Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Архитектуры памятники древней руси презентация. Презентация на тему архитектура древней руси подготовила мария

Древнерусское искусство Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.


Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонголь­ского периода. Как и в западно-европейском средневе­ковье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры


В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.


Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.


Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.


С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.


Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в Ростове и Суздале.


Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.


Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.


По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.


Сохраняйте культуру нашей страны! К великому сожалению бурная российская история и безжалостное время оставили нам не так уже много подлинных свидетельств тех лет. Чудовищным катком прошлась по русским памятникам в 20-е годы прошлого столетия банда в кожаных курках, потом "миротворец" с башмаком в руке, а затем уже и "реформаторы". Только за последние десять лет в Москве уничтожено более 150 памятников архитектуры. А в провинции часто и уничтожать ничего не надо - всё разрушается и так. Тем не менее, многое еще уцелело.

Архитектура Древней Руси

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна




История архитектуры Древней Руси началась с создания Киевского государства и закончился этот этап лишь с появлением Российской Империи. Первыми храмами считаются Новгородские, Киевские и Владимирские. Расцветом архитектурного зодчества считается период правления Ярослава Мудрого (XII век). В XIII веке развитие церковной архитектуры на Руси замедляется, это связано с появление татаро-монгольского ига. И в XV веке, уже во времена правления Ивана III вновь наступает бурное развитие архитектурного зодчества.


Крестово-купольный храм в своей основе представляет прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, соединившимися арками, которые поддерживали барабан купола. Примыкавшие к подкупольному квадрату ячейки, перекрывавшиеся цилиндрическими сводами, образовывали крестообразную основу плана; угловые части перекрывались куполами или сводами.


С восточной стороны к зданию примыкали три полукруглых выступа - абсиды , в средней из которых размещался алтарь , отделенный от основного помещения храма алтарной преградой (иконостас появился позднее), а в боковых хранились церковные принадлежности. В западной части здания устраивалось помещение второго яруса - хоры , где во время богослужений размещалась знать. Промежутки между столбов навивались нефами , которых обычно бывало три или пять; с запада часто прибавляли еще одно членение - нартекс .



Здания возводились из тонкого плиткообравпого кирпича - плинфы и камня на известковом растворе. Стены не белились, а сохраняли естественно-декоративное красно-белое сочетание; кроме того, стены оживлялись проемами узких окон и рядами декоративных ниш. Древнейшим каменным храмом на Руси была Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.)


По свидетельству русской летописи - Десятинную церковь - построили приехавшие из Византии "мастера от грек". Об этом подробно, сообщает "Повесть временных лет": "В лето 6497 (989)... Володимер... помысли создати церковь пресвятыя богородица, и послав преведе мастеры от Грек. И начашю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами..." . Однако после пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название - церковь Успения Богородицы , Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.


По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями - "гульбищами". По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.


Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи - ещё более широкой одноярусной.

Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.






Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии, здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов.

Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.




Отличительные черты новгородской архитектуры - монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

Церковь Спаса на Нередице 1198



Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня - известняка.

Свято- Покровский женский монастырь



Город Владимир в этот период стал столицей русских земель, и поэтому здесь велось особенно широкое строительство. Возникла необходимость создать величественный архитектурный ансамбль, способный затмить старую столицу - Киев. Расположенный на высоком берегу р. Клязьмы, город имел три обнесенные валами и стенами части с каменными и рублеными въездными башнями, среди которых главными были сохранившиеся до наших дней Золотые ворота (1164) и несохранившиеся Серебряные ворота .


Самое крупное сооружение Владимира - Успенский собор , превосходивший по высоте (32,3 м) Софию Киевскую, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов. Строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было построено как однокупольный трехнефный храм (1158-1160), окруженный галереями, затем при князе Всеволоде его расширили по площади более чем в два раза - до пятинефного, пятикупольного (1185-1189). Вокруг старого храма были построены новые стены, увенчали их четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей - прясел. Еще более величественным, со своим пирамидально нарастающим пятиглавием, в своей широко, но слитно и четко разросшейся белокаменности, стал этот храм, обретя подлинно классическую для русского зодчества могучую стать.





Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества - Дмитриевский собор (1194-1197), Дмитриевский собор - одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его - четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны - три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Несмотря на несомненную связь с предыдущими постройками, Димитриевский собор является глубоко оригинальным произведением, не имеющим прямых аналогий ни на Руси, ни в Западной Европе. Почти шестьсот резных камней украшают белокаменную поверхность его стен.




Знаменит своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165), сохранивший в основном свои первоначальные формы,

Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.

Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.

Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:

Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола

Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.



Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), возведен сыном князя Всеволода - Святославом Всеволодовичем. В нем декоративное начало начинает преобладать над структурным. Верх Георгиевского собора обрушился в XV в. Восстановленный в 1471 г. московскими мастерами, он утратил свои первоначальные формы.




Домашнее задание

Ответить на вопрос «Особенности архитектуры московского княжества»

Презентация на тему: Архитектура Древней Руси

Выполнила: ученица 10 класса Смирнова Валерия

Преподаватель:

Антонова С.Ю.


Софийский собор в Киеве

Собор Святой Софии (Софийский собор ) - храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.



Софийский собор в Новгороде

Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.



Покрова На Нерли

Покрова на Нерли - храм, построенный в 1165 году в память о погибшем сыне великого князя Андрея Боголюбского - Изяславе Андреевиче.



Успенский собор в Дмитрове

Собор Успения Божией Матери в Дмитровском кремле был построен между 1507 и 1533гг., в княжение Юрия Ивановича Дмитровского (сына Ивана III), и, по всей вероятности, на его средства. Вероятно, на месте этого собора стоял более древний белокаменный храм XIV века.


Успенский Собор во Владимире

Собор построили в 1158-1160 гг. при великом князе Андрее Боголюбском. Он представляет собой выдающийся памятник белокаменного зодчества Руси до татаро-монгольского нашествия. До возвышения Москвы, это был кафедральный храм.


ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА Теория Архитектура до монгольской Руси Архитектура после 1480 Семнадцатый век

Церковь Центр культурной, социальной и общественной жизни Преемник синагоги Первые христианские здания в форме базилики (в переводе царский дом) С помощью храма – общение с Богом на Земле

Базилика– прямоугольное в плане здание. Состоит из нечетного числа нефов (от 3 до 5), разделены колонами и столбами (образуют крест). На кресты (полоски колонн) кладется купол (от этого название крестово-купольный). Лежит на центральных 4 -х колоннах

Неф (от лат. корабль) - вытянутое помещение, ограниченное с одной или двух продольных сторон рядом колонн. Алтарь - место для жертвоприношений, а также вся восточная часть храма (за иконостасом). Апсида - полукруглый и прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полукуполом. Нартекс - помещение с западной стороны христианских храмов, предназначенных для лиц, не имеющих право входить в храм. Трансепт - поперечный неф

Определение Закомара - полукруг, опирается на внешние столбы. Полукруглое завершение части наружной стены здания. Позакомарное покрытие церквей. Пилястра или лопатка на них лежит закомара (столбики), а на закомаре коробовый свод. Пилястра - прямоугольный выступ на стене, имеющий базу и капитель, как у колонны. Стена делится столбами на прясла. Прясла - полукруглая ниша в толще стены. Контрфорсы - вертикальный опорный столб, укрепляющий наружную стену. Портал - архитектурно оформленный вход в здание. Поребрики - кирпич, положенный к вам ребром.

Значения количества куполов 1)-единый бог 2)- бог и человек 5) - Христос и евангелисты 7)семь таинств церкви или семь вселенских соборов 13) Христос и 12 апостолов Если больше, то нужно подходить и спрашивать у священнослужителей

Значение Алтарь - часть, которая отделена от тела храма иконостасом. Возвышение - солея (ступеньки). Амвон - возвышение перед алтарем, с которого произносились проповеди. Располагается строго под куполом За иконостасом - алтарь. В центре "престол", где стол или тумба. Справа - дьяконник или ризница (место переодевания священника), в жертвеннике - все необходимые предметы для проведения службы. Гульбище - галерея вокруг церкви. Притвор - то, куда заходим, что притворяет церковь Лестница на второй этаж - до 17 века это означало, что церковь заказана князем или кем-то. Вела на хоры, где стояла княжеская или царская семья, . Там могли хранить переписку, казну, запасы.

