Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Вводные конструкции в русском. Вводные конструкции

Вставные конструкции комментируют содержание предложения или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают, дают дополнительные сведения. В любом случае они имеют характер попутных замечаний по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрывая и нарушая его интонационное единство.

Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.

Вставки в силу своего назначения в речи - передавать дополнительные сведения - могут располагаться лишь в середине предложения или в конце. Начинать предложение они не могут, в отличие от вводных слов, сочетаний и предложений.

Вставные конструкции могут оформляться по-разному:

1)как члены предложения, с сохранением синтаксической связи, такие «члены предложения» выключены из его состава,.

2) как придаточные части предложения.

В других случаях вставные конструкции лишены структурной связи с предложением, они самостоятельно оформлены и не отражают грамматической связи с членами основного предложения. Как правило, эти слова и сочетания ставятся в форме именительного падежа.

Таким образом, многие вставные конструкции функционально и синтаксически сближаются с членами предложения, придаточными частями сложного предложения, присоединительными конструкциями. И их специфика состоит лишь во вставочном характере, в нарушении синтаксической однолинейности предложения.

Вставные конструкции могут выполнять не только функцию добавочного сообщения, но и функции модально-оценочные, в этом случае сближаясь с вводными конструкциями. Однако и эти вставки, осложненные оценочным значением, сохраняют свое главное функциональное качество - являются добавочными, включенными в предложение единицами, разрушающими его синтаксическую одноплановость. Это вводные слова, сочетания и предложения, оформленные, как вставные конструкции.

Наконец, вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования и т. п.

ОБОСОБЛЕНИЕ

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире. Они содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к сказанному; разъясняют, толкуют основную часть высказывания.

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие).

Наиболее сильным выделяющим знаком препинания являются скобки: они выделяют вставную конструкцию внутри предложения или в конце его (в начале предложения вставка, будучи дополнительным сообщением, не употребляется).

Скобками выделяются вставные конструкции, в качестве которых используются знаки восклицательный или вопросительный, передающие отношение автора к высказанной мысли или ее оценку - удивление, недоумение, одобрение, сомнение, иронию и др.

Если внутри вставной конструкции уже имеется тире, то общим выделительным знаком могут быть только скобки.

Вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например при оформлении ссылок на источник цитирования. После цитаты, за которой в скобках следует ссылка на источник цитирования, точка опускается и ставится после ссылки вне скобок.

Квадратные скобки могут сочетаться с круглыми в условиях двойного выделения (квадратные скобки - для внешнего выделения, круглые - для внутреннего выделения).

Угловые скобки применяются для восстановления сокращенных слов в цитируемом тексте. Напр. , автор, цитирующий или издающий текст А. Ахматовой, восстанавливает сокращенные ею части слов.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 33. Вставные конструкции. Способы обособления.:

  1. 31. Типы и функции вводных слов. Вводные конструкции как актуализатор ремы. Способы обособления вводных конструкций.
  2. Конструкции, не входящие в структуру предложения (обращение, именительный представления, вводные и вставные конструкции, междометия)

(задание № 17)

Урок по вводным конструкциям с примерами. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 17 ЕГЭ по русскому языку

Вводные конструкции могут выражать:

1. Различную степень уверенности

КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ

Например:

Вы, несомненно , хорошо сдадите экзамен.

Вам, кажется , нужно больше заниматься.

2. Чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает

К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ

Например:

Вы, к сожалению , сдали экзамен не очень хорошо.

К моему огромному удивлению , всё оказалось на месте.

3. Источник информации, которую сообщает говорящий.

ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-ВАШЕМУ

Например:

Вам, по мнению врачей , нужно на время прервать тренировки.
Вам, говорят , придётся прервать тренировки.
Как говорят старики , рыба в этом озере водится.
По воспоминаниям отца , в детстве он неплохо учился.

4. Порядок мыслей и указания их связи между собой

ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ, ОДНАКО

Например:

Во-первых , это причастие образовано от глагола совершенного вида; во-вторых , оно имеет зависимые слова. Следовательно , в нём должно писаться две буквы Н.

5. Способ оформления мыслей и оценка стиля высказывания

ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ

Например:

Одним словом , всё прошло хорошо.

Говоря образно , в самом центре Земли работает огромный котёл, варящий магму.

