Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Весь свет кормит а сам не ест. План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия для подготовительной группы "Весь мир кормлю, а сама не ем"

Взглянешь - заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце) Над бабиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)

Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

А почему она белая? Потому что зеленая. (Смородина)

Середи двора стоит копна: спереди вилы, сзади (Корова)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

Стоят вилы, на вилах грабли, над граблями сапун, над сапуном глядун, над глядуном поле, а за полем дремучий лес. (Человек)

Под мостом, мостом, под городом, городищем, две трубы трубили, две свечи светили, два соболя играли. (Губы, зубы, нос, глаза, брови)

Отворю я хлевец, выпущу стадо белых овец. (Рот, зубы)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)

Кривоногий взлохматит, зубатый причешет. (Соха и борона)

Маленький Дорофейко подпоясан коротенько. (Сноп)

Ни окошек, ни дверей - полна стайка лебедей. (Огурец)

Где вода столбом стоит? (Колодец)

Сито вито о четырех углах, о ста ногах, о семи горбах. (Крестьянская изба)

Мать толста, дочь красна, сын храбер под небеса ушел. (Печь, огонь, дым)

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (Скатерть)

Был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил, сделался стар - пеленаться стал, выбросили за окно - и собакам не надобно. (Горшок)

Бежала лиска около лесу близко: не догнать, не увидеть. (Солнце)

Как зайдет в дом - не выгонишь колом, а пора приходит - он и сам уходит. (Луч солнца)

С высокой дороги глядит бычок круторогий. (Месяц)

Дед мост мостил без топора, без долота. (Лед)

Шел долговяз - в сырую землю увяз. (Дождь)

Двенадцать орлов, пятьдесят две галки снесли одно яйцо. (Год)

Черная корова весь свет поборола; белая встала - весь свет поподнимала. (Ночь и день)

Всех кормит, а сама есть не просит. (Земля)

Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют. (Береза)

Не разобьешь горшочка - каши не поешь. (Орех)

Что любишь, того не купишь, а чего не любишь - не продашь. (Молодость и старость).

Лежит колода посреди болота: не гниет, не сохнет. (Язык)

Через межу брат брата не видит. (Глаза)

Возле бочки катаются клубочки. (Свинья и поросята)

На том свете живет, я на этом мрет. (Рыба)

Лес секу - лес вянет, на том месте город встанет. (Сенокос)

Летят гуски дубовые носки, летят и говорят:

«То-то я! То-то я!» (Молотьба цепами)

Баба-яга, вилами нога; весь свет кормит, а сама голодная.(Соха)

Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено)

Бежала свинка, золотая спинка, льняной хвостик. (Иголка)

В воде родится, а воды боится. (Соль)

Не лает, не кусает, а в хату не пускает. (Замок)

Сам голый, а сорочка за пазухой. (Свечка)

Сам худ, а голова с пуд. (Безмен)

ЗАГАДКИ, БЫТУЮЩИЕ СРЕДИ ДЕТЕЙ

Живая живулечка на живом стулечке. (Ребенок на коленях взрослого)

Живут два братца через дорожку, а друг друга Нее видят. (Глаза)

У двух матерей по пять сыновей. (Руки)

Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

Ехал Бог, рассыпал горох.

Стало светать - нечего собрать. (Звезды)

Заря-зоряница, красная девица. По лесу ходила, ключи обронила. Месяц видел, не сказал. Солнце увидело - подняло. (Роса)

Летит птица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Сперва блеск. За блеском треск. За треском - плеск. (Молния, гром, дождь)

Шел долговяз. В землю увяз. (Дождь)

Скатерть бела. Весь свет одела. (Снег)

Мостится мост без досок, Без топора, без клина. (Лед)

Один лежит, другой бежит, третий кланяется. (Ручей, берег, камыш)

Еду, еду - следу нету, режу, режу - крови нету. (Река, лодка, весло)

Летит - воет.

