова заветные повторяй, тогда дядька-Леший в обиду не даст. Особо смелые парни на берёзу старую забираются, кричат оттуда трижды: «Царь лесной, всем зверям батько, явись сюда!». Сказывают, является на зов Леший в человеческом облике, ни в одной просьбе не откажет тому, кто позвал его.

Ведают на Севере, что есть один день в году, когда нельзя Лешего призвать на помощь или договориться с лесным духом. Приходится тот день на 4 октября. Проводы Лешего нынче, после лесной дух должен будет уснуть, покинуть землю до весны. Потому сегодня лютует лесной хозяин, не желает уходить.

Пенёк или Леший, наблюдающий за людьми?

Быличка третья: как бабушки наши на проводы Лешего приходили

В день, когда с Лешим прощаются, стараются дальше двора не выходить, детей без пригляда даже за дверь горницы не пускают. Полезно обратиться нынче к Домовому с просьбой семью от духов лесных оградить: когда Леший осенью лютует, сказывают, даже в деревню иногда заглядывает, хотя в другое время старается не встречаться с Домовым, Дворовым и Банником.

Подарки лесному духу относят на опушку заранее, на вечерней зоре 3 октября да к закату солнышка стараются уж на двор вернуться. Коли в день прощания с Лешим услышишь со стороны леса крик или плачь – ничему не верь. Коли выйдет из леса девица или ребенок, попросит в избу впустить, обогреть – двери не открывай. Все деревенские люди во время проводов Лешего со двора не выходят, только духи лесные могут со стороны опушки в деревню прийти.

В день проводов Лешего не выпускали со двора детей, чтобы лесные духи не увели их

Так нужно ли устраивать проводы Лешего?

Напугали вас сказками о лесном духе? Дядька-Леший не то, что добрый Домовой, осторожа с ним надобна. Обряд прощания с Лешим провести – дело доброе, но надобно о себе во время обряда позаботиться.

Коли хочется лесного хозяина уважить, идите с дарами к Лешему 1-3 октября. Идти лучше днём, не на закате солнышка, на вечерней зоре обряд проводов Лешего только ведающие проводят. В сам день проводов Лешего в лесу не появляйтесь, да и в парках лучше не гулять. Так прощание с Лешим честь по чести проведете, и волноваться не придется о том, чем закончится встреча с лесным хозяином.

А чтобы не бояться Лешего, ! В них поведаем о том, что Леший только раз в году лютует, а в остальное время добр к тем, кто уважает его.

По народным поверьям, 17 октября Леший, Дух-хранитель леса, последний день в году ведёт своё лесное хозяйство, а затем с криком проваливается сквозь землю и только с приходом весны опять приступает к своим «профессиональным» обязанностям. На самом деле Леший впадает в спячку по-разному в зависимости от региона, и начинается она с приходом холодов, в день, когда выпадает первый снег.

Кто же такой Леший? По древнеславянской традиции Леший – Дух-хранитель леса. Он состоит в воинстве Велеса, славянского Бога магии и хозяина мира мёртвых, и охраняет лес и его жителей от вреда, наносимого человеком. Так же, как и Водяной, Леший – Дух, поставленный, по большому счёту, на службу человеку, для охраны здоровья человека. И так же, как Водяной, очищает все пресные водоёмы земли от загрязнения для того, чтобы человечество могло существовать, Леший следит за самым важным фактором человеческой жизни – дыханием. Человек не может пить заражённую, грязную воду – от этого медленно и поступательно происходит физическое вырождение человечества. Но без чистого воздуха человек погибает в считанные часы. Поэтому роль Духа-хранителя леса трудно переоценить в жизни определённого региона и человечества в целом. Древние славяне считали, что любое дерево имеет своего Духа, и так же, как людьми правит вождь, так и Духами деревьев правит Леший. У разных народов Дух леса имеет различные имена, и ярче всего он проявляется в шаманизме. Американские индейцы, английские и шотландские друиды, славянские волхвы, якутские шаманы почитали Дух леса, приносили ему жертвы и просили его о помощи.

В хозяйстве Лешего вся «инфраструктура» леса. Птицы, животные, насекомые, деревья, травы, кустарники – всё, что растёт и живёт в лесу. Ведь если посмотреть со стороны, лес - это замкнутая экосистема, которая полностью себя обслуживает. Здесь есть все условия для роста растений, есть пища и кров для всех его жителей, и всем этим заведует Леший. Единственная беда для такой системы – человек, невежественный и самонадеянный, стремящийся к наживе. Именно он, на защиту существования которого поставлен Леший, иногда становится его злейшим врагом. И в частности немалую роль в этом сыграло и христианство, объявляя сего духа нечистым и злым. Извращая понимание Духа леса, христианские священники ещё более отдаляют человека от природы, лишая его сил и глубокой природной нравственности.