Апсида – с восточной стороны, входят и выходят с западной стороны. Купол - небо, крест - то, на чем закончил свою жизнь Христос. Храмы всегда ставились на высоком месте и самом живописном. Купол стоит на барабане, в нем 12 окон, в простенках (между окнами) пишутся 12 апостолов. В купле изображен Спас Вседержи тель или Пантокра тор - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.

Из чего строили? Плинфа (кирпич, пришедший с Балкан, позже заменен красным кирпичем)- юго-запад (Киев) Белый известняк - северо-восток (Владимир, Суздаль) Серый бутовый камень (Новгород)

Архитектура до монгольской Руси Огромное число храмов Стремление выразить христианское мировоззрение Популярен крестово-купольный тип храма (пришел из Византии) До 10 века только деревянные и деревянноземляные постройки В основе строения храма лежит базилика Монументализм

25 -главая Десятинная церковь (до нас дошел фундамент, во время монгольско-татарского нашествия захватчики подожгли храм) Первый храм на Руси Возведена в 10 веке греками Выделяли десятину из налогов, поэтому «десятинная» Построена при Владимире Было 25 глав

Спасо-преображенский собор в Чернигове Перестроен в стиле барокко Появился в 11 веке Типичный византийский храм

13 -главый Софийский собор в Киеве 1037 – начало стройки в честь победы в 1036 над половцами Почитался как общественный центр (принимали послов, проводились соборы) Строили русские мастера Построен при Ярославе Мудром Ярослав похоронен здесь (1054) В здании храма была митрополичья палата, библиотека и государственный архив

Софийский Собор в Новгороде Строилась с 10451050 сделана из огромных бутовых серых камней 5 главая Шлемовидная При Ярославе Мудром

Софийской Собор в Полоцке От старой церкви остался только фундамент Восстановлен, но все подругому При Ярославе Мудром

Золотые ворота в Киеве Оборонительное сооружение Построил Ярослав Мудрый Прототип – Золотые ворота в Константинополе

11 -13 век. Искусство русских земель Киев, Чернигов, Смоленск - киевская архитектурная школа сохраняется Полоцк, Новгород, Галич, Владимиро-суздальская земля создаются свои архитектурные школы Храмы однокупольные (из-за нехватки денег) и башнеобразной формы Приземистые, массивные, с узкими окнами – как крепости

Новгород Было много посадов, каждый имел своего святого и ставил ему церковь Старая часть Новгорода - куча церквей Заказчики не князья, а бояре и община ремесленников У церкви есть адрес (только у псковских и новгородских)

Смоленск Церковь Петра и Павла Строили приглашенные черниговские мастера Отличное качество кирпичной кладки

Владимиро-суздальское княжество Использование белого ракушечника Белокаменное строительство Декоративность (ажурная каменная резьба). Георгиевский собор в Юрьеве-Польском покрыт резьбой сверху до низу Владимирской собор – 32 метра. Только Успенский собор в Москве выше

Успенский Собор Пятикупольный Трехапсидный Шлемовидные купола Высокие купола Двухрегистровый: служил как архив, как деловой центр

Церковь Покрова на Нерли Заказал Андрей Боголюбский в память Боголюбский о старшем сыне Изяславе Нерль – приток Клязьмы Во время нашествия татары не заметили церковь

Монголо-татарское нашествие Татары приостановили каменное строительство Во время захвата никак значительных построек не было Терпимо относились к русской церкви, храмы не жгли (только если там не прятались бояре или князья)

Конец XV – XVI век Церкви строились на деньги бояр Появились домашние церкви у купцов Процесс слияния школ Начало гражданского строительства Массовое строительство крепостей (смоленская, нижегородская, тульская)

Каменное строительство возрождали: 1) Тверь (Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле) 2) Новгород (Церковь Спаса на Ильине улице) в 1471 подчинился Москве, развитие собственной школы закончилось 3) Псков (Церковь Василия на Горке)

Москва Когда Иван III женился на Софье Палеолог началось массовое строительство: Обратились к итальянским мастерам Известняковые стены Кремля заменены кирпичными (дубовый – белокаменный – кирпичный). Построены 19 башен Кремля. Появление кирпича новой формы в строительстве