Сидит - землю роет. (Жук)

Летит - жужжит,

Как сядет - молчит. (Пчела)

Висит сито - не руками свито. (Паутина)

Кто свой дом на себе носит? (Улитка)

Не воин, а со шпорами. (Петух)

Плавала, купалася, сухою оставалася. (Утка)

Два раза рождается,

Один раз умирает. (Птица)

Осенью засыпает,

Весной просыпается. (Медведь)

Ни говорит, ни поет, А кто к хозяину идет - Она знать дает. (Собака)

И комковато, и ноздревато, и кисло, и ломко, а всех милей. (Хлеб)

Меня не едят, и без меня мало едят. (Соль)

Не бьет, не ругает,

А плакать заставляет. (Лук)

Красная девица Сидит в темнице, А коса - на улице. (Морковь)

На бору, на яру Стоит старичок, Красненький колпачок. (Гриб-боровик)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)

Два стоят, два лежат, Пятый ходит, шесту водит, Седьмой песенки поет. (Двери)

Бегут бегунчики, везут

Везунышки колоть лохматого, Точить рогатого. (Конь, сани, сено, вилы)

Не крапива, а жжется, не солнце, а печет. (Печка)

Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)

Поля стеклянные,

А межи деревянные. (Окна)

Не человек, а рассказывает. Не рубаха, а сшита. (Книга)

Из нее берешь, она больше становится. (Яма)

На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Два сына, два отца, поделили три яйца. Как поделили, Что ни одного не разбили? (Дед, отец, сын)

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

Сидят три кошки. Против каждой кошки - две кошки. Много ли всех? (Три)

Ехал старик с досками, и доски его съели. (Из ели)

На балконе (на бал кони) ходят? (Нет)

Когда звонят во все колокола? (В овсе - никогда)

Земля

Кто в году четыре раза переодевается?

Всех нас кормит, а сама кушать не просит.

Весь мир кормлю, а сама не ем.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я все терплю и всем добром плачу.

Дежа черна, крышка бела. (Земля, снег.)

Виден край, а добраться до него нельзя. (Горизонт.)

Небо

Синенька шубенька покрыла весь мир.

Лежит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой.

Голубая простыня весь мир одевает.

Круглое да длинное, но никто не достанет.

Глянь в окно, видишь синее полотно.

На синем поле невидимый пастух овец гоняет. (Небо, ветер, облака.)

Солнце

Выше облаков красная птица летает.

Все его любят, а как поглядят — жмурятся.

Красная девушка по небу ходит.

___________________

Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается, а улыбки-лучи очень горячи.

Один костер весь мир греет.

По соломе ходит, да не шуршит.

По голубому блюду золотое яблоко катится.

Не стучит, не громыхает — в окошко глядит.

Выше леса, краснее пламени.

Встает из-за горы, бывает на юге, спать ложится за лес.

Висит сито золотое, навитое.

Бежит лиска возле леса близко: ни ее догнать, ни след узнать.

Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-вороница, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица, ни добрый молодец.

(Небо, солнце.)

Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется.

Стоит столбом, горит огнем: ни жару, ни пару, ни уголья.

Катилась катица, ни зверь, ни птица, ни камень, ни вода, не отгадаешь никогда.

Золотой хозяин — на поле, серебряный пастух — с поля. (Солнце, месяц.)

Метешь, метешь — не выметешь, несешь, несешь — не вынесешь.

Как войдет в дом — не выгонишь и колом, а пора приходит — он и сам уходит.

Из окна в окно — золотое веретено.

(Солнечный луч.)

Луна и месяц

Молода — похожа на серп, поживет — станет как лепешка.

Круглолица, белолица, во все зеркала глядится.

С вечера сивый жеребец в подворотню глядит, а в полночь — через кровлю бежит.

Бежала лиска возле леса близко: ни стежки, ни дорожки, одни золотые рожки.

С высокой дороги глядит бычок круторогий.

Шел молодец ни дорогою, ни путем, умылся ни водою, ни росою, утерся ни тканым, ни пряденым.

Среди поля лежит копытце.

Камень — пламень.

Рогатый, а не бодается. (Молодой месяц.)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Неполная луна.)

Звездное небо, звезды

В синем мешочке много белых поросят.

Все поле в дырочках.

На поле Ерох рассыпал горох, стало светать — нечего собирать.

Свечек много горит, ни одной не потушить.

___________________________

Постелю дерюжку, насыплю горошка, положу краюшку хлеба.

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

(Небо, звезды, месяц.)

Разостлана постилка, на постилке серебряный песочек, а посередине золотой кружочек. (Небо, звезды, луна.)

______________________________

Рассыпался горох на семьдесят семь дорог. Никто его не подберет.