Леший выглядит так, как его могут увидеть люди. Этот дух может принимать любые формы животного и растительного мира. В некоторых племенах Амазонии считается, что Дух леса часто принимает образ большой кошки – тигра, леопарда, пантеры, а якуты говорят, что Дух леса – медведь. Друиды и славянские волхвы видели Дух леса в мудром, убеленном сединами старце, напуганные христианством современные люди - страшилищем, а те, кто ещё сохранил остатки памяти, – маленьким старичком.

В жизни людей Леший проявляется по-разному. Дух леса знает о каждом, кто в этот лес приходит, знает, каков этот человек и зачем он пришёл. Вот и проявляется согласно тому, что видит. Если человек не любит лес и боится его, Леший обязательно сделает что-то такое, чтобы напугать его, ещё больше отталкивая его от леса. Ему не нужны такие гости. Если человек приходит с плохими мыслями - может завести его в трясину или закружить по лесу так, что три сосны покажутся целым лесом. Может зверя напустить, а может и вывести из леса, если человек добрый. Однако просто так, ради забавы, Леший никогда не будет водить человека по лесу, тем более подвергая его жизнь опасности. Если это происходит, у Лешего есть все основания это делать. Он отлично видит опасность, исходящую от человека, и пытается обезвредить его. Какой природы эта опасность – сказать трудно, возможно, это желание разжечь костер, который может привести к пожару в лесу, либо человек так ненавидит лес, что посылает проклятье всему живущему в нём.

Но чтобы такие ситуации не случались, мудрые и знающие люди всегда перед тем, как зайти в лес, на опушке приносили жертву Духу леса. Это часто был просто кусочек хлеба, орехи или овощи для самых малых жителей леса: птиц, мышек, белок и зайцев. Жертву нужно возлагать со словами: «Дух леса, к тебе с добром пришёл, детям твоим жертву принёс. Позволь во владения твои ступить, позволь от щедрот твоих толику получить. Короба да корзины добром лесным наполнить. Поклон низкий тебе, хозяин леса, кладу и закон твой признаю». После этого можно идти в лес и собирать ягоды, грибы или травы. Для охотников существуют другие слова, потому как у настоящих охотников всегда особые отношения с Духом леса, и ответственность у них перед Лешим большая.

Новость отредактировал LjoljaBastet - 26-10-2016, 09:26

Леший проснулся, весну окликает.

Весной, согласно народным верованиям, просыпается Леший - хранитель леса.

По славянской мифологии и народным поверьям, ему подчиняются все звери и птицы, кроме медведя. Медведи же Леших очень любят и уважают, часто охраняют их сон.


Нередко Лешего называют волчьим пастухом. Связано это с тем, что наши предки славяне считали, что Леший в голодное время гонит волков туда, где они могут найти прокорм.


В наше время в Лешего не верят даже дети… А может, зря? Японцы вот считают, что у каждой вещи есть душа. Так почему бы лесу не иметь своего хранителя, защитника?

У древних славян роща, в которой жил леший, считалась священной и посвящалась богу леса — Святибору, которому были подвластны Лешие всех лесов.

Прабабушка рассказывала, что в старину Лешие нередко показывались людям. Хотя Леший — дух, а значит, существо бесплотное, он мог принять любой образ. Показаться огромным - почти до неба - или крошечным. Мог принять образ любого животного, птицы, гриба, дерева.

Поляки уверяют, что Леший чаще всего превращается в сову и сидит на дереве. Поэтому в старину деревья с совами не рубили и вообще обходили их стороной. Но чаще всего он показывался старичком или мужичком, одетым в крестьянскую одежду, нередко в бараний кафтан.

Теперь Леший, вероятно, носит более современную одежду…



Уважительного человека Леший награждает всякими подарками. А обидевших его своим невниманием и пренебрежительным отношением, заставляет блуждать по лесу, постоянно возвращая на одно и то же место.