6. Способы привлечения внимания

ПОСЛУШАЙ(ТЕ), ПОСМОТРИ(ТЕ), ИНТЕРЕСНО и др.

Например:

Но вот, посмотрите , какая-то птица / Всё ниже и ниже по небу мчится! (К.И. Чуковский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Никогда не выступают в качестве вводных конструкций следующие слова и выражения:

вообще, наверняка, всё-таки, как будто, как бы, вдруг, пожалуйста, ведь, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, авось, обязательно.

Практические задания

Задание 1. Вставьте вводные слова, необходимые по смыслу. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, кому принадлежат данные сообщения.

2. В этой (не)широкой но глубокой реке раньше было много рыбы.

3. Самый твёрдый минерал алмаз.

Задание 2. Найдите вводные слова. Укажите их значение. Спишите, расставляя знаки препинания.

Образец: Наверное , завтра будет гроза (неуверенность).

1. Казалось тихий ночной час пр…давал б…седе особую прелесть.

2. Действительно камни бывают различной твердости. Самый мягкий камень тальк.

3. (На)конец(то) на моё счастье дядя и старик Яков свернули к маленькому скверику.

4. Я (не)буду вас задерживать. (По)моему дело ясное.

5. В воздухе пахло водой травой туманом – одним словом пахло ра(нн/н)им прекрасным летним утром.

6. Наука иначе говоря не отрицает веру и религию а лишь дополняет их.

Задание 3. Прочитайте. Включите в начало каждого второго предложения вводное слово, указывающее на связь мыслей. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые.

I. 1) Это параллельные линии. Они (не)пересекаются.

2) Вводное слово грамматически (не)связа(нн/н)о с другими словами в предложени… Оно не является членом предложения.

3) Работая над историческим произведением изучают прошлое стараются живо представить исторические картины. Для художественного воссоздания прошлого (не)обходимо и научное знание, и творческая фантазия.

II. 1) (Не)удача (не)смутила боксёра. Она заставила его ещё больше напряч… силы.

2) Товарищ… (не)обид…лся на шутку. Он сам смеялся вместе со всеми.
⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!

Многие из вышеперечисленных слов могут выступать в роли членов предложения. В этом случае они не выделяются запятыми.
Жизнь просто несёт меня к счастью. – К счастью , всё закончилось благополучно.
Я мечтаю поступить в театральный институт, однако мама категорически против этой затеи (противительный союз). – Вскоре, однако , сомнения мои были рассеяны.

⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение.

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно. - Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.

2) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. - В мае возможно будут заморозки.
3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до конца года. - Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.

4) Решение по делу было совершенно очевидно . - Поезд очевидно немного запаздывает.

5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожиданно поступил совсем наоборот . - Проигрыш не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно.

6) Что значит твоё молчание? - Значит ты приедешь ко мне вечером?

Задание 5. Прочитайте, укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчеркивая вводные слова, укажите их значение.

1) Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И.С. Тургенев.) – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.)

2) Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.) – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А.С. Пушкин.)

3) Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н.В. Гоголь.) – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н.В. Гоголь.)

4) Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А.И. Куприн.) – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. (И.C. Тургенев.)

Задание 6. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом - вводным словом.

Возможно, по-моему, к несчастью, напротив, скажем.

Задание 7. Диктант.

Для чего люди читают? Очевидно можно выделить три причины побужда…щие людей к чтению. (Во) первых для овл…дения какой (нибудь) специальностью. И хотя учит…ся (не)обходимо всю жизнь пр … учать и пр … учат…ся к чтению надо с ра(нн/н)его детства. И горе родителям и детям (не)понима…щим этого! (Во) вторых люди читают что(бы) удовлетворить свои художестве(нн/н)ые запросы, из любви к пр…красному. Наконец мы чита…м обращаясь к словарям справочникам научно(популярным) журналам что(бы) получить информацию об окружа…щем нас мире.
Правда может быть и ещё одна причина – «убить время»! К сож…лению есть ещё люди которые не знают куда себя деть. Они шутя проглатывают книгу за книгой а через неделю даже (не)могут вспомнить о чём читали. А ведь при чтени… требу…(ть/т)ся вдумч…вое вн…мательное отн…шение. Читать следу…т (не)спеша думая не только о смысле написа(нн/н)ого но и форме, то(есть) о стиле произведения его звучани… даже об орфографи… и пунктуаци... Ведь правду говорят что(бы) быть грамотным надо не только учить школьные правила и делать упражнения но и много читать. Ведь именно так мы вид…м эти скучные правила в живой речи, в речи великих мастеров слова.
Таким образом чтение может пр…носить огромную пользу но может и не оставить заметного следа в уме и сер…це человека. Всё дело в умени… читать!