Рассыпался корабль по мхам, по морям, по всем городам, никому не собрать: ни князьям, ни попам, ни думным дьякам, ни грамотным людям, ни нам, дуракам.

Написана грамотка по синему бархату, никому той грамотки не прочитать: ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам.

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром — нет ничего.

Что чаще леса?

Что видно только ночью? (Звезды на небе.)

Вся дорожка устлана горошком. (Млечный Путь.)

Вода

Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?

Без ног бежит.

Там бурлит, там шумит, а часто дело делает.

Что без устатку и без умолку?

Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Замерзающая вода.)

Без стуку, без звуку мост намощен. (Лед.)

Сестра сильней брата. (Вода, огонь.)

День

Сивый бык в оконце шмыг. (Рассвет.)

Пришла белая кобыла, весь свет разбудила. (Утро.)

________________________

Не стукнет, ни зазвенит, к окошку подойдет.

Что будет завтра и было вчера?

(Сегодняшний день.)

Ночь

Серое сукно тянется в окно.

Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером.

Черное сукно влезло в окно.

Черная корова всех людей поборола. Черный бык повалил тростник, белый бык поднял тростник. (Ночь, день.)

Белая корова всех поднимает, черная — укладывает. (День, ночь.)

Ветер

Я березку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу. А меня не видать. Кто я?

Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится.

Что летит, а крыльев нет?

Рук и ног не имеет, а двери открывает.

Без рук, без ног, а ворота отворяет.

Летит, да не птица, воет, а не зверь.

Не вол, а бушует.

Ни рук, ни ног, а яблоки стряхивает.

Дерево валит — ни зверь, ни вода, не отгадаешь никогда.

Фыркает, воет, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает; слышишь его, да не видишь.

Шумит, гудит весь век, а не человек.

Батюшкина коня не удержишь, матушкино полотно не скатаешь.

(Ветер, дорога.)

Дождь, гроза

Ждем, просим, а придет — удираем и прячемся.

Его просят, его ждут, а придет — прятаться начнут.

Шел долговяз, в землю увяз.

Высокий и тонкий, а в траве не видать.

Посмотрю я в окошко, стоит долгий Антошка.

Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет.

(Дождь, земля, растения.)

Гром, молния, град

Конь бежит, земля дрожит.

Сивый жеребец на все царство ржет.

Ревнул вол за сто сел, за сто речек.

Рыкнул вол на сто сел, на сто речек, на сто печек, на сто разных городов.

Заржал жеребец на Сиянской горе, а услышали голос на государевой горе.

Как заржал жеребец на крутой горе, отозвались кобылы в турецкой земле.

Тур ходит по горам, турица — по долам. Тур ревнет, турица мигнет.

На горе стучат, внизу слушают.

Нахмурится, насупится, в слезы ударится — ничего не останется.

Летит лиса из-под темного леса, ни ее не видать, ни следу нету.

Летит огневая стрела, никто ее не поймает.

Что без огня горит?

Падает горошком, скачет по дорожкам.

С неба крупа сыплется.

Крупно, дробно зачастило — всех потопило.

Туча

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

Насупится, нахмурится, в слезы ударится — ничего не останется.

Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.

Пушистая вата плывет куда-то. (Облако.)

Горя не знают, а горько плачут. (Тучи.)

Мороз

Гость гостил, мост мостил без топора, без клиньев.

Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет.

Без рук, без ног, а мосты строит.

Хотя зубов не имеет, а за лицо крепко кусает.

Приехали комиссары, окна расписали.

Петро у ворот тепло уволок, сам стоит, а другим стоять не велит.

Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода — весь мост разлила.

(Мороз, весна.)

Шел генерал, со всех шапки поснимал, а трое не давались.

(Мороз, сосна, ель, можжевельник.)

Ночью трещит, а днем плющит.

(Мороз ранней весной.)

Радуга

Крашеное коромысло через реку повисло.

Цветной аркан от холма до холма.

Утка в море — хвост на горе.

Через поле, через луг спустилась дуга.

Живет без тела, говорит без языка. Никто не видит, а всякий слышит.

Кто тебя дразнит, а ты не сердишься?

Как аукнется, так и откликнется.

Плачет без души, смеется без радости.

Снег

Белая скатерть все поле укрыла.