Узнать Лешего могли немногие, старые люди говорили, что одежда на Лешем вывернута на изнанку, обувь одета не на ту ногу и что сам он не имеет тени. Глаза у Лешего могут быть зелёными и светиться, как у волка. В руках он часто держит посох - палку с сучками. А ещё Леший любит качаться на ветвях, как на качелях. Так что, если ветки ходят ходуном, а никого не видно, то это Леший развлекается.

Ходит Леший неслышно, появляется, как из-под земли. Но иногда Леший ходит с дозором, и тогда вершины деревьев гнутся, весь лес трещит, скрипит, трава стелется.

Живёт Леший в глухой чаще в избушке один или с семьёй с весны до осени, а на Ерофея - 17 октября, по древним поверьям, все Лешие уходят на зимовку - проваливаются под землю.


Перед зимовкой у Лешего сильно портится характер, возможно, он впадает в депрессию, начинает ломать сухие ветки, валит старые деревья, зверей разгоняет по норам. Если подумать, то причины для расстройства у него есть - он уходит, а лес остаётся до весны без хозяина.

Интересно и то, что, по поверьям некоторых народов, в большом лесу могут жить два и даже три Леших. Время от времени они выясняют между собой отношения, устраивают бури, иногда доходит даже до потасовок.

В деревни и села Леший не заходит, чтобы не ссориться с Овинниками, Банниками и Домовыми. Даже в поля редко забредает, там свой хозяин - Полевик. В старину рассказывали, что Лешие порой дерутся с Водяными, поднимая при этом страшный шум.

Леший не любит собак, у которых есть пятна над глазами, и трёхцветных кошек.

К людям Леший чаще всего относиться нейтрально. Но не любит, когда в лесу шумят, оставляют мусор, не тушат за собой костры.


Нет-нет — да услышишь страшную историю, как Леший заставлял плутать, не давая выйти из леса. А иногда насылает страх, беспамятство. В крайнем случае, если Лешего разозлить слишком сильно, он может отправить человека в другой мир, из которого тому не суждено вернуться.

Бывалые люди советуют не оглядываться, если в лесу кто-то позовёт по имени.

Лешие неравнодушны к красивым молодым девушкам и, если красавица согласится, возьмут её в жёны…


В старину, чтобы задобрить Лешего и спастись от его гнева, люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, поворачивали шапку задом наперёд и читали молитвы. А некоторые говорили, что молитва от Лешего не защищает и нужно ругаться матом. В этом случае мат действует, как заклинание, отгоняющее сущностей тонкого мира.

Надёжнее всего от Лешего был защищён тот, у кого при себе был кусочек липовой коры или древесины. Липа считалась священным деревом, оберегом.

Интересно, что Леши никогда не обижают детей и прилагают все силы, чтобы заблудившийся ребёнок выжил, выводят его на полянку с ягодами, притворяются эхом и зовут тех, кто ищет малыша. Возможно, это связано с тем, что дети видят мир духов, ещё не оторвавшись от целостности природы.


В старину и взрослые умели договариваться с Лешим. Например, прежде чем войти в лес, спрашивали его благоволения, потом просили вывести на поляну с ягодами или грибами. И Леший чаще всего просьбу выполнял. Помогал он и охотникам, если они охотились честно и не проявляли алчности.

Лешему раньше делали подарки в виде краюхи хлеба, горшочка с кашей, куска сала или табака. А пастухи приносили Лешему яйца для того, чтобы он присматривал за скотиной, если она в лес забредёт, не давал ей провалиться в болото, прогонял от неё хищников и помогал поскорее её найти.


По старинным поверьям, увидеть Лешего в лесу проще всего накануне Иванова дня (24 июня/7 июля). Тогда же он и желание может исполнить, если задобрить его щедрым подарком или просто сильно ему понравиться.

Наталия Антонова

Как задобрить Лешего

Ритуал заговора лешего мало чем отличается от того же для домового. Разве что местом: в лесу на осиновом пне. А с собой молоко не забыть, парное — не жадиться, — на которое, собственно, заговор и читается. И не только читается: его в двух экземплярах на осиновой коре написать надо. Одну осиновую записку оставляли с молоком и хлебом у пня, на котором сидели, только место укромное искали или в мох зарывали. А другую «записку», вернувшись домой, прятали под порогом.
А вот, собственно, и сам заговор:
Имаю я тридесять булатные замки,
замыкаю ворота тридевятью булатными замками
от зверя широколапа,
и от насыльного,
и от опрокидня и перехожего,
и от пакостника волка рыскучаго и от волчицы,
и от всякие змии скорбии,
и от лихого всякого.
Чтобы не ходил ко мне звер широколап,
насыльной и опрокидень,
перехожий и волк рыскучий и волчица,
и всякая змея и скорбия,
и всякий лихой и злой
в день и в ночь и во всякий час,
в утро рано и в ввечере поздно.
Отныне последним замком замыкаю ворота. Гой!