А.М. Пешковский вводные конструкции считает инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению». Однако их инородность заключается лишь в изолированности позиции, интонационной и грамматической выделенности в составе предложения. В смысловом же отношении они тесно и непосредственно связаны с содержанием высказывания.

Вводными являются слова, сочетания слов и предложения, которые выражают отношение говорящего к высказанному, дают общую оценку сообщения, а также указывают на источник сообщения, связь с контекстом и т.д. Значение оценочности - модальной, эмоциональной, экспрессивной - ведущее значение вводных конструкций.

Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные сведения. Они разъясняют, толкуют, комментируют в разных отношениях основное предложение.

И вводные и вставные конструкции выделяются интонационно в предложении, отграничиваются от него. Для них характерна особая интонация вводности, которая конкретизируется как интонация включения или интонация выключения. Интонация вводности характеризуется понижением голоса и убыстренным темпом произношения по сравнению с произносительной интонацией остального предложения.

Вводные слова и сочетания слов

Отношение говорящего к содержанию высказывания, его оценка высказанного могут быть переданы не только вводными словами, но и сочетаниями слов, относящимися и к отдельным членам предложения, и ко всему предложению в целом, например: Я, признаюсь , тут ровно ничего не понимаю... (Г.); Но, к великой моей досаде , Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехорошая (П.) - вводное слово и сочетание слов характеризуют все предложение; Он примет взвод, а может , роту (Щип.); Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала бы в тон, к месту, чтобы в каждой отдельной фразе... слышалось отражение главного мотива, центральное, так сказать , настроение (Кор.) - вводное слово и сочетание слов относятся к отдельным словам в предложении.

Вводные слова и вводные сочетания слов различаются своими значениями.

    Вводные слова и сочетания слов могут иметь модальное значение . Они выражают оценку говорящим степени достоверности высказывания; уверенность, неуверенность, сомнение, возможность, предположение и т.д. Модальное значение свойственно словам и сочетаниям слов: конечно, несомненно, вероятно, кажется, правда, без сомнения, в сущности, само собой, очевидно, весьма вероятно, в самом деле, может быть, должно быть, надо полагать и др. Например: Стало быть , по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения? (Ч.); Действительно , молодой человек спал (Кор.).

    обычность совершаемого : как водится, как обычно, по обыкновению, случается, бывает и др. Например: ...Муму, по обыкновению , осталась его дожидаться (Т.); ...Из ста с лишком учеников знало урок, случалось , только четверо (Помял.).

    Указание на источник сообщения содержится в вводных словах типа: по преданию, по-моему, по-вашему, по словам, по сообщениям, по слухам, дескать, по сведениям..., по мнению..., говорят и др. Например: Ему уж стукнуло, по сказкам , сто годов (К); Но, по слухам , какая-то часть упорно сражалась под Каменском (Фад.).

    Вводные слова и сочетания слов могут характеризовать отношение к способу выражения мысли : иными словами, другими словами, по выражению, прямо скажем, с позволения сказать, попросту говоря, грубо выражаясь, так сказать, что называется, лучше сказать и др. Например: Словом , стал дед Щукарь кучером (Шол.); - Мы, так сказать , временно впавшие, - сказал Парабукин, - впавшие в нужду (Фед.).

    Вводные слова могут представлять собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание, внушить ему определенное отношение к высказанному: послушайте, знаете (ли ), понимаешь (ли ), простите, согласитесь, не поверишь (ли ), вообрази, помилуй, скажи на милость, представьте себе и др. Например: Вообразите , наши молодые люди уже скучают (Т.); - А я, видите ли , никогда не служил, - отвечал начальник,- а показания, знаете , очень противоречивы (Пан.).

    Вводные слова указывают на связь мыслей, последовательность их изложения : итак, значит, наоборот, кроме того, вместе с тем, к тому же, при этом, сверх того, в общем, кстати, наконец, к примеру, с одной стороны, в конце концов, в довершение всего и т.д. Например: Между прочим , хотя рискую вас огорчить, но должен сознаться - кажется, один и ваш мост взорвал (Сим.); Итак , в наше время невозможна идеальная поэзия... (Бел.).