Шубка бела весь мир одела.

Летит — молчит, лежит — молчит, когда умрет — тогда заревет.

Белые мухи на поле сели.

Белый, а не сахар; без ног, а идет.

Сеет, веет, рассевает, зимой следы заметает.

На всех садится, никого не боится.

Живет — лежит, умрет — побежит.

По колено воды, а не напьешься.

Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал.

Зимой греет, весной тлеет, летом помирает, осенью оживает.

Бел, да не сахар, ног нет, да идет.

Белое полотно, а под ним холодно.

Летит, как сокол, садится, как пан, ни за что ни про что пропадает.

Летят птицы без крыльев, а садятся без ног.

На дворе горою, а в доме водою.

Сердита матка, а покрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем.

(Снежный покров.)

Прилетела пава, среди двора упала; прилетел ворон, прогнал паву вон.

(Метель.)

Серебристой бахромой на ветвях висит зимой. А весною на виду превращается в росу.

(Иней.)

__________________________

Над холмами, над озерами лебедями белокрылыми мы без крыльев пролетали, пух да перья растеряли. Прояснилось наверху, а земля стоит в пуху.

Летел птах, в воду — бах, воды не всколыхнул, а сам потонул.

С неба — звездой, в ладошку — водой.

(Снежинки.)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.

Я вода, да по воде же плаваю.

Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает. Он от матери рожден — сам ее рождает.

Я из воды рожден и сам ее рождаю.

Василий уезжает, Василиса плачет. «Не плачь, Василиса, я осенью снова приеду!» (Ледоход.)

Днем окно разбито, а за ночь установлено. (Лед в проруби.)

_________________

В новой стене в круглом окне днем стекло разбито, за ночь вставлено.

Шуба нова, а на подоле — дыра. (Прорубь.)

_________________________

Белая морковка зимой растет.

У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет.

Что вниз вершиной растет?

Зимой растет корнем вверх, а весной умирает. Кто отгадает?

(Сосулька.)

Роса

Вечером родится, ночь живет, утром умирает.

Заря-зарница, красная девица по лесу ходила, ключи обронила. Месяц видел — не сказал, солнце увидало — подняло.

Вечером прилетит, ночь на земле полежит, а утром снова на небо полетит.

Месяц ключи потерял, солнце встало, ключи украло.

Река

Летом бежит, а зимой стоит.

Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит.

Рукава есть у меня, хотя рук нет. И хоть я не из стекла, я, как зеркало, светла. Кто я? Дай ответ.

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

Одна говорит: «Бежим!», другой: «Лежим!», а третьи: «Стоим и качаемся».

(Вода в реке, камень, камыши у берега.)

____________________________

Один говорит: «Побежим!», другой: «Полежим!», а третий: «Помолимся!»

Один бежит, другой лежит, а третий кланяется.

(Река, берега, трава.)

____________________________

Текло, текло и спряталось под стекло.

Корова бежит, а шкура лежит.

Бежит конь с крутых гор, ковром одет, гвоздями прибит.

(Река подо льдом.)

Идет кривая кривулица, стоит стриженый бес.

— Куда идешь, кривая кривулица?

— А тебе что за дело, стриженый бес? Куда ни пойду, дорогу найду.

(Река и луг.)

— Долгая долгушка, ты куда пошла?

— А тебе, бритая губа, что за нужда?

(Река, скошенные берега.)

Летом конь играет, а зимой отдыхает.

(Вода в реке.)

______________________

Два брата глядят в воду, а никогда не сойдутся. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. Кобыла бежит, оглобли лежат. Бурка бежит, а оглобли стоят.

(Река и берега.)

Одна бежит, другая лежит, а кабы встали — до неба достали. (Река, дорога.)

Без рук, без ног на гору лезет.

(Паводок.)

Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)

Ручей

Без поводка бежит.

Между гор, между дол бежит белый конь.

Болото

По всей сковородке лепешки, посредине каравай. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.

Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.

Баран бежит, на нем шерсть дрожит.

Море

Кругом вода, а с питьем беда.

Какая мать своих дочерей сосет?

По морю мчится, под ветром гуляет, до берега дойдет — сразу пропадает. (Волна.)

Тень

Идет по соломе — не шуршит, идет по воде — не тонет, идет по огню — не горит.