Спасо-Андроников монастырь в Москве Сооружали с 1410 -1427 В росписи участвовал Андрей Рублев и Даниил Черный Необычно высокий и тонкий барабан Скупо освещенное внутренне пространство, чтобы отрешиться от мирских забот Килевидное завершение Арки с килевидным завершением

Московский Ансамбль 15 век Успенский собор Архангельский собор Церковь Иоанна Лествичника (на ее месте сейчас колокольня Ивана Великого) 16 век Благовещенский Собор Церковь Ризоположения Грановитая палата (имеет потрясающие невюры, нависшие в воздухе кроме одной)

Аристотель Фиорованти Успенский собор Видны черты архитектуры итальянского ренессанса Прототип Успенский Собор во Владимире, московский больше Впервые внутри массивные столбы заменены круглыми колоннами Считался главным храмом Руси

Пилястра Закомара Алевиз Новый Архангельский Собор Присутствуют пышные архитектурные детали итальянского палаццо Похож на дворец, так как: -пояс-карниз -пилястры коринфского ордена вместо традиционных лопаток -роскошные раковины в закомарах -богатая резьба порталов (входа)

Благовещенский Собор Построена псковскими мастерами Домовая церковь московских государей Имеет второе крыльцо (Грозненское) для Грозного, так как после третьего брака его отлучили от церкви

Собор Василия Блаженного Второе название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву Построили Барма и Постник При Иване Грозном Главный купол – олицетворение Москвы

Храм Вознесения в Коломенском Первый шатровый храм в России Построен в честь Построен рождения Ивана Грозного его отцом Василием III Элементы романского и готического стиля Строился как домовой храм

Строительство укреплений вокруг Москвы Петрока Малый возвел вторую линию укреплений, которая опоясывала торговоремесленную часть столицы – Китай-город (кита – засыпанный слой в срубах) Третья линия – Белый город– под руководством Федора Коня (строил Смоленский Кремль) Последняя линия – деревянные стены на Земляном валу (Ныне садовое кольцо)

17 век 1. 2. Расцвет архитектуры домашних церквей (Церковь рождества Богородицы на Путинках в Москве) Широкое применение шатрового стиля Гражданское строительство Расцвет строительства по заказу купцов (Троица в Никитниках) Обмирщение – уход от чисто религиозных целей: Нарядность и изысканность Сложное внутреннее устройство

«Построил» Никон Новоиерусалимский монастырь Строился Никоном в надежде, что монастырь станет центром мирового православия Уехал сюда, когда его отлучили от патриаршего престола Построен на реке Истре (недалеко от Москвы) Имеет уникальный большой иконостас из меди

Нарышкинское (москвоское барокко) 18 век Церковь Покрова в Филях и Церковь знамения в Дубровицах. Соединение старого московского архитектурного стиля и западноевропейского (петербургского) Нарышкинский, потому что построены членами из рода Нарышкиных

Гражданское строительство конца 17 начала 18 века Палата боярей Голицына и Троекурова Печатный двор Монетный двор Сухарева башня Поганкины палаты (Псков) по заказу купца Поганкина Коломенский дворец