Советы: Чтобы уберечься от проделок лешего, следует знать несколько правил. Попав в незнакомое место, заблудившийся человек должен снять с себя верхнюю одежду и вывернуть ее наизнанку или же снять обувь и перевернуть стельки задом наперед. В лесу ни в коем случае нельзя свистеть и размахивать руками. Перед походом за грибами на пеньке оставляют горбушку ржаного хлеба. Нередко люди приносят в жертву лешему коз и коров, чтобы лесовик не приближался к их стадам.

Поведение в лесу
Поведение у воды

Поведение в лесу

Лес - «чужое» пространство. Такое отношение к лесу русского крестьянина вызвано тем, что земледелие было подсечным. Отчужденность лесного пространства подчеркивалась эпитетами: густой, непроходимый, темный, дремучий. Лес населен как вредоносными персонажами, так и помощниками человека. В Троицкое воскресенье лес считался именинником, его нельзя ни ломать, ни рубить, кроме одной обрядовой березки.

Леший - хозяин зверей и леса в целом. Леший представлялся стариком в белой одежде и в большой белой шапке, а также одетым в звериную шкуру. Эхо в лесу считалось криком Лешего. Он может отзываться на человеческое пение своими заунывными песнями.

Леший живет в лесных чащобах. Он любит гулять по лесу, особенно в лунные ночи, висеть и качаться на деревьях. Подшучивая над человеком, обводит его невидимой чертой, за которую тому не выбраться. Когда человек заблудился, Леший радуется, свищет, хохочет, хлопает в ладоши и громко кричит на разные голоса: ржет, мычит, лает и мяукает.

По поверьям, заблудившийся должен вывернуть одежду и белье, или надеть обувь не на ту ногу, или снять обувь и перевернуть в ней стельки наоборот. Тогда при ходьбе ноги пойдут в сторону, противоположную той, куда направляет Леший, и человек выйдет на правильную дорогу. Более всего оберегались от потехи Лешего 22 августа. Но он может и помогать человеку, предупреждать об опасности, отгонять с места, на которое падает дерево, вывести заблудившегося человека из леса, пасти скот при соответствующем договоре с пастухом и даже нянчить потерянного (оставленного на покосе) ребенка. Леший - повелитель зверей. Любимцем является прислуживающий ему медведь. 14 сентября Леший сгоняет в одно место все подвластное ему зверье и устраивает смотр перед наступающей зимой. В этот день крестьяне в лес не ходили. Опасались ходить и 4 октября, когда Леший бесится перед тем, как пропасть или замереть на зиму, ломает деревья, гоняет зверей. С первыми морозами он проваливается под землю.

Против Воздвиженья ночь чудная. В эту ночь змеи собираются. И нельзя, чтобы скотинка ночевала в лесу. Этой ночью черти собираются в карты играть - лес на кварталы делят, где кому хозяйничать.

Звижнев день - 25 сентября. Нельзя в лес ходить, собираются все звери, особенно змеи. 25 марта змеи выползают из-под земли «на юрьеву росу», 30 мая у змей свой праздник. Они собираются вместе на змеиную свадьбу. В этот день встречи с ними особенно опасны. 20 июля (Перунов день) змеи выходят из своих нор и ползают по лугам и лесам.

Охотники, кто в лес ходит, когда надо ночь в лесу переночевать - спрашивают у Хозяина: «Пусти, Хозяин, не век вековать, А одну ночь ночевать». Так три раза скажут, и спать укладываются. А то если не сказать, бывает, Хозяин пихнет что-нибудь в огонь, напугает или еще что.

Когда в лесу ночуешь, обязательно просишься:

«Хозяин и хозяюшка,
Хозяйские малые детушки.
Нам не век вековать.
Одну ночь ночевать».

Если кто ночует в лесу, рыбак или охотник, обязательно надо у вольного (лешего) спросить разрешения ночевать.

Чтобы не блудить, надо все платье снять и на левую сторону вывернуть. И пойдешь, куда надо.

Нельзя лешакаться, лучше уж матюгаться, особенно если по лесу идешь.