    Вводные слова могут выражать эмоциональную оценку сообщаемого: к счастью, к несчастью, к удивлению, к радости, на беду, к изумлению, чего доброго, не ровен час и др. Например: К нашему счастью , взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.); Про вас я не слышал, к несчастью , ничего... (Л.); К умножению досады , бричка моя сломалась (Г.); Развернулась и взвилась шелковая сеть, но бросавший ее, к полному удивлению всех , промахнулся (Булг.).

    Вводные слова могут указывать на экспрессивный характер высказывания: кроме шуток, по душе, по-настоящему, между нами, прямо скажем и др. Например: Сказать правду , спасенный не понравился Морозке с первого взгляда (Фад.).

Морфологически различаются вводные слова именные: правда, без сомнения, к удивлению, к счастью, в сущности, по сути, на беду, без сомнения, по обычаю, к досаде, к сожалению, между прочим, самое главное; кроме того, напротив того ; наречные: обычно, вернее, короче ; глагольные: скажем, видишь (ли ), говорят, помнится, признаться, видать . Во вводных сочетаниях могут объединяться слова разной морфологической принадлежности: точнее говоря, правду сказать, так сказать, иными словами, без всякого сомнения . Специфическая функция вводных слов привела к появлению особой лексико-грамматической группы - модальных слов . К этой группе относятся наречные по происхождению слова типа очевидно, конечно, вероятно , некоторые из них выполняют только функцию вводных слов.

Хотя вводные слова синтаксически не связаны с членами предложения, они могут иметь структурную значимость, т.е. участвовать в его построении. Например, некоторые вводные слова выражают отношения противительные - однако, напротив, впрочем ; уступительные - правда ; разделительные - может и др. Например: Казак мой был очень удивлен, когда, проснувшись, увидел меня совсем одетого; я ему, однако же , не сказал причины (Л.); Может , поеду, а может , и нет; Некоторое время я думал, что оттого и не могу разглядеть сморчка среди листвы, что не представляю, как он должен выглядеть. Правда , здравый смысл говорил другое (Сол.).

Некоторые вводные слова сливаются с союзами и частично принимают их функции: а значит, а впрочем, а следовательно .

Вводные предложения

Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова и сочетания слов. Они отличаются от них лишь структурно, так как воспроизводят те или иные схемы простого предложения, как двусоставного, так и, чаще, односоставного. Например: Навстречу нам бежала с другого конца женщина в летах, одетая довольно небрежно, босая и, как нам показалось , растрепанная (Сол.); ...Но в этот день не то что курочке негде было напиться, но даже, говорила мамаша , воробьи на лету замерзали... (Шол.)

Вводные предложения чаще всего включаются в основное при помощи союзов или союзных слов, это специфическая черта большей части вводных предложений: как говорят старики, как он сам выразился, как мне вчера сказали; что гораздо важнее, что еще хуже; если говорить откровенно . Например: Татьяна, состоявшая, как мы уже сказали выше , в должности прачки... была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке (Т.).

Многие вводные предложения сближаются с вводными словами и сочетаниями слов: выражая одни и те же значения, и те и другие различаются лишь объемом, степенью распространенности. Ср., например: известно - мне известно, всему городу известно; помню - сколько помню; казалось - мне казалось; представьте - можете себе представить и т.д.

Примечание . Сопоставление вводных слов, сочетаний слов и предложений свидетельствует об отсутствии резких границ между ними. Это сопоставление лишний раз подтверждает наличие переходных явлений в синтаксисе. Особенно показательны в этом плане омонимичные синтаксические конструкции, различающиеся лишь функционально. Ср.: Известно , что он хороший парень (известно - главная часть сложноподчиненного предложения). - Известно , он хороший парень (известно - вводное предложение). - Он, известно , хороший парень (известно - вводное слово).

Вводные предложения, в отличие от вводных сочетаний слов, не представляют собой застывших готовых выражений, они разнообразны по лексическому наполнению и не ограничены объемом.

Вставные конструкции

Вставные конструкции комментируют содержание предложения или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают, дают дополнительные сведения. В любом случае они имеют характер попутных замечаний по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрывая и нарушая его интонационное единство.

Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца. Например: Это было великолепное (! ) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело - вставной знак; Журналы иностранной литературы (два ) я велел выслать в Ялту (Ч.) - вставное слово; Приблизительно в середине улицы (более версты длиной ) стояла большая деревянная церковь (Кор.) - вставное словосочетание; ...Рыбаки с вечера выпили, закусили (а было уж темновато ), легли спать (Сол.) - вставное простое предложение; Собравшиеся (в числе их присутствовал старый буфетчик, по прозвищу Дядя Хвост, к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да! да, да, да! ) начали с того, что на всякий случай, для безопасности, заперли Капитана в чуланчике с водоочистительной машиной... (Т.) - вставное сложное предложение; Завтра, когда вы будете открывать глаза и сладко потягиваться в своих теплых постелях, эти чудаки с ящиками будут уже сидеть на льду, на водоеме, встретив зимний рассвет . (Многие, многие тысячи чудаков на всевозможных подмосковных водоемах в радиусе не менее двухсот километров .) (Сол.) - вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция; «Милостивый государь граф Алексей Андреевич .

(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое слово .)

Я думаю, что министр рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска» (Л. Т) - вставной абзац; Многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, снедающей их вечной страсти - выдать себя за большее, чем они есть . (Кому не хочеться слыть умным, достойным, красивым и к тому же грозным, справедливым, решительным?.. ) (Айтм.) - вставное самостоятельно оформленное предложение (риторический вопрос).

Вставки в силу своего назначения в речи - передавать дополнительные сведения - могут располагаться лишь в середине предложения или в конце. Начинать предложение они не могут, в отличие от вводных слов, сочетаний и предложений.

Вставные конструкции могут оформляться по-разному: 1)как члены предложения, с сохранением синтаксической связи, такие «члены предложения» выключены из его состава, например: Слово это означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской ) - недотрогу (П.); 2) как придаточные части предложения: В то время, как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано ) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним ) въезжала во двор графа Безухова (Л. Т.).

В других случаях вставные конструкции лишены структурной связи с предложением, они самостоятельно оформлены и не отражают грамматической связи с членами основного предложения. Как правило, эти слова и сочетания ставятся в форме именительного падежа, например: В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя ) (Кор.).

Таким образом, многие вставные конструкции функционально и синтаксически сближаются с членами предложения, придаточными частями сложного предложения, присоединительными конструкциями. И их специфика состоит лишь во вставочном характере, в нарушении синтаксической однолинейности предложения.

Вставные конструкции могут выполнять не только функцию добавочного сообщения, но и функции модально-оценочные, в этом случае сближаясь с вводными конструкциями. Однако и эти вставки, осложненные оценочным значением, сохраняют свое главное функциональное качество - являются добавочными, включенными в предложение единицами, разрушающими его синтаксическую одноплановость. Это вводные слова, сочетания и предложения, оформленные, как вставные конструкции, например: Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю ), ничем не вызванным письмом Сони (Л. Т.).

Наконец, вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования и т.п.

Вводные слова и словосочетания

Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он сообщает: Я, помнится , принимался читать, работать - ничего не клеилось . Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. Я, по обыкновению, - плохо.

Значения вводных слов (конструкций)

Вводные конструкции (вводные слова и словосочетания) могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.

  • Итак , ни весенней, ни осенней охоты в наших местах нет.
  • Крупных окуней, бесспорно , удить весело.
  • Убедить его было нелегко, надо сказать.

Не бывают вводными слова: ведь, вот, будто, как будто, словно, именно, якобы, даже, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, как бы, вдруг, исключительно.

Следует различать вводные слова и члены предложения . Сравните: По-моему , сегодня будет тепло (вводное слово). Он сделал по-моему (как? - обстоятельство образа действия). По моему взгляду мама всё поняла (по чьему? - определение).

Вводные предложения

Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Они могут быть безличными, неопределённо-личными или двусоставными :

Время, казалось, остановилось. Этим способом, как считают, можно скорее и больше перенести груза. А вот исполинский банан, или, как его называют, «дерево путешественников», распростёр свои листья наподобие широкого опахала. Смерть, я думаю, угрожала всем одинаково.

Вставные конструкции

Вставная конструкция - это словосочетание или предложение, которое содержит дополнительную информацию, уточняет, поясняет описываемую речевую ситуацию. Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер) : пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре - фонари!