По чужим следам шагает, а своих не оставляет.

Мету, мету — не вымету, несу, несу — не вынесу, ночь придет — сама уйдет.

В огне не горит, в воде не тонет и на соломе не шуршит.

Сколько по ней не иди, а все будет бежать впереди.

Рядом идет, а руками не возьмешь.

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле есть, а у рыбы в море нет.

Кого с земли плетью не сгонишь?

От нее не убежишь, поднять — не поднимешь.

Ты за ней — она от тебя, ты от нее — она за тобой.

Время, отсчет времени

Бежит быстро — не догонишь.

Оно без рук и без ног, невидимое и неслышимое. А бежит быстро, не догонишь его.

Без ног, без крыльев, без тела мимо незаметно пролетело.

____________________________

Сам дней не знает, а другим указывает.

День прибывает, а он убывает.

Годовой кусточек каждый день теряет листочек, год пройдет — весь куст отойдет.

(Календарь.)

__________________________

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких.

(Год, месяцы, недели, дни и ночи.)

Двенадцать орлов, пятьдесят две галки, триста шестьдесят пять скворцов одно яйцо снесли. (Месяцы, недели, дни, год.)

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.

(Месяцы.)

Стоит дуб, на дубу двенадцать сучков, каждому сучку — по фамилии.

(Год, месяцы.)

________________________

Выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали на триста шестьдесят пять лебедей.

Стоит дом на двенадцать окон, под теми окнами по четверо барчуков, на тех барчуках по семь венков.

Построил Бог дом круглый, без углов, а в том доме двенадцать окон, а в тех окнах по четыре человека, а у тех людей по семь сыновей, а каждому сыну по имени дано.

(Год, месяцы, недели, дни.)

Едет кошка на шести ножках, сама седьмая. (Неделя.)

Есть семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели.)

В книге шесть листов простых, седьмой — золотой. (Будни, воскресенье.)

Времена года

В саду царском стоит дерево райско. На одном боку цветы расцветают, на другом — листья опадают, на третьем — плоды созревают, на четвертом — сучья подсыхают.

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? (Весной.)

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом.)

Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой.)

Хозяин богат, да печален; хозяйка бела, да бедна. (Осень, зима.)

Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (Весна.)

Образовательная деятельность в подготовительной группе

на тему

«Весь мир кормлю, а сама не ем»

Программное содержание:

  • воспитывать любовь детей к родной земле, уважение к людям, работающим на земле; познакомить детей с трудом крестьян-земледельцев по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришёл»;
  • подобрать действия к каждой сюжетной картинке и составлять предложения с подобранными действиями;
  • упражнять детей в словообразовании: учить образовывать слова, обозначающие профессии крестьян, работающих на земле, сложные слова и отглагольные существительные;
  • подобрать признаки (эпитеты) к слову «земля»;
  • познакомить детей с гласными буквами А, О, У, Ы, Э и звуками «а», «о», «у», «ы», «э».
  • Продолжить учить детей дифференцировать понятия «буква», «звук».
  • Учить детей определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
  • Учить детей писать печатные буквы А, О, У, Ы, Э заглавные и строчные.
  • Обратить внимание детей на особенности буквы Ы. (Она никогда не стоит в начале слова, поэтому не имеет заглавной формы).
  • Скандирование двух-, трёхсложных слов, деление слов на слоги, составление простейшей схемы слова.

Предварительная работа: отгадывание и заучивание загадок о земле: «Весь мир кормлю, а сама не ем», «Кто в году четыре раза переодевается?», «И топчут её, и режут её, а она не серчает – добром отвечает».

Материалы и оборудование : серия сюжетных картинок «Откуда хлеб пришёл» (пахота, боронование, сев, подкормка, уборка, хранение зерна, приготовление муки, хлебопечение); азбука в картинках, предметные картинки с изображением предметов, в названии которых есть заданные звуки, предметные картинки с изображением предметов, обозначаемых двухсложными и трёхсложными словами, тетради, простые карандаши.

Ход образовательной деятельности

Педагог напоминает детям загадки о земле:

Весь мир кормлю, а сама не ем (Земля)

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

И топчут ее, и режут её,

А она не серчает –

Добром отвечает.

(Земля)

Педагог предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин на тему «Откуда хлеб пришёл?».