Архитектура древней Руси В X – начале XIII века

  • Составила: учитель
  • Основ православной культуры
  • МБОУ СОШ №2 г.Кольчугино Косацкая Татьяна Павловна
  • Оглавление
  • Введение
  • Церковь Бориса и Глеба
  • Дмитриевский собор
  • Успенский собор
  • Дворец Андрея Боголюбского
  • Золотые ворота
  • Храм Покрова на Нерли
  • Рождественский собор Суздальского Кремля
  • Заключение
  • Введение
  • Хронология памятников архитектуры охватывает длительное время - с XII по начало XX века. Наиболее ранние - памятники домонгольского времени, то есть до нашествия монголо-татар в 1237 году. Большую и разнообразную группу составляет архитектура XVI - XVIII веков. Конец XVIII - начало XX века принадлежит к губернскому времени; здания этой поры относятся к определенным архитектурным стилям; как правило, известны архитекторы этих зданий.
  • Период имеет внутреннюю хронологию:
  • - I этап - время единой Киевской Руси (X - начало XII века);
  • - II этап - время феодальной раздробленности (начало XII - начало XIII века), когда в ряде княжеств велось собственное каменное строительство. Выделяют 5 архитектурных школ, в том числе Северо-Восточной Руси. К этой школе и к этому этапу принадлежат белокаменные памятники Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Кидекши (церковь Бориса и Глеба), Владимира (Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы), Боголюбова (дворец князя Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли);
  • - III этап - начало XIII века. К этому этапу относится Рождественский собор в г. Суздале.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
  • От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь - один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров-зодчих, и за короткое время - к 1152 году - эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
  • Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. "Каменка" - это и есть перевод с угро-финского "Кидекша". Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму.
  • Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. В Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер.
  • Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов - только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного портала. Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырь, а с XVIII в. - сельский приход.
  • Борис и Глеб
  • Фрагмент иконы Владимир,
  • Борис и Глеб
  • из церкви Бориса и Глеба
  • в Кидекше
Дмитриевский собор
  • Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени.
  • Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо. "Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя" - сообщает летопись. Это имя получил при крещении и один из сыновей Всеволода - Владимир, с рождением которого в 1194 г. принято связывать строительство собора. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия.
  • Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения - сам храм - образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство - более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние.
  • Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нем угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения.
  • В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838-1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).
  • Голова апостола Петра.
  • Фрагмент фрески Дмитриевского собора
  • во Владимире
  • Ангел, копия фрески
  • (Дмитриевский собор, г. Владимир)
Успенский собор
  • Успенский собор - уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени.
  • В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. "Да будет сей град великое княжение и глава всем" - таков замысел князя - "самовластца". Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции "Вознесение Александра Македонского", "Три отрока в пещи огненной", "Сорок мучеников Севастийских", полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами...
  • Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: "владычных сенях", "тереме", "столпе", уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией - величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг Андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. На галереях появились 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, на многие века определившее образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.
  • Фреска в алтаре
  • Успенского собора
Дворец князя Андрея Боголюбского
  • На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый".Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским" конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком.
  • При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца XII в.
  • Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды.
  • После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.
  • Явление Богородицы
  • князю Андрею Боголюбскому
  • Иконы Св. и Благоверного
  • Андрея Боголюбского
  • Андрей Боголюбский
Золотые ворота
  • Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.
  • Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.
  • С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.
Храм Покрова на Нерли
  • Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.
  • "Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви с гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.
  • Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.
  • Фреска храма Покрова на Нерли
Рождественский собор Суздальского Кремля
  • Одно из первых упоминаний о нём содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом, где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, построенного Владимиром Мономахом в конце XI – начале XII в. Строительство продолжалось с 1222 г. по 1225 г.
  • В отличие от Успенского, собор Рождества Богородицы имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.
  • XVII век – период больших изменений и строительства собора. В 1634 г. епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635–1636 годах строится придел святых Феодора и Иоанна.
  • В XIX веке среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. Проведённая в 1895 году система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую систему.
  • С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид.
  • Фрески Рождественского собора
Заключение
  • Архитектура в период X – начала XIII в. достигла высокого уровня развития. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получило развитие с X в., с момента принятия христианства.
  • Культовые постройки воплотили в себе лучшие достижения строительного искусства.
  • Греки привезли на Русь технические навыки, художественную систему строительства. Крестово-купольная конструкция православных храмов, сложившаяся в Сирии в VI в., через Византию попала на Русь и была здесь преобладающей до конца XVII в.
  • Все здания имели общие черты: большие размеры, практическое отсутствие декора в экстерьере при богатом интерьере. Художественная система интерьера православного храма, сложившись в то время, осталась практически неизменной до настоящего времени это синтез всех существующих видов искусства: архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства.
  • Использованная литература:
  • 1.Храмы России. Энциклопедия. М.,2008г.
  • 2.Православная энциклопедия. М., 2007г.
  • 3.Энциклопедия православного христианина. Электронное издание. М.,2007 г.
  • 4.photosuzdal.ru/photos/suzdal
  • 5. goldinfo.com.uaJPG.
  • 6. www.uer.varvar.ruJPG.
  • 7. www.hramy.ru
  • 8. www.rus-sobori.ru
  • 9. www.temples.ru