Змей убивать и ловить нельзя, змеи добро приводят. Говорят, если змею за хвост стряхнуть - не укусит и не уползет никуда.

Поведение у воды

Вода - это граница между мирами: небом, землей, потусторонним миром. Очистительные омовения сопровождали рождение человека, его свадьбу и смерть. Преодоление водной стихии как границы между жизнью и смертью. Ритуальное омовение было свидетельством «второго» рождения и в этом смысле перешло в христианскую символику крещения как духовного рождения человека. Ритуальное омовение считалось обязательным каждый второй день весенних и летних празднеств. Известно также купание в крещенских прорубях после ряженья на Святках. Особое значение купанию придавали накануне и в день Купалы. Наиболее животворящей считалась небесная вода. Люди спешили умыться в речной воде в то время, когда реки начинали очищаться ото льда.

Но старались особенно не беспокоить, в нее не бросали камни, палки, мусор. Лечебные свойства приписывались ключевой воде, а также воде, взятой из горного источника, так как происхождением своим ключи, родники обязаны «ударам молнии в землю или камень».

И все же вода не так чиста, как огонь, так как в ней может водиться нечистая сила. Чтобы этого не случилось, русские не оставляли открытыми сосуды с водой, особенно на ночь, а пустые сосуды для воды держали перевернутыми. Вода играла роль передатчика магической силы в чародействе, и «наговоренной» водой пытались вылечить человека или принести ему вред. Соединение в воде губительных и живительных начал нашло отражение в представлениях о живой и мертвой воде.

Водяной - персонаж, воплощающий стихию воды. Как обитатель водоемов Водяной считался повелителем рыб. Он может привлекать в свои воды рыбу из чужих рек и озер. В рассказах о встречах с Водяным говорилось, что люди видели его плывущим на чурбане или коряге: он сидит голый, весь в тине, на голове высокая шапка, свитая из зеленой куги (безлистных растений), и вокруг тела зеленый пояс из той же травы.

С Водяным связаны разнообразные обряды. Он считался именинником в день Купалы, празднование которого сопровождалось жертвоприношениями, играми, песнями, обливанием водой, купанием. По-своему чтили Водяного рыбаки, мельники, пасечники, опасаясь, что он может разбушеваться и порвать сети, распутать рыбу разрушить мельничную плотину, затопить ульи. Рыбаки спешили угостить Водяного, когда он просыпается от зимней спячки: начинает ломать лед и мучить рыбу. Если в три дня (Водяной обычно просыпается 30 апреля) рыбаки не успевали с угощением, то лишались удачного лова на весь сезон.

Одной из главных рек России всегда была и есть Волга, с которой связаны различные сюжеты. В преданиях Волга выглядит непокорной рекой. Когда Иван Грозный вел свое войско через нее, на Волге поднялись высокие валы. Царь призвал палача, который трижды ударил по ней кнутом, «чтобы не бунтовала против царской рати». От этого из нее брызнула кровь и образовались три кровавых рубца, которые видно и по сей день, особенно летним вечером, если взглянуть, против солнца, когда оно закатывается за горы. На речке надо говорить: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня».

Вода спит ночью везде, хоть в реке, хоть в озере.

Ночью водичка-матушка спит, нельзя водичку шевелить.

Худо будет, если не вовремя ходят за водой.

Купаться нельзя ночью. Водичке надо отдыхать. В Петров день нельзя было купаться - чертушка утащит.

Опусти ртуть в колодец - вода уйдет.


Наступил апрель, месяц настоящей, а не календарной весны. Убегают ручейки, унося остатки снеговых вод, лопаются почки на деревьях, зацветает в лесу лещина и раскрываются подснежники. И в это самое время, согласно народным верованиям, просыпается Леший – хранитель леса.

По славянской мифологии и народным поверьям, ему подчиняются все звери и птицы, кроме медведя. Медведи же Леших очень любят и уважают, часто охраняют их сон.

Нередко Лешего называют волчьим пастухом. Связано это с тем, что наши предки славяне считали, что Леший в голодное время гонит волков туда, где они могут найти прокорм.

В наше время в Лешего не верят даже дети… А может, зря? Японцы вот считают, что у каждой вещи есть душа. Так почему бы лесу не иметь своего хранителя, защитника?

У древних славян роща, в которой жил леший, считалась священной и посвящалась богу леса - Святибору , которому были подвластны Лешие всех лесов.