Педагог . Мы с вами живём на земле. С древним времён люди говорят, что земля кормит человека, и ласково называют её «земля-матушка», «земля-кормилица».

Давайте внимательно рассмотрим картины и расставим их по порядку (в логической последовательности).

Боронить – рыхлить землю, разбивать комья.

Сеять – бросать зерно в приготовленную боронованную землю.

Подкармливать – вносить удобрения.

Убирать урожай – косить (при помощи комбайна срезать колосья); молотить – (сбивать зёрна с колосьев при помощи молотилки).

Хранить – везти собранное зерно на элеватор – место, где хранят зерно.

Молоть – везти на мельницу, где зерно превращают в муку.

Выпекать – везти на хлебозавод, в пекарню, где выпекают хлеб.

Педагог предлагает детям придумать название к каждой из картин (упражнение в образовании отглагольных существительных):

Пашут – вспашка, пахота.

Боронят – боронование.

Сеют – сев.

Подкармливают – подкормка.

Убирают (урожай) – уборка (урожая).

Хранят (зерно) – хранение (зерна).

Выпекают (хлеб) – выпечка (хлеба).

Словесная игра «Кто работает на земле?»

Работает на тракторе – тракторист.

Пашет землю – пахарь, землепашец.

Работает на комбайне – комбайнёр.

Разводит овощи – овощевод.

Разводит сады – садовод.

Выращивает свёклу – свекловод.

Выращивает хлеб – хлебороб.

Вопросы педагога к детям по содержанию серии сюжетных картин:

Без чего не может прожить и дня человек?

Какой главный продукт питания человека?

Почему люди называют землю кормилицей? (Земля кормит людей и животных, она добра и щедра к людям, работающим на ней.)

Как люди должны обращаться с землёй-кормилицей? (Любить, ухаживать за ней, обрабатывать её.)

Педагог. Давайте, ребята, найдём самые нежные, самые красивые слова-признаки к слову «земля». (Русская, родная, любимая, богатая, щедрая, плодовитая, добрая, святая.)

Стихи о Земле – кормилице

Чудесная наша родная земля, Она не разделит: кто мал, кто велик,

Дубравы, чащобы, леса и поля. Ведь каждый к родимой сторонке привык.

Мне милы дороги, луга, берега,

И каждому сердцу земля дорога. Бескрайняя ты, сложно всю обойти,

Но, как хорошо – есть дороги, пути.

Родная земля всех накормит, вспоит, Для русского пахаря – в сердце одна.

Обует, оденет, тепло подарит. А всем ты на добрую участь дана.

(И. Ревю)

Педагог. Добрая кормилица, матушка-земля – это общий дом для людей, животных, растений…Земля и жизнь неразделимы, они «идут» бок о бок. Мать сыра земля растит хлеб на благо людское, воспринимает удары стихии, унимает ветры вольные, «поглощает силы в бездны кипучие». «До скончания веков остается земля всё той же матерью для живущего на ней народа». Всякому человеку – и щедрому и не очень – земля даёт приют. А человек ей – почтение.

Поклон земле

Земля в апреле пахнет хлебом. Копая, сея, поливая,

Для земледельца – это знак. Как будто заново живём.

К едва расставшейся со снегом Ветхозаветные сказанья

Земле уже стремится злак. О нашей матушке-земле

И мы, хоть вовсе не крестьяне, Встают из глубины сознанья

Так жаждем преуспеть во всём! Как родовой завет семье.

(М. Черных)

Педагог обращает внимание на магнитную доску, на которой развешены буквы из азбуки в картинках Аа, Оо, Уу, ы, Ээ.

Затем спрашивает:

Что написано на картинках? (Буквы)

Что такое буква? (Буква – это то, что мы пишем, видим, читаем.)

Какой звук издают эти буквы? (Гласный)

Почему он гласный? (Потому что он произносится долго, поётся.)

Затем педагог обращает внимание детей на букву «ы».

Педагог. Посмотрите, ребята, все буквы вышли гулять парами: мама с дочкой (заглавная буква – мама и строчная буква – дочка). Только одна буква гуляет без мамы. Это буква «ы».

Почему она одна? (Потому что эта буква сердитая.)

Почему она сердитая? (Потому что она никогда не стоит в начале слова. Из-за этого она очень рассердилась и осталась одна, без мамы.)