Вставная конструкция не выражает отношения говорящего к высказываемому, не содержит оценки сообщения. Она может стоять в середине или в конце предложения. Я спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою, как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии (не хочу называть его) .

Дополнительный материал по теме:

Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и так далее. Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой - широко используются в языке художественной литературы.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Они более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения:

До замка оставалось около трех часов пути, людоед шел уверенно и быстро (он очень хорошо помнил дорогу ), лишь иногда останавливаясь, чтобы перевести дух .

По структуре вставная конструкция является или отдельным словом , или словосочетанием , или предложением , простым или сложным:

Людоед не приходил сюда (в замок ) много лет.

Он подошел со стороны сада, перелез через ограду (с северной стороны ) и двинулся к дверям.

Конечно, людоеда в замке никто не ждал, но (есть же все-таки умные люди !), первый министр, оказывается, предупреждал короля, что такой визит весьма вероятен.

Вставные конструкции могут

Включать название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении:

Все теннисные ракетки и мячи (в основном, королевского оранжевого цвета )

валялись на полу и подоконниках.

Людоед всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать восемь лет ) мечтал бывать в королевском замке на всех праздниках.

Все в замке (включая всю обслугу ) обожали королевские праздники

Людоед очень любил сказки (он всегда слушал их ), и сейчас ему некстати вспомнилась одна, довольно страшная.

Служить для пояснения содержания всего предложения или отдельных его частей:

Выражать причину действия, события, явления , описываемого в предложении:

Людоед поморщился (он не любил спорт, особенно теннис ) и прошел дальше, в следующую дверь.

Могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части:

Вдруг людоед увидел проход и дверь, ведущую - какая неожиданная удача ! - на кухню.

Вставные конструкции могут находиться только в середине и реже в конце основного предложения, но не в его начале.

В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.

На письме вставные конструкции выделяются

Скобками

Тире

запятыми

Людоед огляделся в растерянности

( в холле было около десятка дверей ) , потом решительно повернул налево

и вошел в маленькую дверь.

Этот зал - в замке его называли Малый спортивный зал - был совершенно пуст.

Дверь, как потом выяснил людоед , вела в зал для игры в теннис.

1. Поясняющие отдельные слова в основном предложении;

3. Дополняющие или поясняющие содержание основного предложения.

1. Дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора;

2. Если на месте вставки не должно быть никакого знака.

Очень редко.

Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие):

Оказалось, что в ближних к Градову деревнях - не говоря про дальние, что в лесистой стороне , - до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.

Стараясь не показать виду и собрав для этого всю выдержку (ведь неизвестно, что за люди !), лесник пригласил нас в дом.

Он встал и, прихрамывая - он был на протезе , - прошёл к окну.

Дополнительно

Обычно вставные конструкции включаются в предложение без помощи специальных слов, но иногда вставная конструкция предваряется, например, союзом или союзным словом :

Обычно на королевских кухнях, как все отлично знают , бывает очень много самой вкусной еды.

При наличии союзов или союзных слов вставные конструкции сходны с придаточными частями сложного предложения, но, в отличие от них, не образуют с предложением синтаксического единства, а по содержанию представляют собой сообщение добавочное, не сливающееся с основным высказыванием.

Сравните с предыдущим примером:

Когда повезет попасть на королевскую кухню, - если повезет , - надо не растеряться и попробовать все самое вкусное .

В этом предложении мы имеем дело не со вставной конструкцией, а с придаточным условным (если повезет, надо не растеряться ...).

Список литературы

  1. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999 ().
  2. Вводные и вставные конструкции (собрание материала) ().

Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ( .

Домашнее задание

Расставьте знаки препинания.

  1. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. (И. Тургенев)
  2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает во сне. (А. Куприн)
  3. И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне. (А. Блок)
  4. Когда все кончилось а бой длился около часу начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А.Н. Толстой)
  5. Ежели часто Пьера поражало в князе Андрее отсутствие способности мечтательного философствования к чему особенно был склонен Пьер то и в этом он видел не недостаток а силу. (Л. Толстой)
  6. Калиныч как узнал я после каждый день ходил с барином на охоту. (И. Тургенев)
  7. А отшельник как ты помнишь он умел не только грустить но и думать стал думать.