Прабабушка рассказывала, что в старину Лешие нередко показывались людям. Хотя - дух, а значит, существо бесплотное, он мог принять любой образ. Показаться огромным – почти до неба -
или крошечным. Мог принять образ любого животного, птицы, гриба, дерева.

Поляки уверяют, что Леший чаще всего превращается в сову и сидит на дереве. Поэтому в старину деревья с совами не рубили и вообще обходили их стороной. Но чаще всего он показывался старичком или мужичком, одетым в крестьянскую одежду, нередко в бараний кафтан.

Теперь Леший, вероятно, носит более современную одежду…

Уважительного человека Леший награждает всякими подарками. А обидевших его своим невниманием и пренебрежительным отношением, заставляет блуждать по лесу, постоянно возвращая на одно и то же место.

Узнать Лешего могли немногие, старые люди говорили, что одежда на Лешем вывернута на изнанку, обувь одета не на ту ногу и что сам он не имеет тени. Глаза у Лешего могут быть зелёными и светиться, как у волка. В руках он часто держит посох – палку с сучками. А ещё Леший любит качаться на ветвях, как на качелях. Так что, если ветки ходят ходуном, а никого не видно, то это Леший развлекается.

Ходит Леший неслышно, появляется, как из-под земли. Но иногда Леший ходит с дозором, и тогда вершины деревьев гнутся, весь лес трещит, скрипит, трава стелется.

Живёт Леший в глухой чаще в избушке один или с семьёй с весны до осени, а на Ерофея – 17 октября , по древним поверьям, все Лешие уходят на зимовку – проваливаются под землю.

Перед зимовкой у Лешего сильно портится характер, возможно, он впадает в депрессию, начинает ломать сухие ветки, валит старые , зверей разгоняет по норам. Если подумать, то причины для расстройства у него есть – он уходит, а лес остаётся до весны без хозяина.

Интересно и то, что, по поверьям некоторых народов, в большом лесу могут жить два и даже три Леших. Время от времени они выясняют между собой отношения, устраивают бури, иногда доходит даже до потасовок.

В деревни и села Леший не заходит, чтобы не ссориться с Овинниками, Банниками и Домовыми . Даже в поля редко забредает, там свой хозяин – Полевик . В старину рассказывали, что Лешие порой дерутся с Водяными, поднимая при этом страшный шум.

Леший не любит собак, у которых есть пятна над глазами, и трёхцветных кошек.

К людям Леший чаще всего относиться нейтрально. Но не любит, когда в лесу шумят, оставляют мусор, не тушат за собой костры.

Нет-нет - да услышишь страшную историю, как Леший заставлял плутать, не давая выйти из леса. А иногда насылает страх, беспамятство. В крайнем случае, если Лешего разозлить слишком сильно, он может отправить человека в , из которого тому не суждено вернуться.

Бывалые люди советуют не оглядываться, если в лесу кто-то позовёт по имени.

Лешие неравнодушны к красивым молодым девушкам и, если красавица согласится, возьмут её в жёны…

В старину, чтобы задобрить Лешего и спастись от его гнева, люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, поворачивали шапку задом наперёд и читали молитвы. А некоторые говорили, что молитва от Лешего не защищает и нужно ругаться матом. В этом случае мат действует, как заклинание, отгоняющее сущностей тонкого мира.

Надёжнее всего от Лешего был защищён тот, у кого при себе был кусочек липовой коры или древесины. Липа считалась священным деревом, оберегом.

Интересно, что Леши никогда не обижают детей и прилагают все силы, чтобы заблудившийся ребёнок выжил, выводят его на полянку с ягодами, притворяются эхом и зовут тех, кто ищет малыша. Возможно, это связано с тем, что дети видят мир духов, ещё не оторвавшись от целостности природы.

В старину и взрослые умели договариваться с Лешим. Например, прежде чем войти в лес, спрашивали его благоволения, потом просили вывести на поляну с ягодами или грибами. И Леший чаще всего просьбу выполнял. Помогал он и охотникам, если они охотились честно и не проявляли алчности.

Лешему раньше делали подарки в виде краюхи хлеба, горшочка с кашей, куска сала или табака. А пастухи приносили Лешему яйца для того, чтобы он присматривал за скотиной, если она в лес забредёт, не давал ей провалиться в болото, прогонял от неё хищников и помогал поскорее её найти.

По старинным поверьям, увидеть Лешего в лесу проще всего накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) . Тогда же он и желание может исполнить, если задобрить его щедрым подарком или просто сильно ему понравиться.