Словесная игра «Доскажи слово»

Педагог загадывает детям загадки, дети их отгадывают и в слове-отгадке называют первый звук:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор… (Айболит)

С какого звука начинается это слово? (Со звука [а])

Выставляется предметная картинка с изображением доктора Айболита.

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимой в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?

(Огурцы)

С какого звука начинается это слово? (Со звука [о])

Выставляется предметная картинка с изображением огурцов.

Он плывёт по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг –

Электрический… (утюг).

С какого звука начинается это слово? (Со звука [у])

Выставляется предметная картинка с изображением утюга.

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? (Эскимо)

С какого звука начинается это слово? (Со звука [э])

Выставляется предметная картинка и изображением эскимо.

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву Ы.

Педагог ещё раз напоминает детям про особенности буквы Ы.

Затем педагог размещает на магнитной доске картинки с изображением предметов, обозначаемых двусложными и трёхсложными словами, дети скандируют эти слова, делят на слоги, выделяют ударный слог голосом, составляют простейшую схему слов (работают в тетрадях).


"сама не ем, а людей кормлю" (загадка)

Альтернативные описания

Столовый прибор

Обеденная принадлежность

Русский ударный музыкальный инструмент

. "Сухая... рот дерет" (посл.)

. "Хлебательный" столовый прибор

. "Черпак" Антошки

Главный "рабочий" инструмент едока

Дорога к обеду

Ее Антошка готовил к обеду в песенке

Ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. Разливная ложка, ковш. Род железного черпака, которым разливают медь, при мелкой отливке; такой же, более плоский ковш, которым достают каления ядра, или штыки, слитки из изложниц; широкая лопасть бурава; широкий насадок земляного бура; нижний конец грудной кости, ложечка, ямочка под грудною костью. Деревянная ложка (главный промысел Ниж. губ. Сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. Ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая т. е. некрашеная, из первых рук идет

Мера дегтя

Мера дегтя в бочке с медом

Музыкальный инструмент к обеду

Орудие одного, когда семеро с сошкой

Предмет домашней утвари, в обрядах - символ члена семьи, живого или умершего

Предмет, дорожающий к обеду

Прибор - щи хлебать

Рабочий инструмент обжоры

Русский народный музыкальный инструмент

Русский ударный музыкальный инструмент

Столовая "коллега" ножа и вилки

Столовый прибор

Суповая черпалка

То, что готовил к обеду Антошка

Ударный инструмент народного оркестра

Чем ближе к обеду, тем она дороже

Черпак для Антошки

Черпалка

Всех кормлю с охотой, а сама безротая (загадка)

Деталь бурового устройства, предназначенная для извлечения из скважины жидкой, полужидкой и рассыпчатой породы

К обеду она дорожает

Один из самых древних столовых приборов

Она дорога к обеду

Предмет для зачерпывания жидкой рассыпчатой пищи

Предмет домашнего обихода, один из товаров кустарного производства

Приспособление для еды

Праща-ложка

В Древней Греции даже в богатых домах подавали к обеду засохшие корочки хлеба, а что вместо них сейчас используем мы

Бурлаки называли ее "бутызкой" и носили за ленточкой шляпы на лбу, как кокарду

Инструмент едока

Самый главный столовый инструмент

Без нее есть суп было бы очень трудно

Музыкальный инструмент, которым можно и щи похлебать

Посредница между супом и едоком

Минимально необходимое количество меда на порчу одной бочки меда

Один с сошкой, а семеро с нею

Столовый прибор у солдата за голенищем

Столовый прибор на семерых

Доза дегтя, смертельная для бочки

Черпалка бульона

Супохлебательница

. "черпак", дорогой к обеду

. "совок" для обуви

Отлично!

Главный «рабочий» инструмент едока

В Древней Греции даже в богатых домах подавали к обеду засохшие корочки хлеба, а что вместо них сейчас используем мы?

Бурлаки называли ее «бутызкой» и носили за ленточкой шляпы на лбу, как кокарду

. «сама не ем, а людей кормлю» (загадка)

. «сухая... рот дерет» (посл.)

Хлебательный столовый прибор

. «черпак», дорогой к обеду

. «черпак» Антошки

Столовая «коллега» ножа и вилки

Прибор - щи хлебать

. «совок» для обуви