Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Во сколько ребенок стоит. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Рассказывает врач-педиатр

Каждую заботливую маму с первого дня жизни ребенка интересует вопрос, когда же крошка начинает вставать, стоять в кроватке, а потом ходить. Но каждый малыш индивидуален, и этот процесс, соответственно, проходит по-разному. Обычно дети начинают подниматься на ножки в возрасте 8 месяцев. Но если кроха уже активно переворачивается, садится, ползает и, хватаясь ручками за опору, пытается подтянуться, значит, скоро малыш встанет, а потом и порадует первым шагом.

Перед тем, как понять, в каком же возрасте крошка должен научиться вставать на ножки, нужно изучить особенности физического развития:

  • в 2-3 месяца младенец начинает поднимать голову;
  • в 4-5 месяцев учится поворачиваться со спинки на живот, а затем – наоборот;
  • ближе к 6-6,5 месяцам пробует самостоятельно сидеть;
  • в семь месяцев сидит уверенно и начинает понемногу ползать;
  • в 8 месяцев пытается встать на ноги, держась за опору.

Поэтому готовность малыша вставать на ноги появляется после 8 месяцев, когда костная система достаточно окрепла и кроха заинтересован в изучении новых возможностей тела.

Когда ребенок начинает стоять на ножках?

Педиатры утверждают, что осознанно кроха начинает встать на ножки в возрасте 8-12 месяцев. Но все дети индивидуальные, и кто-то может подниматься в манеже раньше, а другому комфортнее лежать или передвигаться у мамы на ручках.

Зависит процесс от ряда факторов:

  • генетики родителей;
  • пола и телосложения;
  • от темперамента;
  • характера и любознательности ребенка.

С опорой

Согласно статистическим данным, первые попытки вставать на ноги малыш делает, начиная с восьми месяцев. Сначала кроха учится вставать на коленки возле опоры. Затем грудничок пытается приподнять одну ногу возле края манежа.

После этого уверенно встает на две ноги, придерживаясь руками за опору. Но потом снова падает и продолжает тренировку сначала.

Поначалу крошке тяжело удержать равновесие и долго стоять, но спустя несколько дней навык доходит до автоматизма. При этом некоторые дети, научившись вставать на ноги, совсем не знают, как сесть, поэтому подолгу стоят и просто валятся в манеж от усталости. В таком случае важно научить ребенка, как правильно садиться из положения стоя. Малыш, научившийся вставать, будет тренировать навык постоянно, пробуя подняться на ножки, держась за любые поверхности.

Главная задача родителей при этом – обеспечить безопасность младенца:

  • закрыть острые углы мебели;
  • следить за чистотой квартиры;
  • вовремя убирать из видимости крохи колющие, режущие предметы и все опасные вещи (таблетки, батарейки, иголки);
  • закрыть скотчем дверцы шкафов, чтобы младенец не защемил пальчик;
  • убрать на верхние полки ценные вещи и технику.

Без опоры

От момента, когда кроха научился стоять, держась за опору, до времени, когда он стоит самостоятельно, обычно проходит 1,5-2 месяцев. Если, в среднем, попытки вставать происходят в период с 7 до 9 месяцев, то ближе к 11-12 месяцам крошка уже сам стоит и пытается совершать первые шаги.

Указанные нормы не относятся к недоношенным малышам, так как их физическое развитие происходит по отдельному графику. Кроме того, пухленькие дети чаще встают позже худощавых и резвых одногодок. Если в возрасте 12 месяцев малыш умеет переворачиваться, сидеть, активно ползать и вставать с опорой, то беспокоиться о самостоятельном вставании еще рано. Дети имеют индивидуальные сроки и темпы развития.

Как научить ребёнка стоять?

Причин позднего вставания крохи может быть несколько:

  • особенности развития;
  • большой вес малыша;
  • флегматичный характер;
  • наследственность;
  • низкий тонус мышц;
  • неврологический характер;
  • недоношенный младенец.

Однако, если крошка активный, хорошо кушает, развит по возрасту, но на ножки не встает, нужно помочь малышу освоить новый навык:

  • ежедневно делать массаж и гимнастику. Совершать гимнастические упражнения лучше в первой половине дня, когда малыш сыт, бодр и в хорошем расположении духа;
  • поднимать за подмышки и удерживать в таком положении, чтобы кроха стоял на ножках несколько секунд, затем опускать. Для лучшего запоминания действий приучать малыша вставать в одном и том же месте, например, манеже;
  • заинтересовать крошку яркой игрушкой, которую можно взять, если подняться.

А вот чтобы приучить ребенка вставать без опоры, нужно начать выполнять с ним с ним упражнения:

  1. Тренировки с фитболом. Положить кроху на мяч животиком и, придерживая за бедра, наклонять в разные стороны. Ребенок научится держать равновесие, будет развивать координацию движений, балансировать.
  2. На ровную поверхность (стол) посадить малыша на корточки спиной к себе. Взяв руками за бедра, начать крошку раскачивать, наклонять вперед, пока он не начнет пытаться встать на ножки.
  3. Завлечь малыша любимой игрушкой, которую сначала положить на пол, затем на край кресла. Кроха будет сначала ползти за ярким предметом, а потом встанет, опираясь на кресло.

При регулярном повторении упражнений ребенок научится стоять без опоры, укрепится его опорно-двигательный аппарат.

Ходунки

Когда дети начинают стоять, родители сразу же задумываются о покупке ходунков. Считается, что ходунки стимулируют малыша учиться самостоятельно ходить, а также дают возможность всегда находиться рядом с мамочкой и изучать новые предметы вокруг. При этом у крохи появляется новое увлечение, ведь модели оснащены музыкой, светом, интересными игрушками.

Однако некоторые педиатры не рекомендуют использовать ходунки. Ведь развитие ребенка должно быть естественным. А в ходунках дети не чувствуют веса своего тела и привыкают касаться пола кончиками пальцев. Благодаря этому и появляется тонус мышц, малыши учатся ходить на цыпочках. Поэтому каждой маме нужно самостоятельно принимать решение, приобретать ли ходунки, и как долго их использовать.

Ребенок слишком рано встал на ножки

Педиатры всего мира утверждают, что малышу, не достигшему четырехмесячного возраста, вставать на ножки категорически запрещено, так как не окрепла костная система. Если ребенок начинает рано вставать, можно переключить его внимание на ползание, расставляя по дому цветные игрушки и интересные предметы.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Первый год жизни ребёнка – самый важный и отличается его стремительным ростом и развитием. Вопрос «В каком возрасте ребёнок начинает самостоятельно стоять?» обычно задают заботливые мамы, внимательно отслеживающие развитие своего чада на фоне других детей, и желающие ускорить формирование тех или иных навыков и умений.

Среднестатистический младенец стоит на ногах в 8-месячном возрасте. Поначалу малыш учится самостоятельно встать на колени у опоры, приподнимаясь на одну ножку, затем встаёт у опоры на обе ноги. При этом он держится за опору, а если отпускает руки, то падает на ягодицы. Затем встаёт, снова падает, и такие тренировки продолжаются очень долго. Кроха даже пытается вдоль опоры ходить, однако в очередной раз садится. Первое время ему трудно стоять на ногах и удерживать равновесие, он прилагает для этого действия значительные усилия, часто падает на ягодицы. Однако видно, какая это радость для малыша – стоять и наблюдать за происходящим в вертикальном положении.

Некоторые родители, как только обнаруживают, что ребенок стоит, держась за опору, сразу пересаживают его в ходунки. Отметим, что большинство педиатров не одобряют раннее пользование ходунками, так как это может спровоцировать искривление неокрепших детских ножек. Отложите ходунки на более поздний период, когда малыш будет стоять более уверенно и начнет предпринимать попытки сделать первые шаги.

Когда грудничок только начинает самостоятельно вставать, он требует ещё больше внимания, чем до формирования данного навыка. Часто, поднявшись, кроха стоит на ножках, а как сесть – не знает или боится. В такой ситуации своевременная мамина помощь просто необходима.

Теперь ваш малыш будет вставать везде и всегда, когда захочет. Ваша задача – неусыпный контроль над всеми его действиями, чтобы обеспечить его безопасность. В первую очередь, смягчите углы столов и шкафов, следите за открытием и закрытием дверей, дабы случайно не травмировать ребёнка. Следите за чистотой в квартире, вовремя убирайте предметы, которые для маленького исследователя могут представлять опасность. Временно не пользуйтесь тумбочками, заклеив скотчем их дверцы, чтобы любознательный непоседа не прищемил себе пальчики.

Обычно с того периода, когда ребёнок начинает стоять с опорой, до того времени, когда он стоит без опоры, проходит несколько месяцев.

Таким образом, если первые попытки стоять с опорой происходят в период между 7-ю и 9-ю месяцами, то, в среднем, в 11-месячном возрасте малыш стоит самостоятельно (в интервале с 9 месяцев до 1-го годика).

Указанные нормы не относятся к недоношенным деткам, развивающимся по собственному графику. Кроме того, замечено, что пухлые и инертные малыши начинают стоять позже более стройных, шустрых и резвых сверстников.

Если ребёнку ещё не исполнился 1 годик, он освоил к этому возрасту такие навыки, как умение переворачиваться, ползать, сидеть, но пока ещё не стоит – повода для беспокойства нет. У всех детей индивидуальные организмы, разные предрасположенности и свои графики развития.

Как научить ребёнка стоять без опоры

Чтобы научить младенца стоять без опоры, начинайте выполнять с ним специальные упражнения .

Комплекс упражнений

Упражнение 1 . После того, как ребенок научится уверенно сидеть, можно начинать заниматься с ним на фитболе, надутым на 2/3 своего объема. Посадите малыша на мяч спиной к себе и наклоняйте в разные стороны, крепко удерживая за бёдра. Данное упражнение отлично развивает координацию движений, учит грудничка балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 2 . На жесткой поверхности (лучше всего, на столе) посадите ребенка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, раскачивайте его вперед и назад, пока он не встанет на ровные ножки. Поддерживая кроху в области груди, помогите ему максимально наклониться вперед. Если при этом малыш самостоятельно не поднимается - его ножки ещё недостаточно окрепли для данного упражнения; отложите его выполнение на некоторое время. Это одно из наиболее эффективных упражнений, помогающих научить ребенка стоять без опоры.

Упражнение 3. Для выполнения данного упражнения требуется, чтобы малыш уже умел подниматься с коленей при помощи опоры. Возьмите игрушку, которая представляет для ребенка интерес, и передвигайте её по полу в направлении кресла, зазывая кроху следовать за ней. Поднимите игрушку над креслом и положите на его край. При этом малыш должен ползти за игрушкой на четвереньках, опереться ручками о кресло и, при успешном выполнении данного упражнения, встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Регулярное выполнение вышеуказанных упражнений способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и позволит научить ребёнка стоять без опоры.

Каждую маму переполняет чувство гордости, когда она впервые видит, как её чадо стоит на ножках. Совсем скоро он пойдёт, и можно будет прогуливаться с ним за ручку безо всяких колясок!

Во сколько месяцев?

В среднем малыши начинают самостоятельно стоять на ногах к 8-месячному возрасту. Сначала это попытки вставать рядом с опорой на колени, затем ребенок начинает приподниматься на одну ножку и наконец, держась за опору, кроха уверенно встает на обе ножки.

Когда малыш отпускает руки, то сразу же опускается на ягодицы. Он продолжает «тренироваться» - встает и опять падает – достаточно долго. Иногда он сразу начинает пытаться ходить вдоль опоры.

Первое время крохе весьма трудно удерживать свое тело в вертикальном положении. Он прилагает много усилий, чтобы держать равновесие и оставаться на двух ножках, поэтому большинство попыток заканчивается падением на ягодицы. Но присмотревшись, вы заметите, как радостно малышу осваивать новый навык и как интересно ему смотреть на все вокруг, приняв вертикальное положение.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр напоминает, что зачастую детки начинают стоять, придерживаясь за опору, в 7-9 месяцев, а без поддержки – в 9-12 месяцев. Некоторые полностью здоровые детки начинают стоять позже сверстников, например, если они очень спокойные или полненькие. Если врач говорит, что ребенок здоров, поводов для волнений быть не должно.

Нередко ребенок учится вставать, а как обратно сесть - не умеет. Кроха стоит, насколько может долго, а затем падает от усталости. Если же такого ребенка посадить, убрав ручки от опоры, малыш сразу забудет, что устал, и опять начнет тянуться к опоре и вставать. Через некоторое время ребенок научится осторожно опускаться из стоячего положения. Совсем скоро кроха увидит, что у него получается делать шаги вдоль опоры. Постепенно он отпустит одну руку и будет придерживаться за опору лишь одной рукой. Так малыш учится ходить.

Научившемуся вставать и стоять ребенку родители часто задумываются купить ходунки. С этим приспособлением малыш может передвигаться, пока не научиться ходить. Главная цель использования ходунков – обеспечить малышу безопасную возможность перемещаться по квартире, освободив маму.

Комаровский не советует держать кроху в ходунках более 40 минут, так как уверен, что пребывание в них ничего полезного ребенку не дает, а идет даже во вред. Развитие ребенка должно происходить естественно. К тому же, во время ползания изучать мир для ребенка намного полезнее.

Что нужно знать, когда ребенок начал стоять?

Карапузу, который учится стоять с опорой и без нее, требуется больше внимания, чем крохе, который еще не начал пробовать вставать. Так как многие малыши учатся вставать быстрее, чем понимают, как вернуться обратно в сидячее положение, то мамина помощь в этот период им очень нужна.

Вам следует помнить, что теперь ваш ребенок будет вставать практически в любом месте, поэтому вы должны быть крайне внимательны и контролировать все действия малыша, обеспечив ему максимальную безопасность. Опасными для встающего на ножки крохи могут быть углы шкафов и столов, дверки, скатерти и прочие предметы. Вовремя прячьте опасные для малыша предметы. Дверцы тумбочек на время можно заклеить скотчем, чтобы предотвратить их открывание малышом (он может прищемить пальцы).

Если вашему малышу меньше года, он хорошо ползает и сидит, но стоять пока не научился, не нужно беспокоиться. Каждый ребенок развивается по собственному графику, а цель родителей – не мешать, но и не заставлять, а поддерживать все самостоятельные попытки ребенка осваивать новые двигательные навыки.

Упражнения

Научившегося вставать малыша можно стимулировать почаще использовать этот навык и быстрее перейти к стоянию без опоры с помощью некоторых упражнений:

  • Предлагайте малышу вставать у опоры разной высоты. Когда он хорошо научится вставать, держась за опору на уровне его пояса, предложите «барьер» повыше – на уровне его груди.
  • Стоящему у опоры ребенку, который держится за нее руками, дайте интересную игрушку. Так вы вынудите кроху прислониться к опоре животом, а руками выполнять разные манипуляции с игрушкой.
  • Чтобы научить кроху садиться из положения стоя, тоже можно воспользоваться игрушкой. Положите ее на пол рядом со стоящим малышом и поддерживайте ребенка, пытающегося дотянуться до игрушки.
  • Поставьте ребенка у стеллажа, на полках которого разместите несколько игрушек на разной высоте. Малыш будет пытаться достать игрушку и начнет приподниматься вверх и отпускать одну руку.
  • Поставьте малыша у низкого стола, пусть он держится за этот стол. Вокруг крохи разложите на полу несколько игрушек и предложите ребенку поднять их все и положить на столик.
  • Положите между ногами малыша валик так, чтобы одна нога ребенка оказалась впереди, а вторая – сзади. Пусть кроха старается держать равновесие в этой позе.
  • Подвесьте рядом с опорой мяч, чтобы он был на уровне колен малыша. Ребенок будет стоять у опоры и стараться футболить этот мяч одной ногой, перенося вес тела на другу.
  • Можете также заниматься с крохой на балансировочной доске.

Материнство - счастье для любой женщины и тех людей, которые ее окружают. С особым трепетом наблюдаем мы за развитием нашего малыша, переживаем за него, совместно радуемся первым открытиям и свершениям. Наряду с физическим и речевым развитием, стремимся развивать творческие способности, а затем - и духовный мир. Для этого в наше время разработано огромное количество всевозможных методик раннего развития ребенка.

Однако физическое и умственное развитие, несомненно, занимает главенствующее положение в системе развития малыша. Поэтому с тревогой и волнением родители следят за определенными фазами: когда ребенок самостоятельно начал держать голову, первый раз перевернулся, в каком возрасте сам сел без опоры, во сколько месяцев встал и начал ходить. А также - впервые начал ходить на горшок без напоминания.

Это длительный путь, и часто вместо того, чтобы наслаждаться процессом взросления нашего крохи, мы переживаем, что он "должен, но не...". Итак, рассмотрим упомянутые фазы более подробно.

Начинаем держать голову

На протяжении первых дней и месяцев родной человек должен брать ребенка на руки, осторожно поддерживая головку, чтобы не повредить шейные позвонки малыша. Параллельно нужно развивать мышцы шеи, ведь один из первых навыков, которые приобретает младенец - умение самостоятельно держать голову. Обычно это происходит еще до трех месяцев.


С разрешения курирующего вас педиатра, начинайте выкладывать малыша на животик. Сначала ребенок просто начинает приподнимать голову на короткий период и бессильно опускать ее. Первоначально ему может не нравиться необходимость делать такие усилия, он начинает кряхтеть и всячески проявлять недовольство. Но мама должна настаивать, понимая, что такая работа только на пользу младенцу. Ласково уговаривайте, привлекайте внимание погремушкой, можете задействовать фитбол.

Затем периоды удержания головы учащаются и становятся длительнее. Ребенок становится крепче.

Наконец, малыш уже уверенно держит голову самостоятельно и поворачивает ее в разные стороны, рассматривая мир вокруг себя. Это первая ваша победа!


Переворачиваемся на животик

В возрасте четырех-пяти месяцев малыш начинает сам переворачиваться на живот.

С первого раза переворот удастся навряд ли. Но ребенок уже понял, что на животе лежать гораздо интереснее. Ведь, кроме потолка, мобиля или маминого лица положение на спине почти не дает обзора. А он уже хочет и должен познавать окружающий мир во всех его красках и многообразии.

Поэтому, после удачных переворотов со спины на бок, малыш научится переворачиваться на живот и, опираясь на ручки, приподниматься. Затем малыш должен научиться принимать обратное положение, перевернувшись с животика на спинку.


В это время мама обязана быть особенно внимательна, ведь мы еще не готовы к новым освоенным движениям и привыкли ненадолго выходить из комнаты, когда дети спокойно лежат на кровати или диване. Малышу же хватит и нескольких секунд, чтобы, перевернувшись, оказаться на полу. Поэтому укладывать его лучше не вдоль, а поперек, с целью предупредить возможное падение.

Учимся ползти

Некоторые дети пропускают этот этап развития. Однако это не очень полезно: передвижение ползком тренирует маленького исследователя. Когда он ползет, укрепляются мышцы спины и позвоночник. Идет подготовка к переходу в вертикальное положение, когда ребенок сможет стоять и ходить.

Поэтому уже с шести месяцев нужно начать мотивировать ребенка к передвижению ползком. Можно ставить перед ним яркую игрушку так, чтобы за ней нужно было потянуться и передвинуться. Затем игрушка отодвигается все дальше с каждым разом.


Сначала дети начинают ползти по-пластунски. Потом встают на четвереньки и, раскачиваясь, предпринимают первые попытки передвигать ножки и ручки. Некоторые дети предпочитают не ходить на четвереньках, а прыгать, как лягушата. Это еще одно подтверждение тому, что каждый ребенок развивается по-своему и сам выбирает, в каком положении ему передвигаться.

Точно определить, на каком месяце ребенок начнет ползать и захочет ли вообще, не скажет с уверенностью ни один педиатр.

Сидим без опоры

Параллельно с первыми попытками ползти, ребенок осваивает еще одно положение - сидя. Это происходит в возрасте шести-семи месяцев.

Сначала родители начинают присаживать ребенка ненадолго. Это нужно делать из положения лежа, когда малыш находится на спинке. Протягиваем ему руки, чтобы тот крепко ухватился за ваши пальцы и осторожно тянем на себя. Потом возвращаем кроху в прежнее положение. Вам решать, сколько раз повторять упражнение, чтобы ваш ребенок не переутомился.


Если ребенок самостоятельно не предпринимает попыток присесть в возрасте шести месяцев, не спешите. Значит, это произойдет чуть позже. Девочек присаживают позже мальчишек. Это связано с особенностями половой системы.

Учимся стоять

Примерно в возрасте шести-семи месяцев ребенок предпринимает первые попытки стоять. Ему нравится находиться в этом положении. И он требует, чтобы родители поддерживали его, когда он тренирует свои ножки, прыгая на месте.

В возрасте восьми - девяти месяцев опорой для ребенка становится кровать или манеж. Он может подолгу находиться в вертикальном положении, ухватившись за перекладину, даже если пришло время укладываться спать.


Вскоре ребенок начнет ходить, опираясь на окружающие предметы.

В каком возрасте малыш научится стоять без опоры? Это происходит также по-разному. Некоторые дети стоят в одиннадцать месяцев, не держась за окружающие предметы. Другие начинают стоять без опоры одновременно с первыми попытками ходить.

Учимся ходить

Наиболее волнительными для родителей становятся первые шаги подрастающего крохи. Когда это происходит, заканчивается старая и начинается новая веха в развитии малыша. Он начнет более уверенно и активно познавать мир вокруг себя. Во сколько же происходит это знаменательное событие? Когда приближается первый юбилей - 1 год.

Мама уже обдумывает, в каком месте отметить окончание первого года жизни, в каком наряде предстать ей и малышу перед приглашенными гостями. А маленький юбиляр уже начинает ходить.


Сначала малыш будет делать лишь несколько мелких шажков, отталкиваясь от опоры. Здесь неизбежны первые шишки и падения. Но не стоит забывать: когда это происходит, ребенок накапливает опыт. В дальнейшем он станет аккуратнее.

Если в год ребенок еще не пошел, не паникуйте. Сколько бы ни прошло времени от первого шага, малыш быстро перейдет от него к бегу и вы еще с ностальгией будете вспоминать о времени, когда можно было спокойно посидеть рядом с новорожденным ребенком. Если же вам полтора года, а ребенок не начал ходить самостоятельно, обращайтесь к специалисту.

Можно начать обучение первым шагам от одного близкого человека к другому. Это могут быть мама и папа. Даже если ребенок оступится, один из родителей сможет подхватить пешехода.

В каком случае ребенок начинает ходить, а потом прекращает попытки?

Если его что-то напугало. Это может быть болезненное падение. Поэтому старайтесь все же страховать ребенка, когда он начинает ходить без опоры. И даже если он упал, не бросайтесь к нему с криками - это тоже может испугать малыша. Постарайтесь реагировать спокойно. Это даст мотивацию встать самостоятельно и продолжить процесс.


Первый год жизни малыша - очень увлекательное зрелище. Именно в этот период происходит волшебное превращение вашего малютки из беспомощного "червячка" в активную личность. В том возрасте, каком в данный момент находится ваш малыш, он уже не сможет оказаться никогда. Поэтому цените каждый момент развития своего ребенка. Не торопитесь быть первыми в сообществе мам. Ваше дитя может не начать ходить первым, но оно, несомненно, уникально!

Учимся ходить на горшок

"Горшок" - вот уж раздражающее всех мам слово. Знакомые почему-то обязательно интересуются, сколько бы вам месяцев ни было, не стал ли ваш ребенок ходить на горшок. Или вы "до сих пор" ходите в подгузниках и писаете в штаны?


Приучать к походам в туалет на горшок все родители начинают по-разному и сами ориентируются, в каком возрасте начать:

  • Некоторые - уже с тех пор, как малыш стал держать голову, подвешивают его над горшком, приговаривая заветное "пись-пись"
  • Другие сажают на горшок, когда ребенок уверенно начал сидеть

Однако такое приучение не имеет смысла, так дети еще физиологически не готовы ходить в горшок: они не могут в достаточной степени контролировать процесс мочеиспускания.

Оптимальный возраст заняться обучением - полтора года. С этого времени, как правило, малыш уже осознает, что от него требуется и с какой целью. Естественно, в одно мгновенье чуда не произойдет. Наберитесь терпения. Процесс может оказаться изнурительным.


Чтобы приучить ребенка ходить на горшок, нужно смириться с образованием луж на полу или мебели, по максимуму отказаться от "памперсов" и внимательно следить за признаками, предшествующими "этому самому делу". Ребенок может замирать в задумчивости, делать сосредоточенное лицо, напрягаться или выражать свое желание по-другому. В этот момент нужно усадить его на горшок. Сопровождайте процесс просьбами "пописать" или "покакать".

Поможет также собственный пример. Мама и папа демонстрируют, для чего нужен горшок, либо сажают туда игрушки.

Многие используют разные модификации: музыкальный горшок или горшок-стул. Можно использовать разные способы. Главное, чтобы был результат. А в каком бы возрасте ребенок ни сел на горшок, это только ваше с ним